Конспект урока ИЗО "Скульптура - как вид изобразительного искусства" 6 класс. Скульптура для рисования в 6 классе


Объёмные изображения в скульптуре. 6 класс.

17 октября 2011 года

Самоанализ урока изобразительного искусства в 6 классе по теме

«Объёмные изображения в скульптуре».

Тип урока: комбинированный.

Ведущая технология: технология творческого мышления.

Учитель: Романенко Анастасия Вячеславовна, МОУ СОШ № 85, г. Тайшет, Тайшетский район.

Цели урока:

Образовательные: 1.Познакомить учащихся с выразительными возможностями объёмного изображения, с видами скульптурных изображений;

2.Сформировать навыки работы с бумагой как пластичным материалом;

Развивающие: 1. Развивать творческую фантазию, познавательный интерес к предмету, эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность;

2. Развивать мелкую моторику рук, гибкость пальцев;

Воспитательные: 1. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, культуре.

Научно-методическая организация процесса обучения.

Методы:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические).

Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной активности (эмоционального стимулирования, учебного поощрения).

Методы контроля (фронтальный опрос, текущий контроль, самоконтроль, взаимоконтроль).

Приёмы: оценка и анализ скульптурных работ как объёмного отображения произведений, работа с художественными материалами.

Формы: беседа, музыкальный фон при практической работе, экспресс-выставка готовых работ.

Средства: раздаточный материал, оформление доски.

Структура урока:

1.Организация урока: настрой на позитив.

2. Повторение: применение полученных знаний на предыдущих уроках для продуктивного усвоения новых знаний.

3. Новый материал: пополнение словаря новых слов, изучение особенностей видов пластики.

4. Закрепление материала: изучение и закрепление на практике полученных знаний.

5. Физкультминутка: отдых для глаз - цветотерапия – снятие негативного воздействия ахроматичной осенней погоды.

6.Постановка художественной задачи: акцентирование внимания на безопасности при работе с ножницами.

7. Анализ и оценка работы. Рефлексия. Возможность высказывания мнения об уроке учащимися.

8. Итог урока: возможность увидеть работы одноклассников.

Материал урока реализован полностью. Психологическая атмосфера урока была комфортной. Преобладали положительные эмоции, все ребята принимали активное участие, работу выполняли активно, с интересом. Организация совместной учебной деятельности учителя и учеников на уроке в форме делового сотрудничества позволила пережить радость творчества и успеха, музыкальное сопровождение урока помогло превратить обычный урок в мнимую мастерскую художника-скульптора. Рефлексия показала, что учащиеся неплохо усвоил новый материал, смогли сделать правильные выводы. Цели урока реализованы полностью.

Тема урока: Объёмные изображения в скульптуре.

Цели урока:

Образовательные: 1.Познакомить учащихся с выразительными возможностями объёмного изображения, с видами скульптурных изображений;

2.Сформировать навыки работы с бумагой как пластичным материалом;

Развивающие: 1. Развивать творческую фантазию, познавательный интерес к предмету, эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность;

2. Развивать мелкую моторику рук, гибкость пальцев;

Воспитательные: 1. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, культуре.

Оборудование и материалы: иллюстрации по теме, художественные материалы, раздаточный материал: шаблоны, ножницы, возможно – музыкальное сопровождение.

Новые слова: скульптура.

Ход урока:

1.Организация урока:

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

- заполнение журнала;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- настрой учащихся на работу;

- доведение до учащихся плана урока.

2. Повторение:

- В пятом классе при изучении темы «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома» вы изготавливали из пластилина объёмные предметы быта и труда наших предков: прялки, скамьи и т.д., расставляли все предметы в доме по-своему усмотрению. В широком смысле слова все объёмные формы природы могут восприниматься как скульптура.

3. Новый материал:

- Скульптура – застывшая музыка. Слово «скульптура» первоначально означало «высекание, вырубание фигур из твёрдых материалов». Впоследствии этим понятием стали называть произведения, создаваемые посредством лепки.

- Давайте подумаем, из каких материалов можно лепить? (глина, пластилин, воск, солёное тесто).

- Делают скульптуру и из твёрдых материалов – камня (мрамор, известняк, дерево, слоновая кость), из металла – золотистой бронзы и меди, золота, чугуна.

- Существует два основных вида пластики – круглая скульптура – её можно обойти и посмотреть со всех сторон и рельеф (фр. – выступ, выпуклость) – выпуклое скульптурное изображение на плоскости, который подобен объёмному рисунку, выполненному в глине или камне. Рельеф бывает достаточно плоским – барельеф (монеты, медали) и горельеф – объёмный, высокий рельеф.

4. Закрепление материала:

- Сегодня мы с вами представим, что находимся не в школьном классе, а в собственной мастерской, где будем ваять, как настоящие скульпторы. Материал выберем не совсем обычный. Попробуйте угадать, что это за материал:

Она всегда с тобою в школе:

Ты без неё – не ученик,

В портфеле, в темноте, в неволе…

Но без неё ты не привык.

На ней рисуешь, пишешь, чертишь,

Её бросаешь ты и рвёшь.

Попробуй – из неё ты слепишь -

Тогда рекорды ты побьёшь.

