Рабочая программа по предмету Рисунок (1-4 класс) в Детской художественной школе. Рисование в художественной школе 1 класс


Рабочая программа по предмету Рисунок (1-4 класс) в Детской художественной школе

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Школа-интернат для одаренных детей

Детская художественная школа

«Рекомендовано»

Зав. творческой кафедрой

____________Л.В. Белова «___»_____________20___г.

«Согласовано»

Зам.директора по УР

___________Т.Г. Текутова

«____»__________20____г.

«Утверждаю»

Директор ШИОД ВГУЭС

___________И.В. Нижник

«____»____________20____г.

Рабочая программа

по предмету

Рисунок

1-4 классов

Составил: педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Романова Юлия Владимировна

Срок реализации: ____________________________________

Владивосток

2017

Пояснительная записка

Поскольку в основе изобразительной деятельности лежит зрительное восприятие мира, одним из наиболее важных предметов в художественном воспитании детей является Рисунок. Он является ведущей дисциплиной, тесно связанной с другими предметами, а именно живописью и композицией.

Главная задача при обучении рисунку - научиться правильно видеть объемную форму предмета и уметь ее логически последовательно изображать на плоскости листа бумаги, используя при этом знания композиции, пластического построения формы, перспективы, распределения света и навыки графических приемов изображения.

Вся работа строится последовательно- от простого к более сложному, к более самостоятельному

исполнению и к всё большей степени завершенности рисунка. В процессе обучения учащиеся

знакомятся с основными понятиями анатомии человеческого тела и лица, приобретают навыки

изображения гипсовой и живой модели, архитектурных деталей и интерьера в целом, моделирования и построения сложных деталей, создания композиционно-грамотных и законченных работ.

В основе работы с натуры лежат особо бережное отношение к предметам, умение любоваться, восхищаться, сопереживать, видеть в натуре явления, созвучные личным переживаниям.

Важно сочетать длительные постановки с краткосрочными, вводить обучение технике

быстрого рисунка для формирования легкости линии и четкости глаза.

Основы учебного рисования:

1 Развитие у учащихся зрительных восприятий.

2 Развитие целостного видения натуры

3 Выработка глазомера

4 Выработка двигательных навыков руки.

5 Выработка навыков и умения грамотного расположения рисунка на плоскости листа бумаги.

Задачи:

1 Умение выбрать формат в зависимости от постановки.

2 Композиционная целостность листа.

3 Определение положения предмета в пространстве с использованием начальных знаний линейной перспективы (с учетом уровня зрения).

4 Построение простых предметов и передача их объема с помощью светотеневых отношений.

Правила при работе над рисунком:

1 Выбор листа относительно натуры.

2 Положение листа бумаги по отношению к уровню глаз рисующего(высота и расстояние).

3 Осанка.

4 Правильное использование графических материалов.

В начале обучения дается преимущественно плоскостное, силуэтное решение. Учащиеся знакомятся с понятием линейной перспективы и осваивают принципы построения простейших геометрических тел. На предметах разной формы изучается распределение светотени. Постепенное повышение требований к выполнению заданий , увеличение количества предметов на постановках.

infourok.ru

Программа по композиции (1 - 4 классы)

Авторская программа по композиции для 1 - 4 классов ДХШ

Лауреат областного конкурса методических работ преподавателей ДХШ и ДМШ в номинации «Образовательные программы» 1996год.

 

Авторы: преподаватели ДХШ № 19

  • Нестерова Галина Викторовна
  • Белокриницкая Ирина Дмитриевна
  • Радионова Татьяна Григорьевна
  • Печерина Татьяна Григорьевна

 

Художественная школа должна в четкой и ясной последовательности дать учащимся необходимую для творческой работы грамоту. И именно предмет "композиция" непосредственным образом должен воздействовать на развитие творческих способностей детей, стимулировать и направлять их, то есть формировать то, без чего не может состояться художник. В основу работы над композицией должно быть положено стремление воспитывать у учащихся способность не просто копировать действительность, а выражать свое отношение к ней, то есть создавать художественный образ. Овладение образным языком и создание художественного образа - основная цель обучения композиции в нашей школе. А поскольку создание художественного образа является результатом образного мышления, то итогом обучения должны быть:

  • Знание закономерностей композиции
  • Свободное владение любыми художественными средствами выражения
  • Умение использовать все средства композиции для выполнения творческих задач

 

Для выполнения этих задач все задания в нашей программе, начиная с первых упражнений в младших классах, направлены на развитие в учениках образного мышления. Через образные ассоциации, метафоры учителя формируют в детях творческое начало, добиваясь выразительности линии, цветового пятна, ритмического строя в композиции. То есть, добиваясь понимания того, что и линия, и цветовое пятно должны "разговаривать", "рассказывать" о чем-то. Начиная с первых дней обучения, педагоги вводят детей в особый мир образов, красок, неожиданных композиционных построений, пластических форм с помощью заданий "цветочная поляна", "Добрый и злой волшебник", "Сказочный лес", "Мой друг", "Сказочная птица", объясняя, что друг должен быть "каким-то": добрым, хитрым, ласковым и т. д., что сказочный лес должен быть ярко выраженным, страшным, неживым, хрустальным, нежным, пряничным и т. д., подводя учащихся к созданию того или иного настроения. Нередко в самих названиях присутствуют эмоциональные цветовые решения образа: "Хитрый кот", "Нежная мама", "Праздничный букет", "Хрустальный лес", "Огненный город".

