Book: И. Н. Иванова «Рисование и лепка». Учебник рисование и лепка иванова


Начальное профессиональное образование. И.Н. Иванова. Рисование и лепка. Учебник

Транскрипт

1

2 Начальное профессиональное образование И.Н. Иванова Рисование и лепка Учебник Москва Издательский центр «Академия»

3 Аннотация к учебнику «Рисование и лепка» В учебнике рассмотрены теоретические основы рисунка и лепки, даны сведения об орнаментах, цветовой гармонии, методика выполнения изображений с натуры и по представлению, методика лепных изображений и изготовления макетов тортов. Предложены контрольные вопросы, тесты и задания для учащихся, примерный план проведения учебного занятия, составлен словарь специальных терминов. Учебник предназначен для подготовки специалистов по профессии «Повар, кондитер» в начальных профессиональных учебных заведениях. Предисловие 3

4 В результате трудовой деятельности и общения с природой, в людях пробудились эстетические чувства, способствовавшие формированию творческих способностей, которые, в свою очередь, научили человека творить по «законам красоты» и вызвали к жизни особую форму общественного сознания искусство. Слово «искусство» в широком, распространенном смысле означает умелое, искусное выполнение всякого дела. В специфическом значении это творческая деятельность, в результате которой создается художественный образ, концентрирующий в себе типичные стороны действительности. Развитие творческих способностей неотъемлемая задача при подготовке поваров и кондитеров. Поварское и кулинарное искусство требует развитого эстетического чувства и художественного вкуса. Для декоративно-художественного оформления таких кондитерских изделий, как торты, пирожные, а также холодные и горячие закуски, десерт, необходимы определенные знания и практические умения в области изобразительной грамоты. Навыки грамотного рисования и лепки нужны повару и кондитеру для решения творческих задач в его производственной деятельности. Этими задачами являются художественное мышление и образное представление. Систематической, целостной работой в изучении курса «Рисование и лепка», можно воспитать у учащихся потребность именно в таком творческом труде. Учебник «Рисование и лепка» предназначен для подготовки учащихся начального профессионального образования по профессии «Повар, кондитер». Содержание и дидактические единицы учебника разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом и типовой программой по дисциплине «Рисование и лепка». Тесты для самопроверки, данные в приложении к учебнику, помогут учащимся в самоконтроле знаний по рисунку, а примерный план занятия сориентирует начинающего педагога в организации и подаче учебного материала. Изучение основ рисунка и лепки строится на принципах реалистического изображения, системности и последовательности. Переключение внимания от целого к деталям и от деталей к целому необходимое условие отношения к изобразительному искусству. 4

5 Данный курс призван способствовать формированию у учащихся знаний и умений в области основ рисунка и лепки с акцентом на деятельность поваров и кондитеров. Учебник состоит из двух взаимосвязанных частей: рисование и лепка. В нем предусматриваются различные виды самостоятельной работы учащихся: графические упражнения, упражнения в цвете, рисование по образцу, рисование с натуры, рисование по памяти и воображению, эскизная разработка тематических композиций, лепка, изготовление макетов тортов по эскизам. В предлагаемом учебном материале последовательно освещаются все предусмотренные программой курса разделы для усвоения изобразительной грамоты. В отношении методики изложения соблюдаются принципы дидактики с учетом современных достижений педагогики и психологии в области изобразительной деятельности. Начиная с самых первых занятий по рисунку, учащиеся, не имеющие, как правило, почти никаких навыков грамотного рисования, сталкиваются с разнообразными трудностями. Предлагаемый учебник посвящен именно вопросу, как воспользоваться первоначальными способами изображения на плоскости, чтобы дальше перейти к успешному решению других задач рисования и лепки. Учитывая, что учебным планом не предусмотрено достаточное количество аудиторных занятий на полноценное освоение курса, предполагается изучение учащимися отдельных тем в рамках дополнительных факультативных или внеклассных занятий, а также самостоятельно. Настоящий учебник рассматривает обучение основам рисунка и лепки с позиций воспитания эстетической культуры. Учебник не дает готовых рецептов и ответов на все вопросы, которые могут возникнуть в процессе обучения. Его цель ознакомить с системой первоначальной художественной подготовки, дать метод, который станет фундаментом на пути постижения профессионального мастерства. Рисование и лепка один из профилирующих предметов в профессиональной подготовке поваров и кондитеров. Предложенный учебник поможет учащимся овладеть языком изобразительного искусства и сформировать умение применять его в самостоятельной творческой деятельности. Раздел I. Рисование 5

6 Глава 1. Основы рисунка 1.1. Цель и задачи рисунка. При подготовке специалистов по бытовым профессиям в системе начального профессионального образования значительное место занимает изобразительная деятельность. Она позволяет осуществить такие важнейшие требования современности, как единство обучения и воспитания, комплексный подход к развитию творческих способностей личности. Изобразительная деятельность совершенствует органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать; воспитывает волевые качества, художественный вкус, воображение; знакомит с особенностями художественного языка, развивает эстетическое чувство необходимое для более разностороннего понимания будущей профессии и реализации собственного личностного потенциала. Овладение языком изобразительного искусства сложная задача, основанная на соблюдении важнейших условий. Главным из этих условий является систематическое и последовательное изучение следующих основ изобразительной грамоты: перспектива; линейно-конструктивное построение формы предметов; пропорции; законы светотени; цветоведение; композиция. Еще на заре человеческой цивилизации, с первобытной культуры, люди учились выражать свои мысли и чувства с помощью первых изображений наскальных рисунков (рис. 1.1.). В настоящее время изобразительные навыки необходимы представителям многих профессий как способы познания мира, выражения творческих мыслей и авторских идей. Один из философов Древнего мира сказал, что самый плохой рисунок рассказывает о предмете гораздо больше самых лучших слов. Сегодня мы не представляем себе книг без иллюстраций, улиц без красочной рекламы и плакатов, интерьер помещений без декоративных и изобразительных украшений. Изобразительные навыки важны и для педагога, который должен уметь изображать на доске, чтобы доходчиво донести до учащихся свою мысль. Идея инженера, воплощенная в сделанном наброске, становится зафиксированной формой будущей конструкции или сооружения. Естествоиспытатель, биолог, натуралист просто не могут обойтись без изобразительной грамоты. Модельеры проектируют эскизными рисунками 6

7 одежду, парикмахеры прически. Изобразительными навыками должен владеть и будущий повар, и кондитер. Его предстоящая трудовая деятельность связана с умением украсить изделие кулинарного и кондитерского искусства холодные и горячие закуски, торты, пирожные, оригинальный десерт и др. Для этого необходим художественный вкус, авторский почерк, знания в области основ изобразительного искусства и композиции, навыки практического рисования. Такой специалист разрабатывает композиционную идею украшения изделия как определенную конечную организацию всей формы продукта. Эта способность связана с умением изображать. Средства композиции и рисунка позволяют сочинить самые невероятные и фантастические образы. Гибкость способов и форм выражения и сочинения видимых объектов делает рисование основой развития творческого воображения и фантазии, необходимым будущим поварам и кондитерам. Овладение простейшими навыками рисунка как основы реалистического изображения окружающей нас действительности является начальным этапом подготовки. Чтобы научиться выразительно и правильно изображать формы предметов на плоскости, необходимо хорошо усвоить изобразительную грамоту и применять ее на практике рисовать с натуры, а также по памяти и представлению. Изобразительная грамота подразумевает совокупность знаний и навыков, полученных в результате изучения основных положений изобразительного искусства. Она предполагает знания законов и правил изобразительного языка в сочетании с навыками пользоваться ими. Изучение основ рисунка и лепки это решение взаимосвязанных задач: развитие зрительного восприятия, наблюдательности, умение сравнивать между собой предметы и явления, определять сходство и различие, выделять предметы по форме, цвету, фактуре, осознавать и понимать увиденное. Занятия по рисунку должны приучить к строгому вниманию, рассуждению, точному анализу формы предметов. На занятиях по рисунку и лепке будущий повар должен получить знания и умения построения рисунка линейно-конструктивным способом, ведения светотеневого рисунка, научиться работать кистью и красками, смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков, понимать гармонию цветов, а также приобрести навыки передачи объема средствами лепки. 7