- Отгадали, ребята, что это за материал?.. Да, бумага самый послушный и самый выразительный из всех доступных материалов. На столах у вас лежат шаблоны и инструкционные карты изготовления рельефа. Цветовое оформление и композиционное решение своего произведения вы выбираете сами. Готовой работе необходимо дать название, ведь все художники, скульпторы это делают.

5. Физкультминутка.

Работа с активацией цвета: зажмурить крепко глаза и посмотреть на цвет, который показывает учитель. Это помогает расслабиться, улучшить настроение.

6.Постановка художественной задачи:

Я приглашаю всех скульпторов приступить к работе. В конце урока мы откроем экспресс-выставку ваших произведений. Но помните, что вы создаёте произведение искусства, поэтому следите за эстетикой своего рабочего места, обращайтесь с ножницами очень осторожно, а мусор складывайте в специальный контейнер, который стоит у каждого из вас на столе. Правила безопасности с ножницами:

Вот ножницы тебе нужны…

Запомни, и не забывай,

Что эти правила важны!

Не остриём их выставляй,

А кольцами вперёд передавай.

7. Анализ и оценка работы. Рефлексия.

- Давайте проанализируем, в чём же отличие видов пластики?

- Что вам сегодня понравилось в работе больше всего?

8. Итог урока:

Оформление экспресс-выставки.

Домашнее задание: краски.

Настрой себя на лучший результат!

Начинай работу с хорошим настроением и у тебя всё обязательно получится!

Инструкционная карта на изготовление рельефа «Подводный мир»

6 класс

Урок №7: «Объёмные изображения в скульптуре»

Материалы и инструменты: альбомный лист, лист картона синего или голубого цвета, ножницы, зубочистки, клей ПВА, простой карандаш.

№Последовательность выполненияИнструменты, материалы

1Обвести шаблон на альбомный лист.Шаблон, простой карандаш, альбомный лист

2Аккуратно прорисовать все штриховые линии с шаблона на обведённый рисунокПростой карандаш, альбомный лист с рисунком

3Нарисовать на альбомном листе водорослиПростой карандаш, альбомный лист с рисунками

4Вырезать полученные фигуры из альбомного листаНожницы, альбомный лист с рисунками

5Аккуратно зубочисткой процарапать все штриховые линии на рисункеЗубочистка

6Согнуть по процарапанным линиям фигуркиПальцы

7Разложить на листе картона полученные фигуры для получения композицииГлазомер

8Приклеить фигуры на картонКлей ПВА

9Убрать рабочее местоСложить бумагу в специальный контейнер

Ты – молодец! У тебя всё получилось.

Поспеши сдать свою работу на экспресс-выставку и получить высокую оценку коллег по скульптуре!

Автор: Романенко Анастасия Вячеславовна

pedportal.net

Презентация по ИЗО для 6 класса на тему Объемные изображения в скульптуре

Автор публикации: Берёзова Л.Ю.

Дата публикации: 02.11.2016

Краткое описание:



1

ОБЪЕМНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В СКУЛЬПТУРЕ Урок искусства в 6 классеОБЪЕМНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В СКУЛЬПТУРЕ Урок искусства в 6 классе

2

Скульптура (лат . sculptura, от sculpo - вырезать, высекать), вид изобразител...Скульптура (лат . sculptura, от sculpo - вырезать, высекать), вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Скульптура тем и отличается от рисунка и картины, написанной красками, что ее можно рассмотреть со всех сторон. «СКУЛЬПО – ВЫСЕКАТЬ»Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.

3

Художественно-выразительные средства скульптуры — построение объемной формы,...Художественно-выразительные средства скульптуры — построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. Художественное произведение в скульптуре создаётся путём высекания, лепки, резьбы, отливки, чеканки, ковки, сварки. Техника изготовления

4

МАТЕРИАЛЫ В СКУЛЬПТУРЕ ГИПС МРАМОР ДЕРЕВО БРОНЗА СТЕКЛО Для создания скульпту...МАТЕРИАЛЫ В СКУЛЬПТУРЕ ГИПС МРАМОР ДЕРЕВО БРОНЗА СТЕКЛО Для создания скульптуры, художники используют различные материалы: камень, металл, дерево, стекло, гипс, глину, кость, пластилин, воск, бумагу, лед, снег, песок и другие. КОСТЬ

5

ЛЕД СНЕГ ПЕСОК БУМАГА ПЛАСТИЛИН ГЛИНАЛЕД СНЕГ ПЕСОК БУМАГА ПЛАСТИЛИН ГЛИНА

6

Круглая скульптура (статуя, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон Р...Круглая скульптура (статуя, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон РАЗНОВИДНОСТИ СКУЛЬПТУРЫ Рельеф (изображение располагается на плоскости): барельеф горельеф, контррельеф. Микеланджело Буонарроти «Пьета» Микеланджело Буонарроти «Пьета» «Мадонна у лестницы»

7

- Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — вид скульптуры, в котором вып...- Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма. «Полтавская баталия» Барельеф на постаменте памятника Петру I. РАЗНОВИДНОСТИ РЕЛЬЕФА Барельеф на памятнике – монументе Славы в честь героических танкистов, защищавших город Владикавказ.

