Урок рисования в 3-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему "Рисование весенней ветки". Уроки рисования в коррекционной школе


Урок рисования в 3-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему "Рисование весенней ветки"

Разделы: МХК и ИЗО

Тема: Рисование с натуры весенней ветки.

Цель: продолжить работу по формированию умения работать с красками.

Задачи.

  • Развивающая: развивать умение передавать примерные пропорции изображаемого и относительную величину его частей, закреплять умение правильно располагать изображение на листе бумаги.
  • Коррекционная: коррегирование перцептивных действий, то есть умения обследовать предметы по форме, величине, цвету.
  • Воспитательная: воспитание положительных качеств личности: самостоятельности, умения доводить начатую работу до конца.

Оборудование для учеников: карандаш, ластик, кисточка, штамп, краски, лист бумаги.

Оборудование для учителя: ветка с распустившимися листочками, лист для педагогического рисунка, схема построения изображения, словарное слово – композиция, варианты расположения рисунка на листе бумаги, варианты размера изображения, план анализа рисунков, музыка ( Чайковский «Времена года»).

План урока.

I. Подготовительная часть.

1.Организационный этап.2. Вводная беседа.

II.Основная часть.

1. Анализ натуры.2. Определение последовательности выполнения рисунка.3. Указания к началу работы.4. Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности.

III. Заключительная часть.

1. Подведение итогов урока.2. Организация окончания урока.

Ход урока.

1. Подготовительная часть.

1. Организационный этап. Проверка готовности к уроку.2. Вводная беседа.

- Ребята, я сегодня получила письмо от Снежной королевы. И вот, что там написано: «Я, Снежная королева, пролетая мимо вашего края, увидела, что Весна не торопится прийти к вам. Нет ни зелени, ни ручейков. И решила вернуться: замести улицы сугробами, заморозить окна и носы людей. Я передумаю только в одном случае, если Весна успеет прийти к вам раньше.» - Что же делать? А ведь мы так соскучились по теплому солнышку, по зеленой травке, по журчанию ручейков. Нужно подумать, что же предпринять. А пока мы думаем, послушаем стихотворение о весне, которое вы учили на уроке чтения.- Кажется, я придумала, как обмануть Снежную королеву. Помните, еще когда на улице был снег, я принесла в класс веточку, которая казалась сухой. Мы поставили ее в воду и наблюдали, как из почек постепенно появляются листочки. Эта ветка говорит нам о приходе весны. Но она всего одна. Снежная королева ее даже не заметит… Давайте нарисуем каждый по ветке и повесим в классе. Снежная королева решит, что весна вступила в свои права и не вернется.

II.Основная часть.

1. Анализ натуры.

.- Сегодня вы будете рисовать нашу ветку, и создавать себе весеннее настроение. Ваши работы мы оставим на выставке. - Рассмотрите ветку внимательно. Из скольких частей она состоит?- Какая из этих частей самая большая? - Ветка ровная или искривленная? Обратите внимание, она постепенно сужается.- Какой формы ветки?- Что располагается на каждой ветке?- Посмотрите каждый на свою веточку на парте. Как растут листья? (По нескольку на одном черенке.)- На что похожи листья? (На треугольники.)- Давайте рассмотрим цвет. Какой он у веток? (Коричневый.) Где находится наиболее светлая часть? (вдоль ствола). Как мы будем ее раскрашивать? (Светлее, чем края.)- Какого цвета листья? (зеленого).

2. Определение последовательности выполнения рисунка.

- Для того чтобы рисунок оказался красивым, был правильным, вы должны выполнить 4 задачи.

1 - правильно расположить предмет.2 - величина предмета должна быть передана верно.3 - предмет на рисунке должен быть правильно построен.4 - цвет предмета должен быть передан верно.

Чтобы выполнить эти задачи, рассмотрим этапы работы, схему построения изображения.

