Художественный труд в начальной школе. 2-й класс. Труд и рисование 2 класс


Художественный труд в начальной школе. 2-й класс

Разделы: Технология, Начальная школа

ГОВОРЯТ РОДИТЕЛИ

“Уроки труда очень интересны, познавательны и полезны. Они развивают пространственное мышление, чувство формы, вырабатывают сложную координацию движений, а это, в свою очередь, ведёт к развитию интеллекта. Ребёнок одновременно погружён в фантазии и сконцентрирован”.

ОТКРЫТКА С ЗАСТЁЖКОЙ “ЯКОРЬ”

(рисунок 1). 

 

Рисунок 1.

Аппликацию рекомендуется начинать от центра, т.е. сначала вырезается и наклеивается на подготовленную основу (она может быть белой или цветной - по желанию) солнышко с лучиками. От него вниз без просветов одна к другой наклеиваются волны, выполненные способом обрывания: левой рукой бумага придерживается, а правой подаётся чуть на себя и разрывается зигзагообразно - у волны получается “белый барашек”. Разрывание бумаги нужно делать очень аккуратно, не спеша, обязательно на столе или на парте, а не навесу, иначе у волны будет неряшливый (мятый) вид. Последней наклеивается волна с прямым нижним краем, т.е. та, которая при обрывании бумаги была получена первой. Лишняя часть волны обрезается, когда аппликация выполнена до конца: для этого открытка переворачивается, и по её линии края выравниваются ножницами все волны одновременно. При наклеивании аппликации необходимо учесть также то, что волна приклеивается только нижним её краем - за верхний край вставляется застёжка “ якорь”. Изготавливается такая застёжка по шаблону (приложение 1) из фольги с бумажной основой. Сама застёжка двойная, однако, вырезается из фольги только одна её деталь. Эта деталь наклеивается на бумажную основу фольги (необходимо оставить неприклеенной верхнюю часть” якоря”, чтобы потом вклеить в неё шнурок) и только после этого вырезается и вторая его деталь по контуру первой детали. Такой способ изготовления “ якоря” даёт нам красивый ровный его край, позволяет избежать смещения деталей относительно друг друга при соединении. Шнурок для крепления “ якоря” можно выполнить из ниток плетением или скручиванием, вывязать крючком. Можно по желанию также использовать и сутаж. Место крепления шнурка к открытке рекомендуется заклеить любой подходящей декоративной деталью либо просто кусочком бумаги. Другой его конец, как уже говорилось выше, вклеивается между двух деталей “якоря”.

АППЛИКАЦИЯ “ ДЕКОРАТИВНАЯ ВЕТОЧКА”

(рисунок 2).

 

Рисунок 2.

Данная аппликация состоит из веточки и грозди ягод. Листья веточки выполнены способом симметричного вырезания. Наклеивается листовая пластинка либо целиком, либо только одна её часть.

Ягодки выполнены способом скручивания бумаги и собраны в гроздь. Берётся стандартный лист бархатной бумаги красного, оранжевого или бордового цвета. По длине листа строится прямоугольник шириной 10 мм, в нём проводится диагональ, по которой прямоугольник разрезается на два длинных треугольника. Далее от основания этого треугольника начинается скручивание, верхний кончик треугольника приклеивается капелькой клея. На нитке завязывается узелок, на него насаживается небольшой кусочек бархатной бумаги, а далее – ягодка. Потом все они собираются в гроздь. Гроздь укрепляется на веточке под листочком. Можно каждую ягодку расправить и закрепить её, приклеив капелькой клея.

 ОРИГАМИ “НОВОГОДНЯЯ ЁЛОЧКА” (рисунок 3) .

Рисунок 3

Для выполнения этой открытки нужны 4 квадратные заготовки со сторонами 9 см, 7см, 5см, 3см из бумаги зелёного цвета. Каждая складывается по диагоналям (сначала по одной, затем заготовка раскрывается и складывается по другой диагонали), затем внутрь убираются боковые треугольники. Углы верхнего треугольника загибаются к середине, а затем отгибаются влево-вправо. Произвольно вырезается ствол дерева, снежинки, звёздочки. Ёлочка собирается сверху, начиная с самой маленькой её части. Каждая следующая как бы чуть смещается вверх внутрь предыдущей. Клеем намазывается нижнее основание каждой части. Ёлочку можно украсить бусами или другими мелкими деталями. Можно добавить “сугробы” из синтепона.

