Урок ИЗО в 5-м классе по теме "Декоративный цветок". Урок рисования в 5 классе


Урок ИЗО в 5-м классе по теме "Декоративный цветок"

Разделы: МХК и ИЗО

Цели и задачи урока:

  • формирование понятия стилизованные цветы;
  • учить любоваться красотой, красотой различных садовых цветов;
  • формирование у учеников графических навыков; придумать и выполнить рисунок стилизованных цветов;
  • развитие художественного вкуса, наблюдательности, развитие творческих способностей;
  • воспитывать аккуратность.

Оборудование урока:

Для учителя: мультипроэктор, примеры стилизаций цветов, методическая таблица, репродукции натюрмортов с цветами.

Для ученика: альбом, карандаш, вода ,ластик, кисти , восковые мелки, акварель.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

II. Беседа введение в тему урока.

Сейчас я прочитаю стихотворение, вы внимательно послушайте

Букет.

Побежала Таня за цветами, Свой букет она подарит маме. Вот ромашка с золотым сердечком, У нее высокий стебелек, Рядом с нею синий будто речка, Солнышком нагретый василек. Колокольчик в шапочке лиловой Весело качает головой , Одуванчик ,улететь готовый , Шепчется с гвоздичкой полевой. Всех цветов не сосчитать в букете!

О чем стихотворение? (Ответы детей: о цветах)

Названия, каких цветов присутствуют в этом стихотворений?

Какие цветы любите вы? Почему?

Сегодня на уроке мы будем рисовать декоративные цветы, стилизованные.

Если на рисунке изображены цветы в вазе что это?

Ответы обучающихся: натюрморт.

Верно, если изображены не живые предметы, то это называется натюрморт

Известные художники выполнили натюрморты с цветами. Например, Федор Толстой “букет цветов бабочка и птичка.” Рассмотрите внимательно, как вы думаете этот букет где собран?

Посмотрите на этот натюрморт, из каких предметов состоит он? Как вы думаете, в какое время года нарисован он? Нарисовал этот натюрморт великий алтайский художник Григорий Иванович Чорос-Гуркин.

III. Изучение нового материала.

Посмотрите на этот натюрморт, что здесь изображено? (цветы в прозрачной банке)

Рисунок 1

А теперь посмотрите на этот рисунок, чем второй отличается от первого?

Рисунок 2

(ответы детей: первый рисунок реалистичен, а второй схематичен, упрощен.)

Действительно первый рисунок нарисовали максимально реалистично, а второй рисунок, на нем нарисованы те же цветы в банке что и в первом, но они декоративны, художественно переработаны реальные природные формы в условные, стилизованные, декоративные. Запишем в тетрадях определение:

Стилизация.

Справка: Стилизация:

1) в изобразительном искусстве: подражание какому либо из стилей прошлого; 2) обобщенное, упрощенно-схематическое изображение предметных форм, сведенное к определенному единству, например, в орнаментах.

Давайте, сравним, чем отличаются цветы в этих двух изображениях?

(Ответы обучающихся: в первом рисунке похожи на настоящие, а во втором схематичны.)

Значит какой рисунок стилизован? (второй)

Посмотрите в классическом натюрморте цветы округленные, а во втором лепестки цветов имеют острые углы, схематичны.

Сегодня задача нашего урока нарисовать декоративные стилизованные цветы.

IV. Практическая часть.

1) Посмотрите на доску здесь рисунки цветов, вам нужно их стилизовать т.е. упростить, сделать схематичными.

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

2) Выбрать цветовое решение. В декоративных цветах и раскрашиваем особым образом, например, так:

Рисунок 6

Рисунок 7

Посмотрите на рисунке 3 реалистическое изображение тюльпана, в рисунке 7 декоративное, стилизованное. Каждый лепесток раскрашен в разные цвета.

3) Можно добавить бабочек, ос, пчел, чтобы оживить рисунок.

Последовательность работы:

  1. Располагаем лист вертикально
  2. Разбиваем на четыре равные части
  3. В каждом делении рисуем по одному стилизованному цветку.

V. Итог.

Что такое стилизация?

Оформление выставки, просмотр выполненных работ. Отметить лучшие. Уборка рабочего места.

VI. Домашнее задание.

Закончить в цвете, выполнить фон.

Работа обучающегося:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок изобразительного искусства в 5 классе

УРОК ИЗО 5 класс

Тема урока: «Я сам мастер декоративно-прикладного искусства»

Цели урока: развивать творческие способности учащихся, познакомить с историей, символикой и образцами росписи пасхального яйца.

