Золотая осень. 4-й класс. Урок рисования 4 класс осень


Урок ИЗО в 4 классе "Золотая осень" - РИСОВАНИЕ - КОНСПЕКТЫ УРОКОВ - Каталог файлов

Тип урока: комбинированный

Цель:

  • расширить представления учащихся о многообразии и красоте окружающего мира и о пейзаже, как особом жанре живописи

Задачи:

  • развивать у детей интерес к пейзажной живописи, помогать осмысливать свои чувства, отношение к воспринимаемому пейзажу;
  • учить внимательно рассматривать художественную картину;
  • обратить внимание учащихся на следующие средства выразительности: цвет и цветосочетания, расположение на холсте, композицию, формат картины, близкие и дальние планы;
  • обратить внимание учащихся на то, что с помощью цвета можно рассказать о своем настроении, отношении к изображаемому пейзажу;
  • обогатить и активизировать словарь детей: ввести в него искусствоведческие термины, эпитеты и метафоры, образные выражения, которые дети смогут использовать в своих суждениях для передачи эмоционального состояния человека;
  • развивать наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, ассоциативное образное мышление;
  • воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, восхищение природой Руси, гордость за творчество русских художников;
  • вызвать у детей желание нарисовать золотую осень, пробудить воображение детей, их творческие способности

Подготовительная работа

Экскурсия в парк или лес. Рисование осенних деревьев и кустов, осенней лужайки, лепка овощей и фруктов, составление осенних букетов, игра с листьями, рассматривание иллюстраций с изображениями осени, разучивание и чтение стихов, слушание отрывков музыкальных произведений и пение песен об осени. Проведение урока по знакомству со свойствами теплых и холодных цветов.

Оборудование.

  • Компьютер, проектор, колонки, экран, сканер
  • Гуашь, кисти, бумага для рисования на всех детей

Ход урока

Организационный момент.

Учитель. Закройте глаза и послушайте музыку. (Включить запись фрагмента "Осень" из концерта фа-мажор "Времена года" Антонио Вивальди)

Учитель. Какие чувства вызвала у вас эта мелодия? (Предполагаемые ответы учащихся: грусть, умиротворение, печаль, нежность:)

Учитель. Да, в музыке слышится светлая, легкая печаль. Мелодия звучала так нежно и светло. О каком времени года хотел рассказать композитор? (Выслушать ответы детей) Да, вот так композитор чувствовал золотую осень. (Если не догадаются, прочитать стихотворение А.С. Пушкина, не называя время года, а потом еще раз попросить назвать время года.)

Постановка цели.

Учитель. Послушайте, как об этом времени года говорил Александр Сергеевич Пушкин.

Унылая пора!Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса -Люблю я пышное природы увяданье.В багрец и в золото одетые леса...

Учитель. А какие стихотворения об осени помните вы? (Выслушать ответы детей)

Лес, точно терем расписной. Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.Березы желтою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, елочки темнеют,А между кленами синеютТо там, то здесь, в листве сквозной.Просветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной.За лето высох он от солнца... (И. Бунин)

Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора -Весь лень стоит, как бы хрустальный.И лучезарны вечера... (Ф. И. Тютчев.)

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Ах, как дивно рассказали об осени поэты! Представители какой профессии тоже очень красиво изображают осень, природу? (Выслушать ответы детей) Конечно, художники. Каким же образом художник может рассказать о золотой осени? (Выслушать ответы детей) Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление красотой осени. Но он должен нарисовать так, чтобы мы узнавали и деревья, и кусты, и речку. А с помощью красок он может изобразить время года: зиму, лето, осень, весну. И свое настроение: радость, грусть, тревогу, спокойствие, тишину.

Презентация №1 с осенними пейзажами под музыку А. Вивальди "Времена года"

Учитель. Какое настроение у вас вызывают эти картины? (Выслушать ответы детей) Что объединяет все эти картины? (Изображена природа, осень) Как называют картины, на которых изображена природа? (Пейзаж) Скажите, а что вы чувствуете, глядя на эти осенние пейзажи? (Выслушать ответы детей) Прелестные картины, трогающие наше сердце своей красотой. Давайте вспомним песню об осени, которую вы разучивали на уроке музыке. Под эту песню можно и потанцевать.

Актуализация знаний

Учитель. А сейчас мы подробно рассмотрим картину "Золотая осень", которую написал художник Исаак Ильич Левитан.

Посмотрите на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень? (Он показал, как красива наша природа в любое время года, что невозможно не любить Русь, эти леса, поля, реки и равнины.) Как он смог выразить свое чувство красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски выражают грусть? (Выслушать ответы детей)

Учитель. Да, радость художник передал теплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но в то же время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем. Какая же здесь нарисована осень?

(Предполагаемые ответы учащихся: нарядная, яркая, золотая, веселая)

Учитель. Да, художник назвал эту картину "Золотая осень". А как вы думаете, почему он ее так назвал - "золотая"? Какие цвета он использовал? (Предполагаемые ответы учащихся: много желтых, оранжевых красок)

Учитель. Как эти цвета можно назвать одним словом? Какие они?

(Предполагаемые ответы учащихся: теплые, радостные, веселые)

Учитель. Молодцы, дети! Художник очень радовался, увидев эту красоту. Он восхищался ею, почувствовал это праздничное настроение, эти нарядные краски осени. Славная осень! А что интересного, красивого увидел художник?

(Предполагаемые ответы учащихся: красивые березки, луга, речку)

Учитель. А какого цвета травка на лугах?

(Предполагаемый ответ учащихся: зеленого)

Учитель. Посмотрите внимательно: зеленого ли? Нет, она коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Давайте внимательно рассмотрим картину. С левой стороны, близко к нам, на переднем плане, художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья?

(Предполагаемые ответы учащихся: березки)

Учитель. Расскажите о них. Какие они?

(Предполагаемые ответы учащихся: " Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Она золотая, желтая, коричневато-оранжевая.")

