Презентация и конспект урока "Изображение головы человека в пространстве" (6 класс). Урок 9 класс изо рисование деталей головы человека


Конспект урока по ИЗО на тему "Пропорции головы человека"

Урок ИЗО в 7 классе.

Тема: Голова человека и ее основные пропорции»

Цель:  Ознакомление учащихся с закономерностями конструкции головы человека, пропорциями лица человека, развитие наблюдательности, активизация  познавательного интереса к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить  с основными средствами художественной выразительности в изобразительном искусстве; дать понятие средней линии и симметрии лица; учить изображать голову человека с различно соотнесенными деталями лица.

  2. Развивающие: развивать наблюдательность.

  3. Воспитывающие: воспитывать эстетический вкус; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Оборудование: портретные эскизы людей разных возрастов, выполненные на доске зарисовки головы.

Основные понятия:  симметрия, пропорция (запись на доске)

Ход урока:

 I. Организационный момент

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку, наличие карандашей и ластика.

Сегодня на уроке мы познакомимся с правилами изображения головы человека и её  пропорциями.  

II. Изучение нового материала

Когда вы были маленькими, то ваши рисунки с изображением человека  полностью соответствовали детскому стихотворению:

…Точка, точка, запятая,

Вот и рожица кривая….

Прошло несколько лет, и теперь с этой задачей вы будете справляться гораздо лучше. Мы с вами сегодня на уроке, узнаем:

  1. Что необходимо знать, чтобы научиться рисовать портрет.

  2. Какова форма головы.

  3. Как правильно расположить на лице глаза, нос и рот.

  4. Как сделать так, чтобы портрет был похож на изображаемого человека.

Итак, хотите научиться рисовать портрет человека? Давайте учиться!

Соразмерность частей образует красоту формы. Все эти свойства лежат и в основе грамотного рисунка. Именно эту способность необходимо развивать в себе тренировкой.

Представления об идеальных пропорциях человека сложились в Древней Греции, древнегреческие мудрецы всегда искали идеал во всём.  Прославленный скульптор Поликлет создал знаменитый трактат  «Канон», в котором провёл сложные расчёты пропорциональных соотношений тела человека. И от них мы всё узнали.

 Первое, что нам необходимо знать, это её конструкцию. У меня на листе два рисунка, шар и яйцо. Какой из этих предметов больше напоминает форму головы? Правильно, яйцо.

Внимательно рассмотрим яйцо. У него есть широкая часть и середина, сужающая книзу. Также и череп состоит из двух частей. Черепной коробки и лица.

III. Практическая работа

(Порядок выполнения рисунка. Учащиеся выполняют рисунок на альбомных листах. Учитель выполняет рисунок на доске с комментированием, организует наблюдение за расположением частей лица).

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

На листе бумаге соблюдаем  композицию,  в центре листа рисуем.

  1. Нарисуем две взаимно перпендикулярные линии 10 см на 14 см. Разделим пополам по горизонтали и вертикали (дать понятия: симметрия лица, средняя линия – линия глаз).

  2. Голова имеет яйцевидную форму, рисуем.  Будем соблюдать пропорции -  это соотношение величин всех частей, составляющее одно целое. Слово «пропорция» в переводе с латыни обозначает «соотношение», «соразмерность».

  3. Делим линию глаз на 5 равных частей, проводим линию до низа. Рисуем глаза двумя дугообразными линиями.

Расстояние между глаз равно глазу. Проверяем.

Рисуем глаза: глаз имеет два зрачка. Один большой – цветной, а второй маленький – чёрный. Закрашиваем зрачки. Чтобы глаза не были вытаращенными, прикроем зрачки веком. Глаза – это самая красивая деталь лица. Если глаза закрыты или спрятаны, теряется большая часть выразительных средств. Глаза иногда могут говорить больше, чем слова и по ним мы часто читаем эмоции человека.

Над глазами находятся брови, нарисуем их. Брови над глазами, на расстоянии равной четверти высоты этой части головы. Форму придумайте сами. Закрасим их в направлении от носа.

Рисуем верхнее веко, на котором располагаются ресницы. Ресницы рисуем в направлении от носа. Рисуем нижние ресницы.

IV. Физ. минутка.

На горе стоит лесоккруговые движения рукамиОн не низок не высоксесть, встать, руки вверхУдивительная птица подает нам голосокглаза и руки вверх, потянуться

По тропинке два туристаШли домой из далекаходьба на местеГоворят:"Такого свиста, мы не слышали пока"плечи поднять

  1. Рисуем нос. Если научишься рисовать нос – научишься рисовать человека.

Делим нижнюю часть головы пополам, проводим горизонтальную линию – линия носа (кончик). От бровей ведем две параллельные линии переносицы, слегка расходящиеся к кончику носа. Рисуем крылья носа дугообразными линиями. Дугообразными линиями рисуем ноздри.

Часть лица от линии кончика носа до подбородка делим пополам – линия рта. Уголки рта находятся под зрачками. Проводим линии от зрачков вниз. Форма губ разная. От середины двумя дугообразными линиями влево и вправо рисуем верхнюю губу. Дугообразной линией рисуем нижнюю губу. Закрашиваем. Верхняя губа темнее, нижняя – светлее, т.к. на неё падает свет. Губы, как и глаза, являются наиболее выразительными частями лица. Они бывают очень разнообразны по форме, поэтому необходимо уловить и стремиться передавать их характерную особенность: их размер, полноту; нижняя губа может сильно выступать, а верхняя нависать над ней и т. п.