8 Большое внимание на занятиях уделяется художественной графике, основу которой составляет рисунок. Графика подразумевает лаконизм решения, отказ от всего лишнего, техническую простоту исполнения. Занятия строятся в строгой последовательности от простого черно-белого решения до цветной графики с использованием разнообразных приемов изображения. Понять и осмыслить орнаментальное графическое решение композиции кулинарных изделий поможет предварительное рисование с натуры тортов и пирожных. Данный курс ставит своей целью приобретения учащимися профессиональных знаний, умений и навыков, овладение ведущим элементом любого творческого изображения композицией. В этом плане, очень показательны слова выдающегося русского художника И.Е. Репина: «Глубокая идея становится внушительной только в совершенной форме. Только благодаря форме она возвышается до великого назначения» *. Создание новых эстетических образов и высокопрофессиональное их исполнение в области производства изделий кулинарии является задачей общегосударственной важности. Современные изделия поваров и кондитеров, выполненные в соответствии с уровнем эстетических требований - настоящие произведения искусства. В связи с этим изучение предмета «Рисование и лепка» приобретает особую значимость в подготовке современных творческих поваров и кондитеров, способных участвовать в проектировании и производстве предметов кулинарии и умеющих профессионально оценить эстетические достоинства нового образца. Контрольные вопросы 1. Каковы цель и задачи рисунка? 2. Какова роль изобразительной грамоты в жизни человека? 3. Почему знания и навыки в области основ рисунка важны для будущего повара и кондитера? 4. Что составляет основу художественной графики? 5. Какова значимость предмета «Рисование и лепка» в освоении профессии повара, кондитера? 1.2. Рисунок - важнейшая область художественного творчества * Цит. по кн.: Храпковский М.В. Письма к начинающему художнику. М., С.59 8

9 Рисунок является важнейшей областью художественного творчества. Источник вдохновения для творчества - окружающий мир во всех своих проявлениях (жизнь человека, мир природы). Художественное творчество выражается в определенных видах искусства поэзии, драматургии, музыке, балете, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве и др. Рисунок древнейший вид художественного творчества, но самостоятельное значение как вид искусства он стал приобретать в эпоху Возрождения один из самых значительных периодов развития изобразительного искусства (XV - XVI вв). В этот период творили такие великие мастера как Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Сандро Боттичелли (рис.1.2.), Дюрер и другие выдающиеся художники, отдавшие особую дань рисунку как важнейшей области художественного творчества. Каждая последующая эпоха выдвигала перед изобразительным искусством новые задачи. Прославили себя в рисунке, оставив человечеству шедевры графического искусства, выдающиеся русские художники А.А.Иванов, И.Е.Репин, М.А. Врубель (рис. 1.3.), В.А.Серов и др. Большое преимущество рисунка запечатлеть существенные особенности быстро меняющегося мира. Это возможность зафиксировать увиденное с личностной оценкой, зримо показать внезапно возникшую творческую мысль или конструкторский замысел. Во власти рисунка художественно-выразительное изображение человека, природы, предметов быта, животных. В каждом рисунке автором решаются самые различные задачи, в зависимости от темы, материалов и средств выражения. Рисунок является видом графики. Графика (от греч. grapho - пишу, рисую) вид изобразительного искусства, включающий рисунок, а также разнообразные печатные художественные произведения. Графические изображения встречаются повсюду в повседневной жизни. Это иллюстрации в книгах, рисунки в журналах и газетах, оформление упаковок различных товаров, почтовые и денежные знаки, эмблемы, рекламная продукция и многое другое. Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве и, вместе с тем, любой вид пластических искусств не может без него обойтись, потому что рисунок основа живо- 9

10 писи и скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры. Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, жанрам и темам. Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям и украшать интерьер. Самостоятельное значение имеет станковый рисунок выполненное на мольберте (станке художника), на отдельном листе, тщательно проработанное художественное произведение различных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой рисунок и др.). Темы для рисунков может подсказать сама жизнь, история или фантазия (рис.1.4.). Академический рисунок это длительный рисунок, выполняемый с подробной передачей конструкции и светотени объектов. Такой рисунок осваивается в высших учебных заведениях специального профиля. Учебный рисунок это разнообразные задания по рисованию, выполняемые с целью обучения, освоения приемов изображения и изучения различных форм и признаков объектов рисования. Творческий рисунок это произведение изобразительного искусства, образно выражающее мысли, чувства и миропонимание художника. В учебной и творческой работе широко применяют набросок, этюд и эскиз. Наброском называют краткосрочный рисунок. Жизненные впечатления художник может зафиксировать в быстро выполненных набросках и зарисовках. Подробное изучение предмета изображения или его части осуществляется через этюд. В нем прослеживаются важнейшие внешние и внутренние свойства и признаки объекта. Изученный в этюдах и набросках живой материал действительности используется для создания творческого рисунка или картины, сочинение которых начинается с предварительного рисунка эскиза. Скульптору также необходимо хорошее владение рисунком. Композиция скульптурного рельефа начинается с рисунка. Рисунок выявляет отношение художника к изображаемому. Например, можно умело использовать тональное пятно в эскизной зарисовке композиции торта (рис.1.5.) Разумеется, умение рисовать повара и кондитера, нельзя сравнивать с профессионализмом художника. Тем не менее, будущие кулинары должны получить необходимые 10

11 знания и овладеть достаточными навыками для решения производственных задач при оформлении изделий поварского и кондитерского искусства. Контрольные вопросы 1. Что такое рисунок? 2. Что выражает рисунок? 3. Что является источником вдохновения для творчества? 4. Имена каких выдающихся художников вам известны? 5. Что такое «графика» и как она связана с рисунком? 6. Какие виды рисунка и выразительные средства графики вы знаете? 1.3. Материалы и принадлежности для рисунка Для рисования используются очень разнообразные инструменты и материалы. К ним относятся бумага, карандаши, резинка, уголь, мел, пастель, акварель, гуашь, кисти, перья, палитра и другие материалы, инструменты и принадлежности, с помощью которых осуществляется изобразительная деятельность. Бумага. В процессе обучения используется разнообразная бумага. Для рисования углем и пастелью лучше работать на газетной или обойной бумаге, т.к. она имеет рыхлую, ворсистую поверхность, способную хорошо удерживать сыпучее красящее вещество. Для рисунков карандашом и красками подходит плотная белая бумага со слегка шероховатой поверхностью, для работы пером плотная, гладкая белая бумага. Рисовальная и чертежная бумага считается лучшей для учебных целей. Учебные упражнения можно выполнять в обычных альбомах для рисования. На каждом листе бумаги можно рисовать только на одной стороне. Во время работы бумага должна лежать неподвижно прямо, т.е. так чтобы ее края были параллельны краям крышки стола. Во время рисования с натуры бумагу лучше закрепить на мольберте или планшете. Листы бумаги для рисования лучше хранить в специальной папке, а не в рулоне, так как скрученный лист трудно использовать для рисования. Графитный карандаш. Открытие графитного карандаша приходится на вторую половину XVI века в Англии, но тогда карандаши пачкались и осыпались с бумаги. И только в конце XVIII века француз Гонте изобрел карандаш, которым мы сейчас пользуемся. 11

