Роль нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста. Роль рисования в развитии дошкольников


Роль нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Дети с самого раннего возраста  пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве, но далеко не у всех получается в полном объеме отразить это впечатление в силу возраста или каких либо индивидуальных особенностей. Проанализировав рисунки своих ребят,  пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к  рисованию. Главное в нашей работе, чтобы организованная образовательная деятельность приносила детям только положительные эмоции. Мне кажется, что не стоит вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызывают разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять в нем уверенность в собственных силах, заставляет их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение.

Так же успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы используют, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно — развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно. Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию. А позже переработала его, внесла свои коррективы.    Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

infourok.ru

«Роль рисования в развитии детей дошкольного возраста» - Родителям - Каталог файлов

 

Рисование для ребенка - это не просто интересное занятие. Во время рисования он развивает мелкую моторику, тренирует память и внимание, учиться думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать. У детей благодаря занятиям рисованием формируется связанная речь. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего, развиваются эстетические чувства и способности ребенка.

Для всестороннего формирования навыков по рисованию у дошкольников я провожу различные виды занятий: предметное рисование (выполнение работы с натуры), рисование по выбору, рисование по представлению, сюжетное рисование, декоративное рисование.

На начальном этапе обучения детей рисованию в занятия включается большое количество игровых моментов, проводится обыгрывание предметов. Основные приемы подготовительного периода: показ, прием  «рука в руке». В дальнейшем чаще использую приемы: частичный показ, объяснение. На занятиях по рисованию дети учатся: ориентироваться на листе бумаги, рисовать предметы разной формы с натуры, располагать предметы в перспективе, передавать заслоняемость предметов при дальнем и ближнем изображении (дом впереди дерева, солнце за тучкой) , изображать человека и животных в движении, рисовать по сюжетам сказок, составлять узор из элементов дымковской, хохломской, городецкой росписи, правильно держать кисть, карандаш во время рисования, закрашивать в одном направлении, не выходя за контур, планировать свою работу (рассказывать о содержании изображения, употреблять специальную терминологию) .

К сожалению, некоторые родители считают рисование несерьезным делом и односторонне заменяют его чтением и другими интеллектуально более полезными, с их точки зрения, занятиями. Я  считаю необходимым,  навыки  полученные на занятиях в детском саду, закреплять дома.

Советы родителям

Для знакомства с миром художественного творчества ребенка предпочтительно использовать карандаши и краски. Обратить внимание стоит на выбор карандашей для детей. Они должны быть достаточно мягкими, чтобы оставлять следы даже при незначительном усилии. Краски желательно приобрести ярких оттенков, обязательно иметь разного размера кисти. Так как при рисовании фломастерами ребенок не может контролировать силу нажима, поэтому мы не рекомендуем их использовать.

Для ребенка 4-5 лет можно не покупать альбом для рисования, а просто приобрести дешевую бумагу для принтера. В этом возрасте дети рисуют много и быстро, и этот вариант будет удобен и им, и родителям. Дошкольникам, которым в следующем году предстоит идти в школу, напротив, лучше всего купить настоящий альбом для рисования. Пусть ребенок научиться рисовать на бумаге данного формата, так он будет уверенней чувствовать себя на уроках рисования в школе.

От начальных занятий рисования и раскрашивания зависит очень много. Если оставить без внимания то, как ребенок держит пишущий предмет, это может сказаться на подготовке к школе. В первую очередь, присмотритесь насколько правильно ребенок, держит карандаш (кисточку). Его рука не должна быть слишком напряжена, а кисть жестко фиксирована. Занимаясь рисованием, важно иметь возможность раскованного, свободного движения. Это сделает штрихи более легкими и плавными. Обратите внимание на осанку. Необходимо сесть прямо, одной рукой раскрашивая, а другой, придерживая лист бумаги или тетрадь с рисунком. Чтобы не слишком утомлять позвоночник, не позволяйте заниматься творчеством в течении  длительного времени. Не забывайте - лучший отдых, это смена занятия.

Покажите ребенку, что можно раскрашивать картинки, штрихами разной длины. У самого края пусть будут совсем коротенькие, а ближе к центру – длинные штрихи. Закрашивать надо в одном направлении, без просветов, равномерно надавливая на карандаш. Однако, если ребенку трудно, если мелкая моторика пальцев еще неразвита и он не попадает в контур, на первых порах можно использовать прием «рука в руке».

При рисовании обращайте внимание на адекватное использование цвета. Можно использовать упражнения: «Раскрась также», » Что бывает такого цвета».