- Первый этап - правильно расположить лист бумаги. Скажите, что больше длина ветки или расстояние между кончиками верхних и нижних веток? (длина) Тогда как мы расположим альбомный лист? (по горизонтали) - Второй этап работы это правильно выбрать размер рисунка и красиво расположить его на альбомном листе. Ребята, правильное и красивое расположение рисунка на листе называется композиция, Посмотрите на доску, запомните, как писать это слово и что оно обозначает. Еще раз прочитайте все вместе это слово. Что оно обозначает?Чтобы правильно выбрать размер рисунка, посмотрите на доску, где приведена схема «Варианты размеров изображения». Какой из них верный? Почему?Чтобы правильно разместить рисунок на альбомном листе, посмотрите на схему «Варианты расположения рисунка на альбомном листе» и скажите, какой из них верный? Почему? - Третий этап – нарисовать основные части изображаемого предмета. (Ветки)- Четвертый этап – в соответствии с размерами нарисовать мелкие детали: почки, черенки, отростки.- Пятый этап - аккуратно раскрасить. Сначала середину ствола - светло-коричневым цветом. Затем края ствола - темно-коричневым, потом черенки – зеленым цветом. Далее раскрашиваем способом примакивания листики.К доске вызывается один ребенок, который повторяет последовательность выполнения работы по схеме построения изображения. Пока ребенок объясняет, учитель одновременно выполняет педагогический рисунок на специально отведенном для этого листе.

3.Указания к началу работы.

Итак, я хочу напомнить 4 задачи рисования, с которыми вы должны справиться на этом уроке:

1 - правильно расположить предмет.2 - величина предмета должна быть передана верно.3 - предмет на рисунке должен быть правильно построен.4 - цвет предмета должен быть передан верно.

- рисуем с натуры, поэтому чаще смотрим на ветку и сравниваем с тем, что нарисовали вы,- во время рисования необходимо следить за осанкой.

4. Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности.

- Итак, приступаем к работе. Для создания настроения я включаю музыку русского композитора Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года».После завершения карандашного рисунка – физминутка.

Встали мы ровно, руки подняли.Это деревья в лесу.Руки согнули, кисти встряхнули -Ветер сбивает росу.В сторону руки – плавно помашем -Это к нам птицы летят.Как они сядут, тоже покажем -Крылья заложим назад.

Завершение рисунка – работа с красками.

III. Заключительная часть.

1.Подведение итогов урока.

Анализ своих работ детьми выполняется по плану.Выставление оценок.

2. Организованное окончание урока.

- Какое новое слово узнали на этом уроке? (Композиция.) Что оно обозначает? (Правильное и красивое расположение рисунка на листе бумаги.)- Что вы сегодня рисовали? Для чего вы это делали? Теперь Снежная королева подумает, что наступила весна и не вернется к нам.- Вы все сегодня на уроке хорошо поработали. Урок окончен.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Доклад "Уроки изобразительного искусства в коррекционной школе"

Уроки изобразительного искусства.

Шинкель сказал: «Изобразительное искусство в его наивысшем совершенстве должно стать музыкой…».

Эти слова хочется сделать эпиграфом к каждому уроку ИЗО. Познать красоту мира – вот цель уроков изобразительного искусства.

Организация уроков изобразительного искусства в коррекционной школе имеет свои специфические особенности. Наблюдая за развитием детей с ограниченными возможностями здоровья, становится явным недоразвитие их познавательной и практической деятельности, эмоционально-волевой сферы. Рабочая программа по изобразительному искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.

Уроки изобразительного искусства способствуют развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Не каждый ребенок станет художником. И этого не изменят ни самые лучшие психологические рекомендации, ни педагогические методики, ни опыт педагога. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и потенциал этот надо раскрыть. Тут нет никакого противоречия. Так, каждый обладает способностью логически мыслить и применяет ее постоянно, но лишь немногие становятся специалистами по логике или учеными-теоретиками. Поэтому преподаватель изобразительного искусства должен вести себя так, будто все дети – потенциальные художники. На практике это, в частности, означает, что он будет относиться к каждому ребенку как к творческой личности, не предрешая заранее, как далеко тот сможет пойти в своем развитии. И будет уделять постоянное внимание специфически художественным заданиям.

Предварительная подготовка – основной залог успешного урока. Учащиеся должны иметь все необходимое для урока (ластик, стаканчик для воды, набор кисточек различного размера, точилка, подточенный простой карандаш, лист бумаги с зернистой поверхностью). Подбираются картины, картинки художников, иллюстрации, музыка , соответствующая содержанию урока. Мы с учениками пробовали музыку нарисовать. Пробовали представить, что именно «изобразил» композитор. А образы возникающие при прослушивании этой музыки – нарисуйте.

Начиная с первого класса необходимо приучать детей к тому, что от частого исправление портится рисунок; он приобретает небрежный вид. К уроку надо готовиться добросовестно, ответственно, с любовью.                   Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.

