Урок по ИЗО на тему "Образ человека в искусстве, через сказочный женский портрет" (4 класс). Урок рисования 4 класс женский образ


Красота человека. Женский народный костюм. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • проанализировать и обобщить знания детей о красоте человека;
  • познакомить c женским народным костюмом;
  • развивать познавательную активность, учить наблюдать, сравнивать и анализировать;
  • воспитывать правильное эстетическое восприятие окружающего.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного на предыдущем занятии

– На предыдущем занятии мы говорили с Вами о красоте человека. Давайте вспомним, что мы говорили о женской и мужской красоте. – Скажите, что мы ещё делали на уроке? (Ответы детей.)

3. Знакомство с женским народным костюмом

– Сегодня мы поговорим с Вами о женском народном костюме. И итогом нашей сегодняшней работы будет костюм, в который мы оденем женскую фигурку.

– Итак, начинаем. Послушайте мой рассказ. Украшением молодой девушки была длинная коса. Недаром говорили : “Коса- девичья краса!” В косу вплетали жемчужные нити, ленты или накосник- кусочек бересты или кожи, обтянутый дорогой тканью. (набор № 2, картинка 3; набор № 1 картинки 5, 7).

Женщины обязательно носили головной убор. Если посмотрим на картинки, не увидим ни одной непокрытой головы. (Набор № 3, картинки 4, 5, 6, 7, 8)

– Как же назывались головные уборы?

Девушки надевали на голову красивые венцы или девичьи повязки.

(Набор № 1, картинки 5, 7).Украшали также их жемчугом и бусинками. Замужние женщины должны были скрывать свои волосы под головным убором. Показаться с непокрытой головой, то есть простоволосой, было неприлично. Отсюда пошло выражение “опростоволоситься”. Что оно обозначало?(это означает попасть в неловкое положение)

– Теперь давайте посмотрим на картинку, которая лежит перед Вами. Внимательно рассмотрите и назовите основные части женской одежды.

  1. венец
  2. гуски
  3. рубаха
  4. душегрея
  5. сарафан.

4. Практическая работа

– На прошлом занятии мы нарисовали лицо нашей кукле. А теперь нам предстоит раскрасить кокошник, сарафан и рубаху.

Я думаю, что и сарафан и рубаха у Вас получатся разные. Но мне бы хотелось, чтобы при раскрашивании Вы использовали обереги. А что же такое обереги? (Конечно же это амулеты и знаки, оберегающие людей.)

На доске:

Знаки-обереги Схематический рисунок
Солнечные знаки Круги, ромбические и крестообразные фигуры, изображение коня, оленя, птицы;
Символ Земли Прямая линия;
Символ Земли и Плодородия Женская фигура, квадратик с точкой посередине;
Знак Воды Волнообразная ритмическая линия;
Символ вечно живой природы Дерево, цветы, веточки;
Символ счастливого брака Две птицы голова к голове.

Используя эти обереги, мы попробуем создать образ русской женщины.

Выполнение работы.

5. Подведение итогов

Оценка работ. Выставка.

– В конце урока хотела подвести итог. Что же носили женщины в то время? И последнее- а какую же обувь носили женщины? Это будет Вашим домашним заданием. И следующий урок мы начнём с этого.

Использованная литература

  1. Неменская Л.А. Каждый народ-художник” учебник по изобразительному искусству. 4 класс.
  2. Шпикалова Т.Я. Я живу в России. Творения российских мастеров.
  3. Дидактический материал + игра “Лото”. “Русский традиционный костюм. Сарафанный комплекс”. “Русский традиционный костюм”. “Русский традиционный костюм. Комплекс с понёвой”.
  4. Видеофильм “Из истории русского костюма”.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме " Красота человека "

Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме " Красотка человека" дает представление о связи характера человека, украшения кокошника и его назначения. Расширяет знания детей о головных уборах русского костюма, развивает навыки работы с кистью, учит использовать теплые и холодные оттенки для выражения характера человека.

Просмотр содержимого документа «Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме " Красота человека " »

Урок изобразительного искусства 4 класс, 1 четверть Тема: Красота человека. Женский образ.

Цель: дать представление о связи характера человека, украшения и его назначения

Задачи:

        1. Расширить знания детей о головных уборах русского костюма.

        2. Продолжать развивать навыки работы кистью, творческую активность, художественный вкус.

