Разработка урока "Декор русской избы" ИЗО 5 класс. Урок рисования 3 класс создание эскиза русской избы


Урок технологии в 3 классе "Русская изба"

Урок по технологии 3 класс

Учитель технологии Селина Е. В. МБОУ Верхнекужебарская СОШ

Материалы данного урока позволят детям приобщиться к истокам культуры своего народа, ощутить себя участниками развития человечества, открывать в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

Планируемые результаты:

Предметные: выполнять детали экстерьера русской избы по инструкционной карте; уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций и (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе, качественно выполнять работу в целом.

Личностные: формируем:

- мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- уважительное отношение к культуре народного искусства;

- умение наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;

- формируем умение выявлять сущность и особенности объектов;

- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- формируем умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

урок технологии 3 класс по теме «Русская изба» (путешествие в прошлое).

1.Организационный этап

Учитель: Здравствуйте, ребята! (звучит музыка, учитель читает стихотворение)

За далекими морями,

Да бескрайними лесами

На своей родной земле

Жили люди на селе.

А село то не простое:

На горе оно стоит,

Рядом поле золотое

Снизу реченька бежит.

Вдоль реки стоят дома,

Смотрят на дорогу.

Украшает их сама

Матушка-Природа.

Подарила для избы

Лес из ели и сосны,

Дуб, осину: что смогла –

Все природа отдала.

Учитель:

- Ребята, вы, наверное, уже догадались о чем пойдет речь на нашем уроке?

Дети:

- О русском доме, избе.

Учитель:

- Правильно, о русском доме. Сегодня на уроке вместе с вами мы окажемся в мире русской старины, где вам предстоит выступить в роли мастеров.

- Русский крестьянин ставил свой дом прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и, чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался!

2. Актуализация знаний

-Ребята, в народе так говорят: «Скажи, какой у тебя дом, и я скажу, в каких краях ты живешь». Согласны ли вы с этим утверждением?

- Знаете ли вы, как называлось наше государство в далёкие времена? Древняя Русь

- А край, в котором мы живём? Красноярский

-Действительно, внешний вид и устройство жилища всегда зависят от культуры и традиций народа, от природных условий проживания.

Какой же дом строил для себя и своей семьи наш прапрапрадед, живший тысячу лет назад?

-Чем отличаются дома жителей севера и юга России?

Послушайте выступления ребят:

Надя: Археологические раскопки показывают, что у славян издавна были распространены земляные (землянки), полуземляные (полуземлянки), а с X - XI веков - наземные постройки (избы, мазанки).

Ксюша: На севере во все времена преобладала влажная почва и было много строевого леса, на юге же, в лесостепной зоне, почва была суше, зато леса хватало не всегда, так что приходилось обращаться к другим строительным материалам. Поэтому на юге до до XIV—XV веков массовым народным жилищем была полуземлянка на 1 м врытая в грунт. А вот на севере, очень рано появился наземный дом с полом, приподнятым над землёй.

Паша: К выбору строительного материала славяне подходили с особой трепетностью, потому что одни деревья считались обережными, пригодными для строительства, другие - приносящими неудачу.

Дима: Для строительства домов выбирались хвойные деревья, смола которых служила дополнительной защитой от влаги. Наибольшее применение находили сосна и лиственница, из которых рубились наиболее ответственные нижние венцы срубов. На срубы стен шла сосна, так как она благоприятно влияет на здоровье человека, на кровлю (стропила) использовали ель. Дополнительной защитой от влаги и естественным антисептиком служил мох, которым прокладывали скрепляемые бревна. Никогда для строительства самого дома славяне не использовали осину, считая ее деревом нечистым.

Паша: Ни в коем случае для строительства не использовался свежесрубленный лес. Бревна, очищенные от коры и сучьев, должны были сначала вылежаться, как следует просохнуть, избавиться от древесных духов. И только спустя какое-то время славяне принимались "рубить дом".

Кирилл: Для строительства дома нельзя было брать деревья из священной рощи, с кладбища; грехом считалось срубить молодое дерево – ребенка – и старое – мудреца. Если при рубке дерево упало на север (на полночь) или при падении зависло в кронах других деревьев, считали, что духи это дерево не отдают и оставляли его в лесу. Опасными для человека считались деревья с дуплом или наростами, с причудливой формы стволом, считали, что в нем непременно обитает злой дух.

