Авторская программа для подготовительных групп детских художественных школ для детей в возрасте 7–9 лет. Урок рисования для детей 6 лет в дхш


Открытый урок по изобразительной деятельности для подготовительного отделения ДХШ для детей 7 лет "Зимнее дерево"

Разделы: МХК и ИЗО

Цель: Знакомство со стилизацией. Продолжение знакомства с холодной цветовой гаммой, более подробное знакомство с « кухней» художника – с палитрой, с гуашью, с качествами цвета: непрозрачностью, цветовой насыщенностью , светлотой , тепло холодностью, контрастом.

Задачи: Выполнить изображение зимнего дерева на нестандартном – вытянутом формате. Превратить крону дерева в зимнее кружево узоров. Использовать холодную цветовую гамму и смешанную технику пастели и гуаши.

  • Развивающая: Научить упрощать и преобразовывать выбранную форму, продолжить знакомство с холодной цветовой гаммой, смешивать краски на палитре.
  • Обучающая: Практическое применение полученных знаний.
  • Воспитательная: Воспитание потребности в освоении знаний о цветовой гармонии и эстетичности изображения.

Время: 40 мин.

  • Наглядность и оборудование:
  • Для учащихся: формат А4х2, клей, простой карандаш, холодные оттенки в масляной пастели и в гуаши, палитра, кисточка № 5, ватная палочка.
  • Для учителя:
  • Пошаговое объяснение хода работы. Схемы.
  • Примеры работ
  • Литература:

    1. Инновационная программа Ангарской художественной школы №1 «Развитие творческого потенциала детей средствами изо, архитектуры и дизайна» Ангарск, 2012.
    2. Инновационная программа «Старт» – «Развитие творческого потенциала детей средствами архитектуры и дизайна». М., 1998
    3. « Поурочные разработки по изо 1 класс» Л. Ю. Бушкова. По программе Б. М. Неменского «Изо и художественный труд» М., 2009
    4. «Психологические игры» – программа для подготовительных групп дхш Г. Ю. Михеева. Ангарск 2009.
    5. «Большой самоучитель рисования». Москва РОСМЭН 2009.
    6. Журнал «Художественная школа» №2(17)2007.»Мы путешествуем по миру» Ирина Соловьёва.
    7. Журнал «Искусство»№21 (405), 1–15 ноября 2008.

    Ход урока

    1. Организационная часть.

    2. Сообщение темы и цели урока.

    3. Закрепление пройденного материала путём опроса учащихся.

    Какие выразительные средство графики вы знаете? (Точка, линия, пятно)

    Какой бывает линия? (Изысканной и кружевной, нежной и бархатистой или тяжелой и толстой)

    Какие цвета называются холодными и почему?

    4. Объяснение учителя.

    Видели ли вы зимнее кружево узоров Деда Мороза. Где оно бывает?

    Показать иллюстрации: Грабарь И. Э. «Февральская лазурь», Шишкин И.И. «Зима», «На севере диком», а так же фотографии узоров на замороженных окнах, деревьев покрытых инеем.

    Какие формы напоминает пластика зимних узоров? (Спираль, волна и т.д.)

    Сегодня мы с вами нарисуем своё зимнее дерево, используя пластику зимних узоров и холодный колорит.

    Пошаговое объяснение хода работы. (Показываю нарисованные образцы)

    1 этап – Склеиваем 2 листа А 4 торцами, рисуем простым карандашом схему дерева: ствол – большая морковка и крона – вертикальное облако. По краям рисуем большие и маленькие капли, которые будут формировать ветки дерева.

    2 этап – Берем холодные оттенки масляной пастели и закрашиваем между каплями – получаются ветки. В середине крону дерева и ствол украшаем зимними узорами-точками, линиями, пятнами.

    3 этап – Берем холодные цвета гуаши, белила и смешиваем на палитре оттенки голубого зимнего неба. Закрываем цветом фон вокруг дерева. Затем, ватными палочками и белилами наносим горошки падающего снега – обобщаем изображение.

    5. Самостоятельная работа

    Надо похвалить тех ребят, которые проявят больше фантазии. Лучшие работы обязательно надо показать. Выставляем работы к доске. Проводим анализ работ. Разбираем ошибки. Выставляем оценки

    6. Итог урока

    Мы научились упрощать и преобразовывать выбранную форму, пользоваться палитрой, продолжили знакомство с холодной цветовой гаммой. Нарисовали удивительно красивые зимние деревья.

    7. Планирование дальнейшей работы

    Навыки, полученные на сегодняшнем уроке, помогут нам в следующей работе над зимним пейзажем.

