Урок литературы. Тема: "Обучение словесному рисованию на примере стихотворения И.З. Сурикова "Зима"". 5-й класс. Словесное рисование


Приемы словесного рисования на уроках литературного чтения

Словесное иллюстрирование на уроках литературного чтения.

Иллюстрирование - прием творческой работы учащихся, используемый на уроках чтения, а также при написании сочинений и изложений. Иллюстрации берутся готовые, заранее подобранные, или создаются самими детьми. Используются приемы устного (словесного) рисования. Словесное иллюстрирование (рисование) – это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. Словесное рисование ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения. Обучение словесному рисованию начинаю с создания жанровых (сюжетных) картинок. При этом нужно помнить, что словесная картина статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы «застыли», словно на фотографии, а не действуют, как на экране. На первом этапе обучения словесному рисованию целесообразно использование так называемой «динамической», постепенно возникающей на глазах у детей картины.

На первом этапе обучения словесному рисованию необходима зрительная опора, в качестве которой можно использовать так называемую «динамическую», постепенно возникающую на глазах детей картину. При этом после словесного описания учащимися каждой детали рисунка, любого интерьера, действующего лица на демонстрационный лист бумаги постепенно прикрепляются картинки, соответствующие только что, «нарисованным» устно. Расположение элементов картины обсуждается с детьми. Так по ходу работы создается законченная картина к эпизоду, которая и служит зрительной опорой для возникших в воображении учеников представлений. Кроме того, можно также использовать демонстрационное пособие из трех листов, которые прикрепляются один на другой к доске последовательно, а по мере возникновения устной картинки открываются перед детьми.

На следующем этапе можно использовать такие приемы:

  1. Выбирается эпизод для иллюстрирования, обсуждается в общих чертах сюжет будущей картины, расположение ее основных элементов, цвет. Выполняется карандашный набросок, затем следует словесное описание иллюстрации.

  2. Дети словами «рисуют» картинку, а потом сверяют ее с соответствующей иллюстрацией в детской книге или в учебнике по литературному чтению.

На следующих этапах обучения устному иллюстрированию используются такие приемы:

1) выбирается эпизод для словесного рисования;

2) «рисуется» место, где происходит событие;

3) изображаются действующие лица;

4) добавляются необходимые детали;

5) «раскрашивается» контурный рисунок.Усложнение работы возможно, за счет того, что «раскрашивание» будет проводиться попутно с «рисованием», во-вторых, при переходе от коллективной формы работы к индивидуальной.

Только на заключительном этапе обучения устному иллюстрированию можно предложить детям самостоятельно, без зрительной опоры сделать словесное рисование к тексту. («В учебнике нет иллюстрации. Попробуем создать ее сами».) Словесное рисование (иллюстрирование) повышает эмоциональный уровень восприятия художественного текста. Обычно словесные картинки рисуются к тем эпизодам, которые особенно важны для понимания идейного замысла рассказа. Если же иллюстрируется описание, то выбираются самые красивые и в то же время доступные детям картины.

Словесное рисование пейзажных иллюстраций обычно делается к поэтическим текстам. При работе над лирическим произведением прием словесного рисования следует применить предельно осторожно, так как при чтении лирики не должно возникать отчетливых зрительных представлений, не должно быть все высказано до деталей, нельзя конкретизировать поэтические образы, разделяя их.

Список литературы:

  1. Горецкий В.Г. и др. Уроки литературного чтения по учебникам «Родная речь»: Кн. 1, 2, 3; Книга для учителя. - М., 1995.

  2. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - М., 1972.

  3. http://www.pedagogyflow.ru/flowens-641-1.html

  4. http://fullref.ru/job_cf28d84de3278e2be75ee32f39c7a012.html

Фрагмент урока «Открытия нового знания» по теме «Бальмонт Константин Дмитриевич Стихотворение «Осень»»

Цель: создать условия для развития навыков выразительного чтения, усвоения учащимися литературного приема «олицетворение» и обучение словесному рисованию.

Личностные результаты

-развивать коммуникативные навыки при коллективном обсуждении выступлений ребят

-формировать способность оценивать собственные знания и умения по литературному чтению

-формировать способность устно оценивать работу своих одноклассников в виде суждения и объяснения

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

-оценивать результат собственной учебной деятельности с помощью листов самооценивания

-формулировать цель, задачи учебной деятельности с помощью подводящего диалога учителя

-осознавать и принимать учебную задачу

Познавательные универсальные учебные действия:

-учить формулировать учебную задачу, отвечая на проблемный вопрос

-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.)

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-Доносить свою позицию до других людей

-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

-строить осознанно высказывание в устной форме

Предметные результаты

-научить определять основную мысль произведения и его настроение

-научить использовать прием олицетворения.

Задание «Словесное рисование».

Словесное рисование

-Давайте представим себе, что мы с вами художники.

-Какие краски вы выберите для рисунка? (бордовый, синий, желтый) Найдите свои слова-подсказки в тексте. Опишите свою картину.

-Кто будет главным героем нашей картины (Осень)

-Как можно изобразить осень? (В образе человека)

-Что делает девочка – осень?

-Какое выражение лица? Грустное или радостное? Почему?

-От чего плачет девочка – осень?

=Какое явление природы хотел изобразить поэт под слезами девочки?

-Какие краски вы выберите для рисунка? Найдите слова-подсказки в тексте. Разделитесь на команды по 4 человека и обсудите свои краски.

Поспевает брусника – бордовый,

Синее море – синий,

Солнце реже смеется – желтый,

В разноцветном уборе – желтые, красные, коричневые.

Кто главный персонаж на рисунке?

Что вы нарисуете вокруг девочки Осени?

Как поэт относится к Осени, которая скоро заплачет?

Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

kopilkaurokov.ru

Прием словесного рисования на уроках литературного чтения

Министерство образования и науки Астраханской области

ОАОУ СПО «Астраханский социально – педагогический колледж»

Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Прием словесного рисования на уроках литературного чтения

Выполнила

студентка группы 3 А

___________ Соломахина И.В.

Проверил

преподаватель русского языка с методикой преподавания

_____________ Шалдаева В.В.

Астрахань, 2015

Список литературы:

  1. http://schoolurga.my1.ru http://schoolurga.my1.ru/publ/tvorcheskie_raboty_uchashhikhsja_na_urokakh_literaturnogo_chtenija_kak_sposob_razvitija_kommunikativnykh_umenij/3-1-0-61 [Электронный ресурс]. Дата обращения: 15.10.2015

  2. http://www.pedagogyflow.ru http://www.pedagogyflow.ru/flowens-641-1.html [Электронный ресурс]. Дата обращения: 15.10.2015

Одной из приоритетных задач школьного образования разработчики нового проекта Государственного образовательного стандарта называют формирование коммуникативных учебных действий. В контексте предлагаемой концепции УУД они рассматривают коммуникацию как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др. И действительно, формирование коммуникативных действий является важнейшей задачей для полноценного психического развития и становления личности. Владение коммуникативными умениями на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми в различных сферах деятельности. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, во многих школах недооценивается важность развития у учащихся коммуникативных действий, являющихся своеобразным фундаментом, без которого в дальнейшем они не смогут самостоятельно приобретать знания. Важно начать их формирование именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем.

Уроки литературного чтения открывают для развития коммуникативных умений учащихся большие возможности. Их формированию способствуют творческие работы, которые являются неотъемлемым компонентом системы начального литературного образования младших школьников.

Что такое творчество? В нашей повседневности творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусств, во-вторых, конструирование, составление и реализацию новых проектов и, в - третьих, научное познание, так сказать, созидание разума.

Под творческой работой мы понимаем особую форму организации учебной деятельности, осуществляемую под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творчески выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений и личностных качеств.

Творчество доступно детям, более того: оно оживляет познавательный процесс, активизирует познавательную личность и формирует ее. На уроках литературного чтения я использую следующие виды творческих работ:

- выразительное чтение произведения с последующим обсуждением вариантов прочтения;

- графическое иллюстрирование;

- словесное рисование картин;

- составление диафильмов;

- творческий пересказ;

- чтение по ролям;

- драматизация.

Словесное иллюстрирование (рисование) – это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. Словесное рисование ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения. Этот прием направлен, прежде всего, на развитие способности к конкретизации словесных образов (воображения). Кроме того, развивается речь ребенка и его логическое мышление. Это прием требует выполнения ряда операций: прочитать, представить, конкретизировать, подобрать точные слова и выражения для описания, логически выстроить свое высказывание.

Работу иллюстрированного характера в начальных классах следует начать не с создания детьми собственных графических и словесных рисунков, а с анализа иллюстраций, картин. Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых картинок. При этом нужно помнить, что словесная картина статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы «застыли», словно на фотографии, а не действуют, как на экране.

На первом этапе обучения словесному рисованию целесообразно использование так называемой «динамической», постепенно возникающей на глазах у детей картины. При этом после словесного описания учащимися каждой детали рисунка, любого элемента, действующего лица на демонстрационный лист бумаги последовательно прикрепляется только что устно «нарисованная» соответствующая картинка.

На следующем этапе можно использовать такие приемы:

  1. Выбирается эпизод для иллюстрирования, обсуждается в общих чертах сюжет будущей картины, расположение ее основных элементов, цвет. Выполняется карандашный набросок, затем следует словесное описание иллюстрации.