В процессе дальнейшего обучения, наряду с основами композиции, педагоги начинают знакомить детей с разнообразием изобразительных материалов и техник исполнения, стараясь довести до их сознания, что язык искусства - это образный строй, через который художник выражает, а зритель воспринимает содержание произведения.

Цель обучения в младших классах нашей школы - дать именно представление о специфике и богатстве этих языков, добиваясь четкого понимания: все средства искусства есть средства выражения художественного образа. Наша программа строит представления учащихся о средствах искусства, все время связывая их общим представлением о роли этих средств в образном строе искусства.

Освоение детьми различных изобразительных материалов, технических приемов работы с ними развивает творческую активность учеников, повышая их интерес к творческому процессу, основной задачей которого является образное раскрытие темы композиции. При выполнении различных заданий педагог помогает детям понять, с помощью каких изобразительных средств можно полнее выполнить поставленные творческие задачи.

Так, например, при изучении темы "симметрия" ученикам дается задание "Бабочка". Но один педагог подводит своих учеников к выполнению поставленной задачи через понятие "Кружевная бабочка" и совмещает с основной темой освоение новой техники исполнения "текстуры". Материал, в котором выполняется это задание - тушь, перо.

Другой педагог ставит дополнительную задачу иначе: бабочка должна быть многоцветной и яркой. И подсказывает детям неожиданный и интересный способ выполнения: сложив пополам лист бумаги, отпечатать с одной половины на другую многоцветные красочные пятна, дорисовать получившиеся симметричные цветные узоры гуашью, тушью, пастелью, превратив в "сказочную бабочку". Третий педагог для выполнения задания знакомит учащихся с техникой "цветной граттаж", выполненный текстурами. И композиция уже называется "Ночная бабочка".

Во втором классе учащиеся решают образные задачи в различных жанрах искусства (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, иллюстрация), совмещая полученные знания по основам композиции и такие понятия, как "декоративность цвета", "живописность цвета", "язык графики", "декоративно-прикладное искусство".

Педагоги школы учат детей мыслить графическими и живописными образами и одновременно фиксировать на бумаге стадии рождения композиционного замысла: от самого схематичного, первого наброска, где только обозначена сама идея композиции, до ее завершения, где четко прослеживается ритм, образное начало, колористическое решение.

Во втором классе, дети должны отчетливо понимать, что решение сугубо изобразительных (живописных, графических, декоративных) задач тесно связано с идейно-тематическим содержанием композиций. Дети уже имеют представление о специфике и богатстве изобразительного языка. Например, они четко понимают насколько образный язык станкового искусства отличается от языка декоративно-прикладного и т. д. И педагоги школы уже к 3 классу подводят учащихся к сознательному выбору материала, наиболее отвечающему замыслу.

В третьем классе ученики, в основном ознакомленные с азами цветоведения и основами композиции, начинают решать в своих работах по композиции более сложные задачи: эмоционально-образное выражение жизненных впечатлений, ассоциативное восприятие художественного образа. Обязательным в процессе обучения является система упражнений, где учащиеся реализуют усвоенный материал, после объяснения преподавателя создавая краткосрочные композиции, которые отвечают на поставленные задачи, продолжая развивать образное мышление у обучающихся на новом, более сложном витке, помогая усвоить понятие "образ". Длительная подготовительная работа ведется над эскизами, повышается требование профессионального отношения к работе.

Все больше внимания уделяет преподаватель в процессе сочинения композиции способности учащихся образно мыслить.

К четвертому классу все больше усиливается требование профессионального отношения к работе, острее становится внимание к индивидуальности учащихся. В четвертом классе учащиеся вплотную подходят к "образному раскрытию темы" при создании любого произведения искусства. Ученики 4 класса умеют подчинять все средства выражения своему творческому замыслу. Они также понимают, чем определяется выбор средств для выразительного решения темы, идеи произведения. На основе данного на протяжении трех лет "багажа знаний", педагоги подводят учащихся к таким заключительным понятиям создания художественного образа, как отбор, обобщение, условность, акцентирование, стилизация.

dhsh19.ru

Детская художественная школа г. Калининграда

Детская художественная школа является начальной ступенью в системе художественного образования. Поэтому очень важно на этом этапе дать учащимся необходимую для творческой работы грамоту в четкой и ясной последовательности.

Обучение в художественной школе подразделяется на  основную школу и отделение платных  дополнительных  услуг.

В основную школу входят классы, занимающиеся по программам:

  • Дополнительная   пред профессиональная  общеобразовательная  программа в области  изобразительного искусства «Живопись» (срок обучения 5 лет).

  •  Дополнительная   пред профессиональная  общеобразовательная  программа в области  изобразительного искусства «Дизайн» (срок обучения 5 лет).

  • Дополнительная  общеразвивающая программа   в области изобразительного искусства                       (срок обучения  3  года).