    «Зимнее дерево»

    «Зимнее дерево» – это задание, которое входит в программу по изо для детей 7лет, разработанную мной в 2012г для подготовительного отделения ДХШ и являющуюся частью инновационной программы Ангарской художественной школы № 1 «Развитие творческого потенциала детей средствами изо, архитектуры и дизайна» Ангарск, 2012.

    Задания в данной программе разделены на 6 блоков, которые преследуют одну цель -формирование художественно-образного мышления учащихся, которое обеспечит возможность для дальнейшего обучения в ДХШ.

    Задание «Зимнее дерево» входит в блок заданий – «Наблюдаем, рисуем и фантазируем зиму». Цель данного блока заданий – более подробное знакомство с кухней художника – с палитрой, с гуашью, с качествами цвета: непрозрачностью, цветовой насыщенностью , светлотой , тепло – холодностью, контрастом, с разными техниками работы цветом, с символикой и эмоциональностью цвета. Задача – получить богатство эмоциональных оттенков восприятия цвета и богатство колорита. Продолжаем играть и фантазировать.

    Так как семилетние дети значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения, ставим наглядный эксперимент со способностью белого цвета отражать все цвета, наглядно разделяем краски на тёплые и холодные, показываем этапы ведения работы.

    Систематическое описание словами красок и оттенков, рассуждение вслух в ходе обучения развивает мыслительную способность и делает ребёнка более проницательным, ведь мы видим лишь тогда, когда осознаём. То, что ребёнок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества.

    Очень важно на первом этапе обучения приучать детей к разным форматам. Пример тому заключительное задание первого полугодия «Зимнее дерево», которое выполняется на вытянутом формате, и так же является выставочным заданием, которое украшает интерьер школы в предновогодние каникулы.

    Художественно-творческое развитие учащихся осуществляется по мере погружения в мир искусства – в осознании красоты окружающего мира, в переживании чувств, при знакомстве с лучшими духовными образцами искусства, при развитии творческих способностей, а реализуется на личностном уровне – в раскрытие способностей, проявлении одарённости в творчестве, самореализации.

    Представленная разработка урока начинается с организационного момента – проверка готовности к уроку, что для первоклассников является предпосылкой успешной деятельности на протяжении всего урока. Введение в новую тему сопровождается показом наглядного материала и образцов работ учащихся, а так же показом этапов выполнения изображения преподавателем. После выполнения работы происходит обсуждение рисунков, подводится итог урока и планируется дальнейшая деятельность.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Программа обучения в подготовительном классе детской художественной школы

    Разделы: МХК и ИЗО

    Введение

    Современная педагогика уделяет огромное внимание всестороннему развитию личности ребенка, всех его задатков и способностей, в том числе изобразительных способностей.

    Исследования психологов и педагогов показали, что овладение рисованием требует развития восприятия, формирования образных представлений, воображения, развития специальных движений руки, усвоения графических навыков и умений, позволяющих воплотить в рисунке образы представлений и воображения. Этот блок способностей к изобразительной деятельности специальному исследованию не подвергался. Вместе с тем техническая основа рисования имеет большое значение для детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как в этом возрасте дети начинают овладевать способами изображения и неудачи в этом плане могут навсегда отвратить ребенка от изобразительной деятельности, а успехи способствуют развитию изобразительных способностей и творчества.

    Специфика психологии детей 6-8 лет требует постоянного поддержания педагогом интереса детей к деятельности. Интерес детей к изобразительной деятельности вызывается эффектом удачи, который особенно легко поддерживать при использовании новых нетрадиционных видов графических изображений, более занимательных и доступных для ребят, чем традиционные виды рисования. Нетрадиционные виды графических изображений – это рисование нетрадиционными материалами: восковыми свечами, ватой, поролоновыми тампонами, деревянными палочками, наждачной бумагой, руками и т.д. Такая практика дает детям наиболее полное представление о выразительных возможностях различных материалов, выработку разнообразных умений и навыков, свободу в создании выразительного образа. Приобретенные графические навыки и развившиеся двигательные способности руки дают возможность воплотить любой изобразительный замысел. Тем самым нетрадиционные виды графических изображений наряду с традиционными видами способствуют развитию изобразительных способностей детей.

    Однако работа педагогов существенно затруднена тем, что вопрос обучения детей в подготовительных классах детских художественных школ недостаточно освещен в современной методической литературе. В настоящее время не существует единой программы обучения в подготовительном классе художественной школы, отвечающей требованиям времени и соответствующей возросшей эрудиции, знаниям, умениям и навыкам современных дошкольников, удовлетворяющей педагогов системностью, уровнем поставленных задач и решаемых вопросов воспитания и обучения. А если есть разработки ведущих специалистов в области изобразительного творчества, то они недоступны широкому кругу педагогов-практиков.

