Конспект урока по Окружающему миру "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА". Урок рисования моя малая родина


Конспект открытого урока: "Моя малая Родина".

14

ЛО ГКУ «Сланцевская специальная общеобразовательная школа закрытого типа».

«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР и.о. директора Н.М. Степанова

А.С. Михайлов______________ ____________________________

«_____»_____________ 2014 г. «_____»___________ 2014 г.

Открытый урок: «Моя малая Родина».

«С нами всегда наша малая Родина - наш благодатный исток».

Учитель истории и обществознания – Т. М. Буянова

Старший воспитатель – А.Ю.Дорошенко

г. Сланцы

Цель: формирование понятия «малая Родина», чувства любви к ней, сопричастности к её истории, культуре.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей районов Ленинградской области;

  • развитие у учащихся познавательных интересов к истории и культуре родного края;

  • формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей;

  • совершенствовать умения, навыки работы с географической картой, дополнительной литературой;

  • расширять кругозор, развивать память, внимание, культуру речи, поведения;

  • способствовать формированию творческого подхода при проведении практических работ, экскурсий, выполнении творческих заданий;

  • стимулировать желание детей к самостоятельной творческой деятельности ;

Техническое оборудование урока:

карта Ленинградской области, музыкальное сопровождение, презентация, видеофильм: «Родник», Конституция РФ, лучшие сочинения и рисунки обучающихся на тему «Моя малая Родина»

Эпиграф урока:

« С нами всегда наша малая Родина - наш благодатный исток».

Приглашённые:

- Почётный гражданин, ветеран здравоохранения Сланцевского района - Зеленцова Галина Михайловна;

- Ветеран МВД, помощник депутата Государственной Думы РФ Комоедова В.П. - Андреев Виктор Аполлонович;

- Заслуженный учитель школы РФ, с 1987 – 2013 гг. директор Сланцевской специальной общеобразовательной школы закрытого типа - Иванов Михаил Григорьевич;

-Отличник народного просвещения СССР, Председатель Совета педагогов - ветеранов Сланцевской специальной школы- Евгеньева Екатерина Дмитриевна.

Подготовительные мероприятия к открытому уроку: «Моя малая Родина»:

Наименование мероприятия

сроки

ответственные

Выпуск общешкольной газеты: «Моя малая Родина»

к 1 сентября 2014 г.

Л.П. Ризаева,

Т.М. Буянова,

школьная редколлегия.

Сочинение: Моя малая Родина»

До 18 августа 2014 г.

А.Ю. Дорошенко, воспитатели.

Конкурс рисунков :Моя малая Родина».

До 25 августа 2014 г.

Л.П.Ризаева, воспитатели

Беседа « Малая Родина».

15 августа 2014 г.

Ю.В. Шилова городская детская библиотека

Экскурсия по историческим,культурным, православным местам Гатчинского района.

20 августа 2014 г.

Е.Б. Коновалова,

Н.В. Семёнова.

Место проведения урока:

Читальный зал школы.

Оформление:

-Карта Ленинградской области, эпиграф открытого урока: «С нами всегда наша малая Родина – наш благодатный исток», рисунки обучающихся.Обучающиеся рассаживаются по районам Ленинградской области, откуда они прибыли в школу.

Ход урока:

Буянова Т.М.

Презентация кадр1

Сегодня, 1 сентября, во всех школах страны проводятся открытые уроки по теме «Моя малая Родина».

К нам на урок пришли: ( представление приглашённых)

-Ребята, а что называется малой Родиной? (выслушиваются ответы обучающихся).

Дорошенко А. Ю.

Моя семья, мой дом с этого начинается малая Родина. Каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, полю. Множество пословиц сложено нашим народом о Родине.

-Вспомните и назовите их ( обучающиеся называют пословицы).

(Родина – мать, умей за неё постоять. Жить – Родине служить. Человек без Родины, что соловей без песни. Где кто родится, там и пригодился.) Теперь вы понимаете, как бережно относился русский народ к своей Родине.

Буянова Т.М.

Жизнь разбрасывает людей по многим уголкам Земли. 

Но, где бы мы ни были, наш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас к себе. Малая Родина есть у каждого человека. Это как ручейки, которые, сливаясь, создают нашу великую Родину- РОССИЮ.

Кадр 2.

      Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, патриот России.  В Конституции РФ сказано: Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - главный закон страны.

Гордитесь своей Родиной и людьми, прославляющими нашу страну. Гордись тем, что ты - гражданин великой многонациональной России! 

Звучит песня «Как мне тебя не любить» Сл. Г. Ляховой, муз. Н.А.Шугалей.

Кадр 3 Как мне тебя не любить,

Милая сердцу Россия.

Эти леса и поля,

Эти просторы земные!

Кадр 4 Звёздных небес глубину,

Кадр 5 Зимний искрящийся иней,

Кадр 6 Белых берёз хоровод,

Озеро в платьице синем.

Кадр 7 Как мне тебя не любить,

Милая сердцу Россия,

Ты сыновей родила

И, согревая, растила.

Кадр 8 Ты и вольна, и сильна,

Столько врагов победила!

Им никогда не понять,

В чём же была твоя сила.

Кадр 9 Как мне тебя не любить,

Милая сердцу Россия!

Я возвращаюсь к тебе,

Где бы судьба не носила.

Кадр 9 И на душистом лугу,

Радуясь каждой травинке.

К дому родному иду

С детства знакомой тропинкой.

А.Ю. Дорошенко.

Мы живём с вами на Ленинградской земле. Нас более полутора миллионов 31 национальности. В Ленинградской области 17 муниципальных районов.

Кадр 12

Древнейшим поселением является Старая Ладога.

Каменными стражами северо - западных рубежей нашей Родины являются:

Кадр 13

Корела (Приозерский район),

Кадр 14

Орешек (Шлиссельбург),

Кадр 15

Копорье (Ломоносовский район),

Кадр 16

Ям, Ивангород (Кингисеппский район).

Кадр 17

Т.М. Буянова

Вы проживаете на территории разных муниципальных районов, в разных городах, поселках, деревнях и все очень любите свою малую Родину. Это мы узнали из написанных вами творческих работ. Отрывки из лучших сочинений.

Асютин Дима

Моя малая родина - город Тихвин. Здесь я родился и вырос, с ним у меня связано много счастливых воспоминаний. Это один из самых красивых городов Ленинградской области. Славится наш район мужским монастырём, в котором находится чудотворная икона Божьей Матери. Много воспоминаний детства храню я в своей памяти. Однажды с папой и мамой мы катались на лодке по прудам речки Таборы. Рядом проплывала лодка с семьей. Среди взрослых находился маленький ребёнок. Родители начали ссориться, лодка перевернулась и ребёнок выпал из нее. Я бросился в воду и спас мальчика, он был без сознания. Вспомнил . как учили меня в школе оказывать помощь утопающим. Я положил мальчика животом на колено, немного встряхнул. Он кашлянул, выплюнул воду и пришёл в себя. После этого случая наши семьи подружились.

