План-конспект открытого урока на тему: "Силуэт". Силуэтное рисование


Силуэт как искусство. - Не иди по следам древних, а ищи то, что искали они.

Нашла два любопытных ресурса по жанру силуэта и позволила себе скопировать текст (но не тупо :)). Эти две статьи друг друга хорошо дополняют, поскольку не понаслышке знаю, как ссылки становятся нерабочими, а материал мне интересен, считаю это уважительной причиной для подобного лайт-плагиата. Т.е. текст не мой, из моего здесь только компиляция. Ссылки на ресурсы: "силуэт" и "история силуэтов". Фото оттуда же.

***СИЛУЭ́Т (франц. Silhouette) — форма,воспринимаемая плоскостно по причине тонального контраста фигуры и фона либо преобладания "далевой зрительной установки".

Силуэт — это плоскостное изображение, прием работы, средство художественной выразительности, а также вид графики. Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объемных форм в зависимости от освещения. Силуэт подобен тени объекта. Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства. В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темном фоне. В таком рисунке внешние очертания объекта должны быть очень выразительны, без лишних деталей. Портреты в технике силуэта делаются, как правило, в профиль. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами. Силуэтным, называют изображение предмета, подражающее тени, производимой им на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е. такое, в котором обозначается только очертание предмета, а он сам представляется однообразным черным пятном. Силуэт обыкновенно рисуют черной краской на белой бумаге или вырезают из тонкой черной бумаги, которая потом наклеивается на светлую.

Силуэт - форма фигуры или предмета, видимая как плоское пятно, заполненное черным или каким-либо другим однотонным цветом, а также разновидность графической техники, когда изображение дается на фоне плоским пятном с характерным, выразительным контуром. В этой технике исполнялись обычно профильные портреты и несложные композиции. Силуэтные портреты были распространенными и модными во Франции, Англии и Германии в 18 и 19 вв. Обычным способом изготовления силуэтов было вырезание их ножницами из черной бумаги, но уже в 1786 году появилось промышленное производство. Силуэты помещали на гипсовых плитках, на слоновой кости, шелке, пергаменте, игральных картах и фарфоре. Различные изделия из стекла иногда украшались силуэтами при помощи обратной техники, когда фон изображения покрывался воском, красками или листками золота и серебра. В конце 18 века некоторые английские мастера, в частности Фелпс, стали делать силуэтные изображения цветными. Силуэты из фольги и цветной бумаги использовал в декоративном искусстве Ж.-Б. Гломи. Наиболее известным мастером в этом виде искусства был француз Огюст Эдуар, артистически владевший ножницами и замечательно вырезавший силуэты из сложенных вдвое листов бумаги.

Выразительные свойства силуэта и его границ — контура используют в разных видах искусства: архитектуре, скульптуре, живописи, графике. Качества силуэтности или,в более широком значении, графичности противопоставляются объемности и живописности.

История искусства силуэта

История искусства силуэта восходит к петроглифам - наскальным рисункам, куклам восточного теневого театра, архитектурной резьбе по дереву. Силуэт доминирует в первобытном искусстве, в произведениях Месопотамии и Древнего Египта, древнеамериканском искусстве. Силуэтными являются чернофигурный и краснофигурный стили древнегреческой вазописи.

Силуэтное и контурное изображения в древнегреческой вазописи.

Существует античная легенда, связанная с выразительными качествами силуэта и контурной линии. Около первого века нашей эры Плиний Старший написал историю о  молодой коринфянке, которая обрисовала тень своего возлюбленного тающими свечами, чтобы во время его путешествий, этот образ был всегда с ней.

Иллюстрация к античной легенде

Эта история интересна не только техникой создания силуэтов с помощью воска, которая позже была очень распространена в девятнадцатом веке, но и тем, что обстоятельства у женщин-художниц были те же — сувенир от любимого. Это занятие даже стало чем-то вроде настольных игр у женщин в 19 столетии: не надо было никакого особенного умения, только  направить тень на стену. Эта забава часто описывалась в книгах Джейн Остин.

Дамское развлечение

Уплощенность и, следовательно, качества силуэтности преобладают во всех формах архаического и примитивного искусства. В Древнем Китае и Японии культивировали искусство вырезания силуэтов из черной бумаги и театр теней. Однако по мере развития и усложнения пространственных представлений,осязательного чувства изобразительная форма становится все более пространственной. В живописи, графике и скульптуре Классицизма художники стремятся сохранять фронтальность переднего плана и фронтальную перспективу, следя за цельностью силуэта и выразительными качествами контура. В искусстве стиля Барокко, напротив,преобладают угловая перспектива, ракурсы, динамическое понимание изобразительного пространства. Поэтому закономерно, что именно в XVII—XVIII вв. формируется потребность в создании особой разновидности графического искусства, в границах которой возможно было бы сохранять и развивать приемы силуэтных изображений.

Силуэты известные в Древнем Китае, Японии и других странах Азии с давних пор (так называемые китайские тени), вероятно с Китая проникли в Европу,прежде всего во Францию, где в половине XVIII столетия сильно распространилась мода на силуэтные портреты, в которых, кроме профильного контура физиономии, на черном грунте головы лишь иногда намечались белыми чертами глаза, ноздри, уши и волосы.

Георгий Нарбут. Автопортрет с семьей.

В семнадцатом, восемнадцатом и девятнадцатом веках в качестве дешевого и быстрого изображения портрета стали популярны силуэты. Зачастую создаваемые любителями, в основном женщинами, они являются сентиментальной реликвией викторианской эпохи, милыми сувенирами с нарисованными неизвестными людьми из прошлого, застывшими в чернилах, красках, вырезанными из бумаги или отображенными на фарфоре.

В Европе как самостоятельный вид графики искусство силуэта сформировалось впервой половине XVIII в. во Франции. В это время были и профессиональные рисовальщики силуэтов. В основном мужчины, которые рекламировали свою скорость и аккуратность исполнения работы. А в середине девятнадцатого века несколько художников создали машины и устройства, которые помогали аккуратно дублировать силуэты.

Услугами профессиональных портретистов пользовались путешественники и иммигранты, которые хотели отправить домой для родных напоминание о себе или сувенир о путешествии. Конечно, в ту эру, когда перевозки были не легким делом, а путешествия не так просты, как сейчас, силуэты были ценной реликвией для семьи или друзей, разделенных большими расстояниями.

