Урок внеклассного чтения по теме "Сказка Г.Х. Андерсена «Ромашка»". 4-й класс. Урок рисования сказки андерсена


Урок внеклассного чтения по сказкам Г. Х. Андерсена

Представляю вашему вниманию несколько видео с уроков внеклассного чтения разных лет по сказкам Г. Х. Андерсена. Ниже вы найдёте конспект урока и презентацию.

Датский волшебник и его сказки

Урок внеклассного чтения по сказкам Ганса Христиана Андерсена

Оформление урока

На доске:

  • Тема
  • Эпиграф: «Вот сказка моей жизни. Рассказал я её здесь открыто и чистосердечно, как бы в кругу близких друзей». Г.-Х. Андерсен
  • Портрет Андерсена
  • Иллюстрации детей к сказкам
  • Выставка книг Андерсена и о нём

Награды командам

Предварительное задание

  1. Нарисовать иллюстрации у любимой сказке Андерсена
  2. Подготовиться отвечать на вопросы:
  • Чем понравилась сказка?
  • Почему захотелось нарисовать иллюстрацию к ней?
  • Какой эпизод изобразил и почему?
  • В каком цвете изобразил и почему?

     3.  Инсценировка эпизода (по командам)

А. Стойкий оловянный солдатик

Б. Пастушка и трубочист

В. Подснежник

(готовят вопросы зрителям)

      4.      Один ученик готовиться рассказывать о биографии Андерсена       5.      Игру оценивает жюри, состоящее из старшеклассников или учителей

Ход урока

  1. Слово учителя

Начинаем путешествие в Данию, к великому сказочнику, известному во всём мире, Гансу Христиану Андерсену.

(демонстрация портрета)

И несмотря на то, что родился он в 1805 году, а умер в 1875, мы всё же побываем у него в гостях, перелистаем страницы его сказок, услышим его голос, весёлый и грустный, добрый и ироничный.

Есть в Копенгагене в Центральном городском парке, где всегда много людей и куда каждый день приходят дети, памятник Андерсену. На цоколе памятника великому сказочнику высечены слова: «Воздвигнут датским народом».

  • За что народ любит его сказки? За что мы ему так благодарны?

Попытаемся ответить на эти вопросы, соприкоснувшись с удивительным миром его сказок… Итак, по страницам сказок Андерсена.

Викторина

(класс разбит на три команды, в каждой команде есть капитан. Викторина состоит из разделов, которые включают в себя по три вопроса. Каждой команде предлагается ответить на один из них)  

  •  Как начинаются русские народные сказки? Конечно: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…»

У Андерсена всё иначе. Помните ли вы, какие сказки открываются словами:

  • «Видали ли вы когда-нибудь старинный деревянный шкаф, совсем почерневший от времени?» («Пастушка и трубочист»)
  • «Шёл солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку»? («Огниво»)
  • «Ну, начнём! Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь»? («Снежная королева»)

А этот конкурс «Кто быстрее?» Русская пословица говорит: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». А мы с вами попробуем «поймать» слово и даже определить, из чьих уст оно «вылетело». Итак, кому из андерсеновских персонажей принадлежит следующие афоризмы? Надо назвать и сказку, и героя.

  • «А король-то голый!» (Ребёнок, «Новое платье короля»)
  • «Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой не согреешься». (Крот, «Дюймовочка»)
  • «Как добры все люди и все животные!» (Герда, «Снежная королева»)
  • «Не беда появиться на свет в утином гнезде, если вылупился из лебединого яйца!» (Автор, «Гадкий утёнок»)
  • «Я слишком тонка, я не создана для этого мира!» (Штопальная игла, героиня одноимённой сказки)
  • «Все мы обязаны делиться с миром лучшим, что есть в нас». (Розовый куст, «Улитка и розовый куст»)

Конкурс знатоков (Участвуют в конкурсе по одному человеку из команды) Если знатоки не отвечают, то могут отвечать команды, но тогда команде засчитывается не 2 балла, а 1)

Вопросы

Ответы

1. В сказке Андерсена «Огниво» были собаки с разными глазами. Какими?

У 1-ой были словно чайные чашки, у 2-ой – как мельничные жернова, у 3-ей – с круглую башню

2. В сказке «Принцесса на горошине» есть эпизод: вечером в городские ворота постучали. Кто пошёл отворять?

Старый король

3. Сказочник упоминает, какого роста была Дюймовочка. Какого же?

С дюйм. Отсюда её имя

4. Кто заправлял хозяйством овдовевшего морского царя из сказки «Русалочка»?

Старуха мать

5. Как король наградил обманщиков-портных, сшивших ему новое платье?

Рыцарским крестом в петлицу, а также пожаловал им звание придворных ткачей

6. Какой документ потребовала у стойкого оловянного солдатика крыса?

Паспорт

7. Куда попали осколки зеркала Каю?

В сердце и в глаз

8. по какому признаку догадалась утка из сказки «Гадкий утёнок», что её непохожий на утят сын всё-таки не индюшонок?

Он не боится воды, хорошо гребёт лапками и при этом прямо держится

9. Мать морского царя носила особые отличительные знаки на хвосте. Какие?

Целую дюжину устриц

3.      Рассказ о сказочнике

Но какова судьба сказочника, чьи творения вы так хорошо знаете? А вот послушайте. (Читает)

«В 1805 году в городе Оденсе в бедной каморке проживала молодая чета – муж и жена, бесконечно любившие друг друга, молодой башмачник и его жена. Только недавно вышедший в мастера муж своими руками сколотил всю обстановку сапожной мастерской, а также кровать. На эту постель 2 апреля 1805 года лёг живой плачущий ребёнок – я, Ганс Христиан Андерсен», _ так писал в своей биографической повести «Сказка моей жизни» великий датский сказочник о своём рождении.

Но жизнь не сразу одарила писателя своими богатствами. Он должен был прежде пройти долгий и нелёгкий путь, прежде чем превратиться из «гадкого утёнка» в прекрасного «лебедя».

Андерсен часто вспоминал о своём детстве.

Ученик. «Недалеко от пивоварни была мастерская старух-прядильщиц. Я часто заходил туда и скоро сделался любимцем старух за своё красноречие, служившее, однако, верным признаком моей недолговечности. «Такой умный ребёнок не заживётся на свете! – говорили они. Это мне  чрезвычайно льстило. Как-то случайно я слышал разговор врачей о внутреннем строении человека и немедленно прочёл по этому поводу моим старухам целую лекцию. Я смело чертил мелом на двери какие-то вавилоны, которые должны были изображать внутренности, и нёс что-то о сердце и почках. Всё, что я говорил, произвело на почтенное собрание глубочайшее впечатление. Я прослыл необыкновенно умным ребёнком, а наградой со стороны старух за мою болтовню служили мне сказки. Передо мной развернулся целый сказочный мир, не уступавший по богатству тому, что рисуется нам в «Тысяче и одной ночи».

4.      Беседа по иллюстрациям.

Да, действительно, мир тех сказок был великолепен. От старых прядильщиц Андерсен узнал народные варианты сказок «Огниво», «Принцесса на горошине», «Свинопас» и другие. Посмотрите, какую галерею вы создали.

  • Давайте отгадаем, какие сказки вы иллюстрировали сами.

( Дети отгадывают названия сказок, а авторы работ объясняют, чем понравилась им эта сказка, почему захотелось нарисовать к ней иллюстрацию, комментируют, что нарисовал, в каком цвете и почему.)

5.      Рассказ о сказочнике.

А теперь давайте опять от сказок вернёмся к сказочнику.

 Ученик. «Мне шёл уже четырнадцатый год, и мать решилась отдать меня в ученье к портному. Она любила меня всем сердцем, но не понимала, к чему я стремлюсь, да я сам-то этого не понимал тогда. Я принялся умолять её позволить мне лучше попытать мне счастья в Копенгагене, который в моих глазах тогда был столицей мира. Мать связала все мои пожитки в маленький узелок, договорилась с почтальоном, и тот обещал провезти меня в Копенгаген без билета.»