    Поэтому мы пришли к необходимости создания программы обучения детей в подготовительном классе художественной школы, отвечающей требованиям современной педагогики и психологии.

    Над данной программой я работала с 1996 по 2006 год на базе художественного отделения МОУ ДОД “Детская школа искусств №1 г.Артема” Приморского края. Специализация на методике обучения изобразительной деятельности дошкольников в Уссурийском государственном педагогическом институте позволила мне разработать систему занятий по изобразительному искусству для детей 6-8 лет.

    1. Общие рекомендации

    Данная программа рассчитана на занятия с детьми 6-8 лет по 6 часов в неделю. Всего учебный курс рассчитан на 180 часов в год.

    В программе чередуются задания предметного, сюжетного, декоративного рисования, выстраивается их последовательность по принципу нарастания степени сложности поставленных задач. В каждом задании детям ставиться только одна изобразительная задача. В каждой последующей работе дети используют все приобретенные ранее знания, умения и навыки.

    В отборе тем для занятий соблюдаются следующие принципы:

    • учет эмоционально-интеллектуального опыта учащихся;
    • последовательность освоения учащимися изобразительных умений и навыков;
    • необходимость повторения сходных тем при одновременном усложнении характера познавательной деятельности детей;
    • учет сезонных явлений, местного окружения – природного и социального, социальных явлений, календарных дат и др.
    • по возможности учет индивидуального эмоционально-интеллектуального опыта детей как условие актуализации ценных и действенных мотивов деятельности;
    • нахождение заданий, предлагаемых ребенку, в “зоне оптимальной трудности”, то есть на пределе возможностей ребенка.

    Однако тематика заданий может быть изменена педагогом при обязательном сохранении изобразительных задач и их последовательности.

    В основе всех занятий лежит наблюдение и изучение окружающей действительности, формирование у детей целостного, живого представления о предметах и явлениях.

    Для того чтобы дети освоили как можно большее количество средств и способов создания художественного образа, и чтобы интерес к изобразительной деятельности у них при этом не ослабевал, в программе используется принцип чередования художественных материалов и техник.

    Начиная со второго полугодия, дети должны при работе над композицией обязательно выполнять эскизы. При планировании занятий чередуются задания, требующие продолжительной работы, с быстрыми зарисовками, набросками, упражнениями.

    Рекомендуемые размеры рисунков – 1\8, 1\4 листа, в зависимости от содержания работы, материала. Важно, чтобы формат листа не был стандартным, выбор его должен диктоваться замыслом ребенка.

    При проведении занятий необходимо соблюдать их структуру. Во вводной части занятия проводится беседа (7-8 мин.), основной целью которой является формирование замысла. Используется иллюстративный материал, музыкальные и поэтические произведения, рассказы детей. Обсуждение замыслов заключается в определении содержания изображения (что будут изображать), способов изображения (как) и в определении места изображения на листе (где). Также педагог на отдельном листе показывает новые способы и технику изображения. Сразу после показа этот лист убирается. Также можно напомнить детям уже известные им способы изображения, но только устно, уже без показа. Желательно, чтобы дети сами вспомнили и описали эти способы.

    В основной части занятия дети работают над изображением, педагог помогает им индивидуально советом, напоминанием. Главное – не давать ребенку готовых решений, предложить ему самому вспомнить приемы работы или обдумать варианты изображения.

    Заключительную часть занятия занимает просмотр и анализ детских работ, сопровождаемый беседой с целью обратить внимание детей на результат деятельности. К анализу детских работ надо возвращаться и по прошествии определенного времени (отсроченный анализ).

    2. Задачи обучения

    Данная программа направлена на развитие у детей к концу второго полугодия следующих знаний и умений:

    • в области композиционной организации изображения:
    • гармонично заполнять всю поверхность листа элементами изображения,
    • выбирать положение листа бумаги в зависимости от содержания изображаемого,
    • выбирать величину изображения предметов соответственно размеру листа,
    • передавать смысловые связи предметов в сюжетном рисунке;
    • в области формы, пропорции, конструкции:
    • уметь рисовать линии разного направления и характера,
    • уметь рисовать предметы симметричной формы,
    • знать особенности строения тела человека (туловище, конечности, шея, голова),
    • учитывать положение фигуры в рисунке при передаче простого движения;
    • в области цвета:
    • знать способы получения составных цветов, светлых и темных оттенков одного цвета,
    • иметь понятие о теплой и холодной цветовых гаммах,
    • чувствовать эмоционально-смысловое значение цвета;
    • в области передачи пространства:
    • уметь передать плановость пространства (ближе – ниже, дальше – выше), загораживаемость дальних предметов ближними,
    • элементарно изображать замкнутое пространство (пол и заднюю стену),
    • уметь передавать зрительное уменьшение удаленных предметов.