Не дорисовывайте ничего в детских рисунках, даже если то, что изображено на листе бумаги, требует дорисовки. Этим вы не только покажете ребенку, что он не умеет рисовать красиво, но и не дадите ему возможности самому проанализировать рисунок и понять, что в нем неправильно.

Сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот надо одобрять любые достижения ребенка.

Сделайте «альбомы», куда будете помещать рисунки ребенка. Повесьте одну-две лучшие работы малыша на дверь или холодильник, и позволяйте ему рассказывать вашим гостям о своих рисунках. 

Эти нехитрые советы помогут ребенку быстрее овладеть приемами рисования.

 

anastasiyah.ucoz.net

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Цыкунова Е. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №3. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/92/3251/ (дата обращения: 20.04.2018).

Препринт статьи



Рисование имеет огромное значение в система дошкольного образования. В процессе рисования у дошкольника формируется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Особое место в процессе рисования занимают нетрадиционные техники.

Проанализировав рисунки дошкольников пришла к выводу — необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Участие в методическом объединении «Юный художник», натолкнуло меня на мысль: «А не попробовать ли в практике приёмы нетрадиционного рисования на занятиях по рисованию?».

Составила перспективный план работы по каждой возрастной группе, написала конспекты занятий для детей разного дошкольного возраста. И выбрала тему для самообразования «Нетрадиционная техника рисования в детском саду».

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Нетрадиционные техники рисования показывают необычное единство материалов и инструментов. Несомненно, плюсом таких техник будет универсальность их применения. Способ их выполнения интересен и доступен как взрослому, так и дошкольнику. Именно поэтому нетрадиционные технологии очень интересны для детей, так как они раскрывают способности показать свои фантазии, желания и самовыражение.

Нетрадиционное рисование — это мастерство изображать, не опираясь на традиции. Дошкольники с самого раннего возраста желают изобразить собственные эмоции об окружающем его мире в рисунке [2, с.18].

Под термином «нетрадиционный» мы понимаем использование материалов, инструментов рисования, которые не общеприняты, не традиционны, широко известны. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

– снимает детские страхи;

– увеличивает уверенность в своих силах;

– формирует пространственное мышление;

– подталкивает детей к творческим поискам и решениям;

– знакомит с разными материалами;

– развивает чувство композиции, ритма, восприятия цвета, чувство формы и объёмности;

– развивает мелкую моторику рук;

– развивает творческие способности, воображение и воображение.

– формируется эстетическое восприятие.

Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляют детей, у них сохраняется стабильная активность, работоспособность на всех периодах занятия.

Нетрадиционные техники дают возможность воспитателю выполнять индивидуальный подход к дошкольникам, учитывать их способности, интерес. Использование нетрадиционных техник способствует умственному развитию дошкольника, психических процессов и эмоциональной сферы ребенка.

В исследованиях отечественных педагогов (Никитина А. В., Давыдова Г. Н.), доказали, что данные техники рисования развивают речь дошкольников, формируют у них фантазию, приносят дошкольником незабываемые впечатления и позволяют раскрыть возможность использования знакомых предметов в качестве художественных объектов.

Нетрадиционные техники рисования также способствуют положительной динамике уровня развития зрительно-моторной координации, развитию мелкой моторики пальцев рук, способствует. Данные техники требуют от исполнителей точности, быстроты движений, усидчивости, мышления, воображения, памяти. Занятия с нетрадиционными техниками формирует мотивацию, поднимает настроение и является эффективным средством эстетического воспитания.

Успех обучения нетрадиционным техникам зависит от того, какие способы и приемы применяет воспитатель, чтобы донести до детей содержание, выработать у дошкольников мастерство, умение [3, с.45].

Для занятий с использованием нетрадиционных техник рисования можно применять разнообразные материалы, доступных практически всем:

– бумага разной формы и размера, цвета;

– краски разного вида;

– кисти разного размера; кисти из щетины;

– восковые и цветные мелки;

– маркеры, фломастеры, тестеры;

– простые и цветные карандаши;

– графитный карандаш, уголь, свечи и др.

Практика использования нетрадиционных техник рисования в ДОО показывает, что данные техники приносят дошкольникам радость. Они с наслаждением выписывают различные фигуры, не ощущая при этом проблем в исполнении, нравится им сама процедура рисования. И чем правильнее и интереснее выходит движение и объект, тем им больше хочется изображать, показывая собственный результат, привлекая интерес взрослых.

В методической литературе отмечено большое количество разновидностей нетрадиционных техник рисования. Рассмотрим некоторые из них.

