Интервью для газеты Вечерняя Москва. Сатаров михаил рисование поля пшеницы


Современный художник Михаил Сатаров — пейзажи Венеции|Kayrosblog.ru

Художник Михаил Сатарова - пейзажи Венеции

Современный художник Михаил Сатаров (1963 год) родился и вырос в Москве. Здесь же он и получил образование, окончив Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова. Сегодня его можно назвать живой легендой мирового искусства, признанного в качестве настоящего классика русской живописи.

 (600x420, 82Kb)

Уникальность картин Сатарова?

Михаил – наш современник. Но, несмотря на это, его картины можно встретить повсюду, что говорит о действительно колоссальном успехе и признании со стороны публики. Новое полотно художника – это знак к тому, что желающие его приобрести уже завтра начнут выстраиваться в очередь. Касается это и армии копировальщиков, которые всегда умеют извлечь выгоды из работ признанных деятелей искусства.

Так, подлинники произведений Сатарова специалисты причисляют к «высоколиквидным активам». Бессмысленно говорить обо всех его почитателях: это не только политики и бизнесмены, но и знаменитые деятели шоу-бизнеса. Не обошли вниманием творчество Михаила и президенты Казахстана, России, Грузии, а также принц Альберт (Монако). Проще говоря, его работы уже по достоинству оценили сильные мира сего, пополняя этими шедеврами современного искусства собственные частные коллекции.

 (600x483, 96Kb)

Если же говорить о копиях работ Сатарова, ими заполнены разнообразные частные закрытые галереи, знаменитые вернисажи, а также набережные курортных городов. И это немудрено. Как показывает статистика, торговцы «черного рынка» уже давно осознали истинную популярность художника, поэтому каждая четвертая картина, которую они предлагают, является копией произведения этого выдающегося мастера нашей живописной школы. Его картины с видом Венеции можно встретить повсеместно. Достаточно прогуляться по Крымской набережной или посетить Измайлово, а именно его художественные развалы, чтобы убедиться в правдивости данного утверждения. Можно сказать, что художники по всей России и ближнему зарубежью (от Владивостока, до Ялты ) «зарабатывают» на творчестве Сатарова.

satarov_7_166 (600x454, 80Kb)

В чем секрет успеха Михаила Сатарова?

Объяснений множество, но все они сводятся к признанию живописного дарования мастера. Так, по мнению людей, отлично разбирающихся в современном искусстве, работы Сатарова можно по праву отнести к произведениям высокого уровня. К тому же они – драгоценные свидетели нашей жизни, способные в ярких красках передать все это будущему поколению.Конечно, редкий талант Михаила кроется в его живописном мастерстве. Перед ним открываются все двери, вне зависимости от того, в каком жанре он работает. Это могут быть натюрморты, портреты, пейзажи, сказочные сюжеты, морские просторы и т.д. Из-за такого разнообразия даже сложно выделить его визитную карточку, настолько мастерски он владеет техникой изображения.

 (600x447, 76Kb)

В своей работе Михаил Сатаров придерживается собственного неповторимого художественно-образного языка, сочетая при этом разнообразные стили и направления живописи. Так художник экспериментирует, но это соединение элементов выглядит гармонично и вызывает ощущение абсолютного единства. Изысканная красота произведений Михаила, пожалуй, является секретом его обаяния. Он умеет выделять все прелести этого мира, а на его полотнах оживает все то, что так любо сердцу наших современников. Такое под силу не каждому, ведь только настоящий мастер от Бога способен передать мир, используя не просто краски, а собственные чувства и эмоции.

Особое внимание стоит обратить на портреты этого художника. Манера их выполнения действительно уникальна. Сатаров использует интересный прием, объединяя сразу несколько элементов: сюрреализм, символизм и реалистическое изображение. Его работам не чужды мистические сюжеты, которые прописываются с такой фотографической точностью, будто автор сам когда-то принимал участие в тайной мистерии.

Как признается художник-виртуоз, успех картин – это, конечно же, труд живописца. Но эта составляющая равна 90%, а остальные 10% – это его талант. Поэтому Сатаров время, проведенное за выполнением любых дел, не касающихся творчества, считает пустым и бессмысленным. А помогают ему достигать таких высот и никогда не сдаваться близкие люди: жена Мария, а также любимые дети. Именно их понимание и поддержка заставляет Михаила двигаться вперед, не останавливаясь на достигнутых результатах. Картины других современных художников вы найдете на сайте галереи borsch.

