Русские орнаменты и узоры (растровый клипарт). Русские народные узоры для рисования


Русские узоры и орнаменты - символика

Русские народные узоры и орнаменты являются хранителями глубокой архаики. Они уводят нас в глубь веков, в дохристианскую Русь. Эти приметы древности можно найти на вышивке, в украшениях, которые носили, в отделке русских изб и храмов. Как правило, они имели значение оберегов или им придавались другие знаковые отличия.

Русская изба

Особое значение имело оформление крыш и окон как небесного свода. На них издревле изображались солнце, кони, «хляби небесные». Круто выгнув шею и грудь, на самом главном, центральном бревне крыши гордо возвышалась конь-птица, символизирующая солнце. Кроме нее на крыше находились и другие солнечные знаки, означавшие как закат, так и восход солнца.

На причелинах, идущих с двух сторон вниз, самыми частыми были волнистые русские узоры и орнаменты, струи, дополненные небольшими кружочками, которые должны были, видимо, изображать дождевые капли. Язычники, верившие в Рода, считали, что они – причина жизни на Земле и выражение творческой энергии божества, осуществляющей оплодотворение.

Окна украшались деревянным кружевом. Оно представляло собой русские узоры и орнаменты, состоящие из знаков солнца, воды, растительных элементов и стилизованных женских фигур. Связывая наружную и внутреннюю часть дома, окно украшалось чрезвычайно изысканно.

русские узоры и орнаменты По типу их можно поделить на три части. Первая композиция – солярная, которая продолжала осуществлять защиту дома, начатую крышей.

Вторая имела наличие двускатного покрытия, где внутри также помещалось солнце и, как и на крыше, имелись русские узоры и орнаменты в виде хлябей.

Третий вид композиции отличается тем, что карниз был ровным, то есть отсутствовал небосвод. В центре имелась одна фигура, окруженная стилизованными зверями. Можно долго объяснять их смысловое значение, но следует перейти к следующей теме.

Головной убор

Его главная идея – изображение неба. На головном уборе вышивались солнце, птицы, устремленные вверх. С этим связано его название. Слово "кокошник" произошло от слова «кокошь» – петух. Подвески к ним, рясны, – это вертикальные полосы, идущие от кокошника до груди или даже до пояса. В металлических (обычно из золота или серебра) изделиях используются русские узоры и орнаменты в виде птиц, которые соединяют небо и землю.русский орнамент и узоры

Подвесками на ряснах служили колты, на которых мы видим русалок, семаргла (это бог плодородия) или грифонов. Бисерные рясны имитировали дождевые струи, что также связано с плодородием в обобщенном смысле, дающим жизнь всему земному.

Орнаментика рясен очень устойчива: это тема неба и земледельческого плодородия. Небесная высь – это птицы, которые сейчас находятся на земле. Аграрная тема тоже прослеживается: изображались все стилизованные фазы развития растения (прорастающие семена, опыляемые травы и цветы).

Ожерелье и одежда

Ожерелье – это украшение для шеи и груди, которое археологи называют «гривная утварь». На украшениях есть знаки солнца, луны, зверей и птиц. Это все представляло собой обереги.

русские народные узоры и орнаменты

Вышивка на предплечьях рукавов и бедрах несла очень древний смысл обработанного поля: в косом квадрате, разделенном на четыре части, находился знак зерна – точка. Подол одежды украшен вышивкой, в которой господствует идея земли: узоры, напоминающие траву, гуляющие по земле птички, цветы.

Таким образом, русский орнамент и узоры восходят к земледельческому неолиту. Многое сохранилось до нынешних времен, однако чтобы разобраться в заложенных смыслах, следует изучать труды археологов, ибо они обладают богатейшим материалом, позволяющим его расшифровать.

fb.ru

Русские орнаменты и узоры (растровый клипарт)

 

 

Орнаменты на памятниках древнерусского искусства. Д. К. Тренев

Посмотреть полностью

Д. Тренев. Орнаменты на памятниках древнерусского искусства. М, 1904-1910 54,4 Mb | формат pdf | 2 выпуска (редкость)

 

 

 

Н. Симаков. Русский орнамент (1882). 

