Как научиться рисовать. Свет и тени в рисовании


Свет и тень в рисовании карандашом

Для создания эффекта трехмерности очень важна игра света и тени. Даже подробности перестают быть так значимы, что отчасти их можно опустить. В этом и состояла идея работ импрессионистов, которые делали акцент не на подробностях, а на настроении и впечатлении от способа изображения.

Пошаговая работа над рисунком «Ударные инструменты»Для дальнейшей систематической работы над изображением геометрических тел, в данном случае цилиндра и конуса, я выбрал для упражнения эти музыкальные инструменты. Барабаны состоят из двух усеченных конусов, а маракасы -из цилиндра и фигуры яйцевидной формы. (Прежде чем начать рисовать саму композицию, на отдельном листе бумаги я определю для себя характерные особенности изображаемого предмета. Это, в частности, метод крепления кожи на барабанах, рисунок на их корпусах и на маракасах. Если для вас важны другие детали, стоит сделать наброски и для них. Это помогает настроиться на сюжет, определить его существенные стороны. Вы почувствуете уверенность и настроитесь на работу в хорошем темпе. Если вы недовольны результатами предварительных на — Карандашом ЗВ я определяю положение и очертания отдельных тел.

Шаг 1Как обычно я провожу линии легко и тонко, не нажимая на бумагу. Основное внимание при этом я обращаю на композицию, разделение листа и соблюдение пропорций. Не столь важно, удается ли мне с первого раза схватить форму или приходится постепенно нащупывать ее с помощью множества тонких линий.

Широкой стороной графитовой палочки я придаю фону более темный тон, чтобы на нем резче выделялась светлая кожа барабана (метод «позитива и негатива»). На фотографии, в отличие от рисунка, все наоборот: там кожа барабана темная, а фон светлый. Объясняется это просто: фотография была сделана на светлом фоне бросков, повторяйте их до тех пор, пока они не получатся.

Кроме того, в своих рисунках я пытаюсь отображать предметы достаточно реалистично, но при этом не слишком выдвигать на первый план их техническую сторону, особенности их конструкции. Чтобы умело преподнести эти особенности и избежать монотонности, усилить контраст или создать настроение, необходимы знания о свете, отбрасываемой тени и о теневой стороне.

Шаг 2Сильной горизонтальной штриховкой выделяю отбрасываемые тени и теневые стороны. Поскольку в студии несколько источников света, в отдельных затененных плоскостях насыщенность постепенно меняется. Другие детали выделяются более темными тонами. Чтобы центр внимания на картине оставался в области нижней трети листа, я осветляю фон и в особенности края с помощью ластика-клячки.

Шаг 3В правой верхней части барабанной кожи исправлю овальную форму, еще раз негативно подчеркнув закругления темным фоном. Теперь перехожу к резьбе на деревянном корпусе и к маракасам. Рукоятки, которые в эскизе оказались слишком короткими, я просто удлиняю более яркими линиями. Первые наброски теней, отбрасываемых маленьким барабаном и маракасами, помогут мне легче ориентироваться в пространстве рисунка.

Шаг 4В самом конце я еще раз проверяю общее впечатление, слегка отдалившись от изображения и прищурив глаза. Анализирую оттенки отдельных предметов в соотношении с композицией рисунка, а также убеждаюсь, что у картины только один композиционный центр. Это важно для того, чтобы через области с обилием деталей и области, где детали прорисованы в меньшей степени, вести зрителя к композиционному центру картины. Тогда рисунок выглядит однозначным и понятным, воспринимается как гармоничный. Обычно композиционный центр черно-белого изображения -это то место, где контраст выражен сильнее всего, то есть обилие черного противостоит обилию белого.Эти исправления я делаю «лавирующей» штриховкой: с помощью тонкой параллельной штриховки объединяю отдельные изолированные плоскости в одну общую. В завершение работы -слегка акцентирую отдельные детали с помощью выделяющих штрихов, ставлю подпись и дату.

Вид письменного стола с настольной лампойЭтот пример очень наглядно демонстрирует сочетание метода «позитива и негатива» и игры света и тени. Белая столешница и белая настольная лампа видны так ясно и отчетливо только благодаря тому, что здесь используется высшая степень контраста, а именно -контраста черного цвета фона и чисто белого цвета бумаги. Тени, ложащиеся на стол от лампы и от других предметов, изображены в соответствии с тем же принципом -«негативным» отображением предмета: с помощью темного фона или теней выявляется его «позитивная» форма. Для собственной теневой стороны предмета в таком случае используется средняя степень насыщенности.

