Древнерусская мужская рубаха. Шаблон русской рубахи для рисования


Древнерусская мужская рубаха - Одежда - Изобразительное искусство - Каталог файлов - МЕТОДИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК

костюмкостюм 2

вышивка02

Рубаха - Древнейшей, самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Языковеды пишут, что её название происходит от корня «руб» — «кусок, отрез, обрывок ткани»—и {родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать». Надо думать, история славянской рубахи действительно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом. Потом спинку и передок стали сшивать, добавили рукава. Учёные называют такой покрой «туникообразным» и утверждают, что он был примерно одинаковым для всех слоев населения, менялся только материал и характер отделки. Простой народ носил в основном рубахи из льняного полотна, для зимы иногда шили их из «цатры» — ткани из козьего пуха. Богатые, знатные люди могли позволить себе рубахи из привозного шёлка, а не позже XIII века из Азии начала поступать и хлопчатобумажная ткань. На Руси её называли «зендень». Другим названием рубахи в русском языке было «сорочка», «сорочица», «срачица». Это очень старое слово, родственное древнеисландскому серк» и англосаксонскому «сьорк» через общие индоевропейские корни. Некоторые исследователи усматривают разницу между рубахой и сорочкой. Длинная рубаха, пишут они, делалась из более грубой и толстой материи, тогда как короткая и лёгкая сорочка — из более тонкой и мягкой. Так постепенно она и превратилась в собственно бельё («сорочка», «чехол»), а верхнюю рубаху стали именовать «кошулей», «навершником». Но это тоже произошло позже, в XIII веке. вышивка03

Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали, при этом поддёргивая, так что получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов. Учёные пишут, что рубахи горожан были несколько короче крестьянских. Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Иногда, во время работы, рубахи подтягивали и по колено.

 

 

 

вышивка06

Основу мужского древнерусского костюма составляла рубаха, или срачица (сорочка) длиной ниже колен, с отделкой (вышивкой гладью или отделкой шнуром) на воротнике, концах рукавов, по подолу и косой застежке слева; в торжественных случаях к ней пристегивалось ожерелье - дорогой вышитый воротник (см. разработки по вышитым воротникам Суздальского Ополья XI-XIII вв.)

Мужская нательная рубаха

рубуха1

1 Рубаха с прямыми бочками и подоплекой по прямой. Перед.

рубаха2

2 Рубаха с косыми бочками и подоплекой по прямой. Спина

рубаха3

3 Праздничная рубаха с косыми бочками и подоплекой по косой. Перед.

рубаха4

  4 Раскрой рубахи с прямыми бочками.

рубаха5

5 Рубаха с клиньями и центральным разрезом ворота

 

На также Руси могли существовать и рубахи с нижними клиньями, более характерные для скандинавских стран и стран Западной Европы (рис. 5). В этом случае разрез на вороте рубахи мог быть как скошенным (см. рис 1, 4) так располагаться по центру. Клинья на подобных рубахах начинались примерно от линии талии или чуть ниже, но не выше нее и всегда были слегка закругленными снизу. Воротников-стоек, подобных суздальским на рубахах такого типа на найдено. Рукава на всех типах древнерусских рубах могли быть как прямыми, так и несколько сужавшимися к запястью. Рукава нательной русской рубахи были достаточно длинными и должны (при опущенных руках) достигать середины запястья. Рассмотренные выше рубахи имеют прямую линию плеча, что позволяет выкраивать весть "корпус" будущей рубахи из одного куска материи, в большой мере облегая процесс кройки и шиться. Кроме того, рубаха подобного кроя не имеет швов на плечах, но, несмотря на кажущееся удобство, лучше "сидит" рубаха с косой линий плеча. При этом "разница" в высоте ворота и плеча не должна превышать 2-3 см. (рис. 6) . Естественно, в этом случае, линия плеча рубахи разрезная.