Объясните, как вы понимаете выражение «рубили избу»? Свои предположения проверьте, прочитав текст на с. 56 учебника.

Рубили избу - Строили избу из деревянных бревен. Отсюда и название «деревня».

-А как же строили такую избу? Ведь одному человеку это было не под силу! Как вы думаете, ребята?

  • А строили её так: было на Руси правило «Свое дело отложи, а другу своему помоги» . Шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шёл хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. Наутро много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу», т.е. строить, а строили ее топорами, без единого гвоздя.

3. Этап объяснения нового материала.

Презентация «Русская изба»

Слайды

- Рассмотрите динамическую таблицу фасада избы. Фасад четко разделен на 2 геометрических объема - сруб и кровлю. ВДОЛЬ СРУБА в ряд окошечки стоят и на нас резьбой глядят.

Орнаментальное украшение фасада завершается узором лобовой доски (в деревянном зодчестве украшенная резьбой доска, закрывающая переход от бревен стены к доскам фронтона избы).

Слайды

Русские мастера славятся богатыми художественными традициями в резьбе по дереву.

Известный советский искусствовед И.Э. Грабарь говорил, что избы, покрытые резьбой невелики по размерам, но могут соперничать по своему высокому искусству с дворцами.

Украшение служило не только для красоты, но и необходимостью закрыть щели в стенах дома. Так между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвало появление наличников, Наличники – это и украшение дома и его оберег.

Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки.

Слайд 9

Верхняя часть фасада имеет треугольную форму-фронтон. Центр фронтона выделяет окно светелки, окруженное богатым наличником.

Слайд 10

- Взгляните на крышу. Ее венчает бревно-охлупень. Как оно называется? (Дети: - КОНЕК КРЫШИ )

Концы выступающих брёвен и слег обрабатывались так, что приобретали очертания животных, птиц и прочих фигур, которые являлись оберегом от дурного глаза всех живущих в доме.

4.Включение нового знания в систему заданий

-Красива русская изба! Древние избы можно увидеть в музеях Русского деревянного зодчества в г. Костроме, в Суздале, Нижнем Новгороде.

- Ребята а вы знаете есть ли в Красноярском крае такие музеи? (Ближайший к нам есть в с. Шушенском.)

-Сегодня мы с вами будем мастера-строители. Предлагаю вам построить макет традиционной русской избы из гофрокартона, применив инструкционную карту.

Учитель: Из каких частей будет состоять изделие?

Ученик: Фундамент - это основа дома. Стены (фасад) - это сам дом, где живут люди. Крыша, которая бережёт от непогоды.

Прежде чем приступить к работе подумаем какие инструменты нам понадобятся и повторим правила техники безопасности при работе с инструментами.

Дети: - Нам необходимы инструменты: ножницы, карандаш, канцелярский нож, линейка,. Для склеивания деталей из картона нам необходим клей и кисть для клея.

-

Учитель: – Как сгибать картон, что бы он не ломался?

Ученики предлагают свои решения.

Учитель: Что обозначают линии чертежа?

У ч е н и к: Толстая линия - линия реза, прямая и две точки - линия сгиба, наклонные линии - место нанесения клея.

-Сначала читаем внимательно инструкционную карту и поэтапно создаём свой дом.

В середине урока-на 20 минуте- физминутка для пальчиков и ладоней.

5.Рефлексия учебной деятельности на уроке

При самоанализе работ отмечаем соблюдение аккуратность и правильность склеивания деталей.

Учитель:

- Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Молодцы, ребята! Славно потрудились.

Вы сегодня выступили в роли народных умельцев. Вы поняли, что конструировать и создавать дом сложная, но творческая и радостная работа. Вы, как старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.

- Как вы понимаете русскую пословицу: «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит»? Посмотрите на свою работу. Приятно себя ощущать мастером?

- С каким искусством вы познакомились на нашем уроке – путешествии? (строительство дома)

- Почему на юге России делали мазанки, а не строили деревянные дома?

- Составьте синквейн на тему Деревянный дом.

Деревянный дом

Красивый, родной, крепкий

Согревает, украшает, оберегает, защищает

Тепло и уют семейного очага.

(Или: Мой дом – моя крепость.)

