СТАТЬЯ на тему: "Роль занятий изобразительным искусством для детей с ДЦП". Урок рисования с детьми дцп


СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Особенности развития детей с двигательными нарушениями требуют тщательного и продуманного подхода к выбору методов, приемов и форм работы на занятиях ИЗО. Обычно урок занимает 30 минут и строится таким образом:

1. Организационный момент.

2. Нормализация тонуса кистей рук, массаж пальцев, пальчиковая гимнастика.

3. Сообщение темы, вступительная беседа, рассказ, объяснение

4.Демонстрация объекта, объяснение последовательности работы.

5. Самостоятельная практическая деятельность.

6. Подведение итогов занятия.

Каждое занятие должно начинаться с нормализации тонуса рук. Для этой цели используется массаж, термальное воздействие, гимнастика для рук. Дети с достаточно развитыми движениями и саморегуляцией могут проводить упражнения на расслабление самостоятельно, по инструкции педагога.

Авторы И.Г. Выготская, Е.П. Пеллингер и Л.П.Успенская, считают, что ощущение расслабления будет более сильным, если ему предшествовало напряжение. При этом внимание ребенка должно фиксироваться на расслаблении, делается упор на то, что состояние ненапряженности, спокойствия приятно. Одновременно с расслаблением происходит воспитание "чувства мышцы". При проведении соответствующих упражнений рекомендуется использовать спокойную, медленную музыку.

В последние годы для нормализации тонуса мышц все большее значение приобретает методика локальной гипотермии. Холодовое воздействие способствует расслаблению спастичных мышц, уменьшению гиперкинезов, увеличению силы и объема движений пораженных конечностей. Принцип действия методики основан на том, что от воздействия низких температур возникает реакция на воздействие раздражителей, сопровождающаяся обратимыми изменениями основных ее свойств - возбудимости и проводимости. Возможно воздействие льдом, холодной водой, попеременное контрастное воздействие холодом и теплом.

Самый простой способ - контрастные ванночки. В две миски наливается вода - в одну горячая с морской солью (1 столовая ложка) или хвойным экстрактом, в другую - холодная. Руки ребенка попеременно на несколько секунд опускаются в миски, начиная с горячей, а заканчивая холодной водой.

Более сильный эффект дает воздействие льдом. Сначала нужно обвести кусочком льда по контуру пальцев, задержавшись несколько дольше в точке между большим и указательным пальцем (5-6 сек.) затем дать ребенку "помылить" льдом руки. Руки растираются полотенцем, можно погрузить их в горячую воду, а затем тепло укутать. При гиперкинетической форме процедуру полезно завершить, положив на руки грузы (мешки с солью, песком). Эффект криотерапии длится в течение нескольких часов, причем с каждым сеансом становится все более стойким, (но до определенного предела).

Также полезно делать ребенку массаж рук. Массаж улучшает крово- и лимфообращение, ускоряет обмен веществ в тканях, нормализует мышечный тонус, рефлекторно воздействует на нервную систему и внутренние органы. Комплекс упражнений для массажа кистей рук и верхних конечностей в сочетании с пассивной гимнастикой предлагает невропатолог Т.И. Серганова.

Дошкольникам с легкой формой ДЦП, с достаточно развитыми движениями и самоконтролем можно предложить сделать самомассаж кистей и пальцев рук. Хорошо подходит гимнастика для рук, шестигранный карандаш зажимается между ладошками и катается вдоль ладоней со словами:

Ехал, ехал Елизар

Ехал, ехал на базар

А с базара, а с базара

Не догонишь Елизара

Качественный массажный эффект дает и работа с тестом, в которое подмешана крупная соль. Тесто раскатывается, сжимается руками, можно выдавливать на нем следы пальцев, отщипывать кусочки, лепить. Время работы примерно 15 минут.

Особенно важна пальчиковая гимнастика. Помимо основного эффекта она способствует также развитию речи, т.к. проекция кисти руки в двигательной зоне головного мозга расположена очень близко от речевой моторной зоны. Сначала рекомендуется выполнять упражнения более сохранной рукой, потом пораженной, а затем двумя руками вместе. При тяжелом поражении функции рук упражнения выполняются вначале пассивно.

Комплексы пальчиковой гимнастики широко представлены в литературе работами В. Цвынтарного, И. Лопухиной, М.С. Рузиной, Н.В. Новотворцевой и др.