12 Графитный карандаш является универсальным средством для рисования. Графитные карандаши выпускают различных степеней твердости с обозначением буквы Т (от 1Т до 7Т). Мягкие карандаши обозначают буквой М (от 1М до 5М). Для рисования лучше использовать карандаши марок ТМ, М, 2М 5М. Они могут оставлять след разной толщины и способны реализовать большой диапозон тоновых градаций. Наброски лучше делать более мягкими карандашами, а длительный рисунок начинают легкими линиями карандашом Т - ТМ, продолжают более мягким карандашом, а завершают вновь твердым карандашом, оттачивая детали и обобщая рисунок. Если необходимо выполнить быструю светотеневую тушевку, можно использовать боковую поверхность стержня мягкого карандаша. Цветные карандаши применяют для цветной графики при выполнении цветных изображений. Размывая водой акварельные цветные карандаши, можно получить и живописные эффекты. Художественный уголь широко применяется в рисовании, т.к. он отличается большими выразительными возможностями. Он дает глубокий, бархатистый черный цвет и различные тональные переходы. Им можно выполнять как быстрые наброски, так и длительные рисунки. Рисунки углем следует закреплять специальным фиксатором. Перо. Рисунки пером хорошо развивают руку и глаз. Перья используют для рисования жидкими красящими веществами: тушью, чернилами, морилкой, акварелью (рис.1.6.). Как инструмент художника перо известно давно. В старину использовали гусиные, лебединые, вороньи, павлиньи, тростниковые и соломенные перья. Именно таким пером делал рисунки на полях своих бессметных произведений великий А.С. Пушкин. В настоящее время похожего эффекта в рисунке можно добиться черными и цветными гелиевыми ручками. Пастель толстые стерженьки разного цвета в бумажной обертке, напоминающие цветные мелки. Пастелью работают на шероховатой бумаге, нанося цветные штрихи, которые можно растушевать. Пастель дает матовый, слегка блеклый, красочный слой. Пастелью можно делать зарисовки и более длительные рисунки. Как и уголь, пастель необходимо закреплять, т.к. она осыпается с бумаги. Акварель самая распространенная краска, разводимая водой. Акварель и пастель используют и для рисунка и для живописи. Чистота, яркость и прозрачность акварели 12

13 сделали акварельную технику особенно любимой для многих художников. Она широко используется так же и в учебных рисунках. Высококачественные акварельные краски производят в Санкт-Петербурге и в Москве. Гуашь в отличие от акварельных красок непрозрачна. Она содержит белила, которые делают ее плотной, непроницаемой (кроющей). Гуашь разводится водой, наносится тонким слоем и при высыхании светлеет. В силу кроющей способности гуашь позволяет вносить в рисунок исправления, но до известных пределов. Многослойное покрытие гуашью приводит к потере чистого цвета и осыпанию. Гуашь очень хорошо использовать при выполнении декоративных работ. В частности при рисовании эскизов орнаментов для украшения тортов и пирожных. Резинка. Для рисования применяют резинки только мягкие, остроугольные: они не разрушают поверхность бумаги, незаметно удаляют остроугольной частью ошибочные линии и небольшие пятна тона. Существует два приема стирания резинкой: движением по бумаге и прикладыванием к бумаге. При стирании линий и тона первым приемом движение резинки направляется в сторону от руки, поддерживающей бумагу, чтобы избежать ее смятия или разрыва. Ошибочную линию стирают после того, как будет нарисована правильная линия. Для ослабления темного тона пользуются вторым приемом, легко прижимая резинку несколько раз к пятну, снимают излишек графита. Резинка, впитывая графит, становится грязной, поэтому время от времени ее необходимо чистить о шероховатую бумагу. Опытные мастера резинкой не только стирают, но и рисуют, вытирая в нужных местах отраженный свет, блики, разряжая тональную поверхность изображаемого объекта. Это дает эффект усиления фактурности рисунка. Кисть инструмент с волосяным пучком для работы красками (рис. 1.7.). По форме волоса кисти делятся на щетинные, колонковые, беличьи и другие, по размеру на тонкие, средние и толстые. Форма кистей бывает плоской, овальной и круглой. Для работы акварелью больше подходит мягкая круглая колонковая или беличья кисть средних размеров. Такой кистью можно окрашивать большие фигуры, работая всей массой волоса, и изобразить маленькие детали острым концом кисти. Прерывая работу, кисть кладут на специальную подставку или на край стола, чтобы не загрязнить рабочее место. Категорически запрещается оставлять кисть в банке с водой, где волос ее загибается и 13

14 теряет первоначальную форму. По окончании работы мягкую кисть следует тщательно вымыть, волос отжать и пригладить пальцами, чтобы придать ему заостренную коническую форму. Плоские и более жесткие кисти применяют в работе гуашевыми красками. Важно, чтобы кисть не царапала поверхность, обеспечивая ровное покрытие. Палитра это пластина или дощечка, на которой художник смешивает краски для получения нужного оттенка. В акварельной живописи применяют палитры фаянсовые, фарфоровые, пластмассовые и жестяные, покрытые белой краской, на которой хорошо видны оттенки цвета. На палитре краски располагают в небольших углублениях, а смешивают их на большей ее части, ровной и гладкой. По краям небольшой бортик, препятствующий стеканию красок. После работы палитра отмывается от красок. Знание художественных материалов и приемов работы с ними очень важно для овладения техникой рисунка. Контрольные вопросы 1. Какие вам известны инструменты и принадлежности для рисования? 2. Какая бумага используется для учебных рисунков? 3. Когда был открыт графитный карандаш, каких марок он бывает? 4. Как используются в рисовании художественный уголь и перо? 5. Что такое «пастель», для чего она используется? 6. Какие приемы стирания резинкой вам известны? 7. Какие вы знаете кисти для рисования, как необходимо за ними ухаживать? 8. Что такое «палитра»? Какие палитры вам известны и для чего их используют? 1.4. Техника рисунка и ее многообразие. Организация рабочего места Система средств и приемов, с помощью которых реализуется зрительный образ на плоском листе бумаги, называется техникой рисунка. Знание технических средств и приемов, умение пользоваться ими дает возможность реалистически изображать увиденное, графически выразительно излагать свои мысли о нем. Технику рисунка необходимо освоить, чтобы приобрести свободу действий в решении художественных задач. Освоение техники рисунка развивает движение руки и глазомер, воспитывает привычку планомерно вести намеченную работу, осуществлять самоконтроль. Данный процесс достаточно длителен и сложен, поэтому требует напряженного внимания, целе- 14

15 устремленности, упорства, трудолюбия и систематических упражнений. Успех рисования зависит от хорошей организации занятий и правильного использования изобразительных материалов. Быстрому и точному выполнению рисунка способствует грамотная организация рабочего места за столом. Правильно организованное рабочее место должно отвечать нескольким требованиям: лист бумаги необходимо расположить перпендикулярно направлению зрения рисующего; освещение рисунка должно быть таковым, чтобы на него не попадала тень от фигуры рисующего и каких-либо предметов; источник света должен находиться вверху, при дневном освещении - слева; солнечные лучи не должны попадать в глаза и на бумагу рисующего; расстояние между глазом рисующего и бумагой должно примерно равняться длине вытянутой руки. Для рисунка карандашами рисующий кладет перед собой лист бумаги, выше карандаши, резинку; для работы красками вместо карандашей кладут коробочку красок и кисть, слева от бумаги салфетку для вытирания кисти, справа от красок банку с водой. Палитру размещают справа от рисунка. Такое, раз и навсегда принятое, расположение предметов отлично дисциплинирует, помогает избежать ошибок. Распространенное утверждение, что без врожденных задатков невозможно научиться рисовать, наносит обучающимся большой вред. Умение учащегося организовать себя, чтобы с должным настроением отнестись к работе, играет большую роль при усвоении изобразительной грамоты, особенно при овладении техникой рисования. Каждый начинающий рисовать через самоорганизацию в работе вскоре убеждается в том, что научиться рисовать вполне ему по силам, и здесь не нужны какие-то особые, врожденные способности к изобразительному искусству. Практическая работа начинается с правильной посадки рисующего, которая определяется положением его тела, натурой (при рисовании с натуры) и листом бумаги. Рисующий должен сидеть прямо и только глазами перемещаться с рисунка на натуру и наоборот. Это позволяет закрепить уровень зрения рисующего на стабильной высоте, в заданной на время рисования точке точке зрения. 15

