Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве. Т г казакова рисование с детьми дошкольного возраста


Методика Т.Г. Казаковой — Мегаобучалка

Основная цель ее методики — приобщение детей к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству. По ее методике с произведениями изобразительного искусства дети знакомятся на занятиях и в свободное от занятий время. «Примерно 1—2 раза в квартал целесообразно планировать беседу по изобразительному искусству. Для этого воспитатель заранее подбирает репродукции картин, скульптуру малых форм, предметы прикладного искусства. Картины располагают на мольберте, чтобы можно было воспринимать изображение на расстоянии. Отдельные фрагменты дети могут рассмотреть, подойдя к мольберту. В процессе беседы воспитателю необходимо продумывать вопросы, которые будут направлять последующую деятельность детей. Так, если при показе картины внимание детей обращено на яркую цветовую гамму, с помощью которой художник передает красоту осенней природы (например, «Золотая осень» И. Левитана), то в процессе рисования педагог предлагает детям вспомнить особенности колорита этого произведения, самостоятельно передать осенний пейзаж яркими цветами красок» [17, С.69-73]

Остановимся подробнее на методах работы с детьми по изобразительной деятельности по методике Т.Г. Казаковой. В подготовительной группе после организованного наблюдения проводится рисование с натуры и по представлению; на основе наблюдений и ознакомления с литературными произведениями — сюжетно-тематическое рисование, после детального обследования предметов, очертаний орнаментов — декоративное рисование (украшение узорами плоскостных и объемных форм). Четкость восприятия и правильное обследование предмета (обведение контура жестом или визуально) — основное в рисовании с натуры. Педагог учит детей передавать форму и цвет близко к натуре, соблюдать пропорциональное соотношение частей (если предмет состоит из нескольких частей), композиционно строить рисунок, владеть техническими умениями (проводить легкие линии контура, регулировать нажим карандаша в процессе штриховки предмета).

Воспитатель обращает внимание ребят на последовательность изображения предмета путем наброска: идти от общего к деталям. Так, изображая игрушку, ребенок предварительно карандашом легким контуром передает общую форму неваляшки, клоуна и т. д., а затем уже дополняет изображение деталями (рисует части лица, одежду, украшает ее узором). Педагог учит детей с помощью различных материалов (карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки) передавать особенности натуры.

В сюжетном рисовании особое место занимают творческие задания. Их цель — подвести детей к образному отображению окружающей действительности, видеть различный характер цветовых сочетаний времен года, уметь их сравнивать, сопоставлять по цветовому колориту (например, разноцветные огни салюта в вечернем небе, алые флаги в майский день, ранняя или поздняя осень и т. д.). Все эти различия воспитатель учит передавать средствами живописного и графического рисунка. Кроме того, в творческих заданиях педагог направляет ребенка на передачу характера образа, персонажа, литературного героя, обращая внимание на основные характерные, признаки, позу, движения.

Основная задача сюжетного рисования — научить детей композиционно располагать предметы, фигуры в соответствии с замыслом, выделяя главное. Педагог спрашивает ребят, что они хотят нарисовать, затем обсуждает с ними задуманное, уточняет, как и где надо нарисовать. Можно пояснить, что расположение изображения в рисунке бывает различным (по всему листу бумаги, на полосе и т. д.). Декоративное рисование осуществляется на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. Дети усваивают колорит, композицию, орнаментальные элементы, характерные для того или иного предмета (хохломская, городецкая, дымковская роспись и т. д.). Для рассматривания можно давать сложные росписи, но воспроизводят дети более простые элементы. Важно поставить цель работы — определить, для чего создается узор (для платка или косынки, для тарелочки или блюдца, для поздравительной открытки и т. д.).

В конце года педагог проверяет уровень художественного развития детей как в восприятии произведений изобразительного искусства, так и в изобразительной деятельности. Он проводит индивидуальные беседы (например, по пейзажу, выясняя, как ребенок воспринимает содержание произведения, средства выразительности, как соотносит их с образом). Анализируя задание нарисовать предмет с натуры, воспитатель проверяет умение ребят видеть форму, цвет, пропорции предмета, владение композицией, техническими навыками. Дополнительно к этому заданию можно дать аппликацию с натуры (ваза с цветами), что позволит выяснить, может ли ребенок красиво сочетать фон бумаги и цвет вырезанного предмета, владеет ли навыками силуэтного вырезывания. В заданиях творческого характера педагог проверяет, как дети передают сюжет, образ, используют средства выразительности (в рисовании — цвет, форму, композицию). [19, С.68-72]

Художественный опыт, полученный детьми на занятиях, используется в самостоятельной изобразительной деятельности, содержание которой зависит от тематики занятий.

