Открытый урок по изобразительному искусству в 5 классе «Жостовский поднос». Урок рисования 5 класс поднос


Открытый урок по изобразительному искусству в 5 классе «Жостовский поднос»

Министерства образования и науки Российской Федерации

Программы общеобразовательных учреждений

« Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством

Б.М. Неменского

Открытый урок по изобразительному искусству

в 5 классе

Тема: « Жостовский поднос»

Учитель ИЗО Абрамова Ольга Александровна

МОУ «Медико – биологический лицей» города Саратова

Учебник: Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс (2007). Учебник для общеобразовательных учреждений. (Школа Неменского)

Тип урока: Изучение нового материала, закрепление и проверка полученных учащимися знаний, умений, навыков по теме «Жостовский поднос», урок комбинированный с применением ИКТ.

Цели урока:

  1. Обучающая:

знакомить уч-ся с историей художественного промысла производства подносов Жостово , с разнообразием форм подносов и вариантами построения цветочных композиций, совершенствовать приёмы работы гуашью.

  1. Воспитательная:

воспитывать любовь и интерес к предмету, родной культуре, традициям, расширять круг представлений детей об искусстве и его связи с жизнью, углублять эстетические познания о народном искусстве;

3 . Развивающая

развивать творческую и познавательную активность уч-ся, фантазию, художественный вкус.

Оборудование урока:

Для учителя: репродукции и образцы декоративно – прикладного искусства, подносы Жостовские. Методические таблицы: « Этапы росписи подноса », «Виды цветочных композиций, слайды, фотоподборка цветов, презентация.

Для учащихся: художественные материалы – гуашь, кисти, бумага.

Музыкальный ряд: вариации на темы русских народных песен в исполнении ансамбля «Переправа».

Ход урока

  1. Организационный момент 2 мин.

  2. Повторение 5 мин.

  3. Сообщение новых знаний 15 мин.

  4. Практическая работа 20 мин.

  5. Подведение итога работы, выставка детских работ 3 мин.

Актуализация опорного материала:

1. Проверка готовности класса к уроку наличие бумаги, кисточек, красок.

2.Повторение в форме беседы.

.Подготовка к изучению нового материала.

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров.

Вопрос: Какие народные промыслы мы уже знаем?

Показ предметов декоративно прикладного искусства.( Городец, Хохлома, Дымка…)

Вопрос: Скажите, зачем нам в наш динамический век, век научно – технического прогресса, деревянные ложки, когда есть металлические? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество?

Ответ: Дело в том, что в этом выражается потребность людей к красоте . Нам хочется видеть вокруг себя рукотворные предметы декоративного искусства , в которых живёт естественность и поэтичность , праздничность. Некоторые промыслы имеют многовековую историю, другие возникли на наших глазах.

  1. Объяснение нового материала.

Рассказ о мастерах из Жостова. (презентация, слайд 2))

История Жостовского промысла насчитывает более 170 лет, с 1825 года, когда братья Вишняковы бывшие крепостные основали в деревне Жостово, недалеко от Москвы, мастерскую, где стали расписывать металлические подносы. Шли годы, производство росло, в русском декоративном искусстве был широко развит цветочный орнамент. Цветочные узоры украшали всевозможную одежду, ткани, ковры. Роспись подносов и явилась отражением этого интересного и своеобразного цветочного стиля.

Для изготовления подносов брали листовое железо, из которого ножницами выкраивали заготовки нужной формы. Затем форму придавал кузнец-коваль, сейчас это делает специальная машина. Затем поднос покрывается чёрным грунтом, просушивается; трижды покрывается чёрным лаком, шлифуют, затем поднос попадает в руки художника.(слайд 3)

На первых порах создавались сюжетные композиции. Но потом цветочная композиция вытиснила все другие сюжеты, т. к. увидели, что поднос это всё – таки не картина.

Ведь Московский поднос вошёл в жизнь, как поднос трактирный и уместнее были цветы.

В России очень любят пить чай. Его принято пить из самовара, кипящего прямо на столе.(слайд4)

Самовар обычно ставят на поднос. Подносы обычно бывают чёрного цвета, но могут быть и другие – зелёные, красные, синие, «под слоновую кость».

Но всё же Жостовский поднос живёт в нашем сознании, как поднос чёрный. Важное качество живописи характерное «свечение» цветов, как бы выплывающих навстречу зрителям из окружающей ночной глубины.

Обращаю внимание на композиционное решение: «Букет собранный»

«Букет враскидку»

«Венок»

«Ветка с угла»

Букеты бывают разными – тугими, плотными, разряжёнными. В центре крупные цветы, по бокам мелкие цветы и травы.(слайд 5)

Смотрим на фотоснимки цветов.(слайд 6,7)

Вопрос: Отчего же так любят люди цветы?

Ответ прост: они красивые. Но не только художники любят рисовать цветы, но и поэты слагают стихи о них.

« Я должен над цветами наклониться,

Не для того , чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать!»

Читают дети:

Одуванчик.

«Носит одуванчик

Жёлтый сарафанчик».

Астра.

«Астру с прямыми её лепестками,

С давних времён называют звездой.

В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевины, совсем золотой».

Колокольчик.

«Колокольчики мои, цветики степные,

Что глядите на меня, тёмно голубые».

Методическая таблица Игра « Ритм ». Работа на магнитной доске.

4. Работа вместе с учителем над последовательностью росписи цветка: розы, ромашки, мака.(слайд 8,9)

Цветочную роспись Жостовские мастера выполняют масляными красками и мягкими беличьими кистями.

1Первая стадия – подмалёвок. Широкой кистью набрасывают силуэт цветка.

2 Тенёжка - накладываем тени.

3 Прокладка - светлые места.

4 Бликовка - работаем белым цветом.

5 Чертёжка - завершающая тонкая, музыкальная линия.

