Технологическая карта урока по ИЗО "Волшебные краски радуги". Урок рисования 3 класс радуга


Урок изобразительного искусства в 3 классе «Радуга». Лучинская базовая школа

Разработал учитель

начальных классов

высшей квалификационной категории

Голдаева И.В.

Урок изобразительного искусства в 3 классе

Разделы  программы:  «Эстетическое восприятие  действительности», «Восприятие произведений искусства», «Изображение на плоскости. Цвет».

Тема практической работы: «Радуга» .

Цель урока: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать выразительные свойства цвета и уметь передавать характерную окраску предметов при рисовании по памяти.

Задачи:

1. Актуализировать знания учащихся об основных и составных цветах;

2. Расширить представление об использовании основных и составных цветов и их оттенков при создании художественных образов;

3. Способствовать формированию умения передавать пространственные планы в композиции;

4. Содействовать развитию цветового восприятия, зрительной памяти учащихся;

5. Создать условия для формирования эстетического восприятия окружающей действительности.

Ход урока

I. Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку

–   Прозвенел звонок весёлый.

Вы начать урок готовы? (Да!)

Будем думать, рассуждать

И красиво рисовать!

II.  Этап сообщения учащимся нового материала  

* Вступительное слово учителя

Приветствую вас, юные друзья! Хочу представить вам сегодня я, Возможность потворить и поиграть, Пейзаж реалистичный  вам самим создать!

Для этого, надеюсь, Мне скажите, какие средства есть? И первым делом прозвучит ответ - Что для картины очень нужен – (цвет)!

Да, выразительное свойства цвета всем известно. Но есть еще одно известное вам средство  Художники владеют им в Беларуси и за границей. Скажите это слово – (композиция)

* Постановка темы урока

- Ребята, попробуйте, используя эти два слова сказать, что мы будем делать на уроке?  ( Будем выполнять композицию в цвете)

- А как будет называться композиция,  вы узнаете, отгадав загадку.

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то.

Постарался мастер тот

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Сможешь их нарисовать? (Радуга)

-_Правильно,  наша композиция будет называться «Радуга», а чтобы её выполнить нам необходимо такое выразительное средство, как цвет.  Слайд 1

Какие именно слова помогли вам  узнать, что это радуга? (Семь красок)

- Ребята, а что вы знаете о радуге? (высказывания детей)

А что бы вы ещё хотели узнать?

- Итак первый ответ на ваш вопрос: почему возникает радуга?

Слайд 2. Почему возникает радуга?

- После дождя в воздухе ещё долго остаётся висеть водяная пыль, состоящая из маленьких капелек. Они настолько лёгкие, что не сразу падают на землю. Когда на них попадают солнечные лучи, то капельки превращаются в маленькие зеркала и отражают свет Солнца, состоящий из семи цветов. Таким образом, радуга – это капли воды и солнечный свет.

- Ребята, как вы думаете, радуга бывает в какую пору года?

Слайд 3.       Радуга весной

Слайд 4-5.      Радуга летом

Слайд 6 -7.    Радуга осенью

Слайд 8.        Радуга зимой

         - И самое удивительное явление природы - радуга зимой! Очень это странно, необыкновенно. Трещит мороз, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а в воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется, как в призме, и отражается в небе красивой радугой.

Слайд 9-11.       Двойная радуга

-  Иногда в небе видны целых 2 радуги — одна из них очень яркая, вторая — бледнее. Значит солнечный луч дважды отражается в каплях воды.

- Скажите, а радуга может быть только днём ?

Слайд 12.      Радуга ночью

- Нет,  это еще не все чудеса.  Иногда радугу можно увидеть ночью, когда после дождя из-за туч выглядывает луна. В ее тусклых лучах тоже рождается лунная радуга, разумеется, не такая яркая, как солнечная.

- А знаете ли вы, ребята, откуда взялось слово «радуга»

 Слайд 13.      Значение слова «радуга»

Слово «радуга» похоже на слово «радость». Радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут  - радуга.

- Ребята, а какие чувства испытываете вы, когда видите радугу в небе?

- Наблюдая за природой, мы видим, что в природе всё имеет свой цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния погоды может меняться. Художники передают красоту природы, используя краски. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и тёплых цветов художники передают самые разнообразные чувства   и настроение: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.

- Давайте посмотрим, как изображали радугу многие художники в своих работах.

Слайд 14.   Куинджи А.И.  «Радуга» , 1842 г.

Слайд 15.  Сомов К. А.  «Радуга»  , 1897 г

Слайд 16.  П.П. Рубенс  «Пейзаж с радугой»

Слайд 17. В. Сидоркин  «Пейзаж с радугой»

Слайд 18. А. Зайцев  «Радуга»

Слайд 19.  Г. Малышева «Осенняя радуга»

III.  Этап первичного закрепления знаний

- Какое выразительное средство использовали все художники в своих работах? ( Цвет)

- Посмотрите, пожалуйста, на цветовой круг. ( Слайд  20.  ) В нём вы видите 6 цветов. Три из них основные,  а три составные. Назовите основные и составные цвета.

- Этот круг можно значительно расширить,  если цвета смешать. Художники так и работают ,  находят всё новые и новые оттенки. Посмотрите на расширенный цветовой круг, в нём уже 24 цвета  (Слайд 21.)

* Практическая работа «Цветовой круг» (работа в парах)

- Я предлагаю вам создать свой цветовой круг, используя цветные конфеты и воду. Выложите конфеты по кругу и налейте воды в центр тарелки, чтобы конфетки покрылись водой.

