Сайт для воспитателей детских садов. Рисование знакомство с городецкой росписью


Конспект НОД по образовательной области "Художественно

Конспект НОД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» для старшей группы «Знакомство детей с городецкой росписью»

Составила: Танаева Н.А.

Цели и задачи:

1). Познакомить с особенностями городецкой росписи. Формировать представление об элементах городецкого узора.

2). Воспитать у детей интерес к народным мастерам. Развивать художественный вкус, умение любоваться предметами народного творчества.

3). Развивать умение рисовать «листок».

Материал: в группе оформлена выставка изделий с городецкой росписью;

у воспитателей и детей – гуашь зеленого и черного цвета, белого, лист бумаги;

грамзапись р.н. песни.

Ход НОД:

В начале дети стоят около воспитателя:

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами побываем на выставке, где познакомимся с изделиями городецких мастеров. Давайте внимательно рассмотрим эти предметы, их прислали на нашу выставку мастера городецкой фабрики (включить русскую народную мелодию). Послушайте, пожалуйста, как возникла эта роспись.

Много-много лет назад, в городе Городец, что недалеко от нашего города Нижнего Новгорода возник этот промысел. Отсюда и название – Городецкий. Авторы – крестьяне, которые стремились украсить предметы быта – деревянную посуду, мебель, прялки и другие вещи нарядными, яркими узорами.

Утонул в лесах зеленых

Город – сказка – Городец

В нем открыт для всех друзей

Замечательный музей.

Тут и блюда расписные

Что известны в целом мире

Поставцы и сундучки

Коромысла с ведрами,

Доски яркие, цветные

И солонки расписные.

Я всегда, признаться рада

Съездить в город Городец

Там в цехах фабричных чистых

Трудится народ – творец.

Розы, травки и купавы

Вырастают из-под рук

Взглянешь – и полюбишь сразу

И изделия и краски

Словно взятые из сказки.

Воспитатель: А сейчас, ребята сядьте на свои места за столами. (Столы расставлены так, чтобы видна была выставка.)Понравилась вам наша выставка? Чем? (яркие краски, цветы, кони красивые, как в сказке и т.д.)

Из какого материала все эти изделия? (из дерева)

Да, городецкая роспись выполняется только по дереву. Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись. Я загадаю вам загадки.

  • Он неброский, круглый он, раскрывающийся….(бутон).

  • Ей в жару не жарко. Она в воде, она…..(купавка).

  • Она круглая, как чашка, а зовут ее …..(ромашка).

  • Словно чудо тут итам распускается….(розан).

Найдите эти элементы на рисунке.

Дети вслед за воспитателем находят листья, розы, купавы, бутоны, ромашки и называют их.

Воспитатель: Ох, Россия, ты, Россия,

Славы не убавилось,

Городцом ты, Городцом

На весь свет прославилась.

Все работы хороши,

А мы спляшем от души.

Воспитатель: Скажите, что в основном рисовали городецкие мастера?

Дети: Цветы и птиц.

Воспитатель: Росписи сначала выполняются гуашью. Сначала готовят цветной фон. Какие краски используют мастера?

Дети: Желтый.

Воспитатель: На фон наносятся главные фигуры букеты в виде крупных цветовых пятен, красиво согласованных по тону и цвету. Господствует цвет ярко желтый хром или киноварь (ярко – красный). Синий и зеленый цвета иногда разбавлены белой краской, они используются для узора. А черный и белый цвета для проработки деталей.

Городецкая роспись необычная.

Композиция здесь симметричная.

В букеты собраны цветы

Необычной красоты.

Рисунки яркие мерцают,

Оживка белая их оживляет.

-Посмотрите еще раз на картину. Какие цветы вы здесь видите?

Дети называют.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, чем похожи и не похожи друг на друга элементы узора?

Дети называют.

Воспитатель: Хотите, я вас научу рисовать такие же красивые узоры? Тогда внимательно смотрите, как создается такой узор (рисует отдельные узоры). А теперь все попробуем рисовать листья, сделаем «тоневку» и «разживку», но сначала сделаем нашим пальчикам разминку.

Вот теперь нарисуем с вами листочек и оживим его. Какие краски нам понадобятся? Будьте аккуратны. Не забывайте убирать лишнюю краску о краешек банки. А чтобы вам интереснее было рисовать, я включу вам русскую народную мелодию.

