Изотерапия, как одно из направлений арт-терапии. Терапия изобразительным творчеством в первую очередь рисованием это


АРТ-ТЕРАПИЯ I | Rainboway - Part 4

ИЗОТЕРАПИЯ

Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.

Рисование — это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развивать эмоции, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.

Изобразительное творчество позволяет ощутить и понять себя, выразить свои мысли, быть самим собой, а так же освободиться от негативных переживаний прошлого и настоящего.

Рисованием лечат депрессию и пониженное давление, бессонницу и конфликты в семье. Можно нарисовать свои мечты. Это поможет вам успокоиться и отвлечься от повседневной суеты . А можно рисовать свои страхи и переживания, таким образом перенося их из жизни на бумагу. А потом нарисованное порвать и выкинуть, таким образом программируется сознание на избавление от проблем.

Применяют изотерапию при лечении нервно-психических расстройств. Человек отвлекается от своих переживаний приятным, эмоциональным занятием. Лечение рисованием проводится обычно в коллективе, где пациент не чувствует себя одиноким. Это помогает многим неуверенным в себе людям. Ещё Аристотель считал, что искусство очищает человека от болезней и пороков.

В детской практике изотерапия используется особенно часто, потому что рисование – естественная деятельность ребёнка. У детей не приходится преодолевать «комплекс неумения». Но здесь не должно быть никаких эстетических требований к результату. Важно снять всякое чувство ответственности, создать атмосферу ненапряжённости, безразличия к результату. Состояние улучшается даже при «играх с краской» у тех, кто просто размазывает или разбрызгивает её, рисует на плохой обёрточной бумаге без всякой ответственности «создать шедевр».

 

 

 

Всё чаще специалисты говорят и о применении рисования для профилактики нервно — психических заболеваний. Оно способно снимать нервное напряжение, помочь при бессоннице. В процессе изотерапии многие становятся спокойнее, уменьшается напряжённость, повышается контактность, смягчаются болезненные переживания. «Выплеснуть» свои отрицательные переживания с помощью рисунка легче: образный язык безопаснее, поскольку не так конкретен, как слово. Изображая переживания, человек освобождается от гнетущих мыслей и отрицательных эмоций.

И сами профессиональные художники замечают освобождающий эффект художественного творчества. Гойя утверждал, что творчество помогает ему освободиться от многих неприятных черт характера.

Желание рисовать просыпается при некоторых тяжёлых психических заболеваниях. Встречается даже так называемое «неистовое рисование», когда больные рисуют так же увлечённо, как в детстве, производя множество рисунков, повторяя их. Во время обострения болезни так рисуют и профессионалы. М. Врубель наносил с неимоверной скоростью изображения на одно и то же место.

Такая увлечённость рисованием проявляется на разных этапах болезни и может длиться дни, недели, годы. Тяга к рисованию прекращается при улучшении состояния и исчезает с выздоровлением.

Лечебный эффект рисования приписывается самому контакту с искусством. Считается, что человек по своей природе творец, но его творческие возможности находятся в скрытом, дремлющем состоянии. Побуждая человека к рисованию, можно разбудить его творческие наклонности, которые сами по себе способны «гармонизировать» психику и привести её в состояние равновесия, поскольку творчество требует от человека координации всех психических сил.

У нас, в России, возник уникальный метод возвращения психически заболевшего человека в нормальное душевное состояние. Имя ему – маскотерапия (скульптуротерапия). Психотерапевт Гагик Назлоян «вытягивает» людей и из нервных депрессий, и из полного безумия тем, что лепит их скульптурные портреты. В ходе сеансов скульптурный портрет как бы принимает болезнь на себя.