16 Техникой рисования является способ нанесения на поверхность бумаги различных следов от карандаша, пера, кисти. Причем эти следы линии, штрихи, мазки должны быть осмысленными. Важно знать, что в ходе рисования с натуры карандаш в руке нельзя держать так же, как и ручку. При таком положении рука лишена должной подвижности и сложно охватить взглядом сразу весь рисунок. Необходимо взять карандаш так, чтобы он зафиксировался всеми пятью пальцами руки следующим образом: карандаш лежит на четырех пальцах (указательном, среднем, безымянном, мизинце) в диагональном положении от кончика указательного пальца к середине или основанию мизинца и прижимается сверху большим пальцем. Правильное положение карандаша в руке вырабатывает умения построения формы и позволяет постоянно сравнивать изображение с натурой. В начале работы, грамотное положение руки кажется неловким, вызывает большое напряжение. Позже, по мере овладения навыком оно становиться удобным. В ходе рисунков, выполняемых по памяти и воображению, а также во время тщательной проработки мелких деталей возможно положение пальцев рук с карандашом такое же, как и с ручкой во время письма. Рисование с натуры лучше всего вести за специальными станками для рисования мольбертами или деревянными планшетами. К ним лист прикрепляется с помощью кнопок. Техника рисования дело сложное, но достижимое настойчивостью и трудом. Конечно, она дается тем, кто учиться не только ее формальным приемам. Нужна, например, постановка глаза, т.е. умение видеть всю натуру одновременно, сравнивать, выделять главное, обобщать и отбрасывать лишнее, не характерное. Такое умение вырабатывается постепенно, как и оттачивается техника рисунка. По технике выполнения рисунки бывают оригинальные и печатные. Оригинальные рисунки выполняются от руки в единственном экземпляре. Печатные рисунки делают с клише на бумаге и называют эстампами, которые основаны на искусстве рисунка, но имеют собственные средства художественной выразительности. Многообразие техники рисунка зависит от применения в нем разнообразных средств художественного выражения. К основным изобразительным средствам относятся точка, линия, штрих, тон и цвет. 16

17 Точка. Точку получают прикосновением острия карандаша или кисти к изобразительной плоскости. В линейном рисунке точка используется как опора при построении формы предмета. Такие точки называются опорными. В тональном рисунке точка участвует в изображении светотени. Посмотрите как учащийся умело использовал точку в качестве изобразительного средства в графическом решении натюрморта (рис. 1.8.). Линия одно из самых выразительных и популярных изобразительных средств. Линию можно изобразить карандашом, кистью, пером. Линии бывают прямолинейные и криволинейные. Сложными криволинейными линиями владеют опытные художники. Например, А.Матисс в контурном рисунке с большим совершенством передает форму, объем и движение лебедя (рис. 1.9.). Линия художника отличается от чертежной линии. Она то утолщается, то становится тоньше, может быть жесткой, угловатой, неуверенной и робкой. Сплетаясь в причудливые формы, линия бывает тонкой, изысканно-кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Линейный рисунок является, как правило, светлым, легким, обобщенным. Учебные рисунки начинаются с простейших графических упражнений линиями. Учащемуся необходимо научиться рисовать от руки прямые линии, которые необходимы для линейного построения предметов, а также линии ломаные, волнистые и комбинированные, применяемые при построении орнаментов. Кроме того, более опытный рисовальщик должен владеть в рисунке линиями художественными, которые раскрывают эмоциональную выразительность изображения. Вариации комбинаций линий безграничны. Линии могут быть короткими и длинными, прерывистыми и сплошными, простыми и сложными, симметричными и асимметричными. Штрих след на листе в виде короткой линии. В рисовании штрихами пользуются значительно чаще, чем точкой. Штрихами отмечают размеры, пропорциональные отношения, контуры предмета, светотень поверхностей и объемность формы изображаемого объекта. Штрихи вместе с точками, заменяя однообразно ровную линию контура, делают ее динамичной, а форму живой и связанной с окружающей средой. Штрихи, как и точки, бывают опорными. Например, при фиксировании размеров. Штрихи выразительно передают фактуру рисунка, подчеркивая форму, выражая характер. Тон. Поверхность каждого предмета обладает своим тоном, который иначе называют светлотой. Светлоту передают штриховкой, тушевкой и окраской. Штриховка об- 17

18 разуется посредством многослойного нанесения штрихов. Количество штриховых слоев определяют светлоту изображаемого предмета. Направление штрихов зависит от формы предмета. Штрихи изображают таким образом, чтобы они подчеркивали и лучше выражали форму. Штрихи должны быть раздельными, их наносят острием карандаша. Каждый новый штриховой слой может менять направление, усиливая штриховой тон. Штрихи можно изображать параллельно (рис ), перекрестно, а также комбинировать эти методы. Тушевка это прием тонирования поверхности слитными, не раздельными штрихами. Сравните изображения штриховки и тушевки (рис ). Тушевку удобно делать боковой поверхностью карандаша. Важно запомнить, что нельзя растирать тушевку пальцами, т.к. это сделает рисунок грязным и не выразительным. Ярким примером сочетания приемов штриховки и тушевки может служить зарисовка кошки (рис ). Тушевка часто применяется в учебных рисунках поваров и кондитеров. Например, в разработке композиций кондитерских изделий. В массе и контуре некоторых предметов очень ярко выражается характер, движение и другие свойства. Поэтому для их изображения избирают иногда простейший вид тонального рисунка силуэт контурный рисунок, заполненный одним ровным тоном (рис ). В данном учебном рисунке пятновое решение оправдано предельной выразительностью силуэта, изображаемых животных. Мазок прикосновение кисти к листу бумаги. Форма мазка зависит от формы волоса кисти, от густоты и способа нанесения краски. Концом круглой кисти можно сделать мазок-точку, мазок-штрих и мазок-линию. Они применяются при обводке контуров и проработке деталей. Вся масса волоса кисти дает широкий мазок-полоску, употребляемый для окраски больших поверхностей. Плоская кисть дает мазки прямоугольной формы. Прикладыванием кисти к бумаге получают мазок-отпечаток. Таким приемом работы часто пользуются в учебных упражнениях. Мазки, также как и штрихи необходимо располагать по направлению формы, усиливая ее фактурность. Форма кисти хорошо подчеркивает характер изображения в работе художника Ци Бай Ши (цв. вкл., рис. I.). Цвет применяется при изображении предметов красочным цветовым тоном и оттенками. Для достижения ровного цветового тона, красочную смесь предварительно го- 18

19 товят в отдельной емкости или на палитре. При многослойном покрытии цветовой тон усиливается. Чтобы создать ровное покрытие необходимо ждать высыхания каждого слоя перед нанесением последующего. Такой способ окраски пригоден для акварельных красок, поэтому предполагает достаточное количество воды. Однако, при окраске поверхностей неровной светлоты лучше употреблять технику «сухой кисти», которая предполагает использование густой краски и нанесение ее на бумагу скользящими движениями кисти. Цвет является важнейшим изобразительным средством, который применяется как в графике, так и в живописи. Он несет большую эмоциональную нагрузку, без него невозможно представить нашу жизнь и, в частности, произведения кулинарного искусства. Цвет это то, на что покупатель обращает внимание в первую очередь. Цвет повышает настроение и даже аппетит. В этой связи понятно, какую громадную роль играет умение использования цвета в работе будущего повара и кондитера. Это изобразительное средство имеет множество свойств и особенностей, но о них мы подробно поговорим в главе «Цвет в композиции рисунка». Разнообразная техника рисунка и различные средства художественного выражения позволяют создавать не только грамотные учебные рисунки, но и высокопрофессиональные произведения искусства. Разумеется, будущий повар и кондитер не сможет овладеть техникой рисунка как художник, но ему необходимо изучение простейших приемов основ рисунка и композиции для развития чувства художественного вкуса и пропорций, которые он будет применять в профессиональной деятельности. Контрольные вопросы 1. Как грамотно организовать рабочее место рисующего? 2. Что такое «техника рисунка» и для чего она нужна? 3. Каково правильное положение карандаша в руке рисующего? 4. Что такое «постановка глаза» в технике рисующего? 5. Какие средства художественного выражения вам известны? 6. Каковы различия в техниках тушевки и штриховки? 7. Что такое «мазок» и его роль в выявлении формы и фактуры изображаемого предмета? Глава 2. Геометрические композиции в рисунке 19