рубаха6

 

6 Рубаха с косой разрезной линией плеча

Теперь самом процессе пошива. Во время раскроя рубахи обязательно оставьте 1-1.5 см ткани на швы и подвороты. Для того, чтобы ткань рубахи не сыпалась в процессе использования или даже (!!!) шитья оной все края раскроенных частей надо обязательно подвернуть (см. рис 7). При сшивании частей рубахи между собой все швы располагайте с изнанки так, чтобы ткань не морщила и не собиралась складками около шва (см. рис.8)

рубаха7                           рубаха8

7 Принцип подворачивания ткани.                               8 Сшивание

Рубаха дополнялась узкими длинными, заправленными в сапоги портами или широкими шароварами, собранными на поясе на шнурок - гашник. Разнообразна была верхняя одежда, распространенная преимущественно в социальных верхах. В различных регионах Руси в качестве верхней одежды использовали кафтан либо т.н. верхнюю рубаху - практически не отличавшуюся от нательной рубахи по типу .

metod-sunduchok.ucoz.ru

Рубахи в русском народном костюме

Дедкова Нина Николаевна      Автор публикации: искусствовед Дедкова Нина Николаевна

 

Типы женских рубах в русском народном костюме

Много сотен лет русский человек считал рубашку одним из самых главных и важных предметов одежды. «Рубаха» — древнейшее русское название нательной мужской и женской одежды. По мнению исследователей, это слово произошло от слова «руб» — кусок, обрывок ткани.

С рубашкой у русского человека было связано множество примет: свою рубашку нельзя было продавать, потому что вместе с ней можно было продать своё счастье. Испортив рубаху, можно было навести порчу на её владельца. Свадебной, венчальной рубашке приписывались целебные свойства.

Крестьянские женские рубахи XVIII, XIX и даже начала XX века удивляли ценителей традиции и красоты: зачастую они украшались вышивками и были настоящими произведениями искусства.

Традиционно одежда делилась на будничную, обрядовую и праздничную. Будничные рубахи делали из простых тканей и украшали скромнее. Обрядовые рубашки шили из качественного холста или дорогих тканей, и в них дольше, чем в остальных, сохранялись архаичные крой и вышивка.

До XX века в деревнях сохранялась традиция на сборы урожая и общие покосы надевать жнивные, покосные рубахи. Костюм просватанной девушки и свадебная одежда в некоторых местах достаточно долго сохраняли древнейшую рубаху - долгорукавку.

В крестьянской среде всегда следили за модой, поэтому праздничные рубашки шили из новых дорогих тканей нередко с использованием городских элементов кроя и украшения; рукава праздничных рубашек, как правило, были очень пышными. В воскресные дни, собираясь в храм, всегда старались надеть чистую праздничную рубаху.

Русские женские рубахи были цельными и составными. Цельные рубашки шили из целых продольных, чаще четырёх, полотнищ ткани. Их называли по-разному: исцеленница, целошница (Архангельская губ.), проходная (Вологодская губ.), цельная, одностенная (Калужская, Орловская губ.). В XIX веке такие рубахи встречались нечасто, в основном как обрядовые свадебные или погребальные. Составные рубахи разделялись на верхнюю и нижнюю часть. Верхняя часть (на севере её называли «рукава», «воротушка», на юге - «станушка», «чехлик») была видна из-под сарафана или понёвы, поэтому её делали из качественной льняной или конопляной, а потом и хлопчатобумажной или шёлковой ткани. Нижнюю часть (на севере - «стан», на юге - «подстава») шили из плотного домотканого холста. Большинство рубах XIX-XX века были составными. Крой женских рубах чрезвычайно многообразен. В большинстве случаев они кроились весьма экономично, при этом почти не оставалось обрезков-отходов, так как модулем кроя являлась ширина ткани.

Рубаха цельная      Рубаха составная

 

Рубахи состояли из нескольких прямоугольных и клинообразных деталей. Перед (из одной детали или двух полочек), а также спинка - составляющие основу рубахи, в большинстве случаев кроились так, чтобы долевая нить располагалась вдоль этих деталей. При необходимости подол рубахи расширялся при помощи боковых полотнищ или клиньев.

Рукава почти всегда пришивали под прямым углом к центральным деталям рубахи. Долевая нить рукава в деталях тоже, как правило, располагается вдоль руки. Рукава русских традиционных рубах могли быть зауженными книзу с помощью одного или нескольких клиньев, широкими, заканчивающимися манжетами или узкими обтачками.

