Соцветия: типы соцветий растений. Тип соцветия некоторых растений и инструмент для рисования


Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 города Воронежа

Соцветия

 

Изучая строение цветка, вы обратили внимание, что многие растения не имеют крупного или яркого околоцветника, однако и они притягивают внимание. Каким образом они достигают этой цели, что такое соцветие и каково его биологическое значение? Какие типы соцветий различают учёные и как их различать?

 

Соцветием называют совокупность цветков, расположенных в определённом порядке близко один к другому. Как правило, каждый цветок соцветия мелкий и невзрачный. Но если такие цветки собраны вместе – создаётся иллюзия крупного и яркого цветка. В природе соцветия встречаются гораздо чаще, чем одиночные цветки. Биологическое значение соцветий заключается в том, что они с большей вероятностью обеспечивают перекрестное опыление (ветром, насекомыми), соответственно, образование семян. Собранные в соцветия одиночные цветки становятся более яркими, ароматными и, следовательно, более привлекательными для насекомых. Больше цветков, пусть и мелких – больше пыльцы, больше пестиков, способных её уловить. Следовательно, повышаются шансы попадания мелкой пыльцы на рыльца пестиков ветроопыляемых растений. Чем лучше прошло опыление, тем больше семян образуется на растении.

Число цветков в соцветии может быть очень большим до 300 тыс. у рогоза и до 6 млн. у одного из видов пальм (корифа). В основу классификации соцветий положен способ ветвления.

В соцветии различают главную ось и боковые оси. Если цветки находятся на главной оси, то это

простое соцветие, если на боковой – сложное соцветие. Как правило, в соцветии не все цветки распускаются одновременно. Цветение может начинаться с центрального цветка (тогда количество цветков в соцветии неизменно), а может – с крайних цветков. Пока они цветут, продолжается закладка новых бутонов, и количество цветков в соцветии может изменяться.

 

В соцветиях нет вегетативных листьев, но цветки у простых соцветий (или боковые оси у сложных) выходят из пазух маленьких листочков – прицветников, а это значит, что каждый цветок имеет то же происхождение, что и побег.

 

Простые соцветия - все цветки расположены на главной оси, а сама главная ось имеет разную форму и толщину. Причём, цветки могут иметь цветоножки, а могут быть и сидячими. Рассмотрим простые соцветия: кисть, простой колос, початок, головку, корзинку, зонтик, щиток.

Кисть – удлинённая главная ось, цветки на цветоножках (черёмуха, колокольчик, ландыш, капуста).

Простой колос – удлинённая главная ось, цветки сидячие (подорожник, ятрышник).

Початок – тоже удлинённая, но толстая и мясистая главная ось, цветки сидячие (женские соцветия

кукурузы, белокрыльник).

Головка – утолщённая и укороченная главная ось, цветки сидячие или на коротеньких цветоножках (клевер).

Корзинка – укороченная, блюдцевидно расширенная главная ось, цветки сидячие, расположены плотно друг к другу (подсолнечник, одуванчик, астра).

Зонтик – главная ось укорочена и от её верхушки отходят цветоножки почти одинаковой длины (примула, вишня).

Щиток – удлинённая главная ось, цветки на цветоножках разной длины. Причём, чем ниже цветок, тем длиннее его цветоножка. В результате – все цветки оказываются на одном уровне.

 

Сложные соцветия. Рассмотрим и несколько сложных соцветий: метёлку, сложный зонтик и сложный колос.

 

Сложные соцветия (на главной оси располагаются не одиночные цветки, а простые соцветия)

Метёлка (сложная кисть) (сирень, виноград)

Сложный колос (рожь, пшеница)

Сложный зонтик (морковь, петрушка)

 

Метёлка – от удлинённой главной оси отходят ветвящиеся боковые оси. Они несут или цветки (сирень), или простые соцветия – например, колоски (овёс).

Сложный зонтик – главная ось укорочена, от неё отходят простые зонтики (петрушка, морковь, укроп, дудник).

Сложный колос – от удлинённой главной оси отходят простые колоски (пшеница, ячмень, рожь, пырей).

Интерактивный урок-тренажёр. (Пройдите все страницы урока и выполните все задания)

 

Цветки образуются на верхушках побегов или в пазухах листьев. Крупные одиночные цветки встречаются гораздо реже, чем их группы – соцветия. Соцветием называют совокупность цветков, расположенных в определённом порядке близко один к другому. Различают простые и сложные соцветия.

Биологический смысл соцветия в том, что цветки собранные вместе приобретают большую яркость и ароматность, а следовательно, и привлекательность для насекомых-опылителей (за один прилёт насекомое может опылить сразу несколько цветков).

Улучшается и опыление ветром. В результате на соцветиях, по сравнению с одиночными цветками, образуется больше семян. Это даёт больше шансов для размножения растения. 