Учитель. А еще дальше, на дальнем плане, видна группа березок. Такую группу называют "роща". А листочки на этих березках видны?

(Предполагаемый ответ учащихся: нет)

Учитель. Правильно, нарисованы только чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев - ведь деревья далеко, а издалека листочки не рассмотреть. Чтобы показать, что эти березки далеко, художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

А теперь посмотрите на правую сторону картины. Что же здесь нарисовано?

(Предполагаемый ответ учащихся: речка)

Учитель. Да, речка. Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета, а вдали - беловато-голубая. Синие и фиолетовые - это холодные тона. Посмотрите, как нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски. А каких красок больше - теплых или холодных?

(Предполагаемый ответ учащихся: теплых)

Учитель. Вдали, на излучине (изгибе) реки, стоит одинокая березка, яркая, как свечка. Справа от нее - хоровод зеленовато-коричневатых деревьев. А что изобразил художник на самом дальнем плане, там, где начинается небо? (Выслушать ответы детей) Да, на горе мы видим зеленую пашню, несколько домиков, а дальше - стена березок и лес. А какого цвета небо?

(Предполагаемые ответы учащихся: голубое, с легкими белыми облачками)

Учитель. Чего больше на картине - неба или земли? (Выслушать ответы детей) Каждый художник старается выразить через картины свое отношение к Родине. Все делают это по-разному. Левитану очень понравилась красота земли, осенней природы и поэтому художник выбрал форматом данного полотна вытянутый по горизонтали прямоугольник, что позволило ему изобразить большое пространство земли.

А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Мы видим тени от деревьев - значит, солнышко есть. Солнышко "зажгло" золото листвы, и деревья пламенеют ярким желто-оранжевым светом!

Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось.

А сейчас мы все вместе исполним танец-импровизацию "Листья желтые над городом кружатся"

Практическая часть

Учитель. Сегодня мы услышали музыку, стихотворения об осени, рассмотрели картины художников. Нам было радостно и немного грустно. Музыка, стихи и картины подарили нам эту радость и легкую, светлую грусть.

А теперь попробуйте, как художники, нарисовать осень. Но не забудьте, что вы рисуете яркую золотую осень. Значит, нужно подобрать такие же звучные, чистые, насыщенные, яркие краски.

Дети приступают к работе.

Можно включить запись мелодии А. Вивальди "Времена года", только негромко.

Эмоционально-эстетическая оценка и самооценка

В процессе работы учитель осуществляет индивидуальную помощь детям, нуждающимся в поощрении, одобрении. В конце занятия следует рассмотреть все работы, особо выделить выразительно выполненные, те, в которых ощущается радость, яркость золотой осени. Оценке подлежит и придуманный сюжет. Следует обратить внимание на то, какими изобразительными средствами удалось передать "золотую осень".

Учитель. Давайте сейчас посмотрим наши рисунки о золотой осени. Удалось ли нам рассказать о том, какая она нарядная? Полюбуемся, какие мы художники. Получилась ли у нас радостная, нарядная, золотая осень? (Обсуждаются рисунки детей.) Да, очень красивые краски вы подобрали, придумали интересные пейзажи - как настоящие художники! Молодцы!

Итог урока

Можно предложить детям оформить выставку работ: этими работами украсить классный кабинет или другие помещения школы. Можно напечатать календари, вставив рисунок ребенка. Получатся неповторимые работы.

Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: прочитать русские народные сказки с описанием русского быта.

xn----ftbbunegin2a4g.xn--p1ai

Золотая осень. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: комбинированный

Цель:

  • расширить представления учащихся о многообразии и красоте окружающего мира и о пейзаже, как особом жанре живописи

Задачи:

  • развивать у детей интерес к пейзажной живописи, помогать осмысливать свои чувства, отношение к воспринимаемому пейзажу;
  • учить внимательно рассматривать художественную картину;
  • обратить внимание учащихся на следующие средства выразительности: цвет и цветосочетания, расположение на холсте, композицию, формат картины, близкие и дальние планы;
  • обратить внимание учащихся на то, что с помощью цвета можно рассказать о своем настроении, отношении к изображаемому пейзажу;
  • обогатить и активизировать словарь детей: ввести в него искусствоведческие термины, эпитеты и метафоры, образные выражения, которые дети смогут использовать в своих суждениях для передачи эмоционального состояния человека;
  • развивать наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, ассоциативное образное мышление;
  • воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, восхищение природой Руси, гордость за творчество русских художников;
  • вызвать у детей желание нарисовать золотую осень, пробудить воображение детей, их творческие способности

Подготовительная работа

Экскурсия в парк или лес. Рисование осенних деревьев и кустов, осенней лужайки, лепка овощей и фруктов, составление осенних букетов, игра с листьями, рассматривание иллюстраций с изображениями осени, разучивание и чтение стихов, слушание отрывков музыкальных произведений и пение песен об осени. Проведение урока по знакомству со свойствами теплых и холодных цветов.

Оборудование.

  • Компьютер, проектор, колонки, экран, сканер
  • Гуашь, кисти, бумага для рисования на всех детей

Ход урока

Организационный момент.

Учитель. Закройте глаза и послушайте музыку. (Включить запись фрагмента "Осень" из концерта фа-мажор "Времена года" Антонио Вивальди) Приложение 1

Учитель. Какие чувства вызвала у вас эта мелодия? (Предполагаемые ответы учащихся: грусть, умиротворение, печаль, нежность:)

Учитель. Да, в музыке слышится светлая, легкая печаль. Мелодия звучала так нежно и светло. О каком времени года хотел рассказать композитор? (Выслушать ответы детей) Да, вот так композитор чувствовал золотую осень. (Если не догадаются, прочитать стихотворение А.С. Пушкина, не называя время года, а потом еще раз попросить назвать время года.)

Постановка цели.

Учитель. Послушайте, как об этом времени года говорил Александр Сергеевич Пушкин.

