Внеурочное занятие для первоклассников по теме "Учимся выражать свой гнев". Упражнение рисование собственного гнева


Программа коррекции взаимоотношений детей с агрессивным поведением

Программа коррекции взаимоотношений детей с агрессивным поведениемСоставил: воспитатель МБДОУ "Детский сад №226" Хань Диана Игоревна1. Пояснительная запискаАктуальность: Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает                   на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом,                     становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей Однако, агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке   и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать                                  на происходящие вокруг него события.Агрессивность как черта личности неизбежно придает взаимоотношениям деструктивный оттенок, разобщает людей,             держит их в напряжении.  Агрессивных детей сверстники часто                          не  любят, навешивая на них  ярлыки самых неприятных. Агрессивные дети, как правило, не обучены адекватным средствам общения, в группе живут обособлено, чаще других детей вступают в конфликт со взрослыми                 и сверстниками, часто отказываются от взаимодействия с ними, и  думают, что не будут приняты остальными членами группы. Они с помощью           своей агрессии пытаются установить контакт, что приводит к порицанию

 

Скачать конспект

          в их сторону и отвержению. Агрессивные дети имеют низкий уровень эмпатии, им сложно распознавать свои и чужие эмоции.                                         Во взаимоотношениях очень часто подозрительны и насторожены.             Таким детям необходимо помочь наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития их личности.негативное. Эти дети живут  в группе обособленно, не считаются с мнением других,  чаще вступают в конфликт с взрослыми и сверстниками (дерутся, кричат,  спорят и т.д.), не умеют выражать свой гнев приемлемыми способами. Для них  характерен низкий уровень эмпатии. Это и обусловило актуальность данной программы, цель которой заключается в коррекции взаимоотношений детей с агрессивным поведением.Для реализации поставленной цели нами были выделены следующие направления работы:обучение ребенка приемлемым способам и техникам выражения гнева;обучение навыкам контроля и управления собственным гневом;обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям;формирование осознания собственного эмоционального мира,                         а так же чувств других людей, развитие эмпатии;развитие позитивной самооценки.Программа предполагает следующие принципы взаимодействия:отказ от использования ярлыков;принцип конструктивной, обратной связи;принцип конфиденциальности;принцип взаимодействия в стиле диалога;принцип оптимизации и развития;принцип опоры на положительное;принцип уважения неудач;принцип добровольности;принцип сознательности и активности.Количественный состав группы: на этапе отреагирования гнева работа должна строиться в индивидуальном порядке, следующие этапы коррекционной работы могут вестись одновременно со всеми детьми.Периодичность проведения работы: занятия проводятся два раза                в  неделю. Общее количество занятий: 14 занятий.Продолжительность одного занятия: 30 минут.2. Тематический план№занятия    Дата проведениязанятия    Используемые игры и упражнения    Форма1    15.03.    Упражнение «Рисование собственного гнева», упражнение «Сдвинь камень», упражнение «Солнечный зайчик».    Индивидуальная форма работы2    19.03..    Упражнение «Пластическое изображение гнева», игра «Разговор с руками», игра «Маленькое привидение», игра «Говори», упражнение «Песок».    3    22.03.    Упражнение «Лепка собственного гнева», игра «Ласковые лапки», упражнение                  «У моря».    4    26.03.    Игра «Два барана», игра «Ругаемся овощами», игра «Клубочек», упражнение «Черепаха».    Групповая  форма  работы5    29.03.    Игра «Обзывалки», игра «Рубка              дров», игра «Клубочек», упражнение «Апельсин».    6    2.04.    Упражнение «Эмоции», игра «Ух, как                      я зол», игра «Попроси игрушку», упраж-нение «Солнечный зайчик».    7    5.04.    Упражнение «Групповой портрет», упражнение «Угадай-ка», игра «Похва-лилки», упражнение «Пушинка».    8    9.04..    Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации, игра «Разговор                с руками», упражнение «Символическое изображение эмоций», игра «За что меня любит мама»,  упражнение «Облако».    9    12.04.    Игра «Два барана», упражнение «Мне нравится в тебе…», упражнение «Работа                с фотографиями», игра «Трио», упражнение «Песок».    10    16.40.    Упражнение «Танцы - противоположности», игра «Ругаемся овощами», упражнение «Копилка хороших поступков», упражнение «У моря».    11    19.04.    Игра «Конструктор», игра «Клубочек»,           игра «Отражение чувств», упражнение «Черепаха».    12    23.04.    Игра «Попроси игрушку» (усложнение), игра «Рубка дров», игра «Похвалилки», упражнение «Апельсин».    13    26.03.    Игра «Обзывалки», игра «Ух, как я зол», игра «Клубочек», упражнение «Гнев», упражнение «Пушинка».    14    2.05.    Упражнение «Групповой портрет», упражнение «символическое изображение эмоций», игра «За что меня любит мама», игра «Разговор с руками», упражнение «Черепаха».    3. СодержаниеЗанятие № 1 (индивидуальное).Упражнение «Рисование собственного гнева».Цель: обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева                 и агрессивности, отреагирование негативной ситуации в целом.Для выполнения упражнения понадобятся листы бумаги                        для рисования, цветные мелки, фломастеры.1. Попросите ребенка подумать от той ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство гнева, агрессии с их стороны.2. Попросите ребенка отметить, в каких частях (части) тела                     он максимально ощущает свой гнев. Обсудите это с ребенком.3. Когда ребенок будет рассказывать о своих ощущениях, спросите его: «На что похож твой гнев?», «Можешь ли ты его изобразить                            в виде рисунка».