Самым известным силуэтчиком был француз Огюст Эдуар, который делал портреты во весь рост, вырезая их из черной бумаги. Он переехал в Англию в 1815 году, где и работал, а затем в 1830-х годах привез и распространил это искусство в Америке. Он изобразил тысячи своих известных и анонимных современникоАвтопортрет Огюста Эдуара

Привлекательность создания профессионального силуэта оказалась не только в неоклассической эстетике или даже аккуратного изображения, а в основном из-за дешевизны и быстроты. Силуэт сделать гораздо дешевле и быстрее, чем портрет, и если для портрета надо было надеть лучшее платье, привести в порядок лицо и волосы, то для силуэта позировали в естественном ежедневном виде.

Изначально это искусство в Великобритании называли “тени” или “профили”, позже “искусство теней” во Франции, но очень быстро с 1770-ых во Франции и Германии и с 1790-ых в Англии стали применять название “силуэты”. Также название связывают с именем французского экономиста Этьенна де Силуэтта (E.de Silhouette, 1709—1767),  дружба которого с мадам Помпадур в 1759 году принесла ему должность Генерального контроллера французского короля Людовика XV. Контролер финансов вызывал негодование скаредностью, ив отместку в 1759 г. на него сделали карикатуру — ненавистную тень всемогущего министра, вырезав ее из черной бумаги. Стараясь поправить расстроенные финансы страны реформами и бережливостью, Этьен де Силуэт своими мерами относительно последней возбудил насмешки элегантного парижского общества: именем его стали называть все мишурно-ничтожное и дешевое, между прочим и нового рода портреты (portraits à laSilhouette), как мизерные в сравнении с настоящими, живописными. Также одни утверждают, что он сам был большим любителем рисовать силуэты с хорошими навыками, а другие, что был коллекционером “искусства теней”.

Мода на античные камеи также способствовала культу силуэтных изображений. Живописец и гравер Жан Юбер (1721—1786) создавал серии графических силуэтов, среди которых особенно известны силуэтные портреты философа Вольтера, отчего художник даже получил прозвание "Юбер-Вольтер" ("Huber-Voltaire").

Легкость и простота техники сделали вырезание "теней" модой французского двора, она быстро распространилась по Европе, в первую очередь среди дилетантов. Силуэтные портреты проще и дешевле живописных,поэтому получили быстрое и повсеместное распространение, в особенности в начале XIX в., в период Бидермайера. Силуэтами занимались многие художники стиля Рококо, особенно в ювелирном искусстве,миниатюре. Силуэты в рамках украшали стены кабинетов и гостиных. Силуэты рисовали в альбомы знатных дам. Силуэты носили в медальонах на груди. В порядке историческом можно напомнить, что силуэтным искусством увлекались Свифт, Гете, Лафантер, Наполеон, Андерсен.

Любители силуэта и искусники их делать расплодились не только во Франции, но и в других странах. В России один из первых силуэтов выполнил черной тушью по золотой фольге скульптор Ф. И. Шубин (1740—1805).

В Петербурге в девятидесятых годах XVIII столетия славился приезжий из Парижа силуэтист Сидо (Sideau), портретировавший императрицу Екатерину II,членов ее фамилии и многих из представителей и представительниц тогдашней русской знати. Он создал двести двадцать семь силуэтных портретов,вырезанных из черной бумаги, с награвированным обрамлением.

Ф. Сидо. Портрет князя Г. А. Потемкина и портрет самой ИмператрицыВторая половина XVIII в. Из книги "Двор императрицы Екатерины II и ее приближенные". СПб., 1899В 1799 г. в Петербурге выпущен альбом "Двор императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные" — более ста восьмидесяти портретов, вырезанных силуэтом из черной бумаги и вклеенных в гравированные орнаментальные обрамления.

Силуэты его работы, то рисованные пером и китайскою тушью, то гравированные на меди, по большей же части вырезанные из черной бумаги и вклеенные в гравированные орнаментированные рамки, сохранились доныне во многих домах. Целая их коллекция, состоящая из 180 листов и принадлежащая его выс. герцогу Г. Г. Мекленбург-Стрелицкому, недавно издана в фототипических снимках.

Соперником Сидо явился некий полковник Иоган Антинг, а подражателями — очень многие,так что силуэтное портретирование сделалось одним из любимых развлечений петербургской аристократии. Немецкий рисовальщик-портретист Йоханн Фридрих Антинг (1753—1805), сочетал мастерство превосходного силуэтиста с карьерой адъютанта и биографа фельдмаршала А. В. Суворова. С 1784 г. Антинг работал в Петербурге, много путешествовал по России. Созданные им силуэты — портреты известных людей, в том числе членов петербургской Академии наук, — Антинг собрал в альбом и издал его в 1791 г. в Германии, в своем родном г. Гота.

Силуэт сразу стал фактом дворянской культуры. Искусству силуэта обучали в пансионах. Одиночные и групповые силуэтные портреты украшали стены покоев в богатых дворцах и жилищах средней руки, ими были заполнены дамские альбомы.

Но через несколько лет интерес к силуэту исчез как у нас, таки повсюду: вырезывание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывающих себе этим искусством скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках, из людей же хорошего круга лишь изредка кое-кто находил для себя забаву в этом деле.

Заброшенное таким образом рисование силуэтов было в недавнее время введено снова в почет талантливым немецким художником А. Коневкою, изменившим и расширившим круг задач этого мастерства; он рисовал в виде силуэта не профильные портреты, а целые фигуры в разных позах и сложные сцены, то комичные, то идиллически-милые, и его силуэты этого рода, появляясь в иллюстрированных изданиях и отдельными сборниками, приводили в восторг и взрослых, и детей. Успех Коневки увлек многих других художников на путь подражания ему, в том числе даровитую русскую рисовальщицу сцен детской и народной жизни Е. М. Бем.

Мастером миниатюрного силуэтного портрета был Дмитрий Иванович Евреинов (1742—1814). Лучшим мастером силуэта начала XIX века был русский художник-дилетант граф Федор Толстой. Его пейзажи с батальными или сельскими сценами в силуэтах, искусно вырезанные из бумаги, хорошо передают увлечения общества пушкинского времени.

Вторая половина XIX века не оставила сколько-нибудь заметного следа в истории русского силуэта. Счастливое исключение - это иллюстрации Е. Бем, оставившей силуэтные иллюстрации к произведениям И. Тургенева и многочисленным книгам для детей. Она создала особенный стиль графического силуэта, сентиментальный и "бидермайеровский". Художница Елизавета Меркурьевна Эндадурова — псевдоним Бём (1843—1914). Выпускница Рисовальной школы Общества Поощрения художеств, Е. Бём издавала книги для детей, произведения писателей русской натуральной школы, иллюстрированные собственными силуэтами с мельчайшей проработкой деталей пером и тушью.