/дети самостоятельно выполняют работу/

Воспитатель: Ребята, с какой росписью мы с вами познакомились?

Какие элементы входят в эту роспись?

Какого цвета краски используют мастера?

infourok.ru

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Городецкая роспись». - «Дошколенок.ру»

Лопушанская Ирина

 

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей  группе «Городецкая роспись».

Тема: знакомство с городецкой росписью.

Цель: закреплять умения работать с кистью; учить рисовать элементы городецкой росписи.

Материал: иллюстрации городецкой росписи.

Демонстрационный материал: альбомный лист или магнитная доска; краски.

Раздаточный материал: кисточки; краски; тонированные листы в виде разделочной доски.

Ход занятия:

Ребята послушайте стихотворение:

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Городецкие узоры

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Ты играй моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

Городецкая роспись – как ее нам не знать.Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.Здесь такие букеты, что нельзя описать.Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

    Наша страна Россия богата народными умельцами.  Много-много лет назад, в городе Городец, недалеко от города Нижний Новгород, что стоит на реке Волга, возник промысел. Отсюда и название – Городецкая роспись.

Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели. Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки.  После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин.  Еще мастера стремились украсить предметы быта – деревянную посуду, детскую мебель, другие вещи нарядными, яркими узорами.   

     Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись. (Показать иллюстрации городецкой росписи и элементы; листья, розы, купавы, бутоны, ромашки  -  называя   эти элементы.)

Посмотрите дети, какого цвета пышные розаны, ромашки, листики.

Теперь посмотрите на схему, на которой изображена последовательность рисования купавки. Сначала рисуется большой круг розового или голубого цвета, затем добавляются оживки – белой, синей или темно – красной краской.

А теперь посмотрите на расписные доски и как по-разному можно расположить гирлянды. Я предлагаю вам попробовать самим научиться нарисовать узоры городецкой росписи. Но перед тем, как мы с вами приступим к работе, давайте повторим правила работы с кисточками. Возьмите свою кисточку в руку немного смочите ее в воде и аккуратно удалите ненужное количество воды. Теперь также аккуратно наберем на кисть небольшое количество краски. После промывания от краски не забудьте вытереть кисть салфеткой.  Сейчас я вам покажу, как правильно делать узор (показ воспитателем на доске узора). После показа, детей просят повторить узор за воспитателем. Педагог следит за правильностью исполнения узора. Если возникают трудности у ребенка, помогает. Пока дети рисуют, педагог читает стихотворения:

Городецкая

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец,

Славится по всей России

 Своей росписью творец

Распускаются букеты

Ярко красками горя

Чудо птицы там порхают

Будто в сказку нас зовя

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Разноцветные узоры тонко вывела рука

Чудо птицы там порхают,

И кувшинки расцветают

Будто в сказку нас зовя.

Была доска не крашенной,

Простою, неприглядной,

А стала разукрашенной

И празднично нарядной.

В руках умельца досточка

Узором заиграет,

Гирляндою из розочек,

Украшена по краю

Вот барыня – красавица

Понравилась лихому молодцу,

Идут они гуляют по Городцу

После того, как дети нарисуют основу купавки и листиков, предложить выйти на ковер, чтобы подсохла основа, и провести физкультурную минутку:

Наши маленькие ножки шли по ровненькой дорожке,   (шагаем)

Руки тоже помогали, все махали и махали,                      (машем руками)

Хлынул ливень,                                                                    (хлопаем по коленям)

Грянул гром                                                                    (топаем)

Мы на цыпочках пойдем                                                (идем на носочках)

Отряхнули руки, ноги, не устали мы с дороги.

После физкультурной минутки дети садятся на свои места, и продолжают работу. Основа уже подсохла, мы будем украшать ее оживками.  А  для оживок, какие цвета возьмёте? (белый, красный, синий, зеленый).

- Оживки рисуют кончиком кисти.  Самостоятельная работа детей, в ходе которой, воспитатель напоминает о правильной технике декоративного рисования, обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположении элементов.

В конце занятия воспитатель предлагает детям выставить работы.