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье. В багрец и в золото одетые леса...

Учитель. А какие стихотворения об осени помните вы? (Выслушать ответы детей)

Лес, точно терем расписной. Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь, в листве сквозной. Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он от солнца...(И. Бунин)

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь лень стоит, как бы хрустальный. И лучезарны вечера...(Ф. И. Тютчев.)

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Ах, как дивно рассказали об осени поэты! Представители какой профессии тоже очень красиво изображают осень, природу? (Выслушать ответы детей) Конечно, художники. Каким же образом художник может рассказать о золотой осени? (Выслушать ответы детей) Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление красотой осени. Но он должен нарисовать так, чтобы мы узнавали и деревья, и кусты, и речку. А с помощью красок он может изобразить время года: зиму, лето, осень, весну. И свое настроение: радость, грусть, тревогу, спокойствие, тишину.

Презентация №1 с осенними пейзажами под музыку А. Вивальди "Времена года"

Учитель. Какое настроение у вас вызывают эти картины? (Выслушать ответы детей) Что объединяет все эти картины? (Изображена природа, осень) Как называют картины, на которых изображена природа? (Пейзаж) Скажите, а что вы чувствуете, глядя на эти осенние пейзажи? (Выслушать ответы детей) Прелестные картины, трогающие наше сердце своей красотой. Давайте вспомним песню об осени, которую вы разучивали на уроке музыке. Под эту песню можно и потанцевать. Приложение 2

Актуализация знаний

Учитель. А сейчас мы подробно рассмотрим картину "Золотая осень", которую написал художник Исаак Ильич Левитан. Презентация №2

Посмотрите на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень? (Он показал, как красива наша природа в любое время года, что невозможно не любить Русь, эти леса, поля, реки и равнины.) Как он смог выразить свое чувство красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски выражают грусть? (Выслушать ответы детей)

Учитель. Да, радость художник передал теплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но в то же время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем. Какая же здесь нарисована осень?

(Предполагаемые ответы учащихся: нарядная, яркая, золотая, веселая)

Учитель. Да, художник назвал эту картину "Золотая осень". А как вы думаете, почему он ее так назвал - "золотая"? Какие цвета он использовал? (Предполагаемые ответы учащихся: много желтых, оранжевых красок)

Учитель. Как эти цвета можно назвать одним словом? Какие они?

(Предполагаемые ответы учащихся: теплые, радостные, веселые)

Учитель. Молодцы, дети! Художник очень радовался, увидев эту красоту. Он восхищался ею, почувствовал это праздничное настроение, эти нарядные краски осени. Славная осень! А что интересного, красивого увидел художник?

(Предполагаемые ответы учащихся: красивые березки, луга, речку)

Учитель. А какого цвета травка на лугах?

(Предполагаемый ответ учащихся: зеленого)

Учитель. Посмотрите внимательно: зеленого ли? Нет, она коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Давайте внимательно рассмотрим картину. С левой стороны, близко к нам, на переднем плане, художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья?

(Предполагаемые ответы учащихся: березки)

Учитель. Расскажите о них. Какие они?

(Предполагаемые ответы учащихся: " Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Она золотая, желтая, коричневато-оранжевая.")

Учитель. А еще дальше, на дальнем плане, видна группа березок. Такую группу называют "роща". А листочки на этих березках видны?

(Предполагаемый ответ учащихся: нет)

Учитель. Правильно, нарисованы только чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев - ведь деревья далеко, а издалека листочки не рассмотреть. Чтобы показать, что эти березки далеко, художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

А теперь посмотрите на правую сторону картины. Что же здесь нарисовано?

(Предполагаемый ответ учащихся: речка)

Учитель. Да, речка. Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета, а вдали - беловато-голубая. Синие и фиолетовые - это холодные тона. Посмотрите, как нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски. А каких красок больше - теплых или холодных?

(Предполагаемый ответ учащихся: теплых)

Учитель. Вдали, на излучине (изгибе) реки, стоит одинокая березка, яркая, как свечка. Справа от нее - хоровод зеленовато-коричневатых деревьев. А что изобразил художник на самом дальнем плане, там, где начинается небо? (Выслушать ответы детей) Да, на горе мы видим зеленую пашню, несколько домиков, а дальше - стена березок и лес. А какого цвета небо?

(Предполагаемые ответы учащихся: голубое, с легкими белыми облачками)

Учитель. Чего больше на картине - неба или земли? (Выслушать ответы детей) Каждый художник старается выразить через картины свое отношение к Родине. Все делают это по-разному. Левитану очень понравилась красота земли, осенней природы и поэтому художник выбрал форматом данного полотна вытянутый по горизонтали прямоугольник, что позволило ему изобразить большое пространство земли.

А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Мы видим тени от деревьев - значит, солнышко есть. Солнышко "зажгло" золото листвы, и деревья пламенеют ярким желто-оранжевым светом!

Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось.

А сейчас мы все вместе исполним танец-импровизацию "Листья желтые над городом кружатся" Приложение 3

Практическая часть

Учитель. Сегодня мы услышали музыку, стихотворения об осени, рассмотрели картины художников. Нам было радостно и немного грустно. Музыка, стихи и картины подарили нам эту радость и легкую, светлую грусть.

А теперь попробуйте, как художники, нарисовать осень. Но не забудьте, что вы рисуете яркую золотую осень. Значит, нужно подобрать такие же звучные, чистые, насыщенные, яркие краски.

Дети приступают к работе.

Можно включить запись мелодии А. Вивальди "Времена года", только негромко.

Эмоционально-эстетическая оценка и самооценка

В процессе работы учитель осуществляет индивидуальную помощь детям, нуждающимся в поощрении, одобрении. В конце занятия следует рассмотреть все работы, особо выделить выразительно выполненные, те, в которых ощущается радость, яркость золотой осени. Оценке подлежит и придуманный сюжет. Следует обратить внимание на то, какими изобразительными средствами удалось передать "золотую осень".

