Урок ИЗО, 6 класс, на тему "Натюрморт из овощей и фруктов по представлению". Урок рисования натюрморт из овощей


Уроки 5–6 РИСОВАНИЕ НАТЮРМОРТА. КОМНАТНЫЙ ЦВЕТОК И ЯБЛОКО. КОРЗИНА С ОВОЩАМИ

Уроки 5–6Рисование натюрморта. комнатный цветоки яблоко. Корзина с овощами

Цели и задачи: расширить представление детей о жанре натюрморта, ознакомить с работами художников; развивать умения анализировать выразительные изобразительные средства (композиция, рисунок, цвет, линия, свет, мазок), форму сложных предметов, конструкции предметов; закрепить умения в использовании закономерностей линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения; обучать рисовать с натуры доступными графическими средствами; уметь сравнить свою работу с изображаемой натурой; соблюдать последовательность графического и живописного изображения; развивать зрительную память в передаче впечатлений.

Оборудование: акварель, гуашь, палитра, кисти, бумага (А4 – А3), банка для воды.

Зрительный ряд: таблицы и пособия «Этапы рисования с натуры натюрморта», работы учащихся, репродукции, слайды картин: И. Машков «Яблоки и груши», «Бегонии», «Натюрморт с камелией», В. Борисов-Мусатов «Агава», Ф. Толстой «Ветки сирени и канарейка», И. Крамской «Букет цветов. Флоксы», К. Коровин «Розы», А. Куприн «Натюрморт с синим подносом», Г. Теплов «Натюрморт», В. Серов «Девочка с персиками», З. Серебрякова «Завтрак», В. Стожаров «Натюрморт. Лен», К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», И. Грабарь «Хризантемы»; варианты натюрмортов (2–4 предмета):

1) комнатный цветок с крупными выразительными листьями в горшке, яблоко, драпировка;

2) корзина с овощами, драпировка, чайник, яблоко на мелкой тарелке; жостовский поднос, контрастный фон (для яблока, чайника и мелкой тарелки).

Ход урока 5

I. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

II. Повторение изученного материала.

Устный опрос.

– Что такое конструкция предмета? (Строение, устройство.)

– Что такое пропорции предметов и группы предметов (натюрморта) в целом? (Соотношение величин частей предметов, целого предмета и его частей.)

– Какую форму конструкции имеют предметы в натюрморте?

– Чем отличается рисование по памяти от рисования с натуры?

– Что такое перспектива? (Это правила и закономерности изображения предметов, объектов в пространстве, приближение изображения к реальности.)

– С помощью каких художественных средств можно передать объем предметов в рисунке? (С помощью перспективы, светотени, штриха, пятна, а в живописи – мазка.)

– Чего достигает художник с помощью светотени? От чего зависит светотень? (От формы и источника света.)

– Какие градации светотени вы знаете? (Свет, тень, полутень, рефлекс, падающая тень, блик.)

– Какие бывают тени? (Собственные, падающие.)

– От чего зависит форма падающей тени? (От формы предмета.)

– Что такое блик? (Самые светлые места на поверхности предмета, те места, где лучи света падают на него вертикально и отражаются от поверхности.)

– Что такое рефлекс? (Отражение, отсвет от другого предмета.)

– Чем достигается мягкость перехода от тени к свету в законченном рисунке? (Градацией теней, разной их силой, разной силой штриховки, оттенками цвета.)

– Что общего у шара и яблока? Цилиндра и бидона? Призмы и коробки? (Исходная форма.)

– С чего начинаем рисунок? (Расположим лист вертикально или горизонтально – в зависимости от того, как мы видим натурную постановку со своей точки зрения. Наметим высоту и ширину всего натюрморта и отдельных предметов.)

III. Самостоятельная работа учащихся.

1. Предварительная работа.

Учитель. Сегодня вам предстоит выполнить трудное задание: рисовать с натуры группу предметов, а это требует передачи пространственных отношений между изображаемыми предметами. Кроме сравнения конструкции и светотени предметов, нужно провести анализ цвета предметов по тем вопросам, которые мы только что с вами повторили.

Может быть 2 варианта выполнение работы:

Вариант I – гризайль – одноцветная живопись (черно-серо-белая гамма, коричневые оттенки цвета) с разбором светотеневых и тональных соотношений;

Вариант II – живопись в цвете – этот подход сложнее, так как подразумевает не только светотеневую и тональную разработку, но и цветовую.

2. Последовательность выполнения работы.

