Урок изобразительного искусства. Узор в полосе. "Добрым людям на загляденье". Хохломская роспись. Узор в полосе декоративное рисование


Урок изобразительного искусства. Узор в полосе. "Добрым людям на загляденье". Хохломская роспись

Разделы: Начальная школа

Декоративное рисование, самостоятельное исполнение растительного узора в полосе.

Цели: развивать эстетическое отношение к действительности, творческое воображение детей; расширить познания об изготовлении хохломской утвари, её росписи; учить выделять элементы узора, познакомить с чередованием элементов в узоре; с понятием орнамент; нарисовать узор в полосе.

Материалы к уроку.

Оборудование: предметы быта украшенные орнаментом; листы бумаги, кисти, акварельные краски, тряпочки, вода; репродукции произведений мастеров Хохломы, хохломские изделия. Бумажный сарафан и рубаха, вырезанные из белой бумаги. Видеофильм к уроку.

Эпиграф.

Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты, как душа у народа, красива!

План урока.

  1.  Вступительное слово. «Золотая посуда».
  2. Основная часть. «Волшебный узор».
  3.  Планирование самостоятельной работы.
  4. Выполнение узора в полосе.
  5. Итог урока. Анализ работ учащихся. Украшение сарафана и рубахи.

Девиз. Твори, выдумывай, пробуй.

Презентация

Ход урока

1. - Ребята, прочитайте тему урока. Какова основная мысль урока? Отражена ли эта мысль в эпиграфе?

С давних времён люди стали украшать разные предметы (утварь). Сошьёт мать дочери сарафан и украсит его тесьмой по краю подола, бретельки. «Расцветёт» сарафан. Дед выдолбит деревянную чашу, да узором украсит. Пусть радует глаз. Зачем это делали?

По берегам великой русской реки, Волги, - издавна занимались разными ремёслами. Появилось старинное торговое село – Хохлома.

В селе, расписывали посуду, используя только три цвета. Цвет солнца, богатства и радости – «жёлтый» (золото). Цвет жизни, красоты, тепла – «красный». Цвет земли – «чёрный», усиливает сияние красного и золотистых оттенков.

Элементы узора русских мастеров: травка, цветы, ягоды, бутоны. Сейчас вы попали в художественный цех, где расписывают деревянную посуду умелые руки девушек.

- Что вы заметили? Какие вопросы у вас возникли?

- Что называют Хохлома? (Проверь себя по слайду).

2. Блиц-опрос.

- Самый любимый орнамент у мастеров хохломы? (Травка.)

- Каким цветом пишется «травка»? (Красным, чёрным.)

- Какие значения имеют цвета? (Красный –огонь, любовь, преданность; золотистый – свет, счастье, солнце, богатство, довольство, красоту, чистоту; чёрный – торжественность.)

- Игра закончена.

3. Планирование работы.

Мы по слайдам познакомимся с элементами узора и приёмами их рисования.

Возьмите кисть в руку и повторите движение, представляя элементы травного орнамента. Попробуйте изобразить на листе бумаги простые элементы: «травинки», «капельки», «усики», «криуль».

- С чего начнём работу? Вспомните тему урока.

- Где вы наблюдали узор в полосе, приведите примеры.

- Что вы знаете об орнаменте (узоре)? Какое правило надо соблюдать?

- Какие цвета будем использовать в узоре, почему?

- Повторим правила построения орнамента.

1) Узор состоит из повторяющихся элементов; они одинаковы по цвету, форме, размеру.

2) Используем в узоре три основных цвета и элементы растительного орнамента.

- Наш орнамент будет состоять из листьев и ягод. Вы уже учились рисовать листья и ягоды, используйте знакомые приёмы в составлении узора.

4. Самостоятельная работа.

Выполнение узора в полосе.

5. Итог урока.

Анализ работ учащихся. Украшение сарафана и рубахи.

- Сейчас для вас коллективное задание. Своими узорами сделанными в полосе украсить сарафан и рубаху.

- Откуда появилось это удивительное хохломское искусство? Придумайте свою легенду появления такого замечательного промысла.

- Какие правила вы соблюдали при выполнении орнамента?

- Довольны ли вы своей работой? Что получилось хорошо? Чему ещё надо поучиться?