Учитель. И вот утром 6 сентября 1819 года 14-летний Ганс Христиан Андерсен увидел башни Копенгагена. Но не сразу он стал писать сказки. Он пробовал себя и на сцене, и учился в гимназии, ему приходилось и голодать. Наконец в 23 года будущий писатель стал студентом Копенгагенского университета.

В 1835 году он издал первый сборник «Сказки, рассказанные детям». С этого момента и узнали датские дети своего нового и самого знаменитого сказочника.

6.      Викторина.

В предисловии к сборнику «Новых сказок» Андерсен устами одной из своих героинь – Бузинной матушки – замечает: «Из действительности-то и вырастают чудеснейшие сказки».

  1. Так, одну удивительную, полную захватывающих приключений историю он услышал от ласточки. Какая это сказка? («Дюймовочка»)
  2. Другую интересную историю ему поведало… бутылочное горлышко. Вспомните название истории. («Бутылочное горлышко»)
  3. Сюжет какой истории, по уверению автора, «заимствован прямо из газет»? («Дурень Ганс»)

Учитель. Назвал свои сказки Андерсен «новыми», вероятно, потому, что источником их была сама жизнь. На что, бывало ни взглянет, к чему ни прикоснётся,  - всё превращалось в сказку. «Часто мне кажется, - писал он, - будто каждый цветок говорит мне: «Ты только взгляни на меня, и тогда моя история перейдёт к тебе».

7.      Конкурс артистов.

(Каждая команда готовит инсценировку сказки)

А. «Стойкий оловянный солдатик»

Б. «Пастушка и трубочист»

В. «Подснежник»

(потом герои инсценировок задают зрителям вопросы на знание сказки и о себе)

8.      Викторина.

В сказках Андерсена зачастую самые обыкновенные предметы получают необыкновенное назначение.

  1. Одна андерсеновская героиня пишет письмо – на чём бы вы думали? – на сушёной треске. Что это за сказка? («Снежная королева»)
  2. В какой сказке герой в качестве транспортного средства использует предмет мебели? («Сундук-самолёт»)
  3. Всем известен оловянный солдатик за его потрясающую стойкость. А помните ли вы, кто его родители и сколько у него было братьев? (Его матушка – старая оловянная ложка, а братьев у него – 24, так как всего оловянных солдатиков было 25)
  4. Необыкновенное, поистине сказочное истолкование получают у Андерсена многие природные явления. Вот, например:
  • В одной из сказок спички, рассказывая о своём детстве, умилённо вспоминают, как пили по утрам «бриллиантовый чай». Догадались ли вы, о каком чае идёт речь? (Речь идёт о росе, так как спички «в детстве» были деревом. (Сказка «Сундук-самолёт»)
  • Какая легенда бытует среди жителей Крайнего Севера о возникновении северного сияния? В какой сказке говорится об этом? (В сказке «Снежная королева» Гарда услышала от лапландки, что в Финляндии «Снежная королева живёт на даче и каждые вечер зажигает голубые бенгальские огни»)
  • Коротая с детьми вечера, бабушка рассказывала им разные интересные истории. Как-то она поведала про то, что такое снег и откуда берутся ледяные узоры на окнах. Помните ли вы эту историю? А название сказки и мена детей? («Снежная королева», Кай и Герда)

9.      Подведение итогов.  (жюри называет победителей и награждает их)

10.  Заключительное слово учителя. Домашнее задание.

За что народ любит сказки Андерсена?

Учитель. Мы с вами только входим в сказочный мир Андерсена. Его творения хранят множество загадок и тайн, которые мы попытаемся раскрыть. Мы попробуем сами стать сказочниками и волшебниками. Но сначала надо  научиться стать  внимательными читателями.

Источники:

Материалы викторины взяты из поурочных разработок для 5 класса

perova.jimdo.com

Тема урока: "Сказки Г.-Х. Андерсена"

Разделы: Литература, Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Расширять представление учащихся о сказках Андерсена, учить выделять выразительные средства в произведении, воспитывать честность, благородство.
  • Воспитывать у детей любовь к книге, чтению; расширять читательский кругозор; способствовать формированию осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах.

Оборудование:

  • Портрет писателя
  • Выставка книг со сказками Г.-Х. Андерсена
  • Карточки для выполнения заданий
  • Рисунки детей
  • Карточки со словами героев сказок
  • Компьютер и мультимедийный проектор

ХОД УРОКА

1. Сообщение цели и темы урока.

Слайд 1-2

- Тема нашего урока "Сказки Г.Х.Андерсена". Сегодня мы вспомним прочитанные нами произведения, выполним различные задания по содержанию сказок. Работать будем в группах.

2. Введение в тему.

(Выделенный текст рассказывают дети.)

- Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года.

Слайд 3

Ганс Христиан Андерсен родился в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Маленький мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но слушал их только старый кот по имени Карл. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он обо всем, что только могло придти в его голову. Чего он только на переделал в юные годы - и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу танцев. Учился за казенный счет в гимназии. Но призвание у Андерсена было одно - стать сказочником.

Слайд 4

В 1819 году он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлек не актерский талант, а писательский дар Андерсена.

В 1835 году издает три сборника своих произведений "Сказки, рассказанные для детей". Постепенно сказки занимают основное место в его творчестве.

Потом выходят самые чудесные сказки: "Стойкий оловянный солдатик", "Соловей", "Гадкий утенок", "Дюймовочка", "Свинопас". Всего Андерсен написал 170 сказок.

Его произведения любят как взрослые, так и дети во всем мире. Ведь в них рассказывается о необыкновенных событиях, а добро всегда побеждает зло.

- В России интерес к творчеству сказочника возник при его жизни, когда были переведены на русский язык некоторые сказки. Х.К.Андерсен писал переводчице: "Я рад, что мои произведения читаются в великой России".

День рождения Андерсена объявлен Международным днём детской книги. Учреждена Международная премия Андерсена за создание лучших книг для детей.

3. Проверка домашнего задания.

Слайд 5

- Готовясь к уроку, вы прочитали достаточно много произведений Андерсена. О чём свидетельствует выставка книг и ваших рисунков. Почему вы выбрали для иллюстрации именно эту сказку?

- Но более подробно мы поработаем с содержанием сказок "Ель", "Огниво", "Русалочка" и "Ганс-Чурбан". Вы готовили краткое содержание этих сказок и на прошлом уроке в группах обсуждали и выбирали более удачные на ваш взгляд. И сейчас мы выслушаем вас.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Слайд 6

- Итак, первое задание. Расшифруйте название сказки. Уберите повторяющиеся буквы и, из оставшихся, сложите слово - название сказки.

(Ель)

Слайд 7-8

- У вас на столах карточки. Приготовьте (1) карточку. Сейчас мы выполним тест, вопросы которого касаются содержания сказки "Ель".

- Карточки с выполненным заданием, передаём для проверки следующей группе по часовой стрелке.(Делаем это в течение всего урока.)

Слайд 9

- Проверяя правильность выполненных заданий, считайте верные ответы и записывайте их количество на оборотной стороне.

- Карточка остаётся на парте проверяющей группы до конца урока.

Слайд 10

- Следующее задание - Восстановление деформированного текста. Нужно вставить пропущенные слова. Приготовьте (2) карточку.

Слайд 11

- Проверяем - считаем количество правильно вставленных слов - записываем.

Слайд 12

- Расшифруйте название сказки, по которой будем выполнять следующие задания. (Ганс-Чурбан)

Слайд 13

- Приготовьте карточку (3) - кроссворд.. Все задания вы видите на доске.

* - Проверяем.

Слайд 14

- Для следующего задания приготовьте (4) карточку. Цифровой диктант. Напоминаю: если вы согласны с утверждением - пишем 1, если не согласны - 0.

* - Проверяем.

Физминутка

- Встали. Если называю сказку Андерсена - хлопаем в ладоши над головой, если нет - приседаем.

