Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме "Зимний пейзаж". Уроки рисования 6 класс пейзаж


Урок "Морской пейзаж" (6 класс)

Урок 6 класс

Тема «Морской пейзаж»

Подготовила

Козлова Елена Михайловна

Учитель изобразительного искусства

Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 149

Цели урока:

* Познакомить учащихся с видами пейзажей, с творчеством художников-маринистов К.А.Айвазовского и Г.Дмитриева, с нетрадиционным способом рисования – на мятой бумаге.

* Развивать наблюдательность, творческое воображение, навыки восприятия и понимания произведений искусства, учить отражать свои впечатления на плоскости листа живописно, актерское мастерство.

* Расширять знания учащихся о пейзаже, как самостоятельном жанре в искусстве; расширять палитру эмоционально-чувственных ассоциаций по отношению к цвету и настроению картины.

* Воспитывать видение прекрасного вокруг себя, творческую активность, интерес к искусству, бережное отношение к природу, аккуратность в работе.

Материалы: лист белой бумаги, акварель, гуашь, кисти, салфетки.

Оборудование: Монитор, компьютер.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель - Здравствуйте ребята!

(стук в дверь)

(Заходят в кабинет Кисточка и Карандаш)

Здравствуйте, мы потерялись и заблудились. Мы вывалились из сумки нашего хозяина.

2. Мотивация учебной деятельности

Учитель – А кто же Ваш хозяин? Чем он занимается?

Карандаш – Мы часто ходим с ним в сад, лес и он там что-то рисует.

Учитель – Ребята, давайте поможем Карандашу определить профессию его хозяина.

Как называется профессия человека, который постоянно рисует?

Правильно, ХУДОЖНИК.

Кисточка – А поясните нам, пожалуйста, что рисует наш художник?

Учитель - Как раз сегодня, мы поговорим о картинах, на которых нарисована природа.

- Давайте вспомним, как называется картина, на которой нарисована природа?

- Верно, ПЕЙЗАЖ.

- А какие виды пейзажей вы знаете?

- Кисточка, Карандаш, я приглашаю вас к нам в гости на урок. Занимайте места за столом и принимайте участие в уроке.

3. Вводная беседа

Итак, я предлагаю посмотреть презентацию «Виды пейзажей».

(демонстрация презентации)

ПЕЙЗАЖ в переводе с французского языка обозначает - природа. И поэтому, картины на которых изображается природа: леса, поля, горы, реки, озера, моря - будут называться жанром пейзажа.

Виды пейзажей:

Городской пейзаж

Сельский пейзаж

Морской пейзаж (маринистика)

Горный пейзаж

Фантастический пейзаж (сказочный)

Еще виды пейзажа называют по времени года, части суток, месторасположению.

Пейзаж можно рисовать с натуры, выехав, например, на природу, а можно придумать самому.

Пейзаж любят рисовать многие художники, ведь вокруг нас столько интересного и красивого. Мы сегодня с вами попробуем необычным способом нарисовать море.

4. Введение в тему урока

Тема нашего урока: «Морской пейзаж».

Давайте совершим с вами виртуальное путешествие к морю.

Нарисовать море очень сложно ведь оно очень изменчиво, оно может быть бурлящим от множества волн, или очень спокойным, похожим на голубой, бесконечный ковёр.

Морской пейзаж называется по-особому морской или марина, а художников называют МАРИНИСТАМИ.

Самым известным русским маринистом был Иван Константинович Айвазовский.

Каждый день он в 6 часов утра он надевал широкий халат, становился к мольберту и рисовал.

Художник сделал 6 тысяч картин и все с натуры.

Его возлюбленной темой были штормы и кораблекрушения.

На вопрос: «Какую же из всех написанных картин сам мастер считает лучшей»,

Айвазовский не задумываясь, отвечал: "Ту, что стоит на мольберте в мастерской,

которую я сегодня начал писать..."

У Айвазовского меня всегда настораживает большая доля трагичности в его морских пейзажах, его картины сложно держать дома, они несут в себе слишком сильное эмоциональное напряжение...

(Демонстрация презентации «Творчество И.К.Айвазовского»)

Готовясь к уроку, я сделала для себя удивительное открытие, бродила в сетях НЕТа и наткнулась на нашего современника, российского художника-мариниста Георгия Дмитриева... Вот это талантище!!!Картины Георгия Дмитриева легки, воздушны, эмоционально положительны... Мне очень понравилось.

Делюсь с вами этой красотой, представляю, как завораживающе это смотрится на стенах, в галерее... 

(Демонстрация презентации «Творчество Георгия Дмитриева»)

 

Какое приятное море, так и хочется окунуться. Ребята, а вы умеете плавать?

5. Физкультминутка

Какие стили плавания вы знаете? (брас, кроль…)

Вставайте и махами руками покажите эти стили.

Кисточка - А какое бы море нарисовали вы?

Карандаш - Я предлагаю вам стать сегодня художниками-маринистами и нарисовать море.

Кисточка - Но рисовать я предлагаю необычным способом - на мятой бумаге.

Учитель – Я знаю эту технику.

Объяснение и показ.

  1. Возьмём лист белой бумаги сомнём его. Расправим немного.

  2. С помощью карандаша наметим линию горизонта, которая будет отделять небо от земли. Можно нарисовать берег или остров.

  3. Теперь возьмём кисточки и раскрасим рисунок.

  4. С чего начнём раскрашивать?

  5. Где море будет светлее? Где темнее?

6. Практическая часть

(Учитель, Кисточка и Карандаш оказывают практическую помощь)

(звучит запись «Шум моря»)

Карандаш - Я рисую море,Голубые дали.Вы такого моряПросто не видали!

У меня такаяКраска голубая,Что волна любая –Просто как живая!

Я сижу тихонькоОколо прибоя –Окунаю кисточкуВ море голубое.

Владимир Орлов.

Кисточка – Я хочу наградить Вас за хорошую работу, поэтому я припасла кораблики.

Кораблики получат те, кто справится с работой.

(На листах детей есть прорезь, в которую они вставят кораблики).

7. Подведение итогов

Выставка работ.

Кисточка и Карандаш – Молодцы, ребята. До новых встреч.

8. Домашнее задание, уборка рабочих мест

Придумать и нарисовать сказочный пейзаж!

infourok.ru

Уроки изобразительного искусства по теме "Пейзаж – большой мир". 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи уроков:

  1. Расширение знаний учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве.
  2. Знакомство с историей становления и развития жанра пейзажа.
  3. Дальнейшее развитие умений и навыков учеников в выборе формата бумаги, композиционных приемов при заполнении пространства.
  4. Совершенствование техники работы с красками.
  5. Развитие эстетического вкуса учащихся.
  6. Укрепление межпредметных связей (изобразительное искусство, литература, музыка, мировая художественная культура).

Оборудование.

