Конспект урока по рисованию на тему "Натюрморт" 4класс. Урок рисования 4 класс натюрморт


Конспект к уроку изобразительного искусства " Натюрморт" 4 класс

Урок изобразительного искусства

в 4 классе

Натюрморт.

Рисование с натуры натюрморта.

учитель МОУ ЮРЛКиНК

Нефёдова Н. В.

Тема: « Натюрморт. Рисование с натуры натюрморта».

Цели:

- познакомить с понятием «натюрморт», «натюрморист», с картинами художни ков-натюрмористов, с порядком построения натюрморта;

- развивать умение учащихся рисовать с натуры несложный натюрморт, самостоятельно анализировать и сравнивать изображаемые предметы;

- воспитывать эстетические чувства, видеть красоту в окружающих предметах.

Оборудование: репродукции картин художников, карточки со словами «натюрморт», «натюрморист», презентация, альбомы, карандаши.

Ход урока:

  1. Организационный момент урока.

//проверка готовности рабочих мест.

  1. Сообщение темы урока.

Вступительная беседа.

- Кто пишет картины? Где хранятся картины? Какие известные музеи искусства существуют в нашей стране? Какие жанры существуют в искусстве? Сегодня мы совершим мини-экскурсию в один из залов музея и узнаем, какие там хранятся картины.

3. Мини-экскурсия. //слайды

А) А. Герасимов « Розы»;

Б) И. Машков « Ананасы и бананы»;

В) В. Стожаров « Чай с калачами».

4. Знакомство с жанром живописи – натюрморт.

А)Беседа.

- Какие объекты изобразили художники на картинах?

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или сок в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу

Знай, что это натюрморт.

- Французы и итальянцы говорят «мертвая природа», а голландцы, немцы, англичане называют этот жанр «тихая природа», «неподвижная жизнь». Натюрморт – изображение реальных (существующих в действительности) предметов, окружающих человека. Это могут быть неодушевленные предметы: предметы утвари и « живая природа» - рыбы, цветы, бабочки, птицы.

В России натюрморт, как самостоятельный жанр живописи появился в 18 веке. Это были « картинки-обманки», художник стремился перенести на холст вещи такими, какими они были на самом деле. На таких « обманках» на фоне нарисованной стены, как «живые», выступали нарисованные часы, книги, гравюры, картины. Вспомните очаг в коморке папы Карло из сказки « Золотой ключик». Это тоже натюрморт.Человек издавна любил изображать вещи, которые окружают его в повседневной жизни.

Однако важно не только, что изображено, но и как. Одни и те же предметы по-разному расположенные, написанные яркими сочными мазками или мягко и тихо, могут рассказать о празднике и грусти, о счастье или одиночестве.

Художник. Который пишет натюрморт, называется – натюрморист.

Б) Знакомство с натюрмортами художников.

// слайды, текст на экране озвучен.

  1. К. Петров-Водкин « Натюрморт с черёмухой».

  2. И. Хруцкий «Цветы и плоды».

  3. И.Машков «Синие сливы».

В) Микроитог.

- Какая из представленных вам картин больше всего понравилась? Почему?

Задание. //слайд

- Выбрать картины, на которых изображен натюрморт.

портрет натюрморт пейзаж

пейзаж портрет натюрморт

// ключ: 2, 6

5.Объяснение поэтапного выполнения работы « Нарцисс в стакане».

// слайды, задание озвучено.

1этап.

Определение композиционного расположения объектов на листе, общих пропорциональных отношений. Следите за тем, чтобы изображение размещалось свободно на листе, чтобы со всех сторон оставалось достаточно свободного места.

infourok.ru

УРОК ИЗО В 4 КЛАССЕ "ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ НАТЮРМОРТА ИЗ ФРУКТОВ И ОВОЩЕЙ" - РИСОВАНИЕ - ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА - Каталог файлов

Вид деятельности: рисование с натуры.

Цели: развивать чувство композиции, умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов; совершенствовать рисунок натюрморта; ознакомить с произведениями художников П. Кончаловского и Анри Матисса; способствовать формированию эстетического отношения к произведениям искусства и действительности.

Оборудование: для учителя – натуральная постановка: овощи, фрукты (2 предмета) на каждой парте, методическая таблица (последовательность  выполнения  натюрморта),  рисунки  учащихся;  для учеников – художественные принадлежности для работы красками.