Учитель. Давайте сейчас посмотрим наши рисунки о золотой осени. Удалось ли нам рассказать о том, какая она нарядная? Полюбуемся, какие мы художники. Получилась ли у нас радостная, нарядная, золотая осень? (Обсуждаются рисунки детей.) Да, очень красивые краски вы подобрали, придумали интересные пейзажи - как настоящие художники! Молодцы!

Итог урока

Можно предложить детям оформить выставку работ: этими работами украсить классный кабинет или другие помещения школы. Можно напечатать календари, вставив рисунок ребенка. Получатся неповторимые работы.

Пример: Приложение 4

Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: прочитать русские народные сказки с описанием русского быта.

Использованные ресурсы.

  1. Учебно-наглядное пособие "Знакомим с пейзажной живописью". Автор-составитель Н. А. Курочкина. Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", Санкт-Петербург,2005 г.
  2. http://www.bibliotekar.ru/kPolenov/index.htm
  3. http://bibliotekar.ru/cvet-zhivopisi/2.htm
  4. http://best-mp3.ru

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе «Осенний день»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 595 Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе«Осенний день»

подготовила

учитель изобразительного искусства и педагог

дополнительного образования

Кожемяко Людмила Владимировна

Санкт-Петербург

2013

«В очарованье русского пейзажа,Есть подлинная радость, но онаРаскрыта не для каждого и даже,Не каждому художнику видна».

Н. Заболоцкий

Тема урока: «Осенний день».

Цель: развитие художественной культуры школьников, как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

  • формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности;

  • коррекция изобразительных навыков, творческой фантазии;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;

  • помочь детям освоить выразительные возможности художественных материалов и техник, а также умение ими пользоваться;

  • обобщить знания детей об осенних признаках; развивать познавательный интерес к природе, воображение; расширить кругозор учащихся;

  • воспитывать любовь к окружающей природе и потребность в сохранении природных богатств.

Тип урока: комбинированный

Оборудование.

  • компьютер, проектор, колонки, экран;

  • гуашь, кисти, бумага для рисования на всех детей;

  • ёмкость для воды, салфетки.

I. Организационный момент.

Проверь, дружок,Ты готов начать урок?Все ль на месте,Все ль в порядке,Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?

II. Беседа по теме урока.

В книге Дмитрия Борисовича Кабалевского есть такие слова: «…русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувствовали пейзажность русской народной песни…».Художник Исаак Ильич Левитан и композитор Петр Ильич Чайковский – теснейшим образом сблизили музыку с живописью.А если вспомнить, как виделась и слышалась та же русская природа Антону Павловичу Чехову, то три искусства – музыка, литература и живопись, воплощение в творчестве трех гениев, предстанет перед нами как сердечная песнь о неповторимо скромной красоте русской природы. В чем мы сегодня убедимся.Самые мягкие и трогательные стихи, книги, картины и музыка написаны русскими поэтами, писателями, художниками и композиторами об осени.

Значит, в пейзажах есть что-то более важное, чем просто изображение природы?

В своих пейзажах художник раскрывает внутренне состояние, настроение, которое природа вызывает в душе у человека, исполнитель того или иного пейзажа всегда обращается к нашему чувству. Но не всегда мы умеем все видеть, и иногда проходим мимо красоты нашей природы, потому, что еще не научились смотреть, слушать и слышать природу.

Но есть в человеческой жизни великое средство открывать глаза невидящим, это средство– искусство. Есть люди, которые как будто рождаются для того, что б остановить нас и сказать: «Подожди, не спеши и не бегай. Остановитесь! Посмотри, как хорошо, как прекрасно. Вглядись, запомни».

Задушевная лирика среднерусской полосы является огромным простором для творчества великих людей.

- Послушайте стихотворение-загадку:

Если на деревьях листья облетели,Если в путь далекий птицы улетели,Если небо хмуриться, если дождик льется,Это время года… (осенью) зовется.

- Вы знаете, ребята, осень такая разная! Их как будто две. Одна – радостная, теплая, солнечная, в пышном убранстве, с богатыми подарками. Она как принцесса.

И вдруг она же, но уже грустная, печальная, с тихим плачем мелкого дождя, в лоскутах опадающей листвы – словом, будто Золушка.

Но к каждой у нас особая любовь.

- Что это за две осени такие? («Золотая» осень и поздняя осень).

- Посмотрите внимательно на репродукции художников. Найдите, где изображена «золотая», а где поздняя осень?

– Русские просторы, блестящие серебром реки и озера, золото вечернего неба и розовые восходы солнца всегда волновали русских художников, вдохновляя на создание прекрасных пейзажей.

– Почему вам нравится смотреть на картину художника, слушать красивую музыку? Что вы чувствуете? (Восхищение, удивление, вспоминаю посещение музея и т. п.)

– Вот и сегодня мы отправимся в волшебный мир прекрасного, мир красок, линий, света и тени, мир музыки и поэтического слова, в мир красоты.

Радость художник передал теплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но в то же время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем.

Какая же здесь нарисована осень?

(Предполагаемые ответы учащихся: нарядная, яркая, золотая, веселая)

Художник назвал эту картину "Золотая осень". А как вы думаете, почему он ее так назвал - "золотая"? Какие цвета он использовал? (Предполагаемые ответы учащихся: много желтых, оранжевых красок)

- Как эти цвета можно назвать одним словом? Какие они?

(Предполагаемые ответы учащихся: теплые).

- Молодцы, дети! Художник очень радовался, увидев эту красоту. Он восхищался ею, почувствовал это праздничное настроение, эти нарядные краски осени. Славная осень! А что интересного, красивого увидел художник?

(Предполагаемые ответы учащихся: красивые березки, луга, речку)

- А какого цвета травка на лугах? (Предполагаемый ответ учащихся: зеленого).