  1. Рисуем уши. Уши располагаются между линиями переносицы и кончика носа. Рисуем уши ближе к голове, прорисовываем мочку уха, обозначаем ямки. Ухо поначалу представляется очень сложным и требует обучения и практики для достижения точности его изображения.

Итак, основные пропорции уже нарисованные.

Выделяем мягким карандашом: брови, ресницы, зрачок, ноздри, линию рта.

Рисуем волосы. Создайте образ мальчика или девочки и подрисуем шею, чтобы смотрелся цельным портрет. В действительности редко встречаются у людей такие идеальные пропорции, но знать их необходимо, чтобы видеть отклонения от нормы и лучше понимать индивидуальные пропорции живой натуры.

 V. Актуализация знаний

Рисунок головы требует более глубоких знаний и большого опыта.

Рисование человека необходимо начинать с построения обобщенной, но характерной массы всей головы, а затем постепенно работать над выявлением сначала ее больших форм, а затем деталей, сопоставляя их друг с другом, и со всей головой, как в натуре, так и на рисунке.

  VIII. Итог урока

Выставка работ учащихся. Обсуждение. Выставление оценок.

По вашим работам видно, что сегодня вы сделали первый шаг в освоении техники изображения человека. И хотя не все сразу у вас получилось четко и пропорционально, но, только пробуя, постоянно зарисовывая какие – либо индивидуальные черты лица людей, вы сможете научиться правильно изображать человека, добиваться сходства в портретах.

videouroki.net

Урок по изобразительному искусству "Основные детали головы"

Тема «Основные детали головы и методика их рисования»

Цели: продолжить знакомить учащихся с жанрами изобразительного искусства, формировать знания о пластической анатомии, научить видеть и строить пропорции головы, лица;

развивать интерес к предмету, практические навыки в изображении человека, зрительную память, пространственное мышление ,внимательность и наблюдательность; воспитывать эстетическую культуру учащихся.

Оборудование: репродукции художников, работающих в жанре портрет,презентация «Пропорции головы. Рисование человека», принадлежности к уроку.

Ход урока

  1. Организационный момент.  Цели и задачи урока.

  2. Повторение.

Тест «Жанры изобразительного искусства».

  1. Объяснение нового материала.

Портрет- от франц. portrait, , изображение (образ) какого-либо человека, либо группылюдей, существующих или существовавших в

 действительности.

 Портрет один из главных жанров живописи, скульптуры, графики. Важнейший критерий портретности сходство изображения с натурой.

Искусство портрета очень древнее. Оно насчитывает несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте человек пытался передавать облик богов и мифических героев. В старину знатные люди заказывали портреты всех членов семьи и передавали из поколения в поколение. Через портреты можно было познакомиться со своими предками. Собирался целый архив семейных портретов.

Демонстрация репродукций великих портретистов России и Казахстана.

hello_html_m647e5a8a.jpg В. Серов «Девочка с персиками»

hello_html_m1a16fc89.jpg А.Кастеев «Портрет юного Абая»

«Если видишь, что с картины Смотрит кто- нибудь на нас: Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз, летчик или балерина, или Колька, твой сосед, обязательно картина называется портрет».

  • Пластическая анатомия- наука, изучающая происхождение, развитие, формы и строение человеческого организма.

  • Пропорции головы человека.

Демонстрация презентации «Пропорции головы. Рисование человека».

Объяснение и комментарии к слайдам.

  1. Игра Упражнение  1. « Уличный художник».

Из класса выбираются два учащихся. Один из них играет роль уличного художника, а другой –позирующий. «Художник» внимательно рассматривает своего «заказчика», а затем ребенок, «с кого рисуют портрет» отворачивается, а «художник» по памяти старается описать внешность позирующего.

Упражнение 2. Творческое задание.

Учитель читает задание в стихотворной форме, а учащиеся должны выполнять рисунок по словам учителя поэтапно.

Нарисую я яйцо, чтобы было как лицо,

Книзу кончик поверну, рисовать портрет начну.

Точка, точка, запятые , носик-линии прямые,

Их дугой соединю, боковинки нанесу.

Две дуги и будут ушки- кучеряшки на макушки

Еще штрих, один , другой и будет мой портрет готов.

  • Рисунок следует начинать с изучения изображений головы и частей лица.

  • Строение лица начинаем с изучения строения глаза.

  • Строение носа, ширина носа равна длине глаза.

  • Рисование рта.

  • Самый сложный орган –ухо.

  • Соотношение органов лица с геометрической формой:

Глаз-прямоугольник, нос-призма, рот-параллелепипед, ухо на половину яйца.

Рисуем глаза

Глаза играют очень важную роль в сходстве портрета с натурой. Начать рисовать глаз можно с его обобщённой формы — шара, вставленного в горизонтально расположенный овал (глазную впадину). Поэтому, приступая к прорисовке глаз, нужно наметить глазные впадины, при этом помня, что они расположены не очень близко к носу. Расстояние между глазами равно длине самого глаза. Далее, наметив зрачок, начинаем прорисовывать веки.

hello_html_m676a2603.jpg

Рисуя профиль, нужно помнить, что верхнее веко выдвинуто немного больше вперёд, чем нижнее. А зрачок из круглого превращается в сплющенный овал.

hello_html_m3f3e0d0b.jpg

Рисуя лицо в пол-оборота, обрати внимание, как верхнее веко глаза приподнимается.

hello_html_m7430b39b.jpg

Достоверность портрета зависит от большего или меньшего усиления теней, а не от направления штрихов, поэтому прежде всего нужно стараться правильно класть тени и заниматься штриховкой только тогда, когда навыки её уже приобретены.