- Что напоминает вам цветовой круг (Радугу)

- Сколько цветов в радуге? Назовите их  по порядку.

Физкультминутка

IV. Самостоятельная практическая работа учащихся

- Ребята, я предлагаю нарисовать радугу не кисточкой, а кухонной губкой. На увлажнённую губку необходимо  кисточкой нанести полосками все цвета радуги и провести   по листу в зависимости от задуманного сюжета. Давайте посмотрим  последовательность выполнения композиции.

1. Продумайте мотив пейзажа.

2. Определите, какое состояние и настроение погоды вы хотите передать.

3. Определите количество объектов и цветовое решение.

4. Выберите формат в соответствии с замыслом.

5. Определите расположение линии горизонта на картинной плоскости.

6. Нанесите главный объект композиции – радугу.

7. Пропишите другие элементы пейзажа.

V. Анализ выполненных заданий

Учитель проводит анализ детских работ в соответствии с критериями оценки:

*    Оригинальность композиции.

*    Выразительность образов, цвета.

*    Передача пространства в рисунке.

*    Грамотность решения цветовой задачи.

  1. *   

*    Самостоятельность, внимательность, старательность.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Что нового вы узнала на уроке и чему научились?

Завершена Картина и завершён урок. И встрече нашей с вами мы подведём итог. Все наши впечатления вы обратили в цвет. Узнав его значенье, узнаем и ответ.

Значений цвета много, их все не сосчитать. Но всё же мне хотелось бы, какие-то назвать. Цвет красный - самый яркий, волнует и зовёт, Когда огонь познанья нас к творчеству ведёт.

Оранжевый цвет счастья, несёт уют и тепло, Подсказывает - занятие для вас не зря прошло. Зелёный цвет - волнение, желание творить. Желаю вам в душе своей всё это сохранить.

И собственные чувства вы обратили в цвет. Синий, голубой и фиолетовый  вписали вы в сюжет. Желаю вам надежды, фантазий и мечты. Учись, надейся и твори под флагом красоты.

- А какому цвету соответствует ваше настроение в конце урока?

Слайд 22.  Цветопись настроения

Слайд  23. Радужного настроения

VII.  Этап  информации о художественных материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых на следующем уроке

- На следующем уроке  нам понадобятся цветные карандаши. Мальчики, принесите, пожалуйста, по одной машинке и раскраски с машинками.

 

Последовательность выполнения композиции:

1. Продумайте мотив пейзажа.

2. Определите, какое состояние и настроение погоды вы хотите передать.

3. Определите количество объектов и цветовое решение.

4. Выберите формат в соответствии с замыслом.

5. Определите расположение линии горизонта на картинной плоскости.

6. Нанесите главный объект композиции – радугу.

7. Пропишите другие элементы пейзажа.

 

Последовательность выполнения композиции:

1. Продумайте мотив пейзажа.

2. Определите, какое состояние и настроение погоды вы хотите передать.

3. Определите количество объектов и цветовое решение.

4. Выберите формат в соответствии с замыслом.

5. Определите расположение линии горизонта на картинной плоскости.

6. Нанесите главный объект композиции – радугу.

7. Пропишите другие элементы пейзажа.

 

Последовательность выполнения композиции:

1. Продумайте мотив пейзажа.

2. Определите, какое состояние и настроение погоды вы хотите передать.

3. Определите количество объектов и цветовое решение.

4. Выберите формат в соответствии с замыслом.

5. Определите расположение линии горизонта на картинной плоскости.

6. Нанесите главный объект композиции – радугу.

7. Пропишите другие элементы пейзажа.

 

Последовательность выполнения композиции:

1. Продумайте мотив пейзажа.

2. Определите, какое состояние и настроение погоды вы хотите передать.

3. Определите количество объектов и цветовое решение.

4. Выберите формат в соответствии с замыслом.

5. Определите расположение линии горизонта на картинной плоскости.

6. Нанесите главный объект композиции – радугу.

7. Пропишите другие элементы пейзажа.

 

Презентация

luchin.schools.by

Открытое занятие по ИЗО. « В гостях у радуги» (3 класс)

Открытое занятие по ИЗО.

« В гостях у радуги»

Тема: «Радуга и дождь».Уровень образования: дополнительное образование.

 Целевая аудитория: разновозрастная.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: закрепить знания о цвете: три основных цвета, контраст и нюанс, дополнительные цвета, смешивание цветов.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: Познакомиться с новым жанром изобразительного искусства - пейзаж.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: воспитание уважения к труду; формирование чувства удовлетворённости от выполненной работы.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ: развивать художественный вкус; активизировать творческое воображение.

Используемое оборудование: 

Изобразительный  ряд: изображение цветового круга, контраста и нюанса, дополнительных цветов. Репродукция с изображением пейзажа.

Литературный ряд:  стихотворения о цвете.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

(Проверка готовности к занятиям).

Объяснение темы, целей и задач занятия.

II. Творческая минутка.

Дети рассказывают стихи про цвета, при этом раскрашивают уже заготовленный рисунок.

Красный цвет – он очень яркий.Помидор и перец сладкий,Яблоко. Арбуз внутриКрасный, красный – посмотри!

Красный с желтым мы возьмем – Новый цвет все создаем.Цвет оранжевый выходит – Апельсин он весь наполнит.

Желтый - очень теплый цвет,Желтый - солнца в небе свет.Желтый есть еще лимон – Очень-очень кислый он.

Лист – зеленый и трава,Ёлка зелена всегда.Желтый с синим мы смешаем –Цвет зеленый получаем.