 (600x433, 78Kb) (600x349, 53Kb) (600x502, 92Kb) (600x424, 35Kb) (600x361, 37Kb) (600x542, 95Kb) (600x506, 87Kb) (600x479, 83Kb) (600x421, 36Kb) (427x600, 70Kb) (429x600, 80Kb) (500x500, 59Kb) (500x250, 23Kb) (318x500, 48Kb) (300x500, 34Kb)

kayrosblog.ru

Michael Satarov: Инфо

№ 24, 14 июня 2006 г.

Обычно живописец, рисуя портрет на заказ, оригинал продает, а копию оставляет себе. Но в случае с картиной "Примадонна" Сатарова вынудили отступить от этого правила...

Он был одним их первых студентов Московского художественного училища кто начал продавать свои картины на Арбате в Москве. Сегодня Михаил Сатаров - любимец элиты. Его работы (пейзажи и портреты в классическом стиле) - в Кремле, в коллекциях богачей всего мира, даже у монакского принца Альберта. "Лучше всего про меня сказал близкий друг Сальвадора Дали Пьер Карден, - смеется Михаил, - увидев мои работы, он спросил: "А когда умер этот гениальный русский художник Сатаров?" Творить Михаил предпочитает в своей столичной студии, размером с футбольное поле. А летом с женой Марией, дочками, 9-летней Сашей и 10-летней Машей, 3-летним сыном Мишей переезжает загород. Там, на границе Московской и Калужской областей, Сатаров выстроил дом своей мечты. Огромный трехэтажный особняк художник спроектировал вместе с женой, тоже художницей. Михаил и Маша женаты уже 25 лет. Учились в одной группе в художественном училище. Любовь пришла на третьем курсе. С того момента они, можно сказать, не расставались.

   

"С Примадонной вышла целая история"

Супруги показывают нам свои владения и комментируют: "Художники гораздо лучше архитекторов - фантазия богаче!" Дом Сатаровых, довольно обычный с виду, внутри удивляет просторной и одновременно уютной планировкой. Но главная достопримечательность - в подвале. Это багетная мастерская, где хранятся рамы и копии картин. "Впереди ремонт мансарды, - рассказывает Сатаров, - там будет моя мастерская. Я привык проводить за мольбертом по двенадцать часов в день". В комнатах много картин кисти хозяина. Но почему-то не видно знаменитого портрета Пугачевой на фоне часов в виде рулетки казино. "С Примадонной вышла целая история, - объясняет Михаил. - Ее портрет заказал один очень богатый человек, проживающий в Лондоне, для своей частной коллекции (а также 50 портретов самых красивых и знаменитых женщин России - балерин Илзе Лиепа и Насти Волочковой, модели Иры Дмитраковой, телеведущих Елены Ханги и Ольги Грозной, певицы Лолиты...). Законченный портрет Аллы Борисовны, который я писал по фотографии и по памяти, случайно увидел у меня в студии кто-то из журналистов, сфотографировал - "Примадонна" попала в прессу, посыпались положительные отзывы. Портрет в газете увидел и Филипп Киркоров и был настолько потрясен, что рассказывают, от восторга даже матерился! Поскольку оригинал был отправлен заказчику в Лондон, Филипп выкупил копию и подарил Алле Борисовне на день рождения. Так что у меня сейчас нет ни оригинала, ни копии - все продано".

"Пугачева по жизни - азартный игрок"

Пользуясь случаем. мы поинтересовались у автора, почему он нарисовал за Аллой Борисовной рулетку.

- Михаил, вы таким образом намекнули, что Примадонна любит посещать казино?

- Пугачева (мы знакомы, но не близко) вообще азартный игрок по жизни. И надо сказать, свою главную фишку в жизни, огромный талант, она давно выиграла. Когда писал портрет, постарался изобразить женщину-тайну: горящие свечи на переднем плане, астрологические часы, знак судьбы, гороскоп, рулетка...

- Большинство художников очень суеверные люди. Когда вы приступаете к очередному портрету знаменитости, соблюдаете какой-нибудь ритуал?

- Да! Я всегда мою руки перед тем, как начать работать! А если серьезно, то каждый раз, подходя к мольберту, обращаюсь к Богу, прошу у него помощи.

Кстати, про места, где стоит дом Сатаровых, говорят: "Святые дачные места". Из окон выдны купола двух церквей, а в 5 минутах ходьбы - источник с серебряной водой. Твори - не хочу!