Интерактивная биологическая задача

 

 

biolicey2vrn.ru

Соцветия: типы соцветий растений

Наша статья будет посвящена такому биологическому понятию, как соцветия. Типы соцветий, особенности строения и их биологическое значение, примеры - рассмотрим это и многое другое.

Что такое соцветия

Цветки могут располагаться поодиночке. Они обычно крупных размеров и имеют ярко окрашенный венчик. А вот мелкие обычно объединены в соцветия. Но это вовсе не букет. В данной структуре все цветочки располагаются на одной оси в определенном порядке и подчинены своим закономерностям.

соцветия типы соцветий

Соцветия: типы соцветий

Существует несколько типов соцветий растений. Они классифицирутся по принципу развлетвления оси и особенностям размещения цветков. Согласно этим признакам различают простые и сложные типы соцветия растений. В первом случае отдельные элементы располагаются на одной оси, которая является неразветвленной. Примером ее может служить кисть ландыша. А вот перед нами схема, типы соцветий на которой представляют собой другую группу. Они являются сложными. Обратите внимание, что в этом случае цветки собраны на общей оси.

типы соцветия растений

Типы соцветий: примеры

Соцветия представляют собой довольно уникальные структуры. Количество составных частей в ней может составлять от нескольких штук до десятков тысяч. Рекордсменом является тропическое растение агава. В естественных условиях его соцветие появляется примерно на 10-15 году жизни. Его ось может достигать порядка десяти метров. А количество цветков приближается к 10 тысячам. Это растение является настоящим рекордсменом. Однако цветет это чудо природы один раз в жизни, после чего погибает. А в результате образуются новые молодые луковички маленьких агав.

типы соцветия растений

Простые соцветия

Типы соцветия растений, которые имеют единственную ось, называют простыми. Самыми распространенными из них являются кисть, колос, щиток и зонтик. Все соцветия, независимо от их типа, имеют четкую структуру. Например, кисть представляет собой ось, на которой поочередно прикреплены цветки. Ее строение иллюстрирует схема. Типы соцветий, имеющих такое строение, характерны для ландыша, черемухи, красной и черной смородины, капусты, люпина.

типы соцветий примеры

А вот у подорожника и осоки цветки также расположены по оси очередно. Однако все они являются сидячими, то есть не имеют цветоножек. Такая структура называется колосом. Он характерен для всех злаковых растений. Колос, ось которого значительно утолщена, называется початком. Его примерами являются кукуруза и белокрыльник. Цветки, расположенные вдоль главной оси, образуют щиток. Его можно встретить у яблони, сливы, айвы. Причем нижние цветоножки длиннее верхних. Поэтому все цветки находятся в щитке приблизительно на одном уровне.

Следующее простое соцветие - это зонтик. Оно действительно напоминает приспособление от дождя. Все цветоножки сходятся в одной точке верхушки оси, подобно спицам зонтика. Вишня, примула, лук и честнок - растения, для которых оно характерно.

Клевер имеет соцветие, которое называется головка. Его основная ось утолщена и укорочена. А корзинка василька, ромашки и подсолнечника образована сидячими цветками. Они прикреплены к расширенной оси, которая по внешнему виду напоминает блюдце.

Сложные соцветия

Тип соцветия цветка у ржи и ячменя - сложный колос. Он характерен для многих представителей семейства Злаковые. По-разному устроена метелка. Это может быть совокупность простых кистей, как у винограда и сирени. Вторым вариантом метелки является группа колосков, которые расположены на боковых ответвлениях. Такое строение имеют соцветия проса, риса и овса.

Закономерностью строения сложных соцветий считается то, что они являются совокупностью простых. Так устроен щиток тысячелистника и пижмы. Он состоит из простых корзинок. А у сирени и винограда этот тип соцветия состоит из простых щитков. Сложный зонтик петрушки, моркови и укропа дополнительно окружен прицветными листочками.

Биологическое значение соцветий

Вот так разнообразны соцветия. Типы соцветий, независимо от особенностей, играют в жизни растений очень важную роль. Они делают более эффективным процесс опыления - перенос пыльцы с тычинки на пестик. Результатом этого процесса является формировние плодов и семян. Другими словами - генеративного размножения покрытосеменных растений. Цветки, которые располагаются на побеге одиночно, имеют достаточно крупные размеры, яркую окраску и привлекательный аромат. Их сразу замечают насекомые. А вот если цветки мелкие и неброские, пчелы и бабочки вряд ли обратят на них внимание. Для этого в природе существуют особые приспособления. Ими и являются соцветия. Они более заметны для опылителей. Однако соцветия формируются и у растений, у которых оплодотворение происходит при помощи ветра. В таком виде они лучше улавливают пыльцу, которая находится в воздухе. Кроме того, немаловажным является и тот факт, что в соцветии формируется большее количество плодов. Этот признак повышает хозяйственную ценность, способствует увеличению видового разнообразия, численности и распространению.

