Технологическая карта урока "Городецкая роспись" (5 класс). Технологические карты рисования городецкой росписи


"ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ" ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Технологическая карта урока.

Цель: Сформировать представление об истории развития городецкой росписи.

Знать и понимать искусства в жизни человека.

находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

уметь организовывать рабочее место.

оценивать достигнутые результаты.

уметь обсуждать и анализировать свою работу и работу одноклассников.

уметь вести диалог.

Образовательные ресурсы: репродукции с изображением городецкого промысла;

Раздаточный материал: карточки с последовательностью выполнения

плакаты, таблицы с изображением предметов городецкого промысла.

Ход урока.

Этап урока

Взаимодействие в образовательном процессе

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

  1. Самоопределение к деятельности

Организационный момент.

Организует ситуацию самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности.

Управляет ситуацией самооценки

Выполняет оценку/само-оценку готовности по критериям:

- правильность выбора учебных принадлежностей

- правильность организации рабочего места.

- настрой на урок

  1. Мотивация

Предлагает рассмотреть и иллюстрации, фотографии предметов быта массового производства и таблицы с изображением предметов ДПИ

Выявить различия

Определить какие из них являются произведениями ДПИ

Задает вопрос: предметы ДПИ для чего нужны в интерьере

Рассматривают фотографии и иллюстрации

Выявляют и анализируют отличия

Определяют принадлежность педметов к ДПИ

На вопросы отвечают

Познавательные

  1. Постановка цели

Актуализация знаний

Привлекает внимание учащихся к предметам, украшенным яркой нарядной росписью

-Как называется эта роспись и где изготавливают эти предметы?

Предлагает цель урока определить

Проводит в форме диалога беседу об элементах росписи, истории развития городецкого промысла

Рассматривают таблицы с изображением предметов городецкого промысла и иллюстрации, тему проговаривают, определяя знание от незнания, цель формируют.

Участвуют в диалоге , определяют цветовую гамму , выявляют главные и второстепенные элементы росписи

Личностные

Коммуникативные коммуникации.

Познавательные.

  1. Постановка учебной (художественной) задачи

Подводит учеников к постановке художественной задачи?

- Вы выполняли когда нибудь городецкую роспись?

- Можем ли сразу начать

Участвуют в диалоге, учебную задачу фиксируют, предполагают свои действия

Регулятивные

  1. Решение учебной (художественной) задачи

Предлагает карточки рассмотреть с последовательностью выполнения элементов городецкой росписи.

Последовательность выполнения демонстрирует

Рассматривают карточки, проговаривают название этапов выполнения росписи.

Анализируют последовательность выполнения каждого элемента росписи, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Помощь оказывает учащимся, показывает способы устранения ошибок.

Выполняют тренировочное упражнение с применением живописных материалов, соблюдая последовательность выполнения росписи, сравнивают полученный результат с образцом на карточке, исправляют ошибки.

Умение использовать технику работы гуашью во время практической творческой работы.

Регулятивные

  1. Оценка

Просит работы оценить свои, способы их достижения (с комментарием)

Определяют критерии оценивания работ:

- Соблюдение последовательности выполнения работы.

- Качество работы.

- Аккуратность

- Композиция

Обсуждают и оценивают выполнение работы

Личностные.

  1. Итог

Беседа по вопросам:

Почему называется роспись Городецкой?

Какой первый этап росписи выполняют : замалёвок или оживку и почему?

Почему цветок купавкой называется?

Почем в росписи используется образ коня и птицы?

Участвуют в диалоге, на вопросы отвечают , высказывают мнение свое.

Познавательные

Коммуникативные

  1. Домашнее задание

Подобрать материал о Городецкой росписи

Записывают в дневниках д/з

kopilkaurokov.ru

Технологическая карта Городецкая роспись

МБОУ школа – интернат № 1

Тема «Городецкая роспись»

(1 класс)

Составила:

Бизикова Е.А.

воспитатель

Г. Томск, 2015 г.

Конструкт

Тема: Городецкая роспись

Возрастная группа: 1 класс

Форма совместной деятельности: игровая, художественная, двигательная.

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)

Средства:

зрительный ряд: элементы городецкой, росписи, гжель, хохлома;

литературный ряд: пословицы о мастерстве и труде;

музыкальный ряд: --- ярмарочные частушки

Мультимедийные, цифровые образовательные ресурсы: - компьютер, проектор, презентация

Раздаточный материал: платиковые тарелочки, элементы раскраски (птицы, цветы), гуашь, кисти.

Технологическая карта

Задачи

Обучающие: знакомить с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о городецкой росписи;

- закреплять умение работать со Smаrt доской.