hello_html_m30349d66.jpg

hello_html_2757903b.jpg

Провести линию, проходящую через глаз, внимательно наблюдая за её направлением. Найти длину глаза, которую обозначить двумя вертикальными линиями. Прорисовать контуры глаза, помня, что передняя выпуклость или округлость глаза видна в глазах, рисуемых в профиль или в пол-оборота.

hello_html_m2bf84f6b.jpg

Рисуем губы

Прежде чем начать рисовать губы, нужно наметить среднюю линию рта (это линия, где верхняя губа соединяется с нижней), затем на этой линии определить длину и толщину губ (обычно нижняя губа более толстая, чем верхняя, но бывает, что они равны по толщине). Также нужно помнить, что рот находится ниже линии основания носа. Далее нужно начать обрисовывать очертания губ, стараясь передать их характерную форму (тонкие, толстые, сред­ние, ровные по контуру или с изгибом на верхней губе).

hello_html_625ac4b1.jpg

При прорисовке губ в профиль или в пол-оборота нужно наметить величину разреза рта, его наклон, а также степень толщины (то есть выдвинутости одной из губ).

hello_html_m738cd3ae.jpg

Разрез рта располагается на одной трети расстояния от основания носа до конца подбородка.

hello_html_39fb581d.jpg

Рисуем рты в анфас и в профиль. Сначала наметим линию, пересекающую рот, затем определим длину этой линии двумя чёрточками,

hello_html_m27b3992f.jpg

Затем найдём середину рта и обозначим её линией, параллельной линиям, обозначающим длину рта.

hello_html_35c9af07.jpg

Затем обозначим толщину губ и обозначим зубы, если рот приоткрыт.

hello_html_604b7a9d.jpg

Рисуем нос

Рhello_html_m7430b39b.jpgисуя нос, нужно сначала внимательно изучить его характерные особенности: носы бывают прямые (1), курносые (2) и с горбинкой (3).

hello_html_m6ee6ad77.jpg

Также носы бывают длинные, короткие, узкие и широкие. Основание носа равно ширине глаза. Намечая нос, нужно помнить, что середина лицевой линии носа проходит через середину его основания и кончика.

hello_html_m560f37ed.jpg

Рисуя профиль или полуоборот, нельзя забывать, что чем сильнее поворот головы, тем дальше кончик носа находится от срединной линии.

hello_html_560f835e.jpg

А теперь попробуем нарисовать рот и нос вместе.

hello_html_m513409c4.jpg

Теперь рисуем нос и глаз.

hello_html_20d31d57.jpg

Рисуем уши

Уши обычно расположены на уровне от бровей до основания носа. Для того чтобы правильно наметить уши, нужно вычертить воображаемую ось уха, которая проходит параллельно линии носа. Далее намечают общую форму уха и прорисовывают детали.

hello_html_m3f189bce.jpg

Нарисовать продолговатый четырёхугольник и разделить его поперёк на две равные части. Обвести наружную окружность уха, затем наметить его толщину и прорисовать середину (полость уха).

hello_html_m73cd1ef3.jpg

Рисуем волосы

Волосы красиво обрамляют голову и начинаются на середине расстояния от линии глаз до темени (верхней точки головы). Все причёски можно свести к наиболее типичным.

hello_html_654efbe2.jpghello_html_m1aac9610.jpg

Рисуем шею

Шея является опорой для головы и прочно укреплена на пле­чах. Перед началом рисования нужно определить высоту шеи и её отношение к высоте и ширине головы. Сначала намечают средин­ную линию шеи, проходящую от нижней части челюсти до шейной впадины. Сама шея состоит как бы из трёх условных фигур: прямоугольника и двух треугольников.hello_html_79e4659a.jpghello_html_55d098fa.jpghello_html_m601d6c9f.jpghello_html_mf1736ee.jpg

  1. Практическая работа.

Поэтапное рисование портрета на листе.

  1. Итоги урока

  2. Д/З нарисовать части лица, прг.10 стр. 57

infourok.ru

Разработка урока ИЗО "Конструкция головы человека и ее пропорции" (6 класс)

Просмотр содержимого документа «Разработка урока ИЗО "Конструкция головы человека и ее пропорции" (6 класс)»

Конструкция головы человека и ее пропорции

Конструкция головы человека и ее пропорции

 Портрет- это изображение одного человека или группы людей. Но портрет- это еще и характер.

Портрет- это изображение одного человека или группы людей. Но портрет- это еще и характер.

Конструкция головы человека Пропорции лица человека Пропорция – это соотношение величин, составляющих одно целое. Еще в Древней Греции прославленный скульптор Поликлет создал трактат «Канон», где изложил сложные расчеты пропорциональных соотношений частей тела человека.

Конструкция головы человека

Пропорции лица человека

Пропорция – это соотношение величин, составляющих одно целое.

Еще в Древней Греции прославленный скульптор Поликлет создал трактат «Канон», где изложил

сложные расчеты пропорциональных соотношений частей тела человека.

Визирование - сравнение 11/30/16

Визирование - сравнение

11/30/16

Пропорции головы человека 11/30/16

Пропорции головы человека

11/30/16

Проверь себя На сколько равных частей делится расстояние от линии подбородка до линии роста волос?

Проверь себя

На сколько

равных частей

делится расстояние

от линии подбородка

до линии

роста волос?

Чему равно расстояние между глазами?

Чему равно расстояние между глазами?

Чему равно расстояние между глазами? Ширине глаза

Чему равно расстояние между глазами?

Ширине глаза

 Какая часть лица расположена между линией бровей и линией основания носа?

Какая часть лица расположена между линией бровей и линией основания носа?

