Темперная живопись. Темпера что это такое в рисовании


Темпера. Особенности работы.

Темпера является одним из древнейших типов краски. Росписи на саркофагах в Древнем Египте были выполнены темперой. Существует несколько разновидностей темперы. Все их объединяет то, что основой является эмульсия, которая растворяется водой, но по мере высыхания краска становится устойчивой к воде и не смывается.

Темпера является одним из моих любимых материалов, особенно для работы на пленэре.

Казеиново-масляная темпера.

 

Краска растирается на эмульсии льняного масла и казеинового клея (есть и другие варианты эмульсий клея и масла). Высокого качества казеиново-масляная темпера производилась в России Подольским комбинатом. Сейчас этот тип краски производится за Этюд темперой, Коломенскоерубежом: итальянской фирмой Zecchi, другими фирмами. Но при покупке нужно уточнить, что это именно темпера, а не гуашь.Довольно давно я работал казеиново-масляной темперой и мне она очень нравилась. При высыхании темпера темнеет. Если в качестве белил использовать гуашь, то потемнение становится меньше. Я собирался найти и купить казеиново-масляную темперу, но волею случая нашёл ей замену. Для живописи темперой лучше всего подходят синтетические кисти. Желательно упругие. Можно использовать щетинные кисти, колонок. Выбор кистей зависит от стиля работы.

 

Яичная темпера Zecchi

 

Связующим для краски является яичный желток. Яичная темпера использовалась художниками с древнейших времён. В настоящее время используется преимущественно в иконописи. Обычно художники сами растирают пигменты на желтке. Это мало кому известно, но яичную темперу производят на фабриках и продают в тюбиках. Такую краску производят французская фирма Sennelier и итальянская фирма Zecchi. Черногория. Деревня Бриеге. Этюд темперой.Современные технологии и применение консервантов позволяют продлить срок хранения яичной темперы в тубах.

В продаже яичную темперу я обнаружил совершенно случайно. Когда я был во Флоренции, то заблудился в поисках улочки, где остановился. Я забрёл на via dello Studio и наткнулся на фирменный магазин Zecchi. Осматривая имеющиеся в продаже товары для художников, я увидел яичную темперу. Чтобы купить краски, совершенно не обязательно ехать в Италию. Можно сделать заказ, оплатить его банковской картой и получить по почте.После высыхания яичная темпера темнеет, но совсем незначительно. Я пишу этой краской на бумаге. В качестве белил использую гуашь. Работать яичной темперой удобно. После высыхания на палитре, яичную темперу можно размочить водой и работать дальше. Краски фирмы Zecchi имеют высокое качество. Пигменты имеют чистый, насыщенный цвет. Особенно мне понравилась сиена. Она похожа на золотистую охру, но темнее по тону. При незначительном разбавлении белилами получается цвет охры. Лишь синие цвета: ультрамарин и лазурь имеют фиолетовый оттенок. Возможно, красноты им добавляет пигмент желтка. Я добавляю в синие немного зелёной и цвет становится лучше.

Работу я обычно начинаю с полупрозрачного подмалёвка. Затем прописываю более густой краской, в некоторых частях работы подмалёвок остаётся. Можно писать яичной темперой и сразу, в один слой. Хорошо выглядит штриховка тонкой кистью − этот приём широко использовался ещё в живописи эпохи Возрождения.

 

 

Воско-масляная темпера фирмы «Гамма»

 

Воско-масляная темпера производится фирмой Гамма. Я её купил в 1999 году взамен казеиново-масляной темперы, которая исчезла из Дом Лермонтова. Этюд воско-масляной темперой.продажи. Краска довольно специфическая. К преимуществам в работе я бы отнёс её замедленное высыхание (которое впоследствии выливается в недостаток), темпера имеет приятную бархатистую поверхность. Однако недостатки перекрывают достоинства. Во-первых, воско-масляная краска сильно темнеет. Добавление белой гуаши уменьшает потемнение, но часто слой краски покрывается трещинами. Другой недостаток — медленное высыхание. Через месяц, а иной раз через год, краска не высыхает. Особенно долго сохнет, если разбавлять разбавителем для масляной краски. Если добавлять масло, лак, то выше вероятность растрескивания. Работа, особенно выполненная на бумаге и положенная в папку, легко может повредиться. Воско-масляной краской лучше писать щетинными кистями.