Воспитательные: воспитывать любовь к искусству, народным традициям;

- воспитывать уважение к труду городецких мастеров, интерес к их работе.

Развивающие: развивать эстетическое восприятие;

- Развивать речь через пословицы, частушки.

Предварительная работа:

- рассматривание предметов народного промысла;

- знакомство с особенностями элементов узора, с традициями в изображении и сочетании цветов;

- прорисовывание элементов "купавки", "листья" и украшение ложки, полоски, стола;

- разучивание частушек, пословиц.

- беседа о ярмарке.

Этапы, последователь

ность. Цель.

Организация совместной деятельности

Деятельность педагога

(методы, приемы)

Средства

Деятельность воспитанников, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Материалы

1. Мотивация к деятельности.

Цель: включение детей в деятельность

Хозяйка встречает детей. На столах выложены предметы с городецкой росписью.

- Доброе утро дети, доброе утро гости!

К нам сюда скорее просим.

Заходи, честной народ!

Веселее, не зевайте,

Всех вас ярмарка зовёт!

Ярмарка! Ярмарка!

Русская ярмарка!

Кто на ярмарку придёт.

Что захочет – всё найдёт!

Хозяйка обращает внимание на предметы, спрашивает что это.

Эмоционально включает в действие. Создает игровую, проблемную мотивационную ситуацию.

Художественное слово.

Дети со всеми здороваются.

Предлагают свои варианты ответов на вопрос.

Предметы городецкой росписи.

2. Поиск, решение задачи, проблемы.

Цель: опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка.

- Хотите узнать, откуда появились эти предметы?

- Кто знаком с городецкой росписью?

Физминутка (см. приложение)

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Пальчиковая гимнастика

Дети отвечают на вопрос воспитателя, выражают собственные мысли.

3. Планирование деятельности. Совместное рассуждение решения задачи, проблемы.

Цель: совместное определение конкретных действий «опредмечивания».

Просмотр презентации о городецкой росписи.

Вовлекает в совместное планирование.

Презентация «Городецкая роспись» семьи Башкировых

Дети с интересом слушают рассказ.

4. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности.

Цель: Освоение действий «опредмечивания». Формировать умение придумывать что-то новое.

Воспитатель спрашивает, кто-нибудь знает пословицы о мастерстве и труде?

(см. приложение)

Во время презентации провести пальчиковую гимнастику

«Городецкие узоры»

Побуждать детей к придумыванию новых предметов и героев сказки.

Худ. слово

Пословицы о мастерстве и труде.

- Каков строитель, такова и обитель.

- Какова пряха, такова на ней рубаха.

- Каковы дела, такова и слава.

- Каков работник, такова ему и плата.

Объясняют смысл.

Дети выполняют движение по тексту.

5. Самоконтроль

Мини - викторина

  • С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

  • Где и когда возникла городецкая роспись?

  • Основные элементы городецкой росписи?

  • Цветовая палитра городецкой росписи?

  • Композиционное построение рисунка?

  • На каких изделиях встречается эта роспись?

(ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

Подбор вопросов

Экран

Дети с воспитателем играют в игру, отвечают на вопросы

К.

6. Рефлексия, анализ.

Цель: осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов своей подгруппы.

- Что было трудно?

- Кому понравилось?

- Расскажите дома?

- Молодцы ребята, мне было с вами интересно.

- Спасибо гостям, и до встречи!

Приступаем к работе.

Задает вопросы, дарит раскраски.

Дети делятся своим опытом, знаниями.

Частушки (см. приложение)

Раскраски по количеству детей.

hello_html_50343c86.gif

Приложение

Пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры»Городецкие узоры хороши! – ( сжимают пальчики в ладошке)Погляжу я на картинки, - (Показывают ладошки)Улыбаюсь от души! – (Самомассаж уголков губ)Розовые, жёлтые, синие, зелёные,  - (Прищипывают большой и указательный пальчик на правой и левой руке)Распустились розаны  - (Раскрыли ладошки)На доске берёзовой. – (Сложили ладошки тыльной стороной)А купавки нежные – (Нажимают поочередно на серединку ладошки)Кажется, качаются, - (Раскачивают ручками)А бутоны толстые распускаются!. – (Показывают раскрывающийся бутон)

Физкультурная минутка.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

Частушки

Веселись наш детский сад,

Веселее нет ребят!

Мы с улыбкой на лице

Вам споем о Городце.

Ох, Россия, ты, Россия.

Славы не убавилось,

Городцом, ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Городецкие узоры,

Сколько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет

Городец, да, Городец,

Кто оттуда - молодец!

Приглашаем в детский сад

Рисовать учить ребят.