"Огниво. Колобок. Принцесса на горошине. Дюймовочка. Журавль и цапля. Русалочка. Зимовье зверей. Новое платье короля. Калоши счастья. Морозко. Стойкий оловянный солдатик. Крошечка - Хаврошечка. Дикие лебеди. Оле-Лукойе. Свинопас. Гуси-лебеди. Гадкий утёнок. Ель. Снежная королева. Штопальная игла. Царевна-лягушка. Старый уличный фонарь. Ганс-Чурбан. Иванушка-дурачок."

- Кроме произведений Андерсена, названия каких сказок, использованы. (Русских народных)

Слайд 15

- Расшифровываем название следующей сказки. Читайте от самой большой до самой маленькой буквы.

(Огниво)

Слайд 16

- Выберите слова которые помогут охарактеризовать солдата из сказки "Огниво".

- Какие вы выбрали слова и почему?

Слайд 17

- Приготовьте карточку (5).Найди в таблице персонажей сказки. Зачеркните.

* - Есть подсказка.

* - Проверяем.

Слайд 18

- Расшифруй название сказки.

(Русалочка)

Слайд 19

- Восстановление деформированного плана.

Приготовьте карточку (6). Вам предложена вот такая последовательность. Нужно расположить пункты плана правильно в соответствии с содержанием сказки, записывая в левом столбике верную последовательность.

(Сказка, начинается с описания морского царства, значит, напротив - пишем 1 и т.д.)

* - Проверяем.

- Следующее задание. Надо прочитать отрывок и определить кто из персонажей сказки "Русалочка" это сказал.

Игра "Кто сказал?"

(Отрывки напечатаны, каждой группе выдаётся своя карточка. Можно для чтения соперникам.)

Физминутка

- Все последующие задания будут касаться разных сказок Андерсена.

Слайд 20

- Приготовьте карточку (7) с кружками. Задание узнай сказку по опорным словам и впиши её название в кружок соответствующего цвета.

Слайд 21

- Проверяем.

Слайд 22-26

- Узнай сказку по отрывку. Игра "Узнай сказку".

Слайд 27

- Узнай сказку по иллюстрации.

5. Итоги урока.

- Подсчитываем баллы. Больше всех набрала группа... . Значит они более внимательно читали произведения Г.Х.Андерсена.

Слай 28

- Молодцы! Теперь вы все истинные знатоки сказок Г.Х.Андерсена.

6.Домашнее задание.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Мои иллюстрации к сказкам Андерсена.

Исторической справедливости ради надо рассказать о еще одном своем долгострое: иллюстрациях к сказкам Андерсена, которые я рисовала 5 лет (2010-2015) Хотя я и закончила его год назад, а книгу издали еще летом особо хвастаться не хотелось. К несчастью, издательство выпустило это книгу совершенно не в том виде для которого она создавалась, вместо книги с авторскими иллюстрациями они издали пафосно набитый орнаментами сборник. Ссылок давать не буду, не хочется это рекламировать, кому интересно ищите сами. Я просто покажу здесь свою работу и это единственное на что я имею право. Если бы я рисовала эти иллюстрации для себя они выглядели бы совсем-совсем по-другому, но, что сделано, то сделано! С тех пор я стала рисовать значительно лучше, так что не судите строго! Тут только часть картинок(всего их 40, формат а3), остальные можно посмотреть у меня на сайте

ivinni.livejournal.com

Урок внеклассного чтения по теме "Сказка Г.Х. Андерсена «Ромашка»". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Цель: показать детям, как происходило рождение сказки в поэтической душе писателя-сказочника, какое место занимали цветы в его удивительных творениях, как светлый и чудесный мир благородства и любви проникает в сердце читателей.

Подготовка к уроку: учащимся дается задание прочитать как можно больше сказок Г.Х.Андерсена, ознакомиться с биографией автора.

Оборудование: компьютерное приложение к уроку (Приложение 1), аудиокнига Г.Х. Андерсен «Сказки и истории», тексты сказки Г.Х.Андерсена «Ромашка» у каждого ученика, карточки с деформированным планом и набор иллюстраций для работы в группах.

Ход урока

Мы обязаны делиться с миром, Что есть в нас! Г.Х.Андерсен.

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности.

Звучит музыка из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» -«Вальс цветов». Давным-давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет… эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро вставало солнце, и вода в колодце становилась легкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой Восхода свои пока ещё маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если только одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Но, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого захода солнца. А сказки росли, росли… пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начинали шептать: «Пора, пора, мой добрый сказочник!» И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай. (О.Дриз)

- Почему так старался сказочник, работая в своём саду?

- Кого из удивительных сказочников вам напомнил садовник? Почему? (Предположения детей. В первую очередь вспоминается Г.Х. Андерсен – он называл родной остров Фюн «садом всего Датского королевства»).

- Перед вами портрет поэта, лучшего в мире сказочника, обаятельного чудака, чистосердечного ребёнка, вдохновенного императора, народного певца – Г.Х. Андерсена.

3. Актуализация знаний.

1) Беседа об авторе и его произведениях.

- Что знаете об Г.Х.Андерсене?

- (Родился в семье прачки и сапожника в Дании, в г.Оденсе 2 апреля 1805г. В настоящее время этот день объявлен Международным днём книги.

- Был единственным ребёнком в семье, рос в бедности…

- Его никогда не наказывали.

- Мечтали обо всём, что могло прийти в голову.

- Был и башмачником, и певцом, занимался танцами.

- Родители мечтали, чтобы в будущем он стал портным.

- В 14лет потерял отца, уехал в Копенгаген.

- Первые сказки услышал от отца.

- Придуманные собственные сказки рассказывал старому коту Карлу, который часто засыпал, не дослушав самую интересную сказку.)

2) – Какие сказки вам запомнились?

Кроссворд по сказкам Г.Х.Андерсена.

  1. Героиня сказки, которая из-за любви к принцу превратилась в морскую пену. (Русалочка)
  2. Замечательная певчая птица, по её имени названа сказка. (Соловей)
  3. Как звали очень маленькую героиню? (Дюймовочка)
  4. 4. Имя мальчика, который умчался в царство льда к Снежной Королеве. (Кай)
  5. Этот предмет лежит у меня в шкатулке, он помог принцессе стать женой принца и мешает спать на мягкой постельке. (Горошина)
  6. Он был с одной ногой, т.к. его отливали из олова последним, но он стоял на ней так же твёрдо, как другие на двух и оказался самым замечательным из всех. (Солдатик)
  7. Из чего шила Элиза рубашки для своих братьев? (Крапива)

- Какую особенность сказок Андерсена вы заметили? (Они интересные, чистые, поэтичные, светлые, обычное делают необыкновенным, они ироничны, мудры. Серьёзны, в них есть намёк, но его надо понять.)

3) Рождение сказок в душе автора.

- Ребята, а как вы думаете, откуда же приходили сказки к Андерсену? (В результате рассуждений появляется схема)

4. Сообщение темы и задач урока. - В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.

С детства любил Андерсен наблюдать жизнь растений. Сам писал: «Иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый цветок говорят: «Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни. Всё, что тебе нужно сделать, это приглядеться повнимательнее.» И стоит мне захотеть, как у меня тот час же появляются истории».

Обращение к эпиграфу: «Мы обязаны делиться с миром, Что есть в нас!» Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других. Видимо, так и появилась сказка, которую мы прочитаем и проанализируем. Посмотрите на ключевое слово по вертикали в кроссворде. (Ромашка.)

Нам предстоит разобраться в том, что же увидел автор? Что заметил? Что хотел пробудить в сердцах сказкой, которую придумал сам?

5. Первичное восприятие.

Лексическая работа. Дёрн – верхний слой почвы, густо заросший травой.

Чтение сказки «Ромашка». (Звучит аудиозапись чтения в исп. В.Кузнецовой из аудиокниги «Х.К. Андерсен. Сказки и истории».

6. Осмысление.

- Что можете сказать об этой истории? (Это очень грустная история.)

- Почему именно о ней написана сказка, а не о тех пышных и важных цветах?

- Давайте обратимся к текстам и проанализируем сказку.

7. Анализ литературного произведения.

- Какой вы увидели ромашку? (Она простой скромный цветок, её не заботило, что она такой простенький бедненький цветочек).