  2. Дети словами «рисуют» картинку, а потом сверяют ее с соответствующей иллюстрацией в детской книге или в учебнике по литературному чтению. Только на заключительном этапе обучения устному иллюстрированию можно предложить детям самостоятельно, без зрительной опоры сделать словесное рисование к тексту. («В учебнике нет иллюстрации. Попробуем создать ее сами»).

На любом этапе обучения словесному рисованию порядок работы будет одинаков.

1) Выделить эпизод для словесного иллюстрирования

2) «Рисуется» место, где происходит событие.

3) Изображаются действующие лица

4) Добавляются необходимые детали

5) «Раскрашивается» контурный рисунок.

Предложенный алгоритм работы годится для создания сложного «рисунка». Словесное рисование пейзажных иллюстраций обычно делается к поэтическим текстам. При работе над лирическим произведением прием словесного рисования следует применить предельно осторожно, так как при чтении лирики не должно возникать отчетливых зрительных представлений, не должно быть все высказано до деталей, нельзя конкретизировать поэтические образы, разделяя их.

Естественно, что овладеть приемом словесного рисования можно лишь после того, как освоены элементарные умения анализировать иллюстрации к произведению. Однако в качестве пропедевтики уже на самых первых порах изучения литературных произведений целесообразно предлагать детям такие вопросы, как: «Каким ты представляешь себе героя?», «Какой ты видишь обстановку действия?», «Что ты видишь, когда читаешь этот текст?» и т.п.

Фрагмент урока

Цель урока: создать условия для развития навыков выразительного чтения; обучение словесному  рисованию.

Задачи урока:

1. Создать в воображении детей образные микрокартины, обращая внимание на изобразительные средства, которые использует писатель.

2. Формировать умение анализировать произведения, делать выводы, развивать навык выразительного чтения стихотворного текста, развивать творческое воображение.

3. Воспитывать эстетическое отношение к действительности.

Творческая интерпретация художественного текста на уроках чтения.

Прием словесного рисования.

На первых порах детям с трудом дается прием словесного рисования. Как помочь детям в подобной ситуации? На помощь приходит интерактивная доска, которая дает возможность учителю сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным; варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять обратную связь с учениками. Познакомьтесь с приемом словесного рисования с использованием ИД на примере работы над стихотворением С.Есенина «Береза».

- «Нарисуем» картину к этому стихотворению с помощью слов. Представьте, что мы рисуем на этой доске. Что у нас будет главным в картине? (Береза)

- Значит, мы ее нарисуем на переднем плане. Кто покажет, где?

- Где растет береза?

- Как об этом сказал поэт? (…)

- Вот здесь мы нарисуем березу. А где нарисуем дом? ( За березой. Окошки дома «смотрят» на нее.)

- Какая береза – высокая или низкая? (Высокая)

С чего начнем рисовать березу? (Сначала нарисуем ствол с черными пятнами)

А какие ветви у березы? ( Тонкие, раскидистые, покрытые инеем)

А теперь нарисуем двор и дом. Какой нарисуем дом городской или деревенский? (Деревенский.)

Где нарисуем дом? (За березой)

Дом высокий или низкий? (Низкий, ниже березы)

Из чего построен дом? (Из бревен.)

А какая у дома крыша? Какие у дома окна? Чем они украшены?

Нарисовали дом. А в окнах горит свет? (Нет, потому что раннее утро, еще все спят.)

Что еще нарисуем? ( Рядом можно нарисовать дрова, сено, забор и т.д)

А теперь закройте глаза и представьте картину целиком. Расскажите, что вы себе представили.

(Открывается шторка с контурным рисунком)

Во дворе деревенского дома стоит береза. Ветви ее тонкие, раскидистые. За березой домик с красивыми резными ставнями.

А теперь давайте раскрасим ее. Начнем с березы. Какого цвета ее ствол?

Какие ветви?

Как раскрасим дом?

На крыше лежит снег. Какого он цвета? А где еще лежит снег?

Какого цвета небо? (Розовое, потому что восходит солнце)

Такой вы представляли себе картину.

infourok.ru

Приёмы словесного рисования на уроках литературного чтения

Сообщение

по МДК «Русский язык с методикой преподавания»

«Приёмы словесного рисования на уроках литературного чтения»

Астрахань, 2015 год.

Эффективным средством, стимулирующим развитие творческого воображения, обогащающим внутренними видениями, является устное описание картин, которые возникают или должны возникать в воображении читателя, воспринимающего художественное произведение. К сожалению, в процессе обучения выразительному чтению к этому приему прибегают редко.

Работу следует начинать не с создания детьми собственных словесных рисунков, а с анализа книжных иллюстраций, картин. Часть учитель организует сопоставление иллюстраций и текста. В этом случае О. Кубасова предлагает следующие задания:

  • подобрать рисунок (картину) к тексту;

  • найти в тексте подписи к каждому из фрагментов картинного плана;

  • сравнить рисунок (картину) и фрагмент текста;

  • сравнить иллюстрации разных художников к одному литературному произведению.

Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых (сюжетных) картинок. При этом нужно помнить, что словесная картина статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы застыли, словно на фотографии.

На любом из этапов обучения словесному рисованию порядок работы будет одинаков.

«Рисуется место, где происходит событие.

  • Изображаются действующие лица.

  • Добавляются необходимые детали.

  • «Раскрашивается» контурный рисунок.

Усложнение работы возможно, во-первых, за счет того, что «раскрашивание» будет проводиться попутно с «рисованием», во-вторых, в переходе от коллективных работ к индивидуальным, когда ученик предлагает один элемент иллюстрации, остальные при необходимости корректируют.

Словесное рисование пейзажный иллюстраций обычно делается к поэтическим текстам. При работе над лирическими произведениями данный прием следует применять предельно осторожно, так как при чтении лирики не должно возникать отчетливых зрительных представлений, не должно быть все высказано до детали, нельзя конкретизировать поэтические образы.

Обычно после выделения из контекста образной картины, созданной писателем, словесное рисование проходит примерно по таким вопросам: «Что нарисуем на первом плане? Почему? Как оба этом сказано у автора? Что нужно изобразить неподалеку? Какие слова помогают нам это увидеть? Что мы еще не нарисовали?» Потом дети подбирают цветовое решение, особое внимание уделяя общему колориту картины, выражающему эстетические переживания писателя. Очень важным, как считает О.В. Кубасова, является постоянное внимание к авторскому языку, особенно к эпитетам.

Используя данный прием, учитель сам должен быть готовым ярко обрисовать картину, на которую иногда только намекается в тексте.

В начале работы по словесному рисованию целесообразно использование «динамической», постепенно возникающей на глазах у детей картинки. При этом после словесного описания учащимся каждой детали рисунка, любого элемента интереса, действующего лица на демонстрационный лист бумаги последовательно прикрепляется только что устно «нарисованная» соответственная картинка. Расположение элементов картины обсуждается с детьми. Так, по ходу работы создается законченная картина к эпизоду, которая служит материальной опорой для возникших в воображении учеников представлений. Описанные выше графические демонстрации пособия нужны лишь на первых этапах обучения устному иллюстрированию. На следующем этапе используются такие приемы:

Выбирается эпизод для иллюстрирования, обсуждается в общих чертах сюжет будущей картины, расположение ее основных элементов, цвет. Выполняется карандашный набросок, затем следует словесное описание иллюстрации. Дома (по желанию) дети раскрашивают иллюстрацию красками или карандашами.

Дети словами «рисуют» картину, а потом сверяют ее с соответствующей иллюстрацией в учебнике по чтению или в детской книге.

Только на заключительном этапе обучения устному иллюстрированию можно предложить детям самостоятельно, без зрительной опоры, сделать словесный рисунок к тексту («В учебнике нет иллюстраций, попробуем создать ее сами»).

На любом этапе обучения словесному рисованию порядок работы будет одинаков.

1) Выделить эпизод для словесного иллюстрирования

2) «Рисуется» место, где происходит событие.

3) Изображаются действующие лица

4) Добавляются необходимые детали

5) «Раскрашивается» контурный рисунок.

Предложенный алгоритм работы годится для создания сложного «рисунка».

Словесное рисование пейзажных иллюстраций обычно делается к поэтическим текстам. При работе над лирическим произведением прием словесного рисования следует применить предельно осторожно, так как при чтении лирики не должно возникать отчетливых зрительных представлений, не должно быть все высказано до деталей, нельзя конкретизировать поэтические образы, разделяя их.

Экранизация

Иногда детям предлагается нарисовать ряд кадров, как будто этот рассказ проходит перед нами на экране. Задание учителя может звучать так: «Представьте себе, что вы не рассказ читаете, а смотрите кинофильм. Перед вами на экране сменяются картины. Попробуйте рассказать, какие картины проходят на экране. Опишите их одну за другой».

Диафильм – это серия словесных или графических рисунков, содержание и порядок которых соответствует последовательности событий в произведении, каждый рисунок снабжен титрами (подписями). Если в тексте имеются диалоги, то при составлении диафильма можно использовать прием озвучивания кадров.

Детское творчество неисчерпаемо. Его писательская среда – порыв к добру, красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать (тайна возбуждает творчество, как сказал А. Эйнштейн). Творчество всегда самостоятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, всепонимающего учителя. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь успех достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает как ученику, так и учителю.

Список литературы:

  1. Воюшина М. П. Анализ художественного произведения. Начальная школа – 2009 – № 5 с. 16-20.