6 Привязка – это изображение травки, написанной в просветах между цветами и

листьями.

7 Борта украшают ажурным орнаментом уборкой - ёлочка, ёлочка с метёлочкой, травка, рожочки, ленты.

Самостоятельная работа учащихся. Роспись цветочного узора.(слайд10,11,12 – звучит музыка).

В ходе урока указывать на общие ошибки учащихся. В конце урока проверка и оценка выполненных работ.

Творческое обсуждение работ. Подведение итогов.

Дополнительная литература: 1.

1.Некрасов М.А. Народное искусство России. – М., 1983

2. Основы народного и декоративно – прикладного искусства. Дорожин Ю.Г. Жостовский букет. Мозаика – синтез. 2005г.

3. Искусство Жостова. И. Богуславская, Б. Графов. Искусство

1979г.

4. Л.В. Шевчук. Дети и народное творчество. М. Просвещение. 2000г.

5. http://www.zhostovo.ru/news.htm

6. http://www.artvek.ru/dekor09.html

globuss24.ru

Открытый урок по изобразительному искусству в 5 классе «Жостовский поднос»

Министерства образования и науки Российской Федерации

Программы общеобразовательных учреждений

« Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством

Б.М. Неменского

Открытый урок по изобразительному искусству

в 5 классе

Тема: « Жостовский поднос»

Учитель ИЗО Абрамова Ольга Александровна

МОУ «Медико – биологический лицей» города Саратова

Учебник: Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс (2007). Учебник для общеобразовательных учреждений. (Школа Неменского)

Тип урока: Изучение нового материала, закрепление и проверка полученных учащимися знаний, умений, навыков по теме «Жостовский поднос», урок комбинированный с применением ИКТ.

Цели урока:

  1. Обучающая:

знакомить уч-ся с историей художественного промысла производства подносов Жостово , с разнообразием форм подносов и вариантами построения цветочных композиций, совершенствовать приёмы работы гуашью.

  1. Воспитательная:

воспитывать любовь и интерес к предмету, родной культуре, традициям, расширять круг представлений детей об искусстве и его связи с жизнью, углублять эстетические познания о народном искусстве;

3 . Развивающая

развивать творческую и познавательную активность уч-ся, фантазию, художественный вкус.

Оборудование урока:

Для учителя: репродукции и образцы декоративно – прикладного искусства, подносы Жостовские. Методические таблицы: « Этапы росписи подноса », «Виды цветочных композиций, слайды, фотоподборка цветов, презентация.

Для учащихся: художественные материалы – гуашь, кисти, бумага.

Музыкальный ряд: вариации на темы русских народных песен в исполнении ансамбля «Переправа».

Ход урока

  1. Организационный момент 2 мин.

  2. Повторение 5 мин.

  3. Сообщение новых знаний 15 мин.

  4. Практическая работа 20 мин.

  5. Подведение итога работы, выставка детских работ 3 мин.

Актуализация опорного материала:

1. Проверка готовности класса к уроку наличие бумаги, кисточек, красок.

2.Повторение в форме беседы.

.Подготовка к изучению нового материала.

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров.

Вопрос: Какие народные промыслы мы уже знаем?

Показ предметов декоративно прикладного искусства.( Городец, Хохлома, Дымка…)

Вопрос: Скажите, зачем нам в наш динамический век, век научно – технического прогресса, деревянные ложки, когда есть металлические? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество?

Ответ: Дело в том, что в этом выражается потребность людей к красоте . Нам хочется видеть вокруг себя рукотворные предметы декоративного искусства , в которых живёт естественность и поэтичность , праздничность. Некоторые промыслы имеют многовековую историю, другие возникли на наших глазах.

  1. Объяснение нового материала.

Рассказ о мастерах из Жостова. (презентация, слайд 2))

История Жостовского промысла насчитывает более 170 лет, с 1825 года, когда братья Вишняковы бывшие крепостные основали в деревне Жостово, недалеко от Москвы, мастерскую, где стали расписывать металлические подносы. Шли годы, производство росло, в русском декоративном искусстве был широко развит цветочный орнамент. Цветочные узоры украшали всевозможную одежду, ткани, ковры. Роспись подносов и явилась отражением этого интересного и своеобразного цветочного стиля.

Для изготовления подносов брали листовое железо, из которого ножницами выкраивали заготовки нужной формы. Затем форму придавал кузнец-коваль, сейчас это делает специальная машина. Затем поднос покрывается чёрным грунтом, просушивается; трижды покрывается чёрным лаком, шлифуют, затем поднос попадает в руки художника.(слайд 3)

На первых порах создавались сюжетные композиции. Но потом цветочная композиция вытиснила все другие сюжеты, т. к. увидели, что поднос это всё – таки не картина.

Ведь Московский поднос вошёл в жизнь, как поднос трактирный и уместнее были цветы.

В России очень любят пить чай. Его принято пить из самовара, кипящего прямо на столе.(слайд4)

Самовар обычно ставят на поднос. Подносы обычно бывают чёрного цвета, но могут быть и другие – зелёные, красные, синие, «под слоновую кость».

Но всё же Жостовский поднос живёт в нашем сознании, как поднос чёрный. Важное качество живописи характерное «свечение» цветов, как бы выплывающих навстречу зрителям из окружающей ночной глубины.

Обращаю внимание на композиционное решение: «Букет собранный»

«Букет враскидку»

«Венок»

«Ветка с угла»

Букеты бывают разными – тугими, плотными, разряжёнными. В центре крупные цветы, по бокам мелкие цветы и травы.(слайд 5)

Смотрим на фотоснимки цветов.(слайд 6,7)

Вопрос: Отчего же так любят люди цветы?

Ответ прост: они красивые. Но не только художники любят рисовать цветы, но и поэты слагают стихи о них.

« Я должен над цветами наклониться,

Не для того , чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать!»