Задачи:

формирование:

интереса к изобразительному искусству;

развитие:

речи, памяти, мышления, творческого воображения, художественно-эстетических навыков учащихся, глазомера и внимания,

расширение кругозора учащихся о работах народных умельцев;

воспитание:

любви к народному искусству, эстетических чувств, аккуратности и трудолюбия.

Оборудование:

Для учащихся:

лист бумаги

ф-А4, шаблон яйца, карандаш, краски (гуашь), нитки,

кисти №3, 4, 5,

салфетки, банки с водой, ластик;

для учителя:

конспект

ПЛАН УРОКА (40 минут)

Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы и цели урока.

Теоретические сведения.

Беседа по теме урока.

Практическая часть. Самостоятельное выполнение эскиза росписи пасхального яйца.

Подведение итогов урока.

Ход урока

Организационный момент урока.

Приветствие:

Проверка готовности учащихся к уроку.

- Прежде, чем начать занятие, проверим, всёли у вас готово к уроку. Я буду читать загадки, а вы покажете предмет, о котором в них говорится:

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.

(Кисточка)

Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю –

Где была пустота,

Там глядишь – красота.

(Краски)

- Нам сегодня будут нужны баночка с водой, нитки.

- Для того, чтобы вам удобно было работать, вспомним как организовать своё рабочее место и разложить необходимые материалы на столе.

- Молодцы ребята! К уроку всё готово и можем приступать к работе.

II. Закрепление изученного.

- На предыдущих уроках мы с вами изучали народные промыслы, давайте мы закрепим ваши знания и я предлагаю вам составить лото, вы должны выбрать всё, что относится к тому промыслу, который вам достанется, работать будем в парах.

III. Сообщение темы урока

– Сегодня на уроке я вам предлагаю побыть самим мастерами искусства и тема нашего урока «Я сам мастер декоративно-прикладного искусства»

IV. Сообщение теоретических сведений

- Ребята, какой приближается праздник?

Скоро наступает один из великих христианских праздников. Этот праздник на Руси называют по-разному: Пасха, Великий день, Светлый день, Христово Воскресенье. Когда-то он был едва ли не самым радостным и долгожданным праздником. Это был день веселых игр, первых хороводов, качание на качелях. На Пасху существовал обычай загадывать желание. К Пасхе каждая семья собирала и окрашивала по 100-200 яиц. Их раздавали детям, гостям, и устраивали состязания между собой, чье яйцо крепче.

Люди были не грамотны, писать не умели – вот и рисовали. Не было поздравительных открыток, бумагу приобрести было сложно. Куры были в каждом доме, у всех яиц было много.

- Ребята, скажите, как люди в старину окрашивали яйца?

Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни.

Старинная и прекрасная традиция – превращать обычные яйца в пасхальные. Наши бабушки и прабабушки красили их в основном с помощью луковой шелухи. Теперь пасхальные яйца стали не просто атрибутом Пасхи, но и праздничным сувениром, их стараются «принарядить

Крашенка – яйца, окрашенные в один цвет

Крапанка – это ещё один вид расписного яичка. Делалось оно так. Яйцо окрашивалось в какой-то цвет. А дальше зажигали восковую свечку, и капали на яичко воск. Он застывал, и яйцо окунали в другой цвет.

Малёванка – это более сложный вид. Используется кисточки, которыми разрисовывалось яичко. Женщина или дети рисовали на яичке всё, что захочется

Драпанка – это яичко, которое царапают, таким образом, по одноцветной краске нанося орнамент. Царапают обычно с помощью какого-то металлического острия

А еще есть удивительной красоты писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Такая роспись производилась на сыром яйце. Крашенки и крапанки предназначались для лакомства и угощения гостей. А вот писанки изготавливались исключительно для сувениров. Считалось, что только сырое яйцо может сохранить свою магическую силу и передать её людям.

-Давайте обратим внимание на основные цвета писанок

красный - цвет радости, жизни, любви;

желтый – посвящается солнцу, луне, звездам;

зеленый – символизирует весну;

сочетание красного и белого – благодарность за защиту от зла.

В христианстве яйцо приобрело новые символические значения. Каждый рисунок, пришедший к нам из глубины веков, имеет свою символику, символы были разные.