        3. Учить использовать теплые и холодные оттенки для выражения характера человека.

        4. Воспитывать интерес обучающихся к историческому прошлому своего народа.

Задание: украшение кокошников

Оборудование для учащихся: гуашь, цветная бумага, рабочая тетрадь для 2 класса «Уроки творчества»

Оборудование для учителя:

Зрительный ряд: презентация «Женские украшения», изображения сказочных принцесс, варианты украшения кокошника.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы и целей урок

Создание проблемной ситуации

  • У меня в раках шкатулка. Угадайте, что может храниться в ней? (бусы, кольцо, серьги, браслет)

  • Что это такое? (украшения)

  • Кому могут они принадлежать? (русской красавице, женщине)

Молодцы! Сегодня мы поговорим о женских украшениях и научимся украшать головные уборы.

  1. Изучение нового материала

    1. Формирование художественных знаний

Украшения бывают разные, и они могут многое рассказать о своем хозяине.

Раньше на Руси все украшения имели свое значение. Так женский народный костюм дополняли бусами и подвесками. Женщины Древней Руси очень любили украшать себя браслетами, особенно распространёнными были стеклянные браслеты.

Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам - самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда чётко делились на девичьи и уборы замужних женщин. 

Девушки могли украшать голову лентой, а в праздники надевали головные уборы разной формы – и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами: венцы, кокошники.

Женский головной убор должен был полностью покрывать голову. В южных областях носили кички – шапочки в виде рогов, которые покрывали мягким чехлом из ткани – сорокой. В северных областях более был распространён кокошник, гармонично дополнявший сарафанный комплекс. Своё название он получил от слова «кокош» – древнего названия петуха и курицы. Головные уборы украшали вышивками, жемчугом, бисером.

Самый распространенный головной убор женщины – это платок. Названия головных уборов перекликаются с именами птиц: «кокош» – это петух, он будит солнце, а «кичка» – это утка. Сам головной убор символизировал небо. Поверх кики или кокошника замужняя женщина надевала богатый большой платок – «убрус».

Существует множество кокошников. На каждой территории имеются свои особенности: кокошники отличаются по форме и украшениям.

Не каждая крестьянка умела шить золотом и низать жемчугом, поэтому головные уборы отдавали расшивать специальным мастерицам. Праздничные головные уборы стоили очень дорого, их берегли и передавали по наследству.

В жизни мы встречаемся с кокошниками на народных праздниках и в театре. Иногда к школьным праздникам вам нужно подготовить карнавальные костюмы: осени, Зимушки и т.д.

    1. Формирование практических умений

  • Прежде, чем украшать головной убор, сначала нужно его вырезать из сложенного вдвое листа бумаги.

  • А сейчас попробуйте сами украсить кокошник, имитируя драгоценные камни, образующие узор (из цветов, веток, листьев…), ленты… (образцы кокошников)

4. Подведение итога урока

Обсуждение работ детей в форме диалога художников и зрителей.

  • Угадайте, для кого украшен головной убор?

  • Какой характер у хозяйки этого кокошника?

kopilkaurokov.ru

«Образ красоты человека» (4 класс)

Конспект открытого урока

Раздел: Истоки родного края

Тема урока: «Образ красоты человека»

Цели: ознакомление детей с образом жизни русских крестьян, их внешней и внутренней красотой.

Задачи:

Рассмотрение мужского образа, как образца мужества и силы.

Рассмотрение женского образа, как образца отзывчивости, доброты и материнства.

Ознакомление с картинами художников и их умением раскрывать и восхищаться простым человеком

    Оборудование:

    Для учителя: проектор с экраном, презентация «Красота русского человека», репродукции работ художников на доске, панно «Деревня» сделанная детьми на предыдущих уроках.

    Для учащихся: гуашевые краски, кисти разных размеров, альбомный лист, ножницы.

    Ход урока

    I Организационный момент

    Приветствие. Проверка готовности класса к уроку

    II Беседа по теме урока

    Ребята, на прошлом уроке мы с вами изготовили вот такую замечательную деревню

    Показывается панно «Деревня»

    Сегодня мы попытаемся ее оживить, но как? Может кто то уже догадался? (людей). Правильно. И тема нашего сегодняшнего урока поэтому называется «Красота русского человека»

    Включается презентация «Красота русского человека»

    Слайд 1

    Художники испокон веков пытаются изобразить русского человека. Через свои картины они показывают не только внешнюю, но и внутреннюю красоту человека. Сегодня мы попытаемся разглядеть такую красоту и передать ее в своих работах.

