Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе " По сказкам А. С. Пушкина". Сказка о царе салтане рисование в подготовительной группе


Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе " По сказкам А. С. Пушкина"

Конспект комплексного занятия по рисованию

в подготовительной группе

«Сказки А. С. Пушкина»

Подготовила воспитатель Пономарева О. Н.

Цели занятия:

1.Учить самостоятельно выбирать эпизоды сказки, передавая волшебный колорит;

добиваться более полного решения темы. Развивать у детей творческое воображение.

2.Развивать у детей мелкую моторику рук в работе с цветными и простым карандашами.

3.Воспитывать у детей любовь к творчеству А. С. Пушкина.

Материал:

 Иллюстрации сказок А. С. Пушкина, альбомные листы бумаги, простой и цветные карандаши.

Ход занятия:

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказок. А чьи сказки, вы догадаетесь сами.

(Дети рассматривают иллюстрации сказок и отвечают на вопросы).

- Ребята, а кто такой А. С. Пушкин? (писатель, поэт).

Александр Сергеевич сочинил много сказок для детей.

- Какие пушкинские сказки вам знакомы?

- Как же поэт сочинял свои сказки, где брал материал для них?

(собирал на ярмарках народные песни, сказания. Вечерами слушал сказки няни - Арины Родионовны и записывал в тетрадь).

Сейчас мы с вами пойдем по тропинке в страну его сказок. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках.

«Свет мой зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

- Из какой сказки эти строки? («Сказка о мертвой царевне»).

(сравнение сказок «Сказка о мертвой царевне» и «Сказка о царе Салтане»).

«Весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате.

На престоле и в венце,

С грустной думой на лице»

- Что общего у всех царей в этих сказках? (корона, халаты, наряды, сапоги и т. д.).

«И дивясь перед собой,

Видит город он большой.

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами,

Блещут маковки церквей

И святых монастырей. . . .»

- Чем отличаются обыкновенные дома от сказочных?

- Что общего у сказочного дома и у настоящего (обыкновенного)?

- Какими строками заканчиваются сказки А. С. Пушкина?

(Сказка - ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!).

(И я там был; мед, пиво пил - да усы не замочил).

(Дети тихо садятся на места). Далее детям предлагается прослушать отрывок из сказки А. С. Пушкина.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?« -

Говорит она ему.

Князь Гвидон ей отвечает:

«Грусть-тоска меня съедает;

Чудо чудное завесть

Мне б хотелось. Где-то есть

Ель в лесу, под елью белка;

Диво, право, не безделка-

Белка песенки поет,

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

Но, быть может, люди врут».

Выслушать ответы детей, из какой сказки отрывок и

под тихую, спокойную мелодию предложить детям закрыть глаза и представить отрывок из сказки А. С. Пушкина.

- Открыть глаза и приступить к работе.

Приемы:

 Помощь, совет, напоминание, подсказка.

Физ. минутка:

 «Дружба».

Анализ детских работ:

1.Найти самую интересную работу.

2.Отобрать работу с красивым цветосочетанием.

4.Предложить рассказать о своей работе или о работе друга.

5.Игра: «Отгадай, к какой сказке А. С. Пушкина нарисована эта картинка».

Фотоотчет:

hello_html_2cc6cbfc.jpg

hello_html_ma5ec516.jpg

hello_html_20c5ee6c.jpg

hello_html_c738cc7.jpg

hello_html_m2c561685.jpg

infourok.ru

Конспект занятия Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане».

Конспект занятия Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане».

Тема: Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане».

Цель: Формирование умений простейшими средствами передать основные события сказки.

Задачи.

- Учить детей использовать цвета и оттенки. Уточнить знания детей, что такое колорит картины, тона и оттенки, различать основные и составные, тёплые и холодные цвета.

- Развивать речь, наблюдательность, внимание, логическое мышление.

-Воспитывать умение сопереживать героям литературного произведения, развивать интерес к оформительской графике.

Предварительная работа.

Чтение произведения А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане", рассматривание иллюстраций, беседа по сказке, рисунки детей, разгадывание кроссвордов по сказке, заучивание отрывков из произведения.

