Мастеру манга и анимации: Хаяо Миядзаки — 75! Уроки рисования от хаяо миядзаки


Стили аниме Миязаки Хаяо(Miyazaki Hayao)- Как нарисовать аниме

Как научиться рисоватьСтили аниме - в первую очередь хочется рассказать об одном японце, выдающемся человеке, который внес весомый вклад в развитие японского аниме, и создал свой стиль аниме- Миязаки Хаяо. Продюсер, художник, режисер, рисовальщик, он считается одним из самых ярких художников своего поколения. Его считают патриархом японской мультипликации. В течении последних двадцати лет Миязаки Хаяо является ведущим японским мультипликатором. Один из ее основателей, он является сегодня ее выдающимся мастером. Есть в сети сайты, которые могут вам рассказать о его биографии, каков был его путь к успеху, вы можете все это найти, введя в поисковую форму своего браузера его имя, можно добавить слово- "биография". Такие сайты есть и информацию по его творческому пути- биографию вы можете получить. Здесь- же я не буду пересказывать то, что уже есть на других сайтах, моя задача состоит в том, что- бы разобраться, каков- же стиль аниме Миязаки Хаяо, который прямым образом повлиял на развитие аниме Японии- в этом нет сомнений.

Миязаки Хаяо (Miyazaki Hayao)

Ну, совсем немного вступления о нем, так сказать- войдем в курс дела. Начинал Миязаки Хаяо с рисования манги. Можно сказать, что его творческий путь быт достаточно тернист, полон труда, поисков, но в конечном итоге это дало свои результаты- успешная работа над созданием аниме, где он проявил смелую, страстную романтическую трактовку оригинальных тем- так он любит работать. В 1978г. он поставил как режиссер свой первый мультипликационный сериал "Конан- мальчик из будущего". С этого момента, когда он смог в полной мере наслаждаться работой, начал проступать неповторимый стиль аниме Миязаки Хаяо. С этого момента его талант начал успешно расцветать.

В чем его вклад в аниме, каков стиль его аниме? Мы, как художники, зачастую думаем (в частности и я), что стиль аниме- это понятие, которое относится исключительно к рисованию аниме. Дело обстоит несколько иначе, оно намного шире. Стиль аниме- это и рисунок, графика, но к этому нужно еще добавить внутреннее душевное наполнение, красоту сюжета, как аниме может влиять не только на наши зрительные рецепторы, но и на наши души и внутренний мир.

1. Нужно сказать, что до его весомого влияния в аниме, аниме как таковая делалась исключительно для детей. Он первый начал ставить фильмы, которые были ориентированы не только на детей, но и на взрослых. Фильмы становились достаточно сложными и глубокими и заинтересовывали зрителей всех возрастов. При этом сюжеты фильмов были не сильно привязаны к Японской культуре, потому стали интересны не только в Японии, но и за ее пределами. Это первый вклад Миязаки в развитие аниме.

2. Хотя фильмы Миязаки специфически японские по ощущениям и образу мышления, их эстетика и напряженная драматичность универсальны по своему воздействию. Во всех его фильмах ощущается присущий ему гуманизм и обеспокоенность будущего общества. Он активный и влиятельный эколог и вопросы защиты окружающей среды ему не чужды. В его творчестве важнейшую роль играют гуманистические и общечеловеческие идеи. При этом Миязаки умеет не опошлить эти идеи, не свести их к констатации очевидностей, а аниме - к их пересказу. Он умеет грамотно и тонко наполнить аниме силой влияния на сознание человека. Его творчество обнаруживает поразительное единство видения мира и необыкновенное разнообразие тем и сюжетов. Возможно в этом разгадка его огромного успеха. Миязаки умеет мастерски построить захватывающую идею, любит в своих фильмах присутствие летательных устройств. Это характерные черты стиля Миязаки Хаяо.

3. Миязаки поражает едкой иронией и безудержной фантазией, которые он приносит на большой экран в своих великих изобразительных драмах. Его творения очень разные, но все удивительные. Есть и особые, фирменные черты стиля Миязаки: огромный, странный и феерически прекрасный мир, чудесные персонажи, которым даже говорить не обязательно, много неба и полетов во сне и наяву, бесконечные метаморфозы.

4. Графику фильмов Миязаки отличает большая точность образов, выверенность и реалистичность, особое внимание уделяется проработке характеров персонажей и живописности ландшафтов.

"Ходячий замок Хаула"- сегодня считается лучшим фильмом Миязаки. И поклонников его творчества поразила в этом фильме тонкая передача любовных переживаний. Они говорят: "Дело в том, что никогда еще так сильно и проникновенно Миязаки не говорил о любви. О том, что любовь побеждает все- любые проклятья."

5. В чем заключается сама суть стиля аниме Миязаки Хаяо- не только в графических приемах, но и в том, что его фильмы не являются только какой- то очередной развлекательной историей, с захватывающим сюжетом. Его фильмы учат чему- то правильному и прекрасному, учат анализировать поступки людей, помагают вытащить наружу человека все тонкие грани его естества. Его фильмы, казалось- бы, предназначенные для детей, стоят внимания и взрослых, и их интересно смотреть. Какими- то невидимыми приемами, они побуждают человека думать, размышлять, сопереживать. Они задевают в человеке то доброе, которое иногда дремлет и не может проявиться через обыденность нашей жизни.

Вот только некоторые его детища, которые стоит посмотреть: «Мой сосед Тоторо» «Принцесса Мононоке» «Унесенные призраками» «Ходячий замок Хаула» «Небесный замок Лапута»

Также такие чудесные аниме как "Рыбка Поньо на утесе" и "Возвращение кота" не обошлись без его внимания. "Возвращение кота"- очень рекомендую посмотреть девочкам и девушкам, что- то тонкое есть в этом мультфильме, что словами трудно высказать. Так прочувствовать суть женского существа может не каждый, уж тем более не каждому мужчине дано понять женскую психологию, чего хочет женщина. Миязаки Хаяо это удалось. Это показано очень тонко и ненавязчиво, и этим ценно. Это и есть проявление того самого неповторимого стиля аниме Миязаки Хаяо.

Стиль аниме Миядзаки Хаяо

А теперь о рисовании аниме, как работал Миязаки над созданием своих детищ. Вот вам интересные ролики- как работал Миязаки. Как вообще идет дело над созданием классической аниме. Трудоемкая, кропотливая работа, но она того стоит. У кого не самый шустрый интернет, можно сначала дождаться загрузки видео, можно развернуть видео в полноэкранный режим. Итак, Миязаки начинает "рождение" аниме еще на бумаге, листочек за листочком, сам сюжет аниме, основные сцены событий, наброски движений персонажей и сами персонажи. Прорабатывается образ каждому персонажу, каждому учавствующему "лицу" в фильме. А дальше каждый листочек, каждый рисунок прорабатывается учеником- уточняется, подчищается, прорисовывается четче контур. Миязаки сам создает цветовые поиски, после идет кропотливая работа по подбору цвета пигментов красок. Это не первый ролик из серии создания аниме "Принцесса Мононоке", но от него вы сможете найти все остальные.

Или внизу каждого плеера есть значок Youtube, тыцнув по которому вы попадете на страницу его. Что- бы понять сам процесс создания классической аниме, наверное, нужно вникнуть в саму суть процесса. И ничего страшного, что озвучка японская.

Наверное вам известен клип Your Mark & Castles in the Air, созданный Миязаки для популярнейшего в Японии, вот уже три десятилетия, дуэта GHAGE & ASKA? Если кто не знает еще, то очень просто вводим фразу "On Your Mark скачать" или еще лучше- "короткометражки студии Ghibli скачать " в поисковик и смотрим результат. Нас интересует не сам клип, а работа Миязаки над его созданием, а именно- в чем проявляется стиль исполнения аниме Миязаки Хаяо. Там можно более детально увидеть- как он рисует. Это естественно важно. И, повторюсь, пусть сам он сейчас уже практически не работает, самостоятельно не создает аниме, но еще учит и корректирует работу своих учеников. Для ознакомления вы можете скачать на свой компьютер эти файлы и просмотреть их самостоятельно. Весь материал посмотреть стоит, но более всего нас интересуют эти два видео- файла:

1) 03a - On Your Mark Storyboard (готовый клип)- это смотрите в первую очередь, что- бы иметь представление о чем идет речь

2) 03a - On Your Mark Storyboard (рабочие рисунки Миязаки к нему)- после это.