- Какие пословицы о труде вам запомнились?

- Как вы оцените свой труд?

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока изобразительной деятельности "Рисование узора в полосе "

Урок изобразительной деятельности

Тема: Рисование узора в полосе из веточек с листочками и ягод, из веточек с листочками и цветка.

Цель: составление растительного узора в полосе

Задачи:

Обучающие: познакомить с понятиями «узор», «ритм», «орнамент», учить рисовать.

Воспитательные: воспитать аккуратность, самостоятельность в работе.

Развивающие: развить фантазию, внимание, творчество.

Оборудование: альбом, простой карандаш, краски, кисти, палитра, шаблоны.

Наглядные пособия: образцы, карточки с элементами.

Ход урока:

1. Оргмомент: Посмотрите, все ли готово у вас к уроку. Садитесь.

2. Вступительная беседа

С давних времён люди стали украшать разные предметы быта.

  • Сошьёт мать дочери сарафан и украсит его тесьмой по краю подола.(Показ иллюстрации) «Расцветёт» сарафан.

  • Дед выдолбит деревянную чашу, да узором украсит. (Показ иллюстрации). Пусть радует глаз.

  • Разошьёт бабушка край полотенца узором небывалым, нитками разноцветными.

- Зачем это делали? Для красоты.

Рассмотрите элементы рисунков узора.

Элементы узора: травка, цветы, ягоды, бутоны, листочки, плоды.

Сегодня мы будем рисовать растительный орнамент в полосе.

Орнамент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

В каждом орнаменте есть свой ритм. 

Ритм в узоре создается, когда есть чередование элементов.

- Посмотрите на орнаменты на этом рисунке, попробуйте найти ошибки.

Верно.

- А теперь немного поиграем. Посмотрите, наши листики и цветочки все рассыпались .Кто может их собрать обратно?

- Каждый из вас попробует составить свой орнамент из готовых элементов, соблюдая ритм.

Каждый учащийся составляет свой орнамент на парте.

А теперь, вы должны будете выполнить такой узор в альбоме сначала карандашом, а затем красками.

Но сначала скажите, из чего может состоять растительный орнамент?

Д.: Из листиков, грибочков, ягод, фруктов…

3. Работа над рисунком:

Как мы располагаем лист?

Горизонтально

Нужно расчертить лист, разделив его на квадраты.

Для этого им необходима линейка и простой карандаш. Как чертить квадрат вы знаете. Его размер 7x7 см.

В каждом квадрате вы и будете выполнять узор.

В узоре могут быть:

- листики;

- веточка.

- ягодка

-цветок

Первый элемент - это веточка с листочками, а второй элемент выберете сами. (Использование шаблонов)

- На листе бумаги составьте орнамент, соблюдая ритм. Шаблоны обводим

карандашом. 

- Готовый растительный орнамент в полосе, расписываем   красками.

Можете немного пофантазировать и добавить свои элементы в рисунок.

Пусть у каждого получится свой орнамент, непохожий на другие.

Физминутка

 Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Приступаем за урок!

4. Практическая творческая деятельность учащихся.

Выполнение узора в полосе. Помощь учителя.

5. Подведение итогов

  • Сегодня мы рисовали растительный узор.

  • Вспомните, как называется узор, который повторяется? (орнамент)

  • Из чего может состоять орнамент?

  • Как чередуются элементы орнамента? (в определённом ритме)

  • А что такое ритм?

  • Ритм – это чередование элементов.

6.Анализ работ

Учитель отмечает лучшие работы, указывает положительные стороны.

Также рассматриваются работы, в которых допущены ошибки.

Дети отмечают что им понравилось в работе, что вызвало затруднения.

 

7.Выставка работ, выставление оценок

multiurok.ru

Технологическая карта урока "Декоративное рисование. Растительный орнамент в полосе".

Технологическая карта урока

Урок ИЗО 29.01.2016

УМК «Перспектива»

Учитель: Никонорова Светлана Николаевна

Класс 1 «А»

Тема: Декоративное рисование. Растительный орнамент в полосе.

Цель: создать условия для формирования представлений об элементарных законах композиции.