- Посмотрите внимательно: зеленого ли? Нет, она коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Давайте внимательно рассмотрим картину. С левой стороны, близко к нам, на переднем плане, художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья?

(Предполагаемые ответы учащихся: березки)

- Расскажите о них. Какие они?

(Предполагаемые ответы учащихся: они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Листва - золотая, желтая, коричневато-оранжевая.)

- А еще дальше, на дальнем плане, видна группа березок. Такую группу называют "роща". А листочки на этих березках видны?

(Предполагаемый ответ учащихся: нет)

- Правильно, нарисованы только чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев - ведь деревья далеко, а издалека листочки не рассмотреть. Чтобы показать, что эти березки далеко, художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

А теперь посмотрите на правую сторону картины. Что же здесь нарисовано?

(Предполагаемый ответ учащихся: речка)

- Да, речка. Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета, а вдали - беловато-голубая. Синие и фиолетовые - это холодные тона. Посмотрите, как нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски. А каких красок больше - теплых или холодных?

(Предполагаемый ответ учащихся: теплых)

- Вдали, на излучине (изгибе) реки, стоит одинокая березка - яркая, как свечка. Справа от нее - хоровод зеленовато-коричневатых деревьев. А что изобразил художник на самом дальнем плане, там, где начинается небо? (Выслушать ответы детей) Да, на горе мы видим зеленую пашню, несколько домиков, а дальше -стена березок и лес. А какого цвета небо?

- Чего больше на картине - неба или земли? (Выслушать ответы детей) Каждый художник старается выразить через картины свое отношение к Родине. Все делают это по-разному. Левитану очень понравилась красота земли, осенней природы и поэтому художник выбрал форматом данного полотна вытянутый по горизонтали прямоугольник, что позволило ему изобразить большое пространство земли.

А есть ли на картине солнышко?

(Предполагаемые ответы учащихся: да)

- Как вы догадались? Мы видим тени от деревьев - значит, солнышко есть. Солнышко "зажгло" золото листвы, и деревья пламенеют ярким желто-оранжевым светом!

Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось.

III. Практическая часть.

- Сегодня мы услышали музыку, стихотворения об осени, рассмотрели картины художников. Нам было радостно и немного грустно. Музыка, стихи и картины подарили нам эту радость и легкую, светлую грусть.

А теперь попробуйте, как художники, нарисовать осень. Но не забудьте, что вы рисуете яркую золотую осень. Значит, нужно подобрать такие же звучные, чистые, насыщенные, яркие краски.

Дети приступают к работе.

Можно включить запись мелодии А. Вивальди "Времена года" (негромко).

IY. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо, (Махи руками на себя)Закачалось деревцо. (Махи руками над головой)Ветер тише, тише, тише. (Руки плавно опускаются)Деревцо все выше, выше. (Встаем, потягиваемся на носочках)

- Представьте, что вы деревья, а ваши руки – веточки. Попробуйте изобразить: могучий дуб, стройный тополь, плакучую иву, кудрявый клен. (При показе детьми деревьев следует обратить внимание на расположение рук-веточек, на особенности строения каждого дерева).

Y. Эмоционально-эстетическая оценка и самооценка.

В процессе работы учитель осуществляет индивидуальную помощь детям, нуждающимся в поощрении, одобрении.

В конце занятия следует рассмотреть все работы, особо выделить выразительно выполненные, те, в которых ощущается радость, яркость золотой осени. Оценке подлежит и придуманный сюжет. Следует обратить внимание на то, какими изобразительными средствами удалось передать "золотую осень".

- Давайте сейчас посмотрим наши рисунки о золотой осени. Удалось ли нам рассказать о том, какая она нарядная? Полюбуемся, какие мы художники. Получилась ли у нас радостная, нарядная, золотая осень? (Обсуждаются рисунки детей.)

- Да, очень красивые краски вы подобрали, придумали интересные пейзажи - как настоящие художники! Молодцы!

YI. Итог урока.

В. Г. Бенедиктов

Любите живопись поэты!Лишь ей, единственной, даноДуши изменчивой приметыПереносить на полотно.

- Как вы думаете, почему прозвучало это стихотворение?

Осень на ваших рисунках удивительно прекрасна и очень разнообразна. Многоцветные, наполненные разными чувствами рисунки получились у вас. Я довольна вашим творчеством.А вам самим понравилось рисовать состояние природы, в которое вы вложили, и состояние вашей души, вашего чувства и настроения?Закончить наш урок я хотела бы стихотворением Федоровской:

«Осень на опушке краски разводила,По листве тихонько кистью проводила.Пожелтел орешник, и зарделись клены,В пурпуре осинки, только дуб зеленый.Утешает осень:– Не жалейте лета!Посмотрите – роща в золото одета!»

YII. Уборка рабочих мест.

YIII. Использованные ресурсы.

  1. Учебно-наглядное пособие "Знакомим с пейзажной живописью". Автор-составитель Н. А. Курочкина. Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", Санкт-Петербург,2005 г.

  2. http://www.bibliotekar.ru/kPolenov/index.htm

  3. http://bibliotekar.ru/cvet-zhivopisi/2.htm

  4. http://best-mp3.ru

  5. М.А. Абрамова. «Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству»,М., 2004.

  6. Н.А. Горяева. «Первые шаги в мире искусства», М., 1991.

  7. Дружинин С.Н. «Левитан», 1963.

  8. Лободина Н.В. Изобразительное искусство.Поурочные планы по программе Б. М. Неменского. -Волгоград: Учитель, 2006.

  9. Б. М. Неменский. « Изобразительное искусство и художественный труд», М., 1991.

  10. Петров В.А. «Исаак Ильич Левитан», 1993.

  11. Р.М. Чумичева. «Дошкольникам о живописи»,М., 1992.