- Сегодня на уроке вы соприкоснулись с традициями наших предков при строительстве своего дома. Что мы сегодня не успели выполнить? (выполнить ставни с окнами, украсить сам дом)

- Правильно.

На следующем уроке мы постараемся украсить ваши дома.

Домашняя работа по технологии:

1. Спросить у родителей - нет ли дома (в память о родных) предметов русской старины или фотографий 19 - начала 20 вв. русских изб? Подумать какие наличники можно нарисовать для своего дома. Это может быть эскиз, рисунок.

Эскиз – это

Можно обратиться к иллюстрациям Ю. А. Васнецова http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/2930200/

Литература и интернет-ресурсы

1.Наличники-фото Филлиповой Е.

http://www.shushara.ru/windows/photo.php?ID=306

2. О рельефной резьбе http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000035/st008.shtml

http://domrezba.narod.ru/les01.html

3.Стихи автора Капраловой М.В. http://art.forblabla.com/blog/45366674084/Russkaya-derevyannaya-izba---Dobryim-lyudyam-na-zaglyadene

4.Наличники-раскраски

http://nalichniki.com/raskraski_detyam/

5.Деревянная сказка Урала статья

http://www.1723.ru/read/dai-obl/d-obl-6.htm

6.Учебники:

Лутцева Е. Технология, 3 класс, М: «Вентана-Граф» 2012,

6

kopilkaurokov.ru

Конспект урока "Декор русской избы"

МАОУ СОШ №18

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 5, общеобразовательный, ФГОС.

Программно-методическое обеспечение: Данковцева Е.П. Рабочая программа по предмету «изобразительное искусство» 5 класс. Учебник: Н.А.Горяева, О.В.Островская. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, 5 класс. Москва, «Просвещение»,2014,ФГОС.

Тема урока: « Декор русской избы».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: Урок смешанный

Цель: познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора, трёхчастной структурой и образным строем избы.

Задачи:

Образовательные - познакомиться с историей, искусством возведения и появления избы, с особенностями ее украшения.

Развивающие - развивать кругозор детей, память, внимание учащихся, мышление, умение анализировать, обобщать, графические умения, воображение и фантазию.

Воспитательные - воспитывать у учащихся интерес к историческому прошлому Родины, эстетический и художественный вкус.

Образовательные ресурсы: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, принадлежности для рисования

Методическое обеспечение: учебник,

Ключевые слова: изба, конь-охлупень, доски-причелины, фронтон, наличники, лобовая доска.

Планируемые результаты:

Предметные - понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы экстерьера русской избы. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Личностные - уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

УУД Метапредметные :

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог,

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Ход урока:

Этапы урока

Методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Орг. момент.

Самоопределение к деятельности.

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.

Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

2.

Актуализация знаний, мотивация.

Мотивация познавательной деятельности

Беседа о традициях русского зодчества, понятии «изба».

-Русская изба.… Как она выглядела? Из какого дерева её строили?

Объясняют смысл понятия «изба».

3.

Постановка учебной задачи.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения русской избы?

Проговаривают тему, формулируют задачи, предполагают свои действия.

4.

Решение учебной задачи.

Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. (Презентация. Рассматривание иллюстраций.)

Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации. Анализируют новые сведения об элементах русского жилища.

5.

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Практическая работа

При помощи простого карандаша изобразите избу. Сделайте украшения избы затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию.

Дополните рисунок избы пейзажем.

Выполнение рисунка избы. Применение графических материалов и выразительных средств орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе

6.

Оценка

Метод сравнительного анализа

Оцените результат своей работы, способ достижения (с комментированием).

Выставка рисунков(самооценивание). Просмотр и обсуждение выполненных работ.

7.

Подведение итогов. Рефлексия.

Метод рефлексии

Беседа по вопросам:

- Зачем люди украшали свои жилища?

-О чем может рассказать декор крестьянской избы?

Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

8.

Домашнее задание.

Д/З

Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы.

Запись д/з в дневник

infourok.ru

Урок ИЗО «Русская изба» | Класс39

Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим,

                  И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим.

Времена, когда по нашей земле не ездили машины, когда города были деревянными, ушли в далёкое прошлое. 

На Интернет-урок по окружающему миру «Времена Древней Руси. Как появилось наше государство» уже много знаем. 

Но как жили наши предки, ведь жилище – один из важнейших и наиболее ярких показателей культуры. Это своего рода зеркало, отражающее жизнь народа, которому оно принадлежит. 