    Слайд 2

    У каждого народа свое понимание красоты человека. Русский народ не исключение.

    Слайд 3

    Перед вами картина А. Бабюка «Сенокос» очень ярко показывает это.

    Слайд 4

    Образ мужчины не отделим от пахаря. В нем соединены представления о силе и доброте, умении ухаживать за своими землями и защищать ее. Простота наряда только усиливает это впечатление о русском человеке. Так и говорят: добрый молодец.

    Слайд 5

    Художник Пластов изобразил на своей картине момент сенокоса. Эта картина яркий пример силы духа, ведь в то время силу духа воспитывали с малых лет.

    Слайд 6

    В женщине видели заступницу, хозяйку дома, ценили ее достоинство и душевную отзывчивость, красоту.

    Слайд 7

    Взгляните на картину И.Аргунов «Протрет неизвестной крестьянки». Как вы думайте, что художник пытался до вас донести через эту картину? (предположения детей). Величественный светлый образ простой по характеру души крестьянки, восхищение от грации ее и «русского» духа в ее глазах и позе.

    Слайд 8

    Б.Кустодиев «Сенокос» изобразил на своей картине будни крестьянина, ведьжизнь крестьян была связана с трудом. Они трудились не покладая рук в поле, огороде, дома. Посмотрите, какую простоту художник показывает нам через движения, одежду крестьян.

    Слайд 9

    Но у русского народа бывали и праздники. Крестьяне надевали на себя свои самые лучшие наряды.

     

    Слайд 10

    И даже художники с восхищением признают талант русских рукодельниц.

    III Повторение и физкультминутка.

    Слайд 12

    Давайте сыграем в игру «Лес шумит»

    Лес шумит раз…. (ребята поднимают руки верх и начинают двигать пальчиками)

    Лес шумит два… (ребята начитают немного раскачивать руками)

    Лес шумит три … ( ребята начинают раскачиваться всем телом)

    Крестьянин рубит дрова, покажи!

    Крестьянин пашет землю, ты покажи!

    Крестьянин косит траву, покажи!

    Крестьянин сеет зерно, покажи!

      (ребята быстро должны показать фигуру крестьянина и замереть)

      IV Творческое практическое задание

      Слайд 13

      Вспомните все сказанное на уроке. Определитесь с женским и мужским образом и приступайте к выполнению задания.

      V Итоги урока

      Выставка и анализ работ.

      Какое красивое и живое панно у нас получилось! Какие крестьяне вам больше понравились и почему?

      Обобщение темы урока

      Как вы понимаете слова А.Чехова «В человеке все должно быть прекрасным: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»?

      Как художники выражали свое отношение к своему родному народу через картины?

        Слайд 14

        Уборка рабочего места

        xn--j1ahfl.xn--p1ai

        Поурочное планирование урока по изобразительному искусству на тему«Красота человека. Женский образ» (4 класс)

        Ф.И.О Ельшина Любовь Васильевна

        Учебный предмет: «Изобразительное искусство. 4 класс».

        Примерная рабочая программа «Изобразительное искусство 1-4 класс», авторская группа: Н.А Горяева, О.В. Островская, под руководством Неменского Б.М. – М.: Просвещение, 2012 г.

        Учебник: Л.А.Неменская «Каждый народ – художник», под руководством Неменского Б.М. – М.: Просвещение, 2013г.

        Урок № 4.. Тема урока «Красота человека. Женский образ»

        сентябрь

        Цель

        и задачи:

        формирование понимания русская красавица как образ мягкой душевной силы нежности и величавости.

        Образовательная:

        • характеризовать образ женской красоты как образ птицы счастья, которая ходит по земле, плывёт по воде и может свободно летать в доступном только для мечты человека небе;

        • понятие о сохранении традиций в ношении русского костюма. Символ крестьянского головного убора.

        • знакомиться с красотой русского народного костюма. Украшение его орнаментом

        • использовать выразительные средства для украшения костюма.

        Воспитательная:

        • воспитывать в детях чувство восхищения красотой русской народной одежды;

        • воспитание патриотических чувств: гордости за русских мастеров, создавших неповторимое произведение архитектуры

        • воспитывать восприятие народного костюма как не просто одежда, а образная модель мира...

