Детский рисунок человека: эмоциональные проблемы ребенка. Слабый нажим при рисовании ребенка


Детский рисунок человека: эмоциональные проблемы ребенка

Эмоциональные проблемы ребенкаУважаемые посетители кабинета Олега Матвеева, Вам предлагается продолжить разбирать психологию детского рисунка, здесь рассматривается тест Детский рисунок человека и эмоциональные проблемы ребенка, такие как, тревожность, страхи, депрессия.

Эмоциональные проблемы ребенка в детском рисунке человека

Эмоциональные проблемы и общее психологическое состояние ребенка отражаются, прежде всего, в формальных показателях рисунка. К ним относятся особенности, относительно независимые от содержания изображения.

Это сила нажима на карандаш, своеобразие линии, размер рисунков, их размещение на листе, степень тщательности и детализированности изображений, наличие штриховки и т. п.

Специальной оценке подлежат только достаточно выраженные отклонения от варианта, стандартного для данного возраста. В случаях, когда имеются сомнения в наличии такого отклонения, соответствующий показатель не интерпретируется.(см. рисуночные тесты для детей)

Детский рисунок человека — регуляция психомоторного тонуса

Сила нажима на карандаш, при рисовании ребенком человека, характеризующая особенности психомоторного тонуса, — важный показатель уровня активности. Усиленный нажим свидетельствует о повышенном психомоторном тонусе, эмоциональной напряженности.

Это состояние возникает при необходимости приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации или в результате длительного пребывания в неблагоприятной ситуации, которую не удается изменить.

Ему свойственно общее возбуждение и ощущение, что необходимо что-то делать, но неясно, что именно.Усиленный нажим часто встречается при ригидности, т. е. затрудненном переключении с одной деятельности на другую, склонности к застреванию на тех или иных переживаниях и действиях.(см. личность ребенка — тест)Вообще же усиленный нажим может говорить о многих достаточно разных эмоциональных проблемах и психологических особенностях. Он нередко встречается при гиперактивности, гипертимном типе личности и в гипоманиакалъном состоянии.

Сильный нажим, в детском рисунке человека, может сигнализировать о высокой конфликтности, агрессивности. Иногда он служит проявлением острой стрессовой реакции. В любом из этих случаев в рисунке обязательно будут и другие признаки, свидетельствующие о наличии соответствующих эмоциональных проблем ребенка.

Снижение психомоторного тонуса в детском рисунке человека

Снижение психомоторного тонуса, отражающееся на детском рисунке человека в ослабленном нажиме, нитяной, еле видимой линии, встречается при падении уровня активности, особенно часто при астеническом состоянии.

Это состояние нервного истощения, ослабленности, при котором резко повышается физическая и умственная утомляемость, падает работоспособность.

При астении ухудшаются память, внимание, появлявляются плаксивость, капризность, раздражительность. Очень слабый нажим карандаша нередко сигнализирует о снижении настроения, субдепрессивном состоянии, депрессии. Ослабленный нажим может говорить о недостаточной уверенности в себе и часто встречается у пассивных, застенчивых детей.

Другой частый признак астенического состояния: линии не доводятся до конца, так что контур остается незамкнутым. Так проявляется бессознательная тенденция к предельной экономии сил, призванная сберечь последние оставшиеся ресурсы психической энергии. Та же тенденция приводит к чрезвычайной бедности деталей рисунка.(см. тест на астению)Иногда отсутствие на рисунке таких черт лица, как глаза и/или рот, говорит об аутизации (человек уходит в себя, избегает общения). Оно может быть также признаком негативизма или асоциалъности (плохого владения социальными нормами). Чрезвычайная бедность деталей и линии, не доведенные до конца, иногда могут быть признаком импульсивности.

Кроме устойчивого повышения или снижения психомоторного тонуса существует такой признак, как неустойчивый психомоторный тонус. Он отражается в сильно варьирующем нажиме на карандаш и служит показателем повышенной эмоциональной лабильности, т. е. тенденции к частой смене настроений по незначительному поводу или вообще без видимого повода.

Эмоциональные проблемы ребенка: тревожность, страхи, депрессия

Штриховая линия, которая выглядит как бы составленной из коротких кусочков. Она идет не от одной значащей точки к другой, а многократно «останавливается по дороге». Это происходит из-за опасения попасть не туда, куда требуется. Проводя линию, ребенок многократно прерывает действие, чтобы проверить и скорректировать результат. В итоге точность линий не повышается, а, напротив, понижается, так как такой тревожный гиперконтроль нарушает нормальное выполнение целостного действия.

Подобный вид линии свидетельствует о высокой тревожности ребенка, т. е. неуверенности в себе, склонности к сомнениям, опасениям, страхам, к легкому возникновению состояния тревоги. Расположение рисунка в нижней половине листа служит одним из признаков снижения самооценки, однако этот признак относительно мало надежен.

Высокая тревожность в сочетании с проявлениями астении позволяет говорить о психастенической акцентуации.

Признак устойчиво повышенной тревожности: штриховка изображения. Высокая степень ее аккуратности говорит о том, что в данном случае имеется также некоторая ригидность.

О тревожности и повышенной пунктуальности, являющейся следствием ригидности, свидетельствуют также многочисленные уточнения инструкции при выполнении задания («Это должен быть просто человек или какой-нибудь определенный?», «А насколько подробно его рисовать?»).

Сочетание тревожности и ригидности часто приводит к перфекционизму, т. е. к стремлению выполнять любую работу на самом высоком уровне. Это качество в итоге часто снижает достижения, поскольку неоправданно много времени тратится на мелочи, так что ребенок нередко не успевает сделать главную часть задания.

Множественность линий (вместо одной линии проводится несколько с примерно одинаковым нажимом, так что непонятно, какая из них основная) также говорит о высокой тревоге.

Эскизная линия с явным выделением предварительных и основной указывает и на такую особенность, как стремление контролировать свою тревогу, «держать себя в руках».