  1. Репродукции картин с изображениями пейзажей: Хуго Ван Дер Гус, Антуан Ватто, Д. Констебль, Джон Тернер, Я. Рейсдал, Ма Юань, Хокусай, И. Шишкин, А.Куинджи, А.Саврасов, Клод Моне, К. Писсарро, М.Чюрленис, Ф.Васильев, И.Левитан и другие.
  2. Образцы рисунков и таблиц педагога.
  3. Детские работы.
  4. Музыкальные фрагменты произведений А.Вивальди, В.А.Моцарта, Э.Грига, П.Чайковского и др.
  5. Компьютер, проектор. Презентация к уроку “Пейзаж – большой мир” <Приложение 1>.

Материалы.

Бумага, картон, карандаш, кисти, гуашь, акварель.

План проведения уроков.

Урок 1.

I. Организационный момент: подготовка рабочего места, приветствие, проверка готовности к уроку. II. Викторина. Сообщение темы занятия. III. Знакомство с новым материалом, беседа с просмотром презентации.

Урок 2.

IV. Правила изображения пейзажа. V. Работа над пейзажем. Упражнения и практические задания (изображение пространства, элементов пейзажа, подбор колорита). Изображение пейзажа. VI. Обсуждение работ учащихся. VII. Выставка.

Урок 1

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия.

<Приложение 1, слайды 1, 2>

Учитель. Сегодня на уроках мы поговорим об одном из интереснейших жанров изобразительного искусства – пейзаже. На занятиях вы

  • познакомитесь с историей становления и развития жанра пейзажа.
  • расширите свои знания о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве
  • убедитесь в необходимости внимания художника к миру природы при создании пейзажных произведений.
  • Выполняя свой пейзаж

    • вы потренируетесь в выборе формата бумаги, использовании композиционных приемов при организации пространства
    • научитесь применять правила перспективы
    • усовершенствуете живописные приемы и технику работы с красками (художественный мазок, отмывка, вливание цвета).

    На прошлом занятии вы познакомились с видами и жанрами изобразительного искусства.

    Сначала вспомним, о каких жанрах изобразительного искусства вы узнали на прошлом уроке?

    Ученики. Мы узнали о жанрах как портрета, натюрморта, пейзажа, об анималистическом, историческом, бытовом жанрах и картинах на библейские темы.

    Учитель. Хорошо. Сейчас проведем маленькую викторину об этих жанрах. На экране будут представлен слайд, содержащий репродукции картин художников. Вы будете определять известные вам жанры живописных произведений.

    Учитель по ходу викторины ведет диалог с учениками <Приложение 1, слайд 3>.

    Ученики. Портрет – это изображение человека и его образа, группы людей.

    Натюрморт – изображение неодушевленных предметов, утвари, плодов, дичи, букетов цветов и др. Далее викторина проводится аналогично с использованием картин-натюрмортов, произведений бытового и анималистического жанров. Идет определение всех известных школьникам жанров изобразительного искусства. Последнее изображение – репродукция картины И.Левитана. Ученики безошибочно определяют жанр пейзажа.

    Учитель. Молодцы. Верно.

    Человек всегда всматривался в мир природы и старался жить с ней в гармонии. Он изучал, осваивал природу, поклонялся ей. Дошедшие до нас наскальные изображения древних художников рассказывают нам об интересе и внимании человека к окружающему миру и умении его изображать.

    В искусстве всегда формируется отношение художника и зрителя к красоте и неповторимости природы, связи с которой люди постоянно осмысливали. Понимание красоты природы и отношение художника к миру проявляется в жанре пейзажа, о котором мы и поведем речь на уроке. Мы узнаем об истории возникновения и развития этого жанра, его традициях и особенностях, а так же создадим свой пейзаж-настроение, пользуясь живописными приемами работы с гуашевыми красками.

    III. Знакомство с новым материалом

    Учитель.

    “Может ли быть зрелище великолепнее, чем созерцание нашего мира?” – попробуем поразмышлять над этими словами Э. Роттердамского <Приложение 1, слайд 4>. Поэты и художники, музыканты и писатели во все века любовались красотой окружающего мира и воспевали ее. В каждом виде искусства, конечно, используются свои выразительные средства и свой язык: в литературе очарование картин природы передается словами, в музыке – звуками, в изобразительном искусстве – линиями и цветом. (Звучит произведение П.Чайковского из цикла “Времена года”– “Зима”).

    Учитель. Посмотрим на картину И.Шишкина <Приложение 1, слайд 5> и послушаем стихотворение М.Ю.Лермонтова.

    На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.

    – Какие живописные образы возникли в вашем воображении?

    (Ответы учащихся)

    Удалось ли поэту и художнику передать образ одиночества? (ответы). И в музыке, и в стихах, и на картине мы встретились с изображением природы.

    В живописи и графике изображение природы, местности называется пейзаж. При этом художник никогда не пишет картину равнодушной рукой, он вкладывает в произведение душу. Тогда картина создает настроение, задевает за живое, становится произведением искусства <Приложение 1, слайд 6>.

    Представление о пейзаже как особом жанре появилось несколько столетий назад.

    Ростки пейзажа как жанра в прошлых эпохах являются частицей больших культур, которые не похожи на современность ни восприятием мира, ни ролью художника в этом мире. Погибло многое из того, что создали древнейшие цивилизации. Культуры Востока и Запада столетиями развивались, почти ничего не зная друг о друге. Были лишь некоторые связующие нити между мастерами разных стран и эпох: уцелевшие образцы древних росписей и мозаик, старинные карты и атласы, наброски и зарисовки, сделанные во время путешествий и осмотра древностей.

    Конечно, художники помнили своих предшественников. В пейзажах можно найти свидетельства того, какой традиции следовал мастер и как он воспринимал окружающий мир.

    Мир пейзажа – это большая область искусства, которая соприкасается и с поэзией, и с театрально-декорационной живописью, и с графикой, и с устройством садов и парков. В памяти человечества образы, созданные художником, продолжают жить и формируют восприятие окружающего мира. Живописные произведения помогают увидеть этот мир глазами людей минувших времен.

    Нидерландские мастера XVI-XV столетий рисовали в пейзажных фонах своих алтарных картин поэтичную северную природу, ощущая с ней глубокую связь (Хуго Ван дер Гус) <Приложение 1, слайд 7>.

    Художники изображали рай на земле как цветущий сад. Это– “сад мадонны” в средневековом искусстве, райский сад Адама и Евы. Рай– образ гармонии между природой и человеком.