8

- Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — вид скульптуры, в котором вы...- Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема. Горельефы часто используют для украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий. Горельеф на фронтоне Исаакиевского собора Горельеф на Волхонке, 15 РАЗНОВИДНОСТИ РЕЛЬЕФА

9

- Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф») — вид углублённого рельеф...- Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф») — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. РАЗНОВИДНОСТИ РЕЛЬЕФА «Поклонение Атону». Врезанный рельеф. 14 в. до н. э. Изображения Древнего Египта

10

ВИДЫ СКУЛЬПТУРЫ САДОВО – ПАРКОВАЯ Сосланбек Тавасиев Памятник Салавату Юлаеву...ВИДЫ СКУЛЬПТУРЫ САДОВО – ПАРКОВАЯ Сосланбек Тавасиев Памятник Салавату Юлаеву Бернини Джованни Лоренцо Портрет Людовика XIV. (1665 г.) МОНУМЕНТАЛЬНО – ДЕКОРАТИВНАЯ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ МАЛЫХ ФОРМ СТАНКОВАЯ

11

Станковая – находится внутри помещений, в парках и скверах. Станковая скульпт...Станковая – находится внутри помещений, в парках и скверах. Станковая скульптура включает различные виды скульптурной композиции — голова, бюст, фигура, группа, различные жанры — портрет, сюжетный, символический, аллегорический или анималистический. Бюст М. В. Ломоносова. Скульптор Ф.И. Шубин. 1792. Музей М. В. Ломоносова. Санкт-Петербург. Скульптура-бюст царицы Нефертити. Каир. ВИДЫ СКУЛЬПТУРЫ

12

Монументальная скульптура – отличается крупными формами и размерами, поэтому...Монументальная скульптура – отличается крупными формами и размерами, поэтому размещается на улицах, площадях, парках. Монумент – памятник. Монументальная скульптура как правило, посвящены значительным историческим событиям или имеют культовое мемориальное значение. Их характерными особенностями являются крупные масштабы, гармония с архитектурно-пространственным окружением. К ней можно отнести памятники, мемориальные ансамбли. Этьен Фальконе Памятник Петру I, 1768—1770гг. гранит, бронза. Высота: 10,4 м Сенатская площадь ВИДЫ СКУЛЬПТУРЫ Фрагмент памятника

13

С.Тавасиев Памятник К.Л. Хетагурову (Владикавказ) Е. Вучетич.. Памятник Мате...С.Тавасиев Памятник К.Л. Хетагурову (Владикавказ) Е. Вучетич.. Памятник Матери-Родине (Волгоград)

14

Ч. Дзанагов, С. Санакоев Монумент Дружбы (Владикавказ) Е Вучетич Памятник Вои...Ч. Дзанагов, С. Санакоев Монумент Дружбы (Владикавказ) Е Вучетич Памятник Воину-освободителю (Берлин)

15

Скульптура малых форм -- это небольшие скульптурные произведения, изготовляем...Скульптура малых форм -- это небольшие скульптурные произведения, изготовляемые художественной промышленностью и народно-художественными промыслами из керамики, металла, кости, камня, стекла или пластмассы, предназначенные для украшения жилого интерьера Алан Асланбекович Ходов. ВИДЫ СКУЛЬПТУРЫ

16

СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМСКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ

17

Монументально-декоративная скульптура используется в оформлении фасадов и инт...Монументально-декоративная скульптура используется в оформлении фасадов и интерьеров зданий, мостов, триумфальных арок, фонтанов, малых архитектурных форм, создает целостность восприятия садово-паркового ансамбля. Собор Парижской Богоматери (Париж) ВИДЫ СКУЛЬПТУРЫ Фигуры и рельефы на соборе

18

Жан-Батист Карпо. Монументально-декоративная композиция «Танец». 1861 - 1869...Жан-Батист Карпо. Монументально-декоративная композиция «Танец». 1861 - 1869 гг. фасад Парижской оперы. П. Клодт Укротители коней. Аничков мост. (Петербург).  П. Клодт Арки триумфальных Нарвских ворот (Петербург).

19

ВИДЫ СКУЛЬПТУРЫ Садово - парковая скульптура — разновидность пластики, котора...ВИДЫ СКУЛЬПТУРЫ Садово - парковая скульптура — разновидность пластики, которая предназначена для отделки садов и парков. Может иметь как декоративный, пропагандистский, обучающий, так и мемориальный характер. М. К. Аникушин Памятник Пушкину г .Пушкин (Екатерининский сад)

20

Скульптор – народный художник РСО-Алания Николай Ходов фонтан «Нарт Сослан на...Скульптор – народный художник РСО-Алания Николай Ходов фонтан «Нарт Сослан на чаше Уацамонга» (Владикавказ)

21

ЖАНРЫ СКУЛЬПТУРЫ ПОРТРЕТНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ БЫТОВОЙ Б. Тотиев, Н. Ходов Памятник...ЖАНРЫ СКУЛЬПТУРЫ ПОРТРЕТНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ БЫТОВОЙ Б. Тотиев, Н. Ходов Памятник Герою Советского Союза Петру Барбашову. (Владикавказ) В. Соскиеа Памятник А.С. Пушкину (Владикавказ) А. Дзантиев Бюст Коста Хетагурова (Владикавказ)

22

ЖАНРЫ СКУЛЬПТУРЫ СИМВОЛИЧЕСКИЙ АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИЙ А. Бурганов «Алл...ЖАНРЫ СКУЛЬПТУРЫ СИМВОЛИЧЕСКИЙ АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИЙ А. Бурганов «Аллегория воды» Украина. 2005г. В. Мухина «Рабочий и колхозница» (Москва) АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ Лисипп Статуя «Геракл, борющийся со львом»

23

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

24

Ф. Шубин. Портрет Павла I. Архитектор 3. Казбеков, скульптор Б. Тотиев «Несги...Ф. Шубин. Портрет Павла I. Архитектор 3. Казбеков, скульптор Б. Тотиев «Несгибаемым защитникам Эльхотовских высот» КАКИЕ ВИДЫ СКУЛЬПТУРЫ ИЗОБРАЖЕНЫ?