Посмотрите внимательно, как рисовал Миязаки, как он работал карандашом, делал поисковые зарисовки, как формировал рисунок на листе, как компоновал сам кадр в листе. А еще посмотрите на то, как он работал красками. Посмотрите как легко он создает пейзажи.

Кстати, кто интересуется вопросом как рисовать одежду аниме для вас тоже найдется интересный файлик, в скачанном материале обратите внимание на файл Booklet 31-32 в папке Scans.

После того, как вы просмотрите, а может и поработаете немного карандашами и красками сами, советую посмотреть следующий ролик:

Это любительская работа художника SOICHIRO. Здесь я хочу заметить некоторую деталь- разницу. Вы чувствуете разницу?

Художник SOICHIRO работает на планшете, прорабатывает цветом используя компьютерную программу. Хоть и руководит планшетом живая рука человека, но разница довольно ощутимая. Это относится к графике. Всмотритесь в лица персонажей- также почувствуете отличие, потому- что два совершенно разных человека создадут два совершенно разных характера одному и тому- же персонажу. Ну а Миязаки работал по- старинке, простым карандашиком, на обычном листике бумаги или кальке. Как: старается компоновать рисунок в листе общими очертаниями, после прорабатывает детальнее. Он схватывает композиционно "кадр" и помещает в формат листа. Но за работу SOICHIRO и выложенный им хороший ролик, также, конечно, скажем- большое спасибо.

Стиль аниме Миязаки Хаяо

В сети встречаются замечания, например: все персонажи в различных фильмах аниме Миязаки похожи один на другой.

В какой- то степени это так и есть. Но объяснить это можно тем, что у каждого художника вырабатывается в процессе свой определенный стиль исполнения, рисования персонажей. А итог- ВСЕГДА можно отличить работу Миязаки от какой- либо другой. Это его стиль рисования:

широко раскрытые, почти круглые глаза, напоминающие форму "яйцо". Деталей- складок в одежде персонажей, вычурных причесок- в работе совсем немного, больше проработаны- архитектура, внутреннее убранство, пейзажи, и такие любимые Миязаки- летательные аппараты и всякая подобная движущаяся техника. Наверное это обусловлено самим технологическим процессом, где персонажи находятся постоянно в движении и работу над детальной проработкой осуществлять достаточно сложно, тогда как вторые- третьи планы можно очень тщательно проработать.

И главным образом аниме больше проработано не за счет богатства рисунка самого персонажа, а за счет смыслового наполнения его и идеи самого фильма, и, конечно, невообразимой красоты акварелей. Я думаю, это все вместе и есть- стиль рисования аниме Миязаки Хаяо.

Возможно, в процессе создания готовой аниме используются не акварельные краски, а другие, какие- то специальные пигменты, технические приспособления, аэрографы. Но видя эти работы, мне они очень напоминают акварельные. Но может это и хорошо. Ведь не у каждого из нас есть возможность поработать в настоящей студии анимации и не у каждого есть возможность достать эти краски. Но ведь у нас есть акварель! Начало- то есть! Если начать учиться рисовать и писать несложные акварельки, немного взяв на вооружение знаний со страницы цветоведение, а самое главное- не бросить начатое, то в результате могут получаться вот такие работы:

Копируя работы Миязаки, этого мастера "непослушной краски", можно просто замечательно научиться писать акварелью. Для копирования такая аниме как "Ходячий замок Хаула" возможно и сложновата для начала, а вот аниме "Мой сосед Тоторо"- самый раз для начала подойдет. Если хотите, возьмите пока только эту пару аниме. Я о них говорю только потому, что для меня эти аниме самые любимые. У вас могут быть другие- берите своих любимчиков в обработку;). А фигуру человека, само тело- можно в заключение проработать и гуашью.

Стиль аниме Миязаки Хаяо

И в заключение... Иногда создатели знаменитых аниме кажутся нам очень далекими, практически недостижимыми. И очень хочется хоть на минутку заглянуть- а как они живут, какие они вообще- люди? Это такие- же как и мы, самые обычные люди, лишь живут в одном из дальних уголков нашей планеты, где, возможно, мы никогда не побываем. Каждодневным, кропотливым трудом, среди обыденности жизни эти люди творят кусочки прекрасного. Но, это такие- же люди, как и мы с вами:

Если есть замечания, вопросы, пожелания или советы- пишите. Ну а тема моего сайта- как научиться рисовать

paintmaster.ru

Мастеру манга и анимации: Хаяо Миядзаки — 75!

Хаяо Миядзаки | Японский режиссёр | Художник-мультипликатор | Манга | Студия Гимбли

5 января мастеру манга и мультипликации, Хаяо Миядзаки, исполнилось 75 лет! Великому японскому режиссёру-аниматору, художнику-мультипликатору, мангаку, художнику по персонажам, лауреату Премий «Оскар», «Золотого медведя» за мультфильм «Унесённые призраками» — посвящается  эта статья.

Концерт посвященный 25-летию сотрудничества Joe Hisaishi и студии Ghibli 

Хаяо Миядзаки | Японский режиссёр | Художник-мультипликатор | Манга | Студия Гимбли

Правила жизни Хаяо Миядзаки

Я НЕ РАССКАЗЧИК. Я человек, который рисует картинки.

Я ПРИЗНАЮ: РИСОВАННАЯ АНИМАЦИЯ умирает. Мастера рисованной анимации скоро станут не нужны, как когда-то стали не нужны создатели фресок. Но я счастлив, что мне довелось провести в этом умирающем ремесле больше сорока лет.

Я ДОГАДЫВАЮСЬ, ЧТО КОМПЬЮТЕР способен на большее, чем человеческая рука. Но мне уже слишком много лет, чтобы заставить себя убедиться в этом.

ИНОГДА МНЕ ХОЧЕТСЯ СКАЗАТЬ: откажитесь от анимации — вокруг нас и так слишком много воображаемых вещей.

СОВРЕМЕННЫЙ МИР бесплоден, пуст и лжив. Надеюсь, я смогу дожить до того дня, когда все застройщики обанкротятся, Япония обеднеет, и все вокруг покроет высокая дикая трава.

ЖИЗНЬ — ЭТО просто мерцающий в темноте свет.

В БИТВЕ БОГОВ И ЛЮДЕЙ людям никогда не выйти победителями.

Я ЗАКОНЧЕННЫЙ ПЕССИМИСТ. Но если у кого-то из коллег рождается ребенок, все что мне остается — это пожелать ему счастливого будущего. Ведь ни у кого нет права говорить ребенку, что он не должен был рождаться в этом догорающем мире. И мы никак не можем ему помочь — разве что благословить его. Собственно, думая об этом, я и делаю свои фильмы.

Хаяо Миядзаки | Японский режиссёр | Художник-мультипликатор | Манга | Студия Гимбли

МНЕ КАЖЕТСЯ, что дети интуитивно понимают это лучше, чем взрослые: мир, в котором они родились, безжалостен, безнадежен и сыр.

НЕСМОТРЯ НА ПЕССИМИЗМ, я не собираюсь делать фильмы, которые говорят: отчаивайся, беги и прячься. Все, что я хочу сказать — это: не бойся, когда-нибудь все встанет на свои места, и где-то тебя точно поджидает что-то хорошее.

МЫ ЖИВЕМ В ЭПОХУ, когда дешевле и выгоднее купить права на фильм, чем снять его.

