Конспект урока по изобразительному искусству "Холодные и теплые цвета". Урок рисования на тему теплые и холодные цвета


Конспект урока по изобразительному искусству "Холодные и теплые цвета"

Конспект урока изобразительного искусства для 2 класса

Тема: Холодные и теплые цвета

Раздел: Как говорит искусство

УМК: Школа России

Цель: Расширить представления о теплых и холодных цветах, об их значении в создании художественного образа.

Задачи: 1) учить получать как можно больше теплых и холодных цветов путем насыщения цвета желтой или синей краской, достигать контраста;

2) развивать творческие способности, фантазию, совершенствовать технику работы с графическими материалами;

3) воспитывать интерес к урокам изобразительного искусства.

Используемая литература:

Б.М. Неменский Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1-4 классы. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

О.В. Островская Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл.: пособие для учителя. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

http://zagadki.info/zag/zhar-ptitsa.html

Оборудование: презентация, рабочая тетрадь, цветовой круг, гуашь, кисти.

Ход урока

  1. Организационный момент

-Добрый день , 2-ой класс,

Мне приятно видеть вас

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг, другу улыбнитесь!

Молодцы, теперь садитесь!

2.Самоопределение к деятельности

-Посмотрите на картину Ивана Айвазовского «Черное море». Какое настроение она у вас вызвала? (Тревогу, грусть, печаль)

-Почему эта картина создает такое настроение? (Использованы мрачные, темные краски)

-А теперь посмотрим на картину Ван Гога «Красные виноградники». Какие чувства она у вас вызывает? (Торжество, радость, тепло)

-Какие краски помогают нам это почувствовать? (Красные, желтые, оранжевые)

-Почему у этих картин разное настроение? (Использованы разные цвета)

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О цветах, о настроении, которое они могут создавать)

  1. Работа по теме урока

-Живут на свете две девочки-подружки – девочка Снегурочка и девочка Весна. Каждый год они встречаются, когда на смену холодной зиме приходит нежная и теплая весна. На память людям о своей дружбе девочки составляют разноцветный ковер. Среди множества красок, которыми работают девочки, у каждой из них есть своя самая любимая, самая волшебная.

У Весны – желтый, теплый, солнечный луч, а у Снегурочки – синяя или голубая льдинка. С помощью этих красок они могут каждый цвет превратить либо в холодный, заморозить его, либо в теплый, согреть. Солнечные цвета всегда сравнивают с солнцем и называют теплыми, а холодные – со льдом и называют холодными.

Работа с цветовым кругом.

У девочек-подружек есть еще один секрет: расположенные рядом теплые и холодные цвета помогают друг другу звучать громче, ярче, сочнее. Но существует между ними и спор. Они никак не могут решить, как же назвать зеленый цвет – теплым или холодным, ведь он состоит их теплого – желтого и холодного – синего цветов. Если в зеленом окажется больше синей льдинки Снегурочки, он станет холоднее, но если Весна постарается и в синий опустит большой желтый луч – зеленый цвет станет теплее. Все познается в сравнении!

  1. Подготовка к практической работе

-Отгадайте загадку.

Сладкий яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем,

И светло вокруг, как днем. (Жар-птица)

-В какой сказке можно встретить жар-птицу? (Конек-Горбунок)

-Представьте перо жар-птицы, которое осталось в руках у Ивана, когда она вырвалась. (Учащиеся представляют пылающее перо, сияющее оттенками желто-оранжевого и красно-оранжевого цветов)

-Яркость теплых цветов волшебного пера усилятся, если расположить его на фоне холодного неба.

Учитель демонстрирует этот контраст краской на бумаге, прикрепленной к доске.

-Холодные цвета также обретут еще большую выразительность от того, что будут находиться около теплых. Холодное небо с оттенками синих, голубых и фиолетовых словно зажигает теплое пятно.