В рисунке человека иногда встречается такой признак, как плотная штриховка (зачернение) глаз. Этот признак характерен для людей, страдающих навязчивыми страхами (фобиями), которые часто формируются при повышенном уровне тревоги. Таким же образом, как признак возможного наличия фобий, интерпретируется изображение глаз с особо большими густо зачерненными зрачками (радужкой) или скрытых черными очками, а иногда также и подчеркнутых больших пустых глаз (без радужки и зрачка).(см. невротизм ребенка — тест)Интересно отметить, что аффект страха действительно сопровождается расширением зрачков, глаза при этом как бы увеличиваются и чернеют. Видимо, отсюда идет выражение «у страха глаза велики». Не очень понятно, каким образом этот признак выделяется ребенком, но, тем не менее, зачернение глаз как признак страхов характерно даже для дошкольного возраста.

Увеличенный размер изображения (увеличенным можно считать рисунок человека, занимающий по высоте 2/3 листа и более). Увеличение размера рисунка — еще один признак ситуативно обусловленного повышения уровня тревоги

Психологические проблемы ребенка: депрессия

Резко уменьшенный размер (уменьшенным можно считать изображение человека, занимающий по высоте менее 1/3 листа) и размещение его в углу листа. Эти признаки характерны для депрессивного состояния. В менее выраженном виде они встречаются при субдепрессии, снижении настроения, не доходящем до собственно депрессии.

Изменения размера рисунка в большую и в меньшую сторону говорят не о нарастании и убывании какой-либо одной и той же психологической особенности, а о существенно разных эмоциональных состояниях.

Увеличение изображения типично для состояния тревоги, уменьшение — для депрессии. Между тем, эти состояния не противоречат одно другому и нередко сочетаются, порождая так называемую тревожную депрессию. В этих случаях размер рисунка может быть различным в зависимости от того, какой компонент преобладает в данный момент — тревожный или депрессивный.

Далее, будет рассмотрен тест детского рисунка человека на определение сферы общения: — интровертность, экстравертность, демонстративность и отстраненность ребенка

Желаю всем психического благополучия!

Смотрите также:

Психологические рисуночные тесты

Детский рисунок — умственное развитие

Детский рисунок человека: эмоциональные проблемы ребенка

Рисунок человека: интровертность, экстравертность, демонстративность, отстраненность

Определить по детскому рисунку социальные отношения ребенка

Психическая патология по детскому рисунку человека

Детский рисунок семьи — диагностика семейных отношений

Психодиагностика детского рисунка: Несуществующее животное

О чем говорят детские рисунки

Задать один бесплатный вопрос психологу

Психотерапевтическая переписка E-mail

Услуги психолога-психоаналитика Матвеева О.В.

Новости кабинета психоаналитика

Страничка для родителей и воспитателей

В разделе психодиагностика и тестирование Вы найдете необходимые тесты детям и взрослым

Весь психологический материал кабинета в СОДЕРЖАНИИ:

xn----7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai

Учите детей рисовать.

Подробности Опубликовано: 24.10.2013 01:00 Просмотров: 3675

УЧИТЕ ДЕТЕЙ РИСОВАТЬ.

Изобразительная деятельность оказывает огромное влияние  интеллектуальное, речевое, эстетическое развитие ребёнка-дошкольника.

Она способствует  формированию у малыша умения ставить перед собой цель, продумывать  план  её  реализации и находить способ исполнения. Все эти умения крайне необходимы ребёнку для обучения в школе и  становления его личности. К тому же рисование, рисование, лепка, аппликация  помогают ребёнку  выразить свои эмоции. Это очень важно.

Поэтому учите детей рисовать, лепить, вырезать из бумаги.  Не каждый может стать  художником, но научиться  элементарным приёмам изобразительной деятельности должен каждый малыш.

Сегодня о рисовании.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РИСОВАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

И в детском изобразительном творчестве  могут использоваться разнообразные краски, карандаш, сухая и масляная пастель и т.п. И необходимо знакомить детей с выразительными возможностями разных материалов и со способами их использования.

В основном  дети  рисуют  карандашом и кистью. Каждый из этих инструментов имеет свою специ­фику, что определяет и способы работы с ними. Для ру­ководства рисованием детей необходимо хорошо знать вы­разительные возможности обоих инструментов и разно­образные способы действия с ними.

Рассмотрим особенности каждого инструмента.

Карандаш — твердый; при работе с ним рука чувствует сопротивление материала. Карандашом можно резко очер­чивать контур изображаемых предметов. Твердость его дает возможность производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги (например, при закрашивании неотрывное движение туда-обратно).

Изменение интенсивности цвета достигается изменени­ем силы нажима на карандаш: слабый нажим — более светлый цвет, сильный нажим — более интенсивный цвет. Карандашом можно провести неширокую линию; полу­чение более широкой линии требует неоднократного дви­жения, а закрашивание рисунка связано с многократным повторным движением. Чем большую поверхность нужно закрасить, тем более длительно будут совершаться эти движения.

Кисть — мягкая. Рисование ею не требует сильного на­жима, сопротивление материала незначительное. Это сни­мает напряжение руки, которое создается в работе каран­дашом, поэтому при рисовании кистью рука устает зна­чительно меньше. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быст­ро покрыть цветом большие поверхности рисунка, без зат­раты особых усилий. Но зато уменьшается ощущение ха­рактера движения, что затрудняет формирование отчет­ливых кинестезических представлений о движении, а следовательно, и самих движений. Линия контура при ри­совании краской получается расплывчатой, недостаточно четкой.

Разумеется, дети не знают своеобразия этих двух инст­рументов (материалов) и не могут сами выделить способы работы с ними. Сходство карандаша и кисти по назначе­нию (и тем и другим рисуют), по способу держания может побудить детей использовать их одинаково. Поэтому дей­ствиям с ними, как специфически орудийными, детей надо учить.

 

Работа с гуашью.

Первые краски, с которыми знакомится малыш и кото­рыми учится рисовать, — гуашь. Можно использовать крас­ки в специальных наборах или в отдельных флаконах. Краска эта густая, и перед рисованием ее нужно развести водой (она должна быть похожа на жидкую сметану). Гу­ашь — кроющая краска, непрозрачная, поэтому после вы­сыхания ее можно накладывать цвет на цвет. Чтобы полу­чить более светлый тон того или иного цвета, к краске добавляются белила. При этом нужно брать немного краски и в нее постепенно добавлять белила, добиваясь нужного оттенка.

Гуашевыми красками дети рисуют в любом возрасте. Как правило, малышу дают  одну краску, но каждый раз  ее цвет может меняться. К концу года можно дать 2 краски (при этом следует давать две кисти).

