Беседа по сюжетному рисунку. С чего начинается рисование беседа


Беседа по сюжетному рисунку.

Поиск Лекций

Ученики отвечают на вопросы: какой лес слева? Какие деревья справа? Каких животных вы видите? А птиц? А какие известные вам животные и птицы зимой живут в лесу? Беседе придается природоохранительный характер. Обращается внимание на важность участия детей в охране леса, уходе за молодыми посадками. Дети читают подпись под рисунком.

Урок по теме «Буква е — показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии».

Учитель сообщает, что на уроке дети узнают новое о букве е. Детям предлагается произнести слово лес и сказать, сколько звуков в этом слове.

— Чтобы легче было определить, какие это звуки, — говорит учитель, — надо произнести слово и смотреть на схему. (На доске цветными мелками вычерчена схема слова лес: .) Выясняется, что в слове лес три звука, в начале слова слышится слияние двух звуков [л’э] и в конце слова — звук [с]. Учитель объясняет, что гласный звук [э] после мягких согласных обозначается буквой е.

— Вот начало слова лес, — говорит учитель и выставляет на наборном полотне слоговую карточку ле. — Читайте так, чтобы ясно слышался мягкий согласный звук в начале слова. (Дети читают: ле.) Какую букву надо добавить, чтобы получилось слово лес? (Букву с.) Вызванный к доске ученик добавляет карточку с буквой с. Класс читает составленное слово: лес.

По «Русской азбуке» учащиеся читают слоги-слияния (с. 79, вверху). Во всех этих слогах согласные звуки произносятся мягко. К некоторым из слогов добавляйте новые слоги до получения целых слов (например: не — небо, се — сено, ле — лето и т. д.).

Учащиеся читают рассказ «Лес» (с. 78). При затруднении в чтении отдельные слова пишутся на доске с дополнительными пометами, анализируются и прочитываются с объяснением способа чтения. Проводится беседа по содержанию рассказа (по усмотрению учителя вопросы задаются по прочтении отдельных предложений или всего текста):

— Назовите деревья, которые росли в лесу. Сколько лет они росли? Каким другим словом можно заменить слово красивы?(Прекрасны, великолепны.)

Рассказ читается повторно. Обращается внимание на интонацию восклицательного предложения.

Занятие внеклассным чтением.

Урок по теме «Буквы Е, е (закрепление)».

Игра «Полубуковка». Соотнесение картинок и слов.

Игру «Соотнеси картинки и слова» целесообразно провести сначала на классной доске и наборном полотне: предметные рисунки располагаются над наборным полотном, а четыре слова на карточках помещаются вперемежку на наборном полотне; учащимся надо прочитать слова и расположить их в том порядке, в каком даны рисунки. Затем упражнение повторно выполняется по с. 80. Дети читают слова, указывая в них количество слогов, звуков и букв.

Составление и чтение слов.

Из букв разрезной азбуки составляются слова, которые затем преобразуются: лес — леса — лето. Дети прочитывают слова в столбиках (с дополнительными пометами), с некоторыми из них устно составляют предложения.

Чтение и разбор рассказа «Лето» (с. 80).

Словесное рисование.

Проводится игра «Вместе с Карандашом рисуем картину». По опорным словам в рамке (с. 81) учащиеся словесно «рисуют» картину на тему «Село на берегу реки».

Урок на тему «Буквы Е, е (повторение, обобщение)».

Работа по слоговой таблице.

Ученики читают слоги-слияния с буквой е и объясняют, что буквой е обозначен звук [э] и мягкость предшествующего согласного звука.

Повторно проводится упражнение в словесном рисовании (с. 77).

Чтение слов.

Дети читают слова, напечатанные на доске с вспомогательными пометами. Затем читают эти же слова в «Русской азбуке» (с. 78—79). Выясняется понимание детьми значений слов: о чем можно сказать велика? Про что вы думали, прочитав слово красива? Чем оно отличается от следующего за ним слова? Какие страны вы знаете? Как называется наша страна?

Беседа о зимних развлечениях, разных забавных историях в зимнюю пору. Рассмотрение иллюстрации к сказке «По щучьему велению» (с. 76). Устанавливается, к какому эпизоду она относится: какое впечатление произвел на окружающих такой необычный способ передвижения и перевозки грузов.

Чтение текста «Река» (с. 79).

Ученики читают сначала текст по предложениям.

Повторно перечитывается текст целиком. Дети находят в нем те слова, которые содержат букву е.

Урок по теме «Звуки [м], [м’], буквы М, м».

Рассматривается рисунок-панорама «Кремль» (с. 88—89). Выборочно читаются слова на с. 89 (с пометами).

По вопросам учителя дети составляют рассказ на тему «В Москве». Тем, кто побывал в Москве, учитель предлагает подготовить рассказ о том, что они видели в столице.

Звуки [м] и [м’] выделяют из слов дом и семь. Усваивают буквы для звуков [м] и [м’].