Читают дети:

Одуванчик.

«Носит одуванчик

Жёлтый сарафанчик».

Астра.

«Астру с прямыми её лепестками,

С давних времён называют звездой.

В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевины, совсем золотой».

Колокольчик.

«Колокольчики мои, цветики степные,

Что глядите на меня, тёмно голубые».

Методическая таблица Игра « Ритм ». Работа на магнитной доске.

4. Работа вместе с учителем над последовательностью росписи цветка: розы, ромашки, мака.(слайд 8,9)

Цветочную роспись Жостовские мастера выполняют масляными красками и мягкими беличьими кистями.

1Первая стадия – подмалёвок. Широкой кистью набрасывают силуэт цветка.

2 Тенёжка - накладываем тени.

3 Прокладка - светлые места.

4 Бликовка - работаем белым цветом.

5 Чертёжка - завершающая тонкая, музыкальная линия.

6 Привязка – это изображение травки, написанной в просветах между цветами и

листьями.

7 Борта украшают ажурным орнаментом уборкой - ёлочка, ёлочка с метёлочкой, травка, рожочки, ленты.

Самостоятельная работа учащихся. Роспись цветочного узора.(слайд10,11,12 – звучит музыка).

В ходе урока указывать на общие ошибки учащихся. В конце урока проверка и оценка выполненных работ.

Творческое обсуждение работ. Подведение итогов.

Дополнительная литература: 1.

1.Некрасов М.А. Народное искусство России. – М., 1983

2. Основы народного и декоративно – прикладного искусства. Дорожин Ю.Г. Жостовский букет. Мозаика – синтез. 2005г.

3. Искусство Жостова. И. Богуславская, Б. Графов. Искусство

1979г.

4. Л.В. Шевчук. Дети и народное творчество. М. Просвещение. 2000г.

5. http://www.zhostovo.ru/news.htm

6. http://www.artvek.ru/dekor09.html

doc4web.ru

Открытый урок по ИЗО на тему "Жостово" (5 класс)

Урок по изобразительному искусству

Тема: «Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России – Жостово, показать принцип построения композиции, используя элементы росписи.

  2. Развивать творческую и познавательную активность учащихся, фантазию, художественный вкус.

  3. Воспитывать любовь и интерес к предмету, родной культуре, традициям, расширять круг представлений детей об искусстве и его связи с жизнью, углублять эстетические познания о народном искусстве.

Оборудование урока:

Для учителя: мультимедийное оборудование; презентация.

Для учащихся: художественные материалы – гуашь, кисти, бумага.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте. Садитесь.

Проверьте, пожалуйста, все ли материалы на месте?

  1. Повторение изученного материала.

Какие народные промыслы мы уже знаем? В чем их отличие?

Скажите, зачем нам в наш динамический век, век научно – технического прогресса, деревянные ложки, когда есть металлические? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество?

  1. Мотивационный момент. Определение темы урока. Постановка цели урока.

  2. Изучение нового материала

В нашей огромной стране очень много народных умельцев, которые создают изделия декоративно-прикладного искусства. Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Сегодня мы остановимся здесь и познакомимся с истоками и современным развитием народного промысла Жостово.

Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон.

Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Он вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.

Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше. Их изготавливали наряду со шкатулками и табакерками. В богатых домах встречались и металлические подносы, изготовленные на Урале и в Санкт-Петербурге. И вот в первой четверти XIX века в селе Жостово кто-то решил, что технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше можно перенести на железо: тот же грунт, тот же лак, те же масляные краски.

В 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. Вслед за ним открывались и другие мастерские. Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.

Самым распространенным видом Жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками.

В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала общепризнанная "царица садов и оранжерей" – роза, вокруг нее в эффектных ракурсах располагались георгины, маки, анютины глазки, колокольчики, ландыши и незабудки.

Много нового появляется в колорите, особенно в росписях на цветных фонах на поверхности подноса. Наряду с традиционным многоцветием можно встретить немало интересных тональных разработок: букеты в синей, голубой, зеленой гамме, изображение красных роз на красном фоне и т.д.

Под кистью жостовских мастеров такой бытовой предмет, как поднос, неизбежно приобретает высокие качества художественного произведения, радующего глаз яркими букетами цветов и спелыми фруктами, экзотическими птицами и бабочками, виртуозно написанными на блестящем черном или цветном фоне.

Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил. Посмотрите, как составляют букет на подносе.

Этапы и приёмы росписи.

Замалёвок – разбавленной краской художник наносит силуэты цветов и листьев.

Тенёжка – Художник наносит цветные тени, появляется объём.

Бликовка – Наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым.

Чертёжка – при помощи тонкой кисти художник рисует прожилки на листочках, «семенца» в центре цветов.

Привязка – при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое.

  1. Практическая работа

Инструктаж к самостоятельной работе

image_id506w0h0_Russian_Zhostovo_Metal_Tray_BLUE119_enl4y02

Самостоятельная работа учащихся. Роспись цветочного узора.( звучит музыка). Проводить индивидуальную работу, делать методические указания

  1. Итог урока

Что интересного и нового вы сегодня узнали?

Какие предметы создают Жостовские умельцы? Что особенного в творчестве мастеров из Жостово?

Действительно, много у нас в России талантливых мастеров. Мастера радуют нас своими изделиями, дарят людям красоту. Труд и талант народных умельцев придает величие нашему Российскому государству. Мы должны гордиться тем, что у нас есть такие мастера, которые поддерживают традиции своих предков, традиции народных промыслов России.

infourok.ru

Открытый урок изобразительного искусства в 5 классе

МБОУ «Графовская СОШ»

Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла.

5 класс

Подготовил учитель ИЗО Сурженко И.В.

2016 г.

Конспект открытого урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского.

Тема урока: Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла.

Цель урока: Формирование художественной культуры обучающихся через знакомство с жостовской росписью.

