Методика работы над учебным рисунком в 1 классе.(1 часть). Техники рисования в 1 классе


Рисование жука в технике монотипии. Конспект урока изобразительного искусства в 1-м классе специальной (коррекционной) школы

Сообщение темы, целей - Прочитаю вам загадку, отгадайте, кто это? (слайд № 2)

Рогат, да не бык,Шесть ног без копыт,Летит – воет,Сядет – землю роет.

(слайд № 3)

(жук)

- Как догадались?

(по словам: шесть ног, летит, воет)

- Каких жуков вы знаете?

- Сегодня мы отправимся в царство жуков, познакомимся с особенностями жизни, строения и рисования. Жуки обитают по всему земному шару (на суше и в пресных водоёмах), они отсутствуют только в областях, покрытых вечным ледяным покровом (Антарктида, Арктика), и в наиболее высоких горных вершинах.

Зрительный ряд (виды жуков) (слайд № 4) “Жук “Щелкун глазчатый” - два больших, похожих на глаза пятна на теле помогают обмануть хищников, которые принимают жука за более крупное животное. Если посадить несколько тропических жуков в банку, можно ночью освещать дорогу. Длиной с ноготь человека, он может подпрыгнуть на 30 сантиметров, как если бы человек подпрыгнул на высоту четырнадцатиэтажного дома

(слайд № 5) Жук “Голиаф” - когда сидит на цветке, напоминает изумруд от бронзового блеска крыльев. Жук этот является самым тяжёлым летающим насекомым, величиной почти с ладонь человека, вес сто граммов, переносит огромные тяжести. Чемпион среди насекомых по весу, довольно силён и его непросто удержать в руках. Этого медлительного травоядного жука часто держат дома.

(слайд № 6) Жук “Притворяшка” - насекомое безвредное, похоже на паука, своего ядовитого дальнего родственника с восемью ногами. При опасности жук впадает в оцепенение и притворяется мёртвым. За эту особенность он назван “притворяшкой”.

(слайд № 7) Жук “Божья коровка” - жук – солнышко, похож на половинку мячика. Его все знают, красный с чёрными точками (как будто пятна на солнце), но вместо точек бывают запятые, тире и даже буква “М”, и цвета могут быть жёлтые, чёрные, белые. Яркий цвет – это защита от врагов.

(слайд № 8) “Цветочный жук – толстоножка” питается цветочной пыльцой. Подобно медоносной пчеле, он опыляет растения и помогает их размножению, перенося пыльцу с одного цветка на другой.

(слайд № 9) Жук “Златка древесная” живёт на неровной коре дерева, где её покрытое пятнами бугристое тельце становится почти невидимым.

(слайд № 10) Жук “Трещалка лилейная” - лаково – красный , питается листьями, почками, стеблями, цветами лилий. Это жук – пискун, чувствуя опасность, издаёт звук, исходящий из брюшной области. Хорошо летает и прекрасно прячется – при приближении опасности падает на землю и переворачивается чёрным брюшком вверх. На фоне земли становится незаметным.

(слайд № 11) Жук “Бомбардир” - в случае опасности выпускает опасную ядовитую жидкость из кончика брюшка. Температура в момент выстрела 100 градусов, а её выброс сопровождается громким звуком. Тому, кто решится напасть на жука, грозят ещё и ожоги.

(слайд № 12) Жук “Дровосек – титан” - самый большой жук в мире. Его челюсти такие мощные, что он может перекусить пополам карандаш.

(слайд № 13) Жук “Хищник” охотится на насекомых, пауков и улиток. Во время охоты он выбрасывает изо рта длинный отросток с колючей пластинкой на конце. Эта липкая пластинка прикрепляется к телу жертвы. Тело жука содержит токсин, действующий сильнее, чем яд кобры, и защищает жука от более крупных хищников.