    В христианской иконографии дикая природа была прибежищем язычества<Приложение 1, слайд 8>. В причудливых естественных формах – скалы, горы – видели художники XVI столетия проявления могучих сил земли. В XVII веке сочиняли пейзажи мифологические, одухотворенные, а так же героические пейзажи классицизма. Переход от пейзажа, созданного в ателье, к пейзажу, написанному на пленэре (на открытом воздухе) был закономерен. В пейзажах XVIII– начала XIX века в работах Антуана Ватто(1684-1721) <Приложение 1, слайд 9>, Джона Констебля(1776-1837) <Приложение 1, слайд 10> и Джона Тернера(1775-1852) <Приложение 1, слайд 11> художники передают человеческие чувства. Открывающиеся возможности в передаче лирических чувств художника через пейзаж увлекли мастеров настолько, что на некоторое время в живописи восторжествовало пейзажное восприятие. Так было у импрессионистов в 1870-е годы во французской и русской живописи <Приложение 1, слайд 12>.

    Пейзаж может обобщать и нести широкий смысл, иногда трагический или героический, это – жанр, адресованный всем, так как мы все причастны к миру природы.

    Долгое время пейзаж оставался в роли подчиненного по отношению к другим жанрам и существовал как фон тематической картины. В качестве самостоятельного жанра пейзаж существует в европейском искусстве с XVII века. Особенное развитие он получает в творчестве голландцев– Ван Гойена <Приложение 1, слайд 13>, Я.Рейсдала <Приложение 1, слайд 14> и других. Голландские мастера создавали свои произведения на полотнах малого размера, поэтому их стали называть “малыми голландцами”. Они создавали проникновенные картины природы с помощью валеров (многочисленных оттенков), став родоначальниками этого жанра в европейском искусстве.

    Утверждение национального пейзажа мы видим в лесных сюжетах И.Шишкина <Приложение 1, слайд 15> .Вязы Констебла, дубы Теодора Руссо, сосна Сезанна <Приложение 1, слайд 16>– все это яркие художественные образы, раскрывающие исторический и национальный взгляд на природу. Реки своим извилистым течением помогают связывать различные части картины. Струящаяся вода, эффекты отражения вносят в пейзаж динамику. Мастер речных пейзажей Ш.-Ф.Добиньи <Приложение 1, слайд 17> .Импрессионисты <Приложение 1, слайд 18> увлекались передачей игры бликов на поверхности воды. В пейзажах с мифологической тематикой обитают речные божества и нимфы. Яркие образы морских пейзажей – марин – мы находим в произведениях русского мариниста И.Айвазовского<Приложение 1, слайд 19>. Особая поэтичность присуща пейзажам китайских и японских художников <Приложение 1, слайды 20,21,22>.

    Особую тему в пейзаже составляет изображение архитектуры. Одно из представлений о рае – идеальный город. Архитектурные постройки как образ гармонии линий и форм находим в произведениях итальянских художников эпохи Возрождения <Приложение 1, слайд 23>.

    Образ города как современной, живой среды создали в своих полотнах импрессионисты Франции< Приложение 1, слайд 24> . В развитии пейзажного жанра России большую роль сыграли виды Петербурга и Москвы < Приложение 1, слайд 25> , а также пейзажи А.Саврасова и И.Поленова < Приложение 1, слайды 26-27>.

    Художникам XX века становится интересно выразить ощущение эпохи <Приложение 1, слайд 28>.

    В каждой картине воплощено не только изображение какого-то конкретного вида, но и восприятие его художником. Все, что составляло источник вдохновения автора картины, передается зрителю и обогащает его духовный мир. Созерцание живописного пейзажа дает возможность зрителю услышать самого художника, почувствовать его настроение, увлечься его фантазией, говорить с ним на одном языке <Приложение 1, слайд 29>.

    Урок 2

    IV. Есть ли какие-либо правила при изображении пейзажа?

    Учитель. Вместе с осознанием задач пейзажа как особого жанра, художник оказывался перед необходимостью обобщения, опускания деталей ради целого. Невозможно же изобразить каждый листик на дереве!

    Правилом становится и изображение дальних планов более расплывчато. Чтобы обозначить более далекие и более близкие части пространства, его делят при изображении на планы. В классической схеме пейзажа на первом плане обычно изображены фигуры людей или “кулисы” (дерево, часть здания – как ориентир для сравнения ближнего плана с дальним планом) <Приложение 1, слайд 30>.

    На ближнем плане все предметы воспринимаются и изображаются наиболее объемно, их светотень и окраска контрастны. На втором – это все смягчается, а на дальнем, третьем плане – всё изображение сливается в воздушной дымке <Приложение 1, слайд 31>. При удалении меняется и цвет предметов. Опыт наблюдений показал, далекие темные предметы кажутся голубоватыми, а светлые (облака, снежные вершины)– розоватыми. При удалении от зрителя сближаются зеленые и голубые цвета, а оранжевый цвет приближается к красному. Конечно, не всегда подобные закономерности художник встречает в природе в чистом виде. Художнику важно так заполнить пространство картины, чтобы его произведение было полно жизни.

    V. Работа над пейзажем.

    Первый этап– выбор формата бумаги, его расположение, определение высоты горизонта, выбор точки зрения <Приложение 1, слайд 32>.

    Учитель показывает приемы работы на доске, на листе бумаги или картона.

    Второй этап– построение композиции, организация пространства на листе <Приложение 1, слайд 33-34> с использованием правил линейной перспективы (это система изображения предметного мира на плоскости в соответствии с восприятием человека). При удалении предметы кажутся нам меньше, а параллельные края дороги или реки – сходящимися друг к другу при приближении к линии горизонта.

    Третий этап – живописный подмалевок (замалевок)– выбор цветотонового соотношения неба, земли, предметов, деревьев, воды <Приложение 1, слайд 35-36>. Показ учителем приемов работы художественным мазком в технике гуаши, отмывки и вливания цвета в технике акварели (ученики на палитре тренируются в различных приемах работы с красками, затем рисуют свой пейзаж).

    Здесь важно использовать особенности воздушной перспективы, изменение цвета в зависимости от планов картины. Необходимо также помнить правильное соотношение планов картины. Дальний план прописывается неяркими голубоватыми оттенками, ближний план работы – самый выразительный, яркий, проработанный. Выбор цветовой палитры зависит и от замысла автора, и от его настроения, и от задач, которые художник ставит перед собой, изображая пейзаж.

    Затем – детальная проработка <Приложение 1, слайд 37>.

    Конечно, это – приблизительные этапы. Бывает так, что автор, следуя своему настроению, создает быстрый этюд, изображая лишь отдельные фрагменты ландшафта, переливы красок в небе и облака, участок водной поверхности, игру солнца в траве…Главное, к чему стремится каждый художник – передать то ощущение, которое живет в его сознании и душе.

    Сейчас с помощью гуашевых красок вы создадите пейзажи, передавая свое настроение. Пусть музыка поможет вам в этом (звучат музыкальные произведения В.А.Моцарта, А.Вивальди, Л.Бетховена, Э.Грига, Генделя).

    Ученики пишут пейзажи.

