НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ. Стихи к нетрадиционным техникам рисования


МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей».

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей».МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей».

Цель: расширить знания педагогов в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей.

Задачи:

  • донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей
  • развивать коммуникативные формы поведения, способствующие самоактуализации и самоутверждению
  • способствовать содействию благоприятного психологического климата общения членов педагогического коллектива.

Место проведения — музыкальный зал.

Оборудование. 5 столов, расставленных полукругом. На каждом столе – изобразительные материалы. Выставки книг, пособий по теме «Нетрадиционные техники рисования».

Ход мастер-класса.

Ведущий. «О, сколько нам открытий дивных готовит просвещенья дух...» Милые педагоги, рада приветствовать вас на нашей встрече.

Для начала давайте попытаемся стать ближе друг другу.

Игра «Близкие люди».

 

Скачать конспект

- Все врассыпную двигаются по залу под бодрую музыку. Когда я буду хлопать в ладоши — все играющие здороваются за руку друг с другом. Опять звучит музыка — движение по залу продолжается. Если я зазвоню в колокольчик – все играющие гладят друг друга по плечу. Опять звучит музыка — играющие двигаются. Если я засвищу в свисток – все играющие трутся спинами друг с другом.

Ведущий. Я думаю, после игры вам стало намного теплее, веселее, комфортнее. А теперь попробуем «объединиться».

Игра «Встанем по парам (4, 6)».

Звучит музыка. Все играющие двигаются. Музыка останавливается, а ведущий называет число 4 (6). Все строятся четверками, шестерками (парами). Когда играющие разбились по парам, им предлагается занять места за столами.

Ведущий. Вот у нас и определились играющие команды (5 команд).

Пора выразить друг другу радость встречи.

Игра «Давайте поздороваемся».

Цели: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:

  • хлопок — здороваемся за руку;
  • хлопка — здороваемся плечами;
  • хлопка — здороваемся спинами.

Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.

Первая страница – «Практикум+лекторий».

Ведущий.

- Не секрет, что многие родители и мы, педагоги хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей. Хотели бы видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, разносторонне развитыми, словом, интересными личностями. А интересная личность — это знающий, уверенный в себе и своих способностях, постоянно развивающийся человек. В формировании такой личности немалую роль играет изобразительное искусство.

Немного – немало прошло времени, как отыскали рецепт, который помогает совершенствовать творческие способности ребенка. Это — нетрадиционные изобразительные техники.

- 1 страничка нашего мастер-класса посвящена этому «волшебному» рецепту.

Мастер-класс

«Нетрадиционные техники рисования — путь к свободе и творчеству».

В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка — на кончике его пальцев».

Каждый ребенок с упоением рисует все, что видит, слышит, ощущает, воображает. Как правило, творческие способности любого человека скрыты, реализуются в малой степени. Создавая условия, можно их «разбудить».

Рисование — язык внутреннего мира маленького ребенка.

Дети любят рисовать, потому что рисование доступно — поводил кисточкой по листу бумаги — уже рисунок; оно выразительно — можно выразить свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно — помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно — рисуешь и обязательно что-то получается.

К тому же рисунок можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться. Рисование увлекательно, интересно, приносит радость от ощущения гармонии мира, в котором мы родились.

Рисовать дети начинают рано. Они умеют и хотят фантазировать, но если в 2-3 года ребенок может раскрепоститься в рисунке, главное — поводить по бумаге карандашом или кистью и сделать это быстро, не имея никакого замысла, то, подрастая, он может заявить: «Я не умею рисовать!» Это ситуация, с которой сталкивается каждый воспитатель, в ней отражается неуверенность, излишняя осторожность, страх ребенка перед оценками посторонних людей.

Приобретая эти качества с детства, мы не просто сможем от них освободиться и во взрослой жизни. Почему же так происходит? Причины могут быть разные, в том числе и неверный подход педагога к изобразительной деятельности, который заключается в следующем:

  • ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы (трава — только зеленая, дом — только такой формы);
  • отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (повторение образца);
  • исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии.
  • И еще одна причина — боязнь педагогов предоставить ребенку множество материалов для рисования.

Чаше всего детям предлагают карандаши, кисти и краски. Еще известный художник В.А. Фаворский отмечал: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаши, краску и бумагу, это, несомненно, ошибка: необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге, на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, делает для себя костюмы из газет». Обращаясь в свое детство, вспоминаем, какое значение каждый ребенок придает своим драгоценностям — камушкам, гвоздикам, цветным стеклышкам и т.д. Первым попавшим камушком, гвоздиком пробует порисовать на чем-либо.

Какие необычные материалы можно включить в детское творчество? Их очень много. Можно порисовать и пухом тополя, зубной щеткой, полой трубкой, гоняя по листу веселую капельку; тампончиком, получая пушистых зверьков; пальцем, ладошкой, даже лучиком солнца!

То, что близко и понятно ребенку, может помочь ему раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, побороть свою нерешительность. И любой новый материал и каждый приобретенный навык — предметы гордости ребенка.

Даже тонирование листа для последующего на нем рисования можно превратить в увлекательную игру с детьми. Предложить смять бумагу, сделав из нее жесткий тампон, и, обмакивая его в краску одного или разных цветов, заполнить весь лист, Очень увлекает детей тонирование листа целлофаном. Наносится на него краску, а затем раскрашенный целлофан накладывают на лист, ладошкой разглаживают и снимают — фон готов и какой необычный!

Мальчикам очень интересно рисование картин на морские темы. Чтобы быстро нарисовать красивые волны, можно предложить детям «волшебную бутылочку». На ровную пластиковую бутылку клеем ПВА приклеиваются по косой линии нитки, дети наносят на нитки краску и катают бутылочку по листу бумаги. Изумительные волны готовы — можно рисовать корабли!

Очень часто после ремонта квартир остаются кусочки разных пенопластовых плиток. Что, если нанести на плитку краску и пропечатать ими весь лист? Детям очень нравится, ведь рисунок плитки разнообразен, в итоге получается интересный фон. Можно протонировать листы цветным мелком, угольком, кусочком поролона. Каждый из нетрадиционных материалов, которые могут быть предложены дошкольникам, имеют свою специфику, изобразительные возможности. Неправильно думать, что достаточно научить ребенка рисовать каким-то материалом, другими он научится сам. При применении различных материалов педагог должен сначала тщательно продумать и предполагаемую технику работы, и ожидаемый, результат, чтобы дети поняли различие между ними и могли в дальнейшем использовать их для создания выразительных, творческих рисунков.

Самое увлекательное в процессе рисования — волшебство. Очень интересен в этом плане прием кляксографии. На глазах детей капаешь на листы бумаги тушью или гуашью кляксы, предлагаешь им подуть в трубочку для коктейля, «погонять» капельку по листочку, поворачивая его. Дети наблюдают, как сливаются цвета.

Клякса прыгает и скачетПо листочку, словно мячик,Вправо-влево наклонилась,Снова в лужу превратилась.

Помоги ей стать мышонком,Неуклюжим медвежонкомИли бабушкой-старушкой,Или девочкой-резвушкой.

Раз, два, три, ну-ка, клякса, оживи!

Поворачивая и рассматривая то, что получилось, дети проявляют свою фантазию, дорисовывают только мелкие детали. Получаются интересные работы — драконы трехголовые, салют, чудовище, орлы и др.

