Статья на тему "Нетрадиционные техники рисования". Статьи о нетрадиционной технике рисования


Нетрадиционные техники рисования

Соболева Марина Владимировна

Воспитатель МБДОУ "Д/С Ёлочка" Россия, Республика Хакасия, г. АбаканE-mail: [email protected]

Россия, Республика Хакасия, г. Абакан

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для дошкольников: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей.

За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография». Созданию сложного симметричного изображения способствует техника «монотипия».

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • внимания, усидчивости и мышления;
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость; веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

journalpro.ru

Статья "Нетрадиционная техника рисования"

СШ№ 8 с ДМЦ

Тема: «Нетрадиционная

техника рисования»

Учитель предшкольного

класса Гонохова Ю А

Педагогика – это моё призвание, любимое дело, увлечение, работа. Мне всегда интересно работать, работать по принципу: «Любить и выполнять свою работу лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня. »Выбранная профессия заставляет меня всё время двигаться вперёд, не стоять на месте, дети – это «вечный двигатель» и они просто вынуждают меня совершенствовать свои знания и умения, чтобы дать ответы на их бесконечные «почему? »

Для того, чтобы быть хорошим воспитателем надо жить с детьми их жизнью, играть и фантазировать вместе с ними, и тогда в их глазах, можно увидеть доверие и уважение и почувствовать их ответную любовь.

Есть очень хорошая восточная мудрость: «Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, который выращивает разные растения. Одно растение любит свет, другое тень; одно любит расти на берегу ручья, другое на высохшей горной вершине; одно растёт на песчаной почве, другое любит жирную, глинистую. Каждому из них нужен особый, только для него подходящий уход, иначе он не достигнет совершенства в своём развитии».

Точно также и в моей работе, работе воспитателя – каждому ребёнку необходима любовь и индивидуальный подход.

Работаю в школе более 5 лет, из них в предшкольном классе - два года. За это время я изучила нормативные документы (гос.стандарт, учебную программу, составила календарный план на год, в котором отражено 5 направлений):

«Социум», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Творчество»

Я хочу с вами поделиться опытом работы по направлению «Творчество».

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.

С первого года жизни ребенка хватание и ощупывание предмета имеет большое значение не только для развития моторики, но и для развития мышления. В этом возрасте малыш пытается «взять весь мир в свои руки». С этого момента начинается новый этап развития руки и мозга. Скачок в развитии моторики приводит к скачку в развитии речи.

Основное назначение программы по направлению «Творчество» – развитие творческой личности ребенка. В ее основе лежит предметно-практическая деятельность, развивающая глаз и пальцы, координацию движения и речь, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор.

   В процессе наблюдений, при обследовании предметов я учу детей выделять форму, величину, цвет. Изображение разных предметов требует их сопоставления и установления различий.

Изобразительная воспитывает у детей любовь ко всему лучшему, справедливому, углубляет те благородные чувства, которые возникают у них. Впервые нарисовать — большое счастье для трехлетнего малыша. Радостная улыбка появляется на лице у старших дошкольников, когда им удается вырезать красивый хоровод. В процессе выполнения лепки, рисунка, аппликации ребенок вспоминает те явления и события, которые хочет выразить, вновь испытывает те чувства, которые были ими вызваны.

Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их рисункам, лепке. Они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку педагога. Похвала ребенка радует (о том, что его работа отмечена педагогом и администрацией школы, ребенок рассказывает всем), а отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание нужно вдумчиво, осторожно.

В своей работе, я попробовала нетрадиционную технику рисования, учитывая, что уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.

Познакомившись с методической литературой различных авторов,

таких как пособие А.В. Никитиной, И.А. Лыковой, Т.Н.Дороновой,

Р.Г.Казаковой по данной теме я наша очень много интересных идей и поставили перед собой цель: используя нетрадиционную технику рисования, развивать творческие способности детей.

Из которой вытекают следующие ЗАДАЧИ:

- Развитие активности и самостоятельности детей в ИЗО;

- Развитие мелкой моторики рук;

- Развитие воображения, творческих способностей у детей;

- Воспитывать интерес к созданию новых образцов

- Сформировать у детей технические навыки рисования

- Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками

рисования.

-Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по

нетрадиционному рисованию используя различные техники

рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необходимость состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. В течение учебного года я познакомила детей с нетрадиционными техниками рисованиями:

- рисования пальчиками, ладошками;

- рисования ватными палочками;

- кляксография;

- оттиск поролоном;

- отпечатки листьями набрызг;

- свеча + акварель;

- рисование на камешках;

- коллаж;

- монотопия;

В класс предшкольной подготовки приходят не только дети из детского сада, но и «домашние» дети. Конечно же, у всех детей навыки развития мелкой моторики и творческого воображения разные.