Задачи: познакомиться с народными промыслами; отработать умение рисовать кистью декоративные элементы Городецкой росписи; развить эстетическое восприятия произведений народного искусства.

Тип урока: комбинированный урок.

Планируемые результаты.

Предметные: Знать    основные элементы цветочного узора в городецкой росписи; знание приемов сво-

бодной кистевой росписи в декоративной разделке цвета; умение использовать приёмы

 для выполнения декоративного изображения.

Личностные: Формирование индивидуального стиля деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные: 1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: 1.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.2.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Оборудование: гуашь, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки; презентация, проектор, компьютер.

Наглядно – демонстрационный материал: схемы композиций узора в круге, образцы рисунков учителя, схемы пошагового рисования. 

ХОД УРОКА

Этапы урока

Содержание деятельности

Формирование УУД

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

  1. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент).

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку.

Руки? На месте

Ноги? На месте

Локти? У края

Спина? Прямая

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять –

Учитесь красиво и правильно рисовать.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

  1. Актуализация знаний.

Организует фронтальную устную работу у экрана.

  • Человек с давних пор привык жить так, чтобы его окружала красота.

  • Сначала это была природа (деревья, бабочки, насекомые, мороз на стеклах).

  • Потом человек начал украшать свое жилище, одежду.

  • Игра «Магазин». Вы пришли в магазин. Вам нужно купить тарелочки.

  • Какую бы вы купили тарелку? (выбор: белая или с рисунком).

  • Что нужно сделать, чтобы тарелки были раскуплены? (Сделать их красивыми).

  • Каким образом?

  • Нарисовать узоры.

  • Посмотрите на узоры. Как они расположены? (Повторяются, чередуются).

  • Как называется узор, который основан на повторе? (Орнамент).

  • Из каких элементов состоит данный орнамент? (Показывает геометрический орнамент)

  • Из каких элементов состоит следующий орнамент? (Учитель показывает растительный орнамент).

Отвечают на вопросы.

Принимают игровую ситуацию.

Отвечают на вопросы. Анализируют.

Высказывают предположения.

Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

  1. Постановка учебной задачи.

Организует диалог с обучающимися (загадывает загадку и просит объяснить на основании каких признаков смогли отгадать), в ходе которого устанавливается, что будут рисовать на уроке.

  • Если в рисунок орнамента входят листики, цветы, веточки, то как называется такой орнамент? (Растительный).

  • Для того, чтобы узнать из каких элементов будет состоять наш орнамент, отгадаем загадки.

Он проснулся, покачнулся,

Лепестками к солнцу потянулся. (Цветок)

Из почек появляются,

Весною распускаются,

Осенью увядают и все опадают. (Листья)

( Растительный орнамент).

Подводит обучающихся к составлению плана работы.

Отвечают на вопросы.

Отгадывают загадку.

Формулируют тему и цель урока.

Составляют план урока.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Познавательные: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя.

  1. Усвоение новых знаний и способов действий.

Физкультминутка.

Практическая работа.

Выставка работ обучающихся.

  1. Подведение итогов.

  1. Рефлексия.

Указывает объект наблюдения узоры городецкой росписи, организует подводящий диалог, в ходе которого устанавливается, что эти узоры могут быть составлены только в техники городецкой росписи.

  • Рассмотрите узор. Из каких элементов он составлен?

  • Чем необычны цветы?

  • Эти узоры возникли в городе Городец, который находится на берегу реки Волги.

  • Именно там появились эти фантастические цветы. Они выполняются масляными красками.

  • Демонстрация фильма о Городце.

  • Посмотрите и скажите, какие цвета используют городецкие мастера? (Красный, розовый, синий, зеленые, черный, белый на ярко- желтом фоне).

  • Как же называются эти цветы? Ваши предположения.

  • Розан и купавка.

  • Осуществляет игру «Собери узор» в парах.

  • У вас на парте образцы этих цветов и листочки. Соберите узор. Самооценка.

Организует профилактику переутомления.

  • Вы сейчас самостоятельно выполните свой узор в полосе.

  • Для этого тонкими линиями карандаша намечайте расположение элементов узора.

