Урок рисования в 6 классе "Рисование с натуры овощей" с презентацией. Уроки классе рисования в 6


Урок рисования в 6 классе "Рисование с натуры овощей" с презентацией

Методическая разработка урока рисования в 6 классе

ГБОУ Республики Марий Эл «Русскошойская школа-интернат»

Куклина Наталья Вячеславовна – учитель рисования

Тема: РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ ОВОЩЕЙ

Цели: ознакомить с натюрмортом как жанром изобразительного искусства; учить выполнять изображение с натуры, различать оттенки красок; развивать умение анализировать форму и цветовую окраску овощей; воспитывать интерес к предмету.

Ход урока

  1. Организация учащихся.

Учитель: Послушайте стихотворение об одном мальчике.

Художник

Наш Сережа, как художник,

Тяп да ляп - спешит всегда:

Рисовал в окошке дождик,

Получилась - борода;

Солнце толстое, как мыло,

У цыпленка три ноги,

Танк похож на крокодила,

 А дома на утюги.

На кувшин без ручки - кошка,

Слон - на ящик и кровать.

И не может сам Сережка,

 Кто и что тут разобрать.

Удивляется - откуда

Хвост на шее у верблюда

И рогатая у льва, Где-то сбоку голова!

Ну, а нам не в удивленье,

Тут простой на все ответ:

- Нет терпенья - Нет уменья,

Нет уменья - Толку нет!

                                                Н. Грибачев

- О чем вы узнали из этого стихотворения?

- Почему у Сережи не получались хорошие рисунки?

- Что нужно для того, чтобы стать настоящим художником?

Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы будем рисовать с натуры овощи и продолжим знакомиться с одним из жанров изобразительного искусства - натюрмортом.

Рассказ учителя о натюрморте.

Анализ репродукции Ивана Трофимовича Хруцкого «Цветы и плоды».

На доске картина      

- какое название может быть у этой картины? (выслушиваются варианты ответов). Художник её назвал «Цветы и плоды» (название появляется на доске). Почему?

- Какие жанры живописи вы знаете?

- К какому  жанру относится эта картина?  (натюрморт) Почему?

- Что можно назвать натюрмортом? (мнение детей)

-Натюрморт - это картина, на которой обычно изображены различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы и дичь и г. д. Само слово натюрморт в переводе с французского буквально означает «мертвая натура».

Большой вклад в развитие натюрморта внес Иван Трофимович Хруцкий. Картины И. Т. Хруцкого нарядны и эффектны. С большим мастерством написан художником натюрморт «Цветы и плоды».

- Давайте рассмотрим картину «Цветы и плоды» подробнее. Что изображено на картине? (пышный букет цветов, красивые фрукты - крупные краснощекие яблоки, синие сливы, лимоны, гроздья винограда, смородины, стеклянный графин)

- Какие цвета использовал художник?  (цветы светлой окраски, много  желтого. Желтый цвет господствует и в окраске плодов, лежащих по обе стороны от вазы)

- Как  показано ощущение объемности, округлости овощей и фруктов? (с помощью светотени)

- Что вам больше всего понравилось в картине Ивана Трофимовича Хруцкого? (Ответы учащихся.)

Работа по теме урока.

- Сегодня мы нарисуем натюрморт, на котором будут изображены овощи. Отгадайте, какие овощи будут служить нам натурой:

Режем ножиком на части,

Главный он в томатной пасте,

Нам известен с давних пор

Ярко- красный ……

(Помидор.)

Хоть чернил он не видал,Фиолетовым вдруг стал.Любят овощ Ваня, Жан...Так ведь это ... (Баклажан)

infourok.ru

Конспект урока по изобразительному искусству "Рисование портрета человека" (6 класс)

 

Цель:

- Познакомить учащихся с конструкцией головы человека, пропорциями человеческого лица

- познакомить учащихся с особенностями графического портрета.

- развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека.

