Ключи к тесту «Несуществующее животное». Опрос. Тест с рисованием несуществующего животного


Тест “Несуществующее животное”. Процедура тестирования.

Главная страница » Детский рисунок » Тест “Несуществующее животное”. Процедура тестирования.

Тест «Несуществующее животное» является одним из наиболее информативных среди других рисуночных тестов. Самостоятельно он обычно не проводится.

Другими словами, проективная методика «Несуществующее животное» – это ориентировочный тест, который используется в комплексе с другими методами в качестве одного из инструментов исследования личности.

В этой статье мы не будем вдаваться в подробности о теории психомоторной связи, на которой построен тест «Несуществующее животное», а узнаем, как нужно его проводить.

тест несуществующее животное интерпретация

"Американская чупакабра". Рисунок мужчины, 36 лет.

Возраст обследуемого: любой, начиная примерно с 5 лет.

Цель тестирования:

  • регистрация состояния психики
  • изучение уровня тревожности ребенка
  • изучение уровня самооценки
  • изучение внутреннего мира ребенка
  • определение взаимоотношений ребенка с окружающим миром
  • выяснение степени адаптации ребенка в коллективе

Для того, чтобы провести тест «Несуществующее животное», нужны:

  1. лист белой бумаги формата А4
  2. простой карандаш с маркировкой М или 2М (В или 2В)

Тест «Несуществующее животное» проводится индивидуально.

Инструкция для обследуемого (что мы ему говорим):

«Придумай и нарисуй несуществующее животное, которого нет в природе».

Если ребенок задает какие-то уточняющие вопросы, повторите инструкцию, добавив, что этого животного ни в мультфильмах, ни в компьютерных играх, ни в сказках нет, то есть ребенок ПЕРВЫМ его придумает.

Процедура тестирования:

Лист бумаги перед обследуемым кладут горизонтально.

Рассказывают, что нужно нарисовать.

Время рисования не ограничено.

Когда рисунок будет готов, попросите придумать животному несуществующее название. Если ребенок умеет писать, пусть подпишет рисунок сам. Если название никак не придумывается, не настаивайте, пропустите этот пункт.

Проводят обсуждение рисунка в свободной форме.

Сначала можно попросить: «А теперь расскажи мне об этом животном».

Если ребенок не знает, что сказать или с чего начать, можно задавать приблизительно такие вопросы:

  1. А где живет это животное? (например, в лесу, в горах, в море)
  2. А у него есть свой домик?
  3. А какой у него характер: оно доброе или злое?
  4. А что оно делает, когда радуется?
  5. А оно умеет плакать или смеяться?
  6. А умеет оно разговаривать или всегда молчит?
  7. Если животное умеет разговаривать, поинтересуйтесь, на каком языке оно говорит.
  8. А какое у него сейчас настроение?
  9. А есть у него семья, родители, дети?
  10. А друзья есть у него?
  11. А у него есть враги? (если есть, то почему они его враги?)
  12. А оно умеет защищаться, когда ему угрожает опасность?
  13. А как это животное защищается?
  14. А чем оно питается?
  15. Чем обычно оно занимается?
  16. А что больше всего любит делать?
  17. А что больше всего не любит делать?
  18. А оно одно живет или с кем-то?
  19. А оно боится чего-нибудь? (или ничего не боится?)
  20. А какого оно размера? (маленькое, огромное и т.п.)

Ответы ребенка заносят в протокол.

Если тест «Несуществующее животное» проходит взрослый человек или подросток, попросите его самостоятельно написать рассказ о нарисованном несуществующем животном. Потом при необходимости можно будет задать дополнительные вопросы.

После завершения обсуждения ребенку говорят:«А теперь представь, что твое несуществующее животное встретило волшебника, который может выполнить его любые три желания. Как ты думаешь, что оно могло бы загадать?»

Все ответы, конечно же, заносятся в протокол.

Возможные трудности, которые могут возникнуть в процессе применения методики «Несуществующее животное»:

Если ребенок отказывается рисовать, выясните причину, по которой он это делает. Как можно «исправить» ситуацию, читайте здесь.

Если ребенок оказывается рисовать, мотивируя свое нежелание тем, что не умеет, не знает или не может придумать, как рисовать, то скажите, что ему и не нужно это уметь. Так как это животное не существует в природе, то все, что получится у ребенка, будет правильным. Скажите, что хотите посмотреть, как он умеет фантазировать, придумывать что-нибудь свое.