БОЛЬШИНСТВО СОВРЕМЕННЫХ ФИЛЬМОВ построено на одной идее: вначале нужно изобразить зло, а потом — его уничтожить. Так делают все, но, на мой взгляд, от этой идеи пахнет мертвечиной. Как и от другой популярной идеи — о том, что у истока любого злодейства — в жизни, в политике, где угодно — стоит конкретный человек, которого всегда можно обвинить и которого всегда можно наказать. Это самая безнадежная мысль, которую я когда-либо слышал.

НИКОГДА НЕ УПУСКАЙТЕ ШАНСА сразиться с продюсерами.

ЛЮДИ, КОТОРЫЕ СПРАШИВАЮТ ВАС, не нужен ли вам еще один год для окончания работы над фильмом, — самые большие лжецы на свете. Потому что этот год они не дадут вам никогда. Все, что они хотят — это запугать вас.

НИКОГДА НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ РАБОТЕ делать вас своим рабом.

ТОТ, У КОГО НЕДОСТАТОЧНО ОПЫТА И НАБЛЮДЕНИЙ, вряд ли может называть себя аниматором. Однажды, когда мы разрабатывали сцену с горящим огнем, часть моих сотрудников призналась мне, что они никогда не видели горящих дров. И я сказал им: «Останавливаем работу. Поезжайте и посмотрите». В тот момент я подумал, что, наверное, я очень старый. Потому что я помню то время, когда все японские бани топились при помощи дров. А сегодня ты просто нажимаешь кнопку.

Хаяо Миядзаки | Японский режиссёр | Художник-мультипликатор | Манга | Студия Гимбли

ВДОХНОВЕНИЕ МОЖНО НАЙТИ даже в прогнозе погоды.

КОНЕЧНО, У НАС НА СТУДИИ ЕСТЬ и компьютерный отдел. Но я всегда говорю им: «Старайтесь работать неаккуратно, не стремитесь к идеальным линиям. Мы ведь здесь создаем тайну, а тайна никогда не бывает идеальной».

МНЕ НЕ НРАВИТСЯ, ЧТО МНОГИЕ ЛЮДИ считают, что ностальгия — это привилегия взрослого человека. Дети чувствуют ностальгию точно так же, если не более остро. На мой взгляд, ностальгия — это самая распространенная человеческая эмоция. Ведь жизнь — это непрерывная череда потерь. И дети чувствуют эти потери так же, как и все остальные.

Я ПОЛАГАЮ, ЧТО ДЕТСКИЕ ДУШИ наследуют историческую память предыдущих поколений. Потом, когда они начинают взрослеть, доставшаяся им память становится все более и более недосягаемой. Поэтому больше всего на свете я хочу сделать фильм, который способен разбудить в людях эту память. Если я сделаю это, я точно смогу умереть счастливым.

Я ЖИВУ ЖИЗНЬЮ ОБЫЧНОГО ЧЕЛОВЕКА своих лет: хожу в магазин, покупаю еду, а также захожу иногда в кафе — просто чтобы выпить чашку кофе.

НЕНАВИЖУ коллекционирование.

Хаяо Миядзаки | Японский режиссёр | Художник-мультипликатор | Манга | Студия Гимбли

НЕ ЛЮБЛЮ КРИТИКОВ. Иногда мне даже хочется кого-то из них пнуть. Но я слишком слаб, чтобы пнуть критика.

Я НЕ ЛЮБЛЮ ЧИТАТЬ РЕЦЕНЗИИ. Я люблю смотреть на зрителей.

САМАЯ СТРАШНАЯ ЛОВУШКА, в которую может угодить режиссер, — это страх того, что на его фильме зрителю будет скучно.

ХОРОШИЙ ДЕТСКИЙ ФИЛЬМ нужно снимать с расчетом на взрослых.

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ БОЛЬШИНСТВА МОИХ ФИЛЬМОВ — девочка. Я могу очень долго объяснять, что я хочу этим сказать и как я к этому пришел, но лучше ограничиться кратким ответом: все дело в том, что я очень люблю женщин.

В МОИХ ФИЛЬМАХ очень много свиней. Может быть, это просто потому, что свинью легче нарисовать, чем верблюда или жирафа... Но, если говорить правду, мне кажется, что свинья очень похожа на человека — по поведению и внешне.

ОБРЕТЕНИЕ СВОБОДЫ — самая большая радость, доступная человеку.

ВСЯ КРАСОТА МИРА легко может поместиться в голове одного человека.

К ЧЕРТУ логику.

Хаяо Миядзаки | Японский режиссёр | Художник-мультипликатор | Манга | Студия Гимбли

Биография

Хаяо Миядзаки родился в городе Акэбоно-тё, расположенном в одном из 23 специальных районов префектуры Токио — Бункё-ку, был вторым из четырёх братьев. Отец, Кацудзи Миядзаки, во время войны был директором Миядзаки Эйрплейн, фабрики по изготовлению деталей к самолётам A6M Zero, и Хаяо с детства полюбил летающие устройства. Хозяином фабрики был брат отца. Мать страдала туберкулёзом позвоночника. В период с 1947 по 1955 она часто находилась в различных больницах, из-за чего семье приходилось много переезжать. В 1958 году, будучи в последнем классе старшей школы Тоётама, Миядзаки увидел в кино анимационный фильм Hakujaden (рус. «Легенда о белой змее»). По его собственным словам, именно с этого момента он твёрдо решил стать аниматором. Проявляя интерес к рисованию, Миядзаки также пробовал рисовать мангу, однако не был удовлетворён первыми результатами.

В 1963 году закончил престижный Университет Гакусюин, факультет политики и экономики. В университете входил в клуб по изучению детской литературы. В этом клубе изучались, в основном, западные детские книги. В апреле 1963 года получил работу фазовщика в Toei Animation, и первым фильмом, над которым он работал в этой должности, стал Wan Wan Chuushingura. После работы над фильмом Gulliver no Uchuu Ryokou руководство студии заметило талант Миядзаки в анимации и стало поручать ему более ответственную работу; Миядзаки также удалось добиться разрешения переписать концовку данного фильма. Обучением Миядзаки занимался известный художник и аниматор Ясудзи Мори.

Хаяо Миядзаки | Японский режиссёр | Художник-мультипликатор | Манга | Студия Гимбли

Работая в Toei, Миядзаки познакомился с Исао Такахатой, и они стали друзьями. Вместе они создали профсоюз молодых аниматоров, председателем которого стал Миядзаки. Профсоюз добивался повышения зарплаты и введения социальных льгот для аниматоров, что принесло множество проблем Миядзаки и Такахате. Так, например, анимационный фильм Taiyo no Ouji Horus no Daibouken, режиссёром которого был Такахата, а главным раскадровщиком — Миядзаки, спустя десять дней после выхода был снят с проката руководством студии Toei, которое затем обвинило Такахату в том, что фильм оказался коммерчески провальным, и понизило его в должности.

Хаяо Миядзаки | Японский режиссёр | Художник-мультипликатор | Манга | Студия Гимбли

Несмотря на тяжёлые условия труда, Миядзаки продолжал работать на студии Toei. Он участвовал в создании полнометражных фильмов Nagagutsu o Haita Neko (1969), Sora Tobu Yureisen (1969) и Doubutsu Takarajima (1971). В 1969 году была опубликована первая манга Миядзаки Sabaku No Tami (где он подписался под псевдонимом «Сабуро Акицу»). В 1971 году Миядзаки вместе с Такахатой и Ёити Отабэ создали собственную студию A Pro, однако затем перешли на работу в TMS Entertainment, где начали работу над сериалом Lupin III. В 1973 году Миядзаки и Такахата устроились на анимационную студию Zuiyo Enterprises, впоследствии переименованную в Nippon Animation. В 1978 году Миядзаки впервые проявил себя в качестве режиссёра, сняв сериал Mirai Shonen Conan. В 1979 году он вернулся на студию TMS, где стал режиссёром фильма Lupin III: The Castle of Cagliostro, причисляемого к числу лучших аниме в истории Японии.