 

Акрил фирмы «Daler-Rowney»

 

Поливинилацетатная темпера (темпера ПВА) предшественник акриловой краски. Отличается меньшей механической прочностью, чем акрил.Зимний вечер. Бумага, акрилАкриловая темпера или акрил. В последние годы стала популярной у художников. Достоинствами краски является чистый, насыщенный  цвет, быстрое высыхание, высокая механическая прочность. Я писал как темперой ПВА, так и акриловыми красками. Мне эта техника меньше понравилась по многим причинам. Высыхая, краска очень сильно темнеет. Светлые места приходилось переписывать, чтобы высветлить тон. К тому же, акрил после высыхания становится прозрачным, прежние слои начинают просвечивать. Так что для полного перекрывания нижних слоёв приходилось прописывать 2-3 новых слоя. Когда я взялся писать на холсте, то от воды, которой разбавлялся акрил, холст провис. На палитре краска засыхала так быстро, что по завершению работы её было очень трудно отмыть, приходилось сдирать мастихином. Материал для живописи должен помогать в работе, когда живопись сопровождается преодолением разных недостатков материала, то это неинтересно.

Выбор кисти зависит от стиля работы, лучше синтетические. Если краска густая, можно писать мастихином. Акрил можно накладывать прозрачными слоями, можно писать и сразу толстым слоем. На холсте акриловыми красками можно выполнить подмалёвок, который затем прописать масляными красками.

Предлагаю посмотреть мою живопись темперой.

Я могу научить желающих писать темперой.

 

Разрешено копирование статей, только при наличии активной (кликабельной) ссылки на страницу-источник сайта Дениса Гаврилова gavrilovart.ru. Ссылка должна находиться непосредственно рядом с материалом, должна быть видимой и прямой (без использования java-скриптов).Запрещено каким-либо образом изменять, затирать, отрезать копирайты на копируемых с моего сайта фотографиях или иллюстрациях.

Поделитесь моей статьёй:

 

gavrilovart.ru

Темперная живопись — Artrue

История техники, описание состава темперных красок, плюсы и минусы данного подхода.

Охота в лесу. Уччелло.Охота в лесу. Уччелло.Охота в лесу. Уччелло.

Что такое темперная живопись?

Темпера (яичная темпера) – метод живописи, вытеснивший восковой подход к созданию картин, в свою очередь, сам вытесненный использованием масляных красок. Название происходит от латинского слова «temperare», что дословно означает «смешать в пропорции». В отличие от красок, содержащих воск для связывания цветных пигментов, или масляных красок, в которых связующим элементом являлось масло, темпера основывается на эмульсии воды и яичных желтков, иногда с добавлением небольшого количества клея, меда или молока.

Характеристика

Темперу, как правило, наносят на подготовленную поверхность. Обычно в качестве нее использовали деревянное панно, на которое для создания гладкой поверхности слоями наносилась гипсовая смесь. В отличие от масляной краски, темпера не может быть нанесена толстым слоем, как следствие, она не обладает такой же глубиной. Однако в отличие от красок на основе масла, которые имеют тенденцию темнеть или терять цвет с течением времени, картины, написанные темперой, сохраняют свое первоначальное состояние достаточно продолжительное время. Быстро сохнущий материал после высыхания оставляет гладкую матовую поверхность. Главным недостатком помимо трудоемкой работы с тонкими слоями является то, что при применении темперы невозможно достичь глубокого и насыщенного цвета.

Портрет Жиневры. д'Эсте.Портрет Жиневры. д'Эсте. Портрет Жиневры. д’Эсте.