20 2.1. Понятие о композиции. Развитие чувства композиции Термин «композиция» произошел от латинского слова и стал регулярно употребляться, начиная с эпохи Возрождения. Композиция в искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. В композиции важна целостность произведения, гармоничное равновесие его частей. Композиция является базовым понятием, которое объединяет все сферы творческой деятельности: техническую, гуманитарную и художественную. Композиция означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой - либо идеей. В художественной области это композиция конкретных произведений искусства, связанных с созданием художественного образа. Сюда относятся композиция картины, скульптуры, произведений декоративно-прикладного искусства. Композиция это гармоничное целое, законченное произведение искусства. Композиционное начало подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви изобразительной формы, соподчиняя ее элементы друг другу и целому. Для поваров и кондитеров творческая композиция связана, прежде всего, с умением сочинять и изображать композиции тортов, пирожных и разнообразных кулинарных блюд. Гармоничная композиция поверхности торта представляет собой уравновешенные элементы декора в замкнутом контуре. Еще одно понятие композиции подразумевает грамотную организацию картинной плоскости. Картинная плоскость это лист бумаги с рисунком. Очень важно разместить (скомпоновать) изображение на листе таким образом, чтобы оно гармонично вписывалось в поле листа, было с ним соразмерно. В ходе компоновки рисунка на листе бумаги принципиальное значение имеет выбор формата. Он может быть вертикальным или горизонтальным в зависимости от характера изображения. Гармоничное равновесие всех элементов композиции дает самую реалистическую информацию об объекте рисования (рис.2.1). В композиции важно акцентировать внимание на самом важном элементе рисунка композиционном центре, который помещают ближе к середине листа. Второстепенные элементы располагаются рядом, в гармонической взаимосвязи. 20

21 Чтобы облегчить поиски композиции в учебной работе с натуры, можно воспользоваться вырезанным из небольшого листа плотной бумаги «окошком», соразмерным с листом бумаги. Это «окошко» является своеобразным искателем композиции, посмотрев через который можно увидеть изображение в уменьшенном виде и поискать наиболее удачный вариант. Развитое чувство композиции в учебном рисунке является залогом его успеха. Удачная композиция закладывает основы интересного, выразительного рисунка на протяжении всех последующих стадий работы. Контрольные вопросы 1. Что такое «композиция», ее элементы? 2. Для чего необходима композиция? 3. Как связана композиция с деятельностью будущих поваров и кондитеров? 4. Как композиция влияет на результат рисунка? 5. Что такое «картинная плоскость» и «композиционный центр», их роль в выполнении рисунка? 2.2. Простейшие упражнения по рисованию Начиная рисовать, рисовальщик проводит на бумаге те или иные линии. Они обозначают смысл будущего рисунка. Эти линейные изображения условны, но именно с их помощью можно передать трехмерное пространство на плоском листе бумаги. Любой рисунок сначала является линейным и только на последующих стадиях работы происходит конкретизация формы с помощью светотени или цвета. Отдельные рисунки выполняются только линиями. Линии по своему характеру бывают прямые и кривые; по размеру длинные и короткие; по тону светлые и темные; по назначению контурные и вспомогательные; по направлению горизонтальные, вертикальные, наклонные. Первые практические упражнения следует начинать с проведения прямых линий и деления их на равные части. Однако начинающему рисовать провести прямую линию от руки достаточно сложно. Учащимся, при этом, хочется прибегнуть к линейке. Этого делать не следует, так как линия, проведенная по линейке «мертвая» и не имеет отношения к рисованию. Ненужно пугаться первых, невыразительных движений. Рисовать 21

22 значит постепенно обретать умения, ловкость и необходимую гибкость руки. Поэтому, на первых порах, необходимо освоить движение руки слева направо с карандашом в руках. Такая своеобразная «гимнастика» движений руки поможет приобрести уверенность, легкость и свободу в начертании линий. При проведении вертикальных и горизонтальных линий, хорошо ориентироваться по краям формата листа, что будет способствовать развитию двигательной координации руки, глазомера и чувства пропорций. После упражнений с горизонтальными, вертикальными и наклонными линиями, целесообразно научиться строить сложные симметричные линии (рис. 2.2.): ломаные, волнистые и комбинированные линии, которые особенно важны в разработке орнаментальных композиций для кулинарных изделий. Различный характер линий может выражаться в их длине, толщине, светлоте, направлению движения. Такие линии создают иллюзию динамики, «выступают» или «отступают» (рис.2.3.). Наконец, эмоциональную выразительность линий можно показать в упражнениях с творческим подходом (рис.2.4.). Развитию глазомера и чувству пропорций поможет деление линий на равные отрезки. Вначале проводят несколько одинаковых отрезков для зрительной ориентации. Затем, «на глаз» делят их на четные и нечетные равные части. Для освоения техники рисунка также полезны упражнения в рисовании линий, пересекающихся под углом, в делении углов пополам. Графические упражнения позволяют подготовить руку начинающего рисовальщика к дальнейшим более серьезным изображениям. Первые из них это линейные рисунки геометрических фигур. Контрольные вопросы 1. Какие линии используют в рисунке? 2. Что выражают линии рисунка? 3. Почему в рисовании нельзя пользоваться линейкой? 4. Каким образом с помощью линий можно создать иллюзию движения? 5. Какие сложные симметричные линии вам известны? 6. Выполните упражнения по проведению прямых и кривых линий, делению отрезка на равные части. 22

23 7. Постройте сложные симметричные линии по примеру на рис Выполните упражнения на передачу различного характера и эмоциональной выразительности линий Рисование плоских геометрических фигур Плоскими геометрическими фигурами являются квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб, окружность, овал. Построение линиями данных фигур составляет содержание новых графических упражнений для дальнейшего развития и совершенствования координации движений руки и глазомера, приобретения чувства пропорций и умения изображать. Перед началом упражнений сначала лучше потренироваться в рисовании коротких линий с различными наклонами. Когда рука будет подготовлена и приобретет необходимую двигательную координацию, можно построить прямой угол. Изображение начинают с легких линий, располагающихся взаимно-перпендикулярно. Затем откладывают от точки пересечения одинаковые отрезки и обводят контуры угла более выразительно. При рисовании острого угла способ изображения будет таким же, только острый угол должен быть меньше прямого. Соответственно, тупой угол больше прямого угла. Построение углов помогает лучше сориентироваться при изображении плоских геометрических фигур (рис.2.5.). Квадрат необходимо изображать с помощью осей и диагоналей. Ось тонкая горизонтальная или вертикальная линия, проходящая через середину геометрической фигуры или какого-либо предмета изображения. Диагональ изобразительный элемент, проходящий наискосок между углами. Построение квадрата начинают с изображения взаимно-перпендикулярных осей; далее от точки пересечения осей откладывают одинаковые отрезки и через полученные точки проводят по две горизонтальные и вертикальные параллельные линии. Проведенные линии пересекаются в углах построенного квадрата. Проверить правильность и скорректировать изображение можно, достроив диагонали квадрата (рис ). Таким же способом, как и квадрат, изображают прямоугольник. Разница заключается в том, что стороны прямоугольника не равны: длина в нем больше ширины. Трапецию также изображают с помощью оси (рис ). Трапеция образуется двумя параллельными основаниями разной длины и двумя наклонными отрезками. На вертикальной оси 23