        Развивающая:

        Тип урока

        комбинированный

        Форма работы

        индивидуально-фронтальная.

        Планируемые образовательные результаты

        Личностные:

        • формировать эстетические потребности — потребности в общении с искусством, природой, в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

        • уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

        Метапредметные:

        • умение организовать место занятий;

        • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

        • формирование мировоззрения детей, возможность обретения самостоятельных устремлений в понимании мира вокруг, в обретении смысла жизни.

        • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,

        Предметные:

        • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценки произведений искусства.

        • овладеваем навыками работы в технике работы гуашью и акварелью, навыками изображения фигур в разном положении или портрета в русском костюме.

        Технологии

        Здоровьясбережения, поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, совместной поисковой деятельности, сотрудничество, информационно-коммуникативные, личностно-ориентационные

        Музыкальный ряд:

        Музыка для фона, русская народная. Русская народная песня «В низенькой светёлке»

        Литературный ряд:

        Стихи Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях.

        Материал:

        Лист А4, карандаш, краски гуашевые, кисть.

        Задание:

        Выполнение фигур человека в русской народной одежде, занятые трудом .

        Оборудование

        Проектор, компьютер,

        НДМ (наглядно-демонстративный материал)

        Репродукции картин Венецианова, Сурикова, Аргунова, К.Коровина, Константина Маковского, А. Шилова.

        Основные понятия

        Кокошник, сарафан, кичка, сорока. Понёва, лапти, черевики, сенокос, пашня, жать, скородить.

        «Красота человека. Женский образ».

        План урока:

        1. Организационный этап (2 минуты)

        2. Мотивация (2 минуты)

        3. Приобретение знаний. Просмотр презентации( 8 минут)

        4. Физкультминутка (1 мин)

        5. Переход к практической работе (3 минуты)

        6. Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут)

        7. Подведение итогов занятия (2 мин)

        8. Рефлексия учебной деятельности (2 мин).

        Ход урока

        1.Организационный этап (2 минуты). Создание положительного эмоционального настроя обучающихся. Вступительное слово учителя. Доброжелательный настрой учителя, приветствие учащихся, готовность к уроку. Приветствуют учителя, готовят рабочее место. Личн.УУД: самоорганизация. Метапредм. УУД: организация своего рабочего места.

        Регул. УУД: организация деят-ти на уроке, ученик учится определять цель своей работы.

        2. Мотивация (2 минуты). Определить тему и задачу урока. Создаётся проблемная ситуация. Показ слайда и наводящие вопросы. Посмотрев фото на фоне стихов, определите, как будет звучать тема сегодняшнего урока? Метапредм. УУД. Познав. УУД: выдвижение гипотез и их обоснование; умение выражать свои мысли. Коммун.УУД: аргументация своего мнения, учет разных мнений, диалог с учителем.

        Слайд 1. Главной целью в проведении урока является формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.

        Задаётся вопрос: - В этих произведениях раскрывается что? Ответом будет тема урока. Дети выдвигают свои версии.

        Примерные ответы для угадывания темы урока:

        - Женский образ

        Русская красавица.

        - Красота человека. Правильно. А точнее тема урока «Красота человека. Женский образ».

        Надо отдать дань глубокого уважения художникам, которые сумели в своих произведениях рассказать о красоте женщин, девочек, девушек. С давних времён бытует выражение « русская красавица».

        Чтение в учебнике со слов о женской красоте на стр. 35. Красота человека.

        3. Приобретение знаний (8 минут) Выделить главные и существенные признаки понятия, явления, обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого материала. Участие Братьев-Мастеров в создании художественного образа неродного русского костюма. Изучение материала в учебнике. Наблюдаем, сравниваем, анализируем. Помогает, контролирует и помогает анализировать рассматриваемые изображения картин художников «Образ русской женщины». Отвечают на вопросы, делают выводы: для чего? Зачем? С какой целью художники писали картины с изображением женщины? Просмотр слайдов Рассматриваем картины художников. Анализируем, сравниваем Коммун.УУД: аргументация своего мнения, учет разных мнений, диалог с учителем. Познавательные, развивающие технологии.

        Слад 2.

        Большое значение придавалось лицу как выражению души и характера.