Кляксография заключается в том, чтобы научить дошкольника рисовать с помощью клякс (черные и разноцветные). Даже младший дошкольник может смотреть на кляксы и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?", «Кого или что она тебе напоминает?" — эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение, а также речь дошкольника. После этого, не заставляя ребенка, а показывая, необходимо перейти к следующему этапу — обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги. Выбор формата бумаги постоянно нужно менять, не нужно постоянно выбирать стандарт размера. В данном случае на длинном листе бумаги можно рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать отдельные как предметы, так и сюжеты, и при этом работать рядом. Потом можно коллективно рисовать. Все участники распределяют, кто и что будет изображать, чтобы получился сюжет.

Тычок жесткой полусухой кистью. Оборудование: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата или можно использовать форму какого-нибудь животного. Дошкольник макает в краски кисть и опускает ее на бумагу, при этом кисть держа вертикально. При работе кисть в воду нельзя опускать. И так заполняется весь лист бумаги, контур или шаблон. Получается фигура животного.

При рисовании пальчиками выбирают следующий материал: краски, уплотненная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Изображение у ребенка получается способом опускания в краску пальца и нанесения точки, пятнышка на бумагу.

При рисовании ладошкой получаем изображение в виде пятна, цвета, фантастического силуэта. Материал используем в данном виде рисования такой, как краски, кисть, уплотненная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Изображение получается, когда ребенок опускает в краску ладошку или окрашивает ее с помощью кисти, создает след на бумаге. Рисуют и правой и левой руками.

Рисование самого себя либо изображение с натуры любимых игрушек формирует внимательность, способность изобразить так, чтобы было сходство по форме и цвету. Предложить нужно сначала нарисовать себя, смотря в зеркало. Потом ребенок сам выберет себе объект изображения. Это может быть любимая кукла, мишка или машинка.

Оттиск смятой бумагой. Материалы: блюдце или пластиковая баночка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки и краски также можно использовать в нетрадиционных техниках рисования: восковые мелки, плотная белая бумага, краски, кисти. Дети рисуют восковыми мелками на чистой бумаге, потом закрашивают бумагу красками в один или несколько цветов, при этом рисунок мелками остается не закрашенным.

Точечный рисунок дошкольникам нравится соей необычностью исполнения. Для изображения можно взять любые карандаши или маркеры, поставить его перпендикулярно к чистому листу и начать изображать. Но лучше всего точечные рисунки делать красками.

Набрызг как вид нетрадиционной техники рисования предполагает использование бумаги, гуаши, жесткой кисти, кусочек плотного картона или пластика. Дети набирают краску на кисть и ударяют кистью о картон, который держат над бумагой, потом закрашивают все красками в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на по бумаге.

Отпечатки листьев. Оборудование: бумага, краски, листья деревьев (желательно опавшие), кисти. Дети красят лист дерева красками разных цветов, потом прикладывают его окрашенной стороной к листу бумаги для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Изображение можно дорисовать.

Почему-то все склонны думать, что если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Можно использовать поролон. Для этого необходимо вырезать из него самые разные маленькие геометрические фигурки, а затем привязать их тонкой проволокой к карандашу (не заточенному). Потом макаем в краску и методом штампов рисуем красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты. Вначале дети вразброс будут рисовать геометрические фигуры. Потом можно предложить им сделать из фигурок объекты [1, с.96].

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. и складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8–10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают [2, с.52].

Рисование мелками. Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни — вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов.

Метод волшебного рисунка. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может быть целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой — рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь.

Разрисовывание маленьких камешков. Разумеется, чаще всего ребенок изображает на плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитке, больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных рисунков. В этом случае подходят морские камешки.

Метод ниткографии. Сначала делают из картона экран величиной 25х25 см. На картон наклеивается бархатистая бумага либо однотонная ткань. К экрану хорошо бы подготовить красивый мешочек с комплектом шерстяных или полушерстяных ниток разных цветов. К фланели или бархатистой бумаге притягивается ниточки. Необходимо присоединить их легкими движениями указательного пальца. Из подобных ниток можно выполнять увлекательные сюжеты [4, с.98].

Рисование на влажной бумаге. Всегда считалось, что писать можно только лишь на сухой бумаге, ведь краска достаточно разведена водою. Однако имеется целый ряд объектов, сюжетов, типов, которые лучше писать на мокрой бумаге. Большую роль здесь играет загадочность, к примеру, малыш хочет показать следующие темы: «Городок в тумане», «Мне привиделись сны», «Идет дождь», «Темный город», «Цветочки за занавеской» и т. д. Необходимо обучить дошкольника сделать бумагу мокрой. Если будет бумага слишком влажной — рисунок может не получится.