- Дети, выберите доску, которая больше всего вам понравилась, и расскажите почему? (из каких элементов составлены гирлянды, как расположены гирлянды на доске, какие цветосочетания использованы, воспитатель называет 2 – 3 детей для анализа детских работ.)

- Молодцы,   дети,   у всех получились красивые доски. Вы настоящие народные умельцы.

blog.dohcolonoc.ru

Знакомимся с городецкой росписью - Знакомимся с городецкой росписью - Старшая группа - Каталог статей

Знакомство с городецкой росписью. Рисование элементов.   Старшая группа.

 

Задачи: Познакомить детей с городецкой росписью в сравнении с дымковской и коми; выявить характерные особенности; познакомить с названиями элементов: розан, купавка, листья. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Материал: Городецкие изделия: панно, тарелка, поднос, дымковская барыня, коми-кружка.

У детей: гуашь красная, зелёная, белая, кисти мягкие № 3, листы 16*8 см тонированные светло-коричневым или светло-жёлтым  цветом.

Предшествующая работа: знакомство с дымковскими игрушками, коми — орнаментом.

Аппликации «Укрась тарелку цветочным узором».

Ход занятия:

Перед детьми выставлены городецкие изделия, дымковская барыня, коми-кружка.

-         Ребята, какие узоры в этих изделиях вам знакомы?

-         А как ты догадался, что эта кружка украшена коми орнаментом?

-         А как ты догадался, что это дымковская барыня?

-         Сегодня я расскажу вам про узоры, которыми украшены панно, тарелка и поднос.Прислала мне их моя знакомая Мария Фёдоровна, она сама их нарисовала, она художница-мастерица.

-         Живёт Марья Фёдоровна в городе ГОРОДЕЦ, где изготавливают эти изделия.

А теперь подумайте: как они могут называться если:

коми орнамент придумал коми-народ,       (кружку и

 дымковские узоры – в  городе Дымково       барыню убираю)

 тогда узоры из города Городец будут называться .............? (Городецкие)

-         Какие узоры вы видите в  городецких изделиях? Дети показывают.(цветы, лошадки, птицы, листочки)

-         Городецкие узоры имеют свои названия: конечно же, лошадка — это лошадка, птица — это птица, листочки — это листочки, а вот цветы — большие называются РОЗАНЫ, маленькие -  КУПАВКИ.

-         Ребята, а вы хотите их нарисовать?

Показ и объяснение рисования:

-         В рисовании надо соблюдать правила, с которыми я вас познакомлю:

1.      И розаны и купавки рисуются на кругах, только розаны – на больших, а купавки – на маленьких.

2.      Круги бывают розовые или голубые, сегодня мы будем рисовать на розовых. Есть ли у нас розовый цвет? Как его получить?(показываю по таблице смешения цветов)

Готовлю на палитре розовый цвет.

3.      Мы нарисуем один розан и две купавки. Сколько больших кругов надо нарисовать?Конечно, один, потому что большой розан – один.

- А маленьких? Два, потому что купавки – две.

4.      Посередине рисую большой круг для розана, а справа и слева – маленькие.

5.      Это  ещё не цветы, а просто розовые круги, их надо украсить, а пока они сохнут, можно нарисовать листья.(рисую примакиванием листья)

6.      Из каких цветов мы получили розовый цвет? Вот этими цветами и надо украсить круги, чтобы превратить их в розаны и купавки. (Посередине большого круга красным цветом ставлю точку, по кругу примакиванием рисую лепестки, а между лепестками ставлю белые точки – РОЗАН.У маленьких кругов красным цветом точки ближе к розану и лучики от них – КУПАВКА)

Физминутка:

Вспоминаем последовательность работы:

1)      Готовим краску

2)      Рисуем круги

3)      Пока круги сохнут, рисуем листья

4)      Красным и белым цветом превращаем круги в розан и купавки.

Оценка: Сегодня мы попробовали рисовать какие узоры? (ГОРОДЕЦКИЕ)

- Как называются большие цветы в городецких узорах? (РОЗАНЫ)

- А маленькие цветы? (КУПАВКИ)

- Кто хочет показать свою работу?

Спрашиваю, что было рисовать трудно, понравилось ли и что понравилось?

 

enberdnikova.ucoz.ru


Смотрите также