Е. М. Бём. Силуэт из цикла "Дети". 1875. Бумага, тушь, перо. Санкт-Петербург, Русский музей

В России искусством силуэта особенно увлекались известные художники М. В. Добужинский, Е. С. Кругликова, Н.В.Ильин. В XX веке наиболее частой сферой бытования силуэта была книжная графика, иллюстрации. Сообщники "Мира искусства", возвращаясь к традициям русской культуры прошлых веков, оценили прелесть силуэтных изображений: появились изумительные силуэтные иллюстрации Г. Нарбута к сказкам Г. Андерсена и басням А. Крылова. Силуэт предстает в работах Сомова, Добужинского, Александра Бенуа, Остроумовой-Лебедевой, Кустодиева, Д. И. Митрохина, С. В. Чехонина, В. Н. Левитского.

Елизавета Кругликова, взяв однажды ножницы в руки, нашла в искусстве силуэта столько удовлетворения, что уже не расставалась с ними до конца своей жизни. Она оформила силуэтами книгу "Париж накануне войны" (1914). Ее вдохновением создана несравненная галерея силуэтных портретов известнейших писателей и художников "серебряного века" (Ахматова, Гумилев, Блок, Мандельштам, Пастернак, Эренбург и др.) К этому же времени относятся удивительные в своем совершенстве "белые силуэты" К. Воробьева, сохранившиеся в архивах художника Н. Харламова.

Елизавета Кругликова. Силуэт Ирины Одоевцевой.

Силуэтное изображение органично входит в книгу, хорошо сочетается с форматом книжной полосы, шрифтом, заставками и виньетками, к тому же обладает декоративностью. Это обстоятельство объясняет использование силуэтов "мир-искусниками" в книжной графике. В технике ксилографии (гравюры на дереве) выразительные возможности силуэта использовала А. П. Остроумова-Лебедева.

Н. В. Ильин. Иллюстрация к книге: А. С. Пушкин. Лирика. Москва, 1949. Коллаж из черной и белой бумаги

Приемы силуэта использовал в ксилографиях и гравюрах на линолеуме В. А. Фаворский, другие мастера книжной графики: А. Д. Гончаров, В. В. Лебедев, Н. В. Ильин, Н. В. Кузьмин.

В Париже в 1920—1926 гг. создавала графические силуэты русская самодеятельная художница Е. Ю. Кузьмина-Караваева.

Начиная с 30-х годов силуэт был практически лишен права на существование в качестве художественного направления. Силуэт редко появлялся на выставках и почти не издавался. Казалось, что силуэт умер. Однако более близкое знакомство с работами современных художников обнадеживает. Магия силуэта по прежнему притягивает и профессионалов и любителей, т.к. силуэт всегда будит воображение и мысль.

***

Параллельно обнаружилось, что одна статья базируется на статье из яндекс-словаря.А еще нашелся пост с подборкой современных интерьеров, в которых очень симпатично вписаны элементы силуэтного жанра.Летом 1990-го г. на Арбате меня тоже "вырезали", не могу сказать, что похоже, но симпатично, мне понравилось :), у силуэтчиков тогда висел зазывный слоган: "Вырежу всю семью" - типичный пример пикантного профессионального юмора:)

anirish.livejournal.com

Ответы@Mail.Ru: Что такое силуэтный рисунок?

Силуэт - вид графической техники. Это плоскостное однотонное изображение фигур и предметов, собственно очертание предмета, его абрис. Причем либо темное на светлом, либо (реже) светлое на темном фоне. Силуэты бывают рисованные (тушью или белилами) , либо вырезанные из бумаги, картона, ткани, фанеры и накленные на фон. Они образуют сплошное, ограниченное контуром, темное или светлое пятно на контрастном фоне.

Силуэт, по словам искусствоведа А. А. Сидорова, - "торжествующая двухмерность". Предмет, изображенный в силуэтной композиции, приобретает высокую степень обобщения. Отметается все мелкое, дробное, второстепенное, и наоборот, подчеркиваются его отличительные черты, выявляется монументальность всего, чего коснулось это, с первого взгляда, такое простое и незамысловатое художество. Словом, простота силуэта - вещь крайне иллюзорная, кажущаяся. Это простота обычной прямой линии, которую, однако, весьма непросто провести.

Настоящий классический силуэт вырезается из черной бумаги и наклеивается на белый фон. Рисованный силуэт, то есть раскрашенный тушью, никогда не сравнится с резанным. Резанный силуэт, это как вдохновение. Как графический экспромт. В нем сосредоточена энергия мгновенного и безошибочного постижения формы.

Сидоров писал об особенных чертах резанного силуэта: "Специфика техники вырезания ножницами из бумаги лица, фигуры, сцен заключается без сомнения, в том, чтобы сохранить перетекание одной композиционной части рисунка в другую, чтобы достигнуть единства пятна. В этом заключается трудность, но вместе с тем и очарование "настоящего", вырезанного из бумаги силуэта. Силуэт, выполненный пером или кистью, всегда будет иметь нечто свободное, нечто декоративно не связанное с той черной плоскостью, которую мы должны ценить как специфику силуэта. Порою это будет свободная игра точек, порою слишком тонкая линия, которая будет казаться явно прочерченной на бумаге острием пера и которая разорвалась бы немедленно, будучи вырезанной; порою это будет оторванность композиции рисунка от рамы или разъединенность отдельных частей композиции, составленной как бы из нескольких пятен". 2

Силуэтное искусство построено на контрасте двух цветов - черного пятна вырезанного силуэта и белого поля фона. Само по себе сочетание белого и черного несет большой заряд декоративности, выразительности, даже величия. Иногда художники-силуэтисты вводят дополнительные цвета в свои композиции. Порою раскрашиваются либо отдельные детали, либо - чаще всего в пейзажных композициях - фон. Но в этом случае художник выходит за рамки законов силуэтного искусства. "Торжествующая двухмерность" при таком подходе как бы уступает место живописному решению.

Правда, возможен и иной взгляд на нетрадиционные приемы силуэтного искусства. Сочетание акварели с жестким контуром силуэта в ряде случаев позволяет достичь очень яркого декоративного эффекта. Так силуэт, в чем-то отступая на второй план, позволяет создавать новую художественную реальность, дает возможность обогатить средства художественного выражения. Это еще раз свидетельствует об огромном, если не сказать неисчерпаемом потенциале этого с виду простого и сурового искусства.

В технике силуэта можно встретить портрет, фигуру, жанровую зарисовку, батальную сцену, пейзаж, архитектурный мотив, декоративную композицию, иллюстрацию. Излюбленнейший жанр силуэта во все времена - портрет.