Какая часть лица расположена между линией бровей и линией основания носа? Уши

Какая часть лица расположена между линией бровей и линией основания носа?

Уши

Размер какой части лица равен расстоянию между зрачками?

Размер какой части лица равен расстоянию между зрачками?

Размер какой части лица равен расстоянию между зрачками? Ширина губ

Размер какой части лица равен расстоянию между зрачками?

Ширина губ

Что расположено на линии, делящей пополам расстояние от подбородка до основания носа?  

Что расположено на линии, делящей пополам расстояние от подбородка до основания носа?  

Что расположено на линии, делящей пополам расстояние от подбородка до основания носа?   Нижняя губа

Что расположено на линии, делящей пополам расстояние от подбородка до основания носа?  

Нижняя губа

Лицо-это зеркало души Мимика – движение мышц на лице

Лицо-это зеркало души

Мимика – движение мышц на лице

Задание: Создать портрет в технике аппликация. 1. Вырезать из бумаги овал. 2. Вырезать в соответствующем масштабе отдельные части лица. 3. Перемещая вырезанные части найти наиболее удачный вариант портрета. 4. Наклеить работу. Добавить в изображение прическу, элементы одежды. При выполнении задания соблюдайте осторожность, работая с ножницами и клеем!

Задание: Создать портрет в технике аппликация.

1. Вырезать из бумаги овал.

2. Вырезать в соответствующем масштабе отдельные части лица.

3. Перемещая вырезанные части найти наиболее удачный вариант портрета.

4. Наклеить работу. Добавить в изображение прическу, элементы одежды.

  • При выполнении задания соблюдайте осторожность, работая с ножницами и клеем!
Образцы работ учащихся:

Образцы работ учащихся:

multiurok.ru

Изображение головы человека - прочее, уроки

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 городского округа город Нововоронеж»

Урок изобразительного искусства

по теме

«Изображение головы человека»

9 класс

Костина Елена Витальевна

учитель ИЗО

МКОУ Нововоронежская СОШ № 1

2015 год

Ф.И.О. учителя: Костина Елена Витальевна

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 9

Тип урока: изучение нового материала.

Тема урока: «Изображение головы человека»

Планируемы результаты:

- получать представление о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица;

- понимать роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника;

- овладевать первичными навыками изображения головы человека;

- приобретать новые знания изображения в рисунке и средствами графики

Цель:

- Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы

человека, пропорциями лица, дать понятие средней линии и симметрии лица.

Задачи:

Образовательная:

- научить изображать голову человека с различно соотнесенными деталями лица.

- дать понятие средней линии и симметрии лица, пропорциям .

Развивающая:

- продолжить развивать наблюдательность, творческую активность.

Воспитательная:

- содействовать воспитанию эстетического вкуса, формированию умения находить красоту, гармонию во внешнем и внутреннем облике человека.

- Активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Формируемые УУД:

Предметные:

Обучающийся научится:

- понимать закономерности в конструкции головы человека,

- сопоставлять пропорции лица;

- наносить среднюю линию, видеть симметрию лица;

- изображать голову человека с различно соотнесенными деталями.

Метапредметные:

Регулятивные:

- определять проблему в учебной деятельности;

- планировать деятельность для достижения цели;

- оценивать свою работу.

Познавательные:

- понимать информацию, представленную учителем на учебных

схемах;

- анализировать фактический материал урока: выделять главное в

изображении головы человека, доказывать важность соблюдения

пропорции при выполнении рисунка;

-сравнивать лица людей, видеть характер в портретном

изображении;

Коммуникативные:

-организовывать работу и сотрудничать с одноклассниками;

-проявлять взаимодействие, взаимопомощь;

-участвовать в коллективном обсуждении результатов работы.

Личностные:

- развитие познавательных потребностей на основе интереса к

изучаемой теме урока;

- развитие творческих способностей в процессе самостоятельной

работы;

- развитие эстетических чувств;

- выработка уважительно-доброжелательного отношения к

непохожим на себя.

Основные понятия:

Пропорция, средняя линия, симметрия

Ресурсы:

- основные: альбом, карандаши ТМ, 2М, ластик, линейка.

- дополнительные: презентация, мультимедийное оборудование.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Приветствует учащихся.

Проверяет явку учащихся, наличие необходимого оборудования для урока.

Настраивает учащихся на активную творческую работу.

Учащиеся:

Приветствуют учителя.

Дежурные докладывают от отсутствующих на уроке.

Проверяют наличие необходимого оборудования.

Изучение нового материала:

Учитель:

Поэт Н. Заболоцкий писал:

Есть лица подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобные жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие – как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Учитель:

Всякий увлекающийся рисованием человек пробовал рисовать портреты своих близких или свой собственный. Результат не всегда удовлетворял юного художника. В чём же причина?

Ведь портрет – это образ определённого реального человека, сего индивидуальными, личностными качествами, его внутренним миром. И всё это отражается в портрете. Вот возьмём музыкантов. Один начинающий, только выучил ноты и первое своё произведение. Как его игру воспринимает зритель?

Учащиеся: Слушают его, но понимают что это просто ученик.

Учитель:

Хорошо. А теперь виртуоз, который с упоением и эстетическим удовольствием играет свою партию. Как его воспринимает зритель?

Учащиеся:

Слушают с большим эстетическим удовольствием.