Ольга Тараканова

satarov.com

Художник Михаил Сатаров|Картины

зимние пейзажи Михаил Сатаров - 11

Храм Святого Мартина

Зима, давно ушедший век, саней полозья обозначили дорогу…

Художник Михаил Сатаров пишет не только пейзажи. Он многогранный и разносторонний живописец, а его картины просто великолепны.

Михаил родился в Москве в 1963 году, закончил МГАХИ имени В.И. Сурикова. Сегодня это очень популярный художник. Что ещё может обозначать тот факт, что его работы украшают резиденции президентов России и Грузии, Казахстана и принца Монако?Как мне кажется, тут комментарии совершенно излишни.

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию «зимние» пейзажи художника.

Зима и старая Москва на картинах Михаила Сатарова

зимние пейзажи Михаил Сатаров - 01

Коломенское

зимние пейзажи Михаил Сатаров - 02

Зимний вечер

художник Михаил Сатаров картины - 14

Морозный вечер в Москве

зимние пейзажи Михаил Сатаров - 03

Зимний день

зимние пейзажи Михаил Сатаров - 04

Ночная Москва

зимние пейзажи Михаил Сатаров - 05

Лесная сказка

зимние пейзажи Михаил Сатаров - 06

Никольский переулок

зимние пейзажи Михаил Сатаров - 07

В зимнем лесу

художник Михаил Сатаров картины - 12

Храм Христа

художник Михаил Сатаров картины - 17

Русь Православная

художник Михаил Сатаров картины - 13

Морозный вечер в Москве

художник Михаил Сатаров картины - 15

Снег на Рождество

художник Михаил Сатаров картины - 16

Городская окраина

художник Михаил Сатаров картины - 18

Олесино

художник Михаил Сатаров картины - 19

Зимний лес

художник Михаил Сатаров картины - 20

Первый снег

художник Михаил Сатаров картины - 21

Первый снег

художник Михаил Сатаров картины - 24

Солнечный зимний день

художник Михаил Сатаров картины - 25

Таганский переулок

зимние пейзажи Михаил Сатаров - 08

Зимний закат

зимние пейзажи Михаил Сатаров - 10

Зима

зимние пейзажи Михаил Сатаров - 10

Зимовье

художник Михаил Сатаров картины - 22

Оттепель

художник Михаил Сатаров картины - 23

Мороз

Предлагаю вашему вниманию:

Сохранить

13 Окт 2015      admin49h4d5fR94817     Метки: пейзажи, русский современный пейзаж, сельский пейзаж     1705       Поделитесь записью

svistanet.com

Михаил Сатаров: Инфо

№ 24, 14 июня 2006 г.

Обычно живописец, рисуя портрет на заказ, оригинал продает, а копию оставляет себе. Но в случае с картиной "Примадонна" Сатарова вынудили отступить от этого правила...

Он был одним их первых студентов Московского художественного училища кто начал продавать свои картины на Арбате в Москве. Сегодня Михаил Сатаров - любимец элиты. Его работы (пейзажи и портреты в классическом стиле) - в Кремле, в коллекциях богачей всего мира, даже у монакского принца Альберта. "Лучше всего про меня сказал близкий друг Сальвадора Дали Пьер Карден, - смеется Михаил, - увидев мои работы, он спросил: "А когда умер этот гениальный русский художник Сатаров?" Творить Михаил предпочитает в своей столичной студии, размером с футбольное поле. А летом с женой Марией, дочками, 9-летней Сашей и 10-летней Машей, 3-летним сыном Мишей переезжает загород. Там, на границе Московской и Калужской областей, Сатаров выстроил дом своей мечты. Огромный трехэтажный особняк художник спроектировал вместе с женой, тоже художницей. Михаил и Маша женаты уже 25 лет. Учились в одной группе в художественном училище. Любовь пришла на третьем курсе. С того момента они, можно сказать, не расставались.