В богатой лесами России все постройки издавна были деревянные. В селе жилище называлось изба. Считается, что название это происходит от древней печи: топка со временем преобразовалась в истопку, затем в истьбу, потом в избу. 

Весь строительный материал для избы – длинные сосновые бревна для стен, тес, бересту, дранку – выбирали и заготавливали заранее. Деревья рубили зимой. Пилой не пользовались, только топором – он будто закупоривал ствол и сохранял от порчи.

Бревна очищали от коры и делали на концах выемки – чаши, чтобы плотнее скрепить бревна, ряд из четырех бревен, связанных концами в прямоугольник, называют венец. Для удобства все венцы пригоняли друг к другу на земле и только потом ставили сруб. Щели затыкали мхом или конопатили, используя паклю.

Вход в дом вел через крыльцо в сени, где иногда находилась кладовка. Из сеней вход вел в светлицу с одной стороны и в «черную избу» — с другой. В «черной» готовили пищу, занимались ремеслом, держали в холодное время скотину. Хозяин в морозную зиму, мог неделю не выходить из избы, все было под рукой.

Особым украшением были ставни на окнах… Вы догадались для чего они нужны?

Главную роль в пространстве избы играла печь. Печь всегда располагалась по диагонали к переднему углу. Эта диагональ разделяла в избе «чистое» и «нечистое» пространство, отделяла мужскую и женскую половину.

Печь обогревала всех долгими зимами. В ней готовили пищу, корм скоту, томили молоко, сушили грибы, пекли хлеб, мылись (в тех местах, где не было бань), сушили одежду, продукты, в подпечке зимой держали кур. Печь служила местом для ночлега. Наверху спали старые, да малые, это самое почетное (теплое) место. Молодежь спали на лавках, сундуках, и даже полу.

Изба делилась на мужскую и женскую половину.

В женской половине готовилась пища и хранилась утварь для стряпни, иногда ее отделяли занавесом или дощатой перегородкой. За печью вдоль боковой стены шла «судная» лавка («залавок»), под ней располагался шкафчик для кухонной посуды и съестных припасов — «судница» («залавошник»).

На полу под лавкой ставились ведра, чугуны, деревянные кадки. Около устья печи, под рукой, хранились необходимые печные приспособления: помело, хлебная лопата, кочерга, ухват и сковородник («чапля»).

Также женской считалась «долгая» лавка, шедшая по боковой стене дома; сидя на ней, женщины пряли, шили, ткали, тут же висела детская люлька. Зайти мужчине в «женскую половину» считалось зазорным, а чужому человеку даже заглянуть туда — оскорбительным.

Центром был передний угол. Здесь размешались иконы, стоял обеденный стол — «божья ладонь», за которым происходили не только каждодневные трапезы, но и отмечались все важнейшие семейные события (крестины, свадьба, похороны, календарные праздники).

Под иконами находилось самое почетное в избе место, в обычные дни оно принадлежало главе семьи, по праздникам сюда усаживали наиболее уважаемых гостей, например, священника. 

Святой угол старались выделить, украсить. На божницу вешали вышитые или тканые полотенца, складывали цветы.

 

А что на мужской  половине избы?  Мужская половина дома с правой стороны от двери начиналась с широкой лавки, огражденной с боков досками, вырезанными в форме конской головы, — коником («кутником»). Под ней нередко делали шкафчик для хранения инструментов для различных мужских работ. Здесь хозяин занимался починкой утвари, плетением или шитьем обуви. На нее же присаживались зашедшие на короткий срок гости. 

Дома освещались лучиной, закреплявшейся в светец. Свечи использовались редко, обычно в зажиточных семьях или по праздникам во время молитвы. Позднее стали применяться керосиновые лампы.  

Давайте попробуем нарисовать избу…

www.klass39.ru

Конспект урока ИЗО на тему " Интерьер русской избы"

Конспект урока ИЗО в 4 классе.

Тема: "Внутренний мир русской избы"

Цель: Познакомить учащихся с интерьером русской избы.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома; сформировать понятия духовного и материального; формировать практические навыки работы с художественными материалами.

Развивающая: развивать творческую и познавательную активность. Воспитательная: воспитывать любовь к Родине и народной культуре.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: совершенствовать навыки и умения в украшении предметов.

