Урок изобразительного искусства для 5 класса по теме: "Гжель". Урок рисования в 5 классе гжель


План-конспект урока изобразителного искусства в 5 классе по теме "Гжель"

МБОУ «Тагнинская ООШ» Заларинского района Иркутской области

Урок изобразительного искусства в 5 классе

по программе Б. М. Неменского

Тема урока: Гжель. Роспись вазы

hello_html_m19d97e83.jpg

Учитель изобразительного искусства :

Виноградова Т.И.

д.Тагна , 2014 г.

Место темы в системе уроков: 5 класс, 2 четверть, 2 урок по теме «Узоры».

Тип урока: комбинированный (беседа в виде сказки, практическая работа)

Вид занятия: декоративное рисование.

Цель урока: формирование у детей умения составлять узор из элементов Гжельской росписи.

Задачи урока:

  • Познакомить обучающихся с Гжельской керамикой, особенностью росписи.

  • Развивать умение составлять эскиз узора из декоративных цветов, листьев для украшения вазы. Продолжить формирование навыков работы художественными материалами (кистью и красками, фломастером)

  • Развивать творческое и художественное мышление, воображение, эстетический вкус и фантазию.

  • Прививать любовь к прекрасному.

Оборудование:  альбом, краски, фломастер, кисти, баночка с водой,  карандаш,  резинка,  палитра, шаблоны вазы.

Зрительный ряд: презентация «Сказочная гжель», иллюстрации ваз.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, метод  стимулирования.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Беседа об истории развития Гжельской керамики (5 мин.)

  3. Знакомство с особенностью гжельской росписи (3 мин.)

  4. Практическая работа (15 мин.)

  5. Итог урока (5 мин.)

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент

– Здравствуйте дети, добрый день! Садитесь! Я рада вас всех видеть, хочу с вами сотрудничать. Давайте сядем поудобнее и улыбнёмся  друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните все свои обиды, беспокойство, раздражения и поднимите карточку, которая соответствует в данный момент вашему настроению.  Я надеюсь, что у всех у вас будет хорошее настроение.  Сегодня мы с вами познакомимся с историей и элементами  Гжельской росписи, украсим вазу узором Сказочной  Гжелью. (СЛАЙД 1) К концу урока у нас с вами должна появиться импровизированная выставка «Сказочная Гжель».

2. Рассказ из истории развития Гжельской керамики (5 мин.)

Расскажу я вам сказку… В российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую.И решили лепить из неё глиняную посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Глиняная посуда – керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина. (СЛАЙД 2)200 лет назад мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Называлась она майолика.Фаянсовая посуда – из белой глины.А вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белоснежной глины.Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров. (СЛАЙД 3)Прославилось село  удивительной посудой с декоративными лепными элементами, синими узорами, цветами, птицами. (СЛАЙД 4)

Фарфоровые чайники, Подсвечники, часы Животные и птицы Невиданной красы. Деревня в Подмосковье Прославилась теперь. (СЛАЙД 5)Известно всем в народе Ее название – Гжель. Гордятся в Гжели жители Небесной синевой, Не встретите на свете вы Красоты такой. (СЛАЙД 6)Голубизну небесную, Что сердцу так мила, Кисть мастера на чашку Легко перенесла. (СЛАЙД 7)У каждого художника Есть свой узор любимый И в каждом отражается Сторонушка любимая, Ее трава шелковая, Ее цветы весенние – И мастерство волшебное Достойно восхищения. (СЛАЙД 8)

3. Знакомство с особенностью гжельской росписи (3 мин.)

Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге, кобальт становится пронзительно синим, а прозрачная глазурь приобретала блеск. За что гжель нравится всем? Чем она отличается? Да, прежде всего – своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись! (СЛАЙД 9) Самый излюбленный узор – гжельская роза.Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, стали расписывать посуду синей краской. Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее «нежно-голубое чудо».А какими же элементами украшали свои  изделия Гжельские мастера. Давайте посмотрим на слайды. (СЛАЙДЫ 10, 11, 12, 13) Узоры, легко выполняются кистью, голубоватым, темно-синим цветом с переливами, придают необыкновенный сказочный вид кувшинам, вазам, подносам, чайникам и другим изделиям, которые кажутся воздушными и радуют глаз. (СЛАЙДЫ 14, 15)И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. (СЛАЙД 16)Вот так и повелось, что каждый из них своим мастерством людей радует, своих детей и внуков разным премудростям учит. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. (СЛАЙД 17) Задача нашего урока украсить узором из цветов, листьев  вазу.

4. Практическая работа

Украшение вазы, создание своего узора. (СЛАЙД 18)

hello_html_374be4ef.jpg

hello_html_5cb4a36d.jpg

hello_html_60f6f05e.jpg

hello_html_74e29800.jpg

Учитель следит за работой, дает советы, исправляет ошибки, стимулирует. (СЛАЙД 19)

Физкультминутка. А сейчас минуточку внимания. Сядьте прямо, расправьте плечи, послушайте свое дыхание. Выполните медленно круговые движения головой (влево, вправо – 2 раза). Поднимаем по очереди то левое плечо, то правое плечо (5 раз). Выполним круговые движения плечевыми суставами (вперед, назад по 5 раз). Проведем гимнастику для глаз стрельба глазами (hello_html_m4ae44da1.gif)

При  выполнении практической работы звучит музыка.

  1. Итоги урока. Анализ работ и выставка рисунков.

hello_html_23e105c0.jpg

  1. Выставление оценок.

1. С каким промыслом вы сегодня познакомились? 2. Какими элементами украшали свои изделия мастера? 3. Что понравилось на уроке?

Благодарю Вас (СЛАЙД 20)За внимание, За свет души, За понимание. Пусть проступают Сквозь мгновения ЦВЕТНЫЕ ВОЛНЫ ВДОХНОВЕНИЯ!