АППЛИКАЦИЯ “СВЕТОФОР НАД НОЧНЫМ ГОРОДОМ”

(рисунок 4).

Рисунок 4.

Данную аппликацию можно использовать для беседы по ПДД. Она выполняется из бумаги чёрного цвета, можно бархатной.

Необходимо разметить и вырезать 5 квадратов со стороной 50мм: три из них идут непосредственно для светофора, 4-й разрезается на 4 крыла, а из 5-го вырезается два крыла и нижняя часть светофора (приложение 2).

Для крыши вычерчивается и разрезается по диагонали 6-й квадрат со стороной 60мм.

Из бумаги жёлтой, зелёной, красной радиусом 15мм вычерчиваются и вырезаются круги; затем они наклеиваются на квадраты и составляется аппликация.

Необходимо обратить внимание на то, что крыло приклеивается с учётом просветов -

вдоль стороны квадрата идёт сторона прямого угла, а не диагональ прямоугольника.

Силуэт города прорисовывается по изнаночной стороне цветной бумаги, вырезается и наклеивается.

ПЛОСКОСТНАЯ ЛЕПКА “ЖАР – ПТИЦА”

(рисунок 5).

Рисунок 5.

Эту работу можно рассматривать как упрощённый вид барельефа (полуобъёмного изображения на плоской основе). Основой является картон. На неё переносится эскиз (приложение 3) жар-птицы копированием. Учащиеся выполняют изображение с учётом своих творческих возможностей. В работе могут найти применение некоторые добавочные природные материалы, например, крылатки (семена) ясеня.

Работа выполняется по той же технологии, что и плоскостная лепка “Грибок” - 1 класс.

ЧЕКАНКА - один из видов прикладного искусства, известный ещё с древних времён. Чеканными панно украшали помещения, способом чеканки изготавливали монеты и медали. Чеканка украшала оружие, посуду и другую домашнюю утварь.

Работа заключается в следующем: на листе металла специальными инструментами – чеканами - выполняют рельефное изображение. Чеканы представляют собой стальные стержни, имеющие на конце разную форму. Поэтому и на металле после удара по чеканам молотком остаются следы разной формы в виде точек, полос, решёток и т. п. Металл для чеканки берут мягкий, пластичный: медь, латунь, жесть и т. п.

 ПРОСТАЯ (МАЛАЯ) ЧЕКАНКА (рисунки 6 и 7).

 На уроках труда в начальных классах из фольги можно изготовить методом простой чеканки красивые сувенирные панно.

Для работы необходимо подготовить фольгу, картон, промокательную или салфеточную бумагу и лист тетрадочной бумаги в клетку. Из инструментов потребуются ножницы, карандаш, шариковая ручка с пустым стержнем и скрепки.

Рисунок 6

В качестве материала для чеканки можно использовать пустой тюбик из - под зубной пасты или крема. От него необходимо отрезать ножницами верхнюю и нижнюю части, разрезать ножницами сбоку трубку тюбика и развернуть её - получается заготовка прямоугольной формы. Оставшееся содержимое тюбика (зубная паста или крем) удаляется с поверхности фольги салфеткой или тряпочкой, после чего она промывается под струёй теплой воды. Очищенная фольга кладётся на жесткую ровную поверхность и разглаживается круглым карандашом или округлыми концами ножниц.

Заготовка считается подготовленной к работе, если она имеет ровную гладкую поверхность.

При работе с фольгой следует постоянно помнить о технике безопасности. Края пластинки острые и о них можно поранить руку, поэтому обращаться с фольгой нужно аккуратно.

Изготовление чеканки следует начать с подготовки основы. В качестве основы используется прямоугольник из картона, чуть меньшего размера, чем пластинка из фольги. На него накладывается такого же размера промокательная (салфеточная) бумага - 5-6 слоёв. На промокательную бумагу накладывается разглаженная пластинка из фольги со срезанными углами, края которой заворачиваются по всему периметру.

Рисунок 7

Далее выбирается рисунок чеканки, который выполняется на листе тетрадочной бумаги (в размерах основы) и крепится скрепками к заготовке, подготовленной к чеканке. В качестве рисунка можно предложить кленовый или дубовый листочек, бабочку или рыбку, грибок, собачку.