Задачи:

Воспитательная: воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.

Обучающая: изучить пропорции и мимику лица, приемы изображения головы человека, формировать умение найти координатные (опорные) точки лица, обучить технике рисования графическими средствами.

Развивающая: развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер.

Критерии обученности (формируемых знаний и умений)

Учащиеся должны:

Иметь представление

Знать

Уметь

О средствах выразительности, используемых автором для передачи внутреннего мира героев, технике рисования графическими средствами.

Различные жанры искусства

Средства выразительности, технику рисования графическими средствами, что в портретном изображении должен

выражаться характер и внутренний мир человека.

Различать портрет от других жанров искусства,

изображать голову человека

Методическая цель обучить технике рисования графическими средствами

Методы обучения иллюстративно-объяснительный, частично-поисковый, упражнение-эксперимент, выставка

Форма организация деятельности учащихся индивидуальная, групповая, фронтальная

Ход урока

Точка, точка запятая (песня)

(1 СЛАЙД презентации)

Учитель: Когда вы были совсем маленькими, то ваши рисунки с изображением человека полностью соответствовали этой детской песенке.

Прошло много лет, и теперь с этой задачей , я надеюсь, вы справляетесь гораздо лучше. А как называется жанр, в котором главным объектом изображения является человек? (портрет)

Перед вами картины художников В.А. Тропинина «Портрет сына», Жана-Луи Вуаля «Портрет девочки в шляпе» (Портрет Елизаветы Строгоновой). На картинах изображены дети. Попытаемся описать их внешность, состояние, внутренний мир. Помогут составить описание вопросы:

1. Кто изображен на картине? Возраст?

2. О чем нам расскажет лицо героя?

3. О чем говорит его одежда?

4. Как относится художник к своему герою.

5. Совпадает ли мое впечатление о герое с позицией автора?

Примерные ответы .

Первый ученик: Я буду рассказывать про девочку. Ей, наверное, лет 12-13, как и мне. У этой девочки такое нежное лицо, едва уловимая улыбка, волосы не растрёпаны, а так аккуратно выглядят, как будто у взрослой дамы. А самое главное, у неё просто необыкновенная шляпа: с большими полями и украшенная живыми цветами. Это очень красиво! Одета девочка просто, но с большим вкусом. Видно, что её очень любят и заботятся о ней. Мне кажется, она любила читать и гулять по саду. Наверное, она воспитанная и очень милая девушка.

Второй ученик: А я хочу сказать о портрете, на котором изображён мальчик. Это сын художника В.А. Тропинина. Наверное, мальчик только что вернулся с улицы, где играл с друзьями. Мне кажется так, потому что одет он не по-домашнему, а для прогулок, так, чтобы бегать, прыгать. У него вьющиеся золотистые волосы, красивые глаза. Еще я вижу, что взгляд у этого мальчишки умный, он много знает. Я думаю, что он не задирает нос. И с таким мальчиком можно было бы подружиться.

Учитель: Спасибо за интересный рассказ.

(5 СЛАЙД)

Учитель: Давайте подумаем , легко ли рисовать человека и что необходимо знать, чтобы научиться рисовать портрет?

Ученики: (примерные ответы) : Какова форма головы? Как изобразить объем головы? Как правильно расположить на лице глаза, нос и рот? Как сделать так, чтобы портрет был похож на изображаемого человека? Как передать эмоции на лице?

Учитель: Хотите научиться рисовать портрет человека? Давайте учиться.

(6 СЛАЙД)

Вы видите еще раз тему нашего урока . Разберем значение выделенных слов

(7 СЛАЙД)

Учитель : У слова «конструкция» несколько значений, но сегодня нас интересует только одно.

Ученик (читает): Конструкция — строение, устройство, взаимное расположение частей какого-либо предмета.