Сейчас я нахожусь в Сланцевской специальной школе. Я люблю её, потому что в ней перевоспитывают трудных подростков, делая нас хорошими людьми. Здесь работают отзывчивые, добрые, педагоги. Именно здесь я узнал, что такое доброта, трудолюбие.

Вира Артём

Малая Родина - это место, где человек, может спокойно выражать свои чувства, где ему легко и хорошо. Это место не обязательно может быть местом твоего проживания или рождения. В этом месте ты можешь быть один, или несколько раз, но, все равно, считать его своей малой родиной Своей малой родиной я считаю Сланцевский район.

Некрасов Андрей

Кадр 18

Своей малой Родиной я считаю деревню Кривцово в Тверьской области. Там живут мои бабушка и дедушка, дяди и тёти. Бабушка учила меня ухаживать за животными: доить коз и коров. Меня приучали заботиться о кроликах и курах. Я любил кормить поросят со своих рук. Их мягкие пяточки тыкались в мои руки, прося лакомства. Укладывая меня спать, бабушка напевала мне колыбельные песни.

Кадр 19

На водонапорной башне жила семья аистов. Я помню, как мы с сестрой бегали по большому лугу и рвали ромашки для мамы и бабушки. Помню, как папа поднимал нас на руки и кружил. Потом мы бежали купаться. Бабушка встречала нас дома, угощала тёплым молоком с мёдом. Хочу, чтобы родители мои жили долго и счастливо, ведь именно они подарили мне счастливое детство.

Кадр 20

Малая Родина

А в родимом краю и березки другие,И душистей сирень, зеленей тополек.Много мест на земле, только в нашей России,Может каждый по сердцу найти уголок.

Может, где-то, в лесу, в чистом поле, быть может,Может, у океана, на дикой скале,Человек, своей жизни, фундамент заложит…И свой выстроит дом, лучший дом на земле.

И введет в дом жену, без хозяйки он пуст,И ребенок родится, как положено, в срок…На большой своей Родине, с именем Русь,Назовет малой Родиной, тот уголок.

И куда бы он не был заброшен судьбой,И каких бы дорог после не было пройдено,Человек будет знать, у него за спиной,Есть всегда крепкий тыл - его малая Родина. Николай Турченков

Дорошенко А.Ю.

Чувство любви к малой родине. Из этого чувства только и происходит чувство любви к нашему общему Отечеству – России. Но любовь к Родине не может ограничиваться только словами. Отечеству не нужны только слова, даже самые красивые. Нашей Родине нужны добрые дела. Только конкретными делами, а не на словах, мы можем доказать свою любовь к Родине.

Кадр 21

Сегодня у нас в гостях как раз такой человек, который много раз, делом, доказал свою любовь к нашему Отечеству. Это Виктор Аполлонович Андреев – ветеран милиции, бывший шофер, начальник автоколонны, а затем начальник Госавтоинспекции.

Кадр 22

Только медалью за «Безупречную службу» он был награжден трижды, а также знаками «Отличник милиции», «За отличную службу в МВД». Однажды в Петербурге произошло тяжелое дорожно- транспортное происшествие. При выполнении служебных обязанностей Виктора Аполлоновича сбила и переехала машина. Он оказался в больнице. Травмы были такими тяжелыми, что врачи были полностью уверены, что Виктор Аполлонович не сможет выжить.

Кадр 23

Но он назло всем мрачным прогнозам победил смерть и вернулся в строй.

Вопросы интервью:

  1. Уважаемый Виктор Аполлонович. Сегодня мы ведем серьезный разговор, что такое «малая Родина». Как Вы понимаете, что такое для Вас – малая Родина, какой город, деревню Вы называете своей малой Родиной и почему?

  2. Как Вы думаете, что должен делать человек, чтобы стать патриотом. Какие черты характера нужны для этого?

  3. Что Вы могли бы пожелать нашим воспитанникам ?

Буянова Т.М.

 Рассказ о Зеленцовых Василии Павловиче и Галине Михайловне. (сопровождается презентацией, музыка «Мама» Поля Мориа).

Семьи бывают разные: многодетные, гостеприимные, крепкие… И чем больше их будет, тем сильнее будет наша Россия.

Кадр 1

С одной из таких семей я хочу вас познакомить: Зеленцовы Василий Павлович и Галина Михайловна. Они тесно связаны с нашей школой. Василий Павлович много лет был помощником директора по режиму, а Галина Михайловна приходила в школу делать ребятам прививки, а

однажды, целый месяц, в свой отпуск, бесплатно проработала у нас медработником в летнем лагере.

А началось всё давно, когда нас с вами на свете ещё не было.

Кадр 2

В далёкой Вологодчине в 1925 году в семье Зеленцовых родился сын- Василий. Трудные это были годы.

Кадр 3

Трудились за трудодни. Денег не платили вообще, трудодни оставались на бумаге в виде палочек. Родители с детства приучали сына трудиться. И рос он добрым, любознательным, трудолюбивым, на радость отцу и матери.

Кадр 4

В 1941 году закончил восьмилетку. Было Васе Зеленцову 16 лет. В классе было 39 мальчиков и 1 девочка. Все 39 ушли на фронт, а вернулось всего двое. Одним из них был Василий Павлович.

Кадр 5

«Не жилец» - говорили многие. В левом боку дыра: нет рёбер, перебиты почки, покалечена рука. Да и среди живых оказался случайно. Когда после очередного кровопролитного боя под Ленинградом уносили тела раненых и убитых, Василия Павловича посчитали убитым. А в нём теплилась жизнь. Пошевелился и это увидел санитар. Месяцы в медсанбате. Вытащили с того света, но рана не заживала. Таким между жизнью и смертью его отправили домой. В деревне оказался хороший фельдшер. Рана начала затягиваться. Да и жизнь продолжалась. Встретились Василий Павлович и Галина Михайловна - поженились. Сложилась семья на любви, взаимоуважении, доброте.

Кадр 6

Семья Галины Михайловны тоже из крестьян. Много всего пришлось хлебнуть. С детства была бойкой, веселой, училась хорошо. Колхоз отправил после школы её на учебу в медицинское училище. Медицинская сестра - благороднейшая профессия. Раньше называли - сестра милосердия: милая сердцу, помогающая больным.