  • Шаг второй. Рисуем по намеченным местам розаны или купавки, начиная с силуэта цветка. Все основные цвета должны иметь два оттенка: один – насыщенный, другой – разбавленный. Как правило, силуэт цветка имеет более бледный оттенок выбранной за основу краски, центр - более яркий.

  • Шаг третий. А после этого одним из способов рисуем – лепестки цветка (скобки). Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.

  • Шаг четвертый. Добавляем листья. Показать схематично как правильно расположить мелкие элементы. Дополняем рисунок листьями, веточками. При этом помним, что листочки в городецкой росписи не ярко – зелёного цвета, а темнее. (В зелёную краску следует добавить тёмно – коричневой 1 : 3)

  • Шаг пятый. «Оживка» цветка белой краской предаст ему более выразительный вид. Добавляем точки на листики, штрихи на цветы и т.д.

Просит провести самооценку.

Организует диалог, в ходе которого, обучающиеся должны осознать, что изучили, что вызвало затруднение.

  • Что нового вы сегодня узнали?

  • Чему научились?

  • Понравился ли урок? Что особенно понравилось и почему?

  • Как вы оцениваете свое участие в сегодняшнем уроке?

  • В лучших работах передан ритм растительного узора, композиции красивы, роспись выполнена аккуратно, цвет очень выразителен.

  • Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы.

Высказывают предположения

Анализируют образцы узоров.

Принимают игровую ситуацию.

Работают в паре.

Проводят самооценку.

Выполняют движения по тексту. Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни.

Осуществляют самостоятельную деятельность.

Оценивают свою работу.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Регулятивные:

проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

Познавательные:

умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их; умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения; планирование учебного сотрудничества с товарищем, управление поведением партнера.

Регулятивные : составление плана работы над рисунком, проговаривание последовательности действий на уроке. 

Познавательные : пользоваться языком изобразительного искусства. 

Личностные : стремление быть самостоятельным в поиске решения различных изобразительных задач. 

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные: контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

infourok.ru

Урок ИЗО "Узор в полосе"

Копаева Наталья Викторовна,

Учитель музыки и ИЗО

МОУ СШ № 75 Красноармейского района Волгограда

Урок ИЗО

Тема: Узор в полосе.Цель: познакомить обучающихся с основными видами орнамента, научить изображать элементы орнамента.

Задачи: познакомить с художественными промыслами :Гжель, Жостово, Городец, Скопин, Опошня; уточнить понятие контрастные цвета;

развивать познавательные потребности, способности;

воспитывать интерес к произведениям народного изобразительного искусства, к собственному творчеству;

Познавательные результаты: знакомство с видами орнамента, с художественными промыслами, с выразительными сочетаниями контрастных цветов

Предметные: учащиеся получают знания об орнаменте и в дальнейшем будут применять эти знания на практике

Личностные: формирование понимания орнамента как необходимости для выразительности и красоты окружающих предметов, воспитание чувства гордости

Коммуникативные: формирование умения выслушивать и уважать мнение других учеников

Место урока в системе уроков : повторение и уточнение основ цветоведения, совершенствование графических навыков, творческой фантазии и воображения, продолжение знакомства с художественными промыслами, закрепление понятий орнамента и его элементах.

Этапы:1. Усвоение знаний2. Творческая работа учащихся3. Рефлексия4.Оценивание работ.. (СЛАЙД№ 1)

Ход урока.

1.    Организация класса.

2.   Постановка проблемы.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд, подумайте и скажите, какое изображение лишнее. (СЛАЙД№2) ( Белая рубаха).

Почему? (На ней нет узоров)

Как грамотно называют узоры? (Орнамент)

Верно. А как вы думаете, о чем же мы будем с вами говорить на уроке? (Об орнаменте) .

Как вам кажется, зачем нужен орнамент? (Чтобы вещи были красивыми)

Конечно. А давайте подумаем и вспомним, только ли на одежде был орнамент? (На посуде, скатертях, занавесках и т.д.)

Совершенно верно.

Из уроков истории вы знаете, что во все времена человек стремился к прекрасному. Орнамент появился несколько тысячелетий назад. Древние люди пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким образом, делались первые украшения на предметах.