V. Практическая работа.

- Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные Писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца и мы с вами будем мастерами и попробуем изготовить свой пасхальный сувенир. Вот такие необычные пасхальные яйца у нас с вами получились. Посмотрите на таблицы, на них изображены основные символы, которые наносили на пасхальные яйца, давайте вместе подумаем, что они могли обозначать. А сейчас мы с вами попробуем расписать другие шаблоны следующим способом: кладём перед собой чистый шаблон и по хлопку начинаем наносить на нём любые символы, когда раздастся следующий хлопок, передаём шаблон по кругу, по часовой стрелке и продолжаем наносить узор на другом шаблоне и так пока к вам не вернётся ваш шаблон.

VI. Подведение итога урока.

Выставка работ учащихся и обсуждение.

Вот и закончилась наша работа. Молодцы! Посмотрите, какие замечательные сувениры у вас получились. Вы можете их подарить маме, бабушке и другим членам семьи.

Обобщение по теме урока

Для чего делали яйца-писанки?

Какие цвета использовали мастера?

Что нового вы узнали на уроке?

С какой новой технологией рисования вы познакомились сегодня на уроке?

- Пора надежд и вдохновенья,

Опять пришла! Душа поёт!

Так пусть же это настроенье

Вам только радость принесёт!

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по рисованию в 5 классе "Рисование домашних животных по памяти, представлению, с натуры. «Рыжий кот»

Цели урока:

  • Образовательные: Знакомство с анималистическим жанром в искусстве.

  • Развивающие: Совершенствование умения рисовать животных, углубление знаний об анатомическом строении, устном народном творчестве (сказки, загадки), воспитание чувства дружбы, коллективизма, умение работать в группах.

  • Воспитательные: Воспитать в детях чувство прекрасного.

Задачи урока:

  • Обучающая: Познакомить с разнообразием пород кошек, их внешним видом, научить рисовать шерсть кошки .

  • Развивающая: Развивать наблюдательность, мышление учеников, умение работать в группе.

  • Воспитывающая: Воспитывать интерес, любовь к живой природе.

Оборудование учащихся: альбомный лист, краски.

Оборудование для учителя: Методические таблицы, последовательность выполнения рисунка кошки, фотографии и репродукции пород кошек, словарная работа (анималистическое искусство, художники анималисты).

Подготовительная работа: Учащихся разделить на группы, каждой группе дать домашнее задание:

I группа - оформляет выставку рисунков, фотографий пород кошек.

II группа - готовит загадки.

III группа - рассказывает об анималистическом искусстве.

IV группа - рассказывает о месте кошачьих в системе животного мира.

V группа - рассказывает какие фильмы они смотрели о животных и какие книги они прочитали.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Учитель:

Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь определить чему будет посвящен наш урок:

Мордочка усатая, шубка полосатая,Часто умывается, а с водой не знается. (КОТ)

Правильно! Так как можно сформулировать нашу тему урока?

Учащиеся: “Рисование домашних животных по памяти, представлению”.

Ребята второй группы загадывают свои загадки (дети в основном подбирают загадки о кошке).

3. Лексическая работа.

Анималистический жанр.

Художник-анималист.

Третья группа учеников рассказывает об анималистическом искусстве.

Учитель подводит итог по рассказам учеников:

Изображение животных - тема в искусстве самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах, стенах пещер бизонов, сцены охоты. Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве. Этот жанр есть в живописи, графике и скульптуре. Анималист – художник, специалист по изображению животных. Они рисуют картины, лепят скульптуры о жизни животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе.

Учитель показывает работы Е. Чарушина.

Художники-анималисты хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.

Четвертая группа - рассказывает о месте кошачьих в системе животного мира.

Учитель:

  • Давайте рассмотрим фотографии и репродукции картин.

  • Домашние животные привязываются к хозяину, любят его.

  • У кого есть домашние животные?

  • У кого есть дома кошка?

  • А как живут бездомные животные? Чем они питаются?

Пятая группа учеников рассказывает

- Какие книги, фильмы о животных они смотрели, читали?

4. Объяснение практической работы.

Знакомство со строением кошки.

Учитель:

Скелет кошки состоит из черепа, позвоночника, ребер, грудной клетки и конечностей. У кошки среди всех домашних животных самый короткий череп. Именно такая круглая форма головы делает кошку привлекательной.

Учитель показывает на доске поэтапное строение кошки.

Этапы работы:

1) Определяем композицию.