Кадр 7

В 50-е годы приехали в Сланцы. Принимая Галину Михайловну на работу, главный врач спросил: «А что умеете делать? «Все!»- был ответ. Ну, так и все?». Но поверил в молодую медсестру и не пожалел. 69 лет – общий трудовой стаж Г.М. В помощи не отказывает никому. Уходила на работу, когда ещё радио не работало, а возвращалась затемно. И так всю жизнь.

Кадр 8

В 2013 году Совет депутатов Сланцевского района присвоил Галине Михайловне звание Почетного гражданина. Её знает почти весь город. Приходят за помощью домой.

Кадр 9

Особенно любят лечиться у Галины Михайловны дети и дарят ей в благодарность самые любимые свои игрушки.

Дома у Галины Михайловы очень тепло и уютно. Когда мы с Андреем Юрьевичем были у нее в гостях, раздался стук в дверь. Оказалось к Галине Михайловне приходит 4-летний мальчик за конфетами.

Но прежде чем открыть дверь Галина Михайловна тоже подаёт условный сигнал.

Кадр 10

Давно уже нет рядом Василия Павловича, но есть память и друзья. Надёжные, верные. Среди них Михаил Григорьевич, Екатерина Дмитриевна.

Екатерина Дмитриевна слово Вам.

Выступление Е. Д. Евгеньевой о семье Зеленцовых.

Слово Г. М. Зеленцовой.

Наш подарок Вам , Галина Михайловна, песня в исполнении победителя конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия»Кузнецовой Е.И. «Малиновый звон»

Дорошенко А.Ю.

Ребята, а знаете ли вы людей, которые прославили нашу Ленинградскую землю?

Ребята рассказывают о героях Ленинградской земли.

Кадр 25.

Выборгский район Поздняов Сергей.

Гущин Андрей Юрьевич - Герой России, – командир десантно-штурмового батальона бригады морской пехоты Северного флота. В 1995 году направлен на Первую чеченскую войну. Отличился при взятии здания Совета Министров. Противник хорошо знал местность, атаки следовали с разных сторон. Многие атаки заканчивались рукопашными схватками. Всего было отбито 12 атак, в которых враг потерял до 300 человек убитыми и ранеными, уничтожены 1 танк, 1 боевая машина пехоты. Когда положение стало критическим, капитан А.Ю.Гущин сделал то, чего враг совсем не ожидал от солдат, несколько суток ведущих непрерывный бой – поднял бойцов в атаку. Причём не на «ура» во весь рост на пулемётные точки, а со скрытым подходом, внезапным броском. Это решило исход боя – десятки врагов остались лежать там. Гущин был трижды ранен и контужен в этих боях, но продолжал командовать подразделением. В последний раз, кроме ранения, был завален рухнувшей стеной, но бойцы сами, без команды, нашли и откопали своего командира. За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, указом Президента Российской Федерации капитану Гущину Андрею Юрьевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

Кадр 26

Приозерский район Лисин Николай.

Мой район гордится подвигами Георгия Петровича Ларионова - отважного лётчика, Героя Советского союза. Он участник советско-финляндской войны. Совершил 120 боевых вылетов, уничтожив 10 машин врага.14 февраля 1940 года в воздушном бою пилот сбил три самолёта противника. Машину его серьёзно повредил вражеский зенитный снаряд. Положение казалось безвыходным. Однако он сумел вывести трудно управляемый истребитель из фронтовой зоны и благополучно посадить его на своём аэродроме.

В боях он уничтожал вражеские корабли. При выполнении боевого задания самолёт командира авиационной части был атакован шестьюсамолётами врага. Г.П. Ларионов поспешил на выручку товарищу. В бою были сбиты два из них, остальные обратились в бегство.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Георгию Петровичу Ларионову присвоено звание Героя Советского Союза. Погиб герой в июле 1941 г.

Кадр 27

Кингисеппский район Стольников Сергей.

На площади Славы в Кингисеппе захоронен Герой Советского Союза Графов Игорь Александрович. В феврале 1944 года его взвод вел тяжелые бои в районе реки Наровы, отражая яростные атаки врага. Потеряв всех товарищей, Графов отстреливался до последнего патрона. В дикой злобе гитлеровцы убили его прикладами.

Кадр28

Тихвинский район Марецкий Леонид.

Тихвинский район знаменит династией Римских- Корсаковых. Яков Никитич был соратником Петра1, первый губернатор Санкт- Петербурга, Воин Яковлевич- известный мореплаватель, а Николай Андреевич –великий композитор.

Кадр 29

Киришский раон. Сысин Андрей.

В Киришском районе в начале 19 века проживало одно из самых знаменитых семей России – Бестужевы. Её глава- Александр Федорович был человеком редкой нравственности и доброты. Детей своих воспитал в духе свободы. Четверо его сыновей участвовали в восстании декабристов. В Кирашах есть улица декабристов Бестужевых.

Кадр 30

Волховский район. Пакшин Дмитрий.

В моем районе проживает много замечательных людей и среди них Дмитрий Васильевич Талов - Герой Социалистического труда. Не сразу поверил простой рабочий паровозного депо, что его труд может быть оценен так высоко. Но тогда было такое время- почет и уважение человеку труда. А ведь он и фронтовик: сражался под Сталинградом, дошел до Чехословакии имеет боевые награды, среди которых: Орден Славы, Красной Звезды…Его товарищи по работе отмечали, что трудился он с настоящим рабочим азартом, не ради славы, а ради дела, которому посвятил себя.

Кадр 31

Сланцевский район Герасимов ВиталийСланцевчане гордятся тем, что на их земле родился и жил Герой Советского Союза, лётчик Михаил Дмитриевич Баранов. К августу 1942 года он совершил 285 боевых вылетов, лично сбил 31 вражеский самолет. А 6 августа 1942 года под Сталинградом в неравном бою сбил 4 вражеских самолета. Было Баранову всего 20 лет. Он был виртуозным лётчиком, мастером воздушной стрельбы. За ним специально охотились немцы. Герой погиб 17 января 1943 года. Его прах покоится на Мамаевом кургане в Сталинграде, а одна из улиц в Сланцах носит его имя.

Кадр 32

Волосовский район Дудин Алексей

Волосовский район связан с именем Николая Константиновича Рериха. Художник, путешественник, философ-гуманист, писатель, великий радетель культуры и просвещения. Член многих организаций, автор около 7000 картин и 30 литературных трудов. В Изваре, в имении отца, в конце 19 века, юный Николай Рерих проводит свои первые исследования древних захоронений. В 1984 г. там был открыт Музей-усадьба Рериха.