Небо цвета голубого.Он прекраснее любого.Проблески в лесу растут,Голубым они цветут

Море синее бушует,Волны пенные волнует.Синий карандаш мы взяли,Синий круг нарисовали

Фиолетовую краску Создает цвет синий с красным.Фиолетовых фиалокДарим мы букет в подарок

III. Вступительная беседа о цвете.

И так сегодня мы с вами поговорим о цвете. Скажите ребята:

А что такое основные цвета? И сколько их существует? А что такое нюанс и контраст? Что такое дополнительные цвета и сколько их? (рассматриваем цветовой круг)……

 

И так давайте на примере одного рисунка, мы применим все эти знания   

IV. Подготовка к выполнению работы.

Вот что нам нужно для нашего занятия

hello_html_m7f8602c8.jpg

V. Начинаем  работать.

Для начала, нам нужно нарисовать полянку. Давайте наметим горизонт. (А что такое горизонт?). Мы раздели наш лист на небо и землю. И на полянке расцветут цветы.

hello_html_m568224cd.jpg

Приступим к работе в цвете. Нарисуем травку на полянке.

hello_html_m2fd20a18.jpg

А теперь на нашем небе давайте нарисуем радугу. Какое небольшое стихотворение учили, чтобы запомнить последовательность цветов у радуги? Давайте повторим (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.) На каждую начальную букву начинается цвет.

Нарисуем красную дугу.

hello_html_15cbd760.jpg

Теперь нарисуем оранжевую, желтую и зеленую дугу. А при смешивание, каких цветов получается оранжевый цвет?

hello_html_19374827.jpg

Теперь нарисуем голубую полоску на нашей радуге. При смешивание каких цветов получается голубой цвет?

hello_html_33b3e88b.jpg

Синею дугу

hello_html_m2adb2843.jpg

Ну и наконец, нарисуем последнюю седьмую дугу, фиолетового цвета. При смешивание, каких цветов получается фиолетовый цвет?

hello_html_m1baa9066.jpg

Теперь нарисуем в цвете цветы на контрасте. Какой контрастный цвет зеленому (красный).

hello_html_m37739d6.jpg

Серединки у цветов нарисуем на нюансе.

hello_html_1de6b64c.jpg

Скажите, пожалуйста, когда появляется радуга?...

Нарисуем дождь голубого цвета. При смешивание, каких цветов получается голубой цвет?

Вот что у нас получилось… Скажите пожалуйста, что мы с вами нарисовали??? (природу) А изображение природы, называется – пейзаж.

hello_html_46bd8044.jpg

VI. Подведение итогов занятия.

И так давайте, подведем итоги. Мы с вами закрепили знания о цвете. И познакомились с новым жанром изобразительного искусства - пейзаж……

infourok.ru

Конспект мероприятия по изо для 3-4 классов "Радуга"

Мероприятие по изо в 3-4 классах «РАДУГА»

Цель:

  1. Выявить знатоков изобразительного искусства;

  2. Развивать интерес к прекрасному;

  3. Воспитывать любовь к искусству, творчеству.

Оборудование: Репродукции картин знаменитых художников, листы бумаги, художественные материалы, компьютер, проектор, презентация ,цветные лепестки цветов из цветной бумаги, сигнальные карточки с номерами и утверждениями “да”, “нет”, маркеры

Ход игры

Слайд 1.

Ведущий:

Солнце вешнее с дождёмСтроят радугу вдвоём –Семицветный полукругИз семи широких дуг.Нет у солнца и дождяНи единого гвоздя,А построили в два счётаПоднебесные ворота.Радужная арка запылала ярко,Разукрасила траву,Расцветили синеву. (С. Я. Маршак)

С давних пор радуга считается символом добра, радости, красоты и расцвета природы. Благодаря радуге наша жизнь такая разнообразная и цветная.

Сегодня мы с вами проведём игру “ Радуга”. А оценивать конкурсные задания будет наше жюри. (Представление членов жюри.)

Слайды 2–8.

1-й конкурс:

– Итак, первый конкурс – разминка. Нужно выбрать правильный ответ и поднять сигнальную карточку с номером ответа.

Художники-живописцы пишут:

  1. Только красками.

  2. Только карандашами.

  3. Красками и карандашами.

Пейзаж-это:

  1. Изображение людей в природе.

  2. Порода животных.

  3. Изображение природы.

Человека, рисующего животных, называют:

  1. Пессимистом.

  2. Анималистом.

  3. Пейзажистом.

Предметы из глины или пластилина называют:

  1. Архитектурой.

  2. Графикой.

  3. Скульптурой.

Что изображает художник, когда рисует натюрморт?

  1. Неживые предметы

  2. Природу

  3. Птиц и животных

Пленер – это:

  1. Сумка для красок

  2. Рисование на улице

  3. Фамилия художника

Как называются рисунки в книге?

  1. Зарисовка

  2. Этюд

  3. Иллюстрация

2-й конкурс:

Слайд 9.

– Называется этот конкурс “ Правда, что…”. Каждая команда выбирает карточку с истинным или ложным утверждением.

  1. Древний театр появился в Греции и назывался Колизей?

  2. Силуэт подробно рассказывает нам о всех тонкостях предмета и показывает его окраску?

  3. Аппликацию можно делать из любых материалов?

  4. Сначала люди научились рисовать, а потом писать?

  5. Зелёный цвет относится только к холодной палитре?

  6. В кукольном театре куклам помогает оживать фокусник?

  7. К графическим материалам относятся: гуашь, акварель?

3-й конкурс:

Слайд 10.