Учитель: Рассмотрим конструкцию, то есть устройство головы. У меня на столе яйцо и шар. (демонстрирует) Какой из этих предметов больше напоминает голову? Правильно, яйцо. Внимательно рассмотрим яйцо. У него есть широкая часть и середина, сужающаяся книзу. Также и череп человека состоит из двух частей. Каких?

Ученики : Черепной коробки и лица.

Учитель: Теперь мы сделаем первый шаг к поиску пропорций. Пропорции – это соотношения частей, составляющих одно целое. (Демонстрирует лист бумаги). Сворачиваем лист пополам и проведем горизонтальную линию. Если голова человека расположена прямо, то линия середины глаз будет находиться посередине всей высоты головы, т.е. на этой линии.

Сделаем и следующий шаг. Лицо человека имеет симметричные детали, а значит нам для построения лица необходима еще одна важная линия. Какая? Вертикальная, которая разделит очертания головы пополам. Эта линия называется срединной. ВЫВОД: лицо симметрично.

(8 СЛАЙД)

На лице можно выделить следующие линии. (Показывает на схеме) Отметим эти линии на своем лице (дети показывают) Это линии волос, бровей, глаз, основания носа, рта.

Учитель: Лицо рисовать довольно сложно. Для этого надо хорошо знать математику и правила рисования.

Первое правило рисования . Условно лицо можно разделить на три части: от начала волос до линии бровей, от линии бровей к концу носа и от конца носа к подбородку.

Давайте попробуем составить еще правила. У вас на столах напечатаны незаконченные фразы, дополните их. Вам в помощь лежит еще схема рисования лица .

(9 СЛАЙД)

2. Линию глаз можно поделить на…. ( пять) одинаковых частей, из которых вторую и четвёртую занимают глаза.

3. Расстояние между глазами примерно равно длине ….(глаза).

4. Длина губ равна расстоянию от середины…. (одного глаза) до середины другого.

5. Ширина носа равняется длине….. (глаз), а рот немного шире носа.

6. Верхний край уха расположен на уровне… (бровей), нижний — на уровне основания (носа).

Учитель: Работа закончена, проверим себя

(10 СЛАЙД)

Учитель: Эти правила рисования пригодятся при выполнении графического портрета.

Но художнику недостаточно только правильно соблюсти пропорции. Ему необходимо изобразить индивидуальные черты лица, характера, красоту, которой наделен каждый.

Человек выражает на своем лице различные эмоции. При этом двигаются мышцы глаз, рта, бровей. Рассмотрим лица людей, выражающие различные эмоции.

(11, 12 СЛАЙД)

Итак, очень часто слова не нужны, чтобы рассказать о состоянии и настроении человека .

(13 СЛАЙД)

Это схематическая таблица сокращения мускулов лица при различных психологических состояниях

(14 СЛАЙД)

Перед вами эта таблица и слова, выражающие разные чувства. Обозначьте стрелочками , какое чувство к какому изображению относится.

(15 СЛАЙД) Проверьте себя

(16 СЛАЙД) Следующее задание. Перед вами на партах заготовки: лица, глаза, рты , брови, носы, прически. Составьте лицо с различными выражениями.

Встаньте , пошагаем по дорожке.

Встретили друга, поздоровайтесь с ним (одной рукой, затем другой).

Друг угостил вас лимоном (без слов покажите друг другу, какой он кислый).

Вы обиделись – (покажите мимикой лица обиду).

Друг дает вам цветок – вы удивились (покажите мимикой лица удивление).

Улыбнитесь друг другу. Садитесь

(18 СЛАЙД)

Учитель: Мы с вами теперь имеем знания, осталось применить эти знания на практике. Вы рисуете в альбомах, я - на доске. Будем голову человека рисовать в анфас , то есть, когда он смотрит прямо.

4. Проводим дополнительную линию глаз (между 4 и 5 линией). Делим полученную линию на 5 равных частей (по 2 см). Рисуем глаза двумя дугообразными линиями.

5. Расстояние между глаз равно глазу. Проверяем.