У большинства рубах присутствовала ластовица. Эта деталь, квадратная или клиновидная, располагалась под рукавом, обеспечивая свободу движения руки.

 

В основе классификации традиционных женских рубах лежит способ кроя горловины рубахи.

Самой архаичной считается рубаха туникообразного кроя. Подобный крой встречается у многих народов, в нашей традиции он долго сохранялся также и в таких женских одеждах, как глухой сарафан, завеска и нагрудник. Центральное полотнище такой рубахи перегибалось пополам, образуя перед и спинку. На сгибе прорезалось отверстие и разрез ворота. В XIX веке и в начале XX века они встречались достаточно редко в качестве обрядовой, исподней, старушечьей или смертной рубахи.

Рубаха туникообразного кроя

 

Самыми распространёнными были рубашки с поликами – плечевыми вставками, расширяющими горловину рубахи и соединяющими детали переда и спинки. Нередко полики выделяли контрастной тканью или вышивали. Существуют варианты названия этой детали: ластовка, верхняя ластовица.

В русских рубахах встречались прямые и косые полики. Бытовали два варианта рубахи с прямыми (прямоугольными) поликами.

Первый вариант представляют рубахи с прямыми поликами, пришитыми параллельно утку основных деталей стана. Прямоугольные полики пришивали к верхним срезам деталей переда и спинки. На стан шло четыре полотнища домотканого полотна или два – покупного, более широкого. Это самый распространённый тип рубахи: он бытовал в северных, центральных губерниях, на некоторых территориях Орловской, Калужской, Тульской, Ря-занской, Воронежской, Курской губернии. Вместе с русскими этот тип рубахи «переехал» на Урал и в Сибирь, бытовал как основной у старообрядцев Алтая.

Второй вариант - рубахи с прямыми поликами, пришитыми параллельно основе стана. Прямоугольные полики пришивали к боковым срезам деталей переда и спинки. Как правило, станы холщёвых рубах шили также из четырёх полотнищ. До наших дней сохранилось немного таких рубашек, большинство из которых праздничные. Рубахи этого вида встречались в Воронежской, на северо-западе Курской, в Рязанской, Московской губернии, у населения верх-ней Оки.

Разновидностью рубашек с прямыми поликами были рубахи со слитными поликами. В них рукава выкраивались с выступом, который играл роль полика.

Рубахи с прямыми поликами

 

Косой полик имеет форму трапеции, сшитой из двух частей. Косые полики острыми углами вшивали в вертикальные разрезы или швы, сделанные в деталях переда и спинки. Подобные рубахи носили с понёвами в Брянской, Орловской, Калужской, Тульской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Воронежской, Курской губерниях, и на юге Нижегородской.

Рубаха с косыми поликами

 

В XIX - начале XX века был широко распространён крой рубахи, при котором в образовании ворота участвовали перед, спинка и широкие рукава. Рубашки такого кроя называют бесполиковыми. Они, как правило, шились из широких покупных тканей (кумача, коленкора, ситца и других).  Бесполиковые рубахи носили с круглыми сарафанами позднего кроя.

Бесполиковая рубаха

 

Рубахи на кокетках стали распространенными во второй половине XIX- начале XX века. Встречалось несколько разновидностей подобных рубах. Первая, и, вероятно, более ранняя, встречается в поморском женском костюме: небольшая кокетка с разрезом - возможно, сохранившийся фрагмент обрядовой туникообразной рубахи, бытовавшей когда-то здесь у старооб-рядцев. Вторая разновидность этого типа рубах, предположительно, появилась под влиянием городской моды. Кокетки у таких женских рубах состоят из нескольких деталей, есть плечевой шов, рукава таких рубах с окатом, у них может отсутствовать ластовица.

 Рубаха на кокетке

 

Как и вся традиционная одежда, крой и вид русских женских рубах формировались в строгом соответствии с нравственными нормами русского крестьянского общества, с учётом природных и климатических условий той или иной местности нашей страны. Вид женской одежды, и рубахи в частности, максимально соответствовал типу женской фигуры, внешности и особенностям характеров русских женщин, украшая их внешний вид и незатейливый быт.