Появились сотни вылеченных людей. Первые свои пробы врач начал в 1978 году. Своей моделью он выбрал человека с глубокой умственной отсталостью. В истории болезни было написано, что ему 52 года, что он глухонемой, а после смерти бабушки (единственной его опоры) неотлучно провёл 15 лет в психиатрической больнице. Портрет из пластилина, который ни к чему не обязывал, удался. После первых же сеансов больной неожиданно заговорил. Далее оказалось, что он всё слышит. Потом он стал реагировать на свой портрет, проявлять к нему интерес, подолгу вглядываться в зеркало, словно ища в нём себя. Потом заговорил с доктором на самые простые темы. С точки зрения официальной психиатрии, поставившей крест на этом человеке, результат был потрясающий.

Сначала пациенты проявляют непонимание. Потом абсолютно все втягиваются в процесс, начинают пристально вглядываться в зеркало, в своё отражение. Вести незатейливые разговоры с доктором. Если им что-то не нравится, то начинают лепить сами. Во время работы они обнимают, гладят своих пластилиновых двойников, прикасаются к ним губами. Подолгу молча сидят, прислонившись к ним щекой или лбом. Некоторые мысленно или вслух беседуют с ними. Наедине со своим незавершённым портретом человек может просидеть несколько часов. Иногда сеанс маскотерапии может длиться и сутки, и двое. В процессе работы раскрываются патологические переживания, и пациент от них капля за каплей освобождается.

В ходе сеансов выяснилось, что очень благотворно влияет на пациентов раскрашивание артистическим гримом лица (фейс-арт) или тела пациента (боди-арт). В студии эту процедуру называют арт-терапией лица. Человек начинает сам себе нравиться и раскрепощается.

 

Боди-арт для беременных

Боди-арт для беременных — это подарок для будущей мамы, который осуществляет чувственный контакт между мамой и малышом.

Боди-арт для беременных — новое и очень интересное развлечение будущих мам и пап! Рисунки на беременных животиках могут быть как веселыми и забавными, так и просто являться настоящим произведением искусства. Фото с разрисованным беременным животиком будет умилять и радовать, вызывая приятные воспоминания и эмоции.

Использовать нужно только безопасные краски. Рекомендуется использовать специальный аквагрим, который легко наносится, безопасен и легко смывается.

 

http://prioslav.ru/kursp6

http://lektsiopedia.org/lek-20526.html

 

 

 

 

Продолжение на следующей странице

Похожие сайты:

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

rainboway.info

Изотерапия, как одно из направлений арт-терапии

Подготовила: Студентка группы 353-3Дошкольное образование

Мещерякова О.В.

Арттерапия (терапия искусством) - один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее классификация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства :

музыка — музыкотерапия;изобразительное искусство — изотерапия;

театр, образ — имаготерапия; литература, книга –библиотерапия, танец, движение —кинезитерапия.

В свою очередь каждый вид арт-терапииподразделяется на подвиды.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Используется для психологической коррекции психосоматических нарушений у детей

иподростков

спроблемами в обучении.

Преимущества изотерапии перед другими формами психотерапевтической работы:

- практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в изотерапевтической работе, которая не требует от негокаких-либоспособностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;

-изотерапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;

-изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;

-продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;

-изотерапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;

-изотерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;

Занятия по изотерапии позволяют решать следующие важные педагогические задачи:

Воспитательные

Коррекционные

Психотерапевтические/ лечебные

Диагностические

Развивающие

Воспитательные

Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности.

Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Коррекционные

Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигаются в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевойсферы личности

Психотерапевтические

“Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

Диагностические

Арттерапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.

Впроцессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

studfiles.net

Читать книгу Рисуночные тесты в психологии: диагностика, самопознание, релаксация Маргариты Шевченко : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Маргарита ШевченкоРисуночные тесты в психологии: диагностика, самопознание, релаксация

© Шевченко М., 2017

© ООО «Издательство АСТ», 2017

Введение
Арт-терапия исцеляет

Термин «арт-терапия» ввел в употребление Андриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Арт-терапия включает в себя множество методов: изотерапию, музыкотерапию, песочную терапию, фототерапию, сказкотерапию, игровую терапию…

Изотерапия – это терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Чаще всего используется для психологической коррекции невротических и психосоматических нарушений как взрослых, так и детей, а также подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах под наблюдением арт-терапевта. Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Можно рисовать только с помощью карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор художественных материалов – таких, как краски, гуашь, восковые мелки, пастель. Изотерапия превосходно выражает эмоциональное состояние рисующего. Рисуя, человек способен решать многие психоэмоциональные проблемы, привести в норму мысли и чувства, выразить свои эмоции, успокоить нервную систему.

