Урок ИЗО в 5 кл. Урок изо 5 класс декоративное рисование раппорт ткани


Тема: Раппорт ткани Класс

Тема: Раппорт ткани Класс: 5Вид занятия: декоративное рисованиеЦель: формирование умения составлять раппорт ткани способом «набивки» по шаблону, трафарету.Задачи:

Обучающие

  • сформировать понятие о раппорте ткани;
  • научить владеть способом «набивки» по шаблону, трафарету.
Развивающие
  • развивать умение составлять раппорт ткани из декоративных цветов, листьев;
  • развивать познавательные потребности, творческие способности, изобразительные навыки.
Воспитывающие
  • воспитывать интерес к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства.

Методическое оснащение урока: 1.Материально-техническое обеспечение: мультимедийный кабинет (интерактивная доска, компьютеры).

Инструменты, материалы:

Для учителя - лоскутки ткани с узором, шаблоны, трафареты, бумага белая и цветная, гуашь, ножницы.

Для учеников - цветная и белая бумага, лоскутки ткани, гуашь, шаблоны, трафареты, ножницы, поролон, кисти, линейка, карандаш.

2. Дидактическое обеспечение: презентация «Раппорт ткани», кроссворд «Правила», видеофрагмент «Технология печати на ткани», лоскуты ткани, гербарии льна и хлопчатника.Межпредметные связи: изобразительное искусство, технология.Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.Тип урока: введение новых знаний

Элементы содержания: способы размножения изображений, шаблоны и трафареты, набивка узора.Вид контроля: ответы на вопросы, контроль выполне­ния прак­тической работыТребования к уровню подготовки обучающихся:

Знать: - способы размножения изобра­жений;

- особенности шаблона и трафарета;

- понятие раппорт;

- сферу применения различных спо­собов размножения изображений.

Уметь: - изготавливать шаблоны и тра­фареты;

- придумывать декоративный мотив;

- использовать художественные материалы (гуашь), технику размножения изображения с помо­щью шаблонов и трафаретов.Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте. 2. Вводная беседа.

- Ребята, что необычного вы заметили в кабинете? (на столах находятся лоскутки ткани, вата, оформлена выставка тканей)

Сегодня урок мне поможет провести учитель технологии Беззубова Светлана Александровна.

- Предлагаю вам пройти по лабиринту и отгадать тему нашего урока (групповая работа по карточке).

Итак, тема нашего урока «Раппорт ткани» (Слайд №1)

На уроке мы познакомимся с раппортом ткани и попробуем создать рисунок, используя раппорт. А в конце урока ваши работы будут представлены на выставке.

Учитель технологии: - Скажите, а где применяют ткани?

-Ткани широко применяют в быту. Из них шьют одежду, белье. Различные виды тканей используют при изготовлении множества вещей, необходимых в повседневной жизни.

Ткани бывают жесткие и толстые, лёгкие и тяжёлые, впитывают влагу и не впитывают, осыпаются и не осыпаются, а некоторые ткани при замачивании могут изменить размер.

Я предлагаю вам сейчас выполнить упражнение «Ткань и изделие» (Слайд №2) (групповая работа, у каждой группы на столе лежат различные виды ткани 4-5 штук)

- Посмотрите на ткань, которая лежит у вас на столах и скажите, что бы вы сшили из этой ткани?

Учитель изобразительного искусства:- А знаете ли вы, как появилась ткань?

Я предлагаю вам совершить научную экспедицию, в ходе которой вы познакомитесь с историей появления различных тканей. В эту экспедицию отправитесь с учителем технологии Беззубовой Светланой Александровной.

3. Экскурсия в прошлое (Слайд №3)

Учитель технологии: Тканью человек пользуется с древнейших времен. Мы настолько привыкли к ней, что даже не задумываемся, когда шьем изделие, как получают ткани и из какого сырья. Трудно себе представить, как при свете лучин в темных избах наши прапрабабушки пряли и ткали ткани.

Хлопчатник – одно из древнейших растений (Демонстрируется хлопчатник (гербарий), плод хлопчатника – коробочка, виды ткани из хлопка). Ткани, вырабатываемые из хлопка, мягкие, помогают сохранить тепло, хорошо впитывают влагу.

Лен известен человеку с давних пор (Демонстрируется лён (гербарий), виды льняной ткани). Ткани, вырабатываемые из льна, очень прочные и служат дольше, чем хлопчатобумажные.

Учитель изобразительного искусства: Из прошлого мы возвращаемся в настоящее. В наше время ткани изготавливают на фабриках. Используется современное оборудование (Слайд №4)

- Окрашивание ткани происходит в специальных резервуарах (Слайд №5).