Учитель напоминает, что работа над рисунком натюрморта представляет собой последовательную работу по этапам:

1) Композиция, то есть грамотное размещение предметов на листе; построение сквозного рисунка каждого предмета, передача его конструкции, пропорций предметов, соотношений по высоте, ширине, соразмерности предметов, расположения их к зрителю (ближе – дальше), перспективных сокращений. Строить форму в рисунке надо так, будто вы видите ее насквозь, как будто она прозрачна. Надо постоянно ощущать весь объем в целом и стремиться передать это ощущение.

Этот этап – графическое решение, линейный рисунок.

2) Первоначальная передача светотеней, цвета.

Тонкими линиями намечаются границы света, полутени, тени, рефлексы, блики, падающие тени. Можно применять художественную линию (разный нажим) для передачи объема предмета и расположения его в пространстве (ближние, передние части предметов изображаются утолщенной линией с постепенным ослаблением к краям (в соответствии с линейной перспективной).

Запрещается рисовать фигуру по контуру (силуэтом).

3) Начальная проработка цветом.

Использовать ослабление и усиление цвета, совмещение способов работы «по сухому», «по сырому», «лессировки», работа с палитрой.

4) Завершение работы. Прорисовка деталей.

На 1-м уроке выполняются этапы 1, 2 и начало 3-го.

hello_html_13171647.png

IV. Итог урока.

Ответы на вопросы:

– В каком жанре живописи мы сегодня с вами работали?

– Для кого из вас эта работа оказалась сложной? Кому в овладении этой техникой нужно еще потренироваться?

Цели: развивать навыки работы живописными материалами; использовать возможности цвета для передачи объема и формы предметов.

Ход урока 6

I. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

II. Работа по теме урока.

1. Беседа о жанре натюрморта; просмотр видеоряда.

Учитель. Продолжим дальнейшее знакомство с жанром натюрморта на примере русской живописи. Зарождение натюрморта как самостоятельного жанра наблюдается в первой половине XVIII в. Художников этого времени привлекала задача точного сходства, которая преобладала в натюрмортах такого типа (недаром их называли «обманками»). Они стремились достичь иллюзорной точности изображения. Наиболее показательны в этом отношении натюрморты Теплова (30-е гг. XVIII в.).

2-я половина XVIII в. почти не знает натюрморта, так как Российская академия художеств признавала натюрморт низким жанром, несамостоятельным, ведущим был мифологический, исторический. В этот период можно отметить лишь натюрморты И. Хруцкого «Цветы и плоды», Ф. Толстого «Ветка сирени и канарейка» и др.

Во второй половине XIX–XX вв. натюрморт занимает все большее и большее место практически во всех жанровых картинах. Достаточно вспомнить такие прославленные картины, как «Больная» В. Поленова, «Девочка с персиками» В. Серова, «За туалетом», «Завтрак», З. Серебряковой. Натюрморт первых десятилетий XX столетия сыграл немаловажную роль в развитии русского искусства. Лучшими представителями этого жанра в дореволюционной России были К. Коровин, И. Грабарь, И. Машков, А. Куприн и ряд других художников, положивших начало отечественной школе натюрморта.

2. Анализ натюрмортов этих художников с точки зрения художественного образа, созданного на картине, средств художественной выразительности.

Вопросы:

– Как художники передают в своих натюрмортах красоту обычных, привычных в быту предметов, цветов, плодов?

– Можно ли по предметам этих натюрмортов сказать что-то об их «хозяине»? Что? (Ответы детей.)

III. Практическое задание.

Окончание работы (3, 4-й этапы).

1. Индивидуальная работа детей под руководством учителя.

Учитель. Во время анализа натуры и в процессе рисования вы должны увидеть красоту обыкновенных комнатных цветов – изящество очертаний ствола, веток, листьев и цветков, их яркую окраску, пропорциональность (гармонию) и попытаться с помощью линий и красок создать художественный образ цветка.

Задание. Выполните живописные упражнения с целью отработки приемов работы кистью, живописных мазков, а также для активизации внимания при смене одного вида творческой деятельности другим.

2. Повторение законов линейной и воздушной перспективы.

1) Все ближние предметы воспринимаются нашим зрением подробно, а удаленные – обобщенно. Для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, а дальние – обобщенно.

2) Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно. Для передачи пространства контуры близких предметов надо делать резче, а удаленные – мягче.

3) На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних. Для передачи пространства удаленные светлые предметы слегка притесняют, а темные – высветляют (особенно в пейзаже).

4) Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся объемными, все дальние – слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими. Значит, для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние – плоско.