Пословицы о мастерстве и труде

Не первый снег на голову. Соколу лес не в диво. (Труд, мастерство, опыт, Жених, невеста)

Не пройдешь через дело - не станешь умнее. (Труд, мастерство, опыт, Причины, следствия, случайности)

Не разгрызешь ореха, так не съешь и ядра. (Труд, мастерство, опыт, Работа, праздность, О труде и трудолюбии, лени и нерадивости, Труд, Орех, О работе и безделье)

Не спрашивай старого, спрашивай бывалого. (Труд, мастерство, опыт, Житейская мудрость, Жених, невеста, Молодость, старость, О молодости и старости, Житейский опыт и наставления, Бывалый, Старость)

Не спрашивай урожаю, а паши да молись Богу. (Труд, мастерство, опыт, Житейская мудрость, Терпение, надежда)

Не терт, не мят - не будет калач. (Труд, мастерство, опыт, Работа, праздность, О труде и трудолюбии, Старость, Калач, О работе и безделье)

Не то дорого, что красного золота, а дорого, что доброго мастерства. (Труд, мастерство, опыт, Ученье, наука)

Не ударишь в дудку - не налетит и перепел. (Труд, мастерство, опыт, Работа, праздность, Праздность)

Не худое ремесло, кто умеет сделать и весло. (Труд, мастерство, опыт, Ученье, наука, Ремесло, уменье)

Нет труда без отдыха; умей делать - умей и позабавиться. (Труд, мастерство, опыт)

infourok.ru

Технологическая карта урока ИЗО на тему "Городецкая роспись" (5 класс)

План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе

Технологическая карта изучения темы № 15

Тема

Народные промыслы. Городецкая роспись.

Тип урока

Комбинированный.

Цель

Формирование национального самосознания, ценностных отношений ребенка на примере городецкой росписи.

Задачи

Предметные

Личностные

Метапредметные

Развивать умение компоновать рисунок с учетом поставленных задач, познакомить с основными элементами росписи, развивать способность понимать роль цвета для создания эмоциональной яркости рисунка росписи.

Формировать уважительное отношение к культуре и искусству своей страны, чувство гордости за культуру и искусство своего народа, воспитывать художественно-эстетический вкус.

Формировать собственное суждение при восприятии произведений народного творчества, желание общаться с искусством, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений.

Планируемый результат

Предметные результаты: узнавать отдельные произведения народных мастеров, составлять композиции с учетом замысла, приобретение первичных навыков художественной работы в городецкой росписи, знать значение слов: розан, купавка, замалевок, разживка;

Личностные результаты: развитие индивидуальных творческих способностей, воспитание художественно-эстетического вкуса, формирование уважительного отношения к культуре и искусству нашей страны;

Метапредметные результаты: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников, формирование собственной точки зрения при восприятии произведений искусства, соблюдать правила общения.

Основные понятия

Городец, розан, купавка, замалевок, разживка

Метапредметные связи

История, технология, литература, музыка

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная, индивидуальная

Ресурсы

Основные

Дополнительные

Учебник по изобразительному искусству 5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Н. А. Горяева, О. В, Островская

Готовые изделия городецкой росписи, фото, методические разработки, презентация в Power Point

Этап урока

Время этапа

Методы, приемы обучения

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Организационный.

2 мин.

Диалоговый

Приветствие учителя. Мотивация учащихся. Разъяснение целей и задач урока, вводное слово.

Проверка рабочего места. Погружение в учебную ситуацию.

Личностные:

- определить общие для всех правила

поведения;

-определить индивидуальные правила работы;

Метапредметные:

-умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры; желание общаться с искусством;

Регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя и учащихся;

Предметные:

-восприятие и характеристика художественных образов, понимание значения искусства в жизни человека и общества.

Актуализация знаний.

8 мин.

Объяснительно-иллюстративный метод с использованием ИКТ, диалоговый

Тема урока «Городецкая роспись». Вопрос: что такое «Городецкая роспись»?

Почему ее так назвали? Рассказ о городецкой росписи с использованием презентации: где появилась роспись, какой узор и цвет использовали мастера, как располагали узор на предметах, что украшали.

Обучающиеся эмоционально настроены. Высказывают свои предположения о городецкой росписи. Восприятие визуальной и речевой информации. Анализируют и сравнивают увиденное. Осмысливают значимость предлагаемого материала для себя.

Личностные:

- формирование эстетических чувств, наблюдательности,

-восприятие и характеристика художественных образов,

- формирование уважительного отношения к искусству и культуре нашей страны;

Коммуникативные:

- умение вести диалог, точно и полно выражать свои мысли,

- уважать чужое мнение,

Предметные:

- развитие познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности.

Закрепление полученных знаний.