    3. Тематический план

    Тема занятия Изобразит. материалы и техники Часы
     

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    11.

    12.

    13.

    14.

    15.

    16.

    17.

     

    18.

    19.

    20.

    21.

    22.

    23.

    24.

    25.

    26.

    27.

    28.

    29.

    30.

    31.

    32.

    33.

    34.

    35.

    36.

    37.

    38.

    39.

    40.

    I–е полугодие

    Рисование по представлению “Волшебный сад”

    Изобразительная игра “На что похоже?”

    Рисование “Домик в деревне”

    Сюжетная композиция, созданная в гамме оттенков одного цвета

    Изображение, дающее понятие о теплой и холодной гаммах цветов

    Иллюстрации к русским народным сказкам

    “Коты и котята”

    Рисование по наблюдению “Осень”

    Рисование по представлению “Встреча с инопланетянами”

    Рисование по памяти “Цирк”

    Портрет отрицательного героя

    “Пейзаж настроения”

    Натюрморт из двух предметов на цветном фоне

    “Сказки Андерсена”

    “Мой край родной”

    “Человек и его профессия”

    “Зимние забавы”

    II–е полугодие

    Рисование по обработанной основе

    Рисование “Зимушка-Зима”

    Граттаж на белой основе “Наш город ночью”

    Граттаж на цветной основе “Сказочный дворец”

    Рисование “Путешествие во сне и наяву”

    Рисование “Масленица”

    Портрет “Мой папа – самый, самый!”

    Рисование “Спортивные рекорды”

    Портрет “Моя мама”

    Беседа “Музыка и живопись”

    Иллюстрации к произведениям русских композиторов (н-р, “Снегурочка”, “Садко” и др.)

    Рисование “Голубая планета”

    Рисование орнамента

    Рисование натюрморта с вербой

    Рисование “Нет – терроризму!”

    “Мы – за здоровое будущее!”

    “Пасха - светлый праздник”

    Рисование натюрморта из двух фруктов

    “Защитники Родины”

    Рисование “Одуванчики в траве”

    Кляксография

    Рисование букета цветов

    Заключительная работа “Лето”

     

    отпечатки по цв. фону

    монотипия

    черный фломастер

    гуашь

    гуашь

    акварель, гуашь

    акварель, жесткая кисть

    “отдельные мазки”

    восковые мелки

    фломастеры, мелки

    гуашь, акварель

    вата, нитки, акварель

    гуашь

    аппликация из ткани

    по выбору

    по выбору

    цветные карандаши

     

    наждачная бумага

    выкрывание воском

    процарапывание

    процарапывание

    по выбору

    цветные карандаши

    акварель, гуашь

    по выбору

    акварель, гуашь

    акварель, гуашь

    пастель

    гуашь

    гуашь

    по выбору

    по выбору

    цветные карандаши

    простой карандаш

    простой карандаш

    тушь, перо

    тушь, перо, кисть

    акварель, гуашь

    по выбору

     

    2

    1

    3

    3

    3

    6

    3

    6

    6

    6

    3

    6

    3

    9

    6

    6

    6

     

    3

    3

    5

    4

    6

    6

    6

    6

    3

    1

    5

    6

    3

    3

    6

    6

    6

    3

    6

    3

    3

    3

    6

    Всего на курс - 180 часов

    4. Конспекты занятий

    Монотипия “Волшебный сад”

    Цель: Учить детей отражать в рисунке впечатления о лете, передавать его колорит. Обучить детей способам и приемам работы в технике монотипии, а также приемам оттисков мятой бумагой, сухими листьями, цветами и веточками. Учить располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее.

    Материалы: тонированная акварелью бумага 1/4 листа, гуашь, акварельные мелки, тушь, деревянные палочки или перья для туши, кисти № 3-5, цветные и простые карандаши.

    Методические указания: В начале занятия - беседа о технике монотипии. Показ способов отпечатков с помощью стекла, мятого листа бумаги, покрытых краской травинок, листьев и цветов. Дети покрывают фон работы акварелью с помощью кусочка ваты, затем выполняют отпечатки и дорисовку деталей.

    Рисование фломастером “Домик в деревне”

    Цель: Обучить приемам рисования фломастером. Учить пользоваться линией, штрихом, пятном как средством выразительности, хорошо располагать изображение на листе.

    Материалы: бумага 1/8 листа, один фломастер темного цвета, простой карандаш.