IV. Итог урока.

1. Экспресс-просмотр рисунков, анализ их достоинств.

– Кому удалось лучше передать сходство с натурой?

– Выберите лучшие рисунки, выразившие наибольшее сходство с натурой.

2. Уборка рабочих мест.

infourok.ru

Уроки 3–4 ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ НАТЮРМОРТА ИЗ ФРУКТОВ И ОВОЩЕЙ | Поурочные планы по ИЗО 4 класс

Уроки 3–4 ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ НАТЮРМОРТА ИЗ ФРУКТОВ И ОВОЩЕЙ

15.11.2013 12123 0

Вид деятельности: рисование с натуры.

Цели: развивать чувство композиции, умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов; совершенствовать рисунок натюрморта; ознакомить с произведениями художников П. Кончаловского и Анри Матисса; способствовать формированию эстетического отношения к произведениям искусства и действительности.

Оборудование: для учителя – натуральная постановка: овощи, фрукты (2 предмета) на каждой парте, методическая таблица (последовательность  выполнения  натюрморта),  рисунки  учащихся;  для учеников – художественные принадлежности для работы красками.

Зрительный ряд: репродукции картин П. Кончаловского «Персики», «Мясо, дичь и овощи у окна»; «Сирень в корзине»; Виллема Калфа «Фрукты с бокалом на столе, покрытом ковром»; Анри Матисса «Фрукты и бронза».

Литературный ряд: загадки об овощах и фруктах.

Ход уроков

I. Организация класса.

II. Беседа  о  произведениях  художников,  изображавших  натюрморт.

Рассмотрите внимательно репродукции картин.

– Что объединяет эти произведения?

– Знаком ли вам жанр искусства, к которому относятся эти работы?

– Попробуйте назвать главную идею каждого произведения. В чем видите сходство в решении этих работ? Что их отличает?

На уроке пойдет речь о натюрморте. В натюрморте обычные вещи как бы оживают и раскрываются с новой силой.

Натюрморт в переводе с французского – «мертвая природа». Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельное произведение, художественно воспроизводящее домашнюю утварь, музыкальные инструменты, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевленные предметы.

Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России. Голландские мастера выработали строгие схемы и композиционные приемы, определили правила выбора предметов и палитры красок.

Натюрморт выполняет различные функции. Например, декоративный натюрморт, запечатлевая красочность, изящество и пышность природных форм, показывая богатство и роскошь плодов земли и вод, украшает интерьер.

Символический натюрморт, изображая свечи, череп, песочные часы и другие предметы-символы, напоминает о быстротечности человеческой жизни.

Однако мир вещей, который открывается перед нами в разнообразных натюрмортах, не производит впечатления застывшего, мертвого. Напротив, многие из них привлекают нас чувством живой природы, говорят о человеке, об окружающей его среде.

Натюрморт П. Кончаловского «Персики» привлекает нас своей красотой и поэтичностью. Красота и гармония заключены уже в самой композиции натюрморта. В центре круглого стола помещена большая плетеная корзина, доверху наполненная крупными спелыми персиками. Белая миска справа ритмически уравновешивает белое пятно салфетки слева, придает композиции устойчивость.

Сочная зелень листьев красиво сочетается с пушистой золотисто-розовой поверхностью персиков и коричневым фоном. Цветовой контраст смягчает соломенная плетеная корзина. Все предметы переданы объемно. Художник с помощью красок передает красоту обыденных вещей.

А теперь обратите внимание на репродукцию картины Анри Матисса.

С первого взгляда картина Матисса производит наибольшее впечатление своими ничем не замутненными, чистыми и звонкими красками, ясностью своих форм и ритмов.

Натюрморт Матисса в отличие от «Персиков» Кончаловского решен в ярко выраженном контрасте красного, желтого, черного и белого цветов, что придает картине необыкновенную свежесть и солнечное настроение.

Мы рассмотрели художественное изображение натюрморта.

Перед вами располагаются индивидуальные композиции натюрмортов. Но прежде чем приступить к рисованию предметов натюрмортов, давайте разгадаем загадки об овощах и фруктах.

– Какие загадки об овощах и фруктах вы знаете?

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь.)

Без окон, без дверей – полна горница людей. (Огурец.)

Сто одежек и все без застежек. (Капуста.)

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)

На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)

Маленькая печка с красными угольками. (Гранат.)

Тема эта «вкусная» и рисовать ее приятно. Каждый овощ и фрукт имеют свою форму и окраску.

III. Самостоятельная работа.

Практическую работу вы будете выполнять в течение двух уроков.