-Сегодня вы попробуете передать борьбу теплых и холодных цветов в своем рисунке, изображая перо жар-птицы. Используйте свои знания, которые получили на уроке. В конце урока мы сделаем выставку ваших работ, посмотрим какие цвета вы использовали, какой рисунок получился у вас.

  1. Практическая работа

Выполнение учащимися работы в рабочей тетради стр.35

6. Анализ работ, оценивание

Несколько учеников выходят к доске, демонстрируют свою работу, комментируют ее.

-Ваши работы замечательные. Вы все использовали в своих рисунках и холодные, и теплые цвета.

7. Итог урока

-О чем мы говорили на уроке? (О холодных и теплых цветах)

-Какие цвета относятся к теплым? К холодным? (ответы детей)

-Для чего в работе нужно использовать эти цвета? (Чтобы передавать разное настроение, дополнять один цвет другим, делать работу выразительной)

8. Домашнее задание

Подумать, где еще в природе встречается борьба теплых и холодных цветов, в каком времени года больше выражен контраст теплых и холодных цветов.

3

multiurok.ru

Конспект урока на тему "Цвет. Теплые и холодные цвета."

Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе по теме: «Цвет. Теплые и холодные цвета».

Цель деятельности педагога.

Развивать представления учащихся об искусстве, о природе цвета, вырабатывать умение подбирать цвета, владеть основами изобразительной грамоты. Создание условий для эмоционального восприятия цвета, как средства образной выразительности в изобразительном искусстве.

Цели и задачи урока

Художественно-творческие: формировать универсальные умения: дифференцировать и обобщать знания о группах цветов, таких, как основные и составные цвета, теплые и холодные цвета. Развивающие: развивать эмоциональную сферу детей; художественно-образное, творческое мышление детей; художественный вкус. Развивать умение выражать свои творческие замыслы. Воспитательные: формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач. Воспитывать аккуратность и трудолюбие. Здоровьесберегающие: создание благоприятных условий для сохранения здоровья учащихся на уроке.

Планируемые результаты

Предметные: (объём освоения и уровень владения компетенциями) закрепить знания о тёплых и холодных цветах, развивать творческое воображение, уметь применять данные цвета в своих работах, поощрять творческую инициативу, вырабатывать умение работать восковыми мелками и акварелью.

Метапредметные: (компоненты культурно - компетентностного опыта /приобретённая компетентность) учащиеся учатся отвечать на вопросы, слушать собеседника, оценивать свои достижения на уроке.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. Умение применять полученные знания на практике.

Тип урока

Повторение пройденного материала. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования.

Основные понятия и термины

Цветовой круг. Ахроматические и хроматические, основные и составные, тёплые и холодные цвета. Нетрадиционная техника: восковые мелки + акварель.

Образовательные ресурсы

Учебное пособие для педагогов «Рисование 1», «Рисование 2», г. Екатеринбург, «У-Фактория»,1998;

Цвет и как его использовать, Уильям Ф.Пауэлл, Москва, «Издательство Астрель», 2006.

Наглядно-демонстрационный материал

Плакат «Цветовой круг», детские работы. Образец педагогического рисунка, выполненного на уроке.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Технология системно-деятельного подхода. Методы активного обучения: проблемный, исследовательский, поисковый. Методы: вербальный, наглядный. Эвристическая беседа.

Оборудование

Бумага, акварельные краски, кисти, восковые мелки

Организационная структура урока.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность педагога

Деятельность учащихся.

Формы организации взаимодействия на уроке.

Универсальные учебные действия (УУД), способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

Промежуточный контроль

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка уч-ся к повторению пройденного материала

Проверяет готовность учащихся к уроку

Настрой на работу, слушают учителя.

Фронтальная

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Личностные:

имеют желание учиться, эмоционально-положительный настрой, понимают значение знаний для человека.

Устные ответы

5 мин.

II.