Ученики читают слоги-слияния (отдельно с мягким согласным звуком). Затем читают слова в столбиках, объясняя их значение. Составляется рассказ о строителях. Что они строят? Как идет строительство в Москве и в других городах и селах?

Хором прочитывается название рассказа.

Учащиеся читают текст на с. 89. Разбор содержания проводится по вопросам: какие слова написал Рома? Кто придумает предложение с одним из этих слов?

Рассматривается иллюстрация (с. 90): кто изображен на ней? Когда происходила эта сцена? Как проводите свое утро вы? и т. п.

Урок по теме «Звуки [м], [м’], буквы М, м (закрепление)».

Читают текст «Утром» (с. 90). Проводится беседа о том, что утром важно сделать зарядку, провести водные процедуры, улыбнуться, зарядиться бодростью и энергией на целый день.

Из букв разрезной азбуки учащиеся самостоятельно составляют слова мама, папа, Рома.

Ученики, особенно испытывающие затруднения в чтении и письме, повторно читают слова в столбиках с дополнительными пометами (с. 89). Объясняется лексическое значение прочитанных слов.

Рассказы «Мурка», «Крошка», «Мама» (с. 90) дети читают сначала по отдельным предложениям, затем целиком. Проводится работа по содержанию.

Слово мир дети составляют из букв разрезной азбуки.

Работа над содержанием рассказов сочетается с устным рисованием иллюстраций.

Урок по теме «Звуки [м], [м’], буквы М, м(повторение, обобщение)».

poisk-ru.ru

Беседы о рисунке

Беседы о рисунке

Рисунок

Графические средства

К графическим средствам изображения в набросках предъявляются особые требования: они должны быть просты, экономны и универсальны, чтобы способствовать быстроте работы при решении разнообразных задач в походных условиях. Такими графическими средствами, обладающими широкими возможностями и применяющимися при исполнении набросков, являются линия и ее видоизменение – штриховая линия, или штрих.

Линия

Линия как одно из средств передачи изображения появилась в самом начале зарождения искусства. Ею пользуются и по сей день при исполнении рисунка.

Линии бывают разными. Линия, оставляемая острием карандаша или рейсфедера с тушью, движение которого направляется каким-либо чертежным инструментом (линейкой, лекалом или циркулем), называется «чертежной». На всем протяжении она одинакова по ширине. Это считается ее достоинством. Но в наброске такая линия непригодна – она безжизненна.

Линия, свободно проведенная графитовым карандашом или другим инструментом с красящим материалом, и есть основное графическое средство, применяемое в наброске и передающее плоскостность и двухмерность изображения. При этом линия может быть длинной, короткой и даже превратиться в точку. Наброски, исполняемые такой линией, принято называть линейными.

Натура нами узнается по характерным внешним очертаниям ее силуэта или по ее контуру. По контуру можно сразу отличить шар от куба. По характерным очертаниям всей массы кроны мы определяем породу дерева, видим разницу между легковой машиной и грузовиком, курицей и уткой. Более того, часто только по силуэту и контуру мы даже издали узнаем знакомого человека.

На контуре сосредотачивается наше первое внимание. Поэтому от остроты и богатства восприятия его особенностей зависит полнота представления об увиденном предмете.

Если в длительном учебном рисунке контур возникает в итоге постепенного моделирования формы, то в наброске контурная линия должна появиться на листе сразу же, в первую очередь.

Это  тем более важно, что контур, точно и остро найденный, даже незаконченный, способен выполнять одновременно несколько функций – отграничивать форму, определять компоновку и размер изображения в листе, передавать характер и движение всей массы формы, ее пропорции. Такие свойства графической линии, как плавность, текучесть и непрерывность, позволяют одновременно выявлять общий характер формы и ее пластические качества.

Чем вернее найден контур, тем полнее он передает воспринятое, и чем острее при этом наблюдательность, тем выразительнее получится набросок.

Для нанесения четкой и плавной графической линии требуется твердость руки, которая приобретается с опытом.

Штрих

Другим графическим средством создания наброска является штрих. В зависимости от нажима карандаша, пера с тушью штрих становится темным или светлым, мягким или жестким.

К тому же штриховая линия может быть длинной, короткой, широкой, тонкой, едва заметной. Пластические качества штриха дают разнообразные художественные возможности.

В штриховом наброске (как и в линейном) нанесение контура является первоочередным делом, и штриховая линия также при этом способна выполнить несколько функций.

Рядом параллельных или перекрещивающихся в разных направлениях штрихов создается так называемое штриховое тональное пятно требуемой силы. Это говорит о богатстве возможностей штриха и разнообразии технических приемов его использования как удобного, почти универсального средства изображения, которое может одновременно передавать в быстром наброске характерные объемные и пластические признаки натуры. Первые навыки работы штрихом учащиеся обычно получают в начале обучения на занятиях длительным учебным рисунком, решая задачи лепки формы светотеневыми отношениями. Какое-то время наброски получаются перегруженными линиями и штрихами с чрезмерно сильными нажимами и сопровождаются черканием карандаша по одному месту. Постепенно появляется привычка бережно и обдуманно относиться к каждому касанию бумаги, и карандаш начинает оставлять только соответствующей силы и ширины след там, где это надо, а штрих становится увереннее и точнее.