Арт-терапией можно заниматься и самостоятельно, но, если у вас есть установленный психиатрический диагноз, заниматься арт-терапией нужно под наблюдением специалиста.

Любой человек интуитивно чувствует, насколько полезны занятия творчеством: рисованием, вышивкой, вязанием, музыкой, лепкой и т. п. В настоящее время учеными доказано, что такие занятия самым благоприятным образом влияют на наше здоровье, ход болезни, помогают пережить страшные жизненные потери, стрессы, способствуют дальнейшему благополучию. Доказано и то, что абсолютно каждый человек, занимаясь творчеством, способен войти в особое творческое состояние, по-новому осмыслить жизнь и посмотреть на нее совсем иначе.

Занимаясь арт-терапией, вы сможете:

– раскрыть интуитивно-творческий канал;

– развить воображение, художественные навыки;

– добиваться в действительности всего, чего вы хотите: здоровья, любви, молодости, процветания;

– избавиться от проблем, боли, болезней и стрессовых ситуаций;

– научиться «приманивать» вдохновение;

– погрузиться в состояние детской легкости и спонтанности в творчестве;

– насладиться процессом взаимодействия с цветами и красками;

– повысить энергетический уровень и жить с огоньком в душе;

– всегда находиться в хорошем настроении и гармонии с самим собой.

Живите интересно, рисуйте, занимайтесь творчеством и увидите, как самым наилучшим образом изменится окружающий вас мир.

Наш организм располагает огромным потенциалом скрытой творческой энергии

Существует множество примеров, дающих право утверждать, что наше здоровье и жизнь зависят только от нас самих, нашего выбора, мыслей, целей и желания творить. На моем жизненном пути встречалось немало людей, которые «ломались» от самых мелких неприятностей и выстаивали, буквально выживали после грандиозных по своим масштабам жизненных трагедий и невыносимых физических травм. Абсолютно уверена, что последним помогло только одно – жажда жизни, желание жить, причем жить, насколько возможно, полноценно. Конечно, у каждого из вас есть право выбора распоряжаться своей жизнью на свое усмотрение, и если по каким-то причинам вы решите прожить трагедию, то, вне всякого сомнения, вы именно так ее и проживете! Если вас постигло несчастье, например, вы при автомобильной аварии получили травмы или увечья различной степени, если вас одолевает тяжелая болезнь, и вы не знаете, как дальше жить, из этой книги вы узнаете о лекарстве, которое всегда действует безотказно – это реализация вашей творческой энергии. Хотите знать, какими лечебными свойствами она обладает? Приведу только несколько примеров, на самом деле их множество.

Художник Дмитрий Дидоренко потерял зрение около 20 лет назад, когда участвовал во Всесоюзной поисковой экспедиции по увековечиванию памяти погибших и погребении незахороненных останков солдат Второй мировой войны. Роковая случайность, Дмитрий подорвался на немецкой мине и получил тяжелые ранения, лишился зрения. Тем не менее, художник не оставил живопись, без которой не мыслил себя с раннего детства. Теперь восприятие художника дополняют новые ощущения от прикосновений, звуков, запахов. Художник признается, что сюжеты картин приходят к нему сами, иногда даже снятся, а ему только остается выбирать самые лучшие. Дмитрий Дидоренко придумал сложную систему лекал и трафаретов, которые он вырезает на ощупь, причем для каждой картины и оттенка цвета – отдельный. Работа кропотливая, но благодаря этому его картины обретают не похожую на других авторов мозаичность и стилистику. Показательно, что на картинах Дмитрия Дидоренко нет черного цвета.