Небесный замок Лапута (1986). Трейлер

В 1982 году в журнале Animage началась публикация манги авторства Миядзаки «Навсикая из Долины ветров», после чего автору поступило предложение от руководства Tokuma Shoten экранизировать своё произведение. Миядзаки согласился и привлёк Такахату в качестве продюсера. Вышедший в 1984 году фильм «Навсикая из Долины ветров» приобрёл всемирный успех, серьёзно вдохновивший Миядзаки. Для работы над следующим аниме Миядзаки и Такахата организовали анимационную студию Studio Ghibli, на которой были сняты многие ставшие впоследствии известными анимационные фильмы: «Небесный замок Лапута», «Мой сосед Тоторо», «Ведьмина служба доставки» и другие. После выхода в 1997 году фильма «Принцесса Мононокэ» Миядзаки объявил об уходе из Studio Ghibli и намерении заняться некоммерческими анимационными проектами, однако смерть Ёсифуми Кондо вынудила его вернуться к работе на студии и заняться созданием мультфильма «Унесённые призраками».

Творчество

В творчестве Хаяо Миядзаки важную роль играет гуманизм, а также экологические концепции. Графика фильмов Миядзаки отличается реалистичностью и большой точностью. Истории, написанные Миядзаки, не будучи привязанными к японской культуре, обычно интересуют не только японских зрителей, но и иностранные аудитории. Кроме того, в фильмах Миядзаки находит отражение его любовь к летательным аппаратам — они присутствуют практически во всех его фильмах.

Хаяо Миядзаки | Японский режиссёр | Художник-мультипликатор | Манга | Студия Гимбли

Пресса часто называла Миядзаки «японским Диснеем». Миядзаки создал или участвовал в создании множества полнометражных анимационных фильмов. Кроме того, он автор нескольких манг. За свою мангу «Навсикая из долины ветров» Миядзаки в 1994 году удостоился награды Японской ассоциации мангак.

В Японии фильмы Миядзаки имели огромные кассовые сборы и встретили большой успех у критиков. Фильм «Унесённые призраками» стал самым прибыльным фильмом в Японии за всю историю, «Принцесса Мононокэ» и «Ходячий замок» также имели огромный успех.

Несмотря на это, до выхода в 2002 году фильма «Унесённые призраками» за пределами Японии Миядзаки был известен мало. За него он получил «Золотого медведя» — высшую награду Берлинского кинофестиваля в 2002 году и премию «Оскар» в 2003 году. Многие его фильмы посвящены теме взаимоотношений человечества с природой и технологиями.

Принцесса Мононоке (1997). Трейлер

В одном из своих интервью на вопрос «Кем из режиссёров вы восхищаетесь?», Хаяо Миядзаки ответил, что считает Юрия Норштейна (автора мультфильма «Ёжик в тумане») замечательным художником.

Миядзаки также признается, что главным авторитетом в анимации для него является советский режиссёр мультипликационного кино Лев Атаманов с его мультипликационным фильмом «Снежная королева».

Хаяо Миядзаки | Японский режиссёр | Художник-мультипликатор | Манга | Студия Гимбли

В сентябре 2013 года, во время работы 70-го Венецианского кинофестиваля, Миядзаки заявил о завершении своей карьеры. Байопик «Ветер крепчает», согласно его словам, станет его последней режиссёрской работой.

В ноябре 2014 года был удостоен почетной Премии «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе. В том же году был включен в «Зал славы научной фантастики».

Унесённые призраками (2001). Трейлер

Семья

В марте 1965 Миядзаки женился на коллеге Акэми Ота. Двое сыновей: Кэнсукэ и Горо. Младший сын, против воли отца, снял анимационный фильм «Сказания Земноморья», старший — резчик по дереву, одна из его работ использована в «Шёпоте сердца».

Хаяо Миядзаки | Японский режиссёр | Художник-мультипликатор | Манга | Студия Гимбли

Социальная позиция

Выразил свое мнение по поводу происшествий в редакции Charlie Hebdo, сказав, что публикация карикатур стала причиной случившегося. «Я думаю, что неправильно рисовать карикатуры на тех, кому поклоняются люди другой культуры. Не надо было этого делать, вместо этого, для начала, сделайте карикатуры на политиков своей страны» — сказал Миядзаки.

Ходячий замок (2004). Трейлер

Манга и другие графические работы

  • Кот в сапогах — 1969
  • Люди пустыни — 1969—1970 (под псевдонимом Сабуро Акицу)
  • Драгоценный остров животных — 1972
  • Моей сестрёнке — шестистраничная графическая поэма, опубликована в 1982 году в книге о ранних работах Миядзаки и Оцуки «Мир Хаяо Миядзаки и Ясуо Оцуки».
  • Навсикая из Долины Ветров — 1982—1994
  • Коллекция набросков Миядзаки Хаяо — 1983
  • Путешествие Сюны — 1983
  • Век летающих лодок — 1990 (часть Записных книжек Хаяо Миядзаки, 15-тистраничная манга, на основе которой снимался Порко Россо)
  • Записная книжка Хаяо Миядзаки — графические статьи, печатавшиеся в журнале Model Graphix с 1982 по 1992 годы и выпущенные отдельным томом в 1992 году.
  • Покрытые грязью тигры — 1998—1999
  • Возвращение Ганса — 1994

Хаяо Миядзаки | Японский режиссёр | Художник-мультипликатор | Манга | Студия Гимбли

Фильмография

Режиссёр, сценарист, раскадровщик

  • Конан — мальчик из будущего, аниме-сериал, 1978
  • Люпен III: Замок Калиостро, полнометражный аниме-фильм, 1979
  • Навсикая из Долины Ветров, полнометражный аниме-фильм, 1984
  • Великий детектив Холмс, аниме-фильм, 1984, студия Tokyo Movie Shinsha
  • Великий детектив Холмс, аниме-сериал, 1984, кей-аниматор, сценарист, студия Tokyo Movie Shinsha
  • Небесный замок Лапута, полнометражный аниме-фильм, 1986
  • Мой сосед Тоторо, полнометражный аниме-фильм, 1988
  • Ведьмина служба доставки (иногда «Служба доставки Кики»), полнометражный аниме-фильм, 1989
  • Порко Россо, полнометражный аниме-фильм, 1992
  • Sora Iro no Tane, ТВ-спэшл, 1992
  • Nandarou, ТВ-спэшл, 1992
  • On Your Mark — музыкальный клип на одноимённую песню группы Chage and Aska, 1995
  • Принцесса Мононоке, полнометражный аниме-фильм, 1997
  • Унесённые призраками, полнометражный аниме-фильм, 2001
  • Koro no Daisanpo, короткометражный аниме-фильм, 2001
  • Kujira Tori, короткометражный аниме-фильм, 2001
  • Ходячий замок, полнометражный аниме-фильм, 2004
  • Рыбка Поньо на утёсе, полнометражный аниме-фильм, 2008
  • Со склонов Кокурико, полнометражный аниме-фильм, 2011 — сценарист
  • Ветер крепчает, полнометражный аниме-фильм, 2013

Рыбка Поньо на утёсе (2008). Трейлер

Сорежиссёр

  • Люпен III, аниме-сериал, 1971—1972 — эпизоды 7,8,10,11,13—23 (в паре с Исао Такахатой)
  • Новый Люпен III, аниме-сериал, 1977—1980 — эпизоды 145, 155 (под именем Цутому Тэруки)
  • Эскизы фонов, компоновка
  • Хайди, девочка с Альп, аниме-сериал, 1974 (режиссёр Исао Такахата, адаптация книги Джоанны Спири «Хайди»)
  • Три тысячи ри в поисках матери, аниме-сериал, 1976 (режиссёр Исао Такахата, в основу легла часть романа «Сердце» Эдмондо де Амичиса)
  • Anne of Green Gables, аниме-сериал, 1979 (режиссёр Исао Такахата, адаптация книги Люси Мод Монтгомери)