Учащиеся зачисляются в 1 основной класс художественной школы, как правило, при достижении 10 -12 лет. Этот возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей ребенка. Кроме предметов «рисунок», «живопись», «композиция», в программе обучения в основных классах ДХШ, занимающихся по программе «Живопись»,  изучаются  «цветоведение», «прикладная композиция», «графическая композиция», «скульптура» и «история  изобразительного искусства», а  учащиеся, занимающиеся по программе «Дизайн»,  изучают предметы «Основы дизайн проектирования» и

«Компьютерная графика».                                     

5 классов являются базовыми, по завершению обучения в которых выдается свидетельство об окончании художественной школы.  Подготовка осуществляется индивидуально с учетом требований для поступления в тот или иной ВУЗ. Эти требования, как правило, включают в себя выполнение тех или иных вариантов заданий по рисунку, живописи и композиции, учитывая специфику учебного заведения. Поэтому основное внимание уделяется именно более целенаправленному и тщательному выполнению заданий, подобных вступительным экзаменам. Полученные в школе знания потом будут усложняться, обогащаться, но на тех же простых и ясных принципах, усвоенных в детском возрасте в школе. Все обучение ведется с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей. Учебные задания увлекательны и интересны для учащихся, развивают индивидуальные творческие способности, будят воображение, оставаясь при этом понятными и доступными. Они построены в порядке постепенного усложнения от простых упражнений, с однозначными задачами, к сложным упражнениям с комплексом целей и задач. Одновременно дети учатся анализировать свои работы, развивая критическое отношение, сравнивая свои работы с натурой или сверяя с поставленной задачей.  Учащимися в процессе обучения усваиваются понятия формата, размера, пропорций, ритма, тоновых отношений, колористической цельности, цветового пятна, декоративности и т.д.

Практические занятия, связанные с изучением пейзажа, растительного и животного мира, отнесены на период летней учебной практики на пленэре в количестве 28 часов на группу.

На 3-ёх летнее  обучение по  дополнительной   общеразвивающей  программе   в области изобразительного  искусства, как правило,  поступают дети более  старшего возраста  (13 лет), не успевающие закончить ДХШ до окончания средней школы, или дети не связывающие свою будущую профессию с изобразительным искусством.

 

Учебная программа для 1-5 классов, разработанная педагогами школы, знакомит учащихся с основным кругом проблем и дает теоретические и практические знания, умения и навыки изобразительной грамоты в рисунке, живописи, композиции, а также с курсом по истории  изобразительного искусства, скульптуре и декоративно-прикладному искусству.

Эстетическое воспитание было бы неполным без изучения культурного наследия человечества. Знакомство с достижениями мирового опыта в искусстве происходит на уроках истории искусств. Курс истории искусств последовательно изучает историю изобразительных искусств от эпохи первобытнообщинного строя до наших дней. В сжатой форме рассматриваются наиболее значительные художественные направления и стили в архитектуре, скульптуре, живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве. Изучается творчество крупнейших художников и их важнейшие произведения. Учащиеся знакомятся с неповторимым характером, эстетическим обаянием искусства каждой эпохи, страны, мастера, а также учатся правильному пониманию, как старого, так и современного искусства.  У учащихся развивается чувство прекрасного, хороший вкус и критическое чутье. Курс истории искусства в художественной школе читают профессиональные искусствоведы и специалисты.   Практические занятия, связанные с изучением пейзажа, растительного и животного мира, отнесены на период летней учебной практики на пленэре в количестве 28 часов на группу.

В дополнительную  пред профессиональную  общеобразовательную  программу в области изобразительного искусства "Живопись"  (5 лет обучения) входят:

  • ПО.2.УП.01 БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ.

  • ПО.01. УП.01  ЖИВОПИСЬ.

  • ПО.01.УП.02 РИСУНОК. 

  • В.01 СКУЛЬПТУРА. 

  • ПО.01.УП.03 СТАНКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ.  

  • ПО.01.УП.02.ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

  • В.02 ЦВЕТОВЕДЕНИЕ. 

 

В дополнительную  пред профессиональную  общеобразовательную  программу в области изобразительного искусства "Дизайн"  (5 лет обучения) входят:

  • ПО.01.УП.01 ЖИВОПИСЬ

  • ПО.01.УП.02 РИСУНОК

  • ПО.01.УП.03 ОСНОВЫ ДИЗАЙН - ПРОЕКТИРОВАНИЯ

  • ПО.01.УП.04  КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА      

  • ПО.2.УП.01 БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ

 

В  дополнительную  общеразвивающую  программу   в области изобразительного искусства   (3 года обучения) входят: 

  •  Рабочая программа  «РИСУНОК»

  •  Рабочая программа  «ЖИВОПИСЬ»

  • Рабочая программа  «СТАНКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ»

 

 

Реализуемые программы:

  • Дополнительная  общеразвивающая  программа в области изобразительного искусства «Раннее эстетическое развитие» (срок обучения 1 год).

  • Дополнительная  общеразвивающая  программа в области изобразительного искусства «Подготовка детей к обучению в школе» (срок обучения 1 год).

  • Дополнительная  общеразвивающая  программа в области изобразительного искусства «Палитра» (срок обучения 3 года).