В XVIII в. изобрели нехитрые приспособления для рисования портретных силуэтов. К обычному креслу сбоку на специальных кронштейнах крепили створку ширмы с натянутым на ней чистым листом бумаги. Портретируемый усаживался в кресло, с противоположной стороны рядом с ним в некотором отдалении ставилась на высоком столике свеча. Стоявшему по другую сторону ширмы художнику оставалось лишь повторить карандашом отчетливый темный профиль. На всю процедуру уходили одна-две минуты. Затем оставалось залить контур тушью и силуэтный портрет в натуральную величину был готов. Затем его уменьшали и при необходимости не составляло труда и

otvet.mail.ru

Мастер класс. Рисуем закат и силуэт дерева. - Ярмарка Мастеров

Рада всем, кто заглянул на огонек.    

 

Сегодня мы будем рисовать силуэт дерева на фоне заходящего солнца.                             

Это несложно, а смотрится картина в интерьере эффектно.  

 

Дети с удовольствием рисуют этот пейзаж . 

 

Что нам понадобится?

холст 20х25 см                                                                                                                                        

2 кисти  (1 широкая плоская, 1 или 2 тонких)

акриловые краски: желтая, красная и черная

(если нет акрила, то  можно взять гуашь, а холст заменить белым картоном)

губка из поролона

вода, палитра

 

 

 

 

А теперь отправляемся за вдохновением, чтобы сделать карандашный набросок  будущего дерева.

Можно в интернете посмотреть красивые фотографии деревьев.

Например, вот такое   (на самом деле это наипростейший вариант силуэта для самых маленьких деток) :

 

Можно пойти с детьми в парк и там разглядывать стволы и веточки, чтобы найти подходящее.

 

 

Получилось.

Теперь берем желтую краску, тонкую кисть и рисуем круг в центре.

 

 

На палитре в желтый добавляем капельку красного, получаем оранжевый и дорисовываем ореол:

 

 

Берем губку (сухую) и аккуратно по кругу моделируем плавный переход желтого в оранжевый, другим чистым концом губки моделируем переход оранжевого в красный.  Красным заполняем все остальное (тут пригодится широкая кисть)

 

 Прокрашиваем и боковины холста.

 

Перерыв  пока акрил сохнет. Есть время попить чаю и потренироваться рисовать тонкие веточки где -нибудь на отдельном листочке.  Это самое сложное в этом пейзаже.

 

Кисть держим как на фото и вытягиваем вверх, если при этом ее

подкручивать, то получим коряжиствую, волнистую веточку.

Краски берем чуть -чуть. (после промывки кисть просушиваем в губку, краску берем сухой кистью иначе веточка может потечь)

Тренируем степень нажатия: в основании веточки сильнее, вытягивая,  постепенно уменьшаем давление и веточка истончается.

 

 

 

 

Вот наш холст подсох, продолжаем.

Берем черную краску и намечаем ствол, основные ветки.

 

 

Можно продолжить ход веточек на боковину, а можно этого не делать.

Вот и все. Поздравляю!

У нас  получилось!

Осталось подождать пока наш шедевр высохнет и покрыть его лаком. Я использую акрил -стирольный.

 

 

 

А такой пейзаж  нарисовал у мой сын.

 Ему 8 лет.

 

 

 

 

 

 

 

Ну и самый последний шаг  - найти свободное местечко для картины.

 

Желаю  творческих успехов!

Пишите о своих достижениях. Будет интересно. Может еще конкурс закатов проведем :)

www.livemaster.ru

Использование силуэта в дизайне и рисовании

Силуэт — ограниченное отображение чего-либо.

 

— вид и приём прикладной графической техники. История силуэта в России начинается во второй половине XVIII века. Французский художник Ф. Г. Сидо — один из первых силуэтистов в России. Он известен по созданной галерее портретов придворных Екатерины II. Новым словом в развитии искусства силуэта в России стали портреты, выполненные в первой половине ХХ века графом Ф. П. Толстым. Силуэт конца XIX века — первой половины XX века неразрывно связан с творчеством Е. С. Кругляковой и Н. Я. Симонович-Ефимовой. ( Википедия)

 

В XVIII веке в эпоху рококо искусство силуэта начало получать распространение во Франции. Популярность получили портреты в стиле силуэта. Название силуэт искусство получило от имени министра Франции Этьена Силуетта (1709—1767), известного скупостью и узкими взглядами. Парижский мир презрительно называл силуэтами всё мелкое, дешевое и не престижное.

В  конце XIX века техника получила развитие. Популярность стали получать не только портреты, но и книжная иллюстрация.

Среди профессиональных художников-силуэтистов XIX в. почетное место принадлежит Федору Петровичу Толстому (1783-1873). Скульптор, медальер, рисовальщик и живописец, он широко известен как автор медальонов с аллегорическими сценами на темы Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии в 1813-1814 гг.

Небольшой альбом силуэтов работы Федора Толстого хранится в Эрмитаже.

Выцинанка, вытынанка, вырезанка…  Получила развитие в Белоруссии в XVI веке. Это вырезание силуэта из бумаги. Особенности выцинанки: симметричность и декоративность.

Искусство силуэта сейчас широко развито в мире. Чаще всего это одноцветные бумажные работы.

украинские художники Дмирто и Юлия

Вырезание из бумаги Джулен Харрисон

Нас силуэт интересует с точки зрения интересной привлекательной линии, которая будет удерживать внимание зрителя. Сложный силуэт создает у зрителя желание рассматривать, возникает понимание того что изображено на фотографии или рисунке.

Тень далманитнца

Волк тень от стула

С помощью силуэта зритель распознает форму. Мы не видим, что находится внутри формы, но при этом нам понятно, что происходит на изображении. Точно так же мы должны находить интересные силуэты в наших работах и показывать их зрителю. Посмотрите как на плакате снизу четко читается силуэт!

  

Интересный силуэт задает ритм, движение.

Неудачный силуэтвнесет сумятицу в умы, человеку придется всматриваться в изображание что бы понять о чем оно?

В данном силуэте не понятно что изображено.

В хорошем силуэете мы быстро понимаем о чем идет речь.

 

 

falconart.ru

План-конспект открытого урока на тему: "Силуэт"

План- конспект урока на тему:

« Силуэт».

Класс: 1”Г”

Вид урока: комбинированный

Тема: «Силуэт».