- Нравилась ли ромашке её жизнь? Прочитайте, что она думает о себе, своих ощущениях в саду. («Я ведь вижу и слышу всё! Солнышко меня ласкает, ветерок целует! Как я счастлива!»).

- А теперь прочитаем описание садовых цветов.

- Какими они были? (Они были очень гордыми, считали себя лучше всех, они не замечали маленькую и простую ромашку).

- Не показалось ли вам, что цветы в сказках Андерсена - это люди?

- Какие слова и выражения из сказки подтверждают эту мысль? («Важничали, раздували щёки, покраснели от досады»).

- Как называется такой прием в литературе? («Олицетворение»).

- А как она относилась к окружающим её цветам? («Она любовалась ими, радовалась за них, никогда никому не завидовала»).

- Что чувствовала ромашка, когда жаворонок спустился к ней? Прочитайте.

- Они стали друзьями?

- Как вы думаете, почему жаворонок спустился не к знатным цветам, а прямёхонько к скромной ромашке? Это было случайно? (Нет, т.к. ромашка - простой верный друг, открытая, жизнерадостная, добрая девочка с золотым сердечком).

- Прочитайте, какая была реакция на это у других цветов. (Они завидовали ромашке, не понимали, как птичка прилетела к такому незаметному цветку).

- А ромашке было жаль тюльпаны, которые срезала хозяйка.

- Вы обратили внимание на противопоставление ромашки гордым и пышным садовым цветам? Обратите внимание на позицию автора. Вы ощущаете его присутствие? (Да, в сказке всё время слышится голос писателя: он любуется ромашкой, восхищается её добрым сердцем, насмешливо относится к пионам.)

- Автор не просто наблюдает за происходящим, а даёт всему оценку. Поэтому она является литературной сказкой.

- Что же было потом? (Судьба снова свела ромашку с жаворонком. Но, увы, это была печальная и последняя история. Жаворонок попадает в западню, ромашка хочет помочь птичке.)

- Прочитаем об этом.

- О чём думает ромашка, очутившись в клетке с жаворонком? (Она думает не о себе, а о нём).

- А другие цветы? (Они были так заняты собой, что ничего не заметили. Андерсен даже не стал писать о них.)

- Конец у сказки очень грустный: жаворонок погибает, а что же случилось с ромашкой? (Её выбрасывают на пыльную дорогу). Прочитаем концовку сказки. Какая интонация должна быть при чтении?

- Только ли грусть, печаль испытывает читатель? Может быть возникают другие чувства? Какой намёк вы ощущаете? Можем ли мы считать сказку пищей для ума и разума? (Возникают мысли о мальчиках, которые погубили жаворонка, хочется посмотреть на себя со стороны, так ли я всё делаю, хочется защищать всё прекрасное вокруг).

8. Закрепление.

Моделирование сказки. Работа в группах. У каждой группы конверты с карточками. 1, 2 группы – восстановите деформированный план.

  1. Ромашка распустилась. (Рисунок 1)
  2. «Как я счастлива!» (Рисунок 2)
  3. Гордые цветы. (Рисунок 3)
  4. Встреча с жаворонком. (Рисунок 4)
  5. Девушка срезает цветы в саду. (Рисунок 5)
  6. Жаворонок в западне. (Рисунок 6)
  7. Мальчики выкапывают дёрн с ромашкой. (Рисунок 7)
  8. В клетке с жаворонком. (Рисунок 8)
  9. Гибель птички. (Рисунок 9)
  10.  На пыльной дороге. (Рисунок 10)

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

3, 4 группы – расположите по порядку действия, изображённые на иллюстрациях. Создайте фильм, озвучьте.

3 группа – 1-5 иллюстрации.

4 группа – 6-10 иллюстрации.

Защита проектов представителями групп.

9. Рефлексия.

- Давайте ещё раз вспомним строчки, где жаворонок описывает ромашку. «Какой миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым сердечком!»

- Как вы думаете, что означает с «золотым сердечком»? (С одной стороны это цвет, с другой - качество характера – доброе сердечко, благородное.)

- А кто ещё знает одну маленькую девочку, героиню сказки Андерсена, которая в первую очередь думала и беспокоилась о других? (Дюймовочка жалеет мотылька, полевую мышь, помогает ласточке.)

- Что же хотел донести до нас автор? Что мы вынесли для себя из этой истории? (Андерсен хотел, чтобы ромашка была примером для всех, чтобы люди стремились быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми, а не такими, как синьоры цветы, чтобы ромашка была для каждого из нас «светлым и чудесным миром благородства».

10. Заключение.

Заканчивается наш урок, и мне хотелось, чтобы у нас в классе распустилась ещё одна благородная ромашка. Я попрошу вас написать на лепестках ромашки то главное, что вы увидели, почувствовали в сказках Андерсена. Первый лепесток, с вашего позволения, заполню я и напишу: «Сказки Андерсена утверждают светлый и чудесный мир благородства».

На доске в помощь слабым ученикам схема формулировки ответа:

- Сказки Андерсена учат…

- Сказки заставляют задуматься…

- В сказках Андерсена живут…

Ученики пишут, читают написанное. На доске появляется огромная ромашка, лепестки которой светятся чистотой детских мыслей.

- Пусть радостью, добром, благородством светятся ваши сердца, а в память о нашем уроке я дарю вам эти маленькие ромашки. Пусть они напоминают вам о нашей встрече и будут залогом дальнейшей дружбы.

11. Домашнее задание.

По выбору:

  1. нарисовать ромашку и жаворонка;
  2. сочинить небольшую сказку о ромашке;
  3. придумать другую концовку к сказке «Ромашка».

12. Оценивание работы учащихся.

- Встаньте, пожалуйста, те, кто мне помогал.

- Спасибо вам за урок!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок внеклассного чтения по теме Андерсен

Урок внеклассного чтения по теме "Сказка Г.Х. Андерсена «Ромашка»". 4-й класс Дата:________

Цель: показать детям, как происходило рождение сказки в поэтической душе писателя-сказочника, какое место занимали цветы в его удивительных творениях, как светлый и чудесный мир благородства и любви проникает в сердце читателей.

Подготовка к уроку: учащимся дается задание прочитать как можно больше сказок Г.Х.Андерсена, ознакомиться с биографией автора.

Оборудование: компьютерное приложение к уроку, аудиокнига Г.Х. Андерсен «Сказки и истории», тексты сказки Г.Х.Андерсена «Ромашка» у каждого ученика, карточки с деформированным планом и набор иллюстраций для работы в группах.

Ход урока

Мы обязаны делиться с миром, Что есть в нас! Г.Х.Андерсен.

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности.

Звучит музыка из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» -«Вальс цветов». Давным-давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет… эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро вставало солнце, и вода в колодце становилась легкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой Восхода свои пока ещё маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если только одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Но, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого захода солнца. А сказки росли, росли… пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начинали шептать: «Пора, пора, мой добрый сказочник!» И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай. (О.Дриз)

- Почему так старался сказочник, работая в своём саду?

- Кого из удивительных сказочников вам напомнил садовник? Почему? (Предположения детей. В первую очередь вспоминается Г.Х. Андерсен – он называл родной остров Фюн «садом всего Датского королевства»).

- Перед вами портрет поэта, лучшего в мире сказочника, обаятельного чудака, чистосердечного ребёнка, вдохновенного императора, народного певца – Г.Х. Андерсена.

3. Актуализация знаний.

1) Беседа об авторе и его произведениях.

- Что знаете об Г.Х.Андерсене?

- (Родился в семье прачки и сапожника в Дании, в г.Оденсе 2 апреля 1805г. В настоящее время этот день объявлен Международным днём книги.

- Был единственным ребёнком в семье, рос в бедности…

- Его никогда не наказывали.

- Мечтали обо всём, что могло прийти в голову.

- Был и башмачником, и певцом, занимался танцами.

- Родители мечтали, чтобы в будущем он стал портным.

- В 14лет потерял отца, уехал в Копенгаген.

- Первые сказки услышал от отца.