    VI. Просмотр и обсуждение работ, подведение итогов.

    В конце урока на доске организуется выставка<Приложение 1, слайд 38>. По желанию учащиеся выходят и комментируют свои работы. Здесь школьники и художники, и внимательные, чуткие зрители. Ученики могут сами оценить работы своих одноклассников и, обсудив, поставить друг другу оценки.

    Просматривая работы школьников, еще раз убеждаемся в правильности слов:

    “…природа не нема. Наоборот, она многоречива и многому научит своего созерцателя, если человек попадается вдумчивый и толковый” (Эразм Роттердамский).

    Внимательный зритель, рассматривая произведения живописи, увидит в них работу сердца и ума художника, выражение его творческой позиции.

    Вглядываться в этот мир, творить на полотне мир таким, как он рисуется силой воображения, звать зрителя к активному сотворчеству или предъявлять ему торжественное представление действительности– все это было, и это все будет повторяться, пока существует пейзаж в искусстве, пока пишутся новые страницы его истории.

    Источники информации

    1. Пейзаж. Страницы истории. К.Г. Богемская. Под ред.В.Петрова. “Галактика”. Москва.1992
    2. Рассказ о русской живописи. Г.Островский. Москва. “Изобразительное искусство”.1989
    3. Азбука русской живописи. Н. Астахова, Л.Жукова. “Белый город”. Москва.2007
    4. Русские художники. Артемов В. “Росмэн”. Москва.2003
    5. Изобразительное искусство. О.Павлова. Пособие для преподавателей.6 класс “Учитель”. Волгоград.2006
    6. Изобразительное искусство.5-9 класс. Программно– методические материалы. Под ред. Б. Неменского. “Дрофа”. Москва.1998
    7. www.iskustvo.info

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме "Зимний пейзаж"

    ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа – интернат»

    Урок изобразительного искусства

    в 6 классе

    Тема: «Рисование зимнего пейзажа»

    Учитель: Попов Роман Борисович

    Урок изобразительного искусства в 6 классе «Рисование зимнего пейзажа»

    Цель: Изобразить зимний пейзаж с передачей плановости рисунка (ближний, средний и дальний план)

    Задачи:

    Образовательная:

    - Учить детей передавать в рисовании плановость, а так же колорит зимней природы.

    Развивающая:

    - Развивать чувство композиции, внимание, глазомер, наблюдательность.

    Воспитательная:

    - Воспитывать любовь к природе, прививать любовь к Родине, к живописным местам родного края.

    Коррекционная:

    - Коррекция мелкой моторики пальцев рук, мышления, воображения, зрительного восприятия цвета.

    Оборудование: образец рисунка, демонстрационный набор элементов для передачи плана в рисунке, цветные карандаши, альбомы, компьютер, проектор, фильм «Зимний пейзаж», термин-понятие «пейзаж» (для словарной работы).

    План урока:

    I. Организационный момент.

    II. Вводная беседа. Сообщение темы и цели урока.

    III. Сообщение нового материала.

    IV. Самостоятельная работа детей.

    V. Закрепление. Подведение итогов. Выставление оценок.

    Ход урока:

    I. Организационный момент.

    Здравствуйте, дети! Садитесь.

    Проверьте, всё ли необходимое есть на ваших партах.

    II. Вводная беседа. Сообщение темы и цели урока.

    Ребята, вспомните пожалуйста жанры искусства, которые вы знаете. (Натюрморт, пейзаж, портрет)

    Послушайте загадку, и скажите, о каком виде искусства в ней идёт речь.

    Если видишь, на картине нарисована река,

     Или ель и белый иней или сад и облака,

     Или снежная равнина или поле и шалаш

     Обязательно картина называется … (пейзаж)

    Что же такое пейзаж?

    Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором изображают природу.

    Какое сейчас время года? (Зима)

    Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)

    А кто знает, какой месяц сейчас идет? (Январь)

    Какие зимние приметы вы знаете? (На деревьях нет листьев, холодно, мороз, иней, идет снег и т. д.)

    Посмотрите в окно. Вам нравится картина за окном?

    Тема сегодняшнего урока – «Рисование зимнего пейзажа». Когда мы будем рисовать, то вашей главной целью будет передать в пейзаже расположение предметов по плановости.

    Сказочная и величественная зима во все времена вдохновляла поэтов и художников. Недаром русские художники любили и любят рисовать зимнюю сказку (пейзажи), хранящую в себе множество тайн и секретов.

    Просмотр видеоролика. Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Дети просматривают 2-ухминутный ролик «Зимний пейзаж»)

    III. Сообщение нового материала.

    1. На уроке мы с вами будем рисовать зимний пейзаж. На нем мы изобразим небо, снег, деревья, кусты.

    А какого цвета снег? (Ответы детей)

    Снег на картинах изображается разными цветами. Он и голубой, и сиреневатый, и зеленоватый, и розовый, а также может быть других оттенков.

    Послушайте стихотворение Владимира Зайченко «Какого цвета снег?»

    А какого цвета снег?Для кого-то он искристый,В переливах серебристый.Для иных – снег голубойИли с нежной белизной,То от солнца желтоватый,Теплой краскою богатый.Что за чудеса на свете?Столько краски в белом цвете!Даже серым снег бывает,По весне, когда он тает...В гамме снежного “портрета” –Есть почти все краски цвета!

    2. Посмотрите на этот лист бумаги и скажите, какого он цвета. (На листе заливка в светлых тонах)

    А теперь сравните с этим листом. (Он белый)

    Какие вы видите различия. (На первом листе есть оттенки) При помощи этих оттенков вы можете нарисовать снег.

    3. Чтобы пейзаж был красивым, вспомним о том, как выглядят предметы на ближнем, среднем и дальнем плане.

    На ближнем плане они изображаются крупно, у них можно разглядеть мелкие детали, краски используются яркие.

    На среднем плане предметы изображаются мельче, у них нет такой четкости, краски более спокойные.

    На дальнем плане предметы мелкие, выглядят расплывчато, будто в дымке.

    4. Предлагаю вам показать плановость рисунка при помощи набора элементов. Расположите их правильно. (Дети выполняют задание на закрепленном на доске демонстрационном наборе)

    5. Давайте рассмотрим образец нашего пейзажа. Любой пейзаж начинается с линии горизонта, она разделяет небо и землю. Она должна быть расположена чуть выше или чуть ниже середины листа. Зимнее небо по тону должно быть темнее, чем снег. Снег всегда светлее.

    Что мы изобразим на ближнем плане? (Дерево, трава, следы) Цвета мы берем насыщенные, более тёмные. Мы воспользуемся коричневыми оттенками, так как они зрительно приближают предметы.

    Что находится на среднем плане? (Деревья, кусты) Здесь цвета светлее, спокойнее.

    Что расположено на дальнем плане? (Лес) Здесь цвета голубоватые, светлые, чтобы чувствовался воздух.