Задачи урока:

Обучающие: формирование образовательной среды через знакомство учащихся с русским народным промыслом Жостово.

Развивающие: развитие творческого воображения учащихся средствами мультимедийного восприятия;

Воспитывающие: воспитание эстетического вкуса на основе знакомства с русским народным промыслом Жостово.

Оборудование

  • для обучающихся: листы бумаги, гуашь, кисти, баночка с водой;

  • для учителя: проектор, компьютер, презентация к уроку, кроссворд, предметные картинки с изображением народных промыслов.

Задание: поднос из бумаги в смешанной технике живопись с аппликацией.

Зрительный ряд: иллюстрации жостовских подносов.

Литературный ряд: сказка о жостовской росписи, стихотворение о жостовской росписи.

Музыкальный ряд: «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, русские народные мелодии.

Ход урока:

Этап урока

Результат

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (1 мин.)

Создание эмоционального настроя.

Самооценка готовности к уроку.

- Встали ровно, прозвенел звонок.

Начинаем наш урок.

- Ребята, давайте возьмём друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.

- Садитесь.

- Проверка готовности класса к уроку.

- Перед началом работы прошу своих художников проверить готовность: лист бумаги, краски, кисти, вода, влажные салфетки.

Настрой на урок.

Самооценка готовности к уроку.

Регулятивные (правильность выбора учебных принадлежностей).

II.Целеполагание

(3 мин.)

Определение цели урока.

- Вот кисти  на столе,

А вот  альбом

Не хочется играть сегодня в прятки

И мы плывем в волшебную страну

Страну народных промыслов прекрасных.

Что такое промыслы?

Сколько нового и интересного мы узнали  и узнаем на уроках изобразительного искусства. Наша волшебная кисть помогает творить чудеса, знакомит нас с новым и интересным.

- Куда приведет нас дорога?

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд отгадать.

1. По белому полю узоры плывут.

    О росписи важной они пропоют.

                          (гжель)

2. Посмотрите на стенд:

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный

У большого индюка все расписаны бока.

                       (роспись)

3. Откуда следующий герой?        

Как он называется?

         (свистулька)

4.  Ростом разные подружки

Не похожи друг на дружку

Все они сидят в друг дружку,

А всего одна игрушка.

         (матрёшка)

5. Конь и птица – вот герои

    Росписи на дереве.

    Отгадай-ка поскорей    

    Что это за роспись.

                        (городец)

6. Все эти знаки не простые

Кружочки, крестики и волны

Они несут особый смысл

И их всех  …… зовут        (символом)

7. Вот так диво, что за диво

    Вспыхнет золотом  игриво

    Пламенный плывет узор

    Лепестков, цветов ковёр

    Догадайся  поскорей,

    Что за диво пред тобой.

                (хохлома)

- Отгадайте ключевое слово кроссворда, и вы узнаете, куда мы сегодня отправимся в путешествие.

- Верно. Наш путь лежит в село Жостово, где мастера расписывают металлические подносы. Мы познакомимся с историей возникновения промысла и попробуем себя в роли жостовских мастеров.

- Это возможность заработать деньги. Он включает использование природных материалов, из которых и создаются промыслы Хохломы, Гжели, Городца….

Отгадывают загадки.

Жостово.

Познавательные (развитие способности смыслового восприятия текста).

Коммуникативные (умение задавать и отвечать на поставленные вопросы).

Регулятивные (в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи).

III.Введение в тему урока ( 3 мин.)

Проявление интереса к теме.

- Вся земля наша – земля мастеров. Все может человек; превратить дерево в терем расписной, камень – в украшение или в шкатулку, глину – в игрушки забавные или посуду, железо – в подносы, красоты невиданной.Послушайте - ка, какую я вам расскажу сказку:

Жил да был на свете старый мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо. Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один с северной стороны, другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные.

Да, ребята, вот это цветок – огонь, а другой цветок – снежинка. Посадил их мастер, у себя дома. Но не знал мастер, что они волшебные. В первый же вечер, как только уснул мастер, а месяц вышел из-за тучи и коснулся цветов серебряным светом, превратились цветы в красивых девиц-мастериц на все руки. Пока старый мастер спал, красны девицы расписали все подносы. А под утро снова в цветы превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился. Кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села.Как взмахнул цветок – огонь, своей шапочкой - разлетелись в разные стороны искры и тут же превратились в цветы и узоры красоты невиданной.Второй цветок взмахнул своей шапочкой – разлетелись вокруг серебряные нити, переплелись в сине-голубые цветы, как на ковре.

Цветы сотворили чудо, да и разлетелись в разные стороны? Один на север, другой на юг, а о них осталась память.

- Какие цветы вы здесь узнали? 

- Цветы садов и лугов. Цветы матушки природы. Сегодня, ребята, мы еще раз полюбуемся и вспомним, что такие красивые подносы изготовляют в деревне, которая называется?

- Сейчас мы узнаем историю возникновения данного промысла.

- После рассказа нам нужно заполнить таблицу.

- Дополнительная информация «История возникновение металла»

- Дополнительную информацию прочитайте самостоятельно. Листочки лежат у вас на столе.

Металл появился в 30-х годах XIX века. После войны 1812 года многие генералы начали строить дачи в Москве и Подмосковье и крыли их уральским железом. Наладились постоянные поставки железа из Нижнего Тагила. Оттуда стали приходить и готовые изделия, в том числе металлические подносы ручной ковки с заводов Демидова. Жостово и окрестные села издавна славились кузнецами, многие из них работали при монастырях, ковали церковную утварь - светильники, оклады для икон. Поэтому им легко было перенять опыт.

- А сейчас заполним таблицу.

Название

Жостовская роспись

Месторасположение

Московская область

С. Жостово

Предмет

Подносы

Материал

Железо

Узоры

Цветы, фрукты, листья

Цвета

все

Композиция

Букет, веночек, уголок, корзинка.