– Затем происходит обработка ткани - это удаление ненужных волокон с поверхности ткани. Мытье, сушка ткани и контроль готовой продукции (Слайд №6).4. Новый материал.

- Что же такое раппорт? Проследите за тем, что происходит на слайде, и попробуйте объяснить, что же такое раппорт (Слайд № 7, демонстрируется построение раппорта (анимация)).

Раппорт – повторяющаяся часть рисунка на ткани.

Ткань имеет бесконечный рисунок, его можно продолжать с правой и с левой стороны, вверх и вниз. Декоративные мотивы, из которых состоит узор, могут располагаться в нём различно, повторяясь через определённые промежутки, образуя раппорт.

Упражнение «Найди раппорт» (Слайды № 8,9, индивидуальная работа на интерактивной доске).

- Посмотрите на ткань и попробуйте найти раппорт?

- Найдите и обведите повторяющуюся часть рисунка.

Учитель технологии: А теперь попробуем найти раппорт на ткани, которая у нас представлена сегодня на уроке (учащиеся находят раппорт на ткани, индивидуальная работа).

Чтобы сделать такую ткань, можно применить способ механического повторения отдельных частей узора. Способов механического повторения рисунков много, и изобретены они очень давно.

Учитель изобразительного искусства: Ребята, ещё в старину, когда только начинало развиваться фабричное производство тканей, узоры на них отпечатывались с деревянных досок, на которых были вырезаны рисунки. Количество досок обычно соответствовало числу красок в узоре.

Узор на ткани изготовлялся вручную, путём «набивки» молотком по наложенной на доску ткани. Поэтому такие узорные ткани назывались набойками. Теперь узоры на тканях наносятся машинами (Слайд № 10)

Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент «Технология печати на ткани».

Некоторые ручные способы механического повторения частей узора, например, по шаблону или трафарету, ещё применяются. Эти способы очень просты и доступны каждому. Вы можете сделать шаблон или трафареты и придумать для них рисунок.

Прежде чем приступить к практической работе, предлагаю вам отгадать кроссворд и повторить правила безопасности при работе с художественными материалами и ручными инструментами (Слайд № 11)

(кроссворд составлен в программе HotPotetos, работа в группах на компьютерах). 5. Практическая работа учащихся под руководством учителя.

- Сегодня попробуем оформить рисунок с использованием раппорта.

Для работы нам понадобятся шаблоны или трафареты. Разложите детали, которые находятся у вас на столе в коробки: в первую - шаблоны, во вторую – трафареты.

- В чём их различие?

С помощью стрелки соотнесите рисунок и надпись (Слайд № 12)

(на интерактивной доске)

- Ребята, а кто знает, как изготовить шаблон?

(На листе тонкого картона рисуют весь декоративный мотив или отдельные элементы. Вырезают рисунок точно по контуру. При составлении узора шаблон накладывают в нужном порядке и обводят)

- Как изготовить трафарет?

(На листе картона делают прорези, точно соответствующие очертанию частей декоративного мотива. Для получения рисунка накладывают трафарет на ткань или на бумагу и закрашивают краской прорези)Оформление рисунка с использованием раппорта (Слайд № 13)

- Придумайте рисунок для альбомного листа. У вас на столах лежит бумага нескольких цветовых тонов. Выберите фон для вашей ткани. Разделите лист на 4 части. Одна часть и будет раппортом. Расположите в ней узор.

Через трафарет – отбивается, через шаблон - обводится карандашом и раскрашивается красками.

- Самостоятельная работа (во время выполнения работы играет музыка, учителем изобразительного искусства и учителем технологии осуществляется индивидуальная работа).6. Итоги урока.

Экспресс-выставка. Анализ работ, общих ошибок. Уборка рабочих мест.

- Что вы узнали нового на уроке?

- Что понравилось на уроке?

Благодарю Вас за внимание,

За свет души, за понимание.

Пусть проступают сквозь мгновения

Цветные волны вдохновения!

– Вы все сегодня молодцы, создали и творили свою сказку по выполнению узора. А с каким настроением вы уходите с урока? (хорошим, радостным, очень понравилось и т.д.)

- Я рада, что у вас хорошее настроение, и пусть цветные волны вдохновения присутствуют у вас на каждом уроке. Спасибо за урок, до свидания.