 

Крой женских рубах северных и южных губерний России и их конструктивные особенности:

Рассмотрим конструкции рубах на основе конкретных этнографических образцов. Образцы принадлежат двенадцати губерниям России, из которых 5 относятся к северному региону, 7 – к южному. Для северных губерний характерно ношение рубах с сарафанами или юбками, крой самих рубах – без поликов, с прямыми поликами или на кокетке, по длине они могли быть от очень коротких (т.н. рубаха «рукава», «воротушка») до длинных («рукава» со станом).

В южных губерниях рубахи носили, как правило, с поневой – распашной поясной одеждой, что обуславливало длину рубах (не выше линии бедер). По способу кроя у южных великоруссов были известны два вида рубах: с прямыми и косыми поликами (последняя для них особенно характерна).

Представленные ниже в таблице схемы в определенной степени характеризуют многообразие способов кроя рубах и позволяют сделать выводы о значении отдельных конструктивных элементов.

 

При построении схем использованы следующие условные обозначения.

Элемент на чертеже

Обозначение

Элемент на чертеже

Обозначение

Деталь кроя

 

Сборка буфами

 

Линия середины переда и спинки, плечевого перегиба

 

Складки

 

Линия перегиба детали

 

Разрез

 

Сборка

 

Надсечка

 

Посадка на детали

 

Сборка на кулиску

 

 

 

 

 

 

I. СЕВЕРНЫЕ ГУБЕРНИИ РОССИИ

 

1. Бесполиковая праздничная ("троицкая") девичья рубаха-воротушка

(село Безводное Нижегородского уезда Нижегородской губернии, XIX – нач.ХХ в.) 

 

 Эскиз

 

Конструктивные особенности

 

 Бесполиковая праздничная (

Спинка

 

 

 

2. Женская рубаха на кокетке (Пермская губерния, конец XIX – начало ХХ в.)  

 

 Женская рубаха на кокетке (Пермская губерния, конец XIX – начало ХХ в.)

Спинка

 

 

 

3. Рубаха "рукава" со станом (г.Каргополь Каргопольского уезда Олонецкой губернии, ХХ в.)  

 

Рубаха

Спинка

 

 

 

4. Праздничная девичья рубаха "рукава" со станом (Нёнокский посад Архангельского уезда Архангельской губернии, начало ХХ в.)

 

Праздничная девичья рубаха

Спинка

 

 

 

5. Женская рубаха (село Карлыханово Златоустовского уезда Уфимской губернии, начало XX в.)

 

 Женская рубаха (село Карлыханово Златоустовского уезда Уфимской губернии, начало XX в.)

Спинка

 

 

 

 

II. ЮЖНЫЕ ГУБЕРНИИ РОССИИ

 

1. Женская рубаха (Тульская губерния, конец XIX в.)  

 

 Женская рубаха (Тульская губерния, конец XIX в.)

Спинка

 

 

2. Женская рубаха (Курская губерния, конец XIX в.)

 

 Женская рубаха (Курская губерния, конец XIX в.)

Спинка

 

 

3. Женская рубаха (село Салтыково Спасского уезда Рязанской губернии, XIX – нач. ХХ в.) 

 

 Женская рубаха (село Салтыково Спасского уезда Рязанской губернии, XIX – нач. ХХ в.)

Спинка

 

 

 

4. Девичья праздничная рубаха (село Красная Дубрава Спасского уезда Тамбовской губернии, начало ХХ в.)

 

Девичья праздничная рубаха (село Красная Дубрава Спасского уезда Тамбовской губернии, начало ХХ в.)

 Девичья праздничная рубаха (село Красная Дубрава Спасского уезда Тамбовской губернии, начало ХХ в.)

 

 

  

5. Женская рубаха "вышитые рукова" (деревня Алешня Болховского уезда Орловской губернии, начало ХХ в.)

 

 Женская рубаха

Спинка

 

 

  

6. Девичья венчальная рубаха (Бирюченский уезд Воронежской губернии, начало ХХ в.)