2) Легкими штрихами намечаем границы рисунка, устанавливаем размеры головы, шеи, туловища и хвоста, выполнение первоначального наброска общей формы начинают с туловища, как самой крупной части. Домашняя кошка типичный представитель семейства кошачьих. Она имеет удлиненное туловище и невысокие ноги. На короткой шее посажена широкая, короткая голова. Хвост средней длины, волосяной покров равномерно покрывает туловище, шерсть короткая и гладкая.

3) Приступаем к уточнению форм, прорабатываем светотени, начиная с самых темных областей.

Учитель:

Кошки подвижные существа. Изобразить их в движении не просто, потому что они быстро передвигаются и принимают самые неимоверные позы.

Итак, Вы уже с сангиной в руке и ждете начала работы. Сангина – это мягкий материал, на мокрой бумаге закрепления не требуется. Применяя различный нажим можно получить разнообразные оттенки от красновато-коричневого до нежно розового. Сегодня на занятии мы с Вами будем работать на сухом листке, в конце урока мы закрепим свои рисунки фиксативом (для этого используем лак для волос). Сангина хорошо ложится на шероховатую поверхность. Основное выразительное свойство – бархатистость.

А сейчас, послушайте, как нужно работать над Вашим рисунком сангиной. Приступая к штриховке надо помнить, что штрихи всегда должны ложиться по форме предмета. Рисуя, шерсть кошки Вы должны отметить для себя, где более светлые места, где более темные. От того, как нарисована, шерсть у кошки зависит общий вид рисунка. Линиями слишком толстыми и чересчур прямыми изображать не надо.

Изображение длинной шерсти

Быстро наносите штрихи по направлению волос. Здесь штрихи будут длиннее и реже, большими пробелами. Эффект пушистости создается за счет объединения нескольких штрихов в от дельные группы. Делайте штриховку до тех пор пока не добьетесь "заполненности" и тона, которые необходимы. Обратите внимание на то, как отдельные волоски перекрывают друг друга.

Все это растушуйте, по-прежнему придерживаясь направления роста волос. Острой кромкой ластика слегка "осветлите" волосы. Это сделает их объемными и пушистыми.

Изображение короткой шерсти

Шерсть кошки необходимо показать частыми штрихами темного цвета. Можно закрасить все тело светлым тоном сангины. Штрихи накладывайте так, чтобы бумага просвечивала в самых светлых местах. Это придаст блеск кошачьей шерстке. Растушуйте. "Распушите".

Учитель:

Итак, задача нашего урока сегодня – выполнить набросок кошки сангиной и составить каждой группе небольшой рассказ о своей нарисованной кошке.

  1. Как зовут Вашу кошку?

  2. Какая она?

  3. Расскажите о повадках?

5. Практическая работа.

Во время практической работы учитель проводит физкультминутку. Учащиеся выполняют имитационные движения за учителем.

Ведется индивидуальная и фронтальная работа.

В конце урока организуется выставка работ, и учащиеся рассказывают о своих кошках.

6. Итог урока.

Вот и заканчивается наше занятие, вы сегодня очень хорошо поработали, надеюсь, что вы много интересного узнали: научились пользоваться сангиной, у вас получились прекрасные рисунки, индивидуальные, своеобразные. Это можно увидеть на выставке Ваших работ. А какие хорошие рассказы вы составили о своих кошках. Молодцы! Спасибо за урок!

Справочный материал:

Кошка - красивое, элегантное, удивительно смышленое создание с яркой индивидуальностью, нежное ласковое и преданное человеку. Кошка быстро привыкает к дому и становится милым и близким другом. Но стоит заметить, что только правильно воспитанная кошка не причиняет хозяину неприятных хлопот, а в тяжелые минуты жизни поможет снять нервное напряжение, избавит от стресса, отвлечет от грустных мыслей и повседневных забот.

Долгим, а порой и драматичным был путь кошки к человеку — путь от безотчетного обожествления до слепой ненависти, и наоборот... Нередко кошке приписывали роль носителя мрачных, темных, потусторонних, дьявольских сил, особенно если она была еще и черная. В иные времена кошка становилась олицетворением сил добра, ей открывали двери в храмы, молитвенные дома, в свое жилище, где кошка могла получить привилегированное положение даже перед самим человеком.