Регулятивные УУД: развивать внимание и наблюдательность, память, мышление.

Личностные УУД: формирование умения контролировать свою деятельность, делать самопроверку.

Коммуникативные УУД: формировать умение формулировать свои мысли.

Оборудование:

Для учителя: Репродукции образцов предметов народного быта.

Для учащихся: альбом для рисования, карандаши, ластик, краски, кисточки.

Ход урока.

Этапы урока

Действие учителя

Действие учеников

Примечание

1.Орг.момент

2.Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

4.Физминутка

5.Практическая работа

6. Итоги работы.

7.Рефлексия.

-Здравствуйте, ребята.

-Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Добро пожаловать в мир русской старины!

-За далекими морями,

бескрайними лесами

На своей родной земле

Жили люди на селе.

А село то не простое:

На горе оно стоит,

Рядом поле золотое

Снизу реченька бежит.

За околицей леса,

Там живут медведь, лиса.

Вдоль реки стоят дома,

Смотрят на дорогу.

Украшает их сама

Матушка-Природа.

Подарила для избы

Лес из ели и сосны,

Дуб, осину: что смогла –

Все природа отдала.

Оглядись и ты вокруг,

Что увидишь, милый друг?

- Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке?

- Правильно, о русском доме. Сегодня на уроке вместе с вами мы снова окажемся в мире русской старины, где вам предстоит выступить в роли мастеров декоративно-прикладного искусства.

- А как на Руси строили дома?

- Правильно.

Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

В.Федотов (слайд 1)

-Но давайте, ребята, мысленно войдем в крестьянское жилище (слайд 2)

В низенькой светелке с створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном:

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окна;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

По стенам – укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы с стулом раздвижным

И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей (слайд 2)

Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все как в природе, - гармонично и совершенно.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

(слайд 3) Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.

(слайд 4) Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.

(слайд 5) Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на нем женщины ткали.

(слайд 6) Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

(слайд 7) Пол – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Подпол символизировал нижний, подземный мир.

(слайд 8) Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

- Назовите сказки, где печь является действующим персонажем.

(слайд 9) “Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол? Угольки и головешки, что ли? Такой вопрос может задать только человек, никогда не видевший русской печи – отопительного сооружения, популярного на русской земле с начала 15 века. Эта печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.

Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно было разогреть до 200 градусов, а это очень высокая температура – ведь вода закипает уже при 100 градусах. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.

(слайд 10) Рядом с устьем печи стоят на вытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А также рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.

(слайд 11) Послушайте, ребята, как сильно, мудро, по-русски глубоко написал о печи знаток крестьянского быта писатель В.Белов: “Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу”.

В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный - от слова “душа”. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями, Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

(слайд 12) Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.

Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.

(слайд 13) Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнутся, разогнутся,

Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.

На 4- руки шире

5 – руками помахать,

6- на место тихо сесть.

Будем дружно рисовать

И картины создавать!

-Сейчас я предлагаю вам в альбомах нарисовать фрагмент избы с основными предметами.

Для этого вам нужно:

  1. Определить где будут расположены пол, стены потолок. (слайд 14, 15, 16)

  2. Затем мы определяем, где располагается окно и предметы мебели.

  3. При выполнении работы в цвете, помните, что внутреннее убранство должно сочетаться, т.е если вы выполнили стены с рисунком, то шторы на окне должны быть без рисунка, и наоборот.

- Вам понравилось наше занятие?

- О чем мы с вами сегодня говорили на занятии?

- Что нового вы узнали о избе?

- Ребята, сейчас каждый из вас оценит свою работу на уроке. У вас на парте лежат смайлы, но неизвестно какое настроение у этих смайлов, подрисуйте улыбку, если вы довольны, и улыбку наоборот, если вы не довольны своей работой.

Приветствуют учителя

- О русском доме, избе.

- Дома строили прочными, крепкими.

Слушают учителя и смотрят презентацию по теме урока

“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди”

Выполняют упражнения, повторяя за учителем

Показ слайдов

Демонстрация последовательности выполнения работы.

Учитель выставляет оценки за рисунки.

infourok.ru

Разработка урока "Декор русской избы" ИЗО 5 класс

Цели деятельности педагога

Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора. Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (карандаш, мелки, бумага).