  • Дополнительная  общеразвивающая  программа в области изобразительного искусства «Студия для взрослых» (срок обучения 1 год).

 

Система занятий, которая предлагается в программе обучения  группах  раннего эстетического развития , основывается на единстве задач обучения, воспитания и возрастных особенностях учащихся. Художественно-творческое развитие учащихся осуществляется по мере овладения навыками изобразительной грамоты и посильным отражением жизненных впечатлений и фантазий в рисунках, этюдах, композициях. Основная цель практических занятий изобразительным искусством в группах  раннего эстетического развития в  ДХШ - развитие художественно-творческих способностей детей, которые обеспечат возможность для дальнейшего обучения.

 Программа обучения в группах  раннего эстетического развития ставит своей целью:

- изучение свойств рисовальных материалов;

- знакомство учащихся с изобразительной грамотой;

- развитие у детей композиционного мышления, фантазии, воображения;

- знакомство с разнообразными техниками для расширения изобразительных возможностей.

Последовательность изучения тем и выполнение заданий определяется педагогом в рамках программы.  По результатам обучения в группах  раннего эстетического развития, при условии успешного усвоения учебной программы и успешного прохождения вступительных  творческих испытаний (экзаменов), учащиеся зачисляются в 1 основной класс художественной школы.

Для работающей молодежи и для взрослых работает вечерняя студия для взрослых.

 

 

Рисунок

На уроках рисунка учащиеся:

  • в 1 классе развивают глазомер, учатся строить простейшие узоры, орнаменты из геометрических форм и линий; передавать симметричные формы как простых, так и более сложных предметов; учатся передавать силуэтом особенности формы предметов быта, делать наброски и зарисовки фигур и человека с натуры. Знакомятся с наглядной перспективой.
  • во 2-3 классах выполняются задания, как с натуры, так и по памяти и представлению. Дети учатся последовательно вести работу над заданием, грамотно располагать рисунок на изобразительной плоскости листа, определять положение в пространстве, используя начальные сведения наглядной и линейной перспективы, передавать объём предметов постановки с помощью светотени.
  • В 4, 5 классе учащиеся обобщают полученные знания изображения трёхмерной формы на изобразительной плоскости, выполняя длительный рисунок с неподвижной натуры, учитывая её особенности и свойства. Также учатся рисовать портрет и фигуру человека.

В 4, 5 классах происходит дальнейшее изучение головы, фигуры человека, предметного мира и совершенствование технических приемов.

 

Живопись

На уроках живописи учащиеся:

  • в 1 классе приобретают навыки работы кистями, акварельными и гуашевыми красками, приобретают знания о колорите, объёме, рефлексах в живописи и учатся эти знания использовать;
  • во 2 и 3 классах, которые являются базовыми, ребята изучают влияние окружения, освещения, глубины постановки на цвет предметов. Учатся передавать среду и пространство. Знакомятся с психологически-эмоциональным воздействием цвета;
  • в 4, 5 классе учащиеся передают материальность и фактуру предметов, закрепляют знания, полученные за предыдущий период. В 4 классе все внимание уделяется дальнейшему развитию цветовосприятия и технических приемов акварельной живописи.

 

 

Композиция: станковая и декоративно-прикладная

На уроках станковой композиции учащиеся получают знания основ организации плоскости, размещения и подчинения главному второстепенного, изучают законы ритма, статики и динамики, симметрии и асимметрии, контраста, колорита. Параллельно, с обучением станковой композиции, учащиеся знакомятся с различными видами декоративно-прикладного искусства: аппликацией, коллажом, батиком. При изучении книжной графики - офортом, гравюрой и др. Из предметов по выбору – с основами графического дизайна.

 

Скульптура

Скульптура — один из пяти основных предметов.  Работа с объемными материалами помогает развить объемно-пространственное видение у учащихся, быстро моделировать форму и фактуру изображения. На уроках осваиваются навыки работы с объемными фигурами и рельефами. Учащиеся знакомятся с понятием композиции в скульптуре, пропорциями и пластической анатомии людей и животных. Изучается, как и почему тело человека приобретает то или иное положение во время движения или состояния покоя. Строго соблюдая принцип «от простого к сложному», после освоения учебных задач по изображению человека ставятся творческие задачи, позволяющие проявить и развить способности детей. Например: передать внутренне состояние человека через его пластику. Развивая воображение и наблюдательность, удается достичь весьма интересных результатов. Постоянно поддерживаются межпредметные связи, особенно с композицией и рисунком, задания  дают возможность приобрести навыки работы с глиной, гипсом и другими материалами.  В дальнейшем лучшие работы участвуют в выставках и конкурсах, занимая призовые места.

 

Летняя практика

Летняя практика при предпрофессиональном образовании в 1- 4 классах - 28 часов (одна неделя)

Летняя практика проводится после окончания I  класса, а также во всех классах основной школы в конце учебного года (июнь-август). 

  • расширение представлений об окружающей среде;
  • знакомство с законами пленэра;
  • закрепление основных положений начального рисунка, живописи, композиции;
  • сбор материала для использования его на уроках композиции.