24 фиксируют две точки, через которые проводят параллельные линии; далее от верхней точки откладывают влево и вправо равные отрезки, от нижней точки так же откладывают равные отрезки в разные стороны, но другой величины. Полученные четыре крайние точки (вершины) соединяют и получают изображение трапеции. Ромб строят по взаимно-перпендикулярным осям, от точки пересечения которых откладывают попарно равные отрезки (рис ). Дуги, окружности и овалы являются криволинейными очертаниями плоских геометрических фигур. Их изображают с помощью вспомогательных коротких линий-штрихов и осей, которые необходимы для выполнения более точных построений. Например, перед проведением дуги нужно изобразить отрезок прямой, после чего легче изобразить касательную к нему кривую линию. Окружность рисуют с помощью предварительно обозначенных взаимноперпендикулярных осей, от центра которых откладывают засечками одинаковые отрезки. Затем данные отрезки соединяют плавной линией и выразительно обводят построенную окружность (рис. 2.6.). Так же с помощью осей и засечек рисуют овал. Построение плоских геометрических фигур имеет принципиально важное значение для рисования орнаментов, бытовых предметов, овощей и фруктов и др. В ходе выполнения упражнений по построению геометрических фигур различной формы особое внимание необходимо обращать на вспомогательные построения, которые необходимо выполнять легкими, воздушными, скользящими по поверхности листа линиями. Именно они определяют форму каждого изображения в целом. Контрольные вопросы 1. Какие плоские геометрические фигуры вам известны? 2. Для чего необходимо научиться строить плоские геометрические фигуры? 3. Какова роль осей и диагоналей в построении плоских геометрических фигур? 4. Как вспомогательные построения помогают в построении окружности и овала? 5. Постройте по образцу квадрат, трапецию, ромб и окружность Выполнение рисунка геометрическим методом Один из наиболее эффективных способов выполнения краткосрочного рисунка состоит в том, что рисующий использует близость формы основных частей изображаемого 24

25 предмета к тем или иным геометрическим фигурам или телам. Способ рисования, при котором геометрическая форма является вспомогательным средством для построения рисунка называется геометрическим методом. Основными геометрическими формами, лежащими в основе строения любых предметов, чаще всего являются уже известные вам простейшие геометрические фигуры: треугольник, квадрат, трапеция, круг, многоугольник и др. Используя эти фигуры для вспомогательных построений можно изобразить любые плоские формы. Начиная рисовать, необходимо, прежде всего, внимательно рассмотреть и проанализировать форму объекта изображения. Это хорошо развивает пространственное мышление, которое помогает увидеть форму обобщенно и цельно, что является залогом успешной работы. В ходе анализа формы важно выяснить ее симметричность. Все предметы, которые окружают человека в жизни, симметричны или асимметричны. Основная особенность симметричных фигур наличие оси симметрии. Симметрия предполагает равноудаленность крайних точек изображения от оси симметрии. В симметричном предмете одна половина является зеркальным отражением другой. Рассматриваемые выше геометрические фигуры являются симметричными. Соответственно, отсутствие зеркального отражения сторон относительно оси делает форму асимметричной. Рисование геометрическим методом можно свести обобщенно к следующим этапам. Рассмотрим в качестве примера построение формы бабочки (рис. 2.7.): 1. Анализируем форму бабочки и приближаем ее к форме симметричной геометрической фигуры трапеции; легкими линиями строим трапецию и ось симметрии. 2. Выявляем общие признаки изображения, обозначаем их симметрично в рисунке. 3. Выявляем индивидуальные признаки формы и декора бабочки, прорисовывая их. Обобщаем рисунок. Таким же способом можно построить простейшие формы листов березы, клена и др., которые располагаются в движении. Только их ось симметрии находится под наклоном. Геометрический метод рисования очень важен для освоения основ изобразительной грамоты. С его помощью можно осуществлять различные построения: от простейших растительных и животных форм до рисования человека. 25

26 Плоскостное рисование является подготовкой к изображению объемных предметов. Контрольные вопросы 1. В чем заключается геометрический метод рисунка? 2. Какие геометрические построения лежат в основе геометрического метода рисунка? 3. Что такое «симметрия» и «асимметрия»? 4. Приведите примеры симметричных и асимметричных композиций. 5. Каковы этапы построения рисунка геометрическим методом? 6. Выполните зарисовку бабочки по образцу на рис Нарисуйте по памяти лист березы геометрическим методом. Глава 3. Орнамент 3.1. Из истории орнамента Еще с незапамятных времен на Руси человек всегда стремился к прекрасному. Свой быт (жилье, одежду, предметы домашнего обихода) он старался украшать разнообразными мотивами, которые подсказывала окружающая природа и жизнь. Рассмотрите кувшин, выполненный народными умельцами Дагестана (цв. вкл., рис.ii.). Этот предмет оформлен орнаментом элементами росписи из вьющихся побегов, которые органически ложатся на поверхность формы. Орнамент (от лат. ornamentu - наряд, украшение). Но это не обычное украшение, а узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов. Орнаментальное украшение может быть живописным или скульптурным. Рассмотренный нами жбан украшен живописным орнаментом. Примером резного скульптурного орнамента может служить фасад нижегородской избы с двускатным перекрытием (рис. 3.1.). Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре и книжной графике. Технические средства выполнения орнамента разнообразны: роспись, резьба, гравировка, ткачество, вышивка и др. Характерной чертой орнамента является неразрывная связь с материалом и формой поверхности, которую украшают. 26

27 Происхождение орнамента относится к древнейшим эпохам истории. Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды ритмичными рядами вмятин. Таким образом, первые украшения на предметах складывались в рамках общей культуры народа в тесной связи с потребностями жизненного уклада и труда. Красота природы во всем ее многообразии раскрывала перед человеком множество интересных, причудливых форм и цветовых оттенков. Например: рисунки листьев различных растений и их плодов, узоры на крыльях бабочек, птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, загадочные рисунки обитателей подводного и животного мира и др. Природа стала для человека источником вдохновения и создания оригинальных орнаментальных композиций. Шло время и человек научился отражать свои зрительные впечатления штрихами на различных материалах: камне, кости, дереве. Позже изображения стали переносить на бытовые предметы (прялки, чашки, кувшины, мебель, одежду и др.), сохраняя закономерное ритмичное начало орнамента. Каждая местность бережно сохраняла и передавала свои национальные орнаментальные традиции из поколения в поколение. В давние времена орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых сил и духов, «оберегом» людей. Содержание и цвет узоров были глубоко символичны. Например, изображение птицы означало богатый урожай, а красный цвет выражал радость, поэтому присутствовал в праздничных обрядах. Орнаментальные мотивы Древнего мира это отражение идеалов времени. К примеру, для греков красота это строгий порядок и соразмерность, что и присутствует в их орнаментах. В средневековом орнаменте природные мотивы весьма условны. В эпоху Возрождения, когда утверждается ценность человеческой личности, орнамент тоже стремится к ясности и гармонии. Орнаменты эпохи барокко и рококо (художественные стили XVII-XVIII вв.) отличаются выразительностью форм, пышностью и великолепием. В период классицизма (начало XIX в.) происходит переосмысление общечеловеческих и художественных ценностей, которые выражаются в четкости и торжественности форм орнамента. Орнамент каждого исторического периода обнаруживает связь с духовной жизнью людей, архитектурой, декоративным искусством, отражает стиль и эстетику эпохи, осо- 27