Концепция, сценарий, раскадровка, эскизы фонов, ключевая анимация

  • Принц Севера, аниме-фильм 1968
  • Панда большая и маленькая, короткий аниме-фильм, 1972 (режиссёр Исао Такахата)
  • Панда большая и маленькая: Дождливый день в цирке, короткий аниме-фильм, 1973 (режиссёр Исао Такахата)
  • Самураи-гиганты, аниме-сериал, 1973—1974 — 48 серий. Трансляция с 07.10.1973 по 29.09.1974
  • Сказания Земноморья, аниме-фильм, 2006 (режиссёр Горо Миядзаки)

Хаяо Миядзаки | Японский режиссёр | Художник-мультипликатор | Манга | Студия Гимбли

Сценарий, раскадровка, продюсирование, монтаж

  • Помпоко: Война тануки, аниме-фильм, 1994 (режиссёр Исао Такахата)
  • Шёпот сердца, аниме-фильм, 1995 (режиссёр Ёсифуми Кондо)
  • Возвращение кота, полнометражный аниме-фильм, 2002 (режиссёр Хироюки Морита)
  • Ариэтти из страны лилипутов, полнометражный аниме-фильм, 2010 (режиссёр Хиромаса Ёнэбаяси)

 

Ветер крепчает (2013). Трейлер

 Консультации, ключевая анимация, раскадровка, эскизы фонов

  • Животные на острове сокровищ, аниме-фильм, 1971

Ключевая анимация, раскадровка, эскизы фонов

  • Большое приключение Холса, Солнечного принца, аниме-фильм, 1968 (режиссёр Исао Такахата)

Организация, ключевая анимация, раскадровка

  • Али-баба и сорок разбойников, аниме-фильм, 1971

Ключевая анимация, раскадровка, дизайн

  • Кот в сапогах (аниме), аниме-фильм, 1969, режиссёр Ябуки Кимио, студия Toei
  • Летающий корабль-призрак, аниме-фильм, 1969
  • Что это?, аниме-эпизод, 01.11.1992

 Официальный сайт студии «Гибли»: ghibli.jp

Источник: wikipedia.org

animation-ua.com

Мультфильмы Хаяо Миядзаки в моем исполнении и почему я начала их рисовать :) плюс пошаговое исполнение :) - Lera-Sosina

Добрый вечер всем!!!!!! Давненько меня не было )))

Новый год начался с новых творческих открытий. Открыла для себя мультипликационный мир. На каникулах пересматривала старые и новые мультфильмы разных анимационных студий. И вот, начала я их рисовать. Ради интереса и для собственной душевной радости. Как нарисую что нибудь, сразу настроение поднимается )))

Сегодня я покажу и расскажу о творчестве японского режиссера-аниматора Хаяо Миядзаки. Может многие знакомы с его творчеством. Даже аниме ненавистники останутся не равнодушными после просмотра его анимационных фильмов!

 

 

Немного информации:

Вместе с Исао Такахатой основал анимационную студию — «Студию Гибли».

В творчестве Хаяо Миядзаки важную роль играет гуманизм, а также экологические концепции. Графика фильмов Миядзаки отличается реалистичностью и большой точностью. Истории, написанные Миядзаки, не будучи привязанными к японской культуре, обычно интересуют не только японских зрителей, но и иностранные аудитории. Кроме того, в фильмах Миядзаки находит отражение его любовь к летательным аппаратам — они присутствуют практически во всех его фильмах[2]. Пресса часто называла Миядзаки «японским Диснеем»[3]. Миядзаки создал или участвовал в создании множества полнометражных анимационных фильмов. Кроме того, он автор нескольких манг. За свою мангу «Навсикая из долины ветров» Миядзаки в 1994 году удостоился награды Японской ассоциации мангак[5]. В Японии фильмы Миядзаки имели огромные кассовые сборы и встретили большой успех у критиков. Фильм «Унесённые призраками» стал самым прибыльным фильмом в Японии за всю историю, «Принцесса Мононокэ» и «Ходячий замок» также имели огромный успех.

Несмотря на это, до выхода в 2002 году фильма «Унесённые призраками» за пределами Японии Миядзаки был известен мало. За него он получил «Золотого медведя» — высшую награду Берлинского кинофестиваля в 2002 году и премию «Оскар» в 2003 году. Многие его фильмы посвящены теме взаимоотношений человечества с природой и технологиями.

 

Хаяо Миядзаки в моем исполнении.

Попробовала нарисовать его в его же стиле анимационных мультфильмов :)

В первый раз я познакомилась с его мультфильмом "Унесенные призраками" лет 10 назад наверное хаха. Когда еще в школе училась. Это мульт проник ко мне до глубины души. Такой он простой и интересный, что смотришь не отрывая глаз. Недавно его пересмотрела. И у меня сложились теже впечатления, что и раньше. Всем советую кто не смотрел! :))

 

 

 

 

 

 

 

«Унесённые при́зраками» (яп. 千と千尋の神隠し Сэн то Тихиро но камикакуси?, «Сэн и таинственное исчезновение Тихиро») — полнометражный аниме-фильм режиссёра Хаяо Миядзаки, который был снят на студии «Гибли» в 2001 году[1]. Сюжет фильма повествует о 10-летней девочке по имени Тихиро Огино, которая переезжает в новый дом. Но выходит так, что попадает в другой мир, населённый призраками и монстрами[2].

Фильм имел огромный успех у критиков и зрителей[3][4]; фигурирует во многих списках величайших анимационных фильмов в истории.

 

«Ходячий за́мок» (яп. ハウルの動く城 Хауру но угоку сиро?, букв. «Дви́жущийся за́мок Ха́ула») — полнометражныйаниме-фильм, выпущенный студией «Ghibli» в 2004 году. Создан японским режиссёром Хаяо Миядзаки по мотивамодноимённого сказочного романа английской писательницы Дианы Уинн Джонс. Был номинирован на 78-ю премию «Оскар» (2006) за «лучший анимационный полнометражный фильм».

 

«Мой сосед То́торо» (яп. となりのトトロ тонари но то́торо?) — полнометражный аниме-фильм, созданный японским мультипликатором Хаяо Миядзаки в 1988 году.

Нарисовала три самых понравившихся мультфильма творчества студии Гибли :)

Спасибо за внимание!

А вам какие нравятся? Может быть посоветуете мне к просмотру?) Если вдохновлюсь, то тоже нарисую!

 

http://vk.com/lerasdesign

http://instagram.com/lerajeya

www.dnevniki.ykt.ru

Волшебник Хаяо Миядзаки

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Легендарный режиссер, подаривший миру Тоторо, Унесенных призраками, Бродячий замок Хаула и множество других картин, объявил о своем уходе из анимации.

На Венецианском кинофестивале выдающийся японский аниматор Хаяо Миядзаки представил свой новый мультфильм «Ветер крепчает» и объявил о завершении карьеры. Режиссер уже давно грозился оставить анимацию, и три его предыдущие работы трактовались как завещания, но каждый раз мир вздыхал с облегчением — мэтр остается. Но не в этот раз.

Мы в AdMe.ru хотим вспомнить самые знаменитые картины Хаяо Миядзаки и приоткрыть завесу над его творчеством.

Будущий мультипликатор родился 5 января 1941 года. Хаяо был вторым из четырех сыновей в семействе Миядзаки, отец — директор фирмы по производству авиадвигателей, мать — прекрасная, образованная женщина.

Старшеклассником он увидел мультфильм «Легенда о Белой змее» производства студии Toei. Впечатление от движущихся картинок-образов перевернуло всю жизнь будущего мультипликатора. Но молодой Хаяо учился вовсе не на художника или дизайнера — он успешно окончил университет по специальности «политология и экономика».

Мультипликация все не отпускала Хаяо, и он посещал кружок чтения сказок. Так автор стал обладателем внушительного багажа знаний о легендах, былинах, сказаниях и мифах.

К 1963 году анимация в жизни Миядзаки всё-таки «перевесила» серьезные науки. Он просто приходит в студию Toei и устраивается помощником аниматора. Здесь он знакомится с Такахатой Исао, человеком, с которым рука об руку пройдет через все неудачи и в итоге создаст собственную анимационную студию «Джибли» (Ghibli).