– Третий конкурс – картинный. Нужно показать правильно номер картин.

Среди представленных работ выберите номера:

  1. Портретов.

  2. Пейзажей.

  3. Натюрмортов.

4-й конкурс:

– Этот конкурс изобразительный и в то же время творческий. Работу выполняет вся команда. Оценивается оригинальность, аккуратность и быстрота.

  1. Обведите свои ладошки на цветной бумаге и вырежьте их.

  2. Приклейте их на лист (формат А-3) в виде какого-то предмета (реального или фантастического).

  3. Придумайте название своей работе.

Пока команды выполняют задание со зрителями проводится игра “Цветные песни” , т.е. нужно спеть песни в которых встречаются различные названия цвета.

5-й конкурс:

– Конкурс загадок. Отгадки вы должны быстро нарисовать маркером на листе.

  1. В школе есть такая птица:Если сядет на страницу, То с поникшей головойВозвращаюсь я домой. (2)

  2. На ночь два окошкаСами закрываются, А с восходом солнцаСами открываются. (Глаза.)

  3. Два близнеца, два братцаНа нос верхом садятся. (Очки.)

  4. Много рук ,а нога одна. (Дерево.)

6-й конкурс:

– Конкурс капитанов. Надо нарисовать бабочку двумя руками закрытыми глазами.

7-й конкурс:

– Все члены каждой команды получают карточку, на которой написано, что нужно изобразить в виде скульптуры.

  1. Игра в футбол.

  2. Перемена.

  3. Урок пения.

  4. Обед в детском саду.

  5. Сказка “Репка”.

Слайд 11.

– Молодцы, ребята, а сейчас каждая из команд соберёт цветик-самоцветик из лепестков, вырезанных из цветной бумаги. Каждый член команды выберет тот лепесток, который ему больше всего нравится и напишет на нём своё самое заветное желание ,самое доброе, хорошее и ласковое обязательно. И пусть ваши все желания сбудутся! Слайд 12.

– Наша игра подошла к концу, а сейчас слово нашему многоуважаемому жюри.

(Подводятся итоги игры, награждение.)

infourok.ru

"« «Радуга-дуга. Иллюстрация»» (3 класс) Программа "Гармония"

07.09.2015. Урок №2

Тема: «Радуга-дуга. Иллюстрация»

Цель: научить различать изобразительные возможности разных художественных материалов; анализировать выразительность произведений изобразительного искусства; выполнять оригинальный рисунок на тему «Радуга» или иллюстрировать стихотворение С. Я. Маршака «Радуга-дуга» с использованием акварели; получать разные оттенки цвета в технике акварели «по-сырому».

Планируемые результаты: Личностные: способствовать накоплению у учащегося опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, проявлять авторский, неповторимый изобразительный стиль, развивать умения использовать образный язык изобразительного искусства (цвет, линию, ритм, композицию, объём, фактуру и др.) для достижения своих творческих замыслов. Предметные: использовать изобразительный формат листа и композицию рисунка в выразительных целях, размещая дугу радуги на вертикальном, горизонтальном или квадратном листе бумаги. Познавательные: сообщать с учётом возрастных особенностей детей знания в области изобразительного искусства. Регулятивные: приумножать опыт творческой деятельности, развивать умения третьеклассников в создании оригинальных замыслов творческой работы, в постановке целей и задач деятельности, в поиске оптимальных путей их решения, оценивать этапы и результаты индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Коммуникативные: оценивать эстетическую выразительность результатов своей и чужой продуктивной деятельности. Оборудование: стихотворение С. Я. Маршака «Радуга-дуга», альбом, акварель, учебник, папка художника.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивация к деятельности.

Прозвенел уже звонок, Как же мы начнём урок? - На уроке мы сидим – Не шумим и не кричим,

Руку тихо поднимаем, Если спросят, отвечаем. - Мы хороший, дружный класс? - Да! И всё получится у нас! Учащиеся хлопают соседа по ладошке, желая друг другу удачи на уроке.

  1. Сообщение темы урока.

Разноцветно коромысло, Над дорогою повисло. Семь цветов - одна дуга, Это чудо -... (Радуга)

- Сегодня мы будем рисовать радугу! - А что мы знаем об этом прекрасном явлении? Радуга – это разноцветная дуга на небе. В ней много цветов. Она бывает летом после дождика.

Запишите известных вам художников и названия произведений в Творческой папке (лист 21).

2. Работа с учебником. - Внимательно рассмотрите репродукции, размещённые на страницах 10–11 учебника. - Чтение стихотворения С. Маршака «Радуга-дуга» на странице 10. - Образ радуги каждый художник изображает по-своему (с. 10–11, 158). – Ответьте на вопросы (с. 11) – Как нарисовать образ радуги, выразив через цвет определённое отношение к этому природному феномену. - Вспомните известную с детства считалку о семи радужных цветах (о фазане). Как правило, дети с интересом вспоминают её: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

3. Работа с «Творческой папкой». 1). Игра «Хроматические цвета: цветные квадраты». Воспользуйтесь цветными карточками (лист 3 Творческой папки) и, глядя на цветовой круг, состоящий из 12 цветов, соберите сначала 6, а затем 12 цветов, идущих один за другим в той же последовательности, что и в цветовом круге. Карточки раскладываются на рабочем столе одним учеником или в паре. Учитель проходит по рядам и фронтально оценивает работу детей. 2) Задание 18. - Обратите внимание на выразительные особенности рисовального формата. Художник сначала задумывает образ, а потом воплощает свой замысел в материале. Профессиональный художник может выполнять работу длительное время. Александр Иванов писал своё полотно более 20 лет, а его картина была больше, чем стена классной комнаты. - Как называется его картина, которая хранится в Третьяковской галерее.