    IV. Самостоятельная работа детей.

    Можете приступать к самостоятельной работе. Когда вы будете выполнять свой рисунок, то можете добавить другие детали, например, сельские домики или что-то ещё.

    (В ходе самостоятельной работы учитель оказывает необходимую помощь)

    Физкультминутка. (проводит ученик)

    Вы, наверное, устали?

    Ну, тогда все дружно встали.

    Ножками потопали,

    Ручками похлопали.

    Покрутились, повертелись.

     И за парты все уселись.

    Глазки крепко закрываем,

    Дружно до пяти считаем.

    1,2,3,4,5

    Открываем, поморгаем.

    И работать продолжаем.

    Как настоящие художники придумайте название своим пейзажам.

    V. Закрепление. Подведение итогов. Выставление оценок.

    - Вспомните тему нашего урока.

    - Чем мы занимались сегодня на уроке?

    - Какое у нас на уроке было словарное слово? (пейзаж)

    -Что такое «пейзаж»?

    Разместить все работы детей на доске. Предложить ребятам самим оценить свои работы и работы одноклассников.

     Посмотрите, какие чудесные пейзажи получились! У каждого получился свой, неповторимый пейзаж. Молодцы, ребята! Вы все очень хорошо постарались, как настоящие художники-пейзажисты!

    Выставление отметок в журнал.

    Уберите свои рабочие места.

    Урок окончен, спасибо!

    kopilkaurokov.ru

    Конспект по изобразительному искусству на тему «Пейзаж» (6 класс)

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ИЗО ИСКУССТВА

    Тема урока: «Пейзаж».

    6 класс

    Учитель изо искусства МКОУ Бобровская СОШ №1

    Цель урока: ознакомить с жанром изобразительного искусства – пейзаж и его видами

    Задачи обучения: совершенствовать умения и навыки отражения в тематическом

    рисунке природных явлений; закрепление знаний учащихся о законах

    построения рисунка (план, горизонт, колорит).; научить работать в технике рисования мятой бумагой.

    обогащать словарный запас

    развития: развивать творческое воображение

    воспитания: воспитывать любовь к природе; формировать эстетическое

    отношение к произведениям искусства

    Оборудование: экран, видеопроектор, компьютер; заготовка – рисунок с изображением земли и неба, гуашевые краски, кисти, мятая бумага

    Зрительный ряд: презентация Microsoft PowerPoint по теме «Пейзаж»

    Структура урока:

    I. Организационный момент

    II. Актуализация знаний

    III.Сообщение новых знаний

    IV.Практическая деятельность

    V. Итог урока

    Ход урока

    I.Организационный момент

    И в десять, и в восемь, и в пять

    Все люди любят рисовать.

    И каждый смело нарисует

    Всё что его интересует.

    Здравствуйте, ребята, я думаю, что вы тоже все очень любите рисовать.

    Меня зовут Галина Васильевна, сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. На этом уроке мы не только поговорим об одном из жанров изобразительного искусства, но и научу вас необычной технике рисования.

    II. Актуализация знаний

    - Ребята, вначале я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма.

    (мультфильм А.Кушнер «О картинках»

    - Ребята, вы наверное, уже догадались какая тема нашего урока

    Ответ:

    Пейзаж.

    - Правильно, ребята, тема урока – пейзаж.

    III. Сообщение новых знаний

    - А что же такое – пейзаж?

    Ответ:

    Изображение природы.

    - Пейзаж- это жанр изобразительного предметом которого является природа. (слайд 1)

    - Как вы думаете, только ли живая природа изображается в пейзаже?

    Ответ:

    Нет.

    - В изобразительном искусстве можно выделить различные виды пейзажного жанра

    -Давайте посмотрим на картины, что на них изображено? (слайд 2)

    Ответ:

    Улицы, многоэтажные дома, транспорт. Город.

    - Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.

    Посмотрите следующие картины, что вы видите на них?(слайд 3)

    Ответ:

    Сельская местность, деревня, деревенские улицы и дома. - Сельский пейзаж привлекает художника поэзией деревенского быта, его естественной связью с окружающей природой. (слайд 4)

    - Смотрим на следующие картины. Что мы видим на них?

    Ответ:

    Море

    - Как называется такой пейзаж?

    Ответ:

    Морской пейзаж.

    Морской пейзаж – марина (от лат. Marinus – морской) – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря, об изумрудных гребнях волн, отороченных белоснежным кружевом пены, или об исступлении разбушевавшейся морской стихии.(слайд 5)

    - Есть ещё индустриальные пейзажи. Как вы думаете, что изображено на таких картинах?

    Ответ:

    Заводы, фабрики, вокзалы.

    Индустриальный пейзаж – стремление художника показать роль и значение человека-созидателя, строителя заводов, фабрик, ажурных конструкций вокзалов, паутины железнодорожных линий. (слайд 6)

    - Рассмотрим ещё картины, что изображено на них?

    Ответ:

    Фонтан, мост, красивые скамейки.

    - А где они расположены?

    Ответ:

    В парке.

    Парковый пейзаж – изображаются уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей (слайд 7)

    Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Разница между ними заключается лишь в том, что в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.(слайд 8)

    - При выполнении пейзажа необходимо знать и соблюдать законы перспективы.

    (слайд 9)

    Закон линейной перспективы.

    Предметы примерно одинаковые по размеру расположенные на переднем плане, т.е ближе к нам изображаются более крупными, а на дальнем плане более мелкими.

    Закон воздушной перспективы.

    Передний план на картине прорисовывается более детально и более ярко, а дальний план (ближе к линии горизонта) изображается размытым как в тумане, мелкие детали не прорисовываются, предметы изображаются общим планом.

    -Ребята, а сейчас я прошу вас задуматься над одним вопросом:

    (слайд 10)

    - Можно ли нарисовать рисунок красками не имея кисти? Если да, то чем можно заменить кисть?

    Ответ:

    Да, руками…

    Можно рисовать руками, ватной палочкой, мятой бумагой.

    Давайте посмотрим рисунки и попробуем определить, чем они нарисованы.

    (слайд 11)

    Ответ:

    Ладошкой, руками.

    (слайд 12)

    Ответ:

    Мятой бумагой.

    (слайд 13)

    Ответ:

    Ватными палочками.

    - Сегодня , мы научимся рисовать в необычной технике. Вместо кисти мы будем использовать мятую бумагу. Но прежде, чем приступить к работе, давайте немного отдохнём.

    4.Физкультминутка.

    - Ребята, я попрошу вас встать и выйти из-за парт.

    - А теперь все присели на корточки, поднимаем руки вверх и соединяем их вместе.

    - Представьте, что вы маленькие росточки красивых цветов, вы только что пробились сквозь землю и начинаете медленно расти.(медленно встают)

    - Вы растёте всё выше и выше, тянетесь к солнышку.