  2. Выготский Л. С. «Педагогическая психология». М.: Просвещение 2009– с. 24.

  3. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М.: Просвещение 2002 – с. 315.

  4. Граблева В. Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений. Начальная школа – 2000 - № 11 с. 19-25.

  5. Кубасова О. В. Развитие воссоздающего воображения на уроках литературного чтения. Начальная школа – 2001. – № 9 с.26-31.

  6. Левин В. А. Воспитание творчества. – М.: Лаида, 2004.- с.192.

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

Описание: урок составлен на основе рабочей программы «Литературное чтение 1-4 классы» по УМК «Начальная школа XXI века».

Ход урока:

1. Орг. момент

- Ребята! Сегодня у нас на уроке много гостей. Покажем, как мы умеем работать.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

2. Сообщение темы урока. Создание проблемной ситуации.

Проблема. Как вы думаете, о ком мы с вами будем говорить сегодня на уроке?

/о животных/

Давайте познакомимся с произведением Ивана Сергеевича Соколова - Микитова «Узоры на снегу».

3. Рассказ об авторе.

Учитель показывает портрет автора

Настоящая фамилия Соколов. Иван Сергеевич родился в 1892году в Осеки Калужской губернии. Русский писатель - путешественник. Родился в семье приказчика по лесному делу. Учился в Смоленском реальном училище, не закончив обучения, служил моряком, что описал в автобиографической повести «Детство».

В 1-ю мировую войну служил санитаром, опубликовал первые произведения – очерки с места военных действий. После Октябрьской революции оказался в эмиграции, но в 1923 г. вернулся на родину.

Огромное место в творчестве писателя занимали очерки и рассказы, созданные на материале личных жизненных наблюдений и посвящённые природе, животным, людским характерам. Для писателя характерен простой и точный язык, опирающийся на народное словесное творчество.

Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его книги «Лисьи увертки», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Карачаровский домик» и многие другие знакомят маленького читателя с красочным миром природы; сборники русских детских игр

— «На камушке», «Заря - зареница» — с народными традициями и фольклором.

7\4. Чтение произведения учителем.

- Понравилось ли вам произведение?

- Что вас удивило?

- К какому жанру относится данное произведение?

5. Первичное ознакомительное чтение. Работа по учебнику и тетради.

Учебник 1 абзац с.145

- Чем покрыта земля? /зачитайте/

- Что это за скатерть?

ЧТЕНИЕ В ТЕМПЕ СКОРОГОВОРКИ.

- Какие слова автор использует для описания снежного покрова земли?

Подчеркните в тетради с. 71 №1

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА

Подберите слова признаки:

1 ряд к слову скатерть

2 ряд к слову сугробы

3 ряд к слову шапки

2 абзац.

УПРАЖНЕНИЕ «БУКСИР»

- Что видят на снежной скатерти охотники?

- Как эти узоры можно назвать по-другому? /прочитайте/

6. Словарная работа

- Как вы понимаете выражение «читать узоры»?

Работа в тетради: с.71 №2 /запиши ответ/

- Кого мы называем охотниками? /используем словарь/

7. Рисование словесной картины

- Как можно озаглавить эту часть? /Зима в лесу./

- Какую картину вы бы нарисовали к этой части?

- Где происходят события?

- Что изобразим на переднем плане?

- Какие краски возьмёте для рисования картины?

- Закройте глазки, переверните страницу и посмотрите, как изобразил эту картину художник.

- Как автор относится к лесу?

- А след какого животного трудно встретить зимой в лесу? (медведя)

- Почему?

8. Отработка навыков чтения.

Работа над выразительностью.

Давайте ещё раз перечитаем, каких зверей встретил охотник.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

«ЧТЕНИЕ - КАНОН»

«БРОСОК-ЗАСЕЧКА»

9. Пантомима (физкультминутка)

Показать как двигается медведь, зайчик, лисица.

10. Работа над кроссвордом.

Тетрадь, задание №3.

Впиши названия животных, которые оставили на снегу следы и раскрась их.

- Ребята, вас заинтересовали произведения И.Соколова-Микитова?

Вот только их маленькая часть. Остальные ждут вас в библиотеке.

11. Итог урока.

- Расскажите, что нового узнали на уроке?

-Какое произведение читали?

- Познакомившись с рассказом И.Соколова-Микитова, что вы можете сказать о

нём, как о человеке?

- Смог бы он написать этот рассказ не бывая в лесу?

- Что может заставить человека часто бывать в лесу?

Только любовь к природе, животным, её глубокое знание, доброта помогли Ивану Сергеевичу написать такие замечательные произведения.

12. Рефлексия.

Давайте посмотрим какой след оставил этот урок в ваших душах?

У каждого на столе несколько ладошек.

Если вам понравился урок прикрепите к нашей картине синие ладошки, а если нет-красные.

Вот и мы оставили свои следы.

infourok.ru

Конспект прием словесного рисования

Словесное рисование — это описание образов или картин, возникших в сознании читателя при чтении литературного произведения. Словесная картина иначе называется словесной иллюстрацией.

Этот прием направлен прежде всего на развитие способности к конкретизации словесных образов(воображения). Кроме того, развивается речь ребенка и его логическое мышление. При словесном рисовании читатель должен, опираясь на словесные образы, созданные писателем, детализировать свое собственное видение в зрительной картине, которую он и воспроизводит, описывает устно или письменно.

При этом появляются две опасности: можно сбиться на прямой пересказ авторского текста, а при слишком активном непроизвольном воображении «забыть» об авторской картине и начать описывать свою собственную.

Это прием требует выполнения ряда операций: прочитать, представить, конкретизировать, подобрать точные слова и выражения для описания, логически выстроить свое высказывание. Кроме того, прием предполагает описание в статичной картине сложных отношений героев.

Этот прием направляет внимание детей на текст: они перечитывают отдельные его фрагменты, так как только смысловые и изобразительные стилистические детали помогут им прояснить словесные образы, уточнить их, представить то, что описывает автор, в подробностях. Ученик постепенно «входит» в мир произведения и начинает видеть его глазами автора или одного из персонажей(в зависимости от того, с чьей точки зрения воссоздается картина), т.е. присоединяется к действию, а значит, он сможет дополнить авторскую картину своими собственными деталями. Тогда результатом работы, в основе которой — анализ текста, станет не пересказ и не оторванное от авторского замысла описание, а творческая картина, адекватная авторскому замыслу, но более подробная и обязательно эмоционально-оценочная.

 Обучение приему протекает в несколько этапов.

1. Рассматривание графических иллюстраций. Сначала учитель организует наблюдение за тем, как иллюстратор передает авторский замысел, что помогает художнику создать настроение, выразить свое отношение к героям. В процессе этой работы дети знакомятся с понятием «композиция картины», со значением цветов, колорита, линии. Эта работа может проводиться и на уроках изобразительного искусства, и на уроках внеклассного чтения.

2. Выбор из нескольких вариантов иллюстраций наиболее подходящей к рассматриваемому эпизоду произведения с мотивацией своего решения.

3. Коллективное иллюстрирование с помощью готовых фигурок заключается в расстановке персонажей (композиция картины), выбор их поз, выражений лиц.

4. Самостоятельное иллюстрирование понравившегося эпизода и устное описание того, что сам нарисовал. Этот прием можно усложнить, предложив детям описать иллюстрации, выполненные их одноклассниками.

5. Анализ иллюстраций, выполненных с явным отклонением от текста произведения. Детям предлагаются иллюстрации, в которых нарушена расстановка персонажей или других образов произведения, отсутствуют некоторые авторские детали или они заменены другими, нарушен колорит, искажены позы и выражения лиц персонажей и т. п. После рассматривания дети сравнивают свое восприятие текста с восприятием иллюстрации.

6. Коллективное устное рисование иллюстраций — жанровых сценок. На этом этапе дети выбирают цветовую гамму иллюстрации.

7. Самостоятельное графическое рисование пейзажа и его устное описание или описание пейзажа, выполненного художником.

8. Словесное устное рисование пейзажа по деталям текста.

9. Коллективное устное подробное описание героя в конкретном эпизоде (каким видишь героя: что происходит или произошло, настроение героя, его чувства, поза, волосы, выражение лица (глаза, губы), одежда, если это важно, и т.п.) Учитель вопросами помогает детям создать описание.

10. Коллективное и самостоятельное словесное устное рисование героя сначала в одной определенной ситуации,а позднее — в разных.

11. Самостоятельное словесное устное иллюстрирование и сопоставление созданной устной иллюстрации с графическими.

Естественно, что овладеть приемом словесного рисования можно лишь после того, как освоены элементарные умения анализировать иллюстрации к произведению. Однако в качестве пропедевтики уже на самых первых порах изучения литературных произведений целесообразно предлагать детям такие вопросы, как: «Каким ты представляешь себе героя?», «Какой ты видишь обстановку действия?», «Что ты видишь, когда читаешь этот текст?» И т.п.

 

Примеры организации словесного рисования на уроках:

Фрагмент урока в I классе по сказке «Каша из топора»

Этап перечитывания текста и его анализа

— Прочитаем сказку до конца и понаблюдаем за тем, как действовал солдат. Составим план его действий.