3 мин

Фронтальный опрос с использованием слайдов

Учитель демонстрирует заранее подготовленный тестовый и зрительный материал.

Учащиеся воспринимают предложенную информацию, анализируют, сравнивают, отвечают на вопросы.

предметные:

-умение сравнивать, анализировать, обобщать,

- умение отличить городецкую роспись от других видов росписи,

- формирование теоретических знаний по данному виду росписи,

Коммуникативные:

- умение вежливо вести диалог,

Регулятивные:

-умение грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Практическая работа учащихся.

25-30 мин

Проблемный метод

Объясняет творческую задачу. В ходе решения учебной проблемы консультирует, ведет индивидуальную работу.

Восприятие задания, овладение творческим опытом создания эскиза для предметов разных форм ( по вариантам) по мотивам городецкой росписи. Самоконтроль в процессе работы.

Личностные:

-формирование эстетических чувств и потребностей;

Предметные:

- умение конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа,

- осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений;

- умение использовать художественный материал (гуашь) и средства художественной выразительности для передачи замысла в работе,

- умение компоновать рисунок с учетом поставленных задач;

Регулятивные:

- умение определять цель своей работы;

Итог урока. Рефлексия.

5мин

Метод поощрительной оценки.

Учитель дает эмоциональную оценку работы учащихся на уроке (использование карточек)

Самооценка своей творческой работы. Сравнительный анализ с лучшими образцами детских работ.

Коммуникативные:

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников,

Личностные:

- формирование жизненных ценностей,

- развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка и рефлексивного мышления.

Домашнее задание

2 мин

Дает домашнее задание.

Поиск иллюстраций, фотографий предметов быта, украшенных элементами хохломской росписи. Подготовка презентации на заданную тему (выполняет один ученик).

Личностные:

-умение проявить самостоятельность в поисках заданного материала.

Предметные:

-умение использовать средства ИКТ для решения учебно-творческой задачи.

infourok.ru

Технологическая карта урока "Городецкая роспись"

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе

Тема

Народные промыслы. Городецкая роспись.

Учитель

Тимошенко Елена Ивановна

Тип урока

Изучение новых знаний.

Цели деятельности учителя

Формирование национального самосознания, ценностных отношений ребенка на примере городецкой росписи.

Задачи

Предметные

Личностные

Метапредметные

Развивать умение компоновать рисунок с учетом поставленных задач, познакомить с основными элементами росписи, развивать способность понимать роль цвета для создания эмоциональной яркости рисунка росписи.

Формировать уважительное отношение к культуре и искусству своей страны, чувство гордости за культуру и искусство своего народа, воспитывать художественно-эстетический вкус.

Формировать собственное суждение при восприятии произведений народного творчества, желание общаться с искусством, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений.

Планируемый результат

Предметные результаты: узнавать отдельные произведения народных мастеров, составлять композиции с учетом замысла, приобретение первичных навыков художественной работы в городецкой росписи, знать значение слов: розан, купавка, замалевок, разживка;

Личностные результаты: развитие индивидуальных творческих способностей, воспитание художественно-эстетического вкуса, формирование уважительного отношения к культуре и искусству нашей страны;

Метапредметные результаты: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников, формирование собственной точки зрения при восприятии произведений искусства, соблюдать правила общения.

Основные понятия и термины

Городец, розан, купавка, замалевок, разживка

Метапредметные связи

История, технология, литература, музыка

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная, индивидуальная, частично-поисковый, выставка

Оборудование

Бумажный шаблон разделочной доски, опорные таблицы с элементами узоров городецкой росписи, краски гуашевые, кисти, палитры, стаканчик для воды, салфетки.

Образовательные ресурсы

Основные

Дополнительные

Учебник по изобразительному искусству 5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Н. А. Горяева, О. В, Островская

Готовые изделия городецкой росписи, фото, методические разработки, презентация в Power Point

Диск «Конспект уроков по ИЗО» 5 класс

Ход урока.

Время.

Этап урока.

Методы, приемы обучения

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Формируемые УУД и предметные действия

1

2

3

4

5

6

2 мин.

Организационный

Диалоговый

Приветствие учителя. Мотивация учащихся.

Вводное слово.

Проверка рабочего места. Погружение в учебную ситуацию.

Личностные:

- определить общие для всех правила

поведения;

-определить индивидуальные правила работы;

Метапредметные:

-умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры; желание общаться с искусством;

Регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя и учащихся;

Предметные:

-восприятие и характеристика художественных образов, понимание значения искусства в жизни человека и общества.

8 мин.

Актуализация знаний.

Объяснительно-иллюстративный метод с использованием ИКТ, диалоговый

Сегодня мы продолжаем разговор о русских промыслах, о том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.

