Рисование штрихом. Рисование в подготовительной группе ежи ежовичи


Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Ежиха с ежатами в лесу»

 

Конспект    занятия     по    рисованию    в  подготовительной     группе

 

                 «Ежиха   с   ежатами    в    лесу»

 

 

 

Программные   задачи.

Учить  передавать  в  рисунке  связное  содержание эпизода  из  жизни  ежей,  при  изображении  ежихи  и  ежат  соблюдать  пропорции  между  предметами;  развивать  умение  рисовать  штрихами  хвою  молодой  ёлочки – короткими   отрывистыми  штрихами,   иголки   ежа – неотрывными  штрихами   в  несколько  рядов.   Развивать     связную  речь,  воображение,   фантазию.

 

Материал:

Сюжетная  картина  «Ежи»  из  серии   «Дикие  животные»,  незаконченные  изображения  ёлочки  и  ежа  (без  хвои  и  иголок).  Листы  бумаги  с  неоконченными  изображениями  елочки  и  ежа (без хвои  и  иголок).  Цветные   карандаши,  простой   карандаш. Листы бумаги небольшого формата  на  каждого ребенка.

Ход    занятия:

Чтение  стих. Г.Лагздынь «Еж колючий».

Воспитатель   вывешивает   картину   «Ежи».

 

-  Про  кого  эта  картина?  Что  можно  узнать,  рассматривая  её?  Дети  рассказывают  о  том,  что  делают   ежи,   о  месте  их   обитания. 

-  Посмотрите  на  ежиху  и  ежат  и  расскажите,  какие  они,   чем  взрослое  животное  отличается  от   детёныша.

 

-  Правильно,  отличаются  не   только  величиной,  но  и  пропорциями  тела.  У  ежихи  тело  более  длинное,  овальное,   а  у  её детёнышей  тело  почти  круглое,  похожее  на  колючий  шарик. 

-  Я  предлагаю  вам   изобразить  какой – нибудь   эпизод  из  жизни   ежихи   с  ежатами.  Придумайте   сами,  что  может  случиться,  когда  ежиха  выведет   своих  ежат  весной  погулять   среди  молодых  ёлочек  и  деревьев.  С  кем  они  могут  встретиться  и  что  увидеть.  Спрашиваю  нескольких  детей  об  их  замыслах.

- Ребята,  при  рисовании  молодых  елочек  и  ежей  можно  использовать  разные  штрихи,  так  как  елочки и  ежи  колючие,  а  колючки  лучше  всего  изобразить  штрихами.

Физминутка   «Еж»

«По сухой лесной дорожке –

Топ-топ-топ – топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в  иголках  серый ежик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

Если подкрадется волк –

Превратится еж  в клубок.

Ощетинит еж иголки

Не достанется  он  волку.

Еж  не  тронет  никого

Но  и ты  не тронь  его!»

(Дети выполняют движения в соответствии  со  словами).

Помещаю  перед  детьми  листы бумаги   с  неоконченными  изображениями  ёлки  и  ежа.   Объясняю  и  показываю,  как нарисовать  иголки  на  ёлочке.

- У  молодой  ёлочки  ветки  «смотрят»  вверх,  потому  что  на  них  еще  мало  выросло  ответвлений  и  они  не  тяжелые,  как  мохнатые  ветви  старых  елей.  Хвою  следует  рисовать  очень  короткими  штрихами,  отрывными,  чуть  отступая  от  веточек  и  ствола.  Тогда  елочка  получится  пушистой.  А   иголки  у  ежей  можно  нарисовать  короткими  густыми  неотрывными  штрихами  в  несколько  рядов.

-  Ребята,   с  чего  начнете  рисовать?  Что  нужно  изобразить  сначала?

- Правильно,  нужно  отделить  линией  горизонта  широкое  пространство  земли  от  неба,  и  сначала  изобразить  ёлочек,  т.к.  они  более  крупные.

В  процессе  рисования  напоминаю,  что  простым  карандашом  можно  сделать  вспомогательный  рисунок – изобразить  линию  горизонта,  наметить,  где  будут  расти  ёлочки,  нанести  контуры  ежихи  и  ежат.   Уделяю  внимание  технике  штрихового  рисунка.  При  нанесении  коротких  штрихов  при  изображении  хвои  не  нужно  торопиться,  чтобы  не  исказить  их  направление  по  отношению  к  веткам,  а  колючки  ежей  рисовать  в  более быстром  темпе.  Направление  штрихов  к  концу  тела  меняется,  они  становятся  наклонными.

В  конце  занятия  рассмотреть  рисунки  детей.  Предложить  нескольким  детям  объяснить  содержание  какого – либо  рисунка,  а  автора  спросить,  согласен  ли  он   с  таким  объяснением.  Рассмотреть  еще  несколько  рисунков  с  другими  сюжетами.  Спросить  у  детей,  есть  ли  рисунки,  на  которых  штрихами  изображены  не  только  хвоя,  иголки  ежей,  но  и  другие  предметы  (трава,  цветы,  оперение  птиц   и т.д.).