русские узоры, православные орнаменты

Посмотреть полностью

Н. Симаков. Русский орнамент. - Спб, 1882 г. формат djvu  | 14стр. | 4,6 Mb

 

 

 

 

К. Д. Далматов "Сборник стариннорусских и славянских букв, заставиц и каемок" (1895)

Русские узоры и орнаменты Сборник стариннорусских и славянских букв, заставиц и каемок

Посмотреть полностью

 

Сборник стариннорусских и славянских букв, заставиц...формат jpg | 3300х4200 | 38 стр. | 42,1 Mb

 

 

 

 

"Полиграфический орнамент" 

полиграфический орнамент русские орнаменты узоры

Посмотреть полностью

Полиграфический орнаментформат pdf | 2 книги | 3,36 Mb

 

 

 

 

Православные орнаменты и буквицы

Старинные русские православные орнаменты и буквицы

Посмотреть полностью

Православные орнаменты и буквицыформат jpg | 732 files | 45,9 Mb zip-архив 

 

 

 

 

Коллекция православных орнаментов "Русский узор"  

Посмотреть полностью

Коллекция «Русский узор»формат gif | 225 files | 14,5 Mb zip-архив 

 

 

 

 

В. И. Ивановская. Русские орнаменты.

русские орнаменты

Посмотреть полностью

В. И. Ивановская. Русские орнаментыформат djvu  | 226 стр. | 10,1 Mb

 

 

 

 

Церковно-славянские прописи и уроки орнамента

православные узоры церковно-славянские орнаменты

Посмотреть полностью

Церковно-славянские прописи и уроки орнаментаформат jpg | 63 стр. | 5,27 Mb

 

 

 

 

Раскраска "Буквицы"

Посмотреть полностью

Раскраска "Буквицы"формат pdf | 17 стр. | 3,46 Mb

 

 

 

 

Русские орнаменты для резьбы по дереву

Посмотреть полностью

Русские орнаменты для резьбы по деревуформат pdf, djvu | 5 выпусков | 24,2 Mb

 

 

 

 

Сборник великорусских и малороссийских узоров для вышивания (1877 г.)

Посмотреть полностью

 

Сборник великорусских и малороссийских узоров (1877 г.)формат djvu  | 12 стр. | 4,7 Mb

 

 

 

 

Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружева

Русский народный орнамент

Посмотреть полностью

 

Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружева (1871 г.) формат djvu  | 42 стр. | 9,8 Mb 

 

 

 

 

Альбом рукоделий. Издание В. Баннера

Посмотреть полностью

Альбом рукоделий. Издание В. Баннерформат jpg | 22 стр. | 10,4 Mb

 

 

 

 

Русский дизайн 1880-1917 гг.

Посмотреть полностью

Русский дизайн 1880-1917 гг.формат pdf | 158 стр. | 58,9 Mb

 

 

 

 

Князь Г. Гагарин. Собрание византийских и древнерусских орнаментов.

Посмотреть полностью

 

Князь Гр. Гагарин. Собрание византийских и древнерусских орнаментов.формат jpg, 925 х 1280 | 57 стр. | 12,8 Mb

 

 

 

 

Писарев С. Н. Древнерусский орнамент на парчах, набойках и других тканях (С X по XVII век)

Посмотреть полностью

 

Писарев С. Н. Древнерусский орнамент на парчах, набойках и др. тканяхформат pdf | 219 стр. | 126 Mb

 

 

 

 

Русские орнаменты и буквицы

Посмотреть полностью

 

Русские орнаменты и буквицы100 jpg | 190 Mb

 

 

 

 

Буслаев Ф. И. Исторические очерки по русскому орнаменту

Посмотреть полностью

 

Буслаев Ф. И. Исторические очерки по русскому орнаменту формат djvu  |  221 стр. | 131 Mb

 

cliparti.jimdo.com

Узоры для рисования в русском народном творчестве

Хобби 15 марта 2012

Ткачество издревле использовалось в русской народной традиции для вышивания различных береговых рушников, полотенец и прочих элементов народного искусства. Помимо этого на старых ткацких станках выделывались полотна, которые были основой для мужской и женской одежды. Древние традиции русского ткачества позволили накопить богатый опыт в этой сфере  культурного наследия, в результате чего мы сегодня имеем богатейшую коллекцию различных способов отделки и вышивания, в котором узоры для рисования занимают весомую часть.