Повторение пройденного материала

Вступительная беседа

Учитель предлагает определить тему урока.

- Ребята, давайте, вспомним: Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Учитель на доске пишет тему, которую определили дети.

- Правильно, молодцы! Цвет - одно из самых выразительных средств в искусстве. Мы узнали, что цвета делятся на группы.

- Правильно! Давайте, вспомним, какие цвета находятся в цветовом круге?

- А, по признакам, какие бывают цвета?

- Правильно!

Учитель дописывает тему на доске.

- Сегодня мы повторим понятие холодных и теплых цветов.

Учитель показывает на плакате цветовой круг.

- Правильно! А давайте, вспомним, какие цвета могут быть и теплыми и холодными?

- Молодцы! Теплые и холодные цвета, как мы видим, вещь относительная. А, как вы думаете, почему?

- А, как вы, думаете, можно ли, например, на красном фоне рисовать красным цветом, или на синем фоне синим цветом?

- Молодцы! Ребята, нам очень важно усвоить знания о цветовом круге, чтобы в дальнейшем правильно использовать теплые и холодные цвета в своих рисунках.

- А, теперь мы с вами создадим свои картины, используя теплые и холодные цвета. Но будем выполнять работу с помощью нетрадиционной техники рисования восковыми мелками и акварелью. В этой технике нужно начинать рисунок с деталей, нарисовав их восковыми мелками, а потом заканчивать акварелью.

Учитель знакомит ребят с новой техникой на примере практической работы.

Учитель показывает и объясняет, как правильно выполнять работу восковыми мелками и акварелью.

Разделив лист на две равные части, учитель рисует «холодные» весенние цветы на теплом фоне, и «теплые» весенние цветы на холодном фоне.

Вначале рисунок весенних цветов выполняют восковыми мелками, а потом поверх рисунка весь лист закрашивают акварельными красками.

- Внимание, сейчас вы увидите волшебное явление. Я закрашиваю весь лист поверх восковых мелков, но рисунок не исчезает под акварельными красками. А, что же происходит?

- Молодцы!

Участвуют в коллективной беседе, отвечают на вопросы.

- Мы проходили тему: Цвет.

Ученики дополняют учителя.

- Основные и составные цвета.

- Хроматические цвета.

- Теплые и холодные.

Учащиеся называют холодные цвета: синий, голубой.

А теплые цвета: желтый, оранжевый, красный.

- Зеленый и фиолетовый.

Учащиеся объясняют, что, фиолетовый цвет относится к составным цветам. Он состоит из красного и синего цветов. И, если при смешивании цветов добавить больше теплого - красного, то фиолетовый цвет будет теплым. А, если добавить больше холодного - синего, то будет холодным. Тоже происходит и с зеленым цветом, который состоит из теплого - желтого и холодного - синего цветов.

Учащиеся отвечают.

- Нет, нельзя, они будут сливаться с фоном.

Ученики дополняют ответ.

- Чтобы цвета не сливались, а выделялись, надо правильно их сочетать. Теплые цвета не потеряются на фоне холодных цветов, и, наоборот, холодные на фоне теплых цветов.

Ученики эмоционально откликаются.

- Акварель не ложится поверх восковых мелков, потому, что воск имеет свойство отталкивать воду.

Фронтальная

Личностные:

имеют мотивацию учебной и творческой деятельности

Познавательные:

составляют произвольно речевое высказывание в устной форме, построение логической цепи рассуждений. Самостоятельное формулирование познавательных целей.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу, управляют своими эмоциями.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, активно слушают и сотрудничают с учителями и одноклассниками.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Совместно рассуждают и находят ответы на вопросы.

Устные ответы

15мин.

III.

Творческая работа.

Организация рабочего места.

Самостоятельная работа.

Творческая практическая деятельность.

Учитель предлагает.

- Попробуйте эту технику. Уверяю вас, что она доставит вам много положительных эмоций.