- Придуманные собственные сказки рассказывал старому коту Карлу, который часто засыпал, не дослушав самую интересную сказку.)

2) – Какие сказки вам запомнились?

Кроссворд по сказкам Г.Х.Андерсена.

  1. Героиня сказки, которая из-за любви к принцу превратилась в морскую пену. (Русалочка)

  2. Замечательная певчая птица, по её имени названа сказка. (Соловей)

  3. Как звали очень маленькую героиню? (Дюймовочка)

  4. 4. Имя мальчика, который умчался в царство льда к Снежной Королеве. (Кай)

  5. Этот предмет лежит у меня в шкатулке, он помог принцессе стать женой принца и мешает спать на мягкой постельке. (Горошина)

  6. Он был с одной ногой, т.к. его отливали из олова последним, но он стоял на ней так же твёрдо, как другие на двух и оказался самым замечательным из всех. (Солдатик)

  7. Из чего шила Элиза рубашки для своих братьев? (Крапива)

hello_html_429aae92.gif

- Какую особенность сказок Андерсена вы заметили? (Они интересные, чистые, поэтичные, светлые, обычное делают необыкновенным, они ироничны, мудры. Серьёзны, в них есть намёк, но его надо понять.)

3) Рождение сказок в душе автора.

- Ребята, а как вы думаете, откуда же приходили сказки к Андерсену? (В результате рассуждений появляется схема)

hello_html_1fe4d573.gif

4. Сообщение темы и задач урока.- В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.

С детства любил Андерсен наблюдать жизнь растений. Сам писал: «Иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый цветок говорят: «Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни. Всё, что тебе нужно сделать, это приглядеться повнимательнее.» И стоит мне захотеть, как у меня тот час же появляются истории».

Обращение к эпиграфу: «Мы обязаны делиться с миром, Что есть в нас!» Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других. Видимо, так и появилась сказка, которую мы прочитаем и проанализируем. Посмотрите на ключевое слово по вертикали в кроссворде. (Ромашка.)

Нам предстоит разобраться в том, что же увидел автор? Что заметил? Что хотел пробудить в сердцах сказкой, которую придумал сам?

5. Первичное восприятие.

Лексическая работа. Дёрн – верхний слой почвы, густо заросший травой.

Чтение сказки «Ромашка». (Звучит аудиозапись чтения в исп. В.Кузнецовой из аудиокниги «Х.К. Андерсен. Сказки и истории».

6. Осмысление.

- Что можете сказать об этой истории? (Это очень грустная история.)

- Почему именно о ней написана сказка, а не о тех пышных и важных цветах?

- Давайте обратимся к текстам и проанализируем сказку.

7. Анализ литературного произведения.

- Какой вы увидели ромашку? (Она простой скромный цветок, её не заботило, что она такой простенький бедненький цветочек).

- Нравилась ли ромашке её жизнь? Прочитайте, что она думает о себе, своих ощущениях в саду. («Я ведь вижу и слышу всё! Солнышко меня ласкает, ветерок целует! Как я счастлива!»).

- А теперь прочитаем описание садовых цветов.

- Какими они были? (Они были очень гордыми, считали себя лучше всех, они не замечали маленькую и простую ромашку).

- Не показалось ли вам, что цветы в сказках Андерсена - это люди?

- Какие слова и выражения из сказки подтверждают эту мысль? («Важничали, раздували щёки, покраснели от досады»).

- Как называется такой прием в литературе? («Олицетворение»).

- А как она относилась к окружающим её цветам? («Она любовалась ими, радовалась за них, никогда никому не завидовала»).

- Что чувствовала ромашка, когда жаворонок спустился к ней? Прочитайте.

- Они стали друзьями?

- Как вы думаете, почему жаворонок спустился не к знатным цветам, а прямёхонько к скромной ромашке? Это было случайно? (Нет, т.к. ромашка - простой верный друг, открытая, жизнерадостная, добрая девочка с золотым сердечком).

- Прочитайте, какая была реакция на это у других цветов. (Они завидовали ромашке, не понимали, как птичка прилетела к такому незаметному цветку).

- А ромашке было жаль тюльпаны, которые срезала хозяйка.

- Вы обратили внимание на противопоставление ромашки гордым и пышным садовым цветам? Обратите внимание на позицию автора. Вы ощущаете его присутствие? (Да, в сказке всё время слышится голос писателя: он любуется ромашкой, восхищается её добрым сердцем, насмешливо относится к пионам.)

- Автор не просто наблюдает за происходящим, а даёт всему оценку. Поэтому она является литературной сказкой.

- Что же было потом? (Судьба снова свела ромашку с жаворонком. Но, увы, это была печальная и последняя история. Жаворонок попадает в западню, ромашка хочет помочь птичке.)

- Прочитаем об этом.

- О чём думает ромашка, очутившись в клетке с жаворонком? (Она думает не о себе, а о нём).

- А другие цветы? (Они были так заняты собой, что ничего не заметили. Андерсен даже не стал писать о них.)

- Конец у сказки очень грустный: жаворонок погибает, а что же случилось с ромашкой? (Её выбрасывают на пыльную дорогу). Прочитаем концовку сказки. Какая интонация должна быть при чтении?

- Только ли грусть, печаль испытывает читатель? Может быть возникают другие чувства? Какой намёк вы ощущаете? Можем ли мы считать сказку пищей для ума и разума? (Возникают мысли о мальчиках, которые погубили жаворонка, хочется посмотреть на себя со стороны, так ли я всё делаю, хочется защищать всё прекрасное вокруг).

8. Закрепление.

Моделирование сказки. Работа в группах. У каждой группы конверты с карточками. 1, 2 группы – восстановите деформированный план.

  1. Ромашка распустилась. (Рисунок 1)

  2. «Как я счастлива!» (Рисунок 2)

  3. Гордые цветы. (Рисунок 3)

  4. Встреча с жаворонком. (Рисунок 4)

  5. Девушка срезает цветы в саду. (Рисунок 5)

  6. Жаворонок в западне. (Рисунок 6)

  7. Мальчики выкапывают дёрн с ромашкой. (Рисунок 7)

  8. В клетке с жаворонком. (Рисунок 8)

  9. Гибель птички. (Рисунок 9)

  10.  На пыльной дороге. (Рисунок 10)

hello_html_m4ae33f97.jpghello_html_m31409b68.jpghello_html_m583bc16b.jpghello_html_m6a2eccd7.jpghello_html_m11d0c9df.jpg

hello_html_m5ab88627.jpghello_html_m16556c34.jpghello_html_59af77aa.jpghello_html_4d02569f.jpghello_html_m5a159aae.jpg

3, 4 группы – расположите по порядку действия, изображённые на иллюстрациях. Создайте фильм, озвучьте.

3 группа – 1-5 иллюстрации.

4 группа – 6-10 иллюстрации.

Защита проектов представителями групп.

9. Рефлексия.

- Давайте ещё раз вспомним строчки, где жаворонок описывает ромашку. «Какой миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым сердечком!»

- Как вы думаете, что означает с «золотым сердечком»? (С одной стороны это цвет, с другой - качество характера – доброе сердечко, благородное.)

- А кто ещё знает одну маленькую девочку, героиню сказки Андерсена, которая в первую очередь думала и беспокоилась о других? (Дюймовочка жалеет мотылька, полевую мышь, помогает ласточке.)

- Что же хотел донести до нас автор? Что мы вынесли для себя из этой истории? (Андерсен хотел, чтобы ромашка была примером для всех, чтобы люди стремились быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми, а не такими, как синьоры цветы, чтобы ромашка была для каждого из нас«светлым и чудесным миром благородства».

10. Заключение.

Заканчивается наш урок, и мне хотелось, чтобы у нас в классе распустилась ещё одна благородная ромашка. Я попрошу вас написать на лепестках ромашки то главное, что вы увидели, почувствовали в сказках Андерсена. Первый лепесток, с вашего позволения, заполню я и напишу: «Сказки Андерсена утверждают светлый и чудесный мир благородства».