Зрительный ряд: репродукции картин П. Кончаловского «Персики», «Мясо, дичь и овощи у окна»; «Сирень в корзине»; Виллема Калфа «Фрукты с бокалом на столе, покрытом ковром»; Анри Матисса «Фрукты и бронза».

Литературный ряд: загадки об овощах и фруктах.

Ход уроков

I. Организация класса.

II. Беседа  о  произведениях  художников,  изображавших  натюрморт.

Рассмотрите внимательно репродукции картин.

– Что объединяет эти произведения?

– Знаком ли вам жанр искусства, к которому относятся эти работы?

– Попробуйте назвать главную идею каждого произведения. В чем видите сходство в решении этих работ? Что их отличает?

На уроке пойдет речь о натюрморте. В натюрморте обычные вещи как бы оживают и раскрываются с новой силой.

Натюрморт в переводе с французского – «мертвая природа». Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельное произведение, художественно воспроизводящее домашнюю утварь, музыкальные инструменты, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевленные предметы.

Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России. Голландские мастера выработали строгие схемы и композиционные приемы, определили правила выбора предметов и палитры красок.

Натюрморт выполняет различные функции. Например, декоративный натюрморт, запечатлевая красочность, изящество и пышность природных форм, показывая богатство и роскошь плодов земли и вод, украшает интерьер.

Символический натюрморт, изображая свечи, череп, песочные часы и другие предметы-символы, напоминает о быстротечности человеческой жизни.

Однако мир вещей, который открывается перед нами в разнообразных натюрмортах, не производит впечатления застывшего, мертвого. Напротив, многие из них привлекают нас чувством живой природы, говорят о человеке, об окружающей его среде.

Натюрморт П. Кончаловского «Персики» привлекает нас своей красотой и поэтичностью. Красота и гармония заключены уже в самой композиции натюрморта. В центре круглого стола помещена большая плетеная корзина, доверху наполненная крупными спелыми персиками. Белая миска справа ритмически уравновешивает белое пятно салфетки слева, придает композиции устойчивость.

Сочная зелень листьев красиво сочетается с пушистой золотисто-розовой поверхностью персиков и коричневым фоном. Цветовой контраст смягчает соломенная плетеная корзина. Все предметы переданы объемно. Художник с помощью красок передает красоту обыденных вещей.

А теперь обратите внимание на репродукцию картины Анри Матисса.

С первого взгляда картина Матисса производит наибольшее впечатление своими ничем не замутненными, чистыми и звонкими красками, ясностью своих форм и ритмов.

Натюрморт Матисса в отличие от «Персиков» Кончаловского решен в ярко выраженном контрасте красного, желтого, черного и белого цветов, что придает картине необыкновенную свежесть и солнечное настроение.

Мы рассмотрели художественное изображение натюрморта.

Перед вами располагаются индивидуальные композиции натюрмортов. Но прежде чем приступить к рисованию предметов натюрмортов, давайте разгадаем загадки об овощах и фруктах.

– Какие загадки об овощах и фруктах вы знаете?

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь.)

Без окон, без дверей – полна горница людей. (Огурец.)

Сто одежек и все без застежек. (Капуста.)

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)

На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)

Маленькая печка с красными угольками. (Гранат.)

Тема эта «вкусная» и рисовать ее приятно. Каждый овощ и фрукт имеют свою форму и окраску.

III. Самостоятельная работа.

Практическую работу вы будете выполнять в течение двух уроков.

Натюрморты состоят из двух предметов: апельсин и баклажан, огурец и яблоко, перец и виноград и другие.

Постановка предметов должна быть скомпонована так, чтобы они хорошо просматривались и сочетались по контрасту (зеленый – желтый, красный – зеленый, оранжевый – фиолетовый и т. д.).

Последовательность выполнения работы.

Слегка нажимая на карандаш, светлыми линиями намечаем контуры предметов натюрморта. Стирать линии резинкой старайтесь как можно меньше, так как бумага может разрушиться. Тонкими линиями намечаем границы тени, неровностей и блики.

На первом этапе работы краской выполним малонасыщенным цветом фон  и  прозрачным  слоем  нанесем  на  все  части  рисунка,  кроме  бликов. (См. Приложение 1.)

На втором этапе моделируется объемная форма предметов более насыщенным цветом. Отдельными мазками усиливается освещенность, цвет теней прозрачными, но более темными красками. 