К трём годам красок  может быть 4—6.  В этом возрасте нужно учить детей промыванию кисти перед тем, как набрать краску другого цвета.

К пяти годам  при рисовании гуашью может быть дано в готовом виде 5—6 цветов. Не­достающие цвета дети учатся готовить сами, смешивая краски на палитре (можно использовать плитку белого ка­феля, светлый пластик или белую тарелку, блюдце). Сна­чала дети делают это с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. По окончании занятия оставшуюся чис­тую гуашь нужно слить из розеток в пустые флаконы (по цветам) и хорошо закрыть.

 

Работа с акварелью.

Детей 5-7 лет  нужно учить работать и акварелью.

Есть разные наборы акварели в коробках по 8—12 и более цветов. Лучше приобретать акварель, залитую в металлические или фарфоровые кюветики, а не сухими плитками, так называемую школьную (она очень суха и, как правило, не дает чистого цвета).

Для получения более светлого тона акварельные крас­ки разбавляются водой. Делается это на палитре. На ней же и смешиваются краски, если нужно получить какой-то новый цвет, которого нет в наборе.

Давая детям акварель, следует сразу показать правиль­ные приемы работы ею. Перед рисованием краски надо смочить, стряхивая по капле чистой воды на каждую (чтобы они стали мягче), не касаясь их при этом ворсом кисти, так как иначе краска остается на ворсе, при последующем обмакивании кисти вода загрязняется и загрязняются кра­ски, которые смачиваются ею.

Перед тем как начать рисовать, нужно попробовать цвет. В акварели он не постоянен, как в приготовленной к за­нятию гуаши, а зависит от того, сколько воды добавлено в краску.

Если требуется покрыть цветом большое пространство листа, следует учить детей готовить краску нужного оттенка на палитре. Если же каждый раз брать краску из кюветика, то оттенок будет получаться разный, и рисунок за­красится неровно.

Для создания рисунка кисть нужно хорошо насыщать краской. Линии следует проводить один раз. Вести кисть можно только в направлении по ворсу — иначе она лохма­тится и портится, а линии получаются неровными, некра­сивыми.

При закрашивании рисунков мазки накладываются в одном направлении; обратного движения, как при закра­шивании карандашами, нет. Чтобы рисунок получился красивым, нужно не забывать своевременно обмакивать кисть в краску, не проводить по одному месту несколько раз. При повторном проведении кистью краска ложится неровно, предыдущий, еще не высохший слой, смазыва­ется.

 

Техника работы кистью.

Чтобы рисунки получались выразительными, радовали детей, необходимо научить детей владеть различными спо­собами работы кистью: концом кисти, всем ворсом, по­степенным переходом от рисования концом кисти к ри­сованию всем ворсом (если нужно передать постепенное расширение линии, например, при рисовании ствола де­рева). Широкие линии удобнее рисовать, держа кисть по отношению к бумаге наклонно, а тонкие линии, рисуе­мые концом кисти, получаются лучше, если держать кисть вертикально, палочкой вверх.

Кисть при рисовании нужно тщательно промывать, что­бы не загрязнять краски. Поэтому необходимо заранее при­готовить воду. Лучше всего использовать пол-литровые стеклянные банки: в них вмещается много воды, и не по­требуется частая смена ее во время работы; кроме того, если вода загрязняется, это легко заметить и сменить ее. Нужны также мягкие тряпочки, хорошо впитывающие воду, чтобы осушить кисть после промывания и прове­рить, чисто ли она вымыта и можно ли набирать краску другого цвета. Для кистей следует иметь подставки. Ни во время рисования, ни после не нужно оставлять кисти в банке с водой: мягкий ворс быстро меняет форму, и рисо­вать кистью становится трудно. По окончании занятия сразу же следует собрать кисти, прополоскать их в чистой воде и, убедившись в том, что они хорошо промыты, по­ставить ворсом вверх для просыхания.

Для рисования  используются круглые кисти: для детей 3-5 лет  — одного, лучше всего среднего размера, с 10-го по 14-й номер; для детей 6-7  лет  — двух размеров: маленькие (со 2-го по 6-й номер) и большие (с 12-го по 16-й номер).

Для закрашивания больших плоскостей (земля, трава, небо и т.п.) можно использовать флейц (кисть с плоским ворсом в отличие от обычной круглой кисти).

Щетинную кисть можно использовать для изображе­ния листвы деревьев и кустов, травы, веток ели, сосны, так как, расщепляясь при рисовании, она (если не наби­рать на нее много краски) дает пучок расходящихся ли­ний. А при рисовании тычком (кисть вертикально опус­кается на бумагу) можно получить пятно с просветом — листва, россыпи цветов и т.п.

 

Рисование карандашом.

Многие художники-педагоги подчеркивали необходи­мость овладения карандашным рисунком, особенно в уче­нические годы.  «Рисунок — интереснейшая область художественного творчества. Он тот родник, из которого рождаются все виды изобрази­тельных искусств. Живописные полотна и архитектурные  проекты, скульптурные монументы и театральные деко­рации — все начинается с того, что художник берет в руки карандаш. В рисунке возникает и оформляется авторский замысел».

В этом смысле карандаш нужен не только представи­телям изобразительного искусства: он необходим ученику  для создания учебного рисунка по многим школьным предметам, конструктору, инженеру, рабочему-изобретателю, чтобы сделать набросок нужной машины, детали, и лю­дям многих других профессий. Но для всего этого нужно уметь правильно и свободно владеть карандашом. Поэто­му важно, чтобы такое умение формировалось уже в дош­кольном возрасте, когда дети впервые берут в руку каран­даш и начинают рисовать.

Овладение карандашной техникой рисования мы счита­ем необходимым и потому, что контурный линейный рису­нок — основа изображения.

Художники отмечают, что линия в рисунке едва ли не самый главный элемент изображения. Линия передает контур предмета; она призвана определять границы фор­мы. Не умея нарисовать линию, ребенок не сможет овла­деть всей контурной частью рисунка, а значит,

не сможет и правильно передать форму предмета. Сходство же изоб­ражения с реальным предметом достигается в основном при правильной передаче его формы.