Во время самостоятельной деятельности ребят педагогу, по мнению Казаковой, необходимо поддерживать взаимоотношения между детьми. Если кто-то рисует, товарищ приносит ему в баночке воду, дает нужный карандаш, фломастер. Иногда деятельность одного ребенка становится «творческим содружеством» двух-трех детей. Если вначале они наблюдали за процессом рисования, помогали советом, то затем начинают рисовать на этом же листе. Изобразительная деятельность в свободное от занятий время требует соответствующего оборудования, материалов. Воспитателю об этом надо помнить, чтобы дети могли в соответствии с замыслом свободно брать то, что им необходимо (например, карандаши, краски, цветные мелки, ножницы, клей, кисти).

Примерные конспекты занятий. При ознакомлении с разными видами изобразительного искусства главное внимание обращается на передачу художником настроения, по методике Т.Г. Казаковой, (печали, спокойствия, тревоги, радости, грусти). Детей учат видеть и понимать, как этого добивается художник. Принцип тематизма является основным. В течение года последовательно рассматривается каждая тема как ведущая.

На занятиях по рисованию основная задача— учить детей передавать выразительность образа, характерных черт, изображать предметы с натуры, располагая их в соответствии с размером листа. У ребят формируется чувство композиции (умение делать наброски, располагать предметы выше, ниже, левее, правее и т. д.).

Изображение природы, труда людей, различных общественных событий связано с обучением детей умению самостоятельно выбирать различные выразительные средства. Например, уметь яркими цветами красок, карандашей передать праздник, веселое, радостное настроение; используя разные способы (графический, пластический, декоративно-силуэтный), создать образ осени и сравнить каждый из них, найти наиболее выразительный.

Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов закрашивания с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.

Рисование. «О чем можно рассказать в рисунке?»

Программное содержание. Развивать у детей воображение, интерес к процессу и результату рисования, понимать рисунок как средство передачи впечатлений, уметь передавать содержание с помощью разных материалов (карандашей, красок).

Материал. Бумага альбомного формата, в половину листа, цветные карандаши, репродукции и книги с иллюстрациями на летнюю тематику.

Предварительная работа. Беседы о лете, чтение рассказов, стихов.

Методика проведения занятия. «Скажите, ребята,— обращается воспитатель к детям,— как можно узнать о том, что вы видели летом. (Дети отвечают. Педагог уточняет ответы.) Правильно, можно об этом рассказать. Прочитайте стихи о лете, цветах. (Дети читают.) В рисунке можно показать красоту лета. (Демонстрирует 2—3 репродукции.) Подумайте, как можно рассказать в рисунке, что вам больше всего понравилось, особенно запомнилось. Мы посмотрим и узнаем, где вы были». По окончании работы дети рассматривают рисунки, выбирают самые удачные, рассказывают о своих впечатлениях.

Эту тему можно продолжить на другом занятии. Воспитатель предлагает устроить выставку рисунков на темы: «Как мы отдыхали летом», «За что мы любим лето». Для этой выставки дети выполняют рисунки. Желательно, чтобы формат бумаги был разным. Ребята самостоятельно выбирают тему. [18, С.38-42]

Итак, проанализировав некоторые методики, мы рассмотрели различные подходы и методы по развитию изобразительного творчества дошкольников. В дальнейшем исследовании мы проанализируем уровень развития изотворческих способностей детей 6(7) года жизни.

Учитывая воспитательное значение результатов детского творчества, необходимо использовать их для игры, при оформлении помещения к празднику, для подарка родителям, сверстникам.

В данном пособии этому вопросу уделяется особое внимание. Например, рисунки могут быть использованы для создания панорамы. Или на декоративно оформленных салфеточках дети расставляют вылепленные и украшенные узором чашки. А в окнах дома, которые дети наклеили, они рисуют его обитателей. Таким образом, планируя каждое занятие, воспитатель должен думать о том, как связать полученный результат (рисунок) со следующей темой, как направить воображение ребенка на самостоятельные поиски этой связи, как помочь детям использовать приобретенные умения и навыки в самостоятельной художественной деятельности.[18, С.98]

Педагогу необходимо помнить, что все художественные материалы по изобразительной деятельности должны соответствовать возрастным особенностям детей. К концу пребывания в детском саду дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки; замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.), с помощью этих средств создают образ в рисунке; оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора, орнаментальной аппликации. У детей формируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

megaobuchalka.ru

Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве

по методике Казаковой Т.Г и Лыковой И.А.

