Урок изобразительного искусства по теме "Пятно как средство выражения". 6-й класс. Урок рисования 6 класс техника пятно черным карандашом


Конспект урока по ИЗО "Техника цветных карандашей" 6 класс

Здесь Вы можете скачать Конспект урока по ИЗО "Техника цветных карандашей" 6 класс для предмета : Изо. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Техника цветных карандашей

(6 класс)

Тип урока: применение знаний, умений и навыков.

Цели урока:

  • Расширить представление учащихся о технике цветных карандашей.

  • Сформировать навыки использования трех первичных цветов и черного в создании графического рисунка.

  • Развивать цветовое восприятие у учащихся, умение смешивания цветов.

Методы обучения: диалогический, репродуктивный, эвристический.

Приёмы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.

Приёмы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение самостоятельной работы.

Форма работы: индивидуальная.

Задание: изобразить на выбор портрет, пейзаж, натюрморт или животное.

Материалы: цветные карандаши, бумага.

Зрительный ряд: педагогические рисунки, иллюстрации из книг, репродукции с изображением рисунков в технике цветных карандашей.

Ход урока

I. Организационная часть.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

II. Актуализация опорных знаний.

III. Введение нового материала.

Учитель. Цветные карандаши знает каждый, потому что в нашу жизнь они приходят рано. Трудно представить, что кто-нибудь из вас не рисовал ими. Но постепенно этот материал уступает место краскам. А зря.

Цветными карандашами работали многие выдающиеся мастера, достаточно назвать Ф. Малявина, Б. Кустодиева, А. Пластова. И в наше время есть сторонники этой графической техники.

Цветные карандаши способны не только дать эффект своеобразных цветовых сочетаний, но и передавать объем, материал, пространство, состояние. Ими можно достичь неповторимо живописного звучания рисунка.

Британский художник и гравер Дэвид Хокни, известный своими офортами, портретами и иллюстрациями, часто использовал цветные карандаши в небольших работах и набросках для будущих работ. Взгляните на три примера мастерского использования карандаша этим художником. (Учитель демонстрирует иллюстрации.) Он любит контраст, очень яркие цвета. Взгляните на игру дополнительных цветов и излучение цвета на первой картине. Второй сюжет является ярким примером того, как следует применять технику цветных карандашей. В этом пейзаже (с четко выраженной тропической атмосферой) еще раз можно увидеть любовь художника к контрасту. С какой простотой нарисованы пальмовые листья!

Сегодня мы постараемся довести средний навык рисования карандашом до уровня живописного средства. Проще говоря, мы ставим себе цель научиться рисовать с помощью цветных карандашей.

Сначала на листе бумаги поупражняйтесь в способах получения оттенков цвета. Возьмите три-четыре карандаша и, сочетая их в разных вариантах, разнообразной штриховкой попытайтесь произвести наибольшее количество цветовых оттенков Смешение цветов с помощью цветных карандашей отличается от тонов, создаваемых гуашью или акварельными красками; это смешение всегда создает оптический эффект наложения одного прозрачного цвета на другой прозрачный.

При смешивании цветов всегда важно помнить, что результат определяется порядком наложения цветов один на другой. Наложение синего на желтый не создает того же самого эффекта, что наложение желтого на синий. Сейчас вы легко можете это проверить.

Практическая работа учащихся.

Учитель. После выполнения упражнений по смешиванию цветов вы получите более сложное задание - любой сюжет с использованием трех первичных (основных) цветов и черного.

Давайте вспомним, какие цвета называются первичными (основными) и вторичными (составными)? (Ответы детей.)

Как получить составные цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый? (Ответы детей.)

Посмотрите на два практически одинаковых рисунка с изображением веселого клоуна. (Учитель демонстрирует иллюстрации.) Эти работы выполнены с применением разной методики: три первичных цвета плюс черный (один рисунок) и все цвета спектра (другой). Результат не одинаков, но, безусловно, очень схож.

Обычно, работая тремя первичными цветами синим, желтым и фуксином (малиновым), начинают с синего. Это облегчает смешение двух других цветов - фуксина и желтого - для получения желаемых тонов. Следите также за направлением штрихов в каждой части рисунка. Посмотрите, как изменяется картина с добавлением желтого цвета. Поразительно! Сюжет действительно начинает вырисовываться и принимать форму, и картина начинает походить на свой окончательный вариант. Появляются зеленые тона. Работая с фуксином, будьте предельно осторожны при наложении штрихов. В одних случаях используйте мягкий нажим, а в других - сильный. Перед завершением работы можно применить черный цвет в местах, где необходимо выделить темные места (определенный тон).