Еще пример. Слепая художница Лиза Фиттипальди придумала собственную систему обучения. Если наш художник Дмитрий Дидоренко писал картины и до того, как потерял зрение, то уникальность истории Лизы Фиттипальди заключается в том, что женщина перестала видеть в 1993 году, и впервые взяла в руки кисть лишь два года спустя – в 1995-м. Будучи дипломированным бухгалтером и финансовым аналитиком, Лиза вместе со зрением потеряла работу, независимость и смысл жизни. Ее затяжная депрессия длилась больше года, пока однажды муж не принес ей детский акварельный набор. К всеобщему удивлению, Лиза взяла в руки кисть и начала рисовать. Не имея никакого художественного образования, Лиза Фиттипальди столкнулась с трудностями. Она не могла изучать технику живописи, наблюдая за действиями учителя, не могла также видеть картины. Но это не остановило женщину, и взамен она придумала собственную систему обучения: прослушивала аудиокниги об искусстве и посещала вместе с мужем знаменитые музеи, для которых она никогда не находила времени в своей предыдущей жизни. Для того чтобы ориентироваться в композиции будущей картины, Лиза натягивала на холст сетки из веревок, но со временем научилась обходиться и без них. Критики и другие художники не раз говорили Лизе, что она сколько угодно может рисовать абстракции или цветы, но ей никогда не стать настоящей художницей, поскольку ей не под силу изображать людей и сцены из уличной жизни. Это был вызов, и Фиттипальди ответила на него достойно. В 1998 году она нарисовала первую уличную сцену и с тех пор делает это постоянно. При этом для всех остается загадкой, как Лизе удается рисовать, не видя красок и холста, но художница утверждает, что это непонятно даже ей самой. Работы Лизы Фиттипальди регулярно выставляются в галереях по всему миру. Кроме того, она является автором книги A Brush with Darkness, в которой художница описывает, как она училась рисовать, будучи слепой.

Как видите, даже самые сильные физические недостатки и препятствия не могут стать на пути желания заниматься живописью. Потерять зрение и найти возможность писать картины – это невероятно, но возможно, а вот что делать, когда тело полностью парализовано? Так, парализованный художник Дуг Лэндис нашел выход и рисует свои потрясающие картины, держа карандаш… во рту. Дуг Лэндис был обыкновенным студентом, пока однажды во время борцовского поединка не произошел несчастный случай, повлекший за собой паралич четырех конечностей. Молодой человек, всегда отличавшийся гиперактивностью, оказался прикованным к инвалидному креслу. Дуг целыми днями смотрел телевизор, и однажды его брат предложил альтернативу в виде рисования. На своем первом рисунке Дуг изобразил домик, увиденный им на рождественской открытке. И хотя впоследствии он несколько раз перерисовывал изображение, вырабатывая свой собственный стиль, уже тогда стало ясно – это настоящий талант. Дуг рисует, зажав карандаш между зубами, но основную работу выполняет его шея, направляя движения художника. На создание одного изображения уходит от 40 до 200 часов – в зависимости от его размеров. Если картина очень большая, то половину рисунка автор создает вверх ногами, а затем переворачивает холст и дорисовывает вторую половину. Интересно, что способность Дуга Лэндиса к рисованию открылась лишь во время его страшной болезни.

Хочется привести пример и из собственной жизни. Несколько лет назад мне пришлось испытать сильнейший стресс: в один миг я потеряла то, чем жила, чем дорожила. Я хорошо помню то состояние, когда оказалась в полном одиночестве, в звенящей пустоте квартиры. Растерянность, ощущение выбитой почвы из-под ног и страх… Чтобы уйти от такого состояния и справиться с ним, я стала рисовать, причем масляными красками, которыми никогда до этого не рисовала. Основным цветом тогда в моих картинах был красный цвет, и сейчас я понимаю, что именно он мне придавал новые силы и заряжал энергией. Рисовала я почему-то не свои любимые цветы, а в большинстве своем разные персонажи из книг, абстрактные картины. Помню, начинала рисовать днем, а когда часы показывали 3–4 часа утра, пыталась заснуть. И так продолжалось несколько дней подряд, пока я не почувствовала, что на душе стало лучше и спокойнее. Изменение моего состояния отражалось теперь и в тех красках, которые я выбирала – красные тона в моих картинах постепенно сменились на голубые, зеленые. Рисование буквально вернуло меня к жизни.