Контур рисунка обводится по бумаге шариковой ручкой с пустым стержнем, тем самым продавливается изображение на фольге. Для фона той же ручкой по бумаге делаются углубления в виде точек. Изображение на фольге, таким образом, получается выпуклым, рельефным.

АППЛИКАЦИЯ ИЗ СОЛОМКИ (рисунки 8,9,10 и 11)

Для работы этот материал готовится следующим образом: соломка срезается ножницами или серпом по обочинам полей (из-под комбайна соломка к работе непригодна), очищается от мусора, из стебелька вырезаются узелки. Желательно сбор соломки проводить в сухую погоду, тогда у неё стебелёк свежий, ровный (не деформированный от непогоды), имеет натуральный золотистый цвет. Для работы пригодна соломка всех хлебных злаков, но наиболее интересное цветовое сочетание имеет овсяная соломка. Соломенные трубочки нужно распарить; для этого их помещают в таз или кастрюлю и заливают кипятком. Содержимое можно немного прокипятить на небольшом огне, доведя стебель до мягкости. После этого соломинки вынимают из ёмкости, дают стечь, разрезают сбоку вдоль стебелька кончиком ножа или ножницами и разглаживают утюгом. Соломенные ленты складывают в коробку, где они и хранятся.

Можно соломку окрасить. Для этого в воду, где она распаривалась добавляют анилиновые красители, зелёнку, цветную тушь или марганцовку. Можно получить разные оттенки золотистого цвета при разглаживании соломки горячим утюгом. Затем соломенные ленты намазываются клеем ПВА и наклеиваются на клетчатую бумагу без просветов. Место соединения двух таких ленточек в ряду должно быть незаметным. Получаются соломенная основа, из которой потом и составляются разные аппликации, в которых используются только горизонтальное и вертикальное направления соломин. Рисунок наносится на изнаночную сторону основы по клеткам, потом вырезается и наклеивается на тёмный фон. Такая соломенная основа может быть использована для целого ряда аппликаций, поэтому удобнее её хранить в конверте. Там же могут находиться и мелкие обрезки, которые в дальнейшем тоже могут найти своё применение.

Рисунок 8.

Рисунок 9.

  

Рисунок 10.

Рисунок 11.

Рисунок 12.

ГОВОРЯТ ДЕТИ

“Мне очень нравится урок труда. На нём мы делаем очень много интересных поделок, но, к сожалению, они у меня не всегда получаются. Я думаю, что с помощью учителя я подтянусь и догоню своих друзей. Мне жалко, что урок труда бывает только два раза в неделю. Кажется, что только начнёшь работать, и уже звенит звонок”.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Труд и рисование в начальной школе

Дата:

Тема: Работа с природным материалом. Рисование клёна

Цели:

1.Рассказать ребятам про дерево клён

2. Нарисовать лист клёна

3. Воспитать аккуратность, усердие в работе

Оборудование: учебные принадлежности, природный материал

Ход занятия:

  1. Организационный момент

  2. Основная часть

  1. Рассказ о дереве клёне

Ребята посмотрите, что за растения у меня в руках. Это лист клёна и чинары, правда они похожи? (ответы детей)

Растение состоит из корня, стебля, листьев, цветов и плодов.

А лист состоит из листовой пластинки, прожилков, черешка, прилистников и основание листа ( на чём лист держится)

Ребята вы знаете, что родиной клёна является Канада. На канадском флаге нарисован лист клёна. Столица Канады является город Оттава. В Канаде два языка: английский и французский.

  1. Поэтапность рисования

  1. Физкультминутка «Филин»

Закрыть глаза и держать закрытыми на счёт 1234

Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счёт 123456

Упражнение повторить 4 раза.

  1. Упражнение на логику

Пришёл мельник на мельницу. В мельнице 4 угла. В каждом углу сидят по одной кошке. У каждой кошки по одному котёнку. Сколько всего ног?

( две ноги, потому что у кошек лапки)

3) Заключительная часть

Что мы проходили? Что узнали?

Дата:

Тема: Знакомство с видами искусств (пейзаж)

Цели:

1.Познакомить учащихся с видом искусства (пейзаж)

2. Научить рисовать пейзаж

3. Воспитать аккуратность, усердие в работе

Оборудование: учебные принадлежности, природный материал

Ход занятия:

1.Организационный момент

2. Основная часть

А)Если видишь поле

Зелень и море

Это всё природа и ещё ……. (Пейзаж)

Ребята, природа нашего края самая тёплая. Температура летом у нас +49 и больше, а зимой даже когда идёт снег у нас всё равно теплее по сравнению с другими странами. А почему? Потому что у нас есть пустыни.