Как правило, дети охотнее откликаются на рисунок. Часто чувство гнева ассоциируется у детей с огненной лавой, разбушевавшимся вулканом, черным ураганом, драконом, разъяренным тигром, пантерой или конкретным обидчиком, который вызывал столь сильные негативные чувства.4. Важно обсудить с ребенком его рисунок, проявляя при этом искренний интерес, и отметить: что изображено на рисунке; что чувствовал ребенок, когда рисовал свой гнев; 5. Далее спросите ребенка, что ему хочется сделать с этим рисунком.Часто дети в ходе рисования своего гнева (ярости, агрессии) начинают высказывать все, что они думают по поводу всей ситуации                и своего обидчика. Не нужно мешать им, поскольку чем полнее                     они выскажутся, тем более это будет способствовать изменению образа               в позитивную сторону, а, следовательно, позитивному изменению                    их эмоционального состояния в целом.Упражнение «Сдвинь камень».Цель: обучение ребенка навыкам соморегуляции.Ребенок лежит на спине. Попросить его представить, что возле   правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу                и сильно напрячь ее (8-12 секунд). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплая, мягкая, отдыхает». Затем то же самое проделывается с левой ногой.Упражнение «Солнечный зайчик».Цель:  обретение внутренней стабильности, спокойствия.Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал                  по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике,                         на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, животик, руки, он забрался за шиворот, – погладь его.Занятие № 2 (индивидуальное).Упражнение «Пластическое изображение гнева».Цель: обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева                 и агрессивности, отреагирование негативной ситуации в целом.Попросите ребенка встать в произвольную позу (или сесть). Затем попросите его подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает                 у него  наибольшее чувство гнева. Затем попросите его сосредоточиться на своих ощущениях                       и отметить, в каких частях (части) тела они наиболее сильные. Попросите ребенка встать (если они сидел), и пусть он начнет совершать движения таким образом, чтобы максимально выразить те чувства (негативные ощущения), которые испытывает. Причем побудительный импульс движения должен исходить из той части тела, где негативные чувства (ощущения) наиболее сильные. При этом не нужно контролировать свои движения, важно выразить свои чувства.Обсуждение: легко ли было выполнить упражнение; в чем испытывал затруднение; что чувствовал во время выполнения упражнения; изменилось ли состояние после выполнения упражнения.Игра «Разговор с руками».Цель: обучение ребенка навыкам саморегуляции.Попросить ребенка обвести на листе бумаги силуэт ладони, затем предложить оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами. После этого можно завести беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Какие вы?»… Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они много              умеют делать (перечислить, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками            и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2–3 дней                      они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный             срок, похвалив послушные руки и их хозяина.Игра «Маленькое привидение».Цель: научить ребенка выплескивать в приемлемой форме накопившийся гнев.«Сейчас мы  будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку ты будешь делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, ты будешь тихо произносить «У», если я буду громко хлопать – громко произносить.                    Но помни, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодец! Пошутил и достаточно. Давай снова станем детьми». Игра «Говори».Цель: на развитие умения контролировать импульсивные действия.«Давай поиграем. Я буду задавать простые и сложные вопросы,               но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!». Давай потренируемся: «Какое сейчас время года?» (делает паузу) «Говори!». «Какого цвета у нас в группе потолок?»,  «Какой сегодня день недели?» и  т.д.Упражнение «Песок».Цель: обретение внутренней стабильности, спокойствия.Попросить ребенка лечь удобно и представить: «В твоих руках находится песок. Чтобы его удержать, сожми пальцы сильно в кулак. А теперь посыпь его на колени, постепенно раскрывая пальцы, стряхни песок с рук, расслабляя кисти и пальцы, урони руки вдоль тела.Занятие № 3 (индивидуальное).Упражнение «Лепка собственного гнева».Цель: обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева                 и агрессивности, отреагирование негативной ситуации в целом.Для выполнения упражнения понадобятся пластилин, глина.1. Попросите ребенка подумать от той ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство гнева, агрессии с их стороны.2. Попросите ребенка отметить, в каких частях (части) тела                     он максимально ощущает свой гнев. Обсудите это с ребенком.3. Когда ребенок будет рассказывать о своих ощущениях, спросите его: «На что похож твой гнев?», «Можешь ли ты слепить его».4. Важно обсудить с ребенком его поделку, проявляя при этом искренний интерес, и отметить: что слепил ребенок, что чувствовал, когда лепил свой гнев. 5. Далее спросите ребенка, что ему хочется сделать с этой поделкой.Игра «Ласковые лапки».Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.     Взрослый подбирает 6–7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.    Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.Упражнение «У моря».Цель: обретение внутренней стабильности, спокойствия.Педагог предлагает сесть удобно и говорит: «Представь, что ты находишься у моря. Теплый ветер колышет твои волосы. Иногда до тебя долетают прохладные брызги воды. Они возвращают силу и внутреннюю анергию. Ты чувствуешь спокойствие и умиротворение».    Занятие № 4.Ритуал приветствия.Дети заходят и  садятся на ковер, образуя круг. Поворачивают голову в правую сторону и приветствуют товарища, и то же самое в левую сторону.