Твердость карандаша позволяет отчетливее, чем при ри­совании кистью, почувствовать сопротивление материала в процессе рисовального движения, яснее ощутить харак­тер движения, его направленность. Это особенно важно для отработки формообразующих движений. Отчетливое восприятие движений способствует образованию более точного представления, на основе которого происходит коррекция движений исполнительных.

Наиболее распространенными, используемыми для ри­сования в дошкольном возрасте  являются наборы цветных каранда­шей. Количество карандашей в наборе может быть раз­личным: 6, 12, 24 и более.

Для рисования используется и простой графитный ка­рандаш. Давать его детям  нужно с 5 лет.

Следует приучать детей, попользовавшись карандашом, класть его в коробку и после этого выбирать другой — нужного цвета. Иногда дети, желая получить более яркий цвет, смачи­вают карандаш, беря его в рот. Разрешать этого не следу­ет и по гигиеническим соображениям, и потому, что после смачивания карандаш дает более бледный цвет, рисунок получается неровным. Нужно учить детей закрашивать рисунки, равномерно нажимая на карандаш, и чуть силь­нее пройтись дважды по тому месту, которое должно быть ярче. Уже с 3 лет следует учить детей закрашивать изображение, проводя штрихи в одном ка­ком-либо направлении: сверху вниз, слева направо или по косой, не отрывая карандаш от бумаги. Начиная с 5 лет, следует добиваться, чтобы рисунки зак­рашивались ровно, без просветов и темных пятен. С этой целью нужно учить регулировать скорость движения: зак­рашивать более быстрыми движениями середину изоб­ражения, а потом медленно, осторожно у линий конту­ра.

Необходимо учить детей использовать разнообразные карандашные штрихи при рисовании и закрашивании изображений в зависимости от изобразительной задачи. Постепенно дети научаются регулировать размах движе­ния руки при закрашивании в зависимости от величины

изображений.

В ряде случаев закрас­ка рисунка может быть не сплошной, а штрихо­вой. Так, например, что­бы передать оперение птицы, совсем не обя­зательно покрывать цветом всю форму - гораздо выразительнее изобразить оперение отрывистыми штриха­ми. В тех случаях, ког­да рисунок выполняет­ся в цвете, эти штрихи-перья будут цветными, а в тоновом рисунке они могут быть черны­ми, серыми. Так же не сплошь, а штрихами можно покрыть тело рыбки, что­бы создать впечатление чешуйчатости, штрихи и линии мо­гут быть разной кон­фигурации.

Все сказанное выше дает право утверждать необходи­мость обучения детей  рисованию как крас­ками, так и карандашами.

 

Родители, которые, как они считают, совсем не умеют рисовать, могут воспользоваться специальными  альбомами и пособиями для обучения детей и взрослых рисованию с азов.   Таких пособий сейчас  достаточно много.

Подготовила старший воспитатель Сазонова В.С.

 

В статье использованы материалы автора Т.Г.Казаковой.

www.d10170.edu35.ru

Сильное давление на карандаш: razvitie_il

Очень распространенная проблема. Ребенок риусет или раскрашивает или пише т- и давит на карандаш, как скаженный. В итоге- линия очень жирная и четкая,  но рука устает моментально.  Карандаш ломается, фломастер "выдыхается" . Иногда и бумага рвется:(   Советов  "не нажимать так сильно" ребенок обычно не понимает, даже когда речь о школьнике. В чем тут проблема?

На иврите  это называется коротко "ויסות כוח"  что можно перевести примерно как "распределение силы".

Проблемы в этой области обычно лежат в сфере кинестетического восприятия. Ребенок просто не чувствует, сколько силы "правильно"   приложить к данному предмету. Как результат - предметы в его руках часто ломаются,  он  может,например,пролить воду на пол из-за того,что слишком сильно сжал тонкий  пластиковый стаканчик,  он не может сделать, решив помочь Вам при готовке- он не чувствует,как правильно разбить яйцо или совсем не может почистить картошку( особенно когда речь о специальном ,приобретенном нами в Израиле полукруглом ноже для чистки ), а решив бросить вам мяч, он, возможно, заедет вам больно в нос или что-то разобъет,ибо он кинет его с невероятной силой  и вообще- он все делает "слишком сильно".

Если проблема в распределении силы вообще- лучше начинать именно с игр в пространстве. Скажем, два -три мяча разного веса  надо забрасывать в одну корзину. Каждый раз стОит обращать внимание ребенка на то,почему он ,скажем,не попал в корзину- бросил силшком слабо/ слишком сильно. Можно и нужно объяснять,что более тяжелый предмет -  бросаем сильнее и наоборот. Потом ту же корзину моржно поставить близко и спросить,как надо бросить,чтобы попасть в нее- сильно или слабо? Обычно ребенок уже понимает к  этому моменту разницу и старательно будет бросать еле-еле...старательно,потому,что для него   это довольно сложно.

Есть настольные игры на распределение силы, например,есть такие прыгающие лягушки, которые прыгают при нажатии на них пальцем и надо забросить их на  расчерченный картон..в середине- 50- очков, по бокам - по 30 итд. Надо распределять силу нажатия в соответствии с тем, насколько далеко от тебя находятся вожделенные 50 очков.

Есть много настольных игр, просто требующих очень осторожного с ними обращения,движений осторожных,нежных и точных. Развного рода башни из дисков и маленьких "колонн",,из которых надо вытаскивать осторожно,не порушив башню, башня из кубиков на том же принципе, клоуны,из которых строится башня,путем цепляния одного и другого, различные "дуким" ( тонкие и длинные разноцветные палочки складывается ворохом  и надо вынимать по одному,не потревожив других) итд. Принцип этих игр один- одно неосторожное движение- и все рухнет. Это приучает детей  действовать осторожно,  продуманно, регулировать свою силу. Эти игры также развивают концентрацию  и детям импульсивным  с гиперподвижностью   очень тяжело в них играть.

Теперь мое любимое- копировальная бумага. Поиграв в игры и  начав усваивать принцип "сильно- слабо", надо переходить непосредственно к графомоторике.  Простые формы рисуются на бумаге под копирку. Потом смотрим, что вышло на нижнем листе . И  тут   надо поиграть -  рисовать "сильно"  "очень сильно", "слабо", "средне",  так , чтобы линия получалась черная и так, чтобы ее было почти не видно.... сначала просто поиграть с разными вариантами. Потом уже постепенно направлять ребенка к "среднему" давлению. Когда линия под копиркой серая , четкая, но не черная. 