(21 СЛАЙД)

6. Рисуем глаза: глаз состоит из цветной радужной оболочки и зрачка. Закрашиваем зрачки. Чтобы глаза не были вытаращенными, прикроем зрачки веком.

Рисуем верхнее веко, на котором располагаются ресницы. Ресницы рисуем в направлении от носа. Рисуем нижнее веко. Рисуем ресницы.

7. Над глазами находятся брови, нарисуем их. Форму придумайте сами. Закрасим их в направлении от носа.

(22 СЛАЙД)

8. Рисуем нос. Если научимся рисовать нос – научимся рисовать человека.

Проводим горизонтальную линию на 3 линии (кончик). От бровей ведем две параллельные линии переносицы, слегка расходящиеся к кончику носа. Рисуем крылья носа дугообразными линиями. Дугообразными линиями рисуем ноздри. Основание носа равно ширине глаза.

(23 СЛАЙД)

9. 2-я линия – линия рта. Уголки рта находятся под зрачками. Проводим линии от зрачков вниз. Форма губ разная. Не забываем про улыбку, значит, уголки губ подняты вверх. От середины двумя дугообразными линиями влево и вправо рисуем верхнюю губу. Дугообразной линией рисуем нижнюю губу. Закрашиваем. Верхняя губа темнее, нижняя – светлее, т.к. на неё падает свет.

10. Рисуем надгубные складки.

11. Рисуем уши. Уши располагаются от линии бровей до линии кончика носа. Рисуем уши ближе к голове, прорисовываем мочку уха, обозначаем ямки.

12.Выделяем мягким карандашом: брови, ресницы, зрачок, ноздри, линию рта.

13. Обозначаем дугообразной линией лицо.

(24 СЛАЙД)

Волосы красиво обрамляют голову и начинаются на 7 линии Все причёски можно свести к наиболее типичным. Это типы женских причесок.

(25 СЛАЙД). А это мужские прически

(26 СЛАЙД)

Шея является опорой для головы. Перед началом рисования нужно определить высоту шеи и её отношение к высоте и ширине головы. Сама шея состоит как бы из трёх условных фигур: прямоугольника и двух треугольников.

приложение

1. Кто изображен на картине? Возраст?

2. О чем нам расскажет лицо героя?

3. О чем говорит его одежда?

4. Как относится художник к своему герою.

5. Совпадает ли мое впечатление о герое с позицией автора?

ПРАВИЛА РИСОВАНИЯ

1. Условно лицо можно разделить на три части: от начала волос до линии бровей, от линии бровей к концу носа и от конца носа к подбородку.

2. Линию глаз можно поделить на___________одинаковых частей, из которых вторую и четвёртую занимают глаза.

3. Расстояние между глазами примерно равно длине _________________.

3. Длина губ равна расстоянию от середины____________________________ до середины другого.

4. Ширина носа равняется длине_______________, а рот немного шире носа.

5. Верхний край уха расположен на уровне____________________, нижний — на уровне основания ___________________.

Смех, радость, печаль, презрение, размышление, спокойствие, боль, плач, внимание

hello_html_m58532181.png

hello_html_105bcb1c.jpg

infourok.ru

Урок в 6 классе на тему: «РИСУНОК - ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» - Изобразительное искусство - Искусство - Методическая копилка

6 класс

Урок на тему: «РИСУНОК - ОСНОВА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

 Цели:

·         познакомить учащихся с творческими задачами рисун­ка, его видами, с материалами для его выполнения;

·          развивать навыки овладения техникой рисования;

·         воспитывать мотивацию к учебной деятельности;

·         учить выполнять рисунок карандашом или фломастером.

 Оборудование: презентация «Рисунок- основа изобразительного искусства», образцы  рисунков « Мое настроение», документ-камера для демонстрации педагогического рисунка.

 

План урока.