Наиболее важной, с точки зрения обучения рисованию и художественному труду, является, естественно, кисть руки, а точнее - пальцы, осуществляющие мелкую моторику. Наряду с перечисленными выше мероприятиями, направленными на развитие моторики ребенка, можно предложить упражнения на формирование направленности позы пальцев, точнее - произвольного отведения и приведения пальцев. Позы пальцев можно зафиксировать в виде «следов» обведенной карандашом на листе бумаги кисти руки с различными вариантами отведения пальцев. Например, 1-й палец находится под прямым углом к 4-м остальным, тесно прижатым друг к другу. Или все пальцы разведены как можно шире. Совмещая руку ребенка со «следом», т. е. накладывая, мы тем самым формируем в его памяти след этой пальцевой позы. Следует сделать «следы» для обеих рук. Начинать тренировку следует со здоровой, или более сохранной руки, а затем подключать паретическую. Дополнить след руки рисунком в виде какого либо животного или предмета.

Предложенные выше упражнения легко включить и в повседневную работу педагога. Улучшение двигательной деятельности ребенка наступит лишь тогда, когда коррекция нарушений проводится систематически, направленно и планомерно. Параллельно с мероприятиями, направленными на активизацию двигательных функций и пространственной ориентации, должны проходить занятия по формированию графических навыков в соответствии со спецификой изобразительной деятельности.

После проведения упражнений и процедур, направленных на нормализацию тонуса мышц кистей и пальцев и подготовки их к предстоящей работе, можно переходить к собственно формированию захвата.

При формировании трехточечного карандашного захвата могут возникнуть следующие трудности: у некоторых детей, особенно при наличии гиперкинезов, пальцевой захват не сформирован или сформирован патологически. Для коррекции неправильной позы пальцев и «приучения» их к правильной позе, следует сформировать правильную позу для захвата карандаша и зафиксировать ее вместе с карандашом резинкой.

Какое-то время рука должна оставаться в таком положении для лучшего запоминания позы пальцев. Кроме того, используется и пассивный метод, когда правильная укладка пальцев фиксируется взрослым, который рукой ребенка проводит с ним линии или иные фигуры. Но в наиболее тяжелых случаях достаточно научить ребенка захватывать карандаш таким образом, который он сам выбрал как способ приспособления в связи со своим двигательным дефектом. Дети с гиперкинетической формой ДЦП по степени и характеру двигательных нарушений представляют наиболее сложную группу с точки зрения организации их обучения графическим навыкам. Они нуждаются в дополнительных средствах оборудования для снижения противодействия гиперкинезов. Для этого рука и голова ребенка должны быть зафиксированы во время рисования, на запястье руки следует надеть утяжеленный браслет с тем, чтобы уменьшить ее подвижность. Карандаш или ручка также должны быть тяжелыми, для чего изготовляется специальный металлический корпус, куда помещают пишущий стержень. Диаметр карандаша, ручки для такого ребенка удобнее, если он больше обычного. Пальцы фиксируются на карандаше резинкой. Бумага также закрепляется на специальном планшете. Дети с другими формами ДЦП в меньшей мере нуждаются в специальных ортопедических приспособлениях.

Работа с пластическими материалами для ребенка с нарушенной манипулятивной деятельностью предъявляет свои сложности. Для создания мотивации к занятиям этому виду деятельности можно изготовить несложные приспособления, позволяющие детям изготовлять оригинальные изделия, например, различные штампы, позволяющие делать оригинальные оттиски. Кроме того, следует разнообразить материал для лепки, не ограничиваясь пластилином. Можно использовать глину, бумажное тесто (кусочки бумаги замешенные в густом крахмальном клейстере) . Приготовление теста можно поручить детям, это придает занятию оттенок игры и дополнительно тренирует руки. Кроме того, занятия лепкой можно проводить коллективно, что также существенно повышает мотивацию детей. На занятиях следует отдавать предпочтения таким видам работ, которые соответствуют возможностям детей и эффективны для формирования ладонного и щепотного и пинцетного захвата. Для этого можно использовать цветной декоративный песок, цветное пшено, крупу манную. На лист бумаги клеем ПВА наносится рисунок и посыпается декоративным песком или манной крупой.

Аппликацией можно заниматься только тогда, когда у детей сформирован захват тремя и двумя пальцами, а также умение достаточно точно помещать предмет в определенное место. На первых этапах для соединения деталей используется пластилин или клей-карандаш. Аппликацию можно выполнять коллективно. Например, на большом листе бумаги расположены постройки деревенского двора, а фигурки животных (домашних и диких) расположены отдельно. Дети должны отобрать среди них тех, кто живет в этом дворе и приклеить их там, где они считают нужным. При этом идет коллективное обсуждение, правильно ли животное выбрано и где ему «удобнее» находиться на «дворе». Таким образом, можно посадить «сад» или «лес». Разместить городские или деревенские «постройки», «транспорт» и т. д. Кроме того, что дети учатся распределять на плоскости листа детали картинки, они расширяют свой кругозор. Такие работы могут иметь продолжение на последующих занятиях, что повышает у детей интерес к ним. Аппликацией можно украсить праздничную открытку или другую поделку из бумаги.