В 1982 г. Миядзаки начал печатать роман в картинках «Навсикая из Долины ветров». Издатели поставили ему условие не экранизировать «Навсикаю», однако вскоре сами же попросили снять пятнадцатиминутный эпизод. Аниматор отказался делать фильм длиной меньше часа, и в конце концов было принято решение о полнометражной, двухчасовой картине. История принцессы с экзотическими средневековыми декорациями, рыцарями, танками, воздушными боями, насекомыми высотой с дом, с экологической темой и величественным философским звучанием буквально потрясла Японию. Так сорокатрехлетний Миядзаки стал классиком.

На протяжении всей своей карьеры Хаяо Миядзаки затронул множество тем, использовал множество тональностей и регистров. Сатира, эпос, элегия волшебным образом переплетались в его картинах, целиком погружая зрителей в завораживающую игру фантазии...Так мастер сумел найти путь не только к умам, но и к сердцам зрителей. Если детям он рассказал об окружающем мире на их языке, то взрослым указал дорогу, по которой можно сходить в гости к детству.

«Анимация — это не то, когда ты берешь карандаш и рисуешь ровную, правильную линию. Анимация — когда ты пытаешься отыскать ту линию, которая скрыта внутри тебя самого».

«Мне не следовало бы об этом говорить», — признался президент киностудии «Walt Disney» Майкл Айснер, — «но „Тоторо“ долгое время был самым любимым фильмом моих детей. В нем есть какое-то трудно определимое словами волшебство. До того, как фильм вышел в США на видео, у меня дома была его кассета на японском. Однажды ее нашли дети. Хотя им был непонятен японский диалог, фильм заворожил их. Не могу сосчитать, сколько раз они его посмотрели».

Однажды, в интервью романисту Рю Мураками, Миядзаки долго пытался объяснить, что рисует девочек не потому, что педофил, а потому, что взрослый мужчина в принципе не может быть героем ни одной истории, ведь, сталкиваясь со злом, он всегда ищет, кому бы отстрелить голову, а это — порочный путь.

«Конечно, у нас на студии есть и компьютерный отдел. Но я всегда говорю им: «Старайтесь работать неаккуратно, не стремитесь к идеальным линиям. Мы ведь здесь создаем тайну, а тайна никогда не бывает идеальной».

2001 год для Хаяо Миядзаки да и всего мира ознаменовался фильмом «Унесенные призраками». Это красочная и экзотическая сказка о приключениях десятилетней девочки в волшебном мире, но Миядзаки и тут остается верен себе, стремясь, чтобы зрители получили не только радость, но и пользу для своего мировоззрения.

Фильм «Унесенные призраками» имел громкий успех в Японии и совсем невероятный за ее пределами: премия Берлинского кинофестиваля, а позже «Оскар» в номинации «лучший анимационный фильм».

Последние пять лет от японского аниматора ждали самых диких и буйных фантазий — в общем-то ими он и силен. Но на свет появилась реалистичная биография авиаконструктора Дзиро Хорикоси. Здесь Дзиро — не сказочный герой, а настоящий человек, нескладный, небезупречный, часто несчастный, до безумия преданный небу. Но едва ли следует воспринимать картину только как байопик об исторической личности. Миядзаки всегда смотрит глубже — авиация здесь, как и анимация, позволяет нарушать границы пространств и напоследок совершить едва ли не самое рискованное путешествие — в глубины собственной души.

www.adme.ru

Волшебный мир Хаяо Миядзаки - Школа стильных образов и идей

Хаяо Миядзаки - известный во всем мире японский мультипликатор, режиссер, сценарист и продюсер. 

Родился Хаяо в Токио в 1941 году.Уже два года продолжалась вторая мировая война. Через 4 года начнется война между Японией и Россией. А США насесут два ядерных удара.

волшебный проход, кадр из фильма Ходячий замок, 2004 год

  Отец Миядзаки во время войны был директором Миядзаки Эйрплейн, фабрики по  изготовлению деталей к самолётам.

  Его мама болела и часто лежала в разных больницах, из-за чего семье приходилось  много переезжать.

  дух леса - Тоторо

рисунок к фильму Мой сосед Тоторо, 1988 год

кадр из фильма Навсикая из долины ветров, 1984 год

В фильмах Миядзаки (а именно так он сам называет то, что он делает) мистически сливаются технология и природа (к которой в Японии относятся, как к живому организму, поклоняются ее силам - множеству духов), а тема войны и антиутопичных сценариев развития событий после проходит через почти все его творчество.

рисунок к фильму Небесный замок Лапута, 1986 год

Хаяо сан признается, что на него сильно повлияли 3 анимационных фильма. Перым был японский  мультфильм «Легенда о белой змее» 58 года, именно после этого, он решил стать аниматором.

рисунок к фильму Навсикая из Долины Ветров

И как было приятно узнать, что другими двумя, также сильно повлиявшими на его творчество мультфильмами, были советские мультфильмы: «Снежная королева» Льва Атаманова и «Ёжик в тумане» Юрия Норштейна.

  Кстати, Хаяо сан и Юрий Борисович друзья  и часто встречаются.  Миядзаки сан называет Юрия Борисовича "поэтом анимации".

  Еще один маленький дух леса.

Когда его спросили, почему именно эти два мульфильма, он ответил, что они очень психологичны. Мне кажется, я не совру, если скажу то же самое и о творчестве самого Миядзаки.

кадр из фильма Мой сосед Тоторо

Миядзаки сан, кстати, еще любит творчество Антуана де Сент-Экзюпери.

кадры из фильма Небесный замок Лапута

Мир, который создает Миядзаки, тоже не совсем детский.рисунок к фильму Ходячий замок

котельная, рисунок к фильму Унесенные Призраками, 2001 год

рисунок входа в комнату, где живет волшебница, Унесенные призраками

кадр из фильма Навсикая из долины ветров

кадр из фильма Унесенные призраками

Но он для тех, кто хранит в своей душе ребенка, кто верит в чудеса и добро.рисунок к фильму Унесенные призраками

Хотя маленькие японские дети его тоже очень любят. А вот моя трехлетняя племянница испугалась черных чернушек (сусуватари).

А еще мир Миядзаки просто очень красивый

 

  В Японии, кстати, есть воплощенный мир Миядзаки -  музей созданной им компании Гибли.

  Эта картинка - потолок одной из комнат в нем.  А еще такое солнышко сияет в детской в одном из его  мультфильмов.

  Говорят, в музей невозможно просто так попасть –  нужно записываться за несколько месяцев.

  Почитать про Хаяо Миядзаки можно в Википедии и на Кинопоиске

  Посмотреть мультфильм "Легенда о белой змее" можно тут:  http://rutube.ru/tracks/2232416.html  http://rutube.ru/tracks/2232470.html  http://rutube.ru/tracks/2232537.html

  Посмотреть "Ежика в тумане" можно здесь  Посмотреть "Снежную Королеву" можно вот тут

  Посмотреть фильмы Миядзаки можно на просторах интернет

popova-artclass.livejournal.com

Ошибка | Interview Россия

Хаяо Миядзаки — удивительный человек, имя которого мы, скорее всего, знаем, даже если нам ничего неизвестно про культуру японских мультфильмов. Он трудится над своими работами уже 50 лет, и сегодня студия Ghibli, одним из основателей которой он стал в 1985 году, не только выпускает давно ставшие редкостью фильмы, сделанные при минимальном участии компьютерных технологий, но и давно уже стала местом паломничества, открыв собственный музей, для которого сам Миядзаки придумывает затейливые идеи, рисует от руки короткие мультфильмы и собирает коллекцию экспонатов.

“Ведьмина служба доставки”«Я верю, что компьютер способен на большее, чем человеческая рука. Но мне уже слишком много лет, чтобы изменить свои методы работы и заставить себя убедиться в этом».