Эти примеры говорят о том, что скрытыми творческими способностями обладает каждый человек, самое главное – никогда, ни при каких обстоятельствах, не надо отчаиваться.

Почему полезно рисовать в любом возрасте

Как вы думаете, когда следует малышу начинать рисовать красками? Предположительно, с 6 месяцев, можно позже, но не раньше, так как ребенок еще не будет готов к этому физически. Такое занятие называется грудничковое или младенческое рисование. В Европе оно практикуется уже на протяжении 20 лет. Техника рисования – это пальцы и ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Там же, на Западе, впервые стали проводить вернисажи, выставляя необычайные творения, написанные крошечными пальчиками малышей. Искусствоведы видят сходство рисунков малышей с некоторыми картинами художников-импрессионистов, техника которых основана на интуитивном рисовании. Грудничковое рисование предполагает, что малыш уже может сидеть. Что дает такое рисование малышу? Пальчиковые манипуляции во время рисования способствуют развитию речи и психики, а работа с красками положительно влияет на цветовое восприятие малыша. Для родителей приоритетом занятий рисованием с грудничкового возраста должно быть желание гармоничного развития ребенка, а не желание вырастить художника. Для рисования надо использовать специальные краски, которые не приносят вреда даже при случайном попадании в ротик малыша и не вызывают аллергии (компании-производители этих специальных красок: SES, Stilla). Вот как происходит сам процесс такого рисования: малыш запускает свои пальчики в удобную баночку и делает различные их отпечатки на бумаге. Лист бумаги для такого творчества используется большого формата, чтобы было раздолье и свобода для самовыражения малыша, так как мелкая моторика и координация движений у него еще слабо развиты, и он будет мазать красками все вокруг. Одежду малышу надо надевать такую, чтобы не было сожаления, если он ее испачкает краской. Заниматься рисованием надо в дневное время. В дальнейшем, при взрослении, способность и любовь к рисованию у такого ребенка будут только расти. Если вы в своей жизни будете постоянно заниматься рисованием, то ощутите, сколь много преимуществ имеет такое занятие. Вот только некоторые из них.

Рисование – это прекрасный способ самовыражения, который помогает выразить свои мысли и ощущения через графическое изображение для людей любого возраста.

Рисование улучшает наше зрительное восприятие окружающего мира и помогает нам выражать себя через рисунок.

Рисование самым благотворным образом действует на здоровье: укрепляет эмоциональный фон и нервную систему, внимание, память, улучшает мелкую моторику и работу сердца, нормализует давление, сон.

Рисование развивает правое полушарие мозга, в результате растут творческие способности и интуиция.

Рисование позволяет поднять настроение, раскрыть творческий потенциал, внести новые радостные нотки и неповторимые эмоции в свою жизнь, влияя таким образом на многие аспекты жизни, приносит большое удовольствие абсолютно для каждого человека. Но все люди разные. Кому-то нравится сам процесс создания изображения, кто-то радуется возможности порисовать красками и получить от этого огромное наслаждение. В любом случае, во время рисования можно вновь ощутить себя ребенком, вспомнить детство, получить огромный позитивно-эмоциональный заряд, забыть все повседневные хлопоты. Занятия рисованием будят в нас творческое воображение и способности, даже если они долго дремали, могут изменить нашу реакцию на болезненные симптомы, а в некоторых случаях полностью снять их.

Рисование помогает решать жизненные проблемы абсолютно нестандартным способом. Во время рисования вы начинаете понимать, что реальность можно воспринимать по-разному, и что каждый человек имеет свой индивидуальный взгляд на многие ситуации и вещи. Занимаясь рисованием, вы неизбежно захотите увидеть, как это делали другие, станете больше смотреть рисунки и картины разных художников и обнаружите, как по-разному они изображают один и тот же мир. Постепенно вы научитесь видеть во всем бесконечное число вариантов, а значит, сумеете одну и ту же жизненную ситуацию увидеть в разных ракурсах и найти несколько вариантов ее развития.