Видео. (Отрывок стихотворения) Слайд 1

Есть на Волге город древний,

Под названьем Городец.

Славится по всей России,

Своей росписью творец

Ребята а как вы думаете какая тема нашего урока. (Городецкая роспись) Совершенно верно тема сегодняшнего урока «Городецкая роспись» Слайд 3

Мы отправляемся с вами на городецкую ярмарку, в старинный город Городец.

Которую, мы видим на картине Бориса Кустодиева «Ярмарка»

(Показ картины Б. Кустодиев «Ярмарка») Слайд 2

Видео (Иллюстрации изделий из Городца, сопровождается музыкой)

Особенности городецкой росписи - чистые, яркие краски, чёткий контур, белые штрихи, создающие условный объём и живописность. Городецкие мастера изображают не только растительный орнамент, сказочных персонажей, но и жанровые сценки. В начале двадцатого века промысел возродился. С 1938 года работает артель, с 1960 года работает фабрика "Городецкая роспись".». В наше время в Городце в художествен­ ной мастерской работают мастера и обучают своих учеников.

А как вы думаете из какого материала сделаны эти предметы?

(дерево) Дерево — один из древних символов России.

Почему ее так назвали?

Как работали мастера?

Существует три вида композиции в Городецкой росписи

Цветочная роспись

Цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»

Сюжетная композиция

Старинный промысел живет в современных изделиях — мебели, посуде, сувенирах сохраняя традиционное очарование. В наши дни мастера стали использовать масляную краску, что позволило разнообразить цветовую гамму, но сюжеты, образы и мотивы старой Городецкой росписи остались традиционными. Городецкая живопись сюжетна: посиделки, чаепития, пешие и конные прогулки под кудрявыми деревьями. Чаще всего изображаются птицы и лошадки Самый знаменитый элемент — «купавка», ее еще называют «розан», «яблоко». К основным элементам относятся также листья, кустики, цветы-розетки, бутоны, ягодки. Городецкие мастера украшали свои рисунки по-особому. Секрет успешного выполнения росписи — в строгом соблюдении порядка операций и наложении цвета. Техника выполнения росписи неизменна с давних времен и до наших дней.

Просмотр видео

Обучающиеся эмоционально настроены. Отвечают на вопросы.

Восприятие визуальной и речевой информации. Анализируют и сравнивают увиденное. Осмысливают значимость предлагаемого материала для себя.

Дети выходят в костюмах

Каждую субботу в Городец съезжались крестьяне из разных деревень. Приезжали и купцы из городов. И как ни разнообразны были товары, выставленные на обозрение покупателей, они не могли затмить изделия местных мастеров – художественно оформленных игрушек, прялок, деревянной посуды из Хлебаихи, Курцева и других деревень расположенных на берегах левого притока Волги – реки Узолы. Редко кто уезжал с Городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка невесте, без которого не обходилась тогда ни одна свадьба.

Личностные:

- формирование эстетических чувств, наблюдательности,

-восприятие и характеристика художественных образов,

- формирование уважительного отношения к искусству и культуре нашей страны;

Коммуникативные:

- умение вести диалог, точно и полно выражать свои мысли,

- уважать чужое мнение,

Предметные:

- развитие познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности.

3 мин

Закрепление полученных знаний.

Фронтальный опрос с использованием слайдов

Учитель демонстрирует заранее подготовленный тестовый и зрительный материал.

Учащиеся воспринимают предложенную информацию, анализируют, сравнивают, отвечают на вопросы.

Предметные:

-умение сравнивать, анализировать, обобщать,

- умение отличить городецкую роспись от других видов росписи,

- формирование теоретических знаний по данному виду росписи,

Коммуникативные:

- умение вежливо вести диалог,

Регулятивные:

-умение грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

25 мин.

Практическая работа учащихся.

Проблемный метод

А теперь каждому представиться возможность побывать в роли городецкого мастера. Для нашей импровизированной ярмарке мы приготовим сегодня разделочные доски с городецкой росписью. А в конце урока разместим свой товар на этом стенде. И вы можете оценить фантазию и творческий поле других мастеров. Давайте поработаем, как городецкие мастера. А эти русские народные наигрыши создадут творческую атмосферу. В работе над созданием композиции вам помогут буклеты и дидактические карточки. А теперь я желаю вам успехов.

Помогут вам карточки с изображением последовательности выполнения элементов росписи (дидактический материал) и таблица на доске (видео)

Учащиеся самостоятельно выбирают композиционное и цветовое решение работы.

Во время практической работы учитель осуществляет контроль правильности выполнения приемов работы, оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; контролирует объем и качество выполненной работы.

