Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе. Тема:"Священная птица – черный ворон". Рисование вороны в подготовительной группе


Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе. Тема:"Священная птица – черный ворон"

Автор:

Богонович Надежда Петровна

воспитатель  МБДОУ ЦРР детский сад «Танюша»

Сургутский район, г.п.Фёдоровский

Программное содержание:

•          Познакомить детей с традициями народов Севера (ханты), со священной птицей – черным вороном.

•          Закрепить умение рисовать птиц (ворону) угольным карандашом, методом высветления.

•          Умение правильно пропорционально изображать части тела.

•          Создание выразительного образа ворона линией, цветом.

•          Развивать творческие способности; мелкую моторику рук; воображение

•          Развивать речь, расширять словарный запас.

•          Воспитывать уважительное отношение к народам Севера – ханты, к родному краю      

Активизация словаря: ханты, манси, Югра, рыболовство, оленеводство,охота.      

Обогащение словаря: священная птица, покровительница.      

Материал: иллюстрации ворона, графический (угольный) карандаш, щетинная кисть, салфетки, акварельная бумага, музыка народов ханты.      

Предварительная работа: чтение сказок, легенд народов ханты, рассматривание птиц на прогулке, рисование птиц.

1.Организационный момент.

Дети входят в группу под хантыйскую музыку. Становятся в круг, выполняют несколько танцевальных движений .

2. Беседа о родном крае.

Сели полукругом.

- Ребята, кто скажет, где мы с вами живем? (-В России)

- А как называется наш округ? (-Наш округ называется Ханты-Мансийский автономный округ–Югра, ХМАО)

- Как называются коренные жители? -(Коренные жители Югры ханты, манси.)

- Чем они занимаются? (-Оленеводством, рыболовством, охотой)

- Сегодня утром я получила посылку от хантыйского мальчика Акчина со стойбища. А в посылке письмо-загадка.

- Сейчас я загадаю вам загадку, послушайте:

«Носит серенький жилет,

но у крыльев черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: «Кар! Кар! Кар!»

                                (Ворона)

3.Игра « Ворон».

- Правильно угадали. Сейчас поиграем в игру. Игра  «Ворон».

Ой, ребята, та-ра-ра

На горе стоит гора

А на той горе дубок

А надубе воронок

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах.

Черный ворон на дубу

Он играет во трубу

 Труба точенная, позолоченная,

Труба ладная, песня складная.

Дети садятся.

4.Чтение стихотворения В.Мазина

Сегодня я хочу вам рассказать о священной птице народов ханты, о вороне.

- К обряду древнего костра

Ватага резвых ребятишек

В нарядах красочных с утра

Стремятся к старине поближе.

На праздник радостный Вороны,

По снегу талому шурша,

Хантыйские торопят жены

Меня и сына крепыша.

В сюжете праздника, от предков

Едва понявши что к чему,

Как оживающие ветви, Мы проводить спешим зиму.

Нас сызмальства учили петь

О старом, о родном причале,

Где солнца золотую сеть

Ворон мы сотни лет встречали.

                                ( В. Мазин)

5. Беседа о народном празднике.

Хантыйский – Ворнга Хотал, Вурга Хатль, ежегодный весенний праздник ханты и манси.

Ворона (хант. – ворна, урны) почитается хантами как птица, приносящая весну. Вороний праздник был приурочен к прилету ворон и проводился в марте-апреле.

В представлениях ханты ворона- покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник -  с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. В этот день готовили угощения, ходилик друг другу в гости, угощались, танцевали традиционную куриньку, Акань – Акань, а также танцы, изображавшие весеннее поведение птиц, их исполняли женщины, закрыв лицо платками. На краю деревни ставили стол, а на него угощение для ворон (кашу, чай).

На березы вешали свежие калачи, символизировавшие солнце0 которые с веселыми криками собирали и съедали дети. С вороньим праздником были связаны различные приметы и гаданья.

Например, если первая прилетевшая ворона сядет на низкое дерево, весна будет скоротечной, если на высокое – затяжной.