Дети перечитывают сказку по частям, нумеруя карандашом события. Затем обсуждаются результаты работы, открываются заранее записанные на доске действия солдата: приметил топор; предложил сварить кашу из топора; попросил принести котел; то­пор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь; помешивал и попробовал; посетовал, что нет соли; посолил, попробовал, посетовал, что хорошо бы крупы добавить; добавил крупы, помешивал, попробовал, похвалил и посетовал, что хорошо бы масла добавить; добавил масла; стал кашу есть. Объединяем мелкие действия в более крупные: задумал обмануть старуху; готовит топор к варке и начинает его варить; помешивая и пробуя, одно за другим просит соли, крупы и масла; ест кашу.

Теперь понаблюдаем за тем, как вела себя старуха в каждый выделенный нами момент.

— Менялось ли ее настроение и поведение? С чем связаны эти изменения?

Предлагаем детям представить, какие иллюстрации можно сделать к этой сказке и описать солдата и старуху в каждый момент действия (устное словесное рисование).

Помогаем вопросами:

— На каком фоне происходит действие? (Изба, обстановка в избе, печь, утварь и т.п.)

— Где стоит солдат, как он стоит, куда смотрит (на старуху, в котел, в сторону и т.п.), что делает в этот момент? Какое у него настроение? О чем он думает? Какое у него при этом выражение лица?

Предлагаем описать старуху из сказки «Каша из топора» в разные моменты действия. Помогаем аналогичными наводящими вопросами.Затем обсуждаем иллюстрацию в хрестоматии  В.О.Аникин. «Каша из топора»).

  • Можно ли определить, какой момент сказки изобразил художник В.О.Аникин? Что помогает (или, наоборот, мешает) это сделать?

Список литературы:

1.http://studopedia.net/7_16015_priem-slovesnogo-risovaniya.html

2.http://www.maam.ru/detskijsad/metod-slovesnogo-risovanija-pri-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html

3.http://lit.1september.ru/article.php?ID=200403502

Министерство образования и науки Астраханской области

ОАОУ СПО Астраханский социально-педагогический колледж

Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

«Приемы словесного рисования на уроке литературного чтения »

Выполнила

студентка группы 3 А

___________ Горьковая В.С.

(подпись)

Проверил

преподаватель

_________ Шалдаева В.В.

(подпись)

Астрахань, 2015

infourok.ru

"Обучение словесному рисованию на примере стихотворения И.З. Сурикова "Зима"". 5-й класс

Разделы: Литература

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Технология: технология целостного мышления, технология личностно ориентированного обучения

Цель урока: раскрыть образность художественных описаний природы в произведениях И.З.Сурикова "Зима".

Задачи урока:

1. Создать в воображении детей образные микрокартины зимней природы, обращая внимание на изобразительные средства, которые использует писатель.

2. Формировать умение анализировать произведения, делать выводы, развивать навык выразительного чтения стихотворного текста, развивать творческое воображение.

3. Воспитывать эстетическое отношение к действительности.

Ресурсы урока: интерактивное оборудование; 12 слайдов, созданных в формате "PowerPoint", с музыкальным сопровождением П.И. Чайковского Времена года". Учебник В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин "Литература" 5 класс, лист бумаги А-4, цветные карандаши, распечатанные тексты со стихотворением

3,4,5,6  слайды - предназначены для создания эмоциональной атмосферы урока.

1,2,7,10,11,12 слайды - предназначены для определения начала определенных этапов урока.

3,4,5,6 слайды - созданы для образного, эстетичного представления текста, который читает учитель.

7,8, слайды - содержат таблицы для анализа литературного произведения.

9 слайд - содержат текст для работы над выразительным чтением лирического произведения.

Ход урока

Учитель:

1. Прием "Интрига" (Учитель смотрит в зеркало ,задавая проблемный вопрос).

Ребята, как вы думаете в зеркале мы видим реальный предмет или его отражение? (Учащиеся отвечают)

Да, действительно зеркало отражает часть реального мира.

Искусство и есть то волшебное зеркало, в котором поэт-художник представляет нам мир таким, каким он его видит.

Часто изучая поэзию в школе, вся работа сводят лишь к толкованию непонятных слов, а выразительные средства языка, красота поэтических выражений остаются за пределами понимания. Чтобы этого не произошло, мы сегодня по- другому попробуем поработать над стихотворением.

2. Чтобы почувствовать и понять это Мы отправимся на Поэтическую улицу , примите удобное положение ,ничто вам не мешает. Закройте глаза... (слайд №1)

Обучающая релаксация

(голосовой образ, звучит музыкальное сопровождение)

Белая королева Зима, покровительница ледяных ветров, хозяйка спящего королевства переступила порог. Сменив влажный хмурый ноябрь, Зима тут же устанавливает свои права.

Пушистый, белый снег накрывает землю точно покрывалом. Кругом куда не кинь взгляд белоснежные, чистые поля.

А представьте, что вы оказались в зимнем лесу. Красив и чудесен русский лес зимой! Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Тихо спит лес под снежными сугробами.

Все меньшими днями радует нас первый зимний месяц, и все более долгими становятся холодными ночи. Земля зимой бережно укрыта снежным покрывалом. Зима будет долго охранять ее сон.

3. Учитель: Вопросы: Какие ассоциации возникли у вас после того, как я прочитала этот текст? Какие образы возникли перед вашими глазами?

Учащиеся: снег, зима, белоснежные поля... и т.д. (Идет вычленение ключевых слов из релаксации)

Учитель: А теперь попробуем определить цветовой фон стихотворения.

Учащиеся: Белый, голубой, зеленый, синий .......

При чтении я представляла , что тихо на землю падают вот такие снежинки (Слайд№2)

Появление Информационного образа (снежинка)

А сейчас каждый нарисуйте свою снежинку, такую, какую вы сегодня увидели (графическое рисование). Пусть она будет символом нашего урока

Учитель: Знакомясь со стихами о природе, мы понимаем, что Природа изображается не просто фоном, на котором происходит жизнь и деятельность человека. Она является частью его души, одним из самых глубоких переживаний, связывающих его с землёй, с родным краем. Чувство родимой земли неотделимо от восприятия нами всего мира.

3. Чтение стихотворения учителем: А сейчас я прочитаю стихотворение поэта, чье имя я назову позже. При чтении постарайтесь вслушаться в звучание стихотворения).

Учащимся выдаются тексты стихотворения. (слайды №3,4,5,6)

Что вы услышали при чтении стихотворения?

Учащиеся: Почти неслышный шум снега: Кружится, ложится, пушистый; Подчеркните те звуки, которые поэт настойчиво повторяет при создании определенного образа.

Выбери слова, которые выражают эмоциональное состояние, созданное выделенными звуками

Что вы почувствовали при чтении стихотворения? Печаль... радость, тревога, волнение, печаль, неуверенность, ожидание, страх .........

"Белый, пушистый на землю ложится". В какое время бывает снег? Всегда ли он идет одинаково? А какой снег вам больше всего нравится: тихий, спокойный, хлопьями, мокрый, колючий, с ветром, метелью? Какие чувства вызывает у вас идущий снег? Представьте себе, что вы летите с неба на землю, кружась, взлетаете вверх и плавно опускаетесь. Расскажите, что вы видите и что чувствуете. (Дети делятся впечатлениями)

4. Чтение стихотворение учащимися про себя.

(прочитайте стихотворение, найдите и отметьте слова в каждом четверостишье, которые будут ключевыми)

Опорный образ (учащиеся рисуют на снежинке ключевые слова) (Слайд №7,8)

Составление таблицы:

предмет прилагательное глагол
Снег белый пушистый кружится
Поле белое забелело
Лес темный принакрылся
Зима   настала

Затем учащиеся сравнивают свой опорный образ с образом учителя.

- Понравилось ли стихотворение? Какой период зимы поэт описывает? Если не смотреть на последние две строчки стихотворения, можно ли утверждать, что приходит зима? Докажите. Какие слова об этом говорят? Прочитайте. Как вы думаете, нравится ли поэту зима? Докажите.

-   К каким сравнениям прибегает поэт для того, чтобы образно передать картину зимнего пейзажа? Почему поэты часто при описании зимнего пейзажа лес называют спящим: "И заснул под нею крепко, непробудно..."? А что за "чудная шапка"?

Чудный - чудо, чудеса, прекрасный (сравнивает со сказочной шапкой).

Снег пушистый - эпитет. Темный лес. Эпитет - это красочное определение предмета, явления.

Сравнения: точно пеленою, шапкой принакрылся.

Белая пелена - белый покров

Какие глаголы придают динамичность стихотворению? Учащиеся отвечают

(падает, кружится...)

А теперь попробуем определить тему стихотворения.

Учащиеся: Стихотворение о зиме.

Учитель: Вы готовы прочитать выразительно стихотворение, демонстрируя в своем чтении результаты большой работы?

5. Выразительное чтение стихотворения учащимися

- Ребята, объясните, как будете читать это стихотворение: быстро, медленно, весело, грустно и т.д.? (Медленно, спокойно, тихо, не нарушая тишину застывшего леса, и в то же время любуясь волшебством, так как за ночь все побелело, и, наконец, пришла зима. Значит, должны передать и радость. Учащимся предлагается поработать в парах постоянного состава, разделить стихотворение на четверостишья. Дети читают стихотворение по группам, стараясь передать красоту зимнего пейзажа).

- Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, землю и т.д. (Словесное рисование).

- Посмотрите на репродукции картины художников на тему "Зимний пейзаж". Какие первые ассоциации (слова) у вас возникли? ("Темный лес что шапкой...")