Придуманный им Тоторо путешествует по миру в виде такого огромного количества сувениров, какому могут позавидовать даже диснеевские герои, его «Принцесса Мононоке» стала в Японии вторым самым успешным фильмом проката (по сборам ее за всю историю опередил только фильм «Титаник»). В 2002 году один из его лучших фильмов «Унесенные призраками» победил в конкурсе Берлинского кинофестиваля, а также завоевал для японской анимации первый за всю историю «Оскар», который режиссер, кстати, не приехал получать, бойкотируя войну в Ираке. Впрочем, он не приехал и в Берлин, и в Венецию, когда там показывали в конкурсе его «Ходячий замок». Зато спустя год его уговорили там появиться, чтобы вручить почетную награду за вклад в искусство, а в августе прошлого года все там же состоялась премьера фильма «Ветер крепчает», который Миядзаки представил сам, заодно объявив о том, что выходит на пенсию.

Уйти из режиссерской профессии он пытается давно. Рисовать каждую раскадровку, придумывать всех персонажей и контролировать работу на всех стадиях производства — тяжелый труд, и, как безупречно ответственный человек, Миядзаки хотел сложить его с себя впервые еще в 1997 году, сразу после выхода «Принцессы Мононоке». Из-за этой же самой ответственности ему пришлось вернуться к работе спустя два года, когда режиссер «Унесенных призраками» не смог продолжить работу над фильмом. То же самое случилось на фильме «Ходячий замок», и вот повторяется теперь — но в этот раз, к сожалению, тянет ему поверить: мастеру уже больше 70-ти лет. Мы решили пересмотреть его главные фильмы и вспомнить, из каких важных вещей состоит его удивительный авторский мир.

девочки и звери

Больше всего среди главных героев Миядзаки девочек: юная ведьма Кики, подруга молчаливого Тоторо Мэй и ее сестричка, отважные и даже жестокие принцессы Навсикая и Мононоке, защищающие свой умирающий мир, попавшая в призрачный мир Тихиро. Почти все они решительные, непосредственные и довольно дерзкие, а главное, жутко самостоятельные. Это важная и сознательная черта всех сюжетов автора: в его мирах одинаково взвешенно и серьезно действуют мужчины, женщины, маленькие дети, волшебные колдуньи и превратившиеся в животных люди. В мире Миядзаки нет скидок на возраст или пол: ко всем героям его законы одинаково строги, но и одинаково справедливы.

Сказки и Призраки

“Ведьмина служба доставки”Истекающий гнилью кабан в «Мононоке», например, появился так: «Близко к окраине деревни, где я живу, есть река. Когда чистили реку, мы увидели, что было на дне, что гнило на самом деле. Там в реке был велосипед, колесо которого было прямо на поверхности воды».

На первый взгляд кажется, что бесконечное количество волшебных персонажей, которых мы встречаем в мирах Миядзаки, не может быть целиком придумано одним человеком и наверняка за всеми ними стоит как минимум фольклорная традиция целой Японии. Сам автор рассказывает, что все главные существа в его мультфильмах не связаны ни с какими конкретными образами и, чтобы их воплотить на экране, он каждый раз ныряет в собственное подсознание, не ориентируясь на конкретные референсы. Но признает, что при ближайшем рассмотрении в его историях можно найти очень много самых разных отсылок — и не только к синтоизму, символикой которого пронизаны в частности «Унесенные призраками» или «Принцесса Мононоке», но и, например, к русским народным сказкам: ходячий замок из одноименного мультфильма был придуман после знакомства с нашими сказками об избушке на курьих ножках. Миядзаки, кстати, был и остается большим другом нашего знаменитого аниматора Юрия Норштейна.

Добро и зло

“Ведьмина служба доставки”«Единственная разница между фильмами для детей и фильмами для взрослых состоит в том, что там всегда есть возможность начать с начала. В фильмах для взрослых нет возможности что-то изменить. Что случилось, то случилось».

Миядзаки неоднократно утверждал, что он пессимист и не верит в светлое будущее человеческой цивилизации, но всегда подчеркивал, что делает мультфильмы для детей, которым предстоит жить в этом мире, расти в нем и бороться за счастье, и поэтому выражать свое отсутствие веры в работах он не считает верным. Глубокая печаль о нашей судьбе в них, тем не менее, всегда чувствуется — как чувствуется и то, что она не может быть безусловной, когда вокруг все еще происходят чудеса, а усилиями нескольких маленьких, но упорных людей или духов можно кого-то спасти, вылечить от уныния или расколдовать.

Леса и океаны

Экология — одна из самых важных вещей в мире Миядзаки-человека, но как художник он никогда не высказывается на эту тему демонстративно или навязчиво. Его много спрашивали об этом и в связи с «Навсикаей», сюжет которой строился в мире, существующем после экологической катастрофы, и когда вышла история Мононоке, где герои жестоко бьются за территорию и судьбу родного леса. Но об этом скорее нужно мыслить в обратной последовательности: не сюжеты, которые придумывает Миядзаки, пропагандируют заботу об окружающем мире, а ценности, которые заставляют эти сюжеты так складываться, становятся причиной его заявлений. Это не поза, а его действительный взгляд на мир, потому и в фильмах он выражается так органично. Можно, например, долго обсуждать символическое значение воды, которая затопляет и омывает подавляющую часть пространств, в которых разворачиваются его сюжеты — и всегда этот разговор в зависимости от нашего желания легко строить и вокруг мифологии, и вокруг насущных проблем, по-настоящему существующих на нашей планете.

Авиация и война

“Ведьмина служба доставки”«Взрослый может чувствовать ностальгию по особенному времени в его жизни, но, я думаю, у детей тоже бывает ностальгия. Это одна из самых распространенных человеческих эмоций. Это одна из вещей, которая делает нас людьми, и поэтому это трудно определить».

Отец Миядзаки был авиаконструктором, и сам Хаяо-сан с раннего детства рисовал самолеты, летающие аппараты и боевые машины. Когда он решил стать аниматором, это потребовало немалой смелости, так как ничего, кроме этих вещей, он на бумаге изобразить не умел. «Ветер крепчает» — фильм о человеке, конструирующем самолеты в Японии во время Второй мировой войны, — разумеется, связан и с семейной историей самого режиссера, но здесь не стоит видеть прямой автобиографии. Это едва ли не первый его фильм, в котором действительно нет никакого волшебства кроме силы человеческого духа, но это все еще фильм Миядзаки, — а значит, в нем все просто и одновременно ничего нельзя объяснить напрямую.

То же касается и отношения к войне — простой, тяжелой и страшной части жизни, которую очень важно понимать в первую очередь именно как часть жизни, где люди борются, ходят куда-то по своим делам, пытаются выжить и влюбляются друг в друга, как и при любых других обстоятельствах.

Конечно, летающих машин во многих работах Миядзаки было предостаточно, но главный фильм о пилоте в его фильмографии — это «Порко Россо». История рассказывает о пилоте, так сильно разочаровавшемся в жизни после войны, что из-за проклятья уныния он стал свиньей. Здесь, среди прочего, есть одна важная и трогательная деталь: на двигателе самолета, которым управляет Порко, стоит клеймо «GHIBLI» — студии, которую по сей день возглавляет Хаяо Миядзаки. Когда мы учились в школе, в учебнике по английскому языку надо было заучивать нелепую и старомодную фразу «книги — это реактивные самолеты, уносящие меня в мир фантазии из четырех стен, в которых я живу». Как бы смешно это ни звучало, о фильмах Миядзаки можно сказать то же самое, слово в слово. Это великолепные самолеты, их делает студия Ghibli, и с их помощью действительно можно отправиться очень далеко из четырех стен, в которых мы все живем. 