Этот прием можно повторить с детьми, используя и оргстекло и мыльную пену. Предложить детям наложить на стекло разные краски с внесенной в них мыльной пеной, затем приложить лист бумаги, разгладить ладошкой — рисунок почти готов, только фантазируй, дорисовывай детали. Получаются пейзажи, красивые букеты и др.

Пальчиковая живопись – пожалуй, самая известная изобразительная техника. Чаще всего ее используют в работе с малышами. Это интересно и доступно. Тематика обучения должна соответственно возрасту увеличивается за счет обучения их рисованию несколькими пальцами рабочей руки, щепотью, ребром ладони, всей ладонью.

Интересен и безопасен рецепт пальчиковых красок.

Перемешать миксером 0,5 кг муки, 5 столовых ложек соли, 2 столовые ложки растительного масла и воду, до концентрации густой сметаны, затем полученную массу разлить в отдельные баночки, добавить пищевой краситель (свекольный или морковный сок, как вариант — пасхальные наборы), перемешать до однородной массы.

Поразительна для детей техника рисования парафиновой свечой – фотокопия.

Нужно заточить свечку как карандаш. Дети рисуют парафиновым карандашом на бумаге какую-нибудь картинку. Ничего не видно? Теперь в дело пойдет акварель. Нужно закрасить краской весь лист. Желательно использовать побольше разных цветов. Что за чудо! На цветном фоне высту-пил первоначальный рисунок. Почему? И тут мы открываем ребятишкам маленький секрет.

Очень увлекает детей рисование обыкновенным веником. Краску готовят более жидкую, чем обычно. Краской, рисуют силуэт, например, животного, затем закрашивают веником — получается красивая «пушистость».

Очень любят дети прием печатания. Для выполнения работы используют «печатки» из катушек от ниток, пробок, колпачков от фломастеров. Каждый рисунок, в зависимости оттого, чем ребенок печатает, получался разный. Дети рисуют деревья, снеговиков, дома и т.д.

Приготовив из отработанных фломастеров, специальные «тычки», вставив в них кусочки поролона, можно познакомить детей с приемом «пуантизма» (изображением из множества точек) и к 8 Марта нарисовать подарок мамам — мимозу, закрашивая рисунок тычками.

Такой приём нетрадиционного рисования как набрызг можно использовать в аппликации из самоклеящейся бумаги. Это очень увлекательное занятие для детей.

Простым карандашом на листе самоклеящейся бумаги нарисуем облака, парашют, фигурку человечка. Аккуратно вырезаем все детали. Снимаем защитную плёнку и наклеиваем детали на лист белой бумаги. Смачиваем зубную щётку водой и набираем немного акварельной краски на кончики щетины. Указательным пальцем проводим по щетине – со щётки брызнут капли краски. Добиваемся, чтобы брызги получались как можно мельче. Теперь приступаем к забрызгиванию листа с наклейками, чтобы создать небесный фон. Как только краска высохнет, нужно снимаем наклейки. К парашюту прикрепляем ниточки или дорисовываем их фломастером. Вот и все!

Кафельные плитки можно использовать как палитру, но есть им и другое применение — рисовать на них, как на листе бумаги, не боясь изобразить что-то неправильно, потому что на плитке все легко исправить, стирая мокрой тряпочкой, или смывая, не получившийся, по мнению детей, рисунок.

Чем богаче материалы для работы детям: и нитки, и ватные палочки, и мел, и восковые мелки, и поролон, и гуашь с разными добавками (соль, манная крупа), тем больше свободы для творчества детей.

Основные методы и приемы работы с нетрадиционными изобразительными материалами.

Частично-поисковый — основной метод работы с детьми при организации изодеятельности. Он направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности, заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности — работа со схемами или моделирование, привлечение воображения и памяти.

Метод проблемного моделирования — направлен на активизацию творческого воображения, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

Игры и игровые приемы — создают непринужденную обстановку.

Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, преодолеть свой страх, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.

Ведущий. А теперь я предлагаю вам немного расслабиться, поиграть и попутно узнать что-то полезное.

2 страница «Раскрась свое имя».

3. Игра «Раскрась свое имя».

Цель: продолжить знакомство с педколлективом; закрепить полученные знания о нетрадиционных техниках в изодеятельности на практике.

Ведущий. Используя имеющиеся в вашем арсенале или полученные знания о нетрадиционных изобразительных техниках, запишите на листе бумаги свое имя, которое вы считаете наиболее приемлемым для общения в нашем педколлективе. Расшифруйте свое имя, представив его как аббревиатуру называя свои характеристики (например: ЕЛЕНА. Е – естественная, Л – ласковая, Е – егоза, Н – нежная, А – артистичная.)

Педагоги называют свое имя, а также его расшифровку.

3 страница «Педагогическая коллекция».

4. Игра «Вы еще не знаете, что...»

Цель: обмен опытом педагогов по вопросам воспитания детей в изодеятельности посредством игр, игровых упражнений.

Материалы: мячик.

По кругу передается мячик.

Ведущий.

- По кругу передается мячик. Каждый из вас, у кого окажется мяч произносит фразу: «Вы еще не знаете, что...» (предлагаете вариант использования игр или, игровых упражнений в обучении детей изодеятельности). Игра продолжается, пока каждый участник не выскажется.

- Начнем игру с меня.

Рисование по речевым схемам.

Дети очень любят рисование по речевым схемам, которое даёт неплохие результаты:

  • дети могут изображать желаемые предметы, животных и т.п., объединяя их в своих сюжетных рисунках;
  • дети учатся располагать на листе бумаги рисунок, учитывая его форму и размер;
  • дети становятся более внимательными, инициативными, активными, у них резко снижается страх перед неудачей, появляется уверенность в себе и своих возможностях;
  • у детей улучшаются память, координация движений руки и мелкая моторика пальцев;
  • у детей развиваются воображение, фантазия, закладывается творческий потенциал.

Показ нескольких речевых схем- рисунков.

4 страница. «Мозговой штурм».

Игра «Острое блюдо».

Цель: расширить и систематизировать знания педагогов в области терминологии по изобразительному искусству.

Ведущий. Работая в ДОУ, вы знакомы с различными видами блюд, входящими в повседневный рацион питания детей. Сегодня я предложу вам острое блюдо – попробуйте и оцените его вкус!

В вазе лежат футляры из-под киндера-сюрприза. В них спрятаны вопросы. Ведущий подходит к любому из присутствующих и предлагает попробовать «Острое блюдо». Педагоги читают и отвечают на предложенные вопросы.

Вопросы «Острого блюда».