docplayer.ru

И. Н. Иванова. Рисование и лепка

И. Н. ИвановаРисование и лепкаРассмотрены теоретические основы рисунка и лепки, геометрической композиции в рисунке. Приведены сведения об орнаментах и цветовой гармонии. Освещены методики рисования с натуры геометрических фигур… — Academia, (формат: 60x90/16, 160 стр.) Подробнее...20121417бумажная книгаИ. Н. ИвановаРисование и лепкаРассмотрены теоретические основы рисунка и лепки, геометрической композиции в рисунке. Приведены сведения об орнаментах и цветовой гармонии. Освещены методики рисования с натуры геометрических фигур… — Академия, (формат: Твердая глянцевая, 160 стр.) Подробнее...2012837бумажная книгаИванова И.Рисование и лепка. Учебник. 4-е издание, стереотипноеРассмотрены теоретические основы рисунка и лепки, геометрической композиции в рисунке. Приведены сведения об орнаментах и цветовой гармонии. Освещены методики рисования с натуры геометрических фигур… — Академия, (формат: Твердая глянцевая, 160 стр.) Подробнее...2014788бумажная книгаИванова Ирина НиколаевнаРисование и лепка. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образованияРассмотрены теоретические основы рисунка и лепки, геометрической композиции в рисунке. Приведены сведения об орнаментах и цветовой гармонии. Освещены методики рисования с натуры геометрических фигур… — Неизвестный, (формат: Твердая глянцевая, 160 стр.) Подробнее...2014847бумажная книгаБатова Ирина СергеевнаИзобразительная деятельность: рисование, аппликация, лепка. 4-5 лет. Весна. ФГОСПредставлен набор из 24 дидактических карт и 8 карт с шаблонами, позволяющий воспитателю обучить детей 4-5 лет приёмам изобразительной деятельности в рисовании, лепке, аппликации. В методических… — Учитель, (формат: 84x108/16, 176 стр.) Наглядно-тематический уголок в ДОУ Подробнее...2016314бумажная книга2+Рисование и лепка для детей от 2 до 3 лет — Эксмо-Пресс, (формат: Твердая глянцевая, 160 стр.) Авторская методика Елены Янушко Подробнее...2017404бумажная книгаД. Н. КолдинаЛепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятийВ данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий с детьми 2–3 лет по рисованию и лепке. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воображения, самостоятельности… — МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Библиотека воспитателя (Мозаика-Синтез) электронная книга Подробнее...200747электронная книгаБатова И.С.Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация. Игры-занятия для сопровождения организованной образовательной деятельности детей 3-4 лет. ФГОС ДОПредлагаемый наглядно-дидактический комплект включает в себя 16 дидактических карт и 8 карт с шаблонами, позволяющих воспитателю обучить детей 3-4 лет приемам изобразительной деятельности в… — Учитель, (формат: 60x90/16, 160 стр.) Наглядно-тематический уголок в ДОО Подробнее...2018201бумажная книгаБатова Ирина СергеевнаИзобразительная деятельность. Рисование, лепка, аппликация. 3-4 года. ФГОСПредлагаемый наглядно-дидактический комплект включает в себя 16 дидактических карт и 8 карт с шаблонами, позволяющих воспитателю обучить детей 3-4 лет приемам изобразительной деятельности в… — Учитель, (формат: 60x90/16, 160 стр.) Наглядно-тематический уголок в ДОУ Подробнее...2015248бумажная книгаБатова И.С.Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация. Игры-занятия для сопровождения организованной образовательной деятельности детей 4-5 лет. ФГОС ДОПредлагаемый наглядно-дидактический комплект включает 16 дидактических карт и 8 карт с шаблонами, позволяющих воспитателю обучить детей 4-5 лет приемам изобразительной деятельности в рисовании… — Учитель, (формат: 60x90/16, 160 стр.) Наглядно-тематический уголок в ДОО Подробнее...2018201бумажная книгаБатова Ирина СергеевнаИзобразительная деятельность : рисование, лепка, аппликация. 4-5 лет. ФГОСПредлагаемый наглядно-дидактический комплект включает 16 дидактических карт и 8 карт с шаблонами, позволяющих воспитателю обучить детей 4-5 лет приемам изобразительной деятельности в рисовании… — Учитель, (формат: 60x90/16, 160 стр.) Наглядно-тематический уголок в ДОУ Подробнее...2015248бумажная книгаКостикова НатальяТворчество с малышами. Рисование, лепка, игры с детьми до 3 летО книге Когда начинать заниматься с ребенком творчеством? Как можно раньше! В творчестве важен процесс, а не результат. А в процесс можно вовлечь и малыша, который будет только рад экспериментам и… — Манн, Иванов и Фербер, (формат: 60x90/16, 160 стр.) Книги для родителей Подробнее...2017944бумажная книгаНаталья КостиковаТворчество с малышами. Рисование, лепка, игры с детьми до 3 летКогда начинать заниматься с ребенком творчеством? Как можно раньше! В творчестве важен процесс, а не результат. А в процесс можно вовлечь и малыша, который будет только рад экспериментам и необычному… — Манн, Иванов и Фербер, (формат: 84x108/16, 176 стр.) Подробнее...2016661бумажная книгаБатова И. С.Изобразительная деятельность. Рисование, лепка, аппликация. 2-3 года. ЗимаИзобразительная деятельность. Рисование, лепка, аппликация. 2-3 года. Зима. 24 дидактические карты и 8 карт по аппликации с шаблонами по обучению приемам рисования, лепки, аппликации и методические… — Учитель, (формат: 84x108/16, 176 стр.) Наглядно-тематический уголок в ДОУ Подробнее...2015314бумажная книгаБатова И. С.Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация. Игры-занятия. 5-6 лет. ЗимаИзобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация. Игры-занятия. 5-6 лет. Зима. 32 дидактические карты по обучению приемам рисования, лепки, аппликации, методические рекомендации с… — Учитель, (формат: 84x108/16, 176 стр.) Наглядно-тематический уголок в ДОУ Подробнее...2015314бумажная книга