 

В русском узорном ткачестве в основном применяются два их вида этого искусства - браное и закладное. Первое особенно широко было распространено на севере и представляло собой распределение узора по строкам в зависимости от цвета нити — красной или белой. С помощью специальной длинной дощечки, которая устанавливалась на ребро, от края до края пробивалась толстая красная нить, которая шла последовательно вначале с лица, а после с изнанки. В результате получалось красивое полотно браного типа. Это достаточно трудоемкий процесс узорного ткачества, для которого был необходим достаточный опыт и мастерство рукодельницы. Что касается закладного, то узорное ткачество такого типа выполнялось из шерстяных нитей с получением вышивки высокого глянцевого настила.

 

Помимо обычного полотняного переплетения, русскими мастерицами часто использовался способ плетения нити и клетки, в результате чего получались нарядные полотенца и скатерти. В качестве главного инструмента для создания полотна использовался ткацкий станок, который назывался стан. 

 

Ткацкое искусство представляет собой интереснейшую область прикладного искусства, которое, к сожалению, в условиях современной цивилизации незаслуженно забыто. Помимо сложных узоров и вышивок, сюда входили и более простые способы создания обычных изделий в виде тесемок, косичек и поясков. Узоры для рисования здесь достаточно простые, поскольку в основе лежит использование таких несложных орнаментов как «гребешок», «круг» и «елочка», повторяющихся по всей длине изделия.

Однако ткачеством применение русских народных узоров не ограничивалось. Различные орнаменты получили достаточно широкое распространение  в вырезке по дереву и хохломской росписи. Для нанесения узоров на деревянную поверхность используется специальный прибор — электровыжигатель по дереву. Узоры для рисования по дереву настолько многообразны и многогранны, что представляют собой интереснейшую сферу искусства, которая будет очень полезна для развития детей среднего школьного возраста. Прибор для выжигания русских узоров не только поможет ребенку выявить свои таланты и проявить фантазию, но и будет способствовать большему пониманию русской народной культуры и традиции. 

 

Сегодня в свободной продаже можно приобрести замечательный выжигатель, с помощью которого получится создавать различные орнаменты и художественные узоры. В состав прибора, помимо него самого, входит также инструкция по его эксплуатации, доска с узорами, доска без узоров и игла для выжигания. Обучаться искусству выжигания узоров по дереву можно с 6 летнего возраста, что также способствует развитию мелкой моторики и фантазии вашего ребенка. С его помощью дети могут делать различные изделия и подарки, которые не только становятся отличными украшениями детских комнат, но и попадают на выставки детского художественного творчества. Дощечку с орнаментом можно после выжигания разукрасить акриловыми красками, фломастерами или цветными карандашами.

Напоследок следует сказать, что такое народное богатство как узоры для рисования следует сохранить и передать как великое культурное наследие последующим поколениям, обеспечив преемственность традиций и обычаев в поколениях.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Русское народное творчество… В чём его ценность? Новости и общество Русское народное творчество… В чём его ценность?

На протяжении всей жизни нас окружают разные предметы и вещи. Это одежда, посуда, мебель… Они представляют нашу вторую, рукотворную природу, отражающую уровень социального развития, оказывающего влияние на духо...

3D ручка MyRiwell — инновационный инструмент для рисования в воздухеДом и семья 3D ручка MyRiwell — инновационный инструмент для рисования в воздухе

С развитием научно-технического прогресса появились удивительные способы для рисования и творческого самовыражения. Кажется невообразимым рисовать в воздухе. Но теперь эти волшебные мечты воплотились в реальность, бла...