Второй вариант- ребенок рисует - раскрашивает нормально, но давление появляется, когда требуется особая точность , скажем, если он рисует четко по линии и с линии нельзя сходить( знаете, все  эти пунктирные линии, по которым надо обводить) , и при письме, особенно если он недавно начал писать. Происходит это опять же от незрелости кинестетической системы ,оттого,что ребенку для выполнения сложного, требующего точности задания требуется дополнительный ,усиленный кинестетический инпут( давление). Он как бы так лучше "чувствует" форму.

 Кроме уже вышеуказанных упражнений, стоит  прибавить в таком случае сенсорное букв, скажем,буквы можно рисовать пластелином, рисовать их  на песке палочкой,на мокрой стене пальцем или на запотевшем окне машины .Также стОит составлять буквы из палочек, спичек, кусочков резаной бумаги и чего угодно еще,а потом полезно проводить по ним пальцем по направлению их написания. Очень важно- "рисование"  букв пальцем  в воздухе. Это, кстати,иногда не так и просто.

Третий вариант- на бумагу карандашом ребенок нажимает нормально, зато карандаш держит в пальцах  -аж пальцы белеют от усилия. Это несколько иная проблема. Про это в следующий раз -устала. )) Спасибо за внимание))

razvitie-il.livejournal.com

Приложение 3. Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий

СВОЙСТВА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Простые графитные карандаши бывают твердые и мягкие. Буквы М и В на карандаше обозначают мягкость, Т и Н – твердость карандаша, ТМ и НВ – промежуточный вариант. Слабый нажим на карандаш дает более светлый тон, сильный нажим – более интенсивный. Детям удобнее рисовать мягкими карандашами – они оставляют тонкие бархатистые линии, а штрихи легко стираются ластиком. Штрихи нужно накладывать в одном направлении, не останавливаясь. Во время рисования контуров и линий не следует проводить несколько раз по одному месту.

Простым карандашом удобно делать наброски, рисовать контуры геометрических форм или изображать предметы, имеющие много мелких деталей.

Цветные карандаши имеют толстые стержни, в состав которых входят жировые частицы. Карандаши должны быть всегда остро заточены. При рисовании надо равномерно нажимать на карандаш, класть штрихи в одном направлении, без просветов и темных пятен. Если нужно закрасить поярче – нажимаем посильнее или штрихуем второй раз в другом направлении. Смешанные цвета можно получать, накладывая штрихи одного цвета поверх другого. Не используйте цветные карандаши для закрашивания больших поверхностей.

Фломастеры заправлены специальными чернилами. Фломастер дает равномерный цвет без оттенков. Детям легче рисовать фломастерами, чем карандашами, потому что они легко оставляют след на бумаге. Следует напоминать детям закрывать фломастеры колпачками, иначе они быстро засохнут. Желательно использовать фломастеры для рисования на гладкой бумаге. Если цветом требуется залить большую поверхность, используется штриховка. Фломастеры подходят для рисования мелких ярких деталей и контурной обводки предметов. Один из главных плюсов фломастеров по сравнению с карандашами состоит в том, что ребенок не может стереть линию и нарисовать другую, ему приходиться сразу продумывать свой рисунок.

Восковые мелки имеют насыщенные мягкие яркие цвета, в их состав входит воск. Мелками можно быстро закрасить большую поверхность, особенно если положить мелок плашмя. Воск дает широкую фактурную линию с небольшими просветами. Изменяя нажим, можно получать разные тона одного и того же цвета. Восковые мелки при смешивании не дают плавных переходов. Мелки довольно твердые, но во время рисования при слишком сильном нажиме могут сломаться. Используются для рисования по бумаге и картону. Подходят для изображения неоднородно окрашенных поверхностей: стен, травы, деревьев, деревянных предметов.

Пастельные мелки – это палочки пастели разных цветов и оттенков. Они изготавливаются из пигментов и сухих порошков (мела, белил), связывающихся клеящим веществом (желатином, декстрином или гуммиарабиком). Различают пастель сухую и масляную. Масляная пастель обладает большей кроющей способностью, но хуже растушевывается. Для сухой характерны мягкие тона, она легко смазывается. Пастелью работают на шероховатой бумаге, картоне, специальной цветной бумаге или тонированном грунте, нанося штрихи и полоски. При взгляде на работу издали штрихи сливаются в общий цветовой фон. Иногда штрихи растирают пальцем или ватным тампоном, смешивая таким образом различные цвета и оттенки. Пастельными мелками, как и восковыми, можно рисовать плашмя. Можно работать на мокром листе. Пастелью лучше рисовать на мольберте, чтобы крошки не размазывались по рисунку. Для фиксации рисунков, выполненных пастелью, используются аэрозольные лаки. Пастельные тона позволяют изобразить прозрачность неба, свежесть и бархатистость лепестков в букете, пушистость облаков и т. д.

Уголь – обожженные древесные палочки (березы, ивы, ольхи). Палочки затачивают очень остро – для получения тонких штрихов, или в виде широкой лопаточки – для нанесения жирных линий. Уголь оставляет бархатные линии разных тонов черного. Линии растушевывают ватным тампоном. Угольным карандашом нужно рисовать легко, без нажима, иначе он может сломаться. Рисуют углем по зернистой бумаге или по картону, т. к. на тонкую бумагу уголь ложится хуже и больше осыпается. Угольный карандаш оборачивают салфеткой – тогда руки остаются чистыми. Под правую руку можно подкладывать лист бумаги, чтобы не портить работу. Готовый рисунок не будет смазываться, если его опрыскать аэрозольным лаком для волос.

Сангина – мелки разных оттенков красного и коричневого цвета. Они изготавливаются из каолина и окислов железа. Сангина является мягким материалом. Приемы работы – такие же, как при рисовании углем (широкими линиями, короткими штрихами или линиями), но она хуже растушевывается. При смачивании дает эффект акварели в коричневых тонах. Хорошо сочетается с холодными оттенками угля. Рисуют сангиной по шершавой бумаге или картону. Сангиной удобно рисовать фигуры людей и животных, пейзажи, портреты и транспорт.