Метки: Учимся рисовать, учимся рисовать карандашом

isoveti.ru

Свет и тень в рисунке

Мы уже выяснили в предыдущей статье, что свет и тень в рисунке помогают создать объем (читайте эту статью). Чтобы упростить процесс рисования сложной объемной фигуры давайте разобьем изображаемый объект на совокупность равномерно освещенных плоскостей. Первые и самые яркие плоскости называют «светлыми плоскостями». Следующие плоскости - «плоскости полутона», а третьи плоскости, которые не могут получать прямого освещения из-за их угла наклона к источнику света, называются «темными плоскостями». В тени могут находиться те плоскости, которые все еще освещаются приглушенным, отраженным светом. Такие плоскости называются «плоскостями отражения». Нельзя нарисовать объемный рисунок без четкого понимания этого принципа. Плоскости разрабатываются в простом порядке: 1) свет, 2) полутона, 3) тень - в темноте и в точке, где плоскость параллельна направлению света и 4) отраженный свет. Это называется простым освещением. Это, безусловно, лучшее, чем мы можем воспользоваться для достижения нашей цели – научиться рисовать объемный предмет.Разбиение рисунка на плоскостиПеред тем как окунуться в тонкости изображения света и тени, хорошо бы знать, что произойдет с формой, если предмет освещать с разных точек пространства. Так как свет может быть направлен с любой позиции, организацию света и тени можно начать с любой плоскости, например со световой. Другими словами, при освещении, падающем сверху, немного задевая переднюю часть фигуры, плоскость груди будет световой плоскостью. Сместите свет в сторону, и плоскость станет плоскостью полутона. Установите свет снизу, и та же плоскость окажется в тени. Следовательно, изображение любой плоскости зависит от источника света.

Итак, рисуя элементы формы, мы разбиваем объект на равномерно освещенные плоскости. Мы рисуем продолжение этих плоскостей как однотонной поверхности до тех пор, пока это возможно, до поворота ее в другом направлении. Этот процесс называется упрощение или массирование. Конечно, в действительности фигура более округлая. Но на округлых поверхностях формируются такие тонкие градации света и тени, что к ним очень трудно подойти без приема упрощения и массирования. Как ни странно, рисунок с использованием упрощения в конечном итоге получается намного интереснее, чем точное фотографическое копирование. Ведь проще нарисовать дерево целиком, как сосредоточение листвы в большом объеме, чем пытаться нарисовать каждый лист по отдельности, забывая о целостности изображаемого объекта.

После того как мы изобразили большую плоскость, мы можем дорабатывать ее по краям, чтобы сформировать более плавные переходы, сохраняя при этом все возможные элементы изначальной концепции. Мы творим подобно скульптору, который начинает работу с каменной или мраморной глыбы. Мы обрубаем излишки, и блок в общей массе становится тем, что нам нужно. Затем делим большие ровные плоскости на более мелкие, пока не появится округлый эффект. Это все равно что обойти круг серией коротких, прямых касательных линий. Вы можете спросить, почему бы не приступить сразу к уже готовой округлой форме. Ответ заключается в том, что в рисунке или в живописи должны быть некоторые индивидуальные структурные качества. Когда рисунок полностью приглажен и отполирован, он становится слишком буквальным. Фотоаппарат не может этого сделать. В рисунке, однако, «отделка» - далеко не всегда искусство. Искусство - это интерпретация и обработка индивидуальной концепции, и только это имеет ценность в работе художника. Если вы включите в свое изображение все сухие факты действительности, результат будет скучным. Вам предстоит выбрать только такие факты, которые будут возбуждать интерес зрителя. Радикальная концепция несет в себе жизненную силу, цель и убеждение. Мы получаем более подробное и сложное, но тем не менее сильное и мощное сообщение. Мы можем взять компас и нарисовать идеальный круг, но мы не оставим никаких следов своей личности в том, что нарисуем.Свет и тень в рисункеБлочные рисункирисуем штрихамиОбращайте особое внимание на форму штриховки и ее направление.Формирование объекта изображения из блоков - это основа всех работ, изображаемых в свете и тени. Постарайтесь уменьшить форму до простейшего вида, добавляя любой уровень доработки по желанию. Чтобы убедительно строить простые формы, в первую очередь изучается анатомия - сейчас вам может помочь манекен иди какие-нибудь гипсовые статуи. Не нужно на данном этапе пытаться изображать свет и тень, если это для вас слишком трудно, просто рисуйте большие блочные формы пытайтесь почувствовать форму. На протяжении всей работы объект постепенно «выходит» из плоского изображения в объемное

ricynok.ru

§ 4. Свет и тень

Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверхностями, но и с помощью светотени.

Свет и тень (светотень) - очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве,

Светотенью художники научились пользоваться очень давно. С помощью этого средства в рисунке и живописи передавали форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду. Например, выполненные на досках в технике восковой живописи файюмские портреты (1 в. до н. э. - ТУ в. н. э.) обладают яркой жизненной образностью во многом благодаря светотени.