27.doutuapse.ru

Рисование штрихом

Рисование штрихом

Этот приём рисования называется «чиркать» - карандаш прижимается к бумаге, по мере движения нажим ослабляется, и кончик карандаша отрывается от листа, оставляя на нём видимый след, так называется штрих. Штрих – это линия, черта, проведённая одним движением руки, которая или длинная, тонкая или толстая и т.д. Рисунок, выполненный штрихом, может быть цветным, а может быть тоновым, то есть чёрным или серым. Отвлечение от цвета позволяет сосредоточить внимание на более точной передаче формы, строения изображаемых предметов, движений, композиции рисунка. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость или колючесть, доброту или агрессивность, раскрыть образ героя, положительный или, наоборот, отрицательный, выразить своё личное отношение к нему.

Тема: «Колючая сказка»

Ход занятия

  1. Организационная часть.
Воспитатель .Предлагает детям отгадать загадку:

Сердитый недотрога живёт в глуши лесной;

Иголок очень много, а ниток – ни одной.

Дети. Это ёж.

Воспитатель. Скажите, ребята, а по какому основному признаку вы догадались, что в загадке идёт речь о ежике.

Дети. Только у ёжика много иголок, он колючий.

Воспитатель. Верно. А как вы думаете, зачем ёжику иголки?

Дети. Защищаться от врагов, переносить на иголках грибы, яблоки, ягоды.

Чтение тематической сказки.

Зачем ёжику колючки?

Как – то в открытом поле застиг лису проливной дождь. Заметалась лисонька из стороны в сторону, вдруг видит стоит у дороги кустик. Недолго думая, со всех ног бросилась к нему. Прибегает, а под кустом ёж. От дождя спряталась.

- Подвинься! – буркнула лиса и толкнула ежа в бок.

Толкнула и взвизгнула от боли.

- Ай – ай – ай! Да когда же ты наконец подстрижёшь свои противные колючки? не пойму, что в них красивого…

Ёж хмыкнул и тихо сказал:

- А они не для красоты.

- Вот именно, - подхватила лиса. – Тем более…. не упрямься и подстриги, не то, помни моё слово, все друзья станут тебя другой дорогой обходить.

- Друзья? – усмехнулся ёж. – Вот это ты, лисонька, ошибаешься. Мои колючки не для друзей. (В. Росин)

Воспитатель. А помимо грибов, яблок и других лакомств, ёжик переносит на своих иголках сухие листики, которыми он выстилает свою норку для зимней спячки.

«Ёжик по – своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иголки. Охапкой встаёт ёж и понесёт на себе листовой матрац в гнездо. Идёт неправдоподобное чудище, узнать невозможно: кнопка кнопкой!».

Воспитатель. А кто из вас хоть раз видел ёжика? Как он выглядит?

Дети. Он округлый, чуть вытянутый, с заострённый мордочкой, с колючей спинкой.

Воспитатель. А что вы ещё знаете про ежей? Где он живёт, чем питается? Делает ли на зиму запасы? (Ответы детей).

Воспитатель. Живёт ёж в лесу, спит днём, а ночью выходит на охоту: ловить жуков, моллюсков, разных червяков, лягушек, мышей, вступает в схватку со змеями. ёж не делает запасов на зиму, так как с наступлением холодов забирается в выстланную листьями норку и спит до весны. Семья ежей очень дружная. Ежи – родители заботятся о своём потомстве, прилежно обучают ежат всему тому, что умеют сами.

Физкультминутка

«Ёжик топал по тропинке»

…Жили – были серый ёж и его ежиха. Хлопки в ладоши.

Серый ёж был очень тих, Потягивания – реки вверх с

^

Потягивания – руки в стороны.

И ребёнок был у них - Приседание – плавное опускание рук вниз.

Очень тихий ёжик.

Всей семьёй идут гулять Ходьба на месте с размахиванием руками

^

Ночью вдоль дорожек Ходьба бодрая.

Ёж – отец, ежиха – мать

И ребёнок тоже. Ходьба замедленная.

Вдоль глухих осенних троп Ходьба на носочках.

^

С. Маршак

Воспитатель. Сегодня мы с вами нарисуем семью колючих ежей, которая гуляет по колючему лесу. А чтобы ежи могли защищать себя от врагов , у них должно быть достаточно иголок. Мы поможем иголкам «вырасти». Нарисуем на спинках ежей много – много штрихов. Штрих – это линия, которая может быть короткой и длинной, прямой и наклонной, в зависимости от того, что мы рисуем.

