В.А. Сухомлинский: самые главные мысли о детях, семье и школе. Слова сухомлинского о рисовании


В.А. Сухомлинский: самые главные мысли о детях, семье и школе

В преддверии нового учебного года хочется вспомнить великого советского учителя, Василия Александровича Сухомлинского. И пусть современное поколение его уже не знает, от этого его высказывания и афоризмы не теряют своей актуальности, а возможно даже наоборот, становятся своевременными как никогда.

Воодушевившись подвигом Януша Корчака, Сухомлинский посвятил себя детям. Он записывал все свои мысли, связанные с воспитанием и образованием детей. В основу его образовательной системы легло самое главное — личность ребенка. Он программировал всех детей на успех, давал отстающим детям задания полегче, чтобы они могли с ними справиться и не чувствовали себя хуже более сильных детей. А после этого учитель хвалил ребенка. Тем самым учитель не ставил в коллективе ребенка как неуспевающего, все дети были равны, хотя, безусловно, как и в любом коллективе, были более сильные дети и более слабые. Но Сухомлинский с этим боролся и открывал новые таланты у детей, чтобы каждый ребеночек нашел себя в том или ином занятии. Сухомлинский огромное значение в воспитании детей уделял труду, познанию красоты окружающего мира

Он написал великолепные книги, «Письма к сыну», «Сердце отдаю детям», «Воспитание человека», в которых открыто сформулировал принципы своего педагогического мировоззрения. Каждая из этих книг стоит того, чтобы стать обязательной к прочтению каждым учителем перед началом учебного года. А родителям его книги стоило бы выдавать в роддоме при выписке.

О наказании детей:

  1. Воспитание перестаёт быть воспитанием, когда ребёнок чувствует, что с ним поступили несправедливо. Несправедливость порождает оскорбление и негодование, подлость и лицемерие.
  2. У ребёнка никогда не бывает злого умысла. Он ошибается. И если мы помогли ему правильно понять и пережить ошибку, он всем сердцем постигнет моральный смысл своего поступка и будет стараться избегать аналогичной ошибки, хотя не всегда это ему и будет удаваться.
  3. Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурство.
  4. Нельзя допускать, чтобы ребёнок перестал уважать сам себя, дорожить собственной честью, перестал стремиться быть лучше, чем он есть.
  5. Нельзя превращать детское сердце в пугливую птичку, которая забилась в угол клетки и ждёт расправы. Сердце, чуткое к добру, справедливости, доброжелательности, не требует не только крика, но и повышения голоса.
  6. Как бы серьёзен ни был детский проступок, но если он совершён не по злому умыслу, за ним не должно следовать наказание.
  7. Пусть над головой у ребёнка не висит меч наказания за неосторожный, опрометчивый шаг. Дети с угнетенными чувствами — это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью.
  8. Физические наказания являются насилием не только над телом, но и над духом человека; ремешок делает бесчувственными не только спину, но и сердце, чувства.
  9. Там, где всё строится на наказаниях, нет самовоспитания, а без самовоспитания не может быть нормальным и воспитание вообще. Не может, потому что наказание уже освобождает воспитанника от угрызений совести, а совесть — это главный двигатель самовоспитания; где совесть спит, не может быть и речи о самовоспитании. Получивший наказание думает: мне нечего больше размышлять о своём поступке; я получил то, что положено.
  10. Тому, кого бьют, самому хочется бить; тот, кто в детстве хочет бить, став взрослым, захочет убить — преступления, убийства, насилие уходят своими корнями в детство.
  11. Хулиган, сознательный нарушитель дисциплины не рождается внезапно. Его создают годы черствости, равнодушия и бессердечности взрослых.

О семье:

  1. Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
  2. Прекрасные люди вырастают в тех семьях, где отец и мать по—настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей.
  3. Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.
  4. Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
  5. Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.
  6. Пусть с юных лет в сердце ребёнка живёт тревога за родную мать, отца, бабушку и дедушку; пусть грустит и болит детское сердце, если у родных что— то неблагополучно, пусть ночью не спит ребёнок, думая о матери и отце. Не оберегайте его от этих тревог, от этой боли: будете оберегать, вырастет человек с каменным сердцем, а в каменном сердце нет места ни для сыновней преданности, ни для отцовской ласки, ни для великих идеалов народа; кто равнодушен к матери и отцу, не может стать и настоящим патриотом.
  7. Любого работника — от сторожа до министра — можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно. Никогда не поднимает руку на другого человека тот, кто в детстве близко к сердцу принимает радости и горечи другого человека, кто готов отдать свою радость, свое благополучие во имя того, чтобы отец, мать, сестра, брат, дедушка, бабушка не знали горя, страданий.
  8. Первый и главный воспитатель ребёнка, первый и главный педагог — это мать, это отец.
  9. В семье, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло — эгоизм, индивидуализм отдельных родителей.
  10. Некогда воспитывать сына — значит некогда быть человеком.
  11. У тебя будут дети, ты будешь озабочен тем, чтобы они стали настоящими людьми; так знай же, что самое главное в творении человека — это воспитание способности дорожить человеческой жизнью как самым дорогим, бесценным богатством.

О добре и зле:

  1. Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла.
  2. Сердца детей должны быть широко открыты радостям и горестям других людей.
  3. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь.
  4. Всё окружающее в той или иной мере касается тебя.
  5. Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — всё равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать.
  6. Зло утверждается само, достаточно не учить ребенка ни добру, ни злу.
  7. Жалость к самому себе — вот душевное состояние, которое я без преувеличения называю неисчерпаемым источником эгоизма. Не допускай, чтобы у детей зародилось это состояние, оно породит ожесточенность. Пусть человек умеет жалеть себя лишь поскольку, поскольку он умеет быть добрым и жалостливым к другим.
  8. С малых лет учись жить так, чтобы тебе было хорошо, приятно, когда ты делаешь хорошо для людей, и неприятно, когда ты сделал что-то плохое, предосудительное.
  9. Говори о человеке, поступке, явлении, событии то, что ты думаешь. Никогда не стремись угадать, каких слов от тебя кто-то ожидает. Это стремление может сделать из тебя лицемера, подхалима и в конечном счете — подлеца.
  10. Нет детей неспособных, трудных, злых, — есть те, кого в раннем возрасте неправильно воспитали, не дали достаточное количество любви.
  11. Как важно, чтобы у детей был друг, о ком надо заботиться.
  12. Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в кукле, лошадке, плюшевом медвежонке, птичке, нежном и беззащитном цветке, деревце, в любимой книге — для него недоступно глубокое чувство человеческой дружбы, верности, преданности, привязанности.