Пустыня – это самая жаркое и засушливое место нашей планете. Вода в пустыне ценится на вес золота. В пустыне есть дюны. Дюны представляют собой большие толщи песка, которые надувает ветер. Дюны могут двигаться, если ветер сдвигает песок с одного склона на другой. Растения пустыни это кактус, верблюжья колючка, пастушья сумка.

Б) Поэтапность рисования.

Для начала положим лист по горизонтали. Отметим линию горизонта. Нарисуем деревья, цветы,горы.

В) Физкультминутка

Поворот головы направо

Поворот головы налево

Плавно наклонить голову назад,

Голову наклонить вперёд.

Повторить 4 раза. Медленным темпом.

Г) Самая изумительная в мире загадка «Абракадабра»

  1. Заключительная часть

Что мы проходили? Что узнали?

Дата:

Тема: Знакомство с видами искусств (натюрморт)

Цели:

1.Познакомить учащихся с видом искусства (натюрморт)

2. Научить рисовать натюрморт

3. Воспитать аккуратность, усердие в работе

Оборудование: учебные принадлежности, картина

Ход занятия:

1.Организационный момент

2. Основная часть

А) Нарисую для ребят

Вазу, фрукты, шоколад,

А еще букет и торт.

Это будет... (натюрморт)

Ребята, натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

infourok.ru

Урок изобразительного искусства 2 класс "Чем и как работают художники"

Урок изобразительного искусства. 2 класс.

Тема: Чем и как работают художники.

Урок №5. Волшебная рыбка. Нетрадиционная техника рисования.

Тип урока: Урок обучения умениям и навыкам.

Форма урока: Урок – сказка.

Цель: Создать образ волшебной рыбки через использование техники граттаж.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с нетрадиционным графическим материалом, дать представление о способах работы в технике граттаж.

  2. Формировать понятия «граттаж», «аквариум».

  3. Закрепить умения работы над композицией сюжетного рисунка.

  4. Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, любви к природе, развивать фантазию.

Оборудование для учителя:

Наглядные пособия «Поэтапное рисование рыб», «Стенд для выставки работ»;

Словарные слова;

Аквариум с рыбкой;

Репродукция картины А.Матисса «Красные рыбы»;

Книга «Сказки А.С.Пушкина»;

Открытки «Пёстрый мир аквариума».

Материалы для детей:

Заготовка листов в технике граттаж;

Деревянные палочки для процарапывания;

Цветовые карточки настроения.

Ход урока:

I ОРГ момент (настрой детей).

Здравствуйте, ребята,

Мальчишки и девчата!

Рада встретиться я с вами,

Верю, станем мы друзьями,

Прошу вас: помогите, хорошо себя ведите,

Тогда, вас уверяю,

Мы очень много нового, полезного узнаем!

- Садитесь, пожалуйста. (Дети садятся.)

- У меня сегодня замечательное настроение. (Демонстрируется цветовая карточка настроения.)

- А какое настроение у вас? (Дети выбирают цветовые карточки настроения.)

- Я вижу, у вас прекрасное настроение. (если кто-то из детей поднимет другие карточки - А если у нас и есть одна или две тучки, то общими усилиями, я уверена, мы их разгоним). Потому что мир освещается солнцем, а человек – делом! Когда человек занимается делом, он и те, кто с ним рядом, становятся чище, добрее.

- Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? (Да.)

- Я сейчас это проверю.

Кисти, краски и бумагу

На уроке этом надо. (Рисование)

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым. (Кисть и краски)

II Введение в тему урока.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю. (Рыба)

- Верно, рыба. Она будет главной героиней нашего урока. (Учитель показывает на доску, где записана тема урока.)

- А сейчас попробуйте представить себе ночь. (Включается запись сверчка.) Луна, звёзды, одна из которых, отражаясь в пруду, напоминает нам золотую рыбку. (На фоне музыки учитель читает стихотворение.)

В замке был весёлый бал,

Музыканты пели,

Ветерок в саду качал

Лёгкие качели.

В замке, в сладостном бреду,

Пела, пела скрипка.