– Вы все сегодня молодцы, создали и творили свою сказку по выполнению узора. А с каким настроением вы уходите с урока… Я рада, что у вас хорошее настроение, и пусть цветные волны вдохновения присутствуют у вас на каждом уроке. Спасибо за урок, до свидания.

infourok.ru

Открытый урок по ИЗО в 5 классе по теме "Искусство Гжели"

Конспект урока изобразительного искусства

Ф.И.О. Немцова Светлана Александровна

Место работы: МБОУ «Петропавловская ООШ»

Должность: учитель изобразительного искусства

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 5

Тема урока: «Искусство Гжели»

Цели и задачи:

Познакомить обучающихся с гжельской керамикой, историей её происхождения, особенностью росписи, разнообразием форм посуды.

Формирование навыков росписи;

Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами.

воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

Оборудование и материал: гжельские изделия и их изображения, плакаты со схемами композиций и этапами росписи, заготовки шаблонов изделий, м- проектор, магнитофон, художественные материалы, салфетки.

Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий ЭОР)

Деятельность ученика

1.

Этап мотивации

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-помочь принять правильную рабочую позу;

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные.

- Здравствуйте, ребята!

-Садитесь!

- Я очень рада вас видеть! И надеюсь, что сегодняшний урок станет для вас удивительным путешествием в мир искусства, который подарит вам много новых впечатлений и эмоций! (проверяет готовность к уроку)

Учащиеся приветствуют учителя

2.

Этап актуализации и пробного учебного действия

-Постановка учебной задачи

Цель: сформулировать цель и тему урока. Учащимися

Учитель: Сегодня мы с вами продолжаем говорить о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним. А вот о чём вы мне скажите сами, послушав стихотворение.

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы,

Неведомой красы,

Деревня в Подмосковье,

Прославилась теперь,

Известно всем в народе,

Ее названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете вы

Красоты такой.

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку

Легко перенесла!

Ребята, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

На уроке мы познакомимся с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.

О посуде, о гжельской керамике.

3.

Изучение нового материала

На экране появляется первая заставка презентации, тихо звучит музыка, учитель начинает свою беседу.

Учитель: Давным-давно, тысячи лет назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из неё делай! И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло ещё много времени, целые столетия, и люди додумались для прочности обжигать их на огне. Тогда к простому горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим людям.

- Как вы думаете для чего он был необходим?

В нём варили еду, хранили воду и съестные припасы. Шли века. Люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы и т.д. Форма была то простая, то замысловатая.

- Вы, наверное, обратили внимание на доску.

Здесь даны понятия:

Керамика – это глиняная посуда. Слово произошло от греческого керамос, что означает глина

Красива и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины, - майолика.

А вот фарфор – тонкий, звучный – делают из необыкновенно белой глины.

Фаянсовая посуда – это изделия из белой глины.

У нас было домашнее задание, приготовить сообщение о Гжели.

Ответы детей

Дети подготовили сообщение о Гжели.

4.

Физкультминутка

Учитель показывает упражнения

Дети повторяют

5.

Первичное осмысление и закрепление материала

Учитель: посмотрим на рисунок на доске и определим какие мотивы и элементы присущи гжельской росписи . Скажите какие мотивы присущи гжельской росписи?

Назовите элементы Гжельской Росписи.

Какого цвета роспись?

Дети, как и в других видах народного искусства цветы, птицы – это не просто элементы росписи, ЭТО ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ счастья и мечты о прекрасном.

Учитель на доске показывает приемы работы кистью при выполнении основных узоров “Гжельской росписи”:

-- Мастера расписывая Гжельские изделия используют технические приемы росписи: 1) мазок на одну сторону или мазок тенями-одну сторону кисти макают в краску и наносят рисунок поворотом кисти. ПОКАЗ

2) Четкие мазки с разным нажимом кисти 3) Легкие нажимы кисти( Концом кисти наносят стебельки и усики, жилки

Дети отвечают на вопросы

- Природные Растительные).

цветы, веточки, листочки, волнистые линии- змейки, травинки, птицы)

-синего, голубого

Ребята выполняют приёмы работы кистью

6.

Постановка учебной задачи (Практическая часть)

Затем предлагает выполнить эскиз гжельской расписной керамики на заготовках.

Ребята самостоятельно выполняют эскиз гжельской расписной керамики

7.

Выставка работ

Учитель: Ребята, давайте прикрепим свои работы на доску. Представьте вы прищли на выставку и там выставлены работы ребят и вам дано задание оценить работы.

Учащиеся оценивают сами свои работы

8.

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания .Подготовить сообщение о городецкой росписи.

Учащиеся записывают в дневник домашнее задание

9.

Итог урока, рефлексия.

Что нового вы сегодня узнали?

Ребята, продолжите фразы

«Мне понравилось на уроке…»

«Что не получилось…»

Кто доволен остался работой на уроке, кому понравилось и все понятно возьмите лепесток розового цвета, Кому что-то непонятно, кто недоволен возьмите лепесток синего цвета. Давайте идите с ними сюда составим цветок ( увидим Результат нашего урока( эмоциональное состояние с которым вы уходите с урока).

Ребята продолжают фразы «Мне понравилось…»

Выходят с урока и прилепляют свой лепесток

infourok.ru

Конспект урока ИЗО в 5 классе " Искусство Гжели"

Урок изобразительного искусства в 5 классе

Учитель высшей категории МАОУ СШ №4 г. Бор Нижегородской области

Дунаева Ольга Викторовна

Тема: «Искусство Гжели» (первый урок).

Цель урока: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.