4. Физкультминутка

5. Творческое задание 1) Выбор формата и художественного материала - Для работы акварелью или гуашевыми красками нужно взять лист большого формата А4 (это почти альбомный лист), для работы цветными карандашами или фломастерами – маленький (не более 1/4 или 1/2 альбомного листа; см. листы 5, 16 Творческой папки). 2) Словесное описание будущей композиции - «Я изображу нашу дачу и радугу, которую я видел в окно. Она была еле заметной, нежной по цвету», «Я нарисую морской пейзаж и висящее над водой коромысло радуги, которое я видел в Ялте. Радуга была яркая, торжественная и очень чёткая», «Я нарисую горы и лошадь, которая любуется весёлой радугой», «Я изображу птичек, летящих к радуге-дуге, а она обнимает золотые осенние деревья».

6. Практическая работа.

7. Рефлексия. - Оцените свою работу на уроке: - поднимите вверх своё творение, если работа доставила удовольствие и композиция удалась; - поднять правую руку, если оцениваете свою работу удовлетворительно; поднять левую руку, если не удовлетворены своей работой на уроке.

8. Мини-выставка работ.

infourok.ru

Разработка урока ИЗО "Где ночует радуга?"

Урок по ИЗО "Где ночует радуга...

 

Ф.И.О. учителя, организатора занятия: Герман Милана Яновна

Должность: учитель начальных классов                                  

Образовательное учреждение МБОУ СОШ №37 г.Белгород

Предмет Изобразительное искусство                                             

Тема урока (внеурочного занятия)    Где ночует радуга?                          

Возраст учащихся, класс 7-8 лет, 1 класс.                                  

Цель: формирование знаний и умений в последовательном изображении цветов радуги; эстетического отношения к ней, как к природному явлению.

Задачи:

Предметные

- знать последовательное расположение цветов в радуге;

- иметь представление о научном открытии  Ньютона;

- участвовать в проведении эксперимента;

- воспринимать радугу как явление красоты

Метапредметные:

Развивать УУД:  интерес к познанию красоты окружающего мира, уникальности природы и окружающего мира; умения осознавать познавательную задачу, понимать значение эксперимента Ньютона, делать обобщение и выводы; вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками; строить небольшие монологические высказывания; воспринимать мнение других людей о произведениях искусства и делиться собственными впечатлениями; осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных задач; уважительно относиться к мнению одноклассников, высказывать свою точку зрения.

Оборудование:

Учебник: С. Г. Ашикова «Изобразительное искусство»: Учебник 1 класса - Самара, Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012г.; на каждую парту 1 баночку с мыльными пузырями; конверт с вложенными в него частями радуги (7 дуг: красного цвета, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового).

Ход урока

Учитель: Ребята, посмотрите на доску.

На доске тучка из которой падают капельки с разными цветами: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Учитель: Вспомните, где вы видели все эти цвета вместе.  Как это явление природы называется? (радуга)

Славный мост такой хороший

Через речку переброшен.

До чего наряден, ярок,

Словно праздничный подарок.

В семь цветов раскрашен мост,

Как павлиний пёстрый хвост.

Только дождик прекратился,

Тут и мостик появился.

Разноцветная дуга

Чудо-юдо РА – ДУ – ГА!

Учитель: Кто из вас видел радугу? Что необходимо для того, чтобы на небе появилась радуга?

Учащиеся: солнечный свет.

Учитель: А хотите увидеть радугу? Возьмите мыльные пузыри и пустите их. Понаблюдайте за ними. Какие цвета вы видите?

Учащиеся: красный, синий, зелёный и т. д.

Учитель: Одному учёному Исааку Ньютону тоже было интересно, какие цвета «спрятаны» в радуге. Откройте стр. 42 и рассмотрите лабораторию великого учёного. Он пропустил луч солнечного цвета через стеклянную фигуру – призму. И выяснил, что солнечный свет, кажущийся нам прозрачным, состоит из 7 цветов. Но как только спрячется солнечный свет, многоцветье сразу исчезает. Свет только кажется нам прозрачным. Оказывается, все цвета «спрятаны» в радуге, а сама радуга «живёт» в солнечном свете!

Работа в парах: Ньютон подметил, что эти цвета всегда расположены в одном порядке. Возьмите конверт, лежащий у вас на столе. Давайте соберём радугу. Кто знает, как нам её собрать?  Последовательность цветов легко запомнить, если выучить фразу: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.

Учитель: У каждого цвета своё настроение.

Как вы думаете, какое настроение у красного цвета?  Оранжевого? Жёлтого? Зелёного? Голубого? Синего? Фиолетового?

Какой цвет вам больше нравится? Почему?

Учитель: На парте у нас появилась красивая радуга. В природе радуга выглядит ещё более привлекательной. Откройте страницу 40 учебника и полюбуйтесь на неё. Что хочется сказать вам, глядя на изображения, какие чувства, мысли вызывают картины художников и фотографии?

Вам понравилось? Давайте попробуем  изобразить свою радугу.

Но прежде чем мы рисовать начнём,

Для начала мы немножко отдохнём.

Если радуги цвет услышишь ты,

Высоко подпрыгни и молчи,

Если цвет не радуге принадлежит,

Ты присядь и крикни «нет, не так».

(Малиновый, синий, чёрный, серый, зелёный, фиолетовый, белый, красный, жёлтый, розовый, коричневый, оранжевый, голубой, сиреневый).