Тип урока

Урок – путешествие, «открытие» нового знания; постановка и решение учебной задачи

Планируемые образовательныерезультаты

Предметные -Понимать специфику образного языка ДПИ. Выполнять эскизы интерьера русской избы. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе

Метапредметные - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работыУметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, уметь организовать место занятий.

Личностные: Уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Методы и формыобучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трёхчастная структура и образный строй избы.

Образовательные ресурсы

http://rodonews.ru/news_1282664628.html, «Изо и художественный труд» книга для учителя. Н.Н Фомина, 1995г

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: Презентация к уроку «Декор русской избы»

Музыкальный ряд: Сен-Санс «Лебедь», русские народные песни

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: бумага, карандаши, мелки

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации совзаимодействия

Универсальныеучебные действия

Промежуточ-ный контроль

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Муз. фон Русские народные песни

Проверяет готовность обучающихся

к уроку.

Внимание! Проверь, дружок,Готов ли ты начать урок!Всё ли на месте? Всё ли в порядке:Есть у нас девиз такой:Всё, что надо под рукой!

Учитель спросит – надо встать.Когда он сесть позволит – сядь.Ответить хочешь – не шуми,А лучше руку подними.

Глаголем, кошелем и брусомДом строили с резным крыльцом,С обдуманным мужицким вкусомИ каждый со своим лицом…(слайд 1 )

Прсмотр презентации (слайды 2-5)

- Как назывались основные элементы украшения избы?

-Изучив убранство русской избы, интересно было бы познакомиться с внутренним ее миром, какие предметы интерьера наполняли крестьянский дом?

Как они назывались?

Для чего были нужны?

Где располагались?

(слайд 6) Стих «В низенькой светелке…» Л.Мэй

Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:

правильность выбора учебных принадлежностей,

правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

самостоятельность подготовки,

настрой на урок.

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для че-

ловека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоциональ-

но-ценностное отношение к внутреннему миру русской избы

Устные ответы

II. Изучение нового материала

III. Творчес-кая практическая деятельность

IV. Итог урока.

Рефлек-сия

Словесно-иллю-

стративный рас-

сказ с элементами беседы по теме «Декор русской избы».

Просмотр мультимедийной

презентации

«Декор русской избы».

Физкультминутка.

Пауза общего воздействия

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

Домашнее задание

Сколько сил и умений вкладывали наши предки в строительство. Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его не украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага.

- Действительно, печь – это душа дома. Ребята, как вы понимаете поговорку « Печь без дров – гора»?

В русской избе существовало еще одно важное место – «красный угол».

- Ребята, как вы думаете, почему именно красному цвету крестьяне уделяли такое внимание? Что означает красный цвет? (красивый, главный) В каких еще выражениях вы встречали употребление красного цвета? (красна девица, красный молодец, красные окна, весна красна)

- Но не каждый день семья встречала гостей. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи. - Ребята, я думаю, что вы заметили при просмотре виртуальной экскурсии, что мебели в избе было немного. Главный предмет – стол. Вдоль стен стояли широкие лавки. Н них и сидели и спали. А вы знаете, чем они отличались от скамьи? Лавки прочно прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место. Одежду крестьяне хранили в сундуках. Если в семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке, ей собирали приданное.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер роняет росу.

Мы в лес пошли, топор нашли.

Дрова рубили:

– Ах! Ух! Ох! Их!

(Руки – в замок, энергичные наклоны вперед.)

При помощи карандашей или восковых мелков изобразите избу, в которой могла бы жить ваша семья. Сделайте украшения избы затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию.

Схемы интерьера ( слайд 22)

Показ на ватмане построение интерьера.

Во время выполнения практической работы, следить за успешностью выполнения работы учащимися, в случае затруднения оказывать помощь, давать консультацию.

Обобщающая беседа (слайд 23)

– Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Подведите итог, закончив любое предложение…

Сегодня я узнал…

Меня удивило…

Я приобрел…

Я попробую…

Мне захотелось…

Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы.

Просматрива-

ют материал презентации

(слайды 6-21)

Выполняют упражнения.

Выполняют творческую

Работу

Рассматри-вают работы, оценивают работу свою

и одноклас-сников, сравнивая их

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность

к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства.

Регулятивные: адекватно оценивают свою работу и работу одноклассников

Устные ответы

Наблюдение.

Выполнение творческой работы

Устные ответы

infourok.ru


Смотрите также