Цель урока:- Знакомство с понятием силуэт, формирование первоначальных навыков;- Развитие творческого воображения и фантазии; - Воспитание эстетического отношения к действительности.Задачи урока: Обучить детей создавать силуэты животных, видеть характерную форму предмета, владеть первичными навыками плоскостного изображения. Закрепить и усвоить создание начертаний силуэта.Привить навыки работы в группе.Материалы и оборудование:для учителя: наглядные пособия, презентация.для учеников: бумага, карандаш, ластик, ножницы, клей.

План урока:

I.Организационная часть 1-2 мин.

II. Сообщение новых знаний 10 мин.

III. Практическое задание 25мин.

IV. Подведение итогов урока 2-3 мин.

Ход урока:

- Как вы думаете, что это? (показываю изображение животного в силуэте)

Как это называется?

Что такое силуэт? (простыми словами)

Тема сегодняшнего урока:” Силуэт”

Силуэт- это плоскостное изображение. Форма фигуры или предмета, видимая в массе (без деталей внутри контура). Силуэт подобен тени объекта.

Как вы думаете, чем мы с вами займемся на уроке?Сегодня на уроке мы с вами будем рисовать и выстригать силуэт животного.

Все предметы против света имеют форму силуэта.

- Ребята давайте посмотрим на экран. Здесь вы видите различные силуэты (на экране располагаются силуэты животных).

 

Каких животных вы видите?

- По каким признакам вы догадались?

В силуэте внешние очертания объекта должны быть очень выразительны, без лишних деталей.

В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным чёрным пятном на светлом фоне или белым на тёмном фоне.

- А вы знаете силуэты можно не только рисовать, но и вырезать! Представляете, с какой точность художник должен определить характерные черты объекта.

Родиной силуэтного искусства является Китай, где с давних пор существовали однотонные черные изображения, так называемые китайские тени.

Позже силуэт проник в Западную Европу, прежде всего во Францию, где в середине XVIII века широко распространилась мода на силуэтные портреты.

Термин “силуэт” произошел от имени французского министра финансов Этьена де Силуэта, он распоряжался деньгами всей страны. Силуэт был знатен и богат, но мало кто любил его. И вот однажды ранним утром вышла газета с его портретом. Художник изобразил его голову в профиль в виде тени. У министра и так-то был длинный нос, но художник решил пошутить и нарисовал его еще длиннее. Но люди, покупавшие газету, все равно узнали своего министра финансов и весело смеялись, тыкая пальцем в газету. И если бы не это обстоятельство о Силуэте, возможно, давно забыли.

-Сегодня мы постараемся изобразить силуэты животных. Вы сами попробуете сделать силуэт любого животного. А в конце занятия мы прикрепим наше животное к зоопарку и посмотрим, у кого какое животное получилось.

Вы наверняка, пробовали хоть раз рисовать зверей и птиц.

Как вы думаете, как называют художника, рисующего животных?

    

Художника, который рисует животных, называют художником-анималистом.Самым первым художником-анималистом был первобытный человек. Он рисовал животных на скалах и камнях.

Физминутка: А сейчас предлагаю всем размяться и сделать звериную зарядку.

Звериная зарядка.Раз - присядка,Два - прыжок.Это заячья зарядка.А лисята как проснуться(кулачками потереть глаза)Любят долго потянуться(потянуться)Обязательно зевнуть(зевнуть, прикрывая рот ладошкой)Ну и хвостиком вильнуть(движение бедрами в стороны)А волчата спинку выгнуть(прогнуться в спине вперед)И легонечко подпрыгнуть(легкий прыжок вверх)Ну, а мишка косолапыйШироко расставив лапы(ноги на ширине плеч)То одну, то обе вместе(переступание c ноги на ногу)Долго топчется на месте(раскачивание туловища в стороны)А кому зарядки мало - Начинает все сначала!(развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

- А каких животных, обитающих в зоопарке, знаете вы?

На уроке, ребята мы будем рисовать животное, а затем вырезать его ножницами. Будем стараться передать характерные черты животного, а именно: движение, характер туловища, мордочки, хвоста.

А сейчас давайте посмотрим на доску, вы видите последовательность построения животного. Мы уже умеем при помощи простых форм рисовать животных. Вы должны сами выбрать животное для изображения.

Вы видите, что у всех лежат ножницы и пред тем как вы начнете вырезать давайте повторим правила техники безопасности работы с ножницами:Передавать ножницы кольцами вперед.Не играть с ножницами, не подносить к лицу.Не оставлять ножницы раскрытыми.

Подведение итогов урока.

Итак, давайте посмотрим, что у кого получилось. Выйдем и прикрепим к зоопарку наши работы.

Я вижу, что вы все справились с заданием, молодцы.

Рефлексия: Скажите, а вам было трудно сегодня рисовать или легко?Весело или грустно вам было на уроке?Надеюсь, что сегодня у вас у всех было хорошее настроение.

Выдача домашнего задания на выбор: Сегодня мы с вами рисовали плоскостное изображение животного, а дома вы должны нарисовать реалистичное животное. Первый ряд нарисует дикое животное, а второй ряд домашнее животное.

kopilkaurokov.ru

Открытый урок по изобразительному искусству. Тема: "Силуэт" (выразительные средства графики)

Разделы: МХК и ИЗО

Цели:

  • познакомить обучающихся с выразительными средствами графики;
  • рассказать о происхождении слова “силуэт”;
  • развивать творческое воображение;
  • сформировать навыки передачи настроения в рисунке.

Оборудование:

  • альбомный лист, прямоугольник из черной бумаги 10х14 см.,
  • карандаш,
  • ножницы,
  • клей,
  • ластик,
  • кисточка,
  • ветошь.

Для учащихся:

  • линейно–пятновой портрет <Рисунок1>, <Рисунок2>,
  • силуэты работы Н. Ильиной “Пушкин и няня”<Рисунок3>,
  • обложка Е. Нарбут для книги басен И.А.Крылова <Рисунок8> /на каждой парте по 1 экземпляру/.
Рисунок 1

Рисунок 2

   

Рисунок 3

Рисунок 8

Для учителя:

  • силуэт Крылова,
  • черная бабочка<Рисунок9>, белая бабочка <Рисунок10>, цветная бабочка <Рисунок11>, целая стайка бабочек /силуэтные/ <Рисунок12>,
  • силуэтные иллюстрации из басни Крылова /“Ворона и лиса”<Рисунок5>,“Свинья и дуб” <Рисунок6>, “Лиса и виноград” <Рисунок7> и другие/.
Рисунок 9

Рисунок 10

 

Рисунок 11

Рисунок 12

 

Рисунок 5

Рисунок 6

    Рисунок 7

Ход урока

1. Орг. Момент

2. Основная часть урока

- Дорогие ребята, Сегодня мы посмотрим и поговорим о не совсем обычных работах.