    - Под тёплыми лучами солнца бутончик вашего цветка начинает распускать свои лепестки. (раскрывают руки)

    - Дует лёгкий ветерок и колышет лепестки вашего цветка. (наклоны рук то в одну, то в другую сторону)

    - Наступает вечер, цветы засыпают.(опускают руки, наклоняют вперед голову)

    Вот вы и отдохнули и теперь с новыми силами можно приступать к работе.

    5.Постановка художественной задачи

    Сегодня вы будете изображать пейзаж цветущего луга.

    - Посмотрите фотографии с изображением луга.

    (слайд 14-22)

    - Какие полевые или луговые цветы вы знаете?

    Ответ:

    Ромашки, васильки, колокольчики, маки …

    - Все они очень яркие и красивые.

    Как я уже сказала работать мы будем в необычной технике – вместо кисти мы будем использовать мятую бумагу.

    У нас очень мало времени поэтому я сделала заготовки для ваших работ, на них уже изображено небо и земля, вы должны дополнить рисунок облаками, травой, цветами.

    - Можно изобразить солнце, но если вы хотите изобразить солнце, то его нужно нарисовать в первую очередь, а затем уже облака, как вы думаете, почему нельзя сделать наоборот.

    Ответ:

    Солнце – планета, находится на большом расстоянии от земли, а облака – это воздушная оболочка земли, они расположены ближе к земле.

    - Посмотрите как можно работать мятой бумагой

    (инструкция по выполнению работы)

    6. Практическая работа

    Индивидуальная работа и работа в парах.

    7. Рефлексия.

    Просмотр и анализ работ учащихся (демонстрация наиболее удачных работ)

    - у вас получились очень красивые и необычные работы.

    -вам понравилось работать в новой технике?

    -как вы думаете, у вас всё получилось?

    -где и как можно использовать ваши работы?

    На этом наш урок окончен, я желаю вам творческих успехов, дома вы можете попробовать рисовать каким ни будь другим инструментом, например ватной палочкой, тоже увлекательное занятие и работы получатся необычные.

    Инструкционная карта выполнения рисунка мятой бумагой

    1.

    Перед собой располагаем лист с заранее подготовленной основой ( с изображением неба и земли)

    hello_html_7071791.jpg

    2.

    На палитре подбираем краску для изображения облаков.

    hello_html_m4219a772.jpg

    3.

    Берём кусочек мятой бумаги, обмакиваем его в подготовленной на палитре краске и делаем отпечатки облаков на небе.

    hello_html_ed3d90c.jpghello_html_m6ed73c21.jpg

    4.

    На палитре подбираем краску для изображения травы.

    5.

    Берём кусочек мятой бумаги (бумагу сделать продолговатой формы), обмакиваем его в подготовленной на палитре краске и делаем отпечатки травы.

    hello_html_7d3a0107.jpg

    6.

    На палитре подбираем краску для изображения цветов.

    7.

    Берём кусочек мятой бумаги, обмакиваем его в подготовленной на палитре краске и делаем отпечатки цветов.

    hello_html_49d00690.jpg

    8.

    Дорабатываем рисунок тонкой кистью.

    hello_html_12a37a79.jpg

    Интернет-ресурсы:

    http://best-mama.info/publ/tvorchestvo_s_rebenkom/urok_risovanija_quot_monotipija_quot/15-1-0-327

    http://graphic.ru

    http://stranamasterov.ru

    http://www.monotypy.ru

    http://www.fcio.edu.ru

    Литература используемая при подготовке к уроку

    1. Зятикова С. Е. Нетрадиционные уроки в работе педагога — художника / С. Е. Зятикова // Мастацкая адукацыя и культура. — 2004. — № 1. — С. 40-44.

    2. Лойко Г. В., Жабцев В. М. Школа изобразительного искусства. — Мн.: ООО «Харвест», 2004.

    3. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. — М.: АГАР, 1998.

    4. Изобразительное искусство в начальных классах: Пособие для учителя / Б. П. Юсов, Н. Д. Минц, Г. С. Лепский и др.; Под ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. — 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Нар. асвета, 1992.

    infourok.ru

    Урок 'Морской пейзаж' (6 класс)

    Урок 6 класс

    Тема «Морской пейзаж»

    Подготовила

    Козлова Елена Михайловна

    Учитель изобразительного искусства

    Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 149

    Цели урока:

    * Познакомить учащихся с видами пейзажей, с творчеством художников-маринистов К.А.Айвазовского и Г.Дмитриева, с нетрадиционным способом рисования - на мятой бумаге.

    * Развивать наблюдательность, творческое воображение, навыки восприятия и понимания произведений искусства, учить отражать свои впечатления на плоскости листа живописно, актерское мастерство.

    * Расширять знания учащихся о пейзаже, как самостоятельном жанре в искусстве; расширять палитру эмоционально-чувственных ассоциаций по отношению к цвету и настроению картины.

    * Воспитывать видение прекрасного вокруг себя, творческую активность, интерес к искусству, бережное отношение к природу, аккуратность в работе.

    Материалы: лист белой бумаги, акварель, гуашь, кисти, салфетки.

    Оборудование: Монитор, компьютер.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Учитель - Здравствуйте ребята!

    (стук в дверь)

    (Заходят в кабинет Кисточка и Карандаш)

    Здравствуйте, мы потерялись и заблудились. Мы вывалились из сумки нашего хозяина.

    2. Мотивация учебной деятельности

    Учитель - А кто же Ваш хозяин? Чем он занимается?

    Карандаш - Мы часто ходим с ним в сад, лес и он там что-то рисует.

    Учитель - Ребята, давайте поможем Карандашу определить профессию его хозяина.

    Как называется профессия человека, который постоянно рисует?

    Правильно, ХУДОЖНИК.

    Кисточка - А поясните нам, пожалуйста, что рисует наш художник?

    Учитель - Как раз сегодня, мы поговорим о картинах, на которых нарисована природа.

    - Давайте вспомним, как называется картина, на которой нарисована природа?

    - Верно, ПЕЙЗАЖ.

    - А какие виды пейзажей вы знаете?

    - Кисточка, Карандаш, я приглашаю вас к нам в гости на урок. Занимайте места за столом и принимайте участие в уроке.

    3. Вводная беседа

    Итак, я предлагаю посмотреть презентацию «Виды пейзажей».

    (демонстрация презентации)

    ПЕЙЗАЖ в переводе с французского языка обозначает - природа. И поэтому, картины на которых изображается природа: леса, поля, горы, реки, озера, моря - будут называться жанром пейзажа.

    Виды пейзажей:

    Городской пейзаж

    Сельский пейзаж

    Морской пейзаж (маринистика)

    Горный пейзаж

    Фантастический пейзаж (сказочный)

    Еще виды пейзажа называют по времени года, части суток, месторасположению.

    Пейзаж можно рисовать с натуры, выехав, например, на природу, а можно придумать самому.