Кадр 33

Всеволожский район Смирнов Владимир.

Жители нашего района гордятся достижениями Владимира Павловича Белоусова, олимпийского чемпиона по прыжкам с трамплина. Он единственный обладатель олимпийской награды в истории советских прыжков с трамплина и один из двух чемпионов мира в истории советского спорта. Является почётным гражданином города Всеволожска.

Кадр 34

Гатчинский район Реутов Денис.

14- летний партизанский разведчик Коля Подрядчиков был самым сноровистым добытчиком взрывчатки и трофейного оружия в партизанском отряде. Ходил через линию фронта. Ночью, на минном поле, запасаясь взрывчаткой, Коля Подрядчиков погиб.

Одна из улиц Гатчины носит его имя.

Кадр 35

Подпорожский район Хабиров Роман.

В сентябре 1941 года тяжёлые бои развернулись за Подпорожье. Против наших войск стояли финны и полк шведских фашистов. Именно там совершил свой подвиг танкист Иван Степанович Кудрин. Он пятеро суток раненым защищал в одиночку свой танк от противника. За это в ноябре 1941 года получил звание Героя Советского Союза.

Кадр 36

Кировский район Алексеев Игорь.

В Кировском районе вечером 1970 года в котёл ГРЭС вместе с торфом из Синявинских болот, где во время войны шли тяжелейшие бои, попал снаряд. Раздался страшный взрыв. Огненный смерч пронёсся по котельной, сжигая всё на своём пути. Ещё немного - и взлетят на воздух котлы. Нужно было немедленно погасить их. Судьба электростанции оказалась в руках машинистов В.Е. Лебедева, А.М. Сельцер, В.И. Розова, Н.С. Гончарова. Четверо бывших фронтовика спасли ГРЭС ценой своей жизни.

Кадр 37

Лужский район Филиппов Василий.

Среди героев Лужского района навеки вписано имя партизанки Тоси Петровой Тося много раз ходила в разведку в районы занятые гитлеровцами. Этот партизанский отряд считался одним из самых боевых. Но рано утром 4 ноября 1941 года, когда в лагере осталось всего 12 партизан, остальные ушли в разведку, их окружили гитлеровцы. Увидев фашистов, Тося метнула в них гранату. Партизаны, услышав взрыв, приняли неравный бой. Тося была ранена, убила 2-хврагов, ранила одного. Гитлеровцы окружили отважную девушку. Чтобы не попасть в руки врага, последнюю пулю она оставила для себя. В Луге ее имя носит одна из улиц.

Дорошенко А.Ю.

В памяти народной мы должны свято сохранить их имена и передать своим потомкам.

Кадр 38

Здесь горели костры партизанские

Когда шёл над Невой страшный бой.

Беззаветные судьбы солдатские

Закрывали Отчизну собой.

Гостеприимная, хлебосольная

Красотой новых дел молода.

Ленинградская область раздольная

Для меня ты на свете одна.

Буянова Т.М.

Из нашей школы тоже вышли ребята, которые учатся, работают, честно служат и своей малой Родине и всей стране: (перечисляются)

-Капустин Михаил окончил Гатчинское педагогическое училище. Сейчас обучается на последнем курсе в Академии физической культуры имени Лесгафта.

-Заносьев Александр- обучается на 3 курсе

«Малая Родина, малая Родина,

Наша весна и любовь,

Горечь рябины и сладость смородины,

Осени хмурая бровь…

Сколько бы ни было читано - пройдено

Лет, километров и строк,

С нами всегда наша малая Родина-

Наш благодатный исток. »

Кира Зубарева.

А.Ю. Дорошенко

С напутственным словом к обучающимся обращается М.Г. Иванов.

Буянова Т.М.

песня иеромонаха Романа «Родник» исполняет Кузнецова Е.И. Видеофильм «Родник».

Дорошенко А.Ю.

"Дорогие друзья, заканчивается наш урок. Сегодня много говорилось о том, что же такое наша малая Родина. Нам бы хотелось, чтобы в ваших душах никогда не забывалось то светлое и доброе чувство, которое возникает при воспоминании о  дорогой сердцу малой Родине".

multiurok.ru

Конспект занятия "Моя малая Родина"

Основ-ная часть

В лесу (зв. пение птиц). Ребята как красиво в лесу, слышите птички поют. А кто еще живет в лесу? Посмотрите чьи –то домики. Дидактическая игра «Кто, где живет?», «Чьи следы?». Идем по следам.

Чтение физ. минутки

1.По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, шагают наши ножки,

По камушкам, по камушкам,

По кочкам, по кочкам. Мы к речке подошли.

Какая река: узкая или широкая? Кто живет в реке?

Как нам через неё перейти?

2 «По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, шагают наши ножки,

По камушкам, по камушкам,

По кочкам, по кочкам.

3.Подходим к двум тропинкам: длинная и короткая. Если пойдем по длинной, то придем в деревню. (Аленушка рассказывает про свою малую родину, дом, семью). Смотрите следы на короткой тропинке, значит идем по ней.

4. Дети смотрите, полянка, много дорог и домик какой - то? Как он называется? Детский сад. Как то пусто возле детского сада, чего не хватает? Наверное сильный ветер пролетел и снес все дома. Может поставим их на свои места.

Д\ игра: «Построй улицу» (найти место для домика с соответствующей фигурой, назвать свою улицу. Зв. песенка) Какая красивая улица.

Попадают в детский сад. Бабушка – Яга спрашивает у детей: «Нашли избушку?».

Вдруг в группе раздался громкий «Чих!».

Избушка рассказала, что в лесу ей стало скучно, поэтому она решила попутешествовать. По дороге она любовалась красивыми домами, и заблудилась. Высокие дома ей подсказали, что дети в детском саду подскажут как вернуться в лес. Так вот и попала в детский сад. Вдруг она расплакалась. Что случилось с тобой избушка? Все дома такие красивые, а она нет. Подходят к столам

Только вот кисточек нет. (Воспитатель предлагает предметы, которые лежат на столах: морковь, картофель; ватные палочки, фигурные печатки). Ребята подготовим наши пальчики, чтобы рисунок получился красивый и аккуратный.

Пальчиковая гимнастика:

Поиграем-ка немножко, Да похлопаем в ладошки. Пальчики мы согреваем, Их сжимаем, разжимаем. В прядки пальчики играли И головки убирали. Вот так, вот так, Так головки убирали.

(Звучит спокойная мелодия)

Бабушка – Яга очень рада, что избушка нашлась. Такая красивая стала.