Учитель:

Посмотрите на виртуозов живописи. (Анализ работ известных художников учителя вместе с детьми). Крамской «Неизвестная» сколько загадки в этой женщине. Или юная Лопухина Боровиковского, сколько нежности и кокетства в этой девушке. Посмотрите, какая красота и глубина мужского образа в работе Шилова, или детская непосредственность в портрете девочки картины Брюллова «Всадница». Когда мы воспринимаем эти образы, мы понимаем, сколь высоко мастерство этих художников. А хотелось ли вам нарисовать понравившийся образ?

Учащиеся:

Очень хотелось, но это очень сложно.

Учитель:

Тогда возникает вопрос, как этому научиться?

Представление о пропорциях были придуманы в Древней Греции, так как древнегреческие мудрецы всегда искали идеал любого явления. Так был создан знаменитый трактат «Канон». В нём были указаны сложные расчёты человеческих пропорций, в том числе и лица.

Представим себя в аудитории где учатся юные художники .Как вы думаете с чего они начинают изучение головы человека?

Учащиеся:

(Разные варианты) С изображения черепа.

Учитель:

Конечно же, это череп. Художники, как и медики в начале изучают анатомию. Почему же череп? Именно он даёт представление об общей пропорции и форме. Например, вопрос? Почему кожа под глазами стареет быстрее всего? Ответ на этот вопрос мы найдем, если внимательно рассмотрим череп. Глазная впадина очень большая, на лице она закрыта только мышечной тканью и кожей и при постоянном воздействии на эту область кожа быстро утрачивает эластичность. Всей этой информацией должен владеть юный художник. У современных молодых людей изображение черепа в виде символов очень популярно. Ребята, где можно увидеть этот символ?

Учащиеся:

( Ребята высказываются.) Футболки, кепки, сумки, ремни и т.д.

Учитель:

Затем приступают к изучению гипсовой головы. Её можно изучать часами. Гипсовая натура даёт видеть все сложные объёмы, возможность рисовать в разных положениях, добиваться объёма, различного ракурса, работать в целом и над деталями. Эта работа легче, чем с живой натурой, так как это уже готовый труд скульптора. Посмотрите на красоту гипсовых форм, это ещё и развивает эстетическое чувство юного художника. Вам нравиться?

Учащиеся:

Да это очень красиво.

Учитель:

Ну и наконец, живая натура, живой человек. Как это ни парадоксально, но начинают рисовать именно людей пожилого возраста, так как на их лицах видна вся анатомия лица. При работе с живой головой юный художник должен уже хорошо владеть рисунком, уметь рисовать быстро, так как человек не может долго сидеть неподвижно, позируя вам. Затем рисуют людей молодых и среднего возраста. Каждый художник выбирает натуру, которая ему интересна. Например, Брюллов, любил рисовать красивых женщин, а вот Репин выбирал колоритные натуры, например образ Мусорского. Посмотрите на экран, вам известны эти люди?

Учащиеся:

(Ребята называют известных актёров.)

Учитель:

Ну и наконец, дети. Здесь свои тонкости в изображении и в пропорциях, тем более дети вам не будут позировать долго. (Рассматриваем рисунки детей.)

Практическая работа

1.Я дума ,каждый из вас хотел бы попробовать нарисовать понравившийся вам образ. Итак: давайте нарисуем овал. Нанесем вертикальную ось, которую мысленно проведем через нос. Ведь лицо человека симметрично. Затем проведём горизонтальную линию посередине овала. Это будет линией глаз.

2. А теперь разделим нижнюю часть овала пополам, и мы получим высоту носа.

Если нижнюю часть лица, от основания носа до подбородка разделить на 2 равные части, то мы точно определим положение края нижней губы.

А вот величина глаза должна укладываться в ширине лица 5 раз. Обратите внимание, что между глазами умещается еще один глаз.

3. Намечаем, где будет мочка уха. Откладываем ширину носа и помечаем, где будут уголки губ.

Общую схему головы мы свами наметили, теперь посмотрим, как рисуются черты лица. (Дети смотрят слайды в презентации, а учитель показывает мелом на доске.)

Задание для класса.

А теперь давайте попробуем нарисовать понравившийся вам образ. Это может быть мужской, женский, детский образ с любой причёской, может быть использован головной убор. На этом занятии мы с вами попробуем найти свой индивидуальный вариант, а на следующем уроке сделаем работу в графике. Выполняя сейчас рисунок, попробуйте увидеть характер вашего человека, передать его настроение.

Во время практической работы учащихся учитель делает целевые обходы:

  1. контроль за правильностью выполнения задания.

  2. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе.

  3. контроль объема и качества выполнения работы.

Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

2. Обсуждение.

3. Самооценка. На оценочных листах поставьте себе, товарищу и учителю оценку за урок.

Рефлексия:

На магнитной доске прикреплены 3 человечка разного цвета: красного, желтого и зеленого.

Если вы считаете, что урок был для вас полезным и успешным, оставьте свой автограф на зеленом человечке.

Если вы считаете, что урок оставил у вас вопросы по изучаемой теме, оставьте свой автограф на голубом человечке.

Если урок для вас был мучительным местопребыванием, оставьте свой автограф на красном человечке.

Задание на дом:

Выполнить тренировочные зарисовки портрета.

СПАСИБО ЗА УРОК !!!

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по ИЗО "Конструкция головы человека и её пропорции 6 класс"

Цели: образовательные:

1 познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека,пропорциями лица человека;

2 дать понятие средней линии и симметрии лица;

3 учить изображать голову человека с различно соотнесёнными деталями лица;

развивающие:

1 развивать наблюдательность;

воспитывающие:

1 воспитывать эстетический вкус;

2 формировать умение находить красоту,гармонию,прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека;

3 активизировать познавательный интерес к окружающему миру,процессу обучения.