Учащиеся выполняют творческое задание, по ходу задают вопросы, чтобы уточнить выполнение работы.

Практическое применение полученных знаний и умений

Индивидуальная.

Регулятивные:

контроль и самоконтроль, сравнение результата способа действий с эталоном.

Личностные:

нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания.

Самоопределение. Коммуникативные:

согласовывают усилия по достижению цели и решению поставленных задач.

Выполнение работы

15мин.

IV.

Итог урока.

Рефлексия.

Выставка работ учащихся.

Подведём итоги работы.

-Мы с вами сегодня повторили полученные знания о теплых и холодных цветах и познакомились с нетрадиционной техникой рисования восковыми мелками и акварелью.

- Скоро приближается весенний праздник.

- Я предлагаю вам доработать рисунок, вставить в рамочку и подарить мамам, бабушкам, сестрам, тетям. Ведь работа, выполненная своими руками с душой, намного больше ценится, чем купленная в магазине.

Учитель показывает оформленный рисунок в рамке.

Рассматривают работы, оценивают их.

Определяют своё эмоциональное настроение.

Дети дополняют.

- 8 марта, Международный женский день.

Дети позитивно воспринимают предложения учителя и эмоционально откликаются.

Регулятивные:

оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе.

Личностные:

самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание

причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

5 мин.

infourok.ru

"Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета”

- Здравствуйте ребята, меня зовут Ирина Александровна. Очень рада вас видеть! Сегодня урок изобразительного искусства буду вести у вас я. На классной доске написано мое имя и отчество.

Прежде тем, как начать урок давайте посмотрим, все ли материалы и принадлежности вы принесли. Сегодня нам понадобятся: гуашь, крупные и мелкие кисти, альбом, бумага.

На прошлых уроках мы говорили о теплых и холодных цветах. Вам уже известно, что любой цвет можно изменить, превратив его в более холодный или более теплый, что с помощью цвета можно передать различные настроения.

А сегодня совершим путешествие в страну звуков и цвета, и вы узнаете, что

цвет может звучать, а звук может создавать ощущение цвета.

Теперь изучим звучания цветов, получаемых в результате смешения основных цветов с черной и белой краской.

- Какие краски мы называем основными, главными? (красные, желтые и синие)

В смешении с черным настроение можно охарактеризовать как тревожное, грозное. В смешении с белой оно становится нежным, звонким и радостным. Если же смешать любой цвет с серой краской, он приглушится, станет незаметным и грустным, словно наполнится туманом.

Послушайте сказку.

Целыми днями дым бездельничал в печной трубе.

В один прекрасный день надоело дыму бить баклуши, и он решил что-нибудь сделать, чтобы люди радовались, увидев его работу.

В тот день небо над селом было голубым и чистым. И дым решил, что неплохо бы покрасить его в серый цвет. Увидят люди и скажут: «Смотрите, какое небо серое! Ай да дым, — ай да молодец».

Понравилась дыму такая работа и он решил покрасить крышу. А она такая красная, что просто досада берет. Как это люди могут терпеть такую красную крышу на своих домах? Недолго думая, дым вскочил с трубы и быстро выкрасил крышу. Она стала очень красивой — серой, как мышка. Не успев насладиться своей работой, дым почувствовал: тут что-то не так. Взгляд его уперся в стены дома. Зачем стены белят известкой? Этот белый цвет такой ужасный, смотреть тошно.

Дым соскользнул вниз и покрыл стены дома серой краской. На окошке стояли красные цветы, так он и по ним прошелся кистью, а потом выкрасил и тополек, что рос перед домом, и белье, что сохло во дворе на веревке. Удивительно, сколько мыла переводят на эту стирку. Серая одежда куда лучше белой. Так все стало серым — ни черного, ни синего, ни белого, ни даже зеленого оттенка — все серое.

Увидев такую картину люди так и ахнули.