Тканевые изображения. В мешок кладем остатки тканей разного свойства. Необходимо продемонстрировать, как размещать изображение на ткани, помочь изобразить сюжет.

Рисуем с помощью открыток. В каждом доме можно найти старые открытки. Переберите вместе с ребятами старые открытки, научите видеть нужные образы и приклеивать к бумаге, изображать сюжет.

Коллаж. Название разъясняет значение этого способа: в него собираются несколько изображений. К примеру, кто-то из ребят решил изобразить лето, и он применяет многоточечный рисунок (цветочки), солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи вырезают из открыток, из тканей изобразят небо и тучи и т. д.

Стоит отметить, что при выборе той или иной техники рисования необходимо учитывать возрастные способности дошкольника.

С младшими дошкольниками рекомендуется использовать следующие нетрадиционные техники рисования:

– рисование пальчиками;

– оттиск печатками из картофеля;

– рисование ладошками [3, с.63].

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

– тычок жесткой полусухой кистью.

– печать поролоном;

– печать пробками;

– восковые мелки + акварель;

– свеча + акварель;

– отпечатки листьев;

– рисунки из ладошки;

– рисование ватными палочками;

– волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

– рисование песком;

– рисование мыльными пузырями;

– рисование мятой бумагой;

– кляксография с трубочкой;

– монотипия пейзажная;

– печать по трафарету;

– монотипия предметная;

– кляксография обычная;

– пластилинография [4, с.89].

Отечественные и зарубежные исследователи доказали, что использование нетрадиционных техник рисования приводит к развитию художественно-творческих способностей у дошкольников, улучшает уровень увлеченности темой и техникой, а также формирует способность дошкольников к лучшему восприятию цветовой гаммы.

Умение владеть разными материалами, способами работы с ними, правильное понимание выразительности изображаемого позволяет дошкольникам более эффективно использовать их при изображении в своих рисунках. Чтобы во время рисования усилить воображение и фантазию, способствовать раскрытию художественного замысла и формированию художественных способностей, необходимо рассмотреть возможность использования художественной литературы, музыкальных произведений, фольклора и игровой деятельности. Всё это сделает занятие по рисованию доступным, содержательным и интересным.

Таким образом, нетрадиционные техники рисования — это в своем роде некая игра, которая позволяет дошкольникам чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение и фантазию, дает возможность дошкольникам самовыразиться. Нетрадиционных техник рисования насчитывается большое количество, использование которых педагог определяет возрастными особенностями дошкольника, а также выбором методических целей.

Конспект ООД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в подготовительной группе «Полхов- Майданская матрешка»

Цель: формировать умение детей рисовать Полхов- Майданскую матрешку с применением нетрадиционных техник рисования.

Задачи: Образовательные: продолжать знакомить с элементами Полхов- Майданской росписи, совершенствовать технические навыки в рисовании кистью, фломастерами, другими материалами (тычком свернутой ткани, ватной палочкой, зубочисткой)

Развивающие: развивать чувство композиции, ритма, использовать цвета в определенном сочетании свойственной Полхов-Майданской росписи.

Воспитательные: воспитание любви к Родине, уважение к труду людей, создающих этот промысел.

Предварительная работа: изготовление тычков (свертывание ткани в трубочку), посещение музея «Полхов- Майданской росписи» рассматривание альбома «Полхов- Майданская игрушка».

Оборудование: образцы матрешек нарисованной и деревянной; бумажные силуэты матрешек с нарисованным кругом (для лица) по количеству детей, гуашь (малиново- красная, синяя, желтая, зеленая, фиолетовая, черная), листы бумаги для пробных тычков, кисти, фломастеры (по одному черному и красному), тычки из ткани, ватные палочки, зубочистки, салфетки, непроливайка с водой, аудиозапись «Русские матрешечки»

Ход ООД:

  1. Вводная часть

Приветствие

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй- солнце золотое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок.

Мы живем в родном краю

Всех я вас приветствую.

Воспитатель

Загадка:

Деревянные подружки любят прятаться друг в дружке, носят яркие одежки называются...

Ответ детей:

Матрешки

Вопрос детям:

Что является символом нашего Вознесенского района?

Ответ:

Полхов- Майданская матрешка.

Вопрос детям:

А почему Полхов- Майданская?

Ответ детей:

Потому что она родом из Полхов- Майдана, который находится недалеко от поселка Вознесенское. Особенностью Вознесенского края издавна является Полхов- Майданский промысел.

Стих:

Я матрешка из Майдана,

Могу стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепесткам,

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Воспитатаель:

Из чего изготавливают матрешку?

Ответ детей:

Из дерева.

Воспитатель:

Из какого дерева?