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

Коррекционно-развивающее занятие "Как научиться справляться с гневом?" (5-7 класс)

Коррекционно-развивающее занятие «Как научиться справляться с гневом?»

Цель: обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.

1. Приветствие

Упражнение «Привет и комплимент в подарок».

Ребята по кругу здороваются и говорят комплимент соседу.

2. Беседа «Эти разные эмоции. Что такое гнев и как с ним справиться».

Ведущий организует беседу о чувствах и эмоциях. Обсуждается: Что такое эмоции, их происхождение и разновидности, как они возникают? Зачем нужны негативные чувства? Что такое гнев, агрессия? Гнев - самая отрицательная эмоция.

На первой стадии отреагирования гнева можно использовать следующие методы и способы:

- комкать и рвать бумагу;

- бить подушку или боксёрскую грушу;

- топать ногами;

- громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу» из плотной бумаги;

- пинать ногой подушку или консервную банку;

- написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;

- втирать пластилин в картонку.

Ввод правил

Прежде чем перейдёшь к действию, скажи себе «Стоп!»

Прежде чем перейдёшь к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10.

Для особо драчливых детей. Прежде чем перейдёшь к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так делать до 10 раз.

Прежде чем перейдёшь к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать.

«Говори уважительно со старшими», «Относись бережно к вещам», «Держи руки при себе».

Важно при составлении таких правил отказаться от использования отрицательной частицы «не»: «не дерись», «не ломай», «не груби» и т.д.

3. Упражнение «Пластическое изображение гнева»

(индивидуальное, групповое)

1. «Пожалуйста, встань (или сядь) в удобную для тебя, свободную позу. Подумай о той ситуации (человеке), которая вызывает у тебя наибольшее чувство гнева».