Учитель готовится к каждому уроку не менее тщательно: планируя, обдумывая каждый этап урока. Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.

Урок должен быть воспитывающим и развивающим, коррекционно-развивающим.

Учитываю развитие детей, на каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся, а весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка.

На уроке должны осуществляться инновационные процессы.

Необходимо применение здоровьесберегающих технологий, т.е. соблюдаться охранительный режим (проведение минуток для разминки, переключения на другой вид деятельности).

Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

оказывать всестороннюю педагогическую поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья, способствовать их социальной адаптации.
Учитель ставит цели урока: развивающую, воспитывающую, образовательную, но в коррекционной школе очень важно правильно и четко определить коррекционно-развивающие задачи.

*корригировать все виды внимания, переключение внимания, увеличение объема внимания.

*коррекция и развитие связной устной речи, обогащение словарного запаса, работа над правильным произношением

*коррекция и развитие зрительных, тактильных и слуховых восприятий

*коррекция и развитие мелкой моторики рук: умелости, ритмичности, плавности движений, соразмерности движений

*коррекция и развитие мыслительной деятельности, фантазии ,творчества

*коррекция и развитие личностных качеств учащихся (самоконтроль, усидчивость, выдержка, умение выражать свои мысли, чувство красоты)

Существует определенная программа по изобразительному искусству, огромное количество методик по ее выполнению, но практика доказывает, что невозможно следовать слепо рекомендациям и программе. Каждый класс, каждый ребенок по-своему индивидуален. Урок рисования – это сотворчество педагога и ученика. Очень важны: характер речи учителя: ясность, точность, эмоциональная выразительность, умеренность, его влияние на эмоционально - волевую деятельность и поведение учащихся. Необходима словарная работа: это и расширение словарного запаса и работа с необходимыми терминами. Немаловажную роль играет и предлагаемая наглядность, образцы. Эстетичность, яркость, четкость изображения обязательны. Я часто использую музыку на различных этапах работы, но на каждом уроке музыкальное сопровождение лучше не применять (теряется эффект воздействия).

Во время проведения урока в коррекционной школе должны соблюдаться следующие условия:

*повторение тем проходит в следующих классах с усложнениями, дополнениями;

*необходим замедленный темп объяснения темы, приемов рисования, упрощение структуры материала и формируемых умений и навыков; дифференцированные задания;

*по возможности больше задействовать эмоциональные чувства;

*делать опору на наиболее развитые положительные качества ученика и преодоление на этой основе общей недостаточности его интеллектуальной сферы;

*при рисовании сложных рисунков проводить расчленение его на отдельные элементы;

*в работе использовать как можно больше разнообразных приемов и методов с целью развития познавательных процессов ;

*при использовании наглядного материала, натуры уделять особое внимание качеству красоте, яркости;

*в предварительной беседе, рассматривании, обсуждении предстоящей работы побуждать детей к речевой активности, обогащению словарного запаса;

*осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход

Наиболее приемлемыми методами обучения в школе является успех.

Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха — необходимое условие для перерастания положительного отношения к предмету в активное, творческое.

Я убедилась, что успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия. Один раз, пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему. Этот успех запоминается надолго и является стимулом к учебе. С этой целью я устраиваю «выставку» в классах, персональные выставки в школе, мы принимаем участие во всех выставках рисунков на определенную тему (на тематических неделях, к определенным датам).

Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и использует свои личные психологические особенности. А чтобы уверенность не терялась, необходимо помочь развитию ребенка. В изучении жизненных ситуаций неоценимую помощь оказывают презентации, интерактивная доска. Одновременно у детей развивается речь, память и появляется интерес к выполнению рисунка.

Часто я использовала на уроках коллективные формы работы. Групповая работа или работа в парах оживляет педагогический процесс, помогает каждому ребенку раскрыться как личности. В результате такого труда создаются совместные сценарии, композиции с изображением природы, коллажи т.д. Очень любили мои ученики создавать рисунки-декорации, которые использовались для кукольных спектаклей (которые проводились во внеурочное время).Я хвалила их даже за самую маленькую удачу, за старание и трудолюбие. Это признание стимулирует их к дальнейшему творчеству.

Я поняла, что нельзя проводить уроки без метода удивления. Ребенок активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему все интересно, он удивлен окружающим его миром. Но, придя в школу, вынужден действовать по инструкции взрослого и поэтому теряет свою инициативу.