У части детей с гемипаретической формой ДЦП вызывает затруднения задание - дорисовать недостающую половину симметричной фигуры. Они изображают ее с большими искажениями, чаще всего - меньшей по размеру. Это задание можно выполнить в технике аппликации - поискать среди готовых форм подходящую половину и приклеить ее. Корригирующие возможности занятий аппликацией очень велики: характерные для детского церебрального паралича нарушения, связанные с точностью попадания, можно корригировать на занятиях художественным трудом. Например, при составлении аппликации или коллажа из мелких предметов - бусин, гороха, зерен злаков, фасоли, камешков и т. д. Очень эффективно использовать выкладывание узора на пластичной основе (густой клей, пластилин).

Среди нарушений при ДЦП довольно часто встречается и нарушение тактильных ощущений, стереогноза. Тренировать эти ощущения можно, ощупывая предметы с разной фактурой без зрительного контроля. С учетом этого должны подбираться и игрушки, используемые на занятиях, среди которых - и мягкие, и гладкие, и колючие и т. д. Процесс узнавания по «шкурке» игрушки можно легко включить в игру. Такие игры можно органично включать в занятия, обследуя объекты, которые предстоит изобразить, вылепить. Тактильное восприятие также хорошо совершенствовать посредством известной игры «волшебный мешочек» с набором мелких предметов, которые необходимо узнать «на ощупь». Эти упражнения являются наиболее эффективными для преодоления стереоагноза.

Для поддержания у детей постоянного интереса к изобразительной деятельности и формирования полноценных графических образов следует применять разнообразные методы и приемы обучения: предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира, обыгрывание предметов, анализ предмета с помощью осязательно-двигательного способа обследования, обведение контура по трафарету и по шаблону, выкладывание изображений из отдельных элементов, словесное описание предмета. При обучении детей отсталых в развитии большое место занимает показ приемов изображения. Умение подражать действиям взрослого следует расценивать как важный этап на пути развития активности и самостоятельности. Дети испытывают особое желание воспроизводить действия взрослого и видеть в нарисованном образы знакомых предметов. Процессу рисования всегда должны предшествовать подробное изучение и анализ предмета, в ходе которых задается ряд вопросов: «Как называется предмет? Из чего сделан предмет? Где применяется? Сколько частей в предмете? Какую форму имеют части предмета? Какого цвета каждая из частей?». Для усвоения понятия о какой-либо форме или закрепления образа знакомой формы рекомендуется сравнение со сходным объектом. Например, для более точного восприятия формы квадрата рядом с ним надо расположить предмет прямоугольной формы. В качестве объектов изображения используются хорошо знакомые детям предметы, в том числе игрушки, которые нетрудно нарисовать, слепить.

Всегда следует поощрять желание ребенка многократно повторять штрихи, линии, так как выполняемые при этом ритмические движения служат основой для вырабатываемых впоследствии графических умений.

Качественный эффект дает использование метода совместных действий (так называемое «сотворчество»). Этот метод позволяет педагогу в наглядной и занимательной форме демонстрировать тот или иной приём, представляя ребенку для выполнения ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития. Использование этого метода позволяет развивать малейший успех, наметившийся у ребенка, обеспечить ему продвижение в освоении способов самостоятельных действий при выполнении аналогичной работы.

Т.С. Комарова предлагает при усвоении новых приемов изображения использовать информационно – рецептивный метод. Чтобы дети овладели формообразующими движениями руки, способами создания изображения, им эти способы нужно показать и объяснить. К примеру, обследуется предмет, называется его форма, предмет обводится по контуру, затем эти движения воспроизводятся руками в воздухе. Параллельно активизируется детский опыт, дети учатся, воспринимая те или иные сведения, способы действия, соотносить их с ранее усвоенными, устанавливать взаимосвязь нового с уже известным.

Спасибо большое за просмотр, буду рада, если кому-то это пригодится в работе.

doc4web.ru

"Роль занятий изобразительным искусством для детей с ДЦП"

СТАТЬЯ: «РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП»

Автор: учитель изобразительного искусства Дворниченко М.В.

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающего мира. Рисуя и одновременно наблюдая, у ребенка появляются знания об окружающих предметах, материалах, стремление передать в изобразительной форме свои мысли и впечатления от окружающего мира.

У детей с диагнозом детский церебральный паралич понимание окружающего мира, особенностей предметов - расплывчато, поэтому так важно помочь ему понять и изучить все вокруг. В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления об окружающих предметах. Взять, к примеру, детский рисунок, он иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку, лепке не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка значительно шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков.