Материалы:для учителя схемы-иллюстрации с изображением головы человека,лица и частей лица человека;лист формата А4,карандаши ТМ,2М,ластик.

         ПЛАН УРОКА

1 Организационный момент.Проверка готовности учащихся к работе,приветствие.

 2 Работа над новым материалом.

    а)Сообщение темы урока.Водная беседа

    б)Постановка целей.

    в)Рассмотрение пропорций головы человека.

4 Подведение итогов

5 Домашнее задание.

      ХОД УРОКА.

    Водная беседа.

 Голова-самая выразительная и самая многозначная часть,если рассматривать тело человека как соотношение пространственных форм.Для того чтобы правильно изобразить голову человека и вообще человека,необходимо хорошо знать анатомию человека.На первом этапе изучения рисунка головы мы рассмотрим её как пространственную форму-как КОНСТРУКЦИЮ.

 Все пространственные формы,сводятся к простым геометрическим телам.Наша голова имеет круглую форму.В обьёме голова напоминает форму яйца исостоит из двух частей-лицевой части и черепной.Для нас всегда так важно лицо человека,что,уделяя ему основное внимание,мы его всегда преувеличиваем в масштабе относительно черепа.А между тем,если смотреть на лицо человека прямо,то линия его глаз находится приблизительно посередине общего обриса головы.Над ней лежат две почти равные части-высота лба до линии волос и высота до темени,обычно закрытая волосами.И вниз от линии глаз такие же равные части-до основания носа и до подбородка.

 Глаза-зеркало души.Когда мы смотрим при общении в лицо человека,товидим прежде всего глаза его,поэтому в рисунке очень важно правильно определить их место.Надо запомнить,что расстояние между глазами приблизительно равны длине глаза,это же расстояние равно ширине носа.Расстояние между глазами не надо сужать,а это бывает частой ошибкой в рисунке.В этом случае лицо может приобрести злое выражение.

  Нос человека имеет форму призмы,и мы видим его верхнюю,две боковые стороны и нижнее основание,где расположены ноздри.

  Рот находится приблизительно посередине  между основанием носа и линией подбородка.

  Уши у нас совпадают по длине с расстоянием от бровей до основания носа.Все эти правила только схема.В действительности встречаются различные отклонения.

  ПРОПОРЦИИ-это соотношения величин частей,составляющих одно целое. Ошибка в пропорциях нигде так не ощутима,как при изображении головы человека.

       ПОСТРОЕНИЕ.

1  Проводим посередине осевую вертикальную линию.

2  Отмечаем размер головы(с ладошку),высоту,ширину

3  Строим прямоугольник и в нём плавными линиями делаем обрис головы,то есть закругляем прямые углы.

4  Находим середину,проводим горизонтальную линию,линию глаз.

5  Эти две равные части делим горизонтальными линиями ещё на равные части:

  а)линия до основания носа;

  б)линия высоты лба до линии волос;

5  Делим пополам расстояние от линии глаз до лба-это линия бровей.

6  Проводим линии вертикальные для крыльев носа.

7  Делим пополам оставшуюся часть(для рта) прорисовываем рот,губы,нос,ямочку на подбордке

  Вот получилась голова с соблюдением пропорций.Если соблюдались пропорции ,то голова должна получится удачной.Давайте посмотрим что у вас получилось.Давайте выставим рисунки(кто закончил) на доске и выделим самый правильный рисунок.

  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Подготовить материал о портрете

 

infourok.ru

Презентация и конспект урока "Изображение головы человека в пространстве" (6 класс)

Тема урока:

"Изображение головы человека в пространстве".

6 класс

По программе Б.М.Неменского

МБОУ"Мошинская средняя школа"

учитель ИЗО и черчения Вельможина Е.И.

Цели урока: 

Образовательная: изучить пропорции головы человека.

Воспитательная: воспитывать интерес и уверенность в себе в построении головычеловека.

Развивающая: развивать глазомер, чувство симметрии, твердость руки и навыки использования графического материалов.

Тип урока – формирование умений, навыков.

Оборудование: мультимедийный проектор, бумага, карандаш, ластик, дидактические таблицы.

1. Организационный момент.

Просмотр мультфильма "Пластилиновая ворона"

Слайд 1

Стих

Если видим на картине

Чей - то профиль, иль анфас,

Или, может быть задорный

И весёлый чей - то глаз,

Может, грустный или смелый,

Может, добрый или злой.

Ты всмотрись в картину эту.

Это – просто же герой!

Догадаться тут несложно,

Неуверенности нет,

Интересная картина

Называется портрет.

2.Ход урока.

Слайд 2.

Учитель.

Портрет – от французского – “изображение”. Один из жанров живописи, скульптуры, графики, посвящённый изображению определённых людей. Портрет может изображать одного или нескольких людей. Портретный жанр известен в мировом искусстве с глубочайшей древности и не утратил своего значения до наших дней.

Посмотрите на портреты художников, представленные на выставке.

Чем отличаются портреты?

Ответы детей.

Обратите внимание на применяемые авторами разные выразительные средства. Тщательно продуманы поза, поворот головы, взгляд и жест человека, используются различные приемы письма и светотеневых контрастов.

Учитель. Чем интересны портреты?

Ответы детей.

Учитель. Художник - портретист всегда стремится не только к передаче внешнего вида, внешнего сходства, но и к раскрытию внутреннего мира своего героя, его настроения.

Слайд 3

Учитель. Назовите тему сегодняшнего урока.

Ответ детей. Изображение портрета человека.

Учитель. Как вы думаете чему вы должны научиться на уроке?

Ответ детей. Изображать голову человека.