Происхождение

Техника темперной живописи, вероятно, возникла в далекой древности. К сожалению, из-за меняющейся среды, грабежей, катаклизмов и других негативных факторов ни один пример классической греческой темперной живописи не сохранился. Тем не менее, многочисленные работы с применением данной техники дошли до наших дней из древнего Египта. Известно, что это было популярным изобразительным средством в римском искусстве.

История

Оплакивание мертвого Христа. Андреа Мантенья.Оплакивание мертвого Христа. Андреа Мантенья.Оплакивание Христа. Мантенья.

После распада Рима и наступления Темных веков темпера постепенно вытеснила энкаустику, став основным средством иконописи, в том числе и в России, где она осталась знаковой формой искусства в Средние века. Кроме того, большое распространение это направление получило в Ирландии и Западной Европе.

Святая троица. Рублев.Святая троица. Рублев. Святая троица. Рублев.

Несмотря на древние корни, темперный метод больше связан со средневековым европейским искусством и периодом подъема сиенской школы живописи, а также ранним Возрождения. В это время темперная живопись была стандартным решением при работе с панелями и использовалась вплоть до начала Высокого Возрождения в начале шестнадцатого века.

Весна. Боттичелли.Весна. Боттичелли.Весна. Боттичелли.

Одним из первых мастеров, попробовавших создавать работы и маслом и темперой был Леонардо да Винчи. Не редкостью в то время было использовать сочетание этих приемов. Темпера, благодаря своим особенностям, использовалась в качестве быстросохнущей грунтовки, а с помощью масляных слоев труд полностью завершался. Сочетание темперы и масла, кстати, было в корне неправильным с технической точки зрения решением, из-за которого сейчас «Тайная вечеря» находится в крайне прискорбном состоянии – более ужасном, чем выполненные в традиционной технике работы Леонардо.

Тайная вечеря. Леонардо.Тайная вечеря. Леонардо.Тайная вечеря. В этой работе Да Винчи использовал сочетание темперы и масляных красок.

Темпера в 19-20 века

После почти четырех сотен лет забвения, темперная живопись начинают использоваться некоторыми известными мастерами, такими как Уильям Блейк, Джорджо де Кирико, Эдвард Мунк, а также группой прерафаэлитов.

Уает. Мир Кристины.Уает. Мир Кристины.Эндрю Уает. Мир Кристины.

artrue.ru

Что такое темпера? История необычной краски :: SYL.ru

Темперные краски считаются самыми древними. Где и когда зародился этот древний вид живописи, в каких видах изобразительного искусства получил широкое распространение и как используется в современности. В статье речь пойдет о том, что такое темпера, из чего ее делают и какие виды существуют.

Темпера: определение, история

В изобразительном искусстве существует много видов красок. Что такое темпера? В переводе с латинского слово temperare обозначает «соединять, смешивать». Темпера – это одновременно и вид живописи, и краски, получаемые путем смешения сухого красящего пигмента со связующей эмульсией.

Темперные краски — это самое древнее красящее вещество в истории. Еще более трех тысяч лет назад древнеегипетские художники расписывали ею стены гробниц и саркофаги. Широко применялись темперные краски в иконописи. Известные древнерусские иконописцы XIV-XV веков такие Феофан Грек, Андрей Рублёв писали свои творения в традиционной темперной технике. Лики святых изображались на загрунтованных дощечках, которые затем покрывались слоем лака или олифы. Начиная с XV века в Европе и с XVIII века в России, темперную живопись постепенно вытесняет живопись масляная. Однако в начале XX века этот вид живописи вновь приобретает популярность, ее широко используют как при написании картин, так и в декоративно-прикладном творчестве.