Текст Наиля Гольман

www.interviewrussia.ru

Хаяо Миядзаки. Немного о мультфильмах и студии «Ghibli» : mr_henry_m

На сегодняшний день Хаяо Миядзаки – пожалуй, известнейший и любимейший аниматор во всём мире. У него миллионы поклонников, среди которых, уверен, найдутся и такие, кто знает каждое его мультипликационное творение наизусть. Все мельчайшие особенности его творчества, взгляды на жизнь и на будущее анимации давно уже обговорены десятки раз, равно как и огромное количество других деталей, связанных с личностью японского мастера, которые способны заинтересовать даже самых любопытных. Хотя всё это факторы чисто внешние, поскольку секреты творчества любого большого художника до конца непостижимы даже для него самого. Окружающие же любят строить самые разные догадки, среди которых наиболее достоверные и популярные становятся официальными представителями художника в миру, представляющими его самого и его мастерство публике. Представляющими, конечно, именно таким, каким его видят самые близкие люди, самые верные соратники по работе и самые преданные поклонники и знатоки его анимации. Но каков он на самом деле, каков он внутри себя, какого он о себе мнения? «Я не рассказчик. Я человек, который рисует картинки». Так в одном из интервью Миядзаки коротко говорит о себе. Действительно, фильмы японского аниматора славны совсем не тем, чем может похвастаться «фильм» в привычном понимании этого слова, то есть актёрской работой или хорошим сценарием. С правдоподобием и логикой последних в мультфильмах Миядзаки так вообще бывают ощутимые трудности. Но в том-то всё и дело, что привычные аспекты «кино» здесь рассматривать не стоит. Ведь это мир анимации, где главный и определяющий фактор – богатство человеческого воображения. Миядзаки рисует картинки, почти не пользуется компьютером, не смотрит кино и довольно немного – телевизор, зато охотно занимается уборкой территории вокруг своего дома, слушает прогнозы погоды и ежедневно занят усовершенствованием своей неповторимой студии «Гибли». Попасть туда едва ли сможет каждый, но вот посмотреть документальный фильм об этом уникальном строении, вдохновлённом архитектурой Западной Европы и фантазией её создателя, совсем несложно и даже нужно, если вам действительно интересны и дороги мультфильмы Миядзаки.

Это и студия, и музей, и маленький парк аттракционов, и просто загадочное пространство, которое пленяет своим многообразием и оригинальностью выдумки. Даже изучая все уголки этого удивительного места с домашнего экрана, кажется, что здесь легко можно потеряться не столько в лабиринтах из комнат, этажей и лестниц, сколько в закоулках собственного воображения, живо начинающего работать при одном только виде дверных проёмов разных размеров или полутёмных коридоров с разноуровневыми потолками, куда через яркие разноцветные витражи в глубине стен проникают редкие солнечные лучи, напоминающие об атмосфере умиротворённости и покоя церковных зал и величественности древних церковных сводов. Создаётся впечатление, что этот удивительный мир каждый день существует вокруг Миядзаки и вдохновляет его на новые труды. Но этот мир – не только причудливые комнаты и фигурки персонажей его мультфильмов, размещённые по всему пространству студии. Это, прежде всего, – люди, работающие с ним бок о бок и часто подающие ему замечательные идеи одним только своим присутствием рядом. Неподалёку от рабочего кабинета Миядзаки даже расположен садик, где играют дети – то ли из семей местных работников, то ли из ежедневно приглашаемых на экскурсии. И, если мастер вдруг начинает отчаиваться и забывать, ради кого он старается, ему достаточно просто выглянуть в окно.

Но каждому, кто видел хотя бы несколько его мультфильмов, ясно, что они сделаны не только для детей. Сам Миядзаки справедливо замечал (а, вернее, закономерно повторял кем-то давно высказанную мудрую мысль), что хороший мультфильм для детей делается с учётом потребностей взрослой аудитории. В этом заключена одна из самых больших в мире трагедий, и особенно ярко она проявляется на примере мультфильмов. Мультфильм делается для ребёнка, и смотрят его преимущественно дети. Однако оценку качества всегда даёт «взрослый» эксперт, условно – кинокритик. Воображаемые миры, которые аниматоры создают внутри своих произведений, как бы они ни были несовершенны, зачастую проглатываются детьми с таким же восторгом, как и лучшие представители жанра. И это вполне понятно, ведь дети живут воображением. Они могут и хотят верить, что происходящее на экране возможно на самом деле. Если же их что-то не устраивает, они всегда достраивают несовершенную вселенную по своему вкусу.

То же делает и взрослый человек, смотрящий фильмы и даже мультфильмы. Но колоссальный разрыв между детским и взрослым восприятием кроется в умении удивляться и быть по-настоящему завороженным придуманным миром. Детям для этого не требуется никаких усилий, это их естественное состояние. Взрослому же человеку нужны какие-то свои, «взрослые» ценности, далёкие от представлений о реальном мире ребёнка. Он хочет, чтобы вселенная на экране была построена именно на их основе. С этой точки зрения взрослый человек начинает оценивать мультфильм. Тут мне явно стоит начать говорить от своего имени, ведь я уже довольно давно отношусь к упомянутой категории. Когда ты смотришь мультфильм в зрелом возрасте, то начинаешь замечать, что обилие деталей, которое поражало в детстве (тут важен именно эффект «пересматривания») вдруг исчезло, потому что раньше его достраивало твоё воображение. То же самое оно пытается делать и теперь, но всё чаще терпит неудачу. Как ты ни стараешься увлечься тем, что смотришь, оно уже не трогает настолько сильно, так как перестало тебя по-настоящему удивлять. Ты смотришь на «детский» мультфильм с позиции «взрослого», ты оцениваешь логику и правдоподобие происходящего, а также качество выдумки, прорисовки персонажей и декораций и далее по списку. Проделав во время просмотра всю эту работу внутри себя, ты делаешь выводы – хорошо или плохо.

И, в сущности, максимально объективное «хорошо», которое только может существовать в нашем мире, способен выдать только взрослый человек. На основе правильных выводов он советует ребёнку смотреть такие-то и такие-то мультфильмы. Другие же кажутся ему слабоватыми, пошлыми, безвкусными – в общем, такими, которые ничему хорошему ребёнка не научат. В лучшем же случае – просто превратят его в человека с плохим вкусом. Разумеется, это всё сильно идеализированная картина жизни. Ведь, на самом деле, каждый маленький зритель смотрит всё подряд, без разбора, после чего с возрастом постепенно начинает отсеивать всё нежелательное. Вопрос только в том, много ли достойных мультфильмов окажется в его «чёрном списке». Таким образом, трагедия заключается в невозможности совместить рациональное мышление взрослого и детское воображение, которому нет почти никакого дела до качества и здравомыслия выдумываемого. Я говорю «почти», так как всё-таки именно дети сильнее всего чувствуют фальшь и неправду, в морально-этическом смысле этого слова. Другое дело, что они в то же время – и самые доверчивые, так что в этом случае не нужно быть достаточно хитрым манипулятором, чтобы сделать из сомнительных и аморальных фантазий видимость светлой и чистой правды. Если ребёнка что-то покоробит, он или сам найдёт, чем это объяснить и заменит чужеродный элемент на более органичный, или же, не получив достоверного и внятного ответа от взрослых, просто начнёт считать увиденное за норму. И второе, очевидно, намного вероятнее первого.

Но разговоры о трагедиях уводят куда-то во мрак, а мультфильмы Хаяо Миядзаки, ради которого и затевался весь этот разговор, – необыкновенно светлы, радостны и отнюдь не безнадёжны. По крайней мере – большинство из них. Пусть даже их создатель в жизни – законченный пессимист. В таких случаях я всегда склонен верить не словам и поведению, но деяниям художника, в которых и предстаёт или хотя бы отражается его внутренний мир, его реальные взгляды на жизнь, его подлинное «я». Моя цель – лишь выразить собственные впечатления от произведений японского мастера. Впечатления, увы, не лишённые той самой нотки трагичности из-за невозможности воспринимать виденные в детстве и ранней юности творения с той же степенью новизны, восхищения и удивления. Хотелось бы поговорить о них обо всех по порядку.

mr-henry-m.livejournal.com


Смотрите также