Натюрморты состоят из двух предметов: апельсин и баклажан, огурец и яблоко, перец и виноград и другие.

Постановка предметов должна быть скомпонована так, чтобы они хорошо просматривались и сочетались по контрасту (зеленый – желтый, красный – зеленый, оранжевый – фиолетовый и т. д.).

Последовательность выполнения работы.

Слегка нажимая на карандаш, светлыми линиями намечаем контуры предметов натюрморта. Стирать линии резинкой старайтесь как можно меньше, так как бумага может разрушиться. Тонкими линиями намечаем границы тени, неровностей и блики.

На первом этапе работы краской выполним малонасыщенным цветом фон  и  прозрачным  слоем  нанесем  на  все  части  рисунка,  кроме  бликов. (См. Приложение 1.)

На втором этапе моделируется объемная форма предметов более насыщенным цветом. Отдельными мазками усиливается освещенность, цвет теней прозрачными, но более темными красками. (См. Приложение 2.)

На этом этапе мы закончим сегодняшний урок.

IV. Продолжение самостоятельной работы.

На сегодняшнем уроке мы приступаем к завершению рисунка, начатого на прошлом уроке.

На третьем этапе работы продолжаем моделирование формы предметов и пространства. Более насыщенным цветом подчеркиваем мазками форму и объем предметов. Усиливаем фон и тени на предметах и поверхности стола. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени и тени.

На последнем этапе все цвета обобщаем. Выделяем какие-то части более насыщенным цветом. Выравниваем более яркие пятна, вырывающиеся из общей цветовой гаммы. Подчеркиваем резче или смягчаем контуры предметов. (См. Приложение 3.)

С помощью методической таблицы учитель напоминает распределение цвета на холодные и теплые, контрастные цвета.

Законченный рисунок сравнивается с натурной постановкой.

V. Итог уроков.

Коллективное обсуждение выполненной работы.

Анализируются и оцениваются законченные рисунки. Определяется сочетание контраста и теплого и холодного тонов.

 

tak-to-ent.net

Урок ИЗО, 6 класс, на тему "Натюрморт из овощей и фруктов по представлению"

Урок ИЗО в 6-м классе ГУ «СОШ №34 инновационного типа г.Павлодар» учитель Бекжанова Орынгуль Ерсаевна тема урока: "Натюрморт из овощей и фруктов по представлению"

Цели:

  1. Формирование навыков самостоятельно выполнять рисунок и составлять композицию овощей и фруктов по представлению.

  2. Развитие зрительной памяти, образного воображения, композиционного мышления, художественного вкуса.

  3. Воспитание любви к окружающему миру и искусству родного края.

Задачи:

  • научить рисовать фрукты и овощи по представлению;

  • расширить представление детей о жанре натюрморта, познакомить с работами художников в этой области;

  • закрепить умение размещать на листе предметы;

  • развивать воображение, зрительную память; развить способность к композиционному моделированию, пробудить фантазию;

  • способствовать развитию творческого мышления и воображения.

  • воспитать толерантное отношение друг к другу, науч ить воспринимать критику - умение выделять недостатки и видеть положительное.

Оборудование:

  • Для учителя: мел. Презентация " Натюрморт"

  • Для учащихся: карандаш, бумага, гуашь, ластик, палитра.

Тип урока: комбинированный.

Этапы урока:

  1. Организационный момент(видеоролик «О картинах» из мультфильма пластилиновая ворона) - 4 мин.

  2. Выполнение кроссворда «Натюрморт» с обсуждением- 10 мин.

  3. Презентация «Натюрморт»- 3 мин.

  4. Физ.минутка - 3 мин.

  5. Практическая работа - 20 мин.

  6. Итог урока- 3 мин.

  7. Домашнее задание - 2 мин

Ход урока

I. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

Проверка готовности учащихся, приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть сегодня на уроке.

- Поприветствуйте гостей, повернитесь друг к другу улыбнитесь. Начнем урок с хорошего настроения.

- А сейчас я предлагаю вам посмотреть знакомый вам мультфильм.

Просмотр видеоролика «О картинах» из мультфильма пластилиновая ворона

II. Повторение изученного материала.

- О каких жанрах изобразительного искусства этот мультфильм? (пейзаж, портрет, натюрморт)

- С какими жанрами вы знакомы?

- А с каким жанром мы еще не работали в этом году? (натюрморт)

- У вас на столах лежит кроссворд, который в течение 2 минут вы должны выполнить. В ответах вы поймете, что можно нарисовать в натюрморте. Кто справился с заданием - поднимает руку.