Задания практических занятий связаны с изучением пейзажа и световоздушной перспективы, растительного и животного мира.

mou-dod-dhsh.klgd.muzkult.ru

Рисунок | ДХШ №1

Страницы

Случайное фото

Колычева Виктория, 15 лет

Здесь представлены графические работы учащихся ДХШ № 1.

Смирнова Полина, 2 класс, "Деревенский натюрморт"

Смирнова Полина, 2 класс, "Деревенский натюрморт", б., пр.кар., пр.: Богатова О.Д.

Чистова Карина, 2 класс, "Натюрморт с хвойными ветвями"

Чистова Карина, 2 класс, "Натюрморт с хвойными ветвями", тон.б., маркер, пр.: Богатова О.Д.

Семенова Ольга, 12 лет, "Натюрморт с тыквой"

Семенова Ольга, 12 лет, "Натюрморт с тыквой", к., соус, сангина, уголь, пр.: Сегодкина Т.Ю.

Староверова Татьяна, 13 лет, "Осенний букет"

Староверова Татьяна, 13 лет, "Осенний букет", к., соус, сангина, уголь, пр.: Сегодкина Т.Ю.

Рудаков Алексей, 14 лет, "Натюрморт с физалисами"

Рудаков Алексей, 14 лет, "Натюрморт с физалисами", к., соус, уголь, сангина, пр.: Сегодкина Т.Ю.

Муравьева Анна, "Натюрморт с гибсовым орнаментом"

Муравьева Анна, "Натюрморт с гибсовым орнаментом", б., пр.кар., пр.: Кононова Л.В.

Кононова Арина, 14 лет, "Натюрморт с сушками"

Кононова Арина, 14 лет, "Натюрморт с сушками", б., пр. кар., пр.: Трифонова А.Ю.

Махолина Варвара, 14 лет, "Осенний натюрморт"

Махолина Варвара, 14 лет, "Осенний натюрморт", к., уголь, пр.: Кононова Л.В.

Меденкова, 4 класс

Меденкова, 4 класс, б., цв.кар., пр.: Попов М.М.

Ильичева Мария, 4 класс, "Натюрморт с белым кувшином"

Ильичева Мария, 4 класс, "Натюрморт с белым кувшином", тон.бумага, пастель, пр.: Кононова Л.В.

Ильичева Мария, 4 класс, "Экзаменационная постановка"

Ильичева Мария, 4 класс, "Экзаменационная постановка", б., пр. кар., пр.: Кононова Л.В.

Смирнова Мария, 4 класс, "Экзаменационная постановка"

Смирнова Мария, 4 класс, "Экзаменационная постановка", б., пр.кар., пр.: Кононова Л.В.

Иванова Ульяна, 5 класс, "Рисунок головы Давида"

Иванова Ульяна, 5 класс, "Рисунок головы Давида", пр.: Сегодкина Т.Ю.

Форма обратной связи

dhschool1.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИСУНКУ 1 КЛАССА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РИСУНКУ 1 КЛАССА

МБОУ ДОД

 «Детская художественная школа №2

 им. А.А. Дейнеки»

(Автор Пашкова А.Ф.)

УТВЕРЖДЕНО___________________

ДИРЕКТОР МБОУ ДОД

«Детская художественная школа №2

 им. А.А. Дейнеки»

Болховитин Е.Е.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учётом государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».

Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики, и вместе с тем, любой вид пластических искусств не может без него обойтись, поскольку рисунок  - основа живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры. Многочисленные разновидности рисунка отличаются  по технике, методам и характеру рисования, по назначению, жанрам и темам.

Самостоятельное значение имеет станковый рисунок – художественное произведение различных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, мифологический и др.), выполненное графическими изобразительными материалами.

Также рисунок может служить вспомогательным целям при создании произведений разных видов искусств.

Будучи основой реалистического отображения действительности, рисунок является средством художественного, образного выражения мыслей, чувств, представлений художника, его отношения к миру, что, однако, не возможно при отсутствии достаточного уровня знаний, умений и навыков.

Следовательно, основной задачей обучения рисунку является изучение методологической основы подхода к выполнению рисунка, освоение приёмов, методов и способов рисования.

Поэтому особое место в процессе обучения изобразительному искусству занимает учебный рисунок.  

«Рисунок» – один из основных предметов в системе обучения изобразительному искусству. Без знаний и умений в рисунке невозможно  эффективное изучение других учебных дисциплин, а также выполнение любых творческих задач.

Рисунком обучающиеся занимаются весь период обучения на протяжении пяти лет и шести лет, с учётом дополнительного года обучения в профориентационном классе.

Программа по рисунку построена таким образом, чтобы получая знания и осваивая какие либо приёмы работы обучающиеся могли применить эти знания  и приёмы в заданиях других школьных дисциплин. Закрепляя тем самым умения, расширяя диапазон их использования.

Основой обучения рисунку является рисование с натуры, выполнение обучающимися как длительных заданий, так набросков и зарисовок.

Также важным аспектом в изучении рисунка является рисование по памяти и по представлению. Такие задания позволяют активизировать зрительную память, воображение, практические умения выполнения рисунка.