Соус называют также «черным мелом». Выпускается в виде коротких круглых мелков разных цветов (от белых до почти черных), обернутых фольгой. Производится соус из каолина, мела и прессованной газовой сажи. Соус дает красивые бархатистые тона от очень темных до очень светлых, с большим числом тональных градаций. Соусом удобно выполнять быстрые наброски, а также тщательное моделирование формы. Сухая техника работы соусом схожа с техникой работы углем. При помощи растушевки добиваются переходов от светлых тонов к более темным. Соус хорошо растворяется в воде, поэтому им можно работать так называемым, мокрым способом (при помощи кисти).

Гуашь дает прочный непрозрачный слой, по мере высыхания слои можно накладывать один на другой. Детям гуашь подходит лучше, чем другие краски. Гуашевые краски густые, их слегка разводят водой, чтобы набрать краску на ворс кисти. Для получения нового цвета, нужно смешивать основные цвета, а для получения более светлых тонов в краски добавляют белила. Можно рисовать мазками или подмалевкой. Цветные пятна в большинстве случаев должны обладать живописностью. Гуашью можно рисовать на белой и на цветной бумаге.

Акварель – нежные, легкие, прозрачные краски. Работая этой краской, нужно использовать много воды. Акварельные краски, так же как и гуашевые, можно смешивать для получения новых цветов. Более светлый тон получается путем разбавления краски водой. Начинать акварельный рисунок следует с наложения темных пятен. Слой акварели почти нельзя перекрыть другим цветом, поэтому в акварельном рисунке трудно исправить неточность. Следует использовать специальную шероховатую бумагу – акварельную. Акварелью рисуют пейзажи, натюрморты, портреты, цветы, осенние листья с постепенными переходами от одного цвета к другому, голубое небо, пушистые облака, морскую гладь и т. д.

Акриловые краски – очень яркие, довольно клейкие. Можно рисовать как неразведенной краской, так и краской, смешанной с водой. В первом случае наносить краску рекомендуется плоской жесткой кистью. Можно рисовать фон разведенной акриловой краской, а поверх фона – неразведенной или процарапывать на нем рисунок. Акрил хорошо подходит для оттисков. Акриловые краски легко смешиваются в любых вариантах. Когда краска высыхает, она становится водоотталкивающей. Рисуют акриловыми красками в основном на плотной бумаге и картоне, расписывают сделанные из гипса или глины поделки, также акрил используют для росписи бутылок. Интересно смотрятся перламутровые акриловые краски.

Плакатная тушь бывает различных цветов. Тушь представляет собой углеродные пигментные взвеси в шеллаке. Плакатная тушь обладает высокой чистотой цвета. Тушь оставляет глубокий цвет, удобна в работе, почти не смывается с бумаги после высыхания. Если использовать перо, изображение получается тонкое и четкое, при работе заостренной палочкой – воздушное и изящное, при рисовании беличьей кисточкой – мягкое. Тушью удобно рисовать контуры предметов, делать чертежи, плакаты.

Гелевые ручки были разработаны не так давно. Продаются отдельно и в наборах по 6 и 10 штук разных цветов. В каждой ручке имеется сменный стержень, который бывает перламутровым, с блестками, с запахом или без всяких наполнителей. Благодаря уникальному составу гелевых чернил, они пишут мягче шариковых ручек, после нанесения линия не расплывается и быстро высыхает. Чтобы стержни не засыхали, ручку каждый раз надо закрывать колпачком. Гелевая ручка оставляет одинаковые сочные следы и не требует нажима при письме. Поэтому гелиевую ручку удобно использовать при создании графических изображений.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

educ.wikireading.ru

Своеобразие детских графических проявлений в структуре изобразительной деятельности

Рассмотрим подробно выполнение детьмизадания 1 «Свободный рисунок».

Все воспитанники общеобразовательного ДОУ с интересом приняли и поняли условия задания. Многие из них нарисовали сю­жеты, в которых присутствовали сказочные персонажи, люди, жи­вотные, изображенные не только в статическом варианте, но и в ди­намике. Дети с интересом включались в процесс выполнения зада­ний, проявляли самостоятельность и инициативность.

 

Технические навыки детей позволяли им доста­точно свободно реализовать свой замысел в деятельности, дети легко осуществляли вы­бор цвета, соответствующий цвету предмета, при необхо­димости меняли карандаш на другой, цвет которого отра­жал цвета реальных предме­тов и их элементов. В боль­шинстве детских изображе­ний присутствовали много­численные детали предметов

 
Рис. 13 Свободный рисунок нормально развивающегося ребенка

и элементы композиций. В некоторых рисунках были отражены по­пытки детей передать перспективу - изобразить дом с угла, нарисо­вать лес на заднем фоне, передать пропорциональные и пространст­венные соотношения объектов (рис. 13).

В процессе рисования дети делали высказывания разной сте­пени сложности, задавали вопросы по содержанию рисуночной дея­тельности, комментировали создаваемые изображения.

Большинство дошколь­ников с ЗПР также приняли условия задания и активно приступили к его выполне­нию. Но в процессе рисова­ния дети постоянно обраща­лись за помощью к взросло­му, уточняя, что надо рисо­вать, как это рисовать, каким карандашом нужно пользо­ваться, где размещать рису­нок на плоскости листа бума­ги. Сопровождающей речи

было мало, эмоциональная заинтересованность детей фиксировалась в гораздо меньшей степени, а технические навыки выполнения изо­бражений были крайне слабо сформированы - дети иногда исполь­зовали карандаш неадекватного цвета, гораздо реже меняли цвет ка­рандаша - максимальное количество цветов - четыре (лишь в пяти рисунках). В рисунках не отмечалось ни одной попытки создать перспективные изображения (рис. 14).

Более половины детей с ЗПР выполнили рисунок на свобод­ную тему с помощью взрослого (68%), заинтересованное отношение

к процессу рисования и его результатам проявили 62% дошкольни­ков с ЗПР - см. таблицу 1.