I. Рисование.

1 Средства выразительности: а) цвет, колорит; б) формообразование; в) композиция.

2. Практические умения( владение разными материалами и инструментами для создания художественного образа). Планирование работы.

З.Содержание рисунка (дом, дерево,человек, птица, животное, транспорт, одежда и другие объекты). 4.Жанры (виды рисунка: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).

5.Декор адекватно теме (замыслу).

6. Эстетические суждения и оценки.

7. Художественный образ.

II. Лепка.

1. Средства выразительности: а) объем, форма; б) пластика; в) композиция.

2. Практические умения (деление, формообразование, раскатывание, скатывание, оттягивание, загибание, прищипывание, и пр; сглаживание, прижимание, украшение).

3. Содержание лепки (птица, животное, человек, транспорт, предметы).

4. Жанры (виды: декоративная, скульптурная, фантазийная и др.)

5. Эстетические суждения и оценки.

6. Художественный образ.

III.Аппликация.

1. Средства выразительности: а) силуэт; б) форма; в) цвет; г) ритм; д) композиция.

2. Практические умения ( а) правильно держать ножницы, вырезать и наклеивать; б) формообразование: силуэтная, симметричная, гармошкой, розетковая, накладная, обрывная, мозаика и др)

З. Содержание аппликации ( предметы, растения,птицы, животные, человек, транспорт, одежда).

4. Жанры ( виды: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).

5. Декор адекватно теме (замыслу).

6. Эстетические суждения и оценки.

7. художественный образ.

IV. Эстетическая компетентность (беседа по вопросам).

V. Креативность (воображение).

VI.Эмоциональность.

VII. Общий показатель (результат диагностики).

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ.

Высокий - ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные-тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки.

В ходе диагностики выделено 15-20 показателей.

Средний - ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы ( не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.

В ходе диагностики выявлено 10-15 показателей.

Низкий - ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями.

В ходе диагностики выявлено менее 10 показателей.

Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми

Среднего и старшего дошкольного возраста

На занятиях по изобразительной деятельности.

(Автор Казакова т. Г.)

  • Как ребенок проявляет интерес к содержанию и какова его реакция (эмоционально, спокойно)?

  • Самостоятельно ли рисует, лепит, наклеивает или требуется помощь педагога?

  • Какие методы и приемы использует педагог( наглядные, словесные, практические)?

  • Каков характер проявлений ребенка в процессе деятельности (внимателен, сосредоточен, эмоционален, разговорчив)?

  • Какие выразительно-изобразительные средства ребенок использует в процессе создания образа (цветовые пятна, линии, штриховка, ритм линий, форм)?

  • Каков характер композиции (фризовая, по вертикали или по горизонтали, диагонали, есть ли элементы перспективы)?

  • Проявляет ли интерес к результату творчества ( показывает сверстнику, ждет оценки взрослого, принимает участие в анализе) или безразличен?

studfiles.net

4.Т.Г.Казакова «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников», Т.С.Комарова «Как научить ребенка рисовать».

Сообщение к семинару:

Сообщение к семинару: Сообщение к семинару: Выполнил: воспитатель Крылосова Л.А. Ноябрь 2015 г. В старшей группе идет дальнейшее совершенствование всех навыков владения карандашом и кистью. В основном дети должны научиться

Подробнее

Подготовительная группа

Подготовительная группа ТЕМА НЕДЕЛИ П/П ТЕМА ЗАНЯТИЯ ОСЕНЬ 1. Рисование «Золотая осень» СЕМЬЯ 2. Рисование «Семья» ИГРУШКИ 3. Рисование «Нарисуй свою любимую игрушку» Подготовительная группа ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Закрепить умение

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) является нормативным документом, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащие

Подробнее

Программа кружка «Юный художник»

Программа кружка «Юный художник» Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай Филиал 1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок» Турочакского района с. Турочак УТВЕРЖДАЮ: Заведующая филиалом 1 «Чебурашка» МДОУ

Подробнее

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА Филимоновская роспись п/п Занятия, Развлечения. Свободная деятельность. Работа с родителями. 1 Тема: «Филимоновская радость». Программное содержание: Познакомить 1.Рассматривание