2. «Сосредоточься на своих ощущениях, отметь, в каких частях (части) тела они наиболее сильные».

3. «Пожалуйста, встань и двигайся так, чтобы как можно сильнее выразить те ощущения, которые ты испытываешь. Не контролируй свои движения, вырази чувства».

4. Рефлексия:

- Легко ли было выполнить упражнение?

- В чём ты испытывал затруднение?

- Что ты чувствовал во время выполнения упражнения?

- Изменилось ли твоё состояние после выполнения упражнения?

4. Упражнение «Рисование собственного гнева (лепка из пластилина, глины)» (индивидуальное)

Примечание: в процессе этого упражнения важно не мешать ребёнку высказываться

Оборудование: листы бумаги для рисования, цветные мелки, фломастеры (пластилин, глина).

1. «Пожалуйста, подумай о той ситуации (человеке), которая вызывает у тебя очень сильное чувство гнева, злости».

2. «Прислушайся к себе и отметь, в каких частях тела ты максимально ощущаешь свой гнев».

3. Когда ребёнок будет рассказывать о своих ощущениях, можно задать вопрос: «На что похож твой гнев? Можешь ли ты изобразить его в виде рисунка или слепить свой гнев из пластилина?»

4. Обсуждение рисунка:

- Что изображено на рисунке?

- Что ты чувствовал, когда рисовал свой гнев?

- Можешь ли ты поговорить от лица своего рисунка? (для выявления скрытых мотивов и переживаний)

- Изменилось ли твоё состояние, когда ты полностью прорисовал свой рисунок?

5. «Что тебе хочется сделать с этим рисунком?»

Некоторые дети мнут, рвут рисунок. Но многие выражают желание нарисовать ещё один вариант рисунка, когда «он изменился».

Обсуждение нового рисунка:

- Что ты чувствуешь, когда рисуешь новый вариант?

- Поговори, пожалуйста, от лица нового рисунка.

- Каким стало твоё состояние теперь?

5. Упражнение «Галерея негативных портретов» (для детей от 9 лет)

1. «Сядьте, пожалуйста, поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните 3-4 раза, закройте глаза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку-галерею: на ней выставлены фотографии (портреты) людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, которые, как вам кажется, поступили с вами несправедливо».

2. «Походите по этой выставке, рассмотрите портреты, обратите внимание, как они выглядят (цвет, размер, отдалённость, выражение лиц). Выберите любой из них и остановитесь возле него. Какие чувства вызывает у вас портрет этого человека?»

3. «Мысленно выразите свои чувства, адресуя их портрету. Не сдерживайте своих чувств, мысленно говорите всё, что хочется сказать, не стесняясь в выражениях. А также представьте, что вы делаете с портретом всё, к чему побуждают ваши чувства. После того, как вы сделали это упражнение, сделайте глубокий вдох 3-4 раза и откройте глаза».

4. Рефлексия:

- Что легко, а что трудно было сделать в этом упражнении?

- Что понравилось, что не понравилось?

- Кого вы увидели в галерее, кого выбрали, на ком остановились?

- Как менялось ваше состояние в процессе выполнения упражнения?

- Чем отличаются чувства в начале и в конце упражнения?

6. Упражнение «Письма гнева» (для детей от 9 лет)

1. «Пожалуйста, подумай о том человеке, который вызывает у тебя злость и активное неприятие, а также о тех ситуациях, связанных с этим человеком, где негативные чувства проявлялись особенно сильно и остро».

2. «Напиши, пожалуйста, письмо этому человеку. Расскажи честно и искренне о своих переживаниях, о том, что тебе хочется сделать».

Важно, чтобы ребёнок полностью выразил свои чувства, освобождаясь от них (ребёнок должен быть предупреждён, что кроме него это письмо никто никогда не увидит и не прочтёт).

3. «Ты написал письмо. Скажи, что тебе хочется сделать с ним?»

4. Рефлексия:

- Тебе трудно было писать письмо?

- Всё ли ты высказал или осталось что-то не высказанным?

- Изменилось ли твоё состояние после написания письма?