25

И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому 1804 -1818 гг. (Москва) Царица Неферт...И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому 1804 -1818 гг. (Москва) Царица Нефертити, (1360 г. до н.э.) мастерская Тутмоса Памятник богине правосудия – Юстиции. (Луганск) Скульптура олень Н. Ходов Герои из осетинского эпоса парк Нæртон« (Владикавказ). КАКИЕ ЖАНРЫ СКУЛЬПТУРЫ ИЗОБРАЖЕНЫ?

26

http://festival.1september.ru/articles/564767/ http://www.zavuch.info/methodl...http://festival.1september.ru/articles/564767/ http://www.zavuch.info/methodlib/172/65073/ http://videouroki.net/filecom.php   Литература : Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 кл. [М.Просвещение 2012г.]

botana.cc

План-конспект открытого урока ИЗО в 6-м классе: "Объемные изображения в скульптуре"

Разделы: МХК и ИЗО

Цели:

  • Познакомить учащихся с выразительными возможностями объёмного изображения, видами скульптурных изображений, связью объёма с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемыми в скульптуре, и их свойствами;
  • Учить создавать объёмные изображения животных, используя пластилин;
  • Воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству.

Оборудование:

  • Презентация по теме урока «Искусство ваяния» (Приложение 1).
  • Изображения скульптурных форм.
  • Пластилин, баночки с водой, ткань для протирки рук, подкладочные салфетки, ножи для пластилина, стеки, сито.
  • Демонстрационные таблицы «Приёмы лепки».

Словарь: скульптура, лепка, рельеф

План урока

  1. Организационный момент. (Приложение 2. Стихотворение В. Коркина «Я и солнышко»)
  2. Сообщение темы урока.
  3. Изучение нового материала: сообщения подготовленных учащихся, презентация по теме урока «Искусство ваяния».
  4. Постановка художественной задачи. Практическая работа.
  5. Выставка детских работ. Обобщение полученных знаний.
  6. Итог урока. Оценивание.
  7. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент. Проверка готовности рабочего места.

2. Сообщение темы урока.

- Ребята, посмотрите и скажите, произведения какого вида искусства вы видите на доске? (Скульптуры.)

- Как вы думаете, случайно ли они попали сюда? (Нет, не случайно.)

- О чём же пойдёт речь сегодня на уроке? (О скульптуре.)

- От первых идолов, от дольменов, магических камней, далёких прообразов сегодняшних памятников шло сознание возможности скульптуры, понимание выразительности и эмоциональности её материала.

В скульптуре, пожалуй, как ни в каком ином виде художественного творчества, ясна его способность давать обобщённую метографическую форму жизненных явлений.

Слово «скульптура» нам известно уже давно, но вот какими возможностями обладает объёмное изображение, какие виды скульптурных изображений существуют, мы познакомимся сегодня на уроке. Кроме того, вы сами побываете в роли скульпторов и создадите из пластилина скульптуру животного.

3. Изучение нового материала.

(Сообщения учащихся сопровождаются показом слайдов и комментариями учителя.)

Учитель:

- Скульптура – древнейший вид искусства, возникший на заре существования человечества. Что же представляет собой скульптура и чем она отличается от других видов искусства? (Слайд 1.) В живописи изображение создаётся красками на плоскости холста. Скульптура, в отличие от живописи, имен настоящий, реальный, а не изображённый объём. Круглую статую можно обойти и увидеть со всех сторон, оценив разные точки зрения. К скульптуре можно прикоснуться рукой, ощутить шероховатую или гладкую поверхность камня, округлость формы. Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твёрдых материалов. Впоследствии этим понятием обозначались и произведения, создаваемые посредством лепки.

1-й ученик: Что изображает скульптура.

- Основной предмет изображения в круглой скульптуре – человек, хотя иногда скульпторы изображают животных и птиц, а ещё реже – неодушевлённые предметы. (Слайд 2.) Возможности скульптуры существенно отличаются от возможностей живописи. В круглой скульптуре весьма сложно воспроизвести картины природы, нельзя показать особенности воздушной атмосферы. Изображая в основном только человека, скульпторы, тем не менее, умеют выразить в его телесной форме любые идеи – от лирических, задушевных до самых грандиозных и величественных. (Слайд 3.)

2-й ученик: Скульптура – не копия натуры.