Если ребенок затрудняется сделать первые штрихи, долго думает, то посоветуйте ему начать «хоть с чего-нибудь», а дальше придумается в процессе рисования.

Если ребенок нарушил инструкцию, то есть нарисовал вместо несуществующего животного какое-то известное, реальное (и название ему дал тоже существующее, например, белка или слон), то похвалите его и скажите: «А теперь постарайся придумать САМ какое-нибудь животное, которое я никогда не видела даже на картинках». Если и во второй раз ребенок не сможет справиться с заданием, значит, нужно прекратить на какое-то время предлагать ему тест «Несуществующее животное».

Но, если животное очень похоже на реальное (например, на носорога), а названо необычно (например, клюворогий носорог), то задание считается выполненным и подлежит обработке в соответствии с процедурой тестирования.

Существуют также дополнительные задания к тесту в проективной методике «Несуществующее животное», но о них мы поговорим в других статьях.

С уважением, Наталия.

detskiefantazii.ru

Ключи к тесту «Несуществующее животное». Опрос.

Главная страница » Анализ рисунка » Ключи к тесту "Несуществующее животное". » Ключи к тесту «Несуществующее животное». Опрос.

Ключи к анализу теста «Несуществующее животное».Пострисуночный опрос.

Внимательно изучите ответы пострисуночного опроса, они могут дать очень много информации. Конечно, в стандартных «ключах» она неполная, но пока мы изучаем только их.

Вопрос:  Где живет несуществующее животное?

Если место обитания несуществующего животного изолированное (например, пещера или другая планета) – человек испытывает недостаток общения или чувство одиночества.

Если говорится о том, что к месту обитания несуществующего животного трудно добраться (например, он живет в непроходимой чаще или в горах, где нет дороги) — человек нуждается в защите, боится агрессии со стороны окружающего мира.

Если место обитания несуществующего животного какое-то экзотическое (например, остров Мадагаскар или заколдованный лес) — это указывает на демонстративность человека.

Если среда обитания несуществующего животного эмоционально неприятная для человека (например, болото или грязь) — это может быть признаком невротического состояния, низкой социализированности или даже указанием на психическое заболевание.

Вопрос:  Чем питается несуществующее животное?

Если продуктами питания несуществующего животного являются явно несъедобные вещи для человека (например, камни, стекло, металл) — это указание на низкую социализированность или нарушение общения.

Если в пищу несуществующее животное употребляет особо крупные объекты (например, горы, деревья, дома) или «ест все» — это говорит об импульсивности человека или его низкой социализированности.

Если несуществующее животное питается людьми — это указание на негативизм (склонность к противостоянию и противоречию другим людям), асоциальность (безразличие к обществу) или антисоциальность (причинение вреда обществу ради своего интереса), а также агрессивность человека.

Если в ответе на этот вопрос подробно описывается процесс поедания жертв — это говорит об агрессивности человека.

Если несуществующее животное употребляет эмоционально неприятную для нас пищу (например, червей, грязь, слизь) — это может указывать на невротическое состояние или даже психическое заболевание человека.

Если несуществующее животное употребляет в пищу кровь или отдельные органы и части живых организмов (например, сердце или мозг) — это говорит о присутствии у человека невротической агрессии (ответная реакция на неблагоприятную внешнюю ситуацию).

Если несуществующее животное питается воздухом или энергией или вообще не питается ничем — это говорит об интровертности человека или, возможно, о его шизоидности.

Вопрос:  Чем обычно занимается несуществующее животное? Какое его любимое занятие?

Если занятие обычное (например, оно играет, гуляет, развлекается) — это прямая проекция своих желаний.

Если несуществующее животное постоянно занято поисками пищи — человек ощущает трудность, однообразие и нестабильность жизни.

Если несуществующее животное что-то ломает или топчет в процессе своей жизнедеятельности — это указывает на асоциальность или антисоциальность человека, негативизм, агрессивность или даже психическое заболевание.

Если несуществующее животное много спит — это признак усталости или астенического состояния человека.

Если любимое занятие несуществующего животного с крыльями парить в облаках – значит, в реальной жизни эти люди обычно пассивны и несколько инфантильны.

Вопрос:  У несуществующего животного есть друзья?