А в саду была в пруду

Золотая рыбка.

И кружились под луной,

Точно вырезные,

Опьянённые весной

Бабочки ночные.

Пруд качал в себе звезду,

Гнулись травы гибко,

И мелькала там в пруду

Золотая рыбка.

- И наша рыбка будет не простой, а золотой. (Учитель показывает аквариум с рыбкой)

- А почему её называют золотой? (Потому что она блестит как золото)

- Такой красивой рыбке многие художники и писатели посвящали свои произведения. К примеру, Анри Матисс – французский художник. (Учитель демонстрирует картину «Красные рыбы»), а также русские писатели и поэты – к примеру, наш великий А.С.Пушкин. (Показывает книгу А.С. Пушкина)

- Может, кто – то из вас скажет, что это за произведение? («Сказка о золотой рыбке»)

- Наша рыбка не только золотая, она ещё и волшебная. Давайте прислушаемся. Мне кажется, она хочет о чём – то сказать. (Учитель включает запись голоса рыбки)

Запись на кассете: Я живу в синем море, очень люблю плавать и играть вместе с подружками – рыбками. Но мне так одиноко сейчас одной. Ребята, помогите мне найти подружек.

- Ребята, а как мы можем помочь рыбке на сегодняшнем уроке? (Давайте нарисуем для неё подружек.)

III Сообщение целей урока.

- Какую цель поставим перед собой на этом уроке? (Нарисовать волшебных рыбок – подружек нашей золотой рыбки).

- А раз наша рыбка волшебная, необычная, то и рисовать мы её будем необычным способом.

IV Знакомство с новой техникой.

- Этот способ называется ГРАТТАЖ. (Вывешивается слово граттаж)

- Иными словами – процарапывание палочкой. Чтобы запомнить это слово и уметь правильно писать его, давайте прочитаем слово по слогам, а затем целым, с ударением. (Словарная работа. Орфографическое чтение)

- Надеюсь, что вы запомните не только значение слова, но и то, как оно пишется.

- Выполнять граттаж нам помогут волшебные палочки и волшебные листы, которые вы видите на своих столах.

- Ребята, мы с вами художники, которые только – только начинают работать в технике граттаж, а потому нам очень интересно попробовать. Возьмите пробные листы, попытайтесь провести несколько линий – я уверена, вам понравится, и у вас всё получится. (Дети пробуют рисовать)

V Физкультминутка.

- Где живёт золотая рыбка? (В море)

- Какого цвета чаще всего бывает море? (Синего)

- Когда ветра нет, море какое? (Спокойное)

- Давайте представим себе, что мы – великие волшебники, стоим на берегу моря и хотим поднять высокие волны. Давайте подуем на морскую воду. Сначала дует легкий ветерок, потом всё сильнее и сильнее, море разыгралось. Изобразим волны рукой в воздухе.

- Садитесь, пожалуйста.

VI Показ рисования рыб. (Образец учителя)

- Прежде чем рисовать подружек рыбки, мы должны выбрать, какую рыбку каждый из вас будет рисовать. (На доске три способа рисования рыб)

- Но ведь есть что – то, что их всех объединяет? (Плавники, глаза, хвост, чешуйки)

- Сначала рисуем тело. Одни рыбы бывают плоские, другие похожи на трубки. Бывают рыбы величиной с головастика, бывают длиннее крокодила. Но мы должны нарисовать рыбку такого размера, чтобы она заняла центр нашего листа.(Учитель показывает этапы рисования на доске)

- У рыб нет век, и они всегда плавают с открытыми глазами. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)

- По бокам головы у рыб есть щели, с помощью которых они дышат – это жабры. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)

- Рыба плывёт вперёд, виляя хвостиком. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)

- Плавники ей нужны, чтобы поворачивать и изменять направления движения. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)

- Почему рыбка скользкая на ощупь? Верно! Всё тело покрыто чешуёй. Скользкие чешуйки помогают ей плавно скользить в воде. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)

- Появилась подружка для золотой рыбки. Таким же способом изобразим ещё рыбок, пусть они плывут в разных направлениях.

- Недостаточно наблюдать за рыбой, надо в неё превратиться. Встаньте, пожалуйста. Представим море. А как ведут себя рыбки в море? (Включается запись морского прибоя)

- Я вижу, море слегка разыгралось, а в море весело резвятся золотые рыбки. Мы тоже с вами превратимся в золотых рыбок и поиграем.