- Подобно любому из художников, скульптор должен уметь верно передавать натуру (т. е. собственно то, что является предметом изображения). Он должен хорошо знать строение человеческого тела, его пропорции, мускулатуру, уметь достоверно показывать движение. (Слайд 4.) но скульптор вовсе не стремится точно копировать то, что видит в жизни. Если сделать точную копию человеческого лица или фигуры, получится нечто весьма неприглядное – застывший, неживой двойник. Для того чтобы получилось произведение искусства, отражающее чувства и раздумья скульптора, необходимо отображать самое важное, существенное, убрать ненужные детали, а что-то выделить, подчеркнуть, преувеличить. Скульптор не копирует, он творит, создаёт новую форму. (Слайд 5.)

3-й ученик: Где можно встретить скульптуру.

- Скульптура создаётся в мастерской скульптора, а встречается она повсюду – на улицах и площадях городов, среди зелени парков, на фасадах зданий, в тишине музейных залов и в комнатах современных квартир. Скульптор создаёт своё произведение в расчёте на определённое окружение. Место, где будет стоять скульптура, определяет её размер, материал, из которого она будет изготовлена, и художественные особенности её формы. (Слайд 6.)

ФИЗМИНУТКА (Приложение 3)

4-й ученик: Виды скульптуры.

- Существует несколько видов скульптуры (Слайд7).

Монументальная скульптура. (Слайд 8, 9.)

Монументальная (от латинского moneo – «напоминаю») скульптура – это памятники, воздвигнутые в честь исторического события или изображающие выдающегося человека. В них проявляется способность скульптуры воплощать в обобщённых образах великие идеи. Чем грандиознее замысел, там больше ваятель должен проявить творческой фантазии, чтобы добиться ясности и выразительности пластических форм.

5-й ученик: Парковая скульптура. (Слайд 10, 11.)

- Мраморные и бронзовые статуи часто встречают нас на аллеях старинных парков, украшают фонтаны. Такая скульптура обычно не выражает больших, значительных идей. Она служит для украшения природной среды: искусная рука ваятеля словно соревнуется с природой в создании совершенных форм.

6-й ученик: Скульптура малых форм. (Слайд 12, 13.)

- Скульптура может быть предназначена для жизни в интерьере. Это так называемая скульптура «малых форм». Такие статуэтки созданы для долгого рассматривания. «собеседования» с хозяевами дома. Их выполняют особенно тщательно, уделяя особое внимание мелким деталям и подробностям. У мелкой пластики чаще всего нет постамента, лишь иногда – небольшая подставка.

Учитель: Фасады дворцов и храмов (рельеф). (Слайд 14, 15).

- Существует два основных вида пластики: круглая скульптура и рельеф. Их возможности и особенности очень сильно отличаются. Круглая скульптура «живёт» в свободном пространстве, её можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Рельеф (от латинского rilievo – «выступ, выпуклость, подъём») подобен объемному рисунку, выполненного в глине или в камне. На ровной поверхности камня. Дерева или другого материала скульптор вылепливает, вырезает или высекает изображения фигур, предметов, нередко создавая сложные сюжетные композиции. При этом изображение остаётся связанным с фоном, выступает из него – выпукло или совсем чуть-чуть, оставаясь плоским.

Скульптурные рельефы нередко являются частью декоративного убранства храмов и дворцов. Они непосредственно связаны с архитектурой, а их сюжеты часто «рассказывают нам о здании или о его хозяине.

Виды рельефа. (Слайд 16, 17, 18, 19, 20, 21)

- В зависимости от того, насколько объёмно изображение фигуры, насколько они связаны с фоном, выделяют два вида рельефа:

  • Барельеф – низкий, достаточно плоский рельеф. Используют на медалях и монетах, для украшения архитектурных сооружений.
  • Горельеф – высокий рельеф, скульптурное изображение отступает от фона и даётся почти в полный объём. В горельефе фигуры кажутся очень выпуклыми, почти круглыми. Иногда они выглядят как статуи, приставленные к плоскости гладкого фона.
  • Живописный рельеф – по своим особенностям напоминающий живописную картину.
  • Врезанный рельеф – изображение в таком рельефе не выступает над фоном, а, наоборот, уходит вглубь. Контуры и изображения словно процарапаны скульптором на поверхности камня.
  • Геммы – рельефы на драгоценных и полудрагоценных камнях, украшениях. Заглубленное изображение, врезанное вглубь твёрдого минерала, называется «инталия», а выпуклое, выступающее над поверхностью камня – «камея».

Материалы скульптора. (Слайд 22, 23, 24, 25, 26, 27.)

- «Тот и не был скульптором. Кто скажет вам: мне всё равно: можно ту вещь исполнить и в мраморе, можно и в бронзе», - писал русский скульптор И. Ефимов. Каждый материал наделяет скульптуру своими качествами, словно отдаёт произведению частицу своей души. Все материалы скульптора можно разделить на мягкие и твёрдые.

Мягкие материалы – это глина, пластилин, воск. Работая с этими материалами, скульптор, собственно говоря, занимается лепкой – он вылепливает, постепенно наращивая объём будущей статуи.

Твёрдые материалы – различные камни – мрамор, известняк, песчаник, а также дерево и слоновая кость. Из твёрдого, прочного камня с древнейших времён высекали скульптуры гробниц и храмов.

Металл – особняком среди материалов скульптора стоят металлы: бронза, медь, чугун и золото. Способ изготовления металлических скульптур особый – сначала создаётся модель будущего произведения, а затем с неё делают металлическую отливку.