Древний человек украшал свое жилище. В дальнейшем, по мере развития человеческого разума, он стремился изготовить себе оружие, орудия труда: грабли, косы, вилы;

посуда, а сделана она была из глины: кувшины, тарелки и т.д. ;

это и одежда: рубахи, платья, кофты;)

это и вещи, предназначенные для убранства русской избы: дорожки, рушники, занавески. (СЛАЙД№3)

Все эти предметы он украшал по-своему. Одежду в давние времена умела изготавливать каждая женщина. На Руси незамужняя девушка готовила себе сундук с приданным. Считалось, что размер приданого говорит о том, какая из нее получится хозяйка. Чем тяжелее сундук и красивее изготовлены вещи, тем лучше. Значит девушка – настоящая рукодельница. Узоры придумывали и составляли сами. Говоря современным языком, каждой вещи был присущ свой узор, то есть орнамент. Что же обозначает это слово? В переводе с латинского «орнамент» - это узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

Источником создания оригинальных композиций для орнамента современного человека стала природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков: плоды и листочки разных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц. Поэтому орнамент имеет декоративные формы, заимствованные из внешних форм животных, растений, путем упрощения и обобщения.

Посмотрите на слайд. (СЛАЙД№4) На нем представлены орнаменты, но все ли они одинаковы? Может быть они чем-то отличаются друг от друга? (На одном орнаменте видны элементы растений, на другом силуэты животных, а также орнамент, на котором изображены геометрические элементы)

Молодцы, вы правильно это заметили. И таким образом, приходим к выводу, что существует несколько видов орнамента. (СЛАЙД№5)

Орнаменты бывают:

Геометрические состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).

Растительные - разновидность орнамента, основными элементами которого являются декоративно переработанные цветы, листья, ветки каких-либо растений. Формы его могут сильно отличаться от природных форм.

Животные (зооморфные) - разновидность орнамента, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

Символические представляют собой определенный символ. Он выражал очень широкие, многообразные понятия. К примеру, птица в древности была образом, связанным с небесной, воздушной стихией, прислужницей солнца, образом, соединившим небо и землю. Означало тепло и сулила богатый урожай

Комбинированные сочетает в себе разные виды орнамента (СЛАЙД№6)

Русский орнамент очень разнообразен. В старину декоративные элементы составлялись из символов и отражали чувство и интересы крестьянина. Например: фигурка птицы означала тепло и сулила богатый урожай.

Виды орнамента. Орнамент имеет три разновидности:

Ленточный

Замкнутый

Сетчатый

Ленточный – орнамент обычно располагается в полосе с вертикальным или горизонтальным чередованием мотива. К этому типу орнамента относятся: бордюры, обои, кайма.

Замкнутый – орнамент в круге, в квадратной или прямоугольной фигуре (салфетка, скатерть).

Сетчатый – орнамент строится при помощи сетки, на которой расположены различные узоры. Он применяется в оформлении потолка, стен, пола в помещении. (СЛАЙД№ 7)

А сейчас мы разделимся на 4 группы по 6 человек. Каждой группе представлены несколько вариантов орнамента в цвете. Ваша задача- рассмотреть орнаменты и подумать какие более выразительны.(СЛАЙД№8)

(Те орнаменты, в которых присутствуют контрастные цвета)

Да, контрастные цвета усиливают эмоциональное воздействие. Давайте вспомним их.

Красный – зеленый

Оранжевый – синий

Фиолетовый – желтый (СЛАЙД№9)

Хочу добавить, что цвет в узоре имел особое значение. Красный выражал восторг, радость, это цвет солнца, огня и жизни. Белый цвет связывался со светом, чистотой. Желтый – цвет солнца. Зеленый сочетался с природой, окружавшей человека.

Черный цвет придает выразительность узору.

На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых, духов. На воротниках и рукавах рубашек делались вышивки, которые «охраняли» от всякой нечисти.

Орнамент является стилем эпохи, признаком принадлежности произведения к данному времени и народу: Россия, Украина, Молдавия, Узбекистан и т.д.

Я предлагаю обратиться к искусству мастеров разных мест нашей Родины, посмотреть как они умели украшать свой быт и полюбоваться красотой и выразительностью произведений искусства. Вспомните о каком художественном промысле речь уже шла на наших уроках?