(На классной доске представлены в качестве примера педагогические рисунки, фотографии, которые могут вдохновить учащихся в ходе самостоятельной работы.)

IV. Самостоятельная работа учащихся.

V. Подведение итогов урока.

Демонстрация, анализ и оценивание вместе с детьми работ учащихся.

docbase.org

"Черное и белое – основа языка графики. Силуэт"

Разделы: МХК и ИЗО

Задачи художественного развития:

  1. Познакомить учащихся с искусством силуэта;
  2. Научить учащихся использовать отношения черного и белого цвета для решения различных творческих задач;
  3. Дальнейшее развитие навыков работы над композицией, навыков работы с бумагой, ножницами и клеем.

Задание: Изображение многопланового пейзажа в технике аппликации.

Материалы: бумага черного и белого цвета, ножницы, клей, карандаш.

Зрительный ряд: работы художников и учащихся, выполненные в различных графических техниках (гравюра, рисунок тушью, карандашами и др.)

Ход урока

Урок начинается с показа репродукции "Черного квадрата" А.Малевича.

Вопрос к классу: Знаете ли вы, что перед вами репродукция известного художественного произведения? Вы удивлены? Так же как и вы, были удивлены первые зрители этой картины. Она была показана художником в начале прошлого века. Зрители недоумевали, спорили, смеялись, однако картину сохранили для потомков.

- Как вы думаете, почему? Что в ней особенного?

Вместе с учащимися формулируем ответ.

- Художник А. Малевич заставил современников задуматься о смысловой нагрузке цвета. Перед нами не просто черное квадратное пятно на белом фоне. Это тьма и свет. И между ними постоянная борьба. То нас как-будто затягивает черный колодец космоса, то кажется, еще несколько мгновений – и все зальется белым светом.

Черный и белый – необычные цвета. С их помощью можно передать самые разнообразные творческие замыслы. Сочетание этих цветов благородно, строго, красиво.

Давайте рассмотрим выставку графических работ. На ней представлены работы разных жанров: пейзажи, портрет, натюрморт и др.

Вопрос к классу:

- Как вы думаете, какие мотивы, сюжеты наиболее выигрышно смотрятся в черно-белом цвете? Можно ли передать при помощи этих цветов красоту заката или морские просторы? Наверное, нет.

Постепенно вместе с учащимися приходим к выводу: наиболее выразительны работы с изображением архитектурного пейзажа, деревьев осенних или зимних, т.е. те сюжеты, где цвет не главное, а главное-линия, контур, силуэт.

И так новое слово силуэт. Что это такое? Силуэт – это рисунок, изображение в виде сплошного пятна. В таком рисунке невозможно показать черты лица или другие детали, находящиеся внутри пятна, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть очень выразительными, узнаваемыми.

Силуэт как вид изобразительного искусства возник в глубокой древности в VI в. до н. э. В Греции родилась легенда о том, как дочь Дибутара начертала на стене дома тень своего возлюбленного. С тех пор черные плоские профильные фигуры украшали греческие вазы. Возродилось искусство силу эта во Франции. Здесь же появилось и само название силуэт. При дворе Людовика XV главным контролером финансов был Этьен Силуэт. Дело в том, что Силуэт провел ряд реформ, в одной из которых предлагал сократить личные расходы короля и на содержание двора. Естественно, главный контролер стал предметом всеобщих насмешек высшего общества, после чего он вынужден был уйти в отставку. Ему осталось одно утешение – вырезать из черной бумаги свои любимые картинки. На него была даже нарисована карикатура в виде теневого профиля. Так родилось название “силуэт”. Оно дошло до наших дней.

В России конца XVIII – начала XIX в. силуэты были также модны.

Вырезание силуэтов стало любимым занятием не только художников-профессионалов, но и дворянства.

Черно-белые картинки использовались, как украшение в домах русских дворян.

Широко бытовали профильный портрет и жанровые сценки. Техника изображения была различной: либо рисунок тушью, либо вырезка из однотонной бумаги.

В первой половине XIX в. крупнейшим мастером силуэта был граф Ф. П. Толстой (1783-1873). За свою долгую жизнь Ф.П. Толстой сделал свыше 2 000 разнообразных работ: он медальер, скульптор, рисовальщик, живописец, гравер. В Эрмитаже хранятся 50 силуэтов Ф.П. Толстого, в Государственном Русском музее 20 силуэтов, столько же в Историческом музее Москвы.