О мотивации достижения:

  1. Не должно быть людей незаметных, людей — безвестных пылинок. Каждый должен сверкать, как сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных. Быть неповторимой личностью — это зависит в большей мере от самой личности. Надо стремиться к тому, чтобы не быть серым, незаметным.
  2. Необходимо, чтобы у ребенка был близкий ему персонаж, на которого ему хотелось бы походить, герой, совершивший подвиг.
  3. Помните древнюю мудрость: если хочешь погубить человека, дай ему всё, что он пожелает.
  4. Труд — это, прежде всего, сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость.
  5. Не бойтесь детского труда, дорогие родители! Пусть не тревожит вас то, что ребёнок отнёс для поливки цветов и винограда одно маленькое ведёрко воды, другое, третье, четвёртое, что он вспотел и устал, — этот труд для него истинная радость, несравнимая ни с какими другими радостями мира.
  6. Если человек до пяти лет только дитя, ему трудно будет стать человеком.
  7. Не бойтесь омрачить солнце золотого детства тем, что ребёнку будет тяжело, что он, напрягая свои усилия, сделает больше, чем, казалось бы, позволяют его маленькие силы.
  8. Детство не должно быть постоянным праздником — если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребёнка останется недоступным и счастье труда.
  9. Человек освободился от рабства подневольного труда вовсе не для того, чтобы стать рабом безделья.
  10. Ленивым становится тот, чьи желания в раннем детстве удовлетворяются заботами старших, а ребёнку остаётся только повелевать и капризничать. Лодырь рождается там, где всё легко даётся и человек не знает, что такое трудно.
  11. Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость — радость потребления
  12. Важно, чтобы человек не воспринимал труд как повинность, как данность, которую нужно выполнить, — труд для него должен быть радостью, он должен видеть в нем главное — возможность принести пользу людям, подарить что— то миру, создать своими руками какие— либо материальные ценности или идеи, которые позволят чему— то появиться на свет. Таким образом, человек осознает себя творцом, верит в собственную силу и могущество.

О школе и учителях:

  1. Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием.
  2. Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком.
  3. Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках тончайший инструмент воспитания — наука о нравственности, этика.
  4. Я твердо убежден, что человечность, сердечность, доброта любого человека измеряются тем, как относятся к нему дети. Тот, кого любят дети, — настоящий человек. Детей никогда не обманешь, ничем не закроешь перед ними своего настоящего лица.
  5. Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение — одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А, среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать.
  6. Никогда нельзя спешить с разоблачением отрицательных, предосудительных поступков ребёнка, выставлять его перед коллективом со всеми его недостатками. Пусть ребёнок проявит внутренние духовные силы для преодоления своих недостатков, пусть коллектив видит в нём прежде всего хорошее.
  7. Будьте творцами нравственных достоинств ребёнка. Как садовник заботливо лелеет веточку культурного сорта плодового дерева, привитого к дичку, так мы, воспитатели, должны беречь и охранять в ребёнке всё хорошее.
  8. Воспитание словом — самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике.
  9. Крик учителя ошеломляет, оглушает ребёнка. Дети, на которых часто кричат, теряют способность воспринимать тончайшие оттенки чувств других людей и — это особенно тревожно — теряют чуткость к правде, справедливости. Крик заглушает, притупляет голос детской совести. В крике дети чувствуют растерянность и бессилие того, кто кричит. Они воспринимают крик как одно из двух — или нападение на них, учеников, или же защиту от них, боязнь, страх. И то, и другое вызывает реакцию активного протеста.
  10. Криком учителя воспитывают взрослых крикунов, равнодушных к людям, бессердечных.
  11. Как часто приходится слышать от нашего брата учителя: ничего не выйдет из этого ученика, безнадёжный он... Хочется сказать: не спешите с выводом — на вашей совести человек. Врач произносит роковые слова — безнадёжно больной лишь тогда, если убедится, что всё сделано и мудрость исцелителя пока бессильна перед силами природы. 

25 август 2015 15:30

Parents.ru

Фото: GettyImages

Гульназ Сагитдинова

www.parents.ru

В.А. Сухомлинский: самые главные мысли о детях, семье и школе

 

ХОЧЕТСЯ ВСПОМНИТЬ ВЕЛИКОГО СОВЕТСКОГО УЧИТЕЛЯ, ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА СУХОМЛИНСКОГО. И ПУСТЬ СОВРЕМЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ ЕГО УЖЕ НЕ ЗНАЕТ, ОТ ЭТОГО ЕГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ И АФОРИЗМЫ НЕ ТЕРЯЮТ СВОЕЙ АКТУАЛЬНОСТИ, А ВОЗМОЖНО ДАЖЕ НАОБОРОТ, СТАНОВЯТСЯ СВОЕВРЕМЕННЫМИ КАК НИКОГДА.

 

Воодушевившись подвигом Януша Корчака, Сухомлинский посвятил себя детям. Он записывал все свои мысли, связанные с воспитанием и образованием детей. В основу его образовательной системы легло самое главное — личность ребенка. Он программировал всех детей на успех, давал отстающим детям задания полегче, чтобы они могли с ними справиться и не чувствовали себя хуже более сильных детей. А после этого учитель хвалил ребенка. Тем самым учитель не ставил в коллективе ребенка как неуспевающего, все дети были равны, хотя, безусловно, как и в любом коллективе, были более сильные дети и более слабые. Но Сухомлинский с этим боролся и открывал новые таланты у детей, чтобы каждый ребеночек нашел себя в том или ином занятии. Сухомлинский огромное значение в воспитании детей уделял труду, познанию красоты окружающего мира

Он написал великолепные книги, «Письма к сыну», «Сердце отдаю детям», «Воспитание человека», в которых открыто сформулировал принципы своего педагогического мировоззрения. Каждая из этих книг стоит того, чтобы стать обязательной к прочтению каждым учителем перед началом учебного года. А родителям его книги стоило бы выдавать в роддоме при выписке.

 

О НАКАЗАНИИ ДЕТЕЙ:

1.    Воспитание перестаёт быть воспитанием, когда ребёнок чувствует, что с ним поступили несправедливо. Несправедливость порождает оскорбление и негодование, подлость и лицемерие.

2.    У ребёнка никогда не бывает злого умысла. Он ошибается. И если мы помогли ему правильно понять и пережить ошибку, он всем сердцем постигнет моральный смысл своего поступка и будет стараться избегать аналогичной ошибки, хотя не всегда это ему и будет удаваться.

3.    Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурство.

4.    Нельзя допускать, чтобы ребёнок перестал уважать сам себя, дорожить собственной честью, перестал стремиться быть лучше, чем он есть.

5.    Нельзя превращать детское сердце в пугливую птичку, которая забилась в угол клетки и ждёт расправы. Сердце, чуткое к добру, справедливости, доброжелательности, не требует не только крика, но и повышения голоса.

6.    Как бы серьёзен ни был детский проступок, но если он совершён не по злому умыслу, за ним не должно следовать наказание.

7.    Пусть над головой у ребёнка не висит меч наказания за неосторожный, опрометчивый шаг. Дети с угнетенными чувствами — это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью.

8.    Физические наказания являются насилием не только над телом, но и над духом человека; ремешок делает бесчувственными не только спину, но и сердце, чувства.

9.    Там, где всё строится на наказаниях, нет самовоспитания, а без самовоспитания не может быть нормальным и воспитание вообще. Не может, потому что наказание уже освобождает воспитанника от угрызений совести, а совесть — это главный двигатель самовоспитания; где совесть спит, не может быть и речи о самовоспитании. Получивший наказание думает: мне нечего больше размышлять о своём поступке; я получил то, что положено.

10. Тому, кого бьют, самому хочется бить; тот, кто в детстве хочет бить, став взрослым, захочет убить — преступления, убийства, насилие уходят своими корнями в детство.

11. Хулиган, сознательный нарушитель дисциплины не рождается внезапно. Его создают годы черствости, равнодушия и бессердечности взрослых.

О СЕМЬЕ:

1.    Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

2.    Прекрасные люди вырастают в тех семьях, где отец и мать по—настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей.

3.    Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.

4.    Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

5.    Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.