Ответ детей:

Из липы.

Воспитатель:

Своей красотой матрешка покорила весь мир. Иностранцы увозят с собой домой матрёшки, как память о нашей стране. Про неё говорят: не бьется, не ломается, а кто купит удивляется. Наши умельцы называют её тарарушкой.

Ребята, а вы знаете, почему эту деревянную куклу назвали матрешкой? Произошло от распространенного на Руси женского имени Матрёна.

Вопрос детям:

Как зовут мужчин, которые возделывают матрешку?

Правильно, токари. Токарные работа отличается хорошими пропорциями и вкусом,

Вопрос детям:

А как зовут женщин, которые расписывают матрешки?

Ответ детей:

Мастерицы, красильщицы- расписывают матрешки в яркие тона. Красный, малиновый, зеленый, жёлтый, синий, фиолетовый, делают обводку чёрным цветом. Рисунок у мастериц- загляденье: цветы фантастические, таких нет ни в саду, ни в поле. У Полхов-Майданской матрешки нет платка с завязанными концами, сарафана и фартука, а вместо этого условный овал, на голове полушалок с цветком, узоры имеют название: большая роза, розан, колокольчик.

2.Показ выполнения работы.

Рассмотрим наши силуэты- матрешки, вверху круг — это лицо, находим серединку, поставим точку простым карандашом. на уровне этой точки, на одинаковом расстояние друг от друга тычком ватной палочки рисуем глаза. Черным фломастером рисуем реснички и брови. Делаем два маленьких тычка зубочисткой — это носик. Ротик рисуем красным фломастером. Щечки ватной палочкой, кудри нашей красавицы- завитки рисуем чёрным фломастером. Полушалок и юбку раскрашиваем жёлтый гуашью. Затем на овале рисуем чудо букет. Вверху розан: рисуем овал, вокруг него лепестки. Затем чёрным фломастером рисуем веточку. Потом фиолетовым цветом рисуем колокольчик, синим-ягодки, тычком ватной палочки, внизу веточки, рисуем большие листочки, поменьше в промежутках.

Дополнением розан и колокольчики желтым и зеленым цветом. По желтой краске делаем тычки из ткани.

Зубочисткой наносим точки черного цвета, на желтую краску розана и колокольчика, яблочко и ягодки.

Затем делаем «обводку» чёрным фломастером.

Воспитатель:

Ребята, место, где красят матрешки называется красильня. Приглашаю вас туда. Давайте разомнем с вами пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Чтоб матрешки украшать,

Надо пальчики размять (сжимаем и разжимаем пальчики)

Указательный (сгибаем указательный палец)

И средний (сгибаем средний пальчик)

Безымянный (сгибаем безымянный пальчик)

И последний (сгибаем маленький пальчик).

Поздоровались с большим, чтоб сработать от души (сгибаем пальцы в кулак)

А теперь потрем ладошки, друг о дружку мы немножко (трем ладошки)

Кулачки разжали- сжали и ещё раз разжали сжали,

Вот и пальчики размяли,

А теперь мастера за работу всем пора.

Работы детей.

Воспитатель индивидуально оказывает помощь.

Физминутка:

Наши алые цветы распускают лепестки

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши алые цветы

Раскрывают лепестки,

Головой качают

Тихо засыпают.

3. Рефлекторно- оценочная часть.

Воспитатель:

Ребята, что сегодня мы рисовали?

Ответ детей:

Матрешку.

Вопрос:

Из чего изготавливают матрешку?

Ответ детей:

Вопрос:

Назовите элементы росписи Полхов-Майданской матрешки?

Ответы детей:

Рассматривание рисунков

Вопрос детям:

Что сегодня вам особенно понравилась?

Ответ детей:

Вопрос:

Какие необычные материалы мы сегодня использовали?

Ответ детей:

Тычки из ткани, ватные палочки, зубочистки.

Вопрос: Что было для вас затруднительно?

Ответ детей:

Вопрос:

Как вы считаете, у вас всё получилось в рисовании?

Ответ детей:

Вопрос:

Чья работа на ваш взгляд самая красивая и почему?

Ответ детей:

Ребята, вы сегодня молодцы, ваши матрешки получились такие же красивые, как у Полхов- Майданских мастериц.

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило — бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

Литература:
  1. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г. Г. Григорьева. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 272 с.
  2. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. — М.: Просвещение, 2013. — 125 с.
  3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. — М. Просвещение, 2013. — 234 с.
  4. Михалюта И. Значение нетрадиционной техники рисования в детском саду [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.maam.ru — (Дата обращения 26. 10. 2017).

moluch.ru


Смотрите также