Определяют: птицы живут в гнезде; белки- в дупле, лисы- в норе, медведи – в берлоге. Узнают следы «Избушки на курьих ножках»

Выполняют действия в соответствии с текстом (помощь воспитателя). Идут по следам.

Уточняют, что

Река- широкая. Река это домик для рыбок. Строят мост через реку.

Определяют: если пойдут по длинной тропинке в деревню придут, а по - короткой в город.

Внимательно слушают рассказ Аленушки.

Узнают свой детский сад. Пропали дома.

Ставят домик на определенное место и называют улицу, на которой живут.

Отвечают. Нет, но следы привели их в детский сад.

Дети обращают внимание, находят избушку. Задают вопрос, почему она убежала и получают ответ.

Жалеют избушку.

Предлагают ее разрисовать, но чем?

Дети находят на столах разные печатки. Самостоятельно выбирают нужный материал, украшают избушку.

Выражают положительные эмоции.

Дети усвоили, что у всех птиц и зверей есть свой дом, в котором тепло и уютно»

Проявляют интерес к участию в совместных подвижно-дидактических, развивающих играх

Узнают, что малая родина – это место где мы родились, живем, ходим в детский сад, в школу, на работу.

Знают название улиц

Овладение навыком рисования различными предметами (печатки овощами, ватными палочками).

Заинтересованные творческой работой.

kopilkaurokov.ru

Урок "Моя малая Родина"

КЛАССНЫЙ ЧАС

на 1 сентября

hello_html_1df37d27.gif

hello_html_m3acc4ef0.jpg

Учитель начальных классов:

Халитова Луиза Фазлутдиновна

с. Исянгулово

«Моя малая Родина»

“Для России деревня – частица,А для нас – родительский дом. И мы рады, что можем гордитьсяМалой Родиной, где мы живем”.

Цель: расширение и углубление знаний обучающихся о «малой Родине».

Задачи: 1) способствовать формированию у обучающихся понимания

значения выражения «малая Родина»;

2) развивать у детей речь, творческие способности, желание больше

узнавать о своем крае;

3) способствовать воспитанию чувства уважения, гордости,

патриотизма, любви к своей стране и малой Родине.

Ход классного часа.

I. Организация класса. Эмоциональный настрой.

- Добрый день уважаемые родители и дорогие дети!

Ребята, сегодня у вас пройдет первый урок в этом учебном году. Мы все долго не виделись, некоторые долго не общались. Я предлагаю вам сначала улыбнуться и повторить: «Я рад(а) встрече!».

Игра на сплочение.

Обучающиеся  встают в круг. Каждый участник, по очереди, поворачивается к своему соседу справа, называет его по имени и говорит, что ему нравится в нем.

(Затем можно сделать то же по отношению к соседу слева).

II. Вступительное слово учителя.

  1. Актуализация знаний.

- Сегодня у нас с вами будет очень интересный разговор. Но тему  нашего классного часа вы узнаете, когда разгадаете ребус.

Р1А (Р - ОДИН - А).

- Ребята, прочитайте слова, написанные на доске.

На доске записаны слова: родина, Россия, родители, родное село

- Как вы считаете, связаны ли между собой эти слова?

- Как? Чем?

- Что же такое Родина?

(Родина – место, где человек родился, где живут его близкие; это сторонка, которая является для него родной; это страна, в которой он живёт.)

- О чем будем говорить? О какой родине?

- Сформулируйте тему нашего занятия.

- Что бы вам хотелось узнать по этой теме?

Часть вопросов мы рассмотрим сегодня, а часть на следующих занятиях.

2. Работа по теме классного часа.

- Ребята, я бы хотела, чтобы вы хором прочитали стихотворение:

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

- Что такое Родина для каждого из нас? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте послушаем еще одно стихотворение.

Ученик 1:      Что мы Родиной зовем?

                     Дом, где мы с тобой растем,

                     И березки у дороги,

                     По которой мы идем.

Ученик  2:  Что мы Родиной зовем?

                    Солнце в небе голубом

                    И душистый, золотистый

                    Хлеб за праздничным столом.

- А сейчас подумайте, что значит Родина для вас. Скажите, как понимаете слово «РОДИНА»?

Игра с мячом.

Учитель бросает мяч детям по порядку и говорит: «Родина – это…». Дети ловят мяч и отвечают одним словом (лес, поле, небо, река, дом, улица, родители, друзья и др.)

Вывод: Родина – это страна, в которой мы живем;

- это город или село, в котором мы живем;

- это дом, в котором живет каждый из нас;

- это люди (родные и друзья), которые нас окружают.

- Дорогие ребята! Мы родились в стране, которая называется Россией.

Мы – россияне! Россия – огромная страна.

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до теплых рек

Раскинулась она.

Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми. Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. На территории нашей страны могли бы целиком поместиться такие материки, как Австралия и Антарктида.

- Каждая страна имеет свою символику. Символы Российской Федерации вы знаете. Расскажите о них.

     Белый цвет - символизирует благородство и откровенность;

     Синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие;

     Красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.

- Но Россия – это наша большая Родина. А у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – родная улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

“Малая Родина”

- Наша малая Родина – Башкортостан – это земля, которая очень богата природными ресурсами и, конечно, выдающимися людьми.

В Государственном флаге Республики Башкортостан зеленый цвет означает свободу, вечность жизни; белый - миролюбие, открытость, готовность к взаимному сотрудничеству народов Республики Башкортостан; синий - ясность, добродетель и чистоту их помыслов. Цветок курая - символ дружбы, семь его лепестков, расположенных в центре белой полосы, символизируют семь родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.  

III. Физминутка

На зарядку солнышко поднимает нас –

Поднимаем руки мы по команде «раз»,

А над нами весело шелестит листва –

Опускаем руки мы по команде «два».

- Ребята, если мы скажем, что живем в России в Башкортостане, то, наверное, будет очень трудно найти наш родной уголок. Давайте уточним наш адрес:

мы проживаем в России, Башкортостане, Зианчуринском районе, селе Исянгулово.

И мы можем сказать, что для нас малая Родина – это село Исянгулово.

- Что вы знаете о своем селе?

- Я вам покажу разные фотографии, а вы скажите, где находится это место.

ИГРА «Узнай достопримечательность с. Исянгулово»

- Какой вы хотите видеть свою малую Родину? Что для этого надо делать?

Вывод: Каждому человеку нужно любить и беречь свою малую Родину, тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной.

3. Задание по выбору:

    а) Вырезать рисунки (голуби, облака, цветы).

    б) Обвести свои ладошки на лист бумаги, вырезать рисунок.

На доске оформляется композиция: земной шар с выделенной на нем территорией России. Ладони детей снизу и сбоку поддерживают Землю. Вокруг голуби и цветы.