VII Физкультминутка.

Рыбки весело играют

В синей солнечной воде.

То сойдутся, разойдутся,

То зароются в песке.

- Садитесь, пожалуйста. Надеюсь, что рыбки, нарисованные вами, будут весёлыми, игривыми.

VIII Закрепление этапов рисования.

- Вспомним, с чего начнём рисовать подружек золотой рыбки? (Тело, глаза, жабры, хвост, плавники, чешуя)

- Советую вам начать работу с черновика, нашего пробника. Попробуйте нарисовать рыбку на черновике.

- Молодцы! У вас хорошо получается и поэтому можно взять большой волшебный лист и начать работу.

IX Самостоятельная работа учащихся. (Учащиеся работают под музыку 20 мин)

X Выставка работ.

- Порадуем золотую рыбку! Покажем, как много рыбок – подружек мы для неё нарисовали. А для этого мы соберём всех рыбок вместе.

- О, чудо! Что же у нас получилось?

- А как называется общий дом для рыбок?

- Может, вам поможет загадка!?

На окне стеклянный пруд,

Но рыбачить не дают. (Аквариум)

(Вывешивается слово АКВАРИУМ и проводится словарная работа)

- Аквариум – это стеклянная ёмкость. Давайте прочитаем это слово.

- У кого есть аквариум дома?

- Чего в аквариуме не хватает?

- Чьи работы вам понравились? (Дети называют имена) Попросим этих ребят придать нашему чуду завершённый вид. Попросим их украсить наш аквариум водорослями, камешками.

(Пока ребята дорисовывают детали, с остальными ведётся беседа)

- Зачем мы держим дома аквариум? (Чтобы быть поближе с природой, рыбки вселяют в нас спокойствие, уверенность)

XI Итог урока. Рефлексия.

- А теперь тишина. Что сейчас скажет золотая рыбка.

Запись голоса: Спасибо, ребята! Вы настоящие друзья! Теперь мне не будет скучно! До новых встреч!

Хоть не видели её

Музыканты бала,

Но от рыбки, от неё

Музыка звучала.

Чуть настанет тишина,

Золотая рыбка

Промелькнёт, и вновь видна

Меж гостей улыбка.

Взор ко взору шепчет: «Жду!»

Так светло и зыбко,

От того, что там, в пруду

Золотая рыбка.

- Вы видите, какое настроение стало у рыбки? (Светлое) Ей уже не так одиноко.

- А какое настроение у вас? (Дети поднимают карточки настроений)

- Я рада, что у нас снова светит солнышко. Понравилось вам выполнять работу?

- Надеюсь, что домашнее задание также доставит удовольствие. Это подарок вам от золотой рыбки. (Учитель читает задание)

- Что нового узнали?

- Были ли у вас затруднения в работе?

- Хотелось бы ещё порисовать в этой технике?

6

doc4web.ru

Урок изобразительного искусства 2 класс "Чем и как работают художники"

Здесь Вы можете скачать Урок изобразительного искусства 2 класс "Чем и как работают художники" для предмета : Изо. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Урок изобразительного искусства. 2 класс.

Тема: Чем и как работают художники.

Урок №5. Волшебная рыбка. Нетрадиционная техника рисования.

Тип урока: Урок обучения умениям и навыкам.

Форма урока: Урок – сказка.

Цель: Создать образ волшебной рыбки через использование техники граттаж.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с нетрадиционным графическим материалом, дать представление о способах работы в технике граттаж.

  2. Формировать понятия «граттаж», «аквариум».

  3. Закрепить умения работы над композицией сюжетного рисунка.

  4. Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, любви к природе, развивать фантазию.

Оборудование для учителя:

Наглядные пособия «Поэтапное рисование рыб», «Стенд для выставки работ»;

Словарные слова;

Аквариум с рыбкой;

Репродукция картины А.Матисса «Красные рыбы»;

Книга «Сказки А.С.Пушкина»;

Открытки «Пёстрый мир аквариума».

Материалы для детей:

Заготовка листов в технике граттаж;

Деревянные палочки для процарапывания;

Цветовые карточки настроения.

Ход урока:

I ОРГ момент (настрой детей).

Здравствуйте, ребята,

Мальчишки и девчата!