  1. Практическая часть
  1. Слева и справа в нижней части листа нарисовать контур туловища большого ежа – мамы; овальной формы с вытянутой заострённой мордочкой, с короткими овальными лапками.
  2. Нанести ряд коротких линий – штрихов с опорой на нижний край контура туловища. Изобразить второй ряд штрихов над первым, затем третий и т. д. Последний ряд штрихов на верхней край контура туловища.
  3. Лёгкими плотными штрихами без нажима на карандаш заштриховать мордочку ежа. Дорисовать маленькие кружочки – глаза, носик.
  4. Тем же способом нарисовать 2 – 3 ежат, следующих за мамой – ежихой, только меньшего размера.
  5. Пририсовать каждому члену семьи какой – нибудь груз на спине (листик, грибок, яблоко).
  6. Верхнюю часть композиции дополнить еловой веткой: длинная основная линия – ветка с боковыми , короткими ветвями, покрытыми иголками, - мелкими штрихами с двух сторон.
  7. В нижней части композиции выполнить ряд коротких штрихов- траву. Если трава занимает более широкое место, изобразить штрихи подлиннее или расположить траву в несколько рядов. Трава может быть «прямой» под лапками ежей – штрихи под наклоном.

Физкультминутка

«ЁЖ»

Вот свернулся ёж в клубок Ладони соединить, округлить, пальцы

соединить в замок.

Показал колючий бок. Поставить ладони под углом друг к другу,

^

Выставил свои «иголочки».

Повторить действие ещё раз, снова прочитав стихотворение.

  1. Итог занятия
Воспитатель. Ребята, у вас получилась настоящая колючая сказка, главные герои которой колючие и трудолюбивые ежики. Им не страшны ни враги, ни голод, мак как многочисленные острые иголки, которые вы им нарисовали, помогут им в трудную минуту.

Ежи Ежовичи

Целый день Еж Ежовичи собирают фрукты – овощи

Сливы, яблоки и груши на пеньках и кочках сушат.

Огурцы и помидоры осторожно носят в норы…

Значит, если есть еда, не страшны и холода. А. Каменчук

В конце занятия проводится подвижная игра «Сонный ёжик». По считалочке выбирается ёжик, которого разбудили после зимы:

Ёжик, ёжик, чудачок, сшил колючий пиджачок.

Встать в кружок и ну считать –

Нам водилку выбирать.

Ёжику завязываю глаза. У играков игрушка – пищалка, которую они передают друг другу, а ёжик идёт на звук, стараясь запятнать того, кто подаёт сигнал. Тот кого ёжик запятнает, становится водящим.

tvov.ru

Рисование штрихом

Рисование штрихом

Этот приём рисования называется «чиркать» - карандаш прижимается к бумаге, по мере движения нажим ослабляется, и кончик карандаша отрывается от листа, оставляя на нём видимый след, так называется штрих. Штрих – это линия, черта, проведённая одним движением руки, которая или длинная, тонкая или толстая и т.д. Рисунок, выполненный штрихом, может быть цветным, а может быть тоновым, то есть чёрным или серым. Отвлечение от цвета позволяет сосредоточить внимание на более точной передаче формы, строения изображаемых предметов, движений, композиции рисунка. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость или колючесть, доброту или агрессивность, раскрыть образ героя, положительный или, наоборот, отрицательный, выразить своё личное отношение к нему.

Тема: «Колючая сказка»

Ход занятия

  1. Организационная часть.
Воспитатель .Предлагает детям отгадать загадку:

Сердитый недотрога живёт в глуши лесной;

Иголок очень много, а ниток – ни одной.

Дети. Это ёж.

Воспитатель. Скажите, ребята, а по какому основному признаку вы догадались, что в загадке идёт речь о ежике.

Дети. Только у ёжика много иголок, он колючий.

Воспитатель. Верно. А как вы думаете, зачем ёжику иголки?

Дети. Защищаться от врагов, переносить на иголках грибы, яблоки, ягоды.

Чтение тематической сказки.

Зачем ёжику колючки?

Как – то в открытом поле застиг лису проливной дождь. Заметалась лисонька из стороны в сторону, вдруг видит стоит у дороги кустик. Недолго думая, со всех ног бросилась к нему. Прибегает, а под кустом ёж. От дождя спряталась.

- Подвинься! – буркнула лиса и толкнула ежа в бок.

Толкнула и взвизгнула от боли.

- Ай – ай – ай! Да когда же ты наконец подстрижёшь свои противные колючки? не пойму, что в них красивого…

Ёж хмыкнул и тихо сказал:

- А они не для красоты.

- Вот именно, - подхватила лиса. – Тем более…. не упрямься и подстриги, не то, помни моё слово, все друзья станут тебя другой дорогой обходить.