6.Физкультминутка

«Вот летит большая птица

Плавно кружит над рекой

Наконец она садится

на корягу над водой,

Наклонилась, пъет водицу, вертит, кружит головой…

И опять летит домой.

7.Рассматривание картины с изображением вороны.

- Что за птица изображена на картинке?

- Как вы узнали, что это ворона?

-правильно ворону легко узнать по окраске оперения- черной и серой.

- Что у вороны черное? (Голова, крылья, хвост)

-Что серое? (тело)

- Чем отличается ворона от других птиц? (ворона крупная птица с большим крепким клювом)

Обратите внимание на позу вороны. Ворона сидит на ветке. Показываю как изобразить ворону в такой позе. Объясняю: «Сначала нарисую вспомогательную наклонную линию для тела и хвоста вороны, оставляю место для изображения головы. Немного отступая от тела нарисую голову, потом соединю ее с телом птицы. Это будет шея. Нарисую крыло. Ворона сидит на ветке. Она крепко обхватила пальцами ветку.

8. Пальчиковая  гимнастика

«Тили-тили птички пели

взвились в небо, улетели

Стали птички гнезда вить

и своих детей кормить.

9.Самостоятельная деятельность детей.

- Ребята, давайте приготовим подарки для коренных жителей Севера, народа Ханты – священную птицу Ворона и отправим на стойбище, так как приближается  праздник черного ворона. Я предлагаю вам самостоятельно нарисовать ворону. Ваши рисунки и будут подарком для жителей стойбища.

 (В процессе рисования следить, как дети закрашивают птицу, как нажимают на угольный карандаш).

Напоминаю о способе «высветления» цвета кистью или ластиком.

  1. Влажной кистью или салфеткой снимают в нужных местах часть красочного слоя.
  2. Ластиком высветляют необходимые изображения, нарисованные углем, карандашом.

10. Итог занятия.

Сейчас мы с вами устроим выставку

 Ребята определите, что получилось удачным среди изображений, а что не совсем.

Вороны, важно каркая,

Дорожку в сад протопали .

А солнышко не яркое –

Хорошее и теплое.

Не страшно ножкам холода:

Гляди, какие валенки?

По серебру, по золоту

Играет лучик маленький,

Смеется искрой колкою,

Зеленой, синей, розовой.

Ребята, по хантыйскому обычаю  в Вороний день загадывают желания и завязывают ленточки на березе. Сейчас мы с вместе с гостями загадаем желание и завяжем ленточки на дереве.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

tmndetsady.ru

«Веселая сова и грустный ворон»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №22 – Центр Развития Ребенка.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

в подготовительной группе

Тема: «Веселая сова и грустный ворон»

Образовательная область:

«Художественно-эстетическое развитие» (рисование)

Воспитатель: Наталья Викторовна Безродная

1-я кв. категория

г. Петропавловск-Камчатский

Тема: «Веселая сова и грустный ворон»

Программное содержание:

Продолжать учить детей рисовать методом тычка;

совершенствовать умение изображать птиц, передавая характерные особенности формы тела;

вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ совы;

развивать творческие способности и творческое воображение детей, эстетическое восприятие;

воспитывать желание рисовать, аккуратность при выполнении работы,

воспитывать любовь к птицам.

Материалы оборудование:

Тонкие кисти, жесткие кисти, салфетки, гуашь (белая, желтая, коричневая, оранжевая, черная, красная, зеленая), баночки с водой, листы бумаги, запись «Пение птиц», клеенки, подставки под кисти, картинки с изображением птиц: сова и ворон.

Методические приемы:

Слушание голосов птиц, чтение стихов, физминутки, чтение сказки, беседа по сказке, объяснение, показ выполнения работ воспитателем, выполнение работ детьми, поощрения, анализ детских работ, итог.

Словарная работа:

Эскимосы, метод рисования – тычки.

Предварительная работа:

Занятия с детьми по развитию речи: составление рассказов о птицах, занятия по ознакомлению с природой: знакомство с птицами, чтение рассказов о птицах, рисование птиц по трафаретам, аппликация: птицы, лепка тпиц.