Рада встретиться я с вами,

Верю, станем мы друзьями,

Прошу вас: помогите, хорошо себя ведите,

Тогда, вас уверяю,

Мы очень много нового, полезного узнаем!

- Садитесь, пожалуйста. (Дети садятся.)

- У меня сегодня замечательное настроение. (Демонстрируется цветовая карточка настроения.)

- А какое настроение у вас? (Дети выбирают цветовые карточки настроения.)

- Я вижу, у вас прекрасное настроение. (если кто-то из детей поднимет другие карточки - А если у нас и есть одна или две тучки, то общими усилиями, я уверена, мы их разгоним). Потому что мир освещается солнцем, а человек – делом! Когда человек занимается делом, он и те, кто с ним рядом, становятся чище, добрее.

- Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? (Да.)

- Я сейчас это проверю.

Кисти, краски и бумагу

На уроке этом надо. (Рисование)

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым. (Кисть и краски)

II Введение в тему урока.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю. (Рыба)

- Верно, рыба. Она будет главной героиней нашего урока. (Учитель показывает на доску, где записана тема урока.)

- А сейчас попробуйте представить себе ночь. (Включается запись сверчка.) Луна, звёзды, одна из которых, отражаясь в пруду, напоминает нам золотую рыбку. (На фоне музыки учитель читает стихотворение.)

В замке был весёлый бал,

Музыканты пели,

Ветерок в саду качал

Лёгкие качели.

В замке, в сладостном бреду,

Пела, пела скрипка.

А в саду была в пруду

Золотая рыбка.

И кружились под луной,

Точно вырезные,

Опьянённые весной

Бабочки ночные.

Пруд качал в себе звезду,

Гнулись травы гибко,

И мелькала там в пруду

Золотая рыбка.

- И наша рыбка будет не простой, а золотой. (Учитель показывает аквариум с рыбкой)

- А почему её называют золотой? (Потому что она блестит как золото)

- Такой красивой рыбке многие художники и писатели посвящали свои произведения. К примеру, Анри Матисс – французский художник. (Учитель демонстрирует картину «Красные рыбы»), а также русские писатели и поэты – к примеру, наш великий А.С.Пушкин. (Показывает книгу А.С. Пушкина)

- Может, кто – то из вас скажет, что это за произведение? («Сказка о золотой рыбке»)

- Наша рыбка не только золотая, она ещё и волшебная. Давайте прислушаемся. Мне кажется, она хочет о чём – то сказать. (Учитель включает запись голоса рыбки)

Запись на кассете: Я живу в синем море, очень люблю плавать и играть вместе с подружками – рыбками. Но мне так одиноко сейчас одной. Ребята, помогите мне найти подружек.

- Ребята, а как мы можем помочь рыбке на сегодняшнем уроке? (Давайте нарисуем для неё подружек.)

III Сообщение целей урока.

- Какую цель поставим перед собой на этом уроке? (Нарисовать волшебных рыбок – подружек нашей золотой рыбки).

- А раз наша рыбка волшебная, необычная, то и рисовать мы её будем необычным способом.

IV Знакомство с новой техникой.

- Этот способ называется ГРАТТАЖ. (Вывешивается слово граттаж)

- Иными словами – процарапывание палочкой. Чтобы запомнить это слово и уметь правильно писать его, давайте прочитаем слово по слогам, а затем целым, с ударением. (Словарная работа. Орфографическое чтение)

- Надеюсь, что вы запомните не только значение слова, но и то, как оно пишется.

- Выполнять граттаж нам помогут волшебные палочки и волшебные листы, которые вы видите на своих столах.

- Ребята, мы с вами художники, которые только – только начинают работать в технике граттаж, а потому нам очень интересно попробовать. Возьмите пробные листы, попытайтесь провести несколько линий – я уверена, вам понравится, и у вас всё получится. (Дети пробуют рисовать)

V Физкультминутка.

- Где живёт золотая рыбка? (В море)

- Какого цвета чаще всего бывает море? (Синего)

- Когда ветра нет, море какое? (Спокойное)

- Давайте представим себе, что мы – великие волшебники, стоим на берегу моря и хотим поднять высокие волны. Давайте подуем на морскую воду. Сначала дует легкий ветерок, потом всё сильнее и сильнее, море разыгралось. Изобразим волны рукой в воздухе.

- Садитесь, пожалуйста.