(Хохлома) (СЛАЙД№10)

Совершенно верно. А теперь мы с вами обратимся к произведениями искусств других мастеров)

Гжель (СЛАЙД№11)

Жостово (СЛАЙД№12)

В промысле жостовского расписного подноса основным мотивом становится цветочный букет, преимущественно на черном или красном фоне, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

Городец (СЛАЙД№ 13)

Городецкая роспись яркая, лаконичная (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери, сувениры.

Скопин (СЛАЙД№14)

Скопинский гончарный промысел обязан глине, залегающей в окрестностях города Скопина. Это производство гончарных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных.

Опошня(СЛАЙД№15)

В росписи присутствует растительный орнамент, компонуемый в виде букета или венка из переплетающихся цветов, гроздьев винограда, колосьев, стеблей, веток. Теплые коричнево-красные краски оживлены вкраплениями зеленого и синего цветов.

Ребята, подумайте, каким образом можно нанести орнамент?

(Орнамент можно вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву, металлу. Его можно сплести из кружева, нарисовать красками, карандашами, гуашью.)

Ребята, а вам бы хотелось научиться выполнять такие красивые узоры?

Тогда сейчас мы будем рисовать орнамент.

Задание: выполнить узор в полосе. Мотивы - геометрический, растительный.

В полосе может быть несколько повторяющихся узоров из каких-либо элементов, но они должны чередоваться.

Прорисовывание узора простым карандашом.

Правильный подбор цветовой гаммы.

Роспись узора при помощи кисти, сохраняем последовательность ритмического чередования.

3.    Творческая работа обучающихся.

Работу выполняют под музыку П.Чайковского «Вальс цветов».

4.    Рефлексия.

- Что такое орнамент?

-Какие орнамента бывают?

- Каковы особенности орнамента?

5. Анализ работ обучающихся, выставление оценок. Оценивается яркость и чистота цвета, выразительность, четкость и соразмерность рисунка.

multiurok.ru

Урок ИЗО по теме "Декоративное рисование. Создаем красивые узоры из геометрических фигур". 3-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Цель урока: Ознакомить учащихся с техникой печатания.

Знать: орнамент, особенности выполнения орнамента из геометрических фигур

Уметь: выполнять приемы печатания в заданной цветовой гамме

Новые термины: геометрический орнамент, техника печати

Практическое применение: народоведение, культура Урала, литература.

Реализация воспитательного потенциала урока:

  • воспитывать интерес и любовь к искусству своего народа,
  • способствовать формированию художественного вкуса

Связь учебного материала с жизнью:

Межпредметные связи: математика, технология, информатика

Методы обучения: беседа, рассказ, практическая работа, демонстрация, работа с наглядным материалом.

Повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся:

  • Орнамент-узор, основанный на повторе и чередовании элементов,
  • теплые и холодные цвета,
  • особенности выполнения узора в полосе.

Дидактические средства урока: Инструкционные карты, тест “Цветоведение”.

Применение ТСО, ИКТ: компьютер, проектор, музыкальные диски, колонки.

Методические пособия: учебные таблицы, выставка из предметов быта школьного музея, образцы работ детей из методического фонда кабинета.

Оборудование к уроку: таблицы “Русский орнамент”, “Цветоведение”, вышитые полотенца, печати из ластика, диск “Народная музыка”

На доске: геометрический орнамент, техника печати.

Для учащихся: простой карандаш, гуашь, палитра, кисти, альбом, салфетка, печати геометрической формы, инструкционные карты, образцы работ, картон для образца, картон для творческой работы, геометрические фигуры разного цвета на партах из картона в коробочках.

Конспект урока

I. Сообщение темы урока и его задач. Постановка цели урока.

Учитель: Добрый день! Вы, конечно, сразу обратили внимание, что сегодня у нас в классе не совсем обычно: что-то вы видели, а что-то видите в первый раз. Оглянитесь еще раз.

Какая тема урока, по вашему мнению, у нас сегодня? (Дети отвечают.)

Действительно, тема нашего урока – “Декоративное рисование. Создаем красивые орнаменты”.

II. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Цель: актуализация знаний и практических умений и навыков, являющихся опорой.