На этом этапе мы закончим сегодняшний урок.

IV. Продолжение самостоятельной работы.

На сегодняшнем уроке мы приступаем к завершению рисунка, начатого на прошлом уроке.

На третьем этапе работы продолжаем моделирование формы предметов и пространства. Более насыщенным цветом подчеркиваем мазками форму и объем предметов. Усиливаем фон и тени на предметах и поверхности стола. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени и тени.

На последнем этапе все цвета обобщаем. Выделяем какие-то части более насыщенным цветом. Выравниваем более яркие пятна, вырывающиеся из общей цветовой гаммы. Подчеркиваем резче или смягчаем контуры предметов. 

С помощью методической таблицы учитель напоминает распределение цвета на холодные и теплые, контрастные цвета.

Законченный рисунок сравнивается с натурной постановкой.

V. Итог уроков.

Коллективное обсуждение выполненной работы.

Анализируются и оцениваются законченные рисунки. Определяется сочетание контраста и теплого и холодного тонов.

tetradkin-grad.3dn.ru

УРОК ИЗО В 4 КЛАССЕ "ИСКУССТВО НАТЮРМОРТА. РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ НАТЮРМОРТА. КУВШИН И ЯБЛОКО" - РИСОВАНИЕ - ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА - Каталог файлов

Вид деятельности: рисование с натуры.

Цели: развивать чувство композиции, умение анализировать форму, цвет, пропорции предметов и пространственное расположение; способствовать формированию эстетического отношения к действительности и произведениям  искусства;  развивать  зрительную  память,  глазомер,  цветоощущение; систематизировать знания о жанре изобразительного искусства – натюрморт; совершенствовать рисунок натюрморта.

Оборудование: для учителя – натурная постановка, методическая таблица (последовательность выполнения натюрморта), рисунки детей; для учащихся – художественные принадлежности для работы с акварельными или гуашевыми красками.

Зрительный ряд: репродукции картин И. Е. Репина «Яблоки и листья», Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», К. Коровина «Розы и фиалки».

Ход уроков

I. Организация класса.

II. Объяснение нового задания.

Прежде чем приступить к работе, обратите внимание на репродукции картин и рисунки учащихся.

– К какому жанру изобразительного искусства относятся эти работы?

– Какая характерная черта этого жанра?

– Есть ли среди этих работ такие, в которых передается блеск материала тех или иных предметов, вошедших в композицию?

– Какие определения вы бы дали изображенным предметам: теплые, холодные, жесткие, ласковые, контрастные, красивые, трогательные, конструктивные?

– Все ли предметы имеют одинаковую форму и размер?

Любое изображение в изобразительном творчестве начинается с композиции.

Композиция – это объединение всех частей учебного рисунка, произведения искусства для наиболее яркого выражения их содержания.

При изображении отдельных предметов, натюрмортов правильность композиции определяется расположением предметов на листе бумаги.

В декоративных натюрмортах форма предметов условна. В рисунке в этом случае сохраняются лишь ее главные признаки.

В декоративной композиции цвет предмета также условен. Часто цвет предмета в такой композиции не совпадает с его натуральной окраской.

Обратите внимание на композицию нашего натюрморта.

Давайте определим форму предметов, пропорцию и фактуру, пространственное расположение, освещенность и цвет.

– Какую роль играет в декоративной композиции то, насколько он может отличаться от цвета реального предмета?

III. Работа над рисунком.

На классной доске демонстрируется последовательность линейного построения рисунка натюрморта. Особое внимание уделяется композиционному расположению натюрморта на листе бумаги. Сочетание малого и крупного объемов; определение места для главного предмета; определение места общих очертаний изображения на поверхности будущего рисунка; детальная прорисовка отдельного предмета. Прорисовка симметричного предмета начинается с вертикальной осевой линии. При рисовании важно вычленить части, из которых состоят предметы, сравнить их между собой по высоте и ширине.

В графическом изображении предметов следует обозначить круглые основания, границы между составными частями предметов, которые в рисунке превращаются в овалы.

Расположение изображения натюрморта должно быть в центре листа и не слишком велико.

IV. Самостоятельная работа.

Короткими отрезками-штрихами учащиеся на листе намечают общее расположение натюрморта. Если ученик не может охватить всю композицию, то может рисовать каждый предмет отдельно, но строго соблюдая пропорции и расположение предметов.