На доске в помощь слабым ученикам схема формулировки ответа:

- Сказки Андерсена учат…

- Сказки заставляют задуматься…

- В сказках Андерсена живут…

Ученики пишут, читают написанное. На доске появляется огромная ромашка, лепестки которой светятся чистотой детских мыслей.

- Пусть радостью, добром, благородством светятся ваши сердца, а в память о нашем уроке я дарю вам эти маленькие ромашки. Пусть они напоминают вам о нашей встрече и будут залогом дальнейшей дружбы.

11. Домашнее задание.

По выбору:

  1. нарисовать ромашку и жаворонка;

  2. сочинить небольшую сказку о ромашке;

  3. придумать другую концовку к сказке «Ромашка».

12. Оценивание работы учащихся.

- Встаньте, пожалуйста, те, кто мне помогал.

- Спасибо вам за урок!

infourok.ru

Урок литературного чтения по теме "Сказки Г.Х. Андерсена" (3-й класс)

Разделы: Литература

Цель: Познакомить с творчеством Г. Х. Андерсена. Задачи: 

  • Учить работать с книгой. 
  • Прививать любовь к книге.
  • Учить видеть в сказке скрытый смысл.

 Оборудование: Сказки Г.Х. Андерсена, иллюстрации, плакат, рисунки детей, видеозапись мультфильма «Дикие Лебеди» 

Ход урока.

1. Работа с выставкой книг.    (дети представляют книги, которые читали дома) - Кто автор? (Г. Х. Андерсен)   - Назовите тему нашего урока? («Сказки Г. Х. Андерсена») 

Доска: «Что за прелесть эти сказки!  Каждая есть поэма.»      А. С. Пушкин.    Эти слова  А. С. Пушкина о сказках, можно отнести и сказкам Г. Х. Андерсена

2. Знакомство  с биографией автора.  ( на доске портрет автора) 

Давным, давно более 200 лет назад в одной маленькой шотландской гостинице немолодой, тихий путешественник забыл в номере тросточку, хозяин гостиницы привязал к тросточке записку: « Датскому писателю Гансу Христиану Андерсену»- и отнес ее на почту. И почта приняла посылку с таким коротким адресом и доставила ее забывчивому путешественнику, потому что уже тогда весь мир знал фамилию этого необыкновенного человека. Г. Х. Андерсен родился 2 апреля 1805 г. В крошечном городке. В маленькой стране Дании. Отец его был бедным башмачником. В 12 лет Гансу Христиану пришлось пойти работать на суконную фабрику. И учиться он мог только по вечерам в бесплатной школе для бедняков. В свободное время он много читал и слушал сказки, которые очень любил. И он решил стать  сказочником. Андерсен стал верным другом и добрым советчиком всех детей на земле. Он отлично понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.  3. Работа над сказками Г. Х. Андерсена.    -Кто скажет героиня, какой сказки была так мала, что помещалась в бутоне цветка? (Дюймовочка)  -Давайте с вами пойдем к героям этой сказки. ( На доске картинки к сказке «Дюймовочка».)   -Скажите, как появилась на свет Дюймовочка?   -Прочитайте, как автор описывает Дюймовочку?  -Кто похитил Дюймовочку? (рыбки, мотылек)   -Кто перенес ее с листика кувшинки в лес? ( Майский жук)  -Прочитайте, как прожила одна Дюймовочка в лесу?   -Кто приютил ее на зиму? (старая мышь – полевка)   -Кого спасла Дюймовочка в подземелье старого крота?  (ласточку)  -Как ласточка отблагодарила ее за добро?   -Какие черты характера вам особенно понравились у Дюймовочки?  (доброта, скромность, отзывчивость)  Наверное, не многие знают, как родилась эта сказка. (Рассказывает подготовленный ученик)   -Андерсен, когда был маленьким каждую весну мерил свой рост. Встав  на цыпочки, мальчик прислонялся к косяку, и мать делала, новую зарубку с каждым годом зарубки росли. И как-то делая очередную зарубку, мать вдруг охнула: « Боже! Да если так пойдет дальше нам придется прорубить в потолке дырку. Наш дом слишком мал для такого великана». И Христиан теперь думал о том, как стать маленьким.  Однажды весной он со своим отцом пошли в поле. Мальчик заворожено смотрел на цветы. И вдруг заметил, как из бутона алого цветка медленно выползает плюшевый шмель.  Шмель гудит, и цветок покачивается словно погремушка. А как хорошо стать маленьким и будут жить вместе, точно золотой шмель. Но на самом деле Андерсен вырос. Вот почему написал «Дюймовочку», ведь это золотая мечта его бедного детства.      

-Назовите сказку Андерсена, в которой безобразный утенок превращается в прекрасного лебедя? ( Гадкий утенок)  

-Однажды Андерсена попросили написать автобиографию, где родился? Кто его родители? НО у него никак не получалось. И вот когда он, наверное, в сотый раз начинал все сначала, ему вдруг вспомнилась фраза: « Гадкий утенок». Так его однажды назвали в детстве.  Тогда у маленького Андерсена рос  длинный нос. А уши походили на крылышки. Мать, правда, не печалилась. Но соседи смеялись. И маленький  Андерсен часто плакал от обиды, а потом вдруг начинал мечтать, он непременно вырастет красивым принцем: пунцовый плащ, бархатные сапоги, а самое главное у него будет нормальный нос. Взрослый Андерсен написал потом удивительные сказки. Там говорили животные, смеялись деревья, а некрасивые люди меняли по праздникам носы и уши. Каким  он видел себя в этой сказке: прекрасным лебедем « Гадкий утенок»- это сказка жизни Андерсена, одна из самых добрых и чистых надежд.  -Вот как возникла эта сказка. -За что ненавидели гадкого утенка? ( Ужасно велик, непохож на остальных, безобразная, темно-серая птица.)     -Как появился утенок на свет?    -Найдите и прочитайте.

-О чем рассказывает этот  кадр мультфильма? ( Видео запись « Дикие Лебеди»)  -Назовите героев этой сказки (Элиза, 11 братьев, отец, мачеха, король)   -Найдите и прочитайте, как жили 11 братьев и Элиза до смерти матери -Скажите, в кого превратила мачеха братьев и что она сделала с Элизой?     -Расскажите как, удалось бедной Элизе спасти братьев? -Прочитайте, чем закончилась эта сказка.   -Чему учит эта сказка? (добру, отзывчивости, силе воли) 

Работа над иллюстрациями к сказке «Стойкий оловянный солдатик»  Пересказ сказки по рисункам.   -Чему учит эта сказка?   -А вот как возникла эта сказка. 

Отец Андерсена был сапожником. Сколько не трудился старый Андерсен,  семье не хватало денег. И тогда он пошел в солдаты вместо богача. А тот щедро заплатил ему. Так сапожник стал гренадером. Но каким? Меховая шапка - гордость блистательного гвардейца, вечно лезла ему на глаза, а в дождь он просто походил на пугало. Весь полк частенько хохотал над ним. За то в бою тот самый солдатик всегда держался стойко и прямо. Но его император проиграл войну, а солдатик проиграл жизнь. Из последнего похода он вернулся совсем больной и вскоре умер, так и не успев починить солдатских сапог. В тех рваных сапогах его похоронили. Эта сказка вечная память об отце. 

4. Итог урока.  -Над  сказками какого автора мы работали?    -О каких сказках мы говорили? 

Г. Х. Андерсен зоркими глазами всматривался в мир, замечал многое, ускользавши от внимания других.  Его сказки говорят не только о прекрасном, но и изображают людские пороки.  -А теперь простимся со сказочником у его памятника. Сюда, часто приходят дети, чтобы выразить свою благодарность за светлый, радостный мир, подаренный добрым сердцем Андерсена. До скорой встречи в новой книге.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок литературного чтения по теме "Сказки Ганса Христиана Андерсена" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Цель: Систематизация знаний о жизни и творчестве Г.Х Андерсена.