(слайд № 14) Жук “Плавунец” использует ноги, как вёсла в воде, но может летать, от хищников защищается, выпуская ядовитую мутноватую жидкость с неприятным запахом. Ловкий охотник, питается насекомыми, головастиками, моллюсками, маленькими лягушатами, мелкими рыбками.

(слайд № 15) Жук “Арлекин” выглядит так, что кажется, будет выделяться в любой толпе, окраска тела напоминает костюм средневековых шутов. Но он живёт на стволах ярких, покрытых лишайником деревьев, где необычная расцветка помогает ему быть незаметным. Жук размером с карандаш. Один из самых крупных. Пьёт сок некоторых деревьев.

(слайд № 16) Жук “Лягушка” - самцы имеют длинные и сильные задние ноги (отсюда и название за схожесть с лягушками). Они не прыгают. Их сильные задние ноги используются для обхвата стеблей в то время, когда жуки их грызут.

(слайд № 17) Жук “Быстрянка” выглядит и пахнет точь – в точь как муравей. Благодаря этому жукам удаётся обмануть свирепую армию муравьёв, среди которых они живут. Муравьи уверены, что жуки – такие же, как они, поэтому заботятся о них, кормят и защищают.

(слайд № 18) Жук “Олень” - получил своё название благодаря огромным челюстям, похожим на оленьи рога. Занесены в Красную книгу. Питаются соком растений. Собираются большими группами возле ранки на коре дерева и слизывают сок, лакая его нижней губой.

Повторение пройденного - Из каких частей состоит жук?

(голова, грудь, брюшко, крылья, надкрылья, усики, глаза, ноги, ротовые части)

- Какой формы туловище?

(как видно из рисунков, жуки разнообразны по форме и размерам – овальные, круглые, треугольные, прямоугольные, от огромных, размером с карандаш, до таких малюсеньких, что их почти невозможно разглядеть)

- Какие лапки?

(изогнутые)

- Какой формы надкрылья и крылья?

(округлой)

- Какова роль надкрыльев?

(жёсткие надкрылья защищают тонкие нижние крылья, жук убирает их, когда взлетает)

- Для чего нужны крылья?

(махая крыльями, жук передвигается в воздушном пространстве)

- Что прикрепляется к груди?

(к этой части прикрепляются ноги и крылья)

- Как передвигаются жуки?

Закрепление изученного

Работа по цветовым спектрам

- Какого цвета бывают жуки? Посмотрите на рисунки.

- Какие цвета используем при рисовании?

- Какие из них называются основными? (слайд № 25)

- Какие относят к составным? (слайд № 26)

- Какие контрастные цвета присутствуют в окраске? Покажите, где они расположены на цветовом спектре “Составные цвета”.

(напротив, в противоположных направлениях)

- Какое настроение помогают передать эти цвета?

- Давайте прикроем левую часть жука, а теперь – правую. Что вы заметили?

(если жука разделить пополам, то видно, что его левая и правая стороны одинаковы, их называют симметричными)

(слайд № 28)

Практическая работа

Обучение способу рисования

- Попробуем изобразить жука.

1. Показ педагога.

- Для этого сгибаем лист пополам, снова разворачиваем его и на одну из половин наносим разноцветные пятна краски. Затем бумагу снова складываем, сложенный лист проглаживаем руками и раскрываем. Что заметили?

Правильно, на обеих половинках листа появились симметричные красочные пятна, похожие на туловище жука, прикрытое крыльями.

Такая техника рисования называется монотипия.

(слайд № 36)

Осталось дорисовать более мелкие детали: лапки, головку, усики.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Методика работы над учебным рисунком в 1 классе.(1 часть)

Методика работы над учебным рисунком. Построение натюрморта из 2-х предметов.