3. Объяснение нового материала.

Учитель. Что необходимо знать, что бы изобразить голову человека?

Слайд 4

Учитель. Идеальные пропорции лица вывел никто иной как Леонардо да Винчи. Проанализировав строение тысяч человеческих лиц, он с геометрической точностью описал совершенные пропорции человеческого лица.

Слайд 5

Учитель. Пропорции – это соотношение размера и местоположения разных частей лица между собой.

Учитель рассказывает и изображает на доске этапы построения головы человека. Учащиеся выполняют построение головы человека на подготовительном листе.

hello_html_3eede132.jpg

1. Изобразить овал.

hello_html_2f909183.jpg

2. Наметить линию глаз по середине высоты овала. 3. Наметить линию бровей.

hello_html_mc9901b7.jpg

4.Линию глаз поделить на пять равных частей.

hello_html_1af8c038.jpg

5. Наметить нос поделив на 2 части расстояние от линии бровей до подбородка.

hello_html_608315ba.jpg

6. Отметить ширину носа опустив линии уголков глаз.

hello_html_m523c9517.jpg

7.Изобразить ноздри и кончик носа.

hello_html_m71ef1db7.jpg

8.Наметить линию губ поделив на две части расстояние от носа до подбородка.

hello_html_m7db0ae41.jpg

9. Изобразить глаза.

hello_html_131002fc.jpg

10.Отметить длину губ. Провести вертикальные линии из зрачков глаз.

hello_html_5db9d2c8.jpg

11. Прорисовать губы.

hello_html_m7c5bce64.jpg

12. Наметить уши. Они равны размеру носа.

hello_html_m6e104145.jpg

13. Прорисовать височную часть головы, скулы.

hello_html_m228297da.jpg

14.Изобразить волосы.

hello_html_1f41a371.jpg

15. Прорисовать глаза.

После завершения рисунка учащиеся закрепляют свои знания устным повторением последовательности построения головы.

3.1 Изображение человека с разными эмоциями.

Слайд 6,7,8

Учитель.

Эмоции – особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие).

Учитель. Как передать эмоции в рисунке?

Ответы детей.

Учитель выполняет быстрый набросок головы улыбающейся девушки. Намечает все части лица по пропорциям. Рисует узкие глаза с сильно прикрытыми зрачками. В уголках глаз намечает карандашом морщинки. Брови рисует дугой. Рот изображает широко открытым. Уголки губ прорисовывает поднятыми вверх.

hello_html_m70f31253.jpg

hello_html_mb014af.jpg

4. Физкультминутка

1.Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводить взгляд справа налево и обратно; повторить 8-10 раз.

2.Исходное положение – сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочерёдно, разведение стоп в стороны.

3.Исходное положение – стоя. «Замочек» - вести одну руку за голову, вторую – за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.

5.Практическая работа на закрепление темы урока.

Задание. Выполните изображение головы человека с передачей эмоций (работа карандашом).

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приёмов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объёма и качества выполненной работы.

.

hello_html_7336ac73.jpg

hello_html_140f99b4.jpg

hello_html_m10ac24b6.jpg

hello_html_26139b7d.jpg

6.Выставка работ учащихся.

Учитель показывает заранее нарисованные изображения по схемам и поочередно приглашает к доске учащихся со своими рисунками.

hello_html_4f798396.jpg

hello_html_2bbf0a22.jpg

hello_html_m15d9b349.jpg

hello_html_6daf7139.jpg

hello_html_bfe54c1.jpg

7. Итог урока. (рефлексия)

- чему научились?

- что узнали нового?

- что было интересно?

- оценки.

infourok.ru

Урок изобразительного искусства в 6-м классе по теме "Конструкция головы человека и ее пропорции"

Разделы: МХК и ИЗО

Цели урока:

  1. Изучить закономерности в конструкции головы человека: пропорции лица человека, величину и форму глаз, носа, расположение и форму рта.
  2. Учиться передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объеме) пропорции, характер, выражение лица.
  3. Дать понятие средней линии и симметрии лица.
  4. Развивать наблюдательность, умение видеть характер человека в портретном изображении.

Оборудование: мультимедийное оборудование.

Зрительный ряд: наглядные пособия и таблицы, презентация.

Ход урока

1 Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с одним из наиболее сложных и привлекательных жанров – портретным жанром. Работа в нем сложна, потому что необходимо передать не только внешнее сходство, но и особенности характера человека.

Слайд 1(Приложение)

Какие бывают портреты, какие бывают лица?

Послушайте, как об этом говорит поэт Николай Заболоцкий:

Слайд 2

Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица – подобие жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие – как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Но малую хижинку знал я когда-то, Была неказиста она, небогата. Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня. Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица – подобье ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот.

За прошедшие годы учебы в школе вы не раз рисовали человека, но делали это, не опираясь на знания, а чаще всего по интуиции. С сегодняшнего урока мы начинаем изучать основу изобразительной грамоты при рисовании портрета.

Итак, тема нашего урока (Слайд 3): “Конструкция головы человека и ее пропорции”.

Цели урока. Слайд 4

2. Повторение.

Учитель: Ребята, так что же такое портрет?

(Ответы детей).

Слайд 5

Учитель: Определите, к какому виду относится данный портрет?

(Ответы детей: парадный, камерный портрет, групповой портрет, автопортрет, бытовой портрет, исторический портрет).

3. Объяснение нового материала.

Учитель: Скажите, а вы никогда не задумывались над тем, что люди очень похожи друг на друга.

Посмотрите, ведь у всех людей на лице есть нос, рот, два глаза, над ними брови, лоб, волосы. Но, тем не менее, передо мной столько детей и все вы совершенно разные. Почему?