Восприятие задания, овладение творческим опытом создания эскиза для предметов разных форм (по вариантам) по мотивам городецкой росписи. Самоконтроль в процессе работы.

Личностные:

-формирование эстетических чувств и потребностей;

Предметные:

- умение конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа,

- осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений;

- умение использовать художественный материал (гуашь) и средства художественной выразительности для передачи замысла в работе,

- умение компоновать рисунок с учетом поставленных задач;

Регулятивные:

- умение определять цель своей работы;

5 мин.

Итог урока. Рефлексия.

Метод поощрительной оценки.

А теперь работа в нашей мастерской подходит к концу я попрошу наших мастеров показать свои изделия. В конце урока проводится анализ творческих работ учащихся и выставка «Городецкая ярмарка».

Каждый художник неповторим. Многообразие композиционных, колористических решений отражено в ваших работах.

(Рефлексия.)

Продолжи предложение

1.  Сегодня я узнал…

2.  Было интересно…

3.  Было трудно…

4.  Я выполнял задания…

5.  Я понял, что…

6.  Теперь я могу…

7.  Я почувствовал, что…

8.  Я приобрел…

9.  Я научился…

10. У меня получилось …

11.  Я смог…

12.  Я попробую…

13.  Меня удивило…

14.  Урок дал мне для жизни…

15.  Мне захотелось…

Самооценка своей творческой работы. Сравнительный анализ с лучшими образцами детских работ.

Коммуникативные:

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников,

Личностные:

- формирование жизненных ценностей,

- развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка и рефлексивного мышления.

2 мин.

Домашнее задание

Дает домашнее задание.

Поиск иллюстраций, фотографий предметов быта, украшенных элементами хохломской росписи. Подготовка презентации на заданную тему (выполняет один ученик).

Личностные:

-умение проявить самостоятельность в поисках заданного материала.

Предметные:

-умение использовать средства ИКТ для решения учебно-творческой задачи.

Литература.

1.Технологические карты уроков. По учебнику Неменской  Л.А.

2.Горяева Н.А. Уроки ИЗО Поурочные разработки.

3. https://www.youtube.com/watch?v=PyKrtjJX4T4

4. https://www.youtube.com/watch?v=B3tDB5PpHt4

infourok.ru

Технологическая карта урока "Городецкая роспись" (5 класс)

Технологическая карта урока.

Учитель: Крестникова Ольга Ивановна

Класс: 5

Предмет: изобразительное искусство

Тема: Городецкая роспись

Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия нового знания

Цель: Сформировать первичное представление о городецком промысле, истории его развития

Задачи:

  • Воспитывать любовь к Родине, её истории и национальной культуре.

  • Развивать творческую фантазию, познавательную активность, художественный вкус.

  • Формировать навыки работы в области художественной городецкой росписи.

Форма работы: индивидуальная

Планируемые результаты:

понимать роль культуры и искусства в жизни человека.

владеть техникой работы гуашью.

находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

уметь организовывать рабочее место.

оценивать достигнутые результаты.

уметь обсуждать и анализировать свою работу и работу одноклассников.

уметь вести диалог.

Образовательные ресурсы: репродукции с изображением городецкого промысла;

Гуашь, бумага, кисти №2 – №5;

Раздаточный материал: карточки с последовательностью выполнения

элементов городской росписи;

плакаты, таблицы с изображением предметов городецкого промысла.

Ход урока.

Этап урока

Взаимодействие в образовательном процессе

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

  1. Самоопределение к деятельности

Орг. момент.

Организует ситуацию самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности.

Управляет ситуацией самооценки

Выполняет оценку/само-оценку готовности по критериям:

- правильность выбора учебных принадлежностей

- правильность организации рабочего места.

- настрой на урок

  1. Мотивация

Предлагает рассмотреть иллюстрации и таблицы с изображением предметов ДПИ и фотографии предметов быта массового производства

Выявить различия

Определить какие из них являются произведениями ДПИ

Задает вопрос: зачем нужны в интерьере предметы ДПИ

Рассматривают иллюстрации и фотографии

Анализируют, выявляют отличия

Определяют принадлежность педметов к ДПИ

Отвечают на вопрос

Познавательные: понимание роли и места ДПИ в жизни человека и общества.

  1. Постановка цели

Актуализация знаний

Привлекает внимание учащихся к предметам, украшенным яркой нарядной росписью

- Знаете ли вы как называется эта роспись и где изготавливают эти предметы?

Предлагает определить цель урока

Проводит беседу в форме диалога об истории развития городецкого промысла, элементах росписи

Рассматривают иллюстрации и таблицы с изображением предметов городецкого промысла, проговаривают тему, определяя знание от незнания, формируют цель.