Ведущим свойством способности к рисованию является воображение, без которого невозможно образное мышление. Способности к рисованию, так же как и способность к наблюдению, могут быть развиты у каждого, даже у ребенка-инвалида. Важно только своевременно и правильно подобрать коррекционные задания, вызвать интерес, и продолжать заниматься с ребенком, до тех пор, пока не будет достигнут ожидаемый результат.

Выявление способностей у детей и правильное их развитие - одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста, психофизического развития детей, условий их воспитания и других факторов. И педагог, в свою очередь не должен об этом забывать, так как индивидуальный подход к каждому ребенку является одним из главных условий успешного воспитания и обучения.

Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности для ребенка с ДЦП. Искусство создает целостную картину мира посредствам эмоциональных образов, мыслей, чувств доступных каждому ребенку. Рисуя что-либо, ребенок учится сочувствовать, сопереживать. Чувство сопричастности к человеку, природе, животным помогает ребенку преодолеть отчуждение, замкнутость. Рисунки - это изображение действительности, которая отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом; состояние интеллекта, его работоспособность, восприятие, мышление, настроение.

Первой продуктивной деятельностью ребенка, как известно, является изобразительная и конструктивная деятельность. Возникновение их тесно связано у ребенка с восприятием предметов и явлений окружающего мира, т. к то, что не воспринято, не может быть и отражено. С другой стороны, изобразительная деятельность тесно связана с другими видами деятельности ребенка.

Изобразительная деятельность способствует не только эстетическому и нравственному воспитанию ребенка, расширению кругозора, но и его умственному развитию. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, пространственное мышление, положительно в на формирование речи, способствуют совершенствованию коммуникативных навыков, а также развивает мелкую моторику рук.

Ребенок с ДЦП сталкивается с рядом трудностей, но несмотря на них, заниматься изобразительным искусством необходимо. Начиная рисовать, лепить, вырезать и приклеивать бумагу, ребенок сталкивается с проблемой - задуманное надо изобразить, перенести на бумагу, или выполнить в объеме. Какое бы задание не выполнял ребенок, он выполняет действия руками. При выполнении рисунка и создавая изображение, он воздействует руками на карандаш, фломастер, кисть и т.д. - используя при этом главные и неотъемлемые художественные средства, составляющие изображение: точку, линию, штрих, пятно. Выполняя аппликацию или поделку, он знакомится с новыми материалами: картон, бумага, ножницы, пластилин и т.д. Ребенок постепенно приобретает навык пользования различными предметами, делая усилия и преодолевая трудности.

infourok.ru

СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Особенности развития детей с двигательными нарушениями требуют тщательного и продуманного подхода к выбору методов, приемов и форм работы на занятиях ИЗО. Обычно урок занимает 30 минут и строится таким образом:

1. Организационный момент.

2. Нормализация тонуса кистей рук, массаж пальцев, пальчиковая гимнастика.

3. Сообщение темы, вступительная беседа, рассказ, объяснение

4.Демонстрация объекта, объяснение последовательности работы.

5. Самостоятельная практическая деятельность.

6. Подведение итогов занятия.

Каждое занятие должно начинаться с нормализации тонуса рук. Для этой цели используется массаж, термальное воздействие, гимнастика для рук. Дети с достаточно развитыми движениями и саморегуляцией могут проводить упражнения на расслабление самостоятельно, по инструкции педагога.

Авторы И.Г. Выготская, Е.П. Пеллингер и Л.П.Успенская, считают, что ощущение расслабления будет более сильным, если ему предшествовало напряжение. При этом внимание ребенка должно фиксироваться на расслаблении, делается упор на то, что состояние ненапряженности, спокойствия приятно. Одновременно с расслаблением происходит воспитание "чувства мышцы". При проведении соответствующих упражнений рекомендуется использовать спокойную, медленную музыку.

В последние годы для нормализации тонуса мышц все большее значение приобретает методика локальной гипотермии. Холодовое воздействие способствует расслаблению спастичных мышц, уменьшению гиперкинезов, увеличению силы и объема движений пораженных конечностей. Принцип действия методики основан на том, что от воздействия низких температур возникает реакция на воздействие раздражителей, сопровождающаяся обратимыми изменениями основных ее свойств - возбудимости и проводимости. Возможно воздействие льдом, холодной водой, попеременное контрастное воздействие холодом и теплом.

Самый простой способ - контрастные ванночки. В две миски наливается вода - в одну горячая с морской солью (1 столовая ложка) или хвойным экстрактом, в другую - холодная. Руки ребенка попеременно на несколько секунд опускаются в миски, начиная с горячей, а заканчивая холодной водой.