   

"С Примадонной вышла целая история"

Супруги показывают нам свои владения и комментируют: "Художники гораздо лучше архитекторов - фантазия богаче!" Дом Сатаровых, довольно обычный с виду, внутри удивляет просторной и одновременно уютной планировкой. Но главная достопримечательность - в подвале. Это багетная мастерская, где хранятся рамы и копии картин. "Впереди ремонт мансарды, - рассказывает Сатаров, - там будет моя мастерская. Я привык проводить за мольбертом по двенадцать часов в день". В комнатах много картин кисти хозяина. Но почему-то не видно знаменитого портрета Пугачевой на фоне часов в виде рулетки казино. "С Примадонной вышла целая история, - объясняет Михаил. - Ее портрет заказал один очень богатый человек, проживающий в Лондоне, для своей частной коллекции (а также 50 портретов самых красивых и знаменитых женщин России - балерин Илзе Лиепа и Насти Волочковой, модели Иры Дмитраковой, телеведущих Елены Ханги и Ольги Грозной, певицы Лолиты...). Законченный портрет Аллы Борисовны, который я писал по фотографии и по памяти, случайно увидел у меня в студии кто-то из журналистов, сфотографировал - "Примадонна" попала в прессу, посыпались положительные отзывы. Портрет в газете увидел и Филипп Киркоров и был настолько потрясен, что рассказывают, от восторга даже матерился! Поскольку оригинал был отправлен заказчику в Лондон, Филипп выкупил копию и подарил Алле Борисовне на день рождения. Так что у меня сейчас нет ни оригинала, ни копии - все продано".

"Пугачева по жизни - азартный игрок"

Пользуясь случаем. мы поинтересовались у автора, почему он нарисовал за Аллой Борисовной рулетку.

- Михаил, вы таким образом намекнули, что Примадонна любит посещать казино?

- Пугачева (мы знакомы, но не близко) вообще азартный игрок по жизни. И надо сказать, свою главную фишку в жизни, огромный талант, она давно выиграла. Когда писал портрет, постарался изобразить женщину-тайну: горящие свечи на переднем плане, астрологические часы, знак судьбы, гороскоп, рулетка...

- Большинство художников очень суеверные люди. Когда вы приступаете к очередному портрету знаменитости, соблюдаете какой-нибудь ритуал?

- Да! Я всегда мою руки перед тем, как начать работать! А если серьезно, то каждый раз, подходя к мольберту, обращаюсь к Богу, прошу у него помощи.

Кстати, про места, где стоит дом Сатаровых, говорят: "Святые дачные места". Из окон выдны купола двух церквей, а в 5 минутах ходьбы - источник с серебряной водой. Твори - не хочу!

Ольга Тараканова

www.satarov.ru

Михаил Сатаров: Инфо

«Вечерняя Москва», 29 августа 208 г.

 

Жил-был художник один…

 

 

                Обладающий «нечеловеческим талантом», он и олигархам портреты рисовал, и Примадонне. Его картины находятся в лучших галереях мира и частных коллекциях, а за новыми произведениями выстраивается очередь и целая армия копировальщиков. Михаил Алексеевич Сатаров – живая легенда в мире живописи, и корреспонденту «Вечёрки» удалось с ним встретиться и расспросить обо всём подробно. Скажем откровенно, большинство ответов удивили.

- Михаил Алексеевич, вы помните свою первую картину, после которой сказали про себя - «я - художник»?

- Сложно ответить, картины ведь как дети. Их надо выносить, выстрадать, вырастить. Это труд большой. Не на пустом месте возникает картина. Про одну,  правда, скажу. Она называется «Надежда», на ней нарисован храм, почти затопленный, распятия… Я помню, что почувствовал тогда свою силу.

- А талант?

- А талант я чувствовал всегда. Меня отличали и сверстники, и взрослые, и родные, и знакомые. Он как-то очевиден был для всех, как аксиома, которая не нуждается в доказательствах.

- Талант как дар? Замыленная теория…

- Но так и есть. Только Бог наделяет талантом, он не передается на генном или каком другом уровне. Талант художника – это очень тонкое восприятие мира.

- Михаил Алексеевич, и всё-таки… талант, который отмечают в столь раннем возрасте, обычно ведёт за собой ломку душевную. Звёздная болезнь, а значит деградация…

- Меня обошло всё это стороной. Потому что я верующий человек, крещённый ещё в детстве. Я всегда знал, что ничтожен перед Господом. Я только проводник, поэтому гордиться собой как-то не было даже мыслей. Хотя пальцем на меня показывали, и учителя вслух говорили, что «мальчик без меры одарён». И ещё, знаете, мне некогда было.

Успех художника – это 3 процента таланта и 97 процентов труда. Надо быть сильным, работа ведь непростая, слишком много требует затрат. Я даже обижался одно время, когда слышал, что я – маниакальный художник, думал: «Ну, что я – маньяк какой?». А потом понял, что это – о качестве моих картин. Я ведь выписываю нитки на ткани и все иголочки у сосны. У других художников не хватает на это силы воли, выдержки, таланта.