Подробнее

учебный год

учебный год Перспективное планирование кружковой работы по рисованию с использованием нетрадиционных способов в средней группе МДОУ детский сад 18 «Весёлый карандаш» Воспитатель: Потапова Елена Владимировна 2014-2015

Подробнее

1 ЧАСТЬ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1 ЧАСТЬ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В Рабочую программу по развитию изобразительной деятельности детей 4-5 лет ЧДОУ «Детский сад 227 «Снегирек» внесены изменения в части наименования согласно Приказа 94 «О внесении изменений в локальные

Подробнее

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РИСОВАНИЮ 4 КЛАСС (наименование учебного предмера) По адаптированной образовательной программе начальное общее (уровень образования) Рассчитана на 1 год (срок реализации программы)

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства

Подробнее

Кружок «Цветные ладошки»

Кружок «Цветные ладошки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко» г.бирюча» Красногвардейского района Белгородской области Образовательная программа дополнительного

Подробнее

Перспективный план по аппликации

Перспективный план по аппликации Перспективный план по аппликации ( старшая группа ) Методическая литература: 1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (старшая группа) 2. Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Пояснительная записка. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого

Подробнее

Перспективный план по аппликации

Перспективный план по аппликации Перспективный план по аппликации ( подготовительная группа ) Методическая литература: 1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (подготовительная группа) 2. Лыкова И.А. «Изобразительное

Подробнее

(ПН) (ЧТ) (ПН)

(ПН) (ЧТ) (ПН) октябрь умений в подготовке рабочего места и уборке после. Знакомство с видом изобразительной деятельности живописью. Ноябрь умений и навыков в работе с цветной бумагой и клеем. Развитие мелкой моторики.

Подробнее

«Выразительные возможности цвета.»

«Выразительные возможности цвета.» «Выразительные возможности цвета.» (Практикум семинар для воспитателей) Цель - развитие изобразительных умений и навыков младших дошкольников возраста через обогащение знаний детей о цвете. Воспитатель:

Подробнее

Доклад "Развитие творческих способностей и возможностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Комментированное рисование". Подготовила воспитатель МБДОУ детский сад 9 Кизел, 2015 Кольчирина

Подробнее

Воспитатель: Кильдяева Т. А.

Воспитатель: Кильдяева Т. А. Иной орган местного самоуправления Управление образования Островского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Бригантина» муниципального образования «Островский

Подробнее

Творческий проект на тему: «Транспорт».

Творческий проект на тему: «Транспорт». Творческий проект на тему: «Транспорт». Автор: воспитатель старшей группы 11 МБОУ ЦО 4 Скоробогатова Светлана Викторовна. Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный, практико- информационный. Место проведения:

Подробнее

Тема(аппликация) Задачи Дата проведения

Тема(аппликация) Задачи Дата проведения занятия Тема(аппликация) Задачи Дата проведения По Факт плану 1 Знакомство в уголке творчества с материалом по аппликации: картоном, клеем, ножницами. Т.Б. при работе с ножницами и клеем. Продолжать работу

Подробнее

План работы по самообразованию

План работы по самообразованию План работы по самообразованию Воспитатель Ляпина Наталья Владимировна Группа: средняя Тема: «Формирование, развитие художественно творческих способностей, эстетического отношения к окружающей действительности,

Подробнее

Рабочая программа. «Декупаж»

Рабочая программа. «Декупаж» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района - детский сад "Родничок" общеразвивающего вида с приоритетным направлением социально-личностного развития воспитанников

Подробнее

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 2 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа «Изобразительное искусство» разработана на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы»

Подробнее

Проект по пластилинографии

Проект по пластилинографии Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад 6 «Дюймовочка» Проект по пластилинографии Составила: воспитатель подготовительной группы Романюк Марина Вячеславовна 2015-2016

Подробнее

Содержание учебного материала

Содержание учебного материала Пояснительная записка Мир и жизнь могут стать прекрасными благодаря искусству, поэтому приобщение к искусству и художественной культуре необходимо считать приоритетным для образования в целом. Культурный

Подробнее

Кружок оригами «Веселые игрушки»

Кружок оригами «Веселые игрушки» Кружок оригами «Веселые игрушки» Цель программы всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Изобразительное искусство один из предметов программы обучения глубоко умственно отсталых детей, имеющий важное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В процессе лепки происходит активизация сенсорного развития ребенка через тактильное (наощупь) восприятие формы предмета и его фактуры. Детей волнует яркий цвет, сложная поверхность

Подробнее

docplayer.ru


Смотрите также