Эти работы выполняют художники-графики. Они очень любят черный цвет, потому что он - главный рисующий цвет и без него им ну никак нельзя обойтись. В них все изображено в виде черных теней. Такие изображения называют силуэтами.

Силуэт – вид графического изображения. Это плоскостное однотонное изображение фигур, предметов.

- Почему же мы говорим, что силуэт - это изображение в виде тени, котороя обязательно повторяет сам предмет?

- Значит, бывают и другие тени?

- Действительно, силуэты могут быт не только черными на белом фоне, но и белые на черном фоне. (Cм. рис. 1, 2, 3)

- Рассмотрим следующий сюжет композиции.

Великий поэт читает няне стихи, а может быть, и сказку. Она слушает его, сидя за столом, и что-то вяжет. Кот, наверное, тоже пришел послушать.

- Каждый предмет, каждая фигура - это силуэты, но не просто в виде теней, а теней, которые повторяют форму предметов и фигур.

- А можем ли мы с вами увидеть, определить, в какое время дня и даже года происходит действие в этой композиции?

- Верно.

- За окном видны белые силуэты заснеженных деревьев, месяц и звезды на черном фоне.

- Значит зима, поздний вечер.

- А этого человека вряд ли кто узнает по силуэтному изображению.

- Так это перед вами силуэт фигуры великого баснописца И.А.Крылова. Большой и грозный, в шляпе и с тростью, он прогуливается по парку.

- Какое время года?

- Силуэты переплетенных, оголенных ветвей деревьев говорят нам об осени.

- Ребята скажите, пожалуйста, глядя на эти рисунки, сможете назвать басни Крылова? (См. рис. 5, 6, 7)

Посмотрим, какую замечательную обложку сделал Е. Нарбут для книги басен Крылова.

Что изображено на ней черными силуэтами, а что - белыми?  (См. рис. 8)

- Да, это тени, падающие от предметов и фигур.

- Вспомните. Вы идете по улице, освещенной фонарями. Что происходит с вашей тенью?

- Почему нам так смешно, когда мы видим тень от своей фигуры, удаляясь от фонаря?

- Верно. Тени удлиняются и сужаются.

- Она ничего общего не имеет с нашей фигурой.

- Значит, для силуэтных изображений нужны лишь те тени, которые передают предельное сходство с человеком или предметом.

Отметим еще одну особенность силуэта.

- Прилетела черная бабочка на белое поле. (См. рис. 9)

- Прилетела белая бабочка и села на черное поле. (См. рис. 10)

- Прилетела третья бабочка – разноцветная. (См. рис. 11)

- Чем ее крылья отличаются от крыльев силуэтных бабочек, кроме цвета?

- Верно.

- У цветной бабочки крылья внутри проработаны - тут и прожилочки, и точки, и пятнышки. Силуэт внутри не прорабатывается.

- Поэтому он воспринимается как пятно.

- Вот целая стайка бабочек. (См. рис. 12)

Издали они выглядят черными пятнышками.

- Но это не просто кляксы. У каждой бабочки крылья имеют свою форму.

И поэтому мы можем отличить силуэты друг от друга.

- Интересно, а почему же изображения в виде теней назвали “Силуэтом”, а не иначе?

- Откуда произошло это слово?

Историческая справка:

Звали его Эжен де Силуэт. Он был маркизом и министром финансов Франции, то есть распоряжался деньгами всей страны: куда и на что их тратить. Силуэт был знатен и богат, но мало кто любил его. И вот однажды ранним утром вышла газета с его портретом. Художник изобразил его голову в профиль в виде тени.

У министра и так-то был длинный нос, но художник решил пошутить и нарисовал его еще длиннее. Но люди, покупавшие газеты, все равно его узнавали своего министра финансов и весело смеялись, тыкая пальцем в газету. Силуэтные изображения стали входить в моду. Заказать портрет живописцу было очень дорого, а иметь свой собственный портрет за меньшую цену хотели многое. Такими портретами украшали стены комнаты, кабинетов, шкатулки, ювелирные украшения.

Такие изображения и стали называться “силуэтами”. Было это почти 200 лет назад.

- Скажите, пожалуйста, а как вы думаете, почему головы людей изображают в профиль, а не фас?

- Потому что при таком положении головы мы имеем лучшее представление о чертах лица человека в силуэте.

- И сегодня мы с вами попробуем представить и выполнить силуэт любимого сказочного героя.

- Назовите, пожалуйста, ваших любимых сказочных героев.

- Хорошо.

Выполнение задания:

1. На обратной стороне черного прямоугольника крупно нарисовать сказочного героя в профиль.

2. Вырезать нужно по контуру, начав сбоку.

3. Красиво расположить на листе оба элемента, полученные из черного прямоугольника.

4. Наклеить их. Тогда получится белый силуэт на черном фоне и черный силуэт на белом фоне. Напишите название урока.

Итог: Отмечаются наиболее выразительные силуэты. Выставка работ.

Задаются вопросы:

1. Какие силуэты бывают? /Черные, белые/.

2.Откуда произошло слово Силуэт? /От фамилии министра финансов Эжена де Силуэта/

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Силуэт

СИЛУЭТ

 

СИЛУЭ́Т (франц. Silhouette) — форма, воспринимаемая плоскостно по причине тонального контраста фигуры и фона либо преобладания "далевой зрительной установки". Иногда какой-либо предмет оказывается осве­щенным таким образом, что отчетливо видны его характерные очертания, контур. Форма предмета видится в общей массе, отдельные детали исчезают, и его очертания становятся подобными отбрасы­ваемой им тени на какую-либо гладкую, белую, хорошо освещенную поверхность. В таких случаях мы говорим, что виден не человек, дерево, дом, а лишь их силуэты.

Силуэт — это плоскостное изображение, прием работы, средство художественной выразительности, а также вид графики. Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объемных форм в зависимости от освещения. Силуэт подобен тени объекта. Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства. В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темном фоне. В таком рисунке внешние очертания объекта должны быть очень выразительны, без лишних деталей. Портреты в технике силуэта делаются, как правило, в профиль. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами. Силуэтным, называют изображение предмета, подражающее тени, производимой им на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е. такое, в котором обозначается только очертание предмета, а он сам представляется однообразным черным пятном. Силуэт обыкновенно рисуются черною краскою на белой бумаге или вырезываются из тонкой черной бумаги, которая потом наклеивается на светлую.