Судьба кошки и сейчас полностью зависит от наших привязанностей и предпочтений, терпимости и великодушия. Домашняя кошка доверчиво вручила свою жизнь и благополучие в наши руки, и мы в ответе за то, будет ли она счастлива, весела и здорова или, напротив, пуглива, недоверчива, агрессивна, мстительна, болезненна. Любящего хозяина кошка с нетерпением ждет у двери, когда он еще только подходит к дому и входит в подъезд. Оказавшись вдали от дома в силу каких-либо обстоятельств, кошка обязательно найдет дорогу к родному порогу. Именно кошка первой почувствует приближение землетрясения или иного природного катаклизма и по-своему предупредит нас об этом. Постоянные контакты с кошками приводят к понижению частоты пульса и кровяного давления. Этот феномен еще не изучен до конца, однако, как полагает ученые, тут срабатывает определенная система сигналов, которыми обмениваются человек и его любимец.

Происхождение домашней кошки

Существуют разные версии появления кошки, например, в Ноевом ковчеге. Одна из них гласит, что ни кошки, ни свиньи там не было, так как до Всемирного потопа Бог их еще не создал. Однако в ковчеге постепенно накапливались нечистоты зверей, и это стало угрожать его обитателям; размножались мыши и крысы, которые обгрызали стены ковчега. Тогда Ной погладил по спине слона, и из его хобота выпрыгнула свинья, которая уничтожила нечистоты зверей. Ной погладил по лбу льва, и из его носа появилась кошка. Вот она-то и навела должный порядок среди мышей и крыс.

Встречаясь почти на всех континентах, дикие кошки всегда привлекали внимание человека своим поведением. Семейство кошачьих насчитывает около 35 видов, причем в него входят высокоспециализированные хищники, достигшие как бы вершины эволюционного развития отряда.

Предки всех современных хищников, которые появились около 50 млн. лет назад - это миациды.

Одомашнивание кошки и ее взаимоотношения с человеком

Считается, что первыми одомашнили кошек египтяне. По данным других исследователей, домашняя кошка появилась в результате скрещивания евро-африканской дикой кошки и камышового кота. Это животное условно называют "бабустис" — по месту знаменитого захоронения кошек в Древнем Египте.

Мореплаватели-финикийцы брали кошек с собой в путешествия. Домашние кошки начали быстро распространяться по всему миру. Наверняка мало кто знает, что символом восстания Спартака был свободолюбивый кот.

Греки, ранее безуспешно боровшиеся с грызунами с помощью змей и хорьков, охотно стали использовать в этих целях кошек, контрабандно привозимых из Египта. Так кошки попали на Апеннины, а затем — в Грузию и на европейский рынок.

В Британии, куда кошек завезли, по-видимому, римляне, останки домашней кошки найдены в развалинах дома IV в. до н. э., а первые письменные упоминания о них относятся к 936 г., когда правитель Южного Уэльса принял закон о защите этих животных. Кошек разрешалось содержать в монастырях.

В Новом Свете первые изображения кошек были найдены в Перу, относятся они к 400-1000 гг. н. э., позднее они становятся постоянным мотивом в ювелирных изделиях, однако происхождение домашней кошки в этой части планеты все еще остается загадкой.

К началу эпохи Средневековья кошек стало на планете так много, что они почти полностью утратили свое привилегированное положение. Церковь считала кошек олицетворением зла. Их сжигали на кострах, топили, зверски истязали и истребляли. Появился даже обычай замуровывать кошку в фундаменте строящегося здания. А в момент коронации Елизаветы I в 1558 г. в Англии прилюдно было сожжено несколько мешков с кошками.

Людям, любившим кошек, приходилось нелегко. Если они держали кошек, их обвиняли в связях с дьяволом, но стоило от них отказаться, грызуны мгновенно поедали запасы продовольствия, возбуждая эпидемии, болезни скота и людей.

С началом эпохи Возрождения новомодный гуманизм распространился и на кошек, создающих уют в домах. Они вновь стали любимы людьми. Психологи начали изучать их поведение. Создавались книги и картины, посвященные кошкам. Достаточно назвать лишь несколько имен. Кошки занимают большое место в изобразительных творениях Гойя и Жана Батиста Грёза. В художественных работах использовали модную аллегорию, наделяли кошек человеческими чертами.