- Раньше этим промыслом занимались мужчины.

-Как Вы думаете почему?

Кузнец из листового железа, ножницами выкраивал листы нужной формы и размеров. Нарезанное железо выбивал деревянным молотком на чугунной плите, соответствующей форме и размеру будущего подноса.

Бортик также требовал от кузнеца внимания, выбивался зубилом и мог быть «простым» или волнистым – «крылатым».

Современное дополнение: В настоящее время процесс изготовления стальных листов-заготовок для подносов (толщиной до 1 мм), конечно же, механизирован: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, а затем на мощном прессе ей придают одну из 30 принятых на фабрике форм. Но эксклюзивные авторские подносы изготавливаются мастером-ковалем на чугунной форме до сих пор. И расписываются они не так, как штампованные, да и стоят соответственно.

- Розы, георгины. Пионы и нарциссы. Ирис, тюльпан, василек. Анютины глазки, ромашку, мак, лилию. Цветы яблони, колокольчика.

- Жостово.

1 ученик - Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.

Жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод , птиц. Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.

2 ученик - Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.

Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше.

Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала на благодатную почву. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов.

Дети читают информацию.

Заполняют таблицы по группам.

Отвечают на вопросы.

Познавательные (развитие способности смыслового восприятия текста).

Личностные (развитие эстетических чувств).

Познавательные (развитие способности смыслового восприятия текста).

Коммуникативные (умение задавать и отвечать на поставленные вопросы).

IV.Демонстрация последовательности работы (5 мин.)

Правильность выполнения задания обучающимися.

Жостовские подносы вносят в наш дом праздничность. Этот промысел знаменит на весь мир. Немало надо потрудиться мастеру, чтобы так изящно расписать поднос. Существуют специальные этапы росписи подносов.

Сначала поднос грунтуют, покрывают лаком черного или белого, красного, зелено, синего, желтого цвета;

Замалевка – нанесение силуэта цветов и листьев;

Тенежка – полупрозрачными красками наносятся тени, чтобы придать цветам объем;

Прокладка – высветляются основные листочки;

Бликовка – создание настроения;

Чертежка – тонкой кистью рисуются прожилки и края листочков, семена в центре цветка;

Привязка – тонкой кистью рисуются стебельки, травинки, усики;

Уборка – украшение орнамент по краю подноса геометрическими и растительными узорами.

На последнем этапе работы мастер покрывает поднос лаком, поэтому поверхность как будто зеркальная.

Познавательные (развитие способности смыслового восприятия текста).

V.Физминутка.

(1 мин.)

Наши алые цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

Медленно разгибают пальцы из кулачков. Покачивание кистями рук вправо-влево. Медленное сжимание пальцев в кулаки. Покачивание кулачков вперед-назад.

VI.Самостоятельная работа обучающихся (14 мин.)

Применение новых знаний.

-

Под русские народные мелодии дети самостоятельно выполняют работу.

Регулятивные (работа по образцу).

Личностные (составление своего узора).

VII.Рефлексия (подведение итогов урока) (4 мин.)

Оценка результатов деятельности обучающихся на уроке.

Продолжите предложение:

- Жостовская роспись возникла в селе….., надалеко от ……

- Мастера жостовской росписи расписывали (что?)….

- На жостовских подносах мы можем встретить изображения….

- В жостовской росписи используют следующие цвета….

-Композиция на подносе может быть в форме …

В ярких Жостовских подносах

Сказка расцвела.

Розы, маки, словно в косы

Сказка в них вплела.

Потрудились, постарались

В нашей мастерской.

Все работы просто чудо!

Сделаны с душой.

- Скажите, одинаковые ли у нас получились подносы?

- Почему?

- Что узнали нового?

- Чему научились на уроке?

Выставка групповых работ обучающихся.

Коммуникативные (умение выражать свои мысли).

Личностные (ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы).

VIII. Завершение урока.

Прощание с классом.

Велика Россия наша и талантлив наш народ!

Об искусниках – умельцах, на весь мир молва идет!

Вот настал момент прощанья, будет кратка наша речь

Говорим мы:

До свиданья!

До счастливых новых встреч!

Регулятивные.

infourok.ru

Открытый урок по изобразительному искусству в 5 классе «Жостовский поднос»

Министерства образования и науки Российской Федерации

Программы общеобразовательных учреждений

« Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством

Б.М. Неменского

Открытый урок по изобразительному искусству

в 5 классе

Тема: « Жостовский поднос»

Учитель ИЗО Абрамова Ольга Александровна

МОУ «Медико – биологический лицей» города Саратова

Учебник: Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс (2007). Учебник для общеобразовательных учреждений. (Школа Неменского)

Тип урока: Изучение нового материала, закрепление и проверка полученных учащимися знаний, умений, навыков по теме «Жостовский поднос», урок комбинированный с применением ИКТ.

Цели урока:

  1. Обучающая:

знакомить уч-ся с историей художественного промысла производства подносов Жостово , с разнообразием форм подносов и вариантами построения цветочных композиций, совершенствовать приёмы работы гуашью.

  1. Воспитательная:

воспитывать любовь и интерес к предмету, родной культуре, традициям, расширять круг представлений детей об искусстве и его связи с жизнью, углублять эстетические познания о народном искусстве;

3 . Развивающая

развивать творческую и познавательную активность уч-ся, фантазию, художественный вкус.

Оборудование урока:

Для учителя: репродукции и образцы декоративно – прикладного искусства, подносы Жостовские. Методические таблицы: « Этапы росписи подноса », «Виды цветочных композиций, слайды, фотоподборка цветов, презентация.

Для учащихся: художественные материалы – гуашь, кисти, бумага.

Музыкальный ряд: вариации на темы русских народных песен в исполнении ансамбля «Переправа».