Более сильный эффект дает воздействие льдом. Сначала нужно обвести кусочком льда по контуру пальцев, задержавшись несколько дольше в точке между большим и указательным пальцем (5-6 сек.) затем дать ребенку "помылить" льдом руки. Руки растираются полотенцем, можно погрузить их в горячую воду, а затем тепло укутать. При гиперкинетической форме процедуру полезно завершить, положив на руки грузы (мешки с солью, песком). Эффект криотерапии длится в течение нескольких часов, причем с каждым сеансом становится все более стойким, (но до определенного предела).

Также полезно делать ребенку массаж рук. Массаж улучшает крово- и лимфообращение, ускоряет обмен веществ в тканях, нормализует мышечный тонус, рефлекторно воздействует на нервную систему и внутренние органы. Комплекс упражнений для массажа кистей рук и верхних конечностей в сочетании с пассивной гимнастикой предлагает невропатолог Т.И. Серганова.

Дошкольникам с легкой формой ДЦП, с достаточно развитыми движениями и самоконтролем можно предложить сделать самомассаж кистей и пальцев рук. Хорошо подходит гимнастика для рук, шестигранный карандаш зажимается между ладошками и катается вдоль ладоней со словами:

Ехал, ехал Елизар

Ехал, ехал на базар

А с базара, а с базара

Не догонишь Елизара

Качественный массажный эффект дает и работа с тестом, в которое подмешана крупная соль. Тесто раскатывается, сжимается руками, можно выдавливать на нем следы пальцев, отщипывать кусочки, лепить. Время работы примерно 15 минут.

Особенно важна пальчиковая гимнастика. Помимо основного эффекта она способствует также развитию речи, т.к. проекция кисти руки в двигательной зоне головного мозга расположена очень близко от речевой моторной зоны. Сначала рекомендуется выполнять упражнения более сохранной рукой, потом пораженной, а затем двумя руками вместе. При тяжелом поражении функции рук упражнения выполняются вначале пассивно.

Комплексы пальчиковой гимнастики широко представлены в литературе работами В. Цвынтарного, И. Лопухиной, М.С. Рузиной, Н.В. Новотворцевой и др.

Наиболее важной, с точки зрения обучения рисованию и художественному труду, является, естественно, кисть руки, а точнее - пальцы, осуществляющие мелкую моторику. Наряду с перечисленными выше мероприятиями, направленными на развитие моторики ребенка, можно предложить упражнения на формирование направленности позы пальцев, точнее - произвольного отведения и приведения пальцев. Позы пальцев можно зафиксировать в виде «следов» обведенной карандашом на листе бумаги кисти руки с различными вариантами отведения пальцев. Например, 1-й палец находится под прямым углом к 4-м остальным, тесно прижатым друг к другу. Или все пальцы разведены как можно шире. Совмещая руку ребенка со «следом», т. е. накладывая, мы тем самым формируем в его памяти след этой пальцевой позы. Следует сделать «следы» для обеих рук. Начинать тренировку следует со здоровой, или более сохранной руки, а затем подключать паретическую. Дополнить след руки рисунком в виде какого либо животного или предмета.

Предложенные выше упражнения легко включить и в повседневную работу педагога. Улучшение двигательной деятельности ребенка наступит лишь тогда, когда коррекция нарушений проводится систематически, направленно и планомерно. Параллельно с мероприятиями, направленными на активизацию двигательных функций и пространственной ориентации, должны проходить занятия по формированию графических навыков в соответствии со спецификой изобразительной деятельности.

После проведения упражнений и процедур, направленных на нормализацию тонуса мышц кистей и пальцев и подготовки их к предстоящей работе, можно переходить к собственно формированию захвата.

При формировании трехточечного карандашного захвата могут возникнуть следующие трудности: у некоторых детей, особенно при наличии гиперкинезов, пальцевой захват не сформирован или сформирован патологически. Для коррекции неправильной позы пальцев и «приучения» их к правильной позе, следует сформировать правильную позу для захвата карандаша и зафиксировать ее вместе с карандашом резинкой.

Какое-то время рука должна оставаться в таком положении для лучшего запоминания позы пальцев. Кроме того, используется и пассивный метод, когда правильная укладка пальцев фиксируется взрослым, который рукой ребенка проводит с ним линии или иные фигуры. Но в наиболее тяжелых случаях достаточно научить ребенка захватывать карандаш таким образом, который он сам выбрал как способ приспособления в связи со своим двигательным дефектом. Дети с гиперкинетической формой ДЦП по степени и характеру двигательных нарушений представляют наиболее сложную группу с точки зрения организации их обучения графическим навыкам. Они нуждаются в дополнительных средствах оборудования для снижения противодействия гиперкинезов. Для этого рука и голова ребенка должны быть зафиксированы во время рисования, на запястье руки следует надеть утяжеленный браслет с тем, чтобы уменьшить ее подвижность. Карандаш или ручка также должны быть тяжелыми, для чего изготовляется специальный металлический корпус, куда помещают пишущий стержень. Диаметр карандаша, ручки для такого ребенка удобнее, если он больше обычного. Пальцы фиксируются на карандаше резинкой. Бумага также закрепляется на специальном планшете. Дети с другими формами ДЦП в меньшей мере нуждаются в специальных ортопедических приспособлениях.