Силуэт - форма фигуры или предмета, видимая как плоское пятно, заполненное черным или каким-либо другим однотонным цветом, а также разновидность графической техники, когда изображение дается на фоне плоским пятном с характерным, выразительным контуром. В этой технике исполнялись обычно профильные портреты и не сложные композиции. Силуэтные портреты были распространенными и модными во Франции, Англии и Германии в 18 и 19 вв. Обычным способом изготовления силуэтов было вырезание их ножницами из черной бумаги,но уже в 1786 году появилось промышленное производство. Силуэты помещали на гипсовых плитках, на слоновой кости, шелке, пергаменте, игральных картах и фарфоре. Различные изделия из стекла иногда украшались силуэтами при помощи обратной техники, когда фон изображения покрывался воском, красками или листками золота и серебра. В конце 18 века некоторые английские мастера, в частности Фелпс, стали делать силуэтные изображения цветными. Наиболее известным мастером в этом виде искусства был француз Огюст Эдуар, артистически владевший ножницами и замечательно вырезавший силуэты из сложенных вдвое листов бумаги.

Выразительные свойства силуэта и его границ — контура используют в разных видах искусства: архитектуре, скульптуре, живописи, графике. Качества силуэтности или, в более широком значении, графичности противопоставляются объемности и живописности.

 

История искусства силуэта

История искусства силуэта восходит к петроглифам - наскальным рисункам, росписям древнегреческих ваз, куклам восточного теневого театра, архитектурной резьбе по дереву.

Античная легенда  о происхождении изобразительного искусства связана с выразительными качествами силуэта и контурной линии. Силуэт доминирует в первобытном искусстве, в произведениях Месопотамии и Древнего Египта, древнеамериканском искусстве. Силуэтными являются чернофигурный и краснофигурный стили древнегреческой вазописи.

Уплощенность и, следовательно, качества силуэтности преобладают во всех формах архаического и примитивного искусства.

Художественный эффект этого природного явле­ния тонко подметили еще мастера искусства Древ­него Китая. Они изображали тушью на бумаге фи­гуры и разнообразные предметы сплошным, пре­имущественно черным пятном, уделяя особое вни­мание при этом их островыразительным внешним очертаниям. Так была создана особая разновид­ность графической техники.

В Древнем Китае и Японии культивировали искусство вырезания силуэтов из черной бумаги и театр теней. Однако по мере развития и усложнения пространственных представлений, осязательного чувства изобразительная форма становится все более пространственной.

В живописи, графике и скульптуре Классицизма художники стремятся сохранять фронтальность переднего плана и фронтальную перспективу, следя за цельностью силуэта и выразительными качествами контура.  В искусстве стиля Барокко, напротив,преобладают угловая перспектива, ракурсы, динамическое понимание изобразительного пространства. Поэтому закономерно, что именно в XVII—XVIII вв. формируется потребность в создании особой разновидности графического искусства, в границах которой возможно было бы сохранять и развивать приемы силуэтных изображений.

Силуэты известные в Древнем Китае, Японии и других странах Азии с давних пор (так называемые китайские тени), вероятно с Китая проникли в Европу,прежде всего во Францию, где в половине XVIII столетия сильно распространилась мода на силуэтные портреты, в которых, кроме профильного контура физиономии, на черном грунте головы лишь иногда намечались белыми чертами глаза, ноздри, уши и волосы. В XVII веке «китайские тени» стали известны в Европе, где получили широкое распространение в XVIII и первой половине XIX века. Тушью или белилами на черном или белом фоне изобра­жались фигурки людей и животных, бытовые сцен­ки. Иногда их сначала рисовали и затем вырезали из бумаги, после чего наклеивали на контрастный фон. В XVIII веке подобные изображения появи­лись и на фарфоровых изделиях.

Самыми популярными в то время стали профиль­ные портреты. Они были несравненно дешевле за­казных живописных и потому приобрели большой спрос. Ведь их изготовление не требовало высокого профессионального мастерства, и им могли зани­маться художники-любители. Портретируемого помещали между источником света (например, све­чой) и чистым листом бумаги. Падающую на бума­гу тень обводили контуром, в необходимых случаях уменьшали через специальный прибор — панто­граф и заливали изображение тушью. Наиболее виртуозные мастера могли вырезать изображение ножницами из бумаги, работая непосредственно с натуры. В Европе как самостоятельный вид графики искусство силуэта сформировалось впервой половине XVIII в. во Франции. Термин"силуэт" появился случайно и происходит от фамилии Этьенна де Силуэтта (E.de Silhouette, 1709—1767), контролера финансов французского короля Людовика XV. Контролер финансов вызывал негодование скаредностью, и в отместку в 1759 г. на него сделали карикатуру — ненавистную тень всемогущего министра, вырезав ее из черной бумаги. Сам он также занимался вырезанием силуэтов. Стараясь поправить расстроенные финансы страны реформами и бережливостью, Этьен де Силуэт своими мерами относительно последней возбудил насмешки элегантного парижского общества: именем его стали называть все мишурно-ничтожное и дешевое, между прочим и нового рода портреты (portraits à laSilhouette), как мизерные в сравнении с настоящими, живописными.

Скупостью применяемых выразительных средств эти портреты обязаны и своему названию, перешед­шему на всю разновидность графической техники. Генеральный контролер финансов французского короля Людовика XV Этьенн де Силуэт, желая навести порядок в государственных финансах, пы­тался ввести строгий режим бережливости и эконо­мии. Естественно, что эти мероприятия не понрави­лись дворянству, привыкшему жить на широкую ногу. Стены парижских домов покрылись профиль­ными изображениями генерального контролера финансов, часто сплошь закрашенными. Их быстро окрестили «силуэтами».

Легкость и простота техники сделали вырезание "теней" модой французского двора, она быстро распространилась по Европе, в первую очередь среди дилетантов. Силуэтами занимались многие художники стиля Рококо, особенно в ювелирном искусстве, миниатюре.

Силуэты из фольги и цветной бумаги использовал в декоративном искусстве Ж.-Б. Гломи.

Мода на античные камеи также способствовала культу силуэтных изображений. Живописец и гравер Жан Юбер (1721—1786) создавал серии графических силуэтов, среди которых особенно известны силуэтные портреты философа Вольтера, отчего художник даже получил прозвание "Юбер-Вольтер" («Huber-Voltaire").

В порядке историческом можно напомнить, что силуэтным искусством увлекались Свифт, Гете, Лафантер, Наполеон, Андерсен.

Силуэтные портреты проще и дешевле живописных, поэтому получили быстрое и повсеместное распространение, в особенности в начале XIX в., в период Бидермайера. Силуэты в рамках украшали стены кабинетов и гостиных. Силуэты рисовали в альбомы знатных дам. Силуэты носили в медальонах на груди. 

Любители силуэта и искусники их делать расплодились не только во Франции, но и в других странах.