Задачи:

  • Создать условия для систематизации знаний о жизни и особенностях творчества Г.Х. Андерсена.
  • Создать условия для развития способности полноценно воспринимать художественные произведения, эмоционально откликаться на них, передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении прочитанного, при инсценировании отрывков из произведений.
  • Способствовать воспитанию таких качеств личности как доброта, милосердие, сочувствие.

Оборудование: Портрет Г.Х Андерсена, выставка книг, рисунки сказочных героев, предметы и вещи, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Обратите внимание на ряды слов. Как вы думаете какое задание надо будет выполнить? (Надо определить какое слово лишнее в каждом ряду.)

  • Зачин, присказка, волшебные предметы, реальные события,троекратный повтор.
  • Братья Гримм, Пушкин, Барто, Шарль Перро.
  • Дюймовочка, Русалочка Герда, Балда, Кай.

Что объединяет оставшиеся слова? (Это все относится к сказкам.)

О чем-то скрипит половица, И спице опять не спится. Присев у кровати, подушки Уже навострили ушки… И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски… Тихонько скрипит половица, По комнате ходят…сказки.

Обратите внимание на слово сказки. В нем «живет» несколько понятий:

Сказ, сказание, сказитель…

- Какие это слова? (однокоренные)

- Продолжите ряд слов (сказочник, рассказ, сказочный, сказать).

- А вы любите слушать и читать сказки?

- А чем отличается сказка от других произведений? (вымысел, фантазия, волшебство)

- На какие две группы можно разделить все сказки? (народные и литературные или авторские)

Работа в парах:

Разобраться какие сказки относятся к литературным, какие к народным.(даны комплекты книг со сказками)

3. Постановка учебной задачи, сообщение темы урока.

- А какие из этих сказок вы бы хотели почитать?

- Из сказок какого писателя сказочные герои в последней строке? (Г.Х. Андерсена)

- Значит какая у нас сегодня на уроке внеклассного чтения будет задача?

- А тема нашего урока «Сказки Ганса Христиана Андерсена»

4. Сообщение о Г.Х. Андерсене.

- Сегодня нас ждет удивительная встреча. Это встреча со сказочником, которого называли «Королем человеческих душ».

Однажды в одной маленькой шотландской гостинице путешественник забыл тросточку. Хозяин гостиницы привязал к тросточке записку: «Датскому писателю Гансу Христиану Андерсену» и отнес тросточку на почту. Почта приняла посылку с таким коротким адресом и доставила ее адресату. Потому что уже тогда весь мир знал фамилию этого необычного человека.

Он был великим сказочником. Для всех детей на Земле Андерсен стал добрым советчиком.

Кажется, что его сказки очень похожи на жизненные истории. Не зря сам Андерсен часто говорил: «Нет сказки удивительнее, чем та, которую придумывает сама жизнь».

Андерсен создал 150 сказок. Герои его книг любимы вами и вы их прекрасно помните.

5. Появление Оле-Лукойе.

Раздается стук в дверь. И в класс на цыпочках, приложив палец к губам входит Оле-Лукойе.Под мышкой у него 2 зонтика – разноцветный и черный. Оле-Лукойе подходит к столу, садится на стул, а сам бормочет: «Черный – это сны для плохих детей, а пестрый – для хороших и добрых».

Оле-Лукойе: Вот и я . Вы меня узнали? Ведь я живу на свете вторую стню лет. Я – сказочник. Никто на свете не знает столько сказок, сколько знаю их я. Я рассказываю свои сказки и истории только хорошим и добрым людям. Для вас я припас очень интересную исотрию, историю жизни человека, который стал королем, не имея короны, и покорил весь мир, даже не умея держать в руках меч.

Это будет необыкновенная история. Слушайте…

…Жил-был однажды в маленькой стране Дании на берегу голубого моря бедный башмачник. Жена его стирала белье и вела скудное хозяйство. И был у них единственный сын – Ганс. Бледный, худенький мальчик, который с детства писал стихи, пел, танцевал, шил кукол и наряды для них в своем маленьком домашнем театре.

Больше всего на свете он любил мечтать, бродить по лугам, усыпанным цветами и лесам, слушать старинные сказки и песни.

Иногда… иногда и сами цветы рассказывали ему невероятные сказочные истории.

6.Встреча с Дюймовочкой. (сказка «Дюймовочка»)

Дюймовочка протирает глаза, поправляет платье.

- Ах, как долго я спала! Какие чудные сны видела!

- Я – Дюймовочка, девочка, которая родилась из цветка...

- Я была такая маленькая, всего с дюйм ростом, поэтому и назвали меня Дюймовочкой. Скорлупка грецкого ореха служила мне колыбелью, а лепестки розы – одеяльцем. Все это было так мило! Но однажды ночью, когда я спала в своей колыбельке, через разбитое окно влезла большая жаба, мокрая, безобразная! Она прыгнула прямо на стол, где я спала, и … о ужас! Взяла кроватку вместе со мной и поскакала в сад…

- А что же произошло со мной дальше? (спрашивает у детей)

(Садится на место.)

(Жаба посадила Д. на лист далеко от берега. Д. плакала. Рыбки решили ей помочь и перегрызли стебель листка. Лист поплыл вместе с Д. Прилетел мотылек, ему понравилась Д. Девочка сняла поясок, обвязала мотылька и лист поплыл еще быстрее. Майский жук унес Д. на дерево. Другие жуки сочли ее безобразной. Тогда жук посадил ее на ромашку. Д. жила одна-одинешенька в лесу все лето. Наступила зима. Д. пришла к домику полевой мыши. Осталась у нее, прибирала комнату и рассказывала сказки. Мышь задумала выдать Д. замуж за крота. Один раз Д. увидела больную ласточку и стала за ней ухаживать. А с приходом весны ласточка улетела. Д. отказалась с ней лететь, т.к. не хотела расстраивать полевую мышь. Настал день свадьбы крота и Д. Д. вышла на улицу попрощаться с солнышком и увидела ласточку. Ласточка унесла Д. в теплые края Там Д. познакомилась с королем эльфов и стала его женой. Д. подарили крылья большого белого мотылька и она могла летать. Ей дали другое имя – Майя.)

Оле-Лукойе хвалит детей.

Учитель: Какие качества характера вам полюбились в Дюймовочке? (доброта, милосердие, трудолюбие, скромность).

- Какая пословица больше подтверждает главную мысль сказки?

Добрая слава бежит, а худая летит. Доброе дело без награды не останется. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Учитель: Оле-Лукойе каждому из вас положил на парту зонтик, но пока он не цветной. А вы хотите, чтобы ваши зонтики стали красивыми, разноцветными? Тогда надо стараться активно работать на уроке, отвечать на вопросы. И я думаю, что сейчас вы уже можете раскрасить первую полосочку зонтика. Ты со мной согласен, Оле-Лукойе?

Физкультминутка

Сказка даст нам отдохнуть, Отдохнем и снова в путь. Нам советует балерина: -Станет талия осиной, Если будем наклоняться, Влево-вправо, десять раз. Вот Дюймовочки слова: -Чтоб была спина пряма Поднимайтесь на носочки, Словно тянетесь к цветочкам. 12345 повторяйте-ка опять:12345. Дала нам сказка отдохнуть. Отдохнули? Снова в путь!

7. Сказка «Гадкий утенок»

Оле-Лукойе: Когда мальчик Ганс Христиан подрос, он решил стать знаменитым артистом или поэтом и отправился в самый большой город страны. Вначале судьба оказалась немилосердной к юноше, обошлась с ним также как с гадким утенком. Помните этого лебедя, который родился в утином гнезде?

- Да, ребята, действительно, биография Андерсена сходна с сюжетом сказки «Гадкий утенок». В детстве самого Ганса тоже называли гадким утенком. Да-да, тогда у маленького Андерсена рос длинный нос. А его уши походили на маленькие крылышки. Мать , правда, не огорчалась: подумаешь некрасивый, был бы ум в голове. А маленький Андерсен часто плакал, а потом от обиды вдруг начал мечтать…

Взрослый Андерсен написал удивительные сказки. Там говорили птицы, смеялись деревья, танцевали цветы, а некрасивые люди могли по праздникам каждый раз менять носы и уши!..