Поэтому на исполнение первых заданий по наброскам с неподвижной натуры необходимо отводить несколько больше времени (почти как на зарисовку), чтобы его хватило на анализ формы, и постепенно сокращать его.

С целью облегчить овладение набросками пока приходится иметь дело только с неподвижной натурой, на первых порах можно рекомендовать начинать набросок с нанесения на лист легкой, едва заметной вспомогательной штриховой линии, передающей общую форму. Таким образом на листе сразу же решается компоновка и определяется размер изображения.

Непрерывность движения карандаша имеет существенное значение, так как в процессе работы художника одновременно происходит не только отбор нужного для обобщенного изображения, но и увязка отдельных частей, пластическое подчинение их целому.

Лишь только после нанесения контура можно отнять карандаш от бумаги, чтобы, заканчивая набросок, наметить внутри или вне его некоторые характерные детали, подчеркнуть штрихами объем или показать затененность.

Тональное пятно

Тональное пятно применяется при решении следующих задач:

  • при выявлении или подчеркивании объемности натуры;
  • для передачи ее освещенности;
  • при желании показать силу тона, окраску формы, а также фактуру ее поверхности;
  • для передачи глубины пространства, окружающую форму.

Тональное пятно создается внутри контура параллельными или перекрещивающимися линиями (или штрихами). В этом случае на силу тонального пятна воздействует ширина линий или штрихов и светлых промежутков, остающихся между ними, которые должны соответствовать размеру исполняемого рисунка.

Тональное пятно на бумаге может быть получено и другими средствами, причем сила и звучание его в значительной мере зависит от особенностей и свойств графического материала, которым исполняется набросок, а также от технике нанесения этого материала на бумагу.

При использовании для нанесения наброска так называемых «сухих» материалов (мягкие графитные и угольные карандаши, обыкновенный и прессованный уголь, «соус») тональное пятно нужной силы достигается с помощью жесткой кисти, растушевкой и даже просто пальцем. Чернила и тушь в готовом виде или разведенные водой кладутся на бумагу мягкой или жесткой кистью.

В некоторых случаях тональное пятно наносится в начале работы, сразу, а затем уже по натуре уточняется контур изображаемой формы.

Нередко в работе над набросками применяются все графические средства: линия штрих и тональное пятно или в комбинациях: линия и тон. Следует иметь в виду, что выбор этих средств органически связан с особенностью графического материала.

Штрихи, нанесенные на бумагу карандашами или сделанные пером – тушью, акварелью при помощи кисти, зрительно воспринимаются по-разному. Тональные пятна одной силы, выполненные штрихами или акварелью, отличны друг от друга по своему звучанию. Поэтому один и тот же объект, изображенный на бумаге разными материалами, зрительно воспринимается по-иному, имеет свой изобразительный язык, обладает особыми художественными качествами.

krylova-torsukova.ru

С чего начинается рисование :) — Воспитание искусством

Любой рисунок, даже, на первый взгляд, очень сложный, состоит из точек и линий. При помощи точек и линий, в свою очередь, можно нарисовать разные геометрические фигуры: круги, овалы, конусы, треугольники, четырехугольники, многоугольники. Все это простые объекты, из которых состоят любые сложные фигуры. Глубокое понимание этого дает хороший старт для изучения основ живописи.

Для взрослого все это может показаться запутанным и сложным, а вот для малыша очень простым, ведь первое, что делает ребенок, взявши в руку карандаш, это рисует линии и точки 🙂

Наша задача, как родителей, показать все разнообразие точек и линий, и придумать несложные упражнения в виде игр для того, чтобы малышу было интересно и весело тренеровать это умение.

Линии могут быть тонкими, жирными, прямыми, волнистыми, отрывистыми и т.п.  Если ваш малыш уже уверенно рисует линию, и готов перейти на более интересный этап, можна нарисовать точками волнистую линию и попросить (показать), чтобы ребенок начал проводить линию по вашим точкам, таким образом у него получиться волна.  А когда он достаточно потренеруется, можно попробовать нарисовать такую линию произвольно.

Еще одно очень классное задание, которое учит ребенка вести линии от одного предмета к другому — это нарисовать на одной стороне листа бумаги, например, курицу, а на другой — цыпленка, и попросить малыша провести дорожку (линию) от курицы к цыпленку. Уже готовые такие задания есть в наборах «Aqua Doodle», на которых ребенок рисует водным фломастером на специальной планшетке. Очень удобно!

Чтобы не было скучно рисовать одни линии и точки, можно придумать несложные сюжеты. Например, нарисовать как идет снег (при помощи точек) или дождь (маленькие вертикальные линии), или нарисовать забор, траву, крестики и т.п.

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

dubrovina.wordpress.com


Смотрите также