Рисование развивает визуальное восприятие. Если вы занимаетесь рисованием, то у вас быстрее развивается визуальная сторона восприятия и обработки информации, что будет эффективно отражаться на вашей деятельности, а значит, что и свою жизнь вы сможете выстроить наиболее эффективно.

Рисование помогает снять напряжение, расслабиться. Для многих это занятие становится способом медитации, успокаивает нервы, дает новые, свежие силы. При рисовании вы как бы «отключаетесь» от внешнего мира и все бытовые мысли исчезают из головы.

Рисование развивает когнитивные функции. Улучшается зрительная память, восприятие, мелкая моторика. Вы начинаете изучать предметы более всесторонне.

Рисование повышает самооценку. Рисуя, вы становитесь увереннее в себе. Каждый, когда только начинает заниматься рисованием, проходит через страх показать свои работы другим и быть непонятым. Но если вы преодолеваете это и становитесь художником, то со временем у вас вырабатывается иммунитет к несправедливой критике.

Рисование развивает умение концентрироваться. При рисовании у вас вырабатывается умение концентрироваться на одной цели в своей деятельности и доводить дело до конца. Здесь это проявляется особенно наглядно: результат у вас всегда в руках, как только вы закончили рисунок.

Рисование – это прекрасный способ самовыражения. Рисуя, вы раскрываете свой личностный потенциал, вы можете рассказать о своих эмоциях, своих желаниях, открыть в себе новые ресурсы.

Рисование развивает коммуникативные навыки. Рисунок и живопись сами по себе средства общения. Рисуя, вы учитесь понимать свои чувства, адекватно передавать их и говорить о неточностях своего рисунка другим.

Рисование – это удовольствие, одно из самых увлекательных занятий. Когда на белом листке «оживает» город или, к примеру, лес, испытываешь неподдельное удовольствие.

Правда, у некоторых людей на протяжении многих лет жизни существует убеждение, что они не умеют рисовать. Если вы относитесь к их числу, то, прочитав эту книгу, убедитесь – это далеко не так. Умение рисовать, а также творческие способности заложены в каждом из нас с детства, поэтому заниматься рисованием можно начинать в любом возрасте. Так, например, Поль Гоген только в 23 года начал заниматься живописью, а в 35 лет уже стал профессиональным художником. Ван Гог обратился к искусству лишь в 27 лет и стал знаменит. Вы также можете начать рисовать в любом возрасте, даже в пенсионном, когда освобождается много времени. Занятия рисованием обязательно уведут вас от мыслей о старости и каких-либо болезней.

Надеюсь, эта книга послужит мощным толчком для этого, а также в открытии себя и расширении новых горизонтов вашей жизни. Возможно, кого-то смутит обилие упражнений, которые приводятся в книге, и вы не знаете, где все-таки найти время, чтобы их делать. В этом случае не надо стремиться выполнить сразу все упражнения, а выберите для себя наиболее важные и приятные. Постепенно вы заинтересуетесь другими и захотите попробовать себя в чем-то новом. Уверена, что тот, кто однажды испытал радость творчества, будет стремиться испытать это состояние вновь и вновь. Поэтому предлагаю вооружиться бумагой для рисования, цветными карандашами, ручками, кистями, красками и отправиться в удивительное путешествие по своему внутреннему миру и миру творчества. Все упражнения и методики, описанные в книге, доступны любому человеку, владеющему «дошкольными» художественными навыками. Рисовать – это великое наслаждение и удовольствие, которые может испытать каждый человек! Желаю творческого вдохновения и веры в то, что все у вас получится!