  1. Что такое авангардизм? (Экспериментальные, модернистские начинания в искусстве).
  2. Что такое акварель? (Краска на растительном клее, которая разводится водой. А также техника живописи и само произведение, выполненное акварельными красками).
  3. Что такое детский рисунок? Является ли детский рисунок произведением искусства? (Произведение изобразительного искусства ребенка от 3 до 15-16 лет, не определившего свой профессиональный путь, отражающее самостоятельный взгляд на мир).
  4. Что такое пастель? (Красочный материал, предназначенный для особой техники живописи и для рисования. Пастель изготовляется в виде обернутых в бумагу палочек ("карандашей") и состоит из сухого красочного порошка с примесью скрепляющих или разбеливающих веществ. Пастелью называется и сама техника живописи и рисования пастельными красками).
  5. Что такое художественное творчество? (Одно из главных проявлений творческого начала в человеке, преобразование житейского и духовного опыта человека в образы искусства. Главным результатом X. т. является создание особой, «второй реальности», картин, статуй и т. д. При этом сама материя, которой пользуется тот или иной вид искусства, преобразуется, приобретая особое качество художественной индивидуальности).
  6. Что такое художественные техники? (В соответствии с изобразительными видами искусства Т. х. делятся на живописные, графические и скульптурные).
  7. Что такое художественные способности? (Психологические качества чело-века, которые нужны для успешной работы в области искусства. В основе всех видов X. с. лежит общее свойство человеческой личности — эстетическое отношение к миру, благодаря которому зарождающиеся художественные замыслы, требующие работы воображения, то есть создания образа, выражающего внутреннее идейно-эмоциональное содержание произведения в материале того или иного вида искусства).
  8. Что такое цвет? (Это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение).
  9. Что такое гуашь? (Красочный материал, обладающий большой кроющей способностью. Гуашь не прозрачна, хотя и разводится водой).
  10. страница — Игровой тренинг.

Игра «Говорящие очки».

Цель: способствовать позитивным взаимоотношениям между членами педколлектива.

Материалы: солнцезащитные очки со сравнительно светлыми стеклами.

Ведущий.

- Каждый из педагогов по очереди надевает очки и поворачивается к соседу справа. Тот, в свою очередь, произносит фразу: «Наяву, а не во сне — что прекрасного открыли вы во мне?». Педагог в очках должен от имени волшебных очков сказать о возможно новых, каких-то неизвестных сторонах, которых удалось вам сегодня разглядеть в коллеге. Старайтесь говорить приятные, теплые слова в адрес ваших коллег.

6 страница – Прощание.

Ведущий.

- В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашими ребятишками. Ведь не ново, что мы с вами сеем вечное, доброе, славное …

- Я хочу подвести итог нашей встречи словами Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».

Дерзайте, рисуйте, смелее творите,

А самое главное – деток учите!

- Всего вам доброго. До новых встреч!

- Пожалуйста, оставьте свои замечания, пожелания, высказывания. Ваше мнение очень поможет мне в дальнейшем для построения и организации следующей нашей встрече.

- Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу!

Техника «Набрызг»

На одном из занятий я вам рассказала про такой приём нетрадиционного рисования как набрызг. Сегодня, используя набрызг, сделаем аппликацию из самоклеящейся бумаги. Тоже очень увлекательное занятие, попробуйте, не пожалеете!

Что нам потребуется:

Белая бумага, самоклеящаяся бумага, зубная щетка, акварельные краски, нитки, клей, ножницы.

Ход работы:

  1. Простым карандашом на листе самоклеящейся бумаги нарисуем облака, парашют, фигурку человечка. Аккуратно вырежем все детали.
  2. Снимем защитную плёнку и наклеим детали на лист белой бумаги.
  3. Смочим зубную щётку водой и наберём немного акварельной краски на кончики щетины. Указательным пальцем проведём по щетине – со щётки брызнут капли краски. Добьёмся, чтобы брызги получались как можно мельче. Теперь приступим к забрызгиванию листа с наклейками, чтобы создать небесный фон.
  4. Как только краска высохнет, снимем наклейки.
  5. К парашюту приделаем ниточки или дорисуем их фломастером.

Вот такой рисунок получается:

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

Серия комплексных занятий с использованием нетрадиционных техник рисования

Разделы: Работа с дошкольниками

Одной из форм организации деятельности детей являются комплексные занятия.

Комплексное занятие - занятие, на котором задачи решаются с помощью разных видов искусства и различных видов детской художественной деятельности (художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрально - игровой, художественно продуктивно - ручной труд, конструирование).

Смысл такого занятия в том, что определенная тема раскрывается через различные виды детской деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной.

На занятии дети поют, танцуют, слушают музыку, играют на детских музыкальных инструментах, читают стихи, инсценируют сказки, рисуют, лепят, выполняют аппликации. Сочетание нескольких видов деятельности дает ребенку возможность воплотить свой творческий замысел наиболее ярко и красочно. Единый художественный образ этих занятий позволяет детям выделить особенности средств выразительности, понять общие тенденции в передаче эмоционально - образного содержания литературного, музыкального, изобразительного произведения.

Ценность комплексных занятий:

Педагогическая ценность подобных занятий заключается не только в комплексном использовании художественного материала, но в активизации ориентировки дошкольников в окружающем, развитии творческой инициативы, стимуляции их эмоциональных переживаний.

Главной целью таких занятий является:

  • рождение высоких чувств, их понимание и соотнесение с жизнью;
  • расширение представлений о чувствах, человека в реальной жизни;
  • формирование представлений о добре, красоте, духовных ценностях.

Мною разработана серия комплексных занятий по временам года <Приложение 1>, где продуктивной деятельностью ребенка является рисунок, выполненный нетрадиционными техниками. Это увлекательно и забавно! Для детей создает некую живость, и заинтересованность, настраивает на творческую работу. Приведу описание некоторых видов нетрадиционного рисования:

<Рисунок 2>

“КЛЯКСОГРАФИЯ”

Детей поражает сам момент появления на чистом листе яркого, движущегося пятна, которое расплывается как нечто живое и непонятное.

Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.

Возьмите лист бумаги, нарисуйте на нем желтый песок и очень жаркое солнце. Потом поставьте большую кляксу и подуйте на нее в трубочку. Капельки побежат в разные стороны, каждая капелька – сухая ветка саксаула, а может, дерево колдуньи (если взять другой фон, голубой)

А если нанести яркие кляксы на одну половину листы, прижать к ней вторую, разгладить. Развернем. … Ой, что получилось! На что похоже? (Дорисовать или подрисовать детали).

В этой технике хорошо получается: осенний парк, бабочки, цветы, маски для колядования, близнецы, город на реке.

Фантазируй, твори!

"ГРАТТАЖ"

Рисование по восковой прокладке методом процарапывания – граттаж.

Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, - в процарапывании.

Нанесем цветовой фон акварелью и подсушим бумагу. Весь фон полностью затрем воском, парафином или просто свечой. Нальем в розетку черной гуаши или туши, добавим немного шампуня тщательно их перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. “Холст” готов.

А теперь возьмем заостренную палочку, (ручку с пустым стержнем) и начнем процарапывать рисунок.

Техника удивляет, увлекает, радует. Чуть поцарапали – и на небе зажглись яркие звезды, тонкий месяц выглянул из-за туч и осветил лесную поляну.

А как красив вечерний город, когда зажигаются окна в домах и уличные фонари кажутся любопытному мотыльку солнцем…

Нарисовать все это интересно в технике “граттаж”, но для этого у ребенка должны быть развиты глазомер и координация движения.

И тогда эта техника даст ребенку возможность удивиться и порадоваться миру, даст простор для творчества.

 <Рисунок 1>

 “ТАИНСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РИСОВАНИЯ”

Рисование свечей очаровывает детей своей таинственностью. Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели свечей.

Детей поражает то, что стоит лишь закрасить кистью или большим тампоном чистый лист – на цветном фоне появляется изображение.