Используемая литература:

  1. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.С. Кузина/автор-составитель С.Б. Дроздова.- Волгоград: Учитель, 2008
  2. Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркутская С.Э. Обслуживающий труд. 5 класс. – М.: Дрофа, 2008
  3. Кудряшова Н.И. Статья «Лен-батюшка», журнал «Школа и производство», стр. 49 - М.: «Школа-Пресс», №2 2002
  4. Статья «Хлопок» (По материалам журнала «Текстиль»), журнал «Школа и производство», стр. 34 - М.: «Школа-Пресс», №2 2001
  5. Материалы сети Интернет:
http://paidagogos.com/?p=83

http://video.yandex.ru

http://festival.1september.ru

http://www.uchportal.ru

5-bal.ru

Урок ИЗО в 5 кл.

ТЕМА: Раппорт ткани. Составление узора на ткани картофельным штампом.

ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ: - продолжение знакомства с искусством золотой хохломы;

- воспитание нравственно-эстетического отношения к миру,

народному творчеству, его истории культуре;

- совершенствование навыков работы с природными материалами;

- развивать творческую активность, внимание, аккуратность;

- дать детям почувствовать себя народными мастерами.

ТИП УРОКА: комбинированный

ОБОРУДОВАНИЕ и

МАТЕРИАЛЫ:

Для учащихся: - 2 штуки картофеля для учителя:- предметы ДПИ ( солонки,

- гуашь и кисти туески, ложки, ковши, вазы,

- карандаш тарелки и т.д.)

- нож для бумаги - учебная таблица «Хохлома»

- ткань размером с - опорная таблица «Стилизация»

носовой платок - комплект принадлежностей для

- ножницы изготовления штампа.

- музыкальный ряд

ПЛАН УРОКА: - оргмомент ( подготовка к уроку 3-5 минут)

- теоретическая часть: беседа, объяснение материала, инструктаж,

поэтапное выполнение штампа- (10-15 минут)

- самостоятельная работа- (10-15 минут)

- Анализ, итоги – (5 минут)

ХОД УРОКА:

Приветствие, звучит музыка.

Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым,

Земляника цветом алым.

Засияла, поднялась,

Сладким соком налилась.

А трава, как бахрома,

Дети отвечают: ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА!

Учитель: вспомните ребята, где мы уже встречались с хохломой?

Ученики: народные промыслы.

Учитель: Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится опять.

И нигде на свете

Нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней наша

ХОХЛОМА.

В жизни вокруг нас много красивого: в тканях, одежде, вышивках, в различной посуде и других предметах, сделанных руками человека. Люди подбирают для предметов нужные материалы, придают предметам красивую форму, окрашивают их в приятные для глаза цвета, украшают узорами. Наше национальное русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. Тут и посуда, и игрушки, женские украшения, мебель и многое - многое другое. И ради этого в городах и селах трудились тысячи ювелиров, кузнецов, гончаров, резчиков, вышивальщиц.

И сегодня мы с вами продолжаем разговор о русских народных промыслах, о том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.

Итак, ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА.

Учитель: Вспомним, где зародилась Хохлома?

Ученики: в Нижегородской губернии на реке Волге зародился обычай украшать деревянную посуду росписью.

Учитель: А что за дерево использовал для работы мастер?

Ученики: Липа, ольха, береза - миски, чашки, ложки и даже большого размера посуду, где можно было хранить муку и заводить тесто.

Учитель: Причем к подбору дерева мастер подходил очень тщательно. Не каждое дерево брал для работы, а долго подбирал, «слушал» его, чтобы дерево было с энергетикой, живым, а иначе считалось, что ложка или другая посуда не получится и долго человеку не послужит. А знатные и богатые люди, какой посудой пользовались?

Ученики: В царских и княжеских теремах богатые семьи ели из серебряной и золотой посуды, а у крестьянина лес был рядом.

Учитель: Выточенные из дерева предметы, в основном посуда, после специальной

обработки, расписывали растительными узорами, покрывали лаком и закаливали в печи. Происходило чудо: посуда приобретала золотой отлив, хотя золотого никогда не применялось в росписи хохломской посуды. Есть пословица: «Голь на выдумку хитра». Это ли не хитрость – превратить дерево в золотую сказку?!

Давайте вспомним, какой узор, какие элементы растительного мотива использовали народные мастера?

Рассматриваем посуду и проговариваем простые элементы хохломской росписи.

Учитель:

Поглядеть любо-дорого! Расписные алые ягодки спелой клубники и рябины, диковинные листики, красные венчики, завитушки и капельки, золотая травка на черном фоне. Какая красота! И сегодня мы с вами составим эскиз на ткани, вы уже знакомы с такой работой, и научимся переносить его при помощи штампа. А штамп изготовим из картофеля.

Декоративно оформить ткань можно рисунком различных трав, листьев, цветов, насекомых и других предметов окружающей природы, но эти предметы , мы знаем,

нужно упростить, т.е. сделать стилизованными.