Учитель: На странице 41 рассмотрите инструменты и материалы, которые могут вам пригодиться. Выберите один из удобных для вас способов рисования (цветными карандашами, кистью или губкой). Посмотрите на нашу радугу, лежащую на столе. Дугу какого цвета мы нарисуем в первую очередь, во вторую, третью и т. д.

Помните об этом и соблюдайте очерёдность цветов.

Для тех, кто нарисовал радугу раньше, можно усложнить задание: «Нарисуйте на выбор цветами радуги бабочек, цветы или птиц».

Учитель (за 5 минут до окончания урока): Положите ваши инструменты на стол, альбомы оставьте раскрытыми на столе  и приготовьтесь к посещению выставки работ учащихся. Встаньте и прогуляйтесь по классу. Рассмотрите работы учащихся. Какие мысли, чувства родились у вас? Кто хочет высказаться?

Итог урока: Что нового вы узнали на уроке? О чём расскажете дома своим родителям?

Что осталось непонятным? О чём бы вы почитали в книге или спросили у взрослых?

 На что ещё вам хочется обратить внимание?

Домашнее задание: стр. 43 учебника. Вместе с родителями поставьте эксперимент и понаблюдайте за получившейся у вас радугой.

infourok.ru

РАДУГА - Конспекты уроков - Уроки ИЗО - Каталог файлов

Предмет: Изобразительное искусство. 1 класс

Тема: РАДУГА (акварель).

Главные задачи: основные и производные цвета.

Сопутствующие задачи: первые навыки в работе с акварелью: умение разбавлять краски водой, вливание цвета в цвет.

Учебник: Э.Э.Пурик, Н.Э.Ахадуллина. Изобразительное искусство. Уфа. Китап.2006.

Оборудование: акварельные краски, палитра, баночка для воды, кисточки, альбомы, пластилин, презентация.

Ход урока:

Организационный момент.

Введение в тему.

- Сегодня у нас необыкновенный урок. Пожалуйста, будьте внимательны, потому что вам предстоит встреча с красотой. Узнаем, как можно передавать и показать красоту природы, которая нас окружает, которую мы должны беречь и любить.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.

-Ребята, вы знаете кто такой композитор? (Ответы детей).

- Красота природы всегда привлекала и привлекает внимание композиторов. Природа дарит музыке журчание ручьев и шепот листвы, пение птиц и рокот морских волн. Замечательные картины природы, музыкальные пейзажи писал русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Природа ему близка с детства. Сейчас послушайте его пьесу из цикла «Детская музыка»: «Утро». (Прослушивание)

- Что вы услышали в этой музыке? Какое утро представилось вам?

- Действительно, музыка рисует раннее утро, в ней много воздуха, света и любования красотой природы.

- Итак, можно ли передавать красоту природы с помощью музыки? (Ответы детей).

- В музыке композиторы воплотили и времена года, и времена суток - утро, день, вечер, ночь, и разнообразные картины природы - море и небо, облака и лес, горы и поля. Об этом мы еще не раз будем говорить на уроках музыки.

- Как еще можно передавать красоту природы? Как вы думаете? ( С помощью слов).

Мне хочется прочитать вам сказку о словах, которые могут рисовать мир в красках.

Часто во время дождя

Ты стоишь у окна,

Смотришь, прислушиваешься.

И тебе начинает казаться,

Что у всех вещей есть свой голос,

Что все они разговаривают.

И твои карандаши, правда?

Слышишь, говорит красный:

- Я - мак, я - огонь, я - знамя!

Вслед за ним откликается оранжевый:

- Я - морковь, я - апельсин, я - заря!

Желтый тоже не молчит:

- Я - пух утенка, я - пшеница, я - солнце!

И зеленый шелестит:

- Я – трава, я – сады, я – леса!

И синий не отстает:

- Я – колокольчик, я – чернила, я – море!

И фиолетовый шепчет:

- Я – слива, я – сирень в цвету, я – сумерки!

Но дождь смолкает, и вместе с ним смолкают цветные карандаши.

- Глядите! – говорит красный.- Радуга- это и я!

- И я, - добавляет оранжевый.

- И я, - улыбается желтый.

- И я,- ликует зеленый.

- И я, - веселится голубой.

- И я, - веселится синий.

- И я, - смеется фиолетовый.

(М. Стоян)

 

- Так с помощью слов о семи цветах радуги рассказал писатель М. Стоян.

- А вы когда наблюдали за радугой?

- На небе после дождя можно увидеть огромную разноцветную дугу. Это радуга. Она напоминает арку, ведущую в сказочную страну.

- А как еще можно передать красоту природы? (Показать с помощью рисунка).

- А кто пишет картины? (Художники).

- Я предлагаю посмотреть как с помощью кисти и краски художники показали красоту природы после дождя. (Просмотр слайдов).

- Хотите воплотить в красках этот прекрасный пейзаж после дождя?

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

 

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.

- Откройте учебники на 22 страницу. Здесь показано как можно работать акварелью:

- ровно покрывать детали рисунка одним цветом;

- «по- сырому», или по мокрой бумаге;

- растяжением цвета от светлого к темному или наоборот;

- накладывать один прозрачный слой акварели на другой.

- А радугу мы будем изображать так, как показано на странице 23. Вливать цвет в цвет, стараясь сделать так, чтобы два цвета, нанесенные на бумагу, плавно переходили один в другой. (Показываю и объясняю)

- А вы потренируемся на черновиках.

Прежде чем приступить к серьезной работе подумаем, что и как будем изображать.