Ход занятия:

Воспитатель входит с детьми в группу, звучит запись пения птиц. (Дети стоят полукругом).

В.: Птичьи голоса до самого рассвета

Радостно и трепетно звенят.

Птицы настоящими певцами

Птенчиков стараются, растят.

Сколько им таланта и раденья

Надо, чтоб из робкого птенца

Вышел мастер колдовского пенья,

Песнями пленяющий сердца.

В.: Какое настроение вызывает у вас пение птиц? (Радостное, веселое)

Птицы волшебными звуками радуют наши сердца.

В.: А что вы можете сделать, чтобы порадовать других? (Подарить подарок, сказать добрые слова)

В.: А какие добрые слова вы знаете?

В.: Скажите эти слова друг другу. (Алена, я желаю тебе, чтобы ты оставалась всегда такой же красивой, умной и послушной девочкой).

(Дети говорят друг другу радостные теплые слова)

В.: Я вам предлагаю послушать эскимосскую народную сказку про двух птиц друзей, которая называется «Веселая сова и грустный ворон»:

Эскимосы - это жители крайнего Севера, Чукотского полуострова. Основное их занятие – охота на морского зверя - моржей и тюленей.

Читаю сказку.

В.: Чем закончилась эта сказка? Какое настроение у вас после прослушивания этой сказки?

В.: Вот такая, ребята, сказка с грустным концом. Только вот сова так и останется пестрой, а ворон черным.

В.: Почему эту сказку эскимосы так назвали: «Веселая сова и грустный ворон»? (Потому что после того как они друг друга раскрасили сова не могла налюбоваться собой. Узор на ее перышках везде был разный. А Ворон как глянул в зеркало, так и испугался, голову от грусти опустил: ни одного светлого пятна на перьях не осталось.)

infourok.ru

Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе. Тема:"Священная птица – черный ворон"

Автор:

Богонович Надежда Петровна

воспитатель  МБДОУ ЦРР детский сад «Танюша»

Сургутский район, г.п.Фёдоровский

Программное содержание:

•          Познакомить детей с традициями народов Севера (ханты), со священной птицей – черным вороном.

•          Закрепить умение рисовать птиц (ворону) угольным карандашом, методом высветления.

•          Умение правильно пропорционально изображать части тела.

•          Создание выразительного образа ворона линией, цветом.

•          Развивать творческие способности; мелкую моторику рук; воображение

•          Развивать речь, расширять словарный запас.

•          Воспитывать уважительное отношение к народам Севера – ханты, к родному краю      

Активизация словаря: ханты, манси, Югра, рыболовство, оленеводство,охота.      

Обогащение словаря: священная птица, покровительница.      

Материал: иллюстрации ворона, графический (угольный) карандаш, щетинная кисть, салфетки, акварельная бумага, музыка народов ханты.      

Предварительная работа: чтение сказок, легенд народов ханты, рассматривание птиц на прогулке, рисование птиц.

1.Организационный момент.

Дети входят в группу под хантыйскую музыку. Становятся в круг, выполняют несколько танцевальных движений .

2. Беседа о родном крае.

Сели полукругом.

- Ребята, кто скажет, где мы с вами живем? (-В России)

- А как называется наш округ? (-Наш округ называется Ханты-Мансийский автономный округ–Югра, ХМАО)

- Как называются коренные жители? -(Коренные жители Югры ханты, манси.)

- Чем они занимаются? (-Оленеводством, рыболовством, охотой)

- Сегодня утром я получила посылку от хантыйского мальчика Акчина со стойбища. А в посылке письмо-загадка.

- Сейчас я загадаю вам загадку, послушайте:

«Носит серенький жилет,

но у крыльев черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: «Кар! Кар! Кар!»

                                (Ворона)

3.Игра « Ворон».

- Правильно угадали. Сейчас поиграем в игру. Игра  «Ворон».

Ой, ребята, та-ра-ра

На горе стоит гора

А на той горе дубок

А надубе воронок

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах.

Черный ворон на дубу

Он играет во трубу

 Труба точенная, позолоченная,

Труба ладная, песня складная.

Дети садятся.