<Рисунок 6 >

Когда же тайна “волшебного” листа разгадана, дети стремятся ощутить в руках эту чудесную палочку, с ее помощью идут минуты творчества. Не у всех сразу получается: то несколько раз проведут по одному месту, то совсем потеряют след… Нужно терпение. Но начало сделано…

И рисуем с малышами дождевые капли…

А в лесу, на полянке, под елочкой сидит зайчиха-мама и наблюдает за своими малышами, веселыми зайчатами…

А кто-то рисует заиндевелое дерево, пугливого ежика, пушистую белочку…

Рисунок есть, и его нет. В этом привлекательность этого способа рисования.

Своей таинственностью изображения привлекает внимание детей и рисование нитками. На первый взгляд, ничего особенного.

<Рисунок 3>

Выложить окрашенные нитки на одной стороне сложенного пополам листа – но не забыть вывести концы ниток наружу. А в чем кроется “секрет” нитки? Еще не много терпения. Осталось сложить половинки листа, прижать их друг к другу, разгладить. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивайте одну нитку за другой. Разверните лист.… Отгадайте, что получилось? А нитки-то, загадочные.

“НЕОБЫЧНАЯ ТЕХНИКА”

Дети с удовольствием работают в технике “печатка”. Эта техника привлекает детей тем, что позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т. д.

“Печатки” несложно самим изготовить из поролона, из сырых овощей (картофеля, моркови и пр.).

Техника рисования проста: прижать “печатку” к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получается ровный и четкий отпечаток.

Составляй любую композицию, используя “печатки” разной формы.

<Рисунок 4>

Интересно работать и в технике “тычок”.

<Рисунок 5>

Для работы нужна кисть из натуральной щетины – жесткая, и очень широкая. А гуашь в розетках (ее должно быть не много) – густой.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Использование нетрадиционных техник рисования в художественном развитии и формирование личности дошкольников | Современный детский сад

Использование нетрадиционных техник рисования в художественном развитии и формирование личности дошкольников

Конференция: Современный детский сад

Автор: Негру Зинаида Михайловна

Организация: МБДОУ «Детский сад "Снежинка"

Населенный пункт: ЯНАО, Пуровский р-н, п.г.т. Уренгой

ВСТУПЛЕНИЕ

Знакомство детей с изобразительным искусством и приобщение их к

художественному творчеству начинается уже с дошкольного возраста, т. к. это один из

признанных путей формирования личности, развития еѐ творческого потенциала.

С древних времѐн считается, что выдающийся талант – это, прежде всего,

наследственность, каприз природы. Однако подробный анализ ранних лет жизни такого

гения как, например, Моцарт, говорит о том, что он не был рождѐн таковым, а его

талант развился максимально быстро благодаря тому, что ему с самого раннего детства

создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.

И наоборот, если новорожденный воспитывается в среде, чуждой его природе,

у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример –

история двух девочек, Амалы и Камалы, воспитанных в стае волков и найденных

людьми в 1920-х годах в Индии. Были приложены все усилия, чтобы вернуть детям

человеческий облик, но все усилия оказались напрасны.

Дело в том, что у ребѐнка к трѐм годам формируется до 80 % мозга взрослого

потенциала. В раннем возрасте дети способны усваивать информацию почти

мгновенно, при условии, что это им интересно.

Вызвать интерес к окружающему миру, осознать себя в нѐм, отразить личное

впечатление о чѐм-либо, развить воображение и фантазию, воспитать эмоциональную

отзывчивость, вызвать стремление детей видеть в окружающем мире прекрасное,

формировать эстетическое отношение к миру и многое другое поможет ребѐнку

художественное творчество, развитие которого, поэтому, должно начинаться как

можно раньше.

Художественная деятельность – специфическая детская активность,

направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему

изобразительная деятельность выступает как содержательная основа и важнейшее

условие эстетического развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного

детства.

 

РОЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В

ХУДОЖЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об

окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения.

Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только

самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и

карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой

на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или

пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображения пуговицами или

бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять

видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещѐ

знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.

Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и

навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже

осмысленно изыскивают новые приѐмы отражения окружающей действительности в

собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту

работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном

искусстве нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые

необычные средства изображения: коктельные трубочки, парафиновую свечку,

расчѐску, зубную щѐтку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное

решение развивает фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это

2

свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует

возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком

да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов,

обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим

миром, подарят детям новую широкую гаму ощущений, которые станут богаче, полнее

и ярче.

Для своей работы я выбрала тему нетрадиционных техник рисования потому,

что она интересна мне, моим детям и моим воспитанникам. Все они, без исключения,

быстро и охотно включаются в работу на занятиях, а после еѐ выполнения очень

эмоционально реагируют на результат своего труда – свой рисунок. Маленькие творцы

с удовольствием демонстрируют еѐ своим родителям, бабушкам, братьям и сѐстрам,

погружают их в это увлекательное занятие и с гордостью несут из дома рисунки

выполненные вместе с родными.

Таким образом, становится понятно, что занятия с использование

нетрадиционного рисования могут оказать неоценимую услугу в разностороннем

развитии детей, помогут воспитателю найти контакт с ребенком и наладить

сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют

взаимодействию педагога с родителями.

 

 

ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ ТЕХНИК НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ

 

Рисование пальчиками.

Этот способ рисования можно применять с детьми, начиная с двухлетнего

возраста. Для проведения занятия понадобятся пальчиковые краски или гуашь,

салфетки и плотная бумага небольшого размера с нанесѐнным на неѐ рисунком или

аппликацией, т. к. дети младшего возраста могут лишь дополнить работу

недостающими деталями. Это может быть мухомор без пятнышек на шляпке, ветка

рябины без ягод или Новогодняя ѐлка без праздничных шаров и т. д. Ребѐнку

предлагается опустить пальчик в краску и нанести точки, пятнышки на бумагу для

завершения рисунка. Рисовать можно как одним цветом, так и несколькими, причѐм

краски разного цвета можно набирать на разные пальчики. После работы пальчики

вытирают салфеткой, а затем легко смывают краску.

Рисование пальчиками доставляет большую радость детям, раскрепощает и

повышает их самооценку.

 

 

Оттиск печатками из картофеля.

Эта техника рисования может применяться с детьми, начиная с трѐх лет.

Потребуются следующие материалы: коробочка с тонкой поролоновой штемпельной

подушкой, пропитанной гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из

картофеля. Это могут быть овощи, листья деревьев, цветы, прямоугольники или

квадраты для рисования окон и дверей в доме и др. Для получения изображения

ребѐнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на

бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка. Дети младшего

возраста дополняют готовый рисунок недостающими деталями, например, овощами на

нарисованных грядках, цветами на стеблях букета, окнами в доме и т. д., а дети

старшего возраста могут использовать эту технику в сочетании с традиционным

рисованием.

 

Оттиск печатками позволяет подготовить малышей к последующему

изображению предметов окружающего мира с натуры, обучению композиционному

 

рисованию, учит координировать движения рук.

 

 

Тычок жѐсткой полусухой кистью.

 

Жѐсткой кистью можно рисовать с детьми любого возраста. Этот способ

рисования используется для получения необходимой фактуры рисунка: пушистой или

колючей поверхности. Для работы потребуется гуашь, жѐсткая большая кисть, бумага

любого цвета и размера. Ребѐнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа

вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь

лист, контур или шаблон.

Такой способ рисования позволяет придать рисунку нужную выразительность,

реалистичность, а ребѐнку получить удовольствие от своей работы.

 

Восковые мелки и акварель.