  1. Беседа о рисунке, его видах, материалах для его выполнения.
  2. Постановка художественной задачи.
  3. Образец педагогического рисунка.
  4. Практическое выполнение.
  5. Подведение итогов.

 

 

Ход       урока.

I.                   Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

II.                Сообщение темы урока. Общие сведения о рисунке.

Рисунок - важнейшие средство изучения и ото­бражения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо ху­дожникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпто­рам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка.

(Объяснения учителя сопровождаются показом слайдов презентации)

 III.  Изучение нового материала.

Сообщение теоретических сведений о рисунке.

Свои первые идеи, порой не вполне ясные даже самому себе, художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках-набросках, затем он накапливает нужные наблюдения в рисунках-этюдах и, наконец, отыскивает будущую композицию произведения в рисунке-эскизе. Один из величайших художников прошлого — Микеланджело, который одновременно был и живо­писцем, и скульптором, и архитектором, сказал, что «рисунок ...есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; ри­сунок - источник и корень всякой науки».

Для художника рисунок - это лучшая школа, которая учит его владеть, то есть пристально вглядываться в окружающий мир, со­поставлять, анализировать, глубже воспринимать и чувствовать увиденное. Постижение высот изобразительного мастерства, разви­тие художнического умения видеть и передавать увиденное в своих произведениях начинается именно с рисунка.

По своему характеру рисунки бывают очень разнообразными. Это и порывисто, почти мгновенно набросанные линии, которые постороннему глазу могут показаться просто каракулями, линии, которыми художник пытается для себя удержать мгновенное впе­чатление или мысль. Это и тщательно отделанные, вполне закон­ченные тоновые изображения. Впрочем, и понятие законченности здесь очень своеобразно: самый быстрый, беглый рисунок может быть по-своему художественно выразительным, совершенным, а значит и законченным.

Основная часть получаемой зрительной информации основывается на восприятии очертаний, контурных линий, играющих основную роль в процессе узнавания предметов окружающего мира. Именно этот первоэле­мент изображения - линия - выступает в рисунке особенно ярко.

Обычно большие по размеру и трудоемкие произведения живо­писи и скульптуры требуют для своего создания и большого вре­мени. За это время очень часто настроение и замыслы художника претерпевают самые разнообразные и иногда очень значительные изменения. Первая, самая яркая мысль иногда уходит или слабеет. Рисунок в этом отношении имеет преимущество - он сохраняет в своем облике как бы застывший процесс поиска, становления ху­дожественного образа. Рисунки чаще всего выполняются художни­ком для себя и потому наиболее эмоционально раскрывают его внутренний мир, его переживания, чувства, мечты и воспоминания.

Рисунок - самая простая, удобная и оперативная техника изо­бразительного искусства.

 Ознакомление с материалами и техникой работы с ри­сунками.

(Каждый материал и его возможности демонстрируются с помощью документ-камеры. Выполняются небольшие зарисовки в различных техниках).

 Для рисования художники используют очень мно­гие инструменты и материалы. Первый и наиболее распространен­ный из них - обыкновенный графитный карандаш. Держат каран­даш при рисовании особым образом, не так, как при письме.  Графитный карандаш не так давно стал «обыкновенным», ши­роко распространенным, знакомым с самых ранних лет каждому. Уже древним римлянам был известен карандаш, но только сереб­ряный или свинцовый. В средние века к ним добавились оловян­ный и из сплава олова и свинца. След таких карандашей плохо со­хранялся на пергаменте, и это делало их малопригодными для само­стоятельных работ - их использовали только для предварительных набросков, которые затем уже дорабатывали пером или кистью.

В конце XIII века в Европе появилась бумага, и это увеличило возможности металлических карандашей. Но и на бумаге они дава­ли очень светлые линии, поэтому для большего эффекта бумагу иногда грунтовали.       Штрихи серебряного карандаша по происшест­вии некоторого времени окислялись и приобретали красновато-коричневый оттенок, становились более заметными. Серебряный карандаш позволял делать очень тонкую штриховку, тщательную проработку формы. Серебряным карандашом пользовались вели­кие мастера - Боттичелли, Гольбейн, Рафаэль и другие.