6.    Пусть с юных лет в сердце ребёнка живёт тревога за родную мать, отца, бабушку и дедушку; пусть грустит и болит детское сердце, если у родных что— то неблагополучно, пусть ночью не спит ребёнок, думая о матери и отце. Не оберегайте его от этих тревог, от этой боли: будете оберегать, вырастет человек с каменным сердцем, а в каменном сердце нет места ни для сыновней преданности, ни для отцовской ласки, ни для великих идеалов народа; кто равнодушен к матери и отцу, не может стать и настоящим патриотом.

7.    Любого работника — от сторожа до министра — можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно.Никогда не поднимает руку на другого человека тот, кто в детстве близко к сердцу принимает радости и горечи другого человека, кто готов отдать свою радость, свое благополучие во имя того, чтобы отец, мать, сестра, брат, дедушка, бабушка не знали горя, страданий.

8.    Первый и главный воспитатель ребёнка, первый и главный педагог — это мать, это отец.

9.    В семье, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло — эгоизм, индивидуализм отдельных родителей.

10. Некогда воспитывать сына — значит некогда быть человеком.

11. У тебя будут дети, ты будешь озабочен тем, чтобы они стали настоящими людьми; так знай же, что самое главное в творении человека — это воспитание способности дорожить человеческой жизнью как самым дорогим, бесценным богатством.

О ДОБРЕ И ЗЛЕ:

1.    Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла.

2.    Сердца детей должны быть широко открыты радостям и горестям других людей.

3.    Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь.

4.    Всё окружающее в той или иной мере касается тебя.

5.    Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — всё равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать.

6.    Зло утверждается само, достаточно не учить ребенка ни добру, ни злу.

7.    Жалость к самому себе — вот душевное состояние, которое я без преувеличения называю неисчерпаемым источником эгоизма. Не допускай, чтобы у детей зародилось это состояние, оно породит ожесточенность. Пусть человек умеет жалеть себя лишь поскольку, поскольку он умеет быть добрым и жалостливым к другим.

8.    С малых лет учись жить так, чтобы тебе было хорошо, приятно, когда ты делаешь хорошо для людей, и неприятно, когда ты сделал что-то плохое, предосудительное.

9.    Говори о человеке, поступке, явлении, событии то, что ты думаешь. Никогда не стремись угадать, каких слов от тебя кто-то ожидает. Это стремление может сделать из тебя лицемера, подхалима и в конечном счете — подлеца.

10. Нет детей неспособных, трудных, злых, — есть те, кого в раннем возрасте неправильно воспитали, не дали достаточное количество любви.

11. Как важно, чтобы у детей был друг, о ком надо заботиться.

12. Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в кукле, лошадке, плюшевом медвежонке, птичке, нежном и беззащитном цветке, деревце, в любимой книге — для него недоступно глубокое чувство человеческой дружбы, верности, преданности, привязанности.

О МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ:

1.    Не должно быть людей незаметных, людей — безвестных пылинок. Каждый должен сверкать, как сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных. Быть неповторимой личностью — это зависит в большей мере от самой личности. Надо стремиться к тому, чтобы не быть серым, незаметным.

2.    Необходимо, чтобы у ребенка был близкий ему персонаж, на которого ему хотелось бы походить, герой, совершивший подвиг.

3.    Помните древнюю мудрость: если хочешь погубить человека, дай ему всё, что он пожелает.

4.    Труд — это, прежде всего, сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость.

5.    Не бойтесь детского труда, дорогие родители! Пусть не тревожит вас то, что ребёнок отнёс для поливки цветов и винограда одно маленькое ведёрко воды, другое, третье, четвёртое, что он вспотел и устал, — этот труд для него истинная радость, несравнимая ни с какими другими радостями мира.

6.    Если человек до пяти лет только дитя, ему трудно будет стать человеком.

7.    Не бойтесь омрачить солнце золотого детства тем, что ребёнку будет тяжело, что он, напрягая свои усилия, сделает больше, чем, казалось бы, позволяют его маленькие силы.

8.    Детство не должно быть постоянным праздником — если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребёнка останется недоступным и счастье труда.

9.    Человек освободился от рабства подневольного труда вовсе не для того, чтобы стать рабом безделья.

10. Ленивым становится тот, чьи желания в раннем детстве удовлетворяются заботами старших, а ребёнку остаётся только повелевать и капризничать. Лодырь рождается там, где всё легко даётся и человек не знает, что такое трудно.

11. Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость — радость потребления

12. Важно, чтобы человек не воспринимал труд как повинность, как данность, которую нужно выполнить, — труд для него должен быть радостью, он должен видеть в нем главное — возможность принести пользу людям, подарить что— то миру, создать своими руками какие— либо материальные ценности или идеи, которые позволят чему— то появиться на свет. Таким образом, человек осознает себя творцом, верит в собственную силу и могущество.

О ШКОЛЕ И УЧИТЕЛЯХ:

1.    Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием.

2.    Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком.

3.    Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках тончайший инструмент воспитания — наука о нравственности, этика.

4.    Я твердо убежден, что человечность, сердечность, доброта любого человека измеряются тем, как относятся к нему дети. Тот, кого любят дети, — настоящий человек. Детей никогда не обманешь, ничем не закроешь перед ними своего настоящего лица.

5.    Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение — одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А, среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать.

6.    Никогда нельзя спешить с разоблачением отрицательных, предосудительных поступков ребёнка, выставлять его перед коллективом со всеми его недостатками. Пусть ребёнок проявит внутренние духовные силы для преодоления своих недостатков, пусть коллектив видит в нём прежде всего хорошее.

7.    Будьте творцами нравственных достоинств ребёнка. Как садовник заботливо лелеет веточку культурного сорта плодового дерева, привитого к дичку, так мы, воспитатели, должны беречь и охранять в ребёнке всё хорошее.

8.    Воспитание словом — самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике.

9.    Крик учителя ошеломляет, оглушает ребёнка. Дети, на которых часто кричат, теряют способность воспринимать тончайшие оттенки чувств других людей и — это особенно тревожно — теряют чуткость к правде, справедливости. Крик заглушает, притупляет голос детской совести. В крике дети чувствуют растерянность и бессилие того, кто кричит. Они воспринимают крик как одно из двух — или нападение на них, учеников, или же защиту от них, боязнь, страх. И то, и другое вызывает реакцию активного протеста.

10. Криком учителя воспитывают взрослых крикунов, равнодушных к людям, бессердечных.

11. Как часто приходится слышать от нашего брата учителя: ничего не выйдет из этого ученика, безнадёжный он... Хочется сказать: не спешите с выводом — на вашей совести человек. Врач произносит роковые слова — безнадёжно больной лишь тогда, если убедится, что всё сделано и мудрость исцелителя пока бессильна перед силами природы. 

 

nsportal.ru

Копилка высказываний великих педагогов - Сайт golubnatalia!

Высказывания и мысли великих людей о воспитании!

    От того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь. Воспитатель детского сада - это состояние души.  Он дарит детям тепло своего сердца. Работа воспитателя - не просто труд. Это, прежде всего, способность к отречению, умение отдать всего себя, без остатка, видеть в этом свет.

 

             Я люблю читать  умные, полезные высказывания. Воспитание детей - наука более древняя, чем может показаться на первый взгляд. Прививанию добродетелей  уделялось особое внимание ещё в древние времена. О воспитании говорили античные философы, создавая афоризмы, которые в ту пору и являлись «педагогическим» пособием и передавались из уст в уста.