Задачи урока:

Образовательные:

формировать знания об истории и традициях гжельского промысла, навыки росписи в традициях народного промысла 

Развивающие:

создание условий для развития познавательного интереса к предмету, творческих способностей, внимательности и точности исполнения;

развитие пространственного и логического мышления, памяти, воображения и внимания;

развитие художественной фантазии учащихся.

Воспитательные:

воспитание аккуратности, самостоятельности, этики взаимоотношений;

воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художника ДПИ

Тип учебного занятия: Комплексный: новый материал, закрепление материала, промежуточный контроль.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать:

Историю возникновения промысла;

Какой материал используют мастера в своей работе;

Какие цвета преобладают в гжельской росписи;

Мотивы гжельской росписи.

должны уметь:

выполнять «мазок тенями”.

анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом композиционный центр;

чувствовать гармоничное сочетание мотивов в росписи предметов, изящество их форм и очертаний;

Формы организации познавательной деятельности.

Индивидуальная: составление композиции из элементов гжельской росписи.

Оборудование, учебно–методические материалы.

Для учащихся: синяя гуашь, кисти, баночка для воды, салфетка, альбом, учебник, шаблоны посуды.

Для учителя: Компьютер, проектор, учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс, репродукции и образцы декоративно-прикладного искусства, презентация, фонограмма русских народных мелодий. 

Ключевые понятия: керамика, майолика, фаянс, мазок с тенями.

Структура урока:

Организационный этап (1-2 мин).

Актуализация знаний (15 мин.).

Этап закрепления новых знаний (5 мин.).

Творческое практическое задание (12 мин).

Заключительный этап (3 мин).

Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока (40 мин):

I. Организационный момент (1-2 мин.). Отмечаю отсутствующих на уроке и проверяю готовность учеников к уроку.

II. Актуализация знаний (15 мин.).

Доброе утро, сегодня я пришла на урок с непустыми руками, я принесла очень красивые вещи. Как вы думаете, что общего у этих предметов? ( украшенные, произведения ДПИ, роспись). Действительно, все расписаны, но каждая вещь по- своему. Может кто-то из вас уже узнал, какие именно росписи здесь представлены? ( Хохломская, городецкая, жостовская, гжельская)

С этими росписями мы с вами будем встречаться целых 4 урока. Нам предстоит узнать многое. А чтобы запомнить самое основное, я предлагаю действовать по алгоритму ( пишу на доске)

1. Название росписи

2. Город

3. Материал

4. Изделия

5. Цвет

6. Элементы

Итак, сегодня, ребята, мы начинаем разговор о русских народных промыслах. Попробуйте по строчкам стихотворения догадаться о каком именно промысле пойдет сегодня на уроке речь.

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из (Гжели)

На снег наносят небеса!

И перед нами: «Сказочная Гжель».

Показ презентации о Гжельской росписи

«Играет нежная свирель,

И замирает в восхищенье

Жемчужина России – Гжель,

Где поселилось вдохновенье».

Итак, учимся выполнять необычный мазок “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному (Приложение 2).

Посмотрите, как можно рисовать гжельскую розу, основной мотив гжельской росписи. Необходимо положить на палитру синюю краску смочить кисть и поставить её ворсом на палитре так, чтобы она расплющилась. Затем плавно подвести кисть к комочку краски одной стороной и набрать на кисть синюю краску. Когда мы делаем мазок на бумаге (показываю), то видим мягкий переход от насыщенного глубокого синего цвета к более бледному. Приглядитесь, моя кисть сначала рисует всем ворсом, а затем, постепенно приподнимаясь над бумагой, – концом. (Выполняют упражнение).

В своей росписи вы можете использовать и различные приемы украшения бордюров завитки, дуги, сеточки, травинки, точки. Примеры вы найдете в учебнике.

IV. Этап закрепления новых знаний (5 мин). А сейчас я предлагаю немного отдохнуть; итак, обратимся к нашим записям и ответим на вопросы(слайд)

1. Как называется роспись?

2. Родина промысла?

3. На чем расписывают ?

4. Какие изделия?

5. Какой используется цвет?

6. Какие традиционные элементы используются в росписи?

V. Практическая работа (12 мин).  Вот и мы на уроке украсим гжельской росписью посуду. Каждому предложен предмет, который необходимо украсить элементами гжельской росписи.

8 — 10 минут каждый работает самостоятельно, расписывая выбранный предмет посуды элементами гжельской росписи.

В процессе самостоятельной работы предоставляю детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.

VI. Заключительный этап (5 мин).

Выставка работ учащихся (2 мин.).

Выставление оценок.

Рефлексия (3 мин.)

Сегодня я узнал… (о гжельской росписи).

Было интересно… (самим находить информацию).

Было трудно… (выполнять “ мазок тенями”).

У меня получилось… (выполнить гжельскую роспись).

Теперь я могу… (создавать прекрасное)

Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!

VII. Домашнее задание (2 мин.) 

Найти материал о гжельской росписи в различных источниках

Урок в программе Б. М. Неменского

12

Искусство Гжели. Истоки и совре­менное развитие промысла

 

Комбинирован­ный урок

 

Вырезание из бу­маги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и ук­рашение их рос­писью с исполь­зованием тради­ционных приемов письма. Материа­лы: бумага, нож­ницы, клей,  аква­рель, кисти

История развития промысла, его слия­ние с художествен­ной промышленно­стью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенно­сти гжельской рос­писи

Владеть навыками работы в конкрет­ном материале (ак­варель). Уметь пе­редавать единство формы и декора, взаимосвязь худо­жественно-выра­зительных средств  с функциональностью предмета

Урок изобразительного искусства в 5 классе

Учитель высшей категории МАОУ СШ №4 г. Бор Нижегородской области

Дунаева Ольга Викторовна

Тема: «Искусство Гжели» (второй урок).

Цель урока: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.