- Какова ваша цель, когда вы рисуете картину?

- Удивить зрителя. Причем не только сюжетом, но и качеством исполнения.

- Как думаете, от чего ещё, кроме этого качества, зависит успех той или иной картины? Ведь не секрет, что порой бездарные вещи популярны.

- Это вы правильно заметили. Но что касается успеха, он у меня, повторюсь нескромно, есть. Ещё Жванецкий говорил: «Повторяйте всем, что вы самый лучший: источник забудется – информация останется» (Смеётся). Залог успеха – я не разрушаю ничего, как современные художники, а воспеваю красоту.

- То есть современное искусство вы отрицаете как факт?

- То, что сейчас делается в искусстве – откровенный ужас. Человечество уже и в картинах поклоняется золотому тельцу. И я уверен, что всё пошло от галеристов. Именно они популяризируют низкопробную живопись. Им это выгодно – за бесценок купить бездарность, и потом её раскрутить и втюхать богатым и малообразованным гражданам, чем выставлять и продавать искусство. Мне в своё время так прямым текстом и заявляли – дорого берёшь, вдруг не продадим?

Нас зомбируют. Тот же Малевич – не многие знают, но король-то голый. Он беспомощный художник, но его раскрутили. А классическое искусство изначально дорого.

- Вы вот про золотого тельца мне рассказываете, а сами берёте очень высокие суммы за картины?

- Это не связано. Те энергозатраты, которые необходимы мне, чтобы написать одну картину, стоят этих денег. Это и хорошее образование, и опыт, и усидчивость, и талант. Я душу свою туда вливаю, в моих картинах много света, цвета, деталей. Высокое искусство не может быть дешёвым.

- А как же аксиома «художник должен быть голодным и страждущим»?

- Полная чушь. История и русского, и зарубежного искусства полностью опровергает эту теорию. Все великие классики, включая Микеланджело, добивались признания и денег. Как говорил Джек Лондон, «деньги – это отчеканенная свобода», это возможность думать о душе, а не о теле.

Деньги ведь нужны для чего? Платить натурщикам, за аренду мастерской, содержать семью, покупать мольберты, краски, кисти, ездить по разным странам, выставкам, учиться… Айвазовский, Репин, Шишкин – это всё были очень богатые люди. И это правильно, я считаю.

- Вы богатеете на портретах знаменитостей. Кого было легко рисовать?

- Вы знаете, я рисую портреты по фото, а не с натуры. Ну, какие звёзды согласятся позировать мне два месяца каждый день по восемь часов в одной позе? Повторюсь, я прописываю каждую детальку, каждую пору. Но даже при условии фото могу сказать, что некоторых людей рисовать легко. К примеру, дочь Михаила Горбачева Ирина Вирганская.  Она очень светлый человек, я её портрет оформил так: солнце, солнечные зайчики, солнечный свет, купола, Венеция… Было легко и радостно рисовать эту улыбчивую женщину. Я считаю, это один из лучших моих портретов. И называется соответственно – «Принцесса».

- Расскажите про знаменитый портрет Аллы Борисовны.

- Я писал её на основе фото. С этим портретом столько всего связано. Это единственный портрет Пугачёвой, который ей не подарил художник за просто так. Подарил Киркоров, но заказал он его у меня. Филипп знал обо мне от друзей и когда увидел мои работы воочию, сказал, что писать Аллу должен только Сатаров. А когда увидел результат, просто прыгал от радости (Улыбается). Она там на фоне рулетки, астрологических знаков, свечей… Такая моя ассоциация. Алла – игрок по жизни и женщина – тайна. Знаю, что она не любит про этот портрет говорить, всегда старается слово вставить, что её безвозмездно дарили. Я же ни для кого не делаю исключений, рисую всех – одинаково долго, качественно и дорого.

- Долго – это сколько?

- От двух до четырёх месяцев. Рисую каждый день по восемь часов без перерыва. Я не курю, так что никакого отрыва от производства, как говорится.

- А семья как же? Ведь у вас жена Мария и трое детишек?

- Семья своими делами занимается, я работаю в своей галерее в загородном доме. Работаю много, но, когда возвращаюсь домой, весь отдаюсь семье.