 

С четырѐхлетнего возраста можно начать освоение приѐмом рисования

восковыми мелками. Ребѐнок рисует ими на белой бумаге, а затем закрашивает лист

акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаѐтся не закрашенным.

Эту технику рисования используют для создания нужного общего тона или заднего

плана рисунка, например: небо, песок, вода и др.

 

 

Монотипия.

 

Предметную монотипию используют для рисования симметричных предметов

с детьми старше пяти лет. Ребѐнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его

половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части

предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения

отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования

нескольких украшений.

Также этот способ используют для рисования пейзажа – пейзажная

монотипия. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его

отражение в озере, реке. Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели

высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной

губкой. Исходный рисунок после отпечатка оживляется красками, чтобы он сильнее

отличался от отпечатка.

 

 

Кляксография.

 

Начиная с пятилетнего возраста с детьми можно пробовать способ рисования

пятнами, кляксами, которые ребѐнок получает, выливая жидкую гуашь пластиковой

ложкой на лист бумаги. Затем лист накрывают другим листом, прижимают и снимают.

Полученное изображение рассматривают, определяют, на что оно похоже и

дорисовывают недостающие детали.

Также используют кляксографию с трубочкой, когда на небольшое пятно,

капельку краски, вылитую на лист бумаги дуют из трубочки так, чтобы еѐ конец не

касался ни пятна, ни бумаги. При этом лист бумаги можно поворачивать в разные

стороны или дуть в трубочку с разных сторон. При необходимости процедура

повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Таким образом можно рисовать

деревья, водоросли, салют и др.

 

Набрызг.

 

Этот способ хорошо использовать для рисования падающего снега, звездного

неба, для тонирования листа и др. с детьми старше пяти лет. Краски нужного цвета

разводят в блюдечке с водой, обмакивают в краску зубную щетку или жѐсткую кисть.

Направляют щѐтку на лист бумаги, резко проводят по ней карандашом (палочкой) по

направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

 

Граттаж.

 

Граттаж – способ выполнения рисунка путем процарапывания острым

предметом. Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносится

тушь или гуашь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла.

Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести

пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение будет цветным. Когда

основа высохнет, заострѐнной палочкой рисунок процарапывается до слоя краски.

Основу под граттаж выполняет взрослый , так как процесс трудоѐмкий, требует

терпения и затраты времени. Но работа на необычной поверхности вызывает у детей

интерес к такому нетрадиционному способу изображения.

 

Батик.

Батик – это рисование по ткани. Можно использовать старые простыни. Ткань

предварительно крахмалится, проглаживается, натягивается на рамку, коробку из-под

конфет или др.

Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по

намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ВО 2-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

 

«Красавец Мухомор».

Рисование пальчиками.

Цель занятия: воспитание у детей интереса к природе; создавать условия для развития

творческих способностей; обучать наносить точки, пятнышки в заданный контур;

отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки.

Материал для занятия: изображения мухомора, пальчиковые краски белого цвета,

аппликация «Мухомор» без белых пятнышек на шляпке, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и картин «Мухомор» из

серии «Грибы» загадки и стихи о грибах, беседы с детьми о грибах.

 

Ход занятия.

 

Воспитатель читает детям стихотворение К. Бальмонта «За грибами»:

 

Вот мы дружною семьѐй –

За грибами в лес.

Я да он, да ты со мной,

Старый лес воскрес.

Был он тихий – тѐмный бор,

Пасмурно глядел.

А как наш раздался хор

Весь он загудел.

Белка слушала в сосне,

И с размаху – прыг!

Там сорока в вышине

Подняла свой крик.

Ну, товарищи, вперѐд,

Врассыпную вдруг.

Тот, кто первым гриб найдѐт,

Он мой лучший друг.

Только, братцы, примечай,

Вот вам уговор:

Чтобы этот гриб, пускай.

Был не мухомор.

 

– Ребята, а вы уже ходили с родителями в лес за грибами?

Ответы детей.

Воспитатель показывает иллюстрации мухомора.

- А вы знаете, что это за гриб? Как он называется?

- Это мухомор!

- Можно его брать к себе в корзинку, когда собираешь грибы?

- Нет!

- А почему? Он такой красивый!

- Он ядовитый! Им отравишься!

- Правильно ребята. И всѐ же он не напрасно растѐт в лесу. Небольшой кусочек этого

гриба может стать лекарством для некоторых лесных зверей, например для лося. Ну а

теперь пойдѐмте грибы собирать.

 

Физкультминутка «Грибочки».

Я по лесу по осеннему бреду, (Ходьба в хороводе)

Я грибочки в кузовок соберу, (Наклоны вперѐд с

Я в осиннике рыжики беру, движениями рук,

По березничку – берѐзовики, имитирующих

По сосновым пням – опѐночки, сбор грибов)

А под ѐлочкой – белый гриб –

боровик.

 

Воспитатель достаѐт игрушечную белочку.

- Ребята, посмотрите, кто к нам в гости из леса прискакал. Здравствуй белочка!

Дети приветствуют белочку.

Воспитатель делает вид, что белочка что-то шепчет ей на ухо.

- Ой, беда в лесу! Лось заболел, а Айболит уехал к другому больному. Но белочка

говорит, что по телефону он просил дать лосю маленький кусочек мухомора. Белочка

отправилась на его поиски, но забыла, как он выглядит. Ребята, давайте поможем

белочке. Нарисуем и покажем еѐ, как выглядит мухомор.

Воспитатель раздаѐт детям аппликацию «Мухомор» без белых пятнышек, краску и

салфетки.

- Ребята, чего не хватает на этих мухоморах?

- Белых пятнышек!

- Правильно. Окунайте пальчик в краску и ставьте пятнышки на шляпку мухомора.

Молодцы! Теперь вытирайте пальчики салфеткой, а мы с белочкой подойдѐм и

посмотрим на ваши мухоморы. Белочка шепчет, что ей очень понравилась ваша работа,

и она вспомнила, как выглядит мухомор. Теперь ей пора в лес, она говорит вам спасибо

и до свидания!

Дети прощаются с белочкой.

- А нам пора поиграть.

 

 

Игра «У медведя во бору»

 

Выбирается водящий-медведь и становится на одной стороне ковра, а все остальные на

другой. Медведь засыпает, а дети двигаются в его сторону, читая стихотворение и

имитируя сбор грибов и ягод:

У медведя во бору

Грибы ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас глядит.

Медведь просыпается, дети убегают на свою сторону ковра. Медведь догоняет детей и

ловит того, кто не успел убежать. Из тех, кого поймали, выбирается новый водящий-

медведь.

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

 

«Пушистый котѐнок».

Тычок жѐсткой полусухой кистью.

Цель занятия: помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жѐсткой

полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект,

характерную фактурность его внешнего вида (объѐм, пушистость).

Материал для занятия: альбомный лист, с нарисованным контуром котѐнка или

трафарет, жѐсткая кисть для клея «Щетина» №8, гуашевые краски.

 

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и картин «Кошки» из серии

«Домашние животные» загадки и стихи о котятах.

 

Воспитатель читает детям стихотворение С. Михалкова «Котята»:

 

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята -

Их по счѐту ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

РАЗ – котѐнок самый белый,

ДВА – котѐнок самый смелый,

ТРИ – котѐнок самый умный,

А ЧЕТЫРЕ – самый шумный.

ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА –

Те же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята –

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!

Заходите к нам ребята, Посмотреть и посчитать.

 

- Ребята, а у кого дома живѐт котѐнок?

- У меня! А у меня кошечка! У моей бабушки живѐт кот!

- Какие они у вас, расскажите!

- У меня рыжий! У меня пушистый! А у моей бабушки всѐ время спит на батарее, он

уже старенький!

- А что едят кошки, вы знаете?

- Молочко! Сметанку! Рыбку! Мясо!

- А во что они любят играть?

Ответы детей.

- А вы любите играть с котятами?

- Да!

- Давайте поиграем! Вставайте в хоровод!

 

 

Физкультминутка «Котята»

Если кто-то с места сдвинется, (Шаг в сторону)

На него котѐнок кинется. (Прыжок вперѐд)

Если что-нибудь покатится, (Круговые движения руками)

За него котѐнок схватится. (Хватательные движения рук вперѐд)

Прыг-скок! (Прыжки вверх)

Цап-царап! (Движения рук вперѐд)

Не уйдѐшь из наших лап! (Взяться руками

за противоположные плечи)

 

- Молодцы, весело играете! Жалко, что в детском саду нет котѐнка, с которым можно

было бы поиграть. А давайте нарисуем своих пушистых котят. Присаживайтесь на

места и подумайте, какого котѐнка вы хотите нарисовать.

Воспитатель раздаѐт детям листы с нарисованным контуром котѐнка или трафарет и

жѐсткие кисти.

- Ну что, ребята, решили какого котѐнка вы нарисуете? Рыжего, белого, а может быть

полосатого?

Дети говорят какого цвета котѐнка они будут рисовать, а воспитатель раздаѐт нужные

краски.

- Ребята, обратите внимание, какой кисточкой мы будем рисовать.

- Колючей.

- Да, колючей, жѐсткой. И рисовать мы будем сухой кистью, без использования воды.

Кисть мы сразу будем окунать в краску, излишки краски уберѐм, вытерев кисточку об

край баночки, и будем наносить тычки на рисунке так, чтобы заполнить весь контур, а

кисточку будем держать вертикально вверх. Тогда наш котѐнок получится пушистым.

Воспитатель помогает, объясняет, показывает индивидуально каждому ребѐнку

этапы выполнения работы.

- Ну что, ребята, все справились? У всех получились пушистые котята?

- Да! Да!

- Молодцы! Теперь вы знаете, что можно рисовать жѐсткой кистью и без воды, делая

тычки на рисунке. А теперь можно и поиграть. Бегите ко мне.

 

Игра «Лови-лови»

Воспитатель показывает детям поролоновый бант на шнурке, привязанный к

палочке длинной 0,5 или 0,75 м.

- Смотрите, ребята, что у меня есть. В такую игру очень любят играть котята. А вы

сможете поймать бантик? Лови-лови.

Воспитатель опускает и поднимает палочку и предлагает отдельным детям

поймать бант.

 

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

 

«Аквариум».

Восковые мелки + акварель.

 

Цель занятия: дать представление о рыбах, о строении их тела, способе передвижения,

образе жизни; вызвать интерес к изображению рыбок; развивать воображение и

чувство композиции.

Материалы для занятия: плотный альбомный лист или полу-картон вырезанный виде

аквариума, восковые мелки разных цветов, акварельные краски, кисточки крупного

размера.

Предварительная работа: просмотр фотографий, иллюстраций, открыток с

изображением рыб; рассматривание аквариума; чтение художественной литературы.

 

Воспитатель читает стихотворение А. Фета «Рыбка»:

 

Тепло на солнышке. Река Шалунья рыбка, вижу я,

Берѐт свои права; Играет с червяком.

В воде местами глубь ясна, Голубоватая спина,

На дне видна трава. Сама как, серебро,

Чиста холодная струя, Глаза – блестящих два зерна,

Слежу за поплавком,- Багряное перо...

 

- Ребята, а где живут рыбки?

- В море. В реке. В озере.

- Правильно. Отгадайте загадки.

 

Посмотрите – дом стоит, Вильнѐт хвостом

До краѐв водой налит. Туда-сюда –

В этом домике жильцы – И нет еѐ,

Все умелые пловцы. И нет следа.

(Аквариум) (Рыбка)

 

Теремок ползѐт. На окошке – пруд,

На себе его везѐт. В нѐм пловцы живут.

Хозяюшка богатая, У стеклянных берегов

Хозяюшка рогатая. Не бывает рыбаков.

(Улитка) (Аквариум)

 

- Ребята, так где же ещѐ могут жить рыбки?

- В аквариуме!

- Правильно! А у кого дома есть аквариум? Расскажите, как вы за ним ухаживаете?

Дети рассказывают, что рыбок надо кормить, менять воду в аквариуме, сажать в нѐм

водные растения, следить за температурой воды.

- Ребята, а какие названия аквариумных рыбок вы знаете?

- Гуппи, меченосец, золотая рыбка, сомик и др.

- Молодцы! А теперь давайте поиграем.

 

Игра «Аквариум»

 

Воспитатель предлагает детям показать жителей аквариума – рыбок и улиток, а

также водоросли и камешки.

«Рыбка» - дети не спеша, на цыпочках двигаются по комнате в произвольном

направлении (руки опущены вниз и назад) и совершают волнообразные колебания, как

плавники рыбы.

 

«Улитка» - присесть на корточки и поставить «рожки» на голове указательными

пальцами, можно медленно передвигаться на корточках.

«Водоросли» - стоя, поднять руки вверх и совершать волнообразные движения

телом и руками.

«Камень» - присесть на корточки и не шевелиться.

Когда дети запомнят движения, попросить их слушать внимательно и

показывать аквариумных жителей по словесной команде. Воспитатель не спеша даѐт

команды: «Рыбка, улитка, камень, водоросли, рыбка, камень, улитка, водоросли» и т. д.

После окончания игры воспитатель приглашает всех на места.

 

- Сегодня мы с вами нарисуем свои аквариумы и заселим их жителями.

Воспитатель раздаѐт детям альбомные листы, вырезанные в виде аквариума, восковые

мелки, кисти, акварельные краски и стаканчики с водой.

- Обратите внимание на форму тела рыбы – овальная, вытянутая, голова плавно

переходит в туловище, на конце туловища широкий хвост. У рыбы нет ног, но зато есть

плавники – с их помощью она плавает в воде.

Дети рисуют восковыми мелками разноцветных рыбок, водоросли, камушки, улиток и

др.

- А теперь, ребята, наши аквариумы надо заполнить водой. Окунайте кисточки в воду и

закрашивайте весь аквариум голубой и синей краской прямо поверх ваших рисунков.

Нарисованные восковыми мелками рыбки и водоросли не закрасятся акварельными

красками.

После окончания работы рисунки ставятся на выставку и рассматриваются

всеми детьми.

- Чудесные аквариумы у вас получились! Теперь можно и поиграть!

Игра «Рыбки»

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют движения, о которых в

нѐм говорится.

Рыбки плавают, ныряют – («плавать» как рыбки)

Корм подводный собирают. («собирать» воображаемый корм -

Раз, два, три – присесть и брать его с пола

Со-бе-ри! обеими руками)

Рыбки плавают, ныряют – («плавать»)

И друг друга догоняют.