Да потому, что вы все не похожи друг на друга – у вас разные формы и размеры глаз, губ, носов, поэтому я различаю вас.

Посмотрите друг на друга. Наше лицо очень подвижно и способно мгновенно выражать наше внутреннее состояние. Не зря говорят, что “лицо – это зеркало души”.

Слайд 6

Если мы грустим, вот-вот заплачем, уголки губ опускаются вниз, брови собираются в складку на переносице или поднимаются вверх.

А если нам весело? Губы “расплываются” в улыбке, уголки поднимаются вверх, возле глаз появляются лучики-складки и глаза начинают сиять, как солнышко.

А если мы сердимся – губы поднимаются в “полосочку”, брови надвигаются на глаза.

Все эти движения мышц на лице мы называем мимикой.

Если научиться подмечать мимику лица, то на рисунке можно передать внутреннее состояние человека.

Но этого еще не достаточно, чтобы нарисовать портрет, например, своего товарища. Без знания основных закономерностей строения головы человека – пропорций, рисунок получается нескладный. Лицо расползается: глаза не на месте, ухо съехало на затылок, рот вылез вперед носа. Хотел нарисовать человека с полным к нему уважением, а получилась карикатура. Или он какой-то невыразительный, похож на всех людей сразу.

Ребята, а у вас бывало такое?

Дети: Конечно, рисуешь человека, а получается кукла.

Слайд 7

Учитель: Сегодня мы с вами изучим правила рисования головы человека и его лица. А затем каждый попробует нарисовать портрет своего товарища, используя полученные знания.

Откройте альбом. Страница слева будет пробником, где мы нарисуем схематический рисунок головы, а на странице справа вы нарисуете портрет своего товарища.

Итак, приступим к работе.

(Учитель мелом на доске рисует схематический рисунок строения головы человека).

Учитель: Чтобы что-то нарисовать, надо посмотреть на объект изображения и определить, на какую простейшую геометрическую фигуру она похожа. Посмотрите друг на друга и определите, на какую геометрическую фигуру похожа голова человека: прямоугольник, треугольник, круг, овал?

Дети: Голова похожа на яйцо, овал.

Слайд 8

Учитель: Верно. Давайте нарисуем овал.

Учитель: Голова человека симметрична относительно вертикальной оси, которую мысленно можно провести через нос. Скажите, а что это значит: лицо человека симметрично?

Дети: Это означает, что слева и справа на одинаковом расстоянии от носа находятся глаза, брови, уши, щеки. Рот тоже симметричен.

Учитель: Заметьте, что если смотреть на голову спереди, то горизонтальная линия – ось глаз – проходит точно посредине головы, то есть все, что находится выше глаз, занимает столько же места, как и то, что находится ниже их.

Учитель: Разделим нижнюю часть овала пополам – получим высоту носа.

Учитель: Если нижнюю часть лица, от основания носа до подбородка, разделить на две ровные части, то мы точно определим положение края нижней губы.

Учитель: А вот величина глаза должна “укладываться” в ширине лица 5 раз. Обратите внимание, что между глазами “уменьшается” еще один глаз. Это надо помнить, чтобы глаза не “разъехались” в стороны.

Слайд 9

Учитель: А теперь приступим к рисованию деталей лица.

  1. Сначала изобразим глаза. Форма глаз – шар. В верхнем ряду показаны четыре разных положения глаза. В среднем ряду показаны те же положения глаза, закрытого веком. В нижнем ряду – правильное изображение глаза в перспективе. (Учитель работает на доске, дети в альбоме).
  2. Выше глаз находятся брови. У всех людей они разные: овальные, треугольные или как крылья.
  3. А вот форма носа напоминает вытянутый треугольник. Посмотрите внимательно. Как рисуется нос.
  4. Губы у всех людей тоже разные: и бантиком, и треугольничком, и пухлые, и тонкие. Но запомните, что уголки губ находятся примерно на уровне зрачков глаз.
  5. А теперь посмотрите друг на друга, и скажите, какой величины уши человека и на каком уровне они находятся.Дети: Высоту уха можно сравнить с высотой носа. Величина уха равна расстоянию между линией глаз и линией носа. Сбоку ухо похоже на улитку, а спереди на полуовалы.
  6. Давайте нарисуем уши и волосы. Слайд №10.Учитель: Мы создали с вами “идеальный портрет”. В действительности же встречаются различные отклонения, в которых и проявляются индивидуальность каждого человека. Теперь перейдем от рисования “идеального портрета” к рисованию портрета товарища.

4. Физкультминутка.

  1. Исходное положение – стоя. Руки поднять вверх над головой и тянуться за кончиками пальцев как можно выше.
  2. Исходное положение – руки на пояс. Наклоны туловища вправо и влево.
  3. Исходное положение – стоя. Потрясти попеременно правой и левой ногой.

5. Практическая работа учащихся.

Задание: расскажите о своем товарище через его портрет, используя знания о пропорциях лица.

Слайд 8. Приложение

Обратить внимание детей на то, что в портрете главное не только сходство с портретируемым, но и собственное отношение художника к человеку.

Во время практической работы учащихся делаю целевые обходы с целью:

  1. контроля за правильностью выполнения приемов работы;
  2. оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе;
  3. контроль объема и качества выполненной работы.

5. Итог урока.

Выставка детских работ “Знакомьтесь, мой друг!”.

При анализе готовых рисунков задаю вопросы:

  1. На каком рисунке можно узнать ученика вашего класса?
  2. Какой рисунок передает настроение?

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также