  12. Т.Д. Шпикалова. «Изобразительное искусство», М., 2000.

doc4web.ru

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Осенний букет" (4 класс)

Конструкт

урока изобразительного искусства

Казанцевой Александры Александровны

Дата: 19.09.2016

ОО: К-У Школа №1

Класс:4

Цель: создать условия для формирования ключевых компетенций, развивать творческие способности у обучающихся, реализовать концепцию духовно-нравственного воспитания, расширить понятие о пейзаже, сформировать умение анализировать пейзажи художников- передвижников, используя понятия тёплые и холодные цвета.

Планируемый результат:

демонстрируют умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность, работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств выражения; проявляют положительные эмоции в процессе всего урока.

  • Метапредметный: демонстрируют освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; проявляют творческий потенциал средствами художественной деятельности; анализируют, обобщают полученную информацию в ходе беседы.

  • Предметный: демонстрируют первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека; знают, как рисовать пейзаж, его характерные черты; владеют практическими умениями и навыками.

Задачи:

  • Воспитательная: воспитывать у обучающихся чувства прекрасного, аккуратность при выполнении работы; потребность учащихся в «общении» с произведениями искусства, формировать способность воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;

  • Развивающая: развивать творческий потенциал учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии; совершенствовать эмоционально-образное восприятие произведений искусства и окружающего мира; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • Образовательная:

  • Изобразительная: учить рисовать пейзаж по алгоритму;

  • Техническая: совершенствовать навыки рисования пейзажа методом «отпечаток», совершенствовать навыки рисования

  • Цветовая: учить смешивать краски при подборе цвета в соответствии с цветом неба, земли...

Принципы обучения и воспитания:

Принципы обучения: научности, доступности, последовательности, систематичности, наглядности, деятельности, диалогизации.

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений с педагогом, создание положительного эмоционального подъёма.

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

По источнику изложения учебного материала:

Словесные - рассказ, беседа

Наглядные - демонстрационные

Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация.

Методы воспитания: методы развития познавательного интереса, поощрение, стимулирование занимательным содержанием; проблемно-ситуативный, метод стимулирования и торможения; метод организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, метод стимулирования поведения и деятельности.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная

Оснащение:

Оборудование:

Демонстрационные: компьютер, презентация, медиа-проектор. Дет рисунки

Индивидуальные: альбом для рисования, карандаш, стирательная резинка, гуашь, акварель

Информационные источники:

  1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования [Текст]: текст с изм. и доп. на 2011 г. /М-во образования и науки Российской Федерации (Стандарты второго поколения)– М.: Просвещение, 2011

  2. Методика обучения рисования для детей школьного возраста в соответствии с программой обучения школьников, рекомендованной Министерством образования РФ. Шалаева Г. П. Издательство: АСТ, 2012г.

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий

Структура урока:

1. Мотивационно-целевой

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

3. Комплексное применение и систематизация знаний, сотворчество с учителем.

3.1 Восприятие

3.2 Объяснение приемов работы

3.3 Физминутка

3.4 Вопросы на уточнение

3.5 Практическая часть

4. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности

5. Рефлексия учебной деятельности

Ход урока:

1.Мотивационно-целевой

Задача: собрать внимание детей; смотивировать детей на предстоящую деятельность.

По источнику изложения учебного материала:

Словесный (беседа), метод контроля

Друг на друга посмотрели,И тихонечко все сели.

1. Проверим на месте ли

-«разноцветные сестрицы, которые заскучали без водицы» (гуашь).

Покажите их.

2. Сегодня вам не обойтись без той, которая

- «Над бумажным над листом машет весело хвостом.

И не просто машет, а бумагу мажет.

Красит в разные цвета.

Ух, какая красота!» (кисть). Покажите её.

Личностные УУД:

Демонстрируют мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности;

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

Задача: актуализировать полученные знания, формулирование темы, цели урока

По источнику изложения учебного материала: Словесный (беседа, рассказ), наглядный (демонстрация).

Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств: создание проблемной ситуации.

Яркими красками листья сверкают-

Ветер подует – они облетают…

Будто бы бабочки, листья порхают,

Кружатся в небе,  летают, летают

Пестрым ковром на землю ложатся

Они под ногами у нас шелестят –

Об осени скорой всем говорят

О каком времени года пойдёт разговор?  Какие приметы  осени    красиво описывает автор стихотворения? Назовите  другие приметы?  Кто догадался, почему у вас на столе лежат краски,  губка и т.д.

Мы сегодня попробуем запечатлеть красоту осени  на бумаге с помощью красок. Сделаем подарок нашим близким. Но только вместо кисточки возьмем губку и трафарет.  Попробуем поработать в новой технике «Отпечаток».

Личностные УУД:

Демонстрируют мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности;

Познавательные УУД:

Демонстрируют умение на основе анализа объектов делать выводы; умение оформлять свои мысли в устной форме.

3.Комплексное применение и систематизация знаний, сотворчество с учителем.

3.1 Восприятие

Задача: создать положительный эмоциональный фон, расширить кругозор обучающихся

По источнику изложения учебного материала: Словесный (беседа, рассказ), наглядный (демонстрация). Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием.

Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение.

 У меня букет осенний,

Разноцветный и последний.

В нем есть клена лист резной,

Лист калины расписной.

Скромненький листок осины

И алеет гроздь рябины.

Вот березки желтый листик,

И резной тысячелистник.

У дубка лист красный, яркий,

Посмотрел, и стало жарко.

Свой букетик засушу,

Осень в зиму приглашу. 

Давайте ещё раз проверим, как вы запомнили, из каких листьев состоит наша композиция. Я вам показываю и называю лист, а вы   если согласны со мной хлопаете, если нет топаете. (проводится игра)

Какие краски любит осень? Это холодные или тёплые тона? Сейчас проверим, как вы знаете цвета. Я показываю, а вы говорите тепло или холодно. (показываются цвета спектра)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья  берёзы,

Листья  рябины,

Листья  тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет принесём.