-Когда бывает радуга? (Летом, после дождя, когда начинает проглядывать солнце).

- Правильно. Давайте изобразим радугу над озером. Ведь мы с вами живем возле чудесного Белого Озера.

- Итак, приступаем к работе!

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.

 

- Давайте оживим рисунок. Нарисуем еще и пластилиновую уточку.

 

ВЫСТАВКА РАБОТ.

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

- У вас получились интересные и красивые работы. По акварельной водичке плавает пластилиновая уточка, в небе яркая радуга, выглянуло солнышко из-за туч. Вам удалось показать красоту природы! Молодцы!

- Понравился ли вам урок?

-Что нового узнали?

- Как же можно показать красоту природы?

- Давайте закончим наш урок песней «Кто построил радугу?» (слова Н. Соловьевой, музыка М.Парцхаладзе).

1. Кто построил радугу

В небе над землею,

Семь цветов, семь мостиков

Изогнул дугою?

Припев: Это, это,

Это видно, дождик.

Он немного архитектор

И чуть-чуть художник.

 

2. Как бы мне хотелось знать,

Кто рукой могучей

В небе замок сказочный

Вылепил из тучи.

3.Кто луга весенние

Засадил цветами?

Вы, теперь, я думаю,

Догадались сами.

 

 

 

УБОРКА РАБОЧИХ МЕСТ.

 

 

 

 

ira-2013.ucoz.ru

Технологическая карта урока по ИЗО "Волшебные краски радуги"

Цель: мотивировать учащихся на изучение темы «Волшебные краски радуги»

Постановка проблемного вопроса

- Какие цвета вы знаете? Как появились разные краски?

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были счастливые люди. А были они счастливы потому, что умели замечать красоту в природе. Голубое небо и белые облака (слайд 1), бескрайнее море (слайд 2), первая зелень (слайд 3) – все радовало их. Королева Радуга (слайд 4, 5) вселяла в души людей чувство прекрасного и доброту. Но однажды случилась беда. Злой-презлой волшебник, пролетая над счастливым царством-государством, решил отнять у людей радость. И задумал он самое страшное: закрыл своим волшебным плащом небо и держал плащ так долго, что все краски стали блекнуть и сереть (слайд 6, 7, 8).Но и этого показалось мало злому волшебнику. Он заставил всех людей забыть, что мир был разноцветный. Волшебник ликовал: вот теперь-то скука и злость придут в это серое царство-государство. Так все и случилось. После долгой ночи наступило утро. Люди стали заниматься своими делами. Бесцветный мир уже не привлекал их внимания, скучающие взгляды не задерживались ни на чем. Сами люди тоже посерели: и лицо, и волосы, и одежда. К тому же они стали чаще раздражаться и ссориться. Но как ни старался злой волшебник стереть воспоминания о красочном мире, детские нежные души почувствовали сразу, что они лишились чего-то прекрасного. И вот один мальчик отправился в дорогу (слайд 9). Стал он ходить по царству-государству да расспрашивать, не знает ли кто, отчего все стали жить скучно и безрадостно. Но люди только пожимали плечами в ответ. Однажды мальчик набрел на старую хижину, в которой жил слепой древний старик (слайд 10).– Слушай, сынок, – промолвил старец, – я расскажу тебе, как люди жили раньше и что случилось потом. В те времена я был моложе и хорошо видел. Я был придворным маляром. Я красил замки и дома в нежнейшие оттенки. Я очень любил свое дело, потому что приносил людям радость. Меня даже пригласил один заморский король для росписи своего замка. А когда я вернулся домой, чуть не умер с горя: труд всей моей жизни, все дома, да и все вокруг стало серым, а люди стали как будто чужими. Больше я не видел счастливых глаз. Сам я поседел, моя кожа посерела от старости, глаза выцвели и ослепли от слез. Самое дорогое, что у меня осталось, – это три краски, привезенные издалека.– Дедушка, покажи, пожалуйста, мне их, – робко попросил мальчик. Старичок нащупал узелок и достал дощечку с тремя красками.

– А теперь, прежде чем я продолжу сказку, попробуйте догадаться, какие краски дал старичок мальчику? (Слайды 11, 12, 13)

При показе слайдов детям задается вопрос: ”Что общего у трех предметов на слайде?” (Цвет)

- А теперь каждый у себя на листе нарисуйте эти три краски (слайд 14).

Мальчик не мог оторвать взгляда от этих нарядных красок. Старец почувствовал это. Он стал рассказывать о том, какие краски бывают еще, и какого цвета все было вокруг. Затаив дыхание, мальчик слушал.– Я знал, – продолжал старик, – что тебе понравятся эти краски. Из этих красок можно сделать любой цвет. Бери их. И ты сможешь вернуть людям радость. Долго я ждал этого часа. Старичок вздохнул и уснул вечным сном. Мальчик поплакал и решил, что надо поскорее исполнить последнее желание доброго мастера: сделать мир счастливым. Но вот беда:

Три цвета, три цвета, три цвета.Ребята, не мало ли это? А где нам зеленый, оранжевый взять? (Ответы детей)Конечно, нужно краски по парам смешать!

Мальчик совсем не умел обращаться с красками и поэтому, чтобы ничего не испортить в городе, отправился на далекий необитаемый остров (слайд 16).

”Здесь-то я и потренируюсь”, – решил он. На солнышко мальчик брызнул желтой краски. Солнышко заулыбалось (слайд 17). Песку тоже достался желтый цвет. Он тут же потеплел от удовольствия (слайд 18). В море мальчик капнул синей краски, и оно ожило (слайд 19).