7. Релаксация «Игра с песком»

Предложить ребенку сесть на стул и упереться о спинку. Он – на песочном берегу реки, где песок прохладный и сыпучий. Закрыв глаза, следует на глубоком вдохе «набрать в руки песок», как можно сильней сжать пальцы в кулак, удерживая песок и задержать дыхание. Затем на выдохе песок нужно потихоньку «высыпать» на коленки, после чего руки можно обессилено уронить вдоль тела.

8. Рефлексия

infourok.ru

Внеурочное занятие для первоклассников по теме "Учимся выражать свой гнев"

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

«Психология. Жизненные навыки»

Социально-психологическое направление

Открытое занятие

по теме: Учимся выражать свой гнев

(внеурочное занятие учащихся 1 класса)

Подготовила:

Савельева Т.М.

Тип занятия – обзорное занятие

Вид занятия – тренинг

Цель:

Познакомить детей с миром чувств как способом формирования произвольности и саморегуляции; заинтересовать учащихся образовательным процессом и приобщить к занятиям по психологии.

Задачи:

  1. Научить детей распознавать основные чувства и выражать их

  2. Дать детям возможность выразить свой гнев

  3. Довести до детей мысль о том, что чувствовать гнев – это нормально, и одновременно дать способы контроля своего агрессивного поведения

  4. Научить детей чувствовать степень собственной раздраженности

  5. Научить конкретному способу выражения гнева

Методическое оснащение:

- техническое оснащение:

компьютер, проектор, запись веселой и тревожной музыки, запись мультфильма «Маша и медведи», презентация о чувстве гнева, агрессивном поведении

- инвентарь:

листы бумаги, цветные карандаши, пластиковые стаканы с водой

Основные источники информации:

- Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе / Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 202

План занятия:

1 этап. Организационно-подготовительный – 5 минут

-Приветствие, эмоциональный срез, сообщение цели и задачи занятия

2 этап. Конструирующий: основной, систематизированный, контрольный – 25 минут

- Разговор о чувствах

- Упражнение «Покажем чувства рукой, головой, телом»

- Разговор о злости

- Упражнение «Стаканчики гнева»

- Разговор об агрессивном поведении

- Упражнение «Рисуем свой гнев»

- Упражнение «Импульс»

3 этап. Итоговый: аналитический, рефлексивный, информационный – 5 минут

- Подведение итога занятия, рефлексия

Продолжительность занятия – 35 минут

Ход занятия:

Дети заходят в кабинет под веселую музыку и садятся на расставленные в круг стулья.

Педагог: Здравствуйте, ребята!

На нашем сегодняшнем занятии мы еще подробнее познакомимся с миром чувств, узнаем о таком чувстве как злость и научимся правильно его выражать.

Для начала я хочу спросить у вас: «какое у вас сейчас настроение?» (дети отвечают). А почему оно хорошее? или плохое? (отвечают). А повлияла ли музыка, которую вы слышали, когда входили в кабинет, на ваше настроение? (отвечают).

Вот видите, на наше настроение всегда влияет кто-то или что-то из нашего окружения: фильмы, которые мы смотрим, музыка, которую мы слушаем, люди, с которыми мы общаемся. И это окружение может влиять на нас по-разному: делать наше настроение как хорошим, так и плохим. Кто-нибудь может привести пример, когда настроение становилось плохим? (дети приводят примеры).

Педагог: А сейчас, когда мы с вами вспомнили про настроение, я хочу вам кое-что рассказать: в основе нашего настроения всегда лежат наши чувства. И для того, чтобы вспомнить чувства, которые мы знаем, я попрошу вас выполнить следующее упражнение.

Упражнение «Покажем чувства рукой, головой, телом»

Педагог: Сейчас я буду называть чувство, а вы будете его показывать: сначала только рукой, затем лицом, а потом всем телом. Итак, начнем.

Чувство радости. Покажем его только рукой, а теперь лицом, а теперь встанем и покажем всем телом, как мы радуемся (дети показывают). Теперь удивление. Сначала рука, потом лицо, затем тело (показывают). А сейчас покажем злость. Также рукой, потом лицом, а потом всем телом (показывают).