После определения общей композиции намечается величина каждого предмета в отдельности, уточняется пропорция и после этого прорисовываются предметы более детально, намечаются блики, тени и мелкие детали предмета.

В конце урока каждый ученик сравнивает свой рисунок с постановкой композиции натюрморта. Анализируют перспективное расположение и конструктивное строение предмета.

V. Продолжение работы в цвете.

На прошлом уроке уже рассматривалась окраска предметов. Для более точной передачи цветового решения композиции еще раз анализируется цветовая окраска, окраска в тени и на свету, освещенность предметов, блики на поверхности предметов, определяются контрастные цвета.

После этого учащиеся приступают к цветовому решению своего рисунка. С помощью последовательного насыщения цветом определяют тень, свет, полутень, объем предметов и пространственное расположение. Выявляются тоновые отношения, характер формы, фактура поверхностей и целостность натюрморта, то есть решаются те же задачи, в той же последовательности, что и в рисовании овощей и фруктов.

Гармония различных оттенков, созвучных основному цвету, определяет колорит натюрморта. Освещение также важный момент: плохо освещенные предметы натюрморта не дают четкого определения тени. Свет в живописи – это цвет. Для драпировки на начальной стадии рисования натюрморта применять лучше светлые тона. На светлом фоне более четко и ярко просматриваются предметы. Удачно пишутся предметы с гладкой поверхностью, поэтому для учащихся младшего возраста лучше подбирать предметы, которые не имеют сложного конструктивного строения и фактуры. Предметы должны быть яркими, это легче воспринимается детьми при выполнении рисунка.

VI. Итог уроков.

Просмотр и оценка выполненных работ. Анализ выполнения натюрморта и допущенных ошибок.

tetradkin-grad.3dn.ru

Конспект урока по рисованию на тему "Натюрморт" 4класс страница 3

Составить натюрморт. (контроль правильности выполнения приемов работы; оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения).

- Не забывайте о реальности – яблоко не должно быть больше кувшина и т. д.

VII. Итог урока.

- Над каким изображением на картинах вы сегодня работали? (над натюрмортом).

- Что такое натюрморт? (предметы неживой природы: цветы, рыба, дичь, утварь).

 - Натюрморт может многое рассказать зрителю, напомнить про солнце, про лето или другое время года, пробудить радость или грусть.

Домашнее задание: подобрать открытки, вырезки из журналов, газет с изображением натюрмортов.

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека-

 ИЗО, 7 класс.

Цели: 

  • закрепить знания учащихся, полученные на предыдущем уроке – приемы рисования головы человека. Познакомить учащихся с особенностями графического портрета.

  • систематизировать знания по жанру портрета, его разновидностям, развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека.

Задачи: 

  • Обучающие: изучить пропорции и мимику лица, приемы изображения головы человека, формировать умение найти координатные (опорные) точки лица, обучить технике рисования графическими средствами.

  • Развивающие: развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер.

  • Воспитательные: воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.

Оборудование: , таблица пропорций головы, выставка портретов .

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учителя 

Любите живопись, поэты!Лишь ей, единственной, даноДуши изменчивой приметыПереносить на полотно

– Кто, ребята, узнал эти строки? Правильно, это строки из стихотворения Заболоцкого “Портрет”.

  1. Вид портрета чаще всего используемый художникам, изображающий человека не в полный рост – (поясной)

  2. Портрет, с которого на нас смотрят несколько лиц – (групповой)

  3. То, что лежит в основе любого портрета – (пропорции лица)

  4. Разновидность портрета, используемая в скульптуре – (бюст)

  5. Портрет, который предполагает изображение человека, показывающее его общественное положение, выполняемый всегда на заказ – (парадный)

  6. Портрет, раскрывающий индивидуальные особенности человека, его внутренний мир – (камерный)

  7. Картина человека, написавшего свой портрет – (автопортрет)

Сегодня мы продолжим наш разговор об этом жанре искусств. Научимся рисовать человека графическими средствами, передавая в портрете его характер и настроение.

II. Систематизация и закрепление знаний

В ходе решения кроссворда на полях слайда появляются примеры разновидностей портрета, которые сопровождаются комментарием учителя.

Так, что же такое портрет. Вспомните значение этого слова

В изобразительном искусстве портрет – это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. “На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека”. Портрет – это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.

infourok.ru


Смотрите также