 

 В мире есть две сложные вещи - воспитывать и управлять.

Иммануил Кант

 

  Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный педагог. 

 Лев Толстой

 

Воспитание есть усвоение хороших привычек.

Платон

 

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаём, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.

 

...Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.

Януш Корчак 

 

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

 

Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.                                    

                                                              В. А. Сухомлинский

 

Дети святы и чисты… Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии... нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами...

 Антон Павлович Чехов

Только  то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.

Коменский Я.

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.

Ушинский К. Д.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика - это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей - есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей - сто людей, которое не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люди.  

Януш Корчак

Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей.  

Т.Гончаров

Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения. 

А.Чехов

Никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети. Дети содрогаются от этого запаха, как собака от заячьего следа, и испытывают безумие, которое потом, когда мы становимся взрослыми, называется вдохновением. 

И. Бабель

Ничто так не вредит, как возлагаемые надежды. 

Цицерон

Обучая учусь. 

Сенека Старший

Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, - добрыми или злыми, полезными или бесполезными - благодаря воспитанию. 

Д. Локк

Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя.

 Леонардо да Винчи

Наш воспитатель - наша действительность.

 М. Горький

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. 

А. Дистервег

Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней. 

А. В. Луначарский

Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?  

А.С. Макаренко

Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали. 

А.С.Макаренко

Научить человека быть счастливым  нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Только будет ли это настоящее счастье?

 А.С. Макаренко

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.

 А.С. Макаренко

Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.

 М. Монтень

Повторять слова учителя  не значит быть его продолжателем.

Д.И. Писарев

Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.

 Ж.Ж. Руссо

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. 

 К.Д. Ушинский

Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение. 

К.Д. Ушинский

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя. 

Э. Хаббард

Если вы хотите убедить человека в том, что он живет дурно,  живите хорошо; но не убеждайте его словами. Люди верят тому,  что видят. 

Г. Торо

Когда слово не бьет, то и палка не поможет. 

Сократ 

Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле - и одно из самых эффективных.

Дейл Карнеги

Тот, кто щеголяет эрудицией или ученостью, не имеет ни того, ни другого

Эрнест Хемингуэй

В возрасте 12-16 лет я ознакомился с элементами математики, включая основы дифференциального и интегрального исчислений. При этом  на моё счастье, мне попались книги, в которых обращалось не слишком много внимания на логическую строгость, зато хорошо была выделена везде главная мысль. Все это занятие было поистине увлекательно; в нём были взлёты, по силе впечатления не уступавшие «чуду»...

 Альберт Эйнштейн

Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы.

Бисмарк

Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное - воспитание в человеке человеческого. 

Антуан де Сент-Экзюпери

Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера.

 Д. Дьюи

Не убивайте неясного ума ребенка, дайте ему расти и развиваться. Не выдумывайте для него детских ответов. Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал. Дайте ему пищу для дальнейшей работы, отвечайте так, как стали бы отвечать взрослому человеку.  

Д.И. Писарев

Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию.  

Я.А. Коменский

Письмо к учителю сына.

Если можете, научите его интересоваться книгами... И дайте ему также свободное время, чтобы он мог поразмыслить над извечными тайнами: птицами в небе, пчелами в лучах солнца и цветами на зеленых склонах холма. Когда он будет в школе, научите его тому, что намного почетнее потерпеть неудачу, чем смошенничать...  Постарайтесь дать моему сыну силу не следовать за толпой, когда все примыкают к победившей стороне... Научите его выслушивать всех людей, однако научите его также все то, что он слышит, рассматривать под углом истины и отбирать только хорошее. Научите его не слушать воющую толпу, но встать и сражаться, если он считает себя правым. Обращайтесь с ним мягко, но без излишней нежности, потому что только испытание огнем дает стали высокое качество. Научите его всегда иметь высокую веру в себя, потому что тогда он всегда будет иметь высокую веру в человечество. 

 Авраам Линкольн

Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

 Пабло Пикассо

Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествующие делали для нас.

Георг Лихтенберг

Чем старее школа, тем она ценнее. Ибо школа есть совокупность накопленных веками творческих приемов, традиций, устных преданий об отошедших ученых или ныне живущих, их манере работать, их взглядах на предмет исследований. Эти устные предания, накапливающиеся столетиями и не подлежащие печати или сообщению тем, кого считают неподходящим для этого - эти устные предания суть сокровища, действенность которых трудно даже представить себе и оценить. Если искать какие-либо параллели или сравнения, то возраст школы, накопление ею традиций и устных преданий есть не что иное, как энергия школы, в неявной форме.

Н.Н. Лузин

Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете.

Конфуций

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

Конфуций

Исследователи (Хейес, Блум) показали, что для приобретения экспертных знаний в любой широкой области человеческой деятельности, включая шахматную игру, сочинение музыки, рисование, игру на фортепьяно, плавание, теннис, а также проведение исследований по нейропсихологии и топологии, требуется приблизительно десять лет.

Причем создается впечатление, что в действительности этот срок невозможно сократить: даже Моцарту, который проявил выдающиеся музыкальные способности в возрасте 4 года, потребовалось еще 13 лет для того, чтобы он начал сочинять музыку мирового класса. 

Сэмюэль Джонсон считает, что фактически требуется больше десяти лет: «Превосходства в любой области можно достичь только упорным трудом в течение всей жизни; его нельзя купить по меньшей цене». 

И даже Чосер жаловался: «Жизнь так коротка, что не хватает времени на овладение мастерством»

Питер Норвиг, «Научитесь программировать за десять лет»

Школа наша давно плохо учит и дурно воспитывает. И недопустимо, чтобы должность классного воспитателя была почти не оплаченным добавочным бременем: она должна быть возмещена уменьшением требуемой с него учебной нагрузки. Нынешние программы и учебники по гуманитарным наукам все обречены если не на выброс, то на полнейшую переработку. И атеистическое вдалбливание должно быть прекращено немедленно. А начинать-то надо еще и не с детей - а с учителей, ведь мы их-то всех забросили за край прозябания, в нищету; из мужчин, кто мог, ушли с учительства на лучшие заработки. А ведь школьные учителя должны быть отборной частью нации, призванные к тому: им вручается все наше будущее. 

А.И. Солженицын

Мы во многом ответственны за развитие задатка, вложенного в нас.

А.И. Солженицын

Над школой, как над колыбелью духа народного, необходимо бодрствовать с трагическим вниманием и не жалеть усилий, чтобы отстоять ее задачи.

Меньшиков

К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность. 

Д.И. Менделеев

В педагогике, возведенной в степень искусства, как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалить их в одну форму; но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны.

Н.И. Пирогов

Сократ заставлял сначала говорить учеников, а затем уже говорил сам. 

Монтень

Учитель должен не только обладать знаниями, но и вести правильный образ жизни. Второе даже более важно.

Тиру-Валлювар

Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика - это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей - есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей - сто людей, которое не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люди.

 Януш Корчак

Действительно гуманная педагогика - это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя.

Ш. Амонашвили

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

К.Д. Ушинский

Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?

Ш. Амонашвили

Для отдыха старшекласснику я советую шахматную игру, чтение художественной литературы. Шахматная игра в абсолютной тишине, при полной сосредоточенности - замечательное средство, тонизирующее нервную систему, дисциплинирующее мысль.