Педагог: Вот мы с вами и вспомнили некоторые чувства, показали их на себе и увидели друг на друге. А сейчас я попрошу вас посмотреть на экран.

Презентация (слайды с изображениями людей и животных в агрессии).

Педагог: Ребята, скажите, какое чувство испытывали люди и животные на этих картинках? (дети отвечают: злость)

А как вы думаете, злость – это хорошее или плохое чувство?

(дети отвечают, большинство говорят, что плохое)

Педагог: На самом деле, злость – не хорошее и не плохое чувство. Впрочем, как и все остальные. Плохим может быть лишь выражение этой злости. Если бьем кого-то или обзываем – это плохо, но само чувство, возникшее в нас, нейтрально. У чувства гнева есть позитивные стороны: он указывает нам на проблему, на то, что надо менять, или то, что нельзя изменить, однако можно выдержать. По этому, злость и агрессивное поведение – разные вещи. На самом деле существуют способы выражения собственного гнева, не прибегая к агрессивному поведению, и одному такому способу мы сегодня научимся в конце занятия.

Но сначала, немного подробнее разберемся в самом чувстве гнева. Вы знаете, что оно тоже может быть разным? Он может быть незначительным, слабым, и тогда он будет называться раздражение, а может быть очень сильным, когда нам кажется, что он сейчас перельется через край, а это – уже ярость.

И сейчас, чтобы увидеть это различие, я попрошу вас посмотреть на экран.

Мультфильм «Маша и медведи» (дети смотрят).

Педагог: Как вам кажется, кто из медведей разозлился сильнее всех? (дети отвечают, мнения могут быть разными, принимаются любые из них) А кто меньше? (отвечают)

На самом деле, правильного ответа нет. Кому-то кажется, что сильнее всех разозлился папа-медведь, кому-то – мишутка. Любое мнение – правильно, потому что у каждого злость разная и проявляет он ее по-разному. И чтобы лучше это увидеть и понять, мы с вами выполним одно упражнение.

Упражнение «Стаканчики гнева».

Педагог: Сейчас я возьму стакан с водой (берется пластиковый прозрачный стакан с водой, воды немного), как вы видите воды в нем немного. А теперь представьте, что то количество воды, которое в нем есть – это количество злости в вас. И я хочу попросить вас рассказать мне о тех случаях, когда злости в вас было столько, сколько воды в этом стакане. Кто хочет рассказать? (выбирается 4-5 детей из желающих, им дается стакан с водой и они рассказывают свои случаи).

После того, как дети рассказали истории, в этот же стакан доливается небольшое количество воды, чтобы он был заполнен наполовину.

Педагог: Посмотрите, сколько теперь стало воды в стакане. Ее стало больше. И теперь я хочу услышать случаи, когда злости в вас было именно столько. Кто хочет? (выбираются еще 4-5 детей, которые отвечают)

Так, хорошо. А сейчас я долью в стакан еще воды (наливается полный стакан). Посмотрите, стакан наполнен водой. Представьте ситуации, когда вы злились настолько, что кажется злость переливалась через край (слово дается детям, которые не говорили до этого).

Вот, ребята, сейчас мы с вами смогли увидеть какая разная бывает злость – от раздражения до ярости. К тому же, мы увидели, что для каждого в абсолютно разных ситуациях злость проявляется совершенно по-разному.

А сейчас мы перейдем к тому, о чем говорили в начале занятия. А именно научимся правильно выражать свой гнев. На самом деле, таких способов существуем множество. Кому-то, для того, чтобы успокоиться, нужно пойти на улицу и подышать свежим воздухом, кому-то – побить что-нибудь мягкое, например, подушку. Но сегодня я научу вас другому способу – выражение злости через рисунок.

Упражнение «Рисуем свой гнев».

Педагог: Ребята, сейчас я попрошу вас сесть за парты (дети садятся за парты, на которых заранее подготовлены листы бумаги и цветные карандаши).

Итак, сейчас, вспомните случай, когда вы злились. Может, это будет что-то очень запоминающееся или что-то, что произошло сегодня или ситуации, которые вы описывали в предыдущем упражнении. А теперь, когда вы вспомнили, я прошу вас нарисовать вашу злость. Вы можете рисовать любые фигуры, линии, все, что придет вам в голову. Итак, начинаем (включается тревожная музыка, дети рисуют).