Раз, два, три – (бегать друг за другом

Догони, догони, догони... по комнате)

Рыбки плавают по дну – («плавать»)

Не поймаешь ни одну.

Раз, два, три – (при слове «замри» дети останавливаются

Замри! в тех позах, в которых их застала команда)

 

 

Воспитатель проходит между детьми и смотрит, чтобы никто не шевелился. Кто

пошевелится, тот садится на стульчик. Остальные продолжают игру после слов:

Раз, два, три – отомри!

 

Игра проводится 2-3 раза.

 

 

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

 

«Зимний вечер в лесу». Чѐрно-белый граттаж.

 

Воспитатель читает стихотворение Ф. Тютчева «Чародейка-Зима» под музыку:

 

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, –

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лѐгкой цепью пуховой ...

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нѐм ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

 

- Ребята, понравилось вам стихотворение о зимнем лесе? А вы знаете какие-нибудь

стихи о зиме?

Дети читают стихи.

- Молодцы, много красивых стихов знаете. Многие поэты посвятили свои произведения

зиме, и многие писатели описывают волшебство зимы в своих рассказах. Послушайте.

Воспитатель включает музыку и читает отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Четыре

художника»:

«... Растянула Зима по небу тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом.

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в

сказке.

Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо,

неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину

исправит...

Заглянула Зима в лес. «Уж его-то я разукрашу: солнышко как глянет, так и

залюбуется!».

Обрядила она сосны и ели в тяжѐлые снеговые шубы, до самых бровей

нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела...

А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца

укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.

И на рябинку, что у самой опушки растѐт, белое покрывало натянула. Так

хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под

белого одеяла виднеются...

Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше не нарисуешь!».

- Вот какую чудную картину нарисовала Зимушка-Зима. Сегодня мы с вами тоже

нарисуем зимнюю картину - зимний пейзаж. Зимой солнышко светит мало, дни

короткие, темнеет рано, поэтому мы изобразим зимний вечер в лесу А вы рады, что

пришла зима? Что вы любите делать зимой больше всего?

- Играть в снежки! Лепить снеговика! Кататься на санках с горки!

- Да, ребята, зимой очень весело. Давайте поиграем.

 

 

Физкультминутка «Снежки»

 

Пойдѐмте вместе на лужок, (воспитатель жестом приглашает за собой детей на открытое пространство группы)

 

Возьмѐм в руки мы снежок, (наклониться и изобразить,

Белый да пушистый, что одной рукой взяли снег)

На солнце серебристый.

Раз, два, три – лепим, лепим – посмотри. (изображать, что лепим снежки)

А теперь начнѐм кидать, (изображать, что кидаем снежки)

И друг в друга попадать.

А мороз-то – ой-ой-ой! (обхватить плечи руками)

Но не хочется домой (покачать головой)

Руки трите, трите, трите. (далее выполняются движения описанные в тексте)

 

Ручками похлопайте,

И на руки подышите (длинный выдох)

Ножками потопайте,

Попрыгайте на месте...

А после сядьте вместе. (жестом пригласить детей сесть на места)

- Ух, хорошо повеселились! А теперь мы с вами начнѐм рисовать. Но рисовать мы с

вами будем необычным способом на специальных листах, которые мы уже

подготовили заранее. Рисунок мы будем процарапывать острыми палочками. Этот

способ изображения называется граттаж или по-другому – царапины. Придѐтся

приложить некоторые усилия, чтобы процарапать рисунок и изобразить зимний лес.

Продумайте содержание и композицию будущего пейзажа, выделите главные элементы

и второстепенные и приступайте. Для того, чтобы некоторые объекты (сугробы,

снеговик, луна) казались более объѐмными, нужно полностью процарапать всю

поверхность внутри контура.

После того, как дети справятся с работой, воспитатель предлагает отправиться

на прогулку в зимний лес.

 

Физкультминутка «Зимний лес»

 

Мы пришли в зимний лес. (ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)

С неба падают снежинки, (дети поднимают

Как на сказочной картинке. руки над головой

Будем их ловить руками и делают движения,

И покажем дома маме. словно ловят снежинки)

А вокруг лежат сугробы, (потягивание – руки в стороны)

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы, (ходьба на месте,

Поднимаем выше ноги. высоко поднимая колени)

А вот зайка проскакал, (прыжки)

От лисы он убежал!

Это серый волк рыщет, (имитировать «волчью» походку)

Он себе добычу ищет!

Ну а мы идѐм, идѐм (ходьба на месте)

И к себе приходим в дом! (дети садятся на места)

 

Литература:

Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».

А.В.Никитина «Нетрадиционные техники, рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».

Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники, рисования в ДОУ. Часть 1, 2»

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. группа»

Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники, рисования. Интегрированные занятия в ДОУ».

Опубликовано: 09.06.2015

www.adou.ru

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

ВСТУПЛЕНИЕ

Знакомство детей с изобразительным искусством и приобщение их к художественному творчеству начинается уже с дошкольного возраста, т. к. это один из признанных путей формирования личности, развития её творческого потенциала.

С древних времён считается, что выдающийся талант – это, прежде всего, наследственность, каприз природы. Однако подробный анализ ранних лет жизни такого гения как, например, Моцарт, говорит о том, что он не был рождён таковым, а его талант развился максимально быстро благодаря тому, что ему с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.

И наоборот, если новорожденный воспитывается в среде, чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример – история двух девочек, Амалы и Камалы, воспитанных в стае волков и найденных людьми в 1920-х годах в Индии. Были приложены все усилия, чтобы вернуть детям человеческий облик, но все усилия оказались напрасны.

Дело в том, что у ребёнка к трём годам формируется до 80 % мозга взрослого потенциала. В раннем возрасте дети способны усваивать информацию почти мгновенно, при условии, что это им интересно.

Вызвать интерес к окружающему миру, осознать себя в нём, отразить личное впечатление о чём-либо, развить воображение и фантазию, воспитать эмоциональную отзывчивость, вызвать стремление детей видеть в окружающем мире прекрасное, формировать эстетическое отношение к миру и многое другое поможет ребёнку художественное творчество, развитие которого, поэтому, должно начинаться как можно раньше.

Художественная деятельность – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему изобразительная деятельность выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства.

РОЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображения пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.

Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гаму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Для своей работы я выбрала тему нетрадиционных техник рисования потому, что она интересна мне, моим детям и моим воспитанникам. Все они, без исключения, быстро и охотно включаются в работу на занятиях, а после её выполнения очень эмоционально реагируют на результат своего труда – свой рисунок. Маленькие творцы с удовольствием демонстрируют её своим родителям, бабушкам, братьям и сёстрам, погружают их в это увлекательное занятие и с гордостью несут из дома рисунки выполненные вместе с родными.    

 Таким образом, становится понятно, что занятия с использование нетрадиционного рисования могут оказать неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогут воспитателю найти контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями.

ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ ТЕХНИК НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ

Рисование пальчиками.

Этот способ рисования можно применять с детьми, начиная с двухлетнего возраста. Для проведения занятия понадобятся пальчиковые краски или гуашь, салфетки и  плотная бумага небольшого размера с нанесённым на неё рисунком или аппликацией, т. к. дети младшего возраста могут лишь дополнить работу недостающими деталями. Это может быть мухомор без пятнышек на шляпке, ветка рябины без ягод или Новогодняя ёлка без праздничных шаров и т. д. Ребёнку предлагается опустить пальчик в краску и нанести точки, пятнышки на бумагу для завершения рисунка. Рисовать можно как одним цветом, так и несколькими, причём краски разного цвета можно набирать на разные пальчики. После работы пальчики вытирают салфеткой, а затем легко смывают краску.