Оборудование: презентация (портреты А.С. Пушкина разных лет, портрет няни поэта Арины Родионовны, картина Ю. Непринцева «Пушкин и Арина Родионовна», иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина), образец рисунка, музыка из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», технологические карты, альбом, простой карандаш, резинка, цветные карандаши, салфетка. Использовать в своей работе дополнительный материал: акварель, гуашь, восковые мелки, свечу.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, послушайте, отрывок из какой сказки я сейчас вам прочитаю:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, -

Говорит ее сестрица, -

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

«Кабы я была царица, -

Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

- Ребята, кто написал эту сказку? (ответы детей) .

-Да, это А. С. Пушкин, а сказка называется «Сказка о царе Салтане». В этой сказке происходит много чудес.

- Сегодня на занятии речь пойдёт о великом русском поэте А.С. Пушкине и его произведении «Сказке о царе Салтане», к которой вам предстоит сделать иллюстрации.

- Пушкин Александр Сергеевич! Это имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышали его в раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяли со слов бабушки или мамы: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…».

В школьные годы приходит мир пушкинских сказок:

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей…

Пушкин любил читать свои произведения в Михайловской ссылке любимой няне Арине Родионовне:

Но я плоды моих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне,

Подруге юности своей…

Эта чудесная русская женщина, чьё имя - Арина Родионовна - известно любому ребёнку, не была обучена грамоте. Её руки привычны к веретену, а не к перу. Это была «старушка бедная» с богатой душой, первая муза поэта, «наперсница волшебной старины».

- Кто - нибудь из вас может вспомнить и рассказать нам о Пушкине и героях его сказок?

Дети отвечают и читают отрывки из сказки, предложенные заранее.

Про Царицу Лебедь

Вот идет молва правдива:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выплывает, будто пава;

А как-речь-то говорит,

Словно реченька журчит

Про белочку

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

Про богатырей

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Это диво, так уж диво,

Можно молвить справедливо!»

Воспитатель. Ребята, вы уже поняли, что рисовать мы сегодня будем. Но кроме рисования нам предстоит выяснить следующие вопросы:

• Как называются рисунки в книгах?

• Кто рисует иллюстрации в книгах?

• Для чего нужны книжные иллюстрации?

• Какими средствами можно выделить героев в иллюстрации?

А сейчас скажите, какие краски вы могли бы взять, чтобы нарисовать иллюстрации к этой сказке и передать в своих рисунках каждое из чудес, которое описывается в этом произведении. Например, Царевну, которая выходит из моря.

Дети отвечают.

Воспитатель. Если сделать море голубым с белыми прожилками, то получится Царевна - лебедь выходит из спокойного теплого моря, а сама она в белом платье, на лбу у нее яркая звезда, на плече длинная русая коса. А для изображения моря вздутого, бурливого мы возьмем наоборот, темные синие оттенки, можно даже черный цвет взять для волн, из такого неспокойного моря будут выходить Тридцать три богатыря, одежда их на фоне моря будет желтая, блестящая, как чешуя.

- Ребята, а сейчас предлагаю вам посмотреть иллюстрации к сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Они словно живые. В этих картинах художники как бы остановили время, в них запечатлены впечатления о прочитанных чудесах этого произведения. Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на эти репродукции?

Дети отвечают.

Физкультминутка «Кем я себя чувствую»:

-Постарайтесь изобразить Царевну Лебедь, её стан, походку.

-Давайте станцуем красивый танец, чтобы передать всю прелесть этого чуда в движении.

-А сейчас попрошу вас превратиться в дядьку Черномора и быть такими же сильными как он.

Воспитатель. Молодцы, пришло время стать вам художниками-иллюстраторами и нарисовать те чудеса, которые вам понравились в сказке, но с условием: мне нужно, чтобы я обязательно увидела, что нарисовать вам помогла сказка А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Практическая часть.

После этого дети рисуют чудеса из сказки. Учащимся, испытывающим затруднения раздаются технологические карты. Во время рисования звучит опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», которая помогает углубить и расширить представления детей о сказочных героях, вызывает интерес к симфонической музыке.

Прослушивание оперы начинается со вступления, где торжественно звучат трубы (фанфары). Педагог обращает внимание детей на то, что музыка звучит весёлая, жизнерадостная.

Готовые работы выставляются на выставке, и дети комментируют их, вспоминая цитаты из сказки.

Анализ и оценка успеха достижения цели.