В.А. Сухомлинский

Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры.

В.А. Сухомлинский

Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека. 

А. Дистервег

Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. 

A. Барбюс

У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка.

В.А. Сухомлинский

Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и ученые.

Петр Капица

Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам.

М. Булгаков

О достоинствах учителя нельзя судить по размерам толпы, следующей за ним.

Р. Бах

Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни.

К.Д. Ушинский

Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства.

В. А. Сухомлинский

Педагог не тот, кто учит, педагог тот, кто чувствует, как ученик учится.

В. Ф. Шаталов

Талант - искра Божия, которой человек обыкновенно сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим.

В.О.Ключевский

В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить.

Cократ

Не уметь хорошо выражать своих мыслей - недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей - еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.

К.Д. Ушинский

Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.

К.Д. Ушинский

Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький.

Конфуций

Отношение государства к учителю - это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости.

Бисмарк

Заставляй ученика работать руками, языком и головой! Побуждай его перерабатывать материал, вкорени это ему настолько в привычку, чтобы он не умел поступать иначе, чувствовал себя неспокойным, когда это не делается; чтобы он чувствовал в этом внутреннюю потребность! Подобно тому, как никто не может за него, то есть с пользой для него, есть, пить и переваривать пищу, так никто другой не может за него думать, за него учиться; никто другой не может ни в каком отношении быть его заместителем. Он всего должен достигнуть сам. Чего он сам не приобретёт и не выработает в себе, тем он не станет и того он не будет иметь. Эти положения ясны, как солнечный день, но всё-таки тысячи людей поступают так, будто этих правил совсем не существует.

A. Дистервег

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.

Л. Н. Толстой

golubnatalia.jimdo.com

В. А. Сухомлинский "Сердце отдаю детям" (ЦИТАТЫ)

В. А. Сухомлинский "Сердце отдаю детям" (ЦИТАТЫ)
    Выберите действие: ViewВерсии
Фото пользователя Ольга Ивановна Мишукова Submitted by Ольга Ивановна Мишукова on Sat, 24/07/2010 - 12:32

                           В. А. Сухомлинский

"Сердце отдаю детям"

(ЦИТАТЫ)

  • "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества."
  • … «Путешествуя» к истокам слова: открывал ребятам глаза на красоту мира и в то же время стремился донести до детского сердца музыку слова. Я добивал­ся того, чтобы слово было для ребенка не просто обозначе­нием вещи, предмета, явления, но несло в себе эмоциональ­ную окраску — свой аромат, тончайшие оттенки. Важно было, чтобы дети вслушивались в слово, как в чудесную ме­лодию, чтобы красота слова и красота той частицы мира, которую это слово отражает, пробуждала интерес к тем ри­сункам, которые передают музыку звуков человеческой ре­чи — к буквам. Пока ребенок не почувствовал аромата слова, не увидел его тончайших оттенков — нельзя вообще начинать обучение грамоте, и если учитель делает это, то он обрекает дитя на тяжелый труд (ребенок в конце концов преодолеет эту тяжесть, но какой ценой!). Процесс обучения письму и чтению будет легким при условии, если грамота станет для детей ярким, захватывающим куском жизни, наполнены живыми образами, звуками, мелодиями. То, что ребенок обязан запомнить, прежде всего должно быть интересным.»
  •  "Чтение обогащает жизнь детей лишь при условии, когда слово затрагивает сокровенные уголки их сердец."
  • "Чем раньше ребёнок начал читать, тем органичнее связано чтение со всей его духовной жизнью, тем сложнее мыслительные процессы, протекающие во время чтения, тем больше даёт чтение для умственного развития" 
  • "Учение - не механическая передача знаний от учителя к ребёнку, а прежде всего человеческие отношения"
  •   "Душевная чуткость - это качество, которое невозможно достигнуть только обучением. В основе человеческой чуткости педагога лежит общая интеллектуальная, нравственная, эстетическая и эмоциональная культура в их органическом единстве, а это единство достигается и образованностью, и общественным опытом нравственных отношений в коллективе."
  • "Учитель должен знать и чувствовать, что на его совести - судьба каждого ребёнка, что от его духовной культуры и идейного богатства зависит разум, здоровье, счастье человека, которого воспитывает школа"  
  • В детстве каждый ребёнок поэт.
  • Поэтическое творчество - высшая ступень речевой культуры, а речевая культура выражает самую сущность культуры человеческой. Поэтическое творчество доступно каждому. Оно не является привилегией особо одарённых. Поэтическое творчество возвышает человека.
  • Человек, который любит Пушкина и Гейне, Шевченко и Лесю Украинку, человек, которому хочется сказать красиво о красоте,  окружающей его, человек, для которого поиски нужного слова стали такой же потребностью, как потребность созерцать прекрасное, человек, для которого понятие о красоте человеческой выражается прежде всего в уважении человеческого  достоинства, такой человек не может стать грубияном, циником.

 

Навигация по подшивке

www.openclass.ru

Афоризмы и цитаты Василия Сухомлинского

Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) — украинский педагог. Учитель украинского и русского языков и литературы, директор школы, автор трудов по теории и методике воспитания детей.

Поставь над собой сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя.

Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека.

Подлинная гуманность означает прежде всего справедливость.

Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек.

Большое зло — зависть. Не завидуй, а радуйся тому, что твой товарищ достиг успехов. Но, радуясь его успехам, стремись обогнать его.

Говори о человеке, поступке, явлении, событии то, что ты думаешь. Никогда не стремись угадать, каких слов от тебя кто–то ожидает. Это стремление может сделать из тебя лицемера, подхалима и в конечном счете — подлеца.

Ребенок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой.

Любовь — самое интимное и неприкосновенное чувство. Берегите тайны любви.

Прежде чем полюбить в девушке женщину, полюби в ней человека.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь покоем или бедой. Покоем она становится тогда, когда ее уважают. Бедой ее делают забвение и одиночество.

Долг перед отечеством — святыня человека.

Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем.

Наивысшее личное счастье — бороться за что–то более значительное, чем личные интересы.

Человек таков, каково его представление о счастье.

Убеждение не может существовать без того, чтобы не проявляться в активной деятельности.

Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом — значит самому стать безнравственным человеком.

Подлинная самокритика — это голос совести.

Будь мужчиной в учении, юноша! Твое достоинство — учиться в полную меру своих сил. Достоинство мужчины не быть паразитом, нахлебником. Презирай лень мысли!

Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.

Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием.

Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть, — главная причина отсутствия свободного времени.

Умей подчиняться закону, дисциплине, порядку… Умение подчиняться… законам — высшее выражение свободы.

Чувство вины — благородное чувство воспитанного человека. Не переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда.

Чувство вины не самобичевание, а угрызение совести, стремление к нравственной незапятнанности и порядочности.

Не утешайся трескучей фразой, что с милым и в шалаше — рай. Брак не только духовный, но и материальный союз. Собираясь создать семью, подумай, насколько ты независим материально, сумеешь ли ты одеть, укрыть и накормить свою подругу.

Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.

Любого работника — от сторожа до министра — можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно.

Подавляй в себе малейшие признаки слабоволия — капризность, обидчивость, раздражительность, слезливость, болезненное самолюбие.

Повелевать самому себе, властвовать над собой учись с малого. Заставляй себя делать то, что не хочется, но надо. Долженствование — главный источник воли.

Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства.

citaty.su

ВЕЛИКИЙ ПЕДАГОГ | Социальная сеть работников образования

Цитата

Изучая педагогическое творчество Василия Сухомлинского, мы сталкиваемся с удивительным феноменом: чем дальше мы уходим от того времени, когда он жил и творил, тем его наследие становится все более современным. Этот феномен впервые раскрыл доктор психологии, основатель движения Гуманной педагогики, академик Шалва Александрович Амонашвили, отметив, что «классика не из прошлого, - она из будущего

Василий Кучеровский

 

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970), всемирно известный советский педагог-новатор, директор сельской школы, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР, Герой Социалистического Труда.

...Он строил многие свои педагогические произведения как диалог с ребенком и/или взрослым. Книга "Как воспитать настоящего человека" состоит из 59 этических поучений (нравоучений, заповедей, законов, бесед), каждое из которых сначала адресуется воспитаннику, а вторая часть - размышления. Как пример, хочу привести часть обращения к детям из ч.52 "Красота - важное средство воспитания доброты, трудолюбия, сердечности и любви":

Цитата

" В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту.Красота - это глубоко человеческое. Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком или постигается, живет в его душе, не было бы нашего сознания, не было бы и красоты. Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать ее..."

 

На фото Сухомлинский В.А с детьми в зимнем саду

Думаю, такую форму обращения к читателям Василий Александрович использовал не случайно: так он как будто доходил до сердца, души и разума каждого. Каждый читатель ощущает его персональное обращение.И сейчас диалог, а скорее, полилог по поводу его наследия, трудов и системы воспитания продолжается... Покажу на примере названной выше книги "Как воспитать настоящего человека". Ее подзаголовок - Этика коммунистического воспитания.По поводу коммунистического воспитания Сухомлинского есть 3 точки зрения - чем не полилог?

А.Замостьянов в своей статье "Педагог Сухомлинский. Воспитание коммуниста" утверждает, что педагог сделал огромный вклад именно в коммунистическое воспитание, при том, что у него были серьезные оппоненты в свое время (см. описанную в статье дискуссию в редакции "Учительской газеты") после опубликования "Этюдов о коммунистическом воспитании" (см.отрывок).С.Соловейчик же в своей статье "Все более глубокое понимание ребенка и есть воспитание его" убеждает читателей в следующем:"Английский писатель Джордж Оруэлл в антиутопии "1984" ввел термин "новояз" – новый язык. Нет, не новый язык, а именно новояз, потому что в тоталитарном государстве создается специальный язык, на котором только и возможно всякое общение с партийно-государственной машиной. Вся официальная теория воспитания была написана на новоязе. Сухомлинский тоже пользовался им, иначе ни одна из его работ не увидела бы свет: в гуманитарных науках новояз был единственных языком научного общения. Для выражения самых заветных мыслей Сухомлинский вынужден был пользоваться "испорченными словами". Там, где надо было бы написать "воспитание", он часто писал "коммунистическое воспитание" – и я так делал. Это не эзопов язык, он не содержал тайного смысла, это была советская научная латынь".И есть третий подход к коммунистическому воспитанию Сухомлинского, с которым я столкнулась в ходе работы над статьей - простое исключение абзацев текста, где есть терминология коммунистического толка. Рассудило время, я думаю, уже давно никто не вспоминает кодекс строителя коммунизма и подогнанное под него воспитание, а имя Сухомлинского не забыто, его авторитет только крепнет.

Попробуем и мы поговорить с Сухомлинским на темы воспитания и обучения. Послушаем его мнение...

О роли природы в обучении"Я тысячу раз убеждался, что без взаимодействия человека с природой немыслимо умственное развитие, как без мелодии невозможна музыка, без слова — речь, без книги — наука. Единство труда и мысли, деятельности и слова в системе изучения таких предметов, как биология, физика, химия, математика, — это один из краеугольных камней, на которых держится школа как очаг мысли. Готовясь к преподаванию этих предметов, опытные учителя продумывают, каким образом, в каком труде будут раскрываться те отношения и взаимосвязи, на которых построено мышление в системе изучения предмета".

В книге "Сердце отдаю детям" Сухомлинский дает учителям совет: "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами". Он отмечает, что "вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке - дело значительно более сложное, чем провести уроки", так как на организацию экскурсии учителю надо уделять столько же времени и внимания, как на организацию урока, а то и больше.

На фото Сухомлинский с детьми в лесу

О начальной школе:

Цитата

"Главная задача начальной школы - научить детей пользоваться инструментом, с помощью которого человек всю жизнь овладевает знаниями. Научить ребенка учиться".

Что же это за инструменты? Это пять умений, как их называл Сухомлинский. На первое место он поставил умение наблюдать явления окружающего мира. На втором месте умение думать. На третьем - умение выражать свои мысли о том, что я вижу, делаю, наблюдаю. И только на четвертом и пятом месте умения читать и писать. Но согласимся, что мыслящий, думающий ребенок будет с большой радость и читать и писать.

"Школа под голубым небом""Первый год обучения в школе — это огромный шаг в умственном развитии ребенка; путь, который проходит ребенок в этот год, не идет ни в какое сравнение с любимым школьным годом и с любимым десятилетием послешкольного периода. Этому году я придаю исключительное значение. Параллельно и одновременно с приобретением знаний в классе мальчики и девочки проходят школу мышления под открытым небом. Эта школа состоит из шестидесяти уроков, объединенных несколькими темами: «Как природа готовится к зиме и весеннему пробуждению», «Жизнь животных и растений в зимнем саду», «Природа просыпается от зимнего сна», «Живое и неживое в природе», «Как природа творит красоту», «Жизнь муравьев и пчел», «Жизнь луга и степи от утренней до вечерней зари», «Природа, человек и труд». Каждый урок мышления — это наблюдение, видение, изумление перед загадкой природы, думание, открытие истины, переживание радости познания и гордости мыслителя. Двенадцать уроков мышления посвящаются наблюдениям за маленькой вишневой почкой. Дети наблюдают, как образуется почка, как ее закаляют жгучие морозы, как она спит и чутко прислушивается к тому, что делается в природе, как весенний теплый ветерок и солнечный луч открывают ее, и почка «распрямляет плечи и сбрасывает с себя сладкие пеленочки» (это слова детей), как появляются маленькие зеленые листочки, впервые в вишневом саду рождается жизнь листвы и закладываются новые почки, которые превратятся в листву в будущем году. Перед детьми — изумительная картина жизни, они открывают в мире десятки все новых и новых тайн. Их духовная жизнь в этот период определяется тем, что они живут в мире мысли. Чувствование ни с чем несравнимой роскоши, прелести мысли — это и есть тонкий и крепкий корень творческого труда, который, закладываясь в детстве, дает могучую поросль на всю жизнь. Многие годы воспитания твердо убедили меня в том, что, если в первый период школьного воспитания все дети проходят школу мышления, в определенной мере независимую от того, что делается на уроках, не будет ни одного неуспевающего ребенка".

На фото Сухомлинский с детьми

Обратили ли вы внимание как он сам, взрослый человек, удивляется какому-то явлению природы? Не могу не привести его слова: "Каждой выучиваемой букве, каждому арифметическому действию должны предшествовать уроки мышления у первоисточника мысли - среди природы".