    Методические указания: Во вводной части занятия провести беседу о графике как виде изобразительного искусства. Рассматривание репродукций набросков тушью Ван Гога и др. Учить внимательно всматриваться в произведение, сравнивать изображенное художником в картине с реальной действительностью, понимать средства выразительности.

    Напомнить о разнообразии домов по пропорциям и расположению. Напомнить о зависимости выбора изобразительного средства от материала изображаемого предмета.

    “Пейзаж настроения”

    Цель: Научить передавать настроение в пейзаже (грусть, мечтательность, страх, тревожность, радость, нежность и т.д.) при помощи цвета.

    Материалы: бумага 1/4 листа, гуашь, акварель.

    Методические указания: В предварительной беседе, сопровождаемой показом репродукций, показать, как художники передают настроение в пейзаже, как используют выразительные возможности цвета. Попросить детей подумать и рассказать, как меняется настроение в пейзаже в зависимости от времени суток, времени года и погоды.

    До начала работы над композицией провести упражнение: выложить у одного края палитры 2-3 яркие краски, а у другого 2-3 темные и глухие, отдельно от них – белую и черную. Начиная смешивать краски, обсудить с детьми, как меняется “характер” цвета. При этом лучше избегать называть краски привычными словами, а говорить “теплые” и “холодные”. Дать задание, например, так изменить безмятежный синий цвет, чтобы он стал тревожным или нежным, или успокоить вызывающий оранжевый и т.д.

    Дети работают над пейзажем, стараясь передать определенное чувство.

    После работы – коллективное обсуждение, кому из детей наиболее удалось передать задуманное, а кто был не очень удачен и почему.

    Аппликация из ткани

    Тема: Сказки Г.-Х.Андерсена

    Цель: Ознакомить детей с техникой выполнения аппликации из ткани. Научить их подбирать ткань такого цвета и текстуры, которые наиболее подходят для их замысла. Тренировать навыки работы клеем и ножницами. Развивать аккуратность и терпение, желание помочь товарищу.

    Материалы: картон 1/4 листа, разноцветные лоскутки ткани, клей ПВА или “Мастер+”, кисть для клея, ножницы, калька.

    Методические указания: Обязательно создание эскизов. После нанесения рисунка на картон, он переснимается на кальку, которая служит выкройкой для создания изображения из ткани. Работа выполняется от дальнего плана (фона) к переднему. Чтобы детали из ткани (особенно мелкие) можно было легко вырезать, с изнаночной стороны ткани приклеивается калька. Из ткани, укрепленной подобным образом, удобно вырезать детали даже очень сложной конфигурации. В последнюю очередь выполняется дорисовка фломастером очень мелких деталей. Работы оформляются в рамы или паспарту.

    “Зимушка-Зима”

    Цель: Иллюстрация стихотворений С. Есенина, А.С.Пушкина и др. Передача поэтического образа в пейзаже. Формировать представление о нейтральных цветах (черный, белый, темно-серый, светло-серый), использовать эти цвета при создании картины зимней природы. Развивать эстетические чувства.

    Овладение техникой “выкрывания” воском. Учить передавать в рисунке зимний пейзаж, ее колорит (отсутствие ярких цветов в природе). Учить использовать для создания выразительного рисунка разные материалы.

    Материалы: бумага 1/4 листа, акварель, белый свечной воск, мел ученический, пастель.

    Методические указания: В предварительную работу к занятию включить: наблюдение различных состояний зимней природы, слушание музыкальных произведений и стихотворений о зиме, рассматривание репродукций зимних пейзажей.

    Для успешного применения техники “выкрывания” воском сначала надо решить, какие части изображения вы хотите высветлить, а затем покрыть их воском. При рисовании краской эти места будут оставаться светлыми, так как акварель будет скатываться по воску. Цветные свечи могут дать любопытные результаты. Чем более отчетливую текстуру и степень высветления требуется получить, тем более сильным должен быть нажим на свечу.

    Граттаж “Сказочный дворец”

    Цель: Закрепить навыки работы в технике граттаж (с применением цветного фона), умение оформлять замысел композиционно, соответственно располагая изображения на листе, последовательно выполнять все этапы работы над композицией. Развивать воображение, творчество.

    Материалы: специально подготовленная заранее бумага ? листа, стеки, деревянные палочки, перья, восковые мелки.

    Методические указания: Подготовить заранее фон для граттажа: покрыть воском лист бумаги, расцвеченный нежными оттенками акварельной краски. Можно брать любую яркую картинку, обложку журнала, открытку, хорошо натереть ее восковой свечой, затем покрыть смесью черной туши и гуаши.

    Напомнить детям о разнообразии дворцовой архитектуры. Какими должны быть постройки, чтобы передать характер живущих в них сказочных персонажей? При необходимости напомнить приемы процарапывания.