4.Чтение стихотворения В.Мазина

Сегодня я хочу вам рассказать о священной птице народов ханты, о вороне.

- К обряду древнего костра

Ватага резвых ребятишек

В нарядах красочных с утра

Стремятся к старине поближе.

На праздник радостный Вороны,

По снегу талому шурша,

Хантыйские торопят жены

Меня и сына крепыша.

В сюжете праздника, от предков

Едва понявши что к чему,

Как оживающие ветви, Мы проводить спешим зиму.

Нас сызмальства учили петь

О старом, о родном причале,

Где солнца золотую сеть

Ворон мы сотни лет встречали.

                                ( В. Мазин)

5. Беседа о народном празднике.

Хантыйский – Ворнга Хотал, Вурга Хатль, ежегодный весенний праздник ханты и манси.

Ворона (хант. – ворна, урны) почитается хантами как птица, приносящая весну. Вороний праздник был приурочен к прилету ворон и проводился в марте-апреле.

В представлениях ханты ворона- покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник -  с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. В этот день готовили угощения, ходилик друг другу в гости, угощались, танцевали традиционную куриньку, Акань – Акань, а также танцы, изображавшие весеннее поведение птиц, их исполняли женщины, закрыв лицо платками. На краю деревни ставили стол, а на него угощение для ворон (кашу, чай).

На березы вешали свежие калачи, символизировавшие солнце0 которые с веселыми криками собирали и съедали дети. С вороньим праздником были связаны различные приметы и гаданья.

Например, если первая прилетевшая ворона сядет на низкое дерево, весна будет скоротечной, если на высокое – затяжной.

6.Физкультминутка

«Вот летит большая птица

Плавно кружит над рекой

Наконец она садится

на корягу над водой,

Наклонилась, пъет водицу, вертит, кружит головой…

И опять летит домой.

7.Рассматривание картины с изображением вороны.

- Что за птица изображена на картинке?

- Как вы узнали, что это ворона?

-правильно ворону легко узнать по окраске оперения- черной и серой.

- Что у вороны черное? (Голова, крылья, хвост)

-Что серое? (тело)

- Чем отличается ворона от других птиц? (ворона крупная птица с большим крепким клювом)

Обратите внимание на позу вороны. Ворона сидит на ветке. Показываю как изобразить ворону в такой позе. Объясняю: «Сначала нарисую вспомогательную наклонную линию для тела и хвоста вороны, оставляю место для изображения головы. Немного отступая от тела нарисую голову, потом соединю ее с телом птицы. Это будет шея. Нарисую крыло. Ворона сидит на ветке. Она крепко обхватила пальцами ветку.

8. Пальчиковая  гимнастика

«Тили-тили птички пели

взвились в небо, улетели

Стали птички гнезда вить

и своих детей кормить.

9.Самостоятельная деятельность детей.

- Ребята, давайте приготовим подарки для коренных жителей Севера, народа Ханты – священную птицу Ворона и отправим на стойбище, так как приближается  праздник черного ворона. Я предлагаю вам самостоятельно нарисовать ворону. Ваши рисунки и будут подарком для жителей стойбища.

 (В процессе рисования следить, как дети закрашивают птицу, как нажимают на угольный карандаш).

Напоминаю о способе «высветления» цвета кистью или ластиком.

  1. Влажной кистью или салфеткой снимают в нужных местах часть красочного слоя.
  2. Ластиком высветляют необходимые изображения, нарисованные углем, карандашом.

10. Итог занятия.

Сейчас мы с вами устроим выставку

 Ребята определите, что получилось удачным среди изображений, а что не совсем.

Вороны, важно каркая,

Дорожку в сад протопали .

А солнышко не яркое –

Хорошее и теплое.

Не страшно ножкам холода:

Гляди, какие валенки?

По серебру, по золоту

Играет лучик маленький,

Смеется искрой колкою,

Зеленой, синей, розовой.

Ребята, по хантыйскому обычаю  в Вороний день загадывают желания и завязывают ленточки на березе. Сейчас мы с вместе с гостями загадаем желание и завяжем ленточки на дереве.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

tmndetsady.ru


Смотрите также