    Пейзаж любят рисовать многие художники, ведь вокруг нас столько интересного и красивого. Мы сегодня с вами попробуем необычным способом нарисовать море.

    4. Введение в тему урока

    Тема нашего урока: «Морской пейзаж».

    Давайте совершим с вами виртуальное путешествие к морю.

    Нарисовать море очень сложно ведь оно очень изменчиво, оно может быть бурлящим от множества волн, или очень спокойным, похожим на голубой, бесконечный ковёр.

    Морской пейзаж называется по-особому морской или марина, а художников называют МАРИНИСТАМИ.

    Самым известным русским маринистом был Иван Константинович Айвазовский.

    Каждый день он в 6 часов утра он надевал широкий халат, становился к мольберту и рисовал.

    Художник сделал 6 тысяч картин и все с натуры.

    Его возлюбленной темой были штормы и кораблекрушения.

    На вопрос: «Какую же из всех написанных картин сам мастер считает лучшей»,

    Айвазовский не задумываясь, отвечал: "Ту, что стоит на мольберте в мастерской,

    которую я сегодня начал писать..."

    У Айвазовского меня всегда настораживает большая доля трагичности в его морских пейзажах, его картины сложно держать дома, они несут в себе слишком сильное эмоциональное напряжение...

    (Демонстрация презентации «Творчество И.К.Айвазовского»)

    Готовясь к уроку, я сделала для себя удивительное открытие, бродила в сетях НЕТа и наткнулась на нашего современника, российского художника-мариниста Георгия Дмитриева... Вот это талантище!!!Картины Георгия Дмитриева легки, воздушны, эмоционально положительны... Мне очень понравилось.

    Делюсь с вами этой красотой, представляю, как завораживающе это смотрится на стенах, в галерее...

    (Демонстрация презентации «Творчество Георгия Дмитриева»)

    Какое приятное море, так и хочется окунуться. Ребята, а вы умеете плавать?

    5. Физкультминутка

    Какие стили плавания вы знаете? (брас, кроль…)

    Вставайте и махами руками покажите эти стили.

    Кисточка - А какое бы море нарисовали вы?

    Карандаш - Я предлагаю вам стать сегодня художниками-маринистами и нарисовать море.

    Кисточка - Но рисовать я предлагаю необычным способом - на мятой бумаге.

    Учитель - Я знаю эту технику.

    Объяснение и показ.

    1. Возьмём лист белой бумаги сомнём его. Расправим немного.

    2. С помощью карандаша наметим линию горизонта, которая будет отделять небо от земли. Можно нарисовать берег или остров.

    3. Теперь возьмём кисточки и раскрасим рисунок.

    4. С чего начнём раскрашивать?

    5. Где море будет светлее? Где темнее?

    6. Практическая часть

    (Учитель, Кисточка и Карандаш оказывают практическую помощь)

    (звучит запись «Шум моря»)

    Карандаш -Я рисую море,Голубые дали.Вы такого моряПросто не видали!

    У меня такаяКраска голубая,Что волна любая -Просто как живая!

    Я сижу тихонькоОколо прибоя -Окунаю кисточкуВ море голубое.

    Владимир Орлов.

    Кисточка - Я хочу наградить Вас за хорошую работу, поэтому я припасла кораблики.

    Кораблики получат те, кто справится с работой.

    (На листах детей есть прорезь, в которую они вставят кораблики).

    7. Подведение итогов

    Выставка работ.

    Кисточка и Карандаш - Молодцы, ребята. До новых встреч.

    8. Домашнее задание, уборка рабочих мест

    Придумать и нарисовать сказочный пейзаж!

    botana.cc

    Урок по ИЗО на тему"«Красота русского пейзажа»(пейзаж-настроение; рисование на мятой бумаге) 6 класс.

    Тема урока: «Красота русского пейзажа» (пейзаж-настроение; рисование на мятой бумаге)

    6 класс.

    Все богатства родного пейзажаВ полное владенье нам даны:Вьюжных зим серебряная пряжа,Кружева зеленые весны.Летний полдень в поволоке зноя,Вечер, заглядевшийся в ручей.Узорочье луговин цветное,Теплый воск желтеющих полей.Расписные крылья листопадаНад бездонной синевой озер.Все это твое, и сердце радоЦелый мир влюбить в родной простор.Н. Рыленков

    Цель: Воспитание прекрасным, раскрыть образный и содержательный смысл понятия «пейзаж» в произведениях искусства: живописи, музыки, поэзии. Совершенствование умения и навыков детей в комбинировании различных техник ( рисование акварелью на мятой бумаге) Задачи: Обучающие: познакомиться с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения; учить находить красоту природы в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день; передавать красками яркие цветовые состояния природы; показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение. Развивающие: развивать творческое воображение, знания, умения, навыки при работе красками. Воспитывающие: воспитывать эстетический вкус, любовь к природе; укреплять межпредметные связи (литература, музыка, ИЗО).

    Оборудование для учителя: классная доска, проектор, компьютер, краски, кисти. Зрительный ряд: художников: И.И.Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Стога. Сумерки «,Ф.Васильев «Мокрый луг», И.И.Шишкин «На севере диком», А.И. Куинджи «Ранняя весна». Рисунки, выполненные учащимися. Литературный ряд: слово «пейзаж», И.А.Бунин. Отрывок из стихотворения «Осыпаются астры в садах». Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года». Для учащихся: бумага, краски акварельные, кисти (широкие, узкие), баночка с водой, тряпочка. Методы: рисование на мятой бумаге. Формы организации учебной деятельности: Индивидуальная работа. Этапы урока.

    1. Организационный момент.

    2. Повторение изученного материала.

    3. Сообщение темы урока.

    4. Изучение новой темы (беседа по репродукциям художников)

    5. Физкультминутка.

    6. Практическая часть.

    7. Закрепление материала.

    8. Подведение итога.

    9. Вывод-обобщение.

    Ход урока

    Организационный момент. – приветствие, – проверка готовности к уроку. Повторение изученного материала.

    Слайд №1-3.

    К какому жанру живописи вы отнесете эти строки:

    Осыпаются астры в садах, Стройный клен под окошком желтеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет. (И.А.Бунин) (ответы детей)

    Слайд №4. На прошлых уроках вы ребята узнали о разных видах пейзажа. Перечислите, пожалуйста, виды пейзажа : (архитектурный , индустриальный, сельский , городской, морской , речной пейзажи.).

    Слайд №5-7 . А теперь ребята определите по картине вид пейзажа. ( ответы детей) Слайд №8.

    Пейзаж – один из любимейших жанров изобразительного искусства. Мир вокруг нас огромный и прекрасный. Человек неразрывно связан с природой, мы часть ее. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, всегда было источником творчества художников, писателей, композиторов. Каждый из них выбирает то, что ему по душе (время года, время суток) У каждого из вас есть любимое время года? (ответы детей)

    Слайд №9-10.