Силуэты Толстого отличаются высоким художественным мастерством, выполнены с ювелирной тонкостью. Зачастую художник прибегает к таким техническим приемам, как прорези и накалывание в изображении воды и листвы деревьев (рисунки 1-4, Приложение 1).

К искусству силуэта обращались в своем творчестве многие другие известные русские художники.

Рис 5

“У лукоморья дуб зеленый...” (вырезки русских художников конца XIX – начала XX в.).

Рис 6

. Дома (вырезки русских художников конца XIX – начала XX в.).

Особенно большой популярностью пользовались вырезки Е. Кругликовой. Она создавала картины со сложной композицией, с большим количеством фигур и деталей, например “Париж накануне войны”

Горожане (конец XIX – начало XX в.).

Этому редкому искусству посвятила свой талант советская художница Е. Е. Лебедева.

Черно-белая аппликация смотрится очень эффектно, а выполнить такую работу под силу каждому. Главное учесть особенности силуэтного изображения и правильно выбрать композицию.

Практическая работа.

Для практического задания учащимся предлагается выполнить композицию в виде пейзажа с несколькими планами.

Тема пейзажа по выбору, например: "Улица города", "Во дворе", "Зимние деревья". Формат работы – альбомный лист или ? альбомного листа.

Вначале необходимо нарисовать эскиз небольшого размера. Детали композиции по этому эскизу рисуются произвольно, с обратной стороны черной бумаги, затем вырезаются.

Для заготовок современных зданий вырезаем прямоугольники. Отдельные элементы (например, окошки домов) можно вырезать, надрезав заготовку, после приклеивания надрез будет незаметен. Для передачи пространства заготовки делаем разных размеров: для переднего края – более крупные, для дальнего -поменьше. Дерево можно вырезать в виде ствола с ветвями, а можно использовать заготовку в виде кроны, здесь уже ствол получится белым (Все объяснение сопровождается показом приемов работы из бумаги большого размера).

Самое важное – составление композиции. Двигая заготовки по листу, ищем лучший вариант. Не следует перегружать работу лишними деталями. Композиция должна быть выразительной, четкой, правильно передавать пространство (показываются примеры составления композиций из заготовленных деталей на доске).

Теперь, правильно расположив детали, можно начинать приклеивание.

В конце урока устраиваем выставку работ и подводим итоги. Работы получаются разнообразными. Некоторые ребята подошли к заданию творчески: вместо белого фона использовали черный, а заготовки вырезали из белой бумаги, и получился ночной зимний пейзаж. Кто-то вместо вырезания использовал надрыв бумаги – это дало мягкий необычный контур деталей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Работы детей

Таким образом, на нашем уроке состоялось не только знакомство с искусством силуэта, но и самое главное, дети смогли увидеть, почувствовать красоту и безграничные творческие возможности сочетания двух основных цветов графики – черного и белого.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока по ИЗО «Техника цветных карандашей» 6 класс

Техника цветных карандашей

(6 класс)

Тип урока: применение знаний, умений и навыков.

Цели урока:

  • Расширить представление учащихся о технике цветных карандашей.

  • Сформировать навыки использования трех первичных цветов и черного в создании графического рисунка.

  • Развивать цветовое восприятие у учащихся, умение смешивания цветов.

Методы обучения: диалогический, репродуктивный, эвристический.

Приёмы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.

Приёмы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение самостоятельной работы.

Форма работы: индивидуальная.

Задание: изобразить на выбор портрет, пейзаж, натюрморт или животное.

Материалы: цветные карандаши, бумага.

Зрительный ряд: педагогические рисунки, иллюстрации из книг, репродукции с изображением рисунков в технике цветных карандашей.

Ход урока

I. Организационная часть.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

II. Актуализация опорных знаний.

III. Введение нового материала.

Учитель. Цветные карандаши знает каждый, потому что в нашу жизнь они приходят рано. Трудно представить, что кто-нибудь из вас не рисовал ими. Но постепенно этот материал уступает место краскам. А зря.

Цветными карандашами работали многие выдающиеся мастера, достаточно назвать Ф. Малявина, Б. Кустодиева, А. Пластова. И в наше время есть сторонники этой графической техники.

Цветные карандаши способны не только дать эффект своеобразных цветовых сочетаний, но и передавать объем, материал, пространство, состояние. Ими можно достичь неповторимо живописного звучания рисунка.