Если друзья отсутствуют — человек испытывает чувство одиночества.

Если друзьями несуществующего животного являются все окружающие, без конкретизации — это показатель высокой неудовлетворенной потребности в общении.

Если друзьями несуществующего животного являются злые, агрессивные персонажи (например, акулы, крокодилы, драконы) — это указание на негативизм, агрессивность, асоциальность или антисоциальность (объяснялось выше).

Вопрос:  У несуществующего животного есть враги?

Если врагов очень много или они отсутствуют вообще — это указание на боязнь агрессии.

Если человек не назвал конкретных врагов несуществующего животного, то, скорее всего, дело не в конкретных опасениях и страхах, а вообще в боязни общения и конфликтов, то есть в повышенной застенчивости.

Если врагами несуществующего животного являются все окружающие — это признак негативизма,  асоциальности или антисоциальности.

Вопрос:  Несуществующее животное умеет защищаться? Как оно защищается?

Если человек подробно описывает способы защиты от опасности или говорит о ее гигантском размере— это указывает на его тревожность и боязнь агрессии.

Вопрос:  Несуществующее животное чего-нибудь боится?

Если в ответе на этот вопрос перечисляется слишком много страхов или страхи, которые нетипичны для животных (например, темнота, смерть, насекомые) — это говорит о невротическом состоянии или наличии страхов.

Вопрос:  Какого размера несуществующее животное?

Если размер животного, заявленный в пострисуночном опросе, не соответствует размеру самого рисунка, это свидетельствует о внутреннем конфликте человека. Например, животное огромного размера (в опросе), а нарисовано совсем крошечным. Или наоборот, нарисовано несуществующее животное на весь лист, а в опросе выяснилось, что оно размером с букашку.

Вопрос:  3 желания несуществующего животного.

Если несуществующее животное хочет иметь друзей — человек испытывает недостаток общения.

Если несуществующее животное пожелало не иметь врагов — это боязнь агрессии, а в некоторых случаях –  настороженность и подозрительность.

Если несуществующее животное  пожелало, чтобы его не боялись — это также боязнь агрессии.

Если несуществующее животное  захотело стать обычным животным или  человеком — это значит, что человек испытывает эмоциональный дискомфорт, который связан с ощущением им своего отличия от окружающих (шизоидный склад личности: ощущение своей отстраненности, своей необычности, несходства с окружающими, сниженная эмоциональность).

Если несуществующее животное хочет стать больше по размеру — человек нуждается в защите, испытывает боязнь агрессии или ощущает свою малую значимость в окружающем мире.

Если несуществующее животное большое, но хочет стать еще больше – это указание на состояние тревоги.

Если несуществующее животное хочет летать и посмотреть на мир – это говорит о любознательности и познавательной направленности человека.

Дополнительные сведения в пострисуночном опросе.

Если во время обсуждения рисунка человек затрагивает тему размножения — это говорит о значимости для него сексуальной сферы. При этом, если идет указание на бесполые формы размножения — человек относится к сексуальной сфере напряженно в результате внутреннего конфликта.

Если несуществующее животное может передвигаться любыми способами (например, и бегать, и плавать, и летать) – человек легко приспосабливается к ситуации.

Вы можете дополнить свой бланк пострисуночного опроса таким пунктом, если в практической работе он окажется вам полезным.

Если несуществующее животное ходит вверх ногами – это свидетельствует о том, что человек выходит за рамки общепринятых понятий, нарушает заведенный порядок вещей.

Если глаза несуществующего животного вынесены далеко вперед и способны вращаться в любую сторону – это указывает на осторожность и высокую избирательность в контактах.

Если хвост несуществующему животному нужен для того, чтобы за ним прятаться, и рога для защиты от врагов – это боязнь агрессии.

Если в пострисуночном опросе человек очень подробно описывает свое несуществующее животное, возводя его в ранг идеального, исключительного или особо красивого — это признаки демонстративности и склонности к компенсаторному фантазированию.

Соответствие рисунка несуществующего животного и пострисуночного опроса к нему.

Если человек говорит, что его несуществующее животное ходит, но при этом в рисунке животного отсутствуют ноги или они слишком тонкие и неустойчивые – это указывает на поверхностность и легкомыслие.