О развитии ребенка

Цитата

Музыка — воображение — фантазия — сказка — творчество — такова дорожка, идя по которой, ребёнок развивает свои духовные силы».

 

Иллюстрация к рассказу "Какие они бедные" участника конкурса рисунков 2013 г. Поляна мечты: Этика В. Сухомлинского в детских рисунках.

Этот международный интернет-проект проводился по инициативе австралийского учителя русского языка, который хотел проиллюстрировать некоторые рассказы Сухомлинского, подробности в его видео по результатам проекта.Детям были предложены рассказы В.Сухомлинского для иллюстрирования.Проект и голосование проводились в группе Фейсбук. Что бы на это сказал Василий Александрович? Фото всех рисунков доступны здесь. Финалисты конкурса здесь. Этот опыт показывает насколько актуальны, близки и востребованы идеи Сухомлинского детьми и учителями до сих пор, мы можем видеть их развитие в личностно-ориентированном подходе в образовании, актуальном в настоящее время.    В личностно-ориентированной педагогике можно выделить два аспекта, определяющих функционирование друг друга:

  1. Ориентированность педагога на личностную модель построения взаимодействия с учащимися;
  2. Построение процесса обучения и воспитания с максимальным задействованием, механизмов функционирования личности учащегося (мотиваций, ценностей, «Я-концепции», субъективного опыта и т. п.).

(Источник В.А. Сухомлинский о целях, задачах, принципах обучения)

Об учителе

Цитата

"Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь... Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света."

...Свободное время учителя — это... корень, питающий ветви педагогического творчества. Подробнее о заботливом отношении к учителям и их времени можно прочитать здесь.

О школьном коллективе"Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую можно назвать душевным равновесием. В это понятие я вкладываю такое содержание: чувствование детьми полноты жизни, ясность мысли, уверенность в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. Для душевного равновесия характерны атмосфера доброжелательности, взаимной помощи, гармония умственных способностей каждого ученика и спокойной обстановки целенаправленного труда, ровные, товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражительности. Каким путём создать и, что особенно важно, поддерживать душевное равновесие? Опыт лучших педагогов убеждал меня, что самое главное в этой очень тонкой сфере воспитания — постоянная мыслительная деятельность без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил".

О школьной оценке"Оценка лишь тогда становится стимулом, побуждающим к активному умственному труду, когда отношения между учителем и ребенком построены на взаимном доверии и доброжелательности. Если хотите, оценка — это один из наиболее тонких инструментов воспитания. По тому, как относится ученик к оценке, поставленной учителем, можно сделать безошибочный вывод о том, как он относится к учителю, насколько верит ему и уважает его. По поводу оценивания знаний хотелось бы дать несколько советов.Во-первых, пусть оценок будет меньше, но каждая из них пусть будет весомее, значительнее.Оценка всегда охватывала труд ученика за какой-то период и включала оценивание нескольких видов труда - и ответ (может быть, несколько ответов), и дополнение к ответу товарища, и письменную работу (небольшую), и внеклассное чтение, и работу практического характера.Во-вторых, я никогда не ставил неудовлетворительной оценки, если ученик не мог в силу тех или иных условий, обстоятельств овладеть знаниями.Никогда не спешите выставлять неудовлетворительную оценку. Помните, что радость успеха - это могучая эмоциональная сила, от которой зависит желание ребенка быть хорошим.В-третьих, вообще не ставьте никаких оценок, если вы видите, что знания учеников туманные, что в их представлении о вещах и явлениях, которые изучаются, есть какие-то неясности.В-четвертых, надо избегать вопросов, которые требовали бы ответа совершенно точно повторяющего то, что излагалось учителем или заучено из книги". (Из книги "Сто советов учителю")

О значимости знаний

Цитата

"Самое страшное горе - горе для семьи, горе для школы, горе для общества, если молодому человеку не хочетсязнать. Это мрак, в котором мне видятся очертания скамьи подсудимого и угрюмая тюремная стена. Нежелание знать - это символическая железная решетка, которой человек закрывает от себя безгранично синее небо; вместо символической потом может появиться настоящая".

Свои размышления о значимости приобщения к знаниям Сухомлинский продолжает, говоря об уроке и о роли учителя, пришедшего на него: "Урок - первый очаг, согревшись у которого человек стремится стать мыслителем. Я вижу важнейшую воспитательную цель урока в том, чтобы зажечь у маленького человека огонек жажды познания. Если после моего урока подросток не испытывает желания узнать больше, чем я ему рассказал, если это желание не превращается в стремление, в стимул, побуждающий многие часы сидеть над книгой, - значит, воспитательная цель урока не достигнута. Прийти в класс с мыслью - это значит, образно говоря, принести изумление. Питомец мой должен пережить чувство изумления при виде безграничного океана знаний, почувствовать себя не бессильной пылинкой, а смелым мореплавателем. Мой урок должен одухотворить его смелостью, необходимой для того, чтобы плыть в океане знаний. Лишь книга может претворить изумление в пытливость, любознательность". Далее Сухомлинский поясняет: "Ежедневно, на каждом уроке ученик должен что-то добывать своими усилиями - это не только правило дидактики, но и важная закономерность воспитания". Организовать учебный процесс так, чтобы ученикам был виден пусть не итоговый, хотя бы промежуточный результат их умственного труда, именно это хотел сказать Сухомлинский, на мой взгляд.

Основными средствами развивающего обучения в педагогической системе В. А. Сухомлинского являются природа, работа с книгой, сказка, труд.Сухомлинский все общедидактические методы обучения разделял на две группы:

  1. Методы, обеспечивающие первичное восприятие знаний и умений учащихся: рассказ, объяснение, лекция, описание; толкование понятий, инструктаж, беседа; самостоятельное чтение книги с целью первичного восприятия знаний; демонстрация и иллюстрация; показ трудового процесса, умения; самостоятельное наблюдение; экскурсия, практическая и лабораторная работа в процессе самостоятельного овладения знаниями; показ физических упражнений.
  2. Методы осмысливания, развития и углубления знаний: упражнения, объяснение фактов и явлений природы, труда, общественной жизни; дискуссии, творческие письменные работы; изготовление учебных пособий и приборов, графические работы, лабораторные работы, эксперимент; управление машинами, механизмами, аппаратами с целью углубления, развития, применения знаний и умений; продолжительная трудовая деятельность, сочетающая цели практического труда и цели совершенствования умений и углубления знаний.

При этом основным методом считал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по мнению Василия Александровича, должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному ученику и отличаться правдивостью. Сухомлинский называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу», которое способно сделать человека счастливым и несчастным. Большинство же школьных конфликтов происходит из-за неумения учителей использовать дар слова или из-за боязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе могут дать ребенку нравственные нормы.

Под влиянием идей В. А. Сухомлинского в методике творческих учителей утвердились: 1) постановка перспективных целей развития детей в процессе обучения с учетом их индивидуальных особенностей;2) необходимость интеллектуализации трудовой деятельности;3) взаимосвязь чувственного и логического элементов познания;4) проведение уроков мышления в природе;5) педагогическая система развития литературного творчества детей разного возраста;6) стимулирование интеллектуальных чувств и познавательных интересов учащихся.Подробнее в ст. Савченко А. Я. "Грани дидактической системы В. А. Сухомлинского" в сборнике В.А.Сухомлинский в размышлениях современных украинских педагогов 

О войне

Цитата

"В работе меня вдохновляли два чувства: любовь к детям и ненависть к фашистам"

. Понять почему так, можно прочитав строки из биографии Сухомлинского:В июле 1941 года Василий Александрович добровольцем идёт на фронт. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.Очень часто свои воспитательные темы Сухомлинский выстраивал на примерах, связанных с Великой Отечественной войной и поведением людей на ней. (см. "Рассказы и притчи В.А. Сухомлинского") Познакомившись с его рассказами, думаю, и вы коллеги, не останетесь равнодушными, возможно будете использовать в педагогической практике! 