- Что изображено на картинах? Описывая картину, используйте сравнения, сравнительные обороты. (Заснеженный ельник; спящие ели, укутанные в белое пушистое одеяло; ели с накинутой шалью...) Опять обращаемся к иллюстрациям (Слайд "№3,4,5,6)

- Какие чувства вызывает у вас картина?

- Какую картину вы представили, читая это стихотворение? (Дети рассказывают то, что они представили).

А сейчас вы узнаете ,чье стихотворение мы сегодня изучали.

- Сегодня мы познакомились с особенным стихотворением И.З.Сурикова. Оно было написано в начале 1880 года, незадолго до смерти поэта. Это было последнее стихотворение, отправленное им в журнал "Воспитание и обучение". (слайд №9, №10)

Стихотворение было напечатано в № 6-7 в разделе "Для детского чтения" вслед за некрологом на Сурикова, в котором было сказано: "В этом номере мы даем последнее стихотворение его, присланное нам поэтом" Поэтому оно немного грустное. Перед смертью поэт скучает, тоскует по тишине, покою зимней природы.

Поэт не раз возвращался в своем творчестве к теме родной природы, крестьянской жизни. В родных местах он отдыхал душою, она давала ему силы для дальнейшего творчества.

- Кому из вас захотелось прочитать другие стихи этого поэта?

- А кто уже прочитал их? Какие?

- Я вижу, что вам понравились стихи И.З.Сурикова. В чем же художественная особенность его стихов?

(Читаются легко, звучат плавно, похожи на народные песни)

Сообщение учителя о песнях и десяти его произведениях положенных на музыку. Прослушивание песен на слова И.З. Сурикова "Рябина" и "Как в степи глухой".

Вкусовой образ. С чем ассоциируется у вас зима ?

Учащиеся: Со снегом, с метелью, со льдом........

Чтобы сегодняшний образ закрепился у вас в памяти, попробуйте один из символов Зимы. Он самый вкусный - это мороженое. (Каждый ребенок получает мороженое)

Домашнее задание: Чтобы легче запомнить это стихотворение пользуйтесь опорным образом , на нем слова-помощники: (слайд №9)

Слова, создающие зрительные образы

Слова, придающие эмоциональность образам

Цветовой фон стихотворения

Домашнее задание. Учащимся предлагается задание на выбор. Слайд№12

  • Вариант №1: Выразительно читать стихотворение и придумать несколько предложений со сравнительными оборотами на тему "Зима". В этом помогут слова: будто, словно, как, как будто и т.д.
  • Вариант №2: Выучить стихотворение наизусть. Обогатите текст "красивыми словами" (эпитетами, сравнениями и т.д.) (Текст написан на карточке: "Вот и пришла зима. Снег покрыл землю. В лесу тихо. Хлопья снега лежат на деревьях".)
  • Вариант №3: Выучить стихотворение наизусть.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Методическая разработка открытого внеурочного занятия по программе "Развитие речи" на тему "Словесное рисование".

Тема: Словесное рисование.

Цель: научить учащихся видеть красоту поэтического слова и передавать её с помощью словесных образов.

Задачи:

- Совершенстовование навыков анализа лирического произведения поэтов-земляков, развитие связной речи учащихся;

-  развитие критического мышления и творческих способностей  учащихся в составлении синквейнов, путем игры в буриме;

- патриотическое, эстетическое  воспитание школьников, развитие их краеведческой культуры.

Методы и технологии

Развитие критического мышления через чтение и письмо, деятельностный подход через групповую работу.

Планируемые результаты:

Формирование УУД

Личностные:

  • Научиться в ходе занятия выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи,
  • обсуждать свою творческую деятельность,
  • расширять общий лингвистический кругозор,
  • развивать познавательную, эмоциональную и волевую сферу, адекватно понимать причины успешности (не успешности) творческой деятельности.
  • Познавательные: Объяснять языковые явления, выделяемые в ходе исследования структуры слова, сравнивать, анализировать, делать выводы.

 Регулятивные:Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, осознавать свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию, к преодолению препятствий; сотрудничать в решении совместных задач.

 Коммуникативные:Учиться проявлять речевые действия: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Содержание занятия

1.Оргмомент.(Мотивирование на успешную работу, снятие волнение перед незнакомым учителем)Краткое слово учителя:- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Кто верит в успешную совместную работу на занятии, подмигните  мне. Кто любит зиму, – сожмите кулачки и быстро раскройте ладошки, как снежинки - вот так! (показывает). Кто читает  стихи не только по заданию учителя, а просто, когда самому хочется, хлопните в ладоши. Замечательно! Мне остаётся только пожелать нам всем удачи и начать занятие на тему Словесное рисование. (1,2 слайды)

Перед вами на столах рабочие материалы, которые вы можете использовать в работе на данном уроке.

2. Лексическая работа. (Актуализация знаний учащихся и повторение терминов: синквейн, буриме,  эпитет, олицетворение, метафора, сравнение.)Продолжение изучения темы.

Учитель: - Ребята, а как вы понимаете лексическое значение выражения «словесное рисование»? Верно, мы будем сегодня рисовать словом.Посмотрите за окно. Что бы вы хотели нарисовать, какое время года?.. Да, мы как раз и будем рисовать зиму!! Давайте подумаем, какие краски, тона будут преобладать? Верно, белый, серебристый. Итак, мы  будем создавать  словами образы, которые можно будет представить в нашем воображении, а поэтому их нужно будет нарисовать точно, красиво и ярко. Для этого необходимы инструменты. Но какие же?

- Прекрасно! Вместо кисти и красок у нас на вооружении будут слова, а также  художественные средства выразительности речи (дети называют их), а также поясняют, что художниками  можно считать писателей и поэтов.

- Очень правильное добавление, и этот догадливый мальчик может сделать первую запись  в  рабочих материалах: «Я молодец!»

Именно поэты  помогут нам сейчас. (слайд 3)

3.Введение  в тему.

 Учитель: - Наш район прославлен местными поэтами. Так каких поэтов – земляков вы знаете? (Ребята называют, комментируют их творчество).

Молодцы! Давайте посмотрим, как рисуют зиму в своих стихах В.М. Штанин, Г.И. Краснова и Ю.Б. Михеев. (Несколько слов учитель говорит о данных поэтах (частично-с помощью детей)- (слайд 4)) Все они работали учителями литературы и прекрасно умеют рисовать словом, вы в этом сейчас убедитесь. 

Мы будем работать в группах(раздаю материал), приготовьте, пожалуйста, тексты этих авторов.

4.Первичное восприятие стихотворных текстов на слух и по текстам. Чтение учителем (все стихи читаются на фоне музыки и слайдов презентации). 

В.М. Штанин «Какой снежок опять посыпал!» (слайды 5-7)

Г.И. Краснова «Звездное танго»(слайды 8-10)

Ю.Б. Михеев «Косметика зимы»(слайды 11-14)

5. Групповая работа. (Класс разбит на 3 группы.)

Ребята работают со стихами, в каждой группе – стихи одного поэта, используют таблицы из рабочих материалов. Учитель:- Ребята, внимательно прочитайте стихи, вдумайтесь в содержание  и попытайтесь представить, какой нарисовали зиму  поэты. Ну, и, конечно, попробуйте сами нарисовать  зимнее полотно, можно добавить и свою палитру красок. Задание понятно? На эту работу  вам 10 минут.

(Во время работы учащихся в группах играет спокойная музыка, демонстрируются  зимние пейзажи на слайдах презентации)-слайды (15-28), затем выключается проектор, музыка продолжает играть. (Учитель обходит группы, направляет их работу, объясняет при затруднении).

6. Проверка работы в группах. Словесное рисование.

Учитель:- Итак, начинаем словесное рисование. Какой образ зимы увидели вы, опираясь на творчество наших поэтов-земляков? И какова зима в вашем воображении? Согласны ли вы с данным поэтом? А  какая зима на вашем полотне?  (Попутно говорим, какими средствами выразительности  речи удалось авторам  так ярко показать зиму, дети опираются на рабочие материалы, которые они заполни в процессе работы в группах.)

Ключевые моменты.

В.М. Штанин.    (Зима – серебряная птица, зима-чудо, волшебство, которое приносит радость и устремляет  человека ввысь.) Г.И. Краснова.    (Зима – сказка, зима – диво, зима – красота для всего родного края, надежда и вера в  счастье для всех россиян и встреча со своей негасимой звездой. )

Ю.Б. Михеев. (Зима-модница – в городе, зима-гостья, хозяйка, которая может быть злой, холодной, а также   доброй и прекрасной, а главное – важной, потому что именно зимой уходит старый год и наступает новый.)

(В заключение работы при затруднении в  словесной зарисовке своего образа Зимы – от каждой группы, возможно рисование одной общей картины, или возможно и перенести данный момент на конец урока).

 7. Воспитательный момент.

Учитель: - Ребята, вам понравилась зимняя картина наших поэтов-земляков? Убедились, как красиво они умеют рисовать словом? А вы обратили внимание, с  какой огромной  любовью к природе родного края, к тому месту, где они живут, своей родине рисуют свои картины наши художники-поэты? Надеюсь, вы теперь прочитаете все сборники этих авторов и других тоже. Наши поэты своим словесным рисунком помогли вам представить зиму и нарисовать в воображении свои образы. Давайте их уточним и попробуем себя в роли юных поэтов.

8. Творческий итог по теме. Составление синквейнов.

Учитель: - Итак, составим   синквейн на тему «Зима».Ученики вновь работают в тех же группах.