Для успешного освоения рисунка важны  продуманная система заданий, распределение учебного материала по годам обучения и в соответствии с возрастными возможностями обучающихся,  а также,  и материальное обеспечение учебного процесса.  Важно познакомить обучающихся с различными возможностями изобразительных материалов.

Задания по рисунку, обогащая знаниями, последовательно развивая умения и навыки обучающихся помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.

Срок реализации учебного предмета.

Срок реализации данной программы по рисунку составляет 5 лет.

Занятия целесообразно проводить в форме групповых, мелкогрупповых занятий, а также индивидуальных.

Продолжительность учебных занятий с первого по пятый класс составляет 33 недели ежегодно.

Объём учебного времени предусмотренный учебным планом

на реализацию учебного предмета «Рисунок».

Общий объём максимальной учебной нагрузки (трудоёмкость в часах) учебного предмета «Рисунок» со сроком обучения 5 лет составляет 990 часов, в том числе аудиторные занятия – 561 час, самостоятельная работа – 429 часов.

Сведения о затратах учебного времени

и графике промежуточной аттестации

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации

Всего часов

Классы

1

2

3

4

5

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Аудитоные занятия

48

51

48

51

48

51

64

68

64

68

561

Самостоятельная работа

32

34

32

34

32

34

48

51

48

51

429

Максимальная учебная нагрузка

80

85

80

85

80

85

112

119

112

119

990

Вид промежуточной аттестации

зачёт

зачёт

зачёт

зачёт

экзамен

Форма проведения учебных занятий.

Учебные занятия по учебному предмету «Рисунок» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций.  

Проведение занятий  осуществляется в форме групповых, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Самостоятельная работа (внеаудиторная) – представляет широкий спектр деятельности:

выполнение практических заданий (набросков, зарисовок),

изучение репродукций  графики;

посещение выставок, галерей, музеев;

участие в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-

просветительской  деятельности образовательного учреждения;

просмотр слайд-фильмов, кинофильмов, видеофильмов;

использование мультимедийных материалов;

использование сетевых образовательных ресурсов;

 

 Объём учебных занятий в неделю по учебному предмету «Рисунок» предпрофессиональной программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет составляет:

●аудиторные занятия:

1-3 классы – по 3 часа в неделю;

4-5 классы – по 4 часа в неделю:

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачётам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счёт резерва учебного времени.

         

Цель и задачи учебного предмета

Цель:

Художественно-эстетическое развитие личности ребёнка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одарённых детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные программы в области изобразительного искусства.

Задачи:

● освоение терминологии предмета «Рисунок»;

● приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира;

● приобретение навыков передачи объёма и формы, чёткой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.

● формирование умения создавать художественный образ в рисунке на

основе решения технических и творческих задач;

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа учебного предмета «Рисунок» составлена с учётом сложившихся традиций реалистической школы обучения рисунку, а также принципов наглядности, последовательности, доступности.

Содержание программы учебного предмета «Рисунок» построено с учётом возрастных особенностей детей и с учётом особенностей их объёмно-пространственного мышления.

Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы и формы в обучении рисунку, которые в своём единстве решают задачу формирования у учащихся умений видеть, понимать и изображать трёхмерную форму на двухмерной плоскости.

Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения – от простейших упражнений до изображения сложной и разнообразной по форме натуры.

Главной формой обучения является длительный тональный рисунок, основанный на продолжительном наблюдении и внимательном изучении натуры.

Параллельно с длительными постановками выполняются краткосрочные зарисовки и наброски, которые развивают наблюдательность и зрительную память, дают возможность обучающимся быстрее овладеть искусством рисунка.

На начальных этапах обучения на примере рисования простых форм предметов даётся представление о наглядной (наблюдательной) перспективе, понятия о светотеневых отношениях, некоторые сведения о пластической анатомии животных и человека. В последующие годы обучения осуществляется переход к изображению более сложных комбинированных форм, изучаются законы линейной и воздушной перспективы, приёмы

решения живописного и творческого рисунка, передачи пространства. Обучающиеся приобретают навыки последовательной работы над рисунком по принципу: от общего к частному и от частного к общему. На завершающем этапе обучения происходит ознакомление с основами пластической анатомии, правилами и особенностями линейного и тонального рисования головы человека. Значительно расширяются и усложняются композиционные, пространственные и тональные задачи в рисовании натюрмортов и интерьеров. Последний год обучения включает задания, ориентированные на подготовку одарённых детей к поступлению в профессиональные учебные заведения.

На протяжении всего процесса обучения вводятся обязательные домашние (самостоятельные) задания.

Содержание учебного предмета распределено по следующим разделам и темам:

● Технические приёмы в освоении учебного рисунка;   (-1-)

● Линейно-конструктивный рисунок;   (-2-)

● Выразительные средства в рисунке;   (-3-)

● Тональный рисунок, объём, фактура и материальность;  (-4-)

● Живописный рисунок; световоздушная среда;  (-5-)

● Перспектива;   (-6-)

● Творческий рисунок; создание художественного образа графическими средствами;  (-7-)

3. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

п/п

Наименование раздела.

темы

Вид

учебного занятия

Общий объём времени

 (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные

занятия

I полугодие

Раздел 1. Технические приёмы в освоении учебного рисунка.