В течение учебного года я проводила мониторинг развития данных навыков.

Я уверена. Что стимулом для творческого воображения стало применение нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Что хорошо изображено и диаграмме.

Итак, творческая деятельность - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для творческой активности.

infourok.ru

Статья на тему "Нетрадиционные техники рисования"

Нетрадиционные техники рисования

«Истоки творческих способностей и дарования детей – на

кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли. Чем больше

уверенности и изобретательности в движениях детской руки,

тем тоньше взаимодействие с орудием труда...»

В. А. Сухомлинский

В настоящее время актуальным является вопрос о бездуховности подрастающего поколения. Научить видеть красоту, понимать её нужно с дошкольного возраста. Развитие художественно-творческих способностей является одним из решений этого вопроса, началом развития духовной жизни.

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учиться преодолевать робость, страх перед рисованием (в частности), перед тем, что получится и получится красиво.

Изобразительная деятельность - эмоционально насыщенная, результативная, выполняемая с помощью ярких, привлекательных материалов, располагает большими возможностями в обогащении духовного мира ребёнка, способствует развитию его творческих способностей.

Детский возраст характеризуется большой чувственностью ко всему яркому, новому, необычному, что так или иначе, вызывает у детей эмоциональный отклик. Эмоции служат для ребенка своеобразной опорой, необходимой для запечатления того или иного материала. И если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребенка в созидании красоты, то в нём формируется «инфантильная восторженность».

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Многолетний опыт свидетельствует: от уровня развития рисовальных движений, овладения обобщенными формообразующими движениями в младшем и среднем возрасте зависит развитие рисования, а в последующих группах – вообще изобразительного творчества. Именно это обстоятельство обеспечивает ребенку и самостоятельность, и умение решать любую творческую задачу.

В нашем детском саду, недавно прошел семинар – практикум по нетрадиционным техникам рисования. Педагоги со стажем вспомнили некоторые нетрадиционные техники рисования и познакомились с новыми техниками. Молодые педагоги расширили свой кругозор и взяли на вооружение нетрадиционные техники изодеятельности. Такие техники как рисование ватными палочками, пальчиками, ладошкой уже широко известны. Поэтому хочу поделиться некоторыми нетрадиционными техниками рисования, с которыми, возможно, знакомы не все. Учитесь и учите детей и мир станет чуточку ярче.

СВЕЧА + АКВАРЕЛЬ ИЛИ ВОСКОВЫЕ МЕЛКИ + АКВАРЕЛЬ

Возраст: от четырех лет. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисть.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой (восковыми мелками) на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой (мелками) остается белым.

МОНОТИПИЯ ПРЕДМЕТНАЯ

Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная белая бумага, кисть, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

КЛЯКСОГРАФИЯ С ТРУБОЧКОЙ.

Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

РИСОВАНИЕ СОЛЬЮ, МАНКОЙ.

Возраст: от шести лет. Средства выразительности: фактура, объем, цвет.

Материалы: плотная бумага, акварель, кисти, соль, манная крупа.

Способ получения изображения: предварительно делается набросок. Смочить водой с помощью кисти, посыпать солью (манкой), подождать, пока она вберет в себя воду, лишнюю соль (манку) ссыпать куда-нибудь. Когда все подсохнет,нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Солью хорошо рисовать стрекоз, дым, снег, птичек, медуз, бабочек.

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ.

Возраст: от шести лет. Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: шампунь, гуашь, вода, бумага, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: в баночку с гуашью вливаем шампунь, добавляем немного воды, все хорошо перемешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Осталось к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали и рисунок готов.

ВЫДУВАНИЕ.

Возраст: от шести лет. Средства выразительности: пятно, цвет, фактура.

Материалы: акварель, трубочки, бумага, картинки изображающие людей, животных, различные предметы.

Способы получения изображения: трубочкой осторожно набирают (как бы втягивают) краску и так же осторожно выдувают ее на лист бумаги. Малышам работу можно облегчить и сделать ее более безопасной – налить чуть-чуть краски на лист бумаги, и пусть они дуют на нее из трубочки. Затем на получившиеся разводы приклеивают соответствующую картинку, а пальцем дорисовывают все необходимое: звезды, если это космический пейзаж; цветы и мордочки животных, если это лес.

МОНОТИПИЯ ПЕЙЗАЖНАЯ.

Возраст: от шести лет. Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

ОТТИСК СМЯТОЙ БУМАГОЙ, ПОРОЛОНОМ, ПЕНОПЛАСТОМ, ПРОБКОЙ, ПЕЧАТКАМИ ИЗ КАРТОФЛЯ.

Возраст: от трех – четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, кусочек поролона или кусочек пенопласта, печатки из пробки, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон (смятую бумагу, пенопласт, печатку) к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон (пенопласт, печатка).