Продумываем композицию,  прорисовываем вазу. Чтобы отпечатать лист, можно использовать абсолютно любую краску, просто получатся немного разные отпечатки. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Покрасить лист можно как краской одного цвета, так и разными цветами. В завершении работы,  прорисовываем недостающие детали с помощью кисточки.

Ребята, помните, в начале нашей встречи звучала музыка. Так вот,  оказывается красоту осени можно передать и с её помощью. Пока мы работаем давайте ещё раз послушаем произведение ПИ Чайковского «Времена года - осень»

6 «Вернисаж работ» - воспитатель  с детьми прикрепляет готовые работы на демонстрационный стенд

Какую технику мы сегодня использовали? С помощью  чего можно передать красоту природы?

7. Завершение - дети наводят порядок на  рабочем месте

Лето кончилось и, вот,

Осень золотая

Нас встречает у ворот,

С щедрым урожаем.

Все деревья и кусты,

Расписала кистью:

В бронзу, золото и медь,

Превратила листья.

Дождь холодный моросит,

Листья опадают,

Осень золотым ковром

Землю укрывает.

Познавательные УУД:

Демонстрируют умение на основе анализа объектов делать выводы; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

Демонстрируют умение высказывать своё предположение;

Коммуникативные УУД:

Демонстрируют умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме.

3.2 Объяснение приемов работы

Задача: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

По источнику изложения учебного материала: Словесный (беседа, рассказ), наглядный (демонстрация).

Методы эмоционального стимулирования: поощрение.

1. Заготавливаем  листья деревьев  на прогулке с детьми

2. Подготавливаем рабочее место: баночка с водой, краски, кисть,  альбомный лист,  простой карандаш

3. Намечаем композицию, прорисовываем вазу

4. Наносим фон, разукрашиваем вазу, ждём, чтобы подсохло

5. Наносим  краску  с обратной  стороны листьев,   прикладываем к рисунку

6. Делаем отпечатки всех листьев композиции

7. Прорисовываем недостающие детали с помощью кисточки. Работа готова.

Познавательные УУД:

Демонстрируют умение на основе анализа объектов делать выводы;умение оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные УУД:

Демонстрируют умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме.

3.4 Вопросы на уточнение

Задача: развитие воображения и фантазии; совершенствовать эмоционально-образное восприятие произведений искусства и окружающего мира.

По источнику изложения учебного материала:

Словесный (беседа), метод контроля

-Что мы с вами будем рисовать? (пейзаж родной природы)

-С чего начнем?

-Хорошо, каким будет следующий шаг?

(Обсуждение по плану)

-А теперь закройте глаза на минуту. Представьте свой будущий рисунок, какие цвета у вас будут преобладать…

Познавательные УУД:

Демонстрируют умение на основе анализа объектов делать выводы; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные УУД:

Демонстрируют умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме.

4.Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности

Задача: проанализировать выполненную работу

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные (схема).

Практическая работа детей и коррекция возможных ошибок.

Анализ работ

-Что изображено?

-Какое настроение у вашей картины?

-С помощью чего вам удалось передать такое настроение?

выполнить рисунок – пейзаж на тему «Краски осени: вид из окна»: акварель, гуашь.

Познавательные УУД:

Демонстрируют умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД:

Демонстрируют умение слушать и понимать других;

5. Рефлексия учебной деятельности

Задача: организовать самооценку деятельности

По источнику изложения учебного материала: Словесный (беседа).

 Посмотрите на выставленные здесь рисунки. Как разнообразна и прекрасна изображенная на них осень! Вроде бы и краски у всех одинаковые: жёлтая, голубая, чёрная, коричневая. А есть ли здесь рисунки с одинаковой палитрой? Каждый из вас подобрал свои оттенки, свой колорит, который созвучен вашему сегодняшнему настроению. Тут и лимонно-жёлтые, оранжевые, лазурно-голубые, багряные, жёлто-коричневые и другие оттенки! Видно, что в свои рисунки вы вложили свои чувства и выразили свою любовь к родному краю.

Подведение итогов , Рефлексия

Регулятивные УУД:

Демонстрируют умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

infourok.ru

Урок ИЗО в 4 классе "Осенние метаморфозы. Композиция пейзажа" - РИСОВАНИЕ - ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА - Каталог файлов

Творческая работа: Представь и изобрази пейзаж в пору золотой или поздней осени. Дополни его изображениями домов, людей, техники. Постарайся передать в композиции движение. Отрази на палитре осенние метаморфозы в цвете.

Вид изобразительной деятельности

: Рисование по памяти, по представлению (материалы по выбору).     Основные цели и задачи урока1. Создавать атмосферу эмоционально-эстетического восприятия детьми осенней природы, вызывать отклик на произведения живописцев, графиков, рисунки сверстников.2. Содействовать выявлению учащимися особых примет осенней природы в разные периоды, вырабатывать понимание символичного значения осени в природе, жизни человека и искусстве.3. Закреплять у четвероклассников навыки передачи осеннего колорита, динамичного состояния природы, растений, облаков, людей, транспорта и учить объединять их в собственной творческой композиции.

      Примерный ход урока

1. Беседа с учащимися об особенностях осеннего пейзажа, диалог по произведениям вернисажа «Кружатся листья. Небесная просинь...» (У., с. 60—62).2. Обсуждение с детьми замыслов их осенних композиций, уточнение мотивов, колорита, приемов передачи движения.3. Выполнение четвероклассниками композиции с использованием подготовительных материалов предыдущего урока (Т., с. 30—31).4. Подведение итогов: отмечаем выразительные решения осенних композиций, а также те работы, в которых образно и точно передаются определенные статичные состояния или динамика осенней природы.