- Друзья? – усмехнулся ёж. – Вот это ты, лисонька, ошибаешься. Мои колючки не для друзей. (В. Росин)

Воспитатель. А помимо грибов, яблок и других лакомств, ёжик переносит на своих иголках сухие листики, которыми он выстилает свою норку для зимней спячки.

«Ёжик по – своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иголки. Охапкой встаёт ёж и понесёт на себе листовой матрац в гнездо. Идёт неправдоподобное чудище, узнать невозможно: кнопка кнопкой!».

Воспитатель. А кто из вас хоть раз видел ёжика? Как он выглядит?

Дети. Он округлый, чуть вытянутый, с заострённый мордочкой, с колючей спинкой.

Воспитатель. А что вы ещё знаете про ежей? Где он живёт, чем питается? Делает ли на зиму запасы? (Ответы детей).

Воспитатель. Живёт ёж в лесу, спит днём, а ночью выходит на охоту: ловить жуков, моллюсков, разных червяков, лягушек, мышей, вступает в схватку со змеями. ёж не делает запасов на зиму, так как с наступлением холодов забирается в выстланную листьями норку и спит до весны. Семья ежей очень дружная. Ежи – родители заботятся о своём потомстве, прилежно обучают ежат всему тому, что умеют сами.

Физкультминутка

«Ёжик топал по тропинке»

…Жили – были серый ёж и его ежиха. Хлопки в ладоши.

Серый ёж был очень тих, Потягивания – реки вверх с

^

Потягивания – руки в стороны.

И ребёнок был у них - Приседание – плавное опускание рук вниз.

Очень тихий ёжик.

Всей семьёй идут гулять Ходьба на месте с размахиванием руками

^

Ночью вдоль дорожек Ходьба бодрая.

Ёж – отец, ежиха – мать

И ребёнок тоже. Ходьба замедленная.

Вдоль глухих осенних троп Ходьба на носочках.

^

С. Маршак

Воспитатель. Сегодня мы с вами нарисуем семью колючих ежей, которая гуляет по колючему лесу. А чтобы ежи могли защищать себя от врагов , у них должно быть достаточно иголок. Мы поможем иголкам «вырасти». Нарисуем на спинках ежей много – много штрихов. Штрих – это линия, которая может быть короткой и длинной, прямой и наклонной, в зависимости от того, что мы рисуем.

  1. Практическая часть
  1. Слева и справа в нижней части листа нарисовать контур туловища большого ежа – мамы; овальной формы с вытянутой заострённой мордочкой, с короткими овальными лапками.
  2. Нанести ряд коротких линий – штрихов с опорой на нижний край контура туловища. Изобразить второй ряд штрихов над первым, затем третий и т. д. Последний ряд штрихов на верхней край контура туловища.
  3. Лёгкими плотными штрихами без нажима на карандаш заштриховать мордочку ежа. Дорисовать маленькие кружочки – глаза, носик.
  4. Тем же способом нарисовать 2 – 3 ежат, следующих за мамой – ежихой, только меньшего размера.
  5. Пририсовать каждому члену семьи какой – нибудь груз на спине (листик, грибок, яблоко).
  6. Верхнюю часть композиции дополнить еловой веткой: длинная основная линия – ветка с боковыми , короткими ветвями, покрытыми иголками, - мелкими штрихами с двух сторон.
  7. В нижней части композиции выполнить ряд коротких штрихов- траву. Если трава занимает более широкое место, изобразить штрихи подлиннее или расположить траву в несколько рядов. Трава может быть «прямой» под лапками ежей – штрихи под наклоном.

Физкультминутка

«ЁЖ»

Вот свернулся ёж в клубок Ладони соединить, округлить, пальцы

соединить в замок.

Показал колючий бок. Поставить ладони под углом друг к другу,

^

Выставил свои «иголочки».

Повторить действие ещё раз, снова прочитав стихотворение.

  1. Итог занятия
Воспитатель. Ребята, у вас получилась настоящая колючая сказка, главные герои которой колючие и трудолюбивые ежики. Им не страшны ни враги, ни голод, мак как многочисленные острые иголки, которые вы им нарисовали, помогут им в трудную минуту.

Ежи Ежовичи

Целый день Еж Ежовичи собирают фрукты – овощи

Сливы, яблоки и груши на пеньках и кочках сушат.

Огурцы и помидоры осторожно носят в норы…

Значит, если есть еда, не страшны и холода. А. Каменчук

В конце занятия проводится подвижная игра «Сонный ёжик». По считалочке выбирается ёжик, которого разбудили после зимы:

Ёжик, ёжик, чудачок, сшил колючий пиджачок.

Встать в кружок и ну считать –

Нам водилку выбирать.

Ёжику завязываю глаза. У играков игрушка – пищалка, которую они передают друг другу, а ёжик идёт на звук, стараясь запятнать того, кто подаёт сигнал. Тот кого ёжик запятнает, становится водящим.

dmee.ru


Смотрите также