Воспитатель ГККП я/с №86 Заречная И.А.

infourok.ru

Статья "Методика использования нетрадиционных техник рисования"

Методика использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития художественного творчества старших дошкольников

Познакомившись с нетрадиционными методиками рисования, было решено использовать их в своей работе, так как опыт работы показывает, что занятия по разработанным методикам программы явно недостаточно для выработки у детей необходимых навыков и умений свободного рисования. Ведь не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому – то трудно выразить себя в линии. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данную проблему помогают нетрадиционные способы рисования. Ведь изначально рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии у современных детей более чем достаточно.

Кружковые занятия с детьми проводятся два раза в неделю, на этих занятиях знакомим детей с такими нетрадиционными техниками рисования как: набрызг, пальчиковая живопись, кляксография, отиск, монотипия.

Метод тычка. Для этого метода достаточно взять ватную палочку и жесткую нить. Что мы делаем? Опускаем ватную палочку или жесткую нить в краску и точными движениями делаем тычки по альбомному листу. Палочки или кисть будут оставлять чёткий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет тычка. Если тычок делать целенаправленно, например по готовому и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры.. В старшей группе рисовали пушистую мимозу, используя метод тычка. Нарисованная ватной палочкой мимозой получилась пушистая и красивая. Краска не растекалась и не размазывалось в отличии, когда дети рисуют кистью. Метод тычка, используя жесткую кисть, рисовали пушистых цыплят. Я рисовала силуэт животного, а дети кистью – тычком, закрашивали.

Работы вышли очень интересные и разные. Так же использую в своей работе с детьми технику «Прижми и отпечатай». Рисуем пробками, крышками, поролоном, овощами вырезанными заранее формы. Применением таких помощников в рисовании очень нравится детям.

Я считаю, что техники рисования тычком, рисование отпечатками, акварельными мелками + красками, восковыми свечами, монотипию, позволяет сделать работы детей более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ:

  1. Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

  2. Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости;

  3. Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей;

  4. Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, так как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов;

  5. Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие, вызывает положительные эмоции;

  6. Ребёнок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить их применение.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативности работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку. Чтобы у детей не создавалось шаблона, листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно ребёнок начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок, это определяется тем, что предстоит изображать.

infourok.ru

Педагогическая статья «Описание нетрадиционной художественной техники»

Педагогическая статья «Описание нетрадиционной художественной техники»Педагогическая статья «Описание нетрадиционной художественной техники»

Уважаемые педагоги, рисование для маленького ребенка — это не только серьезный труд, но это — и большая радость.

Рисуют дети на стеклеРисуют дети на асфальте,Возводят город на песке, -Такого нет еще на карте.

В руках мелки, карандаши...Детишки — маленькие магиНо столько вложено душиВ их мир прекрасный на бумаге!

Скачать конспект

Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, дает возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Нам взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой — богатой или бедной — будет его духовная жизнь.

Способы нетрадиционного рисования:

Рисование пальчиками

Возраст: от 2 лет

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается

Рисование ладошкой

Возраст: от 2 лет

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск пробкой

Возраст: от 3 лет

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Оттиск печатками из картофеля (то же поролоном и пенопластом, возраст от 4 лет)

Возраст: от 3 лет

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Оттиск смятой бумагой

Возраст: от 4 лет

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Возраст: от 4 лет

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, линия.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся незакрашенным.

Свеча + акварель

Возраст: от 4 лет

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.

Печать по трафарету

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают квадраты угла ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной плёнки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Монотипия предметная

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

На примере своего занятия по художественному творчеству покажу в фото способ этого не традиционного метода.

Тема: «Рисование насекомых» (средняя группа).

Чёрно-белый граттаж (грунтованный лист)

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография обычная

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, т ушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, ниточка средней толщины.

Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см)

Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Акварельные мелки

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребёнок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приёмы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается

Тычкование

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: фактура, объём.

Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером 2×2 см, журнальная и газетная бумага, карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребёнок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребёнок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свёрнутый квадратик остаётся на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свёрнутыми квадратиками не заполнится желаемый объект пространства листа.

Цветной граттаж

Возраст: от 6 лет

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашиваются гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

Возраст: от 6 лет

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Любят дети рисовать и... мыльными пузырями, и зубной щеткой, и ватой, и ступнями, и пластилином, и... чем только можно, всем, что вам попадется в руки.

Дерзайте, фантазируйте! И к вам придет — радость творчества, удивления и единения с детьми.

Кузнецова Марина Валерьевна ГБОУ ООШ № 18 структурное подразделение "Детский сад "ЦКР" Воспитатель

Самарская область, город Новокуйбышевск

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru


Смотрите также