ФИЗМИНУТКА (Приложение 3)

4. Постановка художественной задачи. Практическая работа.

- Сегодня каждому из вас предстоит побывать в роли скульптора и выполнить фигуру какого-либо животного. Но сначала, давайте повторим основные способы лепки. (Работа то схемам-таблицам)

Основные приёмы лепки: отрываем, раскатываем, соединяем.

  1. Шар;
  2. Яйцо;
  3. Капля;
  4. Колбаска;
  5. Жгутик;
  6. Завиток;
  7. Морковка;
  8. Лепёшка;
  9. Полоска;
  10. Пластик;
  11. Трубочка;
  12. Соломка.

Самостоятельная работа детей.

5. Выставка детских работ. Обобщение полученных знаний. (Слайд 28.)

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что обозначает слово «скульптура»?

- Перечислите виды скульптуры.

- Перечислите материалы скульптора.

6. Итог урока. Оценивание.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня вы все потрудились на славу. Благодарю вас за сотрудничество.

7. Домашнее задание.

- Принести изображения разных видов скульптуры.

Приемы лепки.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Портрет в скульптуре - ИЗО

ТЕМА: « ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ »

ТЕМА:

« ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ »

Скульптура (лат . sculptura, от sculpo - вырезать, высекать), вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Виды скульптуры Скульптура малых форм Станковая скульптура Монументальная и монументально-декоративная скульптура

Скульптура (лат . sculptura, от sculpo - вырезать, высекать), вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.

Виды скульптуры

Скульптура малых форм

Станковая скульптура

Монументальная

и монументально-декоративная скульптура

Основной жанр станковой скульптуры – портрет - изображение человека или группы людей, дающее представление о внешности, внутреннем мире портретируемого. Два основных вида скульптуры Круглая скульптура Рельеф

Основной жанр станковой скульптуры – портрет - изображение человека или группы людей,

дающее представление о внешности,

внутреннем мире портретируемого.

Два основных вида скульптуры

Круглая

скульптура

Рельеф

Для создания скульптуры, художники используют различные материалы МРАМОР, ИЗВЕСТНЯК, ГИПС, БРОНЗА, ДЕРЕВО, ГЛИНА

Для создания скульптуры, художники используют различные материалы

МРАМОР, ИЗВЕСТНЯК, ГИПС, БРОНЗА, ДЕРЕВО, ГЛИНА

ЛЕД, СНЕГ

ЛЕД, СНЕГ

ПЕСОК

ПЕСОК

Первые значительные образцы портрета встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской скульптуре. Скульптурный портрет Нефертити, жены Эхнатона, в высоком головном уборе (кварцит, мастерская Тутмоса в Тель-эль Амарна.1360 г. до н.э.)

Первые значительные образцы портрета встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской скульптуре.

Скульптурный портрет Нефертити, жены Эхнатона,

в высоком головном уборе

(кварцит, мастерская Тутмоса в Тель-эль Амарна.1360 г. до н.э.)

В древней Греции портрет индивидуален Сократ III в. до нашей эры Перикл 450 г. до нашей эры

В древней Греции портрет индивидуален

Сократ III в. до нашей эры

Перикл 450 г. до нашей эры

Следующим этапом в развитии портрета стал римский скульптурный портрет Риму свойственен интерес к конкретному человеку. В эпоху Римской республики и империи интерес представляла личность государственная и общественная Цицерон 2 век до нашей эры Марк Аврелий 2 век нашей эры Марк Тулий Цицерон Септимий Север Впервые человек общественный был поднят на такой высокий пьедестал. Площади городов и провинций украшали портреты прославленных личностей: полководцев и императоров, выдающихся политических деятелей и просто достойных граждан.

Следующим этапом в развитии портрета стал римский скульптурный портрет

Риму свойственен интерес к конкретному человеку. В эпоху Римской республики и империи интерес представляла личность государственная и общественная

Цицерон

2 век до нашей эры

Марк Аврелий

2 век нашей эры

Марк Тулий Цицерон

Септимий Север

Впервые человек общественный был поднят на такой высокий пьедестал. Площади городов и провинций украшали портреты прославленных личностей: полководцев и императоров, выдающихся политических деятелей и просто достойных граждан.

Гай Юлий Цезарь Октавиан Август Множество статуй этому императору было воздвигнуто ещё при жизни. В данной статуе удачно сочетаются и индивидуальные, и идеализированные черты императора. Гордая величественная поза, ораторский жест правой руки, панцирь, украшенный аллегорическими рельефами, жезл в руке – все призвано подчеркнуть значительность образа. Гай Юлий Цезарь прижизненный портрет

Гай Юлий Цезарь

Октавиан Август

Множество статуй этому императору было воздвигнуто ещё при жизни. В данной статуе удачно сочетаются и индивидуальные, и идеализированные черты императора. Гордая величественная поза, ораторский жест правой руки, панцирь, украшенный аллегорическими рельефами, жезл в руке – все призвано подчеркнуть значительность образа.

Гай

Юлий Цезарь

прижизненный портрет

Во времена средневековья человека воспринимали как низкое, грязное, недостойное участия и внимания создание. Однако, посмотрите на эти лица… Скульптура маркграфини Уты и маркграфа Эккехарда в Наумбургском соборе, XIII век

Во времена средневековья человека воспринимали как низкое, грязное, недостойное участия и внимания создание.