    Рисование натюрморта из двух фруктов

    Цель: Познакомить детей с техникой рисунка. Создание изображения, передающего простейшие тоновые отношения.

    Материалы: бумага 1/8 листа, простой карандаш ТМ-М, ластик

    Методические указания: Натюрморт ставится простой – яблоко и огурец на нейтральном фоне.

    Напомнить детям о рисунке как виде графического искусства. Дать понятие тона. На отдельном листе показать технические приемы штриховки предметов карандашом, а также приемы “выборки” тона ластиком.

    Напомнить детям о необходимости изображать предметы крупно, на весь лист, уравновешивать композицию. При работе карандашом – стараться подобрать тон, максимально приближенный к тону предметов. Дать детям понятие собственной и падающей теней. Попросить детей показать на натюрморте собственные и падающие тени. Также дети рассказывают, какой предмет светлее, какой темнее, каким образом они будут передавать данные тоновые соотношения в рисунке.

    Дети работают самостоятельно, педагог помогает советом индивидуально.

    Заключение

    К шести-семи годам все дети без исключения с удовольствием садятся за рисование. Именно этот возраст считается в психологии наиболее удачным для начала систематических занятий изобразительной деятельностью под руководством художника-педагога.

    Работы различных авторов убеждают в том, что творческое выражение в рисунке тесно связано с овладением изобразительными навыками и умениями. Чем большими умениями располагает ребенок, чем свободнее их применяет, тем шире и глубже он может передать свой замысел, проявить подлинную свободу творческого решения изображения. Не случайно интерес к изобразительной деятельности, желание или нежелание рисовать дети связывают с умением изображать. На эту особенность детской изобразительной деятельности указывал советский психолог Г.С.Костюк, отмечая, что все дети сначала, особенно в дошкольном возрасте, увлекаются этой деятельностью. Однако у одних это увлечение сохраняется и в дальнейшем, у других – спадает. Определяющую роль здесь играют разные успехи в овладении способами графического изображения объектов, в выработке необходимых умений и навыков.

    Как показал опыт работы, данная программа дает детям наиболее полное представление о выразительных возможностях различных материалов, способствует выработке разнообразных технических умений и навыков, дает свободу творческого выражения. Ведь, как подметила Н.А.Ветлугина, “овладение выразительными средствами создает предпосылки, на основе которых дети свободно проявляют себя в творчестве”.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Авторская программа для подготовительных групп детских художественных школ для детей в возрасте 7–9 лет

    Разделы: МХК и ИЗО

    Для гармоничного развития ребенка очень важно, что его творчество дает возможность выражать эмоциональное отношение к миру, чего дети зачастую лишены в привычном течении жизни, особенно в современном компьютеризированном мире.

    Предложенные задания программы рассчитаны развивать у малышей мелкую моторику, навыки общения и поведения, воображение, память и речь.

    Работая с детьми разного возраста от 7 до 17 лет, я убедилась в том, что ребят, независимо от того, сколько им лет, постоянно нужно удивлять чем-то новеньким, заинтересовывать темой, материалом, техникой исполнения.

    В подготовительную группу нашей детской художественной школы набираются все желающие в возрасте 7-9 лет. Чаще всего ребенок мало знаком или незнаком с такими художественными материалами, как гуашь, различные кисти, палитра, акварель, пастель, уголь, сангина и многое другое. Хорошо знакомы цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш, ластик, глеевые ручки.

    Я заметила, что учащиеся мало обращают внимания на те средства, которые он имеет в распоряжении. Обычно используется некачественная кисть произвольного размера, либо карандаши случайной мягкости. Часто изображается рисунок на некачественной бумаге или используется ластик, который не выбирает тон карандаша, а делает грязные следы и размазывает рисунок. Работа в итоге получается хуже ожидаемого результата. Считая, что постановка руки и глаза, овладение техническими средствами актуально для воспитания творческой личности.

    Чтобы устранить эти существенные недостатки в методике проведения урока, ставлю задачу : разработать задание, которое научит ребенка сознательно использовать все возможные технические средства и материалы на уроке.

    Выработанные навыки позволят успешно реализовать учебный процесс в старших классах ДХШ.

    Целью данной программы для подготовительной группы является заинтересованность ребенка в продолжении учебы в детской художественной школе. Учащийся должен сдать вступительные экзамены в первый класс, а педагоги в дальнейшем должны получить грамотного выпускника. Ребенок с каждым занятием все больше погружается в неизвестный ему до этого материал, приобретает навыки использования того или иного материала, для достижения поставленной творческой задачи.