В России один из первых силуэтов выполнил черной тушью по золотой фольге скульптор Ф. И. Шубин (1740—1805).

В Петербурге в девятидесятых годах XVIII столетия славился приезжий из Парижа силуэтист Сидо (Sideau), портретировавший императрицу Екатерину II,членов ее фамилии и многих из представителей и представительниц тогдашней русской знати. Он создал двести двадцать семь силуэтных портретов, вырезанных из черной бумаги, с награвированным обрамлением.

Силуэты его работы, то рисованные пером и китайскою тушью, то гравированные на меди, побольшей же части вырезанные из черной бумаги и вклеенные в гравированные орнаментированные рамки, сохранились доныне во многих домах. Целая их коллекция, состоящая из 180 листов и принадлежащая его выс. герцогу Г. Г. Мекленбург-Стрелицкому, недавно издана в фототипических снимках.

Соперником Сидо явился некий полковник Иоган Антинг, а подражателями — очень многие, так что силуэтное портретирование сделалось одним из любимых развлечений петербургской аристократии. Немецкий рисовальщик-портретист Йоханн Фридрих Антинг (1753—1805), сочетал мастерство превосходного силуэтиста с карьерой адъютанта и биографа фельдмаршала А. В. Суворова. С 1784 г. Антинг работал в Петербурге, много путешествовал по России. Созданные им силуэты — портреты известных людей, в том числе членов петербургской Академии наук, — Антинг собрал в альбом и издал его в 1791 г. в Германии, в своем родном г. Гота. В 1799 г. в Петербурге выпущен альбом "Двор императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные" — более ставосьмидесяти портретов, вырезанных силуэтом из черной бумаги и в клеенных в гравированные орнаментальные обрамления.

Силуэт сразу стал фактом дворянской культуры. Искусству силуэта обучали в пансионах. Одиночные и групповые силуэтные портреты украшали стены покоев в богатых дворцах и жилищах средней руки, ими были заполнены дамские альбомы.

Но через несколько лет интерес к силуэту исчез как у нас, таки повсюду: вырезывание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывающих себе этим искусством скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках, из людей же хорошего круга лишь изредка кое-кто находил для себя забаву в этом деле.

Заброшенное таким образом рисование силуэтов было в недавнее время введено снова в почет талантливым немецким художником А. Коневкою, изменившим и расширившим круг задач этого мастерства; он рисовал в виде силуэта не профильные портреты, а целые фигуры в разных позах и сложные сцены, то комичные, то идиллически-милые, и его силуэты этого рода, появляясь в иллюстрированных изданиях и отдельными сборниками, приводили в восторг и взрослых, и детей. Успех Коневки увлек многих других художников на путь подражания ему, в том числе даровитую русскую рисовальщицу сцен детской и народной жизни Е. М. Бем.

Мастером миниатюрного силуэтного портрета был Дмитрий Иванович Евреинов (1742—1814). Лучшим мастером силуэта начала XIX века был русский художник-дилетант граф Федор Толстой. Его пейзажи с батальными или сельскими сценами в силуэтах, искусно вырезанные из бумаги, хорошо передают увлечения общества пушкинского времени.

Вторая половина XIX века не оставила сколько-нибудь заметного следа в истории русского силуэта. Счастливое исключение - это иллюстрации Е. Бем, оставившей силуэтные иллюстрации к произведениям И. Тургенева и многочисленным книгам для детей.  Она создала особенный стиль графического силуэта, сентиментальный и "бидермайеровский". Художница Елизавета Меркурьевна Эндадурова — псевдоним Бём (1843—1914). Выпускница Рисовальной школы Общества Поощрения художеств, Е. Бём издавала книги для детей, произведения писателей русской натуральной школы, иллюстрированные собственными силуэтами с мельчайшей проработкой деталей пером и тушью.

В России искусством силуэта особенно увлекались известные художники М. В. Добужинский, Е. С. Кругликова, Н.В.Ильин.

В XX веке наиболее частой сферой бытования силуэта была книжная графика, иллюстрации. Сообщники "Мира искусства", возвращаясь к традициям русской культуры прошлых веков, оценили прелесть силуэтных изображений: появились изумительные силуэтные иллюстрации Г. Нарбута к сказкам Г. Андерсена и басням А. Крылова. Силуэт предстает в работах Сомова, Добужинского, Александра Бенуа, Остроумовой-Лебедевой, Кустодиева, Д. И. Митрохина, С. В. Чехонина, В. Н. Левитского.

Елизавета Кругликова, взяв однажды ножницы в руки, нашла в искусстве силуэта столько удовлетворения, что уже не расставалась с ними до конца своей жизни. Она оформила силуэтами книгу "Париж накануне войны" (1914). Ее вдохновением создана несравненная галерея силуэтных портретов известнейших писателей и художников "серебряного века" (Ахматова, Гумилев, Блок, Мандельштам, Пастернак, Эренбург и др.) К этому же времени относятся удивительные в своем совершенстве "белые силуэты" К. Воробьева, сохранившиеся в архивах художника Н. Харламова.

Силуэтное изображение органично входит в книгу, хорошо сочетается с форматом книжной полосы, шрифтом, заставками и виньетками, к тому же обладает декоративностью. Это обстоятельство объясняет использование силуэтов "мир-искусниками" в книжной графике. В технике ксилографии (гравюры на дереве) выразительные возможности силуэта использовала А. П. Остроумова-Лебедева.

Приемы силуэта использовал в ксилографиях и гравюрах на линолеуме В. А. Фаворский, другие мастера книжной графики: А. Д. Гончаров, В. В. Лебедев, Н. В. Ильин, Н. В. Кузьмин.

В Париже в 1920—1926 гг. создавала графические силуэты русская самодеятельная художница Е. Ю. Кузьмина-Караваева.

Простота силуэтных изображений, выразитель­ность контрастов черного и белого привлекли к этой технике многих выдающихся художников. Много­численные силуэты создали Ф. О. Рунге в Герма­нии, Ф. П. Толстой в России, советские мастера Г. И. Нарбут и Е. С. Кругликова. Как массовый вид портретирования силуэт в XIX веке был вытеснен фотографией.

Начиная с 30-х годов силуэт был практически лишен права на существование в качестве художественного направления. Силуэт редко появлялся на выставках и почти не издавался. Казалось, что силуэт умер. Однако более близкое знакомство с работами современных художников обнадеживает. Магия силуэта по прежнему притягивает и профессионалов и любителей, т.к. силуэт всегда будит воображение и мысль.

Силуэт в  театральном костюме

shedevrs.ru


Смотрите также