Британский художник и гравер Дэвид Хокни, известный своими офортами, портретами и иллюстрациями, часто использовал цветные карандаши в небольших работах и набросках для будущих работ. Взгляните на три примера мастерского использования карандаша этим художником. (Учитель демонстрирует иллюстрации.) Он любит контраст, очень яркие цвета. Взгляните на игру дополнительных цветов и излучение цвета на первой картине. Второй сюжет является ярким примером того, как следует применять технику цветных карандашей. В этом пейзаже (с четко выраженной тропической атмосферой) еще раз можно увидеть любовь художника к контрасту. С какой простотой нарисованы пальмовые листья!

Сегодня мы постараемся довести средний навык рисования карандашом до уровня живописного средства. Проще говоря, мы ставим себе цель научиться рисовать с помощью цветных карандашей.

Сначала на листе бумаги поупражняйтесь в способах получения оттенков цвета. Возьмите три-четыре карандаша и, сочетая их в разных вариантах, разнообразной штриховкой попытайтесь произвести наибольшее количество цветовых оттенков Смешение цветов с помощью цветных карандашей отличается от тонов, создаваемых гуашью или акварельными красками; это смешение всегда создает оптический эффект наложения одного прозрачного цвета на другой прозрачный.

При смешивании цветов всегда важно помнить, что результат определяется порядком наложения цветов один на другой. Наложение синего на желтый не создает того же самого эффекта, что наложение желтого на синий. Сейчас вы легко можете это проверить.

Практическая работа учащихся.

Учитель. После выполнения упражнений по смешиванию цветов вы получите более сложное задание — любой сюжет с использованием трех первичных (основных) цветов и черного.

Давайте вспомним, какие цвета называются первичными (основными) и вторичными (составными)? (Ответы детей.)

Как получить составные цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый? (Ответы детей.)

Посмотрите на два практически одинаковых рисунка с изображением веселого клоуна. (Учитель демонстрирует иллюстрации.) Эти работы выполнены с применением разной методики: три первичных цвета плюс черный (один рисунок) и все цвета спектра (другой). Результат не одинаков, но, безусловно, очень схож.

Обычно, работая тремя первичными цветами синим, желтым и фуксином (малиновым), начинают с синего. Это облегчает смешение двух других цветов — фуксина и желтого — для получения желаемых тонов. Следите также за направлением штрихов в каждой части рисунка. Посмотрите, как изменяется картина с добавлением желтого цвета. Поразительно! Сюжет действительно начинает вырисовываться и принимать форму, и картина начинает походить на свой окончательный вариант. Появляются зеленые тона. Работая с фуксином, будьте предельно осторожны при наложении штрихов. В одних случаях используйте мягкий нажим, а в других — сильный. Перед завершением работы можно применить черный цвет в местах, где необходимо выделить темные места (определенный тон).

(На классной доске представлены в качестве примера педагогические рисунки, фотографии, которые могут вдохновить учащихся в ходе самостоятельной работы.)

IV. Самостоятельная работа учащихся.

V. Подведение итогов урока.

Демонстрация, анализ и оценивание вместе с детьми работ учащихся.

www.alllessons.ru

Урок изобразительного искусства по теме "Пятно как средство выражения". 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Цель:

  • освоить приемы построения декоративной композиции в графике с применением ахроматических цветов.

Задачи:

  • формирование взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;
  • учить анализировать произведения художников, проявляя самостоятельность мышления; творчески включаться в индивидуальную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся;
  • учить ритмической организации в декоративной композиции, применяя стилизацию средствами художественной выразительности рисунка (линия, пятно, тон).

Задание: декоративная композиция с изображением морских камешков или ракушек.

Материалы для учащихся:

  1. гуашь,
  2. кисти,
  3. бумага,
  4. палитра.

Зрительный ряд:

  1. В.Серов «Похищение Европы»;
  2. Н.Рерих «Заморские гости»;
  3. примеры передачи движения;
  4. К.Коровин «Зимой».
  5. Иллюстрация «Примеры стилизации»;
  6. тональная шкала;
  7. натуральные морские ракушки и камушки,
  8. иллюстрации ракушек.

Раздаточный материал: графические изображения ракушек.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Композиция.

Слово «композиция» в переводе с латинского буквально означает составление, связывание, соединение частей. Это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

Порой словом «композиция» называют картину как таковую – единое целое, т.е. рисунок, цвет, сюжет объединяются, в таком случае не важно к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, ее называют термином «композиция».

В другом случае термин «композиция» означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится, оценивается произведение искусства.

Ритм во всех видах искусства – одно из важнейших средств выразительности композиции.

Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

Ритм в графике может быть задан линиями, пятнами света и тени. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции. С помощью ритма можно передать движение на плоскости. Ощущение движения можно создать:

  • если на рисунке использовать одну или несколько диагональных линий;
  • свободное пространство перед движущимся объектом дает возможность мысленно продолжить движение, как бы приглашая нас двигаться вместе с ним. (Рисунок 1, рисунок 2).

Ощущение покоя можно создать:

  • если не использовать диагональные направления;
  • если перед движущимся объектом нет свободного пространства;
  • если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия;
  • если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник). (Рисунок 3).

В V классе вы работали над темой «Декоративно-прикладное искусство». Декор – украшение. И в декоративной композиции художник выделяет главное и типичное, отказывается от второстепенных деталей и в то же время старается приукрасить свою идею.

Существует два способа организации композиции:

  1. сосредоточение внимания на отдельном предмете, окружающая среда подчиняется центру композиции и работает на него;
  2. видение в целом без выделения отдельного предмета, при этом любые детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного – это единый ансамбль.

В процессе работы мы применим стилизацию.

Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. (Рисунок 4).

Однако упростись форму, вовсе не значит обеднить ее, упростить – лишь подчеркнуть выразительные стороны, опустив мало значащие детали. Постараться максимально выразить, здесь достоверность не является главной задачей.

Очень важным моментом в произведениях графического искусства является соотношение черных и белых пятен, их размер и ритм. Все эти вопросы решает композиция. Композиция, в свою очередь, строится, исходя из замысла художника, настроения, которое он хочет передать. Черные и белые пятна должны взаимно подчеркивать и выделять друг друга. Второстепенные элементы композиции – сероватые нейтральные оттенки.

Для того чтобы декоративная композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминирующее пятно, которое может состоять из нескольких элементов или одного большого. В нашей декоративной композиции центром будет являться изображение ракушки или морского камушка.

Благодаря причудливости форм ракушек они очень хороши для создания декоративных композиций. Здесь даже нет необходимости искать какой-либо свой декоративный ход – достаточно лишь разглядеть те эффекты, которыми наградила эти предметы природа.

Морские и речные камешки имеют прожилки, вкрапления и очень свободную, обтекаемую, практически не повторяющуюся друг в друге форму – это и нужно взять на вооружение рисующему.

Демонстрируются морские камешки.

Ракушки имеют еще более богатую форму и рисунок, которые можно лишь переносить на бумагу языком графики: пятно, линия, точка, тон.

Демонстрируются морские ракушки, иллюстрации ракушек. (Рисунок 5). Демонстрируется раздаточный материал «Декоративное изображение морских ракушек». (Рисунок 6).

Демонстрируется применение декора в стилизованном изображении камешков и ракушек. (Рисунок 7).

Важно учитывать в творческой работе и положение источника света. Рассмотрим изображения, обратите внимание на выразительные возможности фронтального, бокового и контражурного освещений. (Рисунок 8).

Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, т.к. находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.

Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.

Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно когда на картине изображены деревья, снег или вода. Однако предметы в этих условиях выглядят силуэтно и теряют свой объем. (Рисунок 9).

Наша декоративная композиция будет выполняться гуашью и кистью, ахроматическими цветами: белый, черный и несколько тонов серого цвета.

3. Демонстрация этапов работы над декоративной композицией.

  • Работа выполняется на листе, который содержит три маленьких квадрата (5Х5) для упражнений и большой квадрат (15Х15) для творческого задания.
  • Идет совместная работа учитель-ученик над упражнениями.
  • Затем учитель демонстрирует основные моменты работы над композицией.

Демонстрация тональной шкалы. (Рисунок 10).

Работа с палитрой начинается с белого цвета с постепенным добавлением черного. Возьмем три тона серого: светло-серый, темно-серый и средний. В своей декоративной композиции старайтесь чистые белый и черный цвета брать совсем немного, обращая больше внимания на нюансы серого цвета. В работе акцент сделать на пятно, пластику линий. Нанесение декора следует ограничить. Работа, выполненная в данной технике, выглядит лаконичной и упрошенно-стилизованной.

4. Демонстрация примера итоговой работы. (Рисунок 11).

5. Практическая работа учащихся.

6.Подведение итогов урока. (Рисунок 12, рисунок 13).

Список литературы:

[1]. Н.М. Сокольникова «Основы композиции», «Основы рисунка». Обнинск. Издательство «Титул». 1996.

[2]. Г.М. Логвиненко «Декоративная композиция». Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос». 2005.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также