схема типы соцветий

Итак, мы рассмотрели, какими бывают соцветия, типы соцветий, примеры и их биологическое значение. По строению данные структуры бывают простыми и сложными. Данная совокупность цветков встречается у представителей практически всех семейств Покрытосеменных растений, способствуя эффективности опыления, а значит, их половому размножению, видовому разнообразию и распространению по планете.

fb.ru

Урок биологии по теме "Соцветия". 6-й класс

Разделы: Биология

Цель: сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными видами  соцветий.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с соцветиями растений, рассмотреть их строение, показать их биологическое значение в жизни растений.
  • Развивающие:  развитие умений выявлять приспособленность строения органов растения к выполняемым функциям;  развитие умений работать с рисунками и таблицей, выявлять сходство и различие, анализировать, обобщать и делать выводы.
  • Воспитательные: воспитывать организованность и  аккуратность в работе, при выполнении лабораторной работы.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютерная презентация

Презентация

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Новая тема. Актуализация темы

Учитель: Тема нашего урока  – «Соцветия», мы рассмотрим их особенности,  виды соцветий, приведем примеры растений, относящихся к разным видам соцветий. Так же поговорим о цветочных часах, созданных шведским биологом Карлом Линнеем. (Слайд 1, 2) Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсон говорил: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». (Слайд 3) Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе  и праздниках, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы, без их красоты беднее жизнь. Каждый из нас имеет любимый цветок. Это может быть роза, хризантема, незабудка, ромашка. И у каждого из нас возникают различные ассоциации, вопросы, когда мы смотрим на цветы. Цветы могут быть крупные,  ярко окрашены, с сильным приятным запахом, а могут быть невзрачными, мало заметными и в этом случае они собраны в соцветия для того чтобы быть замеченными насекомыми и быть опыленными. Соцветие – это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. (Слайд 4) Соцветие может быть частью побега, побегом или системой видоизмененных побегов. Биологическая эволюция шла в направлении увеличения  числа цветков, уменьшение  размеров и образование плотной группы. Основная функция соцветий – служит для привлечения насекомых-опылителей. Соцветия различаются большим разнообразием.  Число цветков в соцветиях разных растений различаются, от 1 – 3 у гороха до 1000 у пальмы и могут достигать до 12 метров  в размере (пальма).

Учитель:  Каково биологическое значение соцветий?

(Предполагаемые ответы учащихся)

– Приспособление к опылению; – Крупными соцветиями  и запахом привлекают насекомых; – Приспособления растений к различным условиям жизни; – Создают красоту в природе.

Учитель:  Биологическая роль соцветий.

1) Способствуют большей вероятности опыления насекомыми и ветром; 2) Соцветия делают цветки более заметными, нежели одиночные цветки среди листвы; 3) Обеспечивают рассеивание пыльцы   (Слайд 5)

По расположению цветков на цветоносном побеге определяют виды соцветий и  разнообразие соцветий – это результат приспособлений растений к различным условиям среды. Рассмотрим некоторые виды соцветий. (Слайд 6)

Примеры растений, имеющих разные соцветия. Кисть: капуста, ландыш, черемуха. Зонтик: примула, вишня, первоцвет. Початок: кукуруза, каллы, антуриум, аир. Головка: клевер, мордовник. Колос: подорожник, ятрышник. Корзинка: подсолнечник, астра, одуванчик, ромашка. Сложный зонтик: морковь, петрушка, укроп. Сложный колос: пшеница, рожь, ячмень. Щиток: боярышник, груша, рябина, черешня. Завиток: окопник, незабудка. Метелка: сирень, виноград, спирея. (Слайды 7-17)

3. Закрепление нового материала. (Учащиеся получают листы – задания с лабораторной работой и выполняют ее в тетради, используя рисунки в параграфе 29)

Лабораторная работа «Соцветия»

Задача: развивать знания о строении и многообразии цветков, познакомиться с наиболее распространенными соцветиями на практическом задании.

Оборудование:  листы с заданиями.

Задание.  Рассмотрите  рисунки растений, определите виды соцветий  и заполните таблицу. (Слайд 18)

Приложение 1

Выполнить задания, сдать тетради для проверки.

Учитель: Цветы и соцветия чувствительны к изменениям природных условий, особенно к длине светового дня, эту особенность можно использовать при создании, например солнечных часов.

Слушаем сообщения учеников.