Метод «любования» я использовала на уроках – беседа об изобразительном искусстве различного направления. Использование красивой музыки, красочных картин усиливают эмоциональное настроение.

По возможности я использую приемы активного обучения. Это: игра, придумывание интересного сюжета, фантазирование, спор и т.п.

При отборе форм проведения отдельных частей урока я выделяла в них вступительную часть, промежуточную или заключительную. Учитывала, что участвовать будет весь класс. Однако, нужно помнить, что олигофрены легко возбуждаются, быстро отвлекаются, забывая о главном. Правила игры или беседы должны излагаться кратко, доступно. результат игры должен быть хорошо понятен учащимся.

Использование интересных форм игры дает возможность не только заинтересовать детей, увлечь рисованием, но и развивать учеников, активизировать, углублять и закреплять знания. Игровые моменты я использую на различных этапах урока: во вступительной беседе, чтобы указать на наличие общих ошибок, при подведении итогов. В первом классе игровые моменты применяются особенно широко.

Суть игровых упражнений заключается в выполнении конкретных заданий. Упражнение – это методически правильно организованное действие, специально подобранное с определенной целью. Игровое упражнение должно выполняться в индивидуальном темпе, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.  

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

  1. формирование положительной мотивации;

  2. повышение познавательной активности учащихся;

  3. развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

  4. развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

  5. раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

  6. развитие навыков самостоятельного умственного труда;

  7. развитие универсальных навыков, приемов рисования,

Чего я жду от уроков рисования?

Чтобы каждый урок приносил много нового, интересного, радостного. Познается мир, накапливаются впечатления, ученики увидят красоту окружающего мира, обогащается воображение.

Становится разнообразнее речь, обогащается словарный запас, активнее мышление, рисунки интереснее и радостнее.

Отрабатывается точность движения руки, развивается мелкая моторика рук.

Ученик учится планировать последовательность выполнения работы, подбор техники выполнения, сочетания цветов, тональность, яркость.

Научится тому, как один предмет принимает множество положений, как смешивать краски.

Научатся при рисовании использовать различную технику и разнообразный материал: карандаши, мелки, гуашь, акварель, масляные краски, фломастером, ручкой.

Очень важно все новое, необычное, интересное в рисунках отмечать, принимать фантазию и выдумку ребенка. Детские рисунки обязательно вывешивайте на доску, ни в коем случае нельзя критиковать работу ребенка. Юный художник сможет гордиться тем, что его труд, его творчество приносит радость не только ему, а и другим людям тоже. Повышается его самооценка. А если работа не получилась? Необходимо отметить, что «именно вот этот момент в рисунке хорошо получился и при старании все получится хорошо».

Я стараюсь помочь каждому ребенку почувствовать весь спектр возможностей рисования, красоту окружающего мира, видеть красоту в обычных предметах. Рисование без кистей и карандашей – это не только развлечение, но и прекрасное упражнение для развития мелкой моторики у ребенка. Соответственно подобные занятия рисование будут способствовать развитию речи у детей до года и памяти. Помимо этого малыш будет тренироваться лучше управлять своим телом, быстрее научится сидеть и ходить.

Оценка детских рисунков как работ творческого характера требует особого педагогического такта. Дети любят рисовать всё, что их окружает. И даже, если вам не нравится выполненная работа, изображаемый предмет, или тема не соответствует заданной теме – не спешите делать отрицательную оценку его работе. В чем причина неудачи? Нет опыта, работа не соответствует складу его характера, настроению, темпераменту. При оценке следует  также учитывать  индивидуальность  ученика. В  случаях, когда ученик делает изменения, дополнения к предложенной теме, лучше разрешить ему рисовать по желанию. Всегда следует отметить положительные стороны работы. Оценка может иметь место на различных этапах урока в начале занятия, в ходе самостоятельной работы детей, в конце урока.  

Оценке складывается из: возрастных особенностей ученика, качеств его личности, элементов творчества в рисунке.   Правильного понимание поставленных задач при выполнении учебных работ, раскрытия темы, и достижение точности. Владение основами изобразительной грамоты, умение последовательного выполнения работы расположения в пространстве, передачи цвета,      степень сходства или передача основных признаков (в зависимости от возраста)

Если это не рисование с натуры, то:   импровизация и использование собственных впечатлений при выполнении работы, оригинальность.