Работа с пластическими материалами для ребенка с нарушенной манипулятивной деятельностью предъявляет свои сложности. Для создания мотивации к занятиям этому виду деятельности можно изготовить несложные приспособления, позволяющие детям изготовлять оригинальные изделия, например, различные штампы, позволяющие делать оригинальные оттиски. Кроме того, следует разнообразить материал для лепки, не ограничиваясь пластилином. Можно использовать глину, бумажное тесто (кусочки бумаги замешенные в густом крахмальном клейстере) . Приготовление теста можно поручить детям, это придает занятию оттенок игры и дополнительно тренирует руки. Кроме того, занятия лепкой можно проводить коллективно, что также существенно повышает мотивацию детей. На занятиях следует отдавать предпочтения таким видам работ, которые соответствуют возможностям детей и эффективны для формирования ладонного и щепотного и пинцетного захвата. Для этого можно использовать цветной декоративный песок, цветное пшено, крупу манную. На лист бумаги клеем ПВА наносится рисунок и посыпается декоративным песком или манной крупой.

Аппликацией можно заниматься только тогда, когда у детей сформирован захват тремя и двумя пальцами, а также умение достаточно точно помещать предмет в определенное место. На первых этапах для соединения деталей используется пластилин или клей-карандаш. Аппликацию можно выполнять коллективно. Например, на большом листе бумаги расположены постройки деревенского двора, а фигурки животных (домашних и диких) расположены отдельно. Дети должны отобрать среди них тех, кто живет в этом дворе и приклеить их там, где они считают нужным. При этом идет коллективное обсуждение, правильно ли животное выбрано и где ему «удобнее» находиться на «дворе». Таким образом, можно посадить «сад» или «лес». Разместить городские или деревенские «постройки», «транспорт» и т. д. Кроме того, что дети учатся распределять на плоскости листа детали картинки, они расширяют свой кругозор. Такие работы могут иметь продолжение на последующих занятиях, что повышает у детей интерес к ним. Аппликацией можно украсить праздничную открытку или другую поделку из бумаги.

У части детей с гемипаретической формой ДЦП вызывает затруднения задание - дорисовать недостающую половину симметричной фигуры. Они изображают ее с большими искажениями, чаще всего - меньшей по размеру. Это задание можно выполнить в технике аппликации - поискать среди готовых форм подходящую половину и приклеить ее. Корригирующие возможности занятий аппликацией очень велики: характерные для детского церебрального паралича нарушения, связанные с точностью попадания, можно корригировать на занятиях художественным трудом. Например, при составлении аппликации или коллажа из мелких предметов - бусин, гороха, зерен злаков, фасоли, камешков и т. д. Очень эффективно использовать выкладывание узора на пластичной основе (густой клей, пластилин).

Среди нарушений при ДЦП довольно часто встречается и нарушение тактильных ощущений, стереогноза. Тренировать эти ощущения можно, ощупывая предметы с разной фактурой без зрительного контроля. С учетом этого должны подбираться и игрушки, используемые на занятиях, среди которых - и мягкие, и гладкие, и колючие и т. д. Процесс узнавания по «шкурке» игрушки можно легко включить в игру. Такие игры можно органично включать в занятия, обследуя объекты, которые предстоит изобразить, вылепить. Тактильное восприятие также хорошо совершенствовать посредством известной игры «волшебный мешочек» с набором мелких предметов, которые необходимо узнать «на ощупь». Эти упражнения являются наиболее эффективными для преодоления стереоагноза.

Для поддержания у детей постоянного интереса к изобразительной деятельности и формирования полноценных графических образов следует применять разнообразные методы и приемы обучения: предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира, обыгрывание предметов, анализ предмета с помощью осязательно-двигательного способа обследования, обведение контура по трафарету и по шаблону, выкладывание изображений из отдельных элементов, словесное описание предмета. При обучении детей отсталых в развитии большое место занимает показ приемов изображения. Умение подражать действиям взрослого следует расценивать как важный этап на пути развития активности и самостоятельности. Дети испытывают особое желание воспроизводить действия взрослого и видеть в нарисованном образы знакомых предметов. Процессу рисования всегда должны предшествовать подробное изучение и анализ предмета, в ходе которых задается ряд вопросов: «Как называется предмет? Из чего сделан предмет? Где применяется? Сколько частей в предмете? Какую форму имеют части предмета? Какого цвета каждая из частей?». Для усвоения понятия о какой-либо форме или закрепления образа знакомой формы рекомендуется сравнение со сходным объектом. Например, для более точного восприятия формы квадрата рядом с ним надо расположить предмет прямоугольной формы. В качестве объектов изображения используются хорошо знакомые детям предметы, в том числе игрушки, которые нетрудно нарисовать, слепить.