Печи из кирпича для бани в русских традицияхДомашний уют Печи из кирпича для бани в русских традициях

Печи из кирпича для бани являются неотъемлемым элементом. В давние времена ее называли сердцем бани, и именно от печи-каменки зависело, будет ли это обряд укрепления здоровья или банальное смывание грязи. Печь должна ...

Сказка и былина. Сходства и различия в устном народном творчествеИскусство и развлечения Сказка и былина. Сходства и различия в устном народном творчестве

В начале было слово, и оно было устным. Из уст в уста передавались предания, легенды, сказки, былины. Они есть, наверное, у каждого, даже совсем небольшого по численности народа. В Древней Руси, к примеру, первостепен...

По стопам русского народного творчества: на что способны пословицы о трусости?Новости и общество По стопам русского народного творчества: на что способны пословицы о трусости?

Русские пословицы о трусости хорошо отображают то, как наши предки относились к этому проявлению человеческой слабости. Наверное, славяне были одними из первых, кто задумался над тем, что такое страх и почему с ним ну...

Набор для рисования. Творчество в юном возрастеДом и семья Набор для рисования. Творчество в юном возрасте

Каждая молодая мама задумывается о том, когда нужно учить ребенка рисовать. В том, что это необходимо делать, нет никаких сомнений – любая творческая деятельность развивает мелкую моторику, фантазию, усидчивость...

Русская народная мудрость в произведениях устного народного творчестваНовости и общество Русская народная мудрость в произведениях устного народного творчества

Все знают о том, какое творческое наследие от давних предков есть у каждой страны. Для любых народов его можно смело поставить на вершину культурного наследия всех времен, ибо здесь в наибольшей степени проявляется му...

Значение сказок для детей. Искусство и развлечения Значение сказок для детей. "Белая уточка" - русская народная сказка

Сказки – это то, что помогает малышу развить фантазию и разобраться в таких сложных категориях, как добро, зло, справедливость, плохие поступки и наказание за них. На примере героев русских народных сказок родит...

Рябина - тонкая, кудрявая, алая. Отражение этой красавицы в народном творчествеИскусство и развлечения Рябина - тонкая, кудрявая, алая. Отражение этой красавицы в народном творчестве

Это сравнительно невысокое дерево встречается в Европе, Азии и Северной Америке. Рябина… Тонкая, как девичья талия, с ярко-красными гроздьями ягод, горящими алым огнем на фоне белого снега – это дерево эф...

Что такое прибаутки: определение. Прибаутки для детей как народное творчествоИскусство и развлечения Что такое прибаутки: определение. Прибаутки для детей как народное творчество

В наше время так важно беречь народную самобытную культуру, знакомить с ней молодое поколение, прививать к ней особое бережное и уважительное отношение. Одним из наиболее ярких проявлений русской народной бытовой куль...

monateka.com

значение узоров и орнаментов | Русские орнаменты и узоры

Друзья, приветствую!

Символы появились очень давно. Ведь, если посмотреть внимательно на древние знаки — у всех народов они почти одни и те же. Символы — это информация. В основе лежат сведения о строении Мира и процессах, происходящих в нём. Правильно применив символ — мы можем достичь конкретного результата: улучшить здоровье, уберечься от сглаза, порчи, укрепить отношения в семье.

На данной странице будет размещаться сводная информация по значению символики русских узоров и орнаментов в виде таблицы с функцией поиска. Таблица будет обновляться символами и дополняться постоянно.Если с Вашей стороны будут какие-то дополнения — я их обязательно внесу.