        Заглянуть в лицо человека, значит заглянуть ему в душу. Аргунов Иван Петрович «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме». Читаем в учебнике стр.36. В женщине видели начало жизни. Она – мать всей природы, всего мира.

        В статности её движений, величии осанки сохранился древний образ праматери, которой поклонялись далёкие предки. Её понимали как заступницу, хозяйку дома, ценили её достоинство и душевную отзывчивость, теплоту.

        Как вы думаете, можно ли применить к этому милому лицу выражение «русская красавица»? А, если можно, то почему?

        - Художник здесь запечатлел доброту, скромность, приветливость.

        - Молодцы ребята, хорошо сказали об этом замечательном женском образе. Действительно, художник изобразил милый, добрый и привлекательный образ.

        Слайд 3. Благодаря картинам, выполненных русскими мастерами прошлых веков, мы узнаём как жили люди раньше до нашего времени, как они одевались. Венецианов Алексей Гаврилович. Образы крестьянок с орудиями труда в поле.

        Слайд 4. Венецианов А.Г. «На пашне. Весна». Вот ещё один женский образ, выполненный русским художником начала 19 века Венециановым. Женщина, одетая в русский костюм. Наступила весна. Крестьянка вышла на работу. Очень красиво всё кругом. Освещённая яркими лучами весеннего солнца крестьянка, словно сама весна шагает босиком по тёплой весенней земле. Природа словно любуется её красотой. Посмотрите, в чём одета крестьянка?

        - Белая рубашка, сарафан ярко-красный. Сарафан подвязан поясом с золотым шитьём. Красивый головной убор – кокошник.

        - Молодцы, знаете старинную женскую одежду.

        Что касается кокошника, он был закрытым даже со стороны затылка. В течении длительного времени у нас в России складывалась традиция, согласно которой замужние женщины должны были скрывать свои волосы. С открытой головой могли ходить только девушки. Поэтому сорвать головной убор у замужней женщины считалось оскорблением.

        Слайд 5. Картина «На жатве. Лето» еще один шедевр Алексея Гавриловича Венецианова, демонстрирующий многогранный талант выдающегося русского художника. Тема времен года объединяет это полотно с другой, не менее известной работой художника «На пашне. Весна». Малиновый сарафан жницы ярко выделяется на фоне золотистой ржи и неяркой зелени травы. Венецианов мастерски, используя цветовую палитру, создает картину жаркого летнего дня. Статичные горизонтальные линии: помост, на котором сидит крестьянка, поверхность ржи и уходящие к горизонту чередующиеся цветовые полосы усиливают впечатление погруженной в летнюю истому природы.

        Слайд 6 и 7. А теперь посмотрим ещё женские образы, выполненные русскими художниками. Василий Суриков «Русская красавица»; Константин Маковский «За прялкой», «Русская красавица».

        Слайд 8. На картине Константина Коровина «Северная идиллия» больше напоминает декорацию в театре. Здесь в картине изображён мощный контраст зеленого, красного и белого цветов. Это излюбленное в народе сочетание подчеркивает связь между национальным чувством красоты и природой. Фигуры нарядных девушек образуют выразительную группу на фоне “левитановского” пейзажа с пасмурным вечерним небом, низкорослыми северными деревцами. Поверхность травы на картине покрыта узорчатой сеткой ромашек. Пастушок играет на свирели, девушки погружены в звуки незатейливой задумчивой мелодии. Кажется, что и природа притихла, заслушавшись.

        Слайд 9. Присмотритесь. Что же изображено на этом слайде?

        Дети:

        - Фрагмент картины «Северная идиллия» точь в точь созвучна реальной сцене людей в ярких русских костюмах.

        Небольшой отдых. Физкультминутка.

        Слайд 10.

        Есть женщины в русских селеньях, С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях,

        С походкой, со взглядом цариц.

        Их разве слепой не заметит,

        А, зрячий, о них говорит:

        «Пройдет — словно солнце осветит!

        Посмотрит — рублем подарит!»

        Красавица, миру на диво,

        Румяна, стройна, высока,

        Во всякой одежде красива,

        Ко всякой работе ловка.

        Н. А. Некрасов.

        Слайд 11. Женские образы в русских народных костюмах.

        4.Физкультминутка (1 мин). Здоровьесберегающие технологии. Выполнение упражнений на движение. Учитель контролирует и помогает выполнению упражнений. Дети выполняют физические упражнения. Личн.УУД: самоорганизация Метапредм. УУД: организация выполнения упражнений на движение рук, головы, плеч….