Здесь можно проследить стилизацию растения, упрощение, разворот, выделение силуэта, замена реального цвета.

/ Приложение -опорная таблица с примером стилизации/

Узор на ткани должен обязательно повторяться. Повторяющаяся часть узора называется раппортом. Предметы располагают на каком-нибудь фоне, цвет которого должен сочетаться с цветом изображаемого узора. Чтобы узор лучше выделялся на фоне, его обычно, делают темнее или светлее фона.

Провожу инструктаж по работе с колюще-режущими инструментами и по алгоритму провожу работу над созданием штампа.

Ваша задача: 1) придумать и вырезать из картофеля формы стилизованных растительных

элементов;

2) составить и выбрать наиболее удачную композицию из полученных

элементов;

3) перенести ее на ткань.

Самостоятельная работа. Дети могут работать как индивидуально, так и в парах.

Музыкальное сопровождение. Желаю успехов!

Помощь учителя отдельным учащимся.

Выставка работ учащихся , анализ и итоги.

ПРИЛОЖЕНИЕ

hello_html_1a55417b.jpg

hello_html_m5fd2a8bf.jpg

Примеры стилизации растений.

hello_html_40dd85b3.gif

Алгоритм выполнения штампа из картофеляhello_html_3f1dffa3.jpg

infourok.ru

Конспект урока на тему "Декоративное рисование. Рисование шкатулки. Эскиз росписи шкатулки"

Учебно-познавательная деятельность

- Последовательность изучения

- Обучающие и развивающие задания

- Актуализация знаний учащихся

Цель: сообщить учащимся знания о назначении и происхождении узоров; ввести в лексикон слова «орнамент», «мотив орнамента»

- Где в окружающем мире встречается орнамент?

Учащиеся: Слайд 3 - 6

а) Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными орнаментами. Орнамент встречается в нашей жизни везде. Он украшает наши дома, например, каменный орнамент. Или очень красивы деревенские дома: ставни окон могут быть украшены орнаментом, который вырезали резчики. Он может быть очень красивым, например, из треугольников.

Учитель: Приведите примеры, где дома мы можем увидеть орнамент? Слайд 7, 8

б) Орнамент можно встретить и у себя дома – на обоях, на дорожке, на посуде. Орнаментом и раньше украшалась не только одежда и полотенца, узор покрывал прялки, шкатулки, лавки и сундуки. Его даже можно его увидеть на печенье, которое все мы любим. Он может состоять из ромбиков, кружочков, квадратиков. То есть орнамент украшает нашу жизнь.

Учитель: С чем можно сравнить орнамент? Слайд 9

в) Орнамент – это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния или интервалы. Что такое интервал? Вот например, салют… Салют, потом маленький перерыв. А мы ждем. Когда появятся новые огоньки в небе. Потом снова салют, потом ждем, и так повторяется много раз. Вот также интервал есть и в орнаменте.

Учитель: Вывод: орнамент придает предметам нарядный и праздничный вид.

А что же такое раппорт? 10 слайд

Раппорт - повторяющаяся, законченная, часть орнамента.

- Задание: На орнаментах определить раппорт. 11 слайд

– Что объединяет все эти узоры, орнаменты? 12 слайд (Во всех узорах есть части растений, поэтому они называются орнаментами с растительным мотивом.)

– Чем похожи эти орнаменты? 13 слайд (Это орнаменты с животным мотивом.)

– Чем похожи эти орнаменты? (Это орнаменты с человеческим мотивом.)

14 слайд

– Из чего состоят эти узоры? 15 слайд (В этих орнаментах присутствует геометрический мотив.)

– Но бывают и смешанные орнаменты 16 слайд

Виды орнамента по изображенным мотивам:

-геометрический,

- растительный,

-животный,

- антропоморфный

-предметный. 17 слайд

Какой вид орнамента изображен?

(Слайд 18)

Виды орнамента по форме построения:

-ленточный,

-сетчатый (непрерывный),

-композиционно замкнутый

(Слайд 19)

Чтобы создать орнамент надо знать принцип его построения. Ленточный орнамент создаётся путем ритмичного повторения данного или нескольких элементов в полосе определённого размера. В центрическом орнаменте, который используется для украшения предметов, имеющих форму круга, квадрата, треугольника, овала, ромба, повторяющиеся элементы размещают вокруг единого общего центра. Непрерывный орнамент создают для теоретически неограниченных плоскостей, например ткани. Его элементы могут повторяться сколько угодно раз.

Физминутка для глаз. (Слайд 20)

doc4web.ru


Смотрите также