    Осенний пейзаж – всегда привлекает своим романтическим настроением поздней яркой красоты окружающей природы. Зимний пейзаж – особая тема в творчестве мастеров пейзажа. Ведь снег только кажется белым, а сколько оттенков имеет снег. Весенний пейзаж - привлекает своей легкостью, свежестью красок, ощущением молодости. Летний пейзаж – красив силой и красотой цветущих красок окружающего мира.

    «У каждого времени года. Особенный запах и цвет. Но, так совершенна природа, Что в целом ее краше нет». (О.Рязанова)

    Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть и такие, которые создала фантазия художника. Живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нем особое внимание, будит душу. Такой пейзаж называется пейзажем настроения. Тема нашего урока: «Красота русского пейзажа», а поговорим мы сегодня о пейзаже – настроение. Что такое настроение? (это состояние души) Какое может быть настроение? (плохое, хорошее) Обратите внимание на эпиграф: «Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия» (И.А.Бунин)

    Вот так очень образно поэт задал тему нашего урока, на котором мы рассмотрим лучшие произведения русских художников-пейзажистов. И научимся передавать красками яркие цветовые состояния природы, настроение, изменчивость явлений природы в разных ее состояниях. Путь творца будь это композитор, поэт, художник, начинается с художественного восприятия. В своих произведениях не только изображают «портрет природы», а стремятся запечатлеть свои чувства, переживания, свое отношение к природе. Беседа по картине. Слайд №11. 1) Вряд ли кто-нибудь в нашей стране не слыхал имени художника Исаака Ильича Левитана, блестящего мастера пейзажа. Он обладал особым даром не только понимать, но и слышать русскую задушевную природу. В каждом уголке природы он умел найти что-то заветное, сокровенное. Для Левитана природа – второе «я». Он говорил: «Вот что нужно пейзажисту – понимать разговор воды и деревьев, слышать, как трава растет; какое это великое счастье». Его пейзажи – это пейзажи-настроения, в которых остро выражено личное чувство. Пейзажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные. И.И.Левитан «Золотая осень». Перед вами одна из известнейших работ И.И.Левитана «Золотая осень». Это пейзаж – настроение, в нем передано самое обычное состояние теплого осеннего дня, знакомого всем. - Перечислите оттенки, которыми художник написал осенние листья, траву, воду, небо? - Бывали ли вы в лесу или в парке в такую погоду?

    Слайд №12. И.И.Левитан «Весна. Большая вода». «По колено застыли в воде, Как неловкие сестры-подростки, И дрожат на весеннем ветру Тонкоствольные эти березки» Какое настроение в этой картине вы увидели?(Лирическое настроение, настроение радости.) Слайд №13. И.И.Левитан «Стога. Сумерки». Тончайшая гармония мягких цветовых отношений неба, земли, воды, деревьев рождает ощущение невидимого движения весеннего воздуха. Она созвучна музыкальным образам П.И.Чайковского – великого композитора и современника Левитана. Слайд №14. Ф.А.Васильев «Мокрый луг». Художник не только изображает «портрет природы», а стремится запечатлеть свои чувства, переживания, которые вызывает тот или иной пейзаж. Так и молодой художник Федор Александрович Васильев в картине «Мокрый луг» чувство острой радости, которая овладевает человеком после сильной грозы. Обратите внимание на плановость: 1-й план, 2-й план, 3-й план. Какое время суток изображено на картине? Слайд №15. И.И.Шишкин «На севере диком». Во всем богатстве своего великолепия, сказочного даже фантастического, стоит красавица сосна одна на самом краю крутого утеса, одетая в белый снежный наряд; ее силуэт, освещенный лунным светом, словно отчеканивается на фоне ночного неба. Художник написал эту картину на стихи Гете в переводе М.Ю.Лермонтова. Стихотворение «На севере диком»читается на фоне музыкального произведения Вивальди «Времена года» (зима). Слайд №16. А. И. Куинджи “Ранняя весна». В картине художника мы видим половодье, пробуждение весны, но главное – радость, которая насыщена картина. Физкультминутка. Слайд №17. Практическая работа. Задание: создать пейзаж – настроение (нетрадиционные техники рисования)

    Выберите настроение, состояние в природе. Вначале вспомните, приходилось ли вам наблюдать природу рано утром или вечером, на закате. Опишите свои впечатления (зимой, летом, осенью, весной). Выберите расположение листа. Задание надо начинать с изображения неба и земли, создавая красками только общую цветовую гамму (среду) – общее колористическое настроение. Помните, что надо выразить состояние природы, передать настроение, а не перечислять предметы и деревья.

    Слайд №18.

    Сегодня ребята мы будем выполнять наш пейзаж – настроение в нетрадиционной технике рисования. Будем писать пейзаж на мятой бумаге. После того как вы помяли лист, распрямите его и широкой кистью красиво залейте поверхность листа. Затем немного подождите, чтоб ваш лист подсох и начинаем дальше работать тонкой кистью изображая свой пейзаж. После окончания работы, мы с вами организуем выставку ваших работ. Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

    1. контроль организации рабочего места,

    2. контроль правильности выполнения приемов работы,

    3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения,

    4. контроль объема и качества выполнения работы.

    Во время практической работы для фона включить музыкальное произведение.

    Закрепление материала.

    Пока наши работы подсыхают, вспомним, о чем мы говорили на уроке.

    Вопросы для пройденного материала:

    1. Жанр изобразительного искусства

    2. Главное изображения пейзажа – это…

    3. Известный русский художник-пейзажист.

    4. Известный русский композитор, чьи произведения прозвучали на уроке.

    5. Известная картина И.И. Левитана.

    6. Автор картины «Мокрый луг»

    7. Автор картины «Ранняя весна»

    Слайд №19.

    Итог урока. Анализ работ

    Выставка работ учащихся. (Анализ работ, оформить 2-3 лучших работы в рамку – паспорту, заранее приготовленной учителем).

    Посмотрев на ваши работы, можно сказать: каждый художник неповторим. Результаты вашей работы получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки. Какой же можно сделать вывод по уроку: Композиторы, поэты, художники передают красоту природы, ее состояние в разное время года и суток от состояния его души, чувств, настроения.

    Пейзажи, созданные творцами русской культуры, живут в нашем сознании как задушевные картины русской природы и в то же время погружают в мир прекрасных чувств, глубоких мыслей, вечных духовных ценностей. Вывод – обобщение. Наш урок хочется закончить прекрасными словами писателя К.Г.Паустовского. «В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя». Домашняя работа: Кроссворд.

    hello_html_m1779f3ce.gif

    Ключевое слово : «ПЕЙЗАЖ» Ответы: 1) В. Д. Поленов; 2) перспектива; 3) А. Дейнека; 4) композиция; 5) И. Левитан; 6) «Рожь».

    infourok.ru


    Смотрите также