Задачи урока:

Образовательные:

формировать знания об истории и традициях гжельского промысла, навыки росписи в традициях народного промысла 

Развивающие:

создание условий для развития познавательного интереса к предмету, творческих способностей;

развитие пространственного и логического мышления, памяти, воображения и внимания;

развитие художественной фантазии учащихся.

Воспитательные:

воспитание аккуратности, самостоятельности, этики взаимоотношений в коллективной творческой работе;

воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художника ДПИ

Тип учебного занятия: Комплексный: новый материал, закрепление материала, промежуточный контроль.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать:

Историю возникновения промысла;

Какой материал используют мастера в своей работе;

Что такое изразец;

Мотивы гжельской росписи.

должны уметь:

выполнять композицию в квадрате с элементами гжельской росписи.

создавать коллективный творческий проект «Камин»

Формы организации познавательной деятельности.

Индивидуальная: составление композиции из элементов гжельской росписи.

Коллективная: создание проекта «Камин»

Оборудование, учебно–методические материалы.

Для учащихся: синяя гуашь, кисти, баночка для воды, салфетка, альбом, клей ПВА, ножницы, простой карандаш, учебник, шаблоны изразцов (квадраты: большие и малые).

Для учителя: Компьютер, проектор, учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс, репродукции и образцы декоративно-прикладного искусства, презентация, фонограмма русских народных мелодий, макет камина( коробка), скатерть, картинка с костром для камина. 

Ключевые понятия: камин, изразец, гжельская роспись

Структура урока:

Организационный этап (1-2 мин).

Актуализация знаний (15 мин.).

Этап закрепления новых знаний (5 мин.).

Творческое практическое задание (12 мин).

Заключительный этап (3 мин).

Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока (40 мин):

I. Организационный момент (1-2 мин.). Отмечаю отсутствующих на уроке и проверяю готовность учеников к уроку.

II. Актуализация знаний (15 мин.).

Добрый день. Я рада видеть вас еще на одном уроке, посвященном Гжельской росписи. Давайте вспомним, что мы узнали на прошлом уроке. И в этом нам поможет замечательный петушок из кроссворда ( слайд)

(Дети отгадывают слова, связанные с темой «Искусство Гжели»)

Молодцы, запомнили много. Ну, что ж, а сегодня мы попробуем выполнить коллективный творческий проект. Как вы понимаете эту фразу?

То есть мы должны выполнить совместную работу.

Вот для этой работы я и приготовила вот такую коробку( ставлю на обозрение). Так что же, по вашему мнению, должно у нас получиться?

(Дети рассуждают, предлагают свои варианты, следует подвести их к теме «Камин»)

Да, действительно, мы с вами сделаем камин. Но вот только не понятно, а какое отношение камин имеет к гжельской росписи? (Дети рассуждают, предлагают свои варианты)

Если вы помните с прошлого урока, то Петр 1 повелел, чтобы на Руси была роспись, похожая на голландскую (синюю на белом фоне). Так и появилась гжельская роспись, но только с русскими мотивами. А еще мы позаимствовали необычно красивые печи, выложенные нарядными изразцами - голландки, а потом и камины. (показываю слайды)

IV. Этап закрепления новых знаний (5 мин).

Для работы вам необходимы шаблоны (раздаю). Можно бы и начать процесс росписи, но хорошо бы вспомнить элементы. ( Вызываю 3-4 детей к доске изобразить элементы).

V. Практическая работа (12 мин). 

8 — 10 минут каждый работает самостоятельно, расписывая «плиточку» -изразец элементами гжельской росписи.

В процессе самостоятельной работы предоставляю детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. По окончании работы, каждый ребенок приклеивает «плитку» к камину.

VI. Заключительный этап (5 мин).

Обсуждение выполненной работы. Предложения для чего нужен данный камин.

Выставление оценок.

Рефлексия (3 мин.)

Ответьте на вопросы:

А что еще нового вы узнали о гжельской росписи?

Чему вы сегодня научились?

А сумели вы бы выполнить в одиночку такой большой проект?

Потрудились вы на славу. Действительно, каждый из вас внес лепту в проект, поэтому получился замечательный камин! Предлагаю сфотографироваться всем рядом с камином!

VII. Домашнее задание (2 мин.) 

Посмотреть в источниках о городецкой росписи.

Урок в программе Б. М. Неменского

12

13

Искусство Гжели. Истоки и совре­менное развитие промысла

 

Искусство Гжели. Истоки и совре­менное развитие промысла

Комбинирован­ный урок

 

Комбинирован­ный урок

Вырезание из бу­маги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и ук­рашение их рос­писью с исполь­зованием тради­ционных приемов письма. Материа­лы: бумага, нож­ницы, клей,  гуашь, кисти

Вырезание квадратных форм плиток-изразцов. Роспись. Оформление камина изразцами. Материалы: бумага, ножницы, клей, кисти, гуашь

История развития промысла, его слия­ние с художествен­ной промышленно­стью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенно­сти гжельской рос­писи

История развития промысла, связь с европейским искусством.

Применение гжельской росписи в изразцах.

Владеть навыками работы в конкрет­ном материале (ак­варель). Уметь пе­редавать единство формы и декора, взаимосвязь худо­жественно-выра­зительных средств  с функциональностью предмета

infourok.ru

Урок по изо 5 класс тема: "Гжель"

Конспект урока по ИЗО 5 класс.

Тема : «Искусство гжели»

Цель: Знакомство учащихся с гжельской росписью.Задачи:Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – «Гжельская керамика»

Развивать навыки составления декоративной композиции, работы открытым мазком без предварительного рисунка.

Воспитывать интерес к народным промыслам.

Ход урока:

1Организационный момент. Сообщение темы урока.

2. Формирование новых знаний. Рассказ с сопровождением показа слайдов.1 сл.Недалеко от Москвы в деревне Гжель богатые залежи гончарных глин навели местных жителей на мысль об изготовлении фаянсовой посуды.