9. Проверка составленных синквейнов. (Вновь включается проектор, на экране – слайд 29.)

10. Игра в буриме. (Работа в тех же группах)

11. Проверка составленных четверостиший – слайды 30-32

12. Рефлексия – (слайд 33). (Ученики подводят итоги  своей работы, анализируют её).

13. Словесное рисование единой зимней картины (по цепочке - по одному предложению.) Начинает учитель. - Посмотрите за окно, какая она, зима.? Что ожидаете вы от неё. Какую картину  мы сможем нарисовать все вместе? Давайте попробуем вместе составить общее словесное зимнее полотно.

 Учитель: «Прилетела к нам серебряной птицей со свитой пушистых снежинок  долгожданная зима и закружилась в новогоднем хороводе…», передает снежинку ученику, он добавляет: «Белоснежный ковер опустился на землю», передает снежинку следующему ученику. Тот добавляет: «Деревья оделись в шапки и шубы…»(и т.п., ответы приблизительные, в случае затруднения учитель приходит на помощь, подсказывая начало предложения).

14. Подведение итогов занятия.- (слайды 34-36) Учитель благодарит всех ребят за работу, поздравляет с наступающим  Новым годом учеников и всех присутствующих на открытом занятии, вручает  ученикам подарки от учащихся своего класса – самодельные рукавички с аппликацией – бубенцами(с обратной стороны которых стоит оценка 5 и подпись учителя, дата проведения занятия, написано новогоднее пожелание), а присутствующим коллегам дарит тексты своей песни «Новогодний вальс»* и напевает её, раздавая на руки детям снежинки. А в самом конце занятия просит всех ребят по команде подкинуть снежинки вверх. Вот таким салютом из снежинок заканчивается данное занятие.

 

* Текст этой  песни можно посмотреть на сайте Стихи.ру на моей страничке (автор Надежда Санакова.)

Литература

В.М. Штанин "Я люблю эту землю"Стихотворения. Изд. МУП"Редакция газеты "Трудовая жизнь", 2005г.-178с.

Ю.Б. Михеев "Путеводная звезда". Стихотворения. Изд. МУП "Редакция газеты "Трудовая жизнь", 2004г.

Сила неизбывная ключей. Поэзия Кинель-Черкасской земли.Сборник стихов. Самарское отделение Литературного фонда России, 2000г., 200с.

 

 

Просмотр содержимого документа «Методическая разработка открытого внеурочного занятия по программе "Развитие речи" на тему "Словесное рисование". »

Садгородской филиал ГБОУ СОШ «ОЦ»с. Тимашево

Кинель-Черкасского района Самарской области

Методическая разработка

открытого

внеурочного занятия

по программе «Школа развития речи»

на тему: Словесное рисование.

Работу подготовила

Санакова Надежда Николаевна,

учитель

русского языка и литературы

2014 год

Тема: Словесное рисование.

Цель: научить учащихся видеть красоту поэтического слова и передавать её с помощью словесных образов.

Задачи:

- Совершенстовование навыков анализа лирического произведения поэтов-земляков, развитие связной речи учащихся;

- развитие критического мышления и творческих способностей учащихся в

составлении синквейнов, путем игры в буриме;

- патриотическое, эстетическое воспитание школьников, развитие их краеведческой культуры.

Методы и технологии

Развитие критического мышления через чтение и письмо, деятельностный подход через групповую работу.

Планируемые результаты:

Формирование УУД

Личностные:

  • Научиться в ходе занятия выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи,

  • обсуждать свою творческую деятельность,

  • расширять общий лингвистический кругозор,

  • развивать познавательную, эмоциональную и волевую сферу,

Познавательные:

Объяснять языковые явления, выделяемые в ходе исследования структуры слова, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Регулятивные:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, осознавать свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию, к преодолению препятствий; сотрудничать в решении совместных задач.

Коммуникативные:

Учиться проявлять речевые действия: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Содержание занятия

1.Оргмомент.(Мотивирование на успешную работу, снятие волнение перед незнакомым учителем)Краткое слово учителя:- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Кто верит в успешную совместную работу на занятии, подмигните мне. Кто любит зиму, – сожмите кулачки и быстро раскройте ладошки, как снежинки - вот так! (показывает). Кто читает стихи не только по заданию учителя, а просто, когда самому хочется, хлопните в ладоши. Замечательно! Мне остаётся только пожелать нам всем удачи и начать занятие на тему Словесное рисование. (1,2 слайды)

Перед вами на столах рабочие материалы, которые вы можете использовать в работе на данном уроке.

2. Лексическая работа. (Актуализация знаний учащихся и повторение терминов: синквейн, буриме, эпитет, олицетворение, метафора, сравнение.)Продолжение изучения темы.

Учитель: - Ребята, а как вы понимаете лексическое значение выражения «словесное рисование»? Верно, мы будем сегодня рисовать словом.

Посмотрите за окно. Что бы вы хотели нарисовать, какое время года?.. Да, мы как раз и будем рисовать зиму!! Давайте подумаем, какие краски, тона будут преобладать? Верно, белый, серебристый. Итак, мы будем создавать словами образы, которые можно будет представить в нашем воображении, а поэтому их нужно будет нарисовать точно, красиво и ярко. Для этого необходимы инструменты. Но какие же?

- Прекрасно! Вместо кисти и красок у нас на вооружении будут слова, а также художественные средства выразительности речи (дети называют их), а также поясняют, что художниками можно считать писателей и поэтов.

- Очень правильное добавление, и этот догадливый мальчик может сделать первую запись в рабочих материалах: «Я молодец!»

Именно поэты помогут нам сейчас. (слайд 3)

3.Введение в тему.

Учитель: - Наш район прославлен местными поэтами. Так каких поэтов – земляков вы знаете? (Ребята называют, комментируют их творчество).

Молодцы! Давайте посмотрим, как рисуют зиму в своих стихах В.М. Штанин, Г.И. Краснова и Ю.Б. Михеев. (Несколько слов учитель говорит о данных поэтах (частично-с помощью детей)- (слайд 4)) Все они работали учителями литературы и прекрасно умеют рисовать словом, вы в этом сейчас убедитесь.

Мы будем работать в группах(раздаю материал), приготовьте, пожалуйста, тексты этих авторов.

4.Первичное восприятие стихотворных текстов на слух и по текстам. Чтение учителем (все стихи читаются на фоне музыки и слайдов презентации).

В.М. Штанин «Какой снежок опять посыпал!» (слайды 5-7)

Г.И. Краснова «Звездное танго»(слайды 8-10)

Ю.Б. Михеев «Косметика зимы»(слайды 11-14)

5. Групповая работа. (Класс разбит на 3 группы.)

Ребята работают со стихами, в каждой группе – стихи одного поэта, используют таблицы из рабочих материалов.

Учитель:- Ребята, внимательно прочитайте стихи, вдумайтесь в содержание и попытайтесь представить, какой нарисовали зиму поэты. Ну, и, конечно, попробуйте сами нарисовать зимнее полотно, можно добавить и свою палитру красок. Задание понятно? На эту работу вам 10 минут.

(Во время работы учащихся в группах играет спокойная музыка, демонстрируются зимние пейзажи на слайдах презентации)-слайды (15-28), затем выключается проектор, музыка продолжает играть. (Учитель обходит группы, направляет их работу, объясняет при затруднении).

6. Проверка работы в группах. Словесное рисование.

Учитель:- Итак, начинаем словесное рисование. Какой образ зимы увидели вы, опираясь на творчество наших поэтов-земляков? И какова зима в вашем воображении? Согласны ли вы с данным поэтом? А какая зима на вашем полотне? (Попутно говорим, какими средствами выразительности речи удалось авторам так ярко показать зиму, дети опираются на рабочие материалы, которые они заполни в процессе работы в группах.)

Ключевые моменты.

В.М. Штанин. (Зима – серебряная птица, зима-чудо, волшебство, которое приносит радость и устремляет человека ввысь.)

Г.И. Краснова. (Зима – сказка, зима – диво, зима – красота для всего родного края, надежда и вера в счастье для всех россиян и встреча со своей негасимой звездой. )

Ю.Б. Михеев. (Зима-модница – в городе, зима-гостья, хозяйка, которая может быть злой, холодной, а также доброй и прекрасной, а главное – важной, потому что именно зимой уходит старый год и наступает новый.)

(В заключение работы при затруднении в словесной зарисовке своего образа Зимы – от каждой группы, возможно рисование одной общей картины, или возможно и перенести данный момент на конец урока).

7. Воспитательный момент.

Учитель: - Ребята, вам понравилась зимняя картина наших поэтов-земляков? Убедились, как красиво они умеют рисовать словом? А вы обратили внимание, с какой огромной любовью к природе родного края, к тому месту, где они живут, своей родине рисуют свои картины наши художники-поэты? Надеюсь, вы теперь прочитаете все сборники этих авторов и других тоже. Наши поэты своим словесным рисунком помогли вам представить зиму и нарисовать в воображении свои образы. Давайте их уточним и попробуем себя в роли юных поэтов.

8. Творческий итог по теме. Составление синквейнов.

Учитель: - Итак, составим синквейн на тему «Зима».Ученики вновь работают в тех же группах.

9. Проверка составленных синквейнов. (Вновь включается проектор, на экране – слайд 29.)