  - Что символизирует получившийся рисунок?

IV. Подведение итогов.

- Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы живете. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ.

4. Составление пословиц о любви к Родине.

НА ДОСКЕ

Игра «Колечки» - на деление класса на группы (на 4-5 человек)

Каждой группе дается задание: составить и объяснить пословицу о Родине и любви к Родине.

Если дружба велика, тот и герой.

Кто за Родину горой, будет Родина сильна.Родина – мать, Родине служить. Жить- , умей за неё постоять.Человек без Родины, там и пригодится.Где кто родится, что соловей без песни.

Рефлексия.

- Скажите, о чем мы сегодня говорили? Что нужно делать каждому, чтобы наша Родина процветала?

V. Домашнее задание на смайликах:

 - Каждый человек желает своей Родине всего самого наилучшего. А что вы пожелаете нашей стране, селу, школе?

-  Напишите дома свои пожелания на листе бумаги и опустим их в «Ящик пожеланий».

*1) Что мы Родиной зовем?

*2) Дом, где мы с тобой растем,

*3) И березки у дороги,

*4)  По которой мы идем.

*5) Что мы Родиной зовем?

*6) Солнце в небе голубом

*7) И душистый, золотистый

*8) Хлеб за праздничным столом.

Малая Родина

- 1) Малая Родина –

- 2) Островок земли.

- 3) Под окном смородина,

- 4) Вишни расцвели.

- 5) Яблоня кудрявая,

- 6) А под ней скамья –

- 7) Ласковая малая

- 8) Родина моя!

infourok.ru

Конспект урока по Окружающему миру "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА"

УРОК ПО ТЕМЕ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.

Задачи:

Образовательная: Обобщить понятия: Родина, малая родина.

Развивающая: Развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.

Коррекционная: Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков.

Воспитательная: Воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родине.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, презентация; карта России, карта Ульяновской области, флаг и герб Ульяновска; карточки слов пословиц; Листы для рисования.

1. Организационный момент

Учитель здоровается с детьми, приглашает занять свои места.

2. Сообщение темы. Целевая установка

Дорогие ребята! Обратите внимание на слайд. Прочитайте тему занятия. Мы сегодня будем с вами говорить о Родине. О малой родине. Что человек называет своей Родиной?

(Слайд 2)

В какой стране мы с вами живем? Гражданином какой страны вы являетесь? Как называется столица нашей Родины? Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.

(Слайд 3)

Россия – самая большая страна на свете. Границы России проходят и по суше, и по морю. Наша страна очень красива и богата. Все это наша Родина.

(Слайд 4-5)

А как называется город, в котором мы живём? Ульяновск — это только часть нашей огромной страны. Образован наш город 19 января 1943 года указом Президиума Верховного Совета СССР.

Улья́новская о́бласть — субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа. Административный центр — город Ульяновск.

Регион граничит: с Самарской областью на востоке, с Саратовской на юге, с Пензенской областью и Мордовией на западе, с Чувашией и Татарстаном на севере. Ульяновская область включает в себя: Ульяновск и Димитровград.

(Слайд 6-7)

Административное устройство.

Территория —37,2 тысячи кв.км. По территории она занимает 59 место в России. Река  Волга делит территорию области на возвышенное Правобережье (занята Приволжской возвышенностью (высота до 363 м) с выходящими к Волге Ундорскими, Кременскими и Сенгилеевскими горами и низменное  Левобережье (Заволжье).

Население — 616 672 жителя.

Заселение Среднего Поволжья людьми по данным археологической науки произошло более 100 тысяч лет назад.

О присутствии людских коллективов в Ульяновском Поволжье в эпоху палеолита свидетельствуют отдельные стоянки и местонахождения орудий из камня и кости, обнаруженные в устье р. Черемшан на полуострове Тунгуз, на побережье Волги в районе Ундоровского курорта.

(Слайд 8)

Флаг Улья́новской области является официальным символом Ульяновской области Российской Федерации. Утверждён 26 декабря 2013 года.

В лазоревом поле серебряная колонна с фигурной капителью и базой на постаменте, увенчанная Императорской короной с лазоревыми лентами, отходящими в стороны.

Щит увенчан золотой земельной короной особого вида (с самоцветами на обруче и о трёх видимых зубцах в виде листьев аканта, перемежаемых двумя видимыми меньшими зубцами с жемчужинами).

Щитодержатели – золотые львы, из которых правый держит три золотых колоса в левой передней лапе, а левый – меч того же металла в правой передней лапе, и показанная ниже щита серебряная чайка, летящая вправо и касающаяся щита воздетыми и распростёртыми крыльями; подножие подо львами – золотые дубовые ветви, положенные отвлечёнными концами накрест. Девиз «ОПОРА ДУШИ И ДЕРЖАВЫ» начертан лазоревыми литерами на золотой ленте.

- Что называют своей малой родиной? Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?

(Слайд 9)

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки?

Наверное, все это и есть родина, то есть родное место. То есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это и есть наша малая Родина.

(Слайд 10)

Это слово я записала два раза. В чём их различие?

Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?

- Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?

(Слайд 11)

Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.

(Слайд 11)

- Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят.

Родина – это земля, государство, где человек рождается. Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род». (Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)

(Слайд 12)

РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.

РОДИЧ – родственник, член рода.

РОДНЯ – родственники.

РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.

НАРОД – нация, жители страны.

Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.

(Слайд 13)

А сейчас я предлагаю вам рассказать о своих родственниках, своей семье, своей малой родине.

(Слайд 14)

5. Игра «составь пословицу»:

Родина – мать, Родине служить. Родина-мать, умей за нее постоять. Родина любимая, что мать родимая.

Итог: Россия- это большая Родина, страна в которой мы живем. Но у каждого человека есть еще и «малая родина»- это место, где ты родился, живешь, твой город.

Прослушивание песни о Ульяновске. Рисование своей малой родины.

globuss24.ru

Конспект урока с презентацией "Моя малая родина"

МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

Цель:

способствовать формированию представлений учащихся о малой родине;

способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, интереса к истории малой родины;

содействовать развитию классного коллектива.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы урока. (клип)

Родина - слова не знаю чудесней,

В нем наши сказки и славные были,

Дедов далекие грустные песни,

Те, что и мы до сих пор не забыли.

Родина – это земля у порога,

Где ты впервые узнал свое имя.

Родина – это большая дорога,

Та, по которой пойдешь ты с другими!

- Какое главное слово в этом стихотворении?

- А что такое – родина?

- Как называется страна, где мы живём? (Россия)

Ребята, посмотрите на карту Российской Федерации.