Кошка на Руси появилась в VII-VI вв. до н. э. Ее предположительно завезли торговцы и воины в Древнее государство Урарту и город Ольвию, которые имели обширные связи со Средиземноморьем. Скифы также знали домашних кошек. Гораздо позднее эти животные появились на побережье Балтийского моря (V-VIII вв.), и лишь в X-XIII вв. они оказались на территории Древней Руси, где быстро попали под защиту церковных законов. Кошка стоила дорого. В известном судебнике XIV в. "Правосудие митрополичье" сказано: "За украденное животное установлен штраф: за голубя — 9 кун; за утку, гуся и журавля — по 30 кун; за корову — 40 кун; за лебедя — 70 кун; за вола, собаку и кошку — по 3 гривны".

В настоящее время Международной федерацией любителей кошек зарегистрировано в мире 60 пород и около 40 млн домашних кошек.

Эти сведения дополняются и уточняются. Строгой статистики просто не существует. Однако считается, что в странах, где много кошек, на 4-5 семей (примерно на 17 человек) приходится хотя бы одна кошка.

На территории России обитает 12 видов диких кошек: тигр, леопард, снежный барс, рысь, гепард, каракал, манул, бархатный кот, дальневосточный лесной кот, камышовый кот, степная (пятнистая) кошка и европейский лесной кот. Все виды диких кошек (за исключением северной рыси, камышового кота и кавказской лесной кошки) занесены в Красную книгу, охота на них полностью запрещена.

 Кошки делятся на длинношерстных (персидские, персидские колор-пойнт, балинезийские, пекинские, кумерские), полудлинношерстных (бирманские, турецкие, норвежские, сомалийские, мэйнские, енотовые и др.), короткошерстных (британские, европейские, русские, картезианские, абиссинские, сиамские, восточные, экзотические), бесшерстных (мексиканские, канадские).

Список литературы:

1.Н. Непомнящий “Кошка в вашем доме”;М. Детская литература», 1999;

2.Журнал “Тошка”, №1-10,2010г.

3.whiskas.ru

doc4web.ru

Урок рисования в 5 классе «Зимний пейзаж»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые

результаты

Организационный этап

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Красотой будем здесь мы любоваться,

И, конечно же, творчеством заниматься.

Настраиваются на работу.

Визуально контролируют свою готовность к уроку.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Регулятивные:

- правильность выбора учебных принадлежностей.

Этап мотивации и актуализации знаний

Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,

Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;

Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет

И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайн стоит.

Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели,

В мягкой бархатной постели им отрадно почивать.

Ребята о чем говорится в стихотворении

Константина Бальмонта?

Слайд 1

Правильно, сегодня мы будем рисовать пейзаж.

Ученики формулируют содержание темы урока

Ответы    учащихся:

о деревьях, о луне, о лесе, о ветре, о метели, о пейзаже зимнем.

Познавательные:

- умение структурировать знания;

- умение осознанно строить речевое высказывание;

- активно использовать язык изобразительного искусства.

Личностные:

- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию).

Коммуникативные:

-доносить свою позицию до других.

Постановка учебной задачи

Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

Как вы считаете, какие задачи мы сегодня поставим на уроке?

Задачи:

- активизировать познавательную деятельность учащихся посредством включения их в практическую работу.

- познакомить с пейзажами художников, как жанром изобразительного искусства;

- научить передавать цветом состояние и настроение природы в живописи;

- расширить знания детей о работе над пейзажной композицией.

Слайд 2

Живопись пейзажа весьма популярна в наше время. Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая природная среда создают неисчерпаемую гармонию форм и красок

Картины, созданные мастерами пейзажа: А.К. Саврасовым, И.И. Левитаном, И. И. Шишкиным и другими замечательными мастерами, воспитывают у нас любовь к родине, к ее природе с безграничными пространствами, лесами и морями, с большими и малыми реками. Как оставаться равнодушным к этой замечательной красоте и не попробовать по мере своих сил и способностей отобразить ее в своем искусстве.

Слайд 3

Ученики ставят перед собой задачи

ответы учащихся

- быть внимательными;

- выполнять последовательно и аккуратно работу;

- проявлять фантазию и воображение

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

Познавательные:

- самостоятельное выделение-формулирование учебных задач.

Регулятивные:

- учиться выделять и осознавать то, что уже и что ещё подлежит известно.

Личностные:

- понимание нравственных норм поведения.

«Открытие» обучающимися нового знания

Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Ребята давайте рассмотрим картину «Ван Гога «Лунная ночь»

Скажите, какое средство выразительности использовал Ванн Гог в своей картине.

Пейзаж – один из наиболее популярных жанров изобразительного искусства. Природа постоянно меняется. Один и тот же уголок выглядит по-разному не только зимой, весной, летом и осенью, но и в разное время дня. Можно рисовать его каждый день, и рисунки не будут повторять друг друга.