Учитель: Ранее мы с вами знакомились ранее с узорами в полосе, в которых чередовались растительные элементы “Дубовые листья”, во 2 классе выполняли декоративную полосу “Мои любимые игрушечные животные”. Сегодня мы будем учиться выполнять орнамент из геометрических фигур.

Чтобы наш орнамент получился красивым и правильным, нам нужно вспомнить, что такое узор, или орнамент, как он создается, какие вам известны геометрические фигуры, из которых мы и будем создавать орнамент, какие цвета относятся к теплым, а какие к холодным.

1. Учитель: Где в окружающем мире встречается орнамент?

Учащиеся:

а) Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными орнаментами. Орнамент встречается в нашей жизни везде. Он украшает наши дома, например, каменный орнамент. Или очень красивы деревенские дома: ставни окон могут быть украшены орнаментом, который вырезали резчики. Он может быть очень красивым, например, из треугольников.

Учитель: Приведите примеры, где дома мы можем увидеть орнамент?

б) Орнамент можно встретить и у себя дома – на обоях, на дорожке, на посуде. Орнаментом и раньше украшалась не только одежда и полотенца, узор покрывал прялки, шкатулки, лавки и сундуки. Его даже можно его увидеть на печенье, которое все мы любим. Он может состоять из ромбиков, кружочков, квадратиков. То есть орнамент украшает нашу жизнь.

Учитель: С чем можно сравнить орнамент?

в) Орнамент – это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния или интервалы. Что такое интервал? Вот например, салют… Салют, потом маленький перерыв. А мы ждем. Когда появятся новые огоньки в небе. Потом снова салют, потом ждем, и так повторяется много раз. Вот также интервал есть и в орнаменте.

Учитель: Вывод: орнамент придает предметам нарядный и праздничный вид.

Учитель: Изначально в глубокой древности изображения на орнаментах должны были защищать дом от злых сил, то есть это были не просто рисунки, а магические символы, которые должны были защищать их обладателей от нечистой силы.

Каждый элемент орнамента имел смысл. То есть зная, что обозначает в орнаменте тот или иной символ, можно было “прочитать”, что хотел выразить автор орнамента. (Показать на таблице.)

Позже орнамент превратился просто в элементы украшения дома.

Сегодня мы будем выполнять геометрический орнамент. А раз орнамент геометрический, то нам нужно вспомнить геометрические фигуры, которые вам известны. А вспоминать мы будем, отгадывая загадки.

2. Геометрические фигуры.

Загадки:

  1. Узнает очень просто Меня любой дошкольник: Три стороны и три угла – Зовусь я – треугольник!
  2. Он давно знакомый мой. Каждый угол в нем прямой. Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад, А зовут его? Квадрат!
  3. Я – известный всем овал. У меня есть верный друг. Без него я никуда. А зовут его все – круг!
  4. Это всем известно в мире Что у нас всего четыре. Четыре стороны И столько же вершин. Четырежды важные дела Мы четырежды совершим!Прямоугольник.

3. Задание: перед вами различные геометрические фигуры разных цветов. Разделите на две группы по цвету эти фигуры. Задание в виде теста. (Приложение 1)

На листе вверху две надписи: теплые цвета и холодные цвета. Под надписями – разные геометрические фигуры разных цветов. Распределите их на две группы.

Один ученик выполняет задание на компьютере.

Проверим! Проверяют друг у друга. В столбике “холодные цвета” должно сложиться слово “верно”.

III. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования.

Итак, мы вспомнили все необходимое.

Ну что ж, начинаем упражняться в составлении сложного орнамента из геометрических фигур. Давайте поиграем в “Веселую мозаику” и составим сначала узоры из картонных фигур, чередуя их в полосе по форме и цвету. На каждой парте в коробочках есть фигуры, прошу составить из них узор. Работаем в парах. Кто быстрее и интереснее составит.

А один ученик теперь попробует составить орнамент на компьютере. (Приложение 2)

Задание: составить орнамент из геометрических фигур, но орнамент должен быть сложным. Используйте наложение одной фигуры на другую или фигуры расположить в 2–3 ряда.

Работа по группам. Проверьте себя – повторяются ли элементы орнамента, нет ли путаницы?