Какая у нас большая страна!

Можем ли мы называть Россию своей Родиной? ( Да)

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним - тайга по нраву, другим - степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один черкеску носит, другой надел халат.

Один- рыбак с рожденья, другой - оленевод.

Один-кумыс готовит, другой - готовит мёд.

Одним – милее осень, другим - милей весна,

А Родина Россия у нас у всех одна.

Учитель:

Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией! Вы – россияне! Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Россия располагается сразу и в Европе и в Азии.

Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревенька, для других – городская улица и уютный зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая Родина у каждого своя!

Малая Родина.

Малая Родина –

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья –

Ласковая малая

Родина моя!

- У слова родина есть родственные слова – род, родился.

- А где вы родились?

Это и есть ваша малая родина.

- Что вы знаете о нашем городе? (рассказы детей)

- Ребята, а кто знает, как возник наш город?

Давайте познакомимся с историей нашей малой родины - городом Октябрьским.

Презентация

Творческая работа

Каждый человек желает своей Родине всего самого наилучшего. А что вы пожелаете нашей стране, городу, школе?

Напишите свои пожелания на листе бумаги и опустите в « Ящик пожеланий».

Задание по выбору:

а)Вырезать рисунки (голуби, облака, цветы).

б)Обвести свои ладошки на лист бумаги, вырезать рисунок.

На доске оформляется композиция: земной шар с выделенной на нем территорией России. Ладони детей снизу и сбоку поддерживают Землю. Вокруг голуби и цветы.)

- Что символизирует получившийся рисунок?

Творческое задание: «Чем вы гордитесь?»

Нарисуйте то, чем вы гордитесь в своём городке? Расскажите, где бы вам хотелось побывать в каникулы? Почему?

ИТОГ УРОКА.

Упражнение: «Всё прекрасное планете сохраним»

Дети рассказывают, что они сохранили бы на нашей планете Земля.

  • Чистый воздух

  • Прозрачные реки

  • Цветущие поляны

  • Колосящиеся луга

  • Вековые леса

  • Птиц и зверей

  • Родники и озёра

Сегодня у нас очень важная встреча с вами, дорогие ребята! Мы должны будем с вами обсудить и принять «Правила настоящего гражданина», который не будет

  • Людям досаждать;

  • Дом и город обижать;

  • В квартире прыгать и скакать;

  • Громким голосом кричать;

  • Дверь ногою открывать

  • В лифте кнопками играть;

  • И на стенах рисовать;

  • Сор на улице бросать;

  • Правила движенья выполнять.

kopilkaurokov.ru

«Моя малая Родина» » Воспитателям.ру

Автор: Привалова Е.Н., воспитатель, первой квалификационной категории, МОУ Толбухинская СШ

Цель: Сформировать чувство любви к своей малой Родине

Задачи:- Образовательные: Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина, - это то место, где он родился, и где прошло его детство- Воспитательные: Прививать любовь к родным местам, учить видеть прекрасное вокруг себя, вызывать желание больше узнать о своём крае- Развивающие: Развивать связную речь, логическое мышление, закрепить навыки рисования разными изобразительными материалами.

Материал:Демонстрационный: Мультимедийная презентация «Наше село: вчера, сегодня, завтра…»,Фотографии старинных видов села, современных видов Толбухина.Раздаточный: фломастеры, цветные карандаши, краски, листы формата А4

Предварительная работа: Экскурсия по селу Толбухино, экскурсии в музей Ф.И. Толбухина, краеведческий музей, чтение стихов о малой Родине, рассматривание фотографий, встречи со старожилами.

Ход занятия:Воспитатель: В большой стране у каждого человека есть своя маленькая Родина, - это город или деревня, где он родился. Из множества маленьких родных уголков состоит наша общая великая страна .(назовите главный город нашей страны…)Дети, а что мы называем родиной? (место, где родились, живём, ходим в детский сад) Правильно!У каждого из нас есть малая Родина, - тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом. Где бы человек ни жил, он всегда вспоминает свою малую Родину, потому, что это место останется навсегда в его сердце как самое лучшее и любимое.«Малая Родина –Островок земли –под окном смородина,вишни расцвелияблоня кудрявая,А под ней скамья,Ласковая, малаяРодина моя!»Наша малая Родина – село, в котором мы живём. Как называется наше село? (Толбухино). Если любишь своё село и гордишься им, надо знать его историю. И сейчас мы поговорим о истории нашего села.Наше село очень старинное. Первые сведения о нём известны ещё в грамоте царя Ивана Васильевича Грозного более четырёхсот лет назад. Раньше наше село называлось Давыдково, якобы в честь местного разбойника Давыдки, орудовавшего в этих краях.Село было большое, богатое, купеческое. Каждую пятницу здесь проводились ярмарки, на которые съезжались люди, чтобы купить или продать товары6 сено, мёд, хлеб, молоко и т.д. Также были в селе кожевенные заводы, свой кирпичный завод, мельницы, целая улица кузниц… Украшением села были две церкви: Троицкая и Воскресенская, наполнявшие сельский воздух по праздникам своим малиновым звоном. Сельские крестьяне летом работали в поле, а на зиму, после Покрова, уходили на работу в город до самой Пасхи, и там занимались украшением лепниной домов. По легенде, давыдковские лепщики украшали Волковский театр в Ярославле и Зимний дворец в Петербурге. Женщины нашего села славились как белошвейки и танцовщицы, а любимым их танцем была Давыдковская кадриль. В одной из наших церквей был крещён маленьким мальчиком Федя Толбухин. Здесь он и учился, а затем, когда стал прославленным полководцем, не забывал своей малой родины. Переписывался со школьниками, помогал колхозу; а после его смерти село стало гордо носить имя великого земляка – Толбухино.И сейчас жители села очень чтят, берегут его историю, помнят имена своих земляков и бережно относятся к памяти маршала, которая хранится и в его музее.

Родину называют матерью, потому, что она кормит своим хлебом, поит своими водами и защищает от врагов. В народе много сложено пословиц и поговорок о Родине, сейчас я начну вам, Ребята, их читать, а Вы продолжите….• На чужой стороне и весна…(не красна)• Одна у человека мать, - одна у него и … (Родина)• Человек без Родины, что соловей без… (песни)• Жить – Родине …(служить)

А сейчас мы немножко поиграем. Игра называется «Путешествие по памятным местам».Когда мы с вами ходили на экскурсию, мы посетили все памятные места, фотографировались, я рассказывала историю возникновения этих мест. А теперь давайте вместе вспомним о них.