И с той поры его видели лишь таким, каким он видел себя в той сказке: прекрасным лебедем».

Работа с текстом сказки «Гадкий утенок»

- Прежде чем читать отрывки из следующей сказки, поработаем со словами, которые может быть будут вам не совсем понятны.

Усадьба-отдельный дом со всеми примыкающими строениями;место, где расположены жилые дома и хозпостройки.

Император-титул некоторых монархов, а также лицо, носящее этот титул.

Величавый-внушающий почтение к себе (исполненный внутреннего достоинства)

Ликующий-торжественный, радостный.

Притаился-спрятался (старается остаться незамеченным)

Значение этих и других непонятных для вас слов можно посмотреть в словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова.

  1. Прочитаем как относились к утенку обитатели птичьего двора?
  2. Скажите почему гадкого утенка выгнали остальные птицы? (потому что он был не такой как все)
  3. А надо ли стараться быть таким как все? (нет, каждый человек чем-то хорош и интересен. Надо всех принимать такими, какие они есть. Надо учиться любить и прощать всех людей)
  4. Оле-Лукойе: -А что же случилось с утенком когда его выгнали с птичьего двора?(Сначала он попал на болото к диким уткам. Затем он пришел в избушку где жили старуха, курица и кот. Курица и кот считали себя самыми лучшими. Утенок от них ушел. Настала осень, стало холодно Однажды он увидел лебедей и утенка охватила непонятная тревога. Настала зима, утенок плавал без отдыха, чтобы вода не замерзла. Его увидел крестьянин и взял домой. Испугавшись детей утенок пролил молоко и масло, рассыпал муку. Убежал из этого дома. Много бед произошло с ним зимой. Пришла весна и утенок вновь увидел лебедей и поплыл к ним…)
  5. Прочитаем чем закончилась сказка.
  6. Учитель: Чему научила вас эта сказка? ( доброте, сочувствию, терпимости к другим людям, умению прощать, понимать друг друга)

Оле-Лукойе: Молодцы, ребята, и эту сказку вы знаете очень хорошо. Можете раскрасить еще одну полосочку на зонтике.

8. Сказка «Снежная королева»

- Шли годы. Много невзгод претерпел бедный, но способный юноша. Он стал сочинителем книг и сделался знаменитым. Его приглашали в знатные дома. Сам сказочник мечтал написать прекрасную сказку о любви.

- Раздается голос:-«Подождите-ка, я хочу рассказать вам свою сказку о Вечной Любви.

- Оле-Лукойе: Кто ты? Я не вижу тебя!

- Голос: Я – Снежная королева.

- Оле-Лукойе: Ты? О любви!? Разве может рассказать о любви тот у кого вместо сердца кусок льда?

В это время раздается еще голос (Герды): Нет! Она не может рассказать вам о Любви. Это могу сделать я – Герда.

9. Инсценировка из сказки «Снежная королева».

Кай складывает слово из кубиков льда.

Входит Герда.

Герда:Кай! Милый Кай! Я нашла тебя!

(тихо звучит музыка Грига «Песня Сольвейг»)

- Ты узнал меня, Кай? Эт я-Герда. Наконец-то я нашла тебя. Тебе холодно? Ты как ледышка. Давай твои руки. (Герда своим дыханием пытается согреть руки Кая)

- Почему ты молчишь? Мы снова вернемся домой. Нас ждет бабушка. Кай! (Герда плачет, обнимая Кая)

- Кай (как бы очнувшись от сна) Герда!? Милая Герда! Где же ты была так долго? Где был я сам? Как здесь холодно!

Герда: Пойдем скорей отсюда пока не вернулась Снежная королева.

Кай: Она не вернется. Твоя любовь и верность победили ее!

(Громко звучит музыка Грига)

Оле-Лукойе: (вытирает платочком глаза) Что-то в глаз попало, потому и заплакал. Да что это я? Я плакал от счастья что так хорошо все закончилось.

Учитель: Из какой сказки отрывок вы посмотрели?

- Какие персонажи олицетворяют зло в этой сказке? (Тролль, Снежная королева)

- Кто помогал Герде искать Кая? (Ворона, разбойница, лапландка и финка)

- Значит эти персонажи олицетворяют что? (добро)

- Что победило в этой сказке добро или зло?

- Благодаря чему победило добро вы ответите, прочитав отрывок из этой сказки. (на листочках)

- Добро победило благодаря волшебству? (нет)

- А почему? (благодаря мужеству Герды, ее вере в свои силы, ее любви к Каю)

- Что было у этой девочки такое, чего не было у Снежной королевы? (доброе сердце, самоотверженность, любовь)

Оле-Лукойе: Закончилась наша сказка. Вот и ласточка из гнезда мне подсказывает, что пора уходить, заканчивать сказку. Великий сказочник Андерсен. Мне думается, что он не умер, а путешествует на своем ковре-самолете. Облетает землю. Смеется над голыми королями и принцессами на горошине, учит в некрасивом утенке видеть прекрасного лебедя, растапливать лед в сердцах.

Сегодня он прилетел к нам, посмотрите в окно! Видите как поднимается в небо его ковер? До свидания, добрый сказочник, добрый друг, мудрец и волшебник! До новой встречи!

Учитель: Теперь вы знаете ребята кто стал Королем человеческих душ? (Андерсен)

В честь дня его рождения 2 апреля проводится Международный день детской книги.

Творческий путь писателя как нельзя лучше отражает это стихотворение.

Безобразным утенком он слыл, В камышах от пинков укрывался, В мире грез, утешенья и сил Для борьбы с тьмой и злом набирался. У! Как злобно вопил птичий хор! Ведь ни гуси, ни утки не знали, Что покинет утиный он двор И исчезнет в сияющей дали. Что недаром к чужим берегам Лебедь гордый полет свой направит Что он славой покроется сам И родной уголок свой прославит!

Физкультминутка. (Оле-Лукойе проводит)

Я буду называть различные сказки, если ее автором является Андерсен, вы хлопаета в ладоши, если нет то приседаете. (Свинопас, Стойкий оловянный солдатик, Красная шапочка, Русалочка, Огниво, Золушка, Теремок, Принцесса на горошине, Снежная королева)

Может быть кто-то назовет еще сказки Андерсена, которые вы читали? (Выставка книг)

10.Выставка рисунков .

Учитель: Дома вы нарисовали чудесные рисунки к сказкам Андерсена. Вы можете раскрасить еще одну полосочку на своем зонтике.

11. Литературная игра.

Оле-Лукойе: Я хотел бы на прощание поиграть с вами. Видите, у меня сумка. Она необыкновенная. В ней находятся сказочные предметы. Вы должны угадать из какой сказки Андерсена эти предметы. (скорлупка грецкого ореха, горошина, солдатик, зонтик, горшочек, жаба, зеркало)

- Молодцы! Вы прекрасно знаете сказки Андерсена. Можете раскрасить еще одну полосочку на зонтике. И последнюю полосочку вы раскрасите таким цветом, которая соответствует вашему настроению сейчас. Вы мне очень понравились . Сегодня вечером я не буду вертеть над вами черный зонтик, он мне не нужен. Вам будут сниться только прекрасные сны, разноцветные как ваши зонтики, вы это заслужили. Учитель: Ребята, а кому бы вы хотели подарить эти зонтики? Давайте отдадим все зонтики Оле-Лукойе, чтобы он мог их подарить тем детям, которым сейчас может быть грустно. Вы согласны. Я не прощаюсь с вами, я говорю вам: До новой встречи!»

12. Работа в группах. (разгадывание кроссвордов)

13. Подведение итогов урока.

Наш урок подошел к концу. Справились ли мы с нашей учебной задачей? А кому из вас еще захотелось почитать сказки Ганса Христиана Андерсена? А какое впечатление у вас оставил этот урок?

14. Домашнее задание.

Андерсен был большим выдумщиком, увидев какой-либо предмет он тут же придумывал его историю, описывая его характер, достоинства и недостатки. Дома пожалуйста попробуйте придумать свою историю о каком-нибудь предмете.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также