10. Игра в буриме. (Работа в тех же группах)

11. Проверка составленных четверостиший – слайды 30-32

12. Рефлексия – (слайд 33). (Ученики подводят итоги своей работы, анализируют её).

13. Словесное рисование единой зимней картины (по цепочке - по одному предложению.) Начинает учитель. - Посмотрите за окно, какая она, зима.? Что ожидаете вы от неё. Какую картину мы сможем нарисовать все вместе? Давайте попробуем вместе составить общее словесное зимнее полотно.

Учитель: «Прилетела к нам серебряной птицей со свитой пушистых снежинок долгожданная зима и закружилась в новогоднем хороводе…», передает снежинку ученику, он добавляет: «Белоснежный ковер опустился на землю», передает снежинку следующему ученику. Тот добавляет: «Деревья оделись в шапки и шубы…»(и т.п., ответы приблизительные, в случае затруднения учитель приходит на помощь, подсказывая начало предложения).

14. Подведение итогов занятия.- (слайды 34-36) Учитель благодарит всех ребят за работу, поздравляет с наступающим Новым годом учеников и всех присутствующих на открытом занятии, вручает ученикам подарки от учащихся своего класса – самодельные рукавички с аппликацией – бубенцами(с обратной стороны которых стоит оценка 5 и подпись учителя, дата проведения занятия, написано новогоднее пожелание), а присутствующим коллегам дарит тексты своей песни «Новогодний вальс»* и напевает её, раздавая на руки детям снежинки. А в самом конце занятия просит всех ребят по команде подкинуть снежинки вверх. Вот таким салютом из снежинок заканчивается данное занятие.

* Текст этой песни можно посмотреть на сайте Стихи.ру на моей страничке (автор Надежда Санакова.)

kopilkaurokov.ru

Словесное рисование как элемент творчества

Современное течение жизни с её скоростью и лавиной информации предъявляет высокие требования к подрастающему поколению. Надо быть умным, много знать, быстро и качественно работать. Не менее необходимыми являются и творческие способности, ценность которых возрастает по мере вхождения в информационное общество, где производится и потребляется интеллект. В этой ситуации обучающие возможности художественной литературы не уменьшаются, а увеличиваются. Поиск, понимание, умение увидеть главное, точно выразить, образно представить — все эти элементы мыслительной деятельности являются составляющими урока литературы. От вдумчивого чтения к созданию собственного продукта, своего текста от творчества читателя к самостоятельному творчеству — вот вектор, который берётся за основу работы на уроке.

По мере движения вперёд очевидными становятся недостатки и психологические установки, которые не позволяют продуктивно мыслить и действовать в этом направлении. Во-первых, чтобы творить, надо не бояться быть самим собой, потому что творчество носит индивидуально-личный характер. Поэтому нужно соблюдать главное условие — никто не списывает. Это процесс индивидуальный, самостоятельный, и в современной школе он встречается редко, потому что самостоятельными бывают сильные и способные ученики, а остальные пользуются плодами их труда. Бывает, что на один письменный вопрос получаешь не тридцать разных ответов, а один, одинаковый для всех.

Причины понятны: это и страх получить плохую оценку, и большое количество вспомогательных “костылей” в виде готовых домашних заданий, и существующее мнение, что отличник делает и думает лучше, чем кто-либо другой. Этому способствует привычка к иждивенческому потреблению чужого труда, некая леность, беспомощность собственной мысли.

Ребятам требуется понять, что в литературной творческой деятельности не существует готовых ответов и раз и навсегда данных шаблонов. Ответ нужно искать в самом себе. Мои представления, мои мысли, мой образ жизни и есть то, в чём нужно разобраться. Каков я сам, таково и моё творение.

Другой сложностью приобщения ребёнка к литературному творчеству является его неразвитый эстетический вкус. Если школьник отражает в творчестве самого себя, то может вынести на всеобщее обозрение и достаточно неприятные вещи, своего друга, одноклассника изобразить в роли отрицательного персонажа, уродливо его обрисовать, использовать грубые слова.

С братом я играл в футбол

И забил ему я гол.

Он не стал тут унывать,

Начал мяч мне загонять.

Но я ему по глазу дал,

И он сразу зарыдал.

Если такие ребята лидируют в классе, то сама творческая работа может стать проявлением их недалёкого ума и пошлости.

Творческой смелости мешает и непонимание сути художественного творчества. Это относится как к чтению и пониманию художественной литературы, так и к различным творческим заданиям. Писатель выражает мысли и чувства в образной форме. В. Белинский писал: “Поэт видит формы и краски и всему даёт форму и цвет”. Когда мы читаем художественное произведение, у нас рождаются картины, и мыслим мы в этот момент картинами. Наша задача заключается в том, чтобы представить эти картины и осознать тот смысл, который они несут; раскрыть перед классом и учителем это собственное видение так, чтобы и для других это оказалось значимым явлением, — вот в чём цель той работы, о которой хотелось бы рассказать.

Я исхожу из мысли о том, что художественные способности человека определяются умением наблюдать, творчески воображать и ярко изображать.

Работа начинается с рисования воображаемых картин — как устных, так и письменных. Читаем, рассматриваем средства художественной выразительности, размышляем о многомерности, ёмкости каждого слова. Какую картину вы представляете, прочитав метафору? Как вы понимаете такое-то сравнение?

Возьмём для примера стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». Школьники пытаются разъяснить своё понимание сравнения “французы двинулись, как тучи”. У некоторых ребят ответы носят исключительно понятийный характер. Эти пятиклассники ограничились односложным ответом: “они пошли в атаку”, “одна огромная армия”, “они двинулись быстро”. Всё это верно. Но зачем тогда поэт использует сравнение? Сказал бы “пошли в атаку”. И тогда мы ещё раз читаем стихотворение и подмечаем слова: “большое поле”, “утро осветило”, “поле грозной сечи”, “ночная пала тень”, “сверкнул за строем строй”. Следовательно, битва происходит на большом пространстве, там есть и свет, и тень, и сверкание. Что-то грозное надвигается. Всё это говорит о грандиозности происходящих событий. Там, где находится русский редут, там свет. А туча, которая наползает, пожирает свет. Французов было много, людей не видно. Это чёрная, тёмная масса. Они несут опасность, страшно. Заполняют всё пространство, быстро движутся, предвещают грозу, смертельную схватку. Барабанный бой, тревожное состояние. Таким образом, сравнение не появляется в стихотворении само собой, оно вытекает из контекста, его появление оправданно.

Приведём пример других ответов. Как вы понимаете метафору “ночь подступила к глазам” в стихотворении Б. Окуджавы «Ночной разговор»?

И снова он едет один без дороги во тьму.

Куда же он едет, ведь ночь подступила к глазам!..

На уровне понимания ответы звучали так: “Означает, что наступила ночь”, “Собеседник не видит, куда идёт”, “Ночью очень темно”. На уровне представления и собственного опыта ответ выглядел таким образом: “Эта метафора дана для того, чтобы было непонятно, чтобы можно было запутаться. Но её можно понять, когда глаза видят ночь, кажется, что она уже в глазах”. Если предложить работу над “расшифровкой”, то можно услышать следующее: “Ночь, которая подступает, — «живая», одушевлённая, она — тот враг, который мешает достичь цели, поэтому она подступает”. Вдумываться можно бесконечно. Можно дать не один, а несколько ответов, но надо признать, что учащимся даже один ответ подчас даётся с трудом.

Ученица, разъясняя пушкинское сравнение “как пахарь, битва отдыхает”, пишет: “После долгой битвы все пушки заглохли, казаки утихомирились”. Поэзия в этом случае принижается, становится отражением несовершенного сознания. А наша задача — подняться, возвыситься до поэтического мироощущения.

Всё это обязательно должно быть связано с содержанием всего произведения. Иначе ответ может быть нелепым, не связанным с текстом. “Носились знамена, как тени” — “Их носили очень быстро, чтобы их не увидели” («Бородино»). Или: “Князь Игорь гордым от победы летел под облаками”, — хотя Игорь потерпел поражение, бежит из плена и не может быть в этот момент быть гордым. Нужно иметь представление о произведении в целом, тогда и частные моменты будут верно восприняты.

По тому, как дети выполняют задание, их можно разделить на несколько групп.

    Ученики, равнодушные к поэтическому слову, воспринимающие поэзию на уровне информации. Например, ученик так описывает картину, которую он вообразил, прочитав стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи»: “Небо светлое, тучи цепочкой плывут по небу. Плывут с севера на юг”. Есть дети, которые не могут оторваться от содержания текста и, по сути, его пересказывают, не анализируя свои ощущения. Из поэзии они делают прозу, не вдумываются в работу, равнодушно и формально к ней подходят. Часть ребят искажает картину, изображённую автором. Например, учащийся сообщает: “Потом мимо этих тучек пролетали птицы и спросили: «Кто же вас гонит: судьбы ли решение?»”. Здесь прослеживается желание упростить проблему, сделать её детской, сказочной. Горькие вопросы автора, с точки зрения ученика, не могут существовать сами по себе, их должен кто-то задавать, а кроме птиц — некому. Встречаются искажения, носящие эмоциональный характер. Стихотворение Лермонтова грустное, печальное, поэтому ученица пишет: “Тучи спутались и плывут по небу. Кругом Лужи, сыро и уже темнеет. Ветер гонит их с севера на юг. Сами тучи серые и тёмные. Сами тучи как будто вот-вот Заплачут, и пойдёт дождь”. У М. Ю. Лермонтова строчки звучат так: “Степью лазурною, цепью жемчужною…” Лазурный цвет — светло-синий, жемчужный — блестящий, переливчатый. Следовательно, это не дождливая погода. Встречаются учащиеся, на которых сильно подействовало какое-то слово, и в своих ответах они его обыгрывают, уходя от понимания стихотворения. “Кажется, что тучки вечные, переливаются разными цветами. Они поневоле плывут, как будто Их хотят отравить ядом”. Ребята, более глубоко понимающие стихотворение, для описания воображаемой картины вынуждены подыскивать собственные выразительные средства. Это-то и ценно в подобной работе. Чтобы описать, надо подобрать слова, соответствующие своему представлению. “Тучи прицепились друг к другу, как бусинки из жемчуга”. “Следуют друг за другом, как заключённые”. “Маленькие тучки плывут по небу струйкой”. Некоторые пытливые ребята заинтересовались историей создания стихотворения и выяснили, что оно было написано в мае. Лермонтов написал его, стоя у окна и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою. В их воображаемой картине появился и образ поэта.