темпера что такое

Состав, виды

По большому счету нужно отметить, что темпера – это особый способ создания красящего материала, а не сама краска. Основными компонентами краски являются сухие порошки натуральных либо искусственных пигментов и связующие эмульсионные вещества. В состав связующей эмульсии может входить: казеиновый клей, куриное яйцо, аравийская камедь, декстриновый клей, мыльный раствор. Натуральная темпера — краска, которую изготавливает сам художник, используя для ее разбавления натуральные компоненты: куриный яичный желток, воду или какой-либо другой консервант (например, уксус, вино). Натуральную темперу, в основном, используют в иконописи: благодаря ей получается глубокий, насыщенный цвет, эффект глазури на майолике. Современные художники все больше используют темперу на основе веществ синтетического происхождения (клей, масла, полимеры). В зависимости от того, какое вещество является основным в составе связующей эмульсии, темперные краски делятся на 3 вида:

  • яичные;
  • воско-казеиново-масляные;
  • ПВА.

краски темперные

Яичная темпера

Такой вид темперы широко использовался средневековыми живописцами эпохи Возрождения, а также русскими иконописцами XV-XVI века. В яичную темперу добавляли как цельное куриное яйцо, так и его части: белок или желток. Особую популярность получила краска на основе желтка. Именно его смешивали с водой, лаком, маслом, воском и другими компонентами. Яично-водную и яично-лаковую темперу широко использовали в своем творчестве палехские мастера при росписи миниатюр, икон. Основными компонентами скрепляющего вещества в яичной темпере является куриный желток, живописные и скипидарные лаки. Раньше итальянские живописцы добавляли в яичную темперу перетертые верхушки от веток смоковницы или смесь вина с водой, германские — пиво, русские иконописцы — хлебный квас. В наше время в желтковую темперу современные иконописцы, работающие в старинной технике, в качестве консерванта добавляют яблочный или столовый уксус.

водоразбавляемые краски

ПВА, воско-масляные и казеиновые темперные краски

Казеиновые краски — водоразбавляемые пигменты, основным компонентом которых является казеин (белок молочного происхождения). Также в состав входят льняное масло и фенольная смола. Этот вид темперы наносится только на специальную основу: грунтованные холсты, дощечки, плотную бумагу.

В воскомасляную темперу кроме пигмента входит воск, растительные масла, смолы и другие добавки. Разбавляют ее любыми промышленными растворителями, такими как уайт-спирит, пинен, скипидар, а также жирными растительными маслами, олифой. При разбавлении её водой можно работать как акварелью.

Недостатки: долго сохнет.

Достоинства: яркая, сочная палитра при нанесении, хорошо смешивается с масляными красками. Многим художникам известно, что такая темпера после высыхания темнеет, но если вместо белил использовать гуашь, то цвет становится светлее.

ПВА-темпера. Что такое? В ее основе находится смесь синтетических смол, стабилизаторов, структурирующих веществ. Она наиболее популярна в работе впоследнее время, так как используется практически во всех техниках нанесения краски и идеально ложится на любую сухую и твердую поверхность.

особенности темперы

Основные достоинства темперной краски

Основным плюсом этой краски является быстрая высыхаемость, прочность и долговечность. Высохший слой краски надежно пристает к рабочей поверхности, его невозможно растворить даже водой. Это свойство краски является незаменимым, например, при транспортировке или дальнейшей обработке готового полотна. Она отлично взаимодействует с белилами. Особенностями темперы является то, что ею можно писать в различных техниках: наносить тонким слоем или создавать густое пастозное письмо. Можно заливать на любых поверхностях: деревянных, бумажных, холстяных, используя в работе различные виды и формы кистей. Симбиоз клея и масла, содержащийся в краске, способствует тому, что на рабочем полотне она получается эластичной, блестит и не растрескивается. Цвет темперных красок, в отличие от масляных, изменяется при высыхании, становится более матовым. Для получения глянцевой поверхности используются различного лаки, например, даммаровый, мастичный или олифа. Еще одним отличием темперных красок от масляных является их долговечность и стойкость к внешним воздействиям.

www.syl.ru


Смотрите также