        5. Переход к практической работе (3 минуты). Применение познавательных знаний для выполнения практического задания. Как будем изображать женский образ. Учитель показывает изображение фигуры человека в разных положениях сразу кистью. Внимание на пропорции. Метапр. УУД: осознанно и произвольно строят речевые высказывания

        Предм. УУД: рисуем фигуру человека сразу кистью и краской в разных положениях. Можно нарисовать карандашом, а за тем – в цвете. Но напоминаем : на карандаш – не нажимать. В процессе работы делает пояснение, что голова к подбородку уже, а форма головы напоминает форму яйца.. Шея статная, высокая – признак женской красоты. Затем показывает губы, глаза, нос. Учитель подводит учеников к тому, что красота ещё будет достигаться благодаря цвету. Сарафаны носили яркие, красные, это символ красоты. У нас в Воронежской области девушки носили сарафаны чёрного цвета. Цвет этот соответствовал цвету земли.

        Женщины же носили юбки в клетку - понёвы. Клетка – это участки земли, а полоски это дорожки между полями. А сверху рубашки и понёвы женщины носили запан. Одежда украшалась геометрическим узором: полоски, ромбики и др.

        6. Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут)

        Применение познавательных знаний и практических приобретённых ранее умений и навыков для выполнения практического задания. Практическая работа. Рисуем человека: женский образ в народной русской одежде, идущей справа налево, слева - направо и прямо. Учитель контролирует работу учеников. Создаём образ русской женщины. Личност. УУД: овладение приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда.

        Метапредм. УУД: овладение умением творческого видения с позиций художника, стремление к аккуратности, выразительной передачи образа женщины.

        Предм. УУД. Умеем видеть образ в создаваемых формах. Фантазируем, представляем и создаём.

        Слайд 12.Ребята. Только что вы были наблюдателями, а сейчас вам предстоит самим стать художниками и изобразить женский образ. Читаем задание на стр. 28 и 29.

        Рисунок выполняем сразу кистью и красками без предварительного рисунка карандашом.

        7. Подведение итогов занятия (2 мин). Анализируем работы. Прослушивают информацию учителя, дают оценку выполненной работе. Метапредм. УУД: осознанно и произвольно строят речевые высказывания. Коммуник.УУД: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий

        Регул. УУД: оценивают достигнутый результат.

        8. РЕФЛЕКСИЯ:

        Сегодня на уроке: мы узнали

        Открыли для себя,

        Научились выполнять, мы смогли, похвалить своих одноклассников и себя…

        А теперь оцените наш урок и нашу работу с помощью смайликов. Если вам понравился урок, поднимите смайлики с улыбкой жёлтого цвета. Если не понравилось, то подняли синего цвета.

        - Я вам желаю добра, любви и творческих удач!

        К следующему уроку принести пластилин, стеки, дощечку. Спасибо за работу на уроке.

        infourok.ru

        Урок по ИЗО на тему "Образ человека в искусстве, через сказочный женский портрет" (4 класс)

        Урок по ИЗО в 4г классе.

        (Хасанова Регина Ринатовна)

        Тема: Образ человека в искусстве, через сказочный женский портрет.

        Цели и задачи: познакомить учащихся с жанром портрета; показать роль искусства в понимании красоты женщины; учить определять средства выразительности настроения и чувства в искусстве; познакомить с творчеством М. В. Васнецова; показать отражение пропорций и мимики лица в портрете; развить воображение, творческую фантазию, графические навыки.

        Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

        Вид урока: урок-исследование

        Основные термины: портрет, мимика, пропорции, кокошник.

        Зрительный ряд: репродукции картин М. В. Васнецова «Аленушка», «Девушка с теленком»

        Оборудование: для учителя – методические таблицы, репродукции картин, презентация по теме; для учащихся – альбом, графические материалы.

        Ход урока:

        Урок начинается с прослушивания мелодии «В гостях у сказки».

        - Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех видеть на моем уроке. И надеюсь на наше тесное и творческое сотрудничество.

        - Мы сегодня с вами отправимся в удивительный мир «В мир сказки». Сейчас вспомним сказочных героев, только женского рода.