Всегда следует поощрять желание ребенка многократно повторять штрихи, линии, так как выполняемые при этом ритмические движения служат основой для вырабатываемых впоследствии графических умений.

Качественный эффект дает использование метода совместных действий (так называемое «сотворчество»). Этот метод позволяет педагогу в наглядной и занимательной форме демонстрировать тот или иной приём, представляя ребенку для выполнения ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития. Использование этого метода позволяет развивать малейший успех, наметившийся у ребенка, обеспечить ему продвижение в освоении способов самостоятельных действий при выполнении аналогичной работы.

Т.С. Комарова предлагает при усвоении новых приемов изображения использовать информационно – рецептивный метод. Чтобы дети овладели формообразующими движениями руки, способами создания изображения, им эти способы нужно показать и объяснить. К примеру, обследуется предмет, называется его форма, предмет обводится по контуру, затем эти движения воспроизводятся руками в воздухе. Параллельно активизируется детский опыт, дети учатся, воспринимая те или иные сведения, способы действия, соотносить их с ранее усвоенными, устанавливать взаимосвязь нового с уже известным.

Спасибо большое за просмотр, буду рада, если кому-то это пригодится в работе.

globuss24.ru

Творчество, побеждающее болезнь. Дети с ДЦП рисуют абстракции

На Рождественском подворье Белгородской епархии многолюдно. За столом под навесом на открытом воздухе сидит десяток детишек с мамами. Перед ними — бумага для рисования, краски, кисти, поролоновые валики.

— Любая краска — это восторг! Просто посмотрите повнимательнее, — говорит стоящий у мольберта седоволосый мужчина с собранными в хвост волосами. Это художник Владимир Курдюков.

Сначала может показаться, что проводится творческое занятие для учеников воскресной школы. Но дети, сидящие за столом, — особые. Это воспитанники семейного интеграционно-коррекционного лагеря "Парус мечты". Сюда на неделю со всей России приезжают дети от двух до 16 лет с диагнозом ДЦП и с ограниченными возможностями. В августе проводится уже третья смена. Первая, пробная, прошла летом 2015 года. Нынешняя организована по инициативе Фонда русского абстрактного искусства (Фонд РАИ) при поддержке Белгородской митрополии и руководства области.

Организаторы верят, что творческие занятия помогут детям не только лучше развиваться. Возможно, для кого-то из них рисование станет делом жизни, как когда-то случилось и с сыном Владимира Курдюкова, также имеющим диагноз ДЦП.

лагерь

Никита

Владимиру Курдюкову 61 год. В молодости успешный художник, которому коллеги прочили блестящую карьеру, и представить не мог, что ему придётся заняться разработкой методики развития детей-инвалидов с помощью живописи. Но всё изменилось, когда у него родился сын Никита.

— Ему сейчас уже 33 года. У него первая группа инвалидности, он до сих пор ходит с палкой, шкандыбает как-то, но он молодец во всех смыслах, старается. Мы с детства занимались с ним специальной гимнастикой. А рисовать я с ним начал, когда ему исполнилось восемь лет: требовалось разрабатывать руки, чтобы была точность движений. Однажды в каких-то неуклюжих на первый взгляд рисунках я увидел много потрясающего. Мы стали рисовать более содержательные вещи. В 10 лет он участвовал как профессиональный художник в молодёжной выставке на Кузнецком Мосту. Он придумал себе псевдоним: Никита Кникта. Он закончил Мюнхенскую академию художеств, проучившись там шесть лет, и живёт в Мюнхене, но приезжает сюда и продолжает учиться. Мюнхенская академия — это хорошо, но вообще-то академия — это я! — смеясь говорит Владимир Курдюков.

Историей и опытом художника заинтересовалась учредитель Фонда РАИ Ольга Ускова. По её приглашению Курдюков стал проводить мастер-классы "Цвет как эмоция" в лагере. Метод работы он никогда не формулировал: всё зависит от ситуации. Но подход один — дети должны изображать не конкретные предметы, а свои эмоции по определённой теме. В основном дети рисуют абстракцию. Причём могут выбрать любой способ — те, кто может держать кисть, пишут кистью. Другие же берут поролоновые валики или наносят краски на бумагу пальцами. Занятие длится 40 минут — за это время дети не успевают устать.