Ход урока

  1. Организационный момент 2 мин.

  2. Повторение 5 мин.

  3. Сообщение новых знаний 15 мин.

  4. Практическая работа 20 мин.

  5. Подведение итога работы, выставка детских работ 3 мин.

Актуализация опорного материала:

1. Проверка готовности класса к уроку наличие бумаги, кисточек, красок.

2.Повторение в форме беседы.

.Подготовка к изучению нового материала.

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров.

Вопрос: Какие народные промыслы мы уже знаем?

Показ предметов декоративно прикладного искусства.( Городец, Хохлома, Дымка…)

Вопрос: Скажите, зачем нам в наш динамический век, век научно – технического прогресса, деревянные ложки, когда есть металлические? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество?

Ответ: Дело в том, что в этом выражается потребность людей к красоте . Нам хочется видеть вокруг себя рукотворные предметы декоративного искусства , в которых живёт естественность и поэтичность , праздничность. Некоторые промыслы имеют многовековую историю, другие возникли на наших глазах.

  1. Объяснение нового материала.

Рассказ о мастерах из Жостова. (презентация, слайд 2))

История Жостовского промысла насчитывает более 170 лет, с 1825 года, когда братья Вишняковы бывшие крепостные основали в деревне Жостово, недалеко от Москвы, мастерскую, где стали расписывать металлические подносы. Шли годы, производство росло, в русском декоративном искусстве был широко развит цветочный орнамент. Цветочные узоры украшали всевозможную одежду, ткани, ковры. Роспись подносов и явилась отражением этого интересного и своеобразного цветочного стиля.

Для изготовления подносов брали листовое железо, из которого ножницами выкраивали заготовки нужной формы. Затем форму придавал кузнец-коваль, сейчас это делает специальная машина. Затем поднос покрывается чёрным грунтом, просушивается; трижды покрывается чёрным лаком, шлифуют, затем поднос попадает в руки художника.(слайд 3)

На первых порах создавались сюжетные композиции. Но потом цветочная композиция вытиснила все другие сюжеты, т. к. увидели, что поднос это всё – таки не картина.

Ведь Московский поднос вошёл в жизнь, как поднос трактирный и уместнее были цветы.

В России очень любят пить чай. Его принято пить из самовара, кипящего прямо на столе.(слайд4)

Самовар обычно ставят на поднос. Подносы обычно бывают чёрного цвета, но могут быть и другие – зелёные, красные, синие, «под слоновую кость».

Но всё же Жостовский поднос живёт в нашем сознании, как поднос чёрный. Важное качество живописи характерное «свечение» цветов, как бы выплывающих навстречу зрителям из окружающей ночной глубины.

Обращаю внимание на композиционное решение: «Букет собранный»

«Букет враскидку»

«Венок»

«Ветка с угла»

Букеты бывают разными – тугими, плотными, разряжёнными. В центре крупные цветы, по бокам мелкие цветы и травы.(слайд 5)

Смотрим на фотоснимки цветов.(слайд 6,7)

Вопрос: Отчего же так любят люди цветы?

Ответ прост: они красивые. Но не только художники любят рисовать цветы, но и поэты слагают стихи о них.

« Я должен над цветами наклониться,

Не для того , чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать!»

Читают дети:

Одуванчик.

«Носит одуванчик

Жёлтый сарафанчик».

Астра.

«Астру с прямыми её лепестками,

С давних времён называют звездой.

В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевины, совсем золотой».

Колокольчик.

«Колокольчики мои, цветики степные,

Что глядите на меня, тёмно голубые».

Методическая таблица Игра « Ритм ». Работа на магнитной доске.

4. Работа вместе с учителем над последовательностью росписи цветка: розы, ромашки, мака.(слайд 8,9)

Цветочную роспись Жостовские мастера выполняют масляными красками и мягкими беличьими кистями.

1Первая стадия – подмалёвок. Широкой кистью набрасывают силуэт цветка.

2 Тенёжка — накладываем тени.

3 Прокладка — светлые места.

4 Бликовка — работаем белым цветом.

5 Чертёжка — завершающая тонкая, музыкальная линия.

6 Привязка – это изображение травки, написанной в просветах между цветами и

листьями.

7 Борта украшают ажурным орнаментом уборкой — ёлочка, ёлочка с метёлочкой, травка, рожочки, ленты.

Самостоятельная работа учащихся. Роспись цветочного узора.(слайд10,11,12 – звучит музыка).

В ходе урока указывать на общие ошибки учащихся. В конце урока проверка и оценка выполненных работ.

Творческое обсуждение работ. Подведение итогов.

Дополнительная литература: 1.

1.Некрасов М.А. Народное искусство России. – М., 1983

2. Основы народного и декоративно – прикладного искусства. Дорожин Ю.Г. Жостовский букет. Мозаика – синтез. 2005г.

3. Искусство Жостова. И. Богуславская, Б. Графов. Искусство

1979г.

4. Л.В. Шевчук. Дети и народное творчество. М. Просвещение. 2000г.

5. https://www.zhostovo.ru/news.htm

6. https://www.artvek.ru/dekor09.html

www.alllessons.ru

Урок по ИЗО в 5 классе "Цветы на подносе"

Эстетическое воспитание учащихся, развитие творческих способностей на уроке изобразительного искусства в 5 классе.

Тема урока «ЦВЕТЫ НА ПОДНОСЕ».

Цель урока: научить учащихся навыкам в освоении этапов и приемов Жостовской росписи, помочь детям через обучение прикладному искусству, путём создания условий и предпосылок духовно – нравственной мотивации, прийти к познанию культуры своего народа, развить творческий потенциал личности, способной адаптироваться в современных социально – экономических условиях.