Хорошо, сейчас вы видите перед собой вашу злость, вы выразили ее на бумаге. И для того, чтобы от нее избавиться, вы можете сделать с этим рисунком все, что угодно. Можете его порвать, выкинуть, смять, а если хотите, можете ничего не делать и забрать рисунок себе. Приступаем (дети рвут и мнут рисунки, выкидывают их).

Итак, ребята, возвращаемся в круг (дети садятся на стулья). Скажите мне, помогло ли вам упражнение справиться со своей злостью? (дети отвечают, что помогло). Это хорошо, теперь вы знаете, что свой гнев можно выразить правильно, никого не толкнув и не ударив.

А для того, чтобы закончить наше занятие на хорошей ноте и окончательно оставить нашу злость я попрошу вас встать и выполнить следующее упражнение (дети встают).

Упражнение «Импульс».

Давайте все возьмемся за руки. Сейчас я передам импульс своего тепла своему соседу справа, сделаю я это чуть-чуть сжав его руку. Он этот импульс передаст своему соседу и так по кругу пока импульс не вернется ко мне. Итак, начнем (дети по кругу сжимают руку своему соседу, передавая импульс).

Педагог: Наше занятие подошло к концу и пока подводить итоги.

Ребята, чему мы с вами сегодня на занятии научились?

Дети: Правильно выражать свой гнев.

Педагог: И как мы это сделали?

Дети: Нарисовали его и выбросили нарисованную злость.

Педагог: А вам понравилось сегодняшнее занятие? (дети отвечают: да) а какое упражнение вам запомнилось больше всего (дети отвечают).

Хорошо, ребята. На этом наше занятие закончено. До свидания!

Дети выходят из кабинета.

infourok.ru

Сайт педагога-психолога Оськиной О.В. - Занятие №3. «Избавляемся от гнева правильно»

 

Задачи:

1. Обучение учащихся приемлемым способам избавления от гнева и других негативных эмоций.

2. Обогащение репертуара поведенческих реакций в конфликтной ситуации.

3. Знакомство учащихся с разными техниками «выпускания пара» (ауторелаксацией, сморегуляцией, дыхательной гимнастикой, самовнушением и др.), их отработка.

4. Развитие умения анализировать собственное поведение, эмоции.

 

Ход занятия:

 

1. Разминка  (Любая игра на групповое взаимодействие).

 

2. Обсуждение домашнего задания (Учащиеся делятся информацией о том, получилось ли у них выражать свой гнев, обиду с помощью «волшебной» фразы. Помогла ли эта форма выражения негативных эмоций в разрешении конфликтных ситуаций и ссор?).

 

3. Просмотр м/ф «Уроки хороших манер: Умение управлять гневом» (В мультипликационном фильме в виде поучительной беседы учителя с учащимися даются знания о том, какими способами можно избавиться от своего гнева (и других негативных чувств), не причинив вред самому себе и окружающим.)

4. Обсуждение м/ф (Вопросы для обсуждения: «Какие чувства обычно возникают у человека в ответ на грубое поведение окружающих?», «Можно ли постоянно держать гнев (обиду и другие негативные чувства) внутри себя? Почему?», «Какие способы в мультфильме предлагаются для выплескивания гнева и других негативных эмойций? Опасные ли эти способы или безопасные?» В беседе с детьми необходимо подвести их к выводу о том, что грубое поведение человека может вызывать у других людей множество негативных чувств. Возникающие негативные чувства - злость, гнев - как нельзя держать в себе, так и нельзя выплескивать на окружающих. От имеющегося гнева и других негативных эмоций необходимо избавляться с помощью приемлемых способов: пробежаться или выполнить другое физическое упражнение; покричать наедине; побить боксерскую грушу и т.д.)

5. Информация на заметку «Как правильно «выпускать пар»?» (Учащиеся информируются о том, что существуют так называемые приемы «выпускания пара» - избавления от агрессии, гнева и других негативных чувств и эмоций. Далее психолог знакомит учащихся с перечисленными ниже приемами, предлагая выполнить ряд упражнений).