Если несуществующее животное имеет крылья, но в пострисуночном опросе выяснилось, что они нужны ему не для того, чтобы парить в облаках, а чтобы летать и на все смотреть – то это показатель высокой познавательной направленности, а не склонности к защитному фантазированию.

Посмотрите, какой у несуществующего животного характер (учитывайте и свое впечатление от рисунка, и пострисуночный опрос) — он показывает представление человека об отношении к собственному „я”.

Отметьте для себя, каких деталей больше в рисунке несуществующего животного — добрых (например, радостная улыбка) или агрессивных (чешуя, иглы), и как они соотносятся с пострисуночным опросом.

На этом мы закончим изучение стандартных «ключей» к тесту «Несуществующее животное». В следующей статье будет для вас интересное практическое задание.

detskiefantazii.ru

Ключи к тесту «Несуществующее животное». Тип.

Главная страница » Анализ рисунка » Ключи к тесту "Несуществующее животное". » Ключи к тесту «Несуществующее животное». Тип.

Ключи к интерпретации теста «Несуществующее животное».Тип несуществующего животного.

Тип несуществующего животного – это идентификация  человека себя по значимости в мире.

По характеру несуществующие животные могут быть:

  • угрожающие
  • нейтральные
  • слабые или беззащитные, которым угрожают другие

По этим данным оценивается положение человека в обществе.

По типу построения несуществующее животное может быть:

♦ реальное

В ключах к тесту трактуется как нарушение интеллектуального или эмоционального характера, острая тревога, иногда указание на психическое заболевание (с 7-летнего возраста). Некорректно.

Если под видом несуществующего животного изображается какое-то реальное домашнее, оно интерпретируется в зависимости от тех потребностей, которые человек может удовлетворить во взаимодействии с данным животным и не может – с окружающими людьми.

Если человек в качестве несуществующего рисует домашнее животное – это  свидетельствует о его склонности “подчинять” себе свою жизненную энергию.

Если нарисована собака – человек склонен к зависимости и подчинению (ассоциация с верностью и служением).

Изображение кошки – человек нуждается в тактильном контакте (физических прикосновениях), самоизоляции, предпочитает невербальное взаимодействие вербальному.

Если в качестве несуществующего животного изображена птица в клетке и или рыба в аквариуме (или похожие на них животные) – человек стремится к самоподавлению, пытается подчинить себе свои жизненные проявления, часто при этом присутствует самолюбование.

Корова или другое «полезное» животное, которое  служит источником питания  – человек  отождествляет себя с кормильцем в семье; стремится давать больше, чем получать, при этом  оставляя окружающих,  часто неосознанно, в роли должников.

Если изображено вьючное животное – возможно 2 варианта интерпретации в зависимости от того, как человек относится к этому животному: позитивно или негативно (выясняется в опросе).

  • Если отношение негативное – человек считает, что на нем  «все ездят”, склонен к обвинению окружающих, маскируя  невозможность принять ответственность за свою жизнь и предоставляя другим право решать за себя проблемы с последующим предъявлением к ним претензий.
  • Если отношение позитивное – человек воспринимает свои жизненные и телесные проявления как источник энергии и силы.

При изображении несуществующего животного могут быть использованы образы диких животных.

Если использован образ голубя – человек хочет показать свою доброту. Также возможно, что он отказывается от изучения своих проблем.

Если использован образ презираемых, подземных или ночных животных (мышь, крыса, червь, паук) – это говорит о том, что человек негативно относится к своим жизненным проявлениям или даже отрицает их в себе.

В том случае, когда для изображения несуществующего животного используется образ опасных животных (скорпион, волк и др.)  – человек склонен к самоподавлению. Такой образ символизирует угрозу для жизни человека. Он воспринимает свои жизненные проявления как непредсказуемые и угрожающие.

Если при изображении несуществующего животного используется образ, символизирующий силу, власть или особые способности (слон, лев, орел и др.) – человек воспринимает свои жизненные проявления как источник позитивной энергии, силы или особых ресурсов.

♦ существовавшее раньше (например, динозавр)

В ключах говорится о бедности воображения, низком общекультурном уровне, иногда о педагогической запущенности (с семилетнего возраста).

♦ существующее в культуре (дракон, Чебурашка, Винни-Пух)

Интерпретация та же, что и в случае с существовавшим ранее животным.

Если вместо несуществующего животного человек рисует персонажа книги или мультфильма – это интерпретируется в соответствии с исполняемой им ролью или как отказ человека от анализа своих проблем.