Воспитатель. Давайте посмотрим на наши работы, полюбуемся ими. Пусть и не стоит сравнивать их с произведениями мастеров изобразительного искусства, но можно смело дать им такую оценку: они ярки, выразительны, в них подмечено главное свойство пушкинских сказок - живописность, неповторимость образов, музыкальность и простота стихов. Три искусства - музыка, поэзия и живопись - это необыкновенное чудо, заставляющее радоваться и грустить, смеяться и плакать и каждый раз волноваться от этой встречи с прекрасным.

-Давайте постараемся ответить на вопросы, которые вам сегодня предстояло решить.

• Как называются рисунки в книгах?

• Кто рисует иллюстрации в книгах?

• Для чего нужны книжные иллюстрации?

• Какими средствами можно выделить героев в иллюстрации?

Воспитатель.

- На этом наше занятие закончено. Давайте дружно наведём порядок на рабочих местах.

botana.cc

Конспект занятия:«Иллюстрирование произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Тема: «Иллюстрирование произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Цель: познакомить учащихся с понятием «иллюстрация», творчеством художников-иллюстраторов.

Задачи:

1. Формировать умения простейшими средствами передать основные события сказки.

2. Развивать наблюдательность и внимание, логическое мышление, умение сопереживать героям литературного произведения.

3. Воспитывать интерес и любовь детей к творчеству художников детской книги, к оформительской графике.

Форма занятия: интегрированное.

Тип занятия: комплексное усвоение знаний и способов деятельности.

Возраст обучающихся: 8-10 лет.

Время проведения занятия: 90 минут.

Оформление кабинета: портреты А.С. Пушкина разных лет, портрет няни поэта Арины Родионовны, картина Ю.Непринцева «Пушкин и Арина Родионовна».

Оборудование для педагога:

Изобразительный ряд:

а) иллюстрации И.Я. Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина;

б) образец педагогического рисунка (карандаш, гуашь).

Литературный ряд:

а) отрывки из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина;

Музыкальный ряд:

а) музыка из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Оборудование для учащихся: технологические карты, альбом, простой карандаш, резинка, цветные карандаши, салфетка.

Ход занятия

I. Организационный этап.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к занятию.

II. Постановка темы занятия.

Педагог:

- Сегодня на занятии речь пойдёт о великом русском поэте А.С.Пушкине и его произведении «Сказке о царе Салтане», к которой вам предстоит сделать иллюстрации.

III. Актуализация знаний учащихся.

Звучит музыка Свиридова из кинофильма «Метель» - «Романс».

Педагог:

- Пушкин Александр Сергеевич! Это имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышали его в раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяли со слов бабушки или мамы: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…».

В школьные годы приходит мир пушкинских сказок:

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей…

Пушкин любил читать свои произведения в Михайловской ссылке любимой няне Арине Родионовне:

Но я плоды моих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне,

Подруге юности своей…

Эта чудесная русская женщина, чьё имя – Арина Родионовна – известно любому ребёнку, не была обучена грамоте. Её руки привычны к веретену, а не к перу. Это была «старушка бедная» с богатой душой, первая муза поэта, «наперсница волшебной старины».

Ребята, а сейчас я предлагаю вам рассмотреть картину Ю. Непринцева «Пушкин и Арина Родионовна» и нарисовать по впечатлению от увиденного образ няни А.С.Пушкина, возможно дополнив его чертами образа своей няни, бабушки или мамы.

По окончании работы идёт обсуждение рисунков.

Педагог:

- Пушкинские сказки…Невозможно перечислить всех художников, которые работали и продолжают работать над этой неисчерпаемой темой.

Ответы детей.

Ответы детей.

IV. Вводная беседа

Педагог:

- Сказка – особый жанр: в них воспроизводится мир вымысла, демонстрация иллюстраций. Ребята, вы помните, как в детстве, когда вы ещё не умели читать, рассматривали иллюстрации, пытаясь понять сказку, вглядывались в образы сказочных героев. Красочные картинки помогали понять характер героев: добрые они или злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные, глупые или умные. Иллюстрации открывали волшебный мир фей, троллей, гномов, колдунов. Захватывали дух картинки с превращениями, погонями и долгожданным счастливым концом. Только в сказочной иллюстрации можно было прикоснуться к волшебному ковру-самолёту, к сапогам-скороходам, скатерти-самобранке, к волшебной палочке. Как это было замечательно – попасть в сказку, пройти через все приключения, стать одним из её героев!