Задачи:

  • формировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как части культуры народа;

  • раскрывать истоки народного творчества и их роль в жизни общества;

  • изучать историю развития жостовского промысла;

  • развивать заинтересованность в освоении этапов жостовской росписи;

  • развивать творческую художественную деятельность и индивидуальные способности учащихся, через приобщение детей к народным промыслам;

  • осваивать приемы работы жостовских мастеров;

  • учиться соблюдать единство формы и декора;

  • воспитывать художественный вкус, общечеловеческую культуру, патриотизм, любовь к Родине.

Оборудование:

ТСО: Компьютер, ДВД.

Наглядные пособия:

  1. Презентация «Жостовские букеты».

  2. Жостовские подносы.

  3. Репродукции с работами Жостовских мастеров.

  4. Карточки – проспекты: «Секреты жостовских художниц» (для каждого).

  5. Детские работы на тему «Жостовские чудеса».

  6. Публикация, подготовленная детьми к уроку на тему «У истоков мастерства».

План урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой класса к участию в работе.

Учитель:

Закрылся глаз нарцисса утром рано.Раскрылась роза и бутон тюльпана.Садовник в это утро встал чуть свет. Сложил он из цветов невиданный букет.

- Как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

«Цветы на подносе» - тема нашего сегодняшнего урока.

- А почему писателей и художников привлекают цветы? Цветы - сама жизнь. Они символ надежды, любви и воспоминаний.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Во мраке и стуже лежала когда-то Мать-земля – нигде не было ни тепла, ни света. И сказал однажды Ярило – бог солнца: «Посмотрим сквозь тьму, хороша ль Земля наша». Он пронзил взором своим слои мрака, что лежали над спавшей Землей. И засветило красное солнце, и проснулась земля, и нежилась, и пила щедрые солнечные лучи. И молвил тогда Ярило: «Ох, ты Мать Земля! Полюби меня бога светлого. За любовь твою я украшу тебя серебряными озерами, реками полноводными. Травами разноцветными, цветами алыми, белыми, лазоревыми…» И с тех пор цветы сопровождают человека от рождения и до его смерти. Может поэтому, похожи они на людей.

- А чем?

Учитель: Волшебное царство флоры.

Ученик:

  • Цветам, которыми Флора украшала землю, были рады все. И только одна Ночь не радовалась – бродила она, окутав черной вуалью голову, одиноко и печально. И сжалилась Флора, и подарила Ночи алые маки.

  • И с тех пор зацветают они на расцвете, и кажется, будто в поле порхают легкие мотыльки, и вот-вот вся эта алая стая поднимется с места и улетит в голубую высь.

  • Буду черные грядки холить,

Ключевою водой поливать;

Полевые цветы на воле,

Их не надо трогать и рвать…

И, как волны приносят на сушу

То, что сами на смерть обрекли,

Принесу покаянную душу

И цветы из русской земли.

(А. Ахматова.)

Учитель: На земле тысячи, десятки тысяч цветов – и у каждого цветка свое назначение. Свой характер.

  • Ученик: Ирисы – удивительные цветы с бархатными, нежными лепестками, красивые, стройные, словно радуга.

  • Похитил на Олимпе Прометей небесный огонь и подарил его людям. И вспыхнула на земле дивная радуга. Уже и закат отгорел, день угас, а радуга – та светилась над миром. А утром, когда вернулось солнце на небо, там, где горела радуга, расцвели Ирисы. Все личико Ириса – сама доверчивость и по-детски непосредственное удивление.

  • Посмотрите, какие длинные ресницы – лепестки. Словно глаза! А удивляет цветок небо! В него он смотрится. Им живет!

  • Небесные голубые черты! Символ солнца, жизни, добра.

Учитель: Цветы - это целый мир, мир со своим характером, настроением, вовлекающий нас в свое пространство.

Ученик:

  • Жил когда-то на земле прекрасный юноша. А был он сыном небесного бога. Ослепительно красив, сам он не любил никого. Богиня Немезида – богиня возмездия - наказала самовлюбленного юношу. Отправившись весной на охоту, подошел Нарцисс к горной реке, наклонился к зеркальной воде, увидел себя и не смог оторваться от своего отражения: так очарован был самим собой. Весна сменилась летом, осенью, зимой. А юноша все стоял, забыв о еде, питье и сне. Но постепенно покинули его силы, побледнел он и зачах.

  • И цветёт с тех пор у воды желтая звездочка на стройной ножке, склонившись на бок, будто смотрит на свое отражение в воде и грустит, печалится, что столь короткий у неё век.

Учитель: Чудо природы. Только в цветах живут волшебные существа Эльфы, и только там, в маленьком тюльпане, могла родиться прелестная крошка Дюймовочка.

  • Совершенство форм, игра света и тени, разнообразие красок. От ярких, зовущих до тающих. Они прекрасны, но недолговечны, они живут почти мгновенье, и многие вянут сразу, же после того, как их сорвали.

  • Продлить цветение, остановить прекрасный миг расцвета, заставить изменчивую красоту постоянно сопровождать человека – задача мастеров Жостова и наша с вами сегодня на уроке.

Недалеко от Москвы, среди широких раздолий русской равнины, в очень живописном месте раскинулось село Жостово. В 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл здесь свою мастерскую. Там и появились изображения цветов на подносах. До сих пор льются они из-под кисти мастера и ложатся в неповторимые букеты. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы. Пышные розы, георгины, пионы, трогательные нарциссы, ирисы тюльпаны и васильки, многоликие анютины глазки, ромашки, маки, лилии, трепещущая яблоня и звенящий колокольчик нежно уложены мастерами-художниками в букет.

  • Собранные в плотные букеты или свободные «букеты в раскидку», поставленные в кувшин, вазу или корзину, разложенные венком или полувенком на подносе, написанные с углов.

Каких только подносов не изготавливали мастера! Трактирные достигали размеров стола, а маленькие «закусочные» - не больше тарелки. Форма у них была самой разнообразной. И красовались огромные букеты в окружении свежей листвы на круглом, прямоугольном, овальном, сложном и многогранном: гитарном, крылатом, фигурном подносах.