    В ходе воспитательной работы необходимо стремиться развивать у ребенка такие черты как:

    • умение различать проблемные ситуации, понимать чувства других людей;
    • гибкость в поиске решений и воздвижении идей;
    • оригинальность творческой мысли как способа непроизвольного выражения;
    • способность к общению.

    Задача учителя – обеспечить творческую атмосферу для самовыражения ребенка.

    Данная программа дает возможность учителю непрерывно расширять и дополнять другими творческими заданиями. Расширение круга и возрастающая сложность дает возможность начать понимать специальные художественные термины, поможет научиться определять основные виды искусства. Особенное значение предается умению определить материалы выполнения, прививанию технических навыков (вырезание, наклеивание, лепка, работа с гуашью, работа в технике акварели). Необходимо дать понимание основ орнамента (симметрия, ритм повторение элементов, чередование, и т. д.). Занятия с ребятами проводятся по всем видам рисования (с натуры, тематические, декоративные и т.д.). Задания предлагаются от простого к более сложному. Игровой момент помогает изучению формы, ее составных частей, пропорции, характера.

    Начинать работу в подготовительной группе надо с родителей. На родительском собрании выкладываю на стол все необходимые материалы.

    Так как малышу очень важно, чтобы его творческие усилия были успешными, необходимо приобрести родителям качественные материалы. Родителям предлагается приобрести художественную гуашь, укомплектованную маленькими баночками с завинчивающейся крышкой. Так как ребенок должен без помощи взрослого открыть и закрыть баночку с краской. Родителям предлагается приобрести художественную акварель, важно так же иметь для уроков качественную бумагу (листы бумаги, которую педагог в соответствии с задачей урока разрезает на необходимые форматы.). Для занятий акварелью предлагаются купить несколько листов торшона, которые педагог так же разрезает необходимые форматы.

    Далее знакомлю родителей с различными видами кистей и их размерами. Ребята приносят на урок много лишних кистей, теряют их, путают с соседскими, по этому для занятий предлагается иметь определенное количество кистей различного размера. Это щетинные кисти номер 20 и 10, беличьи кисти номер 8, 5 и 3. Цветные карандаши должны быть мягкими и давать яркий цвет. Предлагаю обычно карандаши фирмы Faber-Castel. В наборе достаточно иметь шесть цветов. Большие наборы нецелесообразны. Простой карандаш важен для подготовительного рисунка и для графических работ. Обычно это карандаши фирмы Koh-I-Noor мягкости 4B. Это карандаш дает большую шкалу тона, от светло серого, до насышенно-черного. Далее, в течении учебного года, мы с ребятами изучаем карандаши различной мягкости, фломастеры, глеевые ручки. Пластилин не должен быть токсичным, а так же иметь в наборе дощечку и стеки. Для уроков закупается две пачки голубой глины в сухом порошке. На первом уроке с ребятами сразу необходимо обратить внимание на организацию рабочего места. Стол застилаем газетой, некоторые родитель покупают специальную клеенку для стола. Спрашиваю, кто левша, кто правша. И соответственно каждому устанавливаю справа или слева ведерко с водой, наполненные на ½ или 2/3 водой, палитру, выкладываем кисти. Прошу детей открыть все баночки гуаши и выложить в порядке на столе: белая, желтые, оранжевые и красные, синие и зеленые, коричневые, черная. Дети привыкают к такому порядку, что очень важно в организации учебного процесса. На первом уроке проверяю, знают ли дети названия красок. Обязательно обращаю внимание на форму и размер кистей, рассказываю, из чего сделана кисточка и почему у нее есть номер. Считаю, что это очень важно, так как ребенок дальше начинает сознательно применять кисти. На уроках мы с детьми учимся пользоваться одноразовыми салфетками. Показываю, в какой руке лучше держать ее и как вытирать кисти. Обычно, через две недели занятии дети привыкают к такому порядку, что позволяет успешно справляться с поставленными задачами. После окончания работы ребята убирают каждый свое рабочее место. В конце урока мы записываем в блокнот, что принести на следующий урок.

    Начиная работу на уроках изобразительного искусства учащиеся подготовительной группы не умеют пользоваться палитрой. Целью педагога постепенно научить малышей смешивать краски, вводя предварительные упражнения. Делаем, так называемые, «мешалки». Сначала на листе бумаги, позже на палитре. Обращаем внимание детей на первых уроках как нужно окунать кисть в краску. В каких случаях нужно нырнуть полностью в баночку, а в каких случаях коснуться только кончиком кисти. При создании композиции, чтобы снять «зажатость» ребенка предлагаю работать кистью сразу без предварительного рисунка.