 

5.1. Упражнение «Кулачки» («Лимон»). Учащиеся обучаются следующей технике: необходимо встать прямо, опустить руки вдоль туловища, сильно, до боли, сжать кулаки и затем очень медленно их разжать. Детям следует обратить внимание на разницу между ощущениями, которые они испытывают в напряженном и в расслабленном состоянии. Дети рассказывают о своих впечатлениях. Тренер сообщает ребятам, что это упражнение позволяет сдержать первый импульс, побуждающий к физической агрессии.

При выполнении упражнения «Лимон», ребята должны представить, что в руках они сдавливают лимон, выжимая лимонный сок – полностью, без остатка.

 

5.2. Упражнение «Посчитай до десяти». Психолог предлагает учащимся вспомнить свое внутренне состояние в одной из ситуаций, когда они испытывали гнев, обиду, злость, и попытаться воспроизвести его. После этого необходимо задержать дыхание и, прежде чем начать что-то делать или говорить, посчитать до десяти. Вместе с тренером дети отрабатывают данный прием и затем обсуждают, как трансформировалось их состояние. Изменилось ли первоначальное намеренье быть агрессивным? Каким оно стало? Кому это упражнение помогло сдержаться?

 

5.3. Упражнение «Воздушный шарик». Ребятам предлагается превратиться в воздушный шарик, для чего необходимо: поднять руки вверх, изображая воздушный шарик; глубоко вдохнуть – наполнить шарик воздухом и задержать дыхание. После – медленно выдохнуть, выпустив воздух из шарика, при этом руки медленно опускаются вниз. Шарик сдулся и стал похож на тряпочку: голова склонилась на грудь, руки расслабленно опущены вдоль туловища. Упражнение выполняется 2-3 раза. Психолог обращает внимание ребят, что это упражнение также можно использовать для снятия гнева или злости. Если не поднимать руки наверх, то его можно делать совсем незаметно для окружающих.

 

5.4. Упражнение «Лист гнева» («Рисунок обидчика», «Порви бумагу»). Ребята информируются о следующем приеме «выпускания пара»: нарисовать на листке бумаги обидчика, а после скомкать, потоптать, разорвать на мелкие кусочки этот листок. Можно просто разорвать ненужный вам листок, потратив всю отрицательную энергию на это действие.

 

5.5. Упражнение «Боксерская груша» («Кукла Бобо», «Подушка гнева» и т.п.). Тренером заблаговременно готовится инвентарь, который будет выполнять функцию боксерской груши, куклы Бобо, подушки гнева: подушки, мягкие съемные спинки крессел, скатанный валиком матрац и т.п. Ребятам предлагается возможность «отлупить грушу». После выполнения упражнение детям сообщается, что сейчас ими был использован один из приемов, позволяющих «выпустить пар», выплеснуть агрессивную энергию.

 

Подытоживая работу по обучению школьников приемлемым способам избавления от агрессии, гнева и других негативных эмоций, необходимо обратить их внимание на то, желательно эти методы использовать в сочетании друг с другом.

 

6. Д/З – В момент нарастания негативных чувств – гнева, обиды, злости – постараться воспользоваться наиболее понравившимися способами правильного избавления от них (классный руководитель/воспитатель ежедневно напоминает учащимся о разнообразных безопасных способах избавления от гнева).

 

7. Обсуждение домашнего задания: Учащимся предлагается вспомнить прочитанную сказку Бретт Д. «Истории про Энни: Релаксация» и ответить на вопросы: «Какой из способов предлагается в рассказе для избавления от плохого настроения?», «Как влияет на человека расслабление?». Учащиеся информируются о том, что с сегодняшнего дня в конце каждого занятия они будут выполнять релаксацию (расслабление) под спокойную музыку.

 

8. Сеанс релаксации «Ручей» под спокойную музыку.

 

9. Прощание – Игра – пантомима «Подари подарок» (Учащиеся по кругу друг другу без слов, а только с помощью жестов изображают подарки, которыми хотели бы одарить своих одноклассников. Получивший подарок должен поблагодарить дарящего. Ведущий начинает первый выполнять задание, задавая правильный настрой).

 

oskinaolga.ucoz.ru


Смотрите также