- Вернусь к портрету. Пугачеву на фоне рулетки судьбы, а остальные? Вы заверяете придуманные вами ассоциации с заказчиками?

- Почти никогда. Мне доверяют. Все мои интуитивные символы, знаки на картинах всегда совпадали с человеком на картине. Никто не жаловался.

- Михаил Алексеевич, чувствовать человека другого – много значит для художника. А себя кем вы ощущаете? Что для вас главное в жизни?

- Подавить в себе греховность, каждый день приближаться к Богу, позитивнее быть, светлее, чище. Нужно понимать свою ничтожность. Виктор Васнецов говорил: «Моя жизнь – свеча перед иконой». Надо жить так. Гореть и отдавать свет всем, кто рядом. Вот это главное.

Наталья Пенькова.  

www.satarov.ru

Michael Satarov: Инфо

Культурная революция Михаила Сатарова

Основная моя задача в живописи – это воспеть красоту божьего мира. Я ищу моменты прекрасного и пытаюсь оставить их на полотнах последующим поколениям

Есть в художественном мире такая характеристика - модный художник. Для мастеров, претендующих на то, чтобы вписать свое имя в историю живописи, это скорее обидное определение, для менее амбициозных деятелей - вполне лестное. Художник Михаил Сатаров - модный художник по всем признакам. И это скорее факт, чем качественная оценка. Его картины находятся в коллекциях президентов России, Грузии, Казахстана, принца Монако Альберта. Сатаров - один самых копируемых сегодня живописцев. Репродукции его работ можно встретить в самых разнообразных местах - в закрытых частных галереях, на известных вернисажах и тд. А еще Михаил Сатаров - автор в некоторой степени скандальных и шокирующих высказываний. Например, недавно в передаче “Культурная революция” он откровенно признался в нелюбви к “Джоконде”, чем немало обескуражил приглашенных на передачу к эксминистру культуры представителей творческой интеллигенции. Досталось от него и художникам-абстракционистам. Словом, в “Культурной революции” Сатаров замахнулся на святое. При этом аргументировал не всегда логично, но искренне. Может, поэтому, его позиция была интереснее, чем хрестоматийные восклицания оппонентов? Хотя нашлись в зале и его сторонники.

"Родные просторы"

— Михаил, расскажите о себе. Как вы пришли к тому пониманию живописи, к тому авторскому выбору, который сегодня так по-разному оценивается публикой? — Я родился в Москве в 1963 году. Классическое профессиональное образование получил в Московском государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова. Считаю себя приверженцем классической школы. А это — определенная позиция, творческое кредо, сопряженное с постоянной работой, адским трудом: все надо прорисовать до мельчайших подробностей, правильно передать тона и полутона, каждую травинку, листочек, камешек. Людям это нравится. Этим я и объясняю то признание, которое получили мои работы. Их воспринимают как простые люди, так и президенты и королевские особы. Но за это я поплатился здоровьем, многолетний тяжелый труд привел к тому, что у меня стерлись межпозвонковые диски, и, если раньше я сидел за мольбертом, то сейчас приходится стоять, ибо сидеть я уже не могу из-за невыносимой боли.

Картина "Идилия" на обложке журнала

Я — верующий человек. Бог наделили меня талантом, и я верю в постулат — кому много дано, с того много и спросят. Поэтому много работаю, у меня не бывает выходных и праздников, я всегда у мольберта. Основная моя задача в живописи — это воспеть красоту божьего мира. Я ищу моменты прекрасного и пытаюсь оставить их на полотнах последующим поколениям.

— Кого вы считаете вашими учителями ?

— Мои учителя — это Рафаэль и Леонардо да Винчи, и Брюллов, Кипренский, Боровиковский, Репин. Я учился на работах Шишкина, Айвазовского, Бужеро, Давида, Энгарта, Гудварда и многих других. Можно перечислять до бесконечности. Мне кажется, что существует некая связь времен, цепь. И она очень важна. Да, я базируюсь на достижениях старых мастеров, пишу в старой манере, пытаясь впитывать в себя то, что было создано до меня. По этому поводу могу рассказать один забавный случай. Когда Пьеру Кардену показали мой альбом, и ему понравились мои работы, он сказал: “Да, замечательные были мастера в России”. Его спросили: “Почему были?” На что он удивился и воскликнул: “А что, он еще жив? Тогда ему, наверное, лет сто”! Каково же было его удивление, когда он узнал, что мне всего сорок.