1.1

Вводная беседа о рисунке. Оборудование класса.  Организация работы. Постановка руки.

урок

1

1.2

Понятие «Графика». Графические изобразительные средства. Графические материалы.

Упражнение: рисование простых фигур, способы штриховки,

урок

3

1

2

1.3

Последовательность ведения работы. Композиция листа. Рисунок плоских предметов.

урок

4

1

3

1.4

Тональная растяжка.

 Рисунок овощей и фруктов. (штриховка по образующим)

урок

4

1

3

Раздел 2. Линейно-конструктивный рисунок.

2.1

Симметрия – асимметрия. Понятие пропорции.  Рисунок  плоских предметов и предметов невысокого рельефа.

урок

4

1

3

2.2

Понятие о конструкции предметов. Линейный рисунок с сохранением невидимого контура. Краткосрочные зарисовки бытовых предметов, напоминающих по форме геометрические тела.

урок

4

1

3

2.3

Натюрморт из 1-2-х предметов быта (напоминающих простые геометрические формы) на нейтральном фоне.

урок

8

2

6

Раздел 3. Выразительные средства в рисунке.

3.1

Натюрморт из 1-2-х предметов быта.

урок

7

1

6

3.2

Зарисовки овощей и фруктов

урок

4

1

3

3.3

Рисунок чучела птицы.

урок

7

1

6

Раздел 4.  Тональный рисунок. Объём.

4.1

Понятие о тоне.  Тональный масштаб. Тоновые отношения.

Натюрморт из 1-2-х предметов на контрастном фоне.

урок

7

1

6

4.2

Правила компоновки листа. Натюрморт из 1-2 предметов на нейтральном фоне

урок

7

1

6

60

12

48

II полугодие

Раздел 3. Выразительные средства в рисунке.

3.4

Зарисовка двух веток (хвойная, лиственная)

урок

8

2

6

Раздел 4.  Тональный рисунок. Объём.

4.3

Простые геометрические формы (знакомство с геометрическими телами)  Натюрморт из 2-х -3-х предметов, напоминающих простейшие комбинации геометрических тел.

урок

7

1

6

4.4

Освещение и восприятие формы – свет, тень, полутень. Силуэт.  Светотеневая разработка рисунка.

Натюрморт из 2-х – 3-х предметов домашнего обихода контрастных по  форме и тону на светлом фоне.

урок

12

3

9

Раздел 2. Линейно-конструктивный рисунок.

2.4

Натюрморт из предметов по форме напоминающих геометрические тела: коробочка, мяч, пирамидка.

урок

12

3

9

Раздел 1. Технические приёмы в освоении учебного рисунка.

1.5

Зарисовки предметов быта: щётка, меховая шапка, и т.п.)

урок

4

2

3

Раздел 4.  Тональный рисунок. Объём.

4.5

Зарисовки предметов быта

урок

4

2

3

4.6

Зарисовки животных (чучела животного)

урок

7

2

6

4.7

Итоговая работа:

Натюрморт «Игрушки» из 2-х – 3-х предметов быта на фоне однотонной драпировки.

урок

10

1

12

67

16

51

nsportal.ru

План урока по рисунку для 1-го класса детской художественной школы на тему: "Рисунок сказочного терема"

Разделы: МХК и ИЗО

ТЕМА УРОКА: Рисунок сказочного терема.

ЦЕЛЬ УРОКА:

Продолжить формирование знаний о симметрии и асимметрии в рисунке.

ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Закрепление знаний о понятиях «симметрия» и «асимметрия» в рисунке. 2. Передача в рисунке пропорций, симметричности и асимметричности формы, используя в работе вспомогательные построения. 3. Удачное размещение изображения на листе бумаги (на основе знаний по композиции). 4. Знакомство с новым графическим материалом – чёрной тушью и приёмами работы ею при помощи кисти, пера, заострённой палочки. 5. Формирование умений удачно сочетать в рисунке линию и пятно. 6. Умение воплощать художественный замысел в рисунке и композиции, используя раз - личные изобразительные средства. 7. Дальнейшее развитее творческого воображения, фантазии, художественного вкуса.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Для учителя:

1. РЕПРОДУКЦИИ:

Церковь Покрова на Нерли. Церковь Спаса на Нередице. Дмитриевский собор во Владимире. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. Храм Василия Блаженного. Рисунки И. Я. Билибина.

2. Набор архитектурных элементов, вырезанных из плотной бумаги, для составления ва - риантов композиций на магнитной доске (вместо магнитной доски можно использовать лист мягкого картона, прикрепляя элементы английскими булавками).

3. Примеры работ, выполненных чёрной тушью.

Для учащихся:

Бумага (формат - ј листа ватмана), простой карандаш, чёрная тушь, кисть, перо, заострённая палочка.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

3.  ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПУТЁМ ОПРОСА И БЕСЕДЫ С УЧАЩИМИСЯ.

- Что подразумевается под понятиями «симметрия» и «асимметрия»? («симметрия» - зеркальное повторение, равенство частей формы или изображений друг другу; «асимметрия» - отсутствие симметрии, неравенство частей формы или изображений друг другу).

- Что понимается под центральной и осевой симметрией?