 

 Девичья венчальная рубаха (Бирюченский уезд Воронежской губернии, начало ХХ в.)

Спинка

 

 

 

7. Девичья свадебная рубаха (село Вяземка Керенского уезда Пензенской губернии, начало ХХ в.)

 

 Девичья свадебная рубаха (село Вяземка Керенского уезда Пензенской губернии, начало ХХ в.)

Спинка

 

 

Функциональное и декоративное значение элементов кроя рубах

Форма русской рубахи отражает потребности среды ее носителей и является результатом длительного социального отбора. Крой рубахи удивительно мудр и рационален. Для него характерна прямолинейность; каждая основная деталь с прямыми линиями кроя, а также и полики, клинья, ластовицы рукавов не только несли конструктивные и эстетические функции, но и способствовали экономии ткани. Несмотря на кажущуюся простоту, геометричный крой позволял создавать сложные объемные формы, обеспечивающие максимальное удобство в носке и подчеркивающие красоту, статность и дородность носительницы.

Стан. Конструктивное членение рубахи в основном зависело от ширины холста. Ширина холста и экономичность кроя определяли линию притачивания рукава и длину плечевых срезов. При применении более широкой ткани плечевой срез удлинялся довольно значительно, и линия притачивания рукава иногда принимала горизонтальное положение. При использовании узкой ткани плечевой срез удлинялся незначительно, а линия проймы принимала вертикальное положение и прямоугольную форму.

Иногда верх рубахи и стан шились как два самостоятельных предмета, что было продиктовано соображениями экономии: «верхов», на которые ткани шло немного, было несколько у каждой женщины, а стан пришивался к тому, который собирались надеть.

Полик. Функциональность народной одежды в первую очередь обязана полику. Конструктивная функция полика играет важную роль в одежде: он расширяет верхнюю плечевую часть рубахи, отчего ворот ее собирается в мелкие сборки; помогает сбалансировать прямой крой рубахи на любую фигуру независимо от размера; размеры полика способствуют увеличению или уменьшению объема рубахи; также полик создает направление рукаву, обеспечивает его поворот и динамичность.

Эстетическая сторона полика проявляется в определении места его положения и величины отделки, взаимосвязанной с ним. В рубахах с прямыми поликами характерной отделкой являлся сам полик, выполненный из кумача, набивных ситца, сатина либо из вставок узорного ткачества. Полики по швам украшались вышивкой, кружевом, тесьмой и т. п. В рубахах с косыми поликами украшались места соединения полика со станом, зрительно отделяя полик от рукава, обрисовывая стан фигуры. Вышивка и цветные вставки располагались на рукавах низко, почти на линии локтя.

Рукав. Форма рукавов могла быть различной: они делались прямыми или суживающимися к кисти, пышными у плеч или у запястья, длина варьировалась от ¾ до чрезмерной, почти до пола. Разнообразие форм обеспечивалось множеством различных способов кроя. Часто рукав представлял собой цельную прямоугольную деталь. Бытовали кошеные рукава – из одного кошеного полотна или из полотна и одного или двух срезанных с него клиньев. Так называемые рукава-«кули» состояли из двух прямых полотен разной длины, углы большего из которых закладывались «кульком». Существовали и другие разновидности.

Разнообразны и варианты оформления низа рукавов: сборка под узкую обшивку, манжеты и оборки разной ширины, отделка вышивкой, кружевом, тесьмой, «зубчиками».

Форма рукавов, включая оформление низа, значительно влияла на силуэт костюма в целом, а отделка гармонично вписывалась в общую концепцию изделия, придавая ему строгий или торжественный вид.

Ластовица. Вставка подмышками была нужна для того, чтобы укрепить место соединения рукава с боковым полотнищем рубахи и позволить руке свободно двигаться при выполнении традиционной крестьянской работы. Иногда ластовица могла быть цельнокроеной с клином рукава. Часто ластовицу выкраивали из ткани другого цвета, нежели основная, создавая этим дополнительный цветовой акцент в общей композиции.