Ребята сегодня мы познакомимся с новым приемом таким, как импасто. Термин импасто, происходит от итальянского слова impasto, что в переводе означает тесто - способ густо накладывать краски. В живописи технический прием импасто часто использовали импрессионисты. Импрессионизм в переводе с французского означает впечатление. Слайд 4

Ученики отвечают на поставленный вопрос

ответы учащихся:

- я вижу много штрихов;

- я вижу завитки;

- у меня создалось такое впечатление как будто в картине все двигается.

Коммуникативные:

- инициативное сотрудничества с учителем.

Познавательные:

-построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные:

- планирование и определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Личностные:

- положительное отношение и настрой на занятие.

Первичное закрепление

Как вы думаете, от чего зависит цвет?

Художник должен быть очень наблюдательным. А вы, наблюдательны? От чего зависит изменение цвета снега?

Ответы учащихся:

от состояния дня, времени дня и окружающей природы.

Ответы учащихся:

- если день пасмурный, то снег – серый, коричневый;

- если на дворе солнце, то снег - желтый, голубой, фиолетовый).

Коммуникативные:

- сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

- умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- отличать новое от уже известного.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися.

Личностные:

- контролировать и оценивать свои ответы.

Динамическая пауза

Мы немного отвлечемся

И гимнастикой займемся.

С места не вставая,

Головой вращая

За цифрами в углах

Дружно наблюдая

Немного размялись, пора снова в путь

Внимание, старание с собою не забудь.

Учащиеся слушают музыку, делают зарядку.

Коммуникативные:

- учиться заботиться с одноклассниками о своем здоровье

Познавательные:

- научиться преобразовывать информацию.

Регулятивные:

- определять последовательность выполнения упражнений во время динамической паузы;

Личностные:

- контролировать свои действия.

Творческая практическая деятельность.

Учитель организует творческую деятельность.

Каждое время года имеет свои особенности, свое очарование, которые можно передать цветом. В чем же очарование зимы? Ведь на первый взгляд снег всегда белый, а где же цвет?

Каждый художник, изображая пейзаж, видит в нем свою красоту, свой цвет. Ребята, картина в технике импасто, должна выглядеть свободной и непринужденной. Густой краске можно придавать разные формы: накладывать ее длинными и точечными мазками. Начинаем работу с фона. Перед тем как нанести краску на бумагу, смешайте ее на палитре с другими красками и начинайте работать. Как говорят художники, все цвета дружат друг с другом, тогда, когда ни один цвет не вырывается из ряда.. Сначала наносите на бумагу цвет неба, затем в зависимости от, того, какое состояние дня вы хотите изобразить в своем пейзаже, добавьте в цвет снега другие краски, затем можно добавит и другие элементы пейзажа, например деревья.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы.

Учащиеся выполняют творческое задание.

Коммуникативные:

- учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- учиться ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм

деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:

- определять последовательность действий в практической деятельности.

Личностные:

- создавать самостоятельно алгоритмы деятельности;

- развивать эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера.

Рефлексия деятельности

Учитель организует рефлексию.

Закончи фразу: - Я хочу поделиться своими впечатлениями…

Работы учащихся Слайд 5-10

«Кто сказал, что пишут красками?

Пользуются красками, а пишут чувствами….»

Батист Жан - Симеон Шарден.

Дети осуществляют самооценку собственной деятельности.

Высказывают мнение о работах одноклассников. Определяют лучшие работы.

Коммуникативные:

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

- контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.

Регулятивные:

- выделять и осознавать, то, что усвоено;

- осознавать качество и уровень усвоения материала.

Личностные:

- анализировать свои результаты.

Домашнее задание

Используя полученные знания на уроке, создать свой рисунок

 

-

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Урок рисования "Монотипия "Веселые кляксы". 5-й класс

2. Формулировка темы и целей урока .Учитель. Ребята, посмотрите на эпиграф к нашему уроку и подумайте, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Эпиграф: Слайд «Фантазия художника щедра. Она нам дарит столько неожиданного! Представь, насколько жизнь была б бедна, Коль не было бы в ней чудес невиданных» Ученики. О чудесах, о чём-то нежданном, негаданном, о фантазии. Учитель. Почему вы так решили? Вы правы, сегодня мы с вами погрузимся в мир фантазии и воображения. Но самое главное, я познакомлю вас с новой техникой выполнения рисунка – монотипией (кляксографией). Слайд Тема нашего урока, звучит так – «Веселые кляксы» – живопись. Создание условий для ознакомления с новой темой. Сообщение темы урока. 3. Основной этап Вводная беседа