Теперь осталось дерево с апельсинами, одиноко стоящее на острове”.

– Ребята, давайте поможем мальчику. Кто знает, как получить оранжевый цвет? (Ответы детей. Слайд20)

1. Дети на альбомных листах получают оранжевый цвет и раскрашивают апельсины. (Слайд 21)

Выкрасив апельсины, мальчик стал смотреть на листья дерева. Теперь он легко догадался, как получить зеленый цвет. Мальчик смешал две краски и раскрасил листья (слайд 22).

- Какие две краски смешал мальчик? (Слайд 23)

2. Дети смешивают краски, получают зеленый цвет и раскрашивают листья на дереве.

Затем мальчик набрал на кисть красную краску, но нечаянно задел синюю, и две краски смешались (слайд 24).– Ничего,– решил мальчик, – этот цвет я использую себе для брюк.

- Ребята, давайте смешаем красную краску с синей, и посмотрим, какой цвет получится. (Слайд 24)

- А теперь, – решил мальчик, – смешаю - ка я вместе все три краски, которые у меня есть: желтую, синюю и красную (слайд 25).

Он попробовал смешивать краски несколько раз, добавляя больше то желтой, то красной, то синей. И, о чудо, у него получились различные цвета.

- Какие же цвета вы получили, смешивая три краски? (Слайд 25)

- Можно ли из этих цветов выбрать цвет для ствола пальмы? Раскрасьте (слайд 26).

Юный художник уже собрался покинуть оживший остров, но увидел, что небо осталось безжизненно-белым. “Нет, сюда такой же синий цвет, как у моря, не подойдет, – размышлял мальчик.– Как же сделать небо нежно-голубым? (Слайд 27) .

Я смешивал разные краски, но ни один оттенок для неба не подходит”. От бессилия мальчик заплакал. Прозрачная слеза, скатившись по щеке, капнула прямо на палитру с синей краской. Краска растеклась и стала светло-голубой. (Слайд 28)

- Ребята, что будет, если к любой краске добавить побольше воды? (Ответы детей)

3. Дети получают голубой, розовый и другие осветленные цвета.

Мальчик научился многому. Он смело отправился в город, где ждала его большая работа на радость людям. Так начался его путь в мир красок.

Цели: познакомить детей с изобразитель-ным искусством, с содержанием уроков ИЗО в подготовительном классе; дать первое представление о сказочном мире изобразительного искусства, о его роли в жизни людей; провести первое систематическое ознакомление детей с акварельными красками, правилами работы с ними.

Беседа на тему «Кто такой художник и что мы будем делать на уроках ИЗО?»

Художник подобен волшебнику - он может запечатлеть красоту окружающего мира: гордые красные тюльпаны и нежные белые ромашки, сказочные лесные дебри и веселые кудрявые березки на солнечной поляне, огненно - красные закаты солнца и тяжелые серые тучи, различных животных, человека и его трудовую деятельность, современную технику и т.д. Труд художника приносит людям радость, вызывает чувство восхищения.

Знакомство с акварельными красками.

1) Как называются краски? (Акварельные) От какого слова происходит название? (Аква - вода)

Как работают акварельными красками?

Краски разводятся водой на палитре; чем больше воды, тем светлее становится краска. Чтобы краски лучше растворялись, капля капается на каждую краску (чтобы они стали мягче), но не касается их при этом ворсом кисти, т.к. иначе краска останется на ворсе, а при последующем обмакивании кисти загрязняются и вода, и краска, которая смачивается.

Быстрое упражнение «Волшебные краски» на приемы смешения основных главных красок (желтой, красной, синей) для получения новых цветов.

Показ красочного изображения радуги. Знакомство с определенным порядком цветов радуги.

Радуга и ее цвета.

К О Ж 3 Г С Ф. (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан)

Лист расположим горизонтально. Не надо бояться, когда рисуешь. «Углубись» в свою работу, не мешай другим. У тебя все получится.

Самостоятельная работа детей. Изображение радуги красками.

Эвристическая беседа о профессии художника.

Показ иллюстраций с конкретными цветами проговаривание их называний.

Смешайте главные краски ( желтую, синюю, красную) для получения составных цветов: оранжевый - от смешения красного с желтым, зеленый - желтого с синим, фиолетовый - красного с синим.

Цели: формировать умение работать аква-рельными красками и кистью в определенной последовательности; формировать умение передавать силуэтное изображение дуги с толстыми и тонкими линиями, соблюдая последовательность цветовой гаммы; разви-вать эстетическое восприятие, чувство ритма.

Физминутка.

На поляне стоит сосна,

к небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

быть он хочет подлинней.

(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге)

Ветер сильный налетал,

все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса влево, вправо)

Ветки гнутся взад-вперёд,

ветер их качает, гнет.

(Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать –

раз, два, три, четыре, пять.

(Приседания)

А теперь на месте шаг,

выше ноги!

(шагают)

Стой, раз, два!

Пальчиковая гимнастика

РАДУГА

Гляньте: радуга над нами,

(нарисовать рукой над головой полукруг; маховое движение).

Над деревьями,

(руки поднять вверх, пальцы разомкнуты)

Домами,

(руки сложены над головой крышей)

И над морем, над волной,

(нарисовать волну рукой)

И немножко надо мной

(дотронуться до головы).

Нарисуем радугу-дугу красками, но сначала вспомним и назовем по порядку все ее цвета. Педагог показывает как нужно рисовать радугу.

kopilkaurokov.ru


Смотрите также