— Почему вы не приемлете так называемое современное искусство?

— Ненавижу профанацию, обман. Картины Малевича, всякая другая абстракция — все это попытка снискать себе славу на эпатаже. Когда люди не умеют хорошо рисовать, им приходится обманывать. Все эти инсталляции, абстракции, перформансы — это не искусство, эти работы не воспевают прекрасного, божественного. Все это произрастает из темных, негативных энергий, из пороков и низменных инстинктов. Такое ощущение, что современный художник обленился, ему хочется быстро что-то намазать и выдать за шедевр. СМИ это подхватывают, быстро раздувают из мухи слона, и пошло-поехало. Ведь если людям постоянно капать на мозги, что это гениально, они начинают верить, так же, как верили в Сталина, Гитлера. А когда процесс зомбирования завершен, богатые граждане начинают платить огромные деньги за откровенно бездарные работы.

— Но ведь “Джоконда”, которую вы не приемлете, это совсем другое искусство?

— Я не отрицаю творчества Леонардо да Винчи, он — великий мастер. Я против стереотипов. За многие годы людям навязали мнение, что у “Джоконды” некая загадочная улыбка. Я бы это назвал не улыбкой, а ухмылкой. Техника исполнения этого произведения хорошая, но тот же Божеро или импрессионисты гораздо выше в своих работах по цветопередаче, по игре цвета и света. «Джоконда» практически написана в ахроматичном стиле, буквально двумя цветами — умброй и земленисто-коричневым. Я считаю, что в мире много замечательных мастеров, которые в живописи были намного выше Леонардо.

— Приведите примеры.

— Энгар — великий французский художник XVIII века. Бужеро, или в другой транскрипции Бугеро, тоже француз, художник конца XIX - начала XX веков. Английский художник Джон Гудвард (XIX - начало XX веков), относящийся к так называемому направлению прерафаэлитов. И многие другие.

— Что сейчас, на ваш взгляд, происходит в современном искусстве?

— Мы живем в очень интересное время. Время, когда пал коммунистический режим, и у художников появилась полная свобода выражения. Они могут творить, ездить по всему миру, впитывать лучшее, что создала мировая культура. Но выжить в рыночных отношениях сложно. Мне нравится, как сказала певица Галина Вишневская: «Чтобы чего-то добиться, надо выходить на сцену и петь лучше всех». Вот и я — встаю к мольберту и стараюсь рисовать лучше всех.

Что интересно, сейчас сформировался класс людей типа Третьякова, Морозова, Мамонтова, которые имеют большие деньги и готовы тратить их на коллекции выдающихся мастеров современности. Так что пройдут годы, и люди будут восхищаться этими собраниями живописи, как сейчас восхищаются тем, что представлено в Третьяковке, Эрмитаже, Лувре и других музеях мира.

"Вид на колокольню

— А как вы относитесь к творчеству Шагала?

— Шагал — это великое недоразумение. Он учился у известного академиста Бакста, великолепного театрального художника. И Шагал боготворил Бакста, он считал его супергением, и в этом я с ним согласен. Но он не то что не превзошел своего учителя, но даже и не приблизился. Мы живем в век рекламы, когда «искусство принадлежит рекламе». И к Шагалу это имеет отношение. Его раскрутили французские галеристы. И ситуация сложилась просто абсурдная: великий Бакст на аукционах Сотби, Кристи стоит $3—4 тыс., максимально 15 тыс., а посредственный ученик — миллионы. Вывод простой, нa Шагале хорошо заработали те, кто вложил в его раскрутку деньги. Ужасно, когда перепутаны ценности. Великий мастер стал посредственностью, и наоборот. И все это оттого, что кто-то превращает искусство в средство наживы. Шагал и сам признавал, что не достигнет таких высот, как его учитель. Или еще пример — Пикассо. Многие его работы — это вызов, издевательство над зрителем. И Пикассо сам в этом признавался. А зомбированный зритель думает, что он не дорос до понимания великого художника.

"Крымский Берег"

Вообще-то это страшно, когда из-за «золотого тельца» черное становится белым. Очень хотелось бы, чтобы люди внимательнее прислушивались к себе, к своей интуиции и могли отличить хорошее от плохого, а не руководствоваться навязанным мнением недобросовестных искусствоведов.