Рисование пальчиками доставляет большую радость детям, раскрепощает и повышает их самооценку.

Оттиск печатками из картофеля.

Эта техника рисования может применяться с детьми, начиная с трёх лет. Потребуются следующие материалы: коробочка с тонкой поролоновой штемпельной подушкой, пропитанной гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Это могут быть овощи, листья деревьев, цветы, прямоугольники или квадраты для рисования окон и дверей в доме и др. Для получения изображения ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка. Дети младшего возраста дополняют готовый рисунок недостающими деталями, например, овощами на нарисованных грядках, цветами на стеблях букета, окнами в доме и т. д., а дети старшего возраста могут использовать эту технику в сочетании с традиционным рисованием.

Оттиск печатками позволяет подготовить малышей к последующему изображению предметов окружающего мира с натуры, обучению композиционному рисованию, учит координировать движения рук.

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Жёсткой кистью можно рисовать с детьми любого возраста. Этот способ рисования используется для получения необходимой фактуры рисунка: пушистой или колючей поверхности. Для работы потребуется гуашь, жёсткая большая кисть, бумага любого цвета и размера. Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон.

Такой способ рисования позволяет придать рисунку нужную выразительность, реалистичность, а ребёнку получить удовольствие от своей работы.

Восковые мелки и акварель.

С четырёхлетнего возраста можно начать освоение приёмом рисования восковыми мелками. Ребёнок рисует ими на белой бумаге, а затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся не закрашенным. Эту технику рисования используют для создания нужного общего тона или заднего плана рисунка, например: небо, песок, вода и др.

Монотипия.

Предметную монотипию используют для рисования симметричных предметов с детьми старше пяти лет. Ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Также этот способ используют для рисования пейзажа – пейзажная монотипия. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке. Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после отпечатка оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Кляксография.

Начиная с пятилетнего возраста с детьми можно пробовать способ рисования пятнами, кляксами, которые ребёнок получает, выливая жидкую гуашь пластиковой ложкой на лист бумаги. Затем лист накрывают другим листом, прижимают и снимают. Полученное изображение рассматривают, определяют, на что оно похоже и дорисовывают недостающие детали.

Также используют кляксографию с трубочкой, когда на небольшое пятно, капельку краски, вылитую на лист бумаги дуют из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При этом лист бумаги можно поворачивать в разные стороны или дуть в трубочку с разных сторон. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Таким образом можно рисовать деревья, водоросли, салют и др.

Набрызг.

Этот способ хорошо использовать для рисования падающего снега, звездного неба, для тонирования листа и др. с детьми старше пяти лет. Краски нужного цвета разводят в блюдечке с водой, обмакивают в краску зубную щетку или жёсткую кисть. Направляют щётку на лист бумаги, резко проводят по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

Граттаж.

Граттаж – способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом. Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносится тушь или гуашь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение будет цветным. Когда основа высохнет, заострённой палочкой рисунок процарапывается до слоя краски. Основу под граттаж выполняет взрослый , так как процесс трудоёмкий, требует терпения и затраты времени. Но работа на необычной поверхности вызывает у детей интерес к такому нетрадиционному способу изображения.

Батик.

Батик – это рисование по ткани. Можно использовать старые простыни. Ткань предварительно крахмалится, проглаживается, натягивается на рамку, коробку из-под конфет или др.

Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.

 

 

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

«Зимний вечер в лесу». Чёрно-белый граттаж.

Воспитатель читает стихотворение Ф. Тютчева «Чародейка-Зима» под музыку:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, –

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой ...

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

- Ребята, понравилось вам стихотворение о зимнем лесе? А вы знаете какие-нибудь стихи о зиме?

Дети читают стихи.

- Молодцы, много красивых стихов знаете. Многие поэты посвятили свои произведения зиме, и многие писатели описывают волшебство зимы в своих рассказах. Послушайте.

Воспитатель включает музыку и читает отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Четыре художника»:

«... Растянула Зима по небу тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит...

Заглянула Зима в лес. «Уж его-то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется!».

Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела...

А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.

И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало натянула. Так хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого одеяла виднеются...

Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше не нарисуешь!».

- Вот какую чудную картину нарисовала Зимушка-Зима. Сегодня мы с вами тоже нарисуем зимнюю картину - зимний пейзаж. Зимой солнышко светит мало, дни короткие, темнеет рано, поэтому мы изобразим зимний вечер в лесу А вы рады, что пришла зима? Что вы любите делать зимой больше всего?

- Играть в снежки! Лепить снеговика! Кататься на санках с горки!

- Да, ребята, зимой очень весело. Давайте поиграем.

Физкультминутка «Снежки»

Пойдёмте вместе на лужок,                (воспитатель жестом приглашает за собой детей на открытое

                                                                              пространство группы)

Возьмём в руки мы снежок,                (наклониться и изобразить,

Белый да пушистый,                             что одной рукой взяли снег)

На солнце серебристый.

Раз, два, три – лепим, лепим – посмотри.    (изображать, что лепим снежки)

А теперь начнём кидать,                                (изображать, что кидаем снежки)

И друг в друга попадать.

А мороз-то – ой-ой-ой!                         (обхватить плечи руками)

Но не хочется домой                             (покачать головой)

Руки трите, трите, трите.                      (далее выполняются движения описанные в тексте)

Ручками похлопайте,

И на руки подышите                              (длинный выдох)

Ножками потопайте,

Попрыгайте на месте...

А после сядьте вместе.                           (жестом пригласить детей сесть на места)

- Ух, хорошо повеселились! А теперь мы с вами начнём рисовать. Но рисовать мы с вами будем необычным способом на специальных листах, которые мы уже подготовили заранее. Рисунок мы будем процарапывать острыми палочками. Этот способ изображения называется граттаж или по-другому – царапины. Придётся приложить некоторые усилия, чтобы процарапать рисунок и изобразить зимний лес. Продумайте содержание и композицию будущего пейзажа, выделите главные элементы и второстепенные и приступайте. Для того, чтобы некоторые объекты (сугробы, снеговик, луна) казались более объёмными, нужно полностью процарапать всю поверхность внутри контура.

        После того, как дети справятся с работой, воспитатель предлагает отправиться на прогулку в зимний лес.

 

Физкультминутка «Зимний лес»

Мы пришли в зимний лес.                (ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес!        (разводят руки в стороны)

С неба падают снежинки,                (дети поднимают

Как на сказочной картинке.                 руки над головой

Будем их ловить руками                 и делают движения,

И покажем дома маме.                 словно ловят снежинки)

А вокруг лежат сугробы,                (потягивание – руки в стороны)

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,                (ходьба на месте,

Поднимаем выше ноги.                  высоко поднимая колени)

А вот зайка проскакал,                (прыжки)

От лисы он убежал!

Это серый волк рыщет,                (имитировать «волчью» походку)

Он себе добычу ищет!

Ну а мы идём, идём                        (ходьба на месте)

И к себе приходим в дом!                (дети садятся на места)

Литература

  1. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
  2. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.
  3. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.
  4. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.
  5. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидатика», 2007 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

bakuta-domoddou26.edumsko.ru


Смотрите также