Какое стало село? (серым)

Какое теперь настроение у людей? (грустное)

- Ребята, послушайте стихотворение Г. Тукай. И скажите, могут ли цвета быть звонкими?

Точно воины, стояли сосны, липы и дубы,

Под сосной – щавель и мята, под березою – грибы,

Сколько синих, желтых, красных там цветов переплелось.

И от них благоуханье в сладком воздухе лилось.

Улетали, прилетали и садились мотыльки,

Будто с ними в спор вступали и мирились лепестки.

- Какое настроение передает вам это стихотворение? (радостное, волнительное, приятное, доброе и т.д.)

- Назовите летние краски? (синие, желтые, красные)

- Какой день описан: ясный или пасмурный? (ясный)

- Какие краски мы возьмем, чтобы нарисовать такую полянку цветов с мотыльками в летний ясный день? (синие, желтые и красные)

- Правильно! Краски солнечного дня – звонкие, сверкающие, чистые.

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).

Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).

Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).

Мы руки поднимаем (руки вверх).

Мы руки опускаем (руки вниз).

Мы руки разведем (руки в стороны).

И побежим кругом (бег).

- Посмотрите на репродукцию картины Н. Рериха «Небесный бой».

- Какие краски смешались в небе? (синие, темно-серые)

- Какие чувства вызывают у вас эти цвета? (страх, угнетение, беспокойство, тревогу)

- Мы можем все эти темные цвета назвать глухими? (можем)

- А теперь посмотрите репродукции картин Н. Ромадина.

- На них уже изображена весна в своем цветении, в самом «соку». Начинается весна – пора света, воды, молодой зелени, свежести, солнечного тепла.

- Какие краски у такой весны? (нежные, чистые, бледные, веселые, грустные, голубые, бледно-зеленые).

Оформляем работу следующим образом:

  1. Отступив со всех четырех сторон листа по 2 см, рисуем по линейке рамку внутри листа.

  2. Затем произвольными линиями «дробим» внутренний прямоугольник на участки – кусочки. «Кусочки» не очень большие и не очень маленькие.

  3. После этого раскрашиваем. Используем каждый оттенок не менее 3-4 раз. В начале несколько «звонких», затем «глухие» (их гораздо больше). Заполняем так весь прямоугольник без пробелов.

- Предлагаю сделать выставку ваших работ.

- Все молодцы!

- Спасибо за работу.

multiurok.ru

Урок 26 Тема: «ОГОНЬ В НОЧИ» («ПЕРО ЖАР-ПТИЦЫ»). ЦВЕТ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ: «ТЕПЛЫЕ» И «ХОЛОДНЫЕ» ЦВЕТА | Поурочные планы по ИЗО 2 класс

Урок 26 Тема: «ОГОНЬ В НОЧИ» («ПЕРО ЖАР-ПТИЦЫ»). ЦВЕТ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ: «ТЕПЛЫЕ» И «ХОЛОДНЫЕ» ЦВЕТА

15.11.2013 14187 0

Вид занятий: живописные упражнения, рисование по памяти и представлению (впечатлению).

Цели и задачи: дать понятие о цвете как средстве выражения: «теплые» и «холодные» цвета, «борьба» цветов; знакомство с цве­товым кругом; закрепление умения пользоваться мазком, линией, пятном, светлотными и цветовыми контрастами как средствами художественной выразительности; развитие эстетического отноше­ния к действительности.

Оборудование   урока: гуашь без белой, черной красок,

альбом.

Зрительный ряд: методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета»; слайды угасающего костра, огня; ре­продукции: И. Шишкин «Перед грозой», «Лес зимой», И. Левитан «Золотая осень», И. Грабарь «Февральская лазурь», М. Врубель «Царевна-Лебедь», Н. Рерих «Снегурочка», Н. Ромадин «Цветущий бугор», «Розовый вечер», «Зимняя луна».