♦ составленное из частей разных животных, но в целом соответствующее стандартной схеме

Рационалистический подход к выполнению задачи, не предполагающий творческого процесса.

♦ несуществующее животное, построенное по стандартной схеме (есть голова, туловище и конечности)

В целом человек подходит к выполнению задачи стандартно, но может привнести и что-то свое.

♦ несуществующее животное , сконструированное по оригинальной схеме (не напоминающее реальных животных)

Человек творчески подходит к выполнению задачи, обладает  низкой конформностью (не стремится  быть «таким как все», менять свое мнение под влиянием других людей;  податливость человека реальному или воображаемому давлению).

♦ сверхоригинальное, вычурное несуществующее животное

Демонстративность,  шизоидность.

Если несуществующее животное имеет необычное строение – это указывает на творческость натуры, живое воображение, возможно, демонстративность.

Если оно действительно оригинальное – свидетельство высокой креативности.

♦ человекообразное несуществующее животное

Если человек рисует несуществующее животное в положении прямохождения, в человеческой одежде, с мордой, похожей на лицо, лапами, похожими на руки и ноги – это свидетельствует об инфантилизме, эмоциональной незрелости или высокой неудовлетворенной потребности в общении, характерной для подростков.

♦ машинообразное несуществующее животное (механическое или включающее в себя отдельные механические детали) Интровертность или аутизация, иногда шизоидность. Некорректно.

♦ несуществующее животное в виде круга или состоящее из окружностей, практически ничем не заполненных

Тенденция к замкнутости или сокрытию своего внутреннего мира, нежелание давать информацию о себе окружающим или вообще подвергаться тестированию.

♦ несуществующее животное в виде замкнутой фигуры (если есть конечности, они направлены к телу)

Интровертность.

Не «зацикливайтесь» особо на интерпретации типа несуществующего животного по стандартным ключам. Они не очень корректны. Конечно, кое-что можно взять для себя. Например, оригинальность животного действительно может указывать на демонстративность человека, стремление показаться оригинальным. Опирайтесь на свое ощущение. И не забывайте о нюансах, указанных в вводной статье к этой серии статей.

detskiefantazii.ru

Тест «Несуществующее животное» | 1. Рисуночные тесты  |  Читать онлайн, без регистрации

Тест «Несуществующее животное»

Данный тест позволяет выявить особенности характера человека, его склонности и предпочтения. Желающим пройти его раздайте чистые листы бумаги и простые карандаши (фломастер или ручка не подходят) и предложите нарисовать несуществующее животное и придумать ему несуществующее имя. Затем соберите рисунки и охарактеризуйте их, воспользовавшись следующим описанием.

Интерпретация рисунков

Положение животного на листе

Расположение рисунка в центре листа является нормой и свидетельствует о гармоничности личности. Отклонения от центра говорят о наличии тех или иных качеств.

Расположение животного ближе к верхнему краю листа

Это говорит о том, что у этого человека:

• высокая самооценка;

• недовольство своим положением в обществе;

• отсутствие признания со стороны окружающих;

• стремление к продвижению по карьерной лестнице;

• тенденция к самоутверждению.

Расположение животного в нижней части листа

Это свидетельствует о:

• неуверенности в себе;

• низкой самооценке;

• подавленности;

• нерешительности;

• незаинтересованности в своем положении в обществе;

• отсутствии стремления к самоутверждению.

Центральная часть фигуры (голова или то, что изображено вместо нее)

Голова обращена вправо

Это говорит о наличии у человека таких качеств, как:

• деятельность;

• стремление добиваться поставленных целей;

• стремление к самореализации.

Голова обращена влево

У этого человека имеются:

• повышенная рефлексия;

• склонность к размышлениям;

• отсутствие стремления к деятельности;

• нерешительность;

• боязнь активных действий.

Голова нарисована прямо

Человеку, изобразившему это животное таким образом, свойственны:

• эгоцентризм;

• сосредоточенность на собственных переживаниях и проблемах.

На голове, как правило, рисуются органы чувств: уши, рот и глаза.

Уши – указание на заинтересованность человека в получаемой им информации, а также на значимость мнения окружающих его людей о нем.