( открытки памятных мест, рассматривание, рассказ)А теперь расскажите о своём селе, но не словами, а с помощью красок, карандашей, фломастеров. Постарайтесь сделать это так, чтобы рисунок получился живописным и красочным.(Рисование на тему «Моё Село» под расслабляющую, спокойную музыку. Оформление выставки. Рассматривание созданных детьми рисунков. Рефлексия, анализ)

vospitateljam.ru

Урок «Моя малая Родина»

Моя малая Родина

Презентацию книги для учащихся младших классов подготовила библиограф С. А. Мусихина

Светлана Анатольевна – библиограф Детской библиотеки г. Ишима

Муниципальное автономное учреждение культуры

«Ишимская городская централизованная библиотечная система»

Оформление: книжно-иллюстративная выставка «Мир национальностей» Медиапрезентация – « Презентация «Моя малая Родина – Приишимье: в семье многонациональной»

Цель - Знакомство с новой книгой и расширение знаний учащихся о родном крае и национальностях проживающих в Приишимье.

Задачи - воспитание бережного отношения к малой родине и любви к родному дому.

СЦЕНАРИЙ

Слайд № 1

Здравствуйте, друзья! Мы безмерно рады видеть Вас  в нашем уютном читальном зале Центральной детской библиотеки.

Слайд № 2

Россия - огромная страна. Это наша большая Родина. Она занимает самую большую и обширную территорию от Европы до Азии. Только в нашей стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики. Бескрайни и широки просторы нашей страны. Недели не хватит, чтобы проехать на поезде от восточной ее границы до западной. Но у каждого из нас есть и малая Родина - это то место, где мы родились. Малая родина - это где ты родился, место, где твой родной дом, друзья, город, край, в котором мы живем.

Слайд № 3

Чтобы знать, кто живет рядом с тобой, какой он национальности, каковы его обычаи. О национальностях можно прочитать много разных книг. Недавно в издательстве «Тюменский издательский дом» вышла детская книга - «Моя малая Родина - Приишимье: в семье многонациональной».

Много людей трудились над этим изданием и эти люди у нас в гостях. Наше знакомство с этим изданием мы предлагаем начать с видеоролика.

Слайд № 4

Слайд № 5

Население Приишимья , по итогам переписи 2010 года, составляет более двухсот тысяч человек и здесь живут представители более 30 национальностей.

Слайд № 6

Информация о этих национальностях представлена в этой книге. Идейным вдохновителем был генеральный директор «Тюменского издательского дома».

Слайд № 7

Нашу страну населяют люди разных национальностей. У каждого народа свой язык, свои песни, музыка, культура, обычаи и обряды. Рассказы о национальностях в книге расположены, исходя из численности каждого народа, проживающего на территории Приишимья по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года. Самыми многочисленными, после русских, являются - казахи, немцы, татары, украинцы.

Слайд № 8

Листая страницы книги, мы можем узнать о флаге, гербе, столице той или иной национальности. Книга знакомит с выдающимися личностями, оставившими яркий след в истории своего народа. В издании, в доступной форме, есть информация о народных обычаях и костюмах

Слайд № 9

А еще мы можем узнать, как на разных языках звучат дорогие всем нам слова - родина, мама, счастье, мир, мудрые пословицы и поговорки. Так украинская пословица гласит "В свой край каждого человека тянет". "Прокричит петух или нет, а рассвет наступит" утверждают селькупы. Азербайджанская поучает «Сначала перейди арык, а потом кричи: "Молодец" (азерб.), очень похожая на «Не кажи - гоп, пока не перепрыгнешь».

Слайд № 10

В книгу помещены работы школьников, причем большинство из них -ученики младших классов из разных районов Приишимья, а также учащиеся из автономных округов Тюменской области. По просьбе издания в школах были организованы конкурсы сочинений и рисунков.

В этом конкурсе приняли участие более 400 учащихся. В книгу вошли три работы учащихся города Ишима, на тему: «Я в окружающем мире»:

Слайд № 11

Учащаяся школы № 8, написала сочинение на тему: «В семье многонациональной», и ее рассказ посвящен дружной армянской семье.

Слайд № 12

Учащийся школы № 29 писал сочинение на тему «Мои друзья», где описал чем он занимается с друзьями в свободное время.

Слайд № 13

Учащаяся школы № 12 посвятила свое сочинение знаменитым людям оставившим след в истории нашего города.

Слайд № 14

Конечно у каждого народа свой уклад, обычаи, традиции, которые передаются из поколения в поколение. И куда бы не занесла судьба человека, он старается сохранить свою национальную культуру.

Слайд № 15

После знакомства с информацией о национальности, можно прочитать народную сказку, которая не велика по содержанию, но смысл в ней заложен очень большой. Все сказки в этом издании иллюстрированы. Над рисунком каждой сказки работали художники из города Тюмени.

Слайд № 16

А иллюстрации к пословицам рисовала преподаватель художественной школы города Ишима

Слайд № 17

Листая книгу мы увидим не только иллюстрации художников, но и рисунки ребят, которые приняли участие в конкурсах и их работы помещены в эту книгу.

Это такие рисунки как:

Слайд № 18

- «Застывшая музыка ушедших времен» - ученицы общеобразовательного лицея им. Лукьянец.

Слайд № 19

Пейзаж учащейся школы № 8.

Слайд № 20

Рисунок «Подсолнухи» учащаяся школы №12.

Слайд № 20

Печатное издание дополнено - DVD- диском, на котором записаны все сказки, опубликованные в этой книге. Поэтому книгу можно не только читать, но и слушать. Сказки «оживлены» и музыкально оформлены национальными мелодиями стараниями ишимских звукорежиссеров учреждения культуры «Объединение городской культурный центр».

Каждый народ свои традиции, обычаи передает через сказку. Предлагаю посмотреть селькупскую сказку о хитром Ича и глупом князе Корсэ.

Слайд № 21

Слайд № 22

Издатели собрали в этой книге малоизвестные национальные народные сказки. Эти сказки читают сотрудники учреждения культуры «Объединение городской культурный центр».

Слайд № 23

На сказках книга не заканчивается. В конце издания авторы проекта поместили страницу «Моя семья». Здесь можно поместить фотографии своих близких людей, и вписать какие праздники и обычаи есть в вашей семье. Так же узнать какие представители национальности есть в вашей родне. Узнать о правилах дружбы и поделится планами на будущее.

Можно нарисовать рисунок или написать рассказ на эти темы. Закончить нашу встречу я хочу видеороликом «Моя Россия»

Слайд № 24

Слайд № 25 Малая РодинаPPSX / 19.07 Мб

xn--j1ahfl.xn--p1ai


Смотрите также