IV. Тренировочные упражнения на освоение новых умений по образцу, алгоритму, инструкции.

Цель: Знакомство с техникой печатания.

Итак, орнамент составлять из геометрических фигур мы попытались, вспомнили, что такое теплая и холодная цветовая гамма, и попробовали составить орнамент, используя возможности компьютера.

А сейчас мы попробуем выполнить орнамент сами, и сделаем это немного необычным способом. Прошу подойти к моему столу.

Мы сегодня воспользуемся печатью, с помощью которой можно сделать орнамент. Но сначала научимся приемам работы.

  • Перед вами уже готовые печати, изготовленные из обычного ластика и представляющие из себя различные геометрические фигуры.
  • Нанеси на палитру гуашь.
  • Возьми печать.
  • Приложи нижнюю часть ластика к палитре с краской и сделай на бумаге отпечаток. Это нужно повторять перед каждой печатью.
  • Попробуй сделать то же самое другим цветом.

Дети выполняют эскиз геометрического орнамента на своих местах.

После выполнения работы вопросы к учащимся:

  • Довольны ли вы своей работой?
  • Получилось ли то, что ты хотел?
  • Как ты считаешь, почему получилось не то, что ты ожидал?
  • На что обратить внимание?

Работы вывесить на доске.

V. Творческое применение знаний и умений.

А сейчас вам предстоит творческая работа.

Задание: выполни геометрический орнамент в полосе в теплой или холодной цветовой гамме (по желанию). Работаем по инструкционным картам.

(Приложение 3)

На экране – образцы орнаментов, выполненных в технике печати. (Приложение 4)

  • Нанеси на палитру гуашь (используй теплые или холодные цвета – по выбору).
  • Возьми по выбору одну печать.
  • Приложи нижнюю часть ластика к палитре с краской и сделай на бумаге отпечаток. Это нужно повторять перед каждой печатью. Сделай ряд таких отпечатков до конца полосы.
  • Возьми по выбору другую печать. Под каждым отпечатком первого ряда сделай ряд других отпечатков. Нужно, чтобы у тебя получилось несколько таких рядов.
  • Можно использовать одну печать, но отпечатки делать разным цветом.
  • Можно на отпечатки сверху накладывать отпечатки другого цвета.

Музыкальный фон во время работы учащихся. (Приложение 5)

После выполнения работы вопросы к учащимся:

  • Получилось ли то, что ты хотел?
  • Что получилось особенно удачно?
  • Как ты считаешь, почему получилось не то, что ты ожидал?
  • Можешь ли ты сам назвать свои ошибки?
  • Почему ты их совершил?
  • На что обратить внимание, что сделать, чтобы их не было?

Оцените свою работу:

Работа выполнена аккуратно.

Проявил творчество (использовал наложение или более 2 рядов фигур).

Использовал более трех печатей.

Работа выполнена в цветовой гамме – холодной или теплой.

Орнамент выполнен правильно – есть повторение элементов.

4 или 5 плюсов – Все отлично! Ты почти что мастер орнаментов!

3 плюса – Молодец! Ты зачислен в подмастерья!

2 плюса – Еще не все потеряно! Потренируйся дома!

Подпишите фамилию и имя вверху, а внизу творческое название получившегося орнамента.

VI. Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Вопросы к детям:

  • Чему вы сегодня научились?
  • Что вы узнали для себя нового?
  • Довольны ли вы своей работой?

VII. Домашнее задание (или если останется время):

  1. Дай творческое название своей работе, свяжи название с каким-нибудь временем года.
  2. Подумать и ответить на вопрос: Из чего можно в домашних условиях изготовить печати?

VIII. Уборка рабочих мест.

Литература.

  1. Рисование. Учебное пособие для педагогов, воспитателей и родителей. И.Г. Мосин.
  2. Рисование – 2. Учебное пособие для педагогов, воспитателей и родителей. И.Г. Мосин.
  3. Справочник администрации по организации учебно – воспитательного процесса.
  4. Уотт. Ф. Я умею рисовать/Пер. с англ. О. Солодовниковой. – М.: ООО “РОСМЭН – ИЗДАТ”, 2004. – 96 с.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также