V. Анализ произведений изобразительного искусства.

Педагог:

- Сказка, однажды вошедшая в нашу жизнь, прочно занимает в ней своё особое место. В сказках А.С.Пушкина мы находим мудрость, улыбку, нравственную высоту, человеческую простоту и всегда добро и красоту. Недаром, многие художники считают за честь иллюстрировать сказки А.С.Пушкина. Одним из таких великих мастеров графического рисунка является И.Я.Билибин. Поэтично и трогательно оформлены художником сказки. Он создал небывалые образы, величавые, мудрые в их национальной самобытности.

Идёт демонстрация иллюстраций И.Я.Билибина, во время которой педагог задаёт вопросы.

Ответы детей.

Ответы детей.

VI. Практическая работа.

Педагог:

- Предлагаю вам, ребята, на время стать художниками-иллюстраторами и побывать в сказке, выполнив иллюстрации к «Сказке о царе Салтане». А для того, чтобы ваши представления о сказочных героях были полными, я буду вам читать это произведение, а вы рисовать.

Во время чтения сказки звучит опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», которая помогает углубить и расширить представления детей о сказочных героях, вызывает интерес к симфонической музыке.

Прослушивание оперы начинается со вступления, где торжественно звучат трубы (фанфары). Педагог обращает внимание детей на то, что музыка звучит весёлая, жизнерадостная. Весёлый фанфарный клич как бы призывает: «Слушайте, смотрите! Действие начинается». Он звучит, будто сказочный зачин.

В те поры война была.

Царь Салтан, с женой простяся,

На добра коня садяся,

Ей наказывал себя

Поберечь, его любя.

Далее учащиеся слушают первую часть оперы. В музыкальном отрывке музыка как бы рисует город Леденец с «теремами и садами», слышатся торжественные звуки колокольного перезвона златоглавых церквей.

Педагог предлагает детям нарисовать чудо-город.

Во второй части оперы фанфары возвещают о чуде - белочке, грызущей орешки. Дети узнают мелодию песенки «Во саду ли, в огороде».

Педагог предлагает детям нарисовать белочку. Учащимся, испытывающим затруднения раздаются технологические карты.

В следующем отрывке звучит уже другая мелодия – мужественная и даже суровая, в темпе марша, издали, как будто всё время слышатся звуки морского прибоя. Эта музыка как бы рисует морских витязей.

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольётся в шумном беге,

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Педагог предлагает детям нарисовать дядьку Черномора с богатырями.

Далее звучит нежная, словно прозрачная мелодия, на её фоне появляется тема Царевны-Лебедь.

Педагог предлагает детям нарисовать Царевну-Лебедь.

С большим удовольствием дети слушают отрывок «Полёт шмеля».

Педагог предлагает детям нарисовать шмеля.

В конце произведения звучит музыка, наполненная ликованием и великой радостью. Это потому, что как в сказке А.С. Пушкина, так и опере Римского-Корсакова утверждается мысль о победе героев, о торжестве добра над злом.

VII. Итог занятия.

  1. Анализ и оценка успеха достижения цели.

  2. Выставка работ учащихся.

Педагог:

- Давайте посмотрим на наши работы, полюбуемся ими. Пусть и не стоит сравнивать их с произведениями мастеров изобразительного искусства, но можно смело дать им такую оценку: они ярки, выразительны, в них подмечено главное свойство пушкинских сказок – живописность, неповторимость образов, музыкальность и простота стихов. Три искусства – музыка, поэзия и живопись – это необыкновенное чудо, заставляющее радоваться и грустить, смеяться и плакать и каждый раз волноваться от этой встречи с прекрасным.

  1. Обобщение изученного материала.

  • Как называются рисунки в книгах?

  • Кто рисует иллюстрации в книгах?

  • Для чего нужны книжные иллюстрации?

  • Какими средствами можно выделить героев в иллюстрации?

  • С репродукциями каких художников вы сегодня познакомились?

  • Чем отличаются иллюстрации И.Я.Билибина?

Педагог:

- На этом наше занятие закончено. Давайте дружно наведём порядок на рабочих местах.

kopilkaurokov.ru


Смотрите также