2 сл.200 лет назад мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Называлась она майолика. Ее делают и сейчас. Присмотрись к гжельской майолике: ее формам, лепным украшениям, нарядной росписи .

3 сл.Форма сосудов необычна: они имеют цилиндрическое туло и изящные носики горлышко «квасник» и «кумган». Они предназначались для праздничных застолий, нередко их дарили на память. Но прославилось село другой удивительной посудой с декоративными лепными элементами, синими узорами, цветами, птицами и городами. Назвали такую роспись по названию села – гжель.

4 сл. Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.

5 сл.Посуда гжели очень разнообразна по форме и назначению: тарелки, масленки, солонки, чашки, чайники, миски. Кроме посуды мастера Гжели делают декоративную скульптуру: людей, животных и сцены из жизни.Рассмотрим современные образы гжели. В ней по- прежнему разливается синева; словно небеса, синяя гладь рек и озер сошла на белизну посуды.

6 сл.Вот причудливой декоративной формы масленка Рыба-кит. Основанием ее окружено лепным орнаментом в виде волн. А крышка – словно ожившая сказка, представленная в образе гигантской рыбы, на теле которой вырос город с обитателями. Все здесь необычно: и струи-завитки, бьющие фонтаном из головы кита, и глаз-цветок, и строгий собор, который одновременно служит ручкой крышки, и строгий орнамент из ромбиков – символических знаков земли. Щедрая фантазия мастерицы преобразила обычный бытовой предмет в яркий художественный образ.

7 сл. Вот квасник с мягкими, обтекаемыми, как бы растянутыми вширь формами. Узор-гирлянда бережно оплетает форму тулова, горлышко и крышечку квасника, едва касаясь носика и ручки и оставляя нетронутой ослепительную белизну сосуда. И потому он смотрится так празднично, нарядно.Скульптурные фигурки взаимосвязаны, нарядная роспись с формой керамического сосуда.

11 сл. Декоративно оформляются все части предмета. Замкнутым орнаментом расписывают тулово, основание и горлышко. Ручка и носик обычно украшаются ленточным орнаментом или голубым цветом. Мастера Гжели применяют для росписи необычный мазок. Он называется «мазок на сторону» или «мазок с тенями».Мазки кладутся широкими круговым движением. В нем виден постепенный переход от светлого к темному. Мазок-пятно дополняет тонкая линия: прямая, волнистая, спиральная, округлая. Она подчеркивает форму цвета и создает самостоятельный узор.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,не встретите на свете вы красоты такой.Голубизну небесную, что сердцу так мила,кисть мастера на чашку легко перенесла.У каждого художника есть свой узор любимыйи в каждом отражается сторонушка родимая.Её трава шелковая, её цветы весенние-и мастерство волшебное достойно восхищения.Из этих чашек с розами ты выпей чай.Гостей на праздник радостный сердечнее встречай.

3. Практическая работа учащихся.

Закрепление новых знаний и развитие навыков составления декоративной композиции, работы открытым мазком без предварительного рисунка Задание учащимся: на подготовленных материалах (из бумаги вырезана форма посуды) выполнить импровизацию по мотивам гжельской росписи.

5.Анализ работ учащихся.

6. Домашнее задание: Подобрать фотографии, открытки , предметы гжельской росписи.

infourok.ru

Урок в 5 классе "Гжель"

Урок по изобразительному искусству

в 5 классе

«Народные промыслы. Гжель.»

hello_html_1dc801f4.png

Разработала: учитель ИЗО

Высшей квалификационной категории

Калинина Н.А.

Тема урока: Народные промыслы. Гжель.

Вид занятия: Декоративное рисование

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.

  2. Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.

  3. Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами.

Оборудование и материалы:

  1. Гжельская керамика и иллюстрации с ее изображением.

  2. Таблицы с изображением гжельских узоров

  3. Презентация "Гжель"

  4. Работы учащихся предыдущих лет.

План урока

  1. Орг. момент.

  2. Повторение материала.

  3. Беседа об истории развития Гжельской керамики. Знакомство с особенностью гжельской росписи.

  4. Постановка художественной задачи.

  5. Самостоятельная работа учащихся.

  6. Подведение итогов.

  7. Домашнее задание.

hello_html_m68e51b6a.jpg

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Повторение пройденного материала.

- Давайте вспомним, о чем мы говорили на последних уроках (народная игрушка).

Внимание на экран.

1.слайд. Для чего создавались народные глиняные игрушки:

а) для развлечения;

б) в качестве оберега;

в) для украшения интерьера дома;

г) для проведения обрядов.

2 слайд. Назовите игрушки:

1. Филимоновская;

2. Дымковская;

3. Каргапольская.

- Кто создал эти игрушки? У них есть автор? (Народ)

Вот и называется игрушка, поэтому народной.

3. Беседа

- Мы продолжаем разговор о народных художественных промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.

Вы, наверное, уже видели необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов. Это знаменитая гжельская керамика, или просто гжель.

hello_html_1b9686c9.jpg

Тема урока: Народные промыслы. Гжель.

Сегодня мы с вами познакомимся с художественным промыслом Гжели, с ее особенностями и выполним эскиз гжельской росписи.

3 слайд. Где мог увидеть мастер эту особую элегантно-изысканную красоту сочетания белого и синего? Секреты красоты таятся в самой природе, которая всегда остается для художника великим и мудрым учителем.

4 слайд. Этот художественный промысел возник недалеко от Москвы в селе Гжель. Откуда взялось вообще это необычное слово – «гжель»? Оказывается, оно происходит от глагола «жечь», то есть обжигать глину. Обожженные изделия называли «жгель».

Со временем буквы поменялись местами, и мы получили известное нам название промысла – «гжель».

Слайды презентации.

4. Проверка домашнего задания.