Приём словесного рисования позволяет говорить о стихах, не прибегая к прямому анализу: год написания, тема, идея, выразительные средства. Зато он позволяет ребёнку выразить свои ощущения и в них разобраться.

Обсуждаем с восьмиклассниками внутреннее видение стихотворения Н. Рубцова «Звезда полей». Часть школьников представила, что события, рисуемые автором, происходят зимой, а часть — осенью. У одних горит одна звезда на небе, у других — много звёзд. Она горит над холмом или над полем? Рядом река или озеро? Представления должны быть конкретны, так как через зрительные образы мы приходим к обобщениям.

Обсуждая с ребятами картины, добиваясь точно поставленной задачи, радуешься открытиям, которые они совершают, их творческим находкам. Некоторые выходят на понятие символики в поэзии. “Звезда полей — это символ заботы. Она светит, чтобы порадовать людей, обогреть, чтобы людям легче жилось.

Зима. И ты стоишь посреди поля, окутанного снегом, и рядом протекает река, покрытая льдом, а в ней полынья. Мне представляется тёмное пустое небо, а на нём лишь одна-единственная звезда, на которой лежит ответственность прогреть каждого, кто в этом нуждается: каждую травинку, каждую остывшую душу”.

Отсутствие умения передать словами и конкретизировать внутреннее видение мешает выполнению упражнений по развитию речи, особенно там, где необходимо что-то описать. Ученики описывали комнату, в которой живут. “В моей комнате находится много чего интересного. В ней находится письменный стол, диван, шкаф и зеркало, а на окнах висят белые занавески”. Определить по описанию, чья эта комната, невозможно. В ней нет индивидуальных черт, характеризующих её подробностей. Образно можно сказать, что она не обжита и не заселена.

Совсем по-другому звучат слова ученика: “У меня есть замечательный письменный стол, он нравится не только мне, но и моему коту: он часто лежит на нём под лампой. Также у меня есть мягкая кровать, блестящий шкаф, который, как воин, охраняет все мои вещи”. Здесь употреблено сравнение “как воин”, которое дополняет ранее использованное сравнение “как после бомбардировки”. Найдена ключевая точка зрения — военная тематика. Она оживила описание, сделала его ярче.

Сравнения, которые использует ученик, родились у него естественно, от его взгляда на вещи. Искусственное же применение образных средств ничего не меняет, хотя некоторые учащиеся и пытались их использовать, одушевляя предметы. Получалось нелепо: “молоденький диван”, “смуглый цветок”. Текст оставался механическим, собранным из перечня предметов. Для его улучшения не хватало описания формы предметов, материала, из которого они сделаны, цвета, деталей, характеризующих быт ученика.

Постепенно, от упражнения к упражнению, у ребят зарождается мысль, что сама жизнь становится ярче и богаче, если для её описания найдёшь нужные слова. Ведь одни сочинения было интересно читать независимо от того, какие предметы находятся в комнате, а какие нет.

Есть два момента, которые делают детские описания особенно привлекательными. Это указание у ряда учеников на своё отношение к предметам, введение эпитетов “добрый”, “уютный”, “родной” — “Мебель в моей комнате старая, зато добрая”. И второй момент — это введение в канву описания самого себя, создание “я”-образа. “Там стоит моя кровать и любимая мягкая игрушка. Её зовут Леся. А кровать ворчит, ворчит. Я там играю с Лесей. Прыгаю по ворчунье. Моё любимое увлечение — играть в школу”.

Создание “я”-образа в письменных работах по литературе — это то, что привлекает ребят к словесному творчеству. Это одна из сильных сторон детских работ. Яркое впечатление на них производит чтение своих же собственных сочинений перед слушателями. Тогда облик, голос, интонация ребёнка накладывается на создание образа в письменной работе, как бы дополняя её. В этот момент происходит узнавание ученика с новой точки зрения. И он сам возвышается в своей оценке самого себя.

Но сколько бы дети ни вводили себя в воображаемую ситуацию, этого для создания полноценного текста недостаточно. Именно сам текст должен быть возбудителем образа, а не выступающий автор-ученик.

Неоспоримой ценностью являются детские зарисовки из собственного опыта. Работа проводилась после изучения стихов о зиме А. А. Фета, С. А. Есенина, отрывков из «Евгения Онегина». Литература послужила стимулом для воплощения собственных пережитых ощущений.

“Лёд замёрз на речке. И я пошла кататься. Когда я шла на горку, все дома были в снегу, а деревья как будто надели блестящую тёплую шубу. Снег повис на деревьях клоками. Я шла как по мягкому ковру, он стелился только для меня. Небо так набухло, словно кто-то кидал в него снег и попадал. А впереди пухлая пелена. Макушки деревьев тихонько покачивались, потому что дул приятный ветерок. Я пришла на горку, а там туман. Ничего не видно. Я летела точно в пух. А когда катилась, то казалось, что он весь разлетелся”.

Очень важно понять школьникам, что образ, метко сказанное слово — итог долгого писательского труда. Это слово и этот образ мы тоже должны искать для своих работ, создавать его, не один раз переписывать, кропотливо работать над словом. “Коли Пушкины и Гоголи трудились и переделывали десять раз свои вещи, так уж нам, маленьким людям, сам Бог велел”, — писал И. С. Тургенев. Многие школьники не понимают ценности подобного труда, они думают, что у них всё получится сразу и как бы само собой. Осознание того, что работу можно отредактировать, усовершенствовать, сразу поднимает ученика на новый, качественный уровень, придаёт уверенности в своих силах.

Каждое литературное произведение даёт нам пищу и толчок для творчества. Изучая М. Горького — «Песню о Соколе», — пишем сказки, киносценарии, стихи. Читая М. Пришвина или Н. Сладкова, сочиняем миниатюры о природе. Успех работы зависит от степени владения образной речью и художественным мышлением. Это основа не только письменных работ, но и инсценировок, выразительного чтения, иллюстрирования. Проблема заключается в том, чтобы этот процесс не был стихийным. Мало того, работу нужно как-то оценить, поэтому должны быть выработаны главные критерии для оценки состоявшихся творческих работ учащихся. В первую очередь это наличие художественности в их стихах, рассказах, миниатюрах и способность создавать словесные картины. В дальнейшем понимание этого послужит базой для изучения образа человека в литературе, следовательно, и познания самого себя и своих чувств.

Но есть такие произведения, по содержанию которых трудно представить “авторскую” картину. Они носят философский характер. Тогда, конечно же, обсуждается проблема, а словесное рисование будет неуместно. Но там, где мимо ярких картин не пройдёшь, где нужно будет проанализировать выразительные средства языка или рассмотреть пейзаж в произведении, по портрету представить героя, там умение выразить свои зрительные впечатления будет просто необходимо.

Надо отметить, что в старших классах сложными для написания являются сочинения, где нужно оценить писателя с точки зрения его языка и использованных им художественных приёмов. Даже при владении определёнными знаниями учащиеся затрудняются писать на такие темы: «Художественное своеобразие мира Пушкина», «Язык и стиль поэзии Некрасова», «Роль художественной детали в произведении Н. В. Гоголя». А не могут они этого сделать, потому что сами имеют маленький опыт литературного творчества, не задумываются над тем, как писатель создаёт свои образы. И, самое главное, не знают способа, каким можно было бы воспользоваться, анализируя язык художественного произведения. Словесное рисование — один из таких способов, позволяющий оценить используемые авторами изобразительные средства.

Рисование картин также помогает запомнить содержание изложений-описаний, часто встречающихся в курсе средней школы. Рисование, пускай даже условное, схематичное, помогает понять, какие предметы рассматриваются, что за чем следует. Изложение стихотворения в прозе И. Тургенева «Голуби». “Я стоял на вершине пологого холма; передо мною — то золотым, то посеребрённым морем — раскинулась и пестрела спелая рожь”. Рисуем холм, уточняем, что означает слово “пологий”, как выглядит спелая рожь, почему пестреет, в чём сходство с морем. По мере чтения у нас появляются несколько рисунков, а под ними обобщающие слова, описания чувств, которые охватывают автора, смотрящего на пейзаж, — “тоскливое томление”.

Во время рисования иногда выясняется, что многие учащиеся никогда не видели поле ржи. Как тут не задуматься о необходимости постоянно развивать у детей способности понимать художественные образы и воспроизводить их!

www.sochuroki.com


Смотрите также