Однако, посмотрите на эти лица…

Скульптура маркграфини Уты и маркграфа Эккехарда в Наумбургском соборе, XIII век

Перелом в портретном искусстве наступил в эпоху Ренессанса. Человек Возрождения стал считать себя мерой всех вещей — и поэтому он вышел на первый план в искусстве. Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Донателло Статуя кондотьера Гаттамелаты

Перелом в портретном искусстве наступил в эпоху Ренессанса. Человек Возрождения стал считать себя мерой всех вещей —

и поэтому он вышел на первый план в искусстве.

Микеланджело Буонарроти

(1475-1564)

Донателло

Статуя кондотьера Гаттамелаты

Bust of Cardinal Armand de Richelieu Портрет ЛюдовикаXIV. (1665 г.) Бернини Джованни Лоренцо (1598-1680) крупнейший представитель римского и итальянского барокко

Bust of Cardinal

Armand de Richelieu

Портрет

ЛюдовикаXIV. (1665 г.)

Бернини Джованни Лоренцо (1598-1680)

крупнейший представитель римского и итальянского барокко

Жан Антуан Гудон. Статуя Вольтера (1781, мрамор) Бюст Л.Броньяр Портрет жены «Основное значение этот скульптор придает взгляду, помогающему разгадать душу человека, раскрыть все его тайны», - говорил Роден о портретах Гудона .

Жан Антуан Гудон.

Статуя Вольтера (1781, мрамор)

Бюст Л.Броньяр

Портрет жены

«Основное значение этот скульптор придает взгляду, помогающему разгадать душу человека, раскрыть все его тайны»,

- говорил Роден о портретах Гудона .

Этьен Морис Фальконе

Этьен Морис Фальконе

Одно из лучших произведений русской скульптуры 18 века - монумент гениального полководца А.В.Суворова отлит по модели, созданной скульптором М.И.Козловским в 1799 году. Уникален памятник тем, что он стал первым крупным монументом полностью созданным русскими мастерами 

Одно из лучших произведений русской скульптуры 18 века - монумент гениального полководца А.В.Суворова отлит по модели, созданной скульптором М.И.Козловским в 1799 году. Уникален памятник тем, что он стал первым крупным монументом полностью созданным русскими мастерами 

Шубин Федот Иванович (1740-1805 ) Русский скульптор и художник. Прославился прежде всего как замечательный мастер портретного бюста и виртуоз работы в мраморе. Екатерина II

Шубин Федот Иванович

(1740-1805 )

Русский скульптор и художник. Прославился прежде всего как замечательный мастер портретного бюста и виртуоз работы в мраморе.

Екатерина II

Н.В. Репнин А.М. Голицин Екатерина II

Н.В. Репнин

А.М. Голицин

Екатерина II

Иван Прокофьевич Прокофьев - русский скульптор. 1758-1828 Серге́й Тимофе́евич Конёнков (1874-1971)

Иван Прокофьевич Прокофьев - русский скульптор. 1758-1828

Серге́й Тимофе́евич Конёнков

(1874-1971)

Филипп Фараут

Филипп Фараут

Голова Экорше (голова Гудона )

Голова Экорше (голова Гудона )

Детскую забаву – лепку из пластилина, художница Карен Колдикотт (Karen Caldicott) превратила в отдельное направление искусства. Карен лепит бюсты знаменитостей.

Детскую забаву – лепку из пластилина, художница Карен Колдикотт (Karen Caldicott) превратила в отдельное направление искусства.

Карен лепит бюсты знаменитостей.

Процесс создания скульптурного произведения (лепка) связан с работой над мягким пластичным материалом — глиной, пластилином, воском. В процессе лепки придается большое значение пластике формы, которая выражается в мягкости, текучести, плавности переходов от одной ее части к другой. Лепка выполняется руками с помощью стеков разных видов

Процесс создания скульптурного произведения (лепка) связан с работой над мягким пластичным материалом — глиной, пластилином, воском.

В процессе лепки придается большое значение пластике формы, которая выражается в мягкости, текучести, плавности переходов от одной ее части к другой.

Лепка выполняется руками с помощью стеков разных видов

Основные приемы лепки

Приемы лепки

Описание действий

Отщипывание

Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают от края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.

Сплющивание

Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами – большим и указательным. Средний кусочек – придавливаем с помощью ладошки к плоской поверхности.

Скатывание

Вдавливание

Формирование больших и маленьких шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом

Путем нажатия большого или указательного пальца на комочек пластилина (глины), делается небольшое углубление

Заострение

Одним или двумя-тремя пальцами прижимают кусочек пластилина со всех сторон до получения острого конца

Раскатывание

Формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разного размера) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом

Соединение

Прижимание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу и тщательное заглаживание места соединения

Прищипывание

Большим и указательным пальцами оттягивается небольшой край и заостряется

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ СКУЛЬПТУРНОГО ПОРТРЕТА

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ СКУЛЬПТУРНОГО ПОРТРЕТА

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ СКУЛЬПТУРНОГО ПОРТРЕТА

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ СКУЛЬПТУРНОГО ПОРТРЕТА

ПАМЯТКА «ПРОПОРЦИИ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА»

ПАМЯТКА «ПРОПОРЦИИ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА»

ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ЗА ПОНИМАНИЕ!

ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ЗА ПОНИМАНИЕ!

multiurok.ru

Конспект урока ИЗО "Скульптура - как вид изобразительного искусства" 6 класс

Урок изобразительного искусства

Тема: Скульптура, как вид изобразительного искусства

  • Цели: -Познакомить учащихся с выразительными возможностями объёмного изображения, видами скульптурных изображений, связью объёма с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемыми в скульптуре, и их свойствами;

  • Учить создавать объёмные изображения животных, используя пластилин;

  • Воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству.

Ход урока

1.Организационный момент. Психологическая минутка

- Улыбнитесь соседу по парте, учительнице. Пожелаем друг другу плодотворной работы.

2. Работа над темой

А) Беседа. Я приглашаю вас на выставку которая открылась сегодня у нас в кабинете ИЗО. Тема нашей выставки виды изобразительного искусства. Среди авторов данных работ есть художники известные всему миру и совсем юные, которые только делают первые шаги в мире изобразительного искусства.

- Какие виды изобразительного искусства вы видите на нашей выставке ?

- Чем отличается живопись от графики?

- Для чего людям нужно декоративно – прикладное искусство?

Художники – Д.П.И. украшает узором окружающие нас предметы от этого окружающая обстановка становиться ярче, светлее. веселее.

- А может быть кто – то знает как называется этот вид изобразительного искусства?

3. Объявление темы , цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом изобразительного искусства скульптура. Дополним нашу выставку своими работами.

4. Новая тема

Скульптура – древнейший вид искусства, Художники скульпторы рассказывают об окружающем мире, но отображают его не на холсте не на бумаге, а в объеме.

Главной темой художников – скульпторов являются образы людей и животных.

Давайте сравним картину художника и скульптуру из дерева.

На картину можно только посмотреть, слегка дотронуться. Но почувствуешь только холст, на которой он нарисован. Если его измерить, то станет известной только высота и ширина..

А что можно сделать со скульптурой?

Изделие из дерева можно взять в руки, рассмотреть со всех сторон. Определить материал . Ощутить шероховатую или гладкую поверхность дерева, округлость формы.

Скульптура, в отличие от живописи, имеет настоящий, реальный, а не изображённый объём.

Показ слайдов

Круглая скульптура «живёт» в свободном пространстве, её можно обойти и рассмотреть со всех сторон.

Скульптуры высеченные в скале называют плоскими, или рельефными.

Рельеф (от латинского rilievo – «выступ, выпуклость, подъём») подобен объемному рисунку, выполненного в глине или в камне.

Скульптурные рельефы нередко являются частью декоративного убранства храмов и дворцов.

На протяжении многих лет скульпторы развивали свое мастерство. Известные скульпторы разных стран создали шедевры, которые восхищают своим величием.

В.И. Мухина

Где можно встретить круглые скульптуры?

- Скульптура создаётся в мастерской скульптора, а встречается она повсюду – на улицах и площадях городов, среди зелени парков, на фасадах зданий, в тишине музейных залов и в комнатах современных квартир. Скульптор создаёт своё произведение в расчёте на определённое окружение. Место, где будет стоять скульптура, определяет её размер, материал, из которого она будет изготовлена, и художественные особенности её формы.

Виды круглых скульптур:

Монументальная (от латинского moneo – «напоминаю») скульптура – это памятники, воздвигнутые в честь исторического события или изображающие выдающегося человека.

Парковая скульптура.

- Мраморные и бронзовые статуи часто встречают нас на аллеях старинных парков, украшают фонтаны. Она служит для украшения природной среды

Скульптура малых форм.

Скульптура может быть предназначена для жизни в интерьере. Это так называемая скульптура «малых форм». Такие статуэтки созданы для долгого рассматривания. «собеседования» с хозяевами дома. Их выполняют особенно тщательно, уделяя особое внимание мелким деталям и подробностям. У мелкой пластики чаще всего нет постамента, лишь иногда – небольшая подставка

Как называются скульптуры , которые воздвигнуты в честь какого либо исторического события или в честь известных людей.?

Как называются скульптуры , которые украшают парки, скверы, фонтаны?

Как называются эти скульптуры? ( показ)

ФИЗМИНУТКА

Мы топаем ногами, (топают)

Мы хлопаем руками, (хлопают)

Качаем головой, (качают головой)

Мы руки поднимаем, (руки вверх)

Потом их опускаем, (руки вниз)

Мы руки подаем (руки в «замок»)

И бегаем кругом, (пальчики ))

4. Постановка художественной задачи. Практическая работа.

- Сегодня каждому из вас предстоит побывать в роли скульптора – анималиста. Какие образы по вашему мнению создают скульпторы – анималисты?

- Сегодня мы слепим собачку.

Давайте определим из каких частей состоит наша собачка?

Какую имеют форму?

Показ слайдов

Практическая работа детей.

Анализ выполненных работ

Самостоятельная работа за четверть

Итог урока

С каким новым видом изобразительного искусства познакомились на уроке?

Назовите виды скульптуры?

Д/з Поедите на каникулы фотографируйте скульптурные произведения вашего города , села составим презентацию

kopilkaurokov.ru


Смотрите также