Но есть главное правило в работе с детьми, не навреди. Иногда ученик рисует совсем не то, что задано, не отбейте охоту к изобразительному искусству. Поговорите, что он рисует, о чем думает, помогите ему в работе. Важнее сам ребенок, а не его оценка за предложенную работу.

infourok.ru

«Коррекционно-развивающее значение уроков декоративного рисования для обучающихся первого класса специальной (коррекционной) школы VIII вида».

«Коррекционно-развивающее значение уроков декоративного рисования для обучающихся первого класса специальной (коррекционной) школы VIII вида».

Латинское слово «декор» означает «узор». Отсюда декоративное рисование – это рисование узоров, орнаментов. Декоративному рисованию обучающиеся коррекционной школы отдают особое предпочтение, поскольку здесь они могут проявить элементы творчества в большей степени, чем при выполнении других, относительно более сложных видов работы. Тесно соприкасаясь с декоративно-прикладным искусством, этот вид изобразительной деятельности способствует эстетическому воспитанию школьников. Он наиболее понятен и доступен обучающимся коррекционной школы.

Параллельно с практическими занятиями декоративным рисованием обучающиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства.

Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий.

Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров.

В ходе практических занятий отрабатываются умения гармонически сочетать цвета,

ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников. При составлении узоров обучающиеся используют простейшие изобразительные элементы и наиболее простые детали, чередуя их через одинаковые промежутки. Различные комбинации элементов, чередование их по цвету, величине, форме позволяют учащимся создавать большее количество разнообразных орнаментов. Другое достоинство декоративных рисунков заключается в том, что композиция, то есть расположение и взаимосвязь частей, может быть очень простой. Пространственная организация узора в значительной мере облегчается тем, что обычно обучающиеся получают готовую геометрическую форму (полосу, квадрат, круг), которую необходимо заполнить соответствующим мотивом. Красочность, выразительность и ритмичность составных частей рисунка радует детей и тем самым активизирует их деятельность.

Декоративное рисование позволяет более результативно формировать технические приемы работы, так как при выполнении узоров по образцу детям значительно легче, чем при изображении реального предмета, понять то или иное направление линий, освоить тот или иной способ действий.Во время декоративного рисования обучающиеся отрабатывают ритмичность проведения однородных повторяющихся движений и их амплитуду. Они учатся проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные прямые, рисуют волнистые линии, делят отрезки на равные части, выполняют развивающие глазомер несложные рисунки. Школьники многократно упражняются в симметричном расположении узора, в воспроизведении цветовых сочетаний и основных геометрических форм. Таким образом, декоративное рисование отличается доступностью изображения, чем другие виды изобразительной деятельности, и во многом соответствует возможностям умственно отсталых школьников.В процессе декоративного рисования, проводится большая работа по уточнению и обогащению представлений обучающихся о геометрических формах. Геометрическая форма, как декоративный элемент является переходом к усвоению формы предмета. Если во время декоративного рисования она нередко выступает в отвлеченном, абстрактном виде, то в других видах занятий связывается с предметом, то есть происходит опредмечивание.В начальный период занятий наиболее приемлемы узоры из геометрических форм, чередующихся по величине (круг большой – круг маленький, круг большой – круг маленький). Затем учащиеся рисуют узоры, включающие две формы (круг – квадрат, круг - квадрат).Более сложную композицию, состоящую из двух – трех форм и других геометрических элементов. При составлении узоров важное место занимает пространственная композиция рисунка. Связанные с ней такие понятия, как «середина», «края», «левая, правая сторона», «слева», «справа», «сверху», «снизу», «вокруг» и другие в значительной мере отрабатываются в процессе декоративного творчества.Яркость, красочность, ритмичность, присущие работам декоративного характера, предъявляют особые требования к использованию цвета. Обучающие упражняются в умении соотносить цвет деталей своего рисунка с эталоном.В начальный период следует рисовать узоры с небольшим числом деталей, ограничиваясь при этом лишь двумя насыщенными цветами, а затем постепенно вносить некоторые усложнения; симметрично расположенные элементы целесообразно давать одинакового цвета. Надо давать детям возможность выбирать цвета для раскраски из ограниченного числа цветов. Заключение. Уроки изобразительного искусства оказывают заметное коррекционно-развивающее воздействие на умственно отсталого ребенка: влияют на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную (моторика рук), развитие личностных качеств, способствуют формированию эстетического восприятия.

Литература.

Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. – М., 1982.Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1975.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (олигофренопедагогика) Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

multiurok.ru

Значение уроков изобразительного искусства в коррекционных школах

Значение уроков изобразительного искусства в коррекционных школах

Рисование является одним из самых главных и необходимых моментов в развитии и воспитании ребенка. Но многие люди не придают рисованию особого значения,   считают его одной из форм досуга.

В школах же рисование занимает очень скромное место, ведь ему уделяют очень мало времени и считают его дополнительным, а не основным предметом для детей. Хотя рисование дает ребенку очень многое.

В истории развития человечества  рисунок играет большую роль, как средство общения, передачи информации, самовыражения, даже прежде чем появилось письменность. Рисование положило основу изобразительному  искусству и многим видам других.

В системе обучения и воспитания учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы уроки изобразительного искусства имеют большое значение и являются одним из самых главных и необходимых моментов в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное коррекционно-развивающее действие на учащихся с особенностями в интеллектуальном развитии:  влияют на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы (главным образом моторику рук), развитие личностных качеств. Способствуют формированию эстетического восприятия, помогают в решении проблем  социализации и адаптации «особого» ребенка.

На уроках ИЗО развивается  целый комплекс качеств, умений и навыков ребёнка. Во-первых  он обращает пристальное внимание на формы, светотени и цветные оттенки. Во-вторых, он развивает у себя глазомер, понимает перспективу и отношение частей целого, их взаимосвязь и общее представление. В-третьих, у ребенка вырабатывается отчетливая зрительная память, которая побуждает его к исследованию, развитию эстетического вкуса и взгляда. Он воспитывает в себе благородный вкус, развивает чувство прекрасного, одухотворяет свои взгляды и свою жизнь. Изобразительная деятельность развивает в нем психологическую оценку выражения лица, значение поз и движений. И, несомненно, школьник получает огромное наслаждение, создавая, фантазируя, осознавая глубокие понятия жизни и творчества.

С точки зрения психологии изобразительное искусство можно рассматривать  как изобразительную деятельность (ИЗО деятельность). Изобразительная деятельность является одним из продуктивных видов деятельности и имеет моделирующий характер. Она отражает уровень интеллектуального и эмоционального развития детей. Значительный вклад в ее формирование вносят восприятия, памяти, внимания. Большое значение имеет уровень развития пространственных представлений, мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

На занятии по ИЗО деятельности решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические задачи по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Большое значение ИЗО деятельность имеет для формирования навыков планирования. Проводятся специальные коррекционные занятия, на которых детей учат с помощью карточек наглядно составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный результат с запланированным. Таким образом, ИЗО деятельность можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов дошкольной деятельности, но и как инструмент коррекции и развития.

В рамках ИЗО деятельности детей обучают рисованию, лепке, аппликации.

На начальном этапе (в младшей группе) занятия проводят на основе совместной деятельности детей и воспитателя. Целью этих занятий является выработка эмоционально-положительного отношения к ИЗО деятельности.

Операциональные предпосылки ИЗО деятельности формируются на коррекционно-развивающих занятиях учителя-дефектолога.

Сначала проводятся занятия по лепке. Детей учат приемам обследования анализа строения предметов, что способствует развитию сенсорно-перцептивной и аналитико-синтетической деятельности. После лепки предмет изображают в технике аппликации. Детей учат правильно располагать элементы относительно друг друга, выстраивать композицию на листе. Сначала дети работают с готовыми элементами, а затем отбирают необходимые из нескольких предложенных на основе сформированного представления о предмете. На следующем этапе детей учат техническим приемам изображения предмета в рисунке.

Сколько проводить занятий лепкой, аппликацией и рисованием в первом полугодии воспитатель определяет самостоятельно на основе анализа достижений детей. Во втором полугодии воспитатель постепенно переходит на режим проведения одного вида занятия в неделю (лепка, аппликация, рисование), при этом их логическая последовательность сохраняется в ИЗО коррекционной школы. Ребенок, который умеет рисовать, облегчает себе обучение других школьных предметов, ведь от рисования малыш получает огромную пользу, особенно, развитие своего собственного логического мышления. В работу включаются двигательные и зрительные, мускульные и осязаемые анализаторы. Помимо этого, рисование помогает ребенку развивать память и внимание, учит ребенка правильно думать и анализировать ситуацию, сочинять и воображать. Расширение запаса собственных знаний очень хорошо влияет на умственное развитие у детей.