VI Показ рисования рыб. (Образец учителя)

- Прежде чем рисовать подружек рыбки, мы должны выбрать, какую рыбку каждый из вас будет рисовать. (На доске три способа рисования рыб)

- Но ведь есть что – то, что их всех объединяет? (Плавники, глаза, хвост, чешуйки)

- Сначала рисуем тело. Одни рыбы бывают плоские, другие похожи на трубки. Бывают рыбы величиной с головастика, бывают длиннее крокодила. Но мы должны нарисовать рыбку такого размера, чтобы она заняла центр нашего листа.(Учитель показывает этапы рисования на доске)

- У рыб нет век, и они всегда плавают с открытыми глазами. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)

- По бокам головы у рыб есть щели, с помощью которых они дышат – это жабры. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)

- Рыба плывёт вперёд, виляя хвостиком. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)

- Плавники ей нужны, чтобы поворачивать и изменять направления движения. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)

- Почему рыбка скользкая на ощупь? Верно! Всё тело покрыто чешуёй. Скользкие чешуйки помогают ей плавно скользить в воде. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)

- Появилась подружка для золотой рыбки. Таким же способом изобразим ещё рыбок, пусть они плывут в разных направлениях.

- Недостаточно наблюдать за рыбой, надо в неё превратиться. Встаньте, пожалуйста. Представим море. А как ведут себя рыбки в море? (Включается запись морского прибоя)

- Я вижу, море слегка разыгралось, а в море весело резвятся золотые рыбки. Мы тоже с вами превратимся в золотых рыбок и поиграем.

VII Физкультминутка.

Рыбки весело играют

В синей солнечной воде.

То сойдутся, разойдутся,

То зароются в песке.

- Садитесь, пожалуйста. Надеюсь, что рыбки, нарисованные вами, будут весёлыми, игривыми.

VIII Закрепление этапов рисования.

- Вспомним, с чего начнём рисовать подружек золотой рыбки? (Тело, глаза, жабры, хвост, плавники, чешуя)

- Советую вам начать работу с черновика, нашего пробника. Попробуйте нарисовать рыбку на черновике.

- Молодцы! У вас хорошо получается и поэтому можно взять большой волшебный лист и начать работу.

IX Самостоятельная работа учащихся. (Учащиеся работают под музыку 20 мин)

X Выставка работ.

- Порадуем золотую рыбку! Покажем, как много рыбок – подружек мы для неё нарисовали. А для этого мы соберём всех рыбок вместе.

- О, чудо! Что же у нас получилось?

- А как называется общий дом для рыбок?

- Может, вам поможет загадка!?

На окне стеклянный пруд,

Но рыбачить не дают. (Аквариум)

(Вывешивается слово АКВАРИУМ и проводится словарная работа)

- Аквариум – это стеклянная ёмкость. Давайте прочитаем это слово.

- У кого есть аквариум дома?

- Чего в аквариуме не хватает?

- Чьи работы вам понравились? (Дети называют имена) Попросим этих ребят придать нашему чуду завершённый вид. Попросим их украсить наш аквариум водорослями, камешками.

(Пока ребята дорисовывают детали, с остальными ведётся беседа)

- Зачем мы держим дома аквариум? (Чтобы быть поближе с природой, рыбки вселяют в нас спокойствие, уверенность)

XI Итог урока. Рефлексия.

- А теперь тишина. Что сейчас скажет золотая рыбка.

Запись голоса: Спасибо, ребята! Вы настоящие друзья! Теперь мне не будет скучно! До новых встреч!

Хоть не видели её

Музыканты бала,

Но от рыбки, от неё

Музыка звучала.

Чуть настанет тишина,

Золотая рыбка

Промелькнёт, и вновь видна

Меж гостей улыбка.

Взор ко взору шепчет: «Жду!»

Так светло и зыбко,

От того, что там, в пруду

Золотая рыбка.

- Вы видите, какое настроение стало у рыбки? (Светлое) Ей уже не так одиноко.

- А какое настроение у вас? (Дети поднимают карточки настроений)

- Я рада, что у нас снова светит солнышко. Понравилось вам выполнять работу?

- Надеюсь, что домашнее задание также доставит удовольствие. Это подарок вам от золотой рыбки. (Учитель читает задание)

- Что нового узнали?

- Были ли у вас затруднения в работе?

- Хотелось бы ещё порисовать в этой технике?

docbase.org


Смотрите также