На дом было задано подготовить сообщения о Гжели.

- Ребята, внимательно прослушаем сообщение, а потом ответим на вопрос:

"Что узнали вы о Гжели?

Посмотри на эти чудесные образцы изделий мастеров Гжели. Гжель – это прекрасные сине-белые цветы, травы и листья на белоснежной керамике. Характерная черта изделий Гжели – это узоры, выполненные кистью вручную то еле заметным голубоватым, то насыщенным темно-синим цветом с переливами.

Гжель – это название живописного подмосковного региона, что в 60 -и километрах от Москвы, издревле славившееся своими гончарными промыслами.

Крестьяне производили гончарную посуду, игрушки и изразцы.

Самую большую известность замечательная посуда гжельских мастеров получила в XVIII веке за счет красоты своих изделий и недорогой цены. Своими формами керамика Гжели обязана крестьянской простой посуде: шаровидным кувшинам, квасникам и кумганам. Однако, развиваясь, керамика Гжели приобрела более утонченные формы.

Слово «гжель» сегодня невероятно популярно. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. У Гжели собственный стиль – синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производиться кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет. Самый излюбленный узор – гжельская роза. Бывает и так: самой розы нет. Есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценками из жизни людей.

Вы внимательно все прослушали, а теперь отвечаем на вопрос:

- Что же вы узнали о гжели (керамика, роспись – синим цветом, интересная форма)

- Давайте откроем альбомы и на левой половинке альбома запишем тему урока «Народные промыслы. Гжель» и выполним элементы гжельской росписи в альбоме

- Что является самым излюбленным узором в гжели? (роза)

Показ на доске этого элемента.

hello_html_m30efa6ce.jpg

-Ребята, а зачем нам нужно это? Правильно. Эти упражнения нам нужны для выполнения эскиза гжельской росписи.

Вот этим мы и займемся сейчас.

- А вам понравились Гжельские изделия? Вы считаете их красивыми?

Ежедневно мы с вами пользуемся посудой. Как приятно взять в руки красивую посуду. Вот и давайте создадим эту красоту своими руками.

Каждый из нас сейчас выступит в роли гжельских мастеров. Вы должны будете расписать гжельской росписью предметы, которые у вас находятся на парте. Задание будет у всех разное. Нужно расписать чайные сервизы (работа в парах), индивидуально расписать блюда, кувшины, самовары, чайники, подсвечники, часы.

Этапы выполнения работы у вас находятся на парте. Прочитайте ее внимательно. Есть вопросы?

  • Рисуем узор карандашом

  • Роспись узора синим цветом

  • Добавляем в рисунок тень

При выполнении работы обратить внимание на

А теперь мы приступаем к работе.

5. Самостоятельная практическая работа.

Звучит музыка.

(Оказание индивидуальной помощи, советы по композиции)

hello_html_m5886f148.jpg

6. Итоги урока

- А сейчас я вас приглашаю на ярмарку.

Представьте, что вы находитесь на ярмарке. Звучит музыка.

- Ребята, а как вы думаете, что продавать на ярмарке будем? (предметы гжельских мастеров)

- Кто желает продать свои изделия?

На доске вывешиваются работы учащихся.

hello_html_m4037a763.jpg

hello_html_6191b404.jpg

Продавцы зазывают покупателей.

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки,

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели.

А может, кто хочет приобрести предметы гжельских мастеров.

Для этого вы должны отгадать загадку.

Сине-голубые

Розы, листья, птицы

Увидев вас впервые, каждый удивиться.

Чудо на фарфоре-

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись … (гжель)

Ответить на вопрос:

- Чем гжельская посуда отличается от другой? (формой, росписью)

- Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными.

7. Домашнее задание

Подобрать иллюстративный материал и сообщение о Хохломе.

infourok.ru

Урок изобразительного искусства для 5 класса по теме: "Гжель".

2. Экспозиция

Звучит народная музыка. Презентация. Слайд №1.

Посмотрите на экран. Перед вами предметы декоративного искусства.

Можете ли вы определить, к каким народным промыслам они относятся?

Опишите характерные признаки, объединяющие эти вещи.

(1.-городец, 2.дымковская игрушка, 3.каргопольская игрушка, 4. филимоновская игрушка, 5….?)

Ребята, можете ли вы предположить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, что узнаем, и что будем делать? (Ответы учащихся)

Определение темы и целей урока учениками. Совершенно верно. Сегодня мы познакомимся с вами еще с одним народным промыслом, узнаем о его особенностях, выполним работу в этом стиле и вырастим чудесный цветок знания – голубую розу.

Тема нашего урока «Искусство гжели. Голубая роза» Слайд №2.

воспринимают и анализируют информацию;

выделяют и обобщенно фиксируют группы существенных признаков объектов;

формулируют свои ответы.

Определяют тему и цели урока.

3. Разработка

Существует сказка о том, что в стародавние времена в одном царстве в Российском государстве недалеко от Москвы в городе Гжель люди жили тяжело, бедно, безрадостно от этого они стали неприветливыми и даже злыми. Понимали, что то надо изменить, но как не знали. Однажды утром, проснувшись на рассвете, они ощутили чудный аромат и стали искать его источник. Увидели, что в центре поселения вырос и расцвел необычный куст розы – оно была голубая. От этого волшебного аромата у людей становилось светлее на душе, захотелось петь, творить. Ощутив этот аромат, они узнали, что жить можно по-другому. Чтобы жизнь стала лучше и интереснее надо трудиться, и труд должен приносить радость. Вот так и появился центр народных промыслов, который называется ГЖЕЛЬ. На каждой своей работе мастера изображали эту чудесную розу.

Чтобы лучше узнать о нем, мы совершим путешествие по местам, где она зародилась.