Выполнение кроссворда «Натюрморт» с обсуждением.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

9.

1. Далеко на юге где-то

Он растет зимой и летом.

Удивит собою нас

Толстокожий ...

2. Красивый и праздничный этот сосуд.И если в квартиру цветы принесут,То тут же обрежут  и сразуПоставят заботливо в …

3. Очищают воздух, Создают уют, На окнах зеленеют, Круглый год цветут.

4. Варенье солнечно как юг —Ведь я под небом тёплым рос.В сушёном виде я …..,А в натуральном абрикос.

5. Абрикоса лучший друг.Рыженький, с пушком вокруг.Крупный, ароматныйИ на вкус приятный.

6. Этот фрукт под Новый ГодКаждый в дом к себе зовет.Им и елку украшают,И детишек угощают.

Ну а это угадатьОчень даже просто:Апельсин, ни дать, ни взять,Только меньше ростом.

7. В саду на дереве растётКрасивый, вкусный, сочный плод.Я подскажу: на букву ЯОн начинается друзья.

8. Этот овощ быстро очень Разгадаем между прочим.Он щекастый, красный, гладкий,Он растет у всех на грядке.Положи его на солнце.Он дозреет у оконца,Этот толстенький сеньорВсем известный ...

9. В праздник я приду ко всем,

Я большой и сладкий.

Есть во мне орешки, крем,

Сливки, шоколадки.

А теперь поменялись листочками и проверили друг друга. Поставили оценки.

(критерии оценки на доске - слайд №1)

- Какое ключевое слово в кроссворде? (натюрморт)

Читаем вопрос и даем ответ. (слайд №2)

- Как вы думаете, что сегодня мы должны выполнить на уроке?

Зрительный ряд.

-А посмотрите как на картинах художники изображают натюрморт.(слайд №2, №3, №4) репродукции картин Ивана Хруцкого.

- Почему вы решили, что это натюрморты? Что на них изображено? (Ответы детей.)

- Что еще может быть изображено на картинах такого жанра?

- Дайте определение натюрморта.

- Сегодня мы с вами попробуем изобразить натюрморт.

- У меня на столе лежат фрукты, давайте рассмотрим некоторые из них. (яблоко, груша, апельсин)

- Какой формы, какого размера, какого цвета, какой фактуры?

- Везде ли, цвет яблока одинаковый?

Теперь переходим к практическому заданию.

- Составьте по представлению себе натюрморт из 2-3 фруктов и овощей, с которыми вы больше всего знакомы.

- Давайте вспомним этапы рисования. С чего мы начнем?

(слайд № 4 ) Этапы рисования фруктов и овощей.

Показ, объяснение работы над натюрмортом.

  1. продумали, какие предметы вы будете изображать.

  2. сделайте анализ формы и пропорционального соотношения предметов (яблоко больше чем мандарин)

  3. выбрали расположение формата

  4. определили общее расположение и место каждого предмета.

  5. работа над формой каждого предмета.

  6. определить светотени.

  7. работа цветом. Начинаем светлым, затем темным. незабываем оставлять светлое место для блика.

  8. Рисуем крупным планом на весь формат.

V. Практическая работа учащихся.

А теперь я предлагаю вам нарисовать натюрморт из овощей и фруктов по памяти и воображению.

VI. Релаксация во время практической работы.

- Заканчиваем работу, а кто не закончил, закончит дома.

Малая выставка.

Дети выходят и показывают свои работы. Анализ выполненных работ.

Поблагодарить уч-ся.

VII. Итог урока.

Ответы на вопросы:

  1. В каком жанре живописи мы сегодня с вами работали?

  2. Что нового вы узнали на уроке?

  3. Выставка работ учащихся на доске.

  4. У вас на столах лежат смайлики, я предлагаю вам нарисовать рожицу человечка и повесить ее на доску, тем самым показать с каким настроением вы закончили урок.

Вот на блюде фрукты – Вкусные продукты. Посерёдке ананас –Король фруктов, без прикрас!По бокам лежат бананы –Очень любят обезьяны,Вот и круглый апельсин,Ему грустно – он один.Яблоки и груши тут,Красотой своей влекут.И, конечно же, лимонВ нашем блюде отражён.Виноград и персик вот –Получился натюрморт!

VIII. Домашнее задание.

  1. Закончить работу дома.

  2. Принести на следующий урок краски и кисточки, и рисунок, начатый сегодня на уроке.

kopilkaurokov.ru


Смотрите также