- Привести примеры симметрии и асимметрии в природе и быту.

4. ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ.

- Симметрия и асимметрия на примере русской архитектуры.

- Архитектура – искусство проектировать и строить здания и сооружения.

- Элементы архитектуры: фундамент (его видимая часть – цоколь), стены, крыша, окна (круглые, прямоугольные, заострённые, слуховые), двери, ворота, архитектурные детали (труба, колонна, лестница, перила, крыльцо, козырёк над входом).

При объяснении учебного материала преподавателем на магнитной доске (или картоне) из архитектурных элементов составляется вариант возможной композиции. Затем тоже пред - лагается выполнить кому-то из учащихся.

Преподаватель объясняет учащимся приёмы работы чёрной тушью, используя кисть, перо,

заострённую палочку.

5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: РИСУНОК СКАЗОЧНОГО ТЕРЕМА.

Учащимся предлагается почувствовать себя в роли архитектора и выполнить рисунок сказочного терема, используя симметрию и асимметрию.

Приложение

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

- создать художественный образ, соответствующий замыслу; - грамотно закомпоновать изображение на листе бумаги; - наметить основные формы и пропорции сказочного терема; - выполнить карандашом линейный рисунок, используя вспомогательные линии и способы - изображения симметричных элементов; - продолжить работу чёрной тушью, сочетая для выразительности композиции линию и пятно; - уточнить детали, завершить работу.

6. АНАЛИЗ РАБОТ.

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Живопись - Детская художественная школа

Живописцы окуните ваши кисти…

Б. Окуджава

К живописи относятся произведения искусства, выполненные красками и по своему практическому назначению разделяются: монументальная живопись, станковая, иконопись, миниатюра, витраж, мозаика.

станковая композиция витраж монументальная композ

миниатюра лаковая иконописьмозаика 

История живописи начинается с наскальных изображений и постоянно находится в развитии от декоративности, реализма до абстракционизма. Разнообразные сюжеты привлекают живописцев, которые работают в различных жанрах:

ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА НАРОДУ ИВАНОВИСТОР ЖАНРАЙВАЗОВСКИЙ МОРСКОЙ ПЕЙЗАЖ МАРИНА

ФЕДОТОВ СВЕЖИЙ КАВАЛЕР БЫТОВОЙ ЖАНР ШАРДЕН МЕДНЫЙ БАК ДЛЯ ВОДЫ НАТЮРМОРТ портрет Боровиковский2 Портрет Лопухиной

Художники создают полотна живописными и пластическими средствами. Поэтому «Живопись» - это искусство цвета. Цвет самый гибкий инструмент художника. Он способен волновать, управлять пространством, создавать атмосферу, выражать эмоции и создавать иллюзию реальности. Восприятие цвета очень индивидуально. Занятия живописью помогают развитию чувства цвета. Ребенок должен научиться видеть мир во всем многообразии цветовых оттенков, приобрести знания, умения и навыки в передачи натуры различными живописными средствами.

Весь курс ДХШ включает в себя задания с постепенным усложнением. Длительные учебные задания чередуются с краткосрочными, что активизирует процесс обучения.

1 класс

Задания первого класса знакомят учащихся со свойствами живописных материалов (акварель, гуашь), их техническими возможностями, с основами цветоведения, способами передачи объема предметов и пространства в натюрмортах с помощью цвета.

Работы учащихся 1 класса

 

2 класс

Программа по живописи второго класса предлагает закрепление и получение новых знаний о цвете, влиянии среды и освещения на объем предметов и способов передачи пространства при помощи тона и цвета.

Работы учащихся 2 класса

3 класс

Учащиеся продолжают знакомиться с различными приемами работы живописными материалами. Знакомится с различными фактурами предметов и их изображения. В натюрморты вводятся драпировки, сложные по форме предметы. Ученики получают углубленные знания по цветоведению.

Работы учащихся 3 класса

4 класс

В четвертом классе продолжается работа над натюрмортами, но с более высокими требованиями к их исполнению. Натюрморты носят ясно выраженный тематический характер, где решаются основные задачи академической живописи: точные цветовые отношения, передача формы и объема. Фактуры предметов, решения пространства и глубины в натюрморте.

Работы учащихся 4 класса

 

На протяжении всего курса обучения, учащиеся выполняют творческое задание «Декоративный натюрморт», где знакомятся со стилизацией форм, декоративностью цвета и образом в натюрморте.

С 1- го по 4 классы вводятся задания «Этюд фигуры человека» и «Портрет». Учащиеся выполняют тематические постановки с живой натурой. Учатся предавать характер движения и пропорции фигур, цветом передавать освещение и пространственную среду.

Формами промежуточной и итоговой аттестации являются просмотры и выставки работ учащихся.

Материалы для живописи

Для занятий живописью советуем приобрести и приготовить следующие материалы и принадлежности:

1. Краски – акварель 24 цвета, гуашь 12 цветов

2. Кисти – белка № 3, 4, 5; колонок № 3, 4. 5; синтетика круглая, плоская, щетина плоская

3. Палитра – пластик

4. Баночка для воды пластиковая

5. Тряпочка или тонкая губчатая салфетка

serp-hudojka.ru


Смотрите также