Прошу вас обратить внимание на месторасположение этого цента, и почему он так называется. Вам будет необходимо сформулировать вопросы по этому материалу и задать их противоположной группе.

И так, я приглашаю вас отправиться на экскурсию по самому знаменитому и уникальному центру народных промыслов. «История гжельской керамики»

Слайд №3-7. Город Гжель - известный центр гжельской художественной керамики. Недалеко от Москвы средь лесов и полей стоит город, а чуть более 500 лет назад это была деревенька. Жили в той деревеньке люди мастеровые, которые нашли тут глину особенную, белую. Город Гжель расположен недалеко от Москвы. Пришло это название из седой старины от слова «жечь, обжигать». Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды. Изделия из гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом.

И вот мы на фабрике в формовочном цехе. Здесь фарфоровую массу (шликер) заливают в гипсовые формы. Литейщица, вынув влажное изделие из формы, делает резной узор от руки.

В цехе художественной росписи каждый мастер имеет свое рабочее место. Каждое изделие мастер расписывает вручную.

Исполнитель росписи ставит свою подпись на каждом изделии. Завершается процесс изготовления гжельской росписи обжигом.

Ребята, познакомившись с историей гжельской керамики, вы можете многое рассказать о ней. Ваши новые знания помогут нам вырастить голубую розу – цветок знания. Задайте вопросы противоположной группе о том, что мы узнали о гжели? (Например)

  • Что такое гжель? (Центр российских народных промыслов)

  • Где расположен центр народных промыслов гжель? (г. Гжель, недалеко от Москвы)

  • Почему город получил такое название (От слова «жечь, обжигать»)

(Построение ассоциативного куста в виде цветка – учитель в процессе общения с учениками рисует его на доске голубым мелом. Учитель корректирует вопросы в зависимости от ответов учащихся и изображает соответствующее количество лепестков со словами на «выращиваемой розе».)

Молодцы, вы были внимательны и многое уже узнали, но волшебная роза может еще подрасти. Обратите внимание на распечатанные примеры предметов гжели. Проанализируйте их и ответьте на вопросы для вашей группы. Ответы мы сравним. (Слайд 8)

1 группа:

  1. Что создает (расписывает) гжель?

  2. Какой цвет является фоном, а какой цветом изображения?

  3. Какой предмет не относится к народному промыслу гжель, почему?

2 группа:

1. Какие основные цвета характерны для этого промысла?

2. Какие элементы составляют композицию, что изображает гжель?

5. Какой предмет не относится к народному промыслу гжель, почему?

(Учитель корректирует вопросы в зависимости от ответов учащихся и изображает соответствующее количество лепестков со словами на «выращиваемой розе».)

Слайд № 9. Ребята, пред вами крымскотатарская керамика. В нашем многонациональном Крыму живут творческие люди, которые создают удивительной красоты работы, расписанные красками, яркими как сам Крым. Излюбленными и наиболее популярными мотивами стали «древо жизни», «вазон», символизирующие семейный род и его продолжение. У крымских татар древо связано с жизнью всего рода и его благополучия и означало пожелание мужчине силы, стабильности, достатка, мощи, плодородия, продолжения рода. Наличие в изображении родового древа симметрии, устойчивости, в центре мужского, по краям женских и детских знаков определяло его как родовой герб – амулет, знак мира, единства, счастья и процветания семьи.

Более подробно о крымскотатарской керамике на итоговом уроке по теме «Связь времен в народном искусстве» свой проект нам представит группа Аватов Арсен. А мы из Крыма снова отправляемся в город Гжель Московской области.

Слайд № 10. Посмотрите, ребята, какое удивительное сочетание белого и синего.

  • Как вы думаете, где мог увидеть мастер эту особую красоту? (Вопросами подвести учеников к ответу, что источником вдохновения для мастеров является природа)

Правильно. А на нашей розе знаний вырастают новые лепестки. (Учитель корректирует вопросы в зависимости от ответов учащихся и изображает соответствующее количество лепестков со словами на «выращиваемой розе».) Секреты красоты таятся в самой природе. Голубизна неба, цветов и рек, ослепительная белизна снега и облаков – вот что подсказало художнику это гармоничное сочетание красок.

Слайд № 11. Изображения гжели не реалистичны, а стилизованы.

Слайд № 12. Посмотрите, какие приемы росписи применяли мастера гжели.

Краска набирается только на одну сторону кисти и широким круговым движением накладывается мазок на поверхность. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот уже роза готова. И в ней можно различить постепенный переход от светлого к темному. Такой прием росписи называют «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями». Мазок – пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая. Она то подчеркивает форму цветка, листика, а то вдруг весело побежит по краю горловины сосуда или рассыплется стебельками, завьется спиралью усиков. (Учитель сопровождает рассказ выполнение приема росписи).

Ребята, мы узнали, как создают мастера свои произведения, познакомились с приемами росписи и сейчас попробуем себя в роли народных умельцев, поработаем в творческой мастерской.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Но перед выполнением практической работы, для того чтобы кисти рук были пластичными и гибкими, проведем разминку.

Руки подняли и закачали – это деревья в лесу,

Вниз опустили, кисти встряхнули – это деревья бросают росу.

В сторону руки дружно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сели – руки сложили назад.

Самостоятельно определяют цель путешествия.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Воспринимают информацию.

Анализируют информацию, участвуют в общей беседе о народных промыслах гжели, формулируют свои вопросы и ответы.

Работают в группе, проводят коллективное исследование,

анализируют произведения, выделяют и обобщенно фиксируют группы существенных признаков объектов, формулируют свои ответы.

Воспринимают информацию, участвуют в общей беседе о крымскотатарской керамике.

Анализируют информацию, участвуют в общей беседе о народных промыслах гжели, формулируют свои ответы.