      На данном уроке учащиеся продолжают тему изображения осенней природы, ее особенной красоты в разное время. Обратите внимание детей на бытующее представление об осени как символе увядания природы, а также определенного периода жизни людей. Поэтому, наряду с другими временами года, осень представляется одним из символов жизни на земле, очень точно характеризующим время перехода от зрелости к старости, сопряженным с двойственным отношением к этой поре. С одной стороны, речь идет о мудрости, опыте человека, с другой — о старении и закате жизни.      В начале урока уместно вспомнить поэтические строки разных поэтов о бабьем лете, о золотой осени или о ее ненастной и серой поре. Предложите учащимся подтвердить стихотворные картины рассказами о своих впечатлениях о деревьях, травах, небе, об осенних превращениях в родной природе.      Вспомните пословицы, ярко и образно характеризующие переменчивость погоды в осеннюю пору. Не случайно в народе говорят: «У осени — погод восемь» или «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет». Работая по картинам вернисажа «Кружатся листья. Небесная просинь...» (У., с. 60—62), обратите внимание детей на разные состояния, запечатленные художниками, помогите им назвать то, что вдохновило каждого художника, что так сильно взволновало. Настройте учащихся на пристальное разглядывание картин и помогите им найти ответы на вопросы о приемах передачи состояния тишины и неподвижности или явно выраженной динамичности композиций.      Переходя к творческой работе, предложите четвероклассникам вспомнить порядок, которому следуют художники. Здесь важно определиться с выбором сюжета, мотива и природного состояния. Пусть ребята поделятся своими задумками, расскажут о главной идее будущей композиции, ее элементах, колорите, приемах, которыми воспользуются при передаче ее динамики. В творческой тетради (с. 29) дается подсказка (палитра) колористического решения полярных осенних состояний. Используя ее, предложите выполнить пейзаж (Т., с. 30—31) в пору золотой или поздней осени, дополняя его изображениями, которые выполняли дети на предыдущем уроке. Возможно, размер поля для рисования в тетради окажется недостаточным для учеников. Тогда можно воспользоваться листами большего размера. В таком случае кисти можно взять крупнее и предложить смелее использовать цветные пятна, мазки, набрызг для выполнения фона, неба, растений, земли, а также включить в изображение людей, транспорт, архитектуру.      По результатам урока проведите обсуждение работ. Пусть учащиеся дадут названия рисункам своих товарищей, попытаются охарактеризовать изображенные на них сюжеты.      Это должен быть настоящий вернисаж коллективного творчества, в котором осень, такая разная, предстанет в детских рисунках во всей своей красе.

      Краткий справочный материал

      Осеннее разнопогодье. Еще по-летнему припекает солнышко и вечерами обильно выпадают росы, но уже осветлилась речка: вода перестает цвести. Резко веет прибрежный ветерок.      Самая знакомая примета осени — желтеющие листья. В космы берез и зеленые каскады лип вкрапливаются желтые пятна. Казалось бы, еще вчера стоял длинный летний день, и только нынче заметили: смеркаться раньше стало, увял и состарился пригнувшийся под плодами сад.      Затем осень забирает и совсем круто. Вытряхивая из широкого рукава привядшие красоты летнего леса, она очистительными порывами прошлась и жнивьем. Все чаще теперь над ним кружат черными лохмотьями грачи и торопко переметываются с места на место стайки нетерпеливых воробышков. Притоптан луг, пожухла трава. Лишь кое-где по-прежнему не меркнут сухоцветы бессмертников.      Полетела «Богородицына» пряжа — тенетник. Кочуют на этой паутине крошечные паучки, расселяются.      Если много тенетника, то дикие гуси садятся, а скворцы не отлетели — осень протяжная и сухая.      Много тенетника на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.      За погожими, отменными деньками — слякоть предзимья. Зачастят, заладят дожди-водолеи: «Весенний дождь из тучки, осенний — из ясени». Как будто и не собирался, а хлынул же, да такой обложной и проливной — часами не унимается. «Вешний дождь растит, осенний гноит».      Чем дальше осень, тем чаще дожди. Бывают они порой и не велики, но «Осенний бусенец обмочливее дождя». Теперь уже не скажешь о дожде словами народной загадки: «И тонок и долог, а сядет — в траве не видать». Ежели уж «сядет», то заметен всюду; всклянь налитые водой выбоины далеко виднеются в траве и на дороге.      Травы заканчивают рост, озимые, раскустившись, проходят закалку. От того, как развились озимые, зависит их устойчивость против неблагоприятных условий зимовки. Насекомые, земноводные и пресмыкающиеся впадают в спячку.      А как в царстве рыб? Лещи, лини, плотва становятся медлительными, полусонными. Прибылые сомы ищут выход в озера, старые залегают в омуты. Сазаны и ерши ложатся в ямы под крутояром и держатся там подле самого дна.      Первыми собираются на зимовку обитатели спокойных прудов, озер и рек. В быстрых водах те же рыбы успокаиваются позже.      Первые зазимки. Снег вперемешку с грязью. Съежились продрогшие поля, поседел луг. Уже с вечера наживляет молодым ледком лужицы, обметывает по краям бережок. Стынет речка. Скоро расстелется снеговая перина — хранительница тепла для зимующих растений, живительная весенняя влага. Таков общий облик осени. (Стрижев А. Хроника одной души (Проза. Народный календарь) / А. Стрижев. — М., 1991. — С. 256—259. Далее цитируется это издание.)

С. А. Есенин

                               *   *   *Отговорила роща золотаяБерезовым, веселым языком,И журавли, печально пролетая,Уж не жалеют больше ни о ком...

Ф. И. Тютчев

                     ОСЕННИЙ ВЕЧЕРЕсть в светлости осенних вечеровУмильная, таинственная прелесть:Зловещий блеск и пестрота дерев,Багряных листьев томный, легкий шелест,Туманная и тихая лазурьНад грустно-сиротеющей землею,И, как предчувствие сходящих бурь,Порывистый, холодный ветр порою,Ущерб, изнеможенье — и на всемТа кроткая улыбка увяданья,Что в существе разумном мы зовемБожественной стыдливостью страданья.

tetradkin-grad.3dn.ru


Смотрите также