Ученик 1: В 20-х годах XVIII века в городе Упсала, были «пущены в ход» цветочные часы. В создании их помогло учение знаменитого шведского ботаника Карла Линнея, мага – травника  высшей категории. Этот выдающийся маг написал научный трактат «Somnus plantarum», что в переводе означает  «Сон растений».   (Слайд 19) Карл Линней всю жизнь посвятил систематизации растений. Много лет наблюдал за растениями и обратил внимание на то, что растения можно сгруппировать по особому признаку – времени раскрытия и закрытия цветков. Долго следил Линней за растениями, устанавливая сроки «пробуждения» и «засыпания». И вот однажды в его саду появилась необыкновенная клумба. На ней росли самые разнообразные растения, ни по родственным признакам не подходящие друг другу, ни по внешним. Линней посадил такие растения, которые закрывались и открывались в разное время. Причем поочередно и в строгой последовательности. У него на клумбе росли «часы». Полюбоваться на это чудо приходили и приезжали люди из дальних мест. А чуда-то, по сути дела, никакого не было. Просто Линней был терпеливым наблюдателем, и ему удалось составить таблицу раскрытия и закрытия цветов. А потом он подобрал цветы так, чтобы  часы «шли» без перерыва. (Слайд 20)

Ученик 2: Взглянув на такой цветник, Карл Линней мог сказать время любому прохожему с точностью до 30 минут. Но первооткрывателем был не он. Первые цветочные часы были известны еще в Древней Греции. И в Древнем Риме на цветниках высаживали растения, цветки которых открывали и закрывали свои венчики в разное время суток. По таким «биологическим часам» можно определять время. Конечно, точность работы «биологических часов» определяется многими факторами. Время цветочные часы показывают только в ясный солнечный день, в дождливую же или пасмурную погоду цветы обычно не раскрываются вовсе или открываются в другое время.

Учитель:  Часы  были несовершенны. И не только по тому, что у них не было секундных или минутных стрелок. Главное неудобство цветочных часов в том, что «ходили» они только в солнечную погоду. Ведь в пасмурную (мы теперь это знаем) у многих растений даже днем цветы остаются закрытыми. Зато у этих часов имелись и достоинства: 1. их не надо было заводить; 2. показывают и погоду (растения-барометры) и страны света (компасы). С легкой руки К.Линнея такие  клумбы-часы стали появляться во многих городах. Дело в том, что у цветочных часов есть одно любопытное свойство: в разных местах они ходят по-разному. Так, например, соцветия осота огородного в Московской области открываются в то же время, что и у Линнея в таблице,  в 6-7 часов утра, но закрываются позже,  не в 12, а в 1-2 часа дня. У Линнея цикорий раскрывался в 4-5 часов утра. А у нас он открывается в 6-7 утра. Разница на два часа. А разница в закрывании, почему то  на 5-6 часов. У Линнея цикорий закрывался в 10 утра, а у нас в 3-4 часа дня. Таких несовпадений много. Но где бы цветы не росли, в какое бы время ни открывались и ни закрывались – существует строгая очередность. Никогда, например, соцветия цикория не раскроются позже соцветия ястребинки зонтичной, а цветы мака позже бессмертника. Эта строгая очередность в цветочных часах имеет не меньшее значение, чем само раскрытие или закрытие цветка или соцветия.  (Слайд 21) Цветочные часы-клумбы, о которых мы рассказали, следует отличать от клумб встречающихся в некоторых садах и парках, сделанные в форме циферблата, они представляют только разновидность решений дизайнера и не учитывают ритмы растений.

Ученик 3:  Самое большое соцветие имеет пуйя Раймонда, редкое растение семейства бромелиевых, из Перу и  Боливии. Прямая метелка этого растение диаметром 2,4 м и поднимается на высоту 10,7 м. Каждое соцветие состоит примерно из 8 000 белых цветков. Растение зацветает только после 80-150 лет жизни. После цветения растение погибает. (Слайд 22) Соцветия свойственны громадному большинству цветковых растений. Обычно соцветия группируются близ верхней части растения на концах ветвей, но иногда, особенно у тропических деревьев, возникают на стволах и толстых ветвях. Такое явление известно под названием каулифлории. Можно привести пример шоколадного дерева. Считается, что в условиях тропического леса каулифлория делает цветки более доступными для насекомых – опылителей.  (Слайд 23)

4. Подведение итогов

Вопросы для закрепления:

– Что называется соцветием? Чем отличается простое соцветие от сложного? – Почему у многих растений цветки располагаются не одиночно, а собраны в соцветия? – В чем биологическое значение соцветий?

Домашнее задание: параграф 29.

(Слайд 24)

Используемые источники:

  1. Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство "Первое сентября", 2002.
  3. Никишов А.И., Косорукова Л.А. Ботаника. Дидактический материал. Методическое пособие для учителей и учащихся. – М.: "РАУБ" – "Илекса", 1998.
  4. http://moulic23p.ucoz.ru/news/nashi_cvetochnye_chasy/2009-03-10-8

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также