Такие карандаши не могли получить широкого распростране­ния. Революцию в этом деле произвело открытие графита во вто­рой половине XVI века в Англии. На смену металлическим каран­дашам пришли графитные - более темные и более дешевые. Но и они имели крупные недостатки - пачкались, не очень хорошо дер­жались на бумаге, легко ломались. И только в конце XVIII века французский механик Гонте, смешав графитный порошок с глиной в удачной пропорции, изобрел в принципе тот карандаш, которым мы пользуемся и теперь. Характерной особенностью графитного карандаша является легкий металлический блеск его штрихов.

Графитные карандаши выпускаются в большом диапазоне раз­личных степеней твердости. В России такие карандаши имеют 13 степеней твердости. Более твердые обозначаются буквой Т (от IT до 7Т), более мягкие - буквой М (от 1М до 5М). Среднее положе­ние занимают карандаши ТМ.

Для рисования наиболее подходят относительно мягкие каран­даши марок от 1М до 5М. Эти карандаши могут давать линии раз­личной толщины, и диапазон тоновых градаций от самого светлого до почти черного.

Широко применяется в рисовании уголь. Его готовят особым образом - сжигая очищенные и хорошо просушенные веточки ивы или березы в песке, в герметически закупоренной посуде, без доступа воздуха. Уголь - материал богатый, живописный, его возмож­ности шире, чем у карандаша: им можно сделать маленький набро­сок и большое полотно.

Для рисования используют перо и фломастер. Благодаря не­обычайной строгости и скупости средств перовая техника учит ху­дожника очень внимательно анализировать модель и схватывать в ней самое главное и существенное.

 Виды  рисунка.

Основными видами рисунка являются набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз.

Набросок - произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Главное назна­чение наброска - быстрая фиксация отдельных наблюдений и за­мыслов в процессе текущей работы художника. Набросок может исполняться с натуры, по памяти или вообра­жению.

Зарисовка с натуры - краткосрочный рисунок. Его задача за­ключается не в том, чтобы быстро рисовать натуру во всех деталях, а в умении брать от натуры самое существенное, самое характер­ное, что в свою очередь дает возможность легче запоминать и вос­станавливать виденное.

Эскиз (французское esguisse) - в изобразительном искусстве подготовительный набросок для более крупной работы. Исполне­нию значительной картины или скульптуры предшествует серия эскизов и этюдов, в которых художник разрабатывает общую структуру будущего произведения и ищет соответствующие худо­жественные средства.

Эскиз дает общее представление о том произведении, для кото­рого он исполняется.

Этюд (французское etude - изучение) - в изобразительном ис­кусстве произведение вспомогательного характера и ограниченно­го размера, выполняемое с натуры. В этюдах художники разраба­тывают детали задуманного произведения

 III.  Практическая работа.

Задание.

Используя  предложенные образцы рисунков из серии « Мое настроение », вам нужно выполнить свой рисунок, передав в нем свои черты характера, настроение, поведение.

Рисунок должен быть выполнен в графике. В своей работе вы можете пользоваться карандашами разной твердости.

 Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:

1) Контроль организации рабочего места;

2) Контроль правильности выполнения приемов рисунка;

 3) Оказа­ние помощи учащимся, испытывающим затруднении;

 IV.      Итог урока.

1.  Выставка работ учащихся.

2.  Заключительное  слово учителя.

Сегодня на уроке вы на практике убедились, что, изображая что-либо, можно ограничиться всего несколькими точными каран­дашными линиями, штрихами,  которые помогут зрителю увидеть их выразительность. В своих работах вы сумели эти приемы отразить.

  

Домашнее задание: подобрать материал с изображением различных состояний природы.

vycres.ucoz.ru


Смотрите также