        - Золушка, Баба – яга, Красная шапочка, Аленушка …

        - Молодцы ребята, а давайте посмотрим внимательно на каждого персонажа и попробуем отгадать настроение. Ведь у каждого персонажа есть свой характер и свое настроение.

        Презентация сказочных героев.

        - Удивленное лицо – поднятая бровь;

        - Веселое лицо – подтянутые углы глаз и губ;

        - Сердитое, злое лицо – сдвинутые и слегка опущенные брови;

        - Хитрое лицо – припущенный глаз, поднятое над ним бровь, поднятый уголок губ.

        Дидактическая игра «Настроение и мимика»

        - Мы отгадали настроения наших сказочных героев, а сейчас я вам задам вопрос, ответ на него и есть сегодняшняя тема? Один из жанров живописи, графики, скульптуры, посвященный изображению определенного, конкретного лица человека?

        - Портрет.

        - Правильно, это портрет и тема сегодняшнего урока это «Образ человека в искусстве, через сказочный женский портрет».

        Все виды и жанры изобразительного искусства рассказывают о человеке. Главным объектом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств – словом, все богатство личности в различных его проявлениях.

        Основное качество портрета – сходство с оригиналом – обеспечивается прежде всего точным изображением внешнего облика человека. Однако одного внешнего сходства мало, так как подлинная глубина портрета заключается в раскрытии психологического мира человека. Наблюдательный глаз художника – портретиста в мимике лица, в выражении глаз, в жестах и позе, в манере одеваться, сидеть, в окружающей обстановке видит проявление тех или иных черт характера, привычек, настроений и чувств, то есть внутреннее состояние человека.

        Давайте рассмотрим репродукцию В. М. Васнецова «Аленушка» и ответим на вопросы:

        - Посмотрите на картину и скажите, какое впечатление создается у вас при первом взгляде на нее?

        - Опешите внешность Аленушки?

        - Что художник особенно выделил во внешности Аленушки?

        - Какими словами можно точнее охарактеризовать взгляд Аленушки?

        - Большое горе обрушилось на Аленушку. Как художник это показал?

        - Обратите внимание на выражение лица Аленушки. Каково ее душевное состояние?

        - Как с помощью цвета художник передал настроение этой картине?

        Цвет в картине имеет большое значение. Общий тон картины не яркий, в нем преобладают темно-зеленые и красно- коричневые цвета. Но мы еще видим светлую полоску гаснущей зари, розовые цвета на сарафане и голубую кофточку. Используя яркие, контрастные тона, художник усиливает впечатление печали и тоски.

        Не только по мимике мы можем охарактеризовать персонажа, но и по его окружению, позе и конечно же во что он одет.

        Физминутка: Шел король по лесу, по лесу,

        Нашел себе принцессу, принцессу.

        Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем.

        Еще разок попрыгаем, попрыгаем.

        И ручками похлопаем, похлопаем.

        И ножками потопаем, потопаем.

        Творческое задание:

        Перед тем как начнем рисовать давайте подумаем над вопросами?

        - На какого сказочного персонаже похожа ваша старшая сестра или мама?

        - Как бы они выгладили?

        Сегодня мы с вами пофантазируем.

        Портрет рисовать мы с вами уже учились, сейчас вспомним пропорции лица. Пропорции у всех людей одинаковы, но мы все особенные и не похожи друг на друга, у всех разная форма глаз, губ, уши…

        Первый этап: Лист располагаем вертикально.

        Лист делим по вертикали на две части.

        Рисуем форму яйца.

        Делим форму яйца на две части по горизонтали, это уровень глаз.

        Чертим линию чуть выше уровня глаза, это брови.

        Делим по горизонтали от бровей до подбородка, это уровень носа.

        Чуть ниже носа чертим линию, это уровень губ.

        От носа до бровей, это размер наших ушей.

        Уровень глаза делим на ровных 5 частей.

        Второй этап: рисуем брови, глаза, нос, подбородок, шею. Портрет готов. Вспоминаем индивидуальные черты сестры или мамы и заканчиваем портрет. Чтобы получился, сказочный герой добавляем детали. Это у нас корона, кокошник, платок, шляпа …

        Третий этап: выполняем в цвете.

        Итог урока:

        - Что такое портрет?

        - С каким художником мы познакомились, и как называется его картина?

        - Какими способами можно показать настроение человека?

        Выставка лучших работ учащихся.

        Уборка рабочих мест.

        infourok.ru


        Смотрите также