Рисунок как учебная дисциплина является одной из базовых составляющих художественного образования в детской школе искусств. Принципы реалистического изображения предметов окружающего мира с передачей их пространственного положения, объема, конструкции, как с натуры, так и по памяти, представлению, развивают творческие способности, необходимые обучающимся для дальнейшей профессиональной деятельности. В процессе рисования развиваются и совершенствуются такие качества, без которых профессиональная деятельность невозможна: глазомер, чувство пропорций и гармонии, целостность видения, уверенность руки. Также формируется эстетическое отношение к действительности, активнее познается окружающий мир. Осваивая средства выразительности рисунка, дети учатся передавать форму предмета, его объем, положение в пространстве, фактуру и материальность, глубину пространственной среды.

Поэтому целью учебного предмета «Рисунок» являются освоение обучающимися законов, правил и приемов изобразительной грамоты при изображении окружающего мира, его предметов и человека, методики ведения длительного и краткосрочного рисунков.

Ставя задачей научить обучающихся правдивому изображению действительности, детская школа искусств основывает метод обучения рисунку на всестороннем изучении натуры. Программа по учебному предмету «Рисунок» намечает путь по которому должно идти изучение: от простейших геометрических тел как основы всех существующих форм через анализ форм мертвой и живой природы (натюрморт, пейзаж, изображение животных) к самому сложному - человеку. «Учащийся должен понять строение формы и уметь ее изобразить средствами линии, светотени и тона» (А. Барщ). «Видеть и изображать форму в пространстве» (А.Барщ)- это значит прежде всего видеть ее в трех измерениях, или, как выражаются художники, видеть ее «объемно». Вопрос в данном случае ставится о воспитании у детей профессионального понимания способов изображения объемной формы.

Дело в том, что детская школа искусств принимает детей в возрасте

7-10 лет в 1 класс и при обучении их правилам рисования с натуры пришлось столкнуться с проблемой передачи пропорций и объема на предметах. Выяснилось, что не всегда дети понимают, как передать пропорции, т.е. как правильно соотнести размер действительный к размеру на листе бумаги, как правильно передать объем. Как правило, они изображают объем как тщательно сделанный контур, а свет и тень – как плоские пятна. Никакого осмысливания объемности формы, в сознании обучающегося при этом не происходит. Работа над рисунком сводится к механическому срисовыванию линий и пятен, видимых в натуре. Но если, по выражению Н.Н. Ге, «видеть значит понимать», то задача рисующего заключается вовсе не в бессмысленном срисовывании объема, а в том, чтобы на основе понимания строения формы построить форму в воображаемом пространстве. По этому поводу А.Барщ писал: «Усилия преподавателя должны быть направлены прежде всего на то, чтобы заставить ученика отрешиться от привычного отношения к лежащему перед ним листу как к плоскости и представить себе этот лист как «окно в пространстве», в котором необходимо построить средствами светотени и тона объемную форму».

Н.Н.Ростовцев в своей книге «Учебный рисунок» пишет: «Учебный рисунок со­здается не самостоятельно учеником, а под руководством педагога. Начиная с момента композиционного размещения изображения на листе бумаги и до окончательного завершения рисунка, учащий­ся с помощью педагога усваивает правила графического изображе­ния и законы построения формы. С помощью педагога учащийся познает конструктивное строение формы предметов, анатомию, перспективу, законы распределения света на предметах».

В том случае, когда отсутствует руководство преподавателя, т. е. не осуществляется методическая работа (обучение умению правильно видеть, логически мыслить и правдиво изображать), учебный рисунок перестает быть учебным предметом. Оно становится предметом обучения только тогда, когда налицо систематическое руководство преподавателя, когда есть методическая последовательность в изложении учебного материала, когда ставятся учебно-аналитические задачи. Учебный рисунок не может превратиться в эксперимент и опыт, не может опираться на неизвестное и случайное, преподаватель передает обучающимся уже известные знания, а также приобретенный и проверенный опыт в искусстве рисунка.

После того как обучающийся начинает понимать задачи объемного изображения, тогда он начинает сознательно относиться к процессу рисования. Перелом в сознании ребенка, или, как принято выражаться, «перевод на объемное видение», важно произвести как можно скорее в младших классах. Это является актуальным на сегодняшний день.

Основное требование учебного рисунка - точность в передаче натуры. Точность - это прежде всего правильное определение размеров модели и ее частей. Она достигается воспитанием глазомера, то есть способности к безошибочному определению размерных отношений натуры (пропорций), и является одной из задач постановки глаза. Особо следует отметить при этом важность развития глазомера для измерений линий и объемов, направленных в глубину. Глазомер воспитывается в процессе работы над рисунком методом визирования- с помощью карандаша в вытянутой руке.

Определение пропорций и построение формы, светотеневое решение и лепка формы тоном требует одновременной работы над всем рисунком, так как практически невозможно проводить необходимые сравнения, имея перед глазами разное состояние отдельных частей изображения (частично плоскостное, частично объемное). Для того чтобы развивать у обучающегося «способность видеть и изображать форму в пространстве», занятия в детской школе искусств должны соответствующим образом «поставить» его глаз. Преподаватель должен научить его объемно видеть форму и «рисовать формой», для чего ребенок, прежде всего, должен уметь определять размеры формы и соотношение этих размеров. Всем вопросам, входящим в общую задачу «постановки глаза», преподаватель должен уделять самое большое внимание при обучении рисунку с первого и до последнего года обучения. Для этого прежде всего следует привить детям те первоначальные навыки, без которых невозможна никакая практическая работа над рисунком и которые в целом могут быть названы как «постановка руки».

При обучении рисунку на постановку руки обращается, к сожалению, очень мало внимания, а между тем с правильно поставленной рукой связано не только овладение техникой рисунка, но и в какой-то мере воспитание способности целостного видения.

От того, как сидит ребенок за мольбертом и как он держит в руке карандаш, в зна­чительной мере зависят выразительность и художест­венное качество рисунка. Поэтому, прежде всего надо научить правильно держать карандаш, правильно сидеть за мольбертом, тем более, что это связано и с вопросами гигиены обучающегося. Эти первые навыки должны прививаться детям с самого начала.

Последовательность работы над учебным рисунком

Сознательное построение объемной формы на плоскости листа требует определен­ной последовательности в работе.

Умение работать последовательно развивается у обучающихся постепенно. Оно появ­ляется вместе со способностью критически оценивать свой рисунок на основе постоян­ного сравнения его с натурой.

Но для того чтобы анализировать натуру, требуется, в свою очередь, известный профессиональный опыт, которого еще нет у детей 1 класса. Они, как правило, рисуют эмоционально, ни над чем, не задумываясь, как они привыкли делать это еще до школы. Поэтому в их рисунках много случайного, мешающего нормальному ходу работы, что, конечно, сказывается на ее результатах.

Неуверенность в своих силах, появляющаяся после ряда неудачных попыток изобразить предмет «как в натуре», может надолго задержать нормальное развитие ребенка и снизить его интерес к рисованию.

Поэтому на первых порах лучше заставлять детей вести работу по определен­ному плану, предлагаемому преподавателем, и только после удовлетворительного ре­шения одного этапа рисунка преподаватель может разрешить им переходить к следующему этапу.

Разделение процесса работы над рисунком, особенно в начале обучения, на от­дельные этапы, органически связанные с основными принципами учебного рисования, имеет еще одно практическое значение. Обучающиеся 1 класса рисуют очень быстро. Не обладая способностью критически относиться к своей работе, не замечая своих ошибок, они торопятся скорее подвести рисунок к концу. Разделение рисунка на его логические этапы помогает им понять поставленные задачи, дисциплинирует их вни­мание и систематизирует работу. Обучающимся разъясняется заранее, какие конкретные задачи решаются на каждом этапе рисунка, также указывается примерное время испол­нения каждой задачи.

Привыкнув вести работу по этапам, ребенок начинает понимать, что рисовать — это не просто копировать модель, что рисунок прежде всего требует внимательного и последовательного изучения натуры, что каждый штрих, проведенный по бумаге, не может быть случайным, а должен быть заранее обдуман и решен.

Усвоение обучающимися основных принципов рисования в 1 классе затруднено теми необходимыми условностями, которые он должен понять: условно представлять себе лист как пространство, рисовать не линией, а формой и т. п. Переходя от задания к заданию, обучающийся преодолевает эти трудности, и чем скорее происходит процесс преодоления, тем большая последовательность появляется в его работе.

Ребенок начинает сознательней подходить к стоящим перед ним задачам и понимать принцип объемного рисования. Указанный порядок ведения рисунка перестает быть сдерживающим фактором и делается естественным, единственно возможным способом рисования с натуры.

Все это убеждает нас в необходимости разделения процесса учебного рисунка на отдельные, логически вытекающие один из другого этапы. Разделение процесса на этапы дает возможность преподавателю выяснить, какая часть работы над изображением формы больше всего затрудняет обучающегося, а следовательно, дает возможность вовремя прийти ему на помощь.

Учебный рисунок делится на этапы в соответствии с основными программными положениями работы над рисунком: от общего к частному и от частного к общему, с последующим синтезом того и другого.

Первый этап- это компоновка, то есть размещение будущего рисунка на листе. Обучающийся должен представлять, где и как будет размещено на листе изображение. Умение целостно смотреть на натуру облегчает ученику решение задачи компо­новки.

Компоновка производится в определенной последовательности. Первое, что нужно сделать, — установить размер будущего изображения исходя из размера заданного листа бумаги и расстояния рисующего от модели.

Для этого обучающиеся намечают высоту и ширину предмета (натюрморта). Далее, заключают каждый предмет или предметы в прямоугольники и находят их месторасположение, для того чтобы изображение получи­лось органически связанным с остающимися незаполненными полями листа и со­ставляло бы одно целое с ними. Здесь как раз уместно разобрать, какие «композиционные ошибки» могут быть допущены при компоновке.

При этом обучающемуся приходится следить внимательно за точностью размерных отношений форм предметов, а также за их взаимосвязью и правильностью их перспективного построения.

Следует отметить, что обучающиеся 1 класса, не вполне сознают значение компоновки для последующей работы над рисунком и уделяют ей сравнительно мало внимания. Между тем торопливость на этом этапе работы приводит в дальнейшем к значительным переделкам рисунка.

Второй этап - построение формы, также предполагает определенный порядок работы: от большего к меньшему, от целого к деталям.

Строим конструктивную форму предметов: проводим осевые линии, уточняем пропорции и строим упрощенную форму каждого предмета, входящего в постановку. Далее строим эллипсы, учитывая их нахождение от линии горизонта и контур формы предметов.

Общими задачами для любого построения будут: нахождение линии горизонта, точек схода и линий их пересечений, определение плоскостей, лежащих параллельно картинной плоскости, и плоскостей, уходящих в глубину, и т. д., то есть всего, что относится к наглядной перспективе, а также уточнение размерных отношений объе­мов. Построение ведется от руки и на глаз легкими штрихами и вспомогательными линиями, которые по исчезновении в них надобности убираются.

Затем, продолжая работу над рисунком, обучающийся переходит к построению меньших форм, учитывая все время их местоположение и размеры по отношению к более крупным формам и к целому и намечая при этом (очень легко) собственные и падающие тени. В этой стадии работы над рисунком на форме, нанесенной легкой светотенью, еще отсутствуют блики, полутона и рефлексы, то есть то, что может создать впечатление полной объемности формы, ее рельефа и ее фактуры. Но уже поэтому пока еще очень условно объемному изображению можно лучше судить о правильности отношений раз­меров и расположении форм, составляющих всю массу натуры.

Последняя проверка пропорций должна быть произведена именно сейчас, перед переходом к следующему этапу работы. Проверку эту следует производить, обязательно отставив от себя рисунок и, очень быстро взглядывая с постоянной точки зрения на натуру и на рисунок, как бы сопостав­ляя их, искать различие между рисунком и натурой. Сопоставлять следует формы большие и малые, взятые вместе и отдельно, ориентируясь все время на целое. Найденные ошибки должны быть немедленно исправлены.

По окончании построения перед обучающимися возникает задача сделать изображение более конкретным, приблизить его к натуре. Для этого надо, как говорят, выявить или вылепить форму. В этом и заключается содержание следующего этапа работы над учебным рисунком.

Третий этап -выявление формы, требует полного тонального разбора на­туры. Понимание того, что тон в натуре есть степень освещенности разных поверхностей формы, помогает обучающимся в решении этой задачи. Тон прокладывают постепенно, начиная с самых темных мест. Все время, сравнивая и определяя отношения темных частей, обучающийся постепенно переходит к полутонам, то есть к тем местам, где свет ложится на поверхности форм под разными углами. Накладывая тон, он лепит форму, учитывая при этом не только углы отражения света, но и расстояние данной поверхности от источника света, а также ее окрашенность.

Одновременно определяется степень освещенности пространства позади натуры, иначе говоря, частично прокрывается тоном и фон.

Постепенно переходя от главных частей формы к деталям, обучающийся должен доби­ваться точности тональных отношений, сопоставляя и отделяя второй план от первого плана, выражая тональные различия более резко в свету и мягко в тени. Блики должны оставаться не тронутыми карандашом. Вся градация тонов распределяется от самого темного пятна до белого цвета бумаги.

Работа тоном идет одновременно по всей форме, которая вылепляется до ее види­мых границ. Одновременно разрабатывается тоном и пространство, окружающее форму (фон). Определением «касаний» границ формы с фоном заканчивается выявление формы в рисунке.

Четвертый этап работы- обобщение — завершение рисунка. Работа на этом этапе основана на способности обучающегося отделять главное от второстепенного.

До сих пор работа шла от общего к частному, от определения общей массы натуры к выявлению деталей. Теперь перед ребенком стоит задача - собрать весь рисунок в одно целое, для чего необходимо второстепенное подчинить главному, то есть опять провести кое-какую работу над деталями, но уже в порядке их обобщения. Это обобщение может быть проведено обучающимся только на основе его умения целостно видеть натуру и пони­мания характера и особенностей модели. В 1 классе этап обобщения проводится под руководством преподавателя.

Предлагаемая разбивка рисунка на этапы, обеспечивающая плановость в работе, создает у начинающего уверенность в правильности решения выполняемого им задания, сохраняет драгоценное учебное время и гарантирует правильность выполнения рисунка.

В учебной программе задания по учебному предмету «Рисунок» расположены по нарастающей степени сложности; соответственно повышаются из года в год и требования к качеству испол­нения рисунка. Поэтому педагогически правильным будет считать рисунок окончен­ным в том случае, если в нем решено основное содержание задания и если исполнение рисунка отвечает требованиям данного класса. Поэтому преподаватель обязательно должен перед началом работы раскрыть обучающимся содержание задания.

Умением правильно вести работу над рисунком обучающийся овладевает на основе приоб­ретаемых знаний и навыков и постоянно накопляемого опыта.

Список литературы

  1. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963

  2. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание», № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях» - 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1984

  3. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок: Учеб. для учащихся педучилищ по спец. 2003 «Преподавание черчения и изобразит, искусства». 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985

  4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -2-е изд., стереотип. –М.: Издательский центр «Академия», 2003

infourok.ru

"Нетрадиционные техники рисования" - ИЗО

Тема: Нетрадиционные техники рисования.

Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность. Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а так же материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее будут развиваться детские художественные способности.

Нетрадиционные техники рисования - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображение в едином рисунке, юные художники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисовать.

Веревочки, проволочки, листочки с дерева, ладошки и пальчики становятся прекрасным инструментом для создания творческих композиций. Потребность детей в передаче своих чувств удовлетворяется в рисовании не только красками. Любой красящий пигмент дает свои, особенные оттенки, которые дети тонко чувствуют. В ход идет и песок, и соль, и кофе. Удовольствию нет предела, когда нужно раскрасить пластик, гипс, стекло, ткань и другие нетрадиционные материалы. К тому же, альтернативное рисование - отличное средство от стресса и усталости.

Виды нетрадиционных техник рисования.

Монотипия.

На гладкую поверхность – стекло, пластмассовую доску, пленку, толстую глянцевую бумагу-наносится гуашевая краска. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один! Отсюда и название - монотипия ( от греческого monos-один, единый и tupos-отпечаток). Количество красок в монотипии любое. Получившийся отпечаток на листе бумаги рассматриваем, при необходимости дорисовываем.

Ниткография.

Ниткография - рисование нитками. Нестандартный способ, но очень эффективный. И с непредсказуемым результатом! Кроме бумаги нужна тушь и толстые нитки. Кусок нитки длиной 20-30 см. обмакиваем в черную тушь и художественно раскладываем на листе. Так чтобы один конец выходил наружу, за край листа. Сверху накрываем лист с нитью чистым листом бумаги, сверху кладем книжку и слегка придавливаем рукой. Слегка. Если придавить сильно-нить не вытянется, если слабо, не получится рисунка. Итак - медленно-вытягиваем нить. И снимаем книгу и лист. В результате – два листа красоты, которые можно дорабатывать на свое усмотрение.

Рисование ладошкой, ребром руки, пальчиками.

На листе бумаги ребенок рисует ребром ладошки, ладошкой, или пальчиками. Макает в гуашевую краску и отпечатывает на бумаге так, как необходимо для того рисунка, какой он изображает. Потом краска вытирается тряпкой.

Вмазывание

Рисование пластилином - вырабатывает усидчивость, аккуратность, сосредоточенность, развивает мелкую моторику рук. (Материал: пластилин, картон, наброски контурных рисунков, шаблоны).

Рисование методом тычка.

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку (или сухую щетинную кисть). Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по листу бумаги. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной, неоднородной фактуры. Этим методом можно нарисовать падающий снег, украсить готовый рисунок орнаментом и многое другое.

Печатание.

Печатание - пожалуй, самая первая техника, с которой знакомят малышей. Поначалу дети делают отпечатки своих пальчиков и ладошек. Потом можно предлагать для рисования самые разнообразные печати – природные (листья), предметы (пуговицы, пробки), печати, вырезанные из картофеля и других материалов.

Набрызгивание.

Эта техника применяется для изготовления тонированной бумаги, для создания бархатистой фактуры листа. На кончик щетинной кисти набирается немного краски, так чтобы краска не капала. Кисточку наклоняют над листом бумаги и проводят пальцем по ее ворсу, в результате лист покрывается мелкими брызгами краски. (Вместо кисти можно использовать и зубную щетку) Предварительно можно на лист бумаги положить какой-нибудь вырезанный из картона силуэт (это может быть и природный материал), тогда после снятия в конце работы на его месте остается белый отпечаток.

Рисование по сырому.

Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.

Оттиск поролоном.

Понадобится пластиковая коробочка, либо мисочка, в которую в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и краска. Поролон можно использовать и при работе с трафаретом.

По словам психолога Ольги Новиковой «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственной фантазии, желаний и самовыражению в целом.

Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника.

Значение нетрадиционного рисования.

  1. Имеет огромное значение в формировании личности ребенка.

  2. Развитие мышления ребенка.

  3. Развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

  4. Влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. (Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря детей)

  5. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка.

  6. Воображение и фантазия-это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности - например, занятия по проведению нетрадиционных техник рисования.

multiurok.ru


Смотрите также