Таблица 1 Уровни организации изобразительной деятельности

у детей изучаемых категорий (в %) в процессе выполнения рисунка по представлению

Принятие/отказ от задания
Нормально развиваю­щиеся дети 100/0
Дошколь­ники с ЗПР 90/10
Умствен­но отста­лые дети 72/28

 

Понимание условий задания (самостное/ с помощью)

Характер рисуночной деятельности (целенаправленный/ прерывающийся)

 

^есть/нет] ___

Отношение к созданным

Изображениям

(заинтересованное/

безразличное)____

Самостоятельное

Выполнение задания

/ выполнение с помощью

Сформированность

Технических навыков

[да/нет]

По нашим данным, дети с ЗПР наиболее часто создают рисун­ки, которые можно отнести к группе «элементов сюжетного изобра­жения». В них отсутствует алогичность соединения отдельно изображенных объектов, однако их смысловая сущность и количество не позволяют охарактеризовать их единство как сюжет.

Охарактеризуем наиболее многочисленную группу рисунков детей с ЗПР, а именно те, которые мы отнесли к типу «элементы сюжетного рисунка»(рис. 15).

Эти рисунки пред­ставляют собой неразви­тые сюжетные изобра­жения, поскольку дети не обладают тем объе­мом образов-представ­лений и графических образов, которые необ­ходимы для их развер­тывания. Например, ре­бенок задумал нарисо­вать гонки. Нарисовав дорогу и одну машину, мальчик остановился.

• *.„ «»• & [ Iй' ^ .' .и11 »"" '' Рис. 15 Рисунок типа «элементы сюжетного изображения»  

 

Он не знал, что ему рисовать еще. И это незнание, на наш взгляд, относится прежде всего к объектам изображения, а не к принципам их соединения в одном изображении.

Что касается детей с легкой степенью умственной отсталости третий год посещавших специализированное до­школьное учреждение, то большинство из них при­няли задание (72%), одна­ко они не поняли его ус­ловий (60%). На просьбу взрослого: «Нарисуй, что ты хочешь», длительное время смотрели на него, а потом переспрашивали:

«А что надо нарисовать?».

Рис. 16 «Набор графем» в рисунке умственно отсталого ребенка

В рисунках детей с

умственной отсталостью мы выделяли такой вид компановки изо­бражений на листе бумаги как «набор графем» (рис. 16). Для данно­го типа изображений характерно алогичное соединение в пределах одного листа бумаги несвязанных между собой предметных изобра­жений, букв, каракулей и иных графем, которые сформировались у ребенка на протяжении его предшествующей жизни и обучения. В процессе рисования эти дети охотно комментировали и создаваемые изображения, и все, что они видели, параллельно наблюдая за про­исходящим в группе. Треть детей этой категории в ответ на предъ­явление этого задания начеркали несколько плохо опознаваемых графем, комментарии к ним носили неотнесенный характер. Боль-

шинство из этих дошкольников обучались в условиях специализи­рованного ДОУ первый и второй год.

Проведенный анализ детских рисунков позволил нам выде­лить пять типов рисунков (см. табл. 2) по их логической и компози­ционной завершенности:

• сюжетные изображения;

• элементы сюжетных изображений;

• предметные изображения;

• набор графем;

• каракули.

Таблица 2

Уровни сформированное I и рисуночной деятельности при выполнении детьми задания 1 «Свободный рисунок»

Нормально развивающиеся дети
Дошкольники сЗПР
Умственно отсталые дети

 

Абсол. % Абсол. % Абсол. %

Сюжетные изображения

Элементы сюжета

Предметные изображения

 

 

Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют о том, что почти половина дошкольников с умственной отсталостью (42%) использовали в своих рисунках набор графем, а предметное изобра­жение смог создать только каждый пятый ребенок. Среди детей с ЗПР почти половина детей (45%) нарисовала элементы сюжета, а среди нормально развивающихся детей большинство (85%) смогли нарисовать сюжетные изображения разной степени сложности. По­добное явление можно было предположить, однако мы не ожидали, что среди обучавшихся умственно отсталых дошкольников будет такое большое количество детей, которые на фоне усложнение фор­мы предъявления задания, соскользнут на уровень каракулей. Как и следовало ожидать в группе нормально развивающихся дошкольни-

ков таких рисунков не было, а в группе детей с ЗПР наблюдались лишь отдельные случаи воспроизведения каракулей.

Рассмотрим выполнение детьмизадания 2 «Дом-дерево-человек» .

Для первичной обработки результатов и определения инфор­мативности и надежности выделенных критериев была использо­вана система качественной оценки:А-В-С [210]. Каждая из трех оценок отражала определенную качественную степень того или ино­го признака, в своих высших выражениях (А) в большей мере прису­щая нормальному развитию, в низших (В, С) - различным отклоне­ниям от него. Число градаций (позиций) рассматриваемых призна­ков (параметров) устанавливалось нами на основе эксперименталь­ного определения числа существующих качественных переходов внутри каждого из них.

Остановимся более подробно на определении позиций при­знаков. В предложенных критериях при выполнении детьми зада­ний оказалось различное количество позиций. У одних критериев -«принятие задания», «наличие субъекта», «узнаваемость субъекта», «отражение движения» выявилось две позиции критериев (у боль­шинства исследуемых). Это, так называемые, двухпозиционные критерии. Увеличение числа позиций до 3 (трехпозиционные) об­наружилось у подавляющего большинства критериев (80%): «раз­мер», «пропорциональность», «мышечный контроль», «степень на­жима на карандаш», «серийность изображений». При анализе дет­ских работ по таким критериям, как «использование цвета», «де­тальность изображений», «композиция рисунка» число позиций значительно увеличилось (многопозиционные критерии). Так, при рассмотрении критерия «использование цвета» выяснилось, что де­ти рисовали как одним, двумя, так и тремя, четырьмя, пятью и ше­стью карандашами. Сложность оценки состояла еще и в том, что дети могли использовать два цвета, но ярких, эмоциональных, с предварительным их выбором, в тоже время рисовать тремя-четырьмя, но черным, коричневым, синим, зеленым и при этом сделать очень качественный рисунок.

Аналогичная ситуация складывалась при рассмотрении рисун­ков по критерию «детальность изображений». Излишняя детализа­ция наблюдалась у детей с низкими уровнем умственного развития, а лаконичные изображения встречались у детей с высокими интел­лектуальными способностями.

Определив наличие разного количества позиций в критериях, система позиций была унифицирована, подведена, по возможности, их к общему знаменателю. Учитывая, что подавляющее большинст­во критериев - трехпозиционные, и проведя тщательный анализ ри-

сунков всех детей трех изучаемых категорий, мы остановились на системе трехпозиционных показателей - А-В-С, предложенной А.Н. Орловой [210].