Учитель: Цвет – это первый помощник художника, с помощью цвета мы можем изобразить все, что нас окружает таким, какое оно есть на самом деле; можно украсить вещи, предметы, одежду, игрушки! Процесс воображения свойственен только человеку. Воображение тесно связано с памятью, восприятием, мышлением. Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. Вывод: На сегодняшнем уроке очень понадобятся ваши знания о цвете и ваши творческие воображения. Давайте вспомним: – Что такое хроматические цвета и ахроматические цвета?

– Какие основные цвета вы знаете? – Какие составные цвета вы знаете? Посмотрите внимательно, получившиеся 6 цветов – это цвета радуги. Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов? – Какие цвета называют теплыми, а какие холодными? Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите, где тёплые и где холодные цвета.Тёплыми считают красный, оранжевый, желтый, и их смеси. Это цвета солнца, огня, жары. В цветовом круге они держаться вместе.Холодные – цвета луны, сумерек, зимы, мороза. Это синий, фиолетовый и их смеси. Учитель. Вы хотите попробовать научиться рисовать с помощью клякс? Ученики. Да. Учитель. Эта техника, ребята, называется МОНОТИПИЯ – (кляксография) Монотипия – это графическая техника. Монотипия как вид искусства максимально пробуждающая фантазию и образное мышление. Монотипия относится к разновидности плоской печати. Ее можно выполнять различными материалами (акварелью, гуашью, маслом). Оттиски монотипии в точности скопировать или повторить невозможно, – это единственное в своем роде произведение, о чем свидетельствует и само ее название monos – один, typos – отпечаток (греч.). Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне. Слайд Сегодня вы увидите работы современных художников Екатерины Шемяк. Слайд Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. Монотипия позволяет создать лишь один типографский оттиск и сочетает в себе элементы живописи

Проблемно – поисковый метод обучения. Стимуляция самостоятельной деятельности учащихся. Исследовательский метод. 5. Продолжение основного этапа урока. Самостоятельная работа учащихся.

Звучит музыка Чайковского «Времена года».Учитель: А сейчас мы с вами поколдуем и нарисуем бабочку.

1. Сложить лист пополам.

2. На правой стороне листа нарисовать половину бабочки 3. Складываем и прижимаем лист и говорим волшебное слово: «Абракадабра. Что тут вышло?»

4. Если нужно дорисовать, то  возьмите тонкую кисточку или фломастер и дорисуйте. Молодцы! Все справились! А сейчас мы будем рисовать аквариум на стекле . Повторяем за мной, берем на кисть краску  Наносим краску на стекло. Стекло должно быть полностью закрыто. Чем плотнее будет слой краски на стекле, тем ярче и четче получится монотипия Накрываем стекло с краской листом бумаги А4, плотно прижимаем, проводя рукой сверху вниз. Затем очень аккуратно, чтобы не побежала акварель, переворачиваем стекло с бумагой стеклом вверх. Должно получится вот так

Дорисуем аквариум тонкой кистью или фломастерами Монотипия вам понравились? Учащиеся: Да Молодцы! С каким новым приемом работы вы сегодня познакомились? (Монотипией, кпяксографией) Какие материалы мы использовали для этого? (Краски, бумагу, стекло) Чем отличается монотипия от других видов изобразительного искусства? (Своей непредсказуемостью)

Разно уровневое обучение. Повышение уровня самооценки и мотивации обучения. Личностно ориентированный подход. Развитие творческих способностей и навыков. 6. Итог урока. Ребята! Исследователь графического искусства П. Е. Корнилов сказал: «В монотипии могут работать люди с художественным темпераментом, изощренным глазом, смелой рукой и тонким артистическим вкусом». Эти слова подтверждение того, что вы настоящие художники. Мне очень понравилось с вами творить. Свои работы вы можете подарить своим близким. А дома вы можете попробовать сами и создать свои новые образы. Желаю радости создания и успехов. Готовые изделия помещаются на выставочном стенде, обсуждается, что получилось особенно удачно. Оценка работ на уроке. Молодцы! Всем спасибо за урок. Развитие самоанализа, оценки собственной деятельности. Личностно ориентированная технология.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также