Эти цветы никогда не превращались в «портрет цветов», хотя мы и узнаем в розе с подноса – розу, в трепещущем васильке – василек.

- Что делает мастер с цветами и плодами? (ответы: стилизует, декорирует – значит украшает.)

Жостовские живописцы пишут букеты удивительно быстро, даже с лихостью. Опытный мастер за один день расписывает до 10 подносов.

Техника жостовской росписи не проста и чаще всего делится на шесть этапов.

- С какими мы уже знакомы? (ответы: замалевок, тенежка, прокладка).

III. Работа над темой урока.

Учитель:

Четвертый этап росписи: «БЛИКОВКА»,

  • Наложение бликов выявляет свет и объем – это следующий этап росписи.

  • Букет кажется освещённым множеством независимых источников света.

  • Бликовка создаёт настроение и колорит. Блики подчеркивают форму растений.

  • Мастера называют бликовку «эффектом павлиного пера» - ложится она красиво, как перья. (показ на доске учителем последовательности работы над бликовкой).

Заключительная часть работы над букетом – «ЧЕРТИЛКА».

  • При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень замечательные штрихи – рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов. (работа учителя на доске).

Завершающий этап росписи: «ПРИВЯЗКА».

  • Готовый букет как бы вживляют в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

  • Для этого существует у мастера особая «привязочная» кисть, самая тонкая №1.

  • Помните: привязкой можно слишком увлечься, как говорят мастера, «загрузить композицию», «замусорить травкой».

  • Привязка и чертилка – очень похожи и часто делаются вместе и составляют заключительную часть работы. (работа учителя на доске).

- Так какие три этапа помогают мастеру завершить работу над букетом?

Но это еще не все! После этого подносы попадают в руки к мастерам – «уборочникам». Несмотря на то, что главным в жостовском промысле является роспись, «уборку» подноса можно поставить в один ряд со всеми основными этапами росписи. Украшение бортика подноса составляют из геометрических и растительных узоров.

Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин.

- Так какие же шесть жостовских приемов, взявшись за руки, хороводом вяжут жостовский букет? (замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертилка, привязка).

Все эти приемы меняются под руками разных мастеров, не всегда точно соблюдаются, некоторые совмещаются, другие пропускаются. Все зависит от фантазии мастера.

Только так рождаются неувядающие букеты на жостовских подносах, частица души мастера. - Из каких цветов вы хотели бы собрать свой букет? (ответы детей).

Так берите в руки кисти и пусть на ваших листах появятся свои букеты, частица вашей души, но помните о приемах жостовской росписи.

Удачи в работе! (Все работают).

IV. Итог урока. Выставка и обсуждение работ.

Учитель:

- Так чему мы научились сегодня на уроке? (Дети отвечаю, что коме приемов жостовской росписи, любить, беречь, ценить, соприкасаться, радоваться, уважать, мечтать и т.д.).

Учитель:

«Научить человека мечтать. Это великое качество, ибо истина не познается расчетами, лишь язык сердца знает, где живет великая Правда, которая несмотря ни на что, ведет человека к восхождению…»

Н.К. Рерих.

В качестве подведения итогов учащиеся заполняют дневник самовоспитания, внося в него качества, которые необходимо воспитывать в себе, и которые нужно изживать

Таблица 1. Что я должен (на) и не должен (на) в жизни делать

Должен (на)

не должен (на)

Любить историю родной страны;

Уважать людей, создающих красоту;

Стремиться к творчеству;

Быть самостоятельным, доброжелательным и др.

быть высокомерным;

быть грубым;

быть эгоистичным;

неуважительным и др.

globuss24.ru

Конспект урока на тему "Гжель" по ИЗО для 5 класса

УРОК ИЗО ДЛЯ 5 КЛАССА « ГЖЕЛЬ - СКАЗОЧНАЯ СОВРЕМЕННОСТЬ»

Цели урока

  1. Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

  2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи. Совершенствовать навыки работы с красками.

  3. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

  4. Провести связь между современным искусством и народными традициями.

hello_html_75f347a4.gif

Оборудование для учащихся

  • лекало в виде тарелки (раздает учитель)

  • гуашь

  • кисти

  • баночка для воды

  • лист бумаги

  • салфетка

  • простой карандаш

  • ластик

hello_html_75f347a4.gif

Оборудование для учителя рисования

  • предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.), открытки, репродукции

  • проектор

  • плакат «Гжель»

  • презентации «Гжель»

  • фольклорная музыка.

  • Магниты для доски.

hello_html_75f347a4.gif

План урока (45 мин.)

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 2-3 мин.

  2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией ролика о гжельской росписи. 11 минут.

  3. Практическая часть. Самостоятельная роспись тарелки под демонстрацию презентации и слушание народной музыки. 20-25 мин.

  4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

hello_html_75f347a4.gif

Ход урока

Запись на доске: Гжель – сказочная современность.

Учитель: Сегодня, ребята, наш урок посвящен «Гжели». И мы с вами погрузимся в этот старинный сказочный мир и узнаем может ли гжельская роспись найти место в современности, для этого я предлагаю вам посмотреть видео.

Ссылка на видео.. https://www.youtube.com/watch?v=GVrSz274Da4

Учитель: А сейчас мы с вами тоже почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Возьмем заготовленные лекала, обведем их и начнем расписывать наши тарелки, поэтапно. Согласно презентации. рассматривая изображения.

А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.

Ссылки на музыкальные файлы..

"Кольцо души-девицы" (1,13 Мб)

"Ах, не лист осенний" (1,38 Мб)

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце урока устраивается выставка. Работы крепятся на доске с помощью магнитов.

Учитель: Потрудились мы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Молодцы!

infourok.ru


Смотрите также