Просмотр содержимого документа «Значение уроков изобразительного искусства в коррекционных школах»

Значение уроков изобразительного искусства в коррекционных школах

Рисование является одним из самых главных и необходимых моментов в развитии и воспитании ребенка. Но многие люди не придают рисованию особого значения, считают его одной из форм досуга.

В школах же рисование занимает очень скромное место, ведь ему уделяют очень мало времени и считают его дополнительным, а не основным предметом для детей. Хотя рисование дает ребенку очень многое.

В истории развития человечества рисунок играет большую роль, как средство общения, передачи информации, самовыражения, даже прежде чем появилось письменность. Рисование положило основу изобразительному искусству и многим видам других.

В системе обучения и воспитания учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы уроки изобразительного искусства имеют большое значение и являются одним из самых главных и необходимых моментов в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное коррекционно-развивающее действие на учащихся с особенностями в интеллектуальном развитии: влияют на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы (главным образом моторику рук), развитие личностных качеств. Способствуют формированию эстетического восприятия, помогают в решении проблем социализации и адаптации «особого» ребенка.

На уроках ИЗО развивается целый комплекс качеств, умений и навыков ребёнка. Во-первых он обращает пристальное внимание на формы, светотени и цветные оттенки. Во-вторых, он развивает у себя глазомер, понимает перспективу и отношение частей целого, их взаимосвязь и общее представление. В-третьих, у ребенка вырабатывается отчетливая зрительная память, которая побуждает его к исследованию, развитию эстетического вкуса и взгляда. Он воспитывает в себе благородный вкус, развивает чувство прекрасного, одухотворяет свои взгляды и свою жизнь. Изобразительная деятельность развивает в нем психологическую оценку выражения лица, значение поз и движений. И, несомненно, школьник получает огромное наслаждение, создавая, фантазируя, осознавая глубокие понятия жизни и творчества.

С точки зрения психологии изобразительное искусство можно рассматривать как изобразительную деятельность (ИЗО деятельность). Изобразительная деятельность является одним из продуктивных видов деятельности и имеет моделирующий характер. Она отражает уровень интеллектуального и эмоционального развития детей. Значительный вклад в ее формирование вносят восприятия, памяти, внимания. Большое значение имеет уровень развития пространственных представлений, мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

На занятии по ИЗО деятельности решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические задачи по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Большое значение ИЗО деятельность имеет для формирования навыков планирования. Проводятся специальные коррекционные занятия, на которых детей учат с помощью карточек наглядно составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный результат с запланированным. Таким образом, ИЗО деятельность можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов дошкольной деятельности, но и как инструмент коррекции и развития.

В рамках ИЗО деятельности детей обучают рисованию, лепке, аппликации.

На начальном этапе (в младшей группе) занятия проводят на основе совместной деятельности детей и воспитателя. Целью этих занятий является выработка эмоционально-положительного отношения к ИЗО деятельности.

Операциональные предпосылки ИЗО деятельности формируются на коррекционно-развивающих занятиях учителя-дефектолога.

Сначала проводятся занятия по лепке. Детей учат приемам обследования анализа строения предметов, что способствует развитию сенсорно-перцептивной и аналитико-синтетической деятельности. После лепки предмет изображают в технике аппликации. Детей учат правильно располагать элементы относительно друг друга, выстраивать композицию на листе. Сначала дети работают с готовыми элементами, а затем отбирают необходимые из нескольких предложенных на основе сформированного представления о предмете. На следующем этапе детей учат техническим приемам изображения предмета в рисунке.

Сколько проводить занятий лепкой, аппликацией и рисованием в первом полугодии воспитатель определяет самостоятельно на основе анализа достижений детей. Во втором полугодии воспитатель постепенно переходит на режим проведения одного вида занятия в неделю (лепка, аппликация, рисование), при этом их логическая последовательность сохраняется в ИЗО коррекционной школы. Ребенок, который умеет рисовать, облегчает себе обучение других школьных предметов, ведь от рисования малыш получает огромную пользу, особенно, развитие своего собственного логического мышления. В работу включаются двигательные и зрительные, мускульные и осязаемые анализаторы. Помимо этого, рисование помогает ребенку развивать память и внимание, учит ребенка правильно думать и анализировать ситуацию, сочинять и воображать. Расширение запаса собственных знаний очень хорошо влияет на умственное развитие у детей.

kopilkaurokov.ru


Смотрите также