Художники и сейчас используют правила передачи светотени, открытые в средние века. Но работа их совершенствованием и развитием продолжается.

В произведениях искусства можно увидеть естественное освещение (прикладное) солнца, луны и искусственное освещение (созданное человеком)

свечи, лампы, прожектора и других источников света. Например, художники А.Гримшоу (<Вечер над Темзой»), ж.латур (<Св. Иосиф-плотник»), Пега (<<Репетиция балета») передали в своих картинах свет от разных источников.

Особый подход к освещению существует в театре, не случайно там работа- . художники по свету. Они создают поразительные световые эффекты, удивительный волшебный мир - «живопись» И «графику» светом.

Свет в спектакле не только делает видимыми действующие лица и обстановку, но и имеет очень важное колористическое и эмоционально-образное значение. Он может создавать атмосферу, воплощать контрасты, подчеркигь динамику действия. Световая «партитура» спектакля строится на основе драматургии.

Положение источника света.

В творческой работе важно учитывать положение источника света.

Фронтальное освещение - источник света освещает объект пря- мо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.

Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.

Контражурное освещение источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно если на картине изображены деревья, вода или снег. Однако в этих условиях предметы выглядят силуэтно и теряют свой объем.

В картине может быть один или несколько источников освещения. Напри- мер, на полотне «Плоды И свеча» художник И.хруцкий мастерски передал свет ИЗ окна и от зажженной свечи, которая находится за предметами. Тени от предметов, освещенных свечой, падают в разные стороны от свечи, а длину теней определяют лучи, идущие от огня свечи.

Рисунок падающей тени зависит от формы предмета и наклона поверхности, на которую она ложится. Ее направление обусловлено расположением источника света. Легко догадаться, что если свет падает слева, то тень будет справа от предмета. Около него тень темнее, а с удалением она ослабевает.

Контрастное освещение, в основе которого лежит четкое разграничение света и тени, называется светотеневым. Предметы, полностью освещенные со всех сторон, выглядят плоскими. Освещение предметов вблизи окна или лампы будет значительно сильнее, чем вдали от них. С ослаблением света контраст между светом и тенью смягчается. Контраст светлого и темного тем больше, чем ближе источник света Помните об этом при рисовании ближних и дальних предметов в натюрморте.

Яйцо при различном освещении (фронтальное, боковое, контражурное)

определение светотени на граненой поверхности

Светотень на предмете.

Как известно, освещенность предметов зависит от падения лучей света на объект. Если они освещают поверхность под прямым углом, то образуется самое светлое место на предмете, условно мы

называем его свет. Там, где лучи лишь скользят, образуется полутень. В места куда свет не проникает, - тень. На блестящих поверхностях отражается ник света и образуется самое яркое место - блик. А в тенях виден отсвет вещенных плоскостей, находящихся рядом, - рефлекс.

Тень на самом предмете называется собственная, а тень, которую он отбрасывает, - падающая.

Светотень легко передать в тоновом рисунке, но в линей- ном такой возможности нет.

Свет, тень и полутень игра- ют существенную роль для вы- явления формы предмета. По- этому художник, рисуя живую модель или натюрморт, часто экспериментирует с источниками освещения.

Светотень в композиции. Характер освещенности зависит и от высоты солнца над горизонтом. Если оно находится высоко над головой, почти в зените, то предметы отбрасывают короткие тени. Форма и фактура выявляются слабо.

С уменьшением угла падения

солнечных лучей тени от предметов увеличиваются, фактура проявляется , подчеркивается рельефность формы. и рассеянном освещении контраст между светом и тенью смягчается, ениость на свету и в тенях выравнивается. Такое спокойное освещение ают светотональным. Оно дает возможность передать в рисунке большее ество полутонов. Существует множество различных состояний солнечного освещения, которые могут сильно изменить один и тот же пейзаж и даже влиять на настроение зрителя. Пейзаж выглядит радостным при ярком солнце и грустным в серый день, в зависимости от времени суток один и тот же ландшафт воспринимается по-разному.

Знание этих закономерностей передачи света и тени поможет вам решить творческие задачи при изображении пейзажа или в тематической композиции.

Ответьте на вопросы и выполните задания

1. Что помогает передать в рисунке светотень? А

2. С помощью каких приемов можно в рисунке передать объем предметов?

3. Подберите примеры графических или Б Живописных произведений, на которых изображены разные источники освещения.

4. Объясните зависимость фронтального, " бокового и контражурного освещения от положения источника света.

5. Как изменяется контраст между светом и тенью при удалении источника света? 6. От чего зависит рисунок падающей тени?

7. Покажите, где на этом рисунке рас- Положены блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс и падающая тень.

studfiles.net


Смотрите также