books.academic.ru

И. Н. Иванова. Рисование и лепка

И. Н. ИвановаРисование и лепкаРассмотрены теоретические основы рисунка и лепки, геометрической композиции в рисунке. Приведены сведения об орнаментах и цветовой гармонии. Освещены методики рисования с натуры геометрических фигур… — Academia, (формат: 60x90/16, 160 стр.) Подробнее...20121417бумажная книгаИ. Н. ИвановаРисование и лепкаРассмотрены теоретические основы рисунка и лепки, геометрической композиции в рисунке. Приведены сведения об орнаментах и цветовой гармонии. Освещены методики рисования с натуры геометрических фигур… — Академия, (формат: Твердая глянцевая, 160 стр.) Подробнее...2012837бумажная книгаИванова И.Рисование и лепка. Учебник. 4-е издание, стереотипноеРассмотрены теоретические основы рисунка и лепки, геометрической композиции в рисунке. Приведены сведения об орнаментах и цветовой гармонии. Освещены методики рисования с натуры геометрических фигур… — Академия, (формат: Твердая глянцевая, 160 стр.) Подробнее...2014788бумажная книгаИванова Ирина НиколаевнаРисование и лепка. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образованияРассмотрены теоретические основы рисунка и лепки, геометрической композиции в рисунке. Приведены сведения об орнаментах и цветовой гармонии. Освещены методики рисования с натуры геометрических фигур… — Неизвестный, (формат: Твердая глянцевая, 160 стр.) Подробнее...2014847бумажная книгаБатова Ирина СергеевнаИзобразительная деятельность: рисование, аппликация, лепка. 4-5 лет. Весна. ФГОСПредставлен набор из 24 дидактических карт и 8 карт с шаблонами, позволяющий воспитателю обучить детей 4-5 лет приёмам изобразительной деятельности в рисовании, лепке, аппликации. В методических… — Учитель, (формат: 84x108/16, 176 стр.) Наглядно-тематический уголок в ДОУ Подробнее...2016314бумажная книга2+Рисование и лепка для детей от 2 до 3 лет — Эксмо-Пресс, (формат: Твердая глянцевая, 160 стр.) Авторская методика Елены Янушко Подробнее...2017404бумажная книгаД. Н. КолдинаЛепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятийВ данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий с детьми 2–3 лет по рисованию и лепке. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воображения, самостоятельности… — МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Библиотека воспитателя (Мозаика-Синтез) электронная книга Подробнее...200747электронная книгаБатова И.С.Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация. Игры-занятия для сопровождения организованной образовательной деятельности детей 3-4 лет. ФГОС ДОПредлагаемый наглядно-дидактический комплект включает в себя 16 дидактических карт и 8 карт с шаблонами, позволяющих воспитателю обучить детей 3-4 лет приемам изобразительной деятельности в… — Учитель, (формат: 60x90/16, 160 стр.) Наглядно-тематический уголок в ДОО Подробнее...2018201бумажная книгаБатова Ирина СергеевнаИзобразительная деятельность. Рисование, лепка, аппликация. 3-4 года. ФГОСПредлагаемый наглядно-дидактический комплект включает в себя 16 дидактических карт и 8 карт с шаблонами, позволяющих воспитателю обучить детей 3-4 лет приемам изобразительной деятельности в… — Учитель, (формат: 60x90/16, 160 стр.) Наглядно-тематический уголок в ДОУ Подробнее...2015248бумажная книгаБатова И.С.Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация. Игры-занятия для сопровождения организованной образовательной деятельности детей 4-5 лет. ФГОС ДОПредлагаемый наглядно-дидактический комплект включает 16 дидактических карт и 8 карт с шаблонами, позволяющих воспитателю обучить детей 4-5 лет приемам изобразительной деятельности в рисовании… — Учитель, (формат: 60x90/16, 160 стр.) Наглядно-тематический уголок в ДОО Подробнее...2018201бумажная книгаБатова Ирина СергеевнаИзобразительная деятельность : рисование, лепка, аппликация. 4-5 лет. ФГОСПредлагаемый наглядно-дидактический комплект включает 16 дидактических карт и 8 карт с шаблонами, позволяющих воспитателю обучить детей 4-5 лет приемам изобразительной деятельности в рисовании… — Учитель, (формат: 60x90/16, 160 стр.) Наглядно-тематический уголок в ДОУ Подробнее...2015248бумажная книгаКостикова НатальяТворчество с малышами. Рисование, лепка, игры с детьми до 3 летО книге Когда начинать заниматься с ребенком творчеством? Как можно раньше! В творчестве важен процесс, а не результат. А в процесс можно вовлечь и малыша, который будет только рад экспериментам и… — Манн, Иванов и Фербер, (формат: 60x90/16, 160 стр.) Книги для родителей Подробнее...2017944бумажная книгаНаталья КостиковаТворчество с малышами. Рисование, лепка, игры с детьми до 3 летКогда начинать заниматься с ребенком творчеством? Как можно раньше! В творчестве важен процесс, а не результат. А в процесс можно вовлечь и малыша, который будет только рад экспериментам и необычному… — Манн, Иванов и Фербер, (формат: 84x108/16, 176 стр.) Подробнее...2016661бумажная книгаБатова И. С.Изобразительная деятельность. Рисование, лепка, аппликация. 2-3 года. ЗимаИзобразительная деятельность. Рисование, лепка, аппликация. 2-3 года. Зима. 24 дидактические карты и 8 карт по аппликации с шаблонами по обучению приемам рисования, лепки, аппликации и методические… — Учитель, (формат: 84x108/16, 176 стр.) Наглядно-тематический уголок в ДОУ Подробнее...2015314бумажная книгаБатова И. С.Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация. Игры-занятия. 5-6 лет. ЗимаИзобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация. Игры-занятия. 5-6 лет. Зима. 32 дидактические карты по обучению приемам рисования, лепки, аппликации, методические рекомендации с… — Учитель, (формат: 84x108/16, 176 стр.) Наглядно-тематический уголок в ДОУ Подробнее...2015314бумажная книга

books.academic.ru

Рисование и лепка И. Н. Иванова

У нас вы можете скачать книгу Рисование и лепка И. Н. Иванова в fb2, txt, PDF, EPUB, doc, rtf, jar, djvu, lrf!

Учебник для начального лепка для кондитеров. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рисование и лепка для кондитеров учебник: Шембель Рисование и лепка для Учебник для и кондитеров.

В книжном интернет магазине ozon можно купить учебник рисование и лепка для кондитеров. Учебник для нач Рисование и лепка: Навыки грамотного рисования и лепки нужны кондитеру для реализации творческого замысла и образного представления композиции в декоративном оформлении тортов и пирожных.

Учебник состоит из двух частей: I - рисование, II - лепка. Технология продукции общественного питания: Учебник для бакалавров блюд, кулинарных и кондитерских изделий, а также пищи для детей, людей. Учебник Учебник для Игрушки для улицы. Учебник для профессионально-технических училищ. Шембель - 3-е изд. Анфилова Н Рисование и лепка для кондитеров. Цель и задачи рисования. Рисунок - важнейшая область художественного творчества. Инструменты и материалы для лепки. Учебник рисование и лепка для кондитеров онлайн шембель.

ЗаFollowМеня вещи, которые в хорошем состоянии, я отдаю на благотворительность - одежду, украшения, книги. Специальное рисование и лепка кондитеров по учебник посвящен. Серия Учебники XXI века. Тортам, пирожным и другим мучным Кондитерским изделиям придают красивый внешний вид, используя навыки рисования, лепки и украшения, выполненные из училищ, лицеев и тем, кто хочет стать домашним кондитером.

Учебники XXI века Издательство. Издательский центр Академия, Рассмотрены техника выполнения линейного и тонального рисунка, композиция торта, лепка фруктов и овощей, животных и птиц, изготовление макетов тортов.

Рисование и лепка кондитерских. В книжном интернет-магазине ozon можно купить учебник Рисование и лепка для кондитеров. В е годы в России появились. И лепка для кондитеров рисование и лепка для учебник. Рисование и лепка в кондитеров. Цели и плана и программ. Название Рисование и лепка кондитерских изделий Автор Коева. Учебник для общеобразовательных Рисование и лепка: Аннотация, отзывы читателей, иллюстрации. Купить книгу по привлекательной цене. Изготовление макета торта в соответствии требованиям к художественной отделке кондитерских изделий.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы. Издательский центр Академия, Рисование и лепка для кондитеров: Программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования Видео урок на тему: Разработка внеклассного мероприятия "Куклы-обереги".

Морская стилистика в молодёжной одежде. Воспользуйтесь поиском по нашей базе из материала. Вы первый можете оставить свой комментарий. Скачать материал целиком можно бесплатно по ссылке внизу страницы. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы Основные источники: Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов Результаты обучения освоенные умения, усвоенные знания Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Умения: Лучина Галина Алексеевна Авторский сценарий к Новогоднему призднику "Маша и Медведь в гостях у ребят".

Авторский сценарий "Лунтик и его друзья на Новогодней Ёлке". Авторский элективный курс по русскому языку "Всемогущий и занимательный синтаксис". Авторский социально — образовательный проект "Я и дорога".

X фестиваль "Японская осень в Санкт-Петербурге" Исследования о особенностях культуры Японии. Электронный учебник "Коммуникационные технологии". Учебник "Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании ". Интегрированный урок литературное чтение и ИЗО 4 класс "Авторский почерк в переводах хокку. Иллюстрирование японского хокку поэта Кобаяси Иссы "Дикие гуси". Авторский курс "Литературное краеведение". Авторский видеоролик с литографиями по трагедии В.

Авторский сценарий "Выпуск в школу".

nmpnews.ru


Смотрите также