Применяют новых способов и поёмов выполнения росписи. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

4.Кульминация

Практическая работа. На ваших столах лежат вырезанные из бумаги шаблоны посуды (или загрунтованные одноразовые тарелки), но они не украшены росписью. Вы можете сами определить объем работы, который сегодня выполните. Можете потренироваться писать мазки и элементы гжели, цветок розы или расписать элементами росписи шаблон. (Учитель оказывает помощь и незаметно разбрызгивает несколько капель розового ароматического масла по классу.)

Звучит музыка. Составление декоративного натюрморта из работ учеников.

«Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Раз мазок, два мазок, завиток и точки

Расцвели на белом фоне синие цветочки".

Посмотрите на свои работы, как они хороши! Какие чувства вызывают у вас ваши работы? (Учитель корректирует вопросы в зависимости от ответов учащихся, подводит учеников к ответу, что труд и творчество приносят радость. Изображает соответствующее количество лепестков со словами на «выращиваемой розе».)

Составляют план работы по выполняют роспись в стиле гжели.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Участвуют в обсуждении выполненных работ, делают выводы.

multiurok.ru

Урок изобразительного искусства "Гжель" 5 класс

Изобразительное искусство в 5 «А» классе

по программе Б.М. Неменского

Учитель МБОУ СОШ №1 г. о. Коломна

Якутович Наталия Анатольевна

Тема урока: «Cказочная гжель».

Тип урока: Изучение нового материала

Форма урока: Традиционный урок

Цели урока: - по содержанию: знать об искусстве гжельского промысла, особенностях гжельской росписи;

-по способу работы: освоить приемы гжельского кистевого мазка, создать узор на бумажных предметах быта из элементов гжельской росписи.

Задачи урока: Воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам, продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов гжельской росписи. Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

Здоровьесберегающая: Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности

УУД

Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач

Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка, создать узор на бумажных предметах быта из элементов гжельской росписи.

Наглядный и дидактический материалы: изделия гжельских мастеров, плакат «Гжель».

Музыкальный: аудио – , и видео ряд

Оборудование: образцы декоративно-прикладного искусства, репродукции мастеров, предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.), открытки, репродукции, плакат «Гжель», кисти, краски.

  • Урок начинается с просмотра ролика о России, где много голубого неба, белого снега, синих рек и т.д (1мин 30 сек)

Сегодня я приглашаю вас в сине – голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете это сами.

Скажите, пожалуйста, ЧТО ТАКОЕ ПРОМЫСЕЛ? (это мелкое ремесленное производство, средство заработка и благополучия).

С давних времен в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколения.

Посмотрите, какое разнообразие народных промыслов вы здесь видите, назовите их !

(на одной половине доски вывешены плакаты, рисунки, картинки декоративно – прикладного искусства разных промыслов : Хохлома, Городец, Жостово и др).

Посмотрите, пожалуйста, на другую сторону доски. Какая посуда здесь?

(чашки с блюдцами, вазы, чайники, молочник и др.).

Вся посуда разная, но есть в ней и что – то общее. Что? (посуда украшена сине – голубым узором, расположенном на белом фоне).

Как же называется такая посуда? (называется она гжельской).

Скажите, почему ее так называют? ( Потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в селе Гжель Московской области).

Именно в Гжели зародился этот промысел. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из неё самую разную фаянсовую посуду. Иногда встречаются фигурки людей и животных.

Но Гжель не всегда была сине – голубой. Об этом давайте посмотрим фильм.

Узор на посуде выполнен синей или голубой краской. Откуда взялся этот цвет? ( такое сочетание даёт сама природа)

Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом – белом снегу. А еще есть такая сказка – легенда.

« Пошли как – то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать бельё на речку. А в реке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда – то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки, цветы на лугу и в саду».

Давайте попробуем нарисовать некоторые элементы росписи ( откройте стр. учебника 80, возьмите листы для пробы, кисти и нам понадобиться только синяя краска)

Всего одна краска …… А какая нарядная и праздничная получается роспись!

Самый излюбленный узор – гжельская роза.

Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой.

Мастера расписывая изделия используют разные приемы росписи:

Набирая густую краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладут мазок на поверхность. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот цветок готов. В нем можно различить разные оттенки, от светлого до темного. Такой прием росписи называют  мазок на одну сторону или мазок тенями.

А еще есть прием  четкие мазки с разным нажимом кисти (концом кисти наносят стебельки и усики)

Физ. минутка ( показывает ученик) 1 – 2 мин.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

По коленкам – шлёп, шлёп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлёпай!

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

А теперь создайте свой художественный образ гжельской росписи на посуде.

Начни писать цветок с середины. Цветок постарайся нарисовать такой величины, чтобы ему легко дышалось на белой поверхности формы; можно дополнить его листьями, завитками, точечками.

Время работы 15-20 минут ( по факту)

  1. Во время работы не делать резких движений

  2. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину

  3. Осторожно пользоваться красками на уроке

Кто работу закончил, вывешивайте свои рисунки на доска. Ребята посмотрите, какие красивые у вас получились работы. Молодцы!

- С каким народным промыслом вы сегодня познакомились? Гжель

-- Из какой глины делают Гжельскую посуду? из белой

-- Как она называется? фаянсовая

- До сине – голубой росписи, какая роспись украшала белый фон?

многоцветная

- Как она называется? Майолика

Что нового сегодня на уроке вы узнали? Чему вы научились?

об истории, рисовать гжельскую розу

  • Домашнее задание (запись в эл. дневнике): Подготовить сообщение о народном промысле Городец, найдите загадки, поговорки о народных промыслах.

Кто доволен, своей работой на уроке, кому понравилось и все понятно, возьмите лепесток теплого цвета.

Кому что-то непонятно, кто недоволен, возьмите лепесток холодного цвета.

Давайте составим цветок и увидим результат нашего сегодняшнего урока.

multiurok.ru


Смотрите также