Цитата

Глубина мысли, неиссякаемый поток идей, неугомонность в поиске нового, внимательность в исследовании каждого ребенка - создают ту педагогику, которую мы называем школой Сухомлинского. Именно его разносторонность ставят его выше многих современников и до сих пор для большинства из нас он пример для подражания и исследования. Во всех областях, которые его увлекали, он стремился достичь совершенства. Касалось ли это его игры на скрипке, его поэтических устремлений, изучения явлений природы или психологии поведения человека. Его курс психологии (400 часов!), подготовленный для родителей, был более полным, чем курс, даваемый в педагогическом институте. Таким Сухомлинский был во всем. Он - учитель и этим сказано все. Василий Кучеровский

Какие идеи В.А. Сухомлинского близки и понятны вам, уважаемые коллеги? Что из его педагогики вами применяется? Продолжим диалог с классиком? Тем более, что тем для обсуждения осталось немало (см. схему Лухмановой Х.Х. Педагогическое наследие Сухомлинского)

nsportal.ru

В. А. Сухомлинский. Цитаты великих людей

Большое зло — корыстолюбие. Корыстолюбивый не может быть ни правдивым, ни принципиальным, ни мужественным, ни верным своему долгу. С малых лет учись жить бескорыстно. Алчность, корыстолюбие

Скупость обедняет человека, превращает в эгоиста и приобретателя. Алчность, корыстолюбие

Вещи существуют для того, чтобы служить человеку, а не порабощать его. Алчность, корыстолюбие

В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание. Брак, семья

В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу. Брак, семья

Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. Брак, семья

Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Брак, семья

Без чистоты интимных чувств немыслима чистота чувств гражданских. Верность, постоянство

Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть, — главная причина отсутствия свободного времени. Воспитание и воспитатели

Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием. Воспитание и воспитатели

Эгоизм — это первопричина рака души. Высокомерие, тщеславие, честолюбие, эгоизм

Влюбленный в себя не может быть способным на подлинную любовь. Эгоизм — это страшный порок, отравляющий любовь. Если ты эгоист, лучше не создавай семьи. Высокомерие, тщеславие, честолюбие, эгоизм

Думать только о себе, только о своем благе — это значит быть скотиной. Высокомерие, тщеславие, честолюбие, эгоизм

Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей. Гордость, достоинство, самоуважение

Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства. Гордость, достоинство, самоуважение

Мужское достоинство состоит, в частности, в том, чтобы не быть нахлебником. Гордость, достоинство, самоуважение

Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, чувство чести, гордости, достоинства — это камень, на котором оттачивается тонкость чувств. Гордость, достоинство, самоуважение

Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. Доброта, человеколюбие

Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем, Доброта, человеколюбие

Подлинная гуманность означает прежде всего справедливость. Доброта, человеколюбие

Там, где есть строгость и требовательность женщины, девушки, юноша становится настоящим мужчиной. Женщины, мужчины

Человек лишь тогда по-настоящему дорожит жизнью, когда у него есть нечто неизмеримо дороже собственной жизни. Жизнь

Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом — значит самому стать безнравственным человеком. Злобность, жестокость, подлость

Неразумное, холодное, равнодушное слово может обидеть, уязвить, огорчить, вызвать смятение, потрясти, ошеломить. Злословие, склочность

Искусство — это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного. Искусство

Книга — один из важнейших источников радости мышления. Книга, печать

Чтение — это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли. Книга, печать

Подлинная самокритика — это голос совести. Критика

Большое зло — лицемерие, угодничество, приспособленчество. Умей распознавать это многоликое зло, будь нетерпим и непримирим к нему. Лесть, лицемерие, ханжество

Любовь — это не только восторженное любование, наслаждение красотой, созданной для тебя, но и бесконечное творение красоты в любимом человеке. Любовь

Нравственное невежество и дикость в сфере любви приносят нашему обществу огромный вред. Тот, кто считает любовь только удовольствием, рождает горе, несчастье, слезы. Любовь

Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. Любовь

Без поисков и находок, а следовательно, и без напряжения сил немыслимы увлеченность, вдохновение. Мечты, желания, надежды

Убеждения по самой своей природе не могут быть бездеятельным духовным богатством. Мировоззрение, идеалы, принципы, убеждения

Самое трудное — мужество повседневного, многолетнего труда. Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему. Мужество, героизм, доблесть

Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка — это язык чувств. Музыка

Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. Музыка

Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека. Музыка

Первое гражданское чувство — чувство создателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. Народ, государство, нация

Невежество, убогость ума и чувств становятся в наши дни моральным пороком. Невежество

Не может быть коммунистической морали без элементарной человечности. Нравственность, мораль

Богатство общества складывается из многообразия составляющих его индивидов, потому что высшая цель воспитания — сам человек. Общество, классы, коллектив

Забота о воспитательной силе коллектива — это забота о духовном обогащении и росте каждого члена коллектива, о богатстве отношений. Общество, классы, коллектив

Коллектив — это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей. Общество, классы, коллектив

Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая — общение с другими людьми. Общество, классы, коллектив

Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим собой. Истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть. Поведение, поступки

Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. Родина, патриотизм

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Родители, дети

Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе. Родители, дети

Любого работника — от сторожа до министра — можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно. Родители, дети

Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Родители, дети

Ребенок ненавидит того, кто бьет. Родители, дети

Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети. Родители, дети

Ясное понимание и строгое соблюдение твоего долга перед людьми — это твоя подлинная свобода. Чем человечнее, осознаннее ты соблюдаешь свой долг перед людьми, тем больше черпаешь ты из неисчерпаемого источника подлинного человеческого счастья — свободы. Свобода, равенство

Чувство вины — благородное чувство воспитанного человека. Не переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда. Совесть, честь

Чувство вины не самобичевание, а угрызение совести, стремление к нравственной незапятнанности и порядочности. Совесть, честь

Отчитываться перед своей совестью несравненно труднее, чем перед другим человеком. Если ты наедине с самим собой делаешь что-то плохое и полагаешь, что об этом никто не узнает, — ты ошибаешься. Прятаться от людей — низость, прятаться от себя — низость, помноженная на подлость и лицемерие. Будь предельно честен наедине с самим собой. Совесть, честь

Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастье других. Счастье, радость

Наивысшее личное счастье — бороться за что-то более значительное, чем личные интересы. Счастье, радость

Человек таков, каково его представление о счастье. Счастье, радость

Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь покоем или бедой. Покоем она становится тогда, когда ее уважают. Бедой ее делают забвение и одиночество. Физическая культура

Поставь над собой 100 учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь заставлять себя и сам требовать от себя. Характер, выдержка, самообладание

Долженствование — главный источник воли. Характер, выдержка, самообладание

Каждый человек — творец собственного благополучия. Человек таков, каково его представление о счастье. Человек, люди

xn----itbcbkbuedi0cs5c6cc.xn--p1ai


Смотрите также