При анализе детских рисунков, выполненных на тему «дом-дерево-человек», оказались значимыми следующие параметры:

• мышечный контроль;

• пропорциональность;

• размер изображений;

• степень нажима на карандаш;

• адекватность изображения;

• выразительность изображения.

• отражение движения;

• детальность изображений;

• цветовая гамма;

• завершенность изображений.

Таблица 3 Результаты анализа рисунков на тему «дом-дерево-человек» при трехпозиционной оценке выделенных параметров (в %)

Параметры   Качеств, ха­   Нор­   Дошко­   Умст­  
    рактеристика   мально   льники   венно  
    параметра   разви­   с ЗПР   отсталые  
        вающие­       дети  
        ся дети          
Мышечный                  
контроль:                  
А   Достаточный        
В   Удовлетворит        
С   Слабый        
Пропорцио­   \              
нальность:                  
А   Достаточный        
В   Удовлетворит        
с   Слабый        
Размер:                  
А   Большой        
В   Средний        
с   Мелкий        
Нажим:                  
А   Чрезмерный        
В   Достаточный        
с   Слабый        
Адекватность А В С   Достаточная Удовлетворит Низкая   85 15 0   20 65   0 30 70  
Выразитель­ность А В С   Достаточный Удовлетворит Слабый   60 30 10   8 52 40   0 18  
Движение: А В С   Отражено Обозначено Отсутствует   38 44 18   0 12 88   0 6  
Детальность: А В С   Достаточная Удовлетворит Слабая   80 12 8   32 32 36   6 30  
Цветовая гамма А В С   Адекватная Бедная Неадекватная   82 18 0   34 10 56   22 58  
Завершен­ность изобра­жений: А В С   Достаточно Удовлетворит Незавершено   100 0 0   90 10 0   32 42  

Уровень с(Ьормированности графического образа (по классификации Н. 8иНпуе1ег ) [3511

В рисунках нормально развивающихся детей отмечается раз­нообразие и завершенность графических образов изображенных предметов, это касалось всех объектов задания (см. 3 параграф 1 главы, рис. 8-11). ДОМ - большинство детских изображений (70%) относятся к типу - переход к дифференцированной схеме. Неболь­шая часть (15%) представлена недифференцированной схемой и лишь незначительное количество рисунков среди всех полученных в этой группе детей (15%) относятся к дифференцированной схеме. ДЕРЕВО - большинство рисунков представлено недифференциро­ванной схемой (40%), в которой отражены только его основные час­ти - ствол, ветви первого порядка, изредка в рисунках присутствует изображение земли, а также переходом к дифференцированной

 

схеме (40%). Небольшую часть рисунков (20%) мы отнесли к диф­ференцированной схеме. ЧЕЛОВЕК - все рисунки, предположи­тельно разделив на три равные части (примерно по 33%) мы рас­смотрели как переход к недифференцированной схеме, недифферен­цированную схему и переход к дифференцированной схеме.

Рисунки детей с ЗПР представлены большей вариативностью в уровне сформированности графических образов, но акценты рас­ставлены несколько иначе. ДОМ (рис. 17) - рисунки относились к недифференцированной схеме (50%), и переходу к дифференциро­ванной схеме (50%). ДЕРЕВО (рис. 18) - большинство изображений являлись недифференцированной схемой (70%), часть (30%) отно­сились к переходу к дифференцированной схеме. ЧЕЛОВЕК (рис. 19)- большая часть рисунков - переход к недифференцированной

 

схеме (70%), незначительная часть - недифференцированная схема (30%). Очень часто отмечалась геометризация в изображении чело­веческой фигуры.

Рисунки детей с умственной отсталостью (рис. 20) отлича­лись примитивизмом, крайне низким уровнем сформированное™ графических образов. У детей третьего года обучения незамкнутые контуры отсутствовали, но они отмечались во многих рисунках де­тей, посещавших дошкольное учреждение первый год. ДОМ - у по­ловины детей можно было обнаружить в рисунках каракули (10%) и фрагментарные изображения (40%), значительная часть изображе­ний представлена переходом к недифференцированной схеме (40%) и лишь у незначительной части (10%) мы обнаружили примитивную недифференцированную схему. ДЕРЕВО - количество каракулей и фрагментарных изображений осталось прежним (10%, 40%), такое же соотношение типов переход к недифференцированной схеме и самой недифференцированной схемы (40%, 10%). ЧЕЛОВЕК - в этих изображениях наблюдалась несколько иная ситуация. Каракули (10%) и головоноги (55%) мы обнаружили у подавляющего боль­шинства рисунков. В небольшой части изображений наблюдался пе­реход к недифференцированной схеме.

Мышечный контроль

Данный показатель характеризует способность ребенка-дошкольника контролировать свои движения при изображении им линий, углов и кругов. Нами отмечен достаточно высокий уровень мышечного контроля у нормально развивающихся дошкольников (70%). Группа детей с ЗПР поделилась почти поровну по категори­ям «удовлетворительный» и «слабый». Умственно отсталые до­школьники дали 10 % каракулей, что значительно лучше, чем ре­зультаты выполнения ими же задания на свободную тему, где про­цент детей, изображающих каракули был равен 38%. В целом при рисовании умственно отсталыми детьми заданных объектов преоб­ладали фрагментарные изображения и примитивные схемы.

Пропорции и размеры

В группе нормально развивающихся детей размеры изображе­ний, в основном, средние и большие. Мелкие встречались реже. При передаче пропорциональности частей объектов детские работы представляли не совсем гармоничную картину. При изображении самих предметов многие рисунки не пропорциональны: человек выше дома, человек выше дерева и т.д.

Рисунки детей с ЗПР отличались еще меньшей адекватностью пропорций. Это касалось не только изображения самих предметов (дом, дерево, человек одинакового размера; человек выше дома и дерева), но и их частей - окно или дверь были во всю площадь дома. Размеры рисунков чаще большие и мелкие.

В группе детей с интеллектуальнойнедостаточностьюмы наблюдали грубые пропорциональные нарушения, как в расположе­

 

нии самих предметов, так иих частей. Рисунки чаще мелкие и большие.

megaobuchalka.ru


Смотрите также