Рот – указание на целый ряд признаков. Изображение приоткрытого рта с языком, но без губ свидетельствует о болтливости. Такой же рот, но с прорисованными губами говорит о чувственности. Открытый и зачерченный рот без языка и ярко выраженных губ считается признаком недоверия, страхов и частых опасений по поводу чего-либо. Рот с прорисованными зубами является не чем иным как вербальной агрессией в ответ на осуждение и порицание, защитой от критики. Округлая форма зачерченного рта в рисунке ребенка или подростка выдает чувство тревожности и боязливости.

Глаза имеют особое значение. Наличие в душе человека страха выдают глаза с тщательной прорисовкой радужки. Ресницы свидетельствуют о истероидно-демонстративной манере поведения, стремлении человека к признанию его окружающими, их восхищению его внешней красотой и манерой одеваться.

Также имеет значение размер головы. Если она выглядит больше по сравнению с телом животного, это говорит о том, что человек в себе и других ценит ум и способность принимать рациональные решения.

Наличие на голове рогов и других деталей особенно в сочетании с щетиной, когтями и

иглами) является признаком агрессии по отношению к окружающим.

Перья – явно выраженная тенденция к демонстративному типу поведения, самооправданию и самоукрашению.

Шерсть на голове или грива указывают на чувственность, сексуальность и подчеркивание своей мужественности или женственности.

Лапы, ноги, постамент, на котором изображена фигура

При интерпретации таких деталей рисунка, как ноги, лапы или постамент, на котором нередко изображается животное, большое значение имеет их размер по отношению ко всей фигуре.

Большие лапы, ноги и постамент

Это говорит о:

• стремлении к обдумыванию решений;

• основательности во всем;

• рационализме;

• опоре в выводах на проверенную информацию.

Маленькие лапы, ноги и постамент или их отсутствие

Человеку, изобразившему эти детали таким образом или вообще не нарисовавшему их, свойственны:

• поверхностность суждений;

• легкомысленность;

• неосновательность суждений;

• импульсивность в принятии решений.

Немаловажное значение имеет и характер соединения лап или ног с корпусом. Однонаправленность и однотипность формы лап или ног говорят о банальности принимаемых решений и стандартности мышления. И наоборот, разнообразие форм и положений конечностей свидетельствует об оригинальности суждений, своеобразии установок, самостоятельности и стремлении к творческому самовыражению.

Детали рисунка, поднимающиеся над фигурой

Такие детали могут быть чисто функциональными (крылья, щупальца, дополнительные конечности или части панциря) либо носить украшающий характер (бантики, перья, кудри-завитушки, цветочки и т. д.).

Функциональные детали

Их наличие на рисунке говорит о том, что у такого человека имеются:

• способность разбираться в различных областях знаний и деятельности;

• склонность к диктату;

• уверенность в себе;

• любознательность;

• активная жизненная позиция;

• стремление к завоеванию своего места под солнцем;

• увлеченность;

• смелость.

Украшающие детали

Они свидетельствуют о таких характеристиках личности, как:

• склонность к эпатажу;

• манерность;

• зависимость от мнения окружающих.

Хвост

По хвосту можно судить об отношении человека к самому себе, своим решениям, поведению и словам При этом нужно обращать внимание на то, в какую сторону повернута эта деталь рисунка.

Хвост повернут вправо

Повернутый вправо хвост выражает отношение к своим поступкам. Если он направлен вверх, это означает, что автор рисунка доволен своим поведением и не допускает критики в свой адрес. Если хвост опущен, то это свидетельствует о низкой самооценке. Если он изображен и не приподнятым и не опущенным, это говорит об объективном отношении к себе

Хвост повернут влево

По повернутому влево хвосту можно предположить об отношении человека к своим мыслям и речам. Положительная или отрицательная окраска этого отношения также зависит от положения хвоста по вертикали.

Контуры фигуры

При анализе несуществующего животного имеют значение и его контуры (отсутствие или наличие шипов, щитов, игл, панцирей и т. п.), а также качество прорисовки контуров. Многочисленные выступы (особенно острые углы) и тщательная прорисовка контуров свидетельствуют о наличии агрессии по отношению к окружающим, а также о том, что человек ощущает угрозу со стороны общества и подсознательно стремится защитить себя от опасности.

Так называемые запачканные контуры фигуры говорят о том, что автор рисунка пребывает в страхе и тревоге. А удвоение контурной линии, щиты и всевозможные заслоны подсказывают, что в душе такого «художника» есть место подозрительности и опасениям по поводу чего-либо.