Глава 1. Психологические рисуночные тесты. Арт-терапевтические методики
Кто я? Самопознание, или Путешествие в глубь себя

Известно, что кроме реального мира, который нас окружает, который мы можем видеть, существует еще и внутренний, тонкий мир, состоящий из множества цветов и красок. Исследование своего внутреннего мира – что может быть интереснее и увлекательнее? Заглянуть в глубины своего внутреннего мира необходимо хотя бы для того, чтобы лучше узнать самого себя, и тем самым не убегать постоянно от личных проблем, а наконец научиться справляться со многими негативными эмоциями и затруднительными ситуациями. Самопознание себя – это значит наладить диалог со своим внутренним «Я», найти путь к тому, кем вы были в начале своего жизненного пути.

Методика «Мой внутренний ребенок»

Методика применяется для раскрытия внутренних ресурсов, прощения себя, развития уверенности и повышения самооценки. Она состоит из нескольких частей, каждая из которых поможет не только лучше понять, но и заглянуть внутрь себя, отыскать своего внутреннего ребенка. Важно научиться у своего внутреннего ребенка неординарности мышления, свежести восприятия, спонтанности.

Как проявляется ваш внутренний ребенок?

Мы совсем не замечаем, как становимся взрослыми – так быстро летит время, но от этого часть души, наш внутренний ребенок, не исчезает, а остается с нами на всю жизнь до самой старости. Насколько мы счастливы в нашей жизни зависит от того, каков наш внутренний ребенок, являющийся частицей нашей души, ведь именно он отвечает за наше самовыражение в творчестве, принятие важных решений и открытость миру. Именно он всегда будет отражать наше личное «Я», внутреннюю уравновешенность и жизнеспособность. Ощущение, что внутри каждого из нас живет ребенок, не покидает многих и во взрослой жизни. Это маленькая частичка нашей души, которая помнит абсолютно все: недополученную заботу и любовь, прошлые страхи, боли, обиды, желания. Наш внутренний ребенок пытается обратить внимание, что все проблемы в настоящий момент во многих сферах нашей жизни на самом деле из далекого детства, из прошлого. Как иногда проявляется наш внутренний ребенок? Очень просто. Например, представьте, что нам кто-то делает совсем безобидное замечание, но оно вызывает вдруг в нас бурю самых различных эмоций. Или непонятно откуда на нас накатывает острое и не проходящее чувство грусти и тоски, которые нельзя объяснить ни событиями, ни обстоятельствами, просто они почему-то пришли внезапно и ниоткуда. Когда мы прислушиваемся, слушаем и понимаем нашего внутреннего ребенка, это полностью меняет наши отношения с собой и другими. Исчезают зажимы, а страх, стыд и гнев могут быть признаны и поставлены «на место». Взрослый в нас начинает мыслить яснее и становится более свободным. Именно наш внутренний ребенок отвечает за наше творческое начало, и чем он более свободен, тем выше наш творческий потенциал.

Медитация «Встреча с ребенком внутри себя»

Расслабьтесь, сядьте удобно, закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Представьте себя в каком-нибудь уютном и тихом месте, например, в тихом и зеленом лесу или на лугу с цветущими полевыми цветами. Попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя очень хорошо, легко и комфортно. Затем вспомните себя таким, каким вы были в детстве в три, четыре или пять лет. Постарайтесь вспомнить все детали: в чем вы одеты, как причесаны волосы и многое другое. Теперь представьте, что этот малыш стоит перед вами, попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли радостным или грустным, может быть, он рассержен или обижен на кого-то или просто чего-то боится? Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что очень любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его, защищать и помогать ему. Скажите тихо: «Я люблю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен, и я хочу, чтобы ты был счастлив». После этих слов представьте, что малыш улыбается вам в ответ и обнимает вас крепко-крепко. Поцелуйте его, скажите, что ваша любовь неизменна и всегда остается с ним. Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощание рукой. Постепенно выйдите из релаксации, сделайте глубокий вдох-выдох, откройте глаза. Скажите себе: «Я совершенна. Я принимаю и люблю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью».

iknigi.net


Смотрите также