№Узор (Символ)НазваниеЗначение
1АлатырьЗвезда Алатырь (Крест Сварога) Восьмилепестковая звезда, древний символ сворачивания и разворачивания Вселенной. Знак Алатырь - Око Рода, из него сияет Свет Рода Всевышнего, Божья благодать, которую он дарует всему сущему и несущему. На Алатыре высечена вся мудрость Вселенной. Алатырь вышивают на рубашках ведающих людей, или как оберег в далекий и опасный путь. Знак подходит как мужчине, так и женщине. На рушниках вышивают, когда посвящают их в Храмы, на жертвенные столики, Покутье - Символ Рода. В нем сокрыты все черты и резы (руны), сварги, круги, триглавы и двуглавы, ужи и другие священные знаки, ибо он - основа и конец. Все другие обереги лишь малые проявления его.
2 Берегиня (Рожаница)Берегиня - это великая богиня, «царица», «мать мира», «богиня дома», «матерь-рожаница», «рожаница» породившая все сущее. Ее повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце.Берегиня – женский образ - защитница людей от всякого зла, добрая которая оберегала очаг, детей, благополучие семьи. Богиня оберегает род (отсюда слова «оберегать», «обереги»), очищатет , оздоравливает родовые связи. Берегиня считалась владычицей не только неба, но и всей природы, хозяйка небесных вод, от которой зависело плодородие. Изображения Берегини – женские фигурки с поднятыми или опущенными руками вышивались как обережные знаки для благословения.
3Мировое дерево (Древо жизни)Мировое дерево, древо жизни — мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом и Рода в частности. Если женщина вышьет рушник с деревом своего Рода, тогда и семья будет крепкой, и здоровье не покинет. Крона Мирового дерева достигает небес, а корни — преисподней. В кроне обитают боги и святые — (Богородица, Параскева), у корней дерева — демонические и хтонические существа, прикован на цепи бес, обитает в гнезде (“руне”) Змей. Образ объединяет вертикальные (от земли до небес), горизонтальные (дорога) — координаты и временные координаты ( загадка: «На дороге дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда» - год -12 мес., месяц- 4 нед.) Образ Мирового дерева часто встречается в заговорах. Мировое дерево помещается в центре мира, на острове среди океана (“пуповине морской”), где на камне Алатыре стоит “булатный дуб” или священное древо (яблоня, береза, кипарис, явор). Мировое дерево — символ и атрибут Берегини, часто эти символы взаимозаменяемы. На ногах женских фигур размещался знак земли (ноги богини - как корни дерева, которые находятся в земле). Поэтому иногда Берегиню изображали и змееногой, (земля — место проживания Змея).
4Коловрат (Свастика) Коловрат (Свастика) — это символ Солнцеворота. Русское имя этого знака — «Ерга» или «Ярга». Один из наиболее почитаемых, древних языческих символов. Мощнейший обережный знак, который выражает единство Рода (Оси Мира — Неподвижного Центра Коловрата) и Родных Богов (движущихся сторон). Также Коловрат символизирует собой непрерывность Коловращения всего сущего, выраженного в идее Вечного Возрождения. У русских, и вообще у славян, этот знак был известен с незапамятных времен, использовался в качестве оберега в вышивке и домовой резьбе. Вариантов изображения - множество. Однако, по направленности вращения (посолонь\ противосолонь) различают знак летнего, светлого Солнца (солнца Яви) и знак зимнего, тёмного Солнца (солнца Нави). Движение по солнцу (Солнце Яви) – благотворная, созидательная Сила, против солнца (Солнце Нави) – разрушительная Сила. Правосторонняя свастика воспринимается как знак превосходства интуитивных сил над материей и управления энергией. Левосторонняя свастика, напротив, означает превосходство физических ,инстинктивных сил, торжество земной, материальной сущности вещей.
5Орепей (Арепей) Символ счастья, душевного спокойствия, и равновесия. Самый распространенный символ орнамента русской вышивки. Гребенчатый ромб, известный на территории Рязанского края под народным названием “орепей”, или “арепей”, (он же “репейник”, “дубок”, “колодец” в других местах), в звучании которого явственно пристуствует корень *ар, присутствующий в таких словах “арий”, “Арата”, “Аркона”. Ромб имеет множество значений: солнце, плодородие, земледелие. Ромб с точкой внутри - символ "засеянной земли", то есть плодородия, в том числе женского. В зоне оплечья женского костюма будет читаться как мировая гора или Алатырь-камень с восседающим на нем Божеством. В локтевой зоне как "предок". На подоле - как вход в потусторонний мир или также "предок".

rusorn.ru


Смотрите также