Горловина. Женская рубаха, в отличие от мужской, обязательно имела сборки у ворота. Сборчатый ворот создавал мягкое движение ткани на стане, свободно драпирующей женскую фигуру. Линия горловины подчеркивалась узкой обшивкой. Стойки и планки, оформляющие разрез переда, обычно богато декорировались и выполняли роль активного центра композиции, подчеркивали симметричность изделия. В бесполиковых рубахах широкий кареобразный вырез, создаваемый сосборенными краями рукавов и переднего и заднего полотнищ, избавлял от необходимости делать разрез.

Боковые вставки и клинья. Придавали дополнительный объем изделию, косые клинья, к тому же, обеспечивали расширение книзу.

Кокетка. Отрезная деталь – кокетка, или пелеринка, способствовала уменьшению объема у горловины рубахи, а также позволяла закладывать мелкими складками или фигурными сборками переднее и заднее полотнища и рукава в месте соединения с ней.

Понимание конструктивно-декоративной роли каждого элемента кроя костюма дает возможность переосмыслить их значение в контексте современной моды, сохранить или утрировать его, создавая модели одежды, в которых органично переплетаются дух современности и неповторимый национальный колорит.

 

Праздничная («троицкая») рубаха

 

Девушка в праздничном костюме. Фотография 1913 г.

Описание праздничной («троицкой») рубахи, бытовавшей в селе Безводном Нижегородского уезда Нижегородской губернии в XIX – начале ХХ в.: рубаха является составной частью девичьего костюма Нижегородской губернии, надеваемого на церковный праздник Троицу. С рубахой надевали косоклинный (позже – круглый) сарафан из дорогого шелка, украшенный золотым позументом или бахромой. К сарафану в обязательном порядке полагалась шелковая или парчовая нагрудная распашная одежда, называвшаяся по-разному: «душегрея», «епанечка», «холодник», «кафтанчик». Ансамбль дополнялся головным убором «повязка» и нагрудным украшением «ожерельи».

 

Отличительной особенностью рубахи является густая ручная сборка по горловине и по низу рукавов и искусно отделанные вручную манжеты.

 

 

 

 

 

Современные блузы с элементами фольклорного стиля, включающие принципы народного кроя и отделки

На основе данных исторического исследования и изучения модных тенденций последних сезонов современные модельеры разрабатывают блузы с элементами фольклорного стиля, включая принципы народного кроя и отделки. На рисунках представлены эскизы модельера-конструктора Лаптевой А.Ю., разработанные под руководством искусствоведа Дедковой Нины Николаевны.

 

эскизы блуз с элементами фольклорного стиля, включая принципы народного кроя и отделки

 

эскизы блуз с элементами фольклорного стиля, включая принципы народного кроя и отделки

 

 

Посмотреть полный каталог выкроек платьев и сарафанов, юбок, брюк, блузок и топов.

 

Читать статьи из рубрики "Мода и стиль":

Выбор одежды в зависимости от Вашего цветотипа внешности

Выход в свет - вечерняя мода

Съемные аксессуары - изысканное дополнение Вашего образа

Баска - модный тренд сезона

Одежда для типа фигуры ГРУША - рекомендации стилистов

Как правильно снять мерки - общие правила

Как правильно выбирать трикотажные полотна - консультация профессионалов

xn-----6kcbhq4ahbzhhis7n.xn--p1ai

Русская женская рубаха | Мастерская Алёны Масловой

Наши предки были мудрыми людьми и всё простое у них было в чести, и в их ряду русская народная рубашка, которая шьётся при помощи простых приёмов и не сложного кроя.

rubaha 1

Русская народная рубашка

 Детали кроя русской рубахи даны уже с припусками на швы в 1 см. Этнографический образец.

Русская народная рубашка

Для рубашки я купила 4.5 метра ситца шириной 80 см. Длинна рубахи определяется ростом. Я для роста 164 взяла 110 см.Сложить ситец вдоль пополам. К сгибу приложить прямой угол и отмелить низ рубахи. Отмерить от низа 110 см, приложить линейку прямым углом к срезу, отмелить и отрезать. Так же отмерить ещё один такой же кусок. Срезать кромки. Станина рубахи из двух частей готова.