    В последней четверти учебного года многие ребята уже собираются поступать в первый класс ДХШ, поэтому предлагается цикл заданий по овладению техники акварели. Обращаю внимание, что акварель любит «водичку», выполняем упражнения где изучается «текучесть», на смешение красок. Обязательно вводятся задания по различным заливкам акварели, с последующими творческими заданиями. Учащиеся знакомятся с основами цветоведения, отрабатывают навыки в акварельных техниках «по сырому», «а-ля прима», «лессировки», «мазки».

    Отрабатываются навыки работы беличьими кистями, учимся работать кончиком кисти, чтобы получилась тонкая линия, полусухой кистью можно снять излишек краски или высветлить нужное место. Примакиванием или легкими ударами плоской кисти можно достичь впечатления фактур. Неудачное место можно смыть водой, снимая излишек краски сухой кистью.

    На уроках изобразительного искусства ребята в подготовительной группе знакомятся с основами цветоведенья, узнают об основных цветах. В игровой форме выполняют упражнения на смешение цветов, получая составные цвета. Они легко запоминают группы теплых и холодных цветов. Эти знания подкрепляются образными эмоциональными композициями на тему: холода, зимы или жарких стран. Детям интересны исследования в виде упражнений, затем композиций, как цвет изменяется с введением белого или черного. Они понимают, что цвет создает образный настрой композиции.

    Основной вид рисования, развивающий наблюдательность, знания предметов и явлений окружающего мира является рисование с натуры. Предмет, который будет изображаться, дети изучают, игровые моменты помогают запомнить его формы. Моделирование, лепка, аппликация, также дают ребенку возможность более полно изучать данный предмет, его составные части и пропорции. (смотри Приложение 1)

    На уроках графики вводятся первоначальные упражнения, позволяющие ребенку приобрести определенные навыки в работе карандашами, фломастерами, глеевыми ручками. Например, в работе карандашом на уроке выдается вырезанное квадратное окошко. В нем ученику наглядно показываю, как сделать переход от светлого к темному. Это переход может быть плавным или резким, штрих можно сделать коротким или длинным. Редкий штрих дает светлый тон, густой – темный. Предлагаю творчески поработать карандашами, сочиняя в окошке различные типы линий. Наглядно показываю, что ластик также может рисовать, затем предлагаются различные творческие задания, призванные закрепить навыки работы с карандашами. Тот же принцип заложен в последовательности заданий с глеевыми ручками, пастелью и т. д.

    Вырезание ножницами, аппликация, развивает у детей представление о пропорциях, форме, фактуре, чувство цвета и равновесие в композиции. Для аппликации мы используем белую и цветную бумагу, ткани, осенние листья, фантики и т. п. В задании «фигура человека» мы составляем в определенной последовательности фигуру человека, учимся моделировать различные позы и движения. Это значительно облегчает ребенку выполнение композиции с несколькими фигурами в различных движениях и связанных с определенным сюжетом.

    В процессе моделирования ребенок узнает форму предмета, его конструкцию, составные части, приучается подчинять образному решению материал и его обработку. С помощью моделирования у ребенка формируется понятие об окружающей действительности о предметах и явлениях, о их взаимосвязи пространстве.

    Декоративное рисование на уроках развивает у ребят чувство ритма и цвета. Они узнают термины: симметрия, ритм, узор – сочетание линий, форм, цветов, в определенной последовательности. Очень интересны на уроках исследования симметрии в окружающей природе. (смотри Приложение 2)

    Важным методом в работе подготовительной группы является подведение итогов занятий. Лучше всего это осуществлять устраивая выставки по заданиям и темам, а также итоговые выставки по полугодиям. Обязательно ребятам предлагается участие в детских художественных конкурсов, куда посылаются лучшие работы.

    Выставки демонстрируют достигнутый качественный уровень подготовки ребят, побудит дальше их к дальнейшему соревнованию в совершенствовании художественного мастерства. Родители, как правило, с большим вниманием относятся к занятием своих детей изобразительным искусствам, охотно принимают участие к чаю в организации различных мероприятий в обеспечении школы необходимым материалом и оборудованием. Но среди родителей есть те, кто не понимает и недооценивает роли изобразительного искусства в формировании и развитии ребенка. Они относятся к детским занятиям в художественной школе, как к очередной забаве. Конечно, это сказывается на несерьезное отношение самого ребенка к занятиям.

    Общение с родителям дает возможность педагогу узнать склонности и особенности родителей, наладить с ним контакт, и дать некоторые рекомендации родителям по вопросам воспитания. Наиболее общей формой связи с родителями являются родительские собрания, которые обычно проводятся в начале и в конце учебного года.

    Изобразительный материал.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


    Смотрите также