Уверен, что будущее за классикой, реализмом. Слишком много негативного вокруг нас накопилось, и люди естественным образом будут стремиться повесить на стену красивый пейзаж, а не «Черный квадрат» Малевича, который, кстати, в конце жизни пытался рисовать реалистические картины, но ничего не получилось.

Мне нравится, как сказала Галина Вишневская: "Чтобы чего-то добиться, надо выходить на сцену и петь лучше всех". Вот и я - встаю к мольберту и стараюсь рисовать лучше всех.

— Вы ощущаете, что художник зависит от экономики страны, в которой живет?

— Безусловно. Если в стране экономический подъем, то и искусства процветают, будь то музыка, живопись, архитектура. Если экономический спад — это автоматически отражается на культуре, на театре, литературе и т.д. Меня часто спрашивают, оставляю ли я себе свои работы. К сожалению, у меня такой возможности нет, мне их приходится продавать, чтобы на вырученные деньги жить, содержать семью и снова работать. Мне очень нравится выражение Джека Лондона: «Деньги — это отчеканенная свобода». Я не продаюсь за деньги, а стараюсь вкладывать в свои работы всю свою душу, тепло, чтобы они несли только положительные эмоции.

— Как-то сопоставляя имена и страны, я пришел к интересному наблюдению. Много великих мастеров дали Италия, Россия, Голландия, Франция и другие, и почти никого не дала Германия, я не имею в виду художников, кроме, пожалуй, раскрученных ею брэндов — это Дюрер, Босх. С чем это связано, как вы думаете?

— По всей видимости, это связано с духом нации, с ее ментальностью. Действительно у них художественное искусство сухое, обедненное. Чего не скажешь о немецкой музыке, философии. Может, как-то сказывается темперамент? Итальянцев я, напри-мер, считаю лидерами в области живописи, за ними бы поставил французов и русских.

— Наш разговор напомнил мне стихи Гумилева, посвященные мастеру эпохи Возрождения Фра Беато Анжелико:

“...Пускай велик небесный Рафаэль, Любимец бога скал, Буонаротти, Да Винчи, колдовской вкусивший хмель, Челини, давший бронзе тайну плоти, Но Рафаэль не греет, а слепит, В Буонаротти страшно совершенство, А хмель Да Винчи душу замутит, Ту душу, что поверила в блаженство”,

Как вам эти строки?

— По-моему, замечательные, оценки точные, я бы сказал лапидарные. Но, если мне не изменяет память, стихотворение заканчивается так:

«Есть бог, есть мир, они живут вовек, А жизнь людей мгновенна и убога, Но все в себя вмещает человек, Который любит мир и верит в бога»,

Вот в последней строфе все и заключено. Надо любить мир и верить в бога, и в своем творчестве я стараюсь следовать этому. Недавно я прочел что «любить без Бога нельзя, ибо Бог есть любовь, а творить без Бога, к сожалению, можно». И сейчас очень много творчески настроенных людей, которые творят без Бога, создают антиискусство, и это очень печально. Моя задача — противопоставлять этому позитивное видение мира.

— Михаил, помогает ли вам ваш талант в быту? Я имею в виду обустройство дома, дачи, мастерской.

— В первую очередь, хочется сделать комплимент вашему журналу. Я его знаю давно, довольно часто покупаю, много нашел интересных идей, связанных с дизайном. Что касается меня, то и в этом вопросе я остаюсь приверженцем старых традиций, хотя и не чужд новому. Есть такое понятие (раньше оно было чуть ли не ругательным) как эклектика, т.е. смешение стилей. Человечество за долгий период своего развития создало столько стилей, что теперь пытается органично соединять, казалось бы, несоединимое. И нередко получается удачный синтез.

— Какие решения вам более близки? С какими материалами любите работать?

— Очень люблю, когда в интерьерах много дерева. Оно всегда в моде. Хотя ничто не сможет заменить мрамор, гранит и другие на-туральные материалы. Я, например, не являюсь поклонником хай-тека. Он красив, но холоден, мне неуютно в таких помещениях. Не очень нравится мне и то, что дизайнерские решения в массе своей заимствованы у Запада. Но это понятно: там дизайн развивал-ся, а нам все последние десятилетия приходилось довольствовать-ся довольно примитивным бытом.

Но как бы за этими новомодными течениями нам не потерять самобытность, уходящую в глубину веков! В общем, иногда надо вспоминать, что истина всегда где-то посередине. А вообще, я за западные технологии, но русский дух!

Журнал "Мир и Дом" № 8 2004

satarov.com


Смотрите также