Русская народная рубашка

Рукава. Ширина рукава от сгиба 36 см длинна 50 см. Вырезать две детали.

Русская народная рубашка

Детали кроя. Ластовица — квадрат 12 на 12 см, две детали. Для удобной работы нужно отметь середину переда и спинки и середину рукавов, я делаю надрезы 3-5 мм.

Русская народная рубашка

Сборка изделия. На углу рукава и верхнем углу станины поставить точку карандашом, на расстоянии от срезов 1 см. Точки совместить и сколоть булавкой. Соединить вертикальную линию проймы рукава с верхнем срезом станины.

Русская народная рубашка

Начать шить от срезов по рукаву, плавно выводя шов на расстояние 1 см от среза. Дойдя до угловой точки, оставить иголку в ткани, сделать диагональный разрез не доходя до иглы 1-2 мм, развернуть вертикальную часть проймы рукава и уже не скалывая детали прошить, не доходя до конца 1 см.

Русская народная рубашка

Приложить ластовицу к нижней части рукава и приколоть к станине. Дать строчку, двигаясь от рукава и закончить не доходя 1 см до конца.

Русская народная рубашка

Развернуть рукав, приложить ластовицу к нижней части рукава и дать строчку, начиная отступив от среза 1 см и не доходя опять же 1 см, на фото указано расстояние между булавками.

Русская народная рубашка

Следующим шагом приложить ластовицу к другой части рукава, приколоть и шить (от булавки до булавки), снова начиная и  не доходя до конца 1 см.

Русская народная рубашка

Приложить ластовицу к станине спинки и снова шить не доходя 1 см. Деталь ластовицы получилась со свободными припусками.

Русская народная рубашка

Теперь сколоть швы рукава и боковые швы станины и шить от ластовицы до низа рукава и рубахи. Обметать швы ластовицы а затем боковые и припуск рукава.

Русская народная рубашка

По «воротушке» проложить две строчки, первая на расстоянии 5 мм от среза, вторая на ширину лапки. Перед или спинка разницы нет, кроили то одинаково.

Русская народная рубашка

Стянуть сборку. Для лучшего распределения сборки я на манекене зафиксировала середину спинки, полочки и вершину рукавов булавками. Если нет манекена можно надеть на любую проходящую мимо личность в футболке (мама, дочь) и приколоть «воротушку» прямо к футболке. Глубина выреза горловины регулируется сборкой. Сзади нужно сделать горловину повыше, поэтому стянуть строчку потуже.

Русская народная рубашка

Сделать косую бейку, вырезать полосы по диагонали шириной 6  см, вытянуть под утюгом. Приложить с лицевой стороны рубахи верхним срезом к первой строчке и прикололоть слегка натягивая, удобней это делать на манекене.

Русская народная рубашка

Закончить нахлёстом.

Русская народная рубашка

Дать строчку на расстоянии 5 мм от среза косой бейки. Срезать «бахрому», что бы от строчки притачивания бейки остался запас 3-4 мм. Зафиксировать булавкой сгиб бейки.

Русская народная рубашка

Подогнуть край и наметать бейку с изнаночной стороны, что бы она перекрывала строчку притачивания.

Русская народная рубашка

С лицевой стороны смёточный шов ложится под  косой бейкой. Следите, что бы ширина бейки оставалась везде одинаковой 4-5 мм.

Русская народная рубашка

Дать строчку с лицевой стороны, прокладывая строчку под косой бейкой. После завершения проверить с изнанки качество, иногда край косой бейки не попадает по строчку. Вынуть строчку, которую использовали для сборки.

Русская народная рубашка

Подшить низ, загнуть на 1 см и ещё раз на 1 см. Так же рукав. На расстоянии 3 см от низа рукава дала дать 2 строчки резиновой нитью.

rubaha (21)

Русская народная рубаха готова. Осталось сшить сарафан или поневу, свить или соткать поясок и можно в плясовую.

Руских рубашек в вашу коллекцию, дорогие рукодельницы!

Похожие записи:

alyonamaslova.ru


Смотрите также