— Сейчас я рисую осень, — в качестве примера рассказывает художник на мастер-классе. — Возьму жёлтую краску. Вчера это у нас был пляж, солнце, а сегодня будет осень. Рядом нарисую другим цветом. У всех будут свои формы, разные. Не стоит ничего копировать. Будем по возможности самостоятельно рисовать. Я надеюсь, что у вас получится не только не хуже, но и значительно лучше, чем у меня. От вчерашних художников я был в восхищении!

Организаторы лагеря, как и Владимир Курдюков, прекрасно понимают сложности, с которыми сталкиваются родители детей с особенностями развития. Председатель благотворительного фонда помощи инвалидам "Луч света" Наталья Смолянина тоже воспитывает дочь с диагнозом ДЦП.

— Я знаю, как тяжело детям, родителям, которые практически не бывают в обществе. На протяжении многих лет они находятся в четырёх стенах. К нам они приезжают семьями. Дети раскрепощаются, родители получают эмоциональную подпитку, успокаиваются. К нам приезжают не только с диагнозом ДЦП, в июне была смешанная группа, куда входили аутисты, даунята, дети с различными неврологическими заболеваниями.

лагерь2

Фима 

На лицах родителей, сопровождающих детей в лагере, можно увидеть самые разные эмоции. Кто-то сосредоточенно помогает своему ребёнку рисовать, кто-то успокаивает раскапризничавшегося сына, который то ли утомился и не хочет держать кисточки и валики в руках, то ли недоволен выбором красок. Среди десятка мамочек выделяется ухоженная женщина с каре, глаза которой сияют от радости. Она водит по бумаге кистью, держа руку 16-летнего сына, и это явно доставляет ей огромное удовольствие.

— Фима, какой выберем цвет?

— Бежевый! — отвечает мальчик и начинает петь песню "Ты моё дыхание" Ады Якушевой. Фима не видит. Но знает названия всех цветов. Благодаря своей маме он буквально рисует музыку. Синяя краска у него ассоциируется с песней "Во Франции неважные дела" Никитиных, а коричневый — с "Атлантами" Александра Городницкого.

— Под определённый цвет он хочет спеть ту или иную песню. Вчера он пел совсем другие почему-то! — удивляется мама Фимы.

Помимо рисования мальчик активно занимается музыкой. Он умеет играть на многих инструментах: на фортепиано, аккордеоне и флейте. Последние два инструмента они взяли с собой в лагерь.

Фима

— Трудно сдержать эмоции, когда видишь этих детей — как у них горят глазки! — говорит Ольга Ускова. — Мы все счастливы, мы все находимся в едином эмоциональном свечении. Проходишь во время занятий мимо детей и их родителей — мурашки идут по коже. Ты понимаешь: совершенно всё равно, как ты выглядишь, свободно у тебя пальцы движутся или ручка немножко скована. Потому что ты своё добро, свою любовь, свои эмоции можешь передать разными путями. И если сознание открыто, то человек может быть счастлив.

Ускова уверена, что для любого человека внутренний мир важнее внешнего. И развитие духовного мира создаёт ощущение счастья и формирует дальнейшую судьбу. В своей работе они ориентируются на теорию всеобщей контактности советского учёного и художника Элия Белютина. Он утверждал, что через серьёзное эмоциональное напряжение можно произвести переключение работы человеческого мозга в креативные зоны, что позволит открыть новые способности или усилить существующие.

"Для детей с ограниченными возможностями это палочка-выручалочка. Чем меньше у человека возможностей реализоваться в обычном мире, тем сильнее получается результат в творчестве"

Из текста этой теории фонд сформировал учебник, который будет представлен в сентябре. 

Лада

Недалеко от стола, где проходят занятия, есть импровизированная выставка — к натянутой верёвке прищепками прикреплены работы детишек. У одной из девочек рядом с листом бумаги и красками лежит тетрадка, куда она записывает свои стихи.

— Я здесь отдыхаю, учусь и лечусь и получаю удовольствие, — говорит 14-летняя Лада, которая приехала в лагерь уже в третий раз. Её сопровождает мама и любимый питомец — рыжая такса. — Я раньше рисовала, но рисунки у меня плохо получались очень. А вот сейчас у меня вдохновение! Ещё я занимаюсь эстрадным вокалом и пишу стихи, записываю их в тетрадь.

Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн уверен, что лагерь помогает детям поверить в себя и раскрыть свои творческие возможности, о которых некоторые порой даже не подозревают.

— Мы пытаемся показать детям их будущее, чтобы они могли ответить на вызовы, которые так или иначе в жизни случаются, творчески, с помощью наших специалистов, родителей, — говорит митрополит. — Мы все вместе решаем трудную задачу — не просто вернуть ребёнка в социальное пространство, а помочь ему поверить в себя. Дай бог, чтобы это начинание нашло сторонников. Мы верим, что в России найдётся очень много людей, которые будут помогать детям творчески развиваться и преодолевать все недуги.

life.ru


Смотрите также