Стоит обратить внимание на то, какую направленность имеют выступы: направленные вверх (верхний контур) означают защиту от вышестоящих или старших по возрасту, направленные вниз (нижний контур) – от неуважения со стороны подчиненных, их насмешек и осуждения, направленные в стороны (боковые контуры) – готовность к защите в любой ситуации. Также об этом говорят и детали типа щитов, изображенные внутри основного контура, то есть на теле животного. Причем расположенные справа свидетельствуют о стремлении защитить, отстоять свою деятельность, а расположенные слева – защитить свои убеждения и мысли.

Оценка энергии

Количество изображенных деталей (помимо самых необходимых, к которым относятся голова, лапы, хвост и тело) указывает на уровень жизненной энергии в человеке. Чем их больше, тем она выше. Отсутствие дополнительных элементов может говорить о наличии хронических заболеваний, особенно в сочетании с плохо прорисованным, паутинообразным контуром

Жирный контур, выполненный с сильным нажимом, при отсутствии дополнительных деталей является признаком тревожности. К чему она привязана, расскажет элемент рисунка, выполненный таким образом

Характер линии и некоторых деталей фигуры

Оценивать характер линии необходимо по следующим критериям

• дубляж линии;

• небрежность;

• неаккуратность соединений;

• участки контура из находящих друг на друга линий;

• зарисовывание деталей рисунка;

• отклонение линии от вертикальной оси;

• однонаправленность линий;

• фрагментарность форм и линий;

• оборванность и незаконченность рисунка.

Всех изображаемых животных можно разделить на 3 условные группы: угрожающие животные, угрожаемые и нейтральные. Само животное демонстрирует отношение к собственной персоне, дает представление о положении человека в мире и его идентификации себя по значимости (например, со львом или букашкой).

Несуществующее животное – это психологический портрет автора рисунка. Характеристику можно начать с того, в каком положении находится животное: оно стоит на 4 или более лапах или же отличается прямохождением, покрыто ли шерстью или облачено в человеческую одежду, похоже ли оно на человека какими-то отдельными частями своего облика. Последние два признака говорят об эмоциональной незрелости и инфантильности автора рисунка. Причем чем больше сходства между животным и человеком, тем сильнее выражены данные качества.

Насколько человек агрессивен, можно судить по количеству, характеру и расположению углов на рисунке. Это непосредственные символы агрессии (когти, клювы, иглы и зубы), о которых шла речь выше.

Не стоит оставлять без внимания символы, связанные с сексом (вымя, соски, грудь и т. д.), которые расскажут об отношении человека к своему и противоположенному полу, а также о его зацикленности на проблеме секса.

Наличие на рисунке фигуры круга (особенно не зарисованного карандашом) говорит о скрытности и замкнутости человека, его нежелании давать информацию о себе окружающим.

Особый случай – изображение животного с механическими деталями, которые могут быть в виде постамента, треножника, танковых или тракторных гусениц, винтов, пропеллеров, антенн, клавиш, ламп, рукояток и т. д. Подобные рисунки чаще всего наблюдаются у психически нездоровых людей.

Об отсутствии творческих способностей можно судить по сходству несуществующего животного с существующим (например, кошка с ластами, рыба с пятачком, свинья с крыльями и т. д). Чем оно больше, тем творческого потенциала меньше.

Название животного

Самое интересное в этом тесте – название несуществующего животного. Оно часто бывает рациональным соединением частей слова (слонолет, свинокот и т. п.) или словом, образованным с помощью латинских, книжно-научных суффиксов и окончаний (турла-метиус и т. п.). Первый вариант указывает на такую черту, как рационализм, второй – на демонстративность собственных знаний и эрудиции.

Порой животному дается звуковое название без всякого осмысления (например, лулула, калушара, букатупа и т. п.), означающие легкомысленное отношение ко всему, неспособность распознать сигнал опасности, нерациональность мышления.

Ироничные и юмористические названия (гупочурка, тазоленд и т. п.) свидетельствуют о снисходительном отношении к людям. Об инфантильности говорят названия с повторяющимися элементами (зи-зи, бум-бум и т. п.).

Мечтателя и неуемного фантазера выдают чересчур длинные названия типа брамкамдун-самозис.

velib.com


Смотрите также