Литературный ряд: загадки по теме.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа о «теплых» и «холодных» цветах. Упражнение.

Выполнение упражнения на освоение «теплых» и «холод­ных» цветов: вспоминаем 7 цветов радуги (пословицу про них).

Целесообразно предложить детям взять краски и зарисовать то, что объяснит учитель.

Этапы выполнения упражнения:

1) Расположить лист альбома горизонтально.

2) Разделить его на три части двумя вертикальными линиями.

3) Слева расположить красную, оранжевую, желтую полосы, плавно переходящие друг в друга.

4) Справа сверху-вниз идут голубой, синий, фиолетовый цвета.

5) В середине зеленая полоса.

6) Наши цвета разделились на три команды. Рассмотрим их.

- Что они вам напоминают?

Слева - огонь, солнце, тепло. Это «теплые» цвета - красный, оранжевый, желтый. Справа - голубой, синий, фиолетовый. Они похожи на холодный ветер, небо, снеговые облака, иней. Это «хо­лодные» цвета. «Теплые» воспринимаются более радостно, активно и возбуждающе, а «холодные» цвета - более грустно. Красный да­рит веселое настроение, праздничность, а синий цвет успокаивает.

- Почему же зеленый цвет остался без названия? Потому что он может быть и «теплым», и «холодным». Как?

Возьмите кисточку и капните желтую краску сверху на полоску зеленого цвета (вверху), а снизу добавьте каплю синего цвета. По­лучилось два новых цвета, оттенков зеленого. Определите, какой оттенок «теплый», а какой «холодный».

Зеленый цвет занимает особые положения среди цветов. Он на­ходится на границе двух групп, и поэтому все зависит от того, ка­кого цвета в нем больше и рядом с каким цветом он стоит. Если в нем больше желтого, то зеленый цвет - «теплый», если синего, то -«холодный». Синий «холоднее» голубого, фиолетовый «теплее» синего, красный «теплее» зеленого, а зеленый - синего. Теплые и холодные качества, как видите, относительные.

Но есть и абсолютные цвета. Например, оранжевый - самый «теплый» цвет, а самый «холодный» цвет - синий. Не случайно они находятся в спектре друг против друга, как полюса у глобуса.

- А как другие цвета можно сделать более «теплыми» или «хо­лодными»?

III. Работа над заданием.

Дети рисуют костер на фоне темного ночного неба. Детям надо почувствовать «борьбу» и напряжение цвета при столкновении «теплого» и «холодного». Прекрасный пример - гаснущий костер, когда на фоне мерцающих холодных углей и неба взвиваются ог­ненные языки пламени.

Во время практической работы краски нужно смешивать прямо на листе или на палитре (если дети испытывают трудности). Черная и белая краски не используются. Заполняя весь лист, можно свободно смешивать краски между собой. Пробелов не оставлять. Костер изображается как бы сверху гаснущий (работа по памяти и впечатлению).

Можно костер поместить в одном углу листа или в центре и по­степенно, от этого пятна, заполнить красками весь лист.

Загадки:

Голубой шатёр

Весь мир накрыл. (Небо.)

По небу лебедь чёрный

Рассыпал чудо-зёрна.

Чёрный белого позвал,

Белый зёрна поклевал. (Ночь, звёзды, день)

Что, дотронувшись едва,

Превращает в дым дрова? (Огонь.)

Чем кончаются как день, так и ночь? (Мягким знаком.)

IV. Итоги урока.

На классной доске прикрепляются выполненные учащимися работы. Учитель отмечает, какие оттенки огня и ночи, тепла и хо­лода удалось отобразить детям, насколько выразительными и удач­ными получились работы.

Оценка работ. Убора рабочих мест.

Домашнее задание: подумать, где в природе еще встреча­ется «борьба» теплых и холодных красок, в каких состояниях при­роды, времен года преобладают «холодные» или «теплые» цвета.

tak-to-ent.net


Смотрите также