Участвуют в диалоге перечисляют ассортимент изделий, выявляют главные и второстепенные элементы росписи, определяют цветовую гамму

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Коммуникативные: владение диалогической формой коммуникации.

Познавательные: осуществлять анализ элементов росписи, восприятие содержания беседы.

  1. Постановка учебной (художественной) задачи

Подводит учащихся к постановке художественной задачи?

- Вы когда-нибудь выполняли городецкую роспись?

- Можем ли мы сразу начать

Участвуют в диалоге, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

  1. Решение учебной (художественной) задачи

Предлагает рассмотреть карточки с последовательностью выполнения элементов городецкой росписи.

Демонстрирует последовательность выполнения розана

Рассматривают карточки, проговаривают название этапов выполнения росписи.

Анализируют последовательность выполнения каждого элемента росписи, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Оказывает помощь учащимся, указывает способы устранения ошибок.

Выполняют тренировочное упражнение с применением живописных материалов, соблюдая последовательность выполнения росписи, сравнивают полученный результат с образцом на карточке, исправляют ошибки.

Умение использовать технику работы гуашью во время практической творческой работы.

Регулятивные: умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

  1. Оценка

Просит оценить результаты своей работы, способы их достижения (с комментарием)

Определяют критерии оценивания работ:

- Соблюдение последовательности выполнения работы.

- Качество работы.

- Аккуратность

- Композиция

Обсуждают и оценивают выполнение работы

Личностные: самоанализ и самоконтроль результата, соответствие результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

  1. Итог

Беседа по вопросам:

Почему роспись называется Городецкой?

Какой этап росписи выполняют первым: замалёвок или оживку и почему?

Почему цветок называется купавкой?

Почему в Городецкой росписи используется образ коня и птицы?

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Познавательные: выделять существенную информацию из сообщений разных видов.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию

  1. Домашнее задание

Собрать дополнительный материал о городецком промысле.

Записывают д/з в дневниках

infourok.ru

Технологическая карта Городецкая роспись

МБОУ школа – интернат № 1

Тема «Городецкая роспись»

(1 класс)

Составила:

Бизикова Е.А.

воспитатель

Г. Томск, 2015 г.

Конструкт

Тема: Городецкая роспись

Возрастная группа: 1 класс

Форма совместной деятельности: игровая, художественная, двигательная.

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)

Средства:

зрительный ряд: элементы городецкой, росписи, гжель, хохлома;

литературный ряд: пословицы о мастерстве и труде;

музыкальный ряд: --- ярмарочные частушки

Мультимедийные, цифровые образовательные ресурсы: - компьютер, проектор, презентация

Раздаточный материал: платиковые тарелочки, элементы раскраски (птицы, цветы), гуашь, кисти.

Технологическая карта

Задачи

Обучающие: знакомить с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о городецкой росписи;

- закреплять умение работать со Smаrt доской.

Воспитательные: воспитывать любовь к искусству, народным традициям;

- воспитывать уважение к труду городецких мастеров, интерес к их работе.

Развивающие: развивать эстетическое восприятие;

- Развивать речь через пословицы, частушки.

Предварительная работа:

- рассматривание предметов народного промысла;

- знакомство с особенностями элементов узора, с традициями в изображении и сочетании цветов;

- прорисовывание элементов "купавки", "листья" и украшение ложки, полоски, стола;

- разучивание частушек, пословиц.

- беседа о ярмарке.

Этапы, последователь

ность. Цель.

Организация совместной деятельности

Деятельность педагога

(методы, приемы)

Средства

Деятельность воспитанников, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Материалы

1. Мотивация к деятельности.

Цель: включение детей в деятельность

Хозяйка встречает детей. На столах выложены предметы с городецкой росписью.

- Доброе утро дети, доброе утро гости!

К нам сюда скорее просим.

Заходи, честной народ!

Веселее, не зевайте,

Всех вас ярмарка зовёт!

Ярмарка! Ярмарка!

Русская ярмарка!

Кто на ярмарку придёт.

Что захочет – всё найдёт!

Хозяйка обращает внимание на предметы, спрашивает что это.

Эмоционально включает в действие. Создает игровую, проблемную мотивационную ситуацию.

Художественное слово.

Дети со всеми здороваются.

Предлагают свои варианты ответов на вопрос.

Предметы городецкой росписи.

2. Поиск, решение задачи, проблемы.

Цель: опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка.

- Хотите узнать, откуда появились эти предметы?

- Кто знаком с городецкой росписью?

Физминутка (см. приложение)

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Пальчиковая гимнастика

Дети отвечают на вопрос воспитателя, выражают собственные мысли.

3. Планирование деятельности. Совместное рассуждение решения задачи, проблемы.

Цель: совместное определение конкретных действий «опредмечивания».

Просмотр презентации о городецкой росписи.

Вовлекает в совместное планирование.

Презентация «Городецкая роспись» семьи Башкировых

Дети с интересом слушают рассказ.

4. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности.

Цель: Освоение действий «опредмечивания». Формировать умение придумывать что-то новое.

Воспитатель спрашивает, кто-нибудь знает пословицы о мастерстве и труде?

(см. приложение)

Во время презентации провести пальчиковую гимнастику

«Городецкие узоры»

Побуждать детей к придумыванию новых предметов и героев сказки.

Худ. слово

Пословицы о мастерстве и труде.

- Каков строитель, такова и обитель.

- Какова пряха, такова на ней рубаха.

- Каковы дела, такова и слава.

- Каков работник, такова ему и плата.

Объясняют смысл.

Дети выполняют движение по тексту.

5. Самоконтроль

Мини - викторина

  • С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

  • Где и когда возникла городецкая роспись?

  • Основные элементы городецкой росписи?

  • Цветовая палитра городецкой росписи?

  • Композиционное построение рисунка?

  • На каких изделиях встречается эта роспись?

(ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

Подбор вопросов

Экран

Дети с воспитателем играют в игру, отвечают на вопросы

К.

6. Рефлексия, анализ.

Цель: осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов своей подгруппы.

- Что было трудно?

- Кому понравилось?

- Расскажите дома?

- Молодцы ребята, мне было с вами интересно.

- Спасибо гостям, и до встречи!

Приступаем к работе.

Задает вопросы, дарит раскраски.

Дети делятся своим опытом, знаниями.

Частушки (см. приложение)

Раскраски по количеству детей.

[pic]

Приложение

Пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры»Городецкие узоры хороши! – ( сжимают пальчики в ладошке)Погляжу я на картинки, - (Показывают ладошки)Улыбаюсь от души! – (Самомассаж уголков губ)Розовые, жёлтые, синие, зелёные,  - (Прищипывают большой и указательный пальчик на правой и левой руке)Распустились розаны  - (Раскрыли ладошки)На доске берёзовой. – (Сложили ладошки тыльной стороной)А купавки нежные – (Нажимают поочередно на серединку ладошки)Кажется, качаются, - (Раскачивают ручками)А бутоны толстые распускаются!. – (Показывают раскрывающийся бутон)

Физкультурная минутка.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

Частушки

Веселись наш детский сад,

Веселее нет ребят!

Мы с улыбкой на лице

Вам споем о Городце.

Ох, Россия, ты, Россия.

Славы не убавилось,

Городцом, ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Городецкие узоры,

Сколько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет

Городец, да, Городец,

Кто оттуда - молодец!

Приглашаем в детский сад

Рисовать учить ребят.

Пословицы о мастерстве и труде

Не первый снег на голову. Соколу лес не в диво. ( [link] )

docbaza.ru

Городецкая роспись

Городецкая роспись

Городецкая роспись. Технологическая карта и подборка презентаций к уроку изо в 5 классе по программе Б.М.Неменского с учётом требований ФГОС. Авторы планов и презентаций указаны в материалах

Слайд из презентации Городецкая роспись

Предварительный просмотр презентации

Слайд из презентации Художественная обработка дерева

Предварительный просмотр презентации

Слайд из презентации Сказочные узоры

Предварительный просмотр презентации

Слайд из презентации Городец

Предварительный просмотр презентации

Формат: rar/ppt/doc. Размер архива: 23.4 МB

Предварительный просмотр технологической карты

Технологическая карта изучения темы.

Предмет ИЗО
Класс 5
Тип урока Урок формирования первоначальных предметных навыков овладения предметными умениями
Тема Городецкая роспись
Цель деятельностная: знакомство учащихся с особенностями городецкой росписи, целостностью художественного образа.

содержательная: способствовать развитию познавательных интересов школьников, установить связь их с жизнью; умению выполнять эскиз народного костюма.

Основные термины и понятия Орнамент, образ
Дата
Учитель, МБОУ СОШ № 11 Акмайкина Е.П.

 

Планируемый результат.

Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла.

Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла.

Осваивать основные приёмы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию росписи в традиции Городца

Книгопечатная продукция: учебник Н. А. Горяева О.В. Островская Изобразительное искусство, Л.Мей “В низенькой светелке…”, В.Белов – высказывание о русской печи, детские книжки с иллюстрациями русской избы.

ТСО

(